Краткое сообщение про художника васнецова. Васнецов виктор михайлович

Васнецов Виктор Михайлович родился 3 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника. Ввиду своего происхождения образование будущий живописец получил в духовном училище, а позже продолжил его в духовной семинарии. Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н.Г. Чернышева. Наличие способностей к рисованию отметил даже отец Виктора и позволил ему оставить обучение в семинарии на последнем курсе для поступления в Петербуржскую академию художеств. Там был полностью сформирован и отточен стиль живописца, основы которого были заложены еще в школе художеств, где юноша обучался у И.Н. Крамского.

Начало творческого пути

Еще во время обучения в академии картины молодого художника Васнецова начали экспонироваться. Впервые они были представлены в 1869 году сначала в Академии, а позже и в других галереях благодаря сотрудничеству художника с товариществом передвижных выставок. Уже в раннем творчестве был заметен авторский почерк художника и его склонность к стилю модерна.

Особенности творчества

С 1893 года, как гласит краткая биография Васнецова, он становится действительным членом Академии Художеств России. Также он сотрудничал с Союзом русского народа, участвуя в иллюстрировании монархических изданий, наиболее знаменитым из которых является «Книга русской скорби».

На раннем этапе творчества Виктора Михайловича отмечается искание сюжетов и мотивов. Его ранним картинам свойственны бытовые сюжеты, отразившиеся в полотнах «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка».

Круг творческих интересов выдающегося художника составляли исторические, фольклорные, а позже и религиозные темы. Одним из самых знаменитых полотен великого русского живописца являются картины по мотивам былин и произведений для детей: «Богатыри», «Аленушка», «Иван-Царевич на Сером волке», «Кощей Бессмертный», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».

Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Талант Васнецова проявился не только в создании картин и настенной живописи в храмах и соборах, но и в разработке проектов архитектурных сооружений, в частности, особняка И.Е.Цветкова, пристройки главного входа зала к зданию Третьяковской галереи, собора Святого Александра Невского в Москве и других зданий.

Смерть. Памяти художника

Творческое наследие великого русского художника Васнецова, биография, которого обрывается 23 июля 1926 года в Москве, занимает весомое место в истории национального художественного искусства. Память о художнике сохраняется благодаря открытию и функционированию четырех музеев: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Кирове и селе Рябово Кировской области. В последнем также находится памятник Виктору и Апполинарию Васнецовым – выдающимся деятелям русского художественного искусства.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Насколько хорошо вы знаете историю жизни великого художника?

Художник Васнецов Виктор Михайлович по-своему близок каждому культурному человеку, ведь все мы родом из детства, а счастливое начало жизни невозможно без сказки.

Волшебные образы, созданные знаменитым русским художником, окружают нас постоянно. Кто не знаком с картинами Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Иван Царевич на Сером Волке», «Три царевны подземного царства»?! Они приглядывают за нами со страниц учебников, томов сказок и даже иногда с конфетных оберток.

Васнецов проявил себя не только как мастер бытовой и жанровой живописи. Художник занимался росписью православных святынь, создавал иллюстрации к книгам и эскизы архитектурных сооружений. В этой статье речь пойдет о биографии Виктора Васнецова и его творческом наследии.

Начало пути

Художник Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец был священником, и предполагалось, что сын пойдет по стопам отца. Родитель не был зациклен полностью только на служении Богу, он был грамотным, эрудированным человеком, много времени проводил со своими детьми. Учил рисовать, выписывал для них научные журналы. На развитие прекрасного художественного вкуса повлияла суровая, но живописная природа края, где мальчик рос. Люди здесь свято чтили древние поверья, поэтому былины и сказания в голове у маленького Виктора казались реальностью. Первые опыты в живописи он делал еще в раннем детстве, изображая на рисунках жизнь крестьян и красоты природы.

Вятское духовное училище и семинария

Как ребенка из семьи священников учиться Васнецова отправили в соответствующие учебные заведения, что было весьма неплохо. Дети священнослужителей получали там образование бесплатно, а преподавали там отлично. В Вятской семинарии кроме богословия студенты изучали древнерусскую литературу, хронографы, летописные своды.

Большую часть свободного от учения времени Васнецов уделял любимому занятию. Уже в семинарии его успехи не остались незамеченными. Парня пригласили помогать в росписи Вятского кафедрального собора. Васнецову также нравилось рисовать иллюстрации к русским народным пословицам и поговоркам. Естественно, художник занимался и станковой живописью.

В духовной семинарии Виктору Михайловичу повезло встретить Эльвиро Андриолли — ссыльного поляка и талантливейшего мастера живописи. Именно он, увидев полотна юного Васнецова, сказал, что у него большое будущее и что он должен развивать свой талант дальше.

С его легкой руки был организован аукцион, на котором за приличные деньги были проданы картины Виктора Михайловича Васнецова «Молочница» и «Жница». На вырученные средства он поехал в Питер покорять Императорскую академию художеств. С этим периодом в его жизни связана показательная история, которая характеризует художника Васнецова как очень скромного человека.

Талантливый и застенчивый

Сыну священника с раннего детства привили мысль о том, что скромность — главная добродетель. Когда мальчик вырос, то она переросла в неуверенность в себе. Скромный парень, успешно сдав экзамены в Императорскую академию художеств, не пришел узнать результаты. Он просто и помыслить не мог, что с первого раза будет туда зачислен! О своем успехе он узнал спустя год, когда отправился снова подавать документы. Каково же было его удивление, когда ему сообщили, что он давно числится среди студентов.

Впрочем, этот год он не терял времени даром, а отучился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Ему повезло сидеть в одной аудитории с Ильей Репиным, а преподавал им Иван Николаевич Крамской. Он заразил молодого художника любовью к портретам. Этот жанр живописи впоследствии станет для художника Васнецова чем-то особенным — отдушиной. Ни одного портрета Виктор Михайлович не написал под заказ. Все они были созданы по наитию души, а изображены на них только самые близкие: родные и дети друзей.

Одна любовь на всю жизнь

К легкому сожалению, но к огромному счастью, академию талантливый парень так и не окончил. Весной 1871 года он начал сильно болеть простудными заболеваниями. Сказывались непривычные Питерские туманы и огромные нагрузки. Он решил поправить здоровье в родном доме. Планировал приступить к дальнейшей учебе по осени, но не сложилось. В Витебском музее он познакомился с Сашенькой Рязанцевой, от которой и не смог уехать.

Позже, в 1876 году, по возвращении из Парижа, он сделал любимой предложение, они повенчались, родили пятерых детей. Далее поговорим о том, как художник попал за границу.

Передвижничество и поездка в Париж

В конце XIX века благодаря бунтарскому духу молодых талантливых художников родилось товарищество передвижных художественных выставок. Началось все с того, что 14 выпускников отправили в Совет академии письмо с просьбой изменить правила поступления. Они хотели добиться права для талантливой молодежи самим выбирать тему конкурсных заданий. Ребята получили отказ, но не сдались. Так возникло новое течение передвижников. Молодые художники считали, что искусство должно не возвышаться над народом, а иллюстрировать его жизнь.

В товарищество входил весь цвет талантливейших живописцев того времени:

  • Крамской;
  • Репин;
  • Саврасов,
  • Суриков;
  • Шишкин;
  • Перов;
  • Серов;
  • Поленов;
  • Мясоедов.

Виктор Михайлович, впервые попав на выставку передвижников, сразу решил, что ему с ними по пути. Он создал для этого несколько полотен. Самые знаменитые среди них:

  • «С квартиры на квартиру»;
  • «Нищие певцы»;
  • «Книжная лавка».

Вскоре на творчество Виктора Васнецова обратил внимание коллекционер Третьяков.

С передвижниками Васнецов попадает в Париж, где живет у Крамского. Здесь он продолжает изображать на полотнах бытность французских бедняков. Выдающиеся картины того периода: «Чаепитие в трактире», «Акробаты».

Друзья Васнецова в то время были увлечены современным искусством и французским шиком в живописи. На Виктора Михайловича это все не произвело впечатления. Он тяготел к классике и все свободное время бродил по музеям. С Парижем отношения у художника не сложились. Его пафос не прельщал художника. Он скучал по России, и им овладела мысль создания национального стиля. Удивительно, что именно здесь, в мастерской Поленова, художник создаст эскиз «Богатырей». Из Франции он привез полотно «Балаганы в окрестностях Парижа», акварели и эскизы.

Дети Виктора Васнецова

У Виктора Михайловича была большая семья. В ней росло пятеро детей: Михаил, Татьяна, Борис, Алексей, Владимир. Семья была очень дружной, но отцу было нелегко достойно ее содержать. Помогали меценаты: Третьяков и Савва Мамонтов. Они старались купить его полотна сразу с выставки, иногда опережая в этом царскую семью.

Роспись Владимирского собора

Главной работой в своей биографии Виктор Васнецов считал роспись Владимирского собора. Это предложение он получил от Адриана Прахова в 1885 году. Контракт был заключен на три года, но в итоге работа растянулась на 11 лет. Перед тем как приступить к росписи, Васнецов изучал фрески в Италии. По окончании к живописцу пришла настоящая слава. О нем заговорили по всему миру.

Михаил — прототип младенца на руках Богородицы

Когда Виктор Михайлович получил заказ на роспись Владимирского собора, то потерял покой на несколько дней. Он никак не мог оформить в голове образ Богоматери с младенцем. В солнечный весенний день жена вынесла во двор Михаила — совсем крошечного тогда. Он заворожено смотрел на пролетавшие по небу облака и вскинул от радости к ним руки. Так и запечатлел художник детскую непосредственность и искреннюю радость на настенной росписи.

Потомок Васнецова сегодня

В Киеве проживает единственный потомок рода Васнецовых — Михаил Викторович. Прадед может гордиться своим внуком, ведь он — профессор и доктор физико-математических наук. Внешне ученый очень похож на своего знаменитого родственника. К сожалению, кроме рассказов родных и собственных детских воспоминаний, у Михаила Викторовича почти ничего не осталось. В доме у потомка о знаменитом прадеде говорит только маленькая авторская литография.

Васнецов Виктор Михайлович , русский живописец.

Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий (“Народная азбука” Столпянского, издавалась в 1867; “Тарас Бульба” Н. В. Гоголя, издавалась в 1874).

В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества (“С квартиры на квартиру”, 1876, “Военная телеграмма”, 1878, – обе в Третьяковской галерее).

В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Васнецов создал картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880), “Аленушка” (1881), проникнутая искренней поэтичностью, “Иван-царевич на сером волке” (1889), “Богатыри” (1881-98), исполненные веры в богатырские силы народа, “Царь Иван Васильевич Грозный” (1897, все в Третьяковской галерее).

С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880-1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке “Снегурочка” А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецова, – пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала, – оказали большое влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства в конце 19 – начале 20 вв.

Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия (“Аленушка”), то эпические по характеру (“После побоища Игоря Святославича с половцами”), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи.

В 1883-85 Васнецов выполнил монументальное панно “Каменный век” для Исторического музея в Москве, в 1885-96 – большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок.

Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль “модерн”. Васнецов исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба – в Третьяковской галерее), иллюстрации к “Песни о вещем Олеге” А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва).

По его рисункам сооружены церковь и сказочная “Избушка на курьих ножках” в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами (“Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем”, 1918; “Кащей Бессмертный”, 1917-26; обе картины – в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).

Мастер исторической и мифологической живописи, написал более 30 произведений на темы русских сказок, песен, былин, исторических событий. "Я всегда жил Русью", - говорил Виктор Михайлович Васнецов. Он прославился такими произведениями, как "Богатыри", Витязь на распутье", "Аленушка" и другие. Их можно назвать живописными поэтическими сказаниями о родном русском народе, о славной национальной старине и ее бессмертных русских героях.

Детство и ранняя юность Васнецова прошли в полупатриархальной семье, в далекой Вятской стороне, в небольшом селе Рябово. Отец, сельский священник, сам учил сыновей грамоте. В долгие зимние вечера дети любили слушать сказки про Аленушку, про Кащея Бессмертного. А еще маленький Витя любил рисовать - синее море, парусные корабли плывут по вздымающимся волнам. Рисованием занимался в семье и брат Виктора - Апполинарий Васнецов.

Учился Виктор сначала в Вятке, в духовной семинарии. Но его больше влекло рисование. И по окончании семинарии Виктор Васнецов поехал учиться в Петербург, в Акдемию художеств. Деньги на поездку он заработал сам. Поступил в Академию не сразу, учился в Рисовальной школе.

Во время обучения в Академии, денег постоянно не хватало, и Васнецов подрабатывал иллюстратором в журналах и дешевых изданиях. Его иллюстрации пользовались популярностью, они полны живой наблюдательности, искренние, порой юмористические и заслужили бронзовую медаль на всемирной выставке в Лондоне.

Начинал Васнецов работать в бытовом жанре, завоевав известность такими картинами, как "Нищие-певцы", "Книжная лавочка" и другие. В них художник показывал без прикрас жизнь бедноты, социальную несправедливость в русском обществе.

На рубеже 70-х - 80-х годов в искусстве Васнецова наступает перелом. Он становится мастером русской исторической и мифологической живописи. В 1878 году Васнецов переехал в Москву, которая очень повлияла на творчество художника - своими патриархальными улочками, древним Кремлем, старинными церквями она вдохновляла его, воодушевляла.

В Москве братья Васнецовы активно учавствовали в Мамонтовском кружке художников, любителей искусства, которые собирались в имении Мамонтова в Абрамцево. Туда входили такие русские художники, как Репин, Поленов, Левитан, Неврев, Врубель и многие другие. И это тоже способствовало расцвету таланта художника Виктора Васнецова.

Никто, как Васнецов, не черпал так широко и свободно из мира древнего, русского народного, безымянного творчества и не оставил во славу его так много замечательных произведений.

Он был верующим человеком и написал много картин на религиозную тему. Он так сам писал об этом:"Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я, как Православный и как искренне верующий Русский, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу. Может быть, свечка эта и из грубого воску, но поставлена она от души",

В своих полотнах Васнецов прославлял русский народ, его богатырскую удаль, храбрость, его доброту и благородство. Он расписывал декорации к театральным спектаклям, придумывал эскизы к костюмам. Подлинным шедевром стал созданный им проект фасада Третьяковской галереи, выполненный в духе древнерусских построек.

Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была "Нищие-певцы". Сюжет возник из детских воспоминаний о тех нищих-певцах, которые в праздник обычно толпились у рябовской церкви, сидели на земле. В детстве эти нищие вызывали в нем какое-то щемящее, тоскливое чувство. И вот началась подготовка к картине. Васнецов рисовал, делал наброски, писал этюды. Работа над картиной продвигалась медленно, но упорство и трудолюбие Васнецова взяли свое и работа была закончена. И хотя картину многие хвалили, сам Васнецов видел уже все ее недостатки.

В первые голодные месяцы петербургской жизни, когда он бродил по городу, искал, где можно было дешево поесть и посидеть в тепле, не раз заходил в захудалый трактир, в чайную. Подолгу смотрел, слушал разговоры разных посетителей, иногда делал зарисовки. Так сложился замысел картины.

Дверь в чайную раскрыта. Направо от двери за столом сидит группа крестьян, по-видимому это артель плотников, приехавшая в Петербург на заработки. Они отдыхают после работы. На столе два чайника, как тогда полагалось, один большой - с кипятком, другой маленький, цветастый - для чая. Чай пьют медленно, степенно. Парень помоложе других уже отпил чай, опрокинул чашку, прислушивается к тому, что читает артельный грамотей, у которого в руказ газета. Налево от двери за столом сидит старик; он глубоко задумался, и у него такое измученное лицо, что можно сразу сказать - он прожил нелегкую жизнь. В дверях остановился мальчик - трактирный слуга; он смотрит на одинокого старика, которому, вероятно, несет чайник и блюдце с сахаром. А за спиной у мальчика новый посетитель, похожий на подвыпившего мастерового.

Картина была выставлена на третьей передвижной выставке, где она произвела хорошее впечатление на зрителей.

Сумрачный петербургский зимний день. Серое небо. Нева замерзла, и по грязному снегу через Неву идут двое людей - старик и старушка. Идут медленно, согнувшись, лица у них грустные, покорные. В руках узлы с жалким тряпьем, кофейник. С ними старая собаченка - верный товарищ и в горе, и в радости. Должно быть, не в первый раз вот так, среди зимы, перебираются они на новую квартиру подешевле.

Картина написана в серовато-коричневых тонах, и это цветовое решение, так хорошо передающее мысль картины, пожалуй, впервые с такой тонкой задушевностью удалось найти Васнецову.

Это последнее произведение Васнецова в бытовом жанре. Здесь художник показал обывательскую жизнь, лишенную ярких впечатлений, слишком неторопливую, слишком мелкую. Ничтожность человеческих характеров, интересов ярко выступает по контрасту с поэтической жизнью природы - красотой летней ночи, виднеющейся сквозь открытую на балкон дверь. Картина "Преферанс" заканчивает цикл бытовых полотен Васнецова. В творчестве художника наступает решительный перелом.

У придорожного камня на белом могучем коне остановился русский богатырь - витязь в богатых доспехах, в шлеме, с копьем в руке. Вдаль уходит бескрайняя степь с разбросанными по ней валунами. Догорает вечерняя заря; на горизонте светлеет красноватая полоса, и последний слабый луч солнца чуть золотит шлем витязя. Поле, на котором когда-то бились русские воины, поросло ковыль-травой, белеют кости погибших людей, а над полем черные вороны. Витязь читает надпись на камне:

"Как прямо ехати - живу не бывати:
Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному".
Дальше строки скрыты под травой и мхом. Но витязь знает, о чем они говорят:
"Направу ехати - женатому быти,
Налеву - богатым быти".

Какой же путь изберет витязь? Васнецов уверен - зрители сами "дочитают" картину. Славный русский витязь не ищет легких путей, он выберет трудный, но прямой путь. Все другие пути ему заказаны. Вот сейчас отряхнет он ненужные мысли, подымет повод, пришпорит коня, и понесет его конь на битвы за русскую землю, за правду.

Большое историческое полотно, написано на мотив "Слова о полку Игореве". Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки из "Слова"..:

"От зари до вечера, день целый,
С вечера до света реют стрелы,
Гремлют остры сабли о шеломы,

С треском копья ломятся булатны...
...Третий день уж бьются;
Третий день к полудню уж подходит;
Тут и стяги Игоревы пали!

Уж у храбрых русичей не стало
Тут вина кровавого для пира,
Напоили сватов, да и сами
Полегли за отеческую землю."

Картина - не просто изображение битвы, а эпически величественное и просветленно поэтическое произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за Родину, за святую Русь героев. Картина изображает поле после битвы, художник рассказывает о том, как храбрые русичи умеют умирать, защищая свою родную землю.

Кончилась битва; медленно встает из-за туч луна. Тихо. На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы. Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, - он кажется спящим. В глубине поля, справа, торжественно и спокойно, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатый лук. Не успели еще завянуть цветы - голубые колокольчики, ромашки, а над полем уже вьются орлы-стервятники, почуяв добычу. На переднем плане слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, красная, как бы омытая в крови, луна повисла над степью. На степь ложится сумрак. Глубокая печаль разлита по всей русской земле.

Как богатырская застава, встали Игоревы полки на границе своей земли и полегли за ее честь и неприкосновенность - таково содержание этой эпически величавой и глубоко лиричной картины.

Полотно "Страшный суд" создавалось в 1896 - 1904 годах в числе других работ для Георгиевского собора в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области по заказу крупнейшего заводчика и мецената Ю.С.Нечаева-Мальцева, который и строил этот собор. Художник выполнил несколько работ на религиозную тему, но "Страшный суд" должен был занять центральное место в соборе.

Художник сделал к картине большое количество эскизов, поэтому знакомые и друзья, видевшие эти эскизы в мастерской Васнецова, заранее проявляли к картине огромный интерес. Сначала художнику предложили картину экспонировать в Третьяковской галерее, но эта затея не удалась, так как габариты картины значительно превышали размеры помещения. Тем не менее такая выставка состоялась в февоале 1904 года в Историческом музее в Москве. Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Позднее картина вместе с другими, выполненными для собора, выставлялась еще дважды: в залах Академии художеств в Петербурге и вновь в Историческом музее в Москве.

Наконец, в 1910 году картины были доставлены по месту назначения и укреплены на стенах Георгиевского собора, где они ненадолго обрели покой.

А вскоре после Октябрьской революции служба в соборе была прекращена. В феврале 1923 года власти вынесли решение: "...пустующее помещение Георгиевского собора передать культурно-просветительному учреждению..."В первое же воскресенье были устроены в помещении храма танцы, играл духовой оркестр...Устраивались диспуты на тему:"Есть ли бог?" В дальнейшем собор использовали то под мастерские, то под кинотеатр.

Тем временем картины были вывезены во владимирский Успенский собор. Вывозили как придется, без соблюдения осторожности. Более того, картину "Страшный суд" накатали на большую жердь, разорвав внизу и наскоро зашив бечевкой. А до этого он был сложен несколько раз и на сгибах потерся.

В 80-х годах прошлого века было решено вновь восстановить Геогиевский собор в Гусь-Хрустальном, а также вернуть на прежнее место картины Васнецова.

"Страшный суд" был в тяжелом состоянии. Поэтому его поручили реставрировать бригаде ленинградских реставраторов под руководством крупнейшего специалиста А.Я.Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, Петергофа и Царского Села. Колоссальные размеры требовали большого помещения, поэтому реставрировали полотно в Екатерининском дворце г.Пушкина.

Работа, проведенная специалистами, была уникальной по объему и сложности. Цельный холст размером 700X680 сантиметров оказался проколотым более, чем в 70-и местах, имелись многочисленные разрывы краев, прорывы. Холст был серьезно деформирован, в результате образовались осыпи, отслаивания краски. Около года велась напряженная работа. И вот специальная комиссия приняла работу с оценкой "отлично". В 1983 году картина заняла свое место в Георгиевском соборе.

Художник воплотил в картине идею свободного нравственного выбора человека между добром и злом. Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета..Перед ним каждый мог ощутить себя на месте неведомой души, ожидающей приговора высшего суда. Пришедшие в собор люди должны были задуматься и сделать "свободной волей" свой выбор "пути в жизни". Васнецов красноречиво дает понять, что весы в руке ангела приходят в действие не только в момент Страшного суда. Вся средняя часть картины воспринимается как огромные весы, на чашах которых толпы праведников и грешников, свет и тьма... "Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным...", писал художник.

Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории. Среди праведников различимы фигуры византийских императоров Константина и Елены, княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и Сергия Радонежского. Среди грешников - император Нерон, завоеватель Батый, восточные деспоты и римские кардиналы...Одновременно введено много персонажей-аллегорий: Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие и другие - с одной стороны, а с другой - Алчность, Пьянство, Разбой, Гнев ит.д. Активно использованы тексты и надписи.

Религия, история, фольклор здесь сложно переплетены. Так, скупец проглатывает золотые монеты - он похож чем-то на репинского Ивана Грозного...Среди праведников изображены старик со старухой, словно перенесенные на Суд из русской народной сказки, а блудницы, помещенные за спиной Дьявола, напоминают персонжей салонной живописи...

Один из критиков много лет назал писал так:"Страшный суд" - ряд символов, порой мощных, порой слабых, но в общем неотразимых. Это - страшная оратория вне времени и пространства. Но это одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда". И он был прав...

Герой этой картины - Иванушка-дурачок - прекрасный царевич. Над ним всегда смеются старшие братья. А он, когда приходит беда, преодолевает все препятствия, и его умное, доброе сердце побеждает зло, как солнце побеждает тьму. Ему удается разбудить спящую красавицу, рассмешить царевну-Несмеяну, добыть жар-птицу, которая приносит людям счастье.

Высоко в небе летит ковер-самолет и крепко держит Иван-царевич жар-птицу в золотой клетке. Как огромная птица, распластал ковер-самолет свои крылья. В страхе улетают от неведомой птицы ночные совы...

Когда Васнецов писал эту картину, вспоминался ему тот первый русский человек, барский холоп, который на сделанных им самим крыльях еще во времена Ивана Грозного пытался с высокой башни взлететь в небо. И пусть он погиб, пусть люди осмеяли его тогда за дерзкую попытку, но никогда не исчезнут гордые мечты о полетах в небо, и всегда волшебный ковер-самолет будет вдохновлять людей на подвиги.

Сюжет этой картины зародился в голове Васнецова случайно, когда он увидел в местечке Ахтырка, неподалеку от Абрамцева, одну простоволосую девушку, поразившую воображение художника. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что Васнецов сразу представил себе картину. Долго бродил по окрестностям, искал подходящий пейзаж, рисовал эскизы, писал этюды...

Это один из самых трогательных, задушевных образов в русской живописи, волнующий душу своим проникновенным лиризмом, созвучным сказке и народной песне о горькой судьбе беззащитной сиротинки.

Худенькая, хрупкая девочка с ласковым русским именем Аленушка тоскует над речкой. Печально склонила она голову, тонкими руками обхватила колени, задумалась, может быть, о своей горькой доле или о братце Иванушке. Загрубевшие босые ноги, старенькая, местами выцветшая одежонка - казалось бы, малоприглядны, но для художника, сострадающего своей героине, здесь целый мир красоты, так же, как и в скромном русском пейзаже - темных елочках, бледном небе, обычных тонкоствольных осинках да березках, как будто оберегающих покой Аленушки. В душе исстрадавшейся девочки-подростка таится глубокая скорбь, она сквозит и в бессильно поникшей фигурке, и в бледном лице с запекшимися губами, и в больших глазах, полных невыплаканных слез.

Аленушка показана Васнецовым сидящей на сером "горючем" камне в окружении родной ей природы - на опушке леса. Этот скромный и простой русский пейзаж своей задумчивой чуткой тишиной, нарушаемой лишь неясным шелестом пожелтевшей листвы осин и берез, трепещущих при каждом движении воздуха, отвечает душевному состоянию сиротки.

Картина написана на сюжет русской народной сказки, которую не раз Васнецов слышал в детстве. Три брата искали себе невесту. Старший брат искал - не нашел. Средний искал - не нашел. А младший, Иванушка-дурачок, нашел заветный камень, отодвинул его и попал в подземное царство, где жили три царевны - Золота, Драгоценных камней и царевна Меди.

Стоят три царевны у темной скалы. Старшие - в богатых нарядах, усыпанных драгоценными камнями; младшая - в черном платье, и на голове, в черных ее волосах, горит уголек в знак того, что неисчерпаемы земли Донецкого края (картина была написана по заказу Донецкой железной дороги). Васнецов здесь допустил некоторую вольность и превратил царевну Медь в царевну Уголь. По сказке, младшая сестра выходит замуж за Иванушку-дурачка.

Еще одна "сказочная" картина Васнецова. Когда она появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они слышали, как глухо шумит дремучий лес, нежно шелестят бледно-розовые цветы дикой яблоньки, шуршат листья под ногами волка - вот он, сильный, добрый волк-великан, запыхался, спасает от погони Ивана-царевича с Еленой Прекрасной. А на ветке сидят и смотрят на них любопытные птицы.

"Твой "Иван-царевич на волке" привел меня в восторг, я все кругом забыл, я ушел в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Все это мое, родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества". - Так писал после выставки картины Васнецову Савва Иванович Мамонтов, промышленник, знаменитый меценат и большой любитель искусства, человек исключительно одаренный.

Светлая, чудесная картина. Вот она, милая, легкая Снегурочка - дитя Мороза и Весны, - выходит из темного леса одна, к людям, в солнечную страну берендеев.

Барышня! Живая ли? - Живая!
В тулупчике, в сапожках, в рукавичках!

Перед нами портрет Ивана Грозного, образ одного из самых неоднозначных правителей Русского государства. Иван Грозный представлен во весь рост, так, что зритель вынужден смотреть на него как бы снизу вверх, что придает образу особую значительность и величие. Как в жесткий надежный футляр, фигура царя облачена в тяжелую, глухо застегнутую, тканую золотую одежду (ферязь), в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом. И в этой своей варварской пышности, с резным посохом, властно зажатым в жилистой руке, он кажется неким языческим божеством.

Вглядываясь в бледное и тонкое лицо Грозного, которое четко выделяется на полутемном пространстве лестницы, видишь в нем следы бурных, необузданных страстей самодержца. Перед нами натура страстная, неистовая и противоречивая.

Над этой картиной Васнецов работал почти 25 лет и, наконец, в 1898 году это большое эпическое полотно было закончено.

Крепкой богатырской заставой стоят на защите святой Руси три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Посередине на вороном коне - "атаман большой Илья Муромец, крестьянский сын". Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскаленным глазом. С таким конем не пропадешь: "С горы на гору он перескакивает, с холмы на холму перемахивает". Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам,а на руке "палица булатная сорока пудов". Зорко, сурово смотрит он вдаль, приглядывается, нет ли где врага. По правую его руку на белом мохнатом коне - богатырь Добрыня Никитич, вынимает из ножен свой длинный, острый меч-кладенец, а щит у него горит, прерливается жемчугами, самоцветами. Налево от Ильи - на золотистом коне - самый младший богатырь, Алеша Попович. Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к звонкой тетиве тугого лука. а у седла висят гусли-самогуды.

Одеты богатыри в богатые, красивые одежды, закованы в брони крепкие, на голове у них шлемы. День осенний, серый - небо низкое, по небу ходят облака; примята трава под ногами коней, нежно зеленеют елочки. Широко раскинулась перед богатырями вольная русская степь, а за ними леса дремучие, холмы и горы, города и села - вся родная страна Русь.

Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное...

"Язык этой картины-баллады прост, величав и могуч; его прочтет каждый русский с гордостью, каждый иностранец с опаской, если он враг, с чувством спокойной веры в такую мощь - если он друг", - так очень хорошо сказал советский художник В.Н.Яковлев.

О Баян, о вещий песнотворец,
Соловей времен давно минувших...

Вот он, "вещий песнотворец" Баян, сидит на высоком могильном кургане, среди полевых трав и цветов, перебирает гусли, слагает и поет песни. Вокруг княжеская дружина и сам князь с маленьким своим княжичем, а по небу клубятся и плывут облака.

Декоративная, широко написанная картина, она вызвала много самых противоречивых толков! Но в этой простой и одновременно сложной картине сказалось присущее Васнецову удивительное чувство меры, вкуса, искреннрсти.

Родом из семьи священнослужителей. Отец Михаил Васильевич Васнецов, как и дед, и прадед был священником. На втором году рождения, мальчика и всю семью перевозят в село Рябово, где отец художника получил новый приход. В Рябово в той же губернии прошло детство художника вместе с пятью его братьями. Брат Аполинарий в будущем тоже стал художником, он был младше Виктора Васнецова на восемь лет. Васнецов учился в крестьянской художественной школе в то время, когда шла партийная борьба против священнослужителей. Отец Михаил не мог оплатить учёбу сына в живописи. Так в десять лет мальчик поступает в Вятское духовное училище, затем в четырнадцать – в Вятскую духовную семинарию. На последнем курсе, однако, Виктор уезжает поступать в Академию художеств, не окончив учёбы. Отец благословил сына, а тот выручил деньги на аукционе за две свои картины – «Молочница» и «Жница» - получил уже деньги, будучи в Петербурге. Так в 1867 году Васнецов приехал в Петербург практически без средств на существование.

В Академии художеств молодой Васнецов успешно сдаёт экзамен по рисованию. Но ещё не понял, что поступил и год обучался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств. С 1868 года он приступает к занятиям в Академии, где его любимым наставником являлся П. Чистяков.

В Академии Васнецов близко дружил с Репиным, писал в духе передвижников жанровые картины. Его первая картина на передвижнической выставке – «Чаепитие в трактире» (1874).

В 1875 году Васнецов В.М. покидает Академию художеств, не окончив, и в 1876 едет в Париж, где находится более года вместе с пенсионерами Академии – Репиным и Поленовым. Пишет картину «Акробаты» (1877) – жанровое, исполненное с французскими декорациями произведение.

Вернувшись в Россию, он вступает в Товарищество передвижных художественных выставок, как жанровый художник. Художник переехал жить в Москву, его новые знакомые – С. Мамонтов и П. Третьяков. В Абрамцеве входит в кружок художников, где проектирует для имения церковь Спаса Нерукотворного. А занятия декорациями для Частной оперы Мамонтова приводят его к увлечению русским фольклором. Васнецов выходец из провинции, был покорён Москвой, её историческими памятниками, здесь развивается и крепнет талант русского художника, происходят большие перемены в его творчестве.

В 1880 году на VIII передвижной выставке появилась картина Васнецова В.М. – «После побоища Игоря Святославича с половцами» - по мотивам «Слова о полку Игореве». Об этой картине с восхищением отзывались И. Крамской, П. Чистяков и И. Репин. Эта картина написана на пороге смут и народных волнений. Задачей нового направления в живописи Васнецова является поиск положительного пути для России. Этому Васнецов посвятил всё своё дальнейшее творчество.

С 1885 по 1896 год Васнецов оформляет Владимирский собор в Киеве. Расписывал он собор вместе с М. Нестеровым. Так Васнецов В.М. стал известным иконописцем и получил большое количество церковных заказов.

В 1892 – профессор Академии. Однако позднее, в 1905 году Васнецов в знак протеста против политических предубеждений молодых художников отказывается от этого звания.

В 1893 году Васнецов получил звание действительного академика живописи.

В 1899 году свет увидела знаменитая картина Васнецова «Богатыри». Тогда состоялась персональная выставка русского художника.

В 1912 году Васнецов возведён в «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством». Его сказочные картины были символичны в то время Васнецов был противником революции и не принял произошедших перемен. Журналы в пух, и прах громили творчество художника. Последней незаконченной работой Васнецова был портрет М. Нестерова, доброго старого товарища и ученика. Жизнь художника закончилась в другой стране – СССР.

Известные произведения Васнецова Виктора Михайловича

Картина «С квартиры на квартиру» написана в 1876 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это произведение пронизывает достоевское звучание сюжета. По сюжету картины старик со старухой изгнаны из квартиры по бедности – на это указывают старые одежды, собранный узел – вынуждены скитаться в поисках нового жилища. Лица их преисполнены страданием, в глазах отчаяние и растерянность. Тут же изображена бездомная собака, съёжившаяся от холода, что усиливает безысходность всей сцены. Эта картина считается лучшей из произведений Васнецова, выполненных в жанровом стиле. Здесь нет академизма, вместо которого изображены огромные недостатки общества. Именно поэтому художник оставил Академию художеств и примкнул к передвижничеству.

Васнецов «по мотивам» «Слова о полку Игореве» написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» в 1880 году. Картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. На VIII передвижной выставке 1880 года о показанной картине И.Крамской сказал: « Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему». Эта картина представляет собой не взгляд в прошлое, а из прошлого в настоящее. Картина изображает не саму битву, а её завершение. С этой картиной Васнецов перешёл от жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным произведениям. Композиционным и смысловым центром картины является нагрудный крест, свисающий с шеи убитого воина-отрока. Лицо павшего богатыря выражает спокойствие, в нём нет злобы. Всё это показывает умиротворённость картины. Стервятники символизируют бесов, рвущих души людей. Лишь переплетённые тела русского воина и половца говорят о недавнем свирепом бое.

Картина Васнецова В.М. «Алёнушка» (1881). Васнецов писал эту картину на сюжет русской сказки. Начал летом в Ахтырке под Абрамцевом, а закончил зимой в Москве. В то время он посещал музыкальные вечера Третьяковых, где слушал Баха, Моцарта, Бетховена. Васнецов долго вынашивал сюжет «Алёнушки» и написал лишь тогда, когда встретил русскую девушку с глазами полными печали, одиночества. «Каким-то особым русским духом веяло от неё» - рассказывал Васнецов. Лицо, поза, сцепленные пальцы выразительно отображают глубокую печаль девушки. Птицы сказочные притаились на ветвях деревьев. Здесь Васнецов передал переживания человека через природу. Тёмная вода омута притягивает Алёнушку.

Картина «Витязь на распутье» (1882). Создана картина Васнецовым по сюжету былины «Илья Муромец и разбойники». Первые наброски были сделаны художником в 1870-х годах. В 1878 году написан первый вариант картины «Витязь», который открывает серию фольклорных произведений Васнецова. В 1882 году русский художник пишет для С. Мамонтова второй вариант, больший по размерам, обладающий монументальностью живописи. Этот новый вариант был не последним, но стал общепризнанным. В данном произведении переплетаются фольклорная «фантастика» и реалистические детали. При написании картин он изучал историю эпохи в историческом музее, в Оружейной палате. Надписи на камне вещуне взяты художником в Публичной библиотеке. Витязь изображён с опущенным копьём в глубоком раздумье перед камнем, однако, из картины уже понятно какое единственное решение будет принято. Огромная птица – обязательный персонаж русского фольклора – распласталась на линии горизонта. На камне написано: - «Как прямо ехати –живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетаемому». Другие надписи («Направу ехати – женату бытии; налеву ехати – богату бытии») Васнецов частично стёр или спрятал подо мхом. Выписанные череп и кости дополняют фабулу картины.

Шедевр Васнецова В.М. Картина «Богатыри»

Картина создавалась с 1881 по 1898 годы и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Над этой картиной художник работал почти тридцать лет (первый набросок был сделан в 1871 году). В Париже в 1876 году – эскиз, сделанный в парижской мастерской Поленова. В апреле 1898 года законченную картину купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений. В этом же году Васнецов организовал персональную выставку, на которой «Богатыри» были главным произведением. По словам Васнецова «Богатыри» были его творческим долгом, обязательством перед родным народом. Так наряду с жёстким отображением жизни (реализмом) возник интерес к истокам народной культуры, к фольклору.

Илья Муромец Васнецова простой бесхитростный человек, могучий воин.

Добрыня Никитич опытный мужественный, предусмотрительный и образованный (в молодости он прошёл «школу» у шести старцев). Этот образ взят Васнецовым из народного эпоса.

Зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх, что достигнуто приёмом расположения линии горизонта в более высокое положение. Тут и меч кладинец, и лютый конь под Ильёй, на что указывает массивная металлическая цепь. Всё это взято из былинных сказаний о русских богатырях.

  • Акробаты

  • С квартиры на квартиру

  • Витязь на распутье