Рецензия на произведение вишневый сад. Рецензия на спектакль «вишнёвый сад

Когда видишь, что где-то поставили очередной «Вишнёвый сад» , сразу становится интересно, чем же он будет отличаться от других. В театре «Студия.project» режиссёр Юлиана Лайкова сделала классическую постановку, просто по Чехову. В спектакле есть достоинства, но есть и недостатки. Этот текст не для тех, кто ни разу не видел эту пьесу. Если так, то закрывайте рецензию, идите на постановку, вам обязательно понравится. Если же вы видели много «Вишнёвых садов» и думаете, идти ли сюда, то читайте дальше…

Первое, про что хочется сказать, это пространство. Идея сделать спектакль в особняке сама по себе замечательная, но реализация вышла не очень. Зал неудобный, приходится постоянно вертеться, чтобы увидеть сцену (если, конечно, не сидишь в первом ряду). Но удобство зрителя не самое главное. Видно, что актёры чувствуют себя некомфортно, им тесно. В некоторых сценах они не знают, куда себя деть, как встать, чтобы не загораживать коллег. Пространство очень маленькое и, казалось бы, должна создаваться интимность, ведь зритель так близок к актёрам, но нет, создаётся лишь теснота.


Коротко напомним сюжет пьесы: помещица Любовь Андреевна Раневская вместе с дочкой Аней приехала из Парижа в свой дом, который собираются продать за долги. Кроется надежда, что дом останется у них, но она слишком мала. Жильцам придётся покинуть родное поместье с любимым вишнёвым садом, который когда-то был предметом гордости. Все вроде готовы уезжать, что подчёркивается бардаком вокруг: переполненный обшарпанный шкаф, стулья вверх ножками, занавески кое-как наброшены на карниз, никто не следит за порядком в доме. На стены натянута строительная плёнка, некоторые предметы мебели накрыты тряпками. Раневская, привыкшая к жизни в роскоши, не принимает того, что разорена, и в ней остаются барские замашки. По крайней мере, так должно быть по сюжету. У актрисы Надежды Лариной Раневская не получилась. Нет аристократической грации, осанки, манерности. Хочется видеть ласковую женщину с обворожительной улыбкой, но увы, этот образ получился пустой.


Ермолай Лопахин, который вырос в поместье, так как его отец был крепостным у предков Раневской, любит Любовь Андреевну как родную. Он искренне хочет помочь и предлагает план: вырубить сад и сдавать его под дачи. Никому такая затея не понравилась. В день аукциона Лопахин выкупил вишнёвый сад.

«Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется... (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…»

Этот монолог был самой яркой точкой спектакля. Речь, произнесённая экспрессивно, с мощнейшим энергетическим посылом, буквально прибила к стулу и заставила вцепиться глазами в сцену.


По замыслу режиссёра должен был получиться классический «Вишнёвый сад» . Довольно смело делать постановку, в которой практически нет режиссёрских «фишек» . Ведь тогда всё ложится на плечи актёров. В данном спектакле актёрская игра подвела. Конечно, не полностью. Но кроме пустой Раневской был еще абсолютно беспомощный Петя, вечный студент, в исполнении Даниэля Андрущука. Его персонаж полностью затерялся среди других. Спектакль получился неплохим за счёт остальных актёров. Хочется отметить Никиту Борисова (Фирс), Василия Молодцова (Лопахин), Александра Туравинина (Гаев), Алису Ефремову-Лисичкину (Аня). Эти актёры соединились со своими персонажами, поняли их, оправдали и поэтому слились в единое целое. Им веришь, сочувствуешь. Работа композитора, Кирилла Архипова, тоже на высоте. Музыкальная составляющая очень важна в спектакле, а эти фортепианные мелодии, задевающие струны души, заполняли атмосферные пустоты и вызывали эмоции.

Сейчас идут первые показы, поэтому, надеюсь, актёры вживутся в эту историю, перестанут заговариваться и поймут своих персонажей. Спектакль может быть хорошим, если, во-первых, перенести его на нормальную сцену, а во-вторых еще чуть-чуть поработать над образами.

Режиссер: Юлиана Лайкова
Художник: Зилия Канчурина
Композитор: Кирилл Архипов
В ролях: Надежда Ларина, Алиса Ефремова-Лисичкина, Даниэль Андрущук, Василий Молодцов, Валентина Селезнева, Андрей Ванин, Надежда Кувшинова, Александр Туравинин, Алина Туравинина, Александр Мишунин, Дмитрий Дембровский, Никита Борисов

Место: театр «Студия.project»
Продолжительность: 1 час 45 минут

Есть книги, которые легко читать. Они весьма сочные, аппетитные и ладно скроены. Их читают с интересом , восторгом, с дрожащими руками – но чаще всего только один раз. А потом забывают. И принимаются за новые, которые тоже потом забывают. О чем это я? Хороших и захватывающих книг на этой земле хватает. Но только немногие из них переживают свое время и становятся классикой. А причина здесь одна – не все книги одинаково глубоки и многогранны. Глубина – это то, что невозможно сделать красивым слогом, она происходит от глубины самого создателя, и подделать её невозможно. Именно такие книги – многогранные, сложные и неподатливые могут научить думать – это главная задача настоящей литературы.

Последняя драма Чехова

В 1903 году великий Чехов, уже неизлечимо больной, написал свою последнюю пьесу. Он назвал ее «Вишневый сад». Вскоре на сцене МХАТа ее поставил Станиславский, и она стала лейтмотивом своего времени – времени разрушения дворянской России.

Пьеса непростая . Сразу предупреждаю любителей литературных приключений – выключайте драйв, включайте аналитическое мышление. В этой пьесе не будет ни эпических противостояний, ни огненных страстей. Собственно, сюжет в произведении довольно скромный – некогда очень богатый дворянский род растратил все свои деньги, и их имение вскоре будет продано за долги. Главный помещик Гаев, пытается найти деньги, чтобы погасить долг. Его родная сестра, Раневская, беспомощно ждет приближения катастрофы и тихо, безнадежно плачет о своем любимом вишневом саде. При этом оба продолжают бессмысленно растрачивать свои последние деньги. Все заканчивается закономерно и очень символично. Казалось бы, ничего особенно, но в том-то и величие Чехова, что взяв маленький сюжет, вложил в него всю свою страну . Вишневый сад – это символ старой царской России, которая умирает. Вместе с ней умирают все те, кто был ею рожден – бывшие крепостники и рабовладельцы . Вчерашние хозяева оказываются беспомощны перед лицом социально-экономических перемен. И вдвойне символичным оказывается тот факт, что новым хозяином дворянского поместья становиться бывший крепостной.

Цитаты из книги «Вишневый сад» Чехова

  • Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей.
  • О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живёшь и разрушаешь…
  • У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное количество той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало.
  • Твой отец был мужик, мой - аптекарь, и из этого не следует решительно ничего.

Он все правильно увидел

Через год после написания пьесы началась Первая Русская Революция . И конец старой России, описанный в пьесе, стал фактом. Чехову удалось передать настроение эпохи. Кто хочет научиться думать – читайте «Вишневый сад». Читайте классику.

© «Клуб Доброй Литературы», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

История появления на сцене театра имени Пушкина спектакля «Вишневый сад», о котором все говорят (и говорят разное, надо признать), довольно занятна. Вот что рассказал об этом режиссер-постановщик Владимир Мирзоев в одном из интервью: «Мы переписывались с Викой Исаковой в фейсбуке, думали, что бы такое небанальное сделать вместе. И вот, поди ж ты — додумались до Чехова . После чего мы встретились с художественным руководителем театра Евгением Писаревым , обсудили правила игры: сроки, возможное распределение ролей и так далее».

Так Виктория Исакова, одна из ведущих актрис этого театра, стала Раневской. С именем Чехова она ее актерская судьба давно связана. Ей уже довелось побывать Ниной Заречной в «Чайке» на сцене МХТ, и даже стать лауреатом премии «Чайка» за роль Панночки в спектакле «Вий» . Вообще похоже, что этой актрисе любая роль по плечу — как на театральных подмостках, так и на экране. В ее багаже более 40 киноролей, но по-настоящему знаменитой она стала после телесериала «Оттепель» . Именно за эту роль Виктория Исакова в этом году получила «Золотого Орла» как лучшая актриса, но не смогла приехать на церемонию награждения — репетировала Раневскую. Режиссер был строг: никаких поблажек.

Надо признать, их совместный труд не пропал даром. Именно Раневская-Исакова стала самым запоминающимся персонажем пьесы, которую всякий любитель театра смотрел-пересмотрел множество раз, в самых именитых театрах столицы - и не только. Любовь Андреевна — это центр сюжета, к ней сходятся практически все линии. Тонкая, нервная «вечная странница», для которой попросту нигде нет места. Вопрос: а есть ли место в нынешнем мире другим героям чеховской пьесы? Будет жить, процветая, только Лопахин, но и он рано или поздно канет в вечность.

О временности человеческого бытия говорит и сценическое решение спектакля: минимум декораций, как это обычно бывает у Мирзоева, все зыбко — качели, чемоданы… И как крест распятия — массивные деревянные конструкции, на которых невольно фокусируешь внимание.

На вопрос, почему «Вишневый сад» звучит сегодня столь же современно, как и сто лет назад, когда Чеховым была написана пьеса, режиссер отвечает так: «Видимо, потому что это пьеса обвала, трагикомического финала, когда прошлая эпоха и сросшиеся с ней люди вынуждены сойти со сцены, торопливо сбежать на цыпочках. Я и мои соавторы-актеры прочитали «Вишневый сад» как пьесу катастроф. Только рушатся в ней не высотные здания, не транспортные средства, а судьбы людей, родившихся на переломе двух эпох».

Режиссер утверждает, что в его спектакле нет никакой игры в модернизм, даже костюмы героев — из той далекой эпохи. Но все-таки начинается спектакль именно с элементов постмодернизма. Молодой человек — как выяснится чуть позже, Лопахин (актер Александр Петров ) — засыпает с книжкой на лице. Будит его горничная Дуняша, берет книгу и читает на обложке: А. П. Чехов, «Вишневый сад» . Между ними происходит странная сексуальная игра, какой у Чехова не было и в помине. На этом преамбула заканчивается и начинается собственно «Вишневый сад» . На ряд главных ролей Мирзоев пригласил артистов «со стороны»: в роли Гаева на сцену выходит Максим Виторган , Лопахина сыграл Александр Петров из театра имени Ермоловой, в роли Ани, дочери Раневской, Таисия Вилкова , студентка Школы-студии МХАТ.

Режиссер всячески старался привнести в спектакль элементы комедийности: тут и «живая музыка» в виде притулившихся в уголке сцены трио музыкантов, и то и дело возникающие песни-пляски, в которые пускаются герои, и почти настоящие фокусы, которые демонстрирует гувернантка Шарлотта Михайловна… А то вдруг откуда-то сверху падают многочисленные пакеты-капельницы, и каждый из героев тотчас присоединяет к своим венам эту питательную жидкость красного цвета. Что это? То ли их общая кровь, символизирующая единство всех и вся, то ли вишневый сок из того самого сада, который их всех также объединял и который вот-вот будет уничтожен…

Все-таки «Вишневый сад» по Чехову — комедия. Но почему-то зрителям невесело. Впрочем, по замечанию режиссера пьеса «Вишневый сад» — «комедия» в том же возвышенном смысле, что и поэма Данте Алигьери . Наверное, и наш образованный зритель почувствовал это, потому и не веселится. Начиная со дня премьеры спектакль идет с полным аншлагом, но иногда смотреть на все происходящее на сцене откровенно скучно. Драмы человеческих катастроф, за исключением Раневской-Исаковой, то ли режиссеру, то ли актерам передать не удалось. Что ж, этой постановкой история «Вишневого сада» не заканчивается, а сколько их еще будет — при том, что уже целое столетие «вишни все рубят и рубят, а щепки летят и летят».

Рецензия на пьесу А.П.Чехова "Вишневый сад"

«Вишнёвый сад» - самое интересное произведение А.П. Чехова.

Войдя в зал, я сразу обратила внимание на сцену, которая была очень красиво оформлена. Особенно мне понравился такой подход к оформлению: в центре сцены стоял стул, на котором была посажена кукла, и белые прозрачные полотна, протянутые от потолка к полу. В дальнейшем на них показывали тени от деревьев, что создавало уютную обстановку на сцене.

Раньше я уже читала это произведение, но всё равно смотреть было очень увлекательно и интересно.

Пьеса рассказывает о прощании бывших хозяев, только что приехавших из-за границы, с их родным домом. Эти хозяева - Раневская Любовь Андреевна, её дочь Аня и гувернантка Шарлотта, причудливая и забавная. Они вспоминают прошлое время, например, старый шкаф, который особенно дорог брату Раневской Гаеву Леониду Андреевичу, тоже приехавшему с ними. Аня вспоминает детство. Но все они с радостью помнят и любят вишнёвый сад, который находится в их имении. На время отъезда Раневских там живут Лопахин Ермолай Алексеевич и приёмная дочь Любовь Андреевны Варя. Вдруг случается несчастье: приходит известие о том, что из-за неуплаты долгов имение нужно продать. Все в замешательстве. Лопахин предлагает сдать земли под дачи. Но отказ Раневской приводит к тому, что сад оказывается проданным. А покупает его Лопахин. Теперь он новый хозяин. Несмотря на то, что события заканчиваются так грустно для героев, они пытаются начать новую жизнь, уезжая снова за границу.

Мне кажется, актёрам великолепно удалось передать состояние действующих лиц. Меня поразило, что во время всего спектакля, необыкновенно войдя в образ, актеры присаживались на стулья, как это делали раньше и не забывались. Больше всего мне понравилась актрисы, которые играли роли Ани и Вари. Но особенно хочу отметить костюмы. Они очень подходили героям и чем-то даже помогали полнее раскрыть образ. Создавалось такое впечатление, что герои носили эти костюмы всю жизнь.

Спектакль мне очень понравился, и надеюсь, полученные впечатления останутся в моей памяти надолго. Я думаю, что произведение Чехова «Вишнёвый сад» актуально и в наши дни. Ведь у каждого из нас есть такое местечко, которое мы любим, помним и никогда не забудем.

Дикция актёров была настолько отчётливой, что приятно было слушать. Вообще весь спектакль я слушала, не отрываясь. Больше всех мне понравился голос актёра, который играл Лопахина.

"Вишнёвый сад" ("Коляда-Театр")

"Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад."

"Ну, вот теперь-то я видел всё!" - больше всего хотелось сказать мне после просмотра привезённого на гастроли екатеринбургским театром "Коляда-Театр" спектакля "Вишнёвый сад", поставленного по одноимённой пьесе Антона Павловича Чехова. Хотя, "по пьесе" - это громко сказано. Я бы даже, скорее, сказал, что идея пьесы в спектакле, несомненно, присутствовала, но вот утверждать, что люди попали на постановку "Вишнёвого сада" Чехова я бы не стал. Уж очень необычный и совершенно неоднозначный спектакль получился. Никогда ещё ранее я не попадал на такую трактовку классики, да уж и что греха таить - на такое действо!
Здесь смешалось всё - фарс, комедия, драма, народные песни и пляски, гротеск, модернизм, минимализм и самый яркий символизм, который когда-либо видел!
Вообще, первая моя реакция после начала спектакля была: "#$%&@!!" и широко открытые глаза с упавшей на пол челюстью. Хотя, впрочем, вторая и третья - тоже. Мой мозг взорвался разноцветной радугой и вытек из треснувшего черепа, забрызгав звёздочками и розовыми пони весь партер. Мне хотелось бегать по кругу, громко кричать вместе с актёрами и биться головой о стену, о двери, о соседей. И только к началу второго действия разум, наконец, начал воспринимать происходящее на сцене со всей серьёзностью и вернул упавшую челюсть на физиологически предназначенное для неё место.
И повод для того действительно был. Думаю, никто не ставил "Вишнёвый сад" так жёстко, бескомпромиссно, динамично и безумно, как это сделал Николай Владимирович Коляда. В его постановке пьеса Чехова сверкает совершенно новыми и абсолютно неожиданными красками! Вместо меланхолично-грустной, спокойной и даже местами ленивой истории, полной скучных разговоров, полутонов и бесконечных размышлений режиссёр бросает зрителя в какой-то невообразимый гротеск, в безудержное русское застолье, гульбу, вечную пьянку, насыщенную безалаберными гостями, безответственными поступками, бессмысленными разговорами и нескончаемыми криками, песнями, плясками, причитаниями, смехом и слезами. И, несмотря на то, что место действия и эпоха Колядой были сохранены, тем не менее, пьеса выглядит вполне себе современной и весьма актуальной. Как будто за век не поменялось ничего. Эпоха сменяет эпоху, а Россия-матушка всё та же. И всё те же люди, которые, вместо того, чтобы действовать, менять свою жизнь и действительность на те, что хочется, только пьют, гуляют да рассуждают-рассуждают-рассуждают. И среди этого хаоса, этого сумасшедшего дома, и разворачиваются всем нам хорошо знакомые со школьной скамьи события. Возврат в родное лоно, ностальгия, банкротство, продажа вишнёвого сада и, казалось бы, самое время для начала новой жизни.
Что касается постановки, то Николай Владимирович нашёл, чем удивить. Поражает всё - от подхода к пьесе до реквизита и костюмов. Спектакль выносит сознание с первых секунд. А когда толпа вываливается на сцену, мозг попросту вешает табличку "Не беспокоить!" и спускает себя куда-нибудь в желудок, где всё просто, понятно и тепло. Думаю, это самый шумный спектакль, который я видел. И самый фольклорный. Весьма неоднозначная трактовка произведения Антона Павловича, и особенно его начала, но, должен признать, при этом достаточно интересная и заслуживающая внимания. При всём балагурстве и хаосе, творящимся на сцене, общий настрой пьесы передан весьма точно, и эмоции героев поражают по своей глубине. Да, они совершенно беззастенчиво переигрывают, надрываются и гримасничают, но такой гротескный подход, скорее, даже лучше помогает в передаче атмосферы событий, в передаче истинного настроя произведения. Скажу сразу - мне не понравилось начало, и я даже честно порывался уйти с этого "цирка", но что-то меня удержало, и я не пожалел. Стоит проникнуться атмосферой постановки, впитать в себя энергетику актёров, и всё становится на свои места. В том числе и мозг.
Очень порадовали безумно красивые, необычные, весёлые и интересные костюмы. Вот уж художник-постановщик оторвался на них, так оторвался! И ведь это не просто костюмы - они как нигде символичны и конкретны! Вообще, символизма в этой постановке хватает с лихвой. Он здесь совершенно во всём. В каждой фразе, в каждом движении актёров, в оформлении сцены, в реквизите. Да даже на потолке! Кстати, о реквизите. Оформить вишнёвый сад белыми пластиковыми стаканчиками... нет - сотнями белых пластиковых стаканчиков, которыми "расцветают" деревянные балясины - это мощно! Интересно. Свежо. Оригинально. Незабываемо. И это надо видеть. Такую картинку не передать словами. И не вырезать потом из памяти. Это - какая-то полипропиленовая феерия весеннего равноденствия. Праздник химической промышленности губернского розлива. Достойная находка! Особенно - "листопад"!
Ну и, конечно же, герои! Колоритные, необычные и оригинальные персонажи, в которых поначалу с трудом угадываются знакомые нам с детства Любовь Андреевна, Леонид Андреевич, Ермолай Алексеевич и прочие посетители вишнёвого сада. Первая же мысль: "Я никогда не разберусь, кто в этом, вообще, кто!". Хотя, буквально через полчаса, каждый из героев становится практически родным и максимально близко знакомым. Неординарное, но весьма и весьма интересное решение!
Я не буду подробно останавливаться на каждом из героев - потому что искренне считаю, что их лучше увидеть - и лишь кратко отмечу некоторых актёров, запомнившихся мне больше всего.
В первую очередь, конечно же, должен отметить Василину Маковцеву, исполнившую роль самой Раневской. Думаю, самая эмоциональная, яркая и драматически сложная роль постановки. Василине замечательно удалось передать не только все грани характера своей героини, но и попросту шикарно изобразить то самое чувство ностальгической тоски по дому и тягости нового лишения казалось бы, вновь обретённого родного уголка. Совершенно потрясающая игра и очень живой образ! Браво!!
Удивил и Олег Ягодин, исполнивший в постановке роль Лопахина. Он непрерывно менялся в течение спектакля, представляя своего героя перед зрителями то в одном, то в другом образе и весьма легко переключаясь из комедийного персонажа в драматического и обратно.
Не могу не отметить очень яркую и запоминающуюся игру Сергея Фёдорова и его Гаева. Совершенно потрясающий персонаж, вызвавший море смеха и эмоций, хотя и весьма спорно сделанный геем.
Отмечу и Алису Кравцову с Ириной Ермоловой, сыгравших Анечку и Варю. Они смогли внести свой особый колорит в постановку и очень здорово смотрелись в своих ролях!
Весьма забавный персонаж вышел и у Антона Макушина - незабываемый "вечный студент" Трофимов в своей вечной бейсболке и нескончаемым философствованием по поводу и без. По-настоящему мощные монологи и очень живая игра!
Нельзя не отметить и яркую игру Веры Цвиткис с её Дуняшей и Евгения Чистякова с его Яшей. Вот уж точно незабываемые, хоть и второстепенные персонажи.
А вот кто однозначно заслуживает совершенно отдельной номинации и всеобщего признания - так это Фирс Александра Замураева! Наверное, самый оригинальный, колоритный и запоминающийся персонаж всей постановки! Александр - аплодирую стоя! Браво!! Шикарнейшая игра!
Кстати, возвращаясь к символизму постановки, хочется особенно отметить постоянные отсылки к остальным произведениям Антона Павловича, причём сделанные настолько качественно, точно, своевременно и в тему, что невольно задаёшься вопросом: "Как им это удалось, чёрт побери?!"
В целом же, скажу, что спектакль понравился, хоть и получился весьма неоднозначным. Но точно - заслуживающим того, чтобы его увидеть. Достойный образчик современного искусства и один из самых оригинальных спектаклей, что я имел счастье видеть.! Твёрдая 7/10 и моя рекомендация не пропустить следующих гастролей "Коляда-Театра"!

"Лопахин. Говорят, ты постарел очень!
Фирс. Живу давно."