Спиридоновка дом 17. Московские замки

Спиридоновка - улица в центре Москвы, начинающаяся от Малой Никитской улицы и заканчивающаяся на Садовом кольце, выходя на Садово-Кудринскую улицу. Длина Спиридоновки невелика и составляет около 800 метров. Однако эта дистанция достаточно насыщена историческими постройками, в число которых входит и великолепный особняк Зинаиды Морозовой. Дом был построен знаменитым предпринимателем, меценатом, благотворителем, мануфактур-советником Саввой Морозовым. Автором проекта неоготического здания стал архитектор Федор Шехтель. В 1909 году особняк был приобретен Михаилом Рябушинским, который желал жить рядом со своим братом Степаном. В советское время в стенах здания размещался Дом приемов Министерства иностранных дел. Эту функцию здание выполняет и сегодня. Особняк Зинаиды Морозовой является объектом культурного наследия федерального значения.

Савва Тимофеевич Морозов был весьма незаурядной и противоречивой личностью. Он происходил из старообрядческой семьи Морозовых, принадлежа к ветви Тимофеевичей. Савва Морозов имел прекрасное образование. Окончив 4-ю московскую гимназию у Покровских ворот, он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета и в 1887 году получил диплом химика. В эти годы С. Т. Морозов написал значительную работу - исследование о красителях, а позднее общался с Менделеевым. В 1885-1887 годах Савва Тимофеевич изучал химию в Кембриджском университете и одновременно знакомился с организацией текстильного дела на английских фабриках в Манчестере. В 1886 году С. Т. Морозов становится директором-распорядителем Товарищества Никольской мануфактуры "Саввы Морозова сын и Ко".


Савва Тимофеевич Морозов

История строительства особняка на Спиридоновке связана с женой Саввы Тимофеевича Зинаидой (Зиновией) Григорьевной Морозовой, в девичестве Зиминой. Их брак начался со скандала. Изначально Зинаида Григорьевна вышла замуж за Сергея Викуловича Морозова, однако уже во время венчания произошло ее знакомство с Саввой Тимофеевичем, приходившимся жениху двоюродным дядей. Спустя некоторое время Савва Морозов прислал супругам приглашение на один из вечеров, устраивавшийся в «Клубе служащих» Никольской мануфактуры. Сергей Викулович предпочёл отправиться на охоту, а Зинаида пришла без сопровождения. Савва Тимофеевич проводил гостью в зал, а вскоре до Марии Фёдоровны Морозовой, начали доходить слухи о тайных встречах ее сына Саввы с Зинаидой Григорьевной.

Развод - событие, из ряда вон выходящее в старообрядческой среде, однако именно он стал следствием сложившейся ситуации. Новым ударом для родственников, как Морозовых, так и Зиминых, стало решение о женитьбе Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны. Григорий Ефимович Зимин тогда сказал: "Мне бы, дочка, легче в гробу тебя видеть, чем такой позор терпеть". Не менее жестко отреагировала на новость Мария Федоровна Морозова: "Да уж порадовал ты меня, Саввушка. Первый жених на Москве, а кого в дом привел… Что бесприданница твоя Зиновия — ещё полбеды, разводка — вот что плохо". Однако 24 июня 1888 года бракосочетание Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны состоялось. А в 1893 году С. Т. Морозов приобрел старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и оформил ее на имя своей жены.

На участке стоял обветшавший деревянный дом в стиле ампир, выстроенный в 1814 году известным архитектором А. Л. Витбергом для поэта И. И. Дмитриева. Савва Морозов приказал снести старое здание, а на его месте выстроить большой красивый особняк по проекту Федора Шехтеля. Архитектор предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У семьи Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером; сам Савва Тимофеевич учился в Кембридже, был известным англоманом - поэтому он выбрал стиль английской неоготики. Федор Шехтель за пару месяцев подготовил около 600 чертежей, где отобразил не только детали самого здания, но и аксессуары внутреннего убранства.

Пышное новоселье состоялось 8 февраля 1897 года. Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Над украшением интерьеров работал художник Михаил Врубель.

В Москве про морозовский особняк ходила едкая эпиграмма:
Сей замок навевает много дум,
И прошлого невольно станет жалко:
Там, где царил когда-то русский ум,
Теперь царит фабричная смекалка.

Хотя Савва Тимофеевич был фабрикантом, руководил достаточно крупным предприятием, он какое-то время укрывал в особняке на Спиридоновке революционера Баумана, которого тогда искала московская полиция.

В 1905 году Савва Тимофеевич с детьми сфотографировался на фоне заднего фасада особняка на Спиридоновке, а спустя некоторое время его жизнь трагически оборвалась. 15 апреля 1905 года консилиум, в котором участвовали врачи Г. И. Россолимо, Ф. А. Гриневский и Н. Н. Селивановский, пришел к выводу, что у Саввы Морозова «тяжёлое общее нервное расстройство». Рекомендовалось направить Морозова для лечения в Европу. В сопровождении жены и доктора Селивановского Савва Морозов выехал в Берлин, а затем в Канны. Здесь 26 мая 1905 года он был найден в гостиничном номере мёртвым, с простреленной грудью. Неофициальная версия - его убили, инсцинировав самоубийство.

В 1909 году, уже будучи замужем в третий раз, Зинаида Григорьевна продала особняк, построенный покойным Саввой Тимофеевичем. Дом вместе со всей обстановкой был куплен Михаилом Рябушинским за 870 тысяч рублей. Новый хозяин поселился тут вместе с женой, артисткой балета Большого театра Татьяной Фоминичной Примаковой. Рябушинский украсил дом шедеврами импрессионистов, китайскими и японскими акварелями, а также картинами Васнецова, Серова, Репина, Врубеля, Малявина, Богаевского.

Летом 1918 года Рябушинские были вынуждены эмигрировать. Перед отъездом хозяин часть картин отдал в Третьяковскую галерею, а часть, по некоторым сведениям, спрятал в подвале, закрыв люк тяжёлым сундуком. Советские власти сначала открыли в доме приют для детей Бухарской республики. В 1929 году особняк был передан Наркомату иностранных дел и в 1938 году стал Домом приемов.

К 1970-м годам интерьеры были окончательно изуродованы советскими ремонтами, фрески и позолота побелены, везде стояла канцелярская мебель.

С 1973 по 1989 год особняк Морозовой реставрировали: его директор Евгений Байков лично собирал по комиссионным магазинам антиквариат для оформления интерьеров. После окончания реставрации в 1990 году сотрудниками МИДа был подготовлен и выпущен альбом со множеством фотографий.

Стоит упомянуть про изначальные интерьеры. Великолепная деревянная отделка и почти вся мебель были сделаны на мебельной фабрике П. А. Шмита, зятя первого мужа Зинаиды Григорьевны. Над убранством интерьеров работал художник М.А. Врубель. Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшает торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Врубель поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол».


Особняк Морозовых на Спиридоновке. Интерьеры. Из книги "Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве".

Прекрасный московский особняк Саввы Морозова , что на Спиридоновке, 17 (впоследствии принадлежал Рябушинским), построил молодой архитектор Франц (Фёдор) Шехтель . После постройки этого особняка Шехтель стал знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.


На дореволюционной фотографии

Савва Морозов, первым разглядевший в Шехтеле талантливого архитектора, был человеком страстным и горячим, способным на неординарные поступки, что не раз подтверждал в течение своей короткой жизни.

История строительства особняка связана с событиями, будоражившими всё светское общество Первопрестольной целых три года. Особняк был задуман как подарок для горячо любимой жены Зинаиды Григорьевны, которую он "увёл" у своего двоюродного племянника.

Её выдали замуж в семнадцать лет за сына купца Морозова, двоюродного племянника Саввы Тимофеевича. О любви её никто не спрашивал: стерпится - слюбится. Но муж предпочитал проводить время не с супругой, а в развлечениях с друзьями: за карточным столом, на охоте и скачках, подчёркивая каждый раз, что он не создан для семейной жизни.

Познакомился Савва Тимофеевич со своей будущей женой на одном из приёмов, который он устраивал для светского общества. Муж Зинаиды Григорьевны, Сергей Морозов, категорически отказался ехать на бал, демонстративно отправившись с друзьями на охоту. Жена решила не отказываться от приглашения и появилась на светском приёме в гордом одиночестве.

Можно представить реакцию на её появление без мужа со стороны светских львиц, тут же начавших перешёптываться, обсуждать и домысливать появление замужней дамы без супруга, что в приличном обществе было немыслимым эпатажем. Выручил её хозяин приёма: увидев глаза полные слёз и мгновенно оценив ситуацию, он решительно направился через весь зал к одиноко стоявшей молодой женщине .

Благодарный взгляд очаровательных глаз решил их судьбу: он влюбился. Горячо, страстно, не оглядываясь на пересуды и общественную мораль. Это была любовная история, очень похожая на любовь Анны Карениной и Вронского, но только со счастливым концом.

Поначалу всё развивалось именно так, как в знаменитом романе: ему его любовные похождения сходили с рук, а замужнюю женщину в одночасье сделали изгоем в светском обществе. Родственники были категорически против их отношений, тем более, что оба происходили из старообрядческих семей, в которых брак должен был оставаться неприкосновенным, что бы в семье ни происходило.


Родители Саввы надеялись, что сын перебесится и успокоится, муж Зинаиды Григорьевны увез её в Крым, надеясь, что в разлуке чувства сойдут на «нет». Но всё оказалось напрасным. В Крыму она все время рыдала, а ещё через несколько месяцев подала на развод, который был удовлетворен без всяких проволочек: у супругов не было детей.

После развода отношения Саввы и Зинаиды стали открытыми, а ещё через некоторое время он заявил матери, что они ждут ребёнка и намерены венчаться. И как ни сопротивлялась Мария Федоровна, мать Саввы Тимофеевича, упрекая, что он берёт в дом не только бесприданницу, но ещё и разведёнку, ничего не помогло.


Отец Зинаиды тоже был опечален, ответив на слова дочери, что она намерена венчаться второй раз, словами: «Мне бы лучше сойти в гроб, чем терпеть такой позор». Свадьба состоялась в июне 1888 года, а через полгода у молодожёнов появился первенец. Савве было 26, Зинаиде - 21. Сразу после свадьбы они уехали в Англию.

Между тем, дела Саввы Тимофеевича шли в гору, его Никольская мануфактура стала третьей по рентабельности, её ткани пользовались спросом не только в России, но и во всей Европе, а личный доход Морозова в десять раз превышал доход премьер-министра Витте. Тогда знаменитый купец и промышленник и решил купить землю и построить для своей любимой жены особняк.

Особняк должен был свидетельствовать, что у его хозяина есть не только деньги, но и вкус. И он получился именно таким. По красоте и убранству его можно сравнить разве что с особняком Арсения Морозова , тоже большого оригинала и любителя экзотики. Заказ на строительство Савва Морозов отдал Фрицу Шехтелю, который в то время увлекался модной готикой.


Но прежде архитектор решил предложить заказчику на выбор три варианта будущего особняка: в готическом стиле , в стиле ренессанса или рококо. Савва Морозов, большой англоман, многому научившийся на текстильных предприятиях Англии и получивший там образование, решил остановиться на английской неоготике.

На подготовку плана у архитектора ушло всего два месяца, за которые он сделал шестьсот чертежей, включая не только детали здания, но и его интерьера, начиная от мебели и кончая дверными ручками и решётками для камина.

При проектировании Шехтель отошёл от симметричной планировки, предпочтя ей живописную асимметрию. Для работы над дизайном он приглашает малоизвестного тогда Михаила Врубеля , выполнившего для особняка витраж «Встреча Рыцаря», скульптурную группу на парадной лестнице и три панно:

«Утро», «Полдень», «Вечер»


Все детали интерьера Шехтель заказывает только у лучших мастеров и промышленников: люстру в столовую - у Постникова, камин - у Захарова, дубовые панели зала и вестибюля - у императорского поставщика. Во всём интерьере чувствуется изысканный стиль, вкус и чувство меры.



О новом московском чуде заговорила вся Москва. Стрельчатые окна, остроконечные башенки, химеры, фонари, кованая решётка, рыцари создавали антураж средневековья, но кроме того в архитектуре и внутреннем интерьере особняка использовались элементы мавританского стиля и стиля модерн.

Но эклектика не мешала общему впечатлению, усиливая оригинальность и изящество особняка. В интерьере тоже присутствует смешение стилей: есть комнаты, выполненные в стиле рококо, ампира или ренессанса. Новоселье состоялось через четыре года - 8 февраля 1897. На нём присутствовал весь свет Москвы, начиная от аристократов, промышленников, финансистов и кончая художниками, писателями и театральными деятелями. Князь Щербатов писал:

«Таким интересным явлением был вновь выстроенный дворец огромных размеров и необычайно роскошный в англо-готическом стиле на Спиридоновке богатейшего и умнейшего из купцов Саввы Тимофеевича Морозова… Я с отцом поехал на торжественное открытие этого нового московского «чуда».

На этот вечер собралось всё именитое купечество. Хозяйка, Зинаида Григорьевна Морозова… большого ума, с прирождённым тактом, ловкая, с вкрадчивым выражением чёрных умных глаз на некрасивом, но значительном лице, вся увешанная дивными жемчугами, принимала гостей с поистине королевским величием…»

Хозяйка была довольна и решила во всем быть первой, навёрстывая годы, когда она была в глазах общества изгоем. Лучшие парижские платья, самые богатые украшения, всевозможные безделушки, учителя, портнихи, парикмахеры, воспитатели сделали из неё светскую даму. Особняк превратился в великосветский салон, в котором стал бывать весь цвет московской интеллигенции.


Но в семейной жизни наметился раскол. Савва Тимофеевич не любил светских мероприятий, предпочитая больше работать, чем развлекаться, да и в обычной жизни он был аскетом, обходясь минимумом. Но на прихоти жены смотрел сквозь пальцы, оплачивая все её астрономические счета. Семья разрушилась, он был втянут Марией Андреевой в финансирование большевиков, дела тоже покатились под горку. Савва Морозов оказался на грани нервного срыва. По Москве поползли слухи, которым в немалой степени способствовала и мать Саввы Тимофеевича, что он сходит с ума. Чтобы поправить его здоровье, Зинаида Григорьевна увозит мужа сначала в Берлин, потом в Канны.

Но через несколько дней после прибытия в Канны в мае 1905 года Савву Морозова найдут в гостиничном номере мёртвым. Официальная версия самоубийство, но в неё мало кто верит… Зинаида Григорьевна умрёт только в 1947 году, отметив свой восьмидесятилетний юбилей и пережив мужа на сорок два года.

Потрясающей красоты лестница с фигурными перилами, украшенная скульптурами Врубеля, необыкновенные витражи, камины, роспись и лепнина до сих пор удивляют и завораживают высоких гостей, посещающих дом приемов. Удивительно, что все старинные предметы, сохранившиеся в особняке, до сих пор выполняют свои функции. Любой камин при желании можно разжечь, а все часы показывают точное время.

СпецОсобняк МИД РФ находится по адресу Спиридоновка, д.17 и используется для приемов на высшем уровне (в частности именно здесь в свое время заседала «Большая Восьмерка»).
Особняк был выстроен талантливым архитектором Федором Осиповичем Шехтелем в модном в конце XIX века неоготическом стиле.
Заказчиком особняка выступил известный промышленник и меценат Савва Морозов. Однако строился особняк исключительно по капризу его жены Зинаиды, которая денег мужа не считала и слухи о роскошестве особняка быстро облетели всю Москву (все интерьеры были тщательнейшим образом проработаны Шехтелем, при участии Врубеля). Позже, уже после смерти мужа Зинаида продала особняк Рябушинским, говорила, что дух Саввы не дает ей житья в этом доме и что якобы по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышатся его покашливания и шаркающая походка.



Так особняк выглядит снаружи

В этом же особняке Морозов какое-то время укрывал находящегося в бегах революционера Баумана. И вот незадача: именно в это время Морозова решил посетить с обедом сам московский генерал-губернатор Сергей Александрович… Прием был обставлен шикарнейшим образом. Сергей Александрович сидел за столом и даже не подозревал, что сидящий здесь же «друг семьи» Морозовых есть не кто иной, как опаснейший революционер Бауман, которого искала и не могла найти вся московская полиция.

Этот же особняк считается одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты:

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу — особняк еще цел до сих пор.

Обратите также внимание на большое окно второго этажа, из которого вылетела Маргарита.


Дьявольские существа на особняке


Вид сзади, с закрытой территории


Парадный холл особняка. Рыцари изготовлены в Германии, XVIII-XIX вв.



Бывшая гостевая комната Саввы

Интерьеры особняка не повторяют интерьеров, в которых жил Савва Морозов. Это лишь стилизация, однако вся мебель, ковры, картины и прочие детали интерьера собирались из разных коллекций. Все это оригиналы, в основном XVIII-XIX вв.


Бывшая курительная комната. Росписи Врубеля.



Парадный Зал заседаний. Здесь заседают Президенты. Здесь была Большая Восьмерка.


Лестница на второй этаж. Скульптурная композиция Врубеля. (под лестницей стот обычный офисный стол и шкафы, ибо там сидит администрация)


Каминный зал (все камины в особняке действующие). Используется под протокольные заседания. Справа дверь на совершенную еврокухню.


Собственно сама кухня.


Какой-то изящный и хитрый шкафчик.


Проходная комната с изящным и хитрым шкафчиком и красной лампой, сделаной по эскизу Шехтеля.


Бывшая спальня Зинаиды Морозовой. Ныне комната все тех же протокольных заседаний.


Бывший будуар Морозовой. Ныне опять же заседательная.


Круглый стол, оригинальная мебель XIX века. Так заседают на высшем уровне.


Все старинные часы в особняке в рабочем состоянии, тикают и отбивают часы.


На бис: главный зал заседаний. Белый зал, он же Мраморный.


На Бис Рыцари =)

Лестница с фигурами (под ногой одной из фигур виден монитор).

Важное примечание : мы не располагаем контактами администрации особняка и никаким способом не можем посодействовать Вам в его посещении или проведении мероприятия (даже если у Вас «серьезная компания»).

На нашем сайте имеется страница с , доступная также по ссылке в самом верху сайта.

Напоминаем, что Вы всегда можете подписаться на ,
а также на рассылку наших статей по электронной почте.

" правильно определили вычурный домик на фото №24 поста. Да, это бывший особняк Саввы Морозова на Спиридоновке, 17 - а ныне Дом Приёмов МИДа, который используется для проведения встреч на высшем уровне (глав государств или правительств).


Блогерская судьбинушка непроста и весьма нестабильна - но зато интересна тем, что порой можно оказаться там, где ты бы никогда не оказался в обыденном стечении обстоятельств и при размеренной рутинной жизни. Так что волею судеб я тоже оказался там в середине декабря прошлого года и посмотрел особняк изнутри своими глазами. Точней, часть его. Обстановка в тот вечер не очень располагала к вдумчивому фотографированию и сосредоточению на деталях - но некоторые фото я всё же попутно сделал. Заранее извиняюсь за их небольшое количество и не очень хорошее качество, но раз попросили показать, сразу несколько человек - то выполняю просьбу моих уважаемых московских читателей. Пусть будет как бонус под Старый Новый год:)

1а. Ещё один ракурс особняка (1894, Ф.Г. Шехтель).

Из moscowwalks.ru:
Заказчиком особняка выступил известный промышленник и меценат Савва Морозов. Однако строился особняк исключительно по капризу его жены Зинаиды, которая денег мужа не считала и слухи о роскошестве особняка быстро облетели всю Москву (все интерьеры были тщательнейшим образом проработаны Шехтелем, при участии Врубеля). Позже, уже после смерти мужа Зинаида продала особняк Рябушинским, говорила, что дух Саввы не дает ей житья в этом доме и что якобы по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышатся его покашливания и шаркающая походка.

2. Парадный вход. Внизу по обеим сторонам - гардеробы для гостей.

3. Если пройти вглубь центральной оси - то вот такой общий вид.

4. Очень интересна главная лестница со змеями.

В этом же особняке Морозов какое-то время укрывал находящегося в бегах революционера Баумана. И вот незадача: именно в это время Морозова решил посетить с обедом сам московский генерал-губернатор Сергей Александрович… Прием был обставлен шикарнейшим образом. Сергей Александрович сидел за столом и даже не подозревал, что сидящий здесь же “друг семьи” Морозовых есть не кто иной, как опаснейший революционер Бауман, которого искала и не могла найти вся московская полиция.
Этот же особняк считается одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты.
(moscowwalks.ru)

5. Рыцари изготовлены в Германии, конец XVIII в. Это - слева от входа в каминный зал.

6. А этот - справа.

7. По центру зала - МИДовская новогодняя ёлочка. Над окном - резная надпись "1894".

8. Вид в сторону каминного зала.

9. Парадный зал заседаний. Здесь обычно заседают на президентском уровне. Но в этот раз тут выступал министр Лавров, подводил "международные" итоги 2014 года.

10. Гостевая комната Саввы Морозова, а ныне - один из представительских залов. Справа виден проход в Парадный зал, см. выше.

11. Там же. На стенах - картины, подлинники. Авторов, увы, не укажу, не в курсе.

12. Ещё ракурс гостевой комнаты.

13. И её окна.

14. Вид на центральный холл со стороны каминного зала.

15. Парадная лестница на 2-й этаж, справа - скульптурная композиция Врубеля.

Вот и всё, из моих фото. Негусто - но что есть:)

Федор Шехтель расположил комнаты, следуя логике жизненного цикла хозяев, а не по принципу симметрии, привычному по старым усадьбам. В конце XIX века это стало смелым и удивительным новшеством.

Статья из архитектурно-интерьерного журнала "AD Magazine - Architectural Digest. Самые красивые дома мира" об одном из лучших творений Шехтеля, попасть в который непросто, если ты не приглашен или аккредитован в Дом приемов МИД на дипломатическую встречу. Вход для маленькой группы обычных граждан открыт только в Дни культурного наследия и то не каждый год.

Федор Шехтель (1859-1926) - один из наиболее успешных архитекторов в истории России, основоположник и самый яркий представитель русского модерна.

" Федор Шехтель не всегда был самым знаменитым архитектором в России. Карьера, за время которой он в одной Москве построил больше полусотни зданий, началась с того, что ему повезло. Молодому человеку, зарабатывавшему на жизнь книжной графикой, попался хороший заказчик - миллионер Савва Морозов. Промышленник и меценат был неисправимым романтиком - поэтому, кстати, его меценатство распространялось не только на художников, но и на революционеров. В 1893-м, когда Морозов познакомился с Шехтелем, его романтизм был обращен на молодую жену Зинаиду, редкую красавицу, ради которой Морозов был готов на все.

Для Зинаиды он и попросил Шехтеля построить ему на Спиридоновке настоящий рыцарский замок - особняк “в готическом стиле” по образцу тех, что миллионер видел в Манчестере, где в юности учился текстильному делу. Шехтель взялся за дело с энтузиазмом - он сделал для проекта около шестисот чертежей. Его можно понять: не всякому архитектору в тридцать четыре года попадается клиент, который поощряет самые безумные фантазии и не считает денег на их осуществление.


В парадном холле — на стенах ткань с рыцарской символикой и деревянные резные панели. Торшеры в виде рыцарей — немецкие, конца XVIII века.

В декоре особняка Шехтель разошелся на полную катушку. Здесь было все, что может прийти в голову при словах “рыцарский замок”. Готические арки, башенки, резные деревянные панели, витраж, панно и скульптура работы Михаила Врубеля, мраморные полы, сделанные на заказ ткани со средневековыми орнаментами и старинные гобелены - эти роскошества будоражили воображение москвичей задолго до окончания стройки: о том, что еще “учудил” в своем новом доме Савва Морозов, сплетничал весь город.

3.

Большой мраморный зал по декору отли-чается от остальных помещений — в нем нет ничего готического, его интерьер отдает дань классицизму старых русских усадеб. В этом зале сейчас проходят торжественные заседания с участием глав государств — в частности, переговоры “большой восьмерки”.

Наконец в 1898 году чета Морозовых переехала в отстроенный особняк, и общество смогло воочию увидеть, как оно всё получилось. Карьера Шехтеля сложилась в одночасье - новые заказы посыпались один за другим, потому что помимо исключительной красоты декора дом отличался очень удобной планировкой. Шехтель расположил помещения, следуя логике жизненного цикла хозяев, а не привычному по старым усадьбам принципу симметрии. В конце XIX века это сочли смелым и удивительным новшеством.

4.

Деревянная парадная лестница особняка Морозовых украшена сразу двумя шедеврами русского модерна — скульптурной группой “Роберт и Бертрам” работы Михаила Врубеля и витражом “Рыцарь”, сделанным по его же эскизам. Во время пожара 1995 года витраж сильно пострадал — разбился и оплавился. Восстанавливали его по специальному заказу в Лондоне.

Правда, жизнь Морозовых в новом особняке протекала не слишком счастливо. Савва был человеком нервным, с тяжелым характером. В 1905 году он покончил с собой, и его вдова заявила, что не хочет жить в доме с “привидением”. В 1909 году особняк на Спиридоновке купил другой шехтелевский поклонник - Михаил Рябушинский. Он прожил здесь недолго - в 1918 году уехал за границу, спасаясь от революции. При этом увез с собой всю обстановку, вплоть до столового серебра. А морозовский “замок” поступил в государственную собственность.

5.

Малый мраморный зал был когда-то одной из спален. Теперь здесь размещена дипломатическая переговорная.

В начале 1920-х в доме был интернат для сирот из Бухарской республики, в 1929-м его отдали Наркоминделу. В 1938 году особняк Морозовых “назначили” Домом приемов Министерства иностранных дел. К 1970-м интерьеры были окончательно изуродованы советскими ремонтами, фрески и позолота побелены, везде стояла канцелярская мебель. С 1973 по 1989 год особняк Морозовых реставрировали: его директор Евгений Байков лично собирал по комиссионным магазинам “подходящий” антиквариат, чтобы было чем поражать воображение иностранных гостей-дипломатов.

6.

Бывшая гостевая комната Саввы Морозова. Вся мебель и гобелены антикварные, XVIII и XIX веков. На стенах — панно Константина Богаевского, которыми украсил особняк Рябушинский. Они пострадали во время пожара и были восстановлены.

Период благоденствия и на этот раз оказался коротким: в 1995 году особняк сгорел дотла. Восстанавливали его ускоренными темпами - триста человек работали посменно и закончили всё меньше чем за год. И хотя мебель в интерьере сейчас совсем не “морозовская”, декор вполне аутентичен - он сделан по чертежам, которые предоставил МИДу Музей архитектуры. На каждом листе стояла подпись - “Федор Шехтель”.

7.

Каминный зал. Все камины в Доме приемов действующие — этот резной гигант из песчаника не исключение.

И получается, что архитектор, пусть и опосредованно, построил особняк Морозова второй раз - меньше чем через сто лет после первого. Дай бог, чтобы второй раз стал последним. "

Текст: Евгения Микулина

Оригинал статьи .