Фолклендская война. Прообраз военных конфликтов будущего

Началом войны принято считать 28 марта 1982 года – день, когда аргентинский флот покинул свои военно-морские базы. Специфика конфликта, связанная с островным расположением спорных территорий, делала залогом победы установление контроля над прилегающей морской акваторией, что требовало привлечения обеими сторонами значительных военно-морских сил

Фолклендский (Мальвинский) архипелаг, состоящий из двух крупных (Западный и Восточный Фолкленд) и около двухсот мелких островов и скал, расположен в юго-западной части Атлантического океана. Несмотря на незначительные размеры этих затерянных в океане клочков суши, англо-аргентинский конфликт за суверенитет над ними длится уже 182 года. Официальной датой начала конфликта принято считать 1833 год, когда высадившийся на архипелаге английский десант разоружил и депортировал на родину аргентинский гарнизон, с 1820 года занимавший эту бывшую испанскую территорию. Конфликт довольно долго находился в вялотекущей стадии – начиная с 1833 года, аргентинское правительство ежегодно подавало протест Великобритании, который традиционно отклонялся, пока в середине 1960-х годов не распространились сведения о гигантском месторождении нефти в районе архипелага. Долгое время казалось, что сторонам удастся найти мирное решение вопроса, но аргентинское руководство, ободрённое вялой реакцией Великобритании на создание в 1977 году военной базы Аргентины на спорных Южных Сандвичевых островах, всё же решило действовать военными методами. Схематический план, получивший кодовое название «Росарио», предусматривал занятие островов в течение пяти дней в результате бескровной операции с последующим установлением там военной администрации. Аргентинцы были настолько уверены в том, что военной реакции со стороны Великобритании не последует, что после окончания операции намеревались вывести основную массу своих войск с островов за исключением ограниченного гарнизона для охраны военного губернатора. План, несколько позже переименованный в «Асуль», был утверждён 16 марта 1982 года и предполагал начало операции после 30 мая. Однако полученная информация о выходе из Монтевидео вспомогательного судна британских ВМС «Джон Бискоу» с подразделением морской пехоты для усиления гарнизона Фолклендских островов заставила аргентинское правительство принять решение о переносе сроков операции. Началом англо-аргентинского вооружённого конфликта, известного в США и Европе как «Конфликт в Южной Атлантике», в Аргентине – как «Мальвинский конфликт», а в Великобритании – как «Война в Южной Атлантике» или «Фолклендская война», принято считать 28 марта 1982 года – день, когда аргентинский флот покинул свои военно-морские базы.

Специфика конфликта, связанная с островным расположением спорных территорий, делала залогом победы установление контроля над прилегающей морской акваторией, что требовало привлечения сторонами значительных военно-морских сил. Обе стороны конфликта располагали относительно многочисленными военно-морскими силами, включавшими авианосцы с реактивными самолётами на борту, а также корабли, вооружённые управляемым ракетным оружием.

Численность ВМС Аргентины и Великобритании в Южной Атлантике

Класс кораблей

Аргентина

Великобритания

Авианосцы

Крейсеры

Эскадренные миноносцы

Патрульные суда

Тральщики

Атомные подводные лодки

Дизельные подводные лодки

Десантные корабли

Десантно-вертолётные корабли-доки

Транспорты и вспомогательные суда

Несмотря на кратковременность (конфликт длился 74 дня) и анекдотичность некоторых событий, Фолклендская война оказала существенное влияние на развитие военно-морских флотов в мире.

Подводная война

Для участия в Фолклендской войне командование британского флота выделило четыре подводные лодки (в том числе три атомные). Аргентинские ВМС располагали четырьмя дизельными подводными лодками, из которых одна («Санта-Фе») была ограниченно боеспособной, а две («Сальта» и «Сантьяго-дель-Эстеро») требовали капитального ремонта. За всё время войны отмечено четыре случая применения подводных лодок.

Охота на подводную лодку «Санта-Фе»

Информация о следовании аргентинской подводной лодки «Санта-Фе» в порт Грютвикен (архипелаг Южная Георгия) была получена британцами 23 апреля около полудня в результате радиоперехвата переговоров между аргентинским самолётом «Геркулес С-130» и подводной лодкой. Поиск субмарины осуществляли шесть английских противолодочных вертолётов. «Санта-Фе», следовавшая в надводном положении (лодка не могла давать более 13 узлов хода, имела проблемы с торпедным вооружением и аккумуляторными батареями), была обнаружена вертолётом с эсминца «Энтрим» с помощью радиолокационного оборудовании на рассвете 25 апреля и атакована двумя глубинными бомбами Мk.11. В результате подводных взрывов в корпусе лодки образовались три пробоины ниже ватерлинии, вышла из строя большая часть оборудования, и начался пожар. Противолодочный вертолёт с фрегата «Бриллиант» выпустил по подлодке торпеду Мк.46, которая не взорвалась, так как объект атаки находился на глубине менее 4 м. Затем два вертолёта с эсминца «Эндьюранс», а позднее и вертолёт с фрегата «Плимут» нанесли по лодке ракетный удар противокорабельными ракетами AS.12. В обоих случаях ракеты не взорвались, поэтому лётчики обстреляли «Санта-Фе» из крупнокалиберных пулемётов. Экипажу «Санта-Фе» удалось потушить пожар и, отстреливаясь из автоматического стрелкового оружия, пришвартоваться к пирсу у мыса Кинг-Эдвард, где моряки покинули лодку и присоединились к гарнизону в Грютвикене.

Подводная лодка «Санта-Фе» (вступила в строй в 1944 году)
Источник: smg.photobucket.com

Атака подводной лодкой «Сан-Луис» эсминца «Ковентри» и фрегата «Эрроу»

Утром 1 мая аргентинская подводная лодка «Сан-Луис» обнаружила корабли британского радиолокационного дозора (эсминец «Ковентри» и фрегат «Эрроу») и произвела атаку одной торпедой по эсминцу «Ковентри» с дистанции 6,21 мили. Управляемая по проводу торпеда SS-T-4 «Телефункен» нормально вышла из торпедного аппарата, но через три минуты связь с ней прервалась, и управление было потеряно. Двигаясь после потери управления по прямой, на конечном отрезке дистанции торпеда, руководствуясь собственной бортовой аппаратурой самонаведения, произвела наведение и поразила противоторпедное акустическое устройство Мk-182, буксировавшееся фрегатом «Эрроу». Поиск британцами аргентинской подлодки продолжался 20 часов, в результате чего она была обнаружена вертолётами противолодочной обороны с авианосца «Гермес». Это позволило фрегатам «Бриллиант» и «Ярмут» установить гидроакустический контакт с субмариной и атаковать её тремя вертолётами с применением глубинных бомб и торпеды Мk-46. Все атаки оказались безрезультатными – аргентинским подводникам удалось оторваться от противника благодаря успешному применению средств гидроакустического противодействия.

Потопление аргентинского крейсера «Генерал Бельграно»

Поиск аргентинского оперативного соединения «79.3» в составе крейсера «Генерал Бельграно», эсминцев «Хиполито Боучар» и «Пьедра Буэна» впервые в истории был осуществлён на основании данных космической разведки (получены 28 апреля от США) атомной подводной лодкой «Конкэрор».


Британская атомная подлодка «Конкэрор» (вступила в строй в 1971 году)
Источник: wikimedia.org

Установить непосредственный визуальный контакт с аргентинским соединением британские подводники смогли 30 апреля. Несмотря на применение аргентинскими эсминцами подкильных гидроакустических систем, 1 мая подлодка «Конкэрор» смогла занять позицию слежения на дистанции 25 кабельтовых от противника. 2 мая около 15 часов 45 минут, получив приказ об атаке любых аргентинских военных кораблей, лодка заняла позицию к югу от шедшего прямым курсом крейсера. Торпедная атака была произведена в 15 часов 57 минут с дистанции менее 1 мили тремя торпедами Мk-8, выпущенными «веером». Две торпеды попали в «Генерал Бельграно» (первая – в корпус около кормового машинного отделения; вторая – взорвалась в 20 м от форштевня корабля) и одна – в эсминец «Хиполито Боучар» (торпеда не взорвалась). В результате попадания торпеды в машинное отделение крейсера образовалась пробоина, были выведены из строя системы и механизмы энергообеспечения (это оставило корабль без электроэнергии), был убит личный состав вахтенной смены машинного отделения, а также личный состав, отдыхавший в двух расположенных над машинным отделением кают-компаниях (из 275 находившихся там моряков погибло 234). В результате взрыва второй торпеды, который пришёлся на незащищённую бронёй и противоторпедными булями носовую оконечность, был оторван бак корабля по первую башню главного калибра (общая длина оторванного участка – 20 м). Через 20 минут после взрыва, когда крен достиг 21°, командир крейсера приказал покинуть гибнущий корабль. На борту «Генерала Бельграно» находилось 56 офицеров, 627 старшин, 408 матросов и два гражданских стюарда. Общие потери составили 323 человека (около 30% экипажа корабля), при этом наибольшее количество потерь пришлось на младший командный состав (около 50%).


Крейсер «Генерал Бельграно» (спущен на воду в 1938 году). До конца 1982 года его планировалось вывести из состава флота и продать в США для организации корабля-музея
Источник: wunderwafe.ru

Атака подводной лодкой «Сан-Луис» фрегатов «Алакрити» и «Эрроу»

Ночью 11 мая английские фрегаты «Алакрити» и «Эрроу» были обнаружены аргентинской подводной лодкой «Сан-Луис», которая произвела залп двумя торпедами SST-4 с дистанции 2,86 мили (одна торпеда не вышла из торпедного аппарата, а у второй через две с половиной минуты произошёл обрыв кабеля телеуправления). Скорость, с которой шли корабли противника, не позволила аргентинским подводникам провести повторную атаку.

Применение высокоточных противокорабельных ракет воздушного базирования

Фолклендская война является первым конфликтом, в ходе которого были использованы противокорабельные ракеты (ПКР) воздушного базирования. Теория использования этих боеприпасов предполагала подход ударных самолётов к району расположения кораблей на малых, а затем сверхмалых высотах (до 50 м) с последующим кратковременным набором высоты до 150–200 м для включения радара с целью захвата цели, после чего следовал пуск ракет. Для нейтрализации этого способа применения ракет считалось достаточным создание трёх эшелонов противовоздушной обороны – эшелона дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), основного эшелона ПВО и эшелона ближней ПВО. В качестве средств ДРЛО предполагалось использовать группировки эсминцев или фрегатов, выдвинутые на расстоянии 200–220 км от центра. К началу войны Аргентина располагала пятью самолётами-носителями противокорабельных ракет (французские «Супер Этандар», экипажи которых не успели пройти подготовку к осуществлению взлёта с авианосца, что заставило их взлетать с сухопутных аэродромов и осуществлять дозаправку в воздухе), а также шестью противокорабельными ракетами «Экзосет» АМ39. Ввиду ограниченности средств аргентинские самолёты применили ПКР лишь в двух случаях.


Аргентинский торпедоносец «Супер Этандар»
Источник: ru.wikipedia.org

Потопление эсминца «Шеффилд»

Утром 4 мая аргентинское командование приняло решение об атаке британского ударного авианосного соединения, маневрировавшего к северо-востоку от Порт-Стэнли и обнаруженного самолётом-разведчиком. Противовоздушная оборона авианосного соединения была организована по стандартной схеме в три эшелона, в качестве средств ДРЛО англичанами использовались эсминцы «Ковентри», «Шеффилд» и «Глазго», осуществлявшие патрулирование на расстоянии 220 км от центра конвоя.


Схема воздушной атаки на эсминец «Шеффилд»
Источник: Журнал «Зарубежное военное обозрение», №8 за 1984 год

Установленные на кораблях радиолокационные станции (РЛС) позволяли обнаруживать высотные цели на дистанции 300 км, однако дальность обнаружения низколетящих целей составляла 30 км (фактически же, в результате помех от поверхности моря, не превышала 20 км). В состав аргентинской ударной группы были включены пять самолётов «Супер Этандар» (два ударных и один резервный, каждый из которых был вооружён одной противокорабельной ракетой «Экзосет»), ещё два самолёта выполняли функции заправщиков. Наведение ударной группы осуществлялось патрульным самолётом Р-2Н «Нептун». Подход ударных самолётов к району расположения британских кораблей был осуществлён со скоростью 900 км/ч на малых, а затем сверхмалых высотах (40–50 м) с менее угрожаемого для англичан южного направления в режиме радиомолчания. На расстоянии 46 км высота полёта была увеличена до 150 м и произведено кратковременное включение бортовой РЛС, что позволило обнаружить эсминцы «Шеффилд» и «Глазго». Пуск ракет был произведён с дистанции 37 км (по другим данным – 30 км). Таким образом, пуск ракет был произведён вне потенциальной зоны обнаружения низколетящих целей английскими РЛС (как выяснилось позднее, РЛС «Шеффилда» вообще была отключена для обеспечения работы линии связи «Скайнет»). Одна из ракет была обнаружена расчётом РЛС «Глазго» и дезориентирована при помощи дипольных отражателей, а вторая попала в эсминец «Шеффилд». Ракета не взорвалась, а пробив в корпусе на 1,8 м выше ватерлинии пробоину размером 4,5 на 1,2 м, пройдя через пост управления энергетической установкой и помещение боевого информационного центра, застряла в посте живучести, вызвав пожар. Из-за большого количества горючих декоративных материалов, пенных наполнителей тепловой изоляции корабельных конструкций, синтетических тканей и красок пожар стал быстро распространяться, причём температура в его эпицентре достигла 950–1100°C, что вызвало возгорание алюминиево-магниевых элементов конструкции надстроек. Горение прекратилось лишь к вечеру 5 мая, после полного выгорания нескольких центральных отсеков и частично – корабельной надстройки. 10 мая эсминец затонул во время буксировки.


Пожар на эсминце «Шеффилд» после попадания противокорабельной ракеты
Источник: naval.com.br

Потопление авиатранспорта «Атлантик Конвейер»

25 мая в 14 часов 34 минуты два аргентинских «Супер Этандара» предприняли атаку на авианосное соединение англичан неподалёку от острова Восточный Фолкленд. Полёт проходил на высоте 30 метров над уровнем моря. Когда до предполагаемого местонахождения британских кораблей оставалось 150 миль, аргентинцы снизились до 10 м. В 16 часов 14 минут пилот ведущего самолёта увеличил высоту и кратковременно включил бортовую РЛС. В 16 часов 20 минут оба пилота произвели запуск своих ракет. Работу бортовых радаров «Супер Этандаров» обнаружила РЛС эсминца «Эксетер», о чём были оповещены корабли авианосной группы. Для постановки ложных целей с авианосцев «Гермес» и «Инвинсибл» в воздух поднялись специально оборудованные вертолёты. В результате англичанам удалось отвести ракеты от своих авианосцев, и сбитые с боевого курса «Экзосеты» перенацелились на другой крупный объект – авиатранспорт «Атлантик Конвейер». Попадание ракет пришлось на кормовую часть левого борта авиатранспорта, в результате чего погибли 11 членов экипажа. На судне начался сильный пожар, и после возникновения угрозы взрыва боезапаса было принято решение снять с него экипаж.


Горящий «Атлантик Конвейер»
Источник: fourfax.co.uk

Воздушные атаки британских кораблей с помощью бомб, неуправляемых ракет и пушек

В 1960–70-е годы малокалиберные зенитные автоматические пушки считались анахронизмом, что сказалось на составе зенитного вооружения британских кораблей (из 25 эскортных кораблей 9 вообще не имели зенитных автоматов, а на остальных имелось по 1–2 автоматам калибра 20 мм). Аргентинцы располагали двумя эсминцами, построенными в Великобритании по проекту «Шеффилд», что позволило им разработать эффективную систему атак на английские корабли. Атаку предполагалось производить с малых высот несколькими последовательными волнами с разных бортов корабля с выходом на цель с острых кормовых углов – это должно было усложнить работу зенитно-ракетных комплексов.

Атака эсминца «Глэморган» и фрегатов «Эрроу» и «Алакрити»

1 мая в 17 часов 25 минут ударная тройка аргентинских самолётов «Даггер М-5» (израильская версия французского истребителя-бомбардировщика «Мираж»), каждый из которых был вооружён двумя 227-килограммовыми бомбами, атаковала группу британских кораблей в составе эсминца «Глэморган», фрегатов «Эрроу» и «Алакрити». Выход на цель аргентинские пилоты осуществили на максимальной скорости и на малой высоте. Активное противодействие со стороны британцев свелось к применению эсминцем «Глэморган» зенитно-ракетного комплекса «Си Кэт», фрегат «Эрроу» открыл огонь из носовой артиллерийской установки, а фрегат «Алакрити» – использовал ручной пулемёт малого калибра. Не получившие повреждений аргентинские самолёты сбросили бомбы, но ни одна из них в цель не попала (близкие разрывы лишь незначительно повредили корпуса «Глэморгана» и «Алакрити»). Уже на выходе из атаки аргентинские самолёты обстреляли «Эрроу», добившись восьми попаданий 30-миллиметровых снарядов и ранив одного матроса.

Повреждение эсминца «Глазго»

Атака эсминца «Глазго» и фрегата «Бриллиант», обнаруженных 12 мая в 11 часов аргентинским патрульным вертолётом на расстоянии 30 миль от Порт-Стэнли, была произведена силами восьми штурмовиков «Скайхок А-4В» и шести «Даггер М-5», вооружённых бомбами Мk-17, взрыватели которых были отрегулированы на 25–30-секундную задержку взрыва. Атаку предполагалось произвести двумя последовательными группами с интервалом в 7 минут. Во время боя у «Глазго» вышел из строя ракетный комплекс «Си Дарт», что вынудило корабль вести огонь из носовой универсальной установки и стрелкового оружия. Огнём ракетного комплекса «Си Вулф» фрегата «Бриллиант», удалось уничтожить три из четырёх атаковавших «Скайхоков» (сброшенная четвёртым самолётом бомба срикошетила от поверхности и перелетела через «Глазго»). Вторая группа аргентинских самолётов за 7 миль до цели совершила несколько манёвров уклонения (это позволило освободиться от захвата радаром «Си Вулф») и произвела бомбометание из пикирования (две бомбы взорвались рядом с «Глазго», одна попала в эсминец, но не взорвалась, а ещё одна – срикошетила и перелетела через «Бриллиант»). В дальнейшем британским ремонтным бригадам удалось восстановить водонепроницаемость корпуса «Глазго» и вернуть корабль в строй.

Сражение над «Долиной смерти»

22 мая 1982 года в 10 часов 31 минуту аргентинская авиация (два звена по три «Даггер М-5», вооружённых авиабомбами Mk-17 и BRP-250) нанесла первый удар по британским кораблям в Фолклендском проливе. В ходе атаки первой тройки на фрегат «Бродсворд» были сброшены две авиабомбы (в корабль не попали) и произведён обстрел из авиационных пушек (ранены 14 человек и повреждены два вертолёта). Вторая тройка попала двумя авиабомбами в эсминец «Энтрим» (обе бомбы не взорвались, при этом одна из них застряла в кормовом ракетном погребе), что вызвало пожар и выход из строя некоторых систем корабля. При повторном заходе на «Энтрим» аргентинцы обстреляли его пушечным огнем (ранено семь человек, для спасения корабля от взрыва пришлось выбросить за борт зенитные ракеты «Си Слэг»).

Самолёты второй ударной группы атаковали фрегаты «Аргонот» и «Ардент». В результате атаки фрегата «Аргонот» с прохождением через «мёртвую зону» радаров (англичане заметили противника лишь визуально) пять «Скайхоков» сбросили 10 бомб Мk-17, две из которых попали в корабль (обе бомбы не взорвались), а восемь – разорвались в непосредственной близости от него. Одна неразорвавшаяся авиабомба перебила главный паропровод между котельным и машинным отделениями, разрушила котельный электровентилятор, рулевую машину и реверсный редуктор, что привело к полной потере хода корабля. Вторая бомба застряла в погребе боеприпасов, вызвав детонацию ракетного боезапаса (убито 2 человека) и пожар. В ходе атаки фрегата «Ардент» тремя «Даггерами» (высота – 50 м, заход с кормовой части корабля, прикрытой лишь 20-мм пушкой) пилоты добились трёх попаданий (две бомбы попали в ангар, третья – в кормовое отделение вспомогательных механизмов). Повторную атаку на фрегат «Ардент» осуществило звено «Скайхок A-4Q» (повторный заход с кормы), которое добилось семи попаданий авиабомбами (погибло 22 человека, ранено 37 человек). В результате взрывов возник пожар, распространению которого способствовали значительные запасы топлива в цистернах, переборки и надстройки корабля из алюминиевых сплавов, горючая изоляция электрических кабельных трасс и множество декоративных синтетических материалов. Признав невозможность тушения пожара, команда покинула корабль, который взорвался спустя сутки.


Горящий британский фрегат «Ардент»

Юг Атлантического океана с начала XX века практически всегда был спокойным регионом. Его затронули лишь морские сражения обеих мировых войн, однако это длилось в сумме всего лишь около 9 лет. В остальное время здесь, как правило, царило спокойствие, которое было внезапно разрушено в 1982 году. Именно тогда здесь развернулись события, за которыми следил весь мир. Здесь столкнулись войска Великобритании и Аргентины.

Предпосылки Фолклендской войны

Фолклендские (или, как их называют в Аргентине, Мальвинские) острова, расположенные в южной части Атлантического океана, впервые были открыты британскими моряками, а затем французами, основавшими здесь первое поселение. Впоследствии здесь же было основано и английское поселение. В итоге острова на десятилетия делились между британцами и испанцами, выкупившими права на острова у французов. Однако вскоре история распорядилась так, что Фолклендские острова были англичанами.

В 1816 году независимость от Испании объявили Объединённые провинции Южной Америки, позже преобразовавшиеся в государство Аргентина. Государство с самого начала своего существования считало Фолкленды своей территорией. Однако дела аргентинцев на островах шли не самым лучшим образом, и в 1833 году Великобритания восстановила свою власть над Фолклендами. Таким образом, фактическое владычество Аргентины на Фолклендских островах продлилось лишь 17 лет. Тем не менее, с тех пор Аргентина считала и считает их частью своей территории.

На протяжении XIX – первой половины XX века ситуация вокруг Фолклендских островов практически не изменилась. Все изменилось в начале 1980-х…

60-80-е годы XX века в Аргентине никак нельзя назвать спокойными. Этот период отметился в истории страны как череда военных переворотов, в результате которых к власти приходили различные группировки военных. На деле же это вовсе не означало укрепления государственной власти; наоборот – данные перевороты лишь дезорганизовывали обстановку в стране, в то время как вышестоящие чины были заинтересованы лишь во власти, а не благоденствии народа.

В результате военного переворота, состоявшегося в декабре 1981 года, к власти в Аргентине пришёл генерал-лейтенант Леопольдо Галтьери. В это время кризис власти в стране достиг своего пика: популярность нового правительства и главы государства была весьма низкой. Именно эти обстоятельства и заставили новую верхушку Аргентины спланировать «маленькую победоносную войну», чтобы укрепить своё положение.

Наиболее «лёгкой» добычей генералам казались Фолклендские (Мальвинские) острова и остров Южная Георгия, которые принадлежали Великобритании. И если на Фолклендах британский гарнизон был весьма малочислен, так что разгромить его не могло составить особого труда, то на Южной Георгии, острове без постоянного населения, гарнизона как такового практически не было. Сыграло свою роль и отдалённое расположение британских баз, что в известной мере помешало снабжению британской армии при ведении операций в южноатлантическом регионе.

Расчёт аргентинского руководства делался на то, что Великобритания, испытывая трудности в Южной Атлантике, просто не станет ввязываться в бои за острова, и ситуация просто «уляжется» со временем. Однако не был учтён, и это было главной ошибкой Л. Галтьери, престиж Великобритании, который не позволил бы её руководству так просто отпустить ситуацию, особенно когда дело касалось оккупации её территорий.

Начало Фолклендской войны — Аргентина захватывает острова

19 марта 1982 года аргентинские суда внезапно появились у острова Южная Георгия, что находится примерно в 1400 километрах от Фолклендских островов. Сюда были доставлены аргентинские рабочие, которые фактически занялись захватом острова, водрузив над ним флаг Аргентины. Увидев установленный аргентинский флаг, британские солдаты решили вмешаться, но были разоружены аргентинскими войсками. Остров Южная Георгия был захвачен Аргентиной без кровопролития. После бескровного и успешного захвата Южной Георгии, аргентинское руководство уверовало в собственную безнаказанность и приступило к подготовке и осуществлению захвата непосредственно Мальвинских островов.

2 апреля 1982 года военные и десантные корабли Аргентины показались у Фолкленд. Высадка десанта прошла успешно, а немногочисленный британский гарнизон не смог оказать сколько-нибудь существенного противодействия аргентинским войскам. После короткого боя гарнизон капитулировал и был немедленно разоружён, а контроль над Фолклендскими островами перешёл к Аргентине.

Однако захват островов не стал для Аргентины таким же «незаметным» шагом, как и захват Южной Георгии. Практически сразу же в регион были направлены британские военные суда и части морской пехоты. Их целью было обозначить военное присутствие Британии в районе островов, осуществлять их блокаду и вступить при необходимости в контакт с противником. Потеря Фолклендских островов навсегда стала бы для Великобритании смертельным ударом по престижу и, по сути, лишением статуса великой державы.

На следующий день после захвата островов было созвано заседание Совета Безопасности ООН, на котором была принята резолюцию №501, осуждавшая аргентинское вторжение на Фолкленды. Аргентинская сторона никак не отреагировала на резолюцию.

Фолклендский конфликт разгорается — первые столкновения

7 апреля британский министр обороны объявил о блокаде Фолклендских островов на время операции по их освобождению. Условия блокады позволяли британскому флоту топить абсолютно любые суда Аргентины. Эта мера была принята для того, чтобы парализовать действия аргентинского флота в районе Фолкленд и препятствия снабжению аргентинских войск.

По-прежнему большие сложности представляло снабжение британских войск, так как все британские базы находились на большом удалении от района боевых действий. На помощь пришли США – американская военная база на острове Вознесения была предоставлена британцам. Теперь можно было начинать операцию по освобождению Фолклендских островов.

25 апреля британские войска осуществили высадку на острове Южная Георгия. Аргентинский гарнизон практически не оказал какого-либо сопротивления и сложил оружие. Таким образом, контроль над островом вернулся к англичанам. Однако основные бои были только впереди.

К 1 мая 1982 года британский флот уже подошёл к Фолклендским островам. Утром этого дня авиация Великобритании подвергла бомбардировке столицу Фолклендских островов – Порт-Стэнли. Также в это же время началось столкновение двух флотов – британского и аргентинского. В результате морского боя 2 мая был потоплен аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Осознавая, что продолжение морского сражения может привести в полной гибели флота, аргентинское руководство приняло решение увести флот на базы.

Отвод аргентинского флота создал определённые трудности в снабжении гарнизона на островах. Теперь слово было предоставлено авиации. Аргентинская сторона сделала ставку на нанесение больших потерь британцам, как в живой силе, так и в кораблях. Однако боевые возможности аргентинской авиации не позволили нанести существенного урона британскому флоту. Причин этому было несколько, начиная с того, что большинство авиации Аргентины составляли штурмовики и истребители-бомбардировщики, не предназначенные для атак кораблей, заканчивая тем, что на вооружении Аргентины были обычные авиабомбы, не рассчитанные даже на метание с малых высот. Таким образом, в результате авиационных атак британский флот потерял лишь эсминец «Шеффилд»; также получил повреждения авианосец «Инвинсибл». Эти частные успехи Аргентины никак не могли повлиять на общий, весьма неблагоприятный для неё, ход действий.

Британский десант и возвращение контроля над островами

В начале мая, после массированных авиационных боёв, конфликт затих. Однако блокада Фолклендских островов британским флотом продолжалась. В это же время британская сторона активно готовила десант на островах с целью вернуть над ними контроль и принудить аргентинский гарнизон к капитуляции. Для этой цели были выделены 5-я пехотная и 3-я бригада морской пехоты, а также подразделение элитных воинов – гурков.

Десантная операция на Фолклендские острова началась 21 мая 1982 года. Местом для высадки был выбран населённый пункт Сан Карлос, расположенный на противоположной стороне острова от Порт-Стенли. В результате короткого боя населённый пункт был взят британцами. Несмотря на массированные авианалёты со стороны Аргентины, в последующие дни британским войскам удалось расширить и укрепить плацдарм, а также начать движение на Гуз Грин, а другой частью сил через весь остров на Порт-Стенли.

Уже 28 мая после тяжёлых боёв были заняты города Гуз Грин и Дарвин, что сделало положение аргентинского гарнизона практически безнадёжным. Почти все крупные населённые пункты острова, за исключением Порт-Стенли, были в руках британцев. Аргентинская авиация в результате упорных попыток сковать британские силы понесла огромные потери. В итоге уже к 4 июня аргентинские войска на Фолклендах были оттеснены к небольшому плацдарму на западе и практически лишены снабжения. Сюда подошли 3-я бригада морской пехоты и 5-я пехотная бригада Великобритании.

Решающее сражение началось ночью на 12 июня. В результате боёв 12-14 июня британцам удалось занять все господствующие над Порт-Стенли высоты и подвергнуть обстрелу аргентинские войска. Таким образом, сопротивление последних стало бессмысленным. Не имея снабжения, боеприпасов и оказавшись под деморализующим влиянием артиллерийского огня британских войск, аргентинский гарнизон капитулировал 14 июня.

20 июня британские войска освободили Южные Сандвичевы острова, в том числе и Южную Георгию. Фолклендская война завершилась.

Потери сторон и итоги Фолклендской войны

Фолклендская война была завершена не подписанием какого-либо договора, а фактическим завершением боевых действий. В результате этого конфликта британская сторона понесла потери примерно в 260 человек убитыми, 7 судов различных размеров, 24 вертолёта и 10 самолётов. Потери Аргентины в Фолклендской войне были оценены в около 650 человек убитыми и примерно 11 тысяч пленными, 8 судов различных размеров и примерно 100 летательных аппаратов.

Англо-аргентинский конфликт стал серьёзным ударом по престижу Аргентины. В стране начались массовые беспорядки, в результате которых уже 17 июня, до фактического окончания войны, с поста главы государства ушёл Л. Галтьери. Тем не менее, Аргентина от своих претензий на Фолклендские (Мальвинские) острова не отказалась и в настоящее время также претендует на них.

Для Великобритании Фолклендская война стала новым подтверждением мощи страны, влияние которой после Второй мировой неуклонно падало. Королевский ВМФ доказал свою мощь и способность решать задачи даже вдалеке от баз, что также укрепило престиж государства.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Реальная война, с точки зрения порядка и организации, удивительно похожа на охваченный пожаром бордель. Фолклендский конфликт не был исключением – цепь морских и сухопутных сражений в Южной Атлантике, гремевших в мае-июне 1982 года, стала хорошим примером того, как выглядят на практике современные военные действия.


Бредовый конфликт на краю Земли, в котором «бодались» не слишком обеспеченная Аргентина с обнищавшей Великобританией. Первой срочно понадобилась «маленькая победоносная война» и она не нашла ничего лучше, чем развязать территориальный спор 150-летней давности. Британцы приняли вызов и отправились защищать честь Британской империи за 12 000 миль от родных берегов. Весь мир с удивлением следил за «спором двух лысых из-за расчески».

Как это часто случается, «маленькая победоносная война» превратилась в жестокое поражение. Аргентина оказалась совершенно не готова к ведению сколь-нибудь серьезных боевых действий. Всего шесть противокорабельных ракет АМ38 «Экзосет», два самолета-заправщика и два более-менее исправных самолета дальнего радиолокационного обнаружения SP-2H «Нептун». Флот – бестолковые «огрызки» флотов ведущих держав:

Грозный крейсер «Хенераль Бельграно» - старый американский крейсер «Феникс», чудом избежавший гибели в бухте Перл-Харбора во время японского нападения. От судьбы не уйдешь – спустя 40 лет «Феникс»-«Бельграно» был все-таки потоплен в Атлантике.

Супер-авианосец «Бентисиско де майо» - бывший голландский «Карел Дорман», первоначально британский авианосец HMS Venerable, спущенный на воду в 1943 году;

Эскадренные миноносцы «Ипполито Бушар» и «Луис Пьедрабуэна» - бывшие американские эсминцы типа «Аллен М. Самнер» тоже времен Второй мировой.

Не правда ли, сомнительные силы для нападения на страну, которая с 1588 года по начало 40-х годов ХХ века не знала себе равных на морских просторах?

Флот королевы идет на Юг

«Великую победу» Британского флота иначе как случайностью не назовешь: треть кораблей эскадры Её Величества получили попадания аргентинскими бомбами! К счастью для британцев, аргентинские летчики использовали ржавые американские боеприпасы – пролежав тридцать лет на складе, они почему-то отказались взрываться.


Взрыв погребов боезапаса фрегата "Энтилоуп"


Маленький фрегат «Плимут» получил с неба 4 «подарка», но ни одна из бомб не сработала должным образом.

Эсминец «Глазго» - прямое попадание 1000-фунтовой авиабомбы. Пробив несколько палуб, опасный предмет скатился в машинное отделение, но... взрыва не произошло.

Фрегат «Антрим» - прямое попадание 1000-фн. авиабомбы. Аргентинских летчиков опять подвел взрыватель.

Фрегат «Броудсворд» - неудачно сброшенная 500-фн. бомба срикошетила от гребня волны и порвала фрегату борт. Она черной тенью пронеслась по внутренним помещениям корабля, круша на своем пути хлипкие переборки и механизмы, вылетела на полетную палубу, раздавила вертолет, и … махнув на прощанье обрубками стабилизаторов, упала в воду.

Фрегат «Аргонавт» - тяжелые повреждения от двух неразорвавшихся авиабомб. Корабль утратил боеспособность.


Гибель фрегата "Энтилоуп"


Высадка британского десанта висела на волоске:

Десантный корабль «Сэр Ланселот» - на подходе к Фолклендским островам получил прямое попадание 1000-фн. авиабомбой. К счастью для британцев, детонации не произошло – в противном случае, корабль, до краев нагруженный морскими пехотинцами и снаряжением, превратился бы в адскую жаровню.

Десантный корабль, «Сэр Гэлахэд», тоже мог погибнуть в пути – в открытом океане «Сэр Гэлахэд» получил страшный удар 1000-фн. бомбой, которая, в очередной раз, пощадила британцев
Впрочем, корабль так и не смог уйти от судьбы: штурмовики ВВС Аргентины сожгли «Сэр Гэлахэд» вовремя высадки в Блафф Коув. К тому моменту, большая часть морпехов высадилась на берег, тем не менее, вместе с кораблем сгорело 40 человек.

Третий десантный корабль, «Сэр Тристрам» во время высадки морских пехотинцев в Блафф Коув, подвергся яростным атакам аргентинской авиации, в результате в его палубе застряла 500-фн. бомба. Британские моряки и морпехи в ужасе бросились в ледяную воду – подальше от опасного «аттракциона». «Гуманная» бомба, подождав, когда корабль покинет последний матрос, была немедленно приведена в действие. «Сэр Тристрам» горел несколько часов – страшно представить, если бы в это момент на борту находились сотни морских пехотинцев.


"Сэр Тристрам" возвращается с войны


Кстати, во время налета на Блафф Коув, аргентинцам, помимо двух десантных кораблей, удалось серьезно повредить один из 200-тонных лихтеров с британским десантом (впоследствии затонул).

Всего, согласно статистике, 80% аргентинских бомб и ракет, поразивших корабли Её Величества, не сработали штатным образом! Легко представить, что бы случилось, взорвись они все – «Глазго», «Плимут», «Аргонавт», десантные корабли – все бы они неминуемо погибли. Потеряв треть эскадры, Великобритания лишилась возможности вести боевые действия на другом конце Земли и проиграла Фолклендскую войну. Воистину, британцы были в шаге от катастрофы!

Но и 20% сдетонировавших боеприпасов оказалось более чем достаточно, чтобы уничтожить шесть кораблей британской эскадры!
- эсминец «Шеффилд» - сгорел от неразорвавшейся ПКР «Экзосет»;
- эсминец «Ковентри» - погиб под бомбами аргентинских штурмовиков;
- фрегат «Ардент» - многочисленные попадания авиабомб, взрыв погребов боезапаса;
- фрегат «Антилоуп» - две неразорвавшиеся бомбы, детонация при попытке разминирования;
- авиатранспорт «Атлантик Конвейор» - одновременное попадание двух ПКР «Экзосет»;
- уже упоминавшийся ранее десантный корабль «Сэр Гэлахэд» - повреждения оказались настолько тяжелыми, что англичанам пришлось затопить корабль в Атлантике.

ВВС Аргентины, путь к победе

Просто удивительно, как ВВС Аргентины смогли нанести такой ущерб своими ограниченными силами. На тот момент аргентинцы располагали всего шестью (!) противокорабельными ракетами авиационного базирования и таким же количеством их носителей – новейших истребителей-бомбардировщиков «Супер-Этандар» французского производства. Причем, последний шестой «Супер-Этандар», успевший прибыть в Аргентину до начала войны, не смог подняться в воздух по вполне банальной причине – отсутствию части авионики.

В боевых действиях эпизодически участвовали 10 устаревших бомбардировщиков «Канберра», приобретенных в Великоритании в начале 70-х годов - аргентинцы добились лишь того, что потеряли 2 машины, без какого либо успеха.


Атакуют А-4 "Скайхоук"!


Эффективное применение аргентинских «Даггеров» и «Миражей» оказалось невозможным – взлетно-посадочная полоса на Фолклендских островах была слишком коротка для современных сверхзвуковых самолетов, и ВВС Аргентины пришлось действовать с аэродромов на континенте. Ввиду отсутствия на «Даггерах» и «Миражах» системы дозаправки в воздухе, они могли добраться до зоны боевых действий лишь с минимальной бомбовой нагрузкой. Боевые вылеты на пределе радиуса действия не обещали ничего хорошего, и от активного использования современных истребителей-бомбардировщиков пришлось отказаться.

Примечание. «Даггер», он же «Нешер» - нелицензионная израильская копия французского истребителя-бомбардировщика «Мираж 5». Отслужившие свое израильские машины, пройдя модернизацию, продавались Аргентине. Вот на такой «рухляди» приходилось летать аргентинским мучачос!

Ключевой ударной силой аргентинской авиации стали дозвуковые штурмовики А-4 «Скайхоук»: уже изначально приспособленные для дальних боевых вылетов, старые машины превратились в грозное – подавляющая часть потерь британского флота относится на их счет! Аргентинским пилотам приходилось действовать на удалении в сотни миль от побережья, прорываться на предельно малой высоте сквозь дождевые и снежные заряды, избегая встреч с боевыми воздушными патрулями противника. На внешней подвеске – тонна бомб. Впереди – бесконечный океан, на просторах которого скрывается британская эскадра. Найти и уничтожить! А на обратном пути – обязательно встретить воздушный танкер, иначе самолет упадет в холодные воды Атлантики с пустыми баками.


Дозвуковой ударный самолет Douglas A-4 Skyhawk. Герой Фолклендской войны


Только глупость и беспечность британского командования, позволили «Скайхоукам» так нагло нападать на корабли и чувствовать себя «королями воздуха». Британцы отправились на войну, сэкономив даже на зенитных артиллерийских комплексах самообороны (типа «Фаланкс», АК-630 или «Голкипер»). На эсминцах и фрегатах не было ничего, кроме несовершенных ЗРК, неспособных бороться с низколетящими целями. В ближней зоне британским морякам приходилось, в лучшем случае, полагаться на пару пушек «Эрликон» с ручным наведением, а в худшем – палить по низколетящим самолетам из винтовок и пистолетов.
Результат был предсказуем – треть кораблей Её Величества попали под ракетно-бомбовые удары и получили жестокие повреждения.

С точки зрения порядка и организации, Фолкледская война действительно была адовым бардаком. Гремучая смесь из ошибок, трусости, халатности, оригинальных решений и неудовлетворительных характеристик военной техники. При близком знакомстве с эпизодами Фолклендского конфликта, создается ощущение, что боевые действия снимали в павильонах Голливуда. Действия англичан и аргентинцев выглядят порой настолько наивно и парадоксально, что невозможно поверить, что такое могло случиться в жизни.

Яркий пример – триумфальное потопление новейшего эсминца «Шеффилд»

«Новейший эсминец «Шеффилд» по факту являлся маленькой «лоханкой» водоизмещением около 4000 тонн – сейчас такие корабли принято называть фрегатами. Боевые возможности «новейшего эсминца» были тождественны его размерам: морской ЗРК «Си Дарт» с боекомплектом 22 ракеты, универсальное орудие калибра 114 мм, противолодочный вертолет… вот, пожалуй, и все, на что могла рассчитывать команда «Шеффилда».


Впрочем, британских моряков не спас бы даже новейший американский супер-эсминец «Замволт». В роковое утро, находясь в зоне боевых действий, командир «Шеффилда» приказал отключить все радары и радиоэлектронные устройства корабля – чтобы не создавать помех во время его разговоров по спутниковому каналу связи «Скайнет».
Летящую ракету визуально заметили с мостика лишь за секунду до её попадания в эсминец. «Экзосет» пробил борт, пролетел сквозь камбуз и развалился в машинном отделении. Боевая часть аргентинской ракеты, как и положено, не взорвалась, но эсминцу хватило факела от работающего двигателя ракеты – вспыхнули алюминиевые конструкции корпуса, нестерпимым жаром полыхнула синтетическая отделка помещений, затрещали оболочки кабелей. Трагикомедия закончилась печально: «Шеффилд» полностью сгорел и спустя неделю затонул во время буксировки. Из экипажа его команды погибло 20 человек.


Победа далась аргентинцам непросто: самолет ДРЛО SP-2H «Нептун», из-за отказа бортовой аппаратуры, смог лишь с пятого раза установить радиолокационный контакт с кораблями британского соединения – что неудивительно, это был самолет середины 40-х годов.
Кстати, на 15-й день войны оба аргентинских «Нептуна» полностью вышли из строя, и в дальнейшем морская разведка проводилась еще более изощренными способами: с помощью авиалайнера Боинг-707, воздушного танкера КС-130 и самолета бизнесc класса Liarjet 35A.

Не менее чудно выглядит потопление эсминца «Ковентри».
Аргентинские «Скайхоуки» настигли его в 15 милях от острова Пебл – внезапно появившись из-за скалистых утесов острова, четыре штурмовика обрушили шквал свободнопадающих бомб на эсминец и сопровождавший его фрегат «Броудсворд».
Британское соединение прикрывали палубные «СиХарриеры», но в момент атаки истребители были отозваны из-за угрозы поражения зенитным огнем кораблей. Однако, справиться собственными силами не удалось – ЗРК эсминца не сработал. «Ковентри» попытался отогнать вражеские самолеты огнем универсального орудия, но безуспешно – самолеты уже легли на боевой курс. Как назло заклинило зенитный автомат «Эрликон» - в результате команда эсминца дружно отстреливалась от низколетящих самолетов с помощью винтовок и пистолетов.


Фрегат отделался сравнительно легко – одна из бомб пробила его насквозь снизу-вверх (этот случай рассматривался чуть выше) и не взорвалась. Эсминцу «Ковентри» повезло меньше – из трех попавших в него 500-фн. авиабомб, взорвались две – через 20 минут после атаки корабль перевернулся и затонул.

У аргентинцев в тот раз тоже случилось немало проблем – из шести самолетов ударной группы до цели долетели лишь четыре. Еще один ветхий «Скайхоук» не смог выполнить бомбометание из-за отказа механизма сброса бомб.

События Фолклендской войны отличались целым набором удивительных решений и армейской смекалки.
Израсходовав запас противокорабельных «Экзосетов» авиационного базирования, аргентинцы перешли к импровизациям. Со старого эсминца Segui местные умельцы сняли и перепрограммировали два «Экзосета» корабельного базирования – обе ракеты были доставлены транспортным самолетом на Фолклендские острова, где были тайно развернуты на побережье в ожидании британских кораблей. Целеуказание выдавал армейский мобильный радар RASIT.

12 июня 1982 года под обстрел с берега попал эсминец «Глэморган» - первая ракета промазала, вторая чиркнула по верхней палубе в районе вертолетной площадки и взорвалась, образовав 5-ти метровую пробоину. Осколки и продукты взрыва проникли в вертолетный ангар, где в это время находился полностью заправленный вертолет. Пожар бушевал четыре часа, в борьбе с огнем погибло 14 моряков. На следующий день, с помощью плавмастерских, эсминцу удалось вернуть ограниченную боеспособность.

Как и на любой войне, здесь не обошлось без капли черного юмора.
Пытаясь остановить наступление флота Её Величества, аргентинцы стали использовать в качестве бомбардировщиков все, что могло летать и бомбить, в том числе, военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес» (аналог отечественного Ан-12). 29 мая 1982 года «Геркулес» обнаружил одинокий флотский танкер «Бритиш Уэй» - вниз немедленно полетели 500-фн. бомбы, скатываемые вручную с откинутой грузовой рампы. Несмотря на отсутствие каких-либо прицельных устройств, больше половины боеприпасов попало в цель, и, естественно, не взорвалось.

Смелые рейды «бомбардировщика» С-130 закончились печально – через два дня аргентинский «Геркулес» был обнаружен и атакован палубным «СиХарриером». Однако, сбить военно-транспортный самолет оказалось делом непростым – огромный «Геркулес» проигнорировал попадание ракеты AIM-9 «Саудуиндер», продолжая тянуть в сторону берега на трех оставшихся моторах. Пилоту «СиХарриера», л-ту Уорду, пришлось выпустить весь боекомплект пушек – а это 260 снарядов, чтобы уничтожить аргентинского «морского корсара».

Трагикомедия в Южной Атлантике длилась 74 дня и стоила, по официальным данным, 907 человеческих жизней. Стоит признать, что обе враждующие стороны стремились максимально снизить людские потери – при малейшей угрозе, подразделения предпочитали не испытывать судьбу и сдавались в плен. К счастью, боевые действия велись над океаном и над пустынными, практически незаселенными островами, что позволило исключить жертвы среди гражданского населения – военные решали свои проблемы в честном поединке.
В несомненных военных успехах Аргентины определенную роль сыграли традиции Вермахта – после окончания Второй мировой Южная Америка стала прибежищем для многих немецких военных специалистов. И стоит признать, они не зря проедали свой хлеб на новом месте – подготовка аргентинских офицеров оказалась гораздо лучше, чем кто-либо ожидал.

Увы, несмотря на все усилия, Аргентина вдребезги проиграла Фолклендскую войну – когда не взрываются 80% попавших в цель бомб, мечтать о победе не приходится. Британский флот оказался не простым противником – с помощью атомных подлодок британцы за считанные дни загнали аргентинский флот в его базы. Гарнизон Фолклендских островов оказался в изоляции, и победа стала лишь вопросом времени. Британцы дорого отомстили за гибель своих боевых кораблей – на аэродромы не вернулось 74 самолета ВВС Аргентины. Примечательно, что на палубные истребители «СиХарриер» пришлось лишь 28% унитоженной аргентинской авиатехники, остальные машины записали на свой счет ЗРК и зенитная артиллерия кораблей Её Величества.

Как Великобритания и Аргентина Фолклендские острова не поделили.

«Латентный» конфликт

Небольшой архипелаг Фолклендских островов был открыт в Южной Атлантике в XVI веке. Ученые до сих пор гадают, кто же первым из мореплавателей добрался до них: испанец Эстебан Гомес в 1520 году или британец Джон Дейвич в 1592. Более двух столетий на Мальвинских островах (аргентинское название Фолклендов) находился испанский гарнизон и, следовательно, весь архипелаг входил в состав Испанской державы. Когда же в 1810 году Аргентина провозгласила свою независимость, испанские военные покинули острова. Сама Аргентина вспомнила про остров только через десять лет, там высадился аргентинский десант, во главе с капитаном Джюэтом, который провозгласил суверенитет Аргентинской республики над архипелагом. Триумф длился недолго. Через двенадцать лет архипелаг захватила английская морская экспедиция, установив его фактическое подчинение британской короне. Молодая республика оказалась не способна сопротивляться агрессивной политике Великобритании, но отказываться от своих юридических прав на владения Мальвинскими островами тоже не собиралась. Зародился так называемый «латентный конфликт», на какое-то время противоборствующие стороны затихли.

Нефть, криль и выборы в парламент

В 1960-е годы в период крушения колониальной системы Аргентина попробовала вернуть Фолклендские острова дипломатическим путем. Страна всячески укрепляла свое влияние на островах, построила там аэродром, установила телефонную связь. Ей удалось даже заручиться поддержкой большинства членов ООН, но Англия оставалась непреклонна. Правительство Альбиона отказалось предоставить аргентинцам острова равные права с гражданами Великобритании, у Лондона были свои интересы на пустынные острова. Особенно интересовали их крупные залежи нефти и газа, обнаруженные в прибрежных водах и береговом шельфе островов. Другим камнем преткновения стал рачок криль, монопольное право на ловлю которого фактически принадлежало одним британцам.

Некоторые исследователи видят в Фолклендской войне одну из интриг Маргарет Тэтчер, для которой она стала маленькой «победоносной войной». Накануне военных действий, и одновременно накануне новых выборов в парламент, дела у «железной леди» шли не лучшим образом. Экономическую политику Тэтчер поддерживали не все даже внутри ее партии: 9 из 22 министров ее кабинета против ее экономических начинаний. К декабрю 1980 года уровень политического доверия к Тэтчер упал до 23 % (наименьший результат среди британских премьер-министров). Но сходить с намеченного курса экономических реформ она отказывалась. «Поворачивайте, если хотите. Леди не поворачивает!» - заявила она на партийной конференции в том же году. Для восстановления авторитета консервативной партии Великобритании, Тэтчер нуждалась в маленькой победоносной войне. К тому же, победа вполне соответствовало внешнеполитической доктрине Тэтчер, предусматривавшей возвращение Великобританией статуса великой державы.

Победоносная война Леопольдо

Не только Тэтчер нуждалась в победоносном конфликте. В 1881 году в результате военного переворота в Аргентине к власти пришел Леопольдо Галтьери. Чтобы добиться популярности среди аргентинского населения, ему была необходима маленькая, быстрая, победоносная война. Что может быть лучше, нежели вернуть назад власть над Фолклендскими островами? Изначально операция, получившая в память о корабле капитана Джюэта название «Росарио», планировалась на 25 мая 1982 года – день национального праздника Аргентины. Но английская разведка вскоре узнала о готовившемся вторжении и направила в Южную Атлантику свою подводную лодку «Спартан». Галтьери решил действовать быстро и уже 2 апреля 1982 года на островах высадился аргентинский десант, быстро вынудивший сдаться небольшой английский гарнизон. Для Англии эта была война не только за свои, как они считали, национальные интересы. Война служила очередной проверкой Западного блока в «холодной войне». Куба и многие другие латиноамериканские страны подержали действия Аргентины в её «справедливой» военной операции по возвращению некогда «оккупированных британским империализмом» территорий. Неоднозначную позицию заняло руководство Франции, поставлявшей незадолго до конфликта в Аргентину свои боевые самолеты Mirage и продававшего союзнику Аргентины Перу французские противокорабельные ракеты Exocet.

Защита британских граждан

«Если острова захватят, то я точно знала, что нужно делать - их нужно вернуть. Ведь там, на островах, наши люди. Их верность и преданность королеве и стране никогда не подвергались сомнению. И как часто бывает в политике, вопрос состоял не в том, что делать, а в том, как это можно сделать» - вспоминала позже Маргарет Тэтчер.
Совет Безопасности ООН призывал враждующие стороны решить конфликт путем переговоров. Но ни одна из сторон отступать не собиралась. Правительство Великобритании объявило, что будет топить все аргентинские суда, которые окажутся в радиусе 200 миль и ближе от Фолклендских островов (расстояние от островов до континентального побережья Аргентины составляет всего 287 миль). 5 апреля из американского Портсмута в сторону Фолклендских островов отправилась английская эскадра из 40 судов во главе с авианосцами "Гермес" и "Инвисибл". Следом на аргентинском острове Южная Георгия (к югу от Фолклендов) высадился британский десант, быстро подчинивший его территорию. А уже в конце апреля британская авиация с авианосцев начала наносить удары по аргентинским позициям на островах.

«Мэгги придет»

В день когда президент Перу Фернандо Белаунде Терри получил со стороны Аргентины предварительное согласие на условия мирного соглашения с Великобританией, был нанесен первый мощный удар со стороны британского военно-морского флота. В тот же день английская атомная подводная лодка «Конкеррор» на расстоянии 236 миль (что противоречило раннее озвученным официальным предупреждением) атаковала аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Почти 400 членов экипажа погибли в водах Южной Атлантики. Естественно, Аргентина отвергла всякую возможность мирного решения конфликта и началась открытая война. Тэтчер как настоящая «железная леди» была настойчива в своих политических решениях. По её приказу английские войска разбомбили взлетно-посадочные полосы на острове и захватили Фолклендские острова.
«И когда, наконец, ночью 21 мая Королевские ВМС высадили войска десанта на берег в бухте Карлос, фермер-островитянин одной фразой выразил характерную особенность нашей нации. На вопрос офицера-парашютиста, удивлен ли он, увидев оперативное соединение на якорной стоянке в бухте, фермер ответил: “Совсем нет. Мы знали, что Мэгги придет”», - впоследствии гордо и патриотично вспоминала Маргарет Тэтчер. Ей было чем гордиться, консервативная партия вновь получила большинство в парламентских выборах 1983 года.

Позиции СССР и США

По данным британской разведки, СССР «был готов предоставить Аргентине военные корабли, самолеты и ракеты (типа СС) в обмен на поставки зерна и говядины по льготным ценам». Но у СССР была своя нерешенная проблема – война в Афганистане. По этой причине все давление, которое оказывало советское руководство на англо-саксонские державы, происходило только в рамках заседаний ООН. Никаких активных действий по предотвращению военного конфликта или в рамках помощи Аргентине со стороны Советского Союза не было.
Наоборот, СССР отрешился от какого-либо участия в англо-аргентинском конфликте, заявив вызванному 14 мая 1982 г. в советский МИД послу Великобритании в СССР Кертису Киблу, что «британская сторона, видимо, в плане дипломатического прикрытия своих военных акций в Южной Атлантике, несколько раз обращались к советской стороне с так называемыми «предупреждениями», которые полностью неуместны и имеют целью создать вымысел о какой-то «причастности» Советского Союза к англо-аргентинскому конфликту».
Штаты в стороне не остались. Главным союзником Великобритании стал министр обороны США Каспар Уайнбергер, уговоривший Рейгана и Пентагон предоставить «большую поддержку самому верному союзнику Америки». Своим же подчиненным министр приказал «предоставить Британии всевозможную помощь в вопросах технического обеспечения и разведки».
30 апреля Рейган объявляет о поддержке Великобритании и о введении санкций против Аргентины. Администрация США использовала различные рычаги воздействия на Аргентину их латиноамериканских соседей. Они вынудили Аргентину сократить поставки говядины и зерна в СССР. Остальные южноамериканские страны объявили о своем нейтралитете. На попытку принятие Советом Безопасности ООН резолюции по фолкледскому вопросу США и Великобритания наложили вето.
Против возможного включения в конфликт СССР был разработан специальный англо-американский план. Согласно ему США и Великобритания должны были оказывать давление на СССР сразу по нескольким направлениям. При поддержке США и Франции Израиль начал военную операцию на территории Ливана, поддерживаемого СССР. Провокационные действия начали проамериканские южные корейцы в отношении КНДР. США через Израиль стал оказывать материальную помощь Румынии, активно выступавшей против советской политики в Афганистане, расшатывая тем самым «изнутри» организацию стран Варшавского договора. Кроме этого, Великобритании и США удалось сорвать заключения в апреле-мае 1982 года ряда контрактов по проекту «Газ-трубы», планировавшему соединить Западную Европу и СССР обоюдовыгодными условиями газового сотрудничества.
Под нажимом США 14 июня было достигнуто соглашения о прекращении боевых действий, а на следующий день аргентинский генерал Мендоса заявил о своей капитуляции.

60 миллиардов баррелей

Латентный конфликт продолжается и сегодня. Официального соглашения между Англией и Аргентиной до сих пор не заключено. Дипломатические отношения между государствами были восстановлены лишь в 1990 году.
В последние годы спорные острова вновь оказались в фокусе мировой общественности. По оценкам британских экспертов, на шельфе островов находятся запасы нефти в 60 миллиардов баррелей. Если эти цифры соответствуют действительности, то они сравнимы с запасами наиболее богатых нефтью стран. Для сравнения, по оценкам на 2012 год доказанные запасы нефти в России составляют все те же 60 миллиардов баррелей.
В марте 2013 года при полной поддержке со стороны британского правительства на островах прошел референдум. Местному населению предстояло решить: «Желаете ли Вы, чтобы Фолклендские острова сохранили свой политический статус в качестве заморской территории Соединённого Королевства? ДА или НЕТ». Из 1517 голосовавших граждан 99,8 % ответили утвердительно, выступив за сохранение нынешнего политического статуса города. Аргентина не признала итоги референдума, сохранив свои территориальные претензии на данный архипелаг. Проблема принадлежности Фолклендских островов остается до сих пор открытой. И вряд ли одна из противоборствующих сторон согласиться отпустить столь лакомый «нефтяной кусочек».

В связи с посещением Фолклендских островов решил подредактировать и повторить пост о войне 1982 года:

2 апреля 1982 года в Южной Атлантике началась Фолклендская война - высадившиеся на спорных островах (по аргентински - Мальвинских) аргентинские войска взяли в плен немногочисленный британский гарнизон (всего, на разных островах, 80 человек). Еще раньше - 19 марта гражданские аргентинцы высадились на о-ве Южная Георгия.
Британия отреагировала быстро, если не сказать превентивно - еще 26-29 марта (!) на юг отправились 3 АПЛ, а 4 апреля за ними ушла 4-я - "Конкерор" (единственная в мире АПЛ, потопившая надводный боевой корабль - относительно гибели подводных лодок я бы воздержался от подобных утверждений). 5 апреля (через 3 дня после высадки аргентинцев) в море вышло соединение во главе с легкими авианосцами "Инвинсибл" и "Гермес". Затем к ним присоединились десятки кораблей и реквизированных военными Британии судов (включая круизные лайнеры, всего до 130). Вообще способность Британии развернуть и поддерживать боеспособность крупной ударно-десантной группировки флота на огромном удалении от основных баз - одно из открытий этой войны. Американцы в это не верили.
Совершенно очевидно, что МИ-6 сработала неплохо и британцы знали об аргентинских планах. А вот аргентинские штабы и разведчики (должны же быть и такие - по штату!) - из рук вон плохо. Дело в том, что старые авианосцы с нормально взлетающими самолетами британцы списали в конце 70-х годов, в строю были лишь модернизированный "Гермес" (сейчас еще дослуживает в индийском флоте - ждет вступления в строй "Горшкова"/"Викрамадитьи") и новый "Инвинсибл", в авиагруппы к-рых входили СВВП "Си Харриер". "Илластриес" проходил испытания и достиг боеготовности уже после окончания войны, "Арк Ройял" вошел в строй только в 1985 году. Но! "Гермес" планировали списать из-за бюджетных ограничений в условиях кризиса, а к "Инвинсиблу" присматривались австралийцы - так что повремени аргентинцы полгодика - вполне возможно сломали бы прогнозы британских спецслужб и имели бы против себя только один авианосец.


Обложка одного из аргентинских журналов того времени (заголовок "Север против Юга")

О факторе "маленькой победоносной войны" для политических успехов, в условиях экономического кризиса М.Тэтчер не забывала! Иной вопрос, что и военному аргентинскому режиму Галтиери она бы не помешала - т.е. у сторон был негласный "судьбоносный консенсус".

Аргентинская бронетехника на Мальвинах

Кстати, из-за пробританской позиции Чили (имеется давний территориальный спор с Аргентиной) последняя не смогла перебросить на острова хорошо обученные горно-пехотные части, занятые в Андах, на Фолклендах высаживались призывники и резервисты.
25-26 апреля британцы взяли обратно Южную Георгию, аргентинцы сдались без сопротивления, при этом была тяжело повреждена их ПЛ "Санта Фе".
1 мая британцы начали бомбардировки островов с помощью стратегических бомбардировщиков "Вулкан" - всего ими выполнено 5 миссий (еще 2 отменены), по 1 бомбардировщику за вылет, обеспечивали его 11 (!) самолетов-заправщиков + резервный "Вулкан". После одной из миссий "Вулкану" пришлось садиться в Бразилии (неудача с дозаправкой) - там он был интернирован до конца войны. Нанесенные британскими бомбардировками повреждения ВПП аэродрома Стенли не позволили использовать ее для реактивных "Миражей", но турбовинтовые штурмовики "Пукара" и транспортники садились/взлетали без проблем. Было, так же, уничтожено несколько аргентинских РЛС (с помощью ПРР "Шрайк", запускаемых с "Вулканов"). На то время это были самые дальние бомбардировочные миссии (7.500 км в одну сторону) в истории.

Схема обеспечения вылета "Вулкана" на бомбардировку Фолклендов

"Вулкан" посаженный в Бразилии (см. флажок на фюзеляже)

1 мая над районом БД начались аргентинские воздушные атаки на британское корабельное соединение и воздушные бои. Формально аргентинцы имели численное превосходство над британскими "Харриерами", но имели более старые ракеты "Воздух-воздух" (обе стороны применяли один тип - американские "Сайдвиндер" AIM-9) и действовали на пределе дальности, что сковывало маневрирование. Воздушные бои закончились со счетом 21:0 в пользу британцев...
В этот же день аргентинская ПЛ "Сан Луис" (тип 209) безуспешно атаковала британские корабли (второй раз, с тем же результатом 10 мая) - немцы поставили "некондиционные" торпеды...
А вот ее британская атомная "сестра" была успешнее - потопила аргентинский крейсер "Генерал Белграно" (323 погибших). Крейсер бывший американский - "Феникс", пережил в свое время атаку японцев на Перл-Харбор. Задумка аргентинцев была неплоха - взять британское соединение в клещи - с другой стороны должен был подходить их авианосец "25 мая" (британской постройки, кстати), но вот реализация - из ряда вон... "25 мая" вернулся в базу и больше в море не выходил.

"Генерал Белграно" тонет

Через 2 дня аргентинцы отыгрались - "Супер Этандар" поразил с помощью УР "Экзосет" британский эсминец "Шеффилд". Корабль был затоплен 10 мая к северу от островов - якобы не удалось справиться с пожаром (говорят были повреждены ядерные глубинные бомбы...).
Авианосцы британцев держались восточнее о-вов, что практически исключало результативные атаки на них (аргентинцы даже не озаботились приобрести хотя бы несколько лишних самолетов-заправщиков!).

Поврежденный "Шеффилд" перед затоплением - даже крена нет!

Попутно британцы развлекались разнообразными рейдами коммандос (включая высадки через ТА АПЛ) - нельзя было не поддержать марку Джеймсов Бондов! Наиболее успешный - на остров Пеббл - 11 самолетов уничтожено, большинство других или отменены или не удались (например, промахнулись по карте и высадились в Чили!).

Будни Фолклендской войны - аргентинский "Мираж" над британским кораблем

21 мая британцы высадились на Восточном Фолкленде. Одновременно аргентинцы усилили свои воздушные атаки на корабли противника - 21-25 мая им удалось потопить фрегаты "Ардент", "Антелоуп", эсминец "Ковентри" и транспорт "Атлантик конвейер" (последний - УР "Экзосет", на нем уничтожено 9 вертолетов), фрегаты "Аргонаут" и "Бриллиант" были тяжело повреждены - это еще не все аргентинские бомбы взрывались! По разным причинам - слишком низкая высота сброса, а кто-то еще вспомнил, что их и закупали в Британии...
Что было бы, если бы все они сработали (13 бомб попали в корабли и не взорвались!) - с британским флотом и вообще - сложно сказать!
Вместе с неудачными атаками аргентинской ПЛ это дает 15 эпизодов - в случае успеха можно взять половину кораблей потопленными и половину поврежденными (по 7-8 получается). Мой прогноз задним числом - британцы все равно вышибли бы их с островов - корабли у них еще были (кстати, не следует забывать о Холодной войне - американцы перебросили в европейские воды дополнительные силы своего флота на это время для противолодочных патрулей), но соотношение потерь (по факту примерно 1 к 3) было бы иным...

Взрыв на фрегате "Антелоуп" при попытке обезвредить несработавшую аргентинскую бомбу

Британцы продолжали наращивать силы на островах, чтобы приступить к штурму Порт-Стенли. Аргентинцы делали всё, что могли - под их удар 8 июня попал ТДК "Сир Галахед". 12 июня ПКР "Экзосет" с наземной ПУ поврежден эсминец "Глэморган".
В состав авиагрупп своих авианосцев британцы включили "Харриеры" ВВС (в дополнение к штатным "Си Харриерам" флота), причем на задание они уходили смешанными парами, но случае миссий ПВО ведущим был "Си Харриер" (с бортовой РЛС), а на штурмовку - "Харриер" GR.3.

Горит ТДК "Сир Галахед"

Но 11 июня начался штурм Порт-Стенли и 14-го аргентинцы капитулировали...
Хотя и на суше аргентинцы имели численное превосходство уровень подготовки солдат был несравнимым.

Ход боевых действий на суше

Аргентинское оружие...

Пленные аргентинцы

Британцы радуются победе...

М.Тэтчер с мужем на отвоеванных островах. Она будет премьером до 1990 года...

В данной войне обе стороны применяли западное оружие, в т.ч. достаточно современное. После войны в "Красной Звезде" появилась необычная статья - автор перечислял, чтобы нужно было Британии и Аргентине купить для этой войны (ну, или для ее продолжения) - довольно необычно для СССР! С автором потом познакомился - он получил по шапке от начальства, но не сильно...
Это была ПОСЛЕДНЯЯ война, где потери Запада (в людях и, тут, особенно, в технике) сравнимы с потерями его противников.
Мы, в общем, держали нейтралитет - хотя с одной стороны воевал главный союзник нашего основного противника и ему желали потерь и поражения, военный режим Аргентины особых симпатий не вызывал.
США, в ходе войны, изменили своей доктрине Монро, в пользу своего стратегического союзника - Британии, к-рую они поддерживали со всех сторон. "Золотой миллиард" есть "золотой миллиард"!
В Буэнос-Айресе есть мемориал павшим в войне аргентинским солдатам, на Фолклендах - британским (с поименными списками), посетил оба - соответственно 22 и 27 декабря - как только загружу фотки напишу об этом.

В дополнение немного об аргентинских пилотах "Супер Этандаров":

Пилоты: капитаны Коломбо, Бадакаррац, Курилович (оч. аргентинская хвамилия!), Аготегарай, Франциско, лейтенанты Мачетанз, Майора, Мариани, Барраза и Коллавино - каждый совершил по одному боевому вылету, потоплены эсминец "Шеффилд" (на фото самолет, участвовавший в налете) и транспорт "Атлантик конвейор"

Эмблема эскадрильи. Перед началом войны было поставлено из Франции 5 самолетов "Супер Этандар" (один был разобран на запчасти) и 5 УР "Экзосет"

Французско-аргентинский антибританский коктейль - "Супер Этандар" с УР "Экзосет" осуществляет дозаправку в воздухе (от С-130) во время боевого вылета в ходе Фолклендской войны. В этом вылете потоплен "Атлатик конвейор"