Прародительница всех струнных инструментов. Устройство музыкальных инструментов: сколько струн у арфы? Арфа описание для детей музыкальный инструмент

Музыкальный инструмент: Арфа

Золотистые струны, напоминающие лучи солнца… Изящная рама, украшенная резьбой и орнаментом – как крыло огромной бабочки. Благородный звук и мягкий серебристый тембр… Неудивительно, что именно арфу считают самым красивым и поэтичным музыкальным инструментом. А еще загадочным.

В древние времена арфу считали инструментом богов, в средние – монахов и богословов, в конце прошлого тысячелетия её причисляли к аристократическим пристрастиям, сегодня – это великолепный инструмент, на котором играют преимущественно женщины, но слушают все без исключения. На арфе можно играть практически всё – от церковной музыки до рока.

Арфа вдохновляла поэтов и музыкантов, зарождала в душах творческие посылы, наполняла любовным пылом романтические сердца. Даже по форме этот инструмент напоминает крыло сказочной бабочки.

Историю арфы и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук арфы

Завораживающие звуки арфы не могут оставить равнодушными никого. Глубокое, будто неземное звучание этого щипкового инструмента будоражит воображение и заставляет соглашаться с невероятными легендами её божественного происхождения. При игре на арфе часто используется глиссандо – быстрый перебор струн пальцами. При этом появляется целый каскад звуков, напоминающий искрящийся водопад.


На протяжении нескольких сотен лет этот струнный щипковый музыкальный инструмент пользуется большой популярностью у композиторов. В. Моцарт , К. Дебюсси, Г. Гендель , С. Василенко, Р. Глиэр и др. написали концерты для арфы с оркестром. А все потому, что обладает инструмент удивительными темброво-колористическими возможностями. Арфа может имитировать игру на различных музыкальных инструментах – лютне, клавесине или гитаре , как например, у М. Глинки в «Арагонской хоте ».. Обычное количество октав – 5. С помощью педалей можно извлекать звуки от «ре» контроктавы до «фа» четвёртой октавы.

Арфа – обязательный участник любого симфонического оркестра. Как правило, в нём 1 или 2 таких инструмента, однако бывали и исключения. Например, в опере-балете «Млада» Римского-Корсакова участвует 3 арфы, в опере «Золото Рейна» Вагнера их шесть. На ней аккомпанируют другим инструментам, но часто отдают и сольные партии (балеты Чайковского «Щелкунчик », «Лебединое озеро», «Спящая красавица », «Раймонда» Глазунова ).

Фото :





Интересные факты

  • Существует арфа для игры в 4 руки, на ней могут играть сразу 2 исполнителя.
  • Самое долгое исполнение на арфе длилось 25 часов и 34 минуты. Юной американской арфистке Карле Сите было всего 17 лет, когда она выдержала столь длительный марафон в 2010 году, исполняя музыку разных жанров.
  • В России начался промышленный выпуск арф в Ленинграде, через 3 года после окончания Второй мировой войны.
  • Изображение арфы присутствовало на знамёнах Британии. Впервые её нанёс на флаг Король Шотландии и Англии Джеймс.


  • По приданию, кельтский бог изобилия, играя на арфе, менял времена года.
  • Жрецы древнего Египта проводили ритуалы с участием арфы.
  • До XIX века арфу причисляли к чисто мужским инструментам. Однако в 1929 году на раскопках царской гробницы в Уре нашли около 70 скелетов женщин с золотыми и серебряными арфами в руках.
  • Учёные считают, что благодаря энергетическим потокам, порождаемым игрой на арфе, человеческий организм оздоравливается. Ещё Пифагор использовал звуки этого инструмента для врачевания болезней. Сегодня существует целое направление нетрадиционной медицины – арфотерапия, как одно из направлений виброакустической терапии.
  • Среди арфистов очень много долгожителей. Например, солистка Большого театра, знаменитая арфистка В.Г. Дулова прожила 90 лет, а её коллега арфистка К.К. Сараджева почти 100 лет.
  • В течение многих сотен лет (с XIII века) этот инструмент был символом Ирландии. Став Свободным государством, Ирландия не утратила своё почтение к арфе. Она есть на гербе, президентской и государственной печатях, флаге, монетах и т.д.


  • Самый многочисленный ансамбль арф был собран в Асунсьон, Парагвай, 26 октября 2013 для исполнения на фестивале 2-х музыкальных произведений. Участвовало 420 арфистов из разных стран и всех возрастов, самому младшему было 8 лет, а старшему 70. Все участники прослушивались перед исполнением профессиональными арфистами и учителями.
  • В Греции считали, что звуки арфы создают лестницу, соединяющую небо и землю, богов и смертных, в Египте и Сирии приписывали магические свойства и полагали, что арфа открывает двери в рай, и поэтому украшали их очень дорого: покрывали золотом или серебром, инкрустировали слоновой костью и драгоценными камнями. Все народности наделяют этот инструмент необычными, волшебными свойствами. Судя по тому, как благотворно влияют эти бархатистые звуки на людей, эти версии становятся правдоподобными.

Произведения:

Р. Глиэр - Концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор (слушать)

В.А.Моцарт - Концерт для флейты, арфы и оркестра до-мажор (слушать)

К. Дебюсси - Концерт для арфы и оркестра (слушать)


Конструкция

Устройство инструмента довольно простое: треугольная рамка с элегантным изгибом и ряд струн, натянутых на неё. Количество струн у современных арф варьируется от 40 до 47. Весит музыкальный инструмент около 30 кг , но это не мешает ему оставаться изысканным и утонченным.

Рамка состоит из нескольких частей:

  • Резонансный корпус с закруглением книзу.
  • Дека с твёрдой рейкой.
  • Рама с колками для закрепления струн.
  • Передний брус в виде прямой колонны.
  • Основание (в некоторых моделях ножки или подставки).

У педальной арфы имеется механизм для изменения высоты звука 46 струн. Корпус изготавливается из дерева или металла. При этом украшается резьбой, позолотой, декоративными элементами. Для удобства отсчёта, ноты «до» в начале каждой октавы окрашены красным цветом, ноты «фа» – чёрным или синим.

Производители : Aoyama (Япония), Camac (Франция), Horngacher (Германия), Lyon & Healy (США), Salvi (Италия), Thurau-Harfenmanufaktur (Германия).

Разновидности

Классификация данного инструмента крайне проста, разделение существует по наличию или отсутствию педалей, а также по размерам. Различают основные виды и их категории:

  • Педальная арфа. Профессиональный инструмент, который так же может быть электрический, оборудованный звукоснимателями. Отличается наличием педального механизма из 7 педалей. Вес 30-50 кг. Высота до 2-х метров.
  • Леверсная арфа. Эта разновидность может быть разных размеров. Число струн колеблется от 22 до 44. Вес варьируется от 5 до 15 кг. Педальный механизм заменяют верхние рычажки-леверсы.
  • Наколенная арфа, ирландская или кельтская. Лишена возможности брать басы, имеет от 12 до 22 струн. Весит не более 5 кг.

История

По поводу возникновения арфы слагают легенды и притчи. Принято считать прародителем этого инструмента деревянный лук, натянутая тетива которого издаёт звучание, а витиеватый контур напоминает изгибы арфы. Её находят на раскопках древних шумерских поселений, что говорит о том, что арфа появилась на заре эволюции человеческой расы.

Подобные инструменты всплывают в Африканских племенах, древнем Египте, Греции, Римской Империи. Их украшали драгоценностями, добавляли элементы из слоновой кости, золота, серебра. В Золотом веке на этом инструменте исполняли преимущественно церковные произведения. Музыку для них сочиняли монахи.

В странах Европы на арфах с VIII века играли бродячие артисты, они использовали инструменты небольших размеров. Крупногабаритные разновидности распространились в XVI-XVII веках. Люди старались расширить диапазон инструмента и применяли различные преобразования и дополнения. Арфу начали включать в хоровые и оркестровые выступления. Педали, позволяющие наделить её большим диапазоном, придумал Я. Хохбрукер в 1720 году, продолжив идею использования регулирующих ключей, возникшую в 1660 году. Прототип современной арфы создал Себастьян Эрар. Широкое использование этого волшебного инструмента русскими меломанами началось в XVIII веке.

Видео: слушать арфу

Этот загадочный инструмент редко встречается в наши дни, поэтому неудивительно, что многие не знают, что такое арфа. Она была изобретена несколько тысяч лет назад, ее дизайн многократно менялся, а звучание становилось все более объемным и ярким.

Мзыкальный инструмент состоит из треугольной рамы, открытой с обеих сторон, на которую натянуты струны различной длины. Чтобы заставить арфу звучать, музыканты щипают струны подушечками пальцев. Длина струны определяет, насколько высоким или низким будет звучание. Современная концертная арфа имеет раму высотой 1,8-1,9 метра и шириной около 1 метра, а ее вес составляет 32-41 кг. На раму натянуто 47 струн различного размера.

Этот музыкальный инструмент встречается все реже, поэтому многие люди точно не знают, что такое арфа. Существуют и другие похожие инструменты. К ним относится лира, где все струны имеют одинаковую длину, но разную толщину и силу натяжения, а также псалтирь и цимбал, на котором играют не пальцами, а молоточками.

История

Самые ранние арфы, вероятно, были созданы из охотничьих луков и состояли из нескольких струн, закрепленных на концах изогнутой основы. Египетский инструмент, который использовался около 5 тыс. лет назад, состоял из шести струн, зафиксированных на раме деревянными колышками. К 2500 году до н. э. у греков уже были большие арфы, в которых струны крепились к двум деревянных планкам, соединенным между собой под углом.

К XI столетию в Европе уже знали, что такое арфа. Здесь впервые появились рамочные инструменты, где проволочные струны вставлялись в треугольную деревянную раму. Они были довольно маленькими, всего около 0,5-1,2 метра в высоту, и часто использовались бродячими музыкантами. Арфы не могли воспроизводить более высокие или низкие ноты, чем те, на которые были настроены, поэтому музыканты проводили эксперименты. Чтобы сделать звучание более разнообразным, были созданы инструменты с дополнительным рядом струн, расположенных параллельно основному. В Уэльсе у некоторых арфистов было по три ряда струн.

Другие мастера применили иной подход. Вместо того чтобы увеличивать количество рядов, они разработали механизмы для изменения длины струн, регулируя таким образом высоту звука. К концу XVII века в Австрии использовались крючки для сокращения длины по мере необходимости, обеспечивая по две ноты на каждой струне. В 1720 году Селестин Хохбрюкер добавил 7 педалей, чтобы контролировать эти крючки. В 1750 году Жорж Кузино заменил крючки металлическими пластинами и удвоил количество педалей, чтобы воспроизводить по три ноты на струну. В 1792 году Себастьян Эрард заменил пластины вращающимися латунными дисками с двумя шпильками, каждый из которых захватывал струну, как вилка, когда диск поворачивался. Он также уменьшил количество педалей до 7, разработав механизм, который мог занимать три разные позиции. Разработка Эрара до сих пор используется в современных концертных арфах.

Материалы

Музыкальный инструмент арфа состоит из большого деревянной треугольной основы, обычно изготовленной из клена. Белый клен достаточно крепкий, чтобы выдерживать давление струн. Также для некоторых частей деки применяется ель, так как она легкая, крепкая и гибкая, что позволяет ей равномерно реагировать на вибрации струн и создавать насыщенный, чистый звук.

Изогнутая пластина, к которой прикреплены струны, выполнена из латуни. Диски и педали, управляющие длиной, также являются латунными. Сложный внутренний механизм, который соединяет педали с дисками, выполнен из латуни и нержавеющей стали, а некоторые части производятся из нейлона. Струны арфы изготовлены из стали и нейлона. Каждый материал имеет различные свойства, которые делают его пригодным для определенной длины струны. Поверхность арфы обрабатывается прозрачными лаками, может быть украшена декоративными деревянными панелями из ореха или более дорогого красного дерева. Некоторые инструменты покрывают золотыми листами в 23 карата.

Дизайн

Каждая арфа - уникальное произведение искусства. Дизайн арфы зависит от потребностей исполнителя. Традиционные арфисты требуют небольших легких инструментов со струнами, управляемыми рычагами. Классические музыканты используют гораздо более крупные инструменты со струнами, управляемыми педалями. Внешний вид арфы варьируется от простых геометрических линий с естественной отделкой до сложной резьбы с широким спектром украшений.

Как выбрать арфу для начинающего музыканта

Игра на арфе зависит от того, насколько инструмент соответствует телу музыканта. Для взрослых, сидящих на стандартном 18-дюймовом высоком стуле, подойдет напольная модель из 30-34 струн. Для маленького ребенка в возрасте 6-8 лет, который сидит на 12-дюймовом табурете, наиболее удачным вариантом считается 28-струнная арфа, установленная на полу.

  1. Это один из древнейших инструментов в мире: он был изобретен около 3000 г. до н. э., а самое старое изображение музыканта, играющего на арфе, находится на стенах египетских гробниц.
  2. Нигде в мире не существует больше арф, чем в Африке. Этот музыкальный инструмент используют почти 150 африканских народов.
  3. Слово "арфа" впервые было использовано примерно в 600 году нашей эры и обозначало все струнные инструменты в целом.
  4. Диапазон инструмента составляет от 1 до 90 струн.
  5. Современные арфисты играют, используя только по четыре пальца на каждой руке, они касаются струн подушечками пальцев. Ирландская манера игры более агрессивна, здесь музыканты применяют также и ногти, чтобы сделать звук более громким и пронзительным.
  6. На логотипе популярного ирландского пива Guinness также изображено фото арфы.
  7. Арфа является национальным символом Ирландии с XIII века.

Этот музыкальный инструмент становится редкостью. Как правило, арфу используют на концертах классической музыки в составе оркестров или соло, но существуют также и сообщества энтузиастов, которые не дают забыть миру об этом удивительном инструменте. Благодаря красивому, переливчатому звуку и интересному внешнему виду, он все еще пользуется уважением у начинающих и профессиональных музыкантов.

Шайхулова Аделина

Главной целью творческого проекта является изучение истории возникновения и совершенствования арфы от Египта до современности.

Основные задачи, поставленные при изучении данной темы:

  • рассмотреть, что есть общего между современной арфой и инструментом тех дней, и какую роль он выполнял;
  • познакомиться с разновидностями этого редкого и необычного инструмента;
  • окунуться в мир легенд и музыки арфы.

Арфовое творчество и исполнительство существуют на протяжении многих столетий. Без преувеличения можно утверждать, что практически вся музыка не мыслима без арфы - одного из древнейших инструментов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

с углубленным изучением отдельных предметов

Творческий проект:

«Струнно-щипковый инструмент арфа»

Руководитель:

Учитель музыки Федашова С.А.

Выполнила работу:

Ученица 6 «В» класса Шайхулова Аделина

Альметьевск 2012

Введение…………………………………………………………………

  1. История арфы………………………………………………………..

1.1. История возникновения арфы……………………………………..

1.2. Египетская арфа……………………………………………………

1.3. Кельтская арфа…………………………………………………….

1.4.Ирландская арфа……………………………………………………

  1. Совершенствование арфы…………………………………………..

2.1.Педальный механизм…………………………..…………………..

2.2. Эоловая арфа……………………………………………………….

2.3.Лазерная арфа………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………...

Список использованной литературы………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Главной целью творческого проекта является изучение истории возникновения и совершенствования арфы от Египта до современности.

Основные задачи, поставленные при изучении данной темы:

  1. рассмотреть, что есть общего между современной арфой и инструментом тех дней, и какую роль он выполнял;
  2. познакомиться с разновидностями этого редкого и необычного инструмента;
  3. окунуться в мир легенд и музыки арфы.

Арфовое творчество и исполнительство существуют на протяжении многих столетий. Без преувеличения можно утверждать, что практически вся музыка не мыслима без арфы - одного из древнейших инструментов.

Арфа это широко известный инструмент, который благодаря своему звуку используется и как классический инструмент симфонического оркестра, и как народный. Хотя, из легенд и письменных источников известно, что уже в Древнем мире арфа играла важную роль.

Арфа является щипковым струнным инструментом, а ее история насчитывает множество веков. Будучи одним из самых древних музыкальных инструментов появилась она на самой заре человечества, и является прародительницей практически все струнных инструментов.

Струнные музыкальные инструменты - в академической музыкальной традиции имеют второе название - хордофоны (от греческих слов chorde - струна и phone - звук). Это группа музыкальных инструментов, источником звука которых служит натянутая струна.

(Хордофоны) по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (скрипка, альт, виолончель), щипковые (арфа, лютня, гитара, балалайка, гусли), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин).

1.ИСТОРИЯ АРФЫ

1.1. История возникновения арфы

О, Арфа, милая моя! Как долго ты спала

В тени, в пыли забытого угла;

Но лишь луны, очаровавшей мглу,

Лазурный свет блеснул в твоем углу,

Вдруг чудный звон затрепетал в струне,

Как бред души, встревоженной во сне.

Федор Тютчев

Арфа является щипковым струнным инструментом, а ее история насчитывает множество веков.

Никто точно не знает, кто создал первую арфу.

Ее история уходит в глубь времен. Сколько лет музыке, столько лет и арфе. Везде, где есть музыка, есть и арфа. Правда, под разными именами. Считается, что первые египетские арфы - бенты появились шесть тысяч лет назад. Арфы упоминаются в Библии. Арфа Аполлона олицетворяет все поэтическое и прекрасное. Эолова арфа встречается в древнегреческой мифологии. А ирландская арфа была даже на гербе страны. Арфа - символ воплощения чистоты звука.

Многовековая история арфы полна невероятных и сказочных легенд, с помощью которых мы можем окунуться в мир музыки этого удивительного предмета, ощутить всю его древность, а также насладиться неизведанными сторонами истории становления арфы как музыкального инструмента у многих народов мира.

Существует легенда о первобытном человеке, который, находясь на охоте, натянул тетиву лука и пришел в восторг от услышанного мелодичного звучания. Он решил натянуть еще одну тетиву, отчего предмет стал издавать уже не один, а два звука разной высоты. Так и появился первый струнный музыкальный инструмент.

История происхождения арфы прослеживается и в странах древнейшей культуры - Египте. На дошедших до нас египетских фресках 15 века до нашей эры видно, что древние арфы были различного вида: дугообразные и угловые, Большие арфы достигали размера 1,8 метра, а малые были приспособлены для игры во время движения. Такую арфу клали горизонтально на плечо и играли, высоко вздымая руки к струнам. В домашнем быту употреблялись небольшие инструменты, которые ставили на пол. На полу же сидел и исполнитель. Позднее для удобства игры стали применять подставку в виде лотоса; в нее инструмент вставлялся, как нога в туфлю. Отсюда и образное название «туфля для арфы».

1.2. Египетская арфа

Существовало мнение, что Египет - родина этого инструмента. Арфа была здесь исключительно популярна. Один из древних иероглифов означал одновременно и слово «арфа» и понятие «прекрасное».

Египетские арфы были действительно прекрасны, даже по своему внешнему виду. Они покрывались золотом, серебром, перламутром, драгоценными камнями, разрисовывались необычной мозаикой. Люди с восхищением называли арфу «волшебным инструментом», который имел место во многих сказках и мифах.

Арфа встречалась также в древней Греции и Риме, куда была завезена по-видимому с востока. Об этом свидетельствуют античные писатели.

Большинство исследователей сошлись на том мнении, что многие мастера, создавшие арфы, не имели обычаев указывать дату или упоминать свое имя. Потому до нас дошло так мало сохранившихся памятников, свидетельствующих о подлинной истории арфы.

1.3. Кельтская арфа

Поговорим о кельтской арфе . Это древний инструмент, как сама кельтская традиция. Она небольшая у которой грациозно изогнуты рама и стан. В отличии от классической оркестровой арфы, на которой играют кончиками пальцев, на кельтской играют ногтями. Чтобы понять, как она возникла, обратимся к кельтской мифологии и истории. Золотая Арфа является атрибутом кельтского бога Дагды, который, играя на ней, вызывал смену времен года. Кельты говорили, что арфа способна издавать три священные мелодии. Первая мелодия - мелодия грусти и умиления. Вторая - вызывающая сон. Третья мелодия арфы - это мелодия радости.

В дни кельтских вождей арфист был почитаемым человеком и занимал место после вождей и бардов.

Кельтские арфы являлись важным определением ирландского национализма, начиная с 10 века. К концу 12 века ирландцы играли на арфах с латунными или бронзовыми струнами.

1.4.Ирландская арфа

В Ирландии существует легенда о возникновении арфы. Эта легенда гласит, что первая арфа была дарована богами правителю Дагде, однако боги холода и тьмы похитили ее, после чего добрые боги света и солнца отыскали ее и вернули владельцу, чтобы тот играл, принося музыкой радость людям.

Многие ученые также склонны утверждать, что первая арфа попала на территорию Ирландии благодаря купцам - мореплавателям приблизительно 1200 лет до нашей эры. Однако сами ирландцы утверждают, что это они изобрели арфу, прототипом которой был другой музыкальный инструмент под названием круит. С годами жители Ирландии усовершенствовали круит и назвали инструмент арфой: сделали раму крепче, а струны, сделанные из конского волоса заменили на золотые, серебряные и медные. Таким образом, арфа стала одним из самых ценных и дорогих музыкальных инструментов, что позволяло ей сохранить красивый внешний вид на долгое время.

В 16 столетии английский король Генри VIII сделал арфу официальным символом Новой Земли, поместив ее на монеты.

С 1645 года арфа «находит свое место» на гербе Ирландии представляя собой золотую арфу с серебряными струнами на синем фоне. А в 1798 году этот музыкальный инструмент становится национальным символом страны. Изображение арфы используется на монетах, паспортах, официальных документах государства, а также на печатях президента и правительства.

2.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АРФЫ

2.1. Педальный механизм

В Средние века арфа получила распространение и в Европе. Со временем арфа приобрела статус аристократического инструмента.

Играть на ней стали, как правило - женщины. Однако, именно мужчина усовершенствовал простую арфу, придав ей современный облик. Этим мужчиной был Якоб Хохбрукер - немецкий мастер, специализирующийся на изготовлении музыкальных инструментов. В 1720 году именно он придумал и воплотил в жизнь систему педалей, и именно он изобрел педальный механизм игры на арфе.Это изобретение дало толчок к дальнейшему развитию арфы. Плодотворных результатов мастера достигли работая в содружестве с исполнителями и композиторами. Ярким примером этому может служить содружество чешского виртуоза - арфиста и композитора Ж.Б.Крумпгольца и мастера Ж. Кузино. Ими была создана «Арфа Крумпгольца» со специальной восьмой педалью, получившей название «педаль-эхо». Позднее по проекту Крумпгольца, Кузино добавил 9 педаль - «сурдину». Восьми педальная арфа удержалась в практике вплоть до конца 19 века, а девяти педальная вышла из употребления вскоре после их изобретения. Позже экспериментом было создание четырнадцати педальной арфы по проекту мастера Кузино.

Французский мастер Себастиан Эрар около 1810 года усовершенствовал арфу и сделал ее двойного действия, которая имела более сильный звук и позволяла исполнителю играть в минорных и мажорных тональностях. Это был прорыв в музыке.

После этого усовершенствования арфа стала именно такой, какой она знакома нам сегодня. Арфа имеет семь педалей, которые располагаются у основания: с правой стороны четыре педали - ми, фа, соль, ля; с левой три - си, до, ре. И теперь на арфе можно извлечь все звуки: от ре контор октавы до фа четвертой октавы.

Сейчас арфа довольно сильно отличается от своих предшественников, у нее имеется 45-47 струн, которые натянуты, на специальную металлическую раму изящной треугольной формы, часто украшенную разнообразной резьбой. Отыскать струны на арфе помогает их окраска: все «до» - красного цвета, все «фа» - синие.

Современная арфа это сложнейший музыкальный инструмент, можно сказать, целая музыкальная конструкция: в ней более 2500 деталей, весит около 35 кг. Арфу нужно беречь от сквозняков - рвутся струны, которые изготовлены из трех разных материалов - металл, жила, нейлон.

Учитывая устройство человеческого тела, нашу координацию, арфа - один из самых сложных для игры инструментов. Нужно большое терпение, чтобы научиться на ней играть. В игре участвуют не только две руки, но и обе ноги. Мужчинам играть на арфе должно быть даже легче: натяжение струн у арфы очень большое, требуется большая физическая сила! Многие мужчины, которые обучались игре на арфе, потом становились композиторами. И, надо сказать, прекрасно сочиняли произведения для арфы, 60 % арфового репертуара написано мужчинами.

Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджио, глиссандо.

Сегодня арфа преимущественно используется только лишь как солирующий инструмент, а также как один из инструментов в составе оркестра.

Арфа в симфоническом оркестре, отличается красотой своего внешнего вида, превосходит всех своих соседей по оркестру. Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Арфа часто аккомпанирует разным инструментам оркестра: в других случаях ей поручают эффектные соло.

В 17 - 18 веках произведения для арфы пишут выдающиеся композиторы: И. Гайдн, Г.Ф. Гендель И, И.С. Бах. Гайдн сам неплохо играл на этом инструменте. Концерт для флейты и арфы написал В.А. Моцарт, увлекался написанием пьес для арфы Л.В. Бетховен. Арфа широко использовалась как в оркестрах, так и в камерных ансамблях. При этом инструмент постоянно совершенствовался.

В 19 веке для арфы писали Д. Верди, Д. Пучини, К. Дебюсси, М. Равель, Р. Штраус.

Искусство игры на арфе развивалось и совершенствовалось на протяжении нескольких тысячилетий, выбирая традиции мировой многонациональной культуры. Совершенствовался и видоизменялся и сам инструмент.

В России история арфы началась с середины 18 века. Вскоре арфа вошла в моду у придворной знати, и в широкой дворянской среде. Для домашних оркестров и театров специально обучали крепостных. Арфу как сольный и аккомпанирующий инструмент широко использовали ведущие русские композиторы: А.А. Алябьев, С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский, А.С. Даргомыжский, С. Танеев, С.С. Прокофьев.

  1. Эолова арфа

До нашего времени сохранились памятники архитектуры Эоловой арфы.

Эоловой арфы вздыхает печаль,

И звезд восковых зажигаются свечи,

И дальний закат, как персидская шаль,

Которой окутаны нежные плечи.

Георгий Иванов

Эолова арфа (от Эол, в древнегреческой мифологии - повелитель ветров) состоит из служащего резонатором ящика с отверстием, внутри которого натянуты струны от 8 до 13 различной толщины, настроенные в унисон. Устанавливалась на крышах домов. Ветер вызывал колебание струн, издававших звуки. Звучание менялось в зависимости от силы ветра - от тихого и нежного до очень громкого. Сильный ветер - заставлял играть более низкие, толстые струны, слабый - высокие. Эолова арфа один из самых первых самоиграющих инструментов.

Огромные Эоловы арфы располагались на пути следования врагов таким образом, что ветер извлекал ужасающие звуки. К сожалению, нет информации о высоте звука эоловой арфы. По сей день эоловы арфы строятся, но не используются в качестве орудия. Она была неотъемлемым атрибутом легенд, эпических поэм и повестей.

Предполагают, что Эолова арфа появилась в Англии примерно в середине прошлого века.

Большая ветряная арфа существует в Европе (4 метра высотой) установлена в проеме окна бывшего рыцарского зала старого замка. В 1999 году была реконструирована. Эолова арфа - инструмент предельно простой и в то же время чрезвычайно интересный.

В России Эолова арфа появилась в середине 19 века в Пятигорске, по проекту архитекторов братьев Бернардации была сооружена круглая беседка с колоннами. Установлена она на самом краю обрыва, продуваемой всеми ветрами. В каменный пол был вмонтирован деревянный футляр с двумя арфами, флюгер на куполе беседки, поворачиваясь под действием ветра, приводил в движение устройство, касавшееся струн, - раздавались мелодичные звуки. Об этой беседке упоминается в повести М.Ю Лермонтова «Княжна Мери».

Позже она была разграблена. Осталась только очень красивая беседка, выполненная в античном стиле, которую сейчас называют «Эолова арфа», куда собственно и приводят экскурсии. Ныне Эолова арфа оснащена электромузыкальным инструментом. Она стала своеобразной эмблемой пятигорского курорта.

  1. Лазерная арфа

Электромузыкальную арфу изобрел профессиональный фотограф, Стивен Хобли, в свободное от работы время, он создал лазерную арфу. На создание десятиструнной лазерной арфы ушло 22 года целеустремленного труда.

Лазерная арфа - это электронный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии с щипками струн обычной арфы. Лазерная арфа получила свое имя из-за сходства с обычной арфой. Впервые прозвучала во время концертов в Китае в 1981 году. Публика была поражена и восхищена этим инструментом. Струнами в этой арфе являются лазерные лучи. С тех пор лазерная арфа претерпела много изменений.

Лазерная арфа, которую использовал Жан - Мишель в Париже, представляла собой алюминиевую конструкцию высотой четыре метра и шириной два с половиной метра с двенадцатью прозрачными трубками из искусственного стекла для двенадцати лазурных лучей. Жан - Мишель на концертах одевал огромные перчатки, в качестве средства безопасности. Перчатки сделаны из специального материала и защищают исполнителя от лазерных лучей. Иначе руки исполнителя просто сгорели бы. Кроме этого, специальные черные очки защищают глаза от лазерного излучения.

Время не стоит на месте. В век компьютерных технологий создается компьютерная музыка и музыкальные инструменты. Компьютерная арфа не менее интересна, она впечатляет нас своеобразным звуком и прекрасным сочетанием с тембрами других электромузыкальных инструментов.

Как темнота не может спрятать свечи,

Как не сдержать ладонями ручей,

Как не удержит память человечья,

Глупцом на ветер брошенных речей,

Как при потопе в дом не носят воду,

А небеса не молят о дожде -

Так арфы музыка кому - ни будь в угоду,

Служить не может злу или вражде!..

Волшебная, небесная, святая -

Она придет, лишь только приготовь

В душе своей небесный отблеск рая -

Добро, надежду, веру и любовь…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, видно, что арфа играла важную роль на протяжении всех веков. Если сейчас мы слышим звуки арфы или играем на ней, то мы непосредственно соприкасаемся с инструментом с большой историей и, может, сможем возродить ее исконные функции.

Считаю, что главная цель моей работы достигнута: я рассмотрела вопрос возникновение и совершенствование арфы от Египта до современности. Вопрос, что есть общего между современной арфой и арфой тех дней.

В ходе своей работы мне удалось познакомиться с разновидностями этого редкого и необычного инструмента.

Эта работа мне очень много дала. Я окунулась в мир легенд и музыки этого замечательного инструмента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Минакова А., Минаков С. Всеобщая история музыки. Москва, 2010.
  2. Подгусова М.М. Арфовое искусство первой половины XX века.
  3. Поломаренко И.П. Арфа в прошлом и настоящем. Москва, 2001.
  4. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. М.-1999.
  5. Радугина А.А. Культурологическое учебное пособие. М., изд. Дом «Центр», 2003.
  6. Коростовцев М.Б. Наука древнего Египта. М.: «Наука».2002.
  7. Музыкальная энциклопедия. М., Советская музыка. 1990.
  8. Сибуль Маркюз «Музыкальные инструменты»: Всесторонний словарь.1997.
  9. Гальцова Н. Лазерная арфа - что это? (www.harps.ru )
  10. Эолова арфа (www.kmvline.ru )

Так как арфа уже и в прежнее время имела значительный звуковой объём (пять октав), а места для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то на арфе натянуты струны только для извлечения звуков диатонической гаммы. На арфе без педалей можно сыграть только две гаммы - До-мажор и Ля-минор (только натуральный звукоряд) . Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже это прижимание стали производить с помощью крючков, приводимых в движение рукой. Такие арфы оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретённым Якобом Хохбрукером в 1720 году. Этот мастер приделал к арфе семь педалей, действовавших как проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили крючки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем объёме инструмента хроматические повышения.

Разновидности

  • Педальная арфа - строй меняется при нажатии педалей. Является классической арфой, предназначенной для профессиональных исполнителей.
  • Леверсная арфа - не имеет педалей, строй меняется при повороте рычажков на колковой раме. Количество струн - 20-38.
  • Ирландская арфа , также кельтская арфа - наколенная арфа, небольшой по размеру инструмент.
  • Электро арфа - разновидность педальной арфы, оборудованная электронными звукоснимателями.

Устройство

Арфа имеет форму треугольника, составными частями которого являются:

  • Резонаторный корпус-ящик длиной приблизительно 1 метр, расширяющегося к низу; прежняя его форма была четырёхугольная, нынешняя - закруглённая с одной стороны; он снабжен плоской декой (нижняя полукруглая часть изготовляется из клёна (на недорогих моделях - из фанеры твёрдых лиственных пород), а верхняя плоская из ели, причём в середине её по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твёрдого дерева с пробитыми отверстиями для пронизывания жильных струн).
  • Колонна.
  • Колковая рама, на которой закрепляются струны.
  • Основание - опора арфы.

Педальная арфа также имеет главный и педальный механизмы. Имеет 46 струн: 35 синтетических и 11 металлических. Они крепятся к деке снизу арфы и к колкам вверху. Струны ноты До имеют красный цвет, Фа - синий или чёрный .

Знаменитые арфисты

  • Катрин Нецветаева
    • Андрей Белов
  • Ирина Пашинская

Государственный символ Ирландии

Арфа была политическим символом Ирландии на протяжении многих веков. Она впервые была использована для символического изображения Ирландии в Королевском Флаге Короля Шотландии Якова VI (он же Король Англии Яков I), и с тех пор фигурировала во всех Королевских Флагах Англии , Британии и Соединенного Королевства, хотя стиль изображения со временем менялся.

См. также

Напишите отзыв о статье "Арфа"

Примечания

Литература

  • Бандас Л.Л., Каплюк А.А. Арфа. Устройство и ремонт. - М .: Легпромбытиздат, 1985. - 64 с.
  • Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. - М .: Просвещение , 1989. - С. 145-150. - 192 с.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Арфа

Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи, и Денисова с его голосом и усами, и Телянина, и всю свою историю с Теляниным и Богданычем. Вся эта история была одно и то же, что этот солдат с резким голосом, и эта то вся история и этот то солдат так мучительно, неотступно держали, давили и все в одну сторону тянули его руку. Он пытался устраняться от них, но они не отпускали ни на волос, ни на секунду его плечо. Оно бы не болело, оно было бы здорово, ежели б они не тянули его; но нельзя было избавиться от них.
Он открыл глаза и поглядел вверх. Черный полог ночи на аршин висел над светом углей. В этом свете летали порошинки падавшего снега. Тушин не возвращался, лекарь не приходил. Он был один, только какой то солдатик сидел теперь голый по другую сторону огня и грел свое худое желтое тело.
«Никому не нужен я! – думал Ростов. – Некому ни помочь, ни пожалеть. А был же и я когда то дома, сильный, веселый, любимый». – Он вздохнул и со вздохом невольно застонал.
– Ай болит что? – спросил солдатик, встряхивая свою рубаху над огнем, и, не дожидаясь ответа, крякнув, прибавил: – Мало ли за день народу попортили – страсть!
Ростов не слушал солдата. Он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со всею любовью и заботою семьи. «И зачем я пошел сюда!» думал он.
На другой день французы не возобновляли нападения, и остаток Багратионова отряда присоединился к армии Кутузова.

Князь Василий не обдумывал своих планов. Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались. Он не говорил себе, например: «Этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия», или он не говорил себе: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне 40 тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.
Пьер был у него под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер юнкеры, что тогда равнялось чину статского советника, и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербург и остановился в его доме. Как будто рассеянно и вместе с тем с несомненной уверенностью, что так должно быть, князь Василий делал всё, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери. Ежели бы князь Василий обдумывал вперед свои планы, он не мог бы иметь такой естественности в обращении и такой простоты и фамильярности в сношении со всеми людьми, выше и ниже себя поставленными. Что то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми.
Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безухим, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица – деловые, родственники, знакомые – все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера. Беспрестанно он слышал слова: «С вашей необыкновенной добротой» или «при вашем прекрасном сердце», или «вы сами так чисты, граф…» или «ежели бы он был так умен, как вы» и т. п., так что он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более, что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен. Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжен, с длинной талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная, за что. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.
– Сделай это для нее, mon cher; всё таки она много пострадала от покойника, – сказал ему князь Василий, давая подписать какую то бумагу в пользу княжны.
Князь Василий решил, что эту кость, вексель в 30 т., надо было всё таки бросить бедной княжне с тем, чтобы ей не могло притти в голову толковать об участии князя Василия в деле мозаикового портфеля. Пьер подписал вексель, и с тех пор княжна стала еще добрее. Младшие сестры стали также ласковы к нему, в особенности самая младшая, хорошенькая, с родинкой, часто смущала Пьера своими улыбками и смущением при виде его.

Один из самых древних струнных инструментов - арфа - имеет богатую историю. Совсем не удивительно, что сейчас многие любители классической музыки даже не знают, сколько струн у арфы. Ведь в течение веков менялся внешний вид и размер этого инструмента с мелодичным приглушенным звучанием.

Сколько струн у арфы было в древности?

Считается, что выпуская стрелу из лука, слышал издаваемый тетивой тонкий звук. Так появилась идея создания первых щипковых инструментов: арфы, гуслей, лиры. Современная арфа - инструмент тяжелый (весом до 29 кг), огромных размеров, имеющий от 45 до 47 струн. Но не всегда она была такой. В древних образцах насчитывалось от 7 до 30 струн. При этом размеры не были такими внушительными.

Современные концертные залы оборудованы просторными оркестровыми ямами, потому есть место даже для такого массивного инструмента, как арфа. Струны когда-то воспроизводили всего одну октаву из семи нот.

Постепенно устройство менялось и усовершенствовалось, в результате стало возможным производить диатоническую гамму. Но для извлечения хроматических интервалов приходилось перенастраивать струны при помощи крючков либо менять силу натяжения. В итоге, для более простого извлечения звука, у арфы появились педали. С их помощью можно было повысить звучание на полутон. Дальнейшее усовершенствование привело к тому, что появились двойные педали, благодаря которым стало возможным повышать звуки на целый тон.

Устройство современных конструкций

На вопрос о том, сколько струн у арфы осталось после всех преобразований, дать односложного ответа не получится. В наши дни остались маленькие арфы с 30 струнами и большие треугольные с 44 натянутыми струнами. Можно дополнительно использовать 45, 46 и 47 натяжные струны. В механизме остались двойные педали. Натяжные нити жесткие, жильные, иногда применяют нейлоновые. Самая длинная из них - нижняя, имеет длину 1503 мм. Самая короткая - верхняя, длиной всего 69 мм. Все они закреплены на деке и приводятся в действие щипком.

При помощи специальных двойных педалей изменяется на полтона строй арфы. С нажатием педали срабатывает механизм, находящийся внутри вертикальной колонны. Поворотные диски, которые задействует педальный механизм, укорачивают длину струны на 1/18 и звук повышается на полтона. При уменьшении длины на 2/18, соответственно, происходит повышение на целый тон.

За что любят арфу?

На протяжении тысячелетий этот музыкальный инструмент не утратил своей популярности. Изменился внешний вид, сменилась форма, вес и даже конструкция, а звучание до сих пор поражает своим нежным тембром. Можно не знать, сколько струн у арфы, сколько она весит и как на ней играют, но её звук сложно перепутать с каким-либо другим.

Её звучание особенно полюбилось светской аристократии 18-19 веков. На ней играли царственные особы, дамы благородных кровей и члены высшего общества царской России. не обходили своим вниманием величественную арфу. Чайковский, Рахманинов, Алябьев, Римский-Корсаков, Лист, Вагнер и другие гениальные композиторы включали звучание струн в свои произведения.