Предметный образ буквы у. Приемы запоминания графического облика букв методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Приемы запоминание графического облика букв

Хорошо известно, как тяжело ребенку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в распознавании, соотнесении с конкретными звуками. Практика показывает, что достижение желаемого результата достигается двумя путями.

Первый из них – обстоятельная работа над графическим обликом буквы на уроке. Лучше запомнить конфигурации буквы помогают следующие приёмы:

  1. поэлементный анализ облика буквы (Из каких частей состоит буква: палочек или кружочков?);
  2. сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?);
  3. сравнение новой буквы с уже изученными (Какую букву напоминает новая буква?);
  4. поиски буквы в общеклассной и индивидуальной кассах (Найди домик, в котором живет буква.);
  5. конструирование буквы: выкладывание её из счетных палочек, кубиков; лепка из пластилина; вырывание из бумаги (Сделай букву.);
  6. печатание буквы в тетрадях, блокнотах с нелинованной бумагой (Напечатай букву.);
  7. распознавание буквы в предложениях, текстах (Подсчитай сколько раз новая буква встречается в строке, в тексте.);

Второй путь, который обеспечивает запоминание учащимися графического облика букв, - регулярное повторение изученных звуков и букв. Какой механизм лежит в основе психических процессов при запоминании учениками букв? Психолог Т.Г. Егоров отмечал, что при воздействии на слуховой анализатор его деятельность связывается с деятельностью соответствующих речедвигательных и зрительных органов и создаётся ассоциативная цепь: фонема – артикуляция – буква. Эта цепочка, если она хорошо закреплена, возникает в мозгу ребенка одновременно и независимо от того, какое звено этой цепи активизировано нами. Ребёнок, услышав тот или иной звук на уроке обучения грамоте, немедленно отвечает на него соответствующими речедеятельными процессами и точно представляет себе зрительный образ – букву, которая соответствует этому звуку речи. То же самое мы будем иметь и тогда, когда покажем ему букву: увидев её, ребенок тут же соотнесёт графический образ с определенной фонемой и ответит соответствующей артикуляцией.

Задача учителя заключается в том, чтобы эту ассоциативную цепь не только создать, но и закрепить. Поэтому на каждом уроке чтения и письма я отвожу специальное время на решение этой задачи. Нетрадиционному интересному построению такого этапа урока, направленного на повторение изученных звуков и букв, помогают дидактические игры. Они настраивают ученика всматриваться в графический облик буквы; анализировать её конфигурацию, вспоминать звуковые эквиваленты.

Поймай букву.

Оборудование: карточки с текстами из газет, старых книг.

Описание игры. Все ученик получают карточки. По сигналу учителя дети начинают просматривать текст по строчкам, обводя кружком букву, указанную учителем. Побеждает тот, кто обведет большее количество букв.

Может быть и такой вариант игры: игра усложняется. Учитель предлагает поймать две буквы. Одну букву дети обводят кружком, а другую подчеркивают.

Буквы – подружки.

Оборудование: на доске выставляются два столбика букв: во втором такие же, как и в первом, но в другом порядке.

Описание игры. Учитель предлагает найти каждой букве из первого столбика букву – подружку (такую же) во втором столбике и «связать» их верёвочкой – соединить чертой. Вызванный ученик находит пару.

Может быть и такой вариант игры: оборудование для игры являются индивидуальные карточки. Побеждает тот, кто находит подружек раньше других.

Напиши в воздухе.

Описание игры. Учитель предлагает вызванному ученику представить, что у него в руках мел, и что он пишет на доске какую – либо букву. Ученик, повернувшись спиной к классу, чертит в воздухе букву. Дети отгадывают, какую букву он написал.

Напиши букву, с которой начинается название предмета.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Учитель показывает предметную картинку, дети определяют первый звук в слове – предмете (можно второй, третий, последний) и записывают соответствующую печатную букву. Игру можно проводить в виде соревнований трех – четырех учеников у доски, а можно включить в неё весь класс, организовав по окончании взаимопроверку в парах.

Угадай букву.

Описание игры. Выбирается водящий. Он закрывает и протягивает ладонь. Ученики по очереди подходят к водящему и пальцем пишут буквы по его ладони. Тот, чью букву не отгадали, становиться водящим.

Полубуковка.

Оборудование: ширма с размером тетрадный листок, карточки букв из кассы.

Описание игры. Учитель прячет карточку с буквой за ширму, потом выдвигает ее из – за ширмы таким образом, чтобы была видна половина буквы (верхняя, нижняя, правая, левая). Дети называют букву.

Выбирай правильно.

Описание игры. На доске парами размещены одноименные печатные буквы: одна из них – в зеркальном отображении. Вызванный ученик стирает с доски неправильно написанную букву и называет ту, что осталась.

Как из одной буквы сделать другую.

Описание игры. На доске написаны печатные буквы. Веселый карандаш предлагает подумать, как из одной буквы сделать какую – нибудь другую. Дети по очереди подходят к доске. Дорисовывают или убирают необходимые элементы и объясняют: «Из буквы Г я сделал букву П, из буквы Г- Т, П, Б; из Р – В, Ф,; из К – Ж;, из Ъ- В, Б; из С – О, Ю, Ф; из Ю – Н, П, Т, О и т. д,

Пишу – печатаю.

Описание игры. К доске выходят два ученика: один из них пишет, а другой «печатает» букву, названную учителем. Все остальные находятв кассах. Если дети у доски хорошо справляются с работой, то получают право выбрать следующую пару участников игры и дать ей задание. Если кто – то из пары ошибается, следующую пару и задание подбирает учитель.

Буква заблудилась.

Оборудование: карточки изученных букв.

Описание игры. На наборном полотне выставляются карточки с буквами, которыми обозначаются гласные звуки, а среди них одна, которая обозначает согласный звук. Дети должны определить. Какая буква «заблудилась».

Терем – теремок.

Оборудование: картонный домик с открывающейся дверью. На тыльной стороне домика, под порогом, приклеена полоска бумаги (карман), куда можно вставить карточку с буквой.

Описание игры. Учитель показывает детям теремок (дверь закрыта), открывает дверь, в поёме которой показывается заранее вставленная буква, например М. Учитель спрашивает словами из сказки: «Кто – кто в теремочке живёт? Кто – кто в невысоком живёт?» Дети вспоминают животных, птиц, насекомых, названия которых начинаются с соответствующего звука: мышь, медведь, муравей, муха и др.

Учитель закрывает дверь, меняет букву, и игра продолжается.

Предварительный просмотр:

Недочёты детского дыхания преодолеваются развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха, выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи. То и другое достигается в игре и отчасти через гимнастику.

Ниже приводятся игровые упражнения для выработки правильного дыхания. При их выполнении необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи, осуществлял вдох через нос, живот при этом надувается, выдох – уменьшается. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений – 3-5 минут. Помните: ребёнок не должен надувать щёки.

  1. «Задуй свечку» (или дуть на вертушки, лёгкие шарики, бумажные колпачки, ватные шарики, подвешенные горизонтально на нитке, полоски бумаги).
  2. «Мишка учит буквы» (произносить гласные с разным тембром и интонационной окраской: как большой медведь, как малая медведица, как маленький медвежонок).
  3. «Немое кино» (узнать по артикуляции гласный звук и произнести его длительно – на выдохе).
  4. «Шину прокололи» (вдох – ш-ш-ш-ш).
  5. «Перекличка животных и птиц» (услышав название животного, на медленном выдохе произнести звукоподражание).
  6. «Надуем воздушный шар» (на вдохе надуть живот, на выдохе расслабить мышцы живота; ребёнок контролирует область диафрагмы ладонью).

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем, (вдох)

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко …ровно …глубоко.

  1. «Трубач» (поднести к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом; вдох через нос, на выдохе медленно дуем в трубу: «пФ»).
  2. «Жук» (сидя на стуле поднять руки в стороны, немного отведя их назад, сделать вдох; выдыхая показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж», одновременно опуская руки вниз).
  3. «Комарик». (Ребёнок сидит, обхватив ногами ножки стульчика; руки - на поясе. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик – «з-з», быстро вернуться в исходное положение; новый вдох – и поворот в другую сторону.)
  4. «Топор». (Ребёнок стоит, руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперёд, медленно опуская «тяжёлый топор». Произнести: «Ух!» -- на длительном выдохе.)
  5. «Ворона». (Ребёнок сидит, руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить – выдох. Произнести: «Кар!».)
  6. «Гуси». (Ребёнок сидит, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести: «Га!». Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произнести: «Го!»; «Гы!».)

Необходимо приучать детей говорить не торопясь, делать вдох через нос перед началом фразы.


Вот и настал новый учебный год. Первое сентября - это праздник, за которым неизбежно наступают учебные будни. И не всегда этот процесс и у детей, и у взрослых вызывает положительные эмоции.

Уже на первых этапах обучения ребенок сталкивается с трудностями различного характера: кому-то трудно организовать себя во время урока, кто-то не может понять математическое задание, а у кого-то обнаруживаются затруднения при обучении чтению или письму. Именно на трудностях усвоения навыка письма мне хочется остановиться.

Все получается у первоклашки: задачи и примеры «щелкает как орешки», стихи заучивает с легкостью, а вот с буквами он «не дружит». Трудно запомнить в какую сторону та или иная буква повернута, куда надо вести линию при написании определенных элементов буквы. Если в этот момент не помочь малышу, то у него в недалеком будущем, а точнее к концу обучения в первом классе, может сформироваться стойкое нарушение письма - дисграфия.

В предыдущей статье я уже упоминала термин « дисграфия», говорила о том, какие ошибки на письме должны насторожить родителей и учителей, с какими ошибками в письменных работах необходимо обращаться к логопеду. Дисграфия чаще встречается у учащихся начальной школы. Важно помнить, что дисграфия - это стойкое нарушение письма. Оно мешает детям успешно овладеть письмом. В случае, если это нарушение не исправить на начальном этапе обучения, оно может проявиться в более зрелом возрасте, при обучении в старших классах.

Первый человек, который должен обратить внимание на специфические ошибки в письменных работах учащихся - учитель класса. Он забьет тревогу и посоветует родителям обратиться за помощью к логопеду. В моей практике встречались ученики с различными проявлениями дисграфии: одни дети пропускали буквы и даже слоги в словах, другие - писали буквы и цифры в обратную сторону, третьи - в предложении все слова писали слитно, а четвертые - не могли запомнить, как пишутся буквы (вместо т писали п, вместо д - б), были и такие учащиеся, которые переставляли слоги в словах. В результате таких перестановок в их письменных работах появляются слова, не соответствующие содержанию, например, вместо «кто» они пишут «кот», а вместо слова «магазин» в тетради появляется «магазим».

Причины ошибок

Их много, и они носят различный характер.

Замены на письме букв , обозначающих близкие по звучанию звуки, например л - р, б - п, м - мь, ч - ть и т. д., могут происходить в результате логопедических нарушений: нарушение звукопроизношения или фонематического восприятия (слышит один звук, а воспроизводит другой).

В основе таких нарушений могут лежать и психологические особенности развития ребенка: недостаточный самоконтроль, неумение совмещать несколько операций в процессе выполнения одного действия, например, диктовать себе и писать, контролируя правильность написания безударных гласных в корне слова. Отсюда следует, что в процессе коррекционной работы может понадобиться помощь нескольких специалистов.

Замены букв , сходных по оптическому признаку (сходные по написанию буквы), например: л - м, б - д, о - а.

«Зеркальные» ошибки , например: З-Є, С-Э (написание букв в обратную сторону).

Пропуски или добавление элементов букв , например: и - ш, ш - щ, п - m.

В основе этих нарушений лежит несформированность зрительно-моторных функций, нарушение моторики и пространственного восприятия, а также явное или скрытое левшество.

Почему важно научиться писать

Давайте вернемся с вами к началу обучения. Редко кто-то из взрослых вспомнит, как он начинал учиться читать или писать. Владение речью является залогом успеха во всех областях человеческой деятельности. Разные виды речевых умений формируются по-разному. Одними умениями можно овладеть по подражанию, другими - в ходе специальных занятий.

Остановлюсь на процессе письма. Письмо является одним из видов речевой деятельности, которым овладевают в ходе специального обучения.

Это очень сложный многоэтапный процесс. Если говорить профессиональным языком, в этот процесс входит соотнесение мысли со структурой предложения, деление предложения на слова, анализ слоговой структуры слова, определение последовательности звуков, проговаривание этих звуков, соотнесение звука со зрительным образом буквы и воспроизведение рукой зрительного образа буквы. А если говорить кратко: услышали предложение - написали его. У взрослых эти процессы происходят автоматически. Они не задумываются и не вспоминают, как пишется та или иная буква. У взрослых сформирован образ буквы.

Формирование образа буквы: почему необходимо?

Формирование образа буквы - один из способов предупреждения нарушения письма у младших школьников. На ранних этапах обучение письму может доставлять множество огорчений как самим первоклассникам, так и их родителям и учителям. Чаще всего трудности возникают у тех детей, которые невнимательны, плохо ориентируются в пространстве (путают право - лево) или на листе бумаги (не понимают, где низ, где верх), у которых плохо развита мелкая моторика. Такие учащиеся с трудом справляются с пуговицами и со шнурками, не любят рисовать, неправильно держат карандаш или ручку.

Для развития мышц мелкой моторики существуют специальные упражнения. Лепка, изготовление аппликаций, составление рисунков из мозаики способствуют развитию руки. В дошкольном отделении школы, где я работаю, развитию мелкой моторики уделяется большое внимание как со стороны учителей, так и со стороны психологов и логопедов на специальных занятиях. От того, насколько развита рука малыша, зависит успех в овладении письмом в школе.

Более сложная работа начинается в школе, когда дети учатся писать элементы букв, а потом и буквы. На этом этапе особое внимание надо обращать на наклоны букв, их размеры и расстояние между элементами. От успешности подготовительного периода зависит хороший результат основного этапа, когда дети будут учиться писать целые слова.

Но выучить буквы - это не значит научиться читать и писать. Каждая буква на уроке разбирается на знакомые элементы, которые потом соединяются между собой. Написание отдельных элементов затруднений не вызывают, дети следят только за размерами, наклоном и шириной букв. Написание правильных красивых букв - первый шаг к овладению письмом. На этом этапе формируется образ буквы. Необходимо, чтобы ребенок понял принцип письма, научился соотносить звуки и буквы. Ему надо объяснить, что всем буквам (кроме ъ и ь) соответствуют определенные звуки и наоборот, звуки обозначаются определенными буквами.

Когда стоит беспокоиться

При списывании необходимо, чтобы первоклассник обязательно перечитывал написанное и соотносил с образцом, так как дети могут пропускать, заменять или дублировать буквы и слоги. Если такие ошибки, как пропуск и перестановка букв, можно объяснить невнимательностью, отсутствием привычки к проговариванию, то замены букв на письме должны послужить серьезным поводом для беспокойства и для обращения за помощью к логопеду. Более точно установить причину таких ошибок могут только специалисты в школе - учителя, логопеды, психологи.

Если ученик систематически использует при письме вместо одной буквы другую (б вместо д, ш вместо щ, и вместо у и т. д.), необходимо прежде всего выяснить причину этой ошибки. Для того, чтобы это определить, надо попросить ребенка произнести следом за взрослым отдельные звуки или слоги, обозначаемые этими буквами. Если задание выполнено правильно, значит, ребенок слышит и улавливает разницу между звуками и путает лишь буквы. Буквы рукописного шрифта - это различные комбинации определенных элементов, принятых в графической системе языка. В случае замены букв ученику надо напомнить, каким знаком обозначается на письме данный звук.

В школе знакомство с буквами необходимо проводить параллельно с изучением соответствующего звука, что позволяет добиться более быстрого запоминания зрительного образа.

Какие ошибки самые частые

На письме учащиеся нередко делают ошибки на смешение элементов букв у-и, б-д и т. д. Это можно объяснить тем, что в строчных буквах русского алфавита (и, ш, а, в) элемент, опускающийся ниже строчки, встречается чаще, чем верхний элемент букв у и д. Изначально же написание б и д одинаково, поэтому рука автоматически опускается вниз и завершает букву нижним элементом. В результате в тетради учитель увидит запись: «Домашняя радота» вместо «Домашняя работа», то есть происходит замена письменных строчных букв б-д.

С переходом на стадию связанного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с повышением темпа и увеличением объема письменных работ. Смешение букв снижает не только качество письма, но и чтения, хотя существуют различия между печатными и письменными буквами. При отсутствии коррекционных и профилактических мер они тормозят развитие речемыслительной деятельности школьников.

Как бороться?

Чаще всего у детей, делающих такие ошибки, не сформировался на начальных этапах обучения образ буквы. Ребенку необходимо объяснить, что каждая буква - это особый рисунок. Вместе с тем буквы похожи на небуквенные изображения: буква о похожа на обруч, а буква ю на юлу и т. д. Если у первоклассника сформированы образы букв, то в дальнейшем это поможет избежать замены букв в его письменных работах. Сначала можно попросить детей изобразить то, что у них ассоциируется с той или иной буквой или звуком, который обозначает эта буква. Потом детям предлагаются рисунки, обобщающие их ассоциации. На этих рисунках буквам соответствуют похожие на них предметы, животные и т. д. для закрепления этой связи сочиняются стихи.

Некоторые примеры рисунков и стихов, которые помогают сформировать образ буквы, представлены ниже. Дальше вы можете сами пофантазировать, как это делаем мы в школе вместе детьми.

Рисунки и стихи, которые формируют образ буквы

Демонстрируя первоклашкам сходство и различие при написании букв Э и С, тем самым мы формируем образ этих букв и предупреждаем «зеркальность» Э и С. Очень хороший результат дает лепка этих букв.

Первое знакомство с Ъ и Ь знаками происходит в период знакомства с буквами. Эти буквы не обозначают звуков. Значит, при замене на письме Ъ и Ь знаков надо опираться только на сходство и различие в написании этих букв. При формировании образов Ъ и Ь рекомендуется обратиться к стихам. Лепка букв тоже поможет запомнить их написание. Позднее, узнав правила написания Ъ и Ь, учащиеся будут различать их, опираясь на эти правила.

Замены на письме букв Ш и Щ - очень распространенная ошибка. Кроме того, эта ошибка может проявляться в более зрелом возрасте, если не проводить коррекционную работу на начальном этапе обучения письму. В своей работе я провожу параллель между звуками и буквами, которые эти звуки обозначают. Говорю детям о том, что эти звуки относятся к одной группе: шипящие, но один из них - твердый, а другой - мягкий. Условно, слышим мягкий звук Щ - не забываем писать «петельку» у буквы, как бы обозначаем мягкость. Твердый звук обозначается буквой Ш без «петельки».

Неумение различать заглавные буквы У и Ч так же, как и неспособность дифференцировать букв Ш - Щ, можно увидеть в письменных работах у учащихся средней школы. Формирование образа заглавной буквы У ассоциируется со звуком У (при произнесении звука У губы вытянуты вперед, и при написании буквы нижний элемент «смотрит» вперед). В этой работе поможет рисунок.

При формировании образа заглавная буква Ч смотрим на изображение «чайника»: носик - впереди, а ручка - сзади. Так же и у буквы Ч верхний элемент «смотрит» вперед, а нижний - назад.

При замене строчных букв П-Т обратите внимание на количество элементов в этих буквах. Буква П ассоциируется со словом «пара» (два элемента в букве), а буква Т - со словом «три» (три элемента в слове). Рисунки и стихи тоже помогут в формировании образов этих букв.

Строчные буквы Б и Д отличаются только одним элементом, поэтому замены этих букв на письме встречаются очень часто. При знакомстве с этими буквами именно на эти элементы надо обратить внимание учащихся. Строчная буква Б похожа на белочку, которая держит хвостик вверх. Обратить внимание на рисунок. Строчная буква Д похожа на дятла, а у дятла хвостик опущен вниз. Если ребенок нарисует такие рисунки, слепит буквы из пластилина, у него сформируется правильные образы букв.

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ

У ДЕТЕЙ С ЗПР И НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Низкий уровень познавательной деятельности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная работоспособность к приему и переработке информации, ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире, недостаточная сформированность умственных операций, отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи у детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта требуют от педагога нестандартного подхода в объяснении и закреплении учебного материала. Многократность повторения информации при воздействии на различные анализаторы и каналы восприятия дают положительные результаты.

1. С использованием пескографа

Оборудование: пескограф

а) На мокром песке учитель пальчиком рисует изучаемую букву. Ребенку предлагается пальчиком или маленькой игрушкой пройти путь по форме нарисованной буквы. Далее ребенок самостоятельно пишет букву. (Данное упражнение особенно эффективно для детей с нарушением мелкой моторики, ДЦП с частичной парализацией рук, порезами, неконтролируемыми стереотипными движениями)

б) На сухом песке на стеклянной панели с подсветкой учитель пишет букву и предлагает ребенку «пройти» пальчиком по светящейся дорожке. Далее ребенок копирует изученную букву, позже пишет самостоятельно или с помощью учителя.

2. С использованием светодиодного стеклографа

О
борудование: светодиодный стеклограф, флуорисцентные маркеры, подложка с образцом изучаемой буквы

На светодиодный стеклограф крепится образец буквы. Подбирается свет, соответствующий психоэмоциональному и соматическому состоянию ребенка. Маркером по стеклу пишется учителем изучаемая буква, далее ребенку предлагается самостоятельно написать данную букву.

3. С использованием математического планшета

О
борудование: математический планшет, банковские резинки

На математическом планшете учителем с помощью банковских резиночек конструируется буква. Далее ребенок по образцу, а после самостоятельно конструирует букву.

4. С помощью планшета «Мобильная аппликация»

Оборудование: планшет «Мобильная аппликация», липкая лента красного и синего цвета


На планшете учитель выкладывает букву из полосок красного цвета (для гласных), или из полосок синего цвета (для согласных) и просит ребенка повторить.

5. С помощью шнуровального планшета

Оборудование: персональный шнуровальный планшет (ротанговое покрытие форматом А-4), яркие шнуры, набор изученных букв

а) Учитель шнурами «вышивает» образ буквы и просит ребенка повторить.

б) Учитель просит ребенка выполнить «вышивание» по инструкции (5 шагов вверх, 3 шага вправо и т.д.) Далее ребенок сравнивает образ, полученный на планшете, с изученными буквами и называет ту, что получилась у него.

6. С помощью конструктора ЛЕГО

Оборудование: конструктор ЛЕГО, набор изученных букв

а) Учитель из конструктора собирает образ буквы и просит ребенка повторить.

б) Учитель просит ребенка выполнить конструирование по инструкции (5 больших блоков соединить с, 3 малыми с поворотом вправо и т.д.) Далее ребенок сравнивает образ, полученный при конструировании, с изученными буквами и называет ту, что получилась у него.

7. С помощью бумажного конструктора

Оборудование: бумажный конструктор, изучаемая буква

Ребенку предлагается рассмотреть букву, «сфотографировать» глазками, закрыть глаза, представить образ буквы, рассмотреть детали конструктора:

а) самостоятельно собрать букву;

б) собрать с помощью учителя;

в) собрать, накладывая части конструктора на образец

8. С помощью пластилина

Оборудование: стеклянная «тетрадь» (формат А-4, толщина стекла №3, желательно с разлиновкой), пластилин, подложка с изображением буквы, доска для лепки А-4

Ребенку предлагается скатать из пластилина «нити» и выложить по образцу на подложке букву (особенно эффективно для формирования графического образа прописной буквы)

9. С помощью различных предметов

Оборудование: стеклянные камушки для аквариума, модели фруктов

Ребенку предлагается выложить из предложенных предметов изучаемую букву.

10. С помощью канцелярских кнопок

Оборудование: разноцветные канцелярские кнопки, гладкая плитка из пенополистирола (формат А-4)

На плитку наносится образ буквы и предлагается ребенку «нарисовать» его кнопками,

11. С помощью ниткописи


Оборудование: экран из бархатной бумаги (формат А-4), шерстяные нитки разных цветов

Учитель демонстрирует образец буквы, «написанной» ниткой или нитками на экране. (Дети с удивлением наблюдают за тем, что обычная нитка без клея не падает) Далее ребенку предлагается «написать» букву.

12. С помощью моделей букв

Оборудование: тканевый мешочек, модели букв

Ребенку предлагается

а) двумя руками нащупать букву в «волшебном» мешочке и определить, что это за буква

б) одной рукой нащупать букву в «волшебном» мешочке и определить, что это за буква.

13. С помощью спичек или счетных палочек

Оборудование: спички, счетные палочки

Ребенку предлагается по образцу или самостоятельно выложить букву из спичек или счетных палочек.

14. С помощью тела

Учитель показывает, как с помощью тела можно изобразить букву. Далее ребенку предлагается самому изобразить букву.

Предложенные приемы позволяют не только сформировать графомоторные навыки детей данной категории, но и скорректировать тонкую моторику рук, нарушения артикуляционной и графо-моторной координации (нарушение каллиграфии), зрительно-пространственные нарушения, нестойкость графического образа цифр и букв, предупредить зеркальность и перестановку их при чтении и написании, трудности ориентации в пределах тетрадного листа, нарушения звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов, трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса, нарушения зрительной, слуховой функций, трудности концентрации и распределение внимания.

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Цели:

  • познакомить детей со звуковым и предметным образами буквы “З”, добиваться четкого различия образа звука и образа буквы;
  • обогащать словарный запас учащегося;
  • развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать, делать выводы;
  • развивать память, внимание, творческую активность, мелкую моторику рук;
  • отрабатывать чтение целыми словами; развивать понятийное мышление при сопоставлении предметов (явлений) по их местонахождению относительно друг друга во времени: месяц (январь – в январе и т. д., год и время года (зима - зимой и т. д.);
  • обращать внимание на отдых на уроке (подвижные игры, прогулка и т. д.).

Оборудование: “Букварь” под редакцией А. Ф. Малышевского, альбомы, краски, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, природный материал, конструкторы, пластилин; набор картинок для игры “Когда это бывает?”, изображение Золушки; различные предметы на букву “З”; зайка, змейка- мягкие игрушки; кубики с буквами; индивидуальные магнитные доски; классная разрезная касса букв (на магнитах).

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

У: Ребята, сегодня мы продолжаем свое путешествие в мир Знаний. На пути у нас будет много трудностей, поэтому нужно быть очень внимательными. Поднимите руку те, кто готов справиться со всеми трудностями. (Поднимают руки все.)

Молодцы! Тогда в путь!

II. Вводный момент.

У. Какое сегодня число?

У: Какое время года заканчивается?

Д: Заканчивается осень, осталось 2 дня.

У: Какие осенние месяцы вы знаете?

Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

У: Вспомните, что интересного было у вас в сентябре.

Д: В сентябре мы пошли в школу.

У: А в октябре?

Д: В октябре у меня был день рождения …

У: В ноябре?

Д: В ноябре выпал первый снег …

У: Какое время года будет после осени?

Д: После осени идет зима.

У: Поиграем в игру “Когда это бывает?”

(Дети идут на ковер, где разложены картинки.)

Послушайте загадку и скажите, когда это бывает:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и
Елочек. Я…

У: Поберите картинки, которые изображают, что было осенью.

(Дети находят, показывают и рассказывают)

Д: Осенью мы собираем урожай. Осенью желтеют и опадают листья.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня …

(Дети также находят картинки с изображением зимы и раскрывают, что бывает зимой.)

Д: Зимой выпадает снег, все вокруг белое.

Зимой мы катаемся на коньках, лыжах, санках.

Зимой мы лепим снежную бабу …

У: Как изменилась природа с приближением зимы?

(Подходим к окну.)

Д: Деревья голые. Кругом лежит снег. Сегодня очень холодно, сильный мороз. Не слышно пения птиц.

Прилетели снегири…

У: Ребята, давайте споем песню о зиме. Под фонограмму дети исполняют песню “Зимушка, зимушка. ”

III. Звуковой образ буквы “З” . Проговаривание скороговорки.

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

У: Проговорим вместе и послушаем, какой звук произносится чаще.

Д: Повторяется звук (З)

(Проговаривают еще раз, выделяя звук (З))

Зззимним утром от мороззза
На зззаре зззвенят березззы.

У: В каких словах мы слышим звук (З).

Д: Зззимним - в начале слова,

От мороззза – в конце слова,

На зззаре – в начале слова,

Зззвенят - вначале слова,

Березззы- в конце слова.

У: Проговорим скороговорку тихо, громко. (дети читают)

У: Проговорите скороговорку, так, как бы ее проговорил медведь, зайчик, лисичка.

IV. Предметный образ буквы “З”.

У: Какой буквой обозначается звук (З)?

Д: Буквой “З”.

У: На что похожа буква “З”?

Д: На цифру 3.

У: На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3 три. (Дети показывают на доске изображение цифры 3).

Д: На змейк, которая легла и изобразила букву “З”.

(Рассматривают змейку- мягкую игрушку).

У: - Буква “З” на вид как змейка,

Разглядеть ее сумей-ка!

- “З” не просто завитушка,

“З” пружинка, крендель, стружка.

V. Художественно-изобразительная деятельность.

У: Ребята, садитесь за свои столики, откройте альбомы и изобразите, на что похожа буква “З” и подготовьте рассказ о своем образе.

(дети рисуют красками, гуашью, цветными карандашами, фломастерами - по желанию)

После прослушивания рассказов, дети выкладывают букву “З” из природного материала, конструируют ее из конструктора, лепят из пластилина и т. д.

У: Посмотрите, какие разные буквы у вас получились, но все они узнаваемы. А теперь напечатайте букву “З” в своих тетрадках.

У: Оля, сколько букв ты напечатала?

Оля: Я напечатала 15 букв.

У: У Димы сколько букв?

Дима: Я напечатал 12 букв.

У: Ребята, на сколько больше букв напечатала Оля, чем Дима?

Д: Оля напечатала на 3 буквы больше.

У: Молодцы.

VI. Буква “З” как имя предмета.

У: Сегодня к нам пришли гости. Отгадайте загадку и узнайте.

Она красива и мила,
А имя ей от слова “зола”.

Д: Это Золушка. (Печатают это слово ЗОЛУШКА в тетради).

У: Как вы думаете, почему именно Золушка пришла к нам в гости?

Д: Ее имя на букву “З”.

У: Какая Золушка? (Рассматривают изображение Золушки, вспоминают сказку.)

Д: Она красивая, трудолюбивая, добрая, рукодельная.

У: Золушка пришла к нам не одна, а со своими друзьями.

Обитатель леса шустрый,
Оборвал листок капустный.
У него дрожат реснички:
- Нет ли где-нибудь лисички?

Д: Это зайчик.

(Дети печатают в тетрадях ЗАЙЧИК, и на магнитной доске.)

У: Какой звук слышим в начале слова?

Д: Звук (З).

У: Какой буквой обозначается этот звук?

Д: Буквой “З”.

У: Найдите зайчика среди наших игрушек.

Какой он?

(Дети рассматривают его).

Д: Он пушистый, длинноухий, красивый, добрый, трусливый, смешной, косой, мягкий, яркий.

У: В каких сказках вы читали про зайчика?

Д: В сказках “Колобок”, “Теремок”, “Зайкина избушка”…

У: Давайте для наших гостей покажем сказку “Зайкина избушка”. Вспомним эту сказку. (Дети рассказывают) какие животные участвуют в этой сказке?

Д: Лиса, заяц, медведь, волк, петух.

(Оговариваются интонации, с которой будут дети изображать своего героя: медведь- голос грубый; лиса- хитрая; заяц- трусливый; петух- голосистый)

Инсценировка сказки осуществляется с помощью кукол - кукольный театр. Дети участвуют по желанию.

У: Молодцы, ребята! Ваша сказка очень понравилась Золушке и зайчику. Смотрите, у зайчика в кармане какая-то записка. Она для вас. Это загадка. Прочитаем ее. (Читает хорошо читающий ребенок)

Рассыпалось к ночи зерно.

Глянули утром - нет ничего.

Д: Это звезды. (Дети печатают слово ЗВЕЗДА в тетради.)

У: А какие звезды?

Д: Они яркие, блестящие, маленькие, далекие, волшебные, …

У: У нас в комнате тоже есть звезды, только их надо поискать.

(Дети ищут, рассматривают после нахождения)

У: Произнесем слово звезды еще раз и послушаем первый звук.

Д: Зззвезззды. В начале слова звук (З) и в середине звук (З).

У: Посчитайте звезды.

Д: Один, два, три.

У: Сколько звезд вы нашли?

Д: Мы нашли три звезды.

У: Сравните их. Какая звезда лишняя.

Д: У двух звезд четыре – 4 луча, а у третьей - 5.

У: На сколько лучей больше у третьей звезды?

Д: На один луч больше.

У: На одной звездочке что-то написано. Давайте прочитаем.

(Загадку читает хорошо читающий ребенок)

Всю жизнь свою хожу в тельняшке,

Но без сапог и без фуражки.

Д: Это зебра. (Слово ЗЕБРА печатают в тетради)

У: Послушайте, какой звук слышим в начале слова?

Д: Зззебра. Звук (З).

У: Какой буквой обозначается звук (З).

Д: Буквой “З”.

У: Какая зебра?

Д: Зебра полосатая, быстрая, красивая …

У: А где можно увидеть зебру?

Д: Зебру мы можем увидеть в зоопарке (Печатают ЗООПАРК в тетради).

У: Произнесите еще раз слово “зоопарк”. Какой звук первый?

Д: Зззопарк. Звук (З), он обозначается буквой “З”.

У: Вот и мы отправляемся в зоопарк вместе с Кирюшкой.

Садитесь за столики и рассмотрите рисунки, составьте по ним рассказ, чтобы были слова с буквой “З”.

Работа в группах.

I группа – рассказ “Крестики-нолики” (про зебру).

II группа – рассказ “Обознались” (про моржа). См. Приложение

III группа – рассказ “Крокодил обиделся” (про зубы).

IV группа – рассказ “Собезьянничала” (про обезьяну).

Дети в своих группах рассматривают картинки, готовят рассказ и один учащийся рассказывает. Остальные дети слушают и называют слова, в которых услышали звук (З.)

У: Молодцы, ребята! Ваши рассказы очень интересные. В зоопарке очень много зверей. Сейчас мы проведем эстафету зверей.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА “ЭСТАФЕТА ЗВЕРЕЙ”

Учащиеся делятся на 4 равные команды. Играющие принимают названия зверей: “Медведь”, “Заяц”, “Лиса”, “Волк”, “Белка” и т. д.

Учитель громко вызывает любого зверя. Игроки выбегают вперед до указанного места. Кто первый прибежит, получает очко.

Подводится итог игры.

VII. Работа по “Букварю” (стр. 119-120)

У: Мы нашли много слов на букву “З”. Но в “Букваре” еще есть слова. Откройте учебники и прочитаем загадки.

(Дети открывают учебники на стр. 119-120. Читающие дети читают загадки, остальные отгадывают.)

У: Сколько загадок на стр. 119.

Д: три загадки.

У: Сколько загадок на стр. 120.

Д: Две загадки.

У: Где загадок больше.

Д: Больше на стр. 119, левой странице.

У: На сколько больше?

Д: На одну загадку больше.

У: Рассмотрите нарисованную землянику.

Сколько ягод на ветке слева?

Д: Слева одна ягода.

У: Сколько ягод справа?

Д: Справа две ягоды.

У: Сколько всего?

Д: Всего три ягоды.

У: А как получилось три?

Д: Две и еще одна, будет три ягоды.

VIII. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

С какой буквой мы познакомились?

С какими героями из сказок встречались?

Молодцы, ребята! Вы хорошо работали, узнали много нового.

Иллюстрации

Тема: « Звуковой и предметный образ буквы Ю.»

Цели: закрепить знания о букве Ю;

обогащать словарный запас;

развивать мышление, память, внимание;

способствовать развитию творческой активности, интонированию речи;

закреплять умение работать самостоятельно.

Оборудование: игрушка Кот, мешок, карточки – таблицы, буквы из разрезной

Азбуки, раздаточный материал – карточки.

1. Эмоциональный настрой.

Ок-ок-ок-ок – начинается урок.

Ми-ми-ми-ми – быстро руку подними.

Веть-веть-веть-веть – на вопрос ты мой ответь

Ить-ить-ить-ить – хорошо ли дружно жить?

2. Звуковой образ буквы.

Послушайте стихотворение и постарайтесь определить какой звук встречается чаще всего.

Юлька, Юленька, Юла,

Юлька юркая была.

Усидеть на месте Юлька

Не минутки не могла.

3. Фонетическая зарядка.

Как поет юла?

(Ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю.)

4. Закрепление знаний о букве Ю (звуковой образ) .

Кто догадался какая старая знакомая пожалует к нам на урок?

(Это буква Ю.)

5. Предметный образ буквы Ю.

Вспомните стихотворение про букву.

(Чтобы О не укатилось

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка,

Что случилось?

Получилась … буква Ю.)

А кто помнит как выглядит буква Ю?

Дети печатают букву на доске.

6. Чтение слов с доски.

На магнитной доске запись:

Ля кл. в ла.

Ра шл. пка да.


Н. ра сал. т зна.

Л. да бр. ки мечта.

Учитель ищет буквы на магнитиках и не находит.

Кто - то скребется в дверь и мяукает.

Кто это там за дверью?

Учитель вносит игрушку (кот) и знакомит ребят с котом Баюшей.

У него мешок. Учитель достает из мешка письмо и читает послание

от Бабы-Яги:

Буквы я взяла у вас,

Для себя, мне прозапас.

Если вам они нужны –

Вот задания мои.

Справитесь с заданиями – тогда верну буквы.

1- задание. Доскажи словечко.

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная. . . юла.

Любят хрюшки букву Ю.

Без нее не скажешь. . . хрю.

На лесной поляне

Ясным днем в июне

Плакса возле няни

Распускает. . . нюни.

Есть ли друзья у буквы Ю в классе?

Юля читает стихотворение.

Юбку я для куклы сшила,

Кофту новую скрою.

Говорит мне кукла: «Мама».

Значит я для дочки шью.

2- задание.Подбор слов.

Вот мешок не простой. Собрать должны вы сюда слова с буквой Ю.

Если мешок наполнится, тогда может быть я верну вам буквы.

Кот Баюша «собирает» слова в мешок.

7. Физкультминутка «Догадайся».

К доске по одному выходят ученики и показывают движения.

Дети повторяют движения и заканчивают предложения.

Я – пою. Я – говорю.

Я – рисую. Я – думаю.

Я – сплю. Я – летаю.

Я – ловлю. Я – шью.

8. Чтение (интонирование) .

У вас в гостях мой кот Баюша. Но я, Баба-Яга, не всегда его так называю.

Сейчас вы прочтете, как я его называю. Обязательно подумайте, я

говорю ласково, а где сержусь на него.

Дети получают листочки с записью слов:

Кот Баюн, Коток Баюнок, Котище Баюнище, Коточек Баюночек,

Котик Баюнотик, Котофей Баюфей, Котяра Баюняра, Котенька Баюнотенька.

3 – задание. Интонированное чтение.

9. Определение места звука в словах.

4 – задание.

Кот хочет помочь ребятам. Он предлагает спеть любимую его песенку, чтобы ребята лучше услышали звук Ю.

Я пою ю-ю-ю

Песенку мою.

Я пою ю-ю-ю

Веселую, хорошую, любимую мою ю-ю-ю, ю-ю-ю.

Теперь я читаю слова, а вы если услышите звук в начале слова – хлопните в ладоши, в середине слова – руки домиком, а в конце слова – топните.

Юг, юла, Нюра, дюшес, ювелир, юнга, терплю, сплю, люди, Юра, салют, крюк, юноша, шью, тюльпан, люк.

10. Буквы возвращаются ребятам.

Используя эти буквы дети читают слова на магнитной доске.

11. Работа с учебником.

а) просмотр страницы учебника

б) упражнение «Зоркий охотник»: кто быстрее сосчитает слова с буквой Ю в 1 – тексте,

в) чтение текстов по выбору.

12. Лепка буквы Ю.

Вылепить букву Ю и придумать про нее рассказ.

Какая буква была сегодня главной?

Что вы про нее узнали?

Спасибо вам за проделанную работу. Я вам говорю: «Молодцы!» И вы повернитесь друг к другу и скажите тоже: «Молодец!»