Изобразительное искусство Запада XX века. История коллажа, дадаизм

Искусство многогранно. На протяжении многих веков люди стараются выразить свой внутренний мир, передавая его особенности через искусство. Создавались разные направления, которые характеризовались какими-то присущими только им чертами.

Всем известный модернизм, которым определялось почти все искусство XX века, включал в себя и дадаизм. Западная Европа оказалось местом рождения этого направления. Именно Швейцария, Франция и Германия - вот страны, которые имеют прямое отношение к возникновению дадаизма в начале XX века. В 1916 году основоположником дадаизма стал Т. Тцара. К нему присоединились такие известные в то время личности как Х. Балль, Г. Арп, Р. Гюльзенбек и другие.

Сущность дадаизма

Само слово «дадаизм» имеет основу: dada переводится как лошадка. Однако есть и другой подход к определению названия нового направления в модернизме. Бессвязный детский лепет - вот так можно охарактеризовать дадаизм в переносном смысле. Новое направление в искусстве решил назвать Тристан Тцара. И не сразу его единомышленники приняли такое название. Но по истечении времени дадаизм четко стал определять выражение мыслей определенного круга людей, постепенно создавая общественное понимание развития современного искусства.

По мышлению дадаистов можно охарактеризовать как абсолютные нигилисты. Основной причиной возникновения модернистского направления стала. Первая мировая война. Воспоминания о страшной бойне явились благодатной почвой для рождения дадаизма. Из общей толпы выделилась группа людей, которая была против воспевания святости войны. Они не желали вставать на сторону «вояк».

Дадаисты выставляли напоказ свое отношение к устоям морали, религии, красоты и разума. Традиции во всех этих областях для них ничего не стояли. Последователи дадаизма своими скандальными постановками в театрах стремились изменить существующие на тот момент взгляды на искусство. Все, кто считал себя дадаистом, участвовали в выпуске манифестов и журнала под названием «Кабаре Вольтер». Таким образом, единомышленники-дадаисты пытались выразить свое понимание существовавшего на тот момент искусства.

Абсолютные и политические дадаисты

Спустя всего 3 года с момента основания нового модернистского течения, из основного состава выделились некоторые представители дадаистского направления, в число которых вошли А. Бретон, П. Элюар, Л.Арагон и другие. Они стали назвать себя абсолютными дадаистами. Выпуская различные литературные журналы, они пытались донести до общества свое понимание творчества человечества. Абсолютным дадаистам казалось, что искусство не должно выполнять социальных функций.

Германия также не осталась в стороне, так как именно здесь родился подвид дадаизма - политические дадаисты. В эту группу вошли Р. Хаусман, Р. Гюльзенберг, В. Меринг, которые были против угрозы войны, не считали нужным следовать канонам буржуазного общества. Кстати, такое отношение к искусству, как нежелание видеть в творчестве людей буржуазного мышления, явилось причиной отрицания искусства, а также его художественной сущности и образного выражения.

Значение дадаизма

Макс Эрнст был также одним из основателей дадаизма в Германии. Немецкие дадаисты-неполитики более умеренно выражали свои мысли. Примером тому служит картина М. Эрнста «Император Убу». Именно таким образом выражалось сочетание вещей и людей. Можно сказать, что подобные произведения художников группа «Дада» стали лучом солнца в живописи начала XX века. Протест против настоящего и прошлого - вот характерная особенность рождения дадаистского направления. А ведь искусством дадаистов интересовались Поль Элюар, Пабло Пикассо и другие не мене известные представители творческой богемы.

Дадаизм как любое другое направление модернизма основывалось на новых пониманиях целей искусства. Дадаисты использовали в своем творчестве случайные процессы, фотомонтаж, импровизацию, делая свои произведения непонятными простому народу. Однако основатели дадаизма нащупали основу новых веяний в искусстве того времени. Именно дадаисты стали первыми, кто изображал предметы быта как объекты искусства.

Дадаизм в живописи

Живописи в первую очередь коснулась рука дадаистов. Именно в ней последователи нового направлении модернизма выражали все свои мысли, изображая на холсте довольно шокирующие сюжеты. Шок вызывает несовместимость отдельных частей картины. Сюжет закручен, кажется, что художник нарисовал ребус, в котором зашифровано отношение дадаиста к окружающему миру.

Живописцев-дадаистов возглавил М. Дюшан, который изъявлял желание внедрять в существовавшую тогда художественную культуру какие-то обыденные с точки зрения простого человека вещи. Например, велосипед или колесо от того же велосипеда. Его стремление очевидно - стереть грань между жизнью и искусством. Вместе с Франсисом Пикабиа они пытались шокировать весь мир. Их сущность высвободилась на американской земле, где расцветал в начале 20 века авангардизм. Скандал был вызван известным в истории искусства фактом: М.Дюшан пытался показать на выставке писсуар с говорящим названием «Фонтан». А картина “LHOOQ” вообще представляет прямую насмешку над классическим искусством в живописи. У Моны Лизы пририсованы были усы.

Дадаизм - основа новых течений в искусстве

Уже в 1922 году дадаизм прекратил свое существование. Его поглотило другое направление в искусстве - сюрреализм. Можно сказать, что дадаизм явился основой для более глубокого развития абстракционизма. Ведь многие последователи данного модернистского направления стали впоследствии именно авангардистами. Такое развитие не сложно было бы предположить. Ведь сюжеты картин прямо говорят об изображении абстрактных образов.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Происхождение термина

Характеристика

Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего» .

Основными принципами дада были иррациональность , отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм , разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы. К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля, Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару , и художников Ханса Арпа , Макса Эрнста и Марселя Янко.

Дадаизм в изобразительном искусстве

В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж - технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.

Коллаж в Цюрихе

Коллаж в Ганновере и Кёльне

Третья интенция - наделение коллажа свойствами поэтического произведения - реализуется в кёльнских произведениях Макса Эрнста , а также в мерц-картинах Курта Швиттерса , работавшего в Ганновере . Хотя стиль этих художников несхож, их роднит то, что оба понимают коллаж как явление, близкое поэзии. Так, Курт Швиттерс писал: «В поэзии слово противопоставляется слову, здесь же [в мерц-коллаже или ассамбляже] Faktor противопоставляется Faktor’у, материал - материалу» . В свою очередь Макс Эрнст определяет коллаж следующим образом: «…техника коллажа есть систематическая эксплуатация случайного или искусственно спровоцированного соединения двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде, и искра поэзии, которая вспыхивает при приближении этих реальностей».

Представители дадаизма

  • Эвола, Юлиус (1898 - 1974), Италия
  • Марсель Янко (1895 - 1984), Румыния, Израиль
  • Хуго Баль (1886 - 1927), Германия, Швейцария
  • Георг Гросс , Германия, Франция и США
  • Отто Дикс , Германия
  • Марсель Дюшан (1887 - 1968), Франция
  • Вальтер Зернер (1889 - 1942), Австрия
  • Кацуо Оно (р.1906), Япония
  • Ёсиюки Эйсуке (1906 - 1940), Япония
  • Франсис Пикабиа (1879 - 1953), Франция
  • Ман Рэй (Man Ray, 1890 - 1976), Франция, США
  • Филипп Супо (1897 - 1990), Франция
  • Татцуми Хиджиката (1928 - 1985), Япония
  • Софи Тойбер-Арп , Швейцария и Франция
  • Тристан Тцара (1896 - 1963), Румыния, Франция
  • Отто Фрейндлих (1878 - 1943), Германия, Франция
  • Эльза фон Фрейтаг-Лерингховен , Германия и США
  • Джон Хартфилд , Германия, СССР, Чехословакия, Великобритания
  • Рауль Хаусманн (Raoul Hausmann) (1886 - 1971), Германия
  • Ханна Хёх , Германия
  • Курт Швиттерс (1887 - 1948), Германия
  • Поль Элюар (1895 - 1952), Франция
  • Макс Эрнст (1891 - 1976), Германия и США

Библиография

  • Седельник В. Д. Дадаизм и дадаисты. - М.: ИМЛИ РАН , 2010. - 552 с.

Примечания

Ссылки

  • Д. Хопкинс. «Дадаизм и сюрреализм. Очень краткое введение»
  • Петер Слотердайк. Дадаистская хаотология. Семантические цинизмы
  • Луков Вл. А. Дадаизм . Электронная энциклопедия «Современная французская литература» (2011). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 16 ноября 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дадаизм" в других словарях:

    Сложившееся в годы войны художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов. На место отрицаемого Д. ставит анархическую инициативу индивидуума, ничем не связанного в … Литературная энциклопедия

    - (франц. dadaisme, от dada деревянная лошадка; в переносном смысле бессвязный детский лепет), модернистское литературно художественное течение, существовавшее в 1916 22. Дадаизм зародился в Цюрихе, в среде анархиствующей интеллигенции,… … Художественная энциклопедия

    Дадаизм - ДАДАИЗМ литературная группа, написавшая на своем знамении ничего не означающее звукосочетание «Дада», впервые выступила на третьем году мировой войны в Швейцарии, откуда лозунги дадаизма перебросились в Берлин и Париж. Последний и стал… … Словарь литературных терминов

    - (французское dadaisme, от dada конек, деревянная лошадка; детский лепет), авангардистское литературно художественное течение (1916 22), зародившееся в Швейцарии в среде анархистствующей интеллигенции. Дадаизм (А. Бретон, М. Дюшан, Ф. Пикабия, Т.… … Современная энциклопедия

    - (франц. dadaisme от dada конек, деревянная лошадка; детский лепет), авангардистское литературно художественное течение в 1916 22. Дадаизм сложился в Швейцарии. (А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп) … Большой Энциклопедический словарь

Первое крупное движение против искусства, своего рода – антиискусство — дадаизм был бунтом против культуры и ценностей. Дадаизм в живописи – это искусство анархического типа, важное направление авангарда, цель которого состояла в том, чтобы подорвать систему ценностей академической живописи. Художники считали, социально-политические проблемы – неотъемлемая часть деятельности, от этой темы нельзя отказаться.

История развития

Стиль дада зародился в Швейцарии во время Первой мировой войны – это событие глобального значение было главным толчком к формированию радикального течения в искусстве. Родина стиля – Цюрих. Швейцария поддерживала нейтралитет в войне, поэтому именно здесь новое направление успешно выросло в самостоятельный стиль живописи, театра, кино, скульптуры.

Направление существовало в 1916 – 1922 годах, после чего влилось в другие направления – экспрессионизм, сюрреализм. Исследователи истории искусства полагают, что именно дадаизм был первым направлением постмодернизма.

В современном мире особое значение люди уделяют своей культуре и умственному развитию. Уже недостаточно быть специалистом только в одной области, чтобы поддерживать интересную беседу в интеллигентной компании.

Чтобы не отставать от жизни и не ударить в грязь лицом в самый ответственный момент, мы должны постоянно развиваться и узнавать что-то новое.

Каждый, кто считает себя образованным человеком с богатым кругозором, должен разбираться в минимальных азах искусства и живописи, потому что это одна из самых распространенных тем при разговоре малознакомых людей в интеллигентном обществе.

Существует огромное количество стилей, в разные времена придуманных художниками и писателями, от чопорного классицизма до взбалмошного и анархичного андеграунда.

Сегодня мы поговорим об одном из самых обсуждаемых стилей двадцатого столетья - о дадаизме.

Дадаизм: определение

Как вы понимаете, начало двадцатого века поражало народ своей жестокостью и бесчеловечностью. Весь мир стал жертвой боевых действий, развязанных из-за корыстности, алогичности и даже маниакальности действий некоторых политических деятелей. Недовольство народных масс росло. Все это накопившееся напряжение и непонимание происходящего выплеснулось через направления творчества того времени.

Сам по себе дадаизм - это авангардное направление искусства, отрицающее всякие законы сочетания цветов и исключающее четкие линии и геометрические фигуры. В 1916 году художники, ошеломленные ужасами войны, открыли народу это направление в литературе, музыке, живописи, театре и кино. Этим своего рода китчем они пытались выразить свое презрение к власти, ее цинизму, отсутствию человечности, логики, и к той жестокости, которая и стала, по их мнению, причиной разлада между странами.

Последователь такого направления, как дадаизм, - сюрреализм, который также отрицает все эстетичное.

Разочарование, ощущение бессмысленности существования, озлобленность и неверие в счастливое будущие - вот причины появления этого направления, отрицающего все законы прекрасного.

Дадаизм - стиль, который открыто выражал протест военным действиям и буржуазии, стремясь к анархии и коммунизму.

Откуда произошло название

Для названия такого течения, отожествляющего полную бессмысленность и непонятность того, что творила власть в те годы, необходимо было найти соответствующее слово.

Тристан Тцана, пытаясь подобрать подходящее наименование для недавно изобретенного стиля, пролистывал словарь с языками негритянских племен и наткнулся на слово «дада».

Итак, дадаизм - это в переводе с языка африканского племени Кру - хвост коровы. Позже выяснилось, что в некоторых регионах Италии так называют кормилицу и мать, а также «дада» очень напоминает лепет младенца.

Художник посчитал, что лучшего названия для этого авангардного направления и не надо.

Основатели течения

Дадаизм одновременно зародился в Цюрихе и Нью-Йорке, в каждой стране независимо друг от друга. К основоположникам этого антиэстетического течения относят: поэта и драматурга из Германии Хуго Балля, Ричарда Хюльзенбека, Самуэля Розенштока - французского и румынского поэта (еврея по национальности), больше известного широкой публике под псевдонимом немецкого и французского поэта, скульптора и художника Арп Жана, германо-французского художника Макса Эрнеста и Янко Марселя - израильского и румынского художника. Все эти знаменитые личности - яркие представители дадаизма в живописи, литературе, музыке и других сферах искусства.

Местом встреч, которое выбрала для себя эта группа творческих людей, стало «Кабаре Вольтер». Альманах, выпущенный дадаистами того времени, носит название этого заведения.

Несмотря на то, что вышеперечисленные личности считаются основателями обсуждаемого нами течения, за несколько десятилетий до его основания известная на весь мир «школа фуизма», созданная художником Артуром Сапеком и писателем Альфонсом Але в конце девятнадцатого века, выдвигала художественные и музыкальные произведения, несущие в себе все основные позиции этого направления.

Большая часть богемы, работающей в стиле дадаизма, обосновалась во Франции и в Германии, где постепенно это течение слилось с авангардизмом и сюрреализмом.

Дадаизм в России получил известность благодаря известной Московской и Ростовской литературной группе Ничевке, но уже к концу своего существования.

К 1923 году это направление сменили более новые и соответствующие народным настроениям течения. Дадаисты переквалифицировались в экспрессионистов и сюрреалистов.

Дадаизм в живописи

Самым популярным видом творчества в этом стиле считается коллаж: многие художники, взяв за основу какой-нибудь подходящий материал, обклеивали его разнообразными кусочками разноцветной бумаги, ткани и других броских материалов.

Дадаизм в живописи носит футуристический и конструктивистский характер, где предпочтение отдается искусственно созданным механизированным предметам, нежели человеку и его душе.

Поклонники этого направления своим творчеством стараются уничтожить традиционный язык культуры в широком смысле этого слова.

Все представители дадаизма в живописи своими работами полностью отрицают все логичное, разрушают складывавшиеся веками духовные и социальные каноны, взамен выдвигая напоказ бессмысленные, смешные своей ареалистичностью и глупостью картины и коллажи. Однако они имеют большой успех, так как полностью соответствуют состоянию публики.

Нет более тесно связанного с литературой направления, чем дадаизм в живописи. Художники того времени часто оказывались по совместительству поэтами, что самым ярким образом отражалось на их произведениях в этих двух сферах (Р. Хаусман, Г. Арп, К. Швитерс, Ф. Пикабиа).

Как было сказано выше, особое влияние на будущих дадаистов оказала школа «фумизма».

Представители дадаизма почерпнули многое из работ художника Марселя Дюшана, работы носили авангардистскую направленность еще в начале его творчества.

Данный живописец в своих работах отдавал главную роль повседневным, ничем не примечательным предметам, что в какой-то мере - тоже дадаизм. Примеры его работ - это «Дробилка для шоколада №2» и «Колесо от велосипеда».

Своим творчеством художник, как и все дадаисты, высмеивает высшую цель и сверхзадачу в искусстве, призывая к художественной свободе и безумию.

Дадаизм в звуках музыки и в поэзии

Помимо картин, дадаисты захватили и другие области творчества. Они умудрялись объединить на одной выставке картины, громкую музыку, чтение литературных произведений и танцы.

Курт Швитерс - дадаист, ставший изобретателем звуковой поэзии, которую он называет «хорошими стихами». В такой форме литературного изложения переплетается рассказ с музыкой, например, шумом показывают боевое сражение в поэме. Такие стихи чаще всего несли в себе смысл с антивоенной и атибуржуазной подоплекой. Поэты высмеивали в них власти и сложившиеся моральные устои.

Также часто публике предлагали поэтические произведения, которые рассказывались не словами и фразами, а состояли из набора звуков, букв, крика, а также громкой музыки.

Дадаизм - это также и музыка, принесенная такими известными личностями, как: Френсис Пикебия, Жорж Рибемон-Десей, Эрвин Шулхофф, Ханс Хеуссер, Альберт Севино, Эрик Сати. Их композиции носили шумовой характер и показывали животную сущность общества, что было не всегда понятно простому обывателю.

Танцы в этом направлении тоже не отличались набором плавных и связанных движений, а костюмы танцовщиц шились в стиле зигзаг-кубизм, что не добавляло им эстетичности.

Дадаисты, устав от национальной розни, которую принесла война, мечтали объединить творчество народов мира в одно целое. Излюбленными направлениями в «Кабаре Вольтер», казавшимися богеме наиболее близкими к природе, были: африканская музыка, джаз и игра на балалайке.

Искусство в Германии

В Германии дадаизм - это, прежде всего, политический протест, выраженный через такое в чем-то даже андеграундное искусство.

Художественные группы этой страны не так яро отвергали смысловую нагрузку творчества, как это делали представители этого стиля в других государствах. Здесь дадаизм имел скорее политическо-социальный характер и показывал всю горечь народа, вызванную войной и ее последствиями в виде разоренной и неспособной подняться с колен страны.

Также немецкие дадаисты Х. Хенча и Г. Гросс в своих произведениях выразили сочувствие России, находящейся в то время в состоянии революции.

Дадаизм в 20 веке все же принес значимый вклад в искусство, когда Гросс, Хартфилд, Хеч и Хаусман развили фотомонтаж, а также выпустили ряд политических журналов.

Летом 1920 года в честь окончания войны вышеперечисленная интеллигенция организует ярмарку дадаистов, куда съезжается богема со всего мира.

Именно в Германии был усовершенствован коллаж, так как в симбиозе с кубизмом на нем появились элементы фотомонтажа.

Помимо работ в направлении живописи, Хусман вносит заметную лепту в литературное творчество, представляя публике несколько «абстрактных» стихотворений, состоящих просто их набора звуков и напоминающих шаманское шипение.

Родителями дадаистского кино считают Рихтера и Эгеленга.

Во Франции

Дадаизм в искусстве получил особо радикальное выражение во Франции, так как его зарождение там началось еще до появления названия этого течения.

Преддадаистскими работами известны такие личности, как Дюшан, Пикабиа и «поэт боксер» - Караван.

Последний выпустил журнал «Немедленно», где оскорблял знаменитостей и делал обзоры, включающие в себя придуманные рассказы.

Именно там проживал основоположник дадаизма Тристан Тцана.

Париж считается кладезем авангардизма того времени. Пикассо и Кото создали скандальный балет, не вписывающийся в понятие классических ценностей. В этой стране постоянно проводились дадаистские демонстрации, манифесты, выставки и выпускалось множество журналов.

Дюшан выпускает переделанные известные картины классиков. Настоящим шедевром дадаизма считается Джоконда с пририсованными усиками, которая получает название «Ей невтерпеж аж жжет».

Эрнест, создавая свои картины, применяет фрагменты старинных гравюр. Он рисует понятные всем изображения, однако они перенасыщены черным юмором.

Тцана вынес на суд широкой публики драматическое произведение «Газовое Сердце», которое в 1923 году вызывает бунт внутри объединения «Дада», и требует раскола течения с последующим образованием сюрреализма.

В 1924 году Тцана последний раз представляет трагедию «Носовой платок облаков».

Дадаизм в Нью-Йорке

Второй родиной течения считается Нью-Йорк, который стал убежищем для огромного количества неугодных властям других стран художников.

Марсель Дюшан, Френсис Пикабиа, Беатрис Вуд и Манн Рей стали сердцем дадаизма Соединенных Штатов Америки, вскоре к ним присоединился Артур Кревен, уклоняющийся от призыва в армию Франции. Они выставляли свое творчество в галерее Альфреда Штиглица и в доме супругов Аренсбергов.

Нью-Йоркские дадаисты не организовывали манифестов, они высказывали свое мнение через такие публикации, как «Слепой» и «Нью-Йоркский дадаизм», где они критикуют традиции, одобряемые музеями.

Американский дадаизм резко отличался от европейского, он не нес в себе политического протеста, а основывался на юморе.

В 1917 году Дюшан выставил на обозрение художников писсуар, на который приклеил табличку с надписью «Фонтан», что привело в шок всех собравшихся. Возбраняемая в те времена скульптура сейчас считается памятником модернизма.

Из-за отъезда Дюшана компания знаменитых дадаистов распалась.

В Нидерландах

В Нидерландах самым известным дадаистом стал Тео Ван Десбург, который выпустил журнал под названием «Де Стижль». Страницы этого издания он заполнял произведениями известных приверженцев авангардистского стиля.

Вместе со своим друзьями Штирвесом и Вилмосом Хусзаром, а также с супругой Нели Ван Дисберг он создал голландскую компанию дадаизма.

После смерти Дисберга было обнаружено, что в своем журнале он печатал и стихи собственного сочинения, правда, под псевдонимом И. К. Бонсет.

Последствия дадаизма

К концу 1924 года дадаизм как отдельное перестал существовать. Он слился с сюрреализмом и социальным реализмом во Франции и с модернизмом в Германии. Это возникшее в период народного отчаяния течение многие эксперты справедливо называют предвестником постмодернизма.

Во время Второй Мировой войны большая часть художников-дадаистов переехала в Соединенные Штаты Америки.

Адольф Гитлер, признавая только свои идеалы, считал искусство «Дада» выродившимся, оскверняющим истинные (на его взгляд) ценности и недостойным существования стилем, поэтому он преследовал и сажал в концлагеря художников, творивших в этом направлении. Основная масса попавших в немецкие лагеря художников имела еврейские корни, в связи с чем люди были подвержены ужасным пыткам и погибли.

Отголоски дадаизма и сейчас проявляются в антихудожественных и политических группах богемы, например, "Общество Неблагозвучия". Также популярная группа "Чамбоэмба" по праву называет себя последователем дадаизма.

Некоторые писатели считают Ленина участником клуба дадаистов, так как он участвовал в балалаечном оркестре, который пришелся по душе собравшимся в «Кабаре Вольтер», а также он некоторое время жил неподалеку от здания, где собирались представители этого течения.

Периодически известные музеи организуют выставки работ дадаистской направленности. Такая выставка прошла в 2006 году в Музее современного искусства, находящемся в Париже, в Вашингтоне, в Национальной художественной галерее и в Центре в Париже. Показы работ в стиле «дадаизм» - это дань памяти художникам, погибшим во времена нацистской Германии.

Итак, давайте вкратце резюмируем, что это за течение, и определим основные его позиции.

В этой статье мы с вами разобрались, что такое стиль «дада» и в связи с чем он возник, расшифровали его название, поговорили о его основателях, выяснили отличия дадаизма в разных странах и просмотрели основные его позиции в музыке, литературе, живописи, кино, танцах и архитектуре.

Надеемся, мы смогли ответить на все интересующие вас вопросы.

ДАДАИЗМ (Dadaïsme) – модернистское художественное течение конца 1910-х – начала 1920-х. Возник в 1916 в Швейцарии (Цюрихе) в среде художественной интеллигенции как протест против Первой мировой войны и европейской цивилизации, в которой дадаисты видели ее первопричину. Основатель – румынский поэт Тристан Тцара (настоящее имя Самуил Розеншток; 1896–1963), собравший вокруг себя интернациональную группу, в которую вошли его соотечественник литератор, художник, архитектор Марсель Янко (1895–1973), скульптор, художник и поэт из Эльзаса Ханс Арп (1888–1966), немецкие писатели-эмигранты Гуго Балль (1886–1927) и Рихард Гюльзенбек (1892–1974) и др. Некоторые из них затем экспортировали дадаизм в другие страны. Термин «дадаизм» идет от французского слова dada («бессмысленный детский лепет»); так назывался и созданный ими журнал, выдержавший семь изданий (с 1917 по 1920). Новое движение быстро вышло за пределы Швейцарии; дадаистские группы возникли в Берлине (Р.Гюльзенбек, Георг Гросс, Рауль Хаусманн), Ганновере (Курт Швиттерс), Кельне (Х.Арп), Голландии (Тео ван Десбург), Нью-Йорке (Марсель Дюшан, Франсис Пикабия, Ман Рей); во Франции появились близкие им по духу журналы «Сик» («Sic») П.А.Биро (1916) и «Северо-Юг» («Nord-Sud») П.Реверди (1917–1918).

В своем антимилитаристском бунте дадаисты апеллировали к Военным письмам Жака Ваше (1896–1919), рассказавшего об отвратительном лике войны; они ходили в рукописях и были опубликованы только в 1920, после самоубийства их автора. Среди всех подвергнутых остракизму ценностей буржуазного общества главной мишенью оказалось искусство. Дадаисты отрицали все его законы, утверждали безусловный примат иррационального, бессознательного и интуитивного, ниспровергали рационализм, вошедший в плоть и кровь европейской культуры. Корни художественного бунтарства они находили в символистском фарсе Альфреда Жарри Юбю-король (1896). Дадаисты считали, что в условиях полной деградации и близкого краха европейской цивилизации их первостепенной задачей было ускорить этот крах, подрывая ее фундаментальные структуры – структуры мысли и языка. Они призывали разрушить все механизмы человеческой речи (семантические, грамматические, фонетические) и начать с самого начала, т.е. вернуться к исходному моменту формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков (предъязык). Участники группы посвящали свои собрания коллективному творчеству – созданию «симультанно-шумовой» поэзии (poesie simultannée bruitiste): ?е заботясь ни о логике, ни о целостности, ни о различии языков, они произвольно соединяли слова и фразы; этой «креативный акт» включал также крики, игру на фортепиано, свист и удары литавр. Практиковалось и индивидуальное экспериментирование; в 1916 Т.Тцара представил результаты своих дадаистских опытов в Первом небесном путешествии господина Антипирина (La Première Aventure céleste de M. Antipyrine ), а в 1919 – в сборнике Двадцать пять стихотворений (Vingt-cinq poèmes ).

Творя лингвистический хаос, дадаисты обрекали литературу на самоуничтожение; естественно, что от них не осталось практически никаких произведений. Это вписывалось в их понимание дадаизма: они видели в нем не столько художественное течение, сколько определенный образ жизни.

Теоретическое оформление дадаизма произошло в 1918, когда Т.Тцара опубликовал первый Манифест Дада (Manifeste Dada 1918 ); за ним последовало еще шесть. В 1919 вместе со своими единомышленниками он перебрался во Францию; таким образом центр дадаистского движения переместился в Париж. Нигилистический пафос дадаистов, граничивший с анархизмом, привлек к себе большое количество молодых французских поэтов и художников, особенно тех, кто прошел через войну. Началось тесное сотрудничество Т.Тцара с редакторами журнала «Литература» Андре Бретоном , Луи Арагоном и Филипом Супо, уже закладывавшими основы новой, сюрреалистической, школы. К их союзу примкнули Поль Элюар , Пьер Реверди, Пабло Пикассо , Амедео Модильяни , Василий Кандинский и многие другие.

Деятельность дадаистов осуществлялась в самых разнообразных формах. Они организовывали шокирующие выставки, ставили эпатирующие буржуазную публику спектакли, как, например, Газовое сердце (Coeur à gaz ) и Бородатое сердце (Coeur à barbe ) Т.Тцара, проводили провокационные «фестивали», часто сопровождавшиеся потасовками. Особенно скандальной оказалась «манифестация Дада» в парижском Доме Творчества в марте 1920.

Ведущее положение дадаистов в кругах бунтарствующей интеллигенции сохранялось недолго. Постепенно лидерство перешло от Т.Тцара к А.Бретону, и к 1922 дадаисты растворились в новом течении – сюрреализме. Актом прощания с дадаизмом стал сборник Семь манифестов Дада (Sept manifestes Dada ), изданный Т.Тцара в 1924.

Дадаизм не оставил последователей, если не считать возникшего после Второй мировой войны недолговечного движения леттристов (1946), покусившихся в своем новаторском порыве не только на слова, но и на слоги и буквы (фр. lettre). Тем не менее дадаизм сыграл важную роль в истории художественных идей. Он явился одним из моментов кризиса европейской культуры первой четверти ХХ в., времени глобальной переоценки ценностей и интенсивного поиска новых путей в искусстве.

Евгения Кривушина