"Земля в иллюминаторе" (экскюзивное интервью с космонавтом и фото, сделанные им с МКС). Интервью с космонавтом александром лазуткиным

Наверное, каждая школа может гордится своими выпускниками. Не является исключением и та школа, в которой я имею честь работать уже более десяти лет (основанная в 1975 году в переферийном районе Бибирево, она раньше имела номер 180, а теперь называется "Школа Многопрофильный комплекс БИБИРЕВО" ).

И вот на днях один из таких выпускников нашей школы приехал к нам из Звездного городка, чтобы встретиться со своими учителями и пообщаться со школьниками, рассказать им о своей работе. А его профессия - космонавт .
Речь идет о космонавте №100 , совершившем три полета в космос, проведшем на обрите (на МКС) в общей сложности почти год (360 суток) и около 19 часов в отрытом космосе, - ОЛЕГЕ КОТОВЕ .

К сожалению, давно прошли те времена, когда имя каждого космонавта было на слуху у всех (хотя их и сейчас не так уж и много, всего 116 человек). Но космонавта №100, Олега Котова все наверняка запомнили, хотя бы потому, что именно он во время своего третьего полета, состоявшегося с 26 сентября 2013 года по 11 марта 2014 года, принял участие в Олимпийской эстафете, посвященной Зимним играм в Сочи 2014 года, вынеся символ этих игр - олимпийский факел в открытый космос:

Предлагаю вашему вниманию самые интересные фрагменты из ответов Олега Котова на вопросы школьников и интервью с ним, которое те же школьники, члены ученического актива "Пятый элемент" взяли у знаменитого выпускника нашей школы. Ну а поскольку к числу увлечений космонавта относится, по его словам, фотографирование, надеюсь, вам будет интересно посмотреть большое количество фотографий, которые были сделаны им и членами его экипажей на МКС.

Личные впечатления

Поскольку Олег Котов закончил 180-ю школу в 1982 году, я, разумеется, никак не мог быть его учителем, так как он старше меня на пять лет. Но мне приходилось иметь дело с некоторыми знаменитыми людьми (не буду называть их имена, ведь пост не об этом), после общения с которыми у меня осталось не самое о них благоприятное впечатление: вальяжность, высокомерие и прочие спутники отдельных личностей, которые, как они сами считают, многого достигли в жизни, поэтому смотрят на других свысока наподобие богов Олимпа.
Честно говоря, я примерно такого же с опасением ожидал и от Героя Российской Федерации Олега Котова . Но, к счастью, я ошибся.

Космонавт №100 , с одной стороны, похож на свое официальное изображение (фото НАСА) , на котором он выглядит как икона (официоз - он и в Америке официз):

Но, с другой стороны, он оказался более похож на самого обычного человека, а после общения с ним, стало совершенно понятно, что несмотря на все свои несомненные заслуги перед человечеством, культовым персонажем себя отнюсь не считает (вот бы поучиться у него многим нашим "телезвездам", которых иначе как надутыми пузырями и не назовешь!).

Ну а теперь то самое интервью с Олегом Котовым.

Вопрос:
- Расскажите, как стать космонавтом?

Олег Котов:
- Нет каких-то специальных учебных заведений, которые готовят именно космонавтов. В эту профессию каждый приходит из самых разных областей деятельности, кто-то из инженеров, кто-то из летчиков, а кто-то, как я, например, из военных врачей. При этом главными требованиями являются здоровье и...
- Профессионализм? - прервав ответ Котова, предположил кто-то из учеников.
- Нет, не угадали. Нужно в первою очередь показать свою способность к обучаемости, постоянно проявлять готовность к восприятию нового и умение быстро реагировать в нештатых ситуациях, которые могут возникнуть в любой момент. А профессионализм приходит сам собой.
- Как же он приходит сам собой?
- Понимаете, с момента зачисления в кандидаты в отряд космонавтов до первого полета проходит не менее 10 лет. И все эти 10 лет постоянно приходится учиться. И те, кто не показывают способности к обучаемости, выбывают. Да и сейчас, после того как я трижды слетал в космос, мне постоянно приходится учиться чему-то новому. Моя жизнь на Земле - постоянная учеба, все по расписанию.

Вопрос:
- А много ли сейчас желающих стать космонавтом?

Олег Котов:
- Нет, не много. Сейчас все стали очень прагматичны. В 2012 году я был председателем комиссии по набору кандидатов в отряд космонавтов. Было 8 вакансий. И представьте себе, из всей 150-миллионной России поступило немногим больше 400 заявлений!

Многие думает, что стать космонавтом это просто: год или два года подготовки, полет и звезда Героя. Нет, не менее десяти лет изнурительных тренировок, после которых никто не даст вам гарантию, что именно вы полетите в космос. Многие не выдерживают, поскольку захотели стать космонавтами после просмотра фильмов (например, таких как "Гравитация"), но работа космонавта (или астронавта) не слишком похожа на то, что показывают в кино.

Вопрос:
- Вы трижды летали в космос, но у Вас лишь одна звезда Героя. Почему? Ведь раньше так награждали за каждый космический полет?

Олег Котов:
- Я думаю, что через года два, а может и раньше, за полеты в космос вообще не станут давать звание "Героя России". Все идет к тому, чтобы работа космонавта воспринималась именно как работа. Слетал - вернулся, вот тебе денежная премия!

Вопрос:
- Мы были первыми в космосе. Сохраняет ли Россия лидерство и теперь? Или мы уже не первые?

Олег Котов:
- Нет, мы не теперь не первые. Теперь лидируют американцы.
- А насколько сильно мы от их отстали?
- Очень сильно, лет на тридцать.
- Почему?
- Достаточно просто сравнить бюджет НАСА с нашим Роскомсосом, чтобы понять, почему.
- Но мы все-таки вторые?
- Да, конечно, мы - вторые.
- А кто за нами?
- Китайцы. Но они у нас все слизали, своего у них ничего нет.
- А дальше?
- А дальше никого.
- А как же, например, французы, ведь у них же есть свой космодром?
- Куру? Но там нет возможности отправлять пилотируемые корабли. Так что, на самом деле, есть только мы и американцы.

Вопрос:
- Разве американцы не понимают, что своими санкциями они препятствуют развитию космической программы на МКС, ведь это международный проект?!

Олег Котов:
- Санкции ничуть не мешают МКС. Но они очень мешают развитию нашей космической программы, не связанной с МКС. Американцы не хотят мешать тому, что уже есть, и чем они с успехом пользуются, но они никогда не поволят нам развивать то, в чем мы можем быть им конкурентами.
Они, имея центры подготовки астронавтов, гораздо лучшие чем у нас, приглашают воспользоваться ими потенциальных астронавтов из Японии, стран ЕС, из Канады и т.д., тем самым "убивая двух зайцев": используя, например, японские технологии, не дают возможности другим странам развивать собственные космические программы. Так что, соревноваться с американцами в "космической гонке" трудно, если не невозможно: на них работают все.

Вопрос:
- Вы во время своих трех полетов очень долго были вне семьи. Была ли возможность хоть как-нибудь общаться со своими близкими в то время, когда вы находились на орбите?

Олег Котов:
- Конечно! Каждый из нас, находящихся на МКС может в любой момент позвонить по любому номеру. Но эта связь односторонняя, я позвонить могу, а мне - не может позвонить никто. Очень удобно!

Вопрос:
- А вы хотели бы ещё раз полететь в космос? А это страшно? Какова судьба космонавтов, которые уже не летают?

Олег Котов:
- Конечно! Думаю, что в 2018 году состоится мой очередной полет.
Страшно ли? Это кому как. Знаю, что некоторые космонавты, побывавшие на орбите, после первого приземления уходят из отряда космонавтов, говоря, что никогда больше на это не подпишутся.
Что же касается дальнейшей судьбы, то у всех все по-разному. Кто-то уходит в науку, преподает в вузах, кто-то идет в бизнес, а кто-то спивается, увы, бывает и такое. Наше сообщество космонавтов - срез всего нашего общества...
Но вернуться в свою прежнюю профессию не удается никому, теряется квалификация. После того, как ты был космонавтом, вряд ли ты уже снова вернешься к профессии инженера или врача. Это просто невозможно! И если раньше можно было числится в каком-нибудь банке "свадебным генералом", то теперь уже это никому не нужно. Ну, космонавт, ну и что? Теперь везде нужны профессионалы!

Мы на МКС летаем над Землей со скоростью 8 км в секунду, 16 раз в сутки видим восход и заход солнца (иллюминаторов на МКС много). Но на самом деле, мы кружимся вокруг Земли на высоте всего лишь 400 км. Вам кажется, это много? Представьте себе яблоко и его кожуру. Мы летаем в кожуре земного яблока и не более того...

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ НА МКС ,

которые Олег Котов подарил нашей школе, и которые я теперь показываю вам. Комментарии к фотографиям также принадлежат их автору - Олегу Котову (я лишь воспроизвожу их по памяти).

1. Полоски и шланги на скафандрах всегда разного цвета, чтобы не перепутать, кто есть кто:


2. "Это мы выращиваем не для того, чтобы есть, а для научного экперимента":


3.


4.


5. Так выглядит личная каюта на МКС.
Спать приходится в специальном спальном мешке, пристегнутом ремнями к креплениям. Иначе никак нельзя.
Ну, то есть, можно, конечно же. Но если не пристягнуться, то есть возможность заснуть в одном отсеке МКС,
а проснуться, неожиданно для себя самого, совсем в другом:

6. Луна над Землей:


7. Если постоянно не тренироваться, то мышцы в условиях невесомости могут атрофироваться:


8.


9. День рождения на МКС:


10. Интернациональный экипаж не против "русской паюсной осетровой икры":


11.


12.


13. В открытом космосе:


14.


15.


16.


17.


18. Дельта Волги:


19.


20.


21.


22.


23. Дымящийся вулкан:


24. Обрабатываемые поля:


25. МОСКВА!


26.


27.


28.


29. Камчатка:


30.


31.


32.


33.


34. Северное сияние:


35. На МКС постоянно что-то нужно ремонтировать.
Однажды сломался туалет. Это был какой-то ужас!
А ведь сантехника с Земли не вызовешь! Все приходится делать самому:


36. Фотографии Земли с МКС делаются не простыми "мыльницами".
Нужно как минимум 40-50-кратное увеличение.
Фотографы, зацените объектив фотоаппарата, который держит в руках Сергей Рязанский,
член экипажа Олега Котова во время его третьего полета:

37. Постричься в условиях невесомости тоже не так-то просто,
для этого необходимо иметь под руками пылесос:


38.


39. Кругом одни приборы
(Соити Ногути - член экипажа второго полета Котова):


40.


41. Талисман нашего космонавта - кот в космосе!


42.


43.


44. Невесомость:


45. Привет!


46.


47.


48. На МКС прибыли гости:


49. Дельта Нила:


50. Это все, что осталось от Аральского моря:


51. Муравьи в космосе:


52. Обычная одежда на МКС - футболка и шорты:


53. Убираем мусор.
Обратите внимание на фотоаппараты. Завидно, да?


54. Новый год на МКС
(слева направо: Майкл Хопкинс, Олег Котов, Сергей Рязанский):


55. Новогодние подарки:


56. Ну а как же без ёлочки?
Ничего, что она вверх ногами. Потому что у ёлочки нет ног, а в космосе нет ни верха, ни низа.


57. Обратите внимание на фотографии: Королев, Королев и Гагарин, Гагарин:


58. Карнавальная маска?


59. Всем же известно, что женщины даже в космосе видят всё вверх тормашками:


60. Впрочем, в космосе всё вверх тормашками!


61. Солнечная батарея отремонтирована!



63. В открытом космосе с олимпийским факелом:


64.

65. Какая красивая наша земля!


Благодарю за внимание.
Серей Воробьев.

Все фотографии, которые вы посмотрели, были сделаны летчиком-космонавтом России Олегом Котовым .
Убедительно прошу в случае перепоста, делайте ссылку на автора!

Александр Мисуркин, летчик-инструктор первого класса, космонавт-испытатель второго класса, в свою первую экспедицию провел на орбите 166 суток, в том числе 20 часов 2 минуты – в открытом космосе. В данный момент Александр готовится в 2017 году во второй раз отправиться на МКС. О деталях подготовки и буднях космонавтов читайте в нашем специальном интервью.

— Расскажите, пожалуйста, как вы решили стать космонавтом? Кто-то повлиял на ваш выбор?

— Это была детская мечта, и я не думаю, что что-то повлияло на мой выбор. Я определился с профессией примерно к двенадцати годам. Огромная благодарность моей учительнице за то, что когда я подошел к ней и сказал: «Хочу быть космонавтом. Как вы думаете, что мне нужно для этого сделать?» — она посоветовала стать летчиком, а до этого пойти в аэроклуб, что я, собственно, и сделал. Сейчас работа мне по душе — я понимаю, что сделал правильный выбор.

— Расскажите, пожалуйста, о профессиональном пути.

— Сначала я отправился в аэроклуб, занимался там. В одиннадцатом классе уже знал, что поеду поступать в летное училище, хотя на всякий случай рассматривал варианты МГТУ им. Н. Э. Баумана и РВВДКУ в Рязани. В итоге я все-таки остановился на главном приоритете и ни капли не жалею. Сейчас ничего бы не менял.

— Каким образом из выпускников летных училищ отбирают будущих космонавтов?

— Из выпускников летных училищ космонавтов не отбирают. После выпуска из училища я занимался совершенствованием летной подготовки и учил летать других. Поэтому в космонавты я отбор проходил, будучи уже командиром авиационного звена 627-го гвардейского авиационного полка.

Мой отбор проходил в 2006 году. Я бы о нем даже и не узнал, если бы так сильно не хотел стать космонавтом. Когда объявляется отбор, по военно-воздушным силам проходит директива главнокомандующего, и желающие должны о ней узнать и написать рапорт об участии. Но директивы приходят в полки, а там, как правило, читает все документы и принимает решения командир. Именно он определяет: какая информация доводится до личного состава, а какая — нет. Если командиру важно сохранить личный состав на месте (ведь он его готовил, он его ценит), то такие директивы остаются незамеченными. Если ты сам не знаешь, когда она должна прийти, то никогда не познакомишься с ее содержанием.

Мой случай особенный. Я, будучи в отпуске (еще до выхода директивы), ехал с другом и сестрой в машине и услышал радиопрограмму, где в прямом эфире выступал руководитель Центра подготовки космонавтов. Мы с трех телефонов в течение всего прямого эфира пытались дозвониться, чтобы задать вопрос: «Как попасть в Центр подготовки?» К концу эфира мы все-таки дозвонились, мне дали контакты сотрудника в Центре подготовки, с которым я затем и общался. Благодаря этому я знал, когда будет директива, и сам ее нашел – в общем, проявлял активную жизненную позицию и добился своего.

Затем меня командировали в Центр подготовки космонавтов, где в течение месяца я проходил медицинский, психологический отборы, главную медицинскую комиссию, различные проверки согласующих органов. После всего этого, по результатам межведомственной комиссии, был принят в отряд космонавтов со всеми своими коллегами 14-го набора.

— Каким критериям, помимо абсолютного здоровья, должен соответствовать будущий космонавт?

— Сложный вопрос вы задаете. (Смеется) Примерно тот же вопрос мне задавал в конце отбора наш главный психолог: «Назови шесть основных качеств, которыми должен обладать космонавт». Тогда я начал перечислять качества былинных русских богатырей, а он мне: «Подожди-подожди. Назови одно». Он хотел услышать от меня самое важное – чувство юмора. И он абсолютно прав. Без развитого чувства юмора в замкнутом коллективе, когда ты по полгода видишь одно и то же лицо рядом с собой, выжить просто невозможно.

Какими качествами должен обладать космонавт? Во-первых, надо любить эту профессию, надо любить заниматься этим делом. Для любого профессионала это важно. Каждый день на работу ходить не потому, что надо, а потому, что ты любишь свое дело. Во-вторых, чувство юмора, мы уже говорили — оно должно быть. Достаточно высокий интеллект и хорошее образование — безусловно. При этом уровень твоих знаний и навыков должен быть широким, потому что на станции сталкиваешься с разными задачами: и гайки крутишь, и с новыми операционными системами работаешь.

Ты должен быть специалистом, с руками и головой, очень разнопрофильным. Космонавт должен быть, с одной стороны, сильным лидером. Иначе пройти все испытания, тренировки, виды подготовок, наверное, будет очень сложно. Но с другой стороны, ты должен уметь отлично ладить с людьми, уживаться в коллективе и быть хорошим командным игроком. Надо уметь в одних ситуациях пойти за коллегой, уступив пальму первенства, а в других – взять ее в руки самому.

Кроме того, как и в любой профессии, мужество, сила духа здесь тоже имеют принципиальное значение. Но я считаю, что всем этим вещам можно учиться. Надо только осознавать, что тебе это нужно, и целенаправленно стараться развивать эти качества в себе.

— Обычный рабочий день космонавта – он какой?

— Рабочий день космонавта ни на Земле, ни в космосе ему самому не принадлежит. И на Земле, и в космосе мы работаем по расписанию. Различие только в том, что на Земле это расписание с 9 до 18, а в космосе твои сутки расписаны по минутам. Жизнь очень насыщенная, свободного времени практически нет. Каждый день регламентируется планом работы на сутки, который называется «форма 24». В нем подробно расписано все: подъем, отбой, приемы пищи, время на гигиену, два с половиной часа обязательной физкультуры, запланированные Центром Управления Полетом работы (примерно с восьми утра до шести вечера) и пара часов свободного времени перед сном.

— На Земле ваш график тоже расписан?

— Скажем так: на работе я не принадлежу сам себе, а следую расписанию, которое составляется на неделю вперед. К примеру, моя подготовка к следующему полету уже идет четыре месяца, а до полета еще год и три месяца. Весь этот период моей жизни уже расписан, если не по минутам, то по дням точно. С вероятностью 98% можно сказать, где я буду 7 июня или 25 августа 2016 года.

— Что вы чувствовали, думали перед своим первым полетом?

— Я чувствовал, что еще на одну ступеньку становлюсь ближе к мечте. Конечно же, испытываешь от этого восторг, удовольствие. Счастье, наверное, одномоментное. Когда ракета оторвалась от стартового ствола, я подумал, что вот оно — счастье. В тот момент был огромный прилив эндорфинов.

Что я из этого полета вынес и запомнил? Безусловно, это прекрасные виды нашей Земли, это самое захватывающее путешествие в моей жизни. Еще теперь я знаю, что смог это сделать. Всю свою жизнь я стараюсь работать над собой, самосовершенствоваться, развивать себя как человека, как профессионала. Сам для себя я могу сказать, что я поднялся еще на одну ступеньку вверх и продолжаю расти.

— Что самое сложное в вашей работе?

— Не хочу показаться зазнайкой, но никогда об этом не задумывался и сейчас что-то особенно сложное выделить не могу. Сложно, наверное, то, что ты должен быть готов к выполнению своей работы в любой момент времени. Приходится держать себя в форме – физической, умственной, в плане знаний, умений, навыков, – на протяжении длительного периода. Например, физическая форма: я всю свою жизнь сознательно борюсь с лишним весом. Борюсь с периодическими успехами то в одну сторону, то в другую. Год назад мне удалось добиться лучшего результата, я сбросил больше десяти килограмм и был в том самом весе, о котором всегда мечтал. К сожалению, продержаться в нем я смог недолго, однако весь этот год оставался в неплохой форме. Прошли новогодние праздники, и на весы я без слез встать не могу. Так что с 11-го числа опять бой с самим собой.

Поэтому самое сложное, наверное, быть в форме, во всех смыслах этого слова. На протяжении всей профессиональной деятельности нельзя расслабляться – потом быстро не соберешься.

— А что самое приятное?

— Приятного много. Во-первых, то, с чего мы начали разговор: свою профессию надо любить, и тогда вопрос, как ею заниматься, прикладывать усилия или нет, у тебя не возникнет. В моей работе мне нравится все. Я могу осуществить мечту о далеких путешествиях туда, где практически никто до меня не был. Во-вторых, это великолепнейший способ испытать себя. В-третьих, работа позволяет путешествовать по Земле: мы тренируемся не только в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке, но и в Америке, в Европе, в Японии, раньше в Канаде. Путешествуем по свету достаточно много. У нас очень большой круг общения с людьми разных профессий – это тоже может быть для многих интересным. Так что плюсов много.

— Чем вы больше всего гордитесь?

— Стараюсь вообще ничем не гордиться.

— Может быть, то, что вы считаете своим главным достижением в профессиональной деятельности…

— Так как все-таки мое первое образование летное и по духу я летчик… Для любого летчика самый важный критерий достижений – это знак летной квалификации. Все те летчики, которых я знаю и уважаю, всегда стремились к повышению летного мастерства. Пожалуй, это показывает уровень профессионализма.

Мне приятно вспомнить, что на тот момент, когда я непосредственно занимался летной подготовкой, я успел подготовиться до уровня летчика первого класса. На сегодняшний день я инструктор, космонавт-испытатель второго класса – и для меня это одно из важнейших моих достижений.

— Одну свою мечту вы уже исполнили: стали космонавтом, слетали в космос и собираетесь еще. Есть ли новая профессиональная мечта, которую хотелось бы осуществить?

— Нет, новой нет, есть старая: хотелось бы осуществить космический полет не только на орбите, но и за ее пределы. Я не хотел бы особенно распространяться, вроде как о мечте рассказывать нельзя. Я бы хотел слетать на Марс или на Луну. Не знаю, удастся ли это — в обозримом будущем подобные полеты не планируются.

— Как вам кажется, когда этот полет станет возможным?

— Вы знаете, подобные прогнозы – дело неблагодарное. Если бы космические агентства сегодня задались этой целью, то смогли бы осуществить экспедицию. Вопрос в том, что на сегодняшний момент этот полет потребует значительных финансовых затрат. Нужно подтягивать множество технологий: они не соответствуют требованиям.

Космические агентства пока не видят большой необходимости вкладывать огромные деньги в этот проект. Когда увидят — сказать сложно. Но уже сейчас понятно, что раньше 2035 года полета не будет. Но я себя со счетов к тому времени не списываю!

— Вы провели достаточно большой срок в космосе – повлияло ли на вашу личность, характер?

— Я думаю, что изменения в личности, которые происходят, человек изнутри никогда не замечает. Субъективно человек считает себя таким же, каким он и был, даже если люди со стороны говорят, что он изменился. Можно провести аналогию: когда в семье растут дети, родителям кажется, что они не меняются. Особенно первые годы жизни. Люди, которые видят их со стороны, удивляются, как сильно дети изменились и подросли. В себе я особых изменений не вижу. Как я уже говорил, я понял, что могу, и, конечно же, чувствую себя более уверенно. Как мужчина, как человек, как профессионал.

— Из каких этапов состоит подготовка к вашему следующему полету?

— Они называются не этапами, а тренировочными сессиями. Они проходят на базе Центра Подготовки Космонавтов в Звездном городке, Космического центра Джонсона в Хьюстоне, Европейского космического агентства в Кельне и в японском Цукубе. У нас международная станция – там не только российский, но и американский сегмент, в который входят европейский и японский модули. И мы обязаны уметь работать с оборудованием партнеров.

Подготовка к полету длится чуть менее двух лет. Сначала мы готовимся как дублирующий экипаж экспедиции, которая стартует на полгода раньше нас. В качестве дублеров мы провожаем ребят на Байконур, до самой ракеты. После их взлета у нас остается примерно шесть месяцев для окончательной подготовки уже по нашей собственной программе.

— Сталкивались ли вы с какими-то экстремальными ситуациями?

— Слава Богу, нет. Таких ситуаций пока не было. Будем надеяться, что и не будет. Хотя мы, конечно же, готовимся к действиям в аварийных ситуациях: пожарам, разгерметизации станции. Пока их не возникало.

— Как проходит выход в открытый космос, и что ощущает человек, покидающий станцию?

— В процессе нашей экспедиции перед моим первым выходом выполнял свой первый выход в открытый космос Роман Романенко. Он выполнил его блестяще. Я для себя тогда это отметил и решил, что должен сделать не хуже. Для любого космонавта выход в открытый космос – это проверка на прочность, профессионализм. Я чувствовал: приближается момент, когда на меня посмотрят, чтобы оценить мои личные и профессиональные качества.

Я понимал, что хочу выполнить эту работу с максимальным качеством, поэтому серьезно готовился, физически и психологически. Хотя сложно готовиться к тому, чего не знаешь. Это заняло у меня большое количество времени. Поэтому весь первый выход я был сосредоточен не на том, что чувствую: «Дай-ка я подумаю, что ощущаю, я же в открытом космосе!». У нас была расписанная циклограмма на шесть часов, и мы должны были сделать ее вовремя, поэтому я думал только о работе.

Плюс ко всему в первом выходе… Вы знаете, как ребенок, который учится ходить, — ты оказываешься в непривычной обстановке и даже не понимаешь, как совершать простейшие движения. В один момент мне нужно было перейти по телескопической грузовой стреле. Если читатели будут себе представлять, это такая большая модель телескопической удочки, на которой есть металлическое кольцо. Ты фиксируешь свои страховочные карабины на него и можешь передвигаться вдоль удилища. В первый раз, когда я к нему подошел, карабины застраховал, то с удивлением обнаружил, что телескопическая грузовая стрела гибкая и совершает колебательные движения в перпендикулярном направлении к своей продольной оси. Само кольцо тоже не зафиксировано и свободно плавает.

Я нахожусь рядом со стрелой, держу это кольцо в руках, понимаю, что мне нужно перемещаться вдоль ее оси, а я не знаю, от чего мне оттолкнуться и как это сделать. Усилием воли заставлял себя двигаться вперед, при этом никакого движения не происходило. Пока нашел необходимые, правильные движения, понял, что делать, как себя зафиксировать в пространстве, контролировать свои перемещения, прошло немало времени.

В первый выход думать о том, что ты в космосе, вообще некогда. Пожалуй, при втором выходе у меня было минут пять, пока коллега заканчивал свой этап работ. Я мог постоять, посмотреть по сторонам, подумать о том, что я нахожусь в открытом космосе, посмотреть, где Земля… Первая ассоциация, которая в голову пришла, — что я, как барон Мюнхгаузен, только в XXI веке. Он летал на ядре, а я – сам по себе.

— Есть ли художественные фильмы, в которых жизнь, работа в космосе показана достаточно достоверно, чтобы обычный человек смог ее представить?

— Я очень люблю фильм «Аполлон-13». Естественно, я его смотрел еще до того, как закончил училище. Кроме того, что там играют уважаемые мной актеры, фильм снят очень реалистично. И даже сегодня, когда я его смотрю, у меня не возникает никакого диссонанса между моим профессиональным взглядом «изнутри» и восприятием зрителя. Все сделано на высоком уровне, это хороший фильм для тех, кто хочет погрузиться в жизнь настоящего космонавта. Или астронавта.

— Верите ли вы в существование внеземных цивилизаций и инопланетян?

— Я не могу сказать, что верю, но абсолютно не исключаю такой возможности. Сегодня известно большое количество экзопланет. Вероятно, что у некоторых есть атмосфера, поэтому я не исключаю возможности, что однажды мы познакомимся с внеземными цивилизациями. Ведь не обязательно пришельцы, если они существуют, похожи на нас. Их организм может быть построен по совершенно другим законам.

— Если ребенок хочет стать космонавтом – например, сейчас почитает ваше интервью – что стоит сделать, с чего начать?

— Я буду очень рад, если кто-то в детском возрасте сможет четко определиться с выбором профессии и через пять, десять лет своей жизни не разочаруется – это просто здорово! К сожалению, большинство молодых людей сейчас плывут по течению. Надо пойти в институт – «Да, пойду, друзья туда пошли – пойду и я». Или работает метод от противного: «Раз ничего другого нет — пойду сюда». Тех людей, которые ставят перед собой цель и упрямо движутся к ее достижению, я почему-то встречал не так много, как хотелось бы.

Что делать? Безусловно, у космонавта должно быть хорошее образование. Не обязательно, но все-таки желательно, чтобы оно было техническим, инженерным или научным. Образование военного летчика тоже будет приоритетным при прохождении отбора. Обязательно нужно иметь крепкое здоровье и хорошие отношения со спортом. Физкультура в космосе – не просто необходимость, чтобы вернуться из полета живым и здоровым, это еще и способ снять стресс. Если ты в принципе физкультуру не любишь, то для тебя это будет не снятием стресса, а дополнительным его источником. Спорт, здоровье, знания – все то, что нужно комбинировать в этой профессии. Также есть временное положение об отборе космонавтов , в котором расписаны все требования. После прочтения документа у большинства родителей, юношей, девушек многие вопросы снимутся.

— Если бы ваш ребенок пришел к вам и сказал, что мечтает стать космонавтом, как бы вы отреагировали?

— Мой сын Александр так и говорит, и я очень рад этому. Хотя если бы об этом мне сказала моя дочь, я не могу сказать, что обрадовался бы. Я бы не был против, но радости оно бы тоже не принесло. Во-первых, девочкам в бытовом плане жить в космосе сложнее, чем мальчикам. И мне субъективно кажется, что космос пагубно влияет на женское здоровье в вопросах красоты – как будто высасывает женскую красоту, как пылесос. Возможно, во мне говорит традиционный менталитет: женщина – это все-таки принцесса, хранительница домашнего уюта, семейный очага… Это нечто прекрасное и нежное. Мужчина – скала, крепость, которая это нежное и прекрасное оберегает, защищает. Такое видение, отношение к жизни, конечно, свойственно далеко не всем, особенно за пределами российского общества, но мне оно ближе. В общем, если бы моя дочь захотела стать космонавтом, я бы вряд ли порадовался, но мешать бы не стал.

— Есть ли у вас какие-то профессиональные страхи или опасения? Боитесь ли вы чего-нибудь?

— Да у нас вся жизнь – это испытания! И если кто-то скажет, что ему не страшно, – я не отнесусь к этим словам серьезно. Начиная с работы с выходным скафандром, – это снаружи он кажется комбинезончиком для маленького ребенка. На самом деле это металлическая труба, к которой пришиты мягкие штаны и рукава. Находясь внутри, ты не можешь ни развернуться, ни нос себе почесать — ничего не можешь!

В первый раз когда я зашел в скафандр и услышал переговоры инструкторов, мне стало не по себе. Во-первых, психологически в замкнутом пространстве, мягко говоря, некомфортно. Во-вторых, он настраивается так, чтобы, когда ты в него входишь без наддува давления, тебе в нем было тесно. Затем давление повышают, он немного растягивается, и ты занимаешь в нем штатное положение, комфортное для работы. В-третьих, в первый раз мне сильно не повезло: внутри скафандра было очень душно. При этом я слышал переговоры инструкторов: один сообщил, мне не подали кислород внутрь скафандра, второй его не слышал и переспрашивал раз пять. Я слушал эту беседу и думал: «Чем она закончится и когда?» Невыносимо хотелось выскочить из скафандра, но показать же это нельзя!

За что ни возьмись: парашютная подготовка, водолазная подготовка, сурдокамера – все эти испытания заставляют переступать через свои страхи. Твоя задача как раз заключается в том, чтобы, пройдя через все это – те же выживания на море, зимой в лесу, пустыне — учиться контролировать себя и оставаться работоспособным в психологически дискомфортных условиях. Наверное, за это я и люблю свою профессию. Она позволяет мне бороться с самим собой.

— Если бы существовала какая-нибудь параллельная вселенная, и вам дали бы возможность попробовать любую другую профессию, помимо космонавтики, — какую вы бы выбрали?

— Хм. Параллельная вселенная – это слишком круто. Если бы я родился в те времена, когда не было космонавтики? Я бы старался стать либо летчиком – если это был бы XX век — либо моряком – если раньше.

— Несколько слов на прощание всем тем, кто будет вас читать.

— Основная мысль, которую я стараюсь донести до молодого поколения – школьников, студентов — заключается в том, чтобы ребята старались ставить перед собой цели, а не плыли по течению. Осознайте свою цель в жизни, примите решение, чего вы хотите… Не обязательно быть космонавтом! Можно быть доктором, педагогом – очень уважаемые профессии – и при этом двигаться в заданном направлении, тогда в жизни достигнете огромных, колоссальных результатов. Лично для меня важно не просто существовать, а жить для достижения поставленных целей.

Я искренне, от души желаю читателям этого интервью читать его не просто как художественную или публицистическую книгу, а считать его примером. Задайтесь вопросом: чего я хочу в этой жизни? Найдите на него ответ и смело двигайтесь вперед к достижению поставленной цели, никогда не задумываясь: «Нет, это не для меня», «Это может кто-то другой, но только не я». Никто никогда не родился созданным или призванным для высоких достижений, это результат упорного, самоотверженного труда. Это под силу каждому человеку. Я искренне желаю всем достигать своих высот.

С Александром беседовала: Ирина Замотина

Фото: из личного архива Александра Мисуркина

Результат нашей неожиданной встречи с космонавтом Павлом Виноградовым. Интервью было подготовлено по вопросам пользователей Живого Журнала , издания и соцсети Вконтакте .

В ноябре 2014 года меня пригласили рассказать о марсоходах и луноходах на фестивале Робосиб в Иркутске. Вот неплохой репортаж о мероприятии от Леонида Каганова . По счастливой случайности, в числе приглашенных гостей оказался и Павел Владимирович Виноградов . Я предложил ему провести интервью с вопросами из интернета. Он с радостью согласился. Я донимал его почти весь перелет Иркутск-Москва, в результате накопилось много материала и ушло много времени на обработку. Все вопросы и ответы я решил разделить на несколько частей. Условно это будет: “Медицина”, “Психология”, “Техника”, “Роскосмос”. Все они тесно переплетены и чрезвычайно интересны, таких подробностей, зачастую, не найти нигде.

Общение с космонавтами и конструкторами космической техники всегда напоминает мне, что космос - это намного труднее и сложнее, чем нам представляется, чем рисуют книги или кино. И такие беседы - способ на минуту одним глазком заглянуть в сложный и неведомый мир, где человек совершает лишь первые шаги, достигнутые неимоверными усилиями на пределе возможностей.

На счету Павла Владимировича три экспедиции в космос: одна на “Мир” в 1997-м г., и две на МКС в 2006 и 2013-м. В открытом космосе космонавт проработал более 38 часов, за 7 выходов, в том числе участвовал в ликвидации последствий столкновения корабля “Прогресс” со станцией “Мир” в 1997-м.

До вхождения в отряд космонавтов, в НПО "Энергия" Павел занимался автоматизированными системами и взаимодействием экипажей с ними, участвовал, в том числе, в проекте “Буран”.

Накопленные опыт и знания за 34 года работы Павла Виноградова в космической отрасли, бесценны для молодого поколения энтузиастов космоса и всех, кто решает связать свою жизнь с покорением Вселенной.

Сегодня первая часть:

Медицина

Про здоровье и контроль веса

Один из самых популярных вопросов - здоровье. Вы единственный космонавт, который встретил свое шестидесятилетие в космосе, и сейчас так же готовы лететь. Как вы умудряетесь сохранять физическую форму? Даже кровяное давление спрашивают…

Сто двадцать на восемьдесят. Никак не умудряюсь - спасибо папе с мамой.

То есть у вас нет каких-нибудь секретных диет или витаминных комплексов?..

Никогда не занимался диетами или витаминными комплексами. Единственное, что, наверно очень сильно помогло - подработка испытателем в Институте медико-биологических проблем. Это просто фантастический неоценимый опыт, выработки привычки чувствовать себя, чувствовать свой организм, знать свои пределы, знать свои возможности. Мы ходили на запредельных, для нормальных людей, режимах… Конечно есть и физическая подготовка, зарядка: утром пядьтесят раз нагнуться, восемьдесят раз присесть… Я никогда не был фанатом спорта, мне не нравится бегать как лошадь по двадцать километров. Я бегаю для удовольствия, 2-3 иногда 4 километра, в легком темпе. Для меня это скорее эмоциональная разрядка, чем физкультура.
За весом приходится следить. Вот, после крайнего полета, пришлось немного сбросить…

То есть вы там набрали массу?

Я уже перед полетом немного вышел за границу комфортного самочувствия. Мой привычный вес 77-78 кг для моего роста и комплекции нормальный, до полета было 82, после полета набрал 84-85. Это уже ощущалось неким дискомфортом. Я поставил себе цель… Никаких особых диет, никаких исключений, ем спокойно все подряд, что ползает и движется. Просто немного уменьшил рацион питания. Вернулся к физнагрузкам, нормальным для меня - средние и легкие. И вернулся к нормальным для меня 77 кг.

Некоторые космонавты отмечают разницу во вкусах на Земле и на орбите. Было такое? Что нравилось дома, и что на станции?

Примерно половина тех, кто летает, отмечают, что вкусы меняются. Даже не вкусы, а предпочтения. Но мне повезло, я человек всеядный, что нравилось на Земле, то и в полете. Хотя есть что-то вызывающее особенное удовольствие. Творог с орехами - наверно самая любимая еда у всех космонавтов всех экипажей. Рыбные продукты сейчас стали хорошие делать. Вообще диапазон продуктов питания на станции сейчас гигантский - под пятьсот наименований. Есть из чего выбрать. Тем более станция международная и каждая страна старается привнести что-то свое. Наши рационы отличаются. Российское меню периодически меняется, но в основном это какие-то фундаментальные блюда, почти всегда с мясом, очень калорийные, под три тысячи калорий. У американцев много очень хороших вещей, у них различные каши… В общем у нас замечательные рационы, гречка, перловка, картофельное пюре с луком… но в конце это приедается, надоедает. Хочется чего-то простого, земного, картошки вареной с селедкой с маслицем. Где-то через месяц полета уже начинаешь вспоминать.

Про витамины и ум

Принимается ли какой-то комплекс препаратов, для повышения концентрации, умственного тонуса?

Есть целый комплекс препаратов связанных, в основном, с витаминнами и поддержанием нормального кальциевого обмена, для сердечной работы, а-ля панангин. Я не говорю, что это конкретно панангин, но это такого класса. Есть всякие витамины, B, D… Потому что, несмотря на радиационный уровень, витамин D просто не вырабатывается, ему просто неоткуда там вырабатываться. И принимаются профилактические меры, там их целый комплекс, врачи, медицинские службы все время напоминают «ребята, сегодня начинаем вот такой цикл - пять-семь дней». Ну от ума, по-моему ничего не принимали.

Про невесомость и перегрузки

Расскажите про невесомость и про ощущение космоса. Когда понимаешь, что ты в космосе?

Этого мгновения не пропустишь. Сначала 520 секунд выведения, потом толкатели третьей ступени - пиросредства - срабатывают так, что ощущаешь увесистый пинок-удар по спине. Его просто не пропустишь.Невесомость появляется резко: ба-бах, двигатели выключились, третья ступень отстыковалась и всё - полетели.
Как объяснить, что такое невесомость? Если не говорить о параболических полетах в тренировочных самолетах, самое близкое сходство - прыжок с парашютом. И то первые несколько секунд, до раскрытия парашюта. И там немного другое - поток воздуха, ветер, нагрузка…

А подводное плавание?

Там в меньшей степени. Гравитация все равно чувствуется. В воде имитируется возможность переворачиваться как угодно. Но если в “Орлане” [скафандре] тебя перевернули вниз головой в гидробассейне, то внешне кажется как будто невесомость, и скафандр полностью обезвешен - не всплывает и не тонет, но ты же понимаешь, что ты вверх ногами. Там состояние другое - называется гидроневесомость - там отрабатываются навыки ориентации в пространстве, ты можешь крутиться как угодно. Самый реалистичный эффект - это полеты по параболе.

Как организм отреагировал на невесомость? Долго ли проходила адаптация?

У всех по разному, но мне сильно повезло. Мне еще до первого старта говорили: ни в коем случае не смотри в иллюминатор корабля. Это сейчас мы быстро долетаем, а раньше мы уходили в закрутку корабля - батареями ориентировались на солнышко. Режим так и назывался: закрутки на Солнце. Летали так, чтобы батареи всегда были развернуты на солнечную сторону. Вращение довольно интенсивное - 12 градусов в секунду и сила Кориолиса дает о себе знать. Это длилось по несколько часов, 3-4 раза за перелет. Сейчас летаем без закрутки, проще, легче, но восприятие невесомости чисто индивидуально, хотя загружают тренировками нас всех одинаково. Сейчас - кресло Кориолиса, раньше были качели Хилла… В общем есть много устройств, которые вывернут тебя наизнанку. Есть новички, кто поначалу не выдерживал и двух минут вращения на кресле Кориолиса, а надо минимум 10. “Проходной балл” для новичков 10-15 минут. Перед полетом мы крутимся 25-30-40 минут. Врачи говорят “Пока тебе не надоест”, но фактически пока кресло не перестенет оказывать какое-либо воздействие вообще. Кому-то помогает, кому-то нет, поскольку в полете другие вестибулярные расстройства.

Т.е. в полете проблемы с закруткой на Солнце, а не собственно с невесомостью?

Нет, вестибулярные расстройства не только из-за закрутки. Особенные проблемы возникают когда переходишь с малого объема корабля на большой объем станции. Вот там уже бывает совсем плохо, поскольку нет никакого ощущения верха и низа. Пол и потолок условно разделен по цвету, но это не очень помогает.

Сколько у вас заняла адаптация? Когда вы поняли, что на станции себя уверенно чувствуете?

Наверно все-таки несколько дней. Поскольку помимо вестибулярных ощущений идет еще и перераспределение т.н. гемодинамики. Перераспределение крови в организме. Даже видна отечность лица, отечность шеи, потому что кровь приливает к голове. Наша верхняя часть тела на Земле не подвержена таким воздействиям и вот это вызывает некоторый дискомфорт - заложенность носа, отек лица… Но проходит на 3-4-5-день. Есть у нас и средства профилактики, которые мы носим первую неделю - медицина рекомендует. Костюмы специальные, которые не дают возможности расслабляться мышцам. Нагрузочный костюм “Пингвин”, он похож на обычный летный комбинезон, но в нем очень много резинок. Они заставляют работать мышцы спины, бедра, голени, рук, плечевой пояс. Все тело охватывают. Такой костюм рекомендуют носить вначале полета, но кто-то предпочитает носить весь полет - это рекомендуют. Я его носил в первом полете очень мало, т.к. было очень жарко, но и в другие полеты тоже не долго.

Есть ли зависимость от чувства невесомости? Есть ли желание повторить его снова?

Если кто-то ее легко переносит - конечно есть, безусловно. Это как один раз поднялся на гору, и тебя тянет в эти горы еще сто раз. Как один раз выпрыгнул с парашютом, и хочется прыгать и прыгать. Или нырнул под воду и хочется нырять и нырять (смеется). Конечно, тянет. Вспоминается через месяц, дней через пять-семь - восемь, когда немножко пройдут всякие боли в спине. Думаешь «я бы еще полетел».

Рассказывают про такую привычку, когда космонавт может кружку на воздух поставить.

Да у меня так и было, я когда первый раз вернулся из полета, попросил у жены стаканчик воды, выпил и отпустил стакан, без всяких задних мыслей. И в полете точно так же, земные привычки. Что-нибудь написал ручкой, положил ручку на стол. Только оглянулся - ее уже нет. Это везде и всюду.

А как перегрузки переносили?

Перегрузки довольно спокойно переносятся - это тренируемая вещь - летаем на самолетах, крутимся на центрифуге по графику выведения-спуска.

Тело уже готово?

Есть перегрузки штатные - это 4,5-4,6 единиц. Есть режимы, они тоже штатные, но мы стараемся их избегать - на неуправляемом баллистическом спуске. Там перегрузки повыше - 8,5-9 единиц.

Есть разница в ощущениях перегрузки на выведении и спуске?

Конечно, режимы разные. Ракета работает достаточно плавно, скорость набирает плавно. На этапе работы первой ступени перегрузка 1-1,5 единиц. К 25-30 секунде постепенно растет, но при отделении ступени падает практически до нуля. На спуске перегрузки выше.

Про зачатие и роды в невесомости

Расскажите о каких-нибудь экспериментах на "Мире" или МКС

Были у нас тритоны на "Мире". Официально кличек у них не было, только одну самку мы звали Анюта. У них на лапках были прикреплены цветные бусинки и мы по цвету их различали. К сожалению, она у нас умерла от сердечной недостаточности. У нас их было 14 штук. Мы их привезли на орбиту живых здоровых. Но им не повезло уже на Земле. Мы не очень удачно сели с Толей Соловьевым, сели в жуткую пургу 19 февраля. За нами прилетел один единственный вертолет командующего воздушной армией, вместе с генералом. Он нас забрал, а всех остальных оставил: парашютистов, команду технического обслуживания. Мороз был градусов минус 18-19. Пока к ним добрались спасательные машины… В общем тритоны у нас просто замерзли в спускаемом аппарате, к сожалению.

Но экспериментов было очень много. Я работал по французской программе очень много, там были интереснейшие биологические эксперименты. Был такой эксперимент "Ферти", в переводе это "рождение, зачатие", т.е. как рождается. Тоже выращивали там тритонов, но совсем на другой стадии. Доставляли на станцию икру, из нее появлялись мальки, из мальков головастики, из головастиков тритончики… Ставилась задача посмотреть развитие икринок, и пришли к очень плачевным результатам. Очень много было дефектного деления. Обычно все живое делится кратно: одна яйцеклатка делится пополам, потом на четыре, восемь, шестнадцать и пошло-пошло-пошло… А там вылавливали большой процент т.н. "патологического деления", к примеру делилось на два, а потом не на четыре, а на три, или с четырех на пять… Вот такие вещи. Так что такие дикие возгласы, мол давайте отправим супружескую или какую пару куда-нибудь в космос и там все это дело сделаем, ну это с точки зрения человеческой - это бредятина. Это же сложнейший процесс даже не рождения человека, а его развития, зачатия. В общем я бы не рисковал.

Про секс

А сам процесс-то зачатия в невесомости возможен? Как там вообще с этой функцией?

Абсолютно реально. Я думаю, что человечество может заниматься этим вообще в любых местах. Мне так кажется. Там даже проще - и на стене и на потолке можно, где хочешь. Было бы желание, а желание есть.

Нет ли каких-нибудь проблем в этой сфере по возвращении на Землю?

Ну, не знаю, по-моему нет. Во всяком случае никто не говорил о проблемах. "Вот, я прилетел и там все плохо" Как раз все отмечают наоборот. С этим делом все хорошо.

Т.е. жены рады возвращению?

Про сон

Про сон было несколько вопросов: во-первых отличаются ли сны, которые ты видишь на земле и в космосе. И один такой полумистический вопрос: не было ли такого, чтобы все члены экипажа, или несколько членов экипажа, одновременно увидели один и тот же сон?

Не знаю, во-первых, я ни с кем рядом не спал, и спросить, что снится… (смеется). Во-вторых, мне сны, не знаю к счастью или к сожалению, не снятся и на Земле вообще. Ну может они и снятся, но я их не помню. Точно так же и в космосе не снились.

Про то как сон оформлен, уже достаточно известно, про спальный мешок там…

Ну спится… Спится вообще очень плохо и отвратительно, потому что на нашем сегменте достаточно шумно. 65-67 децибел. Это шум чуть меньше чем внутри самолета. Поэтому про сон могу сказать, конечно он хуже, чем на Земле. Мне всегда недоставало подушки, потому что голова болтается в этом спальном мешке. Я себе унтята [меховые сапоги] приделал вместо подушек. Вывернешь их наизнанку. Которые меховые, пока они не поношенные, чистые. Вывернешь их, один в другой вставишь, и вроде как подушка.

По поводу вспышек на глазах, есть ли такое, когда космические частицы в зрачки попадают?

Это ночью? или и днем тоже может случаться?

Если очень мощное излучение, то это видно даже днем, при нормальном свете, такая вспышка. Бывает и ночью. Ночью даже иногда даже просыпаешься от этого. То есть, видимо, сон не очень глубокий, и вспышка… Очень легко потерять ориентацию когда спишь. Просто просыпаешься, естественно в спальном мешке, естественно свет выключен. У меня все-таки всегда была иллюзия, что я сплю горизонтально, то есть моя вертикальная каюта, она как будто горизонтально лежит, или перевернуто. То есть такого ощущения, что я сплю на стенке вертикально, как я нормально физически сплю, у меня бывало редко.

Про тишину

Тишину космоса сложно услышать?

Я один раз только слышал, когда у нас на Мире вырубало систему управления, и мы вообще впадали… То есть станция замирала, выключались вентиляторы, выходили на минимум, то есть напряжение падало ниже чем минимальный порог, все останавливалось нафиг, и начинал скрипеть корпус, потому что там он с одной стороны охлаждается, а с другой нагревается. Вот это то, что называется гробовая тишина (смеется). Вот это страшно.

Про запах космоса

Про запах на станции: Если принять душ невозможно, а физические нагрузки обязательны, не пахнет ли станция как тренажерный зал?

Не пахнет, потому что у нас системы очистки воздуха, на три порядка лучше чем в любом физкультурном зале. Убирается все. Запахи, кетоны, которые могут пахнуть, или что угодно. Конечно, есть специфический запах на станции, потому что это запах машины. Как в новый самолет зайдешь - он там пахнет чем угодно, там изоляцией… Ну это нормальный такой запах… Нет, нету.

А вот про запах космоса, не так давно писали, что там пахнет озоном, или запах сварки или что то такое…

Да, это горелый металл. Вот, наверное, самое ближнее сравнение. Если кто был там на металлургических комбинатах, там где домна, вот там такой запах. Всегда.

Когда он начинается?

Корабль стыкуется, и когда вот эти семь тонн… в принципе у нас же гнездо которое его держит, оно же вот такого диаметра (показывает), и вот этот лепесток передний, на выдвижном шнуре, он попадает в корпус и начинает по нему двигаться. Скорости там не большие, 12-15 сантиметров в секунду, но, во-первых это металл по металлу, это вакуум, начинается то, что мы называем холодная сварка трением. Когда он стыкуется, уходит в зацепление, крюки закрываются, и дальше, когда мы начинаем надувать эту полость, туда попадает воздух, и естественно начинает пахнуть вот этим жженым металлом. Вот тогда говорят «понюхай чем пахнет космос», он действительно такой.

То есть это реальное происхождение такого запаха?

Это я себе так объясняю, потому что ничем другим…

А когда выход в открытый космос в скафандре, через шлюз, есть этот запах?

Нет, потому что у нас внутри кислород. Есть запах, когда обратное шлюзование идет, то есть обратно пришел… Есть, он такой, немного озоном попахивает, когда наддули наш шлюзовой отсек, или американский. И когда снимаешь скафандр, вот этот запах свежести, озона… что-то такое есть.

Про космических мутантов

По поводу биологической опасности, про грибки на "Мире" рассказывали…

Они есть и на МКС. Есть у нас такая доктор наук Новикова Наталья , и она там какие-то страшные ужасы рассказывает, что да, есть мутирующие грибки, но они в основном все завезены с Земли, и как бы мы ни обрабатывались они выживают. Они немножко другие, но самое главное, что никаких патогенных грибов там никогда не обнаруживали. То есть все грибы, которые там существуют, их достаточно большая разновидность, мы регулярно берем пробы с поверхности, с вентиляции, с себя, все это упаковывается и отправляется на Землю, там изучается, так вот, никаких патогенных вещей там не обнаружено ни разу.

А не было ли таких которые вредны станции, например разрушали пластик или какие то покрытия?

Есть такие. Но мы научились с ними бороться в том плане, что придумали пластик, который они не едят. (смеется)

Я даже про алюминий слышал легенды…

Да, есть. Ну это даже не грибковые, хотя может и грибковые поражения, но первоначально это механические повреждения, а уже потом там начинает что-то расти. Или химические какие-то повреждения. Урину пролили консервированную, а там кислота… Ну были у нас случаи, но я никогда не слышал, чтобы это было что-то необъяснимое ВООБЩЕ. В конце-концов до этого доходили. Но то что там патогена нет - вот это самое главное.

Про усы

Не мешают ли усы в космосе, и не приходится ли бриться чаще чем обычно?

Чаще - нет, усы не мешают, Стрижемся там раз в три месяца, специальные у нас машинки есть, подсоединенные к пылесосу, чтоб ничего не разлеталось. Сразу это все, естественно отсасывается, собирается и все.

Продолжение следует...

И большущее спасибо

Даже если вы никогда не мечтали стать космонавтом и едва ли найдёте на ночном небе Полярную звезду, рассказы о полётах в космос могут оказывать волшебное действие. Во-первых, внимая тем, кто был в космосе, мы как будто сами приподнимаемся над ежедневной суетой, вглядываемся в горизонты научных открытий и смотрим на человечество немного со стороны, пытаясь представить, что будет с Homo sapiens в будущем. Во-вторых, понимая, что из 7 миллиардов населения Земли в космосе побывало менее 600 человек, сложно не задуматься об их уникальном опыте и не задаться вопросом: «А как там, в космосе?..»

Ответ на этот вопрос несложно найти в мемуарах космонавтов, а теперь ещё и на каналах YouTube, которые ведутся буквально с борта Международной космической станции. Поэтому, когда у нас появилась возможность взять интервью у Александра Мисуркина, мы удержались от расспросов: «А как там?..» - и поговорили с Александром о его образовательном опыте.

Александр Мисуркин

116-й космонавт России и 528-й космонавт мира. На сегодняшний день совершил один космический полёт, который продолжался 166 суток, с 29 марта по 11 сентября 2013 года. За время полёта три раза выходил в открытый космос. Александр Мисуркин состоит в отряде космонавтов Роскосмоса, регулярно принимает участие в научно-популяризаторских встречах, посвящённых космонавтике, лично ведёт группу «Вконтакте» «Космос: Начало пути!» и свой канал на YouTube .

Обычный среднестатистический… космонавт

Вы говорили в других интервью, что хотели быть космонавтом с детства. Что было самым сложным на каждом этапе движения к цели - в школе, авиаучилище, Центре подготовки космонавтов? Что приходилось преодолевать, учась?

Действительно, я с детства мечтал быть космонавтом, такую цель я себе поставил где-то лет в 11-12. Я учился в школе-лицее №1 им. М.В. Ломоносова в Орле. До старшей школы я был отличником, не прикладывая особых усилий. У меня были мысли уйти после девятого класса в училище, но мой классный руководитель Зоя Алексеевна убедила меня остаться в школе. Это был сильный лицей, и после девятого класса в нём собирали мотивированных старшеклассников из всех школ города. Требования там были очень высокие, и я с уровня отличника вдруг оказался в глубокой-глубокой серединке.

Так я впервые ощутил, что у меня есть самолюбие, и запомнил на всю жизнь, что мои собственные способности умеренно-средние, что я абсолютно среднестатистический человек.

Но при этом вся моя подготовка шла достаточно ровно, хотя на каждом этапе приходилось прикладывать усилия - ведь про рыбку, которая не ловится без труда, мы все знаем.

Вспоминаются моменты, когда я был в ожидании нового испытания, новой ступеньки, нового препятствия - и переживал за это. Например, в ожидании сурдокамеры в Центре подготовки космонавтов. Есть такая экспертиза, её цель - оценка нервно-психической устойчивости человека в условиях изоляции от внешнего мира, непрерывного бодрствования (в течение 64 часов) и выполнения заданной работы. Она проводится один раз, и по результатам её прохождения ты либо остаёшься в этой игре, либо нет.

Безусловно, я переживал перед тем, как её проходить. Тем более что рассказы тех, кто там уже был, не очень-то успокаивали. Но когда это осталось позади, я подумал: а зачем я, собственно, переживал? Оказалось - преодолимо.

- Есть ли у вас любимый «космический» предмет - учебная дисциплина, связанная с вашей профессией?

Если мы говорим о предмете в классическом понимании, «за партой», тогда это космическая навигация и баллистика, которые нам читал Алексей Тимофеевич Митин (дай Бог ему крепкого здоровья!) А если говорить в общем, то СППК (специальная парашютная подготовка космонавтов) - это мой любимый «урок» в принципе, так как он помогает развивать качества, необходимые любому мужчине: смелость, самообладание, высокий уровень работоспособности в стрессовой ситуации, в условиях острого дефицита времени.

В мемуарах многих космонавтов можно найти строчки о том, что им всю жизнь приходилось учиться новому. Сколько времени занимает учёба в вашей работе? И чему вам сейчас сложнее всего учиться?

Я не могу сейчас сказать, что каждый день учусь чему-то новому. В моём случае речь идёт о развитии и поддержании навыков: чтобы постоянно поддерживать квалификацию, нужны тренировки. Это навыки работы на различных тренажёрах - ручное управление космической техникой на разных этапах, работа в космической станции по обслуживанию систем, работа с полезной нагрузкой (выполнение научных задач).

Например, есть такая тренировка - ручное управление спуском (РУС). Оно предполагает решение непростых математических задач в реальном времени под воздействием перегрузок. В жизни такого не случалось никогда, но, если часть оборудования системы управления спуском откажет, экипаж может выполнить спуск в ручном режиме и точно произвести приземление. Выходя первый раз на экзамен перед первым полётом, я думал, что уже научился выполнять это задание, но благополучно получил «двойку». На следующий день я её пересдал, но именно благодаря двойке пришло осознание, что я не понимал до сих пор одного очень важного принципа.

Что касается второй части вопроса, то сейчас я тренируюсь как командир экипажа, это и большая ответственность, и высокое доверие. Именно этот аспект и является наиболее сложным на данный момент.

Тяжело в учении, легко в невесомости?

- Если говорить о тренировках на тренажёрах - бывает ли такое, что экипаж не выполняет задание и «погибает»?

Естественно, при работе на тренажёрах разыгрываются сценарии аварийных ситуаций. Если говорить о космической станции, то там наиболее опасными ситуациями являются разгерметизация, пожар и выброс аммиака из системы терморегулирования американского сегмента в атмосферу МКС (вероятность последнего мала, но всё же есть, поэтому мы уделяем много времени этой тренировке).

На корабле тоже всего хватает. Например, один из вариантов отрабатываемых ситуаций - пожар.

Вы втроём сидите в объёме телефонной будки в позе эмбрионов, и вдруг всё оставшееся пространство между тобой и пультом заполняется дымом…

Могут разыгрываться переходы между станцией и кораблём. Например, станция сгорела, и ты должен отстыковаться и улететь. При этом тебе нужно надеть скафандр в противогазе, потом снять противогаз, застегнуть скафандр… Ситуации, конечно, для первого раза непростые. Но таких случаев, чтобы экипаж «погибал», не припомню.

Думаю, это потому, что каждой тренировке предшествует этап подготовки: теоретические занятия, практическая работа с инструкторами. В результате мы в процессе тренировок на тренажёрах допускаем ошибки, которые сказываются на оптимальности. Например, спасаем меньший объём МКС от разгерметизации, чем могли бы. Или - станция сгорела, но ты в итоге улетел, а мог потушить пожар и остаться.

Но процесс обучения не бывает гладким. Я когда-то встретил интересный пример в одной статье. Там описывалось, как молодой человек брал яхту в аренду, а когда её возвращал, сказал, что не поставил на ней ни одной царапинки. На что ему хозяин яхты, бывалый моряк, ответил: «Да, у вас всё в порядке, но, думаю, вы мало чему научились. Чтобы стать настоящим моряком, капитан должен утопить хотя бы пару кораблей».

Полагаю, что теория и практика в вашей работе максимально близки. Но наверняка есть какой-то люфт между ними. Насколько то, чему вы учились в Центре подготовки космонавтов, отличалось от того, что ждало вас в космосе на самом деле?

Я глубоко благодарен моим инструкторам в Центре за то, что они дали достаточный уровень знаний, который позволил мне без проблем заниматься корабельной деятельностью, даже сталкиваясь с тем, чего не было на тренировках.

Небольшой люфт был с точки зрения наполненности тренажёров на тот момент - сейчас тренажёры МКС гораздо ближе к реальности по части компьютерной сети, например, чем было во время моей подготовки к первому полёту. Но уровень данных мне знаний позволил абсолютно комфортно справиться с этим на борту.

Самый серьёзный люфт, который я бы назвал - это факторы космического полёта, в первую очередь - невесомость. На Земле невозможно смоделировать её идеально. Мы отрабатываем выход в открытый космос на уникальном стенде, в гидролаборатории, и я не ожидал, что те операции, которые там вообще не представляли сложности, будут вызывать вопросы в космосе. А так случилось.

Например, перемещение по грузовой стреле - это такая телескопическая «удочка» для переноса грузов и космонавтов с одного места внешней поверхности станции на другое. По ней, как по мостику, можно пройти.

Если под водой это была сама собой разумеющаяся вещь, то в космосе задача оказалась нетривиальной. И я морщил все морщины на лбу, пытаясь понять: как передвигаться?

Вода стабилизирует твоё положение и положение грузовой балки в пространстве, она является дополнительной точкой опоры. А в космосе я понимаю, что стрела жёстко не зафиксирована, устройство, с помощью которого я должен перемещаться, имеет большой люфт, я тоже не зафиксирован. И не понимаю, как превратить все наши колебательные движения в поступательное в нужном мне направлении.

Через некоторое время я сообразил: обхватил эту стрелу ногами и пополз по ней «гусеницей». Не знаю, правда это или нет, но мне сказали, что я был вторым человеком, передвигавшимся по ней таким способом.

Тимбилдинг для космонавтов

Вы проходили подготовку не только в России, но и за рубежом, и, наверное, можете сравнивать разные подходы к обучению. В чём, по-вашему, разница?

Если бы вы спросили меня об этом лет пять назад, я бы сказал уверено, что разница есть, она чувствуется. Моя подготовка здесь, дома, кажется мне более фундаментальной: меня учили понимать принципы различных процессов, понимать, что и почему происходит, и на основании фундаментальной базы принимать решения. То, чему я учился в других космических агентствах, выглядело более формализованным и привязанным к пошаговым действиям согласно инструкции.

Но вот сейчас я бы не стал так категорично сравнивать эти виды подготовки, потому что у них разные задачи. У нас есть три уровня подготовки: «специалист», «оператор» и «пользователь». Если по российскому кораблю я специалист, то по большинству американских систем я только пользователь. Но объём информации и количество времени на подготовку, которые мне предоставлялись дома и в зарубежных центрах, несопоставимы.

Невозможно за маленький кусочек времени дать настолько широкий объём знаний, чтобы ты понял принцип построения системы, что, почему и как. А я люблю именно понимать, что происходит. Не люблю действовать по инструкции, не понимая, почему.

- Чувствуете ли вы, работая в международных командах, что все учились в разных школах?

Думаю, это очень субъективно, я разницы не чувствую. Мне комфортно работать с международным экипажем. Отчасти потому, что во время космического полёта ты можешь не пересекаться с коллегами сутками: один выполняет задачи в российском сегменте, другой в американском. Но мы много взаимодействуем на тренировках по выживанию на этапе подготовки, и никаких разногласий у нас не возникает. Да и подбирают в космонавты людей, достаточно гибких для работы в коллективе.

- А как космонавты учатся командной работе? Есть ли специальные программы тимбилдинга для космонавтов?

У меня нет большого опыта участия в подобных программах, чтобы сравнивать то, что проходит для космонавтов и для не-космонавтов. Но в рамках моей космической деятельности у нас проходила такая программа, и я уверен, что это самая уникальная программа данной направленности, которая только могла бы быть.

Она была организована специалистами Европейского космического агентства и проходила в пещерах Сардинии в сентябре 2014 года, в течение двух недель. По сути это была тренировка командной работы и лидерских навыков. Нас было 5 человек: два летавших космонавта, два не летавших и один представитель Европейского космического агентства. Мы должны были сами определить себе роли в команде, командир мог поменяться по желанию всей команды лишь единожды. Мы спустились в пещеру до того места, до которого дошли предыдущие экипажи, и дальше шли туда, куда до нас якобы никто не ходил. Перед нами стояли инженерные задачи - исследование пространства пещер и продвижение в её глубины, - и научные - исследование местной флоры и фауны.

Кроме того, это было сопряжено с риском. Это была абсолютно боевая обстановка с точки зрения спелеологии, которая требовала серьёзной подготовки и соблюдения техники безопасности.

Все психологические факторы сходятся - что в космосе, что в пещере. Присутствует фактор стресса - ты находишься в незнакомой среде и только-только учишься, как в ней жить, как себя вести. Есть плотный наполненный график работы, плюс замкнутый коллектив - в пещере далеко не убежишь.

С точки зрения психологии и тимбилдинга было крайне интересно. Там я единственный раз в жизни пытался вести дневник, чтобы анализировать происходящее.

До тренировки я даже не мог себе представить, что за две недели совершенно с другой стороны открою для себя человека, который до этого четыре месяца был со мной в космосе, и что мы станем настоящими друзьями. Я всегда считал, что дружба - это то, что закладывается с детства, в студенчестве, но никак не в зрелом возрасте. Это незабываемый, полезный опыт, за который я очень благодарен организаторам.

Вы не раз отмечали, как важно для космонавта обладать чувством юмора. Расскажите, пожалуйста, как космонавты шутят друг над другом?

Да, я думаю, чувство юмора - одно из важных качеств космонавта, с точки зрения психологии жизни маленькой группы людей в замкнутом объёме при воздействии постоянного стресса.

Мне больше нравятся примеры, когда космонавты шутят не друг над другом, а друг для друга. Это гораздо более дружеское проявление чувства юмора.

Например, случай из моего космического полёта. Наш экипаж - командир Павел Владимирович Виноградов, Крис Кессиди и я, - готовился к прибытию на МКС космонавтов Федора Николаевича Юрчихина, Луки Пармитано и Карен Найберг. Насколько мы знали, Лука всегда стрижётся налысо. Крис Кессиди в рамках подготовки к этой встрече взял и тоже обрил голову, чтобы показать, как он рад видеть Луку. Когда Лука открыл люк, увидел лысого Криса и понял, в чём дело - это было очень весело и мило. Потом на видеозаписи я отметил, что они похожи, как братья - разве что у Криса голова незагорелая. Это было по-дружески тепло.

Лучше быть на рубежах неизведанного, чем в архивах истории

Как, по-Вашему, нужно ли сейчас повышать престиж профессии космонавта? И что ждёт эту профессию в обозримом будущем?

Я вовсе не думаю, что все дети должны хотеть стать космонавтами. Но, как любой патриот своего дела, я считаю, что престиж нужно повышать: хочется иметь дело с лучшими из лучших. Я общаюсь с сотрудниками других космических агентств и вижу, как велико количество желающих стать астронавтами в Европе и Америке. Мне хочется, чтобы у нас их тоже было много.

Но при этом в своей популяризационной деятельности я делаю акцент на другом: ты должен стремиться реализоваться в том, к чему у тебя есть наибольшая склонность. Не обязательно всем мечтать о космосе. Я считаю, важно понять, почувствовать, к какой деятельности у тебя есть страсть, и развиваться в этой деятельности до «космических высот».

Мне недавно повезло побывать на конференции Russian-American Science Association (это сообщество русскоязычных учёных, проживающих в США), и я чувствовал себя так же, как, я вижу, чувствуют себя люди, когда космонавт приезжает в глубинку. Почему? Потому что я соприкоснулся с людьми, которые стоят на рубеже знаний человечества в своей области. Моя страсть - достичь рубежей, где человечество ещё не было физически. На Луне - было, на Марсе - пока нет.

Все мои воззвания в интернете направлены на то, чтобы люди не плыли просто по течению: не шли в школу только потому, что так надо, не поступали в институт потому, что такова система.

Делать это всё нужно с горением сердца в том направлении, которое тебе интересно. Быть доктором, учителем - не менее почётно, чем космонавтом.

Не берусь судить о перспективах профессии, но могу высказать свои пожелания. Я очень надеюсь, что мы перерастём в ближайшем будущем - пока я ещё буду активным космонавтом - низкую орбиту и начнём летать за её пределы. Я не сомневаюсь, что человечество освоится за пределами атмосферы.

Другой вопрос - где мы, я имею в виду Россию, хотим себя видеть в этом процессе? На рубеже космических знаний или в истории? Мне бы хотелось быть на рубеже.

Фотография в оформлении статьи: Александр Мисуркин

Во всем мире 12 апреля отмечается День авиации и космонавтики, посвященный первому полету человека в космос. Накануне праздника The Village пообщался с действующим российским космонавтом Олегом Артемьевым, который ведет с орбиты популярный инстаграм-блог под ником @olegmks . Интервью прошло в новой версии Direct Instagram, которая официально запустилась 11 апреля: теперь в личных сообщениях можно отправлять и видео, которые самоустранятся после просмотра.

- Как можно описать ощущение невесомости словами?

Это состояние свободного полета, парения. Оно очень тесно связано с романтикой и наслаждением. Человек счастлив в невесомости, хотя она очень коварна.

- Вы мечтали стать космонавтом в детстве?

Не мечтал. Мечтал быть моряком, но не получилось. Хотя космонавтика тоже своего рода плавание, только звездоплавание. Я захотел стать космонавтом, когда был студентом МГТУ имени Баумана, в котором проходила встреча с руководителем полета, летчиком-космонавтом Владимиром Соловьевым. После нее многие и заразились идеей стать космонавтами.

- Почему вы стали блогером, нравится ли вам это?

Идея делиться фотографиями пришла не мне. Это было обычное задание «Роскосмоса», от той команды, которая начала работать в 2014 году. По их заданию я начал вести и твиттер, и инстаграм. Но мне это понравилось. Когда я читаю комментарии, то чувствую, что ведение соцсетей очень полезно для тех людей, которые интересуются космонавтикой, это заряжает их идеей полета в космос. Чем больше таких людей, тем легче потом летать в космос. Показательный случай: мне написали читатели из одного отдаленного от столиц села, что, помимо газеты «СПИД Инфо», они теперь выписывают журнал «Новости космонавтики », потому что подписаны на мои аккаунты в Instagram и Twitter.

Пока ты в космосе, не всегда получается отвечать на все комментарии, потому что есть проблемы с интернетом. Но и после возвращения на Землю, на самом деле, времени тоже не хватает. Обычно я стараюсь выделять полчаса-час в пятницу на то, чтобы ответить на вопросы.

- Какие навыки, полученные на орбите, пригодились дома?

Здесь ровно наоборот: навыки, полученные на Земле, очень пригодятся в космосе. Тем, кто служил в армии, жил в общежитии, конечно, в космосе легче. Там приобретаются терпимость, доброжелательность, умение договориться с людьми - это очень сильно понадобится на орбите. Нужны, конечно, и навыки рабочих профессий: умение ремонтировать что-то, дружить с техникой, умение держать инструменты и работать с ними. Короче говоря, если человек самостоятельно может своими руками отремонтировать квартиру, ему и в космосе будет комфортно.

- Зачем сейчас вообще людям летать в космос?

Цель космических полетов - сделать нашу жизнь на Земле более мирной, уютной, комфортной, открыть новые планеты, запасные планеты для нашей Земли, открыть новые миры.

- Что страшнее - взлет или посадка?

И старт, и посадка - это одни из самых ответственных операций, или этапов, космического полета. Иногда считается, что посадка более опасна, чем старт. Но у всех космонавтов разные мнения на этот счет. Мне кажется, что старт и посадка равнозначны.

- Как вы относитесь к пустоте в космосе и что вас пугает?

К пустоте в космосе я отношусь с уважением. Пытаюсь вспомнить, что пугает, но так ничего и не вспомнил. На самом деле, страх у космонавтов выбивается еще до первого полета на этапах общекосмической подготовки и тренировок. У нас есть специальная парашютная подготовка, которая позволяет действовать хладнокровно в любой экстремальной и экстраэкстремальной ситуации.

- Снятся ли вам кошмары?

Кошмары как таковые в космосе не снились. Но есть повторяющийся сон, в котором ты летишь на побывку (недолгий отпуск. - Прим. ред.) на Землю, и потом получается так, что опаздываешь на свою ракету. Тогда, конечно, просыпаешься очень резво.

- В самолете томатный сок вкуснее, чем на земле. А есть еда, которая вкуснее в невесомости?

Да, есть такое явление и в космосе. Например, творог с орехами. На МКС это настоящая валюта. Все его очень любят: и россияне, и американцы. Еще в космосе очень вкусное какао. Оно быстрее всего заканчивается.

- Где лучше - в космосе или на Земле?

В космосе лучше работать, а жить - лучше на Земле. Идеально, если с утра улетать в космос на работу, а вечером возвращаться домой к семье.

- Как проходит ваше общение с семьей? Сколько времени вам дают на отдых?

Когда ты в космосе, можно позвонить раз-другой по IP-телефонии, раз в неделю у нас есть возможность видеоконференции на 15–20 минут, мы пользуемся программой наподобие скайпа. В это время можно пообщаться с женой и ребенком или с гостями, которые специально для этого приходят к нам домой. Такая видеоконференция бывает и с Центром управления полетами.

Режим отдыха у нас такой: восемь с половиной часов - сон, а личное время примерно полтора-два часа в день. Но это время мы обычно тратим на дополнительную работу: эксперименты, техобслуживание. Время в космосе очень дорого, поэтому стараешься использовать его по полной на пользу дела.

- По какому часовому поясу работает МКС?

Мы живем и работаем по Гринвичу, это сделано специально, чтобы было удобно и по справедливости для работы с ЦУПом в Королёве и в Хьюстоне в Америке. Утро и день определяется по часам. Глядя в иллюминатор, время не определишь: у нас 16 раз в сутки меняются день и тень.

В космосе ценишь каждую секунду, даже каждую миллисекунду. Оно летит очень быстро, если занят с утра до вечера. Как только есть время для того, чтобы ничего не делать, время тянется очень медленно.

- А какой самый удивительный предмет, который люди привозили на МКС?

Может быть, это музыкальные инструменты. Их было довольно-таки много: флейта, гитара, клавишные, губная гармошка. Это те самые удивительные вещи, которые помогают там жить.

- Как вы считаете, были ли американцы на Луне?

Конечно, американцы были на Луне - для меня в этом сомнений никаких нет.

- Назовите лучший фильм о космосе.

Один из самых достойных фильмов - это «Гаттака». Еще «Солярис» старый, «Одиссея» Кларка. На самом деле, все фильмы про космос надо смотреть. Все без исключения.

Фотографии: Олег Артемьев / «Роскосмос»