Отцы дети небольшое сельское кладбище. Размышления у могилы евгения базарова

Жаль погибшей, напрасно потраченной силы…
И. С. Тургенев

В 1874 году Василий Григорьевич Перов написал картину “На сельском кладбище”. Тот, кто читал роман Тургенева “Отцы и дети”, узнают в ней трагическую сцену финала романа: “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Железная ограда окружает могилу; две молодые елки посажены по обеим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле… Цветы, растущие на ней, безмятежно глядят… на нас своими невинными глазами… они говорят… о вечном

Примирении и о жизни бесконечной…”

Картина написана через 12 лет после романа Тургенева, но так и кажется, что она навеяна непосредственным свежим впечатлением от чтения “Отцов и детей”. Одинокие фигуры двух старичков, застывших у могилы сына, словно списаны с родителей Базарова – Василия Ивановича и Арины Власьевны. И могила на картине так похожа на ту, что описал Тургенев!

Рассматривая эту картину, я не могу не думать о судьбе Евгения Базарова, о его такой короткой жизни и смерти…

В конце романа Базаров с болью говорит о краткости человеческого существования: “Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным пространством… и часть времени, которое мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью”. Базаров еще не произнес слов о “вечном примирении”, но они уже чувствуются в “базаровской” тоске, в его “странной усталости”, бесприютности. Все устремлено к одному центру – раскрытию базаровской тоски.

Базаров вдруг отзывается на предложение отца врачевать мужиков, на речи о “близком освобождении крестьян”. Давно устоявшийся критический взгляд на отсталую русскую деревню мучает былого “отрицателя”. Базаров стремится, хотя и не без иронии, понять мужиков, их отношение к “будущности России”, к “новой эпохе истории”.

Но безуспешно: мужики не признали в нем своего.

Не без основания кажется, что Базаров теряет веру в то будущее, которое ему виделось. Правда, его рассуждения еще в немногом, но похожи на речи “максималиста Базарова”: “…взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из грядки…” И выдергивает себя из чуждой ему среды, сначала внутренне отъединяется, потом уезжает в родительский дом. Он окончательно разочаровался в “мякеньком” Аркадии, он всюду ищет “настоящих людей”, но не находит их. Одиночество приводит Базарова к трагическим сомнениям.

В результате и возникает то суждение героя, которого долго не могли простить автору романа: “А я возненавидел этого последнего мужика, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо?!” Каждая реплика Базарова – сгусток душевных страданий: “…Попал под колесо. Старая шутка смерть, а каждому внове… Я ведь… думал: обломаю дел много, не умру, куда!

Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично…”

Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: мужество, нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, сила воли… Д. И. Писарев считал сцену смерти Базарова – самой сильной в романе. Она, похоже, наиболее отчетливо выражает отношение автора к герою: преклонение перед его душевной стойкостью, скорбные чувства, вызванные гибелью столь замечательного человека.

Перед лицом смерти оказались слабыми опоры, некогда поддерживавшие базаровскую самоуверенность. Умирающий Базаров прост и человечен, он искупает смертью односторонность своей жизненной программы. Базаров – человек, судьбой своей воплотивший все издержки нигилистических теорий.

Как писал Д. И. Писарев: “Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал, как он умирает…” Этот тип человека только складывался и дорисован мог быть лишь временем. “Умереть так, как умер Базаров, все равно, что совершить великий подвиг…” – справедливо заметил Писарев.

Две великие любви освящают могилу Базарова – родительская и народная. Память о погибшем Базарове как бы сосредоточена в вечно живой, “бесконечной жизни”. Более утонченной формы прощания с Базаровым и завещания его опыта последующим поколениям, наверное, не существует.

Примирения Базарова с жизнью не наступило, в конце пути пришло успокоение, но мятежный дух продолжал жить в Базарове до последнего вздоха…


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” сразу же после выхода в свет вызвал большое количество откликов. Достоевский и Майков прислали Тургеневу в Париж “восторженные” письма, Писемский – “критическое”, Анненков – “умеренное”. В Петербурге вокруг нового романа разгорелась полемика между журналами “Русское слово” и “Современник”. Спор возник из-за образа Базарова. Д. И. Писарев увидел в […]...
  2. ЕЩЕ РАЗ О БАЗАРОВЕ Верно ли понял Писарев тургеневского Базарова, до этого мне дела нет. Важно то, что он в Базарове узнал себя и своих и добавил, чего недоставало в книге. Чем Писарев меньше держался колодок, в которые разгневанный родитель старался вколотить упрямого сына, тем свободнее перенес на него свой идеал. Это не личный идеал, […]...
  3. Русская литература долго жила в ожидании принципиально нового героя, деятеля, преобразователя, и в своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев создал образ такого “нового человека” – революционера и демократа. Образ Базарова – собирательный, потому что Тургенев хотел изобразить подлинного героя нового времени. Оттого что автор честно пытался понять этот тип людей и дать, насколько […]...
  4. Что я принимаю в Базарове и с чем я спорю? Базаров – целостная натура, образец для подражания многих людей, но они лишь являются некой пародией на самого Базарова. Читая роман, понимаешь, что относиться к Базарову равнодушно нельзя: он либо восхищает, либо раздражает, либо и то, и другое. Базаров – идеал в каком-то смысле. Именно этим […]...
  5. Смысл заглавия романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” I. “Отцы и дети” – первый в русской литературе идеологический роман, роман-диалог о социальных перспективах России. 1. Художественная и нравственная прозорливость Тургенева. 2. “Честь нашей литературы” (Н. Г. Чернышевский). II. Роман о торжестве демократа над аристократами. 1. Сюжет романа как цепь столкновений нигилиста Базарова с “отцами”. […]...
  6. В романе “Отцы и дети” Базаров главный герой. Сразу же с первых страниц романа герой привлекает меня своей внешностью и необычным поведением. Базаров высокого роста. Если внимательно присмотреться в его лицо “длинное и худое, с широким лбом, к верху плоским в низу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, которые оживлялись спокойной […]...
  7. Что нам дорого в Базарове и в чем мы не можем с ним согласиться. И. С. Тургенев один из самых популярных писателей своего времени. Каждое новое его произведение, затрагивавшее актуальные проблемы, вызывало горячие споры; будило мысль. На произведениях Тургенева воспитывалось не одно поколение писателей и революционных деятелей. Но ни одно из произведений И. С. Тургенева […]...
  8. Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети” невозможно сделать без представления, кто такой Базаров, каков его характер и отношение к тому, что его окружает. Начнем с того, что Базаров является главным персонажем данного произведения. Автор описывает его, как циничного самоуверенного мужчину, который отрицает любые сформировавшиеся в обществе принципы. Этот человек убежден в […]...
  9. Финальный эпизод любого произведения говорит о многом. Это и определенный итог, который захотел передать автор, и наставление, и предупреждение, и собственное мнение автора на этот счет. Поэтому анализ эпизода, когда Базаров находится перед лицом смерти, требует более детального изучения. Начнем с того, что Базаров – это главный герой романа “Отцы и дети”. Произведение относится к […]...
  10. Базаров, несомненно, сильная, волевая личность. Он – настоящий человек, тот, “о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть”. Но, в то же время, он и русский человек, тот самый, по его собственным словам, таинственный незнакомец, которого не поймет никто, даже он сам. И все-таки в своем сочинении я постараюсь его понять, конечно, не […]...
  11. В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа организованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Базарова, который объединяет все художественное полотно произведения. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его друга в […]...
  12. Согласны ли вы с мнением Г. А. Бялого о том, что “сила Базарова перед лицом смерти достигает размеров героизма”? Рассуждая по поводу высказывания Г. А. Бялого, рассмотрите социальные, политические, философские взгляды, эстетические воззрения главного героя романа “Отцы и дети”. Покажите в своем размышлении крушение нигилистического мировоззрения Базарова, осознавшего, что “каждый человек на ниточке висит”, бездна […]...
  13. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” от- разил общественную атмосферу, сложившу- юся накануне крестьянской реформы 1861 го- да, когда в России появилась разночинная интеллигенция. Это были люди, вышедшие из небогатых слоев общества: врачи, священ- ники, мелкие чиновники. Это поколение “де- тей” было настроено чрезвычайно критичес- ки к опыту и социальной деятельности дво- рян-либералов 40-х […]...
  14. В основу романа Тургенева положен социальный конфликт “отцов и детей”: вступающих в 50-60 годы XXI века на арену общественной борьбы революционеров-демократов и уступающих им место либеральных дворян. Базаров, один из главных героев романа, является представителем революционных демократов. По своему социальному происхождению Базаров – разночинец. Он, внук крестьянина, сын уездного лекаря, с гордостью говорит; “Мой дед […]...
  15. В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев знакомит нас с жизнью Е. В. Базарова, одного из представителей новой, зарождающейся в России социальной силы – разночинной интеллигенции. Образ его необычен, а поэтому, знакомясь с ним, с его судьбой, мы открываем для себя что-то новое, интересное и занимательное. Образ Базарова занимает центральное место в романе. С […]...
  16. После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что “плебей” Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы […]...
  17. Глава XVII В этом отрывке мы видим описание чувств, возникших между героями романа Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” – Базаровым и Одинцо­вой. В данном эпизоде романа описывается чувство Базарова к Одинцо­вой, мучившее и бесившее его. Мы видим душевные переживания Базаро­ва, который, полюбив Одинцову, не находит себе места, пытается владеть своими чувством, которое бесит и […]...
  18. Роман “Отцы и дети” был написан в конце 50-х годов 19 века. В это время в России стали появляться люди нового типа, нигилисты-революционеры. Но их было очень мало, они не находили понимания и поддержки в народе. Тургенев в романе четко нарисовал портрет человека этого нового, прогрессивного типа, портрет Базарова. Но Иван Сергеевич заглянул в будущее, […]...
  19. Роман И. С. Тургенева был написан в 1861 г., а действие в нем происходит с мая 1859 по зиму 1860 г. Именно в это время становится наиболее очевидным кризис крепостнической системы, обостряется спор между революционерами-демократами и либералами о путях спасения России, формируется новый тип передового общественного деятеля-разночинца, который “драться хочет”. Сам Тургенев так определил замысел […]...
  20. ­­Из содержания романа Ивана Тургенева “Отцы и дети” становится понятно, что если уж и считать кого-то из его действующих лиц “лишним человеком”, то только его главного героя Евгения Базарова. Впрочем, с этим утверждением можно как согласиться, так и отрицать его, ведь Базаров был неоднозначной личностью. Таких, как он, конечно, можно называть лишним человеком, но точно […]...
  21. Как Базаров иносказательно подчеркивает разницу между собой и Аркадием Кирсановым (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)? Для построения рассуждения на предложенную тему обратитесь к наблюдениям исследователей за параллелями между представителями семейства пернатых и героями романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Отметьте, что Николай Петрович Кирсанов ассоциируется с “крупным пестрым цыпленком”, “толстым сизым […]...
  22. “Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном […]...
  23. Если употребить в разговоре слово нигилизм, то будет мало понятно, что же под этим словом подразумевает человек. Термин этот употреблялся с самого XII века, но по-настоящему новую жизнь получил во второй половине XIX века в России. После выхода романа “Отцы и дети” это слово подхватили и стали именовать так всех “передовых” людей того времени. Во […]...
  24. Роман Тургенева “Отцы и дети” показывает нам картину русского общества 60-х годов 19 века. Общество разбито на два больших лагеря – “отцов” и “детей”. Господин Писарев в своей статье “Базаров” считает главным персонажем и основным звеном романа представителя лагеря детей Евгения Базарова. Вокруг него, по мнению критика, “крутится” все действие, все остальные герои. Безусловно, с […]...
  25. Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – […]...
  26. Евгений Васильевич Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, – разночинец по происхождению и демократ по политическим убеждениям, появившись в усадьбе братьев Кирсановых, аристократов и сторонников либерального дворянства, тут же становится объектом всеобщего внимания в доме. Хозяин родового гнезда Николай Петрович, доброжелательный и вежливый дворянин, принял Базарова тепло и радушно: при встрече […]...
  27. Он честен, правдив и демократичен До конца ногтей… Если он называется “нигилистом”, то надо читать “революционером”. И. С. Тургенев Идея романа, по определению самого писателя, – показ “торжества демократизма над аристократией”. Тургенев, всегда чутко прислушивавшийся к новым явлениям в общественной жизни, отразил в романе “Отцы и дети” типичный конфликт эпохи. Он показал борьбу “отцов” и […]...
  28. Роман И. С. Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лагерей, сло- жившихся в России к 60,-м годам XIX века. Писатель передал в романе типичный кон- фликт эпохи и поставил ряд актуальных про- блем, в частности вопрос о характере и роли “нового человека”, деятеля в период револю- ционной ситуации в Европе 60-х годов. Выразителем идей революционной демо- […]...
  29. В 1862 году Тургенев написал роман “Отцы и дети” , в центр которого поставил Базарова, представителя революционно-демократической молодежи, выразив свое отношение к герою. Евгений Васильевич Базаров вызвал неоднозначную оценку у читателей и критиков. Так, Антонович подчеркивал, что увидел в произведении не живую личность, а карикатуру, при том карикатуру самую злостную. Но критик Писарев утверждал обратное, […]...
  30. Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, – человек нового поколения, выразитель идей революционной демократии. В основе его взглядов лежит нигилизм – отрицание всего. С самого начала спора, кульминации идеологических разногласий представителей “детей” и сторонников “отцов”, Е. Базаров, находящийся в чужом для него месте, в чужой среде дворян-либералов, ведет себя естественно, […]...
  31. Базаров и Аркадий возвращались от губернатора, когда их перехватил Ситников, “ученик” Базарова, и пригласил посетить Евдоксию Кукшину. Начинается глава, о сущности которой Писарев отзывался так: “Юноша Ситников и молодая дама Кук-шина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины…” Сатира начинается с первых строк, уже при описании комнаты, похожей на кабинет. Тургенев пользуется […]...
  32. Способность глубоко любить Тургенев считал мерилом ценности человека как личности. Писатель многих своих героев подвергал испытанию любовью. Эта участь постигла и Евгения Базарова, который отрицал это чувство. Он считал, что любовь – это всего лишь физиологическая потребность. Поэзия, по его мнению, ерунда, читать Пушкина – потерянное время, заниматься музыкой – смешно, наслаждаться природой – нелепо. […]...
  33. Очами Базарова дивиться автор на маєток Кірсанова, його словами характеризує вбогість природи, недотепність хазяїна, руйнування, нишету мужиків: “господарство скрипіло, як немазане колесо”, “тріскотіло, як домоткана меблі із сирого дерева”, обтерханние, обдерті, обгризені, криві, худі лахміття, латки й т. д. І нерідко підсміюється як над нещадною-ліберально-нещадною методою Миколи Петровича “напоумляти мужиків” тими самими словами, доводячи їх […]...
  34. Кирсановы, особенно Павел Петрович невзлюбил Базарова с первой встречи. Ему не нравилась его манера речи, одежда, поведение. Между ними постоянно был конфликт, начиная от простых вещей, заканчивая проблемами общества. Павел Петрович только и ждал, что бы завести спор с Базаровым и унизить его, с помощью своих аристократических манер, но Базаров во всех спорах оставался победителем. […]...
  35. Любовь у Тургенева всегда была испытанием для героя. Способен ли герой к большому, настоящему чувству? Любовь Базарова позволяет нам лучше понять его внутренний мир. Сюжетная линия Базаров – Одинцова очень важна в романе. Тургенев в какой-то степени отходит от привычной для него повествовательной манеры, когда превосходство великодушной, способной к глубоким чувствам, смелой женщины над героем […]...
  36. Тургенев, как великий российский художник, запечатлел в романе “Отцы и дети” несколько ярких эпизодов идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х годов 19 века. Писатель противопоставил, с одной стороны, либералов-дворян (Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия Кирсановых), а с другой демократа Евгения Базарова. Через столкновение Базарова с либералами – “отцами” дал читателю […]...
  37. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” по праву считают одним из лучших произведений писателя. И не только за художественное мастерство, с которым он написан. Тургенев всю творческую жизнь провел в поисках “своего” героя. Эти поиски – самое важное, но и самое трудное в работе писателя. И можно признать, что в романе “Отцы и дети” […]...
  38. В романе “Отцы и дети” воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права. В обстановке кризиса резко обострились споры разных поколений о народе, общественном строе, искусстве, религии… Образ Евгения Базарова получился очень сложным и противоречивым, но, безусловно, очень интересным. Есть все основания сколь угодно долго восхищаться его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого. Жизненный […]...
  39. В романе “Отцы и дети” речь идет об остром, непримиримом конфликте между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами. Хотя И. С. Тургенев не верил в перспективность дела Базарова, он прекрасно понимал превосходство “детей” над либералами “отцами”. Либералы были классовыми единомышленниками И. С. Тургенева, и он разоблачал их дряблость и беспомощность с бесспорным знанием этой […]...
  40. Базаров узнает о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит ее на балу у губернатора, куда приехал вместе с Аркадием. “Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа”. Там же он с ней и знакомится. Она приглашает их с Аркадием к себе. В гостях […]...
Рассматривая картину В. Перова “На сельском кладбище”, я думаю о герое Тургенева Базарове и о его смерти

Жаль погибшей, напрасно потраченной силы...
И. С. Тургенев

В 1874 году Василий Григорьевич Перов написал картину «На сельском кладбище». Тот, кто читал роман Тургенева «Отцы и дети», узнают в ней трагическую сцену финала романа: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России... Железная ограда окружает могилу; две молодые елки посажены по обеим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле... Цветы, растущие на ней, безмятежно глядят... на нас своими невинными глазами... они говорят... о вечном примирении и о жизни бесконечной...»

Картина написана через 12 лет после романа Тургенева, но так и кажется, что она навеяна непосредственным свежим впечатлением от чтения «Отцов и детей». Одинокие фигуры двух старичков, застывших у могилы сына, словно списаны с родителей Базарова — Василия Ивановича и Арины Власьевны. И могила на картине так похожа на ту, что описал Тургенев! Рассматривая эту картину, я не могу не думать о судьбе Евгения Базарова, о его такой короткой жизни и смерти...

В конце романа Базаров с болью говорит о краткости человеческого существования: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным пространством... и часть времени, которое мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью». Базаров еще не произнес слов о «вечном примирении», но они уже чувствуются в «базаровской» тоске, в его «странной усталости», бесприютности. Все устремлено к одному центру — раскрытию базаровской тоски. Базаров вдруг отзывается на предложение отца врачевать мужиков, на речи о «близком освобождении крестьян». Давно устоявшийся критический взгляд на отсталую русскую деревню мучает былого «отрицателя». Базаров стремится, хотя и не без иронии, понять мужиков, их отношение к «будущности России», к «новой эпохе истории». Но безуспешно: мужики не признали в нем своего.

Не без основания кажется, что Базаров теряет веру в то будущее, которое ему виделось. Правда, его рассуждения еще в немногом, но похожи на речи «максималиста Базарова»: «...взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из грядки...» И выдергивает себя из чуждой ему среды, сначала внутренне отъединяется, потом уезжает в родительский дом. Он окончательно разочаровался в «мякеньком» Аркадии, он всюду ищет «настоящих людей», но не находит их. Одиночество приводит Базарова к трагическим сомнениям. В результате и возникает то суждение героя, которого долго не могли простить автору романа: «А я возненавидел этого последнего мужика, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо?!» Каждая реплика Базарова — сгусток душевных страданий: «...Попал под колесо. Старая шутка смерть, а каждому внове... Я ведь... думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично...»

Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: мужество, нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, сила воли... Д. И. Писарев считал сцену смерти Базарова — самой сильной в романе. Она, похоже, наиболее отчетливо выражает отношение автора к герою: преклонение перед его душевной стойкостью, скорбные чувства, вызванные гибелью столь замечательного человека. Материал с сайта

Перед лицом смерти оказались слабыми опоры, некогда поддерживавшие базаровскую самоуверенность. Умирающий Базаров прост и человечен, он искупает смертью односторонность своей жизненной программы. Базаров — человек, судьбой своей воплотивший все издержки нигилистических теорий. Как писал Д. И. Писарев: «Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал, как он умирает...» Этот тип человека только складывался и дорисован мог быть лишь временем. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что совершить великий подвиг...» — справедливо заметил Писарев.

Две великие любви освящают могилу Базарова — родительская и народная. Память о погибшем Базарове как бы сосредоточена в вечно живой, «бесконечной жизни». Более утонченной формы прощания с Базаровым и завещания его опыта последующим поколениям, наверное, не существует. Примирения Базарова с жизнью не наступило, в конце пути пришло успокоение, но мятежный дух продолжал жить в Базарове до последнего вздоха...

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • иван сергеевич тургенев сельское кладбище
  • краткое описание кладбища на картине перова
  • из романа отцы и дети сельская кладвиша
  • сельского кладбища в романе отцы и дети
  • могила базарова отношенение автора

Казалось бы, роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» могла завершить сцена ухода Базарова из жизни. Автор привел своего героя к логическому завершению – смерти. Живая жизнь разрушает взгляды Евгения. Он старался не замечать красоту окружающегомира, не поддаваться очарованию музыки, искусства, но не полюбить он не смог. Любовь рушит все прежние представления Базарова, он с негодованием замечает в себе романтика, но сделать с собой ничего не может. Забыться в работе тоже не получилось. Измученный безответным чувством, Базаров не похож на себя прежнего, вероятно, поэтому Тургенев приводит своего героя к смерти. Это еще одно испытание, которое выпало на долю Базарова, ведь без размышлений о смерти нет понимания смысла жизни.II. Анализ заключительного эпизода романа «Отцы и дети».- Лежа в тени стога, Базаров скажет Аркадию: «Ну, будет он (мужик) жить в белой избе, а из меня лопух расти будет…»- К чему же пришел герой?Ответ. Базаров, утрируя, очень точно выражает свою мысль: мы суетимся, чего-то добиваемся, но человек ничтожен перед лицом вечности, перед лицом жизни бесконечной. Именно эта мысль является основной в эпизоде описания сельского кладбища и могилы Базарова.-Почему же Тургенев не закончил роман сценой смерти своего героя? Ответ. Потому, что жизнь продолжается и без этой сильной личности.- Где покоится страстное, бунтующее сердце Базарова? Что об этом говорит автор?Ответ. «…на небольшом сельском кладбище в одном из отдаленных уголков России».-Почему сознательно отдалил своего героя от столичных центров?Ответ. Потому, что здесь в скученности, в суете могут рождаться только безумные теории (Раскольников), где человек «испорчен» воспитанием (Онегин и Печорин). Можно спорить о роли городов, но русские писатели говорили о негативном их влиянии на людей. -Итак, вдали от суеты, в глубине России, покоится теперь Базаров. Картина, нарисованная Тургеневым, контрастна той жизни, которую вел его герой. Что же является символом этой жизни в заключительном эпизоде? Ответ. Овцы, которые «безвозбранно бродят по могилам…» Не так ли и человек, заблудшая овца, бродит по миру, по жизни, попирает ногами прошлое (кладбище и могилы на ней – это прошлое), ощипывает деревья (символ жизни, знаний)?- Почему овцы ощипывают деревья, а не траву?Ответ. Деревья – это символ жизни, а листья – это знания. Не видит человек единственного пути, пути к Богу, по Тургеневу, жизни бесконечной.- Автор говорит, что до могилы Базарова «не касается человек. Почему?Ответ. Потому что «железная ограда ее окружает». Бестолковым овцам не добраться до нее, не нарушить покой Евгения.- А о чем говорит «железная ограда» на могиле?Ответ. Как прожил свою короткую жизнь Базаров особняком, так и теперь он один.-Кто ходит на могилу Евгения?- И только родители могут прикоснуться к немому камню, да прилетают птицы, вольные,свободные, не знающие забот и печали, питающиеся тем, что Бог послал, радующиеся каждой минуте жизни.- Что же означают песни птиц?Ответ. Это романтизм, который отрицал Базаров, и часть живой жизни, победившей этого героя.

262. Выразительно прочитайте описание сельского кладбища в романе «Отцы и дети» И. Тургенева, определите позицию автора по отношению к главному герою романа. В чём она выражается? Напишите сочинение о внутренней связи этой сцены с картиной В. Перова «Старики-родители на могиле сына». (Картину можно найти или в альбоме репродукций художника, или в Интернете.)
Подготовьтесь к письму этого текста под диктовку.
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашенными5 крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре. Железная ограда её окружает; две молодые ёлки посажены по обоим её концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалёкой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку ёлки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём... Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильная? О нет! Какое бы страстное, грешное6, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...

Взаимосвязь сцены кладбища с картиной В.Г.Перова «Старики-родители на могиле сына»
Картина Перова была написана во 2-й половине XIX века. Ее сюжет посвящен двум старичкам, пришедшим на могилу сына. На картине можно ясно увидеть грусть и печаль, которую чувствует пожилая пара.
Сам тон картины – мрачный, минорный. Небо практически полностью закрыто плотными облаками, как бы символизирующими тяжесть утраты. Трава на земле – желтая и пожухлая, так же, как и оставшиеся на деревьях листья. Как будто природа осознает весь трагизм горя персонажей на картине и тоже стремится к смерти.
Фигуры старичков нарисованы очень темными, местами даже черными, красками. Они согнуты от горя, можно предположить, что они плачут.
Смотря на картину, как будто видишь финальную сцену из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», где родители Базарова приходят к нему на могилу. Вероятно, картина и была вдохновлена именно этой сценой, ведь она написана через 12 лет после выхода романа.
Само кладбище как будто так же списано с описания в романе «окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень».
Картина производит очень сильное эмоциональное впечатление. Видно, что старики очень любили своего сына, они убиты горем, вероятно, проводят очень много времени на его могиле. Единственное, что отдаляет картину от романа Тургенева, так это одежда пожилой пары на картине. Ведь, как мы знаем из романа, родители Базарова имели достаточно низкое происхождение. В то же время, пара, изображенная на полотне, одета очень даже элегантно. У мужчины шляпа-котелок и зонт-трость. А это элементы гардероба достаточно состоятельного человека. Скорее всего, вдохновившись сценой из романа, Перов решил взять из нее только внутреннее наполнение, исключив иные элементы повествования из своего художественного воплощения.

Статья посвящена проблеме воскресения мертвых в религиозной культуре человечества. Представлен религиозный взгляд по рассматриваемому вопросу.

Многие из произведений школьной программы по литературе, перечитанные в зрелом возрасте, оцениваются совершенно иначе, чем в неопытной юности. И уже по-иному воспринимаются те места в книгах, где авторы так или иначе указывают на свои религиозные взгляды. К примеру, знаменитый роман Ивана Тургенева «Отцы и дети» (1861 год) завершается проникновенными словами: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»
Вопрос о всесилии святой и преданной любви, затронутый писателем, думается, волнует каждого человека перед лицом смерти.
Догмат Воскресения мертвых; это основание христианской веры. Учение о Всеобщем Воскресении; твердое учение Священного Писания и Нового, и Ветхого Завета. Вся пятая глава Евангелия от Иоанна в Библии посвящена беседе Господа Иисуса Христа с иудеями о важнейших истинах веры, из которых весть о победе над смертью – главнейшая: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Иоан.5:28-30). Учение о воскресении мертвых представлено и в Ветхом Завете. Пророк Божий Иов говорит: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его». (Иов.19:25-28). А пророку Иезекиилю было показано поле, полное мертвых костей, которые облекались плотью (Иез. 37).
Весна для верующих людей – очевидное напоминание догмата воскресения из мертвых. А для Евгения Базарова смерть ассоциировалась с выросшим из него лопухом – не больше. Это объясняет горе верующих родителей нигилиста, плачущих о его все отрицающей душе. Но святитель Игнатий Брянчанинов в статье «Сад во время зимы» писал в 1843 году в Сергиевой пустыни: «Если б можно было найти человека, который бы не знал превращений, производимых переменами времен года; если б привести этого странника в сад, величественно покоящийся во время зимы сном смертным, показать ему обнаженные древа и поведать о той роскоши, в которую они облекутся весною, то он, вместо ответа, посмотрел бы на вас и улыбнулся - такою несбыточною баснею показались бы ему слова ваши! Так и воскресение мертвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог всемогущ, что многообразная премудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий». (Брянчанинов, 1993, С.178)
В иудаизме и исламе тоже существует учение о воскресении мертвых. Его признаки можно найти даже в языческих культах. Есть мнение, что вся религиозная культура Египта пронизывается учением о воскресении мертвых, именно с ним связана традиция мумификации тел, которые должны воскреснуть. К примеру, московский профессор Андрей Зубов утверждает, что, если суммировать египетские тексты, в них говорится о победе над смертью и о телесном воскресении умершего человека. Захоронения эры раннего палеолита являют нам могилы, наполненные предметами земного быта и очень трудоемкими в изготовлении каменными орудиями труда. Зачем расставаться с этими сокровищами, так необходимыми живым, если ТАМ ничего нет? Усопших щедро осыпали цветами, пыльца которых обнаружена в могилах. Эти факты; косвенное подтверждение религиозности самых первых людей. И даже само положение их тел – в позе эмбриона – наталкивает на мысль: как человек выходит из чрева матери, так он должен выйти из чрева земли в свое время. Так считает новосибирский профессор Павел Волков (Волков, 2003, С. 165).
Однако современное человечество далеко гонит от себя мысль о смерти. Создается впечатление, будто люди и вовсе не думают умирать. Всего несколько десятков лет назад гробы особо уважаемых людей во время похорон несли через весь город. Теперь же видим лишь закрытые катафалки. Создана целая похоронная индустрия: умерших красиво наряжают, употребляют обильную косметику… Предоставляется весь комплекс похоронных услуг, лишь бы живые поменьше виделись с умершими. А если и соприкасались с ними, то на самое краткое время. Зачем? Ведь это напоминает о смерти! Сама практика кремации усопших, конечно, может оправдываться дефицитом земель. В Москве, например, стоимость похорон усопшего на городском кладбище уже приближается к стоимости квартиры. Но ведь территория России – пока самая большая в мире. Зачем уничтожать тела?…
Традиционно христиане, иудеи и мусульмане стараются предавать земле своих умерших, так как они видят основание традиции в словах, сказанных Богом Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (Быт.3:19). В законодательстве многих стран мира осквернение захоронения считается уголовным преступлением, попирать чужую могилу ногами воспринимается великим оскорблением родственникам покойного. Почему же так, если после смерти ничего нет? В этом чувстве протеста мы можем видеть глубоко живущую в человеке веру в воскресение умерших. А православные могилы украшает крест Христов, потому что после Голгофы наступает Пасха, и после смерти наших близких мы веруем в их воскресение в день суда, когда явится крест от края небес и до края.
Таким образом, последняя строка романа И.С. Тургенева – очевидное напоминание слов, которые звучат при погребении усопших. Они были хорошо известны православным современникам писателя и забылись в 21 веке. Над гробом поётся: «Со святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего … идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Смерть побеждена победой Христова Воскресения. Любовь Божия всесильна, потому что Бог есть любовь.

Литература:
Тургенев И. С. Отцы и дети. М., Астрель, 2005 г. - 240 с.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Том 1. Сад во время зимы. М., Православное издательство, 1993 г. – 572 с.
Волков П. В. Потомки Адама.- М.-СПб.-Новосибирск: Общество святителя Василия Великого, Православная Гимназия во имя Преп. Сергия Радонежского, 2003.- 207.
Зубов А.Б. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге. М.: Никея, 2009. - 144 с.