Происхождение индоевропейцев и их расселение в свете археологических данных. Происхождение индоевропейцев

ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ, индоевропейцев, ед. индоевропеец, индоевропейца, муж. Народности, нации, говорящие на индоевропейских языках. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ - ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ, ев, ед. еец, ейца, муж. Общее название племён предков современных народов, говорящих на языках индоевропейской семьи. | прил. индоевропейский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

индоевропейцы - ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ, ев, мн (ед индоевропеец, ейца, м). Общее название племен предков народов, говорящих на языках индоевропейской семьи языков; люди, принадлежащие к этой группе племен. Индоевропейцы говорили на древних языках Азии и Европы, к которым … Толковый словарь русских существительных

Индоевропейцы - мн. Народы Европы, Передней Азии, Индостана, говорящие на родственных языках. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

индоевропейцы - индоевроп ейцы, ев, ед. ч. еец, ейца, твор. п. ейцем … Русский орфографический словарь

Индоевропейцы - (англ. Indo Europeans), языковая семья, происхождение которой, по видимому, связано со степями. Индоевропейские языки широко распространились в ходе переселения народов 2 го тысячелетия до н.э. в Европе, а также в Иране, Индии, временно также … Археологический словарь

Праиндоевропейский язык

Теория исхода из Индии - Индоевропейцы Индоевропейские языки Анатолийские · Албанский Армянский · Балтские · Венетский Германские · Иллирийские Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские … Википедия

ПИЕ - Индоевропейцы Индоевропейские языки Албанский · Армянский Балтийские · Кельтские Германские · Греческий Индоиранские · Романские Италийские · Славянские Мёртвые: Анатолийские · Палеобалканск … Википедия

Теория палеолитической непрерывности - Индоевропейцы Индоевропейские языки Анатолийские · Албанский Армянский · Балтские · Венетский Германские · Иллирийские Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские … Википедия

Книги

  • Индоевропейцы , О. Шрадер. Вниманию читателей предлагается книга известного немецкого языковеда и историка Отто Шрадера, цель которой автор видел в том, чтобы собрать воедино все научные сведения в области… Купить за 474 грн (только Украина)
  • Индоевропейцы , Шрадер О.. Вниманию читателей предлагается книга известного немецкого языковеда и историка Отто Шрадера (1855-1919), цель которой автор видел в том, чтобы собрать воедино все научные сведения в области…

Истории всех народов уходят своими корнями в глубокую древность. Зачастую люди преодолевали большие расстояния в поисках подходящих условий для своих жилищ. Подробнее о том, кто такие индоевропейцы и как они связаны со славянами, вы сможете узнать из этой статьи.

Кто это?

Индоевропейцами называют носителей индоевропейского языка. В настоящее время к этой этнической группе относят:

  • Славян.
  • Германцев.
  • Армян.
  • Индусов.
  • Кельтов.
  • Греков.

Почему же эти народы называют индоевропейскими? Почти два столетия назад было обнаружено огромное сходство между европейскими языками и санскритом - наречием, на котором говорят индийцы. В группу индоевропейских языков входят практически все европейские языки. Исключение составляют финский, тюркский и баскский языки.

Исконным местом обитания индоевропейцев была Европа, но в связи с кочевым образом жизни большинства народов, распространился далеко за первоначальную территорию. Сейчас представителей индоевропейской группы можно встретить на всех континентах мира. Исторические корни индоевропейцев уходят далеко в прошлое.

Прародина и предки

Вы можете спросить, как же получилось так, что санскрит и европейские языки имеют похожее звучание? Существует множество теорий того, кто такие индоевропейцы. Некоторые ученые предполагают, что предком всех народов с похожими языками были арийцы, которые в результате переселений и образовали различные народы с разными наречиями, которые остались схожи в главном. Мнения расходятся и насчет прародины индоевропейцев. Согласно курганной теории, распространенной в Европе, родиной этой группы народов можно считать территории Северного Причерноморья, а также земель между Волгой и Днепром. Почему же тогда так различается население разных стран Европы? Все обуславливается различием климатических условий. После освоения технологий одомашнивания лошадей и изготовления бронзы, предки индоевропейцев стали активно мигрировать в разные направления. Различие территорий и объясняет отличия в европейцев, которые формировались много лет.

Исторические корни

  • Первый вариант - Передняя Азия или Западный Азербайджан.
  • Второй вариант, который мы уже описали выше - это определенные земли Украины и России, на которых располагалась так называемая курганная культура.
  • И последний вариант - восточная или центральная Европа, а более точно - долина Дуная, Балканы или Альпы.

Каждая из этих теорий имеет своих противников и приверженцев. Но вопрос этот до сих пор так и не решен учеными, хотя исследования продолжаются уже более 200 лет. И так как не известна родина индоевропейцев, территорию зарождения славянской культуры определить также не представляется возможным. Ведь для этого понадобятся точные данные о прародине основного этноса. Запутанный клубок истории, который таит в себе больше загадок, чем ответов, не под силу распутать современному человечеству. И время зарождения индоевропейского языка тоже покрыто мраком: некоторые называют дату в 8 веков до нашей эры, другие - 4,5 в. до н.э.

Следы былой общности

Несмотря на обособление народов, следы общности легко прослеживаются у разных потомков индоевропейцев. Какие следы былой общности индоевропейцев можно привести в доказательство?

  • Во-первых, это язык. Он - та нить, которая до сих пор связывает людей на разных концах планеты. Например, у славянских и есть такие общие понятия, как «бог», «хата», «топор», «собака» и многие другие.
  • Общность можно увидеть и в прикладном искусстве. Узоры вышивок у многих европейских народов поразительно похожи друг на друга.
  • Проследить общую родину индоевропейских народов можно и по «животным» следам. У многих из них до сих пор сохранился культ оленя, а некоторые страны ежегодно проводят праздники в честь пробуждения медведя по весне. Как известно, эти звери водятся только на территории Европы, а никак не в Индии или Иране.
  • В религии тоже можно найти подтверждение теории общности. У славян был языческий бог Перун, а у литовцев Перкунас. В Индии громовержца называли Парджанье, кельты звали его Перкуниа. Да и образ древнего бога очень похож на главное божество Древней Греции - Зевса.

Генетические маркеры индоевропейцев

Главной отличительной особенностью индоевропейцев является только языковая общность. Несмотря на некоторую схожесть, разные народы индоевропейского происхождения весьма сильно отличаются друг от друга. Но существуют и другие доказательства их общности. Генетические маркеры хоть и не доказывают единого происхождения этих народов на 100%, но все же добавляют больше общих признаков.

Больше всего среди индоевропейцев распространена гаплогруппа R1. Ее можно встретить у народов, населявших территории Центральной и Западной Азии, Индии и Восточной Европы. Но у некоторых индоевропейцев это ген обнаружен не был. Ученые считают, что язык и культура праиндоевропейцев передавались у этих людей не с помощью браков, а с помощью торговли и социально-культурных коммуникаций.

Кто относится

Многие современные народы - потомки индоевропейцов. К таковым можно отнести индо-иранские народы, славяне, балты, романские народы, кельты, армяне, греки и германские народы. Каждая группа, в свою очередь, делится на другие, более мелкие группы. Славянская ветвь подразделяется на несколько ответвлений:

  • Южную;
  • Восточную;
  • Западную.

Южная, в свою очередь, делится на такие известные народы, как сербы, хорваты, болгары, словенцы. Есть среди индоевропейцев и полностью вымершие группы: тохары и анатолийские народы. считаются хетты и лувийцы, которые появились на Ближнем Востоке за две тысячи лет до нашей эры. Есть среди индоевропейской группы и один народ, который не владеет индоевропейским языком: Баскский язык считается изолированным и до сих пор точно не установлено, откуда он берет свое начало.

Проблемы

Термин «индоевропейская проблема» появился в 19 веке. Связан он с так до сих пор и не выясненным ранним этногенезом индоевропейцев. Что представляло собой население Европы в эпоху энеолита и бронзы? Ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Дело в том, что в индоевропейских языках, которые можно встретить на территории Европы, обнаруживают порой элементы совсем не индоевропейского происхождения. Ученые, изучая прародину индоевропейцев, объединяют свои усилия и задействуют все возможные методы: археологический, языковой и антропологический. Ведь в каждом из них кроется возможный ключ к разгадке происхождения индоевропейцев. Но пока что эти попытки ни к чему не привели. Более или менее изученными областями являются территории Ближнего Востока, Африки и Западной Европы. Остальные же части остаются огромным белым пятном на археологической карте мира.

Изучение языка праиндоевропейцев также не может дать ученым много информации. Да, в нем можно отследить субстрат - «следы» языков, вытесненных индоевропейскими. Но он так слаб и хаотичен, что к единому мнению о том, кто такие индоевропейцы, ученые так и не пришли.

Расселение

Индоевропейцы изначально были оседлыми народами, а основным их занятием считалось пашенное земледелие. Но с климатическими изменениями и пришедшим холодом им пришлось начать осваивать соседние земли, которые были более благоприятны для жизни. С начала третьего тысячелетия до нашей эры стал нормой для индоевропейцев. В ходе переселений они часто вступали в военные конфликты с племенами, проживавшими на землях. Многочисленные стычки нашли отражение в легендах и мифах многих европейских народов: иранцев греков, индийцев. После того как народы, населявшие Европу, сумели приручить лошадей и изготавливать изделия из бронзы, переселение набрало еще большие обороты.

Как связаны индоевропейцы и славяне? Понять это можно, если проследить за расселением С юго-востока Евразии началось их распространение, которое затем продвинулось на юго-запад. В результате индоевропейцы заселили всю Европу до Атлантики. Часть поселений находилась на территории угро-финских народов, но дальше них не пошла. Уральские горы, которые являлись серьезным препятствием, остановили индоевропейское расселение. На юге они продвинулись значительно дальше и расселились на территории Ирана, Ирака, Индии и Кавказа. После того как индоевропейцы расселились по Евразии и снова стали вести их общность начала распадаться. Под влиянием климатических условий народы становились все более и более непохожими друг на друга. Сейчас мы можем заметить, какое сильно влияние на антропологию оказали условия проживания индоевропейцев.

Итоги

Современные потомки индоевропейцев населяют многие страны мира. Они говорят на разных языках, едят разную пищу, но все же имеют общих далеких предков. У ученых до сих пор осталось много вопросов о предках индоевропейцев и их расселении. Остается надеяться, что со временем все же на них будут получены исчерпывающие ответы. Равно как и на главный вопрос: "Кто такие индоевропейцы?".

Где же родина всех индоевропейцев?
Изучая древнейшую историю народов мира, я постоянно сталкиваюсь с различными точками зрения и различными теориями.

Особенно много споров среди историков, археологов, этнографов, лингвистов и врачей (которые изучают народы на основе сравнения их генов) по теме «Родина всех древних индоевропейцев».

Для начала рассмотрения этого вопроса запишем следующие базовые факты по этому вопросу:
а) в 3 тыс.днэ на территории степей от Южного Урала до низовий Днестра существовала ямная археологическая культура, к которой относятся племена кочевников, которые всеми археологами признаны индоевропейцами.
б) первые индоевропейцы появляются в Европе – пастушеские племена индоевропейцев проникли в (шнуровая керамика, культуры боевых топоров) на территорию Украины (средне-днепровская культура), в Прибалтику и юг Скандинавии (культура ладьевидных топоров) примерно в 2300 году днэ, в Польшу пастушеские племена (культура Злота) проникли примерно в 2100 году днэ, в Германию пастушеские племена (сакско-тюрингская культура) проникли примерно в 1900 году днэ.
в) первые индоевропейцы – лувийцы,хетты,палайцы, появились в Малой Азии на рубеже 3 и 2 тысячелетий днэ. Это признано всеми историками. К стати с этого времени есть первые письменные источники об индоевропейских народах.
г). в 17-16 веке днэ.в Древнюю Грецию проникают первые индоевропейские племена ахейцев. Это тоже признанный всеми историками факт. Об этом есть письменные источники из Хеттского царства.
д) в 15 веке днэ.индоевропейцы (индийские племена) начали заселять Северную Индию.
Этот факт тоже признан всеми историками.
е) примерно в 15-13 веках днэ индоевропейские племена тохаров поселились в Северо-Западном Китае (современная Уйгурия). Об этом есть сообщения из древнекитайских источников. Этот факт также признан историками.
ё) примерно в 11-10 веке днэ на территории Ирана появляются индоевропейские племена мидийцев и персов. Этот факт такжн признан историками.

Точек зрения о том, где располагалась прародина всех индоевропейских народов много, но я расскажу о наиболее известных.
1.Родиной индоевропейцев является север – таинственная страна Гиперборея, находившаяся в древности на материке Арктида (на этом материке была легендарная гора Меру), который в древности существовал в Северном Ледовитом океане. К 13-му тысячелетию днэ этом материк опустился на дно океана, а север Евразии покрылся ледниками. Под влиянием такого климата гиперборейцы (потомки гиперборейцев) стали отходить на юг и дошли до Среднего Урала и пролегающих к нему территориям.
До 8-го тысячелетия мы не имели сведений об этом народе, и только в 8 тыс.днэ
появляются археологические свидетельства проживания там племен шигирской археологической культуры. В 7-6 тыс.днэ племена древнейших индоевропейцев стали отделяться от шигирцев (оставшиеся шигирцы сформаровали уральские народы).
Уже не позже 4тыс.днэ /в 5 или в 4тыс.днэ/ древние индоевропейские языки уже различались, значит единый индоевропейский праязык существовал раньше, чем в 4тыс.днэ- 5тыс.днэ. Уже в начале 5-го тысячелетия единый начал разделяться на группы:
- основная группа находилась на Южном Урале и прилегающих степных территориях,
- верхневолжская (верхневолжская археологическая культура) группа проживала в районе
Верхней Волги,
- западная группа (нарвская археологическая культура) проживала между верховьями
Волги и Балтикой.
Сторонниками этой теории являются индийский ученый Б.Тилак, исследователь В.Демин, А.Барченко, С.В.Жарникова, Н.Рерих, Д.О.Святский, М.В.Ломоносов, Карамзин, Страбон, Павсаний, Нострадамус, Диодор Сицилийский. Я на 90% уверен в правильности этой теории, поэтому эта теория легла в основу исторического атласа народов мира.
2.Родиной индоевропейцев является Малая Азия. Там в 7 тыс.днэ жили племена археологической культуры Чатал_Гуюк. По этой теории из Малой Азии племена этой культуры (предполагаемые индоевропейцы) проникают на Балканы в начале 6-го тыс.днэ, оседают там (культура Кереш) на длительное время, и потом расселяются в центре Европы (Германия, Польша) в начале 3-го тыс.днэ (лендьельская культура). Из центра Европы они начинают расселяться по степям Евразии.
Сторонники этой теории - Колин Ренфрю из Кембриджа и другие историки.
Я на 90% уверен в абсурдности этой теории. Зачем надо было уходить индоевропейцам из Малой Азии, чтобы снова возвратиться туда в начале 2-го тыс.днэ. При этом между археологическими культурами (Чатал-Гуюк, Кереш, лендьельской) нет ничего общего с ямной культурой.
3.Родиной индоевропейцев является Балканский полуостров. Сторонники этой теории считают, что местом где сформировалась единая индоевропейская общность являются Балканы. Такой общностью называют культуры Кереш, Турдаш, Винча. Именно оттуда, по их мнению индоевропейцы в 4-м тысячелетии начинают расселяться по разным направлениям.
Я на 90% уверен в ошибочности этой теории. Между культурами Кереш, Турдаш, Винча нет ничего общего с ямной культурой.
4.Родиной индоевропейцев является Северное Причерноморье и Кубань. По этой теории родиной всех индоевропейцев является эта территория и с этой территории в 3-м тысячелетии начинается расселение индоевропейцев.Уже в 19в О.Шрадер считал, что они первоначально обитали в Сев.Приченоморье, в наши дни эта точка имеет много сторонников, в том числе Э.Вале, А.Е.Брюсов.
Я уверен, что эта теория хорошо вписывается в теорию происхождения индоевропейцев с Гипербореи и является частью этой теории.
6.Родиной индоевропейцев является Южный Кавказ. В 1972г Иванов и Гомкрелидзе предположили отнести прародину к северу Зап.Азии/ Югу от Закавказья, к северу от Центральной Месопотамии/. Именно оттуда индоевропейцы начали расселяться в 3-м тысячелетии днэ. В то время еще не был раскопан древний город Аркаим на Южном Урале (Челябинская область). Арким был центром арийских племен (древних индийцев и иранцев), этот город уже существовал уже до 1900 году днэ.
Раньше я сам был сторонником этой теории (в 70-е годы), но сейчас уверен на 100% в ее ошибочности. Зачем индоевропейцам с Южного Кавказа идти (через Иран) в степи Евразии (на территорию ямной культуры), что бы вскоре снова идти на юг (в обратную сторону)двумя волнами – в Индию и Иран.
7.Родиной индоевропейцев является Алтай. По этой теории индоевропейцы сформировались в Южной Сибири и оттуда начали продвигаться на запад.
У уверен, что эта теория требует уточнения, так как она может быть продолжением первой пеории (гиперборейской), возможно ареал распространения ямной культуры по степям Евразии достигал и Алтая.
8.Родиной индоевропейцев является Скандинавия. Эта теория была популярна особенно во времена фашизма в Германии. По ней арийцы (индоевропейцы) пришли в Германию со Скандинавии, а потом стали расселяться по всей Евразии.
Я уверен, что эта теория была создана в угоду политике и не имеет ничего общего с археологией.
9.Родиной индоевропейцев является Украина. Эта теория появилась совсем недавно и она активно поддерживается националистическими кругами в Украине. По этой теории прародина всех индоевропейцев находилась на территории Украины. Это были племена трипольской культуры. Именно с Украины началось расселение всех индоевропейцев по территории Евразии. На месте этой прародины остались украинцы, именно от украинцев произошли все остальные народы (индийцы, немцы, французы, персы и другие). Я думаю, что эти украинские «исследователи» объявят скоро украинцев истинными арийцами, как это уже было в фашистской Германии.
Я уверен, что эта теория создана в угоду некоторым украинским политикам.
10.Родиной индоевропейцев является Германия. В посл.четв.19в-нач.20в многие ученые считали, что прародина индоевропейцев находилась в Германии /побережье Северного и Балтийского моря/. Сторонниками этой теории были Лэтэм, Г.Крахе, П.Тьеме.
Я уверен, что эта теория была создана в угоду некоторым немецким политикам.
11.Родиной индоевропейцев является Средняя Азия. По этой теории родина находилась в Средней Азии (Туркмения, Узбекистан). Оттуда в 3-м тысячелетии началось расселение всех индоевропейцев по Евразии. Сторонник этой теории - академик С.А.Раджабов и его последователи.
Я уверен, что эта теория является частью первой теории (гиперборейской).
12.Родиной индоевропейцев является Иранском плато По этой теории расселение всех народов началось из северо-восточной части Ирана в конце 3-го тыс.днэ. Сторонник этой теории – французский ученый Р.Гиршман.
Я на 99% уверен в ошибочности этой теории, зачем индоевропейцы из Ирана пойдут на север и вскоре опять с юга Урала (с Аркаима) пойдут двумя волнами в Индию и Иран.
13.Родиной индоевропейцев является Северная Америка. По этой теории индоевропейцы названы аркто-русами, которые говорили на древнерусском языке и жили на материке Арктида, после исчезновения материка, аркто-русы переселились в Северную Америку и вскоре пришли на Дальний Восток, где они жили 100 тысяч лет назад, там они оставили свои рунические записи на камнях, и надписи были сделаны на древнерусском языке. Именно от аркто-русов произошли все индоевропейские народы, которые с Дальнего Востока расселились по всей Евразии. Сторонником этой теории является академик В.Чудинов.
Эта теория еще мною не изучена подробно, но возможно если слово «аркто-русы» заменить словом «гиперборейцы», то возможно часть гиперборейцев уходила в Северную Америку и потом на Дальний Восток. И возможно часть их там и осталась (тохары Северо-Западного Китая). Ведь тохарские слова встречаются даже в корейском языке.
14.Родиной индоевропейцев являются степи Евразии. По этой именно в степях Евразии была родина индоевропейцев и оттуда началось их расселение. Родина эта сформировалась в 6-5 тыс.лнэ. Сторонником этой теории является американский антрополог Мария Гимбутас.
Я считаю эту теорию продолжением первой (гиперборейской) теории, она ничем ей не противоречит.
Прошу высказать свое мнение по этому вопросу (предлагается 14 теорий), чтобы выявить господствующее мнение.

Традиционно древнюю историю начинают изучать с цивилизаций Древнего Египта, шумеров, Вавилона. Спору нет, эти цивилизации внесли немалый вклад в развитие человечества. Но параллельно с возникновением и развитием этих цивилизаций на севере, на территории современной России происходили события не менее, а вероятно, даже более важные для мировой истории. Связаны эти события были с древними индоевропейцами, о которых мы и расскажем в данном посте.

Почему индоевропейцы? Ещё в 18 веке европейцы, побывавшие в Индии, заметили явное сходство санскрита с европейскими языками. Санскрит был древним языком, положение которого в Индии напоминало положение латыни в Европе, некоторым текстам на санскрите более 3 тыс. лет. Сходство обнаруживалось не только в языке, но и в традициях, верованиях, так что стало понятно — древние индийцы и древние европейцы имели общих предков.

Последовали больше сотни лет споров и поисков, потраченных на то, чтобы надёжно установить, где же жили древние индоевропейцы, где была их прародина. Возникло немало спекуляций на эту тему. Германские нацисты, например, в своё время объявили, что древние индоевропейцы, или древние арии, жили на территории современной Германии и представляли собой особую высшую расу. Однако исследования показали совсем другую картину.

В глубокой древности индоевропейцы действительно представляли собой один народ. Проживали они сравнительно компактно в бассейне Дона и Волги, на территории современной России. Самая древняя археологическая культура, для которой доказано её индоевропейское происхождение — Самарская. Она относится к 5 тысячелетию до н. э., а ареал её распространения затрагивает территорию современных Самарской, Саратовской и Оренбургской областей. В последующее тысячелетие индоевропейские культуры расширяют свой ареал, на востоке захватывая Урал и казахские степи, а на западе доходя до Днепра. Вплоть до 3-4 тысячелетия до н. э. индоевропейцы представляли собой единую общность.

Кем были древние индоевропейцы? Они были воинственным народом, но при этом имели развитую мифологию и ценили знания. Согласно представлениям современных учёных, общество древних индоевропейцев делилось на три основные группы — жрецов, воинов и тех, кто занимался земледелием и скотоводством. Они поклонялись разным богам, главным из которых был бог грома и молнии (тот самый, который в Древней Руси был известен как Перун, а в Древней Греции как Зевс). Древние индоевропейцы верили в загробную жизнь и существование ада и рая. Также у них был культ героев, о подвигах которых слагали сказания.

Около 5-6 тыс. лет назад индоевропейцы сделали одной из важнейших открытий в истории человечества — изобрели колесо и научились запрягать лошадей в повозки. Это событие перевернуло историю Евразии. Вскоре воинственные индоевропейцы, которые к тому времени уже умели выплавлять медь и бронзу, двинулись по всем направлениям от своей прародины.

Расселение индоевропейцев (красным цветом показано распространение к середине III тыс. до н. э. и оранжевым - к I тыс. до н. э.)

Индоевропейцы разделились. Часть индоевропейцев двинулась в Европу, всё местное население, жившее там, было покорено и ассимилировано (считается, что единственный осколок доиндоевропейской культуры — это небольшой народ басков в Испании). Индоевропейские народы в Европе создали выдающиеся античные цивилизации Древней Греции и Рима, при этом жившие севернее «варвары» — славянские, германские и кельтские племена тоже были индоевропейцами. Часть пришла в Малую Азию (территория современной Турции). Индоевропейский народ хеттов создал мощное царство и первый в истории освоил выплавку железа. Часть индоевропейский племён, на некоторое время задержавшись на Южном Урале, двинулась на юг, придя сначала в Среднюю Азию, а затем в Индию и Иран. Именно эти народы называли себя ариями и самыми первыми записали свои мифы на санскрите. Самые древние «Веды», как считается, были записаны в 16 в. до н. э. Наконец, часть индоевропейских племён двинулась на восток, дойдя до Енисея и обосновавшись в северо-западном Китае. За сравнительно небольшой срок индоевропейцы заняли большую часть Евразии.

Археологические данные не позволяют судить о языковой принадлежности древнего населения Европы. В языках народов Европы, в топонимике сохранились элементы субстратной лексики доиндоевропейского времени (субстратные слои на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря - Минойский язык, линейное письмо А - IIIтыс., Крит - сходство с западнокавказскими языками - хаттским).

Состав населения доиндоевропейского населения Эгейской эпохи (III-IIтыс.) практически не изучен. Аппенинский полуостров населяли этруски, лигуры; Иберийский - иберы, лузитаны, васконы; Британские острова - пикты. Из этих народов сохранились лишь васконы - баски. По антропологическому типу население было близко к современному средиземноморскому.

В Сев.Ирландии, вероятно, был распространён эскимоидный тип. К доиндоевропейскому населению относят мегалитические сооружения - дольмены, менгиры, кромлехи, имеющие скорее всего культовое назначение.

Кто такие индоевропейские народы?

Популярный «Археологический словарь» У. Брея и Д. Трампа сообщает, что это «языковая семья, происхождение которой, по-видимому, связано со степями. Индоевропейские языки широко распространились в ходе переселения народов 2-го тысячелетия до н.э. в Европе, а также в Иране, Индии, временно также на Ближнем Востоке (с хеттами и хурритами-? в Митанни). Почти все современные языки Европы, а также Индии являются индоевропейскими. Как это было впервые показано сэром Уильямом Джонсом в 1786 г., термин И. можно с уверенностью применять лишь к лингвистическому материалу, так как он плохо коррелирует с антропологическими и археологическими данными».

Общность индоевропейских языков была установлена в 18 веке – начало изучения санскрита.

Возникли вопросы хронологии и территории распространения индоевропейцев.

Проблема поиска прародины индоевропейцев получила популярность в первой половине XIXв.

1. Прародину помещали на востоке: Бактрия (между Гиндукушем, Амударьёй и Каспийским морем) - А. Пикте. За Азиатскую прародину - В.Хен, Г.Киперт, И.Мур.

2. Прародина в Европе - Р.Лэтем (1860-е гг.) - т.к. здесь больше всего индоевропейских языков. Б.Бенфей, Хоммель - юго-восток Европы и области к северу от Чёрного моря (от Дуная до Каспия). Ф.Шпигель - Восточная Европа от 45.5 о с.ш.

После исследований 1950-60-х гг. по выявлению древнейшего словарного фонда, новых археологических находок было установлено время общеиндоевропейского периода - V-IVтыс., начало расхождения индоевропейских языков - IVтыс. (иногда рубеж IV-IIIтыс.).

Глоттохронология

Письменные источники, по мнению В. Иванова, относятся к началу II тысячелетия - это древнейшие свидетельства хеттского и других анатолийских языков.
В каппадокийских табличках из староассирийских торговых колоний в Малой Азии, датирующихся рубежом III-II тысячелетий и началом II тысячелетия до н. э., засвидетельствовано большое количество собственных имен, этимологизируемых на основании отдельных анатолийских языков. Следовательно уже давно сформировались отдельные анатолийские диалекты хеттского и лувийского. Это заставляет отнести выделение анатолийской общности из индоевропейского праязыка и тем самым начало распада праязыка к периоду не позднее IV тысячелетия до н. э., а возможно и значительно ранее.


В. Иванов: можно утверждать с достаточной уверенностью, что индоевропейская прародина представляла собой область с горным ландшафтом. Об этом свидетельствует прежде всего многочисленность индоевропейских слов, обозначающих высокие горы и возвышенности. Кроме того, реконструируя ландшафт, который окружал древнего индоевропейца и который он зафиксировал в языке, можно сделать еще один вывод. Это ландшафт с широким распространением горного дуба и ряда других деревьев и растений, растущих в высокогорных местностях. Дубовые леса нехарактерны для северных областей Европы, где они распространяются лишь начиная с IV-III тысячелетий.

Исследования последнего времени, касающиеся Мирового дерева как основного символа, вокруг которого строится индоевропейская модель мира, образуемая всеми живыми существами, располагающимися по нескольким ярусам - "верхнему", "среднему", "нижнему", подводят также к выводу, что такие представления могли возникнуть лишь в зоне, богатой лесами, и только позднее могли быть перенесены в более северную степную полосу. С такой локализацией согласуется и так называемый «аргумент бука», исключающий из прародины часть Восточной Европы к северо-востоку от Причерноморья до низовьев Волги (где бук отсутствует на всем протяжении послеледникового периода), но совместимый с локализацией ее от Балкан до Ближнего Востока.

Для IV тысячелетия до н. э., то есть в период существования общеиндоевропейского языка и его носителей - древних индоевропейцев, скотоводство (как и земледелие) в Центральной Европе было в зачаточном состоянии, тогда как в общеиндоевропейском восстанавливается развитая система скотоводства с наличием основных домашних животных: названия коня, осла, быка, козла, свиньи, собаки и проч. Реконструировано также древнее слово для «пастуха» и глагол «пасти, охранять скот». Для Восточной Европы, в частности для Северного Причерноморья и приволжских степей, такое развитое скотоводство известно лишь в III тысячелетии до н. э. В центральной Европе овцеводство, сильно развитое у древних индоевропейцев, что видно из развитой овцеводческой терминологии, почти полностью отсутствует до I тысячелетия до н. э. Это согласуется и с отсутствием "шерсти" в неолите Европы. Разведение коз отмечается в Европе еще позднее, в том числе и Восточной. То есть таким образом, скорее всего идея о том, что прародина индоевропейцев находилась в Центральной или Восточной Европе – неверна.

Особую ценность для установления первоначальной среды обитания древних индоевропейцев и локализации индоевропейской прародины представляет индоевропейская терминология транспорта - названия "колесных повозок" и "колеса", названия металлов - "бронзы", необходимой для изготовления колесных повозок из твердых пород горного леса, и тягловой силы - "лошади", которую следует предположить уже в период существования общеиндоевропейского языка, то есть в IV тысячелетии до н. э. Весь этот комплекс данных опять-таки ограничивает территорию первоначального распространения индоевропейского языка областью от Балкан до Ближнего Востока и Закавказья, вплоть до Иранского плоскогорья и Южной Туркмении.

Современные гипотезы.

1. Восточная Анатолия, Южный Кавказ, Сев. Месопотамия. Археология указывает на непрерывность развития анатолийских культур на протяжении IIIтыс. Передвижение рассматривается не как тотальная этническая экспансия, а как движение самих диалектов вместе с определённой частью населения, наслаивающегося на различные этносы и передающего им свой язык.

Миграции начинаются не позднее IVтыс. Сначала выделилась анатолийская языковая общность (хетты), располагавшаяся вблизи мест формирования индоевропейцев и представлявшая собой наиболее архаичные языки. В свете новейших археологических данных, связанных с обнаружением в восточной Анатолии костных остатков лошади (раскопки немецких археологических экспедиций в Демирджи-Хююк, Ярыккая и Норшунтепе), появление индоевропейских племен в этих областях Малой Азии относят к еще более раннему периоду, к концу IV тыс. до н. э.

Затем обособилась греко-армяно-арийская (причём арийская выделилась ещё в пределах общеиндоевропейской). Греческая передвигается в Грецию через Малую Азию и наслаивается на эгейский субстрат. Дорийцы проходят на северо-запад – на Балканы (к северу от Греции). В числе ранних греческих групп могли быть и пеласги, которые заняли Пелопонесс – ?

Что было на Балканах?

Еще до появления перечисленных индоевропейских диалектов на Балканах из Малой Азии балканский ареал представлял собой древнейший в Европе очаг цивилизации, истоки которой восходят к V тысячелетию.
Археологические открытия последних лет обнаружили на Балканах существование развитой цивилизации, близкой по типу к древневосточной и связываемой с еще более древней цивилизацией запада Малой Азии - Чатал-Хююком (VI тыс. до н. э.).

Культура древних Балкан V и IV тыс. до н. э. (Старчево в Югославии, Караново I - в Болгарии, Криш - в Румынии, Кёрёш - в Венгрии, Сескло - в Фессалии) характеризуется развитым земледелием и использованием злаков древнеближневосточного происхождения, металлургией меди, сформировавшейся также под вероятным малоазиатским влиянием, наличием достаточно сложной религии и соответствующей символики, в том числе и пиктографических знаков линейного характера. Принадлежность этой культуры (как типологически, так и генетически) к ближневосточному культурному ареалу может быть истолкована как свидетельство того, что она является ранним ответвлением середнеазиатского очага цивилизации. Установление более конкретного этнического характера этой древнебалканской культуры (как, впрочем, и древнейшей малоазиатской цивилизации типа Чатал-Хююка) в настоящее время не представляется возможным. На эту древнебалканскую культуру V тысячелетия до н. э. позднее, начиная, по-видимому, с III тыс. до н. э., наслаиваются миграционные волны носителей индоевропейских диалектов, исходящие из общеиндоевропейского ареала на Ближнем Востоке.

Индоарийцы, часть иранцев и тохары двигаются в северо-восточном направлении (индоарийцы могли пройти через Кавказ в Сев. Причерноморье), а носители древнеевропейских диалектов - через Среднюю Азию в Поволжье и далее в Европу.

Таким образом для «древнеевропейских» языков общим исходным ареалом распространения (хотя и вторичным) можно считать область Северного Причерноморья и Приволжские степи. Теория, локализующая в этой области «прародину индоевропейцев», принимает в таком освещении новый смысл как гипотеза о прародине для западной группы индоевропейских языков. Этот временный ареал совместного обитания племен - носителей древних индоевропейских диалектов мог служить областью, где двигались различные миграционные волны носителей этих диалектов и формировались вторичные изоглоссы, наложившиеся на старые; последние объединяют эти диалекты с другими индоевропейскими языками, носители которых мигрировали из первоначальных областей их расселения в других направлениях.

Именно на путях к этим областям «вторичной прародины» - Причерноморья и Заволжья - и могли происходить контакты древнеевропейских диалектов с носителями языков Центральной Азии (ср. заимствования в финно-угорские языки из этих диалектов, а также заимствования в эти диалекты из алтайских языков).

Здесь складывается Курганная (древнеямная) культура III тысячелетия до н. э., которая характеризуется наличием скотоводства и земледелия, колесных повозок, применением домашней лошади как тягловой силы, развитой металлургией меди, а затем бронзы, сооружением крепостей на возвышенностях. Для этой культуры характерно уже и выделение социальных рангов, наличие предводителей племени и особого ранга воинов, наличие значительного числа религиозных символов (колесница Солнца и др.); захоронение трупов в некоторых случаях с трупосожжением.

Существенным моментом в свете предлагаемой интерпретации курганной культуры является то, что она обнаруживает связи с переднеазиатским миром, которые шли через Среднюю Азию и через Кавказ. На это указывают колесные повозки переднеазиатского типа, характер изделий из металла с изображениями таких животных, как львы, скипетры из диорита и других драгоценных камней и др.

Другие гипотезы.

2. Балкано-Карпатский регион - В.Георгиев, И.М.Дьяконов - здесь население впервые на Европейском континенте перешло к производящему хозяйству. После открытия свойств меди металлургия V-IVтыс. достигла высокого уровня. Культуры этого периода, по мнению сторонников гипотезы, генетически связаны с раннеземледельческими.

Однако не обнаруживается перемещения древнебалканских культур IV тыс. на восток, нет свидетельств и об их перемещениях и на запад - там индоевропейцы появились не ранее IIтыс. Не ясно, где проходили контакты индоевропейцев с представителями картвельской, северокавказской, семитской языковых семей.

3. Поволжье. /К.Ф.Смирнов, Е.Е.Кузьмина, Н.Я.Мерперт/. На рубеже IV-IIIтыс. здесь распространилась ямная культура скотоводческих племён. Археологические находки свидетельствуют о связях с востоком и юго-востоком, а также дальнейшее продвижение на запад. Это сугубо археологическая концепция.

4. Циркумпонтийская зона. Эта гипотеза предполагает наличие определённой контактной непрерывности не только в области древнеямных культур, но и к югу от Чёрного моря, где элементы новой системы культур прослеживается вплоть до Кавказа.

Об этническом составе населения Европы I тыс. до н.э. можно судить по греческим и римским источникам (Геродот, Страбон, Полибий, Цезарь и др.).

Крито-микенская цивилизация.

Человек появился на Крите только в 7 тыс. до н.э. Мореплаватели пришли с востока, скорее всего с юго-западного побережья Малой Азии. Сначала жили в пещерах, затем прямоуголные дома из обожженного кирпича, затем из сырцового – высушенного на солнце.

В первые века 3 тыс. (около 2800 г.) на Крите наступает бронзовый век. Это наиболее ранняя европейская цивилизация с высоким уровнем жизни. Население Крита названо А.Эвансом минойцами (от царя Миноса). Как культурная группа минойцы появились ок. 2500 г. до н.э. Возможно, это смесь анатолийских иммигрантов и местного неолитического населения – в антропологическом отношении смешанная группа. В отличие от других цивилизаций бронзового века (например, египетской) минойская имела четко выраженный морской характер.

Занимались сельским хозяйством. Так, в поздний период выращивали пшеницу, просо, ячмень, чечевицу, горох, виноград, оливки, технические культуры (пряности, лен, шафран – для изготовления красителей). Животноводство - крупный рогатый скот, овцы, козы. Лошадь появилась на острове не ранее середины 16 в. до н.э.

Около 2000 г. начались процессы урбанизации – растут города, появляются первые дворцы (Кносс, Маллия, Фест) – это чисто минойское явление. Дворцы прекрасно устроены, украшены обильными росписями, оборудованы канализацией. Кносс раскапывался археологом Артуром Эвансом в 1899-1935 гг. Дворец занимал площадь около гектара (в книге Молчанова – более 1,5 га), центральный двор 26,5 на 53,1 м. Три яруса помещений разного назначения. В отличие от других дворцов пережил извержение Санторина 1450 г. Затем попал под власть микенцев. К этому времени относят возникновение легенды о лабиринте, Дедале и Икаре, Тесее и Минтавре (дом двойной секиры – Кносс). Легендарным является и царь Минос. Некоторые полагают, что было несколько правителей с таким именем. Геродот писал, что Минос установил владычество на Эгейском море и даже совершил поход в Сицилию.

До нас дошли многочисленные образцы Критской керамики с орнаментом из абстрактных криволинейных и растительных мотивов, а также морские пейзажи. Камнерезное искусство – статуэтки, сосуды, печати. Высокого уровня достигла обработка бронзы и золота.

Расширялась морская торговля.

Сведений о религии мало. Видимо, поклонялись Богине-матери (статуэтки), культовое значение имели двойной топор (лабрис) и «посвятительные рога» (символ, в основе которого – бычьи рога). Богине поклонялись в специальных святилищах на вершинах гор. Известны Игры (или бой) с быками (фрески, статуэтки). Неизвестно светский или религиозный характер носили эти игры

Сохранилась иероглифическая письменность, не расшифрованная до сих пор. Есть слоговое письмо. Знаки наносились острым предметом на глиняные таблички. Наиболее известная находка – Фестский диск (1908 г., диаметр около 16 см.).

Линейное письмо А (2000-1500 г. до н.э., были попытки расшифровать через семитский или анатолийский языки – они неубедительны). Линейное письмо Б (1500-1100 гг.) расшифровано М. Вентрисом в 1952 г. – это ранняя форма греческого языка, записанная в слоговой системе. Но этот тип тяготеет скорее к микенцам. «Его прочтение продемонстрировало непрерывность развития между бронзовым веком и классическим периодом в Греции, хотя тексты и содержат простые описи).

Критское письмо выросло из пиктограмм – рисуночного письма. Пиктограмма обозначает только тот предмет, который изображает (нет неразрывной связи с конкретным словом конкретного языка). В результате дальнейшего развития сформировалось письмо из 60-70 слоговых знаков (силабограмм). То есть в языке не было закрытых слогов (оканчивающихся согласным), не было, соответственно, и удвоения согласных.

Микенцы – это население Восточной и Южной Греции (появились ок. 2000 г. до н.э., самоназвание ахейцы) – с ними пришел индоевропейский язык. Микенская цивилизация возникает около 16 в. до н.э., в результате контакта с минойцами.

Пик развития Крита был достигнут в 18-15 вв. до н.э. (конец среднеминойского периода – начало позднеминойского). Владения Крита включали в себя юг Эгейского моря и множество островов.

Ок. 1450 г. произошло разрушение дворцов (возможно извержение вулкана на острове Санторин в 110 км. от Крита, что вызвало взрыную волну, цунамии и пепловую тучу), и остров попадает под контроль грекоязычных микенцев примерно на 50 лет. В 1400 г. происходит разрушение Кносса по неизвестной причине (мятеж, вторжение, природа -?).

Взяв Крит они стали контролировать торговлю в Восточном Средиземноморье, в том числе кипрской медью (у юго-зап. побережья Турции у мыса Гелидония в 1960 г. был найден затонувший корабль 13 в. до н.э. – груз слитков меди в форме бычьих шкур). Велась и континентальная торговля (в частности балтийским янтарем). Т.е. влияние Микен распространилось на огромной территории.

Микенцы жили в цитаделях с мощными стенами, за которыми находились дворцы типа мегарона (Микены, Тиринф, Пилос). Мегарон – тип дома, включающий прямоугольное помещение, боковые стены которого продолжаются в сторону входа и образуют портик, иногда колонный. В центре помещения обычно находился очаг, у задней или между боковыми стенами устраивались дополнительные комнаты. Форма М. появилась в Трое в середине 3-го тыс. и существовала на территории Турции и Греции.

Много минойских заимствований – фрески, расписная керамика, печати, линейное письмо.

Микены – город на Аргосской равнине в Восточном Пелопонессе. Окружен стенами, въезд через Львиные ворота. На вершине – остатки дворца. В Микенах найдены шахтовые гробницы (Шлиман, 1874 г.), которые находились за воротами города. В гробницах находились металлические изделия и керамика (16 в. до н.э.). Хоронили в толосах – камера в форме улья со ступенчатым сводом.

Период гегемонии Микен продолжался около 150 лет. Причины упадка не ясны. Свидетельством неспокойного состояния является Троянская война в конце 13 в. Тогда же гибнут многие города. Имеются сведения о депопуляции в Южной Греции, что способствовало вторжению дорийцев. Сами Микены были разрушены около 1100 г.

На рубеже 12-11 веков происходил переход от бронзового века к железному. На Крит докатилась последняя волна переселенцев – дорийцев.

Иберы.

Иберы - народ, населявший восточные и юго-восточные районы Испании в 1тыс. До н.э. Археологический материал распадается на несколько групп, но надписи свидетельствуют о единстве. Имели общую письменность на основе греческого алфавита с добавлением нескольких слоговых знаков. Язык не поддается дешифровке.

Особое место в культуре занимало ювелирное дело и скульптура ("дама из Эльче").

Поселения небольшие, но укрепленные, на побережье города, были сильно эллинизированы. Погребальный обряд - кремация, прах - в урнах.

Внешний вид - темноволосы; одежда - туника, стянутая в талии поясом, широкий плащ, сандалии из кожи, тростника. Всадники и воины носили кожаные сапоги. У женщин много украшений. Как и кельты носили торквесы.

Земледелие - злаки, виноград, оливы, фрукты, овощи.

Скотоводство - коневодство, овцеводство (в том числе и кельто-иберов).

Оружие - дротик и копье или пика (длина 1,6 м. - 2м., квадратное или 6-угольное в сечении), фальката - кривой короткий меч, не применяли колесниц. Стремян не было, шпоры обнаружены.

Религия мало известна. Статуэтки указывают на греческое влияние. Изображения типа Астарты-Венеры; крылатое божество; богиня, сопровождавшаяся дикими зверями. В Андалусии и на Балеарских островах - культ быка.

Происхождение связывают с Сев. Африкой или с кавказскими народами. В процессе расширения римского влияния исчезли, частично слившись с кельтами. Окончания названий поселений иберов - "ilti", "ili", "ilta", "ilu". Кельтские - "briga". Считают, что подлинные кельто-иберы жили в Новой Кастилии. На северо-западе - Галисия, Астурия, Португалия - культура "castres" - городища с каменной стеной - вмещали от двух-трех семей до 2 тыс. Человек. В них были круглые или овальные жилища. Существовали еще во IIв. до н.э.

Этруски

Этруски – народ, который в 1тыс. до н.э. населял север Центральной Италии (Этрурия - совр. Тоскана). Впервые выделяются в 8 до н.э., отличаясь от своих предшественников, богатством и восточным обликом гробниц.

Основная территория между реками Арно и Тибр (Флоренция – Рим).

Широкие торговые контакты, которые распространяются на Грецию и Карфаген, через Альпийские перевалы на Центральную Европу. На Юге влияние этрусков распространялось через владения Рима до Кампании на юге и долины По на севере.

Происхождение этрусков дискуссионное. В египетских источниках XIV-XII вв. до н.э. этруски упоминаются среди так называемых народов моря и фигурируют как турша, откуда произошло древнегреческое наименование этого народа - тиррены, или тирсены.

Культура этрусков была тесно связана с морем. Как писал Тит Ливий по имени этрусской колонии Адрии названо Адриатическое море, а второе тирренским по имени народа. Города этрусков имели выход к морю, хотя сейчас многие бухты уже высохли или заболочены, и создается впечатление отдаленности от берега. На кораблях этруски плавали по линии Эльба – Корсика – Сардиния (до этого места плавание проходило при видимости берега) – Африка. Судя по сообщениям античных авторов, этруски сооружали 50-ти весельные корабли (пентеконтеры) до 25 м. длиной. Были и более малые, но подвижные суда. Также широко было известно и этрусское пиратство, особенно развившееся после утраты этрусскими городами самостоятельности.

Согласно одной теории (см. Геродот) этруски приплыли из Западной Турции и покорили местное население (культура Вилланова). По другой сами носители культуры Вилланова восприняли черты восточной цивилизации благодаря торговле с греческими и финикийскими купцами.

Обе интерпретации недостаточно убедительны. Вероятно, надо учитывать обе концепции. Есть основания говорить о небольших группах пришельцев, прибывших в Италию во 2-м тысячелетии до н.э.

Большинство данных об этрусках происходит из погребений, которые обнаруживают быстрый рост благосостояния и роскоши. Сначала кремация, затем переход к ингумации.

Много керамики экспортировалось из Греции. Местная металлобработка (особенно производство бронзовых зеркал с гравировкой). Характер украшений близок финикийскому.

Склепы часто украшены фресками с изображением сцен повседневной жизни и мифологии, заупокойных обрядов (танцоры, борцы, демоны)

Собственные источники этрусков, использовавших греческий алфавит, могут быть транслитерированы, но перевести можно очень мало.

Ученые начали овладевать отдельными словами этрусского языка, начиная с XVIII в. Сказывалось малое количество литературных проявлений языка. На данный момент известно около 11 тысяч надписей на этрусском языке, преимущественно очень кратких. Самый большой текст был написан на бинтах так называемой Загребской мумии. По характеру начертаний отдельных букв письмо отнесли к 150 г. до н.э. Но недавний радиологический анализ льняной ткани, на которой написан текст, показал, что книга может быть на 200 лет старше. Не удалось подобрать и ключ к разгадке того, как книга появилась в Египте. Предполагается, что она принадлежала изгнанному из страны этруску, до того, как в нее была завернута мумия. Текст был религиозного содержания и предлагал описание ритуалов, связанных с богами, для разных дней года. Она включает в себя 216 текстов - значительно меньше того, что, как можно предположить. содержала изначально. Возможно, какие-то части текста были утеряны уже после открытия. Ученые отметили орфографические ошибки, объясняющиеся, вполне вероятно, тем, что на момент переписи язык уже выходил из употребления.

Для этрусков характерны города-государства – полисы. «Двенадцатиградье». Среди городов этрусков Популония, Ветулония, Тарквиния, Цэрэ (Черветери) на побережье, Вейи, Клузиум (Кьюзи) и Перузия (Перуджа) внутри страны. Эти города составляли свободную конфедерацию.

До нас дошли сведения о ритуалах, сопровождавших постройку города. Плугом пропахивали борозду на месте будущих рва и стены (это окружность). Эта граница в римское время называлась померий. Переход через него или застройка считалась религиозным преступлением, нарушителя которого ждала смерть. На месте будущих ворот жрец поднимал лемех плуга, прерывая борозду. Таким образом проходившие через ворота избегали гнева богов.

В ритуал основания города входило также сооружение в центре его ямы, известной под названием mundus. В яму кидали первые плоды урожая, а также землю, который каждый новый поселенец приносил со старого места жительства. Слово mundus (этрусское - manth) имеет в латинском значение «мир», «космос», а в этрусском сходно с именем подземного демона Мантуса. От него же происходит название итальянского города Мантуя. Иных данных об этом обычае нет.

Существовала царская власть. Атрибуты власти, которые впоследствии вошли в римскую культуру:

Переносное сиденье (это не одно и то же, что трон), в римской традиции – из слоновой кости;

Фасции – пучки розог

Тога, разрисованная или расшитая пальмовыми листьями;

Скипетр – наверху украшен орлом – священной птицей, орел считался птицей Зевса, в хеттских мифах – орел – вестник бога солнца. В легенде о воцарении Тарквиния Древнего царскую власть ему предсказал орел, упавший с неба на голову.

Двойной топор – греческое «лабрис» (видимо, заимствование из ликийского). Известны из древнекритских печатей, где лабрисы держат жрецы и жрицы. Есть и археологические находки лабрисов в критских погребениях. Предполагают, что от этого слова и произошел термин лабиринт, что обозначало погребальное сооружение сложной планировки (А. Эванс ошибочно счел, что лабиринт – это дворец). Например, Плиний Старший, ссылаясь на ранние источники, называет лабиринтом грандиозную гробницу Порсенны в Клузии (этрусский город).

Упоминается также «этрусская корона», в которой были воспроизведены из золота листья и желуди дуба. Дуб считался символом высшего небесного божества. Это известно и у других народов. В Додоне Зевсу был посвящен дуб древнейшего пеласгийского святилища. В Риме во времена Тарквиниев был дуб, священность которого удостоверялась золотой табличкой с этрусскими письменами. Т.е. у этрусков были представления о царе как воплощении верховного бога Тина.

Таким образом царская власть имела сакральный характер. Это проявлялось в религиозных обрядах и праздниках, наиболее известный из которых – регифугий («бег царя») – 24 февраля – связан с жертвоприношениям богам подземного мира – маннам. Принеся на комиции жертвы, царь убегал с форума. Бег царя может быть понят, как опасения соприкоснуться с маннами, которые выйдут из подземных жилищ на запах жертв.

Связь сакральных функций и с церемонией триумфа – обряд «очищения войска». Этрусское слово triumpe соответствует догреческому (триамб), имеющему значение «гимн» (связаны с вакхическими процессиями). В церемонии римского триумфа главным лицом был полководец. Но все знаки отличия, которые он получал, были идентичны этрусским и являлись общими для многих малоазиатских народов (например,персы).

Этрусский царь, как бог Тин, появлялся на квадриге (4 – священное число, четыре стороны света) в одеянии бога – тунике и тоге, расшитых или разрисованных пальмовыми листьями, в руке скипетр. Обнаженные части его тела были раскрашены той же краской, что и статуя Тина.

О религии этрусков мы можем судить по римским текстам, в которых говорится о существовании у этрусков связного космогонического учения («этрусской дисциплины»). Дошел текст, где рассказывалось, что бог занимался сотворением мира 12 тысяч лет, после чего распределил все творения по 12 «домам». 1 тысячелетие – небо и землю; 2 – видимую небесную твердь, 3 – море и все воды, 4 – великие светила и звезды, 5 – животные, 6 – человек. Следующие 6 тысячелетий уйдут на жизнь человеческого рода. Вероятно, это учение, имеющее параллели с Библией, восходит к неизвестному нам восточному источнику.

По представлениям этрусков, мир имел трехчастное деление (нижний-подземный, средний, верхний-небесный).

Был и культ растительности (см. идеи и мировом древе). Известно, что выделяли «несчастные деревья» (точнее растения вообще) - это те, которые находятся под покровительством нижних богов: папоротник, остролист, лесная груша, ежевичный куст, терновник. Есть и «счастливые деревья», их всего 13: летний и зимний дуб, пробковый дуб, бук, орешник, рябина, белая смоковница, яблоня, груша, сливовое дерево, кизиловое дерево, виноградная лоза, лотос. Эти растения связаны с верхними небесными богами. Подобной систематизации деревьев мы не встречаем ни у одного народа.

Сохранились сведения об этрусском пантеоне богов. Найдена модель овечьей печени, разделенной на сегменты, в каждом из которых написано имя божества (в некоторых сегментах по два) – всего 40 участков, также известны имена богов и из текстов. Кроме того были боги, не имевшие индивидуальных имен, или боги с именами, которые нельзя разглашать.

Богиня Туран – атрибуты голубь и лебедь, как у Афродиты, известно ее изображение как женщины с четырьмя крыльями. Упоминания относятся к 4-3 вв. до н.э. На модели печени нет. Имя Туран, вероятно, от корня тур – давать (блага).

Малоазиатское происхождение имеет богиня Аритими или Артумес – римская Диана. Греческая Артемида – дочь Зевса и сестра Аполлона. У греков ее почитание еще во 2 тыс. до н.э.

Уни – на бронзовой табличке она единственная восседает на троне, а не на курульном кресле.

В римском капитолийском культе вместе с Тином и Менрвой составляла триаду.

Конфликт с кельтами на севере и Римом на юге привел к завоеванию со стороны римлян, которое началось в 396г. до н.э. захватом Вейи и закончилось в начале 2в. До н.э.

Митанни – хурритское царство (с правящей индоевропейской династией) в предгорьях междуречья Тигра и Евфрата, 1500-1370 гг. до н.э., разрушено хеттами. Хетты подчинили территорию центральной Турции, Сирии.