Описание одежды чичикова в поэме мертвые души. Чичиков в поэме «мертвые души

В последнее время отмечается пристальное внимание исследователей к изучению художественных миров писателей и отдельных произведений. Кроме этого наблюдается интенсивное развитие текстоведения - лингвистики текста. Объектом этого направления являются такие категории художественного текста как пространство, время, образ героя, образ автора и т.д. Поэтика портрета героя в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» как один из аспектов образа героя художественного произведения специально не подвергался описанию с точки зрения текстоведения, поэтому обращение к теме портретных характеристик в творчестве Гоголя можно считать актуальным.

Словарь литературоведческих терминов определяет литературный портрет так: «... изображение внешности героя как средство его характеристики. Портрет – разновидность описания, которая создает стабильный, устойчивый комплекс черт человека...», через описание внешности автор стремится раскрыть внутренний мир и характер героя, кроме того, портрет иллюстрирует стороны натуры героя, которые представляются автору наиболее важными в данном персонаже. Основная задача в области портретного рисунка определяется здесь как постижение сущности характера, умение найти главное, добраться до сердцевины и передать это в портрете. Тогда портрет приобретает свое истинное назначение в искусстве, являясь и разгадкой характера героя, и средством художественного изображения богатства и многообразия жизни, нашедшей свое конкретное проявление в отдельном человеке.

Традиционно научное понятие художественного портрета включает описание внешности, черт лица, мимики, жестов, одежды и т.д. В данной работе рамки понятия «художественный портрет» в контексте творчества Н.В.Гоголя будут расширены. Вообще, говоря о созданной Гоголем галерее типов, стоит заметить, что тема портрета очень близка теме предметного, вещного мира, а точнее входит в нее в качестве аспекта. В творчестве Гоголя образы персонажей определяются не только вышеупомянутыми характеристиками, но и такими важнейшими моментами, как местоположение и обстановка дома; мимолетными, казалось бы незначительными замечаниями внимательного автора о деталях быта героев, например, кучки пепла, аккуратно разложенные Маниловым на подоконнике; сопутствующими персонажу вещами, например, знаменитая шкатулка Чичикова и др. Вещь несет на себе отпечаток человека, которому она принадлежит, поэтому часто неодушевленный предмет и человек сближаются. Одно, таким образом, помогает понять другое. Кроме того, вещная деталь обладает способностью одновременно, и характеризовать портрет героя, и выражать авторское отношение к нему. Совершенно новые возможности в использовании вещных деталей, можно сказать, даже новая их функция открылись в творчестве Н.В.Гоголя. Под его пером мир стал относительно самостоятельным объектом изображения. А.Б.Есин считает, что вещь в творчестве Гоголя не столько воссоздает характер героя или социальную среду, сколько интересна писателю сама по себе, в значительной мере независимо от ее связи с конкретным человеком. Гоголь впервые в мировой литературе осознал, что, изучая мир вещей как таковой, вещное окружение человека, можно многое понять не только о жизни того или иного лица, но об укладе жизни в целом. Именно этим объясняется избыточность гоголевской детализации.

Систематизация портретов по объекту изображения позволяет проследить, что именно для писателя важно, но что он обращает особое внимание в рамках категории художественного образа и конкретного её аспекта - портрета. Прежде всего нас интересовали бы традиционно выделяемые в науке компоненты понятия «портрет», то есть черты лица, одежда, мимика, жесты, поведенческие моменты, позы и т.д. Учитывая специфику творчества Н.В.Гоголя, следует начать рассмотрение персонажей с точки зрения наличия или отсутствия их портретных характеристик.

Н.В.Гоголь избегает описания лиц некоторых персонажей. Так, например, как ни странно звучит, в поэме «Мертвые души» главный персонаж – Павел Иванович Чичиков - как-то уж очень обезличен, и если внимательно вчитаться в текст поэмы, то мы ни разу не увидим его портрета - он стерт, размыт и представление о его внешности читатель получает из описаний его жестов, мимики, речи и отзывов о нем других персонажей. И действительно, в литературе принято, что портрет дается при первом знакомстве с персонажем; здесь же читатель сталкивается со «средним» господином:

«... не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж, и не так, чтобы слишком молод...» Если же речь и идет о лице Чичикова, то это, как правило, эпизоды приготовления персонажа к какому-либо предприятию, например, поездка к Манилову- герой выбрился таким образом, что «... щеки сделались настоящий атлас в рассуждении гладкости и лоска...»; либо выражение каких-либо эмоций, например, в эпизоде сборов Чичикова на бал: «... Целый час ушло только на рассматривание лица в зеркале. Пробовалось сообщить ему множество разных выражений: то важное и степенное, то почтительное, но с некоторою улыбкою, то просто почтительное без улыбки...» На фоне такого нарочитого отсутствия конкретных портретных характеристик Чичикова автором предложен иной путь познания героя. Человек, прочитавший поэму, не обращаясь к деталям портретов персонажа, легко сможет составить свое представление о внешности Павла Ивановича. Какими же средствами автор добивается такого эффекта и почему главное действующее лицо и одновременно связующее композиционное звено поэмы так обезличено, то есть не имеет своих ярких черт внешности? Возможно, эта стертость является признаком типизации персонажа, дает представление о Чичикове как образце «честного» приобретательства и о том, что все возможности этого нового явления только начинают развертываться. Есть и другая версия того, почему портретных характеристик главного персонажа нет в поэме. Гоголь создал такой образ, который Достоевский, например, ставил в один ряд с Онегиным и Печориным по мастерству изображения, по степени типизации, и в этом нельзя не согласиться с великим писателем. Чичиков настолько неуловим, настолько разный в зависимости от обстоятельств, что нередко читателю кажется, что перед ним какой-то другой человек. На создание такого впечатления работает и жестикуляция, и мимика, и описание одежды, причем одежда как деталь портрета имеет свое особое значение и одновременно дополняет портрет в целом. Наиболее часто повторяющаяся в поэме процедура переодевания Чичикова иллюстрирует тезис о неуловимости черт героя. То он меняет рубашку, то фрак, то шотландский костюм на европейский- все это дает важную характеристику персонажу: он непостоянен, его одолевает тяга к смене мест, обстоятельств, внешнего облика.

Вообще мотив переодевания выполняет важную функцию: перемена одежды отождествляется с изменением сущности человека. Всякий раз, когда Чичиков появляется в новой одежде, возникает иллюзорное ощущение незнания этого человека, всякий раз новая черта его характера становится открытой и видимой, хотя все же каждый раз этот человек остается загадкой.

Одежда является не только своеобразной декорацией для героя, но и в какой-то мере ловким приемом предварения событий поэмы. Внимательный читатель обязательно заметит, что прежде чем произошел крах Чичикова на балу, его шинель на больших медведях, в который он ездил покупать мертвые души, вдруг превращается в медведя, крытого коричневым сукном. Или еще один пример, связанный с приготовлениями к балу и приемом предварения событий незначительными деталями: знаменитый фрак Чичикова брусничного цвета с искрой «избит» на деревянной вешалке. Кроме этой детали крах карьеры Чичикова предвещает и шинель, которая пришла на смену медвежьей шубе. Стоит еще отметить, что после завершения «деятельности» Чичикова процесс одевания перестает быть таинственным и торжественным – он стал делать все быстро, без тщательности и прежнего удовольствия.

Выше мы упомянули, что не только одежда при отсутствии описания внешности создает представление о герое. Мимика, жестикуляция, умение вести себя в обществе и манера держаться также являются важными в образе Чичикова. Наблюдения за его мимикой показывают, что и здесь наш герой текуч, разнообразен, неуловим. Кроме этого, он умеет управлять собой, то есть контролировать выражение своего лица. так, в гостях у Манилова «... Чичиков поднял несколько бровь, услышав такое отчасти греческое имя..., но постарался тот же час привесть лицо в обыкновенное выражение...» Услышав от Плюшкина, что у того умерло за последнее время 120 душ, Чичиков «...разинул рот от изумления. Заметив, что, в самом деле, неприлично подобное безучастие к чужому горю, вздохнул и тут же сказал, что соболезнует...» Интересно отметить, что автор не раз подчеркивает, что герой его умел сообщить лицу приятное выражение. На наш взгляд, стоит вспомнить еще один говорящий о многом эпизод. Перед тем как сообщить Манилову о цели своего приезда Чичиков «...неизвестно отчего оглянулся назад...» Здесь произошла комическая сцена: Чичиков оглянулся назад, чтобы проверить, не слышит ли кто их разговор, так же, как чуть позже он будет тянуть время, не желая говорить о покупке Ноздреву при его зяте Мижуеве, Манилов же оглядывается, чувствуя некую загадочность, торжественность, секретность.

Лишь находясь наедине с собой, Чичиков может дать волю своим эмоциям: «... предложения, соображения и сметы блуждали по лицу его и видно были очень приятны, ибо ежеминутно оставляли после себя слезы довольной усмешки...»

Все эти приемы позволяют сделать вывод, что Чичиков знает, чего хочет, и применяет для достижения своих целей все возможные средства. Сам автор говорит, что Чичиков – «... со своими обворожительными качествами и приемами знает, в самом деле, великую тайну нравиться.

Таким образом связь между человеком и вещной средой в творчестве Н.В.Гоголя очень значительна и это дает возможность говорить о неповторимом своеобразии его портретных характеристик. Своеобразие гоголевского героя в том, что его внешние принадлежности неотделимы от его личных качеств. Вещное окружение может сигнализировать и о психологическом состоянии героя. Некоторые исследователи считали, что использование автором приема «вещного загромождения» связан с тем, что персонажей поэмы нельзя было связать отношениями, основанными на любви, как чаще всего было в романах. Их нужно было раскрыть в иных связях, например, хозяйственной, которая давала возможность собрать воедино этих столь разных и вместе с тем столь близких друг другу людей.

Слайд 2

Портрет Чичикова

  • Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.
  • Слайд 3

    Слайд 4

    Одежда Чичикова

    • Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не носил таких косынок …
    • Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой.
  • Слайд 5

    Манеры и речь

    • Приезжий во всем как-то умел найтися и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его.
    • Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил.
    • Никогда он не говорил: «вы пошли», но: «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует.
    • Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек.
  • Слайд 6

    Происхождение:

    • Темно и скромно происхождение нашего героя.
    • Родители его были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает.
    • Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприятно…ни друга, ни товарища в детстве!
  • Слайд 7

    Наставления отца

    Наставления отца, в соответствии с которыми герой строил всю свою жизнь:

    • «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам…
    • С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными…
    • Больше всего береги и копейку, эта вещь надежнее всего на свете-, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был.»
  • Слайд 8

    Учеба в училище:

    Уже здесь у Павлуши обнаружились таланты «со стороны практической»:

    • Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же.
  • Слайд 9

    Служба

    В казенной палате:
    - работа на таможне, помощь контрабандистам чуть не составила Чичикову большого состояния. Послужив честно и ревностно, он дослужился до права «производить всякие поиски».

    Чичиков - центральный образ в поэме, данный в развитии.

    1. Черты характера.
    2. Приобретательство и предприимчивость.
    3. Приспособляемость к жизни.
    4. Изворотливость и жульничество.
    5. Осторожность и расчетливость.
    6. Умение обращаться и общаться с людьми.
    7. Настойчивость в достижении цели.

    Мастерство Гоголя в изображении Чичикова.

    1. Чичиков в поэме - как живой человек (его портрет и манеры).
    2. Контраст - основной прием изображения.
    3. Общая авторская характеристика.

    Причины, обусловившие характер Чичикова.

    1. Условия становления и роста капиталистических отношений.
    2. Воспитание и образование в этих условиях.
    3. Чичиков - тип дельца-приобретателя.

    ЧИЧИКОВ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ». Основная тема «Мертвых душ» Гоголя - это тема о путях исто­рического развития России. Гоголь зорким взглядом художника подметил, что в русском обществе середины XIX века деньги начи­нают играть решающую роль: дельцы стараются утвердиться в об­ществе, стать независимыми, опираясь на капитал, и на грани двух эпох - капитализма и феодализма - такие дельцы были явлением распространенным.

    Чичиков - центральный герой поэмы «Мертвые души», вокруг него происходит все действие поэмы, с ним связаны все ее дейст­вующие лица. Сам Гоголь писал: «Ибо что ни говори, не прийди в голову Чичикову эта мысль (о покупке мертвых душ), не явилась бы на свет сия поэма».

    В отличие от образов помещиков и чиновников образ Чичикова дан в развитии: мы знаем о происхождении и воспитании героя, на­чале его деятельности и о последующих событиях его жизни. Чичи­ков представляет собой человека, который многими своими черта­ми отличается от поместного дворянства. По своему происхожде­нию он дворянин, но усадьба не является источником его существо­вания. «Темно и скромно происхождение нашего героя», - пишет Гоголь и дает картину его детства и учения. На всю жизнь запо­мнил Чичиков советы своего отца. Больше всего беречь и копить копейку. «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой», - говорил ему отец. Целью своей жизни Чичиков поставил приобре­тательство. Уже в школе он проявил чрезвычайную оборотливость по части приобретения копейки: торговал пряниками и булками, выдрессировал мышь и продал ее выгодно. И вскоре он зашивает в мешочек 5 рублей и начинает копить другой. Так началась его предпринимательская жизнь.

    Чичиков обнаружил немалые способности и по части обраще­ния с начальством. В училище старался быть образцом послушания и вежливости, ловко умел войти в доверие и вызывал похвальные отзывы почтительностью и смиренным поведением.

    Окончив учиться, он поступает в казенную палату, где всемерно угождает начальнику и даже ухаживает за его дочерью. И скоро сам получает должность повытчика и начинает брать взятки.

    Возбуждающее действие на Чичикова оказывают картины состо­ятельной жизни, с которыми ему приходится сталкиваться. Он ох­вачен желанием стать обладателем капиталов, которые принесут с собой «жизнь во всех довольствах». Чичиков терпеливо и настойчи­во преодолевает служебные барьеры. «Все оказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бой­кость в деловых делах. С такими средствами добыл он в непродол­жительное время то, что называют хлебное местечко, и воспользо­вался им отличным образом». Изворотливость и жульничество становятся его характерными чертами. Став членом «комиссии для по­строения какого-то казенного, но весьма капитального строения», он обзаводится хорошим поваром и отличной парой лошадей, носит тонкие, голландского полотна рубашки, выпутывается из-под здоро­вых законов воздержания: неожиданное разоблачение аферы с по­строением казенного здания развеяло блаженное состояние Чичико­ва, все оказалось безвозвратно утерянным, это огорчило, но не поко­лебало Чичикова. Он решил сызнова начать карьеру и находит еще более выгодную службу по таможне. Принимается за очень выгод­ные операции: со стадом испанских баранов он проводит операцию с барбантскими кружевами и в короткое время наживает целое состо­яние. Деньги плывут к нему в руки. «Бог знает, до какой бы громад­ной цифры не выросли благодатные суммы, если бы какой-то нелег­кий зверь не перебежал поперек всему». Вновь разоблаченный и из­гнанный Чичиков становится поверенным, и здесь ему приходит мысль о поисках мертвых душ. А главное то хорошо, говорит он, - что «предмет-то покажется всем невероятным, никто не поверит».

    Писатель раскрывает образ Чичикова постепенно, по мере рас­сказов о его похождениях. В каждой главе мы узнаем о нем что-то новое. Он приезжает в губернский город, чтобы произвести развед­ку и обеспечить успех задуманного предприятия. В городе N он чрезвычайно осторожен и строго расчетлив. Он расспросил трактир­ного слугу о городских чиновниках, о ближайших к городу поме­щиках, о состоянии края, о повальных болезнях. Ни один день не пропадает у деятельного Павла Ивановича даром. Он устанавливает дружеские отношения с сановниками города, заводит знакомство с помещиками и благодаря исключительной обходительности состав­ляет о себе лестное мнение. Даже грубиян Собакевич сказал: «Пре- приятный человек».

    Умение обращаться с людьми и искусное ведение разговора - испытанное средство Чичикова во всех жульнических операциях. Он знает, с кем как вести разговор. С Маниловым он ведет беседу в слащаво-вежливом тоне, говорит, что «приятный разговор лучше великого блюда». Без труда добивается у него мертвых душ бес­платно, да еще и оставляет на хозяина расходы по оформлению купчей. Вовсе не церемонится в разговоре с дубиноголовой Коро­бочкой, запугивает окриками и за всех умерших дает всего 15 руб­лей, солгав, что приедет за мукой, крупой и прочей снедью.

    Непринужденный развязный разговор ведет с разбитным малым Ноздревым и ловко выпутывается из всех предложений об обмене. Осторожно разговаривает Чичиков с помещиком-кулаком Собакевичем, называет умерших крестьян несуществующими и за­ставляет Собакевича сильно снизить запрошенную им цену.

    Почтительно вежлив Чичиков с Плюшкиным, он говорит, что решил помочь ему и оказать свое личное почтение. Ловко прики­нулся он человеком сострадательным и получил от него 78 душ всего лишь по 32 копейки за каждую.

    Встречи с помещиками показывают исключительную настойчи­вость Чичикова в достижении цели, легкость перевоплощения, не­обыкновенную изворотливость и энергию, за внешней мягкостью и изяществом скрывающие расчетливость хищной натуры.

    И вот Чичиков снова среди чиновников города. Он всех очаро­вывает «приятностью светского обращения», «какой-то компли­мент, весьма приличный, губернаторше». Все дамы города от него без ума. Однако Ноздрев разрушает все его планы. «Ну, пошло на то, - подумал он сам о себе, - мешкать более нечего, нужно отсю­да убираться поскорее».

    Итак, «вот весь налицо герой наш. Каков он есть!» - заклю­чает Гоголь. Чичиков предстает перед читателями живым. Мы видим и внешность, и внутренний мир Чичикова. На первый взгляд в нем есть что-то неопределенное, это - «господин не кра­савец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод». Мы видим человека степенного, обходительного, хорошо одетого, всегда аккуратного и чистого, выбритого и при­глаженного, но в каком вопиющем противоречии находится внеш­ность с его внутренним миром! Гоголь мастерски, одной фразой дает ему полную характеристику: «Справедливее всего назвать его хозяин-приобретатель», а далее автор говорит о нем просто и резко: «Подлец».

    Такой характер, как у Чичикова, мог возникнуть только в усло­виях становления капиталистических отношений, когда предпри­ниматели ради наживы и обогащения ставили на карту все. Чичи­ков представляет собой тип буржуазного дельца-приобретателя, не брезгающего никакими средствами для своего обогащения.

    Еще Виссарион Григорьевич Белинский отмечал широкую ти­пичность Чичикова. «Те же Чичиковы, - писал он, - только в другом платье: во Франции и в Англии они скупают не мертвых душ, а подкупают живые души на свободных парламентских выбо­рах!»

    Ужасен, отвратителен этот рыцарь «денежного мешка», стро­ящий свое благополучие на несчастьях большого числа людей: мас­совых эпидемиях, стихийных бедствиях, войнах, - все, что сеет гибель и смерть, все это на руку Чичикову.

    Меню статьи:

    Часто так бывает, что нам мало знать о поступках или мнении другого человека, мы хотим иметь о нем полное представление, даже тогда, когда его внешние данные никаким образом не влияют на его род деятельности либо же не имеют отношения к предмету обсуждения. Эта закономерность имеет свои основания. Часто, всматриваясь в лицо человека, мы пытаемся причитать нечто сокровенное, то, о чем он не стремится рассказывать. Поэтому внешность любого персонажа имеет важное место для сопоставления его характеристик и поступков.

    Кто такой Чичиков

    Павел Иванович Чичиков – это бывший чиновник «осмотрительно-охлажденного характера».
    До последней главы произведения многие факты биографии и происхождения Павла Ивановича для нас остаются сокрытыми, о некоторых моментах мы можем догадываться исходя их намеков героя и только прочитав последние страницы, мы узнаем истинную картину.

    Чичиков незнатного происхождения. Как он сам говорит «без роду и племени». И это не преувеличение. Родители его действительно были простыми людьми, этот факт смущает Павла Ивановича, но, все же, в некоторых моментах он делает об этом упоминания в обществе, ссылаясь на то, что такая позиция в обществе поможет расположить к себе помещиков и те станут сговорчивее. Несмотря на свое незнатное происхождение, Павлу Ивановичу удалось стать человеком «блестящего образования», но «по-французски Чичиков не знал вовсе» (это привилегия аристократов). Особенно ему давались точные науки, он быстро и легко произвести в уме подсчет – « был в арифметике силен».

    Страсть к накоплению денег

    Суждение о том, что события, произошедшие в детстве должным образом влияют на характер, процесс становления принципов и моральных устоев человека, уже давно перешел из разряда предположений, в разряд аксиом. Подтверждение этому мы находим и у Чичикова.

    Проработав должное время коллежским чиновником, он ушел в отставку и всерьез начал искать способ для обогащения. К слову, мысль о необходимости улучшить свое материальное положение никогда не покидала Павла Ивановича, несмотря на то, что зародилась в нем с раннего возраста.

    Причиной этому было незнатное происхождение главного героя и пережитая бедность в детские годы. Это подтверждается в последних абзацах произведения, где читатель может наблюдать картину отправления юного Чичикова на учебу. Родители горячо и трепетно с ним прощаются, дают советы, которые помогли бы их сыну занять боле выгодное положение в обществе:

    «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

    Гоголь не изображает детально жизнь родителей Павла – несколько выхваченных фактов не дают полной картины, но Николаю Васильевичу удается добиться понимания у читателей, того, что родители были люди честные и добропорядочные. Они ощутили на себе всю тягость заработка на кусок хлеба и не хотят, чтобы их сын также тяжело работал, поэтому и дают ему такие необычные рекомендации.

    Чичиков старается соблюдать советы родителей изо всех сил. И поэтому, ему удается добиться существенных результатов, но не настолько высоких, как ему хотелось.

    Он научился зарабатывать деньги и копить их, отказывая себе во всем, чем только мог. Правда, его заработок основывался, на несправедливом и коварном способе: в поведении с одноклассниками он смог обставить ситуацию так, что «они его угощали, а он, припрятав полученное угощенье, потом продавал им же». «Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось», но зато он умело мог мастерить, так, например, он слепил из воска снегиря и сумел его продать по хорошей цене. Он умел общаться с животными, у него просматривался талант к дрессировке животных. Павлуша – поймал мышь и научил ее нескольким трюкам: она «становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу». Такую диковинку тоже удалось продать за приличную суму.

    О том, как повлияла на Чичикова смерть отца, Гоголь не говорит. Единственное, что сообщает он читателю, это то, что Павлу досталось после отца «четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сюртука, подбитых мерлушками, и незначительная сумма денег». И добавляет саркастический комментарий – отец с радостью давал советы на предмет обогащения, но сам не смог накопить ничего.

    Дальнейшая его жизнь проходила по этому же принципу – он упорно копил деньги – «все, что ни отзывалось богатством и довольством, производило на него впечатление, непостижимое им самим». Но экономная жизнь не позволяет ему накопить большой капитал, и этот факт его очень огорчает – он решается обогатиться любым способом. Со временем, лазейка была найдена и Чичиков спешит ней воспользоваться, пытаясь обогатиться обманным путем. Для этого он путешествует по селам и пытается скупить у местных помещиков «мертвые души», чтобы потом, выдав их за реально живущих людей, продать по более выгодной цене.

    Внешность и черты характера

    Павел Иванович – статный мужчина среднего возраста и «приятной наружности»: «ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

    В нем всего в меру – если бы он был немного полнее – это было бы перебор и значительно портило его. Сам Чичиков тоже находит себя привлекательным. По его мнению, он обладатель красивого лица с необычайно красивым подбородком.

    Он не курит, не играет в карты, не танцует и не любит быструю езду. Фактически все эти предпочтения связаны с избеганием финансовых затрат: табак стоит денег, к этому еще о добавляется страх того, что «трубка сушит», в карты можно значительно проиграться, для того чтобы танцевать, нужно сперва этому обучится, а этот тоже растраты – а это не впечатляет главного героя, он старается скопить как можно больше, ведь «копейка любые двери открывает».



    Тот факт, что Чичиков имеет неблагородное происхождение, позволило ему наметить себе идеал человека приближенного к высшему обществу (он прекрасно знает, чем, кроме финансового и социального положения выделяются аристократы, что в первую очередь бросается в глаза и впечатляет людей).

    В первую очередь Чичиков – бесспорный педант и чистоплюй. Он очень принципиален в плане гигиены: когда нужно было умываться, он «чрезвычайно долго тер мылом обе щеки», вытирал влажной губкой все тело, «что делалось только по воскресеньям», усердно истреблял вылезшие из носа волосы. Это оказывает необычайно положительное впечатление на уездных помещиков – они очень удивлены такими привычками, считаю их признаком высшего общества.



    Следующие качества, которые его заметно выделяют из толпы – это знание и понимание основ психологии и умение польстить человеку. Его похвалы всегда знают меру – их не много и не мало – как раз столько, чтобы человек не заподозрил обман: «он очень искусно умел польстить каждому».

    По долгу службы и, взирая на происхождение, Чичиков ставал свидетелем разнообразных сцен, он смог изучить типы поведение разных людей и теперь в общении легко находил ключ к доверию любого человека. Он прекрасно понимал что, кому и в какой форме нужно сказать, чтобы человек перестал к нему относится с недоверием: он, «знавший в самом деле великую тайну нравиться».

    Чичиков человек исключительного воспитания и такта в общении. Его многие находят прелестным, он обладает « обворожительными качествами и приемами», а его поведение в обществе восхищает: «не любил допускать с собой ни в каком случае фамильярного обращения».

    Его старания в области лести не проходят даром. Помещики, да и сам губернатор города N в скором времени отзываются о нем, как о человека самых чистых помыслов и стремлений. Он для них идеал, пример для подражания, все готовы поручиться за него.

    Но все же Чичикову не всегда удается найти ключ к сердцу начальников и аристократии. Камнем преткновением стал новый начальник, назначенный «на место прежнего тюфяка человек военный, строгий, враг взяточников и всего, что зовется неправдой». Чичиков ему сразу же не понравился, и как ни старался Павел Иванович «никаким образом не мог втереться, как ни старался».

    С женщинами он держался осторожно, так как знал, что они слишком губительны для мужчин: «глаза их такое бесконечное государство, в которое заехал человек - и поминай как звали». В целом, дистанцироваться для него это не составляло особого труда – ему были чужды романтические порывы, он мог находить женщин красивыми, но дальше этих замечаний дело не продвигалось.

    Как и любой другой выходец из простых людей, он бережно относится ко всем атрибутам светской жизни – аккуратно складывает письма и бумаги, следит за состоянием своей одежды и коляски – в нем все должно быть безупречно. Он должен производить впечатление человека успешного и перспективного, поэтому у него всегда вычищенный довольно дорогой костюм и «красивая рессорная небольшая бричка».

    Он думает, что любые изъяны, даже самые мелкие, могут нанести существенный удар по его репутации.

    В повести справедливость берет верх – обман Чичикова раскрыт. Ему не остается ничего другого, как уехать из города.

    Таким образом, Образ Чичикова – это один из примеров, когда художественный вымысел писателя дает читателю уникальную базу для анализа разных проблем общества. Это бесспорный факт, персонаж повести настолько прижился в обществе, что его именем стали называть всех глобальных обманщиков. Сам же образ не лишен положительных качеств характера, но их количество и значение на общем фоне образа не дают право говорить о Павле Ивановиче, как о человеке позитивном.

    Вам также может быть интересно

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Образ Чичикова в поэме Н.В Гоголя «Мёртвые души » Чичиков - главный персонаж поэмы Н.В. Гоголя

    Портрет Чичикова Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.

    Портрет Чичикова

    Одежда Чичикова Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не носил таких косынок … Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой.

    Манеры и речь Приезжий во всем как-то умел найтися и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его. Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил. Никогда он не говорил: «вы пошли», но: «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек.

    Происхождение: Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает. Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприятно…ни друга, ни товарища в детстве!

    Наставления отца Наставления отца, в соответствии с которыми герой строил всю свою жизнь: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… Больше всего береги и копейку, эта вещь надежнее всего на свете-, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был.»

    Учеба в училище: Уже здесь у Павлуши обнаружились таланты «со стороны практической»: Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же.

    Служба - в казенной палате: - работа на таможне, помощь контрабандистам чуть не составила Чичикову большого состояния. Послужив честно и ревностно, он дослужился до права «производить всякие поиски»:

    Характеристика другими персонажами До появления сплетни Чичиков положительно оценивается всеми персонажами, его достоинства даже преувеличиваются.

    «Говорящая фамилия» Фамилия Чичикова напоминает чириканье воробья, создается эффект подпрыгивания, пощелкивания.

    Чичиков – «мёртвая» душа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

    Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

    Образ Ноздрёва в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

    Данный материал поможет учителю подготовиться к урокам по поэме "Мёртвые души". В презентации содержатся необходимые вопросы для учащихся, иллюстрации к поэме, информация для размышления....