Цискаридзе личная жизнь жена биография. Изменившийся цискаридзе впервые вышел в свет

Впервые за долгое время Николай Цискаридзе вышел в свет. Бывший солист Большого театра, а ныне ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой пообщался с журналистами. Николай объяснил свое отсутствие тем, что ему просто неинтересно появляться на публике. При этом он признался, что думал, что будет переживать, однако этого не случилось. "Я очень легко расстался с артистической профессией. Я удивлен сам", – заявил Цискаридзе.

ПО ТЕМЕ

Николай объяснил, что профессионал своего дела, к примеру, музыкант, спортсмен или артист балета, который "пашет", со временем теряет силы и не может поддерживать ту взятую им высокую планку. Сейчас у Цискаридзе другая деятельность, которая доставляет ему радость. "Я танцую уже по-другому. Танцуют мои ученики. Но я столько вкладываю в них сил, что, когда они выходят на сцену, у меня полное ощущение, что я продолжаю плясать", – рассказал Николай.

При этом Цискаридзе отметил, что иногда он выходит на сцену в постановке, где играет характерную роль. Но он это делает для того, чтобы напомнить себе, что он по профессии артист. Николай это делает исключительно для себя. Он и сам удивлен тому, что его совершенно не тянет обратно в искусство. "Когда полностью выработался, очень тяжело держать планку", – объяснил Николай.

После того, как интервью балетмейстера появилось в Сети, пользователи разом отметили, что обычно невероятно стройный Николай сильно изменился – как выразились некоторые блогеры, он "раздобрел". Однако, по их же словам, это даже пошло на пользу Цискаридзе. Дескать, он стал "более естественным" и "настоящим", ближе к обычным людям.

К слову, в недавнем интервью Николай признался. что никогда не сидел на диетах. "Мне повезло с генетикой. В школе я был очень худой, нас по 4 раза в год взвешивали, и каждый раз у меня была нехватка веса. Тогда мне звонили домой и говорили: "Ну вот, у вашего опять не хватает". В 30 стало появляться лишнее, но уходить в начале сезона. В 40 уходить перестало. Я решил попоститься и похудел очень сильно – оказалось, мне не стоило есть мясо. А вообще своим ученикам, девушкам, я советую не есть после трех дня. Ничего", – рассказал Цискаридзе на форуме "Таврида" в Крыму летом прошлого года.

Российский артист балета и педагог, солист балета Большого театра в 1992-2013 годах, Народный артист России (2001), Народный артист Северной Осетии, дважды лауреат Государственной премии России (2000, 2002), трижды лауреат театральной премии «Золотая маска». Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

28 октября 2013 года в нарушение установленной процедуры приказом Минкультуры был назначен и. о. ректора Академии русского балета имени Вагановой, 29 ноября 2014 года - избран ректором; при этом изменилась сама структура управления этим учебным заведением.

Любое его появление на сцене всегда вызывало овации в зале.

Биография Николая Цискаридзе кратко может быть описана словосочетанием «гений балета». В танце он смог воплотить все лучшие партии классического и современного репертуара, его имя навсегда вошло в список величайших танцоров мира.

Биография Николая Цискаридзе

Николай Цискаридзе родился в Тбилиси. Его мать, Цискаридзе Ламара Николаевна была учителем в средней школе, преподавала физику и математику. Отец, Цискаридзе Максим Николаевич, был скрипачом. Мама Цискаридзе любила искусство и часто посещала театры. Посещая театры вместе с мамой, маленький Николай познакомился со сценическим искусством. После гастролей театра С.В. Образцова в Тбилиси Николай серьезно увлекся кукольными представлениями. Он даже начал сам делать кукол. Любовь к этому виду искусства осталась у него на всю жизнь. Будучи взрослым, он собрал большую коллекцию кукол. Но на первом месте у Цискаридзе всегда были так любимые им танцы.

Маленький Коля почти все время проводил с няней, которая уже к 6 годам познакомила его с Шекспиром и Толстым. Мальчик с малых лет демонстрировал необычайную артистичность: танцевал, разыгрывал сценки, декламировал стихи. Говорили, что он похож на бабушку по отцовской линии, которая была французской актрисой. О своем детстве Цискаридзе рассказывает с восторгом. Он любит вспоминать, что Тбилиси того времени был настоящим раем: люди хорошо одевались, на столе было много разной еды, мама водила его в театры. Все это приводило Николая в восторг. О своей матери он говорит только в превосходных формах. Когда стало ясно, что у мальчика несомненный талант, она поменяла всю свою жизнь и помогала ему становиться на ноги в профессии.


В 11 лет серьезным шагом на пути к будущей профессии для Николая Цискаридзе стало поступление в Тбилисское хореографическое училище в 1984 году. Хотя мама, жалея мальчика, сначала отговаривала его от такой тяжелой профессии. Но Коля с детства отличался большой настойчивостью, даже упрямством, и никто не смог его увести с избранного пути.

Обучение Николая было весьма успешным, и вскоре стало ясно, что для дальнейшего обучения нужно ехать в Москву. Следующим училищем, в которое поступил Николай Цискаридзе, стало Московское академическое. Тут он обучался под руководством профессора Петра Антоновича Пестова, который был просто замечательным педагогом. Цискаридзе все схватывал на лету и делал большие успехи. Некоторые труднейшие произведения он станцевал еще в школьные годы (па-де-де из балета "Фестиваль цветов в Джензано", "Классическое па-де-де" В. Гзовского и т.д.). Цискаридзе заметили представители Международной благотворительной программы "Новые имена", отмечающей юные таланты в различных видах искусства. В результате Цискаридзе стал стипендиатом этой программы.

Карьера артиста

Закончил Московское академическое училище Цискаридзе в 1992 году. И сразу был приглашен Ю.Н. Григоровичем в труппу Большого театра. И хотя в театре жизнь была очень непростой, Цискаридзе отмечал, что ему очень повезло с наставниками, особо отмечая Николая Романовича Симачева, Марину Тимофеевну Семенову, и Галину Сергеевну Уланову. С Улановой Николай встретился после смерти матери, и она стала для него ангелом-хранителем. Она его многому научила. Работу в театре Цискаридзе совмещал с учебой в Московском государственном хореографическом институте. Он учился на специальности "Артист балета. Педагог".

Закончил институт он в 1996 году. Как и любой начинающий артист, Николай Цискаридзе станцевал практически весь кордебалетный репертуар, прежде чем ему начали давать более сложные партии. Это были и французская кукла из «Щелкунчика», и Конферансье из «Золотого века». Далее последовали ведущие партии в спектаклях как классического репертуара («Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик»), так и современных («Пиковая дама», «Паганини»).
Вскоре работа Николая Цискаридзе была отмечена различными наградами. В их число вошла серебряная медаль на четвертом Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония) в 1995 году. А в 1997 году на восьмом Московском Международном конкурсе артистов балета Цискаридзе получил не только золотую медаль и первую премию а и персональный приз "За сохранение традиций классического наследия" Питера Вандерслотта. Постепенно Цискаридзе приобрел известность, о нем стали писать, говорить. У него появились поклонники, постоянно посещавшие спектакли с его участием. Упорный труд Николая Цискаридзе заслужено отмечен множеством различных премий. Только национальную премию "Золотая Маска" в номинации "Лучшая мужская роль" он получал трижды – в 1999, 2000 и 2003 годах. Государственную премию Российской Федерации – в 2001 и 2003 годах. Были и другие премии, отмечавшие его вклад в хореографическое искусство.


На сцене

Добиться выдающихся результатов Николаю Цискаридзе удалось во многом благодаря уникальным природным данным. Уникальное сочетание высокого роста, замечательных пропорций, привлекательной внешности, музыкальности и пластичности дают Цискаридзе большие возможности. Но все это ничто без присущего Николаю терпения, трудолюбия, постоянной работы над собой и полной самоотдачи. Николай Цискаридзе в совершенстве овладел школой классического танца, добиваясь как технического так и эстетического совершенства движений. И это еще далеко не все. Глубокое понимание танца, наполнение смыслом каждого движения, духовное наполнение исполняемой роли – вот что наряду с техническим совершенством делает танец Цискаридзе таким завораживающим, эмоциональным, и не оставляет ни одного зрителя равнодушным к происходящему на сцене.

Настоящий дружеский и творческий тандем сложился у Цискаридзе с Роланом Пети. Классик современного балета нашел в Николае воплощение многих своих замыслов и единомышленника. Вместе они создали выдающиеся спектакли: «Пиковая дама», где Германа великолепно станцевал Цискаридзе, и «Собор Парижской Богоматери» с Николаем в образе Квазимодо. Постановка «Юноша и Смерть», где Цискаридзе блистал в роли Юноши, стал настоящим потрясением национального театра в Токио.

Особо хочется отметить его роль Квазимодо в балете "Собор Парижской Богоматери". Уродство доверенного Цискаридзе персонажа передано не за счет бутафорского горба или особого грима, а только за счет хореографии и уникальной пластики артиста. Балетмейстер не только эффектно рисует внешность персонажа а и выражает состояние его души. Благодаря этой роли, он поднял уровень своего мастерства на еще более высокий уровень. Сам Цискаридзе отмечает, что после этой роли он стал танцевать многие партии по-другому. Эта роль что-то изменила у него внутри. Цискаридзе прекрасно удаются роли как в классических, так и в современных спектаклях, длинные партии и маленькие миниатюры. В значительной степени это обусловлено очень ответственной подготовкой артиста к каждой роли. Это и анализ характера героя, внимательное знакомство с музыкой спектакля, участие в создании сценических костюмов. Ну и конечно же, доведение до совершенства каждого движения.

Лучшие постановки

Критики всегда очень высоко оценивали талант Николая Цискаридзе, многие его работы получали прекрасные рецензии. Однако лучшими из лучших признаются такие постановки, как «Лебединое озеро» в постановке Ю. Григоровича, в которой Николай попеременно исполняет партии Принца Зигфрида и Злого гения, классические спектакли Большого театра «Раймонда», «Дочь фараона», «Спящая красавица». Самые выдающиеся спектакли Цискаридзе записаны на пленку и сохраняют его талант для потомков. Среди них «Жизель», «Видение Розы», «Пиковая дама».

Биография Николая Цискаридзе, личная жизнь артиста нередко сопровождалась скандальными событиями, а виной тому его несговорчивый характер. Он всегда говорил правду, а это многим не нравится. Немало шуму наделала критика Цискаридзе качества отделки Большого театра во время реконструкции. Сотрудники театра даже ходатайствовали о назначении танцовщика на должность директора театра. Большую огласку получила история, когда Большой театр решил прекратить договор с Цискаридзе о работе репетитором. Николай через суд восстановил справедливость, но в 2013 году все-таки покинул театр. Назначение Цискаридзе исполняющим обязанности ректора Вагановской академии также сопровождалось большим резонансом, поскольку оно нарушало устав учебного заведения. Произошло несколько перестановок в кадровом составе и компромисс был найден. Недоброжелатели поговаривают, что за кулисами скандала стояла жена одного из высокопоставленных людей страны. Но все же артист смог доказать свою состоятельность и как танцовщика, и как руководителя.


Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой

В 2013 году биография Николая Цискаридзе делает новый поворот: он становится сначала исполняющим обязанности, а затем и ректором балетной академии им. Вагановой в Санкт-Петербурге. Это был первый случай, когда его возглавил не выпускник учебного заведения. Одна из старейших школ балета в мире имеет устоявшиеся правила и традиции, Цискаридзе еще только предстояло со многими из них познакомиться. Чтобы достойно справиться с обязанностями, Цискаридзе даже поступает в Московскую академию хореографии на факультет менеджмента. Несмотря на множество сомнений по поводу того, сможет ли Цискаридзе достойно руководить старейшей балетной школой, он доказал свою состоятельность как ректор, в 2014 году коллектив большинством голосов выбрал его на эту должность. Он ставит и восстанавливает спектакли для студентов академии, передает свой опыт молодежи и строит большие планы по сохранению национального достояния - русского балета.


Награды

Выдающийся танцовщик Николай Цискаридзе получил за свою жизнь огромное количество наград и премий. Он является народным артистом России и Северной Осетии, а также Заслуженным артистом РФ. За роли в балете «Сильфида» и роль Германа в «Пиковой даме» Цискаридзе получил две премии «Золотая маска». Он кавалер французского Ордена искусств и литературы и ордена Святой Равноапостольной Нино и ордена Чести (Грузия). Также Цискаридзе - обладатель многочисленных призов и премий, в частности, Государственной премии РФ, премии мэра Москвы, премии «Триумф», приза Benois de la dance как лучший танцовщик 1999 года, Международной премии мира от Объединённой культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества».

Использованы материалы.

Имя: Николай Цискаридзе (Nikolay Tsiskaridze)

Возраст: 44 года

Место рождения: Тбилиси

Рост: 183 см

Вес: 58 кг

Деятельность: артист балета

Семейное положение: не женат

Николай Цискаридзе: биография

Николай Цискаридзе родился в интересной семье. Отец Максим Николаевич имел прямое отношение к искусству – он скрипач. А мама Ламара Николаевна по профессии физик-ядерщик, в начале своей деятельности она трудилась на Обнинской атомной станции, потом устроилась школьным учителем в городе Тбилиси. Бабушка с французскими корнями по линии отца – актриса.

Теперь понятно, почему судьба Цискаридзе заставила его создавать биографию, связанную с творчеством. Коля помнит родителей, помнит их развод, хоть и был маленьким мальчиком. Воспитывал Колю отчим, мама и няня.


Каждый из близких Цискаридзе людей оказал своё влияние на развитие личности звезды балета. Отчим работал педагогом и держал на контроле обучение мальчика. Няня знакомила Колю с шедеврами классической литературы. Мама приобщала к концертному творчеству. Сам же будущий артист любил читать стихи, он пел, играл в театре школы. Но танец привлекал пылкую страстную натуру парня больше всего. Взрослые не желали видеть своего сына в балете, они мечтали, что Николай продолжит их династию.


Парень начал устраивать свою жизнь самостоятельно, выбрал училище, тайно подал документы, поступил, а только после этого сообщил дома о том, с чем будет связана его биография. После школы было училище хореографии в родном городе, через 3 года аналогичное училище в Москве. Учился Николай Цискаридзе у П.Пестова, который уже тогда готовил своих выпускников к трудностям. Коля был самым лучшим учеником.


После училища его приняли в состав артистов Большого театра. Сольные партии появились в практике артиста довольно быстро, хотя сначала всё же был кордебалет. Через три года Цискаридзе стал заметным ведущим танцовщиком. Ему поручают основные партии во многих балетах, составляющих гордость Большого театра. Первыми, кто учил Николая всем театральным премудростям балета, были Николай Симачёв, Галина Уланова. Учась у таких знаменитостей, нужно было соответствовать. У Цискаридзе это получилось.

Карьера Цискаридзе

Успех пришёл быстро. В Москве проходил конкурс между артистами балета международного уровня. Номинация «Дуэты» завоевала 1 премию, Николай на этом конкурсе выступал вместе с Марией Александровой. Высшее образование артист получил в государственном хореографическом институте Москвы. Артиста балета приняли в Союз театральных деятелей страны. Был ведущим на программе «Взгляд». Участвовал в проектах «Короли танца», «Танцы со звёздами».


Николай с другими известными артистами ездил на концерты в Америку в рамках проекта «Звёзды «Звезды 21 века». На канале «Культура» Цискаридзе ведёт «Шедевры мирового музыкального театра». Николай вёл как педагог класс балета, обучал актёров театра и кино танцевальным па. Окончил магистратуру с отличием в юридической академии. Раз в год в Большом театре Цискаридзе танцует в «Щелкунчике», отмечая таким образом свой день рождения.

Театр, гастроли, слава Цискаридзе

Так случилось, что после успешных постановок на сцене Большого театра Николай запросто смог справиться сразу с двумя ведущими партиями в одном и том же спектакле. Существует практика приглашать режиссёров из других театров, в 2001 году в качестве такого гостя был балетмейстер из Франции Ролан Пети. Он сразу же заметил неординарность таланта молодого человека и позволил ему самому выбрать ту партию, которую бы он хотел станцевать, Николай выбрал роль Квазимодо.


Потом был всемирно известный театр «Ла Скала», на сцене которого Николай танцевал вместе со Светланой Захаровой. Цискаридзе рукоплескали Театр Московской оперетты, Государственный Кремлёвский дворец и другие. Артистический талант смог проявиться в съёмках документального фильма и выпуска популярного детского телевизионного журнала «Ералаш». Кроме того, что Николая отмечали наградами в России, он стал Народным артистом Северной Осетии.

Конфликты

Николай Цискаридзе – человек не только темпераментной натуры, он не может молчать против несправедливости. Поэтому очень часто вокруг его персоны возникают скандальные истории. Артист открыто выступил по поводу качества проведённой реставрации сцены. Очень громкий конфликт разгорелся по поводу ситуации худруком театра Сергея Филина. Николая вызывали на допрос, а в 2013 году он ушёл из театра по истечении трудового договора.

Личная жизнь

В личной жизни Николая Цискаридзе нет никакого просвета. Он не был женат. Он пока не собирается жениться. Сам Николай объясняет этот факт своим тяжёлым и несносным характером. Он не привык молчать, когда ему что-то не нравится. А когда соединяются два разных человека, они вынуждены приспосабливаться друг к другу, что молодому человеку даётся с трудом.

Он удивляется и благодарен своим близким, что они находят с ним общий язык. Сам артист не скрывает, что у него, как и у каждого были встречи, влюблённости, но они заканчивались расставаниями. Артист не чувствует себя готовым взять ответственность за жизнь другого человека. К тому же он ещё не уверен, что в его биографии наступил момент, когда уже пора задуматься о продолжении своего рода. Отцом он ещё быть не готов.

Николай Максимович Цискаридзе появился на свет в грузинском городе Тбилиси в новогоднюю ночь 1973 года. Отец Максим Николаевич был скрипачом и участия в воспитании сына не принимал. Николая воспитал отчим, педагог по профессии. Мама Ламара Николаевна тоже преподавала, ее предметами были физика и математика. Но самое большое влияние на становление личности ребенка оказала няня, по национальности украинка. Именно с ней маленький Коля проводил львиную долю свободного времени.


Для того, чтобы юноша развивался всесторонне, его с ранних лет водили на самые разнообразные выставки и театральные постановки. Таким образом, мальчик очень рано приобщился к миру высокого искусства. Первой “любовью” Николая стал балет «Жизель». Сперва мама с отчимом не одобрили подобное увлечение своего ребенка, ведь они ожидали, что Коля пойдет по их педагогическим стопам. Николай был категорически не согласен с этим и решился на бунт: в 1984 году самостоятельно написал заявление о приеме в Тбилисское хореографическое училище и был зачислен на курс. После зачисления юноша рассказал о предпринятом шаге дома и вновь наткнулся на стену непонимания со стороны матери. Преподаватели Цискаридзе убедили родителей, что мальчик обладает исключительным талантом, который нельзя игнорировать.


Совсем скоро стало ясно, что Тбилисское хореографическое училище — слишком маленький плацдарм для такого большого дарования, как Цискаридзе. Это случилось в 1987 году, и практически сразу Николай вступил в класс П.А. Пестова Московского академического хореографического училища. Спустя пять лет Николай заканчивает его в звании лучшего ученика класса. На этом хореографическое образование Цискаридзе не закончилось, и он идет учиться в Московский государственный хореографический институт, который заканчивает в 1996 году.

Театр

После завершения обучения в московском училище Николай прошел пробы на участие в труппе Большого театра. Там он обратил на себя внимание Юрия Григоровича, который повлиял на то, чтобы молодое дарование стало участником труппы. Первыми наставниками в Большом для Цискаридзе стали Николай Симачев и Галина Уланова, которые позже передали его в руки Николая Фадеечева и Марины Семеновой.


По сложившейся балетной традиции Николай Цискаридзе дал старт своей танцевальной карьере выступлениями в кордебалете. Премьерной ролью в 1992 году стала партия Конферансье в постановке «Золотой век». В 1993 он получил роль Дона Хуана в балете под названием «Любовь за любовь». Далее были партии в постановках «Щелкунчик» (Французская кукла), «Спящая красавица» (принц Фортюне), «Ромео и Джульетта» (Меркуцио).

1995 год отметился в биографии танцора первой главной ролью, которой стала партия в «Щелкунчике». Следующими центральными работами для Николая стали партия Джемса в балете «Силифида» и Паганини в одноименной постановке «Паганини».


В 2001 году Николай отметился сразу двумя главными ролями в одной постановке. Примерно в то же время началось творческое сотрудничество Николая Цискаридзе с Роланом Пети, балетмейстером из Франции. Пети отдал Цискаридзе центральную партию в своей постановке «Пиковая дама» на подмостках Большого театра. После огромного успеха Николая Ролан предложил ему самостоятельно выбрать следующую постановку, и танцор остановил свой выбор на партии Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери».

Позже Цискаридзе довелось выступить на подмостках «Ла Скала». Это произошло на гала-концерте памяти Рудольфа Нуреева. Участие в данном проекте Николай разделил со Светланой Захаровой. Далее танцору довелось танцевать на весьма солидных сценах: в Театре Московской оперетты, в Государственном Кремлевском дворце и прочих.


Вместе с такими известными танцорами, как Анхель Корейя, Итан Стифел и Йохан Кобборг Николай Цискаридзе вошел в состав первой труппы, которая в 2006 презентовала проект «Короли танца» в Америке. В 2008 году он снова посетил Америку с гастролями, но уже в проекте «Звезды ХХI века». Кроме театральной и концертной деятельности, Николай Цискаридзе также был героем документальной картины «Николай Цискаридзе. Быть звездой…» и стал участником одного выпуска тележурнала «Ералаш».

За свою деятельность танцор отмечен множеством государственных, международных премий и различными наградами. Также отмечен званием Народного артиста Российской Федерации и Народного артиста республики Северная Осетия.

Скандалы

Осенью 2011 года Цискаридзе высказал свое неоднозначное мнение по поводу шестилетней реставрации Большого театра. Танцор был крайне недоволен внутренней отделкой как сцены, так и остальным внутренним дизайном.

В ноябре 2013 года президенту Российской Федерации В.В. Путину было направлено коллективное письмо деятелей культуры, в котором они просили отставки нынешнего главы Большого театра А. Иксанова и назначения на эту должность Н. Цискаридзе. А уже в январе 2013 премьер оказался вовлеченным в скандал вокруг художественного руководителя «Большого» Сергея Филина. Суть скандала заключалась в покушении на Филина, которому выплеснули в лицо кислоту. Эти и другие нюансы привели к тому, что Большой театр отказался продлевать контракт с Цискаридзе, и 1 июля 2013 года танцор покинул театр.

В этом же году, в октябре, Николай оказался вовлеченным в еще один конфликт, но теперь в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. Нарушая правила устава, министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский представил Николая Цискаридзе коллективу Академии как нового исполняющего обязанности ректора. Произошел целый ряд кадровых изменений, и в ноябре 2013 года педагогический коллектив учебного заведения совместно с балетной труппой Мариинского театра обратился в Министерство культуры с просьбой пересмотреть назначение Цискаридзе и последующие за этим событием кадровые перестановки. И все-таки спустя год Николай Цискаридзе был утвержден в должности ректора Академии русского балета и стал первым руководителем, который не заканчивал данное учебное заведение.

Личная жизнь

Танцор сам отмечает, что в силу сложности и тяжести своего характера не завидует своим близким. Но в суровой балетной среде с другим характером делать нечего.


Личная жизнь танцора очень мало освещена, и все же он не отрицает того, что у него, как у любого нормального человека, бывают влюбленности и привязанности. Но все они проходят, и танцор не представляет себя ни в роли мужа, ни в роли отца. Вся его личная жизнь сегодня – это работа, постановки и его ученики.

Сказанное о танце Цискаридзе относится прежде всего к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград, в том числе Государственную премию. В этих ролях у Цискаридзе было много предшественников.


Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Отец - Цискаридзе Максим Николаевич, скрипач. Мать - Цискаридзе Ламара Николаевна, преподаватель математики и физики в средней школе.

Танцовщик Н.М. Цискаридзе - премьер Большого театра России, один из ведущих артистов труппы, исполняющий главные партии почти всего балетного репертуара. С раннего детства будущий артист увлекался сценическим искусством, особенно кукольным. Неотразимое впечатление произвели на него гастроли театра С.В. Образцова в Тбилиси, после чего он сам стал мастерить кукол, а став взрослым, сохранил любовь к ним и собрал большую коллекцию. Но все другие интересы затмила любовь мальчика к танцу.

В 1984 году его отдали в Тбилисское хореографическое училище. Успехи были таковы, что стало ясно: надо везти его в Москву. В 1987 году юноша поступает в Московское академическое хореографическое училище, которое оканчивает в 1992 году по классу замечательного педагога профессора П.А. Пестова.

Сразу по окончании училища Цискаридзе по приглашению Ю.Н. Григоровича был принят в труппу Большого театра. Несколько ранее в том же году он стал стипендиатом Международной благотворительной программы "Новые имена", отмечавшей самые талантливые юные дарования во всех видах искусства.

В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт.

В Большом театре Цискаридзе вначале, как и полагается начинающим артистам, станцевал почти весь кордебалетный репертуар, а потом начал исполнять небольшие, но уже достаточно сложные партии: Французскую куклу в "Щелкунчике", Конферансье в "Золотом веке", Юношу в "Шопениане", Голубую птицу в "Спящей красавице" и другие. Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в "Лебедином озере", "Щелкунчике" и "Спящей красавице", в "Раймонде" и "Баядерке", в "Сильфиде" и "Жизели", а также в современных балетах: "Любовью за любовь", "Паганини", "Симфония до мажор", "Пиковая дама" и других.

Кроме того, в репертуаре Цискаридзе есть небольшие одноактные балеты и танцевальные номера, которые он с успехом исполняет как на сцене театра, так и в концертах и на гастролях: "Видение Розы" в постановке М. Фокина, "Нарцисс" в постановке К. Голейзовского, "Классическое па-де-де" на музыку Л. Обера, па-де-де из балетов "Корсар", "Фестиваль цветов в Джензано" и другие.

В 1995 году Цискаридзе получил серебряную медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония), а в 1997 году - первую премию и золотую медаль на VIII Московском Международном конкурсе артистов балета, кроме того, на этом же конкурсе персональный приз Питера ван дер Слота "За сохранение традиций русского классического балета". О молодом танцовщике не только заговорили и стали писать в прессе, но на спектакли с его участием стала специально ходить публика, у него появились поклонники.

Успехи Цискаридзе были отмечены рядом премий: призом журнала "Балет" - "Душа танца" в номинации "Восходящая звезда" (1995), дипломом "Лучший танцовщик года" общества "Сильфида" (1997), трижды национальной премией "Золотая Маска" в номинации "Лучшая мужская роль" (1999, 2000, 2003) призом "Бенуа де ля данс" в номинации "Лучший танцовщик года" (1999), премией мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000) и, наконец, Государственной премией Российской Федерации (2001) за исполнение главных ролей в спектаклях "Спящая красавица", "Жизель", "Баядерка", "Раймонда", "Дочь фараона". Все эти награды и премии по заслугам отмечали вклад, сделанный талантливым артистом в хореографическое искусство.

Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства: высокий рост, стройная фигура, привлекательная внешность, он по натуре пластичен и музыкален. Но все это только предпосылки для создания подлинного искусства. Чтобы они претворились в художественный результат, необходимо пройти школу классического танца, которой Цискаридзе овладел в самой высокой степени. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с ее эстетикой красоты и радостных легких полетных движений.

Но и этого недостаточно для создания высокого искусства. Необходимо еще духовное наполнение каждой роли, познание ее сути, ее человеческого и образного значения, соединение танцевального и актерского мастерства. Тогда танец делается эмоциональным, увлекательным, заражающим зрителя своим внутренним содержанием.

Танцу Цискаридзе присуща одухотворенность, его отличает сила, но без всякого "нажима", лирика, но без сентиментальности, эмоциональность, но без наигранности. Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В его искусстве есть та мера внутренней напряженности и внешней сдержанности, которая и создает величавую красоту пластики.

Все эти свойства шлифуются и совершенствуются в его работе в театре под наблюдением выдающихся репетиторов. Он начинал готовить свои первые роли с Г.С. Улановой и Н.Р. Симачевым, а далее занимался с М.Т. Семеновой и Н.Б. Фадеечевым. Они помогали ему на пути к совершенству.

Сказанное о танце Цискаридзе относится прежде всего к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград, в том числе Государственную премию. В этих ролях у Цискаридзе было много предшественников. Он словно впитал в себя весь их опыт, но претворил его в соответствии с собственной индивидуальностью. Поэтому исполнение им ведущих партий в классических балетах можно назвать эталонным.

В "Лебедином озере" П.И. Чайковского в постановке Ю.Н. Григоровича (2001) Цискаридзе исполняет попеременно обе главные мужские роли: принца Зигфрида и Злого гения. Хотя это и классический балет, но Ю.Н. Григорович создал в нем совершенно новую образно-философскую концепцию, сохранив вместе с тем лучшее из старой хореографии. Впервые главным героем этого спектакля стал принц Зигфрид с его раздвоенной, мятущейся душой. И Цискаридзе прекрасно передает его элегантность и благородный аристократизм, как и его романтическую мечтательность - но вместе с тем и его драму, совершённую в результате роковой ошибки. Особенно же интересен Цискаридзе в роли Злого гения. В спектакле Ю.Н. Григоровича это рок, тяготеющий над Принцем, и одновременно его двойник или та темная часть его души, из-за которой он изменил своей любви и остался одиноким в конце спектакля. Злой гений у Цискаридзе зловещ и демоничен. Он властвует над Зигфридом и Одеттой, и танец Цискаридзе здесь напорист и энергичен, соединяясь с выразительной пантомимой. Его Злой гений непрерывно сопровождает Зигфрида и Одетту, следит за ними, стремится их погубить. Танцевальная и актерская стороны роли находятся в полном равновесии.

В "Легенде о любви" А. Меликова в постановке Ю.Н. Григоровича (2002) Цискаридзе исполняет центральную роль Ферхада, художника, раздвоенного между чувством любви и чувством долга. Его Ферхад мягок, по-восточному вкрадчив. Актер подчеркивает не столько его героизм, сколько любовную драму. Образ развивается от радостной беззаботности в начале через душевные коллизии и тяжелые переживания к безысходному трагическому концу.

Совсем иным явился Цискаридзе в спектакле "Пиковая дама" (на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского), поставленном в Большом театре в 2002 году французским балетмейстером Роланом Пети.

Р. Пети говорил о Цискаридзе: "Я нашел Германа в первый же день". Балетмейстер создал технически сложную и драматически насыщенную партию главного героя. Танец Цискаридзе в роли Германа нервен, стремителен и страстен. Его дуэты с Графиней напряженны и драматичны. И оба персонажа гибнут от своих злых страстей.

Талант Цискаридзе многогранен. Ему в равной мере удаются образы в классических и современных спектаклях, развернутые партии и небольшие миниатюры. Он является достойным продолжателем высокого искусства, чуждого голому техницизму и внешней эффектности, искусства эмоционального и образного, органически сочетающего танцевальное и актерское мастерство. Следует также отметить, что Цискаридзе был первым исполнителем партии Короля в "Лебедином озере" В. Васильева (1996), Таора в "Дочери фараона" П. Лакотта и Германа в "Пиковой даме" Р. Пети.

В 2003 году Р. Пети поставил не сцене Большого театра балет "Собор Парижской Богоматери" (музыка M. Жаppa, либретто самого балетмейстера по одноименному роману В. Гюго). Роль Квазимодо исполнял Цискаридзе. Этот персонаж в спектакле не имеет ни бутафорского горба, ни обезображенного лица - его уродство передано одной только гротескной пластикой. При этом хореография сочинена балетмейстером так, что не только рисует внешность героя, но и дает возможность для выражения душевных состояний и психологического развития образа. Цискаридзе в этой роли проявил незаурядное драматическое мастерство, необыкновенную экспрессию, при этом в сложной, порой виртуозной танцевальной партии он создал художественно убедительный, подлинно трагический образ. Его искусство поднялось здесь на новый уровень.

Артист очень ответственно относится к подготовке каждой своей роли, вдумывается в характер героя, вслушивается в музыку, отшлифовывает движения с репетиторами, сам участвует в создании костюмов своих героев, находя для них интересные и выигрышные детали. Очевидно, артист прошел только часть своего пути, он находится в расцвете творческих сил и впереди у него новые роли, спектакли и достижения.

Конечно, в жизни Цискаридзе на первом месте стоит танцевальное искусство. Но он очень любит музыку, увлекается оперой, собрал значительную фонотеку. Особенно ценит певцов, сочетающих замечательные вокальные данные с выдающимся актерским мастерством, таких как Мария Каллас , Тито Гоби и другие.

Николай Цискаридзе общителен, участвует в ряде телепередач. Любит книги, путешествия, расширяющие горизонты и обогащающие внутренний мир.