Что такое синергетика в философии. Философские основы синергетики

Илья Романович Пригожин

Пригожин (Prigogine), Илья Романович (1917-2005) - бельгийский физик и философ русского происхождения. Лауреат Нобелевской премии по химии (1977). Основатель Брюссельской школы статистической механики и физической химии. Профессор Брюссельского свободного университета. Директор Центра термодинамики и статистической физики при Техасском университете. Член Бельгийской Королевской Академии наук, литературы и изящных искусств. Иностранный член Академии наук СССР (1982). Пригожин - автор ряда оригинальных концепций философии науки, а также один из основателей нового научного направления - системы миропонимания, обозначаемого как синергетика . Согласно подходу, инициированному исследованиями Пригожина и его школы, синергетика может трактоваться как современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос» (Пригожин), бифуркационных изменений, необратимости времени, неустойчивости как основополагающей характеристики процессов эволюции. Проблемное поле синергетики, по Пригожину, центрируется вокруг понятия «сложность», ориентируясь на постижение природы, принципов организации и эволюции последнего. Сложность трактуется как «возникновение бифуркационных переходов вдали от равновесия и при наличии подходящих нелинейностей, нарушение симметрии выше точки бифуркации, а также образование и поддержка корреляций макроскопического масштаба». Синергетика как миропонимание преодолевает традиционалистские идеи: о микрофлуктуациях и случайностях как незначимых факторах для конструирования научных теорий; о невозможности существенного воздействия индивидуального усилия на ход осуществления макросоциальных процессов; о необходимости элиминации неравновесности, неустойчивости их миропредставлений, адекватных истинному положению вещей; о развитии как, по сути, безальтернативном поступательном процессе; о соразмерности и сопоставимости объемов прилагаемых к системе внешних управляющих воздействий объему ожидаемого результата; об экспоненциальном характере развития «лавинообразных» процессов и т. д.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 350-351.

Другие биографические материалы:

Грицанов А.А., Мезяная К.Н. Бельгийский физик и философ русского происхождения (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998 ).

Аршинов В.И. Бельгийский физикохимик (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010 ).

Автор работ по философско-методологическим проблемам науки (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009 ).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М., 1985;

(совместно с И.Стенгерс) Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986;

(совместно с И.Стенгерс) Время, хаос, квант. М., 1994.

Литература:

Концепция самоорганизации в исторической перспективе. М., 1994;

Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

Мы определили философскую сущность мира, основой которой является естественнонаучная картина бытия. Однако существуют полезные для философского осмысления и иные подходы к миропониманию. В частности, таким подходом является синергетика. Синергетика относительное молодое научное направление и взгляд его на сущность мира представляется интересным. Одним из основателей этого направления является И.Р. Пригожин. Синергетика - теория случайностей, теория хаотических процессов, трактуемая как самоорганизация. Как она соотносится с диалектикой, каким образом идеалистическое и материалистическое восприятие мира уживается с синергетическим представлением о его происхождении - это вопросы, которые стоят осмысления. Смотря по-разному на мир, мы полнее отражаем в нём себя и его в себе. Пригожин Илья Романович (1917-2003 гг.), учёный, мыслитель, философ, естествоиспытатель, специалист в области химии, физики, биологии. Лауреат Нобелевской премии по химии, коренной москвич. Родился в Москве 25 января 1917 г. в интеллигентной русской семье: отец - инженер-химик, мать - музыкант. Мама рано приобщила Илью к игре на пианино: ноты он научился читать раньше, чем слова. Семья, после Октябрьского 1917 г. большевистского переворота, не признав его, ещё несколько лет прожила в России, но в 1921 г. эмигрировала в Литву, затем перебралась в Германию. В 1929 г. поселилась в Бельгии. В молодости Илья интересовался историей и философией, однако будущее связывал с профессией концертирующего пианиста, но судьба распорядилась по-своему. Начальное и среднее образование он получал в школах Берлина и Брюсселя, в совершенстве владел немецким и французским языками. Затем изучал химию в Свободном университете Брюсселя, где увлёкся термодинамикой - наукой, связанной с тепловой и иными формами энергии. В 1939 г. получил степень бакалавра химических и физических наук. В 1941 г. защитил диссертацию на тему «О значении времени и превращениях в термодинамических системах», за которую через два года был удостоен докторской степени. В 1947 г. его избирают профессором физической химии в этом университете и он в течение 14 лет читает в нём курс физической химии. В 1962 г. Пригожина назначают директором Солвеевского международного института физики и химии в Брюсселе. В 1967 г. он основывает Центр статистической механики и термодинамики при Техасском университете в Остине. Пригожина назначают в нём директором и присваивают Центру его имя. Он работает одновременно и в Брюсселе, и в Остине. В 1977 г. «за работы по термодинамике необратимых процессов, особенно за теорию диссипативных структур» Илье Пригожину присуждается Нобелевская премия по химии. Согласно его взглядам направленность во времени является фундаментальным свойством всех систем: физических, химических, биологических и социальных; существует естественное стремление к хаосу, которое не ведёт к утрате гармонии; хаос конструктивен и создаёт новый порядок. За многочисленные работы по естественным, социальным и философским наукам он награждается рядом элитарных знаков: золотой медалью Сванте Аррениуса Шведской королевской академии наук (1969), медалью Баурка Британского химического общества (1972), медалью Котениуса Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1975), медалью Румфорда Лондонского королевского научного общества. И. Пригожин является иностранным членом Американской академии наук и искусств, Польского и Американского химических обществ и ряда других организаций. Ему присвоены почётные звания профессора университетов НьюКасл-АпонТайна, Пуатье, Чикаго, Бордо, Упсалы, Льежа, Экс-ан-Прованса, Джорджтауна, Кракова и Рио-де-Жанейро. Сам Илья Романович неоднократно бывал в России, читал лекции. В 2007 г. на заседании учёного совета МГУ им. М.И. Ломоносова его ученику - профессору Солвеевсого института физики и химии, доктору Иоаннису Антониу был вручён диплом и медаль почётного профессора МГУ. В России издана книга И. Пригожина «Время, хаос, квант», в соавторстве с И. Стенгерсом (1994). Скончался Илья Романович, находясь в Центральном госпитале Брюсселя. Прежде чем мы коснёмся взглядов И.Р. Пригожина в области синергетики, и на их основе понимания им картины мира, целесообразно коротко остановиться на историко-философских истоках понятия «хаос», которое и определило суть синергетики. Понимание «хаоса» занимало предметное место уже в мировоззрении античных философов, в частности, Платона и его школы. Не вдаваясь в детали, отметим лишь два сформулированных им положения, сохраняющих своё значение при использовании понятия «хаос» в современной физике. По представлениям Платона и его учеников, хаос (в современном звучании этого слова) есть такое состояние системы, которое остаётся по мере устранения возможностей проявлений её свойств. С другой стороны, из системы, находящейся изначально в хаотическом состоянии, возникает всё, что составляет содержание мироздания. Роль созидающей силы - творца - Платон отводил Демиургу, который превратил изначальный хаос в космос. Таким образом, все существующие структуры порождаются из хаоса. Понятие «структура» у Платона является обобщённым: структура представляется им как некий вид организации и связи элементов системы, при этом может оказаться важным не сам конкретный вид элементов системы, а совокупность их взаимоотношений. В таком представлении, система, как целостный структурированный состав, им не виделась, потому и была «просто» хаотична. Платоновские размышления блестяще развил в XVIII в. И. Кант, философски определив суть происхождения Вселенной. Согласно его космогонической теории Вселенная из состояния хаоса, вследствие сил притяжения, приходит в упорядоченное состояние, представленное небесными телами, планетами. Позднее, исходя из античных представлений о системе и структуре в хаотическом единстве элементов, физики, понятия «хаос» и «хаотическое движение», сделали фундаментальными, однако полной определённости в них не внесли. С учётом этих философских взглядов на процессы, объясняющие хаотическую природу мира, зарождались мысли и естественнонаучные работы И. Пригожина. Отметим в них принципиальные моменты, касающиеся основ термодинамики - раздела физики, изучающего наиболее общие свойства макроскопических систем, находящихся в состоянии термодинамического равновесия, и процессы перехода между этими состояниями. Принципы термодинамики были сформулированы в середине XIX в., после изобретения паровой машины, когда взаимодействие тепловой, электрической и механической работы (энергии) привлекло к себе значительный интерес. Согласно одной из версий первого начала (закона) термодинамики, представляющего собой принцип сохранения энергии, в любой закрытой системе энергия не исчезает и не возникает, а переходит из одной формы в другую. Второе начало термодинамики (закон возрастания энтропии) описывает тенденцию систем переходить из состояния большего к состоянию меньшего порядка. Энтропия - мера беспорядочности (разупоря- доченности) системы. Чем больше разупорядоченность, тем выше энтропия. В XIX в. американский математик и физик Джозайя Уиллард Гиббс разработал теорию статистической термодинамики для обратимых систем в условиях равновесия. Профессор Теофил де Дондер - учитель И. Пригожина в Свободном университете и основатель Брюссельской школы термодинамики, сформулировал теорию неравновесных необратимых систем. Возникает вопрос: что собою представляет обратимое равновесие? Примером обратимого равновесия может служить таяние кусочка льда при температуре, которая лишь немного превышает температуру замерзания воды. Энтропия этого кусочка льда повышается по мере того, как кристаллы льда на его поверхности тают, превращаясь в воду. Одновременно энтропия плёнки воды на поверхности льда понижается, поскольку тепло из неё забирается на таяние льда. Этот процесс можно сделать обратимым, понизив температуру системы до точки замерзания воды: вода на поверхности кристаллизируется, и энтропия льда понижается, а энтропия плёнки воды повышается. В каждом процессе (таяния и замерзания) при температуре замерзания воды или близкой к ней общая энтропия системы остаётся неизменной. Примером необратимой неравновесной системы может служить таяние кубика льда в стакане с водой при комнатной температуре. Энтропия кубика льда повышается до тех пор, пока не растают все кристаллы. По мере того как тепло поглощается сначала из всего объёма воды в стакане, а затем из окружающего воздуха, энтропия всей системы возрастает. И. Пригожина прежде всего интересовали в термодинамике неравновесные специфические открытые системы, в которых либо материя, либо энергия, либо и то, и другое обмениваются с внешней средой в реакциях (разделение материи и энергии - синергетический подход Пригожина). При этом количество материи и количество энергии либо количество материи и количество энергии со временем увеличивается или уменьшается. Здесь читателям необходимо иметь в виду два важных методологических положения философии, которые интерпретированы Пригожиным по-своему. Во-первых, материя и энергия предстают у него как самостоятельные сущности, что в принципе невозможно, так как материя - это объективная реальность, а энергия (физическая, химическая, биотическая, социальная) - форма движения материи; во-вторых, в этом подходе искажается принцип сохранения материи в процессе изменения её форм. Чтобы объяснить поведение систем, далёких от равновесия, Пригожин сформулировал теорию диссипативных структур. Считая, что неравновесностъ может служить источником организации и порядка, он представил диссипативные структуры в терминах математической модели с зависимыми от времени нелинейными функциями, которые описывают способность систем обмениваться материей и энергией с внешней средой и спонтанно себя рестабилизировать. Ставший теперь классическим пример диссипативной структуры в физической химии известен как нестабильность Бернарда. Такая структура возникает, когда слои легкоподвижной жидкой среды подогреваются снизу. При достаточно высоких температурных градиентах тепло передаётся через среду как обычно, и большое число молекул в жидкости образуют специфические геометрические формы, напоминающие живые клетки. Было сделано предположение, что и общество так же, как биологическая среда, являет собой пример диссипативных и недиссипативных структур. В 1952 г. английский математик Алан М. Тьюринг первым предположил, что термодинамические нестабильности типа тех, какие были выдвинуты И. При- гожиным и его коллегами, характерны для самоорганизующихся систем. В 1960-1970-е гг. Пригожин развил созданную им теорию диссипативных структур и описал образование и развитие эмбрионов. Критические точки раздвоения в его математической модели соотносятся с точкой, в которой биологическая система в хаосе становится последовательной и стабилизированной. И. Пригожин предполагал, что его теории и математические модели систем, которые зависят от времени, могут быть применимы к эволюционным и социальным схемам, характеристикам автогужевого транспорта и деятельности в отношении использования природных ресурсов, а также к таким областям, как рост населения, метеорология и астрономия. Стало ясно, что фундаментальная проблема, которой занимался И. Пригожин, не имеет дисциплинарных границ, она и социальная, и более того - она философская. Однако в отношении её философского значения стоит быть осторожными, так как синергетика не обладает качеством всеобщности. В своём творчестве И. Пригожин соотносил проблемы современной термодинамики с интерпретацией таких категорий как необратимость и время. Феномен необратимости он объяснял в рамках научной рациональности, используя как классическую, так и неклассическую методологию. В частности, он не считал, что для созидательной деятельности природы нужна «другая наука». Однако был убеждён, что наука находится в самом начале своего пути, и, что физика преодолевает ограничения, обусловленные её происхождением. С предельно общих позиций, а именно с позиций расширения и более глубокого проникновения в суть используемых наукой методов Пригожин подошёл к реализации программы, которую он назвал «переоткрытие времени». Специалисты в области синергетики отмечали, что пригожинская формулировка законов природы включает в себя несводимые вероятностные представления, что подразумевает переход от гильбертова пространства к обобщённым пространствам. Поэтому в это описание вошёл целый класс неустойчивых хаотических систем, связываемых с понятием вероятностного времени, а, следовательно, и нарушением симметрии между прошлым и будущим, а класс устойчивых и симметричных во времени систем стал их предельным случаем. При исследовании сущности времени И. Пригожин был солидарен по ряду позиций с известными историками - М. Блоком и Ф. Брорделем. Если Пригожин обстоятельно показывал, что физика должна отказаться от многих прежних методологических установок и в этом смысле «обновиться», то М. Блок высказывал аналогичное суждение по отношению к истории. Он отмечал, что, как серьёзное аналитическое знание, история ещё молода. И. Пригожин уделял предметное внимание рассмотрению такого важного методологического вопроса как взаимосвязь старых и новых представлений в науке. Рассуждая в этом ключе, он показывал, что новые подходы к науке в ряде случаев могут быть осуществлены на базе своеобразного синтеза некоторых установок классики и более разносторонних и широких взглядов. Примером этому у него служила интерпретация такого понятия как «время Ляпунова». Он полагал, что «время Ляпунова» позволяет ввести внутренний «масштаб времени» для характеристики систем, т.е. интервал, в течение которого выражение «две одинаковые» (одни и те же) системы, соответствующие одним и тем же начальным условиям, сохраняют смысл. После достаточно продолжительного по сравнению со временем Ляпунова периода эволюции, память о начальном состоянии системы полностью утрачивается. В этом смысле хаотические системы характеризуются временным горизонтом, который определяется временем Ляпунова. Для того чтобы увеличить интервал времени, в течение которого мы можем предсказывать траекторию, необходимо сузить класс систем, называемых «одними и теми же». Пригожин не предлагал отказаться от таких характеристик как тождественность, но показывал место этих характеристик в том или ином процессе, взаимосвязь этих характеристик в различных процессах, а также их взаимосвязь с новыми понятиями, например, таким как временной горизонт. Признавая сложность и многообразие свойств такого явления как время, Пригожин считал целесообразным не только осуществлять синтез новых и традиционных методов в той или иной науке, но и устанавливать тесные междисциплинарные контакты. При этом им было отмечено, что ни одна наука не может быть подменена другой. Пригожин по отношению к взаимосвязи физики и гуманитарного знания отмечал, что пример физики может прояснить, но не решать проблемы, стоящие перед людьми. Согласно его мироощущениям, отметим, что синергетический подход предполагает один из моментов связи в системе мира, который может быть использован наряду с другими теоретическими объяснениями общей картины универсума и процессов, происходящих в нём. В частности, такие примеры уже есть, они обусловлены реальными хаотическими явлениями всколыхнувшими человечество в конце первой декады XXI столетия: имеется в виду экономический кризис, потрясший все страны планеты. Основываясь на синергетическом методе возможно производить математические расчёты, которые позволят реально прогнозировать экономические потрясения, цикличные по своему характеру. Цикличность экономических кризисов была обоснована ещё в первой четверти XX в. российским экономистом, профессором Московской сельскохозяйственной академии, директором Конъюнктурного института при Наркомфине (1920-1928 гг.) Н.Д. Кондратьевым (1892-1938 гг.), репрессированным большевиками за отстаивание своего открытия. Большевики не признавали возможность кризисов «социалистической экономики», а Кондратьев гениально предсказал объективный полувековой цикл экономических процессов: депрессия (хаос) - оживление - бурный подъём - спад - депрессия (хаос). Этому экономическому циклу коммунистические указы помешать не могут, так как он закономерен для любой политической системы. Впоследствии на концепции длинных волн экономического развития Кондратьева сформировалось целое направление в мировой науке, а протекание экономических кризисов подтвердило справедливость выводов Н. Кондратьева. В современное время в МГУ им. М.В. Ломоносова создан Институт математических исследований сложных систем имени И.Р. Пригожина, в котором ведётся работа, позволяющая повысить точность и надёжность прогнозов развития экономики, в том числе и предвидения кризисов (хаоса). В основе этой работы - циклы Кондратьева. В своё время он не смог завершить разработку формулы хаоса (был расстрелян), а в настоящее время такая возможность появилась, так как на рубеже веков разработана математическая теория хаоса, позволяющая применить её к экономике, в том числе в целях точного прогнозирования кризисов. ВОПРОСЫ САМОКОНТРОЛЯ 1. «Универсум» как философское понятие. 2. «Материя» как философская категория. 3. Понятие «субстанции». 4. Сущность философского отношения «универсум - человек». 5. Атомистическая теория субстанции. 6. Идеалистическое представление картины мира. 7. Материалистическое представление картины мира. 8. Суть понятий «вселенная», «метагалактика», «галактика». 9. Роль естествознания в философии. 10. Диалектическая картина мира. 11. Метафизическая картина мира. 12. Метафизика и диалектика как философская методология. 13. Механистическое восприятие действительности. 14. Понятие «структуры» и «системы». 15. Виды и уровни материальных систем. 16. Типы материальных систем. 17. Целостность материальных систем. 18. Пространство - атрибут материи. 19. Время - атрибут материи. 20. Сущность единства мира. 21. Философские концепции пространства и времени. 22. Общие и особенные свойства пространства и времени. 23. Пространственно-временные особенности в частнонаучных исследованиях. 24. Синергетическое представление о мире. 25. Учёный и мыслитель И.Р. Пригожин. ЛИТЕРАТУРА Аскин Я. Проблема времени. Её физическое истолкование. М., 2000. Ахундов М. Пространство и время в физическом познании. М., 1999. Биографический энциклопедический словарь. М., 2000. Валентинов Альберт. И всё-таки она плоская // Российская газета. 2000. 26 мая. Горохов В.Г. Концепция современного естествознания и техники. М., 2000. ДахинА.В. Формационное сомоопределение универсума. Н. Новгород, 1992. Ч. 1. Девис П. Пространство и время в современной картине Вселенной. М., 1979. Еремеева А. Астрономическая картина мира и её творцы. М., 1984. Зеленое Л.А. Система философии: Монография. Нижний Новгород, 1991. Зеленое ЛА. Введение в общую методологию: Монография. Н. Новгород, 2002. Капица С.П. и др. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2003. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. М., 1998. Кандыбо Г.В., Стражников ВА. Материя, движение, техника. Минск, 2001. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Поли. собр. соч. Т. 18. Микиша А.М. и Орлов В.Б. Толковый математический словарь. Основные термины: около 2500 терминов. М., 1989. Петров В.П. Философия. Курс лекций. Н. Новгород, 2010. Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994. Рейхенбах Ганс. Философия пространства и времени / Пер. с англ. Ю.Б. Молчанова; Общ. ред. А.А. Логунова; Послесловие И.А. Акурина. М., 1985. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов / Науч. руководит. В.Л. Калашников. М., 1997. Физический энциклопедический словарь. М., 1985. Эйнштейн А. Собрание научных трудов в четырёх томах. Том I. Работы по теории относительности 1905-1920. М., 1965. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.

Синергетика возникла в конце XX столетия и в настоящее время стала весьма популярной наукой. Ее принципы и понятия проникли в научные направления широкого спектра: в биологию и физику, в историю и экономику. Естественнонаучные достижения синергетики бесспорны. Мы постараемся дать ответ, насколько надежны ее философские основы.

Эксперименты, приведшие к появлению синергетики

В 1900 году французский физик Анри Бенар сделал удивительное открытие. Он нагревал снизу жидкое масло. Нижние слои, более горячие и потому менее плотные, стремились вытеснить верхние слои и занять их место (как это бывает у людей). Однако вязкость масла создавала им препятствие, и при небольшой разности температур верхнего и нижнего слоев теплообмен обеспечивала только теплопроводность. Но когда различие температур достигло критического значения, появился конвективный поток [конвекция – передача тепла в жидкости или газе потоками вещества]. Он имел вид ячеек, напоминающих пчелиные соты, внутри которых жидкость стремилась вверх, а по краям опускалась вниз. Миллиарды миллиардов молекул вели себя согласованно! Упорядоченные структуры получили название ячеек Бенара.

В 1951 году советский химик Борис Павлович Белоусов обнаружил, что реакция окисления бромата калия малоновой кислотой в кислотной среде в присутствии определенных катализаторов становится автоколебательной: цвет раствора строго периодически меняется. В частности, при взаимодействии определенных веществ рубиновый раствор становится голубым, чтобы вскоре снова стать рубиновым. И такая игра цвета может длиться часами. Через десять лет механизм реакции объяснил советский ученый Анатолий Маркович Жаботинский. Правда, это было научное, но не философское объяснение.

Наука накопила много примеров явлений, подобных ячейкам Бенара и реакции Белоусова-Жаботинского, в которых при определенных условиях системы могут переходить от хаоса к порядку. Это явление получило название самоорганизации.

Основателями новой науки стали немецкий физик-теоретик Герман Хакен, бельгийский физик и химик русского происхождения Илья Романович Пригожин и другие учёные.

Философские достижения синергетики

Ученые, работающие на ниве синергетики, достигли выдающихся, бесспорных достижений. Они построили множество математических моделей. Синергетика стала методологией современного естествознания. Её основы лаконично изложил Герман Хакен.

«Я бы выбрал ключевые положения, раскрывающие сущность синергетики.

1. Исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом.

2. Эти системы являются нелинейными.

3. При рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия.

4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям.

5. Системы могут стать нестабильными.

6. Происходят качественные изменения.

7. В этих системах обнаруживаются эмерджентные новые качества.

[Эмерджентность – наличие у системы особых свойств, не присущих ее элементам. Например, машина состоит из корпуса, двигателя, колес и многих других элементов. Но ни на одном из них по отдельности нельзя ездить по дороге. Такое движение можно совершать только на машине, которая является целостной системой – совокупностью элементов].

8. Возникают пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры.

9. Структуры могут быть упорядоченными или хаотическими.

10. Во многих случаях возможна математизация».

[Синергетике – 30 лет. Интервью с профессором Германом Хакеном. // Вопросы философии, 2000, №. 3. С. 55].

Синергетика сделала важнейшие философские выводы. Можно изложить некоторые из них словами самих представителей этой науки.

«Данные синергетики по-новому освещают принцип всеобщей связи явлений, выдвигая на первый план информационно-коммуникативную его сторону…». [Щербаков А. С. Самоорганизация материи в неживой природе. Философские аспекты синергетики. М.: Изд-во Московского университета, 1990. С. 102 – 103].

«…весь пафос универсальности явления самоорганизации синергетика связывает с идеей атрибутивности информации, с пониманием ее как всеобщего организационно-конструктивного начала, органически вплетенного в процесс движения материи в целом». [Там же. С. 102].

«…в нестабильном неравновесном состоянии малые воздействия могут привести к большим следствиям». [Делокаров К. Х. Системная парадигма современной науки и синергетика. // Общественные науки и современность. 2000, № 6. С. 111].

Число важных философских идей, высказанных учеными-синергетиками, можно умножить.

Важнейший философский вывод синергетики

Однако один из важнейших философских выводов синергетики может вызывать сомнение, особенно у человека, склонного к мистическому мышлению: при определенных условиях хаос рождает порядок. Лучше всех этот вывод могут изложить сами сторонники синергетики.

«…хаос обладает…творческой силой (способностью) рождать новый порядок». [Бранский В. П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории. Общественные науки и современность. 1999, № 6. С. 118].

«…существенно, что с синергетической точки зрения рождение нового порядка из хаоса не вынуждается какой-то внешней (по отношению к данной реальности) силой, а имеет спонтанный характер. Вот почему синергетика является теорией самоорганизации (а не организации)». [Там же].

«Неравновесность есть то, что порождает “порядок из хаоса”». [Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: «Прогресс», 1986. С. 357].

Итак, и современная официальная наука, насквозь пропитанная материализмом и рационализмом, и синергетика как ее составная часть, рисуют чудесную картину. Хаос – не живое, мыслящее существо, а мертвое, неразумное образование. Но из него сам собой рождается порядок. Миллиарды миллиардов частиц, которые в современной официальной науке считаются лишенными малейшей доли жизни и разума, ведут себя так, как будто они живые, разумные, способные понимать и выполнять команды.

Наше недовольство некоторые ученые ‒ сторонники материализма и рационализма ‒ пожелают разбить научными доводами. Их возражения могут быть такими: «Наука не признает утверждений, не обоснованных теоретически и экспериментально. А Вы можете доказать существование дирижера, управляющего движением мириадов частиц, предоставить его изображение, доказать проявления жизни и разума частиц, показать, как отдаются и выполняются команды? Не можете? Значит, все разговоры об этом несерьезны. Единственно верный вывод способна сделать только материалистическая, рационалистическая наука: порядок из хаоса рождается сам собой, без внешнего разумного воздействия».

Но посмотрим, на каком фундаменте строят свои рассуждения современные ученые-материалисты, ученые-рационалисты, к примеру, представители синергетики.

«Существует и еще одна вполне очевидная проблема: поскольку окружающий мир никем не построен, перед нами возникает необходимость дать такое описание его мельчайших “кирпичиков” (т.е. микроскопической структуры мира), которое объясняло бы процесс самосборки». [Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: «Прогресс», 1986. С. 47 ‒ 48].

Что это, как не философский принцип, который принят на веру и является философской основой синергетики?

Число подобных примеров можно умножить. Мы видим, что в науке существенную роль играют принципы не только научные, но и философские, прежде всего, принципы теории познания, которые ни доказать, ни опровергнуть невозможно. Можно лишь предоставить их некоторое обоснование. К сожалению, есть немало ученых, которые игнорируют философию.

С точки зрения современной официальной науки, то, что признается на веру, ‒ не существует и не должно приниматься во внимание. Таков вердикт. Он имеет статус принципа, который имеет фундаментальное значение, и ему можно дать название.

Принцип невнимания. Утверждения, которые невозможно доказать теоретически или обосновать экспериментально, не следует принимать во внимание.

Обогащение науки мистикой

Идею мертвого, но творческого хаоса можно довести до абсурда.

«При определенных условиях неживые куклы-марионетки могут петь и плясать. Не верите? Придите в определенное время в кукольный театр и убедитесь в этом. Правда, злые языки говорят про какие-то мифические нити, якобы привязанные к рукам и ногам, про какого-то кукловода. Но ничего этого не видно, доказать невозможно и поэтому признавать не следует».

Чтобы увидеть нити и кукловода, надо подойти ближе и поднять голову выше. Чтобы духовными очами почуять живые частицы, обладающие элементарным знанием и волей, услышать игру их оркестра, узреть концертмейстеров и дирижера, следует свой собственный разум обогащать мистическими знаниями и способностями. Следует верить тем величайшим и честнейшим мистикам, которые во имя любви к Богу презрели преходящие материальные блага, за что и были удостоены высшего Знания.

Постулат управления

Принцип невнимания – железный занавес, разделяющий науку и религиозные, мистические учения. А без них некоторые научные выводы абсурдны: хаос рождает порядок, жизнь возникает путем самопроизвольного усложнения химических веществ, Солнечная система возникла путем самоорганизации газопылевого облака и т.д., и т.п. Этому абсурду следует противопоставить противоположный принцип. Его можно назвать принципом управления. Он является одним из оснований Концепции Общественной Безопасности и, как всякий принцип, недоказуем:

Принцип управления. Все процессы в мироздании носят управляемый характер .

[См. Петров К. П. Тайны управления человечеством. Т. 1. М.: Академия управления, 2009. С. 275].

Если признать истинность этого принципа, то рисуется совершенно иная картина, нежели в синергетике. Миллиарды миллиардов молекул, обладающих элементарным разумом и волей, в ячейках Бенара, в реакции Белоусова-Жаботинского и вообще в любых процессах «самоорганизации» управляются живыми существами. Они образуют иерархию управления. Для большинства людей в наш век господства материализма и рационализма эти существа невидимы. Но те, кто стремится обогащать свой разум мистическими знаниями, способны видеть их «духовными очами». Те же, кто живет особо праведной жизнью, забывает про земные блага и долгие годы неустанно совершенствует свои медитативные способности, могут узреть их воочию. Их знания и опыт наука должна использовать, а не отвергать и презирать.

Надёжное философское основание

Итак, либо мы без доказательства, на веру, принимаем принцип невнимания, и тогда признаем, что хаос рождает порядок, что всë в этом мире совершенствуется само собой. Либо без доказательства признаем истинность принципа управления, и тогда мы приходим к вере в то, что невидимые существа управляют Мирозданием. Их пирамида опирается на элементальных духов и венчается Господом Богом. Третьего не дано.

Эту альтернативу можно выразить иначе. В основание философских учений и научных теорий среди прочих фундаментальных положений можно поставить либо принцип рационализма, либо принцип гармонии веры и разума. Принцип рационализма утверждает, что при помощи одного только разума, не полагаясь на веру, можно достичь достоверного знания. Но он сам себя опровергает, поскольку не может быть обоснован при помощи одного только разума, иными словами, принимается на веру. А вот принцип гармонии веры и разума сам себя не опровергает, является гораздо более прочным основанием для философии и науки.

Любопытно, что в повседневной жизни люди стремятся самостоятельно решать проблемы и не полагаются на «самоорганизацию» или счастливый случай. Они сами наводят в доме порядок, и никто не надеется на то, что он устроится сам собой. А вот в научной теории многие готовы признать существование таких процессов, которые могут происходить с ничтожной долей вероятности, например, самоорганизация жизни из неживых химических веществ. Почему? Быть может, кто-то побуждает их к этому? Быть может, доверие к синергетике в ее современном виде кому-то выгодно? Чтобы ответить на этот вопрос, сравним две точки зрения.

Октябрьская революция с точки зрения синергетики
и Концепции Общественной Безопасности

Бифуркация – важнейшее понятие синергетики. Это такое нестабильное состояние системы, из которого её может вывести один единственный из нескольких возможных путей развития. Классический пример – витязь на перепутье, читающий пророческие слова на камне.

«Переход через бифуркацию – такой же случайный процесс, как бросание монеты». [Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: «Прогресс», 1986. С. 237].

Так учит синергетика. Заманчиво использовать такое понимание для объяснения исторических событий. К примеру, в 1917 году Россия оказалась в точке бифуркации. Она могла остаться империей Романовых. Были возможны военная диктатура либо демократическая республика. Но Фортуна улыбнулась пролетарской революции. [Фортуна – древнеримская богиня счастливой случайности].

Совершенно иначе объясняет те же события Концепция Общественной Безопасности. Мировая финансовая мафия десятки лет проводила «слабый манëвр» ‒ медленную, малозаметную для непосвященных подготовку мощного удара по России. Этот «сильный манëвр» и был проведен в 1917 году, когда большевики на деньги банкиров совершили пролетарскую революцию. Многие из них, и в том числе, Владимир Ильич Ленин, искренне считали, что трудятся на благо России. На деле же управлялись западными кукловодами, сами того не подозревая. Но, к счастью, один мудрый государственный деятель видел их тайные нити. Он перехватил управление у троцкистов и вывел Россию на передовые рубежи цивилизации, за что и был отравлен. Его звали Иосиф Виссарионович Сталин.

Так кому же выгодно представлять события как игру случайностей?

Будущая целостная наука, достойная древней

Синергетика в ее современном виде лишена мистической составляющей. Но она заключалась в древней науке, которая рисовала целостную картину мира и не отрывала науку от религии, разум от мистики.

«Лорду Кейнсу, сыгравшему решающую роль в собирании алхимических трудов Ньютона, принадлежат следующие слова… : “Ньютон не был первым представителем века разума. Он был последним из вавилонян и шумеров, последним великим умом, взиравшим на видимый и духовный мир такими же глазами, как и те, кто почти десять тысяч лет назад приступил к созданию нашего интеллектуального достояния”». [Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: «Прогресс», 1986. С. 391].

Принцип невнимания ‒ одна из основ современной официальной науки. И от него следует как можно скорее избавиться, как змея избавляется от устаревшей кожи. И заменить на новый, точнее, возродить древний принцип.

Принцип Единения. Целостное Знание может быть достигнуто только на пути Единения научных теорий, философских и религиозных учений, рационального и мистического познания.

Без такого Единения любая фундаментальная научная теория будет неполна и противоречива.

Единое Знание – это Знание целостное, а потому истинное. Оно не открывается ни науке, отделенной от религии, ни религии, объявляющей ложными все остальные. Единое Знание – это сплав мистических откровений, философских и научных принципов, понятий, рассуждений, экспериментальных исследований.

Синергетика, как никакая другая наука, может приблизить к пониманию того, что назрела необходимость Возрождения древнего, целостного, Единого Знания. Действительно, постепенное разрушение вещей кажется естественным. Но «порядок, возникающий из хаоса», вызывает удивление. Человек, привыкший рассуждать сугубо рационалистически, гонит от себя всякие мысли о невидимых разумных существах. Ему привычнее принять, что именно хаос порождает порядок. Напротив, человек, в мышлении которого имеется доля мистики, узнав о явлениях «самоорганизации», повысит свои мистические склонности.

Под мистицизмом мы понимаем веру в то, что некоторым людям истина может открываться не опосредованно ‒ с помощью знаков, символов, логических рассуждений, а непосредственно ‒ путем Откровений. Такое высокое служение Богу и человечеству не имеет ничего общего с деятельностью тех, кто обогащается за счет доверчивости малосведущих людей.

Широко известно высказывание Платона, которое лаконично можно выразить так: государства будут процветать, когда философы будут царствовать, а цари философствовать. Эту мысль можно отнести и к науке. Единое Знание тогда будет достигнуто, когда философы будут заниматься научными исследованиями, а ученые философствовать. Добавим: изучать не только рациональную, но и мистическую философию.

Философские основы синергетики необходимо дополнить мистической составляющей .

Рыльцев Е.В.,
кандидат философских наук.

Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Новый взгляд на человека: вызовы времени». Нижний Тагил: НТГСПА, 2014. С. 34 – 39.

Органы, сложные многоклеточные организмы, люди, сообщества людей).

Стремится показать, как из хаоса возникают многообразные формы сложноорганизованной физической реальности. Тем самым перебрасывается как бы мостик между физикой и биологией.

Биологическая теория говорила о созидании в процессе эволюции все более сложных и упорядоченных живых систем, а термодинамика — о разрушении. Эти коллизии между физикой и биологией требовали своего разрешения.

Современные концепции самоорганизации позволяют устранить традиционный парадигмальный разрыв между эволюционной биологией и физикой.

Синергетика призвана решить задачу, как из хаоса возникает порядок. Ведь суть всякой организации состоит в упорядоченности элементов системы.

В процессе порождения хаосом упорядоченных организованных систем обязательно появятся качественные переходы, т.е. возникнут такие ситуации, когда непрерывность прерывается, а качественная определенность процесса преобразуется. В синергетике для обозначения такого скачкообразного преобразования вводится название бифуркация . В процессе движения от хаоса к порядку, который представляет собой процесс преобразования качественной определенности, спонтанно возникает неопределенность, порождаемая бифуркациями.

Характер направленности самоорганизации связан с АТТРАКТОРОМ — некоторое определенное состояние, к которому стремится эволюция системы.

Аттрактор обоснован законами природы. Он неидеален. Аттракторов множество. Можно говорить только о вероятности определенного аттрактора.

Исходя из реального состоянии системы в данный момент времени мы можем определить основной аттрактор, в большинстве случаев мы не можем точно определить какой из аттракторов будет реализован.

Каждый прогноз носит вероятностный характер.

Проблему неопределенности синергетика поставила на иную основу. Появился «странный аттрактор» . Он описывает поведение системы, в каком-то смысле аналогичное поведению живых организмов.

Странный аттрактор позволил сделать вывод, что система способна к непредсказуемому изменению.

Флуктуация — случайное отклонение физических величин от их средних значений.

Синергетика перебросила двойной мостик от мира неорганического к живым системам:

1. Она выявила аналогию структур функционирования физико-химических и биологических систем.


2. Показала необходимость эволюции неорганических систем в направлении к органическим.

Благодаря математической форме используемых моделей синергетика открыла новые перспективы использования знания, полученного при исследовании физико-химических систем, для изучения органических и социальных систем.

Понятие хаоса играло немаловажную роль на протяже-нии всей истории развития человеческой мысли. С хаосом связывались представления о гибельном беспорядке, о не-различимой пучине, зияющей бездне. Собственно, такое представление является наиболее распространенным и в обыденной жизни.

Тем не менее, идея первичного хаоса, из которого потом все родилось, также достаточно распрост-ранена в древних мифах, в восточной философии, в учени-ях древних греков. Начиная с 70-х годов нашего века бурно развивается направление, называемое «синергетикой», в фокусе внимания которого оказывают-ся сложные системы с самоорганизующимися процессами, системы, в которых эволюция протекает от хаоса к поряд-ку, от симметрии ко все возрастающей сложности.

Синергетика в переводе с греческого языка означает «содружество, коллективное поведение». Термин этот впер-вые был введен Хакеном. Как новационное направление в науке, синергетика возникла, в первую очередь, благодаря выдающимся достижениям И. Пригожина в области не-равновесной термодинамики. Им было показано, что в не-равновесных открытых системах возможны эффекты, при-водящие не к возрастанию энтропии и стремлению термодинамических систем к состоянию равновесного хаоса, а к «самопроизвольному» возникновению упорядоченных структур, к рождению порядка из хаоса.

Процессы, протекающие в различных явлениях приро-ды, следует разделять на два класса. К первому классу от-носятся процессы, протекающие в замкнутых системах. Они развиваются в направлении возрастания энтропии и приводят к установлению равновесного состояния в систе-мах. Ко второму классу относятся процессы, протекающие в открытых системах. В соответствующие моменты — мо-менты неустойчивости — в них могут возникать малые возмущения, флуктуации, способные разрастаться в макро-структуры.

Таким образом, хаос и случайности в нем мо-гут выступать в качестве активного начала, приводящего к развитию новых самоорганизаций. Таким образом, флуктуационная гипотеза Больцмана на современном витке раз-вития науки получает в некотором смысле «оправдание» и «право на жизнь». Одним из важнейших результатов, полученных Пригожиным , его школой и последователями, является новый подход к анализу сложных явлений. Во-первых, самоорганизация в сложных системах свиде-тельствует о невозможности установления жесткого конт-роля за системой. То есть самоорганизующейся системе нельзя навязать путь развития.

Управление такой систе-мой может рассматриваться лишь как способствование соб-ственным тенденциям развития системы, с учетом прису-щих ей элементов саморегуляции. Во-вторых, для самоор-ганизующихся систем существует несколько различных путей развития. В равновесном или слаборавновесном со-стоянии в системе существует только одно стационарное состояние, которое зависит от некоторых управляющих параметров. Изменение этих управляющих параметров будет уводить систему из равновесного состояния. В кон-це концов, вдали от равновесия система достигает некото-рой критической точки, называемой точкой бифуркации.

Начиная с этого момента на дальнейший ход эволюции системы могут оказывать воздействия даже ничтожно ма-лые флуктуации, которые в равновесом состоянии системы попросту неразличимы. Поэтому невозможно точно пред-сказать, какой путь эволюции выберет система за порогом бифуркации. В параграфе 6 главы 7 этой книги будет рассмотрен сценарий эволюций Вселенной через призму синер-гетики.

Следует отметить высокий темп идей и открытий при описании синергетических явлений во всех отраслях науки. Важное значение синергетики состоит в том, что она указывает границы применимости II начала термодинами-ки и, более того, делает его элементом более широкой тео-рии необратимых процессов, в которой предполагается ес-тественное описание с единой точки зрения обоих классов явлений природы.

Синергетика - наука о самоорганизации простых систем, о превращении хаоса в порядок. Возникшие сложные упорядоченные системы попадают под действие конкуренции и отбора. Как утверждает Хакен, это приводит в определенном смысле к обобщенному дарвинизму, действие которого распространяется не только на органический, но и на неорганический мир.

Объект изучения синергетики, независимо от его природы, должен удовлетворять следующим требованиям:

1. Система должна быть открытой, т. е. обмениваться веществом и энергией с окружающей средой;

2. Система должна быть достаточно далеко от точки термодинамического равновесия, т. е. в состоянии, близком к потере устойчивости;

3. Обладать достаточным количеством элементов, взаимодействующих между собой;

4. Иметь положительную обратную связь, при котором изменения, появляющиеся в системе, не устраняются, а накапливаются и усиливаются, что приводит к возникновению нового порядка и структуры;

5. Сопровождаться нарушением симметрии, т. к. изменения приводят к разрушению старых и образованию новых структур;

6. Скачкообразно выходить из критического состояния при переходе на более высокий уровень упорядоченности. Скачок - это крайне нелинейный процесс, при котором малые изменения параметров системы вызывают очень сильные изменения ее состояния и переход в новое качество.

Примеры синергетики существуют во всех естественных науках:

- лазер , создающий высокоорганизованное оптическое излучение;

- эффект Бенара - при нагревании силиконового масла на его поверхности возникает динамическая упорядоченная структура, напоминающая кристалл в виде сеточки с ячейками гексагональной формы.

- реакция Белоусова-Жаботинского - это автоколебательные процессы при окислении-восстановлении солей церия: Се 3+ « Се 4+ . На стадии окисления жидкость становится красной, при восстановлении - синей. Окраска раствора постоянно периодически изменяется.

В биологии к числу синергетических явлений относятся мышечные сокращения, электрические колебания в коре головного мозга и т. д.

Постепенно предмет синергетики распределился между различными направлениями:

Теория динамического хаоса исследует сверхсложную упорядоченность, напр. явление турбулентности ;

Теория детерминированного хаоса исследует хаотические явления, возникающие в результате детерминированных процессов (в отсутствие случайных шумов);

Теория фракталов занимается изучением сложных самоподобных структур, часто возникающих в результате самоорганизации, процесс самоорганизации также может быть фрактальным;

Теория катастроф исследует поведение самоорганизующихся систем в терминах бифуркация, аттрактор, неустойчивость;

Лингвистическая синергетика и прогностика.

Стартовой точкой для всех исследований в области синергетики является адекватное описание состояния системы на разных уровнях.

Важно иметь в виду, однако, что описание таких состояний системы на различных уровнях может относиться к совершенно разным количествам объектов, а также к абстрактным понятиям, например, к мнению или поведению людей или целых социальных групп. Описание поведения системы на различных уровнях может быть выполнено с помощью так называемого вектора состоянии.

Следующее понятие, используемое в синергетике - управляющий параметр (императив, доминанта, идея, миссия, философема, постулат), который может быть представлен как одиночным, так и несколькими управляющими параметрами. Их количество фиксировано и налагается на систему извне - управляющие параметры не меняются по мере изменения системы.

Синергетика фокусирует свое внимание на тех ситуациях, в которых поведение системы изменяется качественно при изменении управляющих параметров.

Если структура сохраняется при изменении условий среды, т. е. управляющих параметров, то эта структура называется устойчивой или структурно устойчивой. Но если структура изменяется, мы говорим об относительной неустойчивости. Как было сказано прежде, синергетика фокусирует свое внимание на качественных изменениями тех случаях неустойчивости, которые вызваны изменением параметров управления. В условиях нового управляющего параметра система сама создает специфические структуры, что и называется самоорганизацией.

Во многих случаях поведение системы, близкое к таким точкам неустойчивости, может зависеть от поведения очень немногих переменных, можно даже сказать, что поведение отдельных частей системы просто определяется этими немногими факторами. Эти факторы называются параметрами порядка, и здесь нужно избегать представления о том, что эти параметры заботятся только о порядке; они могут также представлять или управлять беспорядочные, хаотические состояния или управлять ими.

Параметры порядка играют доминирующую роль в концепции синергетики. Они “подчиняют” отдельные части, т. е. определяют поведение этих частей. Связь между параметрами порядка и отдельными частями системы называется принципом подчинения. С определением параметров порядка поведение системы можно считать описанным. Отпадает необходимость описания поведения системы посредством описания отдельных ее частей, нам нужно иметь дело или описывать поведение только параметров порядка. Другими словами, мы получаем здесь огромное информационное сжатие. Такое информационное сжатие, между прочим, типично для любого языка.

Отдельные части в свою очередь сами генерируют параметр порядка своим коллективным поведением. Это называется круговая причинная связь. В технических системах такая круговая причинная связь известна как обратная связь.

Однако, в отличие от технических систем, в которых параметр порядка фиксирован с самого начала (инженером), например, в форме устройства управления, в синергетических системах параметры порядка создаются отдельными частями системы.

Систематическое представление дает представление о поведении параметров порядка, поскольку от них исходят типичные виды поведения систем. Понятие информационного сжатия, упомянутое выше, исходит из принципа подчинения и дает огромное преимущество для описания поведения сложной системы в относительно простых условиях.

Существует фундаментальное различие между поведением параметров порядка и подчиненных частей с течением времени. Параметры порядка реагируют на возмущения извне медленно, а части - быстро. Можно было бы даже сказать: параметры порядка живут дольше, части же живут меньше (в своей поведенческой динамике).

Синергетика - это междисциплинарноенаправление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принциповсамоорганизациисистем.

Термин «синергетика» был введен немецким физиком Г. Хакеном в 1973 г. в докладе на первой конференции, посвященной проблемам самоорганизации, а в 1980г. вышла в свет его работа «Синергетика», сделавшая его основоположником нового теоретического направления. Выступая в 1982 г. на конференции по синергетике в Москве, Г. Хакен подчеркивал, что синергетика должна направить свой поиск на нахождение общих детерминант природных и социальных процессов, поскольку существуют одни и те же принципы самоорганизации различных по своей природе систем: от электрона до людей.

Большой вклад в развитие синергетики внес бельгийский ученый русского происхождения И.Пригожин. За работы в области термодинамики неравновесных физико-химических процессов ему была присуждена Нобелевская премия. Самая знаменитая работа И.Пригожина, написанная им совместно с биологом И.Стенгерс, носит симптоматичное название «Порядок из хаоса» (1986 г.).

Основные принципы синергетики:

1. все системы являются открытыми,

2. неравновесными,

3. Нелинейными (Нелинейные системы описываются нелинейными уравнениями).

4. «все связано со всем» - идея ранее была характерна для восточного мировидения. В рамках восточного мировидения каждый фрагмент вселенной имеет равный вес, нет ничего случайного.

Основные понятия синергетики:

Бифуркация. Это выбор пути развития системы; точка бифуркации представляет собой пункт выбора путей развития системы, она описывается с помощью нелинейных дифференциальных уравнений, имеющих ветвление решений.

Флуктуация (возмущение). Понятие обозначает случайное отклонение мгновенных значений величин от их средних значений; одни флуктуации создаются внешней средой, другие – самой системой.

Аттрактор . Это относительно устойчивое состояние системы, притягивающее к себе (на определенной стадии эволюции) множество траекторий системы.

Хаос. В синергетике хаос не есть источник деструкции, а представляет собой причину спонтанной самоорганизации; это не бесформенное состояние, а сверхсложноорганизованная последовательность, нерегулярное движение с непериодически повторяющимися траекториями, где для корреляции пространственных и временных параметров характерно случайное распределение.

Случайность. Она представляет собой конкретно-особенное проявление неопределенности, имеющее место в любых системах. Отдельные явления могут изменить свои свойства и качества независимым образом, не детерминированным характеристиками других явлений; это обусловливает непредсказуемую множественную вариативность возможных траекторий будущего развития.

Цель синергетики – создать всеобщую теорию развития (ранее была диалектика), для управления всеми процессами, развитием природных, общественных и человеческих систем.

Философское значение.

Синергетика опирается на принципы системности мира, его целостности, всеобщей взаимосвязи (все связано со всем), из которых выводились общие закономерности функционирования физических, химических, социальных, биологических процессов, а также сценарии поведения отдельного человека. Другими важнейшими основаниями синергетики стали принципы открытости, нелинейности (многовариантности и необратимости), неравновесности систем и самоорганизации (все открытые, неравновесные, нелинейные системы при определенных условиях проявляют свойства самодостраивания, самоизменения; в этом смысле физические и химические процессы ведут себя как живые организмы).

Сегодня идеи синергетики используются почти во всех областях науки, и сама синергетика претендует на роль новой парадигмы (греч. paradeigma – пример, образец) естествознания и всей современной, постнеклассической науки.

Синергетика показала, что, с одной стороны, сложноорганизованные системы имеют собственные сценарии развития, зависящие от свойств самой системы; навязать извне тот или иной вариант развития системе невозможно. С другой стороны, любой эволюционный процесс предполагает альтернативные варианты развития, изучая которые вместе со свойствами системы можно определить оптимальный сценарий развития системы и с помощью флуктуации направить развитие системы по выбранному пути.

Философию всегда волновало значение человека как индивида и его место в обществе. Идея неравновесного состояния системы как необходимого условия развития имеет существенное значение для анализа современных социальных процессов. В частности, она разрушает традиционный акцент на единообразии, порядке, стабильности, достигающемся в закрытом равновесном обществе. Неравновесное общество является открытым обществом, в котором происходят интенсивные процессы взаимодействия с внешней средой, обмен социальными, научными и культурными ценностями. Развитие социальной системы обеспечивается с помощью активного часто спонтанного творчества субъектов гражданского общества; социальный и политический плюрализм не ведут к разрушению системы, а закладывают основание ее самоорганизации.

В критических точках (точках бифуркации) неустойчивости социальных систем деятельность каждого человека или группы лиц может иметь решающее значение в макросоциальных изменениях. Возрастает ответственность человечества за судьбу природы и общества.