Когда происходит первая встреча с маниловым. Отношение Чичикова к Манилову

1.Чем был занят Манилов дома?

Манилов,призрачный мечтатель,оторванный от реальности и ничего не сделавший в жизни полезного.Учтивый,вежливый и гостеприимный хозяин,видит только хорошее и живёт в "розовых" очках.Манилов погружён в мечты,которым не суждено сбыться.Мёртвая душа,не сделавшая ничего доброго в своей жизни.Дома он курит трубку,строит грандиозные планы,а на деле ничего не закончено,ремонт начат,мост-в мечтах,книга читается два года на одной странице.

2. Как он относился в ведению своего хозяйства? О чём он думает после отъезда Чичикова?

Манилов и его жена не следят за хозяйством,всё пущено на самотёк. Проблем в хозяйстве много,но Манилов предпочитает их не замечать. Учёт душ не ведётся,сколько крестьян-точно никто не знает.Учитывая только мужчин,Манилов не в курсе,сколько их в каждом доме. Грандиозных планов много,но это лишь мечты.Эгоист,занят лишь собой,чёрствый и никчёмный человек.

После отъезда Чичикова,Манилов предаётся мечтам о дружбе.Хорошо жить с другом,берега реки,возвышенный мечты и Манилов погружается в свои грёзы.

3.Как раскрывается бесхозяйственность Манилова в описании его деревни,дома?

Всюду царит запустение и беспорядок,дом построен в самом неудобном и продуваемом месте.Деревня в запустении,пруд зарос ряской,только беседка для мечтаний выглядит прилично.Никаких деревьев в деревне,всё вырублено,крестьяне ленивы и пьют.Манилов не хозяин,200 домов он сумел сосчитать,а сколько людей,чем и как они живут-он не знает,да и не хочет знать.

4.Как отнесся Манилов к предложению Чичикова продать мертвые души? Как характеризует его сцены купли-продажи?

Выронил трубку и открыл рот.Первое впечатление-шок,но Манилов глуп,чтобы заподозрить мошенничество.Он готов отдать души,ему ничего не надо взамен.Он рад лести Чичикова,приятны ему и комплементы.Манилову не интересно,зачем понадобились кому-то умершие крестьяне.Он глуп беспросветно,но это от его безразличия ко всему,лени,которая не даёт ему вникать в суть вещей,да и попустительства,лишь бы не доставить неприятности некому,мелкая душонка.

5.Что можно сказать о положении крестьян Манилова?

Манилов не морит голодом крестьян,не изнуряет работой,но абсолютно равнодушен к их проблемам и судьбам.Он не пытается помочь,улучшить их тяжёлую жизнь.Крестьяне не боятся,но и не уважают барина.Дворовые бессовестно обманывают помещика,воруют,а рабочие-пьют,говоря, что уходят на заработки. Крестьяне,как и хозяин,вежливые и приветливые люди.

План 3 главы:"В гостях у Коробочки".

1)Потеря пути,ночлег в глуши.

2)"Дубовоголовая" вдова,тягость общения.

3)Хозяйство Коробочки и предложение Чичикова.

4)Торг за души,попытка "распродажи" и счастье отъезда.

Чичиков, познакомившись в городе с помещиками, получил от каждого из них приглашение посетить имение. Галерею владельцев «мертвых душ» открывает Манилов. Автор в самом начале главы дает характеристику этого персонажа. Внешность его первоначально производила очень приятное впечатление, затем – недоумение, а в третью минуту «… скажешь: “Черт знает что такое!” и отойдешь подальше…». Слащавость и сентиментальность, выделенные в портрете Манилова, составляют сущность его праздного образа жизни. Он постоянно о чем‑то думает и мечтает, считает себя образованным человеком (в полку, где он служил, его считали образованнейшим), хочет «следить какую‑нибудь этакую науку», хотя на столе у него «всегда лежала какая‑то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Манилов создает фантастические проекты, один нелепее другого, не имея представления о реальной жизни. Манилов – бесплодный мечтатель. Он мечтает о нежнейшей дружбе с Чичиковым, узнав о которой «государь… пожаловал бы их генералами», мечтает о беседке с колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»… Вся жизнь Манилова заменена иллюзией. Даже речь его соответствует характеру: пересыпана сентиментальными выражениями вроде «майский день», «именины сердца». Хозяйством он не занимался, «он даже никогда не ездил на поле, хозяйство шло как‑то само собою. Описывая обстановку в доме, Гоголь также замечает эту леность и незавершенность во всем: в комнатах рядом с хорошей, дорогой мебелью стояли кресла, обтянутые рогожею. Хозяин усадьбы, по‑видимому, и не замечает, как имение его приходит в упадок, мысль его далеко, в прекрасных, абсолютно невозможных с точки зрения реальности мечтах.

Приехав к Манилову, Чичиков знакомится с его женой, с детьми. Чичиков со свойственной ему проницательностью сразу понимает сущность помещика и то, как с ним нужно вести себя. Он становиться таким же слащаво‑любезным, как Манилов. Долго упрашивают они друг друга пройти вперед и «наконец оба приятеля вошли в дверь боком и несколько притиснули друг друга».

Прекраснодушному Манилову нравится все: и город, и его обитатели. Павел Иванович с удовольствием поддерживает его в этом, и они рассыпаются в любезностях, говоря о губернаторе, полицмейстере и «таким образом перебрали почти всех чиновников города, которые все оказались самыми достойными людьми». В дальнейшем разговоре оба собеседника не забывают постоянно одаривать друг друга комплиментами.

Знакомство с детьми Манилова слегка удивило Чичикова экстравагантностью их имен, что, впрочем, еще раз подтвердило мечтательную, оторванную от реальности натуру помещика. После обеда оба собеседника удаляются в кабинет, чтобы, наконец, заняться предметом, ради которого Чичиков и приехал в губернию. Манилов, услышав просьбу Чичикова, очень растерян.

«– Как‑с? извините…я несколько туг на ухо, мне послышалось престранное слово…

– Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились по ревизии как живые, – сказал Чичиков».

Манилов не только несколько глуховат, но к тому же отстал от окружающей жизни. Иначе он не удивился бы «странному» сочетанию двух понятий: душа и мертвая.

Писатель намеренно делает нечеткими границы между живым и мертвым, и эта антитеза обретает метафорический смысл. Предприятие Чичикова предстает перед нами как некий крестовый поход. Он как бы собирает по разным кругам ада тени покойников с целью вывести их к настоящей, живой жизни. Манилов интересуется, с землей ли хочет купить души Чичиков. «Нет, на вывод», – отвечает Чичиков. Можно предположить, что Гоголь здесь имеет в виду вывод из ада. Помещика, не знающего даже, сколько крестьян у него умерло, заботит, «не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России». В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивается со слишком умным министром. Здесь ирония Гоголя как бы нечаянно вторгается в запретную область. Сравнение Манилова с министром означает, что последний не так уж и отличается от этого помещика, а «маниловщина» – типичное явление. Манилова окончательно успокаивает пафосная тирада Чичикова о его преклонении перед законом: «закон – я немею пред законом». Этих слов оказалось достаточно, что бы так ни в чем и не разобравшийся Манилов подарил крестьян.

    • «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная бричка… В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным». Так появляется в городе наш герой – Павел Иванович Чичиков. Давайте и мы, следуя за автором, познакомимся с городом. Все говорит нам о том, что это типичный губернский […]
    • Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму «Мертвые души». Основа «Мертвых душ» в том, что книга является отражением не отдельных черт действительности и характеров, а действительности России в целом. Сам […]
    • В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик». Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой Гоголя – это крепостные рабы. В «Мертвых душах» Гоголь сложил такой дифирамб русскому крепостному люду, с такой прямой наглядностью […]
    • Что такое образ литературного героя? Чичиков – герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей – пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение […]
    • Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. «Мне хочется в этом романе показать, хотя с одного боку всю Русь», – пишет он Пушкину. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других» Объясняя выбор героя, автор говорит: «Потому что пора, наконец, дать отдых бедному добродетельному человеку, потому что […]
    • Французский путешественник, автор знаменитой книги «Россия в 1839 г.» маркиз де Кестин писал: «Россией управляет класс чиновников, прямо со школьной скамьи занимающих административные должности…каждый из этих господ становится дворянином, получив крестик в петлицу…Выскочки в кругу власть имущих, они и пользуются своей властью, как подобает выскочкам». Сам царь с недоумением признавался, что не он, самодержец всероссийский, управляет своей империей, но им же поставленный столоначальник. Губернский город […]
    • Н. В. Гоголь задумывал первую часть поэмы «Мертвые души» как произведение, раскрывающее социальные пороки общества. В связи с этим он искал для сюжета не простой жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнажить скрытые явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А. С. Пушкиным. Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь» давал автору возможность показать жизнь всей страны. А поскольку Гоголь описывал ее так, «чтобы вся мелочь, которая ускользает от […]
    • Нужно отметить, что эпизод столкновения экипажей распадается на две микротемы. Одна из них – это появление толпы зевак и «помощников» из соседней деревни, другая – мысли Чичикова, вызванные встречей с молоденькой незнакомкой. Обе эти темы имеют как внешний, поверхностный пласт, касающийся непосредственно персонажей поэмы, так и пласт глубинный, выводящий на масштаб авторских размышлений о России и ее людях. Итак, столкновение происходит внезапно, когда Чичиков про себя посылает проклятия Ноздреву, думая, что […]
    • Чичиков познакомился с Ноздревым раньше, на одном из приемов в городе NN, но встреча в трактире – первое серьезное знакомство с ним как Чичикова, так и читателя. Мы понимаем, к какому типу людей принадлежит Ноздрев, сначала видя его поведение в трактире, его рассказ о ярмарке, а затем прочитав непосредственную авторскую характеристику этого «разбитного малого», «исторического человека», имеющего «страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». Чичикова мы знаем как совсем другого человека – […]
    • В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию. После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «“Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись […]
    • Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах. Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, […]
    • Поэма «Мертвые души» отражает социальные явления и конфликты, которыми характеризовалась русская жизнь 30‑х – начала 40‑х гг. XIX в. В ней очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы того времени. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию, причем независимо от того, была ли она личностью рабовладельца или […]
    • Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов. помещики, город, жизнеописание Чичикова, объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя. Но среднее звено - жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской […]
    • Помещик Внешность Усадьба Характеристика Отношение к просьбе Чичикова Манилов Человек ещё не пожилой, глаза сладкие, как сахар. Но вот этого сахару было чересчур много. В первую минуту разговора с ним скажешь, какой приятный человек, через минуту ничего не скажешь, а на третьей минуте подумаешь: "Черт знает, что такое!" Господский дом стоит на возвышении, открыт всем ветрам. Хозяйство в полном упадке. Ворует ключница, в доме постоянно чего-то не хватает. На кухне готовится бестолково. Слуги - […]
    • На уроке литературы мы познакомились с произведением Н.В. Гоголя «Мертвые души». Эта поэма приобрела большую популярность. Произведение неоднократно экранизировалось как в Советском Союзе, так и в современной России. Так же имена главных персонажей стали символическими: Плюшкин - символ скупости и хранения ненужных вещей, Собакевич - неотёсанный человек, маниловщина - погружение в мечтания, не имеющие связи с действительностью. Некоторые фразы стали крылатыми выражениями. Главным героем поэмы является Чичиков. […]
    • Николай Васильевич Гоголь - один из гениальнейших авторов нашей необъятной Родины. Он в своих произведениях говорил всегда о наболевшем, о том, чем жила Его Русь в Его время. И так это замечательно у него выходит! Этот человек действительно любил Россию, видя, какая наша страна на самом деле - несчастливая, обманчивая, заблудшая, но в то же время - родная. Николай Васильевич в поэме "Мертвые Души" дает социальный срез тогдашней Руси. Описывает помещичество во всех красках, раскрывает все нюансы, характеры. Среди […]
    • Помещик Портрет Характеристика Усадьба Отношение к ведению хозяйства Образ жизни Итог Манилов Симпатичный блондин с голубыми глазами. При этом в его внешность "казалось чересчур было передано сахару". Слишком заискивающий взгляд и поведение Слишком восторженный и изысканный мечтатель, который не испытывает никакого любопытства ни к своему хозяйству, ни к чему бы то ни было земному (он даже не знает, умирали ли его крестьяне после последней ревизии). При этом мечтательность его абсолютно […]
    • Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
    • Гоголя всегда привлекало все вечное и незыблемое. По аналогии с "Божественной комедией" Данте он решает создать произведение в трех томах, где можно было бы показать прошлое, настоящее и будущее России. Даже жанр произведения автор обозначает необычно - поэма, поскольку в одном художественном целом собраны разные фрагменты жизни. Композиция поэмы, которая строится по принципу концентрических кругов, позволяет Гоголю проследить движение Чичикова по губернскому городу N, усадьбам помещиков и всей России. Уже с […]
    • Поэма Гоголя « Мертвые души» – одно из величайших и в то же время загадочных произведений XIX в. Жанровое определение «поэма», под которой тогда однозначно понималось лирико‑эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и по преимуществу романтическое, воспринималось современниками Гоголя по‑разному. Одни нашли его издевательским, а другие усмотрели в этом определении скрытую иронию. Шевырев писал, что «значение слова “поэма” кажется нам двояким... из‑за слова “поэма” выглянет глубокая, значительная […]
  • Почему намерение Манилова отдать мёртвые души безвозмездно произвело на Чичикова столь сильное впечатление?

    Но Чичиков сказал просто, что подобное предприятие, или негоция, никак не будет несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России, а чрез минуту потом прибавил, что казна получит даже выгоды, ибо получит законные пошлины.

    Так вы полагаете?..

    Я полагаю, что это будет хорошо.

    А, если хорошо, это другое дело: я против этого ничего, - сказал Манилов и совершенно успокоился.

    Теперь остается условиться в цене.

    Как в цене? - сказал опять Манилов и остановился. - Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили свое существование? Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя.

    Великий упрек был бы историку предлагаемых событий, если бы он упустил сказать, что удовольствие одолело гостя после таких слов, произнесенных Маниловым. Как он ни был степенен и рассудителен, но тут чуть не произвел даже скачок по образцу козла, что, как известно, производится только в самых сильных порывах радости. Он поворотился так сильно в креслах, что лопнула шерстяная материя, обтягивавшая подушку; сам Манилов посмотрел на него в некотором недоумении. Побужденный признательностию, он наговорил тут же столько благодарностей, что тот смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест и наконец уже выразился, что это сущее ничего, что он, точно, хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души, а умершие души в некотором роде совершенная дрянь.

    Очень не дрянь, - сказал Чичиков, пожав ему руку. Здесь был испущен очень глубокий вздох. Казалось, он был настроен к сердечным излияниям; не без чувства и выражения произнес он наконец следующие слова: - Если б вы знали, какую услугу оказали сей, по-видимому, дрянью человеку без племени и роду! Да и действительно, чего не потерпел я? как барка какая-нибудь среди свирепых волн... Каких гонений, каких преследований не испытал, какого горя не вкусил, а за что? за то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте-горемыке!.. - Тут даже он отер платком выкатившуюся слезу.

    Манилов был совершенно растроган. Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слезы. Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать ее так горячо, что тот уже не знал, как ее выручить. Наконец, выдернувши ее потихоньку, он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город. Потом взял шляпу и стал откланиваться.

    Показать текст целиком

    В данном эпизоде представлена сделка Чичикова и Манилова. Желание помещика отдать мертвые души безвозмездно произвело на героя большое впечатление. Попробуем разобраться, почему это намерение так впечатлило Чичикова.
    Начиная переговоры с Маниловым, Чичиков не мог предугадать реакцию помещика на подобную сделку. Она могла бы даже иметь отрицательные для героя последствия. Поэтому он пытается убедить Манилова, что в этой негоции нет ничего п

    1. «Мертвые души» поэмы.
    2. Знакомство с Маниловым.
    3. Образ жизни Манилова.
    4. Деловое предложение Чичикова.
    По моему мнению, Чичиков едва ли не до последней главы остается незнакомцем для читателя. Практически на протяжении всей книги главный герой ничего не говорит о себе. Его деятельность разворачивается исключительно вокруг покупки умерших крестьян. Возникает ощущение, что его первого можно причислить к мертвым душам. Другие персонажи поэмы также пополняют этот ряд. Каждый из них по-своему искажает человеческую природу. Манилов пошло сентиментален, Ноздрев - самодур, клеветник и врун, Собакевич - хитрый, умеющий делать раз¬ные штуки медведь, Коробочка - трусливая старуха. Однако более всего в этом плане отличается Плюшкин. Полный распад личности и омертвление характерно для этого помещика, некогда бывшего счастливым семьянином и рачительным хозяи¬ном. Однако это не все «мертвые души» поэмы. К таковым можно отнести еще мно¬гих персонажей произведения. В общении с каждым персонажем Чичиков откры¬вается читателю с новой стороны.
    Помещик Манилов олицетворяет собой особенный образ, отличающийся от других. С этим приятным, на первый взгляд, человеком Чичиков познакомился на губернаторском балу, и сразу же получил приглашение посетить «Маниловку». Сна¬чала Манилов показался главному герою славным малым, «имевшим глаза сладкие, как сахар». Впоследствии помещику дается характеристика «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...». За внешней слащавостью скрывается черствость и эгоизм. Этот человек занят исключительно собственной персоной. Хозяйство его идет само собой. Именно поэтому делами управлял приказчик и ключница, а в хозяйстве про¬цветало воровство. Манилов ничем особенно не интересовался, и весь его досуг был занят пустыми размышлениями и несбыточными мечтами. Дома он говорил чрезвычайно мало, однако «о чем он думал, тоже разве богу было известно». На столе его всегда находилась книжка с закладкой на одной и той же странице. Даже в обстановке дома царила некая незавершенность. Часть кресел на протяжении многих лет были обиты обычной рогожей, а в некоторых комнатах недоставало мебели. Все это как нельзя лучше раскрывает характер помещика. Манилов - это скорее не конкретное лицо, а собирательный образ помещика николаевской эпо¬хи.
    После продолжительного обеда, приправленного большим количеством комп¬лиментов, как в адрес гостя, так и по отношению к хозяевам, предприимчивый Чичиков приступает к делам. Само описание кабинета показывает, насколько Манилов «расположен» к трудовой деятельности. Стены выкрашены голубой или се¬ренькой краской, стол, четыре стула, кресло, но более всего табаку, который рас¬полагался в различных видах в разных углах комнаты. Царит беспорядок и запусте¬ние. В ходе разговора выясняется, что помещик и представления не имеет, сколь¬ко крестьян у него умерло. Ведь у него есть дела и поважнее, нежели хозяйство. Куда интереснее мечтать о строительстве большого моста через речку, на котором купцы будут продавать всякую мелочь для крестьян. Забота и стремление облегчить жизнь крепостного у Манилова ни как не реализовывается на практике. Все огра¬ничивается сферой фантазий и пустых размышлений. Призванный на помощь раз¬ленившийся и располневший на хозяйских харчах приказчик так же не утруждает себя работой. Поэтому Чичиков так и не смог выяснить, сколько у Манилова «мер¬твых душ». Однако это не останавливает гостя. Он решается немедля перейти к делам.
    Интересна реакция помещика на предложение гостя, продать умерших кресть¬ян. «Манилов выронил тут же чубук с трубкой на пол и как разинул рот, так и остал¬ся с разинутым ртом в продолжение нескольких минут». Помещик совсем расте¬рялся, и только слова, уверяющие в законности сделки, немного привели его в чув¬ства. Уточнив, что «подобное предприятие, или негоция, никак не будет несоот¬ветствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России» Мани¬лов совсем приходит в чувства. Он слишком глуп, чтобы распознать мошенниче¬ство Чичикова, тем не менее соглашается передать «мертвые души» «безынтерес¬но». Безусловно, подобное заявление сильно порадовало гостя, который «побуж¬денный признательностью» тут же наговорил массу благодарностей. Манилов тот¬час же забывает о своем смятении, убаюканный сердечными излияниями Чичико¬ва. Его, по большому счету, уже не интересует, зачем гостю понадобились «мертвые души». Он вполне доволен тем, что мог оказать услугу приятному человеку. «Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слезы».
    Совершив выгодную сделку, Чичиков поспешил покинуть гостеприимного хо¬зяина. Обласкав на прощанье детей Манилова, сделав комплимент супруге, окры¬ленный удачей гость поторопился в дорогу. Манилов же, не изменяя своим при¬вычкам, уединился в комнате, где и предался размышлениям. Довольно скоро в мечтах он представил, что государь пожаловал их с Чичиковым генералами, «и да¬лее, наконец, бог знает что такое, чего уже он и сам никак не мог разобрать». Я думаю, предложение гостя все же в какой-то мере взбудоражило спокойную жизнь помещика, поскольку его мечты все же прерывались мыслью о странной просьбе гостя. Он даже пытался разгадать секрет Чичикова. Однако был слишком ленив и легкомыслен, поэтому довольно скоро его размышления обратились к более при¬ятному предмету - предстоящему ужину.

    В своей поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь гениально отобразил время и характеры, существующие в помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века, когда старый патриархальный уклад начал трещать по швам, давая место новым, капиталистическим отношениям.

    В образе Чичикова Гоголь раскрыл характер человека нового типа — дельца-приобретателя, мошенника, готово-го на все ради сколачивания капитала. Он задумал вели-колепную аферу с «мертвыми душами» — умершими, но числившимися по ревизии живыми крестьянами, которых Чичиков как живых собирался продать и получить за них порядочную сумму. Для этого Чичиков и объезжает поме-щиков, образы которых писатель создает с искрометным чувством юмора, глубокой иронией.

    Первым Чичиков навещает Манилова. Это внешне приятный человек, «но в эту приятность, казалось, черес-чур было передано сахару», поэтому при более близком знакомстве он вызывает ощущение приторности, слаща-вой навязчивости. Очень многое о своем хозяине может рассказать господский дом, который «стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций... была видна бе-седка с плоским зеленым куполом, деревянными голубы-ми колоннами и надписью: «Храм уединенного размыш-ления».

    Мы узнаем, что основное занятие Манилова — думать и размышлять, однако мечты его бесплодны и бессмыслен-ны. Мысли о постройке подземного хода или каменного моста над прудом для этого помещика кажутся гораздо более интересными, важными и возвышенными, чем при-ведение в порядок собственного хозяйства, где все пущено на самотек. Не знает он также ни чем занимаются кресть-яне, ни сколько их умерло.

    Н. В. Гоголь всячески подчеркивает претензии Мани-лова на культуру и образованность, однако мы быстро убеж-даемся совсем в обратном. Смешно и напыщенно звучат имена сыновей Манилова (Фемистоклюс и Алкид), вызы-вает ироническую улыбку «книжка, заложенная заклад-кой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».

    Речь Манилова такая же, как он сам, приторно-сладкая, витиеватая, вызывающая ощущение липкости.

    Помещик настолько далек от окружающей его дей-ствительности, что даже не может вникнуть в суть дела, о котором говорит Чичиков. Странное предложение о продаже «мертвых душ» сперва озадачило его, но не сутью, а внешней необычностью. Чичиков же на лету сообразил, что именно смущает Манилова, тут же учел его наивность и любовь к пышным формулировкам и облек свое предложение в блестящую дипломатическую форму, добавив в конце: «Я привык ни в чем не отсту-пать от гражданских законов, хотя за это и потерпел на службе, но уж извините: обязанность для меня дело священное, закон — я немею перед законом». И красно-речие Чичикова подействовало. С иронией говорит писа-тель о выражении лица Манилова, «какого, может быть, и не видано было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра, да и то в минуту самого головоломного дела». Материал с сайта

    Манилов становится еще более противным нам от со-знания, что его легковерность и любовь к красивым фра-зам делают его игрушкой в руках мошенника и подлеца, а ведь речь здесь идет о человеческих душах! И он не только легкомысленно, не задумавшись, идет на сделку, но дальше готов восхищаться новым приятелем. Он собственноруч-но переписывает умерших крестьян и даже перевязывает список розовой ленточкой. Это сочетание приторной лю-безности и отвратительной бесчеловечности кажется про-сто противоестественным.

    В лице Манилова Гоголь обличает помещиков, которые по своей наивной легковерности не ведают, что творят, но эта бесхарактерность помогает им закрывать глаза на прав-ду, поощряет зло, сеет вокруг не только бесхозяйственность и бестолковость, но и нищету, воровство, пьянство, бесчело-вечность.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • анализ эпизода чичиков в гостях у манилова
    • основные занятия манилова мертвые души
    • мёртвые души чичиков у манилова мп3 кратко
    • манилов анализ
    • манилов говорит о чичикове цитата