Как рисовать руки полностью. Учимся рисовать руку человека

Если не учитывать лицо человека, то больше всего эмоции человека передает положение его рук. Кисти и пальцы очень пластичны, и прекрасно отображают эмоциональное состояние человека. В этом уроке мы будем рисовать руку человека карандашом поэтапно, от простого к сложному.

Если вы учитесь правильно рисовать человека, портрет или фигуру, вам обязательно необходимо знать как рисовать руку, правильно и естественно, а для этого нужны некоторые знания и немного тренировки.

Пропорции

Для того, чтобы научиться рисовать руки, в первую очередь, необходимо выучить пропорции и уметь применять свои анатомические знания на практике. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Запомнив всего несколько простых правил вы повысите свои навыки рисования в несколько раз, а ваши рисунки рук, чудесным образом, приобретут правдоподобность и естественность.

Общие соотношения

Интересный факт - кисть руки немного похожа на лопатку, которая состоит из двух частей пясти и пальцев.

Длина пальцев равна длине пясти.

Это соотношение нужно соблюдать. Рисунок руки можно начинать из схематического обозначения ее формы, и линией показать черту разделяющую кисть на две равные части.

Как нарисовать цветущий ирис

Длина всей кисти может быть совсем разной. Есть люди с короткими и длинными пальцами и, соответственно, кистью квадратной или вытянутой формы.

Пальцы

Подвижные и гибкие пальцы состоят из суставов. Кости пясти самые большие и длинные к ним крепятся суставы пальцев. Каждая последующая фаланга меньше и тоньше предыдущей.

Кисти наших рук устроены по принципу золотого сечения, потому женские ручки так притягивают к себе взгляды окружающих мужчин. Пропорции фаланг находятся в соотношении 2/3 от длины предыдущей фаланги.

На картинке ниже показано: красным цветом первую фалангу, оранжевым - вторую, и желтым - третью.

Все пальцы, кроме большого состоят из четырех суставов: три фаланги и один сустав в пясти. Большой палец отставлен в сторону, немного развернут по отношению к остальным пальцам и состоит из трех суставов. Его длина обычно достигает середины первой фаланги указательного пальца.

Рисуем фигуру человека

Длина мизинца почти достигает изгиба последней фаланги безымянного пальца. Это показано на иллюстрации выше.

Направления

Если хорошенько понаблюдать за кистями рук разных людей, обнаружится еще одна общая черта, которую также необходимо учитывать в своих эскизах. Если очертить кисть сверху одной линией, мы получим небольшой полукруг , вершина которого средний палец.

Обратите внимание на внутреннюю и внешнюю сторону ладони. Если провести условную линию у основания пальцев, мы также увидим, небольшую дугу, которая идет от указательного и спускается к мизинцу.

На иллюстрации ниже это обозначено красными стрелками. Рисовать руку можно, начиная из варежки, которая показана в углу коричневым цветом, сразу намечая все направления.

Подушечки и складки на внутренней стороне ладони также имеют одно общее направление, они как бы спускаются от указательного пальца к мизинцу .

Кулак

Еще немного информации о направлениях, которые помогут вам более быстро и правильно изобразить кисть. Допустим, вам нужно изобразить кисть сжатую в кулак. Равномерно согнутые пальцы снова образуют некую дугу, с общим направлением «вниз к мизинцу» .

Как рисовать стекло: как сделать вазу стеклянной

Обратите внимание на верхнюю часть иллюстрации - маленькую руку, нарисованную коричневым цветом. Здесь схематически показано, как сужается ширина пальцев в каждой последующей фаланге , учитывайте это и не забывайте показывать в своих работах. Сравните длину красного , оранжевого и зеленого отрезков.

У сжатой в кулак кисти, с внешней стороны, под мизинцем образуется складка, она подчеркнута небольшой зеленой дугой на иллюстрации выше. Обозначая ее, вам удастся создать более реалистичный образ руки держащей что-либо или собранной в кулак и т. п.

Важные детали

На картинке ниже показано, как примерно выглядит скелет кисти руки. Суставы на месте их соединения немного шире и толще. Это нам нужно понимать для того, чтобы знать как нарисовать руку реалистично. Особенно это касается рук пожилых и худощавых людей. На месте изгибов палец будет немного толще, по длине фаланги - немножко тоньше.

Обратите внимание на то, как рисовать изогнутую кисть руки в профиль. Посмотрите на соединение сустава пясти и первой фаланги пальца. На картинке выше красной линией показано, где крепиться первая фаланга к суставам пясти. Это начало пальца, его можно определить по выступающему вверх суставу - костяшке. Зеленой чертой обозначено место, где есть перепонки между, их часто принимают за начало первой фаланги.

Рисуем малыша: портрет и в полный рост

Если посмотреть на руку в профиль, мы увидим, что внешняя сторона достаточно плоская, выступают лишь костяшки. Внутренняя, наоборот - мягкая, под каждой фалангой есть выступающая подушечка. Под первой фалангой две «подушечки», одна под суставом - особенно большая и хорошо у всех выделяется.

Рисуем кисть руки поэтапно

Перед тем как рисовать руку определитесь с положением предплечья и запястья. Для начала давайте возьмем самый простой пример, в качестве натуры используйте свою кисть, а не перерисовывайте картинку ниже.


Баланс человека в движении

Вообще, рисование кистей рук это тот навык, который нужно постоянно развивать и совершенствовать. Кисти рук очень пластичны и могут приобретать сотни самых разных положений и ракурсов.

Сложные ракурсы

Интересные ракурсы, в которых пальцы находятся в разных положениях изобразить сложнее. Есть несколько способов, которые помогут избегать ошибок.

Один из эффективных и чаще всего используемый способ изображения руки в нестандартном ракурсе, это обозначение линии положение каждого пальца:

Иногда линия не справляется с задачей и приходится использовать вспомогательные формы, цилиндры или параллелепипеды для обозначения положения фаланг:

Для того, чтобы придать кисти какое-то замысловатое положение, сначала попробуйте на себе, насколько это удобно, естественно и, вообще, возможно. Кисть, пальцы и каждый сустав взаимосвязаны, изменяя положение одного элемента этой конструкции, часто изменяют свое положение и остальные.

При рисовании человека, особое внимание нужно уделять как лицу, так и рукам. Во-первых, помимо головы, руки являются наиболее открытыми участками тела. Во-вторых, они также выразительны и подвижны. Наряду с этим, из-за сложности соединительных суставов, выпуклых и плоских частей кисти, руки могут стать, и обычно являются, самой сложной частью при изучении строения человеческого тела.

Первая ошибка при рисовании - слишком маленькие руки. И тут на помощь приходит умение рисовать голову. Если вы знаете, как правильно выстроить пропорции головы, то можно считать, что у вас уже есть правильные пропорции для рисования руки. Если приложить руку к лицу, кончик среднего пальца будет находиться на линии роста волос, а кисть заканчивается на уровне подбородка. Вот ваш главный способ измерения параметров кисти.

Надеюсь, теперь вы понимаете всю важность умения рисовать человеческое тело. Если вы можете нарисовать тело человека, вы сможете нарисовать что угодно по двум причинам: 1) теперь вы уже достаточно знаете об объемности форм человеческого тела; и 2) если поместить это тело в комнату с различными предметами, можно легко определить габариты этих предметов по отношению к телу. И вы также уже будете знать, что все эти предметы имеют свой объем и форму.


Вернемся к теме – Построение руки.
Рука имеет две объемных выпуклости: одна – у основания большого пальца (В), вторая – ладонь (оставшаяся часть кисти) (А). Двойные ряды пальцевых костей, или костей запястья, соединены с рукой, создавая одно целое. Запястье не существует отдельно, и оно не крепится к кисти шаровидным суставом, как у деревянных кукол. Движение руки начинается с запястья. Оно немного сужается в месте соединения с предплечьем. Запястье также можно считать универсальным соединителем, потому что оно двигается во всех направлениях – вверх-вниз, из стороны в сторону и может вращаться.


Центр ладони находится чуть ниже, чем вся остальная рука. Например, если положить выпрямленную руку на стол ладонью вниз, можно заметить, что запястье не касается поверхности стола. Вы заметите, что запястье приподнимается в том месте, где оно соединяется с рукой.

Область большого пальца значительно больше, чем область у основания мизинца. Кисть шире у основания пальцев, чем в месте соединения с запястьем: однако, ближе к запястью она выше. Теперь обратите внимание на свою кисть: ладонь длиннее, чем ее оборотная сторона. Большой палец присоединяется к ладони самостоятельным и высокоподвижным шаровидным суставом, который позволяет ему активно двигаться независимо от остальной части кисти. Ладонь состоит из упругих и мягких областей – подушек. Поверхность пальцев, и вся ладонь покрыта множеством подушечек. Кончики пальцев заострены, средний палец - самый длинный - является самой высокой точкой кисти. Подушки на кончиках пальцев заострены так, что направляются в середину – к среднему пальцу. Если измерить длину большого пальца с верхней стороны, она будет равна длине среднего пальца. Большой палец мощнее, чем остальные. Составные части пальцев имеют более квадратную форму, чем может показаться на первый взгляд, на последнем квадрате располагается ноготь, почти треугольной формы, с выпуклостями по обе стороны, образующие место роста ногтя. Вы лучше запомните строение руки, если изучите строение скелета кисти, после чего проблем с рисованием руки больше никогда не возникнет.


Знание строения суставов, их движения и ограниченности в движении очень важны. Первый сустав большого пальца и два первых сустава остальных пальцев являются шарнирными. Они могут двигаться только вверх и вниз, но никак не в стороны и вращательно. Если раздвинуть пальцы, самые верхние суставы каждого пальца выгибаются назад. Нижние суставы пальцев будут склоняться вперед, тогда как верхние суставы или кончики пальцев не могут быть согнуты даже под прямым углом. Заметьте, верхние два шарнирных сустава могут сгибаться только под углом 90о. Нижние суставы пальцев, как и на запястье, являются шаровыми. Существует масса положений и строений рук, которые вам предстоит изучить. Даже когда вы рисуете, можете использовать свободную руку в качестве модели. Поставьте напротив себя зеркало, и это даст вам больше возможностей изучать положения своей свободной руки.


1. Первый шаг при рисовании руки в движении – положение пальцев и кисти. Нарисуйте руку в движении и определите примерное положение руки.

2. Затем выделите объемные места – разделите кисть на части, это поможет вам определить, где выпуклые, а где плоские зоны.

4. В конце добавьте тени.


Запомните этот урок, купите учебник по анатомии и изучайте его. Можно вечно изучать строение руки, и, возможно, вам никогда не удастся нарисовать руку в одном и том же положении дважды. Каждый раз, когда вы практикуетесь в рисовании руки, вы учитесь чему-то новому. Помните, руки также важны, как и лицо. И они требуют такого же внимания и пристального изучения.

Надеюсь, этот урок пойдет вам на пользу.
Удачных работ!

На очереди у нас изучение рук и кистей. Сегодня рассмотрим основную структуру руки, а также с чего нужно начинать практику рисования рук .

Структура рук и кистей

Кость верхней части руки называется плечевой костью. Кости предплечья состоят из локтевой кости и лучевой. Кости верхней части и предплечья соединены локтевым суставом как шарниром.

Оба конца локтевой кости непосредственно видны под кожей на локте и на внешнем краю запястья. Лучевая кость, которая соединяется с плечевой костью также в локтевом суставе, может вращаться вокруг локтевой кости почти на 360 градусов . Это вращение не зависит от локтевого сустава или запястья, а происходит в пределах самого предплечья.

Основными мышцами плеча являются бицепсы на передней поверхности и трицепсы на задней. Они контролируют изгиб руки в локте.

Запястье контролирует все движения, кроме вращения — то есть вперед-назад и из стороны в сторону. Оно состоит из восьми мелких костей, известных как кости запястья, расположенных в два поперечных ряда.

Кисти состоят из пястных костей и фаланг. На тыльной стороне ладони костная и мышечная структуры расположены прямо под кожей. А на ладони есть толстый слой защитной ткани, которая выступает в качестве дополнения.

Как рисовать руки?

Существуют целые книги посвященные теме рисования рук . Несмотря на то, что руки состоят из большого числа мелких костей с сопутствующими мышцами, связками и сухожилиями, человеческие руки удивительно гибки и универсальны.

Лучший способ начать изучение — сделать рисунки своих рук, используя зеркало. Чтобы научиться рисовать руки хорошо, вы должны будете сделать много исследований из жизни.


Представьте ладонь как плоскую квадратную форму с изогнутой наружной кромкой, из которой выходят четыре пальца, а большой палец формируйте из гибкой клиновидной формы, выходящей с одной стороны ладони.

Практическое задание

Руки рисовать достаточно сложно. Начните практику рисования рук с перерисовки скетчей рук и кистей в различных положениях, а затем уже переходите к рисованию с натуры. Делайте наброски мужских, женских, детских рук и рук стариков. Чем больше набросков, тем лучше.

В статье использовались материалы книг:
— Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;
— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.

Возможно, никакой аспект рисунка не сопровождается большим беспорядком и представлен менее адекватным материалом для исследования, чем рисунок рук. Большая часть этой неприятности вызвана тем, что вы бросаетесь искать материал куда попало, вместо того, чтобы взглянуть на собственные руки. Вы имеете наилучший источник информации в наличии постоянно. Возможно вы никогда не думали о них в этом смысле. Рисунок рук должен базироваться в значительной степени на себе. Ведь любой преподаватель не может вам объяснить больше, чем вы узнаете, внимательно изучив собственные руки.
Исследование рук, кроме изучения их анатомического строительства, состоит главным образом из рассмотрения размеров различных частей в сравнении. Пальцы имеют определенную длину относительно ладони; места соединения пальцев находятся в определенной пропорции по отношению к целому пальцу. Ладонь имеет ширину и длину. Расстояния между суставами на внешней стороне пальцев больше, чем они же между складками на внутренней стороне. Длина самого длинного пальца от его основания до третьего сустава в задней части – фактически половина длины тыльной стороны ладони от кончика пальца до запястья. Большой палец кончиком достает почти до второго сустава указательного пальца. Длина ладони – равна длине лица от подбородка до линии роста волос. Вы можете сделать эти сравнительные замеры на себе или на ком-то другом.
Рука - самая гибкая и приспособляемая часть анатомии тела, она может охватывать предмет любой формы и сравнимого с ней размера. Эта гибкость составляет и трудность для художника, потому что целая рука может принять различные положения. Но все же механический принцип работы рук остается постоянным. Ладонь открывается и закрывается, и пальцы сворачиваются внутрь к середине ладони. Гвозди – очень удобное упражнение для изучения работы пальцев, так как их нужно точно и жестко схватывать; вы берете булавку кончиками пальцев; берете молоток пальцами и ладонью. Тыльная сторона ладони более или менее устойчива к обратному давлению пальцев, и используется в подталкивании (отогнуть пальцы назад довольно трудно). Рука – самый совершенный механизм, который мы знаем для достижения самых различных целей. В дополнение к его совершенству, рука наиболее близко и точно скоординирована с мозгом, чем любая другая часть тела. Многими из ее движений управляют подсознательные рефлексы; например, печатание и игра на фортепьяно.
Человек начал действовать руками прежде, чем развился его мозг и культурный уровень. Младенец может эффективно использовать руки прежде, чем он может думать. История продвижения человека с древнейших времен близко связана с адаптируемостью человеческой руки.
Факт, что руки и их движения требуют настолько небольшого сознательного импульса, что это удивительно осознавать со стороны. Взгляните теперь на собственные руки; вы увидите на иллюстрации, как рука автоматически принимает форму, удобную для схватывания объекта.
Чтобы рисовать руку в процессе построения объекта, вы должны сначала изучить контур объекта, затем пронаблюдать, как автоматическое регулирование руки соответствует этому контуру. Наблюдайте за пальцами, перед тем, как схватить и сжать персик или яблоко. Принцип механизма хватания очень важен в рисунке руки. Только зная это, как он фактически работает, может рука быть нарисована убедительно. Чтобы рисовать руку по ходу наброска человека, вы должны сначала изучить контур объекта, затем отметить, как положение руки соответствует этому контуру. Сначала надо перед тем, как взять и сжать в кулаке персик или яблоко, наблюдать за пальцами, чтобы заметить, как они ведут себя перед схватыванием. Рефлекторный принцип очень важен в рисовании руки. Только зная, как фактически работает рука, можно нарисовать ее убедительно. Тыльную сторону ладони можно рисовать в трех плоскостях – первая для секции большого пальца до сустава основания указательного, и другие две вдоль ладони, сужаясь к запястью. При большинстве действий тыльная сторона руки сгибается. Как правило, ладонь – это три блока, окружающие внутреннюю часть ладони – основание ладони, толстое основание большого пальца, основание остальных пальцев. Сустав между пальцами и большим пальцем – соединяющий, приспособлен для того, чтобы двигать большой палец к ладони внутрь или оттягивать под углом 900 к ладони. Мы также должны аккуратно выравнивать ногти, чтобы они лежали на одной плоскости с внешней поверхностью пальцев и были продолжением средней линии каждого пальца. Иначе ноготь будет кривой, и вы не поймете, почему.
Продолжайте изучать ваши собственные руки, чтобы узнать о руках вообще. Внутренние мускулы расположены настолько глубоко, что они не столь важны, как внешние формы. Единственные кости, которые мы видим, - костяшки внешней части суставов и запястий. Если вы рисуете ладонь в действии, пальцы можно довольно просто присоединить к суставам и правильно выровнять. Изучите сравнительную длину пальцев; помните, что большой палец работает главным образом под прямым углом к остальным пальцам. Избавьтесь от мысли, что руки рисовать сложно. Просто очень легко запутаться, если вы не знаете, как они работают. Все становится гораздо проще, когда вы разберетесь.
Самое важное, что нужно помнить о руке – то, что она является вогнута с внутренней стороны и выгнута с внешней. Пальцы растут настолько плотно, что можно удержать в ладони даже жидкость. Рука служила первобытному человеку чашкой и ложкой, он набирал в горсть то, что не мог взять одними пальцами.
Мускул большого пальца – пожалуй, самый важный в руке. Этот мускул, поддерживающий или противостоящий остальным пальцам, дал человеку возможность делать очень крепкий захват, способный удержать на весу даже человеческое тело. Эта мышца помогала человеку держать копье, дубину. Как животные часто зависят от силы своих челюстей, так человек зависел от силы кистей рук.
Когда вы ознакомитесь со строением и пропорциями руки (Рис. 77 - 85), вам будет легче и удобнее отображать особенности женских рук, рук младенцев, детей, и пожилых людей.

Рисунок 77. Анатомия руки.


Обратите внимание на сухожилия, расположенные на тыльной
стороне ладони, которые тянутся к пальцам. Они выполняют
огромную функцию: с их помощью можно сжимать и разжимать
ладонь, а также двигать каждым пальцем в отдельности.
Мускулы, которые управляют этими сухожилиями, расположены
в предплечье. К счастью для художников, большинство
сухожилий скрыто под кожей и мышцами, и незаметно.
У детей и подростков сухожилия кистей рук не заметны, они
проступают в пожилом возрасте.

Рисунок 78. Блоки, формирующие руку


На тыльной стороне ладони кости и сухожилия располагаются близко под кожей; те, что по сторонам и на внутренне части ладони – дополнительные. Я наметил эти поверхности таким образом, чтобы вам было легче с ними познакомиться. Обратите внимание на толстые мясистые «подушечки» в
основании большого пальца и в основании ладони. Подушечка присутствует в основании каждого пальца, вместе они опоясывают верхнюю часть ладони. Мускулы пальцев защищают кости. Благодаря своей эластичности, они
обеспечивают хорошую координацию движений, как хорошие шины обеспечивают сцепление на дороге. На внешней стороне ладони нет мышечных «подушечек»,
но зато мускулом хорошо защищена внешняя поверхность мизинца, настолько, что может выдержать довольно сильный удар, особенно когда кулак сжат.

Рисунок 79. Пропорции руки


Следующая важная вещь – кривые линии, которые можно провести через кончики пальцев и суставы. Если разделить ладонь вдоль воображаемой линией пополам, то по каждую ее сторону окажутся по два пальца. Сухожилие среднего пальца приблизительно разделяет внешнюю сторону ладони пополам. Обратите внимание также на то, что большой палец растет почти под прямым углом к остальным пальцам. Им можно двигать перпендикулярно от ладони и к ней, тогда как остальные пальцы сжимаются и разжимаются параллельно ладони. Суставы пальцев расположены немного выше складочек на внутренней стороне пальцев. Проведите воображаемые кривые линии: кривая, пересекающая основание пальцев будет пологой, пересекающие суставы – более крутыми, и самая крутая – линия, пересекающая кончики пальцев.
Средний палец - ключевой палец, по которому мы определяем длину руки. Отношение длины этого пальца к его суставу в задней части – немного более половины длины руки.
Ширина ладони немного больше, чем половина длины внутренней стороны ладони. Указательный палец длиной достигает приблизительно до ногтя среднего пальца, безымянный приблизительно равен указательному. Мизинец достигает только верхнего сустава безымянного пальца.

Рисунок 80. Построение руки

Рисунок 81. Внутренняя часть ладони (ямка)


На рисунке выше отметьте, как тщательно обозначена явка посередине ладони. Также отметьте кривую, опоясывающую внутреннюю сторону ладони. Руки никогда не выглядят естественными и способными к хватанию, пока художники не понимают эту особенность. Все эти руки выглядят так, как будто они что-то держат или хватают. Громкий звук хлопания получается от внезапного сжатия воздуха между этими двумя ямками в ладонях. Рука, которая не выглядит способной к хватанию и хлопанию, плохо нарисована. Изучите ваши собственные руки, чтобы убедиться.

Рисунок 82. Построение рук в перспективе

Рисунок 83. Рука в действии

Рисунок 84. Суставы

Рисунок 85. Рисование вашей собственной руки

Рисунок 86. Женская рука


Женские руки, как их лица, отличаются от мужских в основном меньшими косточками и более нежными мускулами, и вообще более округлыми поверхностями. Для большего изящества руки, средний палец должен составлять около половины длины ладони, изящества также добавляют овальные ногти. Даже несмотря на то, что женские руки тонкие, они могут сильно сжиматься и быть цепкими.

Рисунок 87. Пальцы, сужающиеся к концам, в движении.

Рисунок 88. Изучите много разных поз рук.


Есть только один верный способ научиться рисовать руки – это делать много, очень много набросков. При рисовании рук, больше, чем где-либо, существенно их положение. Распрямите пальцы вдоль ладони, прежде чем детально изучить их. Руки практически никогда не бывают абсолютно прямыми и плоскими. Внимательно изучите пространство между суставами пальцев. Большую часть времени мы видим их не в прямой проекции, а в перспективе, как показано в гл.82-85.

Рисунок 89. Рука младенца


Руки младенцев изучают отдельно. Основное их отличие от рук взрослых в том, что ладошка является более толстой по отношению к меньшим пальчикам. Мускулы основания большого пальца и основания ладошки у маленьких детей относительно очень мощные. Младенцы могут зажимать и хватать что-то, равное их весу. Суставы на внешней стороне руки полностью скрыты мускулами и обозначены ямочками. Основание ладони часто окружено толстой складочкой. Основание ладони намного шире, чем ее ширина на уровне основания пальцев.

Рисунок 90. Изучение рук младенца

Рисунок 91. Детские руки


Руки ребенка являются промежуточными между руками младенца и подростка. Это означает, что мускул большого пальца и основание ладони более толстые относительно взрослой руки, но не такие толстые как в руке ребенка. Пальцы растут относительно ладони также, как у взрослых. Вся рука меньше, немного толще, и более покрыта ямочками, и суставы, конечно, не так выделяются, как у взрослых.

Рисунок 92. Пропорции остаются более-менее постоянными.

В младшем школьном возрасте различие между рукой мальчика и девочки небольшое, но в юности появляются большие изменения. Рука мальчика намного больше, более крепкая, более развиты кости и мускулы. Основание ладони, суставы пальцев более развиты у мальчика, а у девочки рука более тонкая и нежная, кости в ней меньше. На руке мальчика ногти, так же как и пальцы, немного шире.

Рисунок 93. Рука пожилого человека

Если вы мастерски справились с построением руки, рисовать руки старых людей для вас – одно удовольствие. Фактически, их рисовать легче, чем руки молодых, так как строение и анатомия там более явственно видны. Основные особенности: более толстые пальцы, выступающие суставы. Кожа становится морщинистой, но это нужно прорисовывать только в крупном плане.

Рисовать руки на самом деле очень сложно. Есть анекдот, который по сей день живет среди стен художественных заведений, который повествует о художнике, который, что- бы не посрамиться, нарисовал руки в карманах, а ноги в траве. Руки- это тоже объемная форма, и именно объем нужно передать. Но это не самое страшное. Самое сложное- правильно уловить пропорции. Уже на втором месте стоит передача движения, анатомических особенностей. Я не умаляю важности знаний анатомии, это должно быть. Но если с самого начала не соблюсти пропорции, дальнейшая работа не принесет положительного результата. Например, перед вами сидит натурщик. Руки его находятся в нужном положении, в определенном ракурсе. Вот и нужно правильно уловить положение руки в ракурсе. А для этого ищите пропорции. Малейшая неточность и "правильной" картинки не получится. А неточность эту замечаешь уже на пол пути к завершению работы, как ни прискорбно.
Попробую объяснить по другому. Для начала, наверное, нужно посмотреть на следующий рисунок:


Не обязательно знать, как какая косточка называется. Достаточно понимать, что рука это не аморфный материал, не надутый шарик- это кости, покрытые мышцами, связками, кожей. Запомните пропорциональные соотношения частей скелета руки.

Когда будете рисовать с натуры, наверняка рука будет в ракурсе, что усложнит вам задачу. Нужно будет передавать пропорции самой "картинки", с учетом пропорций рук.

Начинать рисовать руку нужно не по отдельности, а как общий объем. Намечаете объем вместе со всеми пальцами и уже потом "разбиваете" на участки, в конечном итоге выделяя каждый палец.


Если взять в ладонь шарик, она примет его форму. Это будет проще понять, если вы сами это сделаете. Конечно, рука может принимать различные положения, и форма ее будет меняться. Но основы нужно учитывать всегда. Вот так рисовал Баммес:

После намечения формы и всех деталей можно приходить к передаче светотени. Определяем сначала (в общем) светлое пятно и темное и по тени ложим мягкий штрих. А после все делаем по принципу, как рассказывалось на странице .


Здесь представлены работы художника Эндрю Лумиса. Очень хорошо показано строение, отлично переданы все объемы. Можно прямо брать и копировать с учетом всех пропорциональных соотношений. Очень хорошо показано, что в основе строения ладони лежит шар. Посмотрите, как рисуется кулак. Начинайте с передачи основных пропорциональных соотношений, высоты и ширины, основных масс. Когда это наметите в листе, переходите к построению основных объемов. В последнюю очередь намечайте ногти, иногда достаточно лишь легко наметить карандашом.

После этого можно переходить к передаче свето- тени, которая поможет передать объем. Заметьте, что здесь свето- тень выполняет функцию дополнительную. Применяется легкими намеками, уточняя объемы и форму.

Ниже представлены его- же рисунки детских рук. Руки младенцев, отличаются они от рук взрослых тем, что ладошка получается более увесистая и мясистая по отношению к пальцам. Суставов практически не видно на пухлых ручках. От этого могут быть проблемы с непониманием- ручки младенца могут получаться "ватными". Уже несколько понимая строение взрослой руки нужно переходить рисовать руки младенцев. Схематически руку младенца можно вписать в прямоугольник, приближенный к квадрату, а то и вообще в квадрат.

Руки детей постарше. Начинают появляться небольшие отличия между рукой мальчика и рукой девочки. Рука мальчика больше и крепче. Лучше просматриваются мышцы и суставы. Отличительная черта руки девочки- они тольше, уже, не мускулистая, пальцы тоньше, ногти уже. Хуже просматриваются суставы и мышцы. В рисовании детских рук сухожилия не передаются. Они пока еще практически не выражены.


Женские руки имеют заметные отличительные особенности от мужских. Как и все в женщине- лицо, фигура, так и сами руки. Они рисуются более нежными, с легкими округлыми поверхностями, более изящными. Для большего изящества женской ручки, средний палец должен составлять около половины длины ладони, изящества также добавляют овальные ногти. Легко передаются суставы, могут передаваться намёком, небольшими ямочками, как у младенческих детских руках.

Руки рисовать трудно, особенно в ракурсе. Многие художники считают, что показателем мастера как раз и является умение рисовать руки. А это достигается только с практикой и прилежным трудом. Сразу не получится.