Суннизм — это одно из основных направлений ислама. Суннизм: описание, особенности и интересные факты

Представлял собой единое и цельное учение, не знавшее фракций и сект. Первый раскол в исламе произошел в конце правления халифа Османа, когда группа сторонников Али — шиитов стала настаивать на исключительном праве потомков пророка — алидов (т.е. наследников Али и Фатимы) на высшую духовную и светскую власть. С этого времени ислам разделился на ортодоксальный - сунниты и оппозиционный - шииты.

Уже в VII в. шииты разделились на два направления — умеренные и радикальные . После трагической гибели Али, который пал под ударом кинжала бывшего своего сторонника, хариджита, в 661 г. сторонники движения выступили за сохранение за его потомками исключительных прав на верховенство в исламской общине-государстве. Особенности религиозного учения шиитов оформились к середине VIII в. Оно основывалось прежде всего на священной книге всех мусульман — Коране, на который опирались идейные источники шиитов: сборник изречений халифа Али «Путь красноречия» и труды создателей шиитской догматики. Как и все мусульмане, шииты признают в качестве второго источника вероучения Сунну, но отвергают те предания Сунны, которые составлены противниками Али. Шииты считают, что во время фиксации Корана было изъято несколько аятов из ряда глав и целая глава «Два светила», в которых обосновывались особые права Али на халифат. Они составили свои воспоминания о пророке Мухаммеде и Али и назвали их Ахбарами. Шииты считают, что в телах 12 имамов (руководителей общины) по имени Али обитала душа пророка Мухаммеда. После смерти 11-го имама Хасана аль-Аскари в 873 г. новым имамом стал его малолетний сын , ставший 12-м имамом. Мухаммед исчез в пещере недалеко от города Самарра в Ираке, по он все-таки присутствует невидимо для всех на земле и вернется к людям в образе мессии — Махди, который установит царство справедливости на земле, откроет истинный смысл Корана и единобожия и низвергнет узурпаторов.

В шиизме широкое распространение получил культ мученичества, связанный с трагической судьбой ряда шиитских имамов, начиная с Али и его сыновей — Хасана и Хусейна, которые были убиты сторонниками правящей партии. В практике шиизма нашел широкое применение принцип такия (осмотрительность, благоразумие) — благоразумное скрывание своей веры, т.е. право говорить и совершать то, что противоречит вере, из соображений личной безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь при этом в душе преданным своей религии. Этот принцип был обусловлен тем, что на протяжении своей истории шииты часто оставались в меньшинстве и служили объектом преследований.

В XVI в. шиизм был провозглашен государственной Ирана, в качестве которой существует и до настоящего времени. Шииты составляют почти половину населения Ирака, их общины проживают в Ливане, Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистане и других странах распространения ислама.

Направления шиизма

Согласно одной из широко распространенных классификаций шиизм подразделяется на пять крупных сект, которые со временем дробились на более мелкие образования: кайсаниты, зейдиты, имамиты, крайние шииты и исмаилиты.

С направлением шиитов тесно связано другое направление в исламе — хариджиты (вышедшие, выступившие). Это направление считается первым отделившимся от ортодоксального ислама. Хариджиты поддерживали Али в его борьбе за власть, но когда Али выразил нерешительность и пошел на переговоры с противником, 12 тыс. человек отделились от его войска и отказались его поддерживать. Хариджиты внесли свой вклад в разработку вопросов, связанных с теорией власти в исламе. Они считали, что халиф должен получать верховную власть от общины только выборным путем. Если он не отвечает своему назначению, община вправе его низложить или даже убить. Халифом может стать любой верующий вне зависимости от происхождения, социального статуса и этнической принадлежности. Главные требования к претенденту на власть были твердая приверженность Корану и Сунне, справедливое отношение к членам мусульманской общины и способность отстаивать ее интересы с оружием в руках. Халиф рассматривался как главное уполномоченное лицо общины и военный предводитель, ему не приписывается никакого сакрального значения. Если общины находятся далеко одна от другой, то каждая может избрать для себя халифа. В религиозном отношении хариджиты выступали как непримиримые поборники «чистоты» ислама и строгого следования обрядности. В настоящее время небольшие хариджитские общины сохраняются в Омане. Алжире и Ливии.

Суннизм

Суннизм — самое крупное направление в . Почти 90% мусульман в мире исповедует суннитский ислам. Полное название суннитов — «люди Сунны и согласия общины». К основным признакам принадлежности к суннизму относятся: признание законной власти четырех «праведных халифов»; отсутствие сомнений в достоверности шести канонических сборников хадисов; принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма. Сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлют идею о божественной природе Али и праве его потомков на духовную власть. Хронологически суннизм оформился как негативная реакция на становления шиизма. В рамках суннизма не возникали особые секты.

Краткое перечисление различий между суннитами и шиитами

Сначало посмотрим на СУННИТОВ

Единодушно считают его истинным и защищённым от любых добавлений и изъятий. Они понимают его в соответствии с основами арабского языка, верят в каждую его букву, и верят в то, что он - слово Всевышнего Аллаха, не появившееся и не созданное, и что к нему не может подобраться ложь ни спереди, ни сзади. Это первый источник для всех убеждений и взаимоотношений мусульман.

Это второй шариатский источник, разъясняющий Коран, и нельзя противоречить нормам, содержащимся в любом хадисе, переданном от Пророка (саллалллаху алейхи ва саллям) достоверным путём. Проверку достоверности хадисов производят в соответствии с основами, относительно которых согласны факыхи мусульманской общины в науке о терминологии хадисов, а именно: посредством исследования иснада, вне зависимости от пола передатчиков - эти различия учитываются только в том, что касается свидетельств надёжных людей. У каждого передатчика - своя история и определённые, известные хадисы, как достоверные, так и те, достоверность которых поставлена под сомнение. Мусульмане добились этого посредством самого кропотливого труда, который только знала история. Не принимаются хадисы, передаваемые лжецами, неизвестными. Родственные связи или фамильная принадлежность любого рода также не могут служить основанием для принятия хадисов, потому что это величайшая ответственность, которая выше любых подобных факторов.

Сподвижники

Единодушно уважают сподвижников и при упоминании о них говорят: «Да будет доволен ими Аллах». Разногласия, имевшие место между сподвижниками, они относят к иджтихадам, которые они сделали, будучи искренними, и всё это в прошлом и мы не имеем права растить на основании этих событий злобу, передаваемую из поколения в поколение. Сподвижники - это те, о ком Аллах отозвался лучше, чем о какой бы то ни было общине. Он похвалил их во многих местах Своей Книги и особо оправдал некоторых из них, так что никто не имеет права обвинять их после этого оправдания, и никакого блага никому эти обвинения принести не могут.

Единобожие

Они верят, что Аллах - Единственный, Одолевающий, и у Него нет сотоварищей и нет равных и подобных Ему, и нет посредников между Ним и Его рабами. И они верят в аяты, в которых упоминаются Качества Аллаха в таком виде, в каком они были ниспосланы, не истолковывая их, не отрицая, и не уподобляя Качества Аллаха качествам творений: «Нет ничего подобного Ему…». И они верят, что Он направил посланников и поручил им донести Его послание, и они донесли его, не утаив ничего. И они верят, что сокровенное известно только Аллаху, и что заступаться пред Аллахом можно будет только при соблюдении определённых условий: «Кто станет заступаться перед Ним, кроме как с Его позволения». И они верят, что мольба, обет, жертвоприношение и устремление могут быть посвящены только Ему, Всевышнему и не могут посвящаться никому другому. И только Он владеет добро и злом, и никто не может обладать властью или распоряжаться вопреки Его воле, будь то живой или мёртвый. Все без исключения нуждаются в Его милости. И познание Аллаха, как они верят, должно осуществляться посредством Шариата и аятов Аллаха прежде разума, потому что разум может и не прийти самостоятельно к правильным выводам, а уже потом человек должен размышлять, применяя свой разум и обретая покой.

Можно ли увидеть Аллаха?

Аллаха можно увидеть только в мире вечном, поскольку Сам Всевышний сказал: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа».

Сокровенное

Сокровенное знает только Всевышний Аллах, и Он открыл нечто из сокровенного Своим пророкам, в том числе и Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) с определёнными целями: «Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает».

Согласно наиболее правильному мнению, это все его последователи исповедующие исламскую религию. Говорят также, что это богобоязненные члены его общины. Говорят также, что это его верующие родственники из числа бану Хашим и бану ‘Абду-ль-Мутталиб.

Шариат и истина

Они считают, что Шариат - это и есть истина, и что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не утаил от своей общины ничего из знания, и нет такого блага, на которое он не указал им, и нет такого зла, от которого бы он не предостерёг их. И Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию». Источниками религии являются Коран и Сунна, и они не нуждаются в каких-либо дополнениях, поскольку то, как нужно действовать, поклоняться и поддерживать связь с Аллахом, вполне ясно и понятно без всяких посредников. И только Аллах знает правду о Своих рабах и нельзя никого обелять наперекор Аллаху. И из слов всех людей что-то принимается, а что-то отвергается, кроме непогрешимого Пророка (саллалллаху алейхи ва саллям).

Ахлю-с-Сунна в точности придерживаются норм, установленных Кораном. Эти нормы разъясняются словами и действиями Посланника, зафиксированными в пречистой Сунне. Они опираются также на слова сподвижников и их надёжных последователей, потому что их эпоха была ближайшей к эпохе Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям) и они были наиболее искренними по отношению к нему. И никто не имеет права устанавливать новые законы в религии после того как Аллах завершил её. Однако в новых, возникающих вопросах и обстоятельствах и в том, о чём Шариат не говорит подробно, следует обращаться к надёжным мусульманским учёным, которые выносят решения исключительно в рамках Корана и Сунны.

Лояльность

Подразумевается абсолютная покорность. Они считают, что такая покорность может быть только по отношению к Посланнику Аллаха (саллалллаху алейхи ва саллям), потому что Всевышний Аллах сказал: «Кто покорен Посланнику, тот покорен Аллаху». Что же касается всех остальных людей, то лояльность по отношению к ним ограничивается рамками Шариата, поскольку не может быть покорности творению в том, что является ослушанием Творца.

Подразумевается сокрытие истинных убеждений и демонстрация иных во избежание зла. Они считают, что мусульманину не разрешается обманывать мусульман словами или внешним видом, поскольку Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не относится к нам тот, кто обманывает нас». Сокрытие истинных убеждений и демонстрация иных разрешается только по отношению к неверующим врагам религии и только во время войны, поскольку война есть хитрость. Мусульманин должен быть правдивым и смелым, когда дело касается истины, и не делать ничего напоказ, не лгать и не поступать вероломно, а давать благие советы, побуждать к одобряемому исламом и удерживать от порицаемого им.

Государством должен управлять халиф, который избирается из числа мусульман. Основным требованием к халифу является соответствие занимаемой должности, то есть он должен быть разумным, благоразумным, обладать знаниями, быть известным своей праведностью и честностью и способностью нести подобную ответственность. Его выбирают самые достойные и благоразумные представители мусульманской общины. И они же смещают его, если он перестаёт отвечать необходимым условиям или идёт против постановлений Корана и Сунны. Все мусульмане обязаны подчиняться ему. Они считают правление тяжким бременем и ответственностью, а не почётом и трофеем.

А теперь на ШИИТОВ

Некоторые ставят под сомнение его истинность. Находя в нём противоречия их убеждениям, они дают этим аятам странные толкования, дабы они согласовывались с их мазхабом. Поэтому их назвали мутааввилитами или «толкователями». Любят указывать на разногласия, возникшие в начале письменной фиксации, и приводить слова своих имамов, взятые из признанных у них шариатских источников.

Опираются только на сообщения, возводимые к Ахлю-ль-бейт, и некоторые сообщения тех, кто участвовал в политических сражениях Али на его стороне, и отвергают всё остальное. Не уделяют внимание иснаду сообщения и научным методам, и часто говорят например: «От Мухаммада ибн Исмаиля от одного из наших товарищей от другого человека, что он сказал…». Их книги наполнены десятками тысяч сообщений, проверить достоверность которых невозможно, и на этих сообщения они основывают свою религию. При этом они отвергли больше трёх четвертей Сунны Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). И это одно из важнейших различий между ними и мусульманами.

Сподвижники

Шииты считают, что сподвижники стали неверующими после кончины Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), за исключением нескольких (их можно пересчитать по пальцам двух рук). Али же они отводят особое место. Некоторые из них считают его преемником Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), другие считают его пророком, третьи - Богом. И о мусульманах они судят по их отношению к Али. Тех, кто был избран правителем до Али, они считают притеснителями или неверующими. И каждый, кто противоречит его мнению - притеснитель, неверующий или нечестивец. Так же дело обстоит и с теми, кто противоречил его потомкам. Таким образом, они создали в истории огромную подлость и наполнили её враждебностью и клеветой, и шиизм превратился в историческую школу, пронёсшую это вредоносное учение через многие поколения.

Единобожие

Верят во Всевышнего Аллаха и Его Единственность, однако к этим убеждениям, примешивают действия, которые являются ширком. Они обращаются с мольбами не только к Аллаху, но и к Его рабам и говорят: «О ‘Али!», «О Хусайн!», «О Зейнаб!» и дают обеты и совершают жертвоприношения не Аллаху и обращаются к умершим с просьбами. У них много мольб и стихов, которые могут служить подтверждением этого. Они используют их в своём поклонении и считают своих имамов непогрешимыми и приписывают им знание сокровенного и способность распоряжаться во Вселенной. Именно шииты придумали суфизм для утверждения этих искажённых понятий. Они считают, что праведники (авлийа), «святые» и Ахлю-ль-бейт обладают особой силой. Они вкладывают в своих последователей понятие классовости внутри религии и передачи положения по наследству. Всё это не имеет никакого обоснования в религии. Познание Аллаха у них должно осуществляться с помощью разума, а не Шариата, а упомянутое в Коране - всего лишь подтверждение заключений, которые делает разум, а не что-то принципиально новое.

Можно ли увидеть Аллаха?

Аллаха невозможно увидеть ни в этом мире, ни в мире вечном.

Сокровенное

Они утверждают, что знание сокровенное - исключительное право их имамов, и даже Пророк (саллалллаху алейхи ва саллям) не имеет права сообщать о чём-то из сокровенного. Поэтому некоторые обожествляют этих имамов.

Семья Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям)

Это только его зять ‘Али и некоторые из сыновей ‘Али, а также их дети и внуки.

Шариат и истина

Они считают что Шариат - это нормы, принесённые Пророком (саллалллаху алейхи ва саллям) и касающиеся исключительно простых людей и тех, кто имеет лишь поверхностные знания о религии. А истина (или особое знание об Аллахе) дарована исключительно имамам Ахлю-ль-бейт (то есть только некоторым членам семьи Пророка (саллалллаху алейхи ва саллям)), и они получают знание по наследству - оно передаётся из поколения в поколение и они держат его в секрете. И имамы непогрешимы и все их действия - божественный закон. И все их действия являются дозволенными, и связь с Аллахом можно поддерживать только через посредников, коими являются имамы. Поэтому они придумывают себе названия и титулы, свидетельствующие о чрезмерном превознесении самих себя, например: «валиййуЛлах» (приближённый Аллаха), «бабуЛлах» (врата Аллаха), «ма‘сум» (непогрешимый), «худжатуЛлах» (довод Аллаха) и так далее.

Они опираются на особые источники, которые приписывают своим имамам (нескольким конкретным), а также на толкования, которые они дали аятам Аллаха. При этом они намеренно противоречат большинству представителей мусульманской общины. Они считают также, что их непогрешимые имамы-муджтахиды имеют право устанавливать новые нормы, что и произошло в действительности. Так, были установлены новые нормы, касающиеся:

Азана, времён совершения молитвы, и способа её совершения.

Времени начала поста и разговения.

Действий хаджа и других паломничеств (зийара).

Некоторых вопросов закята и тех, кому отдаётся закят.

Лояльность

Они считают лояльность одним из столпов веры. У них это вера в имамов (в том числе и в того, который обитает в подвале). И тот, кто не лоялен по отношению к Ахлю-ль-бейт, у них не называется верующим, под его руководством нельзя совершать молитву, ему нельзя отдавать ничего из обязательного закята, однако можно подавать обычную милостыню как неверующему.

Несмотря на различия между шиитскими группами, все они считают такыйю обязанностью, без которой мазхаб не может существовать. Они обучаются основам её втайне и открыто и применяют её на практике, особенно когда попадают в трудные обстоятельства - они начинают чрезмерно восхвалять тех, кого в действительности считают неверующими, заслуживающими убийства и уничтожения. Неверующим же они считают каждого, кто не следует их мазхабу. Они применяют принцип «Цель оправдывает средство». Такыйя разрешает шиитам любые формы лжи, козней и лицемерия.

Имамат или управление государством

Власть у них передаётся по наследству от ‘Али и сыновей Фатымы (существуют разногласия между шиитскими группами в отношении конкретных личностей). По этой причине они никогда не бывают искренне преданными правителям, не относящимся к вышеупомянутой категории. А поскольку их теория не осуществилась в истории так, как они ожидали, то они добавили теорию о возвращении в этот мир (радж‘а), которая состоит в утверждении о том, что в конце времён появится их последний имам, именуемый Предстоятелем (аль-Каим) и, выйдя из своего подвала, уничтожит всех своих политических противников и вернёт шиитам их права, узурпированные другими группами на протяжении многих веков.


По численности сунниты составляют более 1,12 млрд человек - более 90 % всех исповедующих ислам.

Особенности суннизма

Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы - халифа .

Основными признаками принадлежности к суннизму считаются:

  • признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Бухари , Муслимом , ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи);
  • принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов (маликитскому , шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому);
  • признание законности правления первых четырех («праведных») халифов - Абу Бакра , Омара , Усмана и Али (шииты признают только Али).

Неизвестно точно, когда оформился термин «суннизм», однако в сравнении с менее ортодоксальным шиизмом , суннизм имеет более чёткое содержание - это следование жизненному пути пророка Мухаммеда . Шиизм же лишь признаёт право на преемничество потомков пророка Али в качестве духовного и светского главы мусульманской общины.

Рост авторитета сунны в истории

Еще до Мухаммада каждое арабское племя имело свою «сунну », то есть неписанное собрание морально-правовых предписаний - «обычное право» патриархально-общинного общества , которое унаследовано племенем от предшествующих поколений. Потребность в сунне - своде правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях - возникла после смерти пророка . После его кончины оказалось, что предписаний, содержащихся в Коране, не достаточно для решения всех государственных общественных проблем. Если решения нельзя было найти в Коране , обращались или к действиям самого пророка (сунна), или к древним обычаям Медины (так как Мухаммед не отвергал родо-племенных законов). В крайнем случае, прибегали к мнению (рай) судьи, который должен был решать «по справедливости». Таким образом, уже на раннем этапе формирования мусульманской общины возникло две тенденции:

  1. Использование предписаний Корана, основыванных на документально зафиксированных нормах - то есть, исходивших от пророка.
  2. Независимое суждение факиха, который должен был брать на себя ответственность за принятие решения (мусульманский правовед, знаток шариата).

Первоначально использование рая (личного мнения факиха) не получило широкого распространения. Мусульмане предпочитали опереться на высказывания и действия пророка , которые, будучи зафиксированы, стали вторым, после Корана, источником ответов на возникающие вопросы. Таким образом, соблюдать сунну означало следовать примеру Мухаммада, подражать ему. В Коране встречаются выражения «сунна предков» (Коран , 8:39, 15:13, 18:53, 35:41) и «сунна Аллаха» (Коран , 17:79, 33:62, 48:23), что означает практику, которой придерживались предшествующие поколения, или сам Аллах. Вне Корана под словом «сунна » подразумевается более широкое понятие. С течением времени сунна приобрела черты, позволяющие отождествлять ее с понятием «правоверие» в христианстве.

Таким образом, следование правилам, изложенным в сунне , приобрело обязательный характер для членов мусульманской общины. Отсюда возникло название «сунниты» - те, кто следует путем. После смерти Мухаммада на основе сунны решались многие практические вопросы жизни общины и даже халифата. Пропагандистами сунны изначально выступали сподвижники пророка и члены его семьи, которые сохранили в памяти высказывания пророка, его поступки или даже молчание в некоторых ситуациях. Впоследствии в сунну стали включать примеры из жизни четырех праведных халифов - Абу Бакра, Умара, Усмана, Али.

Роль сунны в современном исламе

Мусульманская сунна включает в себя нормы государственного, уголовного, имущественного, семейного права , а также предлагает стереотипы поведения мусульманина в быту. Первоначально за основу была взята сунна Мухаммада, включающая в себя поступки (фиал) и высказывания (каул) пророка, зафиксированные его последователями в виде хадисов (рассказов).

Появление и дальнейшее использование хадисов было обусловлено тем, что «божественных установлений», изложенных в Коране, оказалось недостаточно для решения множества вопросов, встававших перед новыми поколениями мусульман . Важным источником стали предания о поступках, речах, советах и рекомендациях Мухаммада его современникам. Идеальный образ пророка, вождя, основателя государства, сначала бедного и гонимого, но не побоявшегося выступить против заблуждений своих соплеменников, человека, которого избрал для своих посланий Аллах, вызывал уважение и восхищение мусульман. Это был образ, по которому каждый мог сверять свои поступки. Поэтому учение о пророке Мухаммаде, его словах и делах, стало важной составной частью ислама, вошло в символ веры, в право, в богословие, историографию и литературу.

Информация о высказываниях и поступках пророка, об обстоятельствах, сопровождавших ту или иную ситуацию, составили самостоятельный раздел арабской литературы. Каждое сообщение сопровождалось иснадом - ссылкой на непрерывную цепь людей, передававших эту информацию. Как правило это были люди из ближайшего окружения Мухаммада - Абу Бакр, Умар, Айша, Али, Абу Хурайра и др. Согласно установившейся традиции, чем более достойным уважения был передатчик, особенно последний в цепи иснада (то есть самый ранний), тем более несомненной считалась достоверность текста (матн), следовавшего за иснадом. Наиболее достоверными хадисами были те, которые можно было проследить по нескольким цепочкам передатчиков.

Примерно за два с лишним столетия число хадисов достигло астрономических цифр: более миллиона. К началу 8 в. в «науке о хадисах» ("ильм аль-хадис) сложилось три школы: мединская, иракская и сирийская. Тогда же началась письменная фиксация хадисов. От первоначально этапа ничего не сохранилось, но во второй половине 9 в. существовало уже шесть сборников хадисов, которые надолго и прочно завоевали авторитет и переписывались в большом количестве экземпляров.

Среди суннитов наибольшим авторитетом пользовались шесть сборников: Аль-джами ас-сахих аль-Бухари (810-870); ас-Сахих Муслима ан-Нишапури (817-875). Меньшую популярность имеют Суннан Ибн Мажда (ум. 886); Суннан Абу Дауда ас-Сиджистани (ум. 888); Аль-джами аль-кабир Мухаммада ат-Тирмизи (ум. 892); Суннан ан-Ниса’и (ум. 915).

Однако наиболее авторитетным сборником хадисов считается Аль-джами ас-сахих, составителем которого был Мухаммад аль-Бухари. Он отобрал 7400 хадисов. Ас-сахих признан мусульманами выдающимся руководством по фикху (комплекс правил поведения мусульманина). В других сборниках интерес составителей был сосредоточен вокруг тех или иных правил и норм быта. Подробно рассматривается что дозволено (мандуб) и что запрещено (макрух), как относиться к ритуалу, пище, одежде, взаимоотношениям между людьми, к заключению договоров о купле-продаже и т. д.

В целом на базе хадисов была разработана система стереотипов поведения мусульманина, где все поступки человека рассматривались через призму пяти понятий: ваджиб или фард - «обязательные», мандуб - «рекомендуемые», мубах или джа’из - «дозволенные» (но не предполагающие одобрения или награды), макрух - «не одобряемые» (но не запрещаемые) и махзур - «запрещенные». Впоследствии на основе хадисов была создана сира - биография (жития) пророка Мухаммада, так же прокламирующая его жизненные принципы.

В 9-10 вв. мусульманские богословы обсуждали вопрос о допустимости использования в качестве «усуль ад-дин» (основ религии) других источников, однако большинство их отвергло такую возможность.

Сунна является составной частью мусульманского богословского образования. При подготовке имамов и факихов (богословов-законоведов) знание сунны пророка является одним из необходимых условий авторитета религиозного деятеля. В богословии существует ряд дисциплин, которые непосредственно основаны на сунне, по ней сверяются все нововведения, в противном случае они объявляются бид’а (ненужным новшеством).

Суннитские школы

Сунниты признают четыре Богословско-правовые школы, называемые «мазхабами »: маликитский , шафиитский, ханафитский и ханбалитский . Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается.

Зачастую нам приходится слышать о суннитах, шиитах и других ветвях исламской религии.

Сунниты и шииты, разница понятий

На вопрос о том, кто такие сунниты, ответ однозначный - это прямые последователи пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха), которые хранят и оберегают все тексты сообщений посланника, чтят их и следуют им. Это люди, которые живут по заветам священной книги мусульман - Корану - и преданиям главного посланника и толкователя Корана - пророка Мухаммеда. Мусульмане-сунниты исповедуют неискажённый ислам, который несёт в себе миролюбие и повсеместное признание божьей милости, покорность Аллаху и посвящение всей своей жизни своему Творцу.

Сунниты и шииты - разница в следовании сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Шииты представляют собой ответвление в исламе, признанное ведущими исламскими учёными как заблудшее, которое частично исказило слова посланника и исповедует ислам по-своему.

Шииты и сунниты, разница между которыми очевидна, начиная с верования в пророков (один из столпов веры мусульманина), не являются дружественными течениями, поскольку образование ветви шиитов внесло колоссальную смуту в мир мусульман и в восприятие ислама в целом.

Разница между шиитами и суннитами очевидна. Шииты внесли массу недостоверных и не подтверждённых священными текстами обрядов в поклонение, а тому, как они исказили заветы пророка Мухаммеда, посвящены целые тома богословских книг.

По причине повсеместного искажения богословских трудов, распространения недостоверной информации об исламе и практики веками проводимых национальных обрядов, вдруг приобретших титул религиозных, всё смешало свои понятия о настоящем, истинно чистом исламе. И шииты приняли активное участие в этом хаосе. Они исказили даже такие бесспорные вопросы, как количество обязательных намазов в день, их ритуальные условия и многое другое. Вражда шиитов с суннитами и несогласие их с течением политических событий в исламе началось ещё 14 веков назад.

Сунниты и шииты - разница поведения

Пестрят фотографиями окровавленных людей, которые вымазывают свои головы кровью жертвенных животных, истязают себя цепями и танцуют языческие танцы. Это и есть шииты - группа, проводящая обряды, не имеющие никакого обоснования в исламе.

Сунниты все свои богослужения проводят на основании аятов Корана и слов пророка Мухаммеда.

Некоторые из внутренних ветвей шиизма мусульманскими богословами однозначно считаются даже антимусульманскими и враждебными.

Лишь по причине большого развития заблудших сект, называющих себя мусульманами, весь мир охватила смута и враждебное отношение к мусульманскому миру.

Политические игры подогревают эту вражду и старательно работают над продолжением искажения ислама, мешая людям просто искренне верить и спокойно поклоняться своему создателю. Многие люди боятся ислама из-за недостоверной информации из СМИ.

В мире немало религий, но еще больше каждая религия имеет ветвей. К примеру, в исламе существует два больших направления - сунниты и шииты, которые имеют как теологические, так и некоторые политические разногласия, которые в наше время переросли в полномасштабную войну. Однако уже сейчас многие исследователи этого конфликта понимают, что он скорее политический. Сами же мусульмане, возможно, уже и забыли бы про него, продолжая жить своей жизнью, однако, как оказалось, не все так просто.

На арену вышли правители стран, которым оказалось, выгодно вспомнить древнюю вражду между этими двумя течениями, ведь территории некоторых исламских государств оказались ценны своими ресурсами. Помимо этого, был еще и политический интерес со стороны правящих верхушек самого Востока.

Итак, мы в статье рассмотрим подробнее исторические предпосылки формирования различия суннитов и шиитов, а также к чему все это привело в мире сегодня. Немаловажным будет подумать о подоплеке внезапно вспыхнувших распрей между мусульманами, почему это случилось, отчего так произошло? Все это мы и попробуем осветить в данной статье.

Пророк Мухаммед - основатель ислама

Как известно, до появления Мухаммеда на востоке было многобожие. После полученных от архангела Джебраила божественных посланий, Пророк стал проповедовать единобожие. Путь его был достаточно труден, ведь люди к новой религии отнеслись с недоверием. Первыми последователями Мухаммеда стали его жена Хадиджа, племянник Али и два вольноотпущенника Зайд и Абу-Бекр.

Дальнейшее обращение арабов происходило трудно. Первую публичную проповедь Мухаммед совершил в 610 году в Мекке. По историческим исследованиям, она содержала элементы иудаизма и христианства. Однако ее плюсом было то, что читалась она рифмой, что значительно облегчало ее восприятие для слушателей, в своем большинстве неграмотных.

К слову сказать, написанная с его слов Священная Книга - Коран - содержит библейские сюжеты, которые тщательно пересмотрены с точки зрения восточной традиции. Таким образом, ислам и христианство имеют точки соприкосновения, пусть и несколько отличаются в догматическом плане. Однако главный момент - единобожие - присутствует в обоих.

После переселения Мухаммеда в Медину, он постепенно добавлял новые аспекты в свою религию, что вскоре и привело к обособлению ислама от иудаизма и христианства. Минусом в развитии мусульманства стало то, что после смерти Пророка, началась борьба за власть. Все это привело к тому, что последователи разделились на два лагеря - суннитов и шиитов. Такая ситуация сохраняется и по нынешнее время, только политическое разделение повлекло за собой еще и теологическое (правда, небольшое).

Возникновение двух больших ветвей ислама - суннитов и шиитов

Как видно, пророк Мухаммед оказал действительно большое влияние на формирование ислама в том виде, в котором мы знаем его сейчас. Однако после его смерти некоторые моменты из его учения претерпели изменения. Самым главным было то, что на его место было четверо претендентов, и каждый считал, что его кандидатура является самой правильной. Однако наибольший конфликт произошел из-за того, что некоторая часть мусульман посчитала, что последователем Пророка должен быть его кровный родственник. Таковым был зять и двоюродный брак Мухаммеда - Али. Именно отсюда и произошли первые различия суннитов и шиитов.

Как видно, изначально это разделение никак не относилось к теологическим аспектам. Со стороны появившегося течения шиитов (само слово с арабского переводится, как "приверженец, последователь Али") было отрицание момента провозглашения халифом тестя Мохаммеда - Абу. Они считали, что правильно будет, если им станет кровный родственник - Али. Однако этого не случилось.

Этот раскол в дальнейшем привел к тому, что в 661 году Али был убит. Его двоих сыновей - Хасана и Хусейна - тоже постигла та же участь. Мусульмане шииты восприняли смерть Хусейна с наибольшим трагизмом. Этот момент вспоминается арабами каждый год (причем как шиитами, так и суннитами, только для последних все не так трагично). Последователи же Али устраивают настоящие траурные процессии, помимо этого, используют цепи и сабли для нанесения себе ран.

Течение суннизма

Итак, теперь расскажем поподробнее все про течение суннизма. На сегодняшний день это самая большая ветвь ислама. Следует отметить, что мусульмане шииты и сунниты, разница которых изначально была несущественна, сейчас имеют некоторые отличия в толковании Корана - Священной Книги в исламе. Для этого течения характерно буквальное ее понимание. Они руководствуются “сунной”. Это особый свод правил и традиций, которые опираются на реальную жизнь Пророка Мухаммеда. Все это записано его последователями и сподвижниками.

Самым главным в этом течении является строгое следование предписаниям, записанным Пророком. Некоторые подобные направления даже принимали крайние формы. К примеру, у афганистанских талибов мужчины обязаны были носить определенный размер бороды, а также правильную одежду. Все должно было быть так, как описано в сунне.

Помимо этого, власть в этом течении не зависит от того, является ли избираемый потомком Мухаммеда. Его просто выбирают или назначают. Имамом же для суннитов является духовное лицо, которое, к тому же, заведует мечетью.

Следует отметить, что в суннизме существует четыре признанные школы:

  • маликитская;
  • шафиитская;
  • ханафитская;
  • ханбалитская;
  • захиритская (на сегодняшний день эта школа полностью исчезла).

Мусульманин вправе выбрать любую из представленных выше и следовать ей. Каждая из них имеет своего основателя, а также своих последователей. Ниже будет рассмотрено, в каких государствах они наиболее популярны.

Течение шиизма

Как было сказано выше, шиизм появился в результате политического раскола в исламе, когда некоторые последователи Пророка Мухаммеда не захотели подчиняться выбранному халифу, а не его кровному родственнику. В результате всего этого через некоторое время появились довольно существенные отличия в этом направлении, которые окончательно разделили две ветви ислама.

Для шиитов вполне позволительно толковать предписания Пророка. Однако на это должно быть у человека право. В свое время шиитов за это величали “немусульманами” и “неверными” (да и сейчас такое случается). В этом заключаются главные различия суннитов и шиитов.

Вторым самым большим отличием является то, что равным Пророку для них является и его племянник - Али. Следовательно, власть переходит только кровным родственникам Мухаммеда.

Мусульмане-шииты изучают в сунне только ту часть, которая относится к Мухаммеду и его родственникам (в отличие от противоположного течения, в котором изучается весь текст). Также для них важен трактат ахбар, который означает весть о Пророке.

Для последователей Али имамом является потомок Пророка и духовный лидер. Также существует верование, что когда-нибудь появится мессия, который предстанет, как скрытый имам. О нем даже есть особая легенда, которая повествует о том, что был двенадцатый имам Мухаммед, который в отроческом возрасте пропал при необъяснимых обстоятельствах. И с тех пор его никто не видел. Однако исламские шииты считают его живым. Они верят, что он находится среди людей и когда-нибудь придет к ним и поведет за собой.

В чем схожесть течений?

Однако, даже учитывая все вышеперечисленное, можно отметить, что течения в принципе одинаковы. К примеру, намаз суннитов и шиитов может совершаться вместе, в некоторых мечетях это практикуется особо. Оба эти направления мусульман читают и изучают сунну (вопреки расхожему мнению, что шииты этого не делают). Только последователи Али следуют той части в ней, которая записана от членов семьи Мухаммеда.

Помимо этого, любые распри забываются на время проведения хаджа. Они его совершают совместно, правда шииты, помимо путешествий в Мекку и Медину, могут еще выбрать место паломничества в Кербела или Эн-Наджаф. Именно там, по преданию, находятся могилы Али и его сына Хусейна.

Распространение суннитов в мире

Мусульмане-сунниты считаются самыми распространенными в исламе. По официальным данным, на все количество верующих их приходится около восьмидесяти процентов (или где-то порядка полутора миллиардов человек).

Теперь рассмотрим, в каких странах и регионах популярны четыре основных школы суннизма. К примеру, маликитская школа распространена в Северной Африке, Кувейте, Бахрейне. Шафиитское направление популярно в Сирии, Ливане, Иордании, Палестине, а также существуют большие группы в Пакистане, Малайзии, Индии, Индонезии, Ингушетии, Чечне и Дагестане. Ханафитское течение распространено в Средней и Центральной Азии, Азербайджане, Казахстане, Турции, Египте, Сирии и др. Ханбалитское направление популярно в Катаре и Саудовской Аравии, многочисленные общины имеются в ОАЭ, Омане и некоторых других государствах Персидского залива.

Таким образом, мусульмане-сунниты имеют значительное распространение в Азии. Также существуют различные общины и в других странах по всему миру.

Страны, которые поддерживают шиизм

Те, кто являются последователями Али, считаются малочисленными относительно суннизма, в мире их не более десяти процентов. Однако в некоторых случаях они занимают целые страны. Шииты, которые живут, к примеру, в Иране, по своей численности занимают практически всю его территорию.

Помимо этого, последователями Али являются больше половины населения Ирака, а также достаточно большая часть тех, кто исповедует ислам в Азербайджане, Ливане, Йемене, Бахрейне. Более малочисленное их количество наблюдается и в других странах Востока. К примеру, набирают численность чеченцы-шииты при поддержке властей (конечно, это событие находит своих недовольных). Многие приверженцы “чистой религии” - суннизма - считают провокационными действиями те, когда литература и учение шиизма находится в свободном доступе, что приводит к увеличению количества верующих.

Таким образом, можно сказать, что шииты являются довольно серьезной политической силой, особенно в последнее время, когда внутреннее противостояние между двумя течениями вылилось в военную форму.

Мусульмане в России

В России также проживает немало людей, которые исповедуют ислам. Это исповедание второе по многочисленности в государстве. Все-таки половина страны находится в Азии, где эта религия является одной из главных. Сунниты в России считаются наиболее многочисленной веткой ислама. Шиитов гораздо меньше, и находятся они большей частью на Северном Кавказе. Также много среди последователей Али азербайджанцев, которые переселились в Россию после того, как Советский Союз распался. Еще можно встретить шиитов в Дагестане среди татов и лезгин.

На сегодняшний день ярко выраженных конфликтов между разными направлениями среди мусульман не наблюдается (хотя в мире этого достаточно).

Военные действия между течениями

Война суннитов и шиитов долгое время сдерживалась. Да, были многочисленные столкновения, однако это никогда не выливалось в большую резню мирного населения, с большим количеством жертв. Долгое время эти два течения мирно уживались друг с другом. Новый всплеск нетерпимости начался в 1979 году, когда произошла Исламская революция в Иране.

С тех пор войной разных направлений в исламе заняты многие страны, где жителями являются мусульмане. К примеру, в Сирии противостояние длится уже долгое время. Все начиналось как борьба между действующим правительством и оппозиционерами, а переросло в кровавый конфликт между суннитами и шиитами. Так как в Сирии больше мусульман первого течения, а правительство было из второго, то совсем скоро это стало иметь большое значение. Помимо того, правящую верхушку данного государства поддерживает Иран, шииты в котором являются большинством.

Также следует сказать и о Пакистане, где в последнее время религиозная вражда направлена практически на всех иных представителей религиозных течений. Радикальным силам в стране не по вкусу не только пакистанские шииты, но и христиане, и другие конфессии, которые представлены в этом государстве. Ведь само оно было образовано для всех мусульман (считая и меньшинства, которые проживали на тот момент на территории).

Следует отметить и непрекращающийся конфликт на территории Ирака. Только в 2013 году в государстве погибло больше шести миллионов мирных жителей. Считается, что это самая большая цифра за последние пять лет. Еще нужно сказать о войне в Йемене, где значительная часть населения - шииты.

Как видно, в конфликте находится очень большое количество территорий и стран. Однако действительно ли все так просто? На самом ли деле это естественный ход событий? Возможно, это кому-то выгодно? Ведь война всегда - это чьи-то интересы, причем, не всегда государственные. Зачастую конфликт нужен тогда, когда всплывают меркантильные желания власть имущих. Ведь до сих пор все войны на востоке не урегулированы, продолжаются столкновения с радикальными группировками, в странах имеется большое количество оружия, которое широко применяется.

Политика и ислам

Как видно из вышеописанного материала, отличие суннита от шиита небольшое. Однако именно это позволило исламу разделиться на два противоборствующих течения, которые на протяжении нескольких последних десятилетий имели кровавые конфликты на некоторых территориях земного шара. То, что началось давным-давно, продолжается до сих пор, и конца этому не видно.

Следует заметить, что в войне суннитов и шиитов немаловажную роль сыграло то, что на территории исламских стран были обнаружены немалые запасы нефти. Конечно, это не могло не заинтересовать правящие верхушки некоторых других государств. Сегодня многие политики утверждают, что весь конфликт и был построен по программе Запада, в частности США. Это государство имело свой интерес на данных территориях, не только ресурсный, но и банальное обогащение за счет поставки вооружения как одной, так и другой стороне конфликта. Помимо этого, существует негласная поддержка радикальных организаций (оружием и финансово) на каждой территории конфликта, что, естественно, приводит к увеличению хаоса и насилия.

Итак, если вы хотите разобраться в хитросплетениях конфликтов на Востоке, то следует смотреть гораздо глубже. Увидеть, что довольно много заинтересованных в том, чтобы война продолжалась. Как говориться, ищите тех, кому это нужно. К примеру, в конфликте в Йемене очень четко проступает роль правителей в регионе, которые хотят завоевать лидерство на территориях между Саудовской Аравией и Ираном. И совсем это не война между суннитами и шиитами, а банальная борьба за власть и ресурсы.

Заключение

Итак, теперь мы видим, какие есть различия суннитов и шиитов. Конечно, все это в большей степени находится в головах верующих, ведь не так важно полное соблюдение всего свода правил, гораздо важнее, что происходит в душе. С именем Господа на устах творились многие беззакония в мире, и история тому большое доказательство. Очень просто разжечь вражду между противоборствующими течениями, гораздо труднее привести их к миру и терпимости.

В заключение следует вспомнить слова Пророка Мухаммеда, которые он сказал перед своей смертью. А именно о том, чтоб не стать заблудшими, не рубить головы своих единоверцев. Также Пророк повелел донести об этом до всех тех, кого не было подле него. Пожалуй, это был самый главный завет, который очень нужно вспомнить и соблюсти именно теперь, когда распри поглотили наш мир. Когда так называемая “арабская весна” заполонила восточный мир, когда кровавые конфликты не желают останавливаться и гибнет все больше и больше простых людей. Политологи же смотрят на эту ситуацию с возрастающей тревогой, так как в этой войне не может быть победителей.