Описание картины М.Врубеля «Демон сидящий. Демон сидящий — описание картины М

Врубель, Михаил Александрович Демон сидящий … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Демон (значения). Демон … Википедия

В Викисловаре есть статья «демон» Демон в мифологии стихийный или злой дух. «Демон» (1823) стихотворение А. С. П … Википедия

Врубель, Михаил Александрович Демон сидящий, 1890 Холст, Масло. 114 × 211 см Третьяковская галерея, Москва «Демон сидящий» (1890) картина русского художника … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Демон (значения). Запрос «Демоны» перенаправляется сюда; о фильме см. Демоны (фильм). Святой Антоний Великий … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Пан … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Врубель. Михаил Врубель … Википедия

- (1856 1910), рус. художник. В 1880 84 учился в АХ. Особое место в его творчестве занимает поэзия Л., многими своими устремлениями близкая мироощущению художника. Романтич. пафос, могучие мятежные образы (прежде всего трагич. образ Демона),… … Лермонтовская энциклопедия

Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт Петербург), выдающийся русский живописец и график, монументалист, театральный декоратор, мастер декоративно прикладного искусства; представитель символизма, выразитель тенденций модерна. Участник… … Художественная энциклопедия

ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Лермонтова. При жизни поэта его произв. не иллюстрировались. Исключение составляют 3 авт. иллюстрации, сохранившиеся в рукописях: фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), обложка поэмы «Черкесы» (перо,… … Лермонтовская энциклопедия

Книги

  • , . Стильный блокнот в твердом переплете с плотной нелинованной бумагой и шелковой ленточкой- ляссе. Его можно использовать не только как записную книжку, но и как альбом для зарисовок. Каждая…
  • Михаил Врубель. Демон сидящий. Блокнот , . Блокнот для записей входит в серию "Eco Notebook" - эко-проект издательства "Фолио" . В издании блокнота использована экологичная крафт-бумага - продукт вторичной переработки сырья. Листы не…



Картина написана: 1890 г.
Холст, масло.
Размер: 114 × 211 см

Иллюстрация «Демон сидящий»

Очевидно, что сам образ картины собирательный, и исследователи сходятся во мнении, что сам Лермонтов завуалировал в герое своего произведения всех деятелей отечественного искусства. Эту тематику подхватил и Врубель. Согласитесь, кто как не творческий человек становится для простого люда светочем в темноте. Кто, как не писатель, художник, композитор, своими произведениями подталкивает «незрячих» к истине. «Демон» Врубеля – это, на самом деле, он сам, и не только он. Этим же демоном был Лермонтов. Этим же демоном можно считать Пушкина, Толстого, Чайковского. Этот демон – человек, познавший природу прекрасного, старающийся принести ее в каждый дом, претерпевая при этом одну неудачу за другой.

Говоря о художественном исполнении картины, нельзя не упомянуть ее уникальный стиль. Она написана с присущими Врубелю характерными чертами. Особенно бросается в глаза эффект кристаллических граней, что делает картины больше похожей на витражную живопись или панно. «Демон» Врубеля как будто высечен из камня. Художник смог добиться такого исполнения благодаря использованию при создании работы мастихина (специального ножа), нанося им плоские мазки по полотну. В своей картине Михаил Александрович успешно сочетал живопись и ваяние. Наличие кристаллических форм в работе Врубеля тоже неслучайно, с их помощью художник подчеркнул природу образа, его мистичность, многогранность.

Данную картину можно считать одной из самых знаменитых работ Михаила Александровича. Серия была продолжена в 1899 году, когда художник написал картину «Демон летящий». В 1902 году, будучи тяжело больным, Врубель, стоически принявший удары судьбы, заканчивает писать третью картину – «Демон поверженный». На этом полотне главный герой находится на грани гибели, как и сам художник.

Описание сюжета картины Врубеля «Демон сидящий»

Художник: Михаил Александрович Врубель
Название картины: «Демон сидящий»
Картина написана: 1890 г.
Холст, масло.
Размер: 114 × 211 см

Многие критики, упоминая творчество Михаила Врубеля, а в особенности его «демонов», не могут не вспомнить о том наследии, которое художник оставил после себя. Его творчество стало знаковым в ту эпоху, эпоху становления отечественного символизма, оно, как и произведения русских классиков литературы и музыки, олицетворяет стремление творческой личности к чему-то прекрасному, к эфемерной, неосязаемой духовной красоте.

Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в Омске. Его отец, строевой офицер, настаивал на том, чтобы Михаил получил престижное образование, посему будущий художник был отправлен в Санкт-Петербургский университет, на юридический факультет. Пытливая творческая душа Врубеля никогда не тяготела к юридическим наукам, что, однако, не помешало ему окончить университет с золотой медалью. Затем, Михаил был призван в армию и, отслужив воинскую повинность, получил звание бомбардира запаса. Осенью 1880 года Врубель был принят на обучение в Императорскую академию художеств.

Работы Михаила Александровича были пронизаны оригинальностью и символизмом, еще со времен его обучения творческому мастерству. Именно эти качества принесли художнику незыблемую славу и признание.

Изначально, «демоны» Врубеля были всего лишь иллюстрациями, которые художник приурочил к выходу юбилейного издания сочинений русского поэта Лермонтова Михаила Юрьевича. В 1891 году, Михаил Александрович исполнил около 30 рисунков к данному собранию, большая часть которых отражала поэму «Демон». Наиболее известными картинами, которые художник в будущем перенес на холст, были «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный».

Иллюстрация «Демон сидящий» была нарисована художником в 1890 году. Хранится она и по сей день, в Государственной Третьяковской галерее. Собственно там же хранится и аналогичная работа на холсте, которая датирована тем же годом. Писал ее Михаил в доме известнейшего в те времена мецената, Мамонтова Саввы Ивановича, который симпатизировал многим знаменитым художникам того времени: Серову, Васнецову, Коровину.

Сюжет картины был навеян художнику после прочтения им произведения М.Ю. Лермонтова «Демон». Несмотря на то, что демоническая природа нарисованного создания видна невооруженным взглядом, сам посыл картины далек от устаревших догм. Обычно, говоря о демонах, особенно в условиях жестких религиозных канонов того времени, человеку представляется образ потустороннего зла, чего-то до безумия глупого и жестокого. Демон Врубеля совсем другой, собственно как и демон Лермонтова. Вообще, вышеупомянутые творцы были едины во многих своих идеях, и, если Михаил Александрович Врубель стал флагманом движения символизма среди художников, то Михаил Юрьевич взял на себя ту же роль, только в своем писательском ремесле.

Идея, как картины, так и описанного образа, в целом едина. Перед нами предстает не кровожадный клыкастый монстр, а гораздо более утонченное создание. Сам Врубель, говоря о герое своего произведения, описывал его так: «Демон является не столько злобным духом, сколько страдающим и скорбным, но вместе с тем властным и величавым». Символ данной картины очевиден, он во многом совпадает с представлениями о демонах античного философа Платона, который считал этих созданий «посредниками между людьми и богами, который помогает человеку преодолеть свой жизненный путь, дабы постичь красоту смерти, а вместе с ней, и высший замысел». Очевидно, что печальный взгляд героя картины и его направление вдаль, его поза, которая пронизана отчаянием, все это указывает на вполне человеческую первородную сущность демона. В то же время, подоплекой для нахлынувших эмоций становится внеземное, эфемерное начало героя картины. Одинокий, познавший все то, что делает простого человека счастливым изо дня в день, демон не может найти более покоя в мире живых. Оттого и печальный взгляд вдаль, куда-то в сторону закатного солнца, в поисках ответов, нахождение которых не дает удовлетворения, а лишь побуждает к новым поискам. Создание ищет освобождения, перерождения своей сущности. Кто этот демон?

В 1891 году, к 50-летию со дня смерти Михаила Лермонтова, был издан двухтомник сочинений поэта с иллюстрациями лучших художников того времени. В юбилейное издание вошли также работы Михаила Врубеля, это были иллюстрации, выполненные черной акварелью к поэме «Демон». В это же время художник написал картину «Демон сидячий», ставшую первой и самой известной картиной, посвященной герою поэмы Лермонтова.

Над «Демоном» Михаил Лермонтов работал десять лет. Написанное в 1839 году произведение не допускалось к печати цензурой и впервые было издано только в 1860 году.

Вспомним поэму. Печальный Демон пролетает над прекрасными горами и реками Кавказа. Но ничто его не привлекает, ему скучно, надоела даже безграничная власть над землей. И вдруг он увидел приготовление к свадьбе дочери грузинского князя Гудала. В отчем доме, в ожидании свадьбы прекрасная девушка Тамара исполняет танец с бубном. Она любит жениха и поэтому счастлива, гости любуются ей.

Демон вновь возвращается к поместью Гудала и тоже любуется красавицей Тамарой. В его душе зарождаются чувства, он не может допустить свадьбу и поступает, как злой тиран. Демон напускает на жениха разбойников. Отняв все свадебные подарки, они ранят, а затем и убивают возлюбленного княжны.

Тамара оплакивает любимого, она не может заснуть, но чей-то ласковый голос успокаивает ее. Каждый вечер красивый «пришелец» прилетает к ней на крыльях. Девушка понимает, что это не ангел, а, скорее, злой дух и просит отца отдать ее в монастырь.

Но и здесь ее преследует этот приятный голос и те же глаза неземного гостя. Княжна влюбляется и молится ему. Однако, Демон знает, что близость смертной девушки с неземным существом приведет ее к гибели. Он пытается воспротивиться своим чувствам, но его крыло не поднимается и он остается с княжной. Демон воплощается в прекрасного мужественного крылатого юношу, клянется в любви, в том, что не обманет Тамару.

Вскоре сторож, проходя мимо кельи монахини, он услышал необычные звуки нежности и любви, а затем - стон и предсмертный крик Тамары.

Отец похоронил Тамару высоко в горах, где стоит небольшой храм, куда добраться не может ни один человек.

Демон на картине Врубеля изображен на фоне гор и алого заката. Мы видим прекрасного, но одинокого юношу. Он сидит в окружении цветов, но в цветах нет жизни, они, словно застывшие кристаллы, а облака выглядят каменными. Демон печален, а его сжатые руки говорят о сомнениях и переживаниях, он спокоен, но в тоже время это властный и сильный духом юноша.

Его душа мечется в поисках смысла жизни, но на его вопросы нет ответа ни на земле, ни на небе. Демон Врубеля - это не абсолютное зло, а существо страдающее. Он способен любоваться природой и сочувствовать Тамаре, потерявшей жениха, и в то же время убить ее поцелуем.

Картина Михаила Врубеля «Демон сидящий» создана в 1890 году. Позже в 1899 году он написал «Демона летящего». В отличие от неподвижного персонажа первого полотна, здесь владыка мира изображен в потоке воздуха, в свободном полете. Работа «Демон поверженный», написанная в 1901-1902 году, наполнена хаосом падения. На полотне мы видим героя с отчаянно раскинутыми руками и бессильными, сломанными крыльями. Эту картину он исправлял даже во время представления ее на выставке на глазах изумленной публики. Демон высосал у художника все силы и опустошил его душу. Судьба художника трагична - смерть малолетнего сына, безумие и слепота.

"Дорогая моя жена, чудесная женщина, спаси меня от моего демона, который манит тем, что часы свидания, часы разлуки должны быть ни в радость, ни в печаль.... Ты знаешь, за эти почти 6 месяцев я изорвал около 1000 листов бумаги и все уничтожил " – так писал Михаил Александрович Врубель своей супруге известной оперной певице Надежде Ивановне Забеле-Врубель в конце 1902 года.
Иллюстрировать собрание сочинений М.Ю. Лермонтова Врубелю предложили в 1891 году. Однако мысль о создании образа Демона появилась у художника намного раньше.
Работа над «демонической» темой началась по утверждению биографов М.А. Врубеля уже в 1885 году. В подтверждении этому служат слова самого художника в письме к сестре: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона , которого я напишу еще со временем, а «демоническое»». Такая долгосрочная перспектива свидетельствует о хорошо продуманной идее.
Осенью 1886 года Врубель показывая отцу первые наброски, говорил - Демон – дух не столько злобный, сколько скорбный и страдающий, но при всем том дух властный, величавый.
Первый демон Врубеля был написан в 1890 году в студии С. И. Мамонтова.

«Демон сидящий» - на этой картине в меланхоличном оцепенении изображен искусительно-прекрасный герой, созерцающий золото заката в окружении сине-лиловых миров мрака.
На его щеке мерцает жемчужная слеза – Демон словно скорбит о хрупкости земного мира и вспоминает отторгнутый им мир небесной красоты. Реальность вокруг него охвачена фантастическими метаморфозами, будто превращенная в камень или сталактиты. Кристаллические цветы отбрасывают холодные блики и осыпаются аметистами.
Демону Врубеля свойственна внутренняя раздвоенность.
Он не носитель коварства и зла. Демон олицетворение вечной борьбы мятущегося человеческого духа. Духа, который ищет примирения переполняющих его страстей. Духа, который в познании жизни не находит ответа на свои вопросы и сомнения ни на земле и ни на небе.

После работы над «Демоном сидящим» Врубель принимается за иллюстрации к Лермонтову, которые изначально принесли ему довольно скандальную известность (особенно иллюстрации к поэме «Демон»).




(Иллюстрации к поэме Лермонтова "Демон": Свидание Тамары и Демона (Акварель), Тамара и Демон (Золотая акварель) Демон летящий, Демон, смотрящий в долину)

Эти работы конгениальны поэзии Лермонтова, они полны экспрессии.
Иллюстрации, выполненные черной и золотой акварелью с добавлением белил, создают впечатление богатой красочной палитры.
Изощренная «кристаллическая» техника рисунка во многом говорит о сложившейся манере и вершине графического мастерства художника.

«Голова Демона на фоне гор» вторая картина с изображением Демона, написанная Врубелем в том же году.
И снова Врубель изображает не абстрактное существо, не черта, который по-гречески означает рогатый, не дьявола – клеветника, а Демона – что означает душа.


Здесь Демон в отличие от «сидящего» полон чувства и энергии мысли.
Он с некоторой тоской и настороженностью вглядывается в неведомое пространство, в мир в котором ему нет места.
Демон будто ищет решения жгущих пламенем страстей им самим поставленных нечеловеческих вопросов касающихся собственного бытия. В тоже время во взгляде его чувствуется философское созерцание.

«Летящий демон» (1899 год) – работа, которая ознаменовала собой возвращение художника к волновавшей его всю жизнь теме Демона. Картина, за которую Врубель взялся в пору своего творческого подъема со всей страстью, по неясным причинам была оставлена и незакончена. Возможно, образ, прорисовываемый на картине, не устраивал художника. Михаил Александрович не дорожил своими набросками и работами.


«Летящий демон» - полон движения и стремительности, он летит над вершинами гор навстречу мрачному небу. Картина длинная и почти абстрактная. С высоты его полёта земля видится мозаикой геометрических пятен. Облик «летящего» Демона, его лицо и фигура - схожи с «сидящим». Он всё тот же молодой титан, однако, лишенный юношеской лиричности – он повзрослел и еще больше разочаровался. Его полёт бесцелен. Руки мускулистые и сильные деформированы и будто неуместны – не нужны существу, которое не знает как применить их.

В 1901 году Врубель лихорадочно и напряженно начинает работать над картиной «Демон поверженный» , с многократными переписываниями и множеством предварительных эскизов. Врубель больше не отпускал своего героя.


Художник видел его лежащим в горной пропасти. Судя по эскизам - это должен был быть образ бунтаря.
Демон не лермонтовский, совершенно необыкновенный. Поза лежащая вниз головой, будто он скатился со скалы. Могучий, мужественно прекрасный низвергнутый в каменную бездну, его крылья поломаны.
Уже, после того как картина была выставлена на очередной выставке «Мира искусства», Врубель снова и снова переписывал лицо «поверженного Демона» на глазах у публики.
И в вихре каждодневно сменяющихся образов мелькали и исчезали лица необыкновенной красоты, чередуясь с ожесточенными и страшными. Сегодня лик падшего дик и жалок, с мучительно искривленным ртом.
Лиловый сумрак затопит низринутого в ущелье, но сверкает венец, розово сияют вершины гор, искрятся и мерцают поломанные крылья (с тех пор краски картины потемнели).

Судьба Михаила Александровича Врубеля трагична. Слепота и безумие.
Александр Бенуа, наблюдавший, как Врубель нервно переписывал «Демона поверженного», уже висевшего в выставочном зале и открытого для публики, вспоминал потом: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма».



Картина написана: 1890 г.
Холст, масло.
Размер: 114 × 211 см

Описание картины М.Врубеля «Демон сидящий»

Художник: Михаил Александрович Врубель
Название картины: «Демон сидящий»
Картина написана: 1890 г.
Холст, масло.
Размер: 114 × 211 см

Картины одного из самых известных, причем на мировом уровне, русских художников – М. Врубеля, притягивают и завораживают. В первую очередь, это его Демоны… Невозможно пройти мимо них, не заглянув в глаза этим «плохим парням». Наверное, с них киношники списывали образы самых известных циников, души которых не каждая женщина может отогреть, но желает всякая.

Интересна, в первую очередь, история создания картины «Демон сидящий». Многие связывают ее с поэмой М. Ю. Лермонтова «Демон» и они правы. М. Врубель нарисовал около 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений поэта, среди которых – тот самый Демон. Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее, будоражит мысли не одного поколения людей.

На фоне багрового неба сидит юноша, смотрящий вдаль. В его глазах – боль, грусть, мука, удивление, но не раскаяние. Когда-то давно он был изгнан из рая и скитался по земле. Горы Кавказа, места, где он сейчас, окружают Демона своим безмолвием. Скиталец одинок, а все его деяния, ужасные и аморальные, навсегда останутся с ним – Всевышний не дает ему забыть о них, «да и не взял бы он забвенья».

Первая параллель, которая приходит в голову всем, кто хоть однажды видел «Демона сидящего» - трагедия Эсхила «Прометей прикованный» - изображенный на картине молодой человек кажется несвободным в собственном теле и жаждет выбраться из него, да вот только не знает как.

Вторая ассоциация – это цвет одежды врубелевского персонажа. Если вы вспомните картины и иконы, которые изображали Бога, Иисуса и Деву Марию, то обратите внимание на то, что в их одеждах преобладают синие цвета или они изображены на фоне голубого неба. Одеяние Демона, на картине, – насыщенного синего цвета, который еще называют цветом «марокканской ночи». Не хотел ли Врубель сказать то, чего не смог сказать Лермонтов, а именно, что Демон все-таки заслужит прощение и вернется на небеса?

Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит. Во все времена именно в такой позе сидел человек, которого изображали задумчивым, печальным и грустным. Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. Руки его сомкнуты «в замок» - психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. Эти конечности у Демона не подняты, не уперты в бока, они просто безвольно опущены – он устал от скитаний. Четко прописывает художник развитую мускулатуру молодого человека, его взгляд, развевающиеся черные волосы.

Примечательно, что ясно прорисована сама фигура Демона и цветотени вечернего неба – от фиолетового до пурпурного, с вкраплениями золотого солнца, освещающего горизонт, на заднем плане. Остальная композиция картины имеет некий диссонанс – мазки грубые и расплывчатые, мозаичные и плоские.

Цветы, изображенные на картине, чем-то похожи на кристаллы, в них нет жизни. Многие критики говорят, что это – мертвые анемоны.

Если посмотреть на «Демона сидящего» с дальнего расстояния, то возникает ощущение, что это не картина, а витраж или панно. Для достижения такого эффекта художник работал мастихином, кропотливо подчищая его ножом.

В цветовой гамме картины преобладают темные тона. Небо кровавого цвета, причем лишь оно одно имеет плавные переходы. Все остальные границы – четкие, конкретизированные. Ряд цветов «черный – красный - голубой» говорит о некой опасности, ведь само слово «демон» заставляет настораживаться многих. Демонов считают беспощадными, а врубелевский герой изображен светлыми оттенками пастели с подчеркнуто темными линиями, его одежды насыщенного оттенка, – так художник демонстрирует двойственность героя.

Золотое солнце, белые оттенки цветов, красное небо, оранжевые блики заката должны настраивать на позитивный лад, но они только усугубляют общее впечатление. Создается ощущение некой грубой силы, которая вторглась в хрупкий мир природы.

Размеры холста, на котором изображен Демон, нестандартны для того времени – картина продолговатая, неудобная и тесная. На самом деле, это один из художественных приемов Врубеля – все должно подчеркивать внешнюю и внутреннюю скованность героя, и передавать то самое лермонтовское «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет».

Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля. У поэта демон – не зло в чистом виде, он способен наслаждаться красотой природы Кавказа и чувствовать скорбь Тамары, утешать ее и по-демонически убить поцелуем. Лермонтовский герой – скорее бунтарь, чем порождение мрака и ада, стремящееся уничтожить все живое на своем пути. То же самое говорил о своем Демоне Врубель. Его, по мнению живописца, напрасно не разграничивают с чертом и сатаной, не углубляются в происхождение названия. Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник». Демоном жители Эллады называли душу, которая мечется в поисках смысла жизни, не в состоянии усмирить те страсти, которые кипят в его душе. На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе.

Что примечательно, многие из критиков литературы и искусства конца 19 – начала 20 века говорили о «непонимании Лермонтова» художником. Этому немало способствовало ухудшение здоровья и психики Врубеля. Последнее породило легенду о человеке искусства, что продал душу сатане.

…После того, как открылась выставка, приуроченная к юбилею творчества М. Лермонтова, М. Врубель закрылся в своей мастерской и продолжал работать над картинами о демонах. Живописец утверждал, что Демон изменялся не только под мазками его кисти, но и являлся ему вживую. Что ж, художник боролся с падшим и изгнанным ангелом, и неизвестно, кто вышел из этой войны победителем.

Творчество Врубеля загадочно и мистично. Если вы еще не удостоверились в этом – посетите Третьяковку или посмотрите на его демонов, изображений которых полно в Сети. Одно можно сказать без сомнения – демоны Врубеля терзают души и многих художников современности.