Тема любви дама с собачкой. Сочинение «Тема любви в рассказе Чехова «Дама с собачкой

Чехов в своем творчестве уделял огромное внимание миру сложных, зачастую непредсказуемых движений человеческой души и особенно чувству любви. Безусловно, любовь - самое светлое и прекрасное чувство, но жизнь в обществе накладывает на человека ограничения и запреты, призванные направить могучую стихию любви в спокойное семейное русло, где страсть узаконена и становится лишь одним из элементов повседневной жизни. В России во времена Чехова были очень сильны патриархальные представления о любви и браке. Считалось вполне нормальным жениться и выходить замуж не по любви, а либо по «разумному расчету», либо по договоренности родителей, либо из каких-то других соображений житейского здравого смысла. Однако прожить без любви или же загнать в тесные рамки живое свободное чувство далеко не просто. Если человека, обделенного любовью, не поглощали целиком интересы практического или духовного свойства, то в какой-то момент он с мучительной остротой и болью ощущал бессмысленность и бесцельность жизни. Ему становилось страшно и скучно жить лишь для того, чтобы - по словам Пушкина - благополучно «скончаться посреди детей, плаксивых баб да лекарей».
Герои рассказа Чехова «Дама с собачкой» живут спокойной и размеренной жизнью, которая уже давно определилась, приобрела вполне завершенную форму, а в перспективе у них - медленное старение. В их жизни нет места сильным страстям, в ней ничего не происходит. Скучно! Героиня едет на море лишь потому, что в обществе принято ездить на море. Она, как сотни других праздных, старательно отдыхающих женщин, исполняет предписанный ритуал: прогуливается по набережной, греется на солнце, дышит полезным морским воздухом.
Главный герой, Гуров, живет так же размеренно и скучно. Правда, он временами позволяет себе «маленькие шалости», чтобы как-то скрасить унылые серые будни в семье, которая всегда была ему чужой. Он изменяет жене, которую не любит, да и никогда не любил, женившись, скорее всего, чтобы быть «как все». Его измены - отнюдь не романтические приключения, они - часть все того же рутинного порядка. Любовная связь Гурова и Анны Сергеевны представляется обоим чем-то случайным и мимолетным, хотя женщина впервые изменила мужу и искренне переживает это. Тем не менее, этот «южный» роман вносит в их существование оживление: их, словно детей, привлекает то, что их связь относится к сфере запретов, над ней тяготеет притягивающее понятие «нельзя», и они не задумываются о последствиях. Но эта как будто ни к чему не обязывающая игра постепенно перерастает в серьезное чувство, а время летнего отдыха уже подошло к концу. Хотя им и жалко расставаться друг с другом, они уверены, что справятся с собой и забудут приятный курортный роман. Но зародившаяся любовь сильнее их - в общем-то слабых и безвольных людей. Гуров ничего не может с собой поделать и отправляется в городок, где живет его «дама с собачкой». Он ни на что не надеется, но при встрече с Анной Сергеевной узнает, что и она тосковала по нему, тщетно пытаясь его забыть.
Гениальность Чехова в том, что он с потрясающей убедительностью показывает нам любовь людей самых обыкновенных и ничем не примечательных, «маленьких». Они - заурядные и, в общем-то, скучные люди. Они не в силах совладать ни с любовью, ни с жизнью; и их связь так и остается обычной связью, ибо они не в состоянии ни разорвать свои отношения, ни вступить друг с другом в законный брак. Гуров боится свою жену, а Анна Сергеевна не хочет ранить своего мужа. Однако на самом деле не это главное: мы понимаем, что их обоих удерживает страх изменить привычный образ жизни. Они продолжают время от времени тайком встречаться, чтобы «урвать» у жизни крупицу счастья, но такое счастье искусственно и неподлинно. Чехов оставляет конец рассказа открытым, он не показывает читателю, как любовь его героев неуклонно погружается в болото пошлой повседневности, но об этом нетрудно догадаться, поскольку рассказанная им история не может иметь конца. Это - своего рода «дурная бесконечность», ибо ни Гуров, ни Анна Сергеевна ни к чему не стремятся, и жизнь их не наполнена смыслом, который могла им даровать любовь, если бы они не были так слабы...

Чехов в своем творчестве уделял огромное внимание миру сложных, зачастую непредсказуемых движений человеческой души и особенно чувству любви. Безусловно, любовь - самое светлое и прекрасное чувство, но жизнь в обществе накладывает на человека ограничения и запреты, призванные направить могучую стихию любви в спокойное семейное русло, где страсть узаконена и становится лишь одним из элементов повседневной жизни. В России во время Чехова были очень сильны патриархальные представления о любви и браке. Считалось вполне нормальным жениться и выходить замуж не по любви, а либо по “разумному расчету”, либо по договоренности родителей, либо из каких-то других соображений житейского здравого смысла. Однако прожить без любви или же загнать в тесные рамки живое свободное чувство далеко не просто. Если человека, обделенного любовью, не поглощали целиком интересы практического или духовного свойства, то в какой-то момент он с мучительной остротой и болью ощущал бессмысленность и бесцельность жизни. Ему становилось страшно и скучно жить лишь для того, чтобы - по словам Пушкина - благополучно “скончаться посреди детей, плаксивых баб, да лекарей”.

Герои рассказа Чехова “Дама с собачкой” живут спокойной и размеренной жизнью, которая уже давно определилась, приобрела вполне завершенную форму, а в перспективе у них - медленное старение. В их жизни нет места сильным страстям, в ней ничего не происходит. Скучно! Героиня едет на море лишь потому, что в обществе принято ездить на море. Она, как сотни других праздных, старательно отдыхающих женщин, исполняет предписанный ритуал: прогуливается по набережной, греется на солнце, дышит полезным морским воздухом. Главный герой, Гуров, живет так же размеренно и скучно. Правда, он время от времени позволяет себе “маленькие шалости”, чтобы как-то скрасить свои унылые серые будни в семье, которая всегда была ему чужой.

Он изменяет жене, которую не любит, да и никогда не любил, женившись, скорее всего, чтобы быть “как все”. Его измены - отнюдь не романтические приключения, они - часть все того же рутинного порядка.Любовная связь Гурова и Анны Сергеевны представляется обоим чем-то случайным и мимолетным, хотя женщина впервые изменила мужу и искренне переживает это. Тем не менее этот “южный” роман вносит в их существование оживление: их, словно детей, привлекает то, что их связь относится к сфере запретов, над ней тяготеет притягивающее понятие “нельзя”, и они не задумываются о последствиях. Но эта как будто ни к чему не обязывающая игра постепенно перерастает в серьезное чувство, а время летнего отдыха уже подошло к концу. Хотя им и жалко расставаться друг с другом, они уверены, что справятся с собой и забудут приятный курортный роман.

Но зародившаяся любовь сильнее их - в общем-то слабых и безвольных людей. Гуров ничего не может с собой поделать и отправляется в городок, где живет его “дама с собачкой”. Он ни на что не надеется, но при встрече с Анной Сергеевной узнает, что и она тосковала по нему, тщетно пытаясь его забыть.Гениальность Чехова в том, что он с потрясающей убедительностью показывает нам любовь людей самых обыкновенных и ничем не примечательных, “маленьких”. Они - заурядные и в общем-то скучные люди. Они не в силах совладать ни с любовью, ни с жизнью, и их связь так и остается обычной связью, ибо они не в состоянии ни разорвать свои отношения, ни вступить друг с другом в законный брак.

Гуров боится свою жену, а Анна Сергеевна не хочет ранить своего мужа. Однако на самом деле не это главное: мы понимаем, что их обоих удерживает страх изменить привычный образ жизни. Они продолжают время от времени тайком встречаться, чтобы “урвать” у жизни крупицу счастья, но это счастье искусственно и не подлинно. Чехов оставляет конец рассказа открытым, он не показывает читателю, как любовь его героев неуклонно погружается в болото пошлой повседневности, но об этом нетрудно догадаться, поскольку рассказанная им история не может иметь конца.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Тема любви занимает одно из главных мест в творчестве Е. Евтушенко. В первых стихах о любви сказались и робость, неуверенность в себе, и неясность...

  2. Загрузка... Любовь в романе “Обломов”, как и в других русских романах, играет огромную роль. Влюбленностью можно объяснить многие поступки героев, она (любовь) - причина радостей...

  3. Загрузка... В русской литературе тема путешествия, тема дороги встречается очень часто. Можно назвать такие произведения, как “Мертвые души” Гоголя или “Герой нашего времени” Лермонтова. Этот...

  4. Загрузка... В моем сочинении я покажу, как проблема счастья поставлена в рассказах А. П. Чехова, как она им раскрывается. Поставив проблему счастья людей - важнейшую...

  5. Загрузка... Тема родины в лирике Марины Цветаевой.О неподатливый язык!Чего бы попросту - мужик,Пойми, певал и до меня:-Россия, родина моя!М. Цветаева.Марина Цветаева - поэт, чьи стихи...

(по рассказу А. П. Чехова «Дама с собачкой»)
Творчество Чехова — это честный и прямой
путь художественного познания правды
о человеке.
Алексей Толстой

«Чехов — несравненный художник… Художник жизни… И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но всякому человеку вообще», — так охарактеризовал великого русского писателя Л. Н. Толстой. Чем привлекает нас чеховский мир? Удивительной естественностью и глубиной трезвой правды и чуткостью к красоте. Тонким юмором и мудростью предвидений. Трудно даже перечислить все грани этого феномена. Но одна особенность творчества более других объясняет неослабевающее притяжение к Чехову. В его скромных героях мы узнаем себя, свои переживания, находим ответы на мучительные вопросы.

Действительно, многие люди, прочитав рассказ «Дама с собачкой», подумают, написано о них. Тема рассказа — невозможность счастливой любви и необходимость любви для счастья человека. Разве это не актуально и сейчас? Гурову, герою рассказа, «не было еще и сорока, но у него была уже дочь двенадцати лет и два сына. Его женили рано, когда он был еще студентом второго курса». Жену свою он не любил и постоянно изменял ей. Поэтому к женщинам у него было отношение как к существам «низшей расы».

Анна Сергеевна считала своего мужа лакеем; ни о любви, ни даже об элементарном уважении к нему не было речи. Как мы видим, в обоих случаях семейного союза нет. Есть только путы. До встречи Анна Сергеевна и Гуров лишены были того, что можно назвать жизнью. Их существование было бесцельно, однообразно и бездуховно. Их проблема состояла в том, чтобы пробудиться и стать самими собой. И это случилось. Однажды в Ялте произошло событие, которое резко наших героев. Как-то сидя в павильоне, Гуров увидел молодую невысокую женщину в берете. Состоялась встреча. Легкий шутливый разговор. Мысли «о скорой, мимолетной связи». Близость. Спокойное отношение ко всему этому у Гурова и раскаяние со стороны Анны Сергеевны. Затем трезвое спокойствие Дмитриевича переходит в опьянение, нетерпеливую страстность, сладкое забытье. Но при этом он отчетливо понимает: то, что происходит между ним и Анной Сергеевной, — кратковременно, это эпизод, который скоро закончится. «И он думал о том, что вот в его жизни было еще одно похождение, и оно тоже уже кончилось, и осталось теперь воспоминание… » Но конец приключения стал началом любви. Началось раздвоение жизни Гурова на явную, полную «условной правды и условного обмана», и тайную, полную «истинного счастья и истинного страдания». Он теперь осознает, явная жизнь — «какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха…, точно сидишь в сумасшедшем доме». Надо что-то делать.

Когда Гуров видит Анну Сергеевну в театре, перед ним открывается правда их отношений. До сих пор он этой правды не понимал. В воспоминаниях «дама с собачкой» казалась Гурову красивее, моложе, нежнее, чем была". В театре перед ним предстала «маленькая женщина, ничем не замечательная», но она теперь заполняла всю его жизнь, «была его горем, радостью, единственным счастьем».

Мне хотелось бы подчеркнуть необычное отношение автора к своему герою. Для Чехова важно не то, что Гуров изменил своей жене, а то, что он вдруг неожиданно для себя, когда уже начал стареть, впервые испытал чувство любви; и в связи с этим возник вопрос: «Как освободиться от пут?». А ответ не прост. «И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».

Это двойственное ощущение очень характерно для позднего творчества Чехова. Автор не обещает, что «новая прекрасная жизнь» наступит сама по себе, своим стихийным ходом осуществит лежащий в ее основе закон правды и красоты. Это должны сделать сами люди. Процесс освобождения труден и долог, но он все-таки начинается. И начинается новая жизнь с любви — искренен в желаниях, правдив и честен перед собой, не хочет обманывать других. «Дама с собачкой» — одно из самых светлых произведений Писателя, пронизанное светом надежды, исходящим из человеческой возможности любить.

Рассказ «Дама с собачкой» был создан Чеховым в 1898 году под впечатлением жизни в Ялте.
Тема, изложенная в произведении проста - курортный роман и его последствия. Но задумкой Чехова не было изобразить курортный роман. Цель произведения лежит гораздо глубже. Автор желает показать читателю, как безысходность жизненной ситуации, боязнь осуждения со стороны и неспособность делать шаги к своей настоящей любви породило глухое и слепое ко всему общество.
В первой части писатель демонстрирует поведение мужчины и женщины на курорте вдали от семьи и привычного образа жизни. Главный герой Гуров Дмитрий Дмитриевич во власти соблазнительной мысли о мимолетной связи, о романе с неизвестной очаровательной женщиной. Дома осталась нелюбимая надоевшая жена и трое детей. Но душа, уставшая без любви, буквально требует ласки и нежности. Такая же ищущая понимания и дама с собачкой. Главная героиня даже никогда и не любила своего мужа. Знакомство несвободных и несчастных в браке было предопределено.

Гуров желал просто развеяться и хорошо отдохнуть. Но встреча с Анной Сергеевной переменила его. Он искренне полюбил ее, полюбил как впервые в жизни, испытав в зрелом возрасте щемящие юношеские чувства.

Чехов подводит читателей к главному постулату - любовь может все. Именно поэтому его герой изменился, прозрел. Он уже не прожигатель жизни, а человек, способный сострадать, быть искренним, верным.

Сюжетная линия прорисована автором с филигранным литературным искусством. Вот среди гуляющих на набережной курорта появляется новое лицо - дама с собачкой. Через несколько дней Гуров с этой дамой знакомится. После недели встреч, по словам Анны Сергеевны, произошло ее падение.
Кажется, что «донжуан» добился чего хотел, и что за этим должно последовать. Пришедшее от мужа Анны Сергеевны письмо с мольбой о возвращении домой прерывает приятное времяпрепровождение. Вскоре и Гуров уехал домой, искренне полагая, что больше он никогда ее не увидит. Но герой простился не со своим очередным «приключением», а со всей прошлой жизнью, привычками и мыслями, он простился и с собой. Потому то далее и предстает совершенно новым человеком.
И если поначалу возвращение домой, в Москву приятно и комфортно для Дмитрия Дмитриевича, то потом его мысленный взор снова обращается к Анне Сергеевне. Чувства накрывают Гурова стремительно и очищают от лицемерия и равнодушия. Внутренние перемены толкают его на поиски любимой женщины.
Писатель умышленно изображает серость и унылость города С., где обитает героиня. Это словно тюрьма для чистых и светлых взаимоотношений. Судьба ставит их перед непростым выбором, но ведь любовь делает чудеса. Не имея сил перебороть свои истинные и сильные чувства, Гуров и Анна Сергеевна решают продолжать встречи. Она приезжает к нему в Москву для свиданий в гостинице.

Вопреки ханжескому настрою общества, автор явно симпатизирует главным героям. И это расположение видно в их портретах. Гуров порядочный москвич, обаятелен, находчив, наблюдателен и весьма учтив в обращении с дамами. У нее прекрасные серые глаза и нежная шея.

Чехов полностью отказался от принятых стандартов и очень категорично развивает сюжет рассказа по совершенно противоположному пути. Ведь в историях о курортных романах герои не должны быть так отчаянно несчастны.
Отныне у Гурова две жизни: явная, но полная условной правды и обмана, а другая - протекающая в тайне от окружающих.

Чехов не задает вопросов о том, что ждет этих людей. Он просто показывает, как любовь может преобразить человека. Но в духовном развитии показан только главный герой. Дама с собачкой почти не меняется, разве что понимает, что она не падшая женщина. Но ее мысли теперь близки и понятны Гурову, ведь теперь он любит по-настоящему.

В рассказе А. П.Чехова “Дама с собачкой” происходит постепенное расфутляривание человека, обретение истинного смысла жизни. С банальной истории — курортного романа — начинается настоящая, великая и хрупкая любовь.

Гуров, главный герой, внешне благополучен: у него есть и семья; и работа, да и сам жив-здоров. Но все это не жизнь — жалкое подобие, блеклое отражение истинной жизни в кривом зеркале повседневности. Любовь возвращает человека в мир духовности.

На курорте встречаются два человека, жизнь которых скучна и нелепа. Их первый разговор — тоже о скуке. Их семьи только по названию могут считаться семьями: Анна Сергеевна вышла замуж из любопытства, мужа своего презирает, называя лакеем; Гуров не любит свою жену, считает ее церемонной и недалекой, давно ей изменяет. Любовь преображает их обоих: она открывает перед ними иное измерение, заставляет жить в полную силу, а не механически.

Гуров, полюбив, начинает осознавать красоту окружающего мира: когда они сидели на скамейке, “подошел какой-то человек — должно быть, сторож, — посмотрел на них и ушел. Эта подробность показалась такой таинственной и тоже красивой”. А как контрастирует описание ялтинского пейзажа с описанием размеренной и монотонной жизни в Москве!

Для Гурова “эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках” стала единственной целью жизни, самым дорогим человеком. Как это непохоже на него, считавшего женщин “низшей расой”. И еще у меня долго не укладывалось в голове: “с вульгарною лорнеткой в руках.”, и это огромное настоящее чувство. Чехов специально несколько снижает образ героини; он не идеализирует, не делает из нее богини — это самая обыкновенная женщина. Потому что любовь — это не то абстрактное туманное облако, заставляющее горько и безудержно вздыхать. Это реальное чувство к реальному человеку. И именно такая любовь, возникающая независимо, спонтанно, облагораживает человека, становится целью его жизни. В конце рассказа будущее героев неясно. Гуров и Анна Сергеевна надеются, что скоро “начнется новая, прекрасная жизнь”. Но они понимают также, что “до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”. То есть самое главное не то, что будет дальше, а то, что есть сейчас, — любовь. И лучше, любя, не быть уверенным в завтрашнем дне, чем совершенно точно знать, что будет завтра, послезавтра, через неделю, через две.

Образный анализ произведения А. Чехова «Дама с собачкой»

А. П. Чехов - писатель психологического жанра с романтическим уклоном. В своих произведениях он показывает устроенных людей, живущих эгоистичной жизнью самодовольных буржуа. Видимая сторона их бытия скрывает не богатый духовный мир, как любят повторять светские сластолюбцы, пытаясь угодить устоявшимся стереотипам. Это все напускное и искусственное состояние имеет в своей основе глубочайшее истощение подлинной духовности. Люди, привыкшие осознавать себя хозяевами жизни, перестали понимать смысл существования. Главными для них стали пустые разговоры о том же смысле бытия, поездки на воды, где можно позабавиться курортным романом, осознав вдруг, что раньше никогда не любил или не любила. Понятие "любовь" стало синонимом слова измена, потеряв свое изначальное содержание. Так называемые страсти стали желанным свойством курортных приключений.
В рассказе "Дама с собачкой" два главных героя - Анна Сергеевна и Гуров встречаются на отдыхе на морском побережье. Оба эти человека устали от скучной и надоевшей им жизни в большом городе. Семья и все, что связано с ответственностью и долгом, перестало восприниматься как святое и незыблемое. Европейские ценности вошли в плоть и кровь русского человека, рвущегося к идеям свободы, равенства и братства. Но, что самое парадоксальное, забыв о сути православия, наш соотечественник глубоко убежден в своем духовном превосходстве перед западным братом. И главная героиня считает себя таковой, уточняя Гурову, что немецкая фамилия мужа - это только происхождение, так как он православный. Но в тоже время, Анна Сергеевна может назвать своего мужа лакеем, ей ненавистен даже ученый значок, словно лакейский номер, который тот носит, в петлице. И бакены, и маленькая лысина стали ей ненавистны. А та "любовь", воспеваемая поэтами высокого слога, которой женщина воспылала к случайному курортному знакомому, Гурову, стала для нее настоящей нескучной жизнью.
Для Дмитрия Дмитриевича Гурова все женщины были представительницами "низшей расы". Ему было лет сорок, он был давно женат и имел трех детей. Но это все стало обузой и тяжкой долей. Жену давно не любил, часто ей изменял, и вообще считал недалекой. Поэтому поездки на курорт его увлекали приключениями с высокими порывами страсти и возбуждением "духовности".
И вот встречаются два человека, для которых все существование превратилось в нелепость, искривление реальности и скуку. Им только невдомек, что реальность существует помимо их. А все ощущения - это только извращенное представление не утружденного сознания. Их жизнь превратилась в бесконечную ложь, на которую обрекают себя люди, а не реальность. Отсутствие желания преодоления трудностей, претерпевания недостатков родных и близких, не говоря уже о посторонних людях, стали нелепостью и одиночеством. Жизнь ради удовольствий и получения всевозможных материальных благ - главный смысл не иначе, как животного состояния. А если такой представитель посещает рестораны, театры и разбирается в современных тенденциях, то это совершенно «духовно» богатый человек. Такое опасное фантазирование приводит Гурова к полному душевному тупику. После приезда в Москву, он не может забыть свою курортную пассию. Все окружающие раздражают и нервируют. Замечание товарища об осетрине во время его очередного воспоминания об Анне Сергеевне просто выводит Гурова из себя. Такая экстремальная не успокоенность и трагические переживания о своей несчастной судьбе заставляют лелеять собственный эгоизм, жалеть себя. Родные люди стали изгоями и отверженными из-за страсти и возросшей "духовности".
Как сам автор относится к подобным противоречиям, возникшим в современном "просвещенном" обществе, трудно сказать. Он описывает характеры и образ мышления того времени, жившего на переломе исторического мировоззрения. Возможно, инфантильная душевность, упадок семейных ценностей, гегемония пролетариата и прочие революции стали причиной трагедии, разразившейся вскоре в нашей стране.
Если многие образованные люди, а других сейчас нет, искренне считают страстные чувства и желания настоящей духовной жизнью, то что ждет тех, кто фактически подвержен животным инстинктам. Вот настоящая трагедия, преследующая человеческое общество, а не мнимые переживания по поводу курортного романа или еще какой-нибудь глупости. Мечтательность и воображение, приводящие человека к душевной пустоте, внутреннему ослеплению и глухоте, станут настоящими демонами, будоражащими бесчувственное сердце, озабоченное только эгоистичными намерениями. Такое сердце не способно к участию в беде, к жертвенности и милосердию. Гуров и Анна Сергеевна замкнулись друг на друге, страсть поглотила их. Это чувство - не богатство, как пытаются преподнести современному молодому поколению, а катастрофическое падение, разрушающее все, на чем зиждется человеческое общество.
Сам Гуров, провожая дочь в гимназию и разговаривая с ней, чувствовал свою двойственность. Ведь на самом деле он шел на свидание с молодой женщиной, и вынужденное лицемерие разрывало его душу. Ни он, ни его возлюбленная, также обманывавшая своего мужа, не были по-настоящему счастливы. Обоих мучило лживость положения, необходимость прятаться от людских глаз в номере гостиницы. Мужчина, видя свое отражение в зеркале, изумлялся, как он постарел. А в это время женское сердце разрывалось от надоевшей неопределенности, ведь любовь Гурова не распространялась далее жалости о появившейся на висках седины. Пока она тихо плакала, он спокойно заказал в номер стакан чая, решив подождать пока женщина успокоится. Но решение не было найдено, потому что обманом счастлив не будешь. Осталась лишь пустая мечтательность о новой и прекрасной жизни.
А. П. Чехов оставил финал рассказа недоговоренным. Писатель понимал, как и любой человек, двусмысленное положение своих героев, которое сама Анна Сергеевна определила "устаревшим" для образованного человека понятием - грехом.

Чехов А. П.

Сочинение по произведению на тему: Тема любви в рассказе Чехова "Дама с собачкой!

Чехов в своем творчестве уделял огромное внимание миру сложных, зачастую непредсказуемых движений человеческой души и особенно чувству любви. Безусловно, любовь - самое светлое и прекрасное чувство, но жизнь в обществе накладывает на человека ограничения и запреты, призванные направить могучую стихию любви в спокойное семейное русло, где страсть узаконена и становится лишь одним из элементов повседневной жизни. В России во время Чехова были очень сильны патриархальные представления о любви и браке. Считалось вполне нормальным жениться и выходить замуж не по любви, а либо по "разумному расчету", либо по договоренности родителей, либо из каких-то других соображений житейского здравого смысла. Однако прожить без любви или же загнать в тесные рамки живое свободное чувство далеко не просто. Если человека, обделенного любовью, не поглощали целиком интересы практического или духовного свойства, то в какой-то момент он с мучительной остротой и болью ощущал бессмысленность и бесцельность жизни. Ему становилось страшно и скучно жить лишь для того, чтобы - по словам Пушкина - благополучно "скончаться посреди детей, плаксивых баб, да лекарей".

Герои рассказа Чехова "Дама с собачкой" живут спокойной и размеренной жизнью, которая уже давно определилась, приобрела вполне завершенную форму, а в перспективе у них - медленное старение. В их жизни нет места сильным страстям, в ней ничего не происходит. Скучно! Героиня едет на море лишь потому, что в обществе принято ездить на море. Она, как сотни других праздных, старательно отдыхающих женщин, исполняет предписанный ритуал: прогуливается по набережной, греется на солнце, дышит полезным морским воздухом. Главный герой, Гуров, живет так же размеренно и скучно. Правда, он время от времени позволяет себе "маленькие шалости", чтобы как-то скрасить свои унылые серые будни в семье, которая всегда была ему чужой. Он изменяет жене, которую не любит, да и никогда не любил, женившись, скорее всего, чтобы быть "как все". Его измены - отнюдь не романтические приключения, они - часть все того же рутинного порядка. Любовная связь Гурова и Анны Сергеевны представляется обоим чем-то случайным и мимолетным, хотя женщина впервые изменила мужу и искренне переживает это. Тем не менее этот "южный" роман вносит в их существование оживление: их, словно детей, привлекает то, что их связь относится к сфере запретов, над ней тяготеет притягивающее понятие "нельзя", и они не задумываются о последствиях. Но эта как будто ни к чему не обязывающая игра постепенно перерастает в серьезное чувство, а время летнего отдыха уже подо шло к концу. Хотя им и жалко расставаться друг с другом, они уверены, что справятся с собой и забудут приятный курортный роман. Но зародившаяся любовь сильнее их - в общем-то слабых и безвольных людей. Гуров ничего не может с собой поделать и отправляется в городок, где живет его "дама с собачкой". Он ни на что не надеется, но при встрече с Анной Сергеевной узнает, что и она тосковала по нему, тщетно пытаясь его забыть.

Гениальность Чехова в том, что он с потрясающей убедительностью показывает нам любовь людей самых обыкновенных и ничем не примечательных, "маленьких". Они - заурядные и в общем-то скучные люди. Они не в силах совладать ни с любовью, ни с жизнью, и их связь так и остается обычной связью, ибо они не в состоянии ни разорвать свои отношения, ни вступить друг с другом в законный брак. Гуров боится свою жену, а Анна Сергеевна не хочет ранить своего мужа. Однако на самом деле не это главное: мы понимаем, что их обоих удерживает страх изменить привычный образ жизни. Они продолжают время от времени тайком встречаться, чтобы "урвать" у жизни крупицу счастья, но это счастье искусственно и не подлинно. Чехов оставляет конец рассказа открытым, он не показывает читателю, как любовь его героев неуклонно погружается в болото пошлой повседневности, но об этом нетрудно догадаться, поскольку рассказанная им история не может иметь конца. Это - своего рода "дурная бесконечность", ибо ни Гуров, ни Анна Сергеевна ни к чему не стремятся и жизнь их не наполнена смыслом, который могла им даровать любовь, если бы они не были так слабы.