Стимулирование. Основные потребности студентов ВУЗов

Источник - http :// dps . smrtlc . ru / Ogl _ pr _ sit . htm

ПРАКТИКУМ

Построение мотивационного профиля персонала

Примечание: практикум подготовлен с использованием материалов Ю.К.Балашова и А.Г.Коваля (опубликованы в журнале Кадры предприятия № 7,8 / 2002)

1. ТИПЫ МОТИВАЦИИ И МОТИВАЦИОННЫЕ ПРОФИЛИ ПЕРСОНАЛА

Мотивация - это внутреннее свойство человека, составная часть его характера, связанная с его интересами и определяющая его поведение в организации.

Стимул – это некоторое воздействие на человека, целью которого является направить его деятельность, скорректировать поведение в организации.

Существует несколько мотивационных типов, каждый из которых описывает характерное поведение человека в организации.
Мотивационные типы можно разделить на два класса:
1) класс избегательной мотивации (избегательная мотивация - человек стремится избежать нежелательных для себя последствий своего поведения);
2) класс достижительной мотивации (достижительная мотивация - человек ведет себя так, чтобы достичь определенных рубежей, к которым он стремится).

Теперь детализируем представления о мотивационных типах.

Каждый человек представляет собой сочетание всех или некоторых из мотивационных типов в определенной пропорции.

Таким образом, каждый человек описывается мотивационным профилем, показывающим, в какой степени в нем присутствует каждый мотивационный тип.

Условно доля мотивационного типа описывается числом от 0 (соответствующий характер мотивации полностью отсутствует) до 100 (человек описывается "чистым" мотивационным типом), и сумма всех чисел равна 100.

Различают следующие "чистые" типы мотивации:

    люмпенизированный (избегательный класс);

    инструментальный (достижительный класс);

    профессиональный (достижительный класс);

    патриотический (достижительный класс);

    хозяйский (достижительный класс).

Обозначим каждый тип мотивации кодом (по первым двум буквам):

    люмпенизированный (избегательный класс) - ЛЮ;

    инструментальный (достижительный класс) - ИН;

    профессиональный (достижительный класс) - ПР;

    патриотический (достижительный класс) - ПА;

    хозяйский (достижительный класс) - ХО.

Каждый человек с точки зрения его мотивации представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов.

1/5. Люмпенизированный тип.
Относится к избегательному классу мотивации.
Характеристика:
* все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;
* согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше;
* низкая квалификация;
* не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;
* низкая активность и выступление против активности других;
* низкая ответственность, стремление переложить ее на других;
* стремление к минимизации усилий.

2/5. Инструментальный тип.

Характеристика:
* интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации);
* важна обоснованность цены, не желает "подачек";
* важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.

3/5. Профессиональный тип.
Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
* интересует содержание работы;
* не согласен на неинтересные для него работы сколько бы за них не платили.
* интересуют трудные задания - возможность самовыражения;
* считает важной свободу в оперативных действиях;
* важно профессиональное признание, как лучшего в профессии.

Мы рассматриваем чистые мотивационные типы. В характере человека всегда присутствует смесь нескольких мотивационных типов, поэтому утверждение "сколько бы за них не платили" для конкретного реального человека не работает - при высокой объявленной цене труда может проявиться инструментальная составляющая его мотивации, и он согласится выполнять предлагаемую работу.

4/5. Патриотический тип.
Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
* необходима идея, которая будет им двигать;
* важно общественное признание участия в успехе;
* главная награда - всеобщее признание незаменимости в фирме.

5/5. Хозяйский тип.
Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
* добровольно принимает на себя ответственность;
* характеризуется обостренным требованием свободы действий;
* не терпит контроля.

Можно привести данные, показывающие реальные распределения по мотивационным типам в организациях (Таблицы 1, 2).

Таблица 1

Распределение мотивационных типов работников крупного хлебокомбината, успешно функционирующего на рынке

Мотивационный тип

Среди рабочих

Среди менеджеров

Инструментальный

Профессиональный

Патриотический

Хозяйский

Люмпенизированный

Таблица 2

Распределение мотивационных типов работников крупного машиностроительного завода, ранее выпускавшего оборонную продукцию, с очень высоким кадровым потенциалом (в данный момент завод испытывает трудности с конверсией)

Мотивационный тип

Доля персонала с преобладанием данного мотивационного типа

Среди рабочих

Среди менеджеров

Инструментальный

Профессиональный

Патриотический

Хозяйский

Люмпенизированный

2. МЕТОДИКА СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Сбор информации начинается с подготовки анкеты для обследования. При ее составлении необходимо разработать основания классификации персонала на обследуемые группы (например, подразделения, возрастные группы, профессиональные группы и т.п.), так как система стимулирования может создаваться индивидуально для каждой группы (полный текст анкеты приводится в рубрике «БУМАГИ» (стр. 46 журнала «Кадры предприятия № 8-2002»).

Тестовый вопросник состоит из 18 вопросов и содержит блоки:
* «паспортичка» (вопросы 1-4);
* отношение работника к своей работе, работа как деятельность (вопросы 5-8);
* отношение работника к заработной плате (вопросы 9-10);
* работник и организация, коллектив (вопросы 11, 13);
* работник и совладение организацией (вопрос 14);
* работник и занимаемая им должность (вопросы 12, 15-18).

Все вопросы анкеты закрытые.

Подсказки сформулированы таким образом, что каждая из них соответствует какому-либо типу мотивации; они чаще однозначны, но иногда могут работать и на два-три типа сразу.

У респондента также есть возможность дать два ответа на большинство вопросов. Это сделано с той целью, чтобы определить не только преобладающий тип, а всю структуру трудовой мотивации данного человека.

Вопрос 10 представлен в табличной форме, и респонденту необходимо дать ответ по каждой строке (выбрать один из вариантов: «важно», «не очень важно», «совсем не важно»).

Вопрос 18 разделен на два: для руководителей (18.1) и лиц, не являющихся руководителями (18.2). Каждый работник отвечает либо на один, либо на другой вопрос.

Таким образом, анкета позволяет определить тип мотивации конкретного работника на данный период времени, а также латентные типы, которые присущи работнику и могут проявиться, если ситуация в организации значимо изменится.

При проведении опроса необходимо разъяснить цели этого мероприятия - совершенствование системы стимулирования. Нужно также разъяснить порядок ответа на вопросы, особенно 10 и 18, а также довести до сведения респондента, что на некоторые вопросы можно не отвечать.

Как отвечать на вопросы данной анкеты?
Внимательно прочитайте вопрос и все варианты ответов,
которые для него приведены. В каждом вопросе есть указание,
сколько вариантов ответа Вы можете дать.
Большинство вопросов требуют дать только один или два варианта
ответа. Если в таком вопросе Вы выбираете какой-то из приведенных
вариантов, обведите кружком цифру, нумерующую этот ответ.
Если ни один из вариантов Вас не устраивает,
напишите Ваш ответ сами в варианте «другое».
Большое спасибо за сотрудничество!

1. Ваша позиция в организации: 1) менеджер 2) служащий 3) рабочий
2. Ваш пол: 1) мужской 2) женский
3. Ваш возраст: лет
4. Как долго Вы работаете в данной организации? ________лет (или ___ месяцев, если меньше 1-го года

5. Что Вы больше всего цените в своей работе? Можете дать один или два варианта ответа:
1) Что я в основном сам решаю, что и как мне делать.
2) Что она дает мне возможность проявить то, что я знаю и умею.
3) Что я чувствую себя полезным и нужным.
4) Что мне за нее относительно неплохо платят.
5) Особенно ничего не ценю, но эта работа мне хорошо знакома и привычна.
6) Другое (что именно?) ______________________________________

6. Какое выражение из перечисленных ниже Вам подходит более всего? Дайте только один ответ:
1) «Я могу обеспечить своим трудом себе и своей семье приличный доход».
2) «В своей работе я - полный хозяин».
3) «У меня достаточно знаний и опыта, чтобы справиться с любыми трудностями в моей работе».
4) «Я - ценный, незаменимый для организации работник».
5) «Я всегда выполняю то, что от меня требуют».
6) Другое (что именно?) ______________________________________

7. Как Вы предпочитаете работать? Можете дать один или два варианта ответа:
1) Предпочитаю делать то, что знакомо, привычно.
2) Нужно, чтобы в работе постоянно появлялось что-то новое, чтобы не стоять на месте.
3) Чтобы было точно известно, что нужно сделать и что я за это получу.
4) Предпочитаю работать под полную личную ответственность.
5) Готов(а) делать все, что нужно для организации.
6) Другое (что именно?) ______________________________________

8. Допустим, что Вам предлагают другую работу в Вашей организации. При каких условиях Вы бы на это согласились? Можете дать один или два варианта ответа:
1) Если предложат намного более высокую зарплату.
2) Если другая работа будет более творческой, интересней, чем нынешняя.
3) Если новая работа даст мне больше самостоятельности.
4) Если это очень нужно для организации.
5) Другое (что именно?)_____________________________________________.
6) При всех случаях я предпочел (предпочла) бы остаться на той работе, к которой привык (привыкла).

9. Попробуйте определить, что для Вас означает Ваш заработок? Можете дать один или два варианта ответа:
1) Плата за время и усилия, потраченные на выполнение работы.
2) Это, прежде всего, плата за мои знания, квалификацию.
3) Оплата за мой трудовой вклад в общие результаты деятельности организации.
4) Мне нужен гарантированный заработок - пусть небольшой, но чтобы он был.
5) Какой бы он ни был, я его заработал(а) сам(а).

10. Как Вы относитесь к перечисленным ниже источникам дохода? Дайте ответ по каждой строке: поставьте значок «*» в той колонке каждой из строк, которая больше всего соответствует Вашему мнению.

1. Очень важно

2. Не очень важно

3. Совсем не важно

1) Заработная плата и премии; пенсии; стипендии

2) Доплаты за квалификацию

3) Доплаты за тяжелые и вредные условия работы

4) Социальные выплаты и льготы, пособия

5) Доходы от капитала, акций

6) Любые дополнительные приработки

7) Приработки, но не любые, а только по своей специальности

8) Доходы от личного хозяйства, дачного участка и т.п.

9) Выигрыш в лотерею, казино и пр.

11. На каких принципах, по-вашему, должны строиться отношения между работником и организацией? Дайте только один ответ:
1) Работник должен относиться к организации, как к своему дому, отдавать ей все и вместе переживать трудности и подъемы. Организация должна соответственно оценивать преданность и труд работника.
2) Работник продает организации свой труд и, если ему не дают хорошую цену, он вправе найти другого покупателя.
3) Работник приходит в организацию для самореализации и относится к ней, как к месту реализации своих способностей. Организация должна обеспечивать работнику такую возможность, извлекать из этого выгоду для себя и на этой основе развиваться.
4) Работник тратит на организацию свои силы, а организация должна взамен гарантировать ему зарплату и социальные блага.
5) Другое (что именно?)_____________________________________________.

12. Как Вы считаете, почему в процессе работы люди проявляют инициативу, вносят различные предложения? Можете дать один или два варианта ответа:
1) Чувствуют особую ответственность за свою работу.
2) Из-за стремления реализовать свои знания и опыт, выйти за установленные работой рамки,
3) Чаще всего из-за желания улучшить работу своей организации.
4) Просто хотят «выделиться» или завоевать расположение начальства.
5) Хотят заработать, поскольку всякая полезная инициатива должна вознаграждаться.
6) Другое (что именно?)_____________________________________________.

13. Какое суждение о коллективной работе Вам ближе? Можете дать один или два варианта ответа:
1) «Коллектив для меня очень важен, одному хороших результатов не добиться».
2) «Предпочитаю работать автономно, но чувствую себя так же хорошо, когда работаю вместе с интересными людьми».
3) «Мне нужна свобода действий, а коллектив чаще всего эту свободу ограничивает».
4) «Можно работать и в коллективе, но платить должны по личным результатам».
5) «Мне нравится работать в коллективе, так как там я среди своих».
6) «Другое (что именно?)___________________________________________».

14. Представьте себе, что у Вас появилась возможность стать совладельцем Вашей организации. Воспользуетесь ли Вы этой возможностью? Можете дать один или два варианта ответа:
1) Да, так как я смогу участвовать в управлении организацией.
2) Да, потому что это может увеличить мой доход.
3) Да, так как настоящий работник должен быть совладельцем.
4) Вряд ли - на заработке это не скажется, участие в управлении меня не интересует, а работе это помешает.
5) Нет, не нужны мне лишние заботы.

15. Представьте, пожалуйста, что Вы сейчас ищете работу. Вам предлагают несколько работ. Какую из них Вы выберете? Можете дать один или два варианта ответа:
1) Наиболее интересную, творческую.
2) Наиболее самостоятельную, независимую.
3) За которую больше платят.
4) Чтобы за не слишком большие деньги не требовалось особенно «надрываться».
5) Не могу представить, что я уйду из нашей организации.
6) Другое (что именно?)______________________________________________.

16. Что Вы, прежде всего, учитываете, когда оцениваете успехи другого работника в Вашей организации? Можете дать один или два варианта ответа:
1) Его зарплату, доходы, материальное положение.
2) Уровень его профессионализма, квалификации.
3) Насколько хорошо он «устроился».
4) Насколько его уважают в организации.
5) Насколько он самостоятелен, независим.
6) Другое (что именно?)______________________________________________.

17. Если положение в Вашей организации ухудшится, на какие перемены в Вашей работе и положении Вы согласитесь ради того, чтобы остаться на работе? Можете дать сколько угодно ответов:
1) Освоить новую профессию.
2) Работать неполный рабочий день или перейти на менее квалифицированную работу и меньше получать.
3) Перейти на менее удобный режим работы.
4) Работать более интенсивно.
5) Соглашусь просто терпеть, потому что деваться некуда.
6) Другое (что именно?) ______________________________________________.
7) Скорее всего я просто уйду из этой организации.

18.1. Если Вы - РУКОВОДИТЕЛЬ, то что Вас привлекает, прежде всего, в этом положении? Можете дать один или два варианта ответа:
1) Возможность принимать самостоятельные, ответственные решения.
2) Возможность принести наибольшую пользу организации.
3) Высокий уровень оплаты.
4) Возможность организовывать работу других людей.
5) Возможность наилучшим образом применить свои знания и умения.
6) Другое (что именно?)______________________________________________.
7) Ничего особенно не привлекает, за положение руководителя не держусь.

18.2. Если Вы НЕ ЯВЛЯЕТЕСЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ, то хотели бы Вы им стать? Можете дать один или два варианта ответа:
1) Да, поскольку это даст возможность принимать самостоятельные, ответственные решения.
2) Не против, если это нужно для пользы дела.
3) Да, так как при этом я смогу лучше применить свои знания и умения.
4) Да, если это будет должным образом оплачиваться.
5) Нет, профессионал может отвечать только за самого себя.
6) Нет, руководство меня не привлекает, а хорошо заработать я могу и на своем месте.
7) Да, чем я хуже других?
8) Нет, это слишком большая нагрузка для меня.
9) Другое (что именно?)______________________________________________.

За подготовкой анкеты следует проведение опроса.

3. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ

Ручная обработка данных теста осуществляется с помощью специальной Таблицы идентификации типов трудовой мотивации по ответам респондентов (табл. 3).

Таблица 3

Идентификация типов трудовой мотивации

Типы трудовой мотивации, идентифицируемые соответствующими
вариантами (номерами) ответов

Обозначение кодов: ЛЮ – люмпенизированный тип; ИН – инструментальный тип; ПР – профессиональный тип; ПА – патриотический тип; ХО – хозяйский тип.

Обработка результатов проводится в два этапа.

На первом этапе обрабатывается каждая заполненная анкета и производится расчет индивидуального мотивационного профиля опрашиваемого.

Рассматривая поочередно вариант ответа на каждый вопрос, определите по ключевой таблице тип мотивации. Он может быть единственным для этого варианта, но есть варианты ответов, которым соответствует несколько типов мотивации. Есть и такие варианты, которым не соответствует ни один тип мотивации, например, вопрос 10.1 не имеет соответствующего типа мотивации ни при каком варианте ответа.

Проставьте рядом с вариантом ответа код соответствующего ему типа или типов мотивации, руководствуясь следующими примерами:

Вопрос 5
Даны варианты ответов:
2 – по таблице определяем тип мотивации и проставляем его – ПР;
3 – по таблице определяем тип мотивации и проставляем его – ПА.

Вопрос 7
Дан только один вариант ответа:
2 – по таблице определяем тип мотивации и проставляем его – ПР.

Вопрос 10.5
Дан вариант ответа:
3 – по таблице определяем, что этому варианту соответствует 4 типа мотивации, и проставляем их ИН, ПР, ПА, ЛЮ.

Вопрос 11
Ни один вариант не выбран. Ничего не проставляем.

Вопрос 17
Выбраны варианты:
1 – соответствует три типа мотивации – ПР, ПА, ХО;
2 – тоже три типа мотивации – ПА, ХО, ЛЮ;
5 – соответствует два типа – ПА, ЛЮ.

Проставив коды мотивации для всех вопросов и вариантов ответов, подсчитайте сколько раз встречается в проставленных кодах код каждого типа и заполните прямо на анкете табличку, например: ЛЮ – 7 раз; ИН – 4 раза; ПР – 2 раза; ПА – 8 раз; ХО – 1 раз.

Затем подсчитайте количество данных ответов. Напомним, что по многим вопросам респондент может дать не один, а два ответа (а на вопрос 17 – и большее количество), а также, что по каким-то вопросам он может выбрать вариант «другое» или вообще отказаться отвечать. Проставьте количество ответов на анкете.

Затем, набранные респондентом суммарные баллы по каждому из 5-ти типов трудовой мотивации разделите на общее число данных ответов. В итоге получается структура трудовой мотивации опрошенного по данному тесту работника, выраженная коэффициентами (индексами мотивации), меньшими единицы. Для прикладных задач бывает полезно превратить эти коэффициенты в ранги (от 1 до 5), которые показывают, какие типы мотивации преобладают у данного работника, а какие мало представлены в его мотивационной структуре. Ранг 1 означает, что данный тип мотивации преобладает (на первом месте), ранг 5 – что данный тип мотивации на последнем месте. Если индексы двух типов мотивации равны, то эти типы получают одинаковый ранг.

В результате таблица на анкете дополнится индексами и рангами и примет, например, такой вид:

Ответов – 31

Тип мотивации

Количество ответов

Всего ответов - 31

На втором этапе производится статистическая обработка ответов. Ее можно проводить для каждой группы по каждому классификационному признаку отдельно и для всего коллектива.

Шаг 1. Выберите анкеты, соответствующие интересующей вас группе. Просуммируйте индексы каждого типа мотивации по всем анкетам и разделите результат на количество анкет в группе. Вы получите средний по группе индекс данного типа мотивации.

Проделав это по каждому типу мотивации, вы получите таблицу средних индексов. Например: группа «женщины»: ИН – 0,1632, ПР – 0,3294, ПА – 0,2172, ХО – 0,0636, ЛЮ – 0,1937.

Шаг 2. Подсчитайте, в скольких анкетах каждый тип мотивации имеет ранг 1. Полученные числа разделите на количество анкет.

Шаг 3. Подсчитайте, в скольких анкетах каждый тип мотивации имеет ранг 1 или 2. Полученные числа также разделите на количество анкет.

В результате второго и третьего шагов вы получите структуру преобладающих типов мотивации. Например:

На первом месте

На первом или втором месте

Средние индексы мотивации по группе или средние ранги мотивационных типов показывают, какие типы форм стимулирования применимы, нейтральны или запрещены для данной группы. Результат последнего расчета показывает, какие типы мотивации не являются доминирующими (они находятся на втором месте, но зато встречаются часто) и могут проявиться при неадекватном стимулировании.

Определение соответствующих результатам форм стимулирования производится на основании табл. 4.

Таблица 4

Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования

Формы стимулирования

Мотивационный тип

Инструментальный

Профессиональный

Патриотический

Хозяйский

Люмпенизированный

Негативные

Нейтральна

Запрещена

Применима

Запрещена

Базовая

Денежные

Базовая

Применима

Нейтральна

Применима

Нейтральна

Натуральные

Применима

Нейтральна

Применима

Нейтральна

Базовая

Моральные

Запрещена

Применима

Базовая

Нейтральна

Нейтральна

Патернализм

Запрещена

Запрещена

Применима

Запрещена

Базовая

Организационные

Нейтральна

Базовая

Нейтральна

Применима

Запрещена

Участие в управлении

Нейтральна

Применима

Применима

Базовая

Запрещена

Примечание:

– «базовая» – наибольшая ориентированность данной формы стимулирования на человека с данным типом мотивации;

– «применима» – данная форма стимулирования может быть использована;

– «нейтральная» – применение данной формы стимулирования не окажет никакого воздействия на человека и он будет продолжать действовать как прежде;

– «запрещена» – применение данной формы стимулирования приведет к прямо противоположному эффекту и, возможно, к деструктивному поведению.

Например, для приведенных данных видно, что преобладают типы мотивации «Профессиональный» (на первом месте) и «Патриотический» (на втором месте). Следовательно, стимулирование должно базироваться на моральных и организационных формах стимулирования; применимыми являются денежные, натуральные формы и участие в собственности. Негативные формы и патернализм запрещены.

Если при определении форм стимулирования возникает противоречие, необходимо учитывать вес (т.е. индекс) типов мотивации и структуру преобладающих типов по первому-второму месту.

При разработки систем стимулирования с учетом выявленных мотивационных профилей возможны две постановки задачи:

первая - исходя из анализа интересов и характера членов трудового коллектива, построить такую систему стимулирования, которая вызывала бы предельно конструктивное поведение, обеспечивающее эффективную коммуникацию и достижение совокупного результата деятельности коллектива;

вторая - построить такую систему стимулирования, которая бы, решая задачи организации, приводила к увольнению сотрудников, чьи интересы и характер нас не устраивают. Таким образом можно добиться, что в фирме останутся только те, кто, например, любит большие деньги, или, наоборот, равнодушен к материальным стимулам.

Мотивационные типы можно разделить на два класса:

1) класс избегательной мотивации (избегательная мотивация - человек стремится избежать нежелательных для себя последствий своего поведения);

2) класс достижительной мотивации (достижительная мотивация - человек ведет себя так, чтобы достичь определенных рубежей, к которым он стремится).

Каждый человек представляет собой сочетание всех или некоторых из мотивационных типов в определенной пропорции. Таким образом, каждый человек описывается мотивационным профилем , показывающим, в какой степени в нем присутствует каждый мотивационный тип. Условно доля мотивационного типа описывается числом от 0 (соответствующий характер мотивации полностью отсутствует) до 100 (человек описывается "чистым" мотивационным типом), и сумма всех чисел равна 100.

8.5.1 "Чистые" типы мотивации

Различают следующие "чистые" типы мотивации:

Люмпенизированный тип . Относится к избегательному классу мотивации. Характеристика:

    все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;

    согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше;

    низкая квалификация;

    не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;

    низкая активность и выступление против активности других;

    низкая ответственность, стремление переложить ее на других;

    стремление к минимизации усилий.

Инструментальный тип . Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика:

    интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации);

    важна обоснованность цены, не желает "подачек";

    важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.

Профессиональный тип . Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика:

    интересует содержание работы;

    не согласен на неинтересные для него работы сколько бы за них не платили .

    интересуют трудные задания - возможность самовыражения;

    считает важной свободу в оперативных действиях;

    важно профессиональное признание, как лучшего в профессии.

Патриотический тип . Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика:

    необходима идея, которая будет им двигать;

    важно общественное признание участия в успехе;

    главная награда - всеобщее признание незаменимости в фирме.

Хозяйский тип. Относится к достижительному классу мотивации.

Характеристика:

    добровольно принимает на себя ответственность;

    характеризуется обостренным требованием свободы действий;

    не терпит контроля.

8.5.2 Формы стимулирования в соответствии с мотивационным типом

Классификация форм стимулирования:

1. Негативные - неудовольствие, наказания, угроза потери работы.

2. Денежные - заработная плата, включая все виды премий и надбавок.

3. Натуральные - покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.

4. Моральные - грамоты, почетные знаки, представление к наградам, доска почета и пр.

5. Патернализм (забота о работнике) - дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр.

6. Организационные - условия работы, ее содержание и организация.

7. Привлечение к совладению и участию в управлении .

Итак, на человека, который описывается некоторым мотивационным профилем, с целью изменить его поведение в организации, оказывается воздействие в форме некоторого стимула. Получив стимул, человек реагирует на него в соответствии со своим мотивационным профилем.

Эта реакция может быть положительной, и человек изменит свое поведение так, как это задумывалось; нейтральной; отрицательной, когда нежелательное поведение только усиливается.

Понятийная модель "Мотивация-стимул" устанавливает связь между чистыми мотивационными типами и приемлемыми для них формами стимулирования. Это отношение приведено в Таблице 8.2.

Таблица 8.2- Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования

Формы стимулирования

Мотивационный тип

Инструментальный

Профессинальный

Патриотический

Хозяйский

Люмпенизированный

Негативные

Нейтральна

Запрещена

Применима

Запрещена

Денежные

Применима

Нейтральна

Применима

Нейтральна

Натуральные

Применима

Нейтральна

Применима

Нейтральна

Моральные

Запрещена

Применима

Нейтральна

Нейтральна

Патернализм

Запрещена

Запрещена

Применима

Запрещена

Организационные

Нейтральна

Нейтральна

Применима

Запрещена

Участие в управлении

Нейтральна

Применима

Применима

Запрещена

Примечание:

- "базовая" - наибольшая ориентированность данной формы стимулирования на человека с данным типом мотивации;

- "применима" - данная форма стимулирования может быть использована;

- "нейтральная" - применение данной формы стимулирования не окажет никакого воздействия на человека и он будет продолжать действовать как прежде;

- "запрещена" - применение данной формы стимулирования приведет к прямо противоположному эффекту и, возможно, к деструктивному поведению.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Тест «Мотивационный профиль» (Шейла Ричи, Питер Мартин)

Тест «Мотивационный профиль» (Шейла Ричи, Питер Мартин)

Как пользоваться тестом:

Вам нужно распределить 11 баллов между четырьмя вариантами каждого из утверждений, обозначенными буквами (а), (б), (в), (г). Если Вам кажется, что один из факторов наиболее важен для Вас, оцените его в 11 баллов; если Вы полагаете его вовсе несущественным, не присуждайте ему ни одного балла; в остальных случаях постарайтесь по собственному усмотрению распределить все 11 баллов между четырьмя предложенными в каждом утверждении факторами. Следите за тем, чтобы были присуждены все 11 баллов.

Для получения наилучших ответов на вопросы следует отвечать быстро, не раздумывая подолгу. Ваш первый, может быть, может быть, не вполне осознанный ответ, вероятно, и есть наиболее верное отражение ваших истинных чувств.

Ответы на все вопросы Мотивационного профиля и подсчет результатов займет у Вас приблизительно один час.

Вопросы теста:

1. Я полагаю, что мог бы внести большой вклад на такой работе, где…

а) хорошая заработная плата и прочие виды вознаграждений;
б) имеется возможность установить хорошие взаимоотношения с коллегами по работе;

в) я мог бы влиять на принятие решений и демонстрировать свои достоинства как работника;
г) у меня есть возможность совершенствоваться и расти как личность.

2. Я не хотел бы работать там, где…

а) отсутствуют четкие указания, что от меня требуется;
б) практически отсутствуют обратная связь и оценка эффективности моей работы;

в) то, чем я занимаюсь, выглядит малополезным и малоценным;
г) плохие условия работы, слишком шумно или грязно.

3. Для меня важно, чтобы моя работа…
а) была связана со значительным разнообразием и переменами;
б) давала мне возможность работать с широким кругом людей;
в) обеспечивала мне четкие указания, чтобы я знал, что от меня требуется;
г) позволяла мне хорошо узнать тех людей, с которыми я работаю.

4. Я полагаю, что я не был бы очень заинтересован работой, которая…
а) обеспечивала бы мне мало контактов с другими людьми;
б) едва ли была бы замечена другими людьми;

в) не имела бы конкретных очертаний, так что я не был бы уверен, что от меня требуется;

г) была бы сопряжена с определенным объемом рутинных операций.

5. Работа мне нравится, если…

а) я четко представляю себе, что от меня требуется;

б) у меня удобное рабочее место и меня мало отвлекают;

в) у меня хорошие вознаграждения и заработная плата;

г) позволяет мне совершенствовать свои профессиональные качества.

6. Полагаю, что мне бы понравилось, если…
а) были бы хорошие условия работы, и отсутствовало бы давление на меня;
б) у меня был бы очень хороший оклад;

в) работа в действительности была бы полезная и приносила мне удовольствие;
г) мои достижения и работа оценивались бы по достоинству.

7. Я не считаю, что работа должна…

а) быть слабо структурированной, так что непонятно, что же следует делать;
б) предоставлять слишком мало возможностей хорошо узнать других людей;
в) быть малозначимой и малополезной для общества или неинтересной для выполнения;

г) оставаться непризнанной или ее выполнение должно восприниматься как само собой разумеющееся.

8. Работа, приносящая удовлетворение…

а) связана со значительным разнообразием, переменами и стимуляцией энтузиазма;

б) дает возможность совершенствовать свои профессиональные качества и развиваться как личность;

в) является полезной и значимой для общества;
г) позволяет мне быть креативным (проявлять творческий подход) и экспериментировать с новыми идеями.

9. Важно, чтобы работа…

а) признавалась и ценилась организацией, в которой я работаю;
б) давала бы возможности для персонального роста и совершенствования;
в) была сопряжена с большим разнообразием и переменами;
г) позволяла бы работнику оказывать влияние на других.

10. Я не считаю, что работа будет приносить удовлетворение, если…
а) в процессе ее выполнения мало возможностей осуществлять контакты с разными людьми;

б) оклад и вознаграждение не очень хорошие;

в) я не могу устанавливать и поддерживать добрые отношения с коллегами по работе;

г) у меня очень мало самостоятельности или возможностей для проявления гибкости.

11. Самой хорошей является такая работа, которая…
а) обеспечивает хорошие рабочие условия;

б) дает четкие инструкции и разъяснения по поводу содержания работы;
в) предполагает выполнение интересных и полезных заданий;
г) позволяет получить признание личных достижений и качества работы.

12. Вероятно, я не буду хорошо работать, если…
а) имеется мало возможностей ставить перед собой цели и достигать их;
б) я не имею возможности совершенствовать свои личные качества;
в) тяжелая работа не получает признания и соответствующего вознаграждения;
г) на рабочем месте пыльно, грязно или шумно.

13. При определении служебных обязанностей важно…
а) дать людям возможность лучше узнать друг друга;
б) предоставить работнику возможность ставить цели и достигать их;
в) обеспечить условия для проявления работниками творческого начала;
г) обеспечить комфортность и чистоту места работы.

14. Вероятно, я не захочу работать там, где…

а) у меня будет мало самостоятельности и возможностей для совершенствования своей личности;

б) не поощряются исследования и проявления научного любопытства;
в) очень мало контактов с широким кругом людей;
г) отсутствуют достойные надбавки и дополнительные льготы.

15. Я был бы удовлетворен, если…

а) была бы возможность оказывать влияние на принятие решений другими работниками;

б) работа предоставляла бы широкое разнообразие и перемены;
в) мои достижения были бы оценены другими людьми;
г) я точно знал бы, что от меня требуется и как я должен это выполнять.

16. Работа меньше удовлетворяла бы меня, если…
а) не позволяла бы ставить и добиваться сложных целей;
б) четко не знал бы правил и процедур выполнения работы;
в) уровень оплаты моего труда не соответствовал бы уровню сложности выполняемой работы;

г) я практически не мог бы влиять на принимаемые решения и на то, что делают другие.

17. Я полагаю, что должность должна предоставлять…
а) четкие должностные инструкции и указания на то, что от меня требуется;
б) возможность лучше узнать своих коллег по работе;
в) возможности выполнять сложные производственные задания, требующие напряжения всех сил;



г) разнообразие, перемены и поощрения.

18. Работа приносила бы меньше удовлетворения, если…
а) не допускала бы возможности хотя бы небольшого творческого вклада;
б) осуществлялась бы изолированно, т. е. я должен был бы работать в одиночестве;
в) отсутствовал бы благоприятный внутренний климат, в котором я мог бы профессионально расти;

г) не давала бы возможности оказывать влияние на принятие решений.

19. Я хотел бы работать там, где…

а) другие люди признают и ценят выполняемую мной работу;
б) у меня будет возможность оказывать влияние на то, что делают другие;
в) имеется достойная система надбавок и дополнительных льгот;
г) можно выдвигать и апробировать новые идеи и проявлять креативность.

20. Вряд ли я захотел бы работать там, где…

а) не существует разнообразия или перемен в работе;
б) у меня будет мало возможностей влиять на принимаемые решения;
в) заработная плата не слишком высока;

г) условия работы недостаточно хорошие.

При управлении коллективом, менеджеры всегда сталкиваются с проблемой мотивации персонала.

Сложность управления мотивацией работников обусловлена неповторимостью и уникальностью их личности, поскольку разными людьми движут разные виды мотивации. Но, как правило, этот фактор игнорируется.

Если изучить психологический комплекс потребностей работающего, применив знания графологии, то мы получим очень интересные результаты.

Примечание:

Потребности личности будут рассматриваться нами в “отрыве” от экономической ситуации. Очевидно, что не стоит говорить о том, что в период экономического кризиса материальное стимулирование приобретает особое значение для любого человека, а все остальные потребности (признание, самовыражение, разнообразие в работе и т.д.) уходят на второй план.


Рассмотрим почерк женщины, используя 12 факторов мотивации, приведенных в работе Ричи Ш. и Мартина П. ‘Управление мотивацией’, а также сравним результаты анализа почерка с результатами пройденных тестов.

Несмотря на то, что тексты были написаны автором почерка в разное время и присутствуют незначительные изменения, основной комплекс психологических потребностей личности остался прежним.*

*В сносках — обозначена информация для графологов, прошедших обучение в Институте Графоанализа Инессы Гольдберг.

1. Потребность в четком структурировании работы

Анализ почерка показал потребность личности в четких указаниях при выполнении работы (потребность в нормах, правилах поведения, стабильности и предсказуемости). Также почерк указывал и на то, что адаптация человека к изменяющимся условиям происходит медленно. Такой работник испытывает сильное напряжение в непредвиденных ситуациях. 1


При прохождении теста (Мотивационный профиль Ричи Ш., Мартин П.) респондент выделил данный стимул, как наиважнейший для себя – 51 балл. (Показатели Ричи Ш., Мартина П. — Мода - 26, медиана - 25, диапазон - 0-69). При повторном тестировании показатель не изменился.

Анализ почерка и результаты тестирования демонстрируют стабильную высокую потребность в данном факторе.

2. Потребность в социальных контактах (широкий круг людей) и в долгосрочных стабильных отношениях (малое количество коллег и значительная степень доверительности)

В соответствии с анализом почерка, женщина очень зажата и недоверчива, имеет много комплексов, отстраняется от взаимодействия с окружающими, критична, скрытна. Взаимодействие происходит на уровне обмена информацией, при этом игнорируется эмоциональная составляющая. Не обладает эмпатией. Отсутствует гибкость и адаптивность.

Также в почерке отсутствует потребность в близких доверительных отношениях. Автор устает и испытывает раздражение от взаимодействия с другими людьми, эмоционально не восприимчива, закрыта. 2

В Мотивационном профиле Ричи Ш., Мартин П. — потребность в социальных контактах выражена незначительно – 8 баллов. При повторном тестировании показатель вырос в 1,6 раза, но остался на низком уровне – 13 баллов. (Показатели Ричи Ш., Мартина П. — Мода - 27, медиана - 25, диапазон - 0-81).


Оценка показателя «долгосрочные отношения» — 24 балла. После повторного тестирования в 2 раза ниже – 13 баллов. (Показатели Ричи Ш., Мартина П. — Мода - 18, медиана - 19, диапазон - 0-45).

Тестирование показало отсутствие стабильного отношения к данным факторам.
Почерк изначально указал на однозначное отношение к данным факторам, а именно, устойчивое избегание расширения социальных контактов, а также близких, доверительных отношений.

3. Потребность ставить перед собой сложные цели и достигать их

В Мотивационном профиле Ричи Ш., Мартин П. — показатель «цели» — 36 баллов (т.е. высоко оцененная потребность). При повторном тестировании — 25. Показатель уменьшился в 1,4 раза. (Показатели Ричи Ш., Мартина П. — Мода - 36, медиана - 36, диапазон - 2-81).

При изучении этого фактора автору почерка было предложено выполнить дополнительные тесты:
— Шкала оценки потребности в достижении: показала 10 баллов, низкий уровень мотивации достижения.
— Мотивация к избеганию неудач: 17 баллов, высокий уровень избегания неудач.
— Опросник Реана: 7 баллов, установка на неудачу.
— Опросник ЦСР: Цель -3; Средство -1; Результат -1; Л<0.


Анализ почерка показал нам реальное отношение испытуемого к постановке сложных целей и достижению их. Такое же отношение к данной потребности были зафиксированы после прохождения дополнительных уточняющих тестов.

4. Потребность в признании

Избегание решительных действий, страх делать ошибки, заниженная самооценка, указывают на то, что автору данного почерка важно одобрение, оценка и признание его достижений другими людьми 4 .

В Мотивационном профиле Ричи Ш., Мартин П. эта потребность оценена в 43 балла, затем — 45. Устойчиво высокий показатель.

5. Потребность в росте (применительно к работе)

Под данной потребностью подразумевается желание самостоятельности, независимости и самосовершенствования. Автор анализируемого почерка зажата и боится делать ошибки, достигать цели. При этом в почерке отражена возможность самосовершенствования в узконаправленной деятельности. Т.е. есть возможность и способность углубляться в предмет своей работы 5 .


Оценка самим респондентом потребности в росте высока – 39 баллов, и – 41 балл. Анализ почерка позволил увидеть причину такого ответа.

6. Потребность в высокой заработанной плате и в хороших условиях работы

В почерке не проявляются такие факторы, как алчность, стремление к накопительству, излишествам или претенциозному «статусу». Т.е. мы не видим тех проявлений, которые напрямую бы нам говорили о материальном стимулировании как о первоочередной потребности. Работник больше заинтересован в справедливой оценке и заслуженной, стабильной оплате труда.

В Мотивационном профиле Ричи Ш., Мартин П. оценка этого фактора имеет среднее значение – 30 баллов, после повторного тестирования – 33. (Мода - 27, медиана - 19, диапазон - 0-96).

Напряженный и плохо адаптирующийся человек, имеющий высокую потребность в стабильности, ищет пути, при которых он начинает чувствовать себя устойчиво и защищено. Почерк показал, что именно страх перед неопределенным будущим заставляет этого человека выше оценивать важность данного фактора.

Условие хорошей работы для такого сотрудника – правильно оборудованное рабочее место (оргтехника, чистота, порядок, никаких излишеств), не стоит забывать об элементарных удобствах. Главное удобство, функциональность, качество. На дизайн помещения автор почерка не обращает особого внимания, ей ближе комфортная умеренность, излишества же могут вызвать негативную реакцию 6 .


7. Потребность во власти

Анализ почерка показал, что заниженная самооценка и неуверенность в себе, в своих решениях, целях, неумение взаимодействовать с людьми, плохая адаптация в окружающей действительности, отсутствие гибкости – все это лишает человека в возможности влиять на других. Автор почерка упряма, но это проявление негибкости и защитный механизм, а не желание оказать влияние на окружающих 7 .

Оценка в Мотивационном профиле Ричи Ш., Мартин П. – 14 и 18.
Незначительная потребность.

8. Потребность быть креативным

В почерке выявлены потребности в упрощении и структурировании выполняемых работ. Мышление медленное, узконаправленное, негибкое. Автор почерка старается структурировать, упрощать работу. Но креативность не выражена8.

Потребность в креативности – 39 баллов. Такой достаточно высокий для автора почерка показатель потребности «быть креативным» меня заинтересовал. При повторном тестировании – показатель 20. (Показатели Ричи Ш., Мартина П. — Мода - 32, медиана - 33, диапазон - 5-81).

Тогда респонденту было предложено дополнительно ответить на несколько вопросов:


Вопрос: ”Расскажите, какие новые идеи Вы предлагали внедрить на рабочем месте?”
Ответ: ”Я предложила улучшить раздел на сайте компании. На мой взгляд, можно лучше систематизировать поиск документов”.
Вопрос: ”Предложение было рассмотрено и внедрено?”
Ответ: “Идею не приняли. Для этого потребовались бы дополнительные денежные вложения”.
Вопрос: ”Ты относишься к креативности, как к упрощению и систематизации?”
Ответ: ”Да. А можно к этому по-другому относиться?”

В данной статье мы не будем углубляться в психологическое объяснение понятия “креативность”, но выводы можно сделать. Автор почерка способна упростить и структурировать работу, которую хорошо знает, но новые идеи не вносит. Первоначально это было выяснено при рассмотрении почерка.

9. Потребность в переменах и разнообразии на рабочем месте

Оценка в Мотивационном профиле Ричи Ш., Мартин П. – 17 и 21. Низкий показатель.

10. Потребность в востребованности (общественная значимость)

Данный фактор в Мотивационном профиле Ричи Ш., Мартин П. оценен респондентом высоко – 34 и 45 баллов. Разница между первым тестированием и повторным — 9 баллов. В ‘профиле’ востребованность рассматривается как потребность в работе, наполненной смыслом и значением, с элементом общественной полезности. Безусловно, любой человек в своей работе должен видеть смысл.


Ниже представлена диаграмма результатов тестирования ‘Мотивационный профиль’.
При обработке теста общая сумма баллов должна составлять 363 балла, но реально зафиксировано при 1-ом тестировании 356, а 2-ом – 351 балл. Куда же делись остальные баллы? Автор почерка рассказала, что при тестировании однотипные вопросы сначала вызвали недоумение, а затем – раздражение. У респондента было одно желание – быстрее закончить данный тест.

В дополнение ко всем тестам, респонденту также было предложено заполнить «Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла 16 PF». Значение показателя MD-6 баллов. Это означает, что достоверность результата такого тестирования подвергается сомнению.


Данное исследование заставляет задуматься: почему же мы получили в некоторых тестах недостоверные результаты? Почему вообще присутствует возможность того, что респондент может ответить на тесты по-разному? Очевидно потому, что социальная желательность, эмоциональное состояние, недопонимание терминов – все это может вызвать искажения результатов тестирования.

В процессе психодиагностики можно было заметить, что результаты анализа почерка оказались более однозначными и точными, чем стандартные методики, что подтвердилось многочисленными повторными тестированиями. Кроме того, психологический анализ почерка дал возможность получить и ответы на дополнительные вопросы – например, чем объясняется тот или иной ответ при тестировании.

Примечание:

В данном конкретном случае – в почерке респондента совершенно четко прослеживалась и тенденция к умалчиванию информации и недоверию к людям 9 .

Этот графический симптомокомплекс не говорит о том, что человек лжец и манипулятор, в данном почерке это проявление психологических защитных механизмов и тревоги. Женщина не уверена в себе, в окружающих, в будущем, а потому живет, действует (и проходит тестирование) с особой настороженностью.


Занимаясь профессионально темой мотивацией персонала и проводя многочисленные наблюдения за тестируемыми, используя при этом профессиональный психологический анализ почерка, на основе своего опыта не могу не признать ценность графологического анализа в качестве дополнительным инструмента оценки персонала. При умелом использовании анализ почерка может значительно обогатить и уточнить получаемую специалистом по персоналу психодиагностическую информацию о кандидате, а часто – и ясно объяснить нестыковки результатов при разных (или повторных) тестированиях другими стандартными методиками.

______________________________________________________________________

1 Напряженный, контрактированный, зарегулированный почерк; скорость медленная; форма стандартная — скудная; организация текста конвенциональная с пустотами; почерк мелкий, возвратные движения, конечные поля широкие, неравномерные

2 Тупой заключительный штрих; пустоты; угловатый, напряженный, мелкий почерк; зажатые
буквы; сильный однообразный нажим; спазмы и разрывы в штрихе и др. признаки

3 Неустойчивые начальные и конечные поля, значительное заполнение листа, медленная скорость, мелкий стандартный почерк, зауженные буквы, отсутствие вторичной ширины, неустойчивые расстояния, неустойчивый наклон, мелкий зажатый почерк.

4 Попытки стилизации в компенсаторных элементах верхней зоны, «вынужденность» правого наклона, стандартная «правильность» написания, формальная организация, сильная законтрак-тированность и др. признаки.

5 Оптическая концентрация, высокий моторный контроль; мелкий, напряженный почерк;
детализация, зауженные угловатые буквы; рутинная однородность; медленная скорость;
стандартно-упрощенные буквы и др.

6 Упорядоченные графические проявления; жесткость, угловатость форм, прямые связки, мелкая и узкая средняя зона, большие интервалы, несмотря на некоторые скованные компенсаторные элементы – в целом стандартность и умеренность в структуре букв.

7 Мелкий стандартный жесткий почерк; пустоты; неустойчивые начальные и конечные
поля; штрих тупой; нажим сильный; скорость медленная.

8 Медленная скорость; зажатые угловатые стандартные, но несколько упрощенные буквы, рутинность, ригидность. Отсутствует спонтанность, свобода самовыражения.

9 Большие расстояния, мелкая средняя зона букв, закрытость букв + открытые буквы снизу; аркады; напряженные зауженные буквы; пустоты; скорость очень медленная и много опосредованных возвратных движений.

Ольга Дробязко
специалист по персоналу, сертифицированный графолог
Специалист Института Графоанализа Инессы Гольдберг в г. Коврове

inessa-goldberg.ru

Пройдите тест Рисса на мотивацию, чтобы определить свой мотивационный профиль.Здесь приводится способ самостоятельного определения мотивационного профиля.

Вы можете определить, насколько для вас важно каждое из 16 базовых стремлений. Владея этой информацией, вы сможете организовать свою работу, личную жизнь, взаимоотношения и отдых таким образом, чтобы удовлетворять важные для вас желания и избегать тех, что вызывают напряжение.

Ответы
по каждой мотивации заносите в таблицу, образец таблицы в конце главы.

Власть

Пометьте свое желание Власти как важное для вас, если правда, что:

  1. Вы очень амбициозны по сравнению с другими людьми
    вашего возраста
  2. Вы обычно стремитесь занять лидирующую позицию
  3. Обычно вы играете доминирующую роль в группе людей
    вашего возраста

неважное

  1. У вас заметно меньше амбиций, чем у других людей
    вашего возраста
  2. Обычно, будучи частью группы людей, вы предпочитаете
    скорее подчиняться, чем командовать.

Пометьте ваше желание Власти как средне важное

Независимость

Пометьте свое желание Независимости как важное

  1. Обычно вы не принимаете советов и руководства от
    других людей.
  2. Полагаться на себя самого очень важно для вашего
    счастья.

неважное , если одно из следующих утверждений является правдой:


  1. гораздо более преданы вашим друзьям и партнерам.
  2. Вам не нравится быть самому по себе.

Пометьте ваше желание Независимости как средне важное , если вы не отметили его как одно из важных или неважных, или если вы отметили его и в первом и во втором случаях. Запишите результаты в таблицу в конце главы.

Любознательность

Пометьте свое желание Любознательности как важное для вас, если про вас правда, что:

  1. Вы обладаете большим стремлением к знаниям.
  2. По сравнению с вашими знакомыми, вы задаете очень
    много вопросов.
  3. Вы много размышляете, пытаясь познать истину.

неважное , если одно из следующих утверждений является правдой:

  1. Вам не нравится интеллектуальная активность.
  2. Вы редко задаете вопросы.

Пометьте ваше желание Любознательности как средне важное , если вы не отметили его как одно из важных или неважных, или если вы отметили его и в первом и во втором случаях. Запишите результаты в таблицу в конце главы.

Приятие

Пометьте свое желание Приятия как важное для вас, если про вас, что:

  1. Вы обычно ставите перед собой легкие цели.
  2. Вы часто бросаете дела на полпути.
  3. Вам очень трудно мириться с критикой.

неважное , если одно из следующих утверждений является правдой:

  1. Вы очень уверены в себе.
  2. Вы справляетесь с критикой гораздо лучше, чем
    большинство людей - не сильно из-за этого
    расстраиваетесь.

Пометьте ваше желание Приятия как средне важное , если вы не отметили его как одно из важных или неважных, или если вы отметили его и в первом и во втором случаях. Запишите результаты в таблицу в конце главы.

Порядок

Пометьте свое желание Порядка как важное для вас, если про вас правда, что:

  1. Вы гораздо более организованы, чем большинство людей.
  2. У вас много правил, и вы им следуете фанатично.
  3. Вам нравится убирать и наводить порядок.

неважное , если одно из следующих утверждений является правдой:

  1. Ваш офис/рабочее пространство обычно в беспорядке.
  2. Вы ненавидите планирование.

Пометьте ваше желание Порядка как средне важное , если вы не отметили его как одно из важных или неважных, или если вы отметили его и в первом и во втором случаях. Запишите результаты в таблицу в конце главы.

Сбережения

Пометьте свое желание Сбережений как важное для вас, если про вас правда, что:

  1. Вы коллекционер
  2. Вы не любите делиться.
  3. Вы гораздо бережнее относитесь к своим деньгам, чем
    другие люди к своим.

неважное , если одно из следующих утверждений является правдой:

  1. Вы много тратите.
  2. Вы почти никогда ничего не храните.

Пометьте ваше желание Сбережений как средне важное , если вы не отметили его как одно из важных или неважных, или если вы отметили его и в первом и во втором случаях. Запишите результаты в таблицу в конце главы.

Честь

Пометьте свое желание Чести как важное для вас, если про вас правда, что:

  1. Вас знают как исключительно принципиального человека.
  2. Вас знают, как очень верного человека.

неважное , если одно из следующих утверждений является правдой:

  1. Вы верите, что каждый за себя.
  2. Вы не слишком заботитесь о морали.

Пометьте ваше желание Чести как средне важное , если вы не отметили его как одно из важных или неважных, или если вы отметили его и в первом и во втором случаях. Запишите результаты в таблицу в конце главы.

Идеализм

Пометьте свое желание Идеализма как важное для вас, если про вас правда, что:

  1. Вы жертвуете личными интересами ради гуманитарной
    деятельности.
  2. Вы регулярно работаете добровольцем в общественных
    организациях.
  3. Вы регулярно занимаетесь благотворительностью.

Пометьте ваше желание Идеализма как неважное , если одно из следующих утверждений является правдой:

  1. Вы уделяете очень мало внимания тому, что происходит
    в обществе.
  2. Вы не верите в благотворительность.
Социальный контакт

Пометьте свое желание Социального Контакта как важное для вас, если про вас правда, что:

  1. Вы чувствуете, что для того, чтобы быть счастливым,
    вам нужно много времени проводить среди людей.
  2. Вас знают, как человека, который любит удовольствия.

Пометьте ваше желание Социального Контакта как неважное , если одно из следующих утверждений является правдой:

  1. Вы затворник.
  2. Вы не любите вечеринок.
  3. Вы не слишком заботитесь о других людях, кроме членов семьи и близких друзей.

Пометьте ваше желание Социального Контакта как средне важное , если вы не отметили его как одно из важных или неважных, или если вы отметили его и в первом и во втором случаях. Запишите результаты в таблицу в конце главы.

Семья

Пометьте свое желание Семьи как важное для вас, если про вас правда, что:

  1. Для вашего счастья важно растить детей.
  2. По сравнению с другими родителями, которых вы знаете,
    вы проводите гораздо больше времени со своими детьми.

неважное , если одно из следующих утверждений является правдой:

  1. Быть родителем для вас скорее нагрузка, чем
    удовольствие.
  2. Вы оставили ребенка на попечение другим людям.

Пометьте ваше желание Семьи как средне важное, если вы не отметили его как одно из важных или неважных, или если вы отметили его и в первом и во втором случаях. Запишите результаты в таблицу в конце главы.

Общественное положение

Пометьте свое желание Общественного Положения как важное для вас, если про вас правда, что:

  1. Вы всегда стремитесь покупать только самые лучшие и
    дорогие вещи.
  2. Вы часто покупаете вещи только для того, чтобы
    произвести впечатление на других.
  3. Вы уделяете много внимания тому, чтобы сохранить
    членство в престижных клубах или организациях.

неважное , если одно из следующих утверждений является правдой:

  1. Вы не заботитесь о том, что думают о вас другие.
  2. Богатство производит на вас гораздо меньше
    впечатления, чем на многих других людей, которых вы
    знаете.
  3. На вас не производит впечатления благородное
    происхождение или высокий статус в обществе.

Пометьте ваше желание Общественного Положения как средне важное , если вы не отметили его как одно из важных или неважных, или если вы отметили его и в первом и во втором случаях. Запишите результаты в таблицу в конце главы.

Соревновательность

Пометьте свое желание Соревновательности как важное для вас, если про вас правда, что:

  1. Вам трудно контролировать свой гнев.
  2. Вы агрессивны.
  3. Вам нравится состязаться.
  4. Вы много энергии тратите на то, чтобы отомстить за
    обиду.

неважное , если одно из следующих утверждений является правдой:

  1. По сравнению с другими людьми, вы редко испытываете
    гнев.
  2. Когда вас обижают или оскорбляют, вы часто «уходите в сторону».
  3. Вам не нравятся ситуации, в которых надо
    соревноваться.

Пометьте ваше желание Соревновательности как средне важное , если вы не отметили его как одно из важных или неважных, или если вы отметили его и в первом и во втором случаях. Запишите результаты в таблицу в конце главы.

Романтические отношения

Пометьте свое желание Романтических Отношений как важное для вас, если про вас правда, что:

  1. По сравнению с ровесниками, вы необычно много времени
    проводите в поисках любовных приключений.
  2. Вы много занимались сексом с разными партнерами.
  3. Вам трудно контролировать ваши сексуальные желания.
  4. По сравнению с другими людьми вы проводите много
    времени, восхищаясь красотой.

неважное , если одно из следующих утверждений является правдой:

  1. Вы мало проводите времени, думая о сексе или в
    поисках сексуальных отношений.
  2. Вы считаете, что секс отвратителен.

Пометьте ваше желание Романтических Отношений как средне важное , если вы не отметили его как одно из важных или неважных, или если вы отметили его и в первом и во втором случаях. Запишите результаты в таблицу в конце главы.

Насыщение

Пометьте свое желание Насыщения как важное для вас, если про вас правда, что:

  1. По сравнению с другими людьми вашего возраста, вы
    много времени уделяете еде.
  2. По сравнению с другими людьми вашего возраста, вы
    много времени и внимания уделяете диетам.

неважное , если одно из следующих утверждений является правдой:

  1. У вас никогда не было проблем с излишним весом.
  2. Вы очень редко едите больше, чем необходимо.

Пометьте ваше желание Насыщения как средне важное , если вы не отметили его как одно из важных или неважных, или если вы отметили его и в первом и во втором случаях. Запишите результаты в таблицу в конце главы.

Физическая активность

Пометьте свое желание Физической Активности как важное для вас, если про вас правда, что:

  1. В вашей жизни вы регулярно занимаетесь физическими упражнениями.
  2. Занятия спортом занимают важную часть в вашей жизни.

неважное , если одно из следующих утверждений является правдой:

  1. Вы обычно ленивы в том, что касается физической
    активности.
  2. Вы ведете малоподвижный образ жизни.

Пометьте ваше желание Физической Активности как средне важное , если вы не отметили его как одно из важных или неважных, или если вы отметили его и в первом и во втором случаях. Запишите результаты в таблицу в конце главы.

Покой

Пометьте свое желание Покоя как важное для вас, если про вас правда, что:

  1. Вы согласны с как минимум двумя утверждениями из
    четырех:

а. Меня пугает, когда меня бросает в дрожь.

б. Меня пугает, когда мое сердце бьется слишком быстро.

в. Когда я замечаю, что мое сердце бьется, я беспокоюсь
о том, что у меня будет сердечный приступ.

г. Я смущаюсь, когда у меня бурчит в животе.

д. Вы не раз впадали в состояние паники.

е. Вы склонны к испугам.

неважное , если одно из следующих утверждений является правдой:

  1. Вы храбрый человек.
  2. У вас гораздо меньше страхов, чем у ваших друзей и
    коллег.

Пометьте ваше желание Покоя как средне важное , если вы не отметили его как одно из важных или неважных, или если вы отметили его и в первом и во втором случаях. Запишите результаты в таблицу в конце главы.

Таблица базовых желаний. Распечатайте и заполните таблицу со своими данными или данными того, кого вы желаете проанализировать.

На каждый вопрос вы ответили:

Важно — В

Не важно — Н

Средне важно — С

Для трактовки результатов вашего теста прочтите текст вот здесь «Определение желаний»

xvectorlife.com

Комментарии

www.nlplife.ru

Транскрипт

1 Тест «Мотивационный профиль» Ричи Ш, Мартина П. Как пользоваться тестом Этот тест разработан и апробирован специально для того, чтобы выявлять факторы мотивации, которые высоко оцениваются работником, а также те факторы, которым он придает мало значения как потенциальным источникам удовлетворения выполняемой работой. Он позволит выявить потребности и стремления работника и тем самым получить некоторое представление о его мотивационных факторах. В основу теста положено сопоставление значимости ряда мотивационных факторов, представляющих важность с точки зрения руководства персоналом. Для получения наилучших результатов на вопросы следует отвечать быстро, не раздумывая подолгу. Ваш первый, может быть, не вполне осознанный ответ, вероятно, и есть наиболее верное отражение ваших истинных чувств. Ответы на все вопросы Мотивационного профиля и подсчет результатов займет у вас приблизительно один час. Следует внимательно читать каждое утверждение вопросника и вписывать свои оценки непосредственно в таблицу ответов. Следите за тем, чтобы все 11 баллов были распределены между четырьмя предложенными в каждом вопросе утверждениями (A D). Пример Вам нужно распределить 11 баллов между четырьмя вариантами каждого из утверждений, обозначенными буквами (а), (b), (с) и (d). Всего утверждений 33, следовательно, получается в общей сложности 363 балла. Если вам кажется, что один из факторов наиболее важен для вас, оцените его в 11 баллов; если же вы считаете его вовсе не существенным, не присуждайте ему ни одного балла; в остальных случаях постарайтесь по собственному усмотрению распределить все 11 баллов между четырьмя предложенными в каждом утверждении факторами. Следите за тем, чтобы были присуждены все 11 баллов. В качестве примера попробуем оценить следующее утверждение: Я хотел бы иметь такую работу, на которой (a) была бы хорошая заработная плата и дополнительные льготы; (b) я мог бы планировать работу по своему усмотрению; (c) мою деятельность смогли бы заметить и оценить другие люди; (d) было бы много разнообразия и перемен. Используйте все 11 баллов, оценивая значимость для вас каждого из этих утверждений, а затем занесите баллы непосредственно в таблицу ответов. Если Вы считаете наиболее важными для себя утверждения (а) и (b), то можете присудить им, скажем, 6 и 5 баллов соответственно, ничего не оставляя для оценки остальных двух вариантов (с) и (d). Совершенно неважно, каким образом вы будете распределять 11 баллов между четырьмя вариантами, самое главное, чтобы оценки важности каждого варианта утверждения в сумме составляли бы 11 баллов. Вопросник Для оценки каждого из вариантов (а), (b), (с), (d) в рамках приведенных утверждений используйте все 11 баллов. 1) Я полагаю, что мог бы внести большой вклад на такой работе, где a) хорошая заработная плата и прочие виды вознаграждений; b) имеется возможность установить хорошие взаимоотношения с коллегами по работе; c) я мог бы влиять на принятие решений и демонстрировать свои достоинства как работника; d) у меня есть возможность совершенствоваться и расти как личность. 2) Я не хотел бы работать там, где a) отсутствуют четкие указания, что от меня требуется; b) практически отсутствуют обратная связь и оценка эффективности моей работы; c) то, чем я занимаюсь, выглядит малополезным и малоценным; d) плохие условия работы, слишком шумно или грязно. 3) Для меня важно, чтобы моя работа a) была связана со значительным разнообразием и переменами; b) давала мне возможность работать с широким кругом людей; c) обеспечивала мне четкие указания, чтобы я знал, что от меня требуется; d) позволяла мне хорошо узнать тех людей, с кем я работаю. 4) Я полагаю, что я не был бы очень заинтересован работой, которая a) обеспечивала бы мне мало контактов с другими людьми;

2 b) едва ли была бы замечена другими людьми; c) не имела бы конкретных очертаний, так что я не был бы уверен, что от меня требуется; d) была бы сопряжена с определенным объемом рутинных операций. 5) Работа мне нравится, если a) я четко представляю себе, что от меня требуется; b) у меня удобное рабочее место и меня мало отвлекают; c) у меня хорошие вознаграждение и заработная плата; d) позволяет мне совершенствовать свои профессиональные качества. 6) Полагаю, что мне бы понравилось, если a) были бы хорошие условия работы и отсутствовало бы давление на меня; b) у меня был бы очень хороший оклад; c) работа в действительности была бы полезная и приносила мне удовлетворение; d) мои достижения и работа оценивались бы по достоинству. 7) Я не считаю, что работа должна a) быть слабо структурированной, так что непонятно, что же следует делать; b) предоставлять слишком мало возможностей хорошо узнать других людей; c) быть малозначимой и малополезной для общества или неинтересной для выполнения; d) оставаться непризнанной, или ее выполнение должно восприниматься как само собой разумеющееся. 8) Работа, приносящая удовлетворение, a) связана со значительным разнообразием, переменами и стимуляцией энтузиазма; b) дает возможность совершенствовать свои профессиональные качества и развиваться как личность; c) является полезной и значимой для общества; d) позволяет мне быть креативным (проявлять творческий подход)и экспериментировать с новыми идеями. 9) Важно, чтобы работа a) признавалась и ценилась организацией, в которой я работаю; b) давала бы возможности для персонального роста и совершенствования; c) была сопряжена с большим разнообразием и переменами; d) позволяла бы работнику оказывать влияние на других. 10) Я не считаю, что работа будет приносить удовлетворение, если a) в процессе ее выполнения мало возможностей осуществлять контакты с разными людьми; b) оклад и вознаграждение не очень хорошие; c) я не могу установить и поддерживать добрые отношения с коллегами по работе; d) у меня очень мало самостоятельности или возможностей для проявления гибкости. 11) Самой хорошей является такая работа, которая a) обеспечивает хорошие рабочие условия; b) дает четкие инструкции и разъяснения по поводу содержания работы; c) предполагает выполнение интересных и полезных заданий; d) позволяет получить признание личных достижений и качества работы. 12) Вероятно, я не буду хорошо работать, если a) имеется мало возможностей ставить перед собой цели и достигать их; b) я не имею возможности совершенствовать свои личные качества; c) тяжелая работа не получает признания и соответствующего вознаграждения; d) на рабочем месте пыльно, грязно или шумно. 13) При определении служебных обязанностей важно a) дать людям возможность лучше узнать друг друга; b) предоставить работнику возможность ставить цели и достигать их; c) обеспечить условия для проявления работниками творческого начала; d) обеспечить комфортность и чистоту места работы. 14) Вероятно, я не захочу работать там, где

3 a) у меня будет мало самостоятельности и возможностей для совершенствования своей личности; b) не поощряются исследования и проявление научного любопытства; c) очень мало контактов с широким кругом людей; d) отсутствуют достойные надбавки и дополнительные льготы. 15) Я был бы удовлетворен, если a) была бы возможность оказывать влияние на принятие решений другими работниками; b) работа предоставляла бы широкое разнообразие и перемены; c) мои достижения были бы оценены другими людьми; d) я точно знал бы, что от меня требуется и как я должен это выполнять. 16) Работа меньше удовлетворяла бы меня, если a) не позволяла бы ставить и добиваться сложных целей; b) четко не знал бы правил и процедур выполнения работы; c) уровень оплаты моего труда не соответствовал бы уровню сложности выполняемой работы; d) я практически не мог бы влиять на принимаемые решения и на то, что делают другие. 17) Я полагаю, что должность должна предоставлять a) четкие должностные инструкции и указания на то, что от меня требуется; b) возможность лучше узнать своих коллег по работе; c) возможности выполнять сложные производственные задания, требующие напряжения всех сил; d) разнообразие, перемены и поощрения. 18) Работа приносила бы меньше удовлетворения, если a) не допускала бы возможности хотя бы небольшого творческого вклада; b) осуществлялась бы изолированно, т. e. работник должен был бы работать в одиночестве; c) отсутствовал бы благоприятный внутренний климат, в котором работник мог бы профессионально расти; d) не давала бы возможности оказывать влияние на принятие решений. 19) Я хотел бы работать там, где a) другие люди признают и ценят выполняемую мной работу; b) у меня будет возможность оказывать влияние на то, что делают другие; c) имеется достойная система надбавок и дополнительных льгот; d) можно выдвигать и апробировать новые идеи и проявлять креативность. 20) Вряд ли я захотел бы работать там, где a) не существует разнообразия или перемен в работе; b) у меня будет мало возможностей влиять на принимаемые решения; c) заработная плата не слишком высока; d) условия работы недостаточно хорошие, 21) Я полагаю, что приносящая удовлетворение работа должна предусматривать a) наличие четких указаний, чтобы работники знали, что от них требуется; b) возможность проявлять креативность; c) возможность встречаться с интересными людьми; d) чувство удовлетворения и действительно интересные задания. 22) Работа не будет доставлять удовольствие, если a) предусмотрены незначительные надбавки и дополнительные льготы; b) условия работы некомфортны или в помещении очень шумно; c) работник не имеет возможности сравнивать свою работу с работой других; d) не поощряются исследования, творческий подход и новые идеи. 23) Я считаю важным, чтобы работа обеспечивала мне a) множество контактов с широким кругом интересных людей; b) возможность установления и достижения целей; c) возможность влиять на принятие решений; d) высокий уровень заработной платы.

4 24) Я не думаю, чтобы мне нравилась бы работа, если a) условия работы некомфортны, на рабочем месте грязно или шумно; b) мало шансов влиять на других людей; c) мало возможностей для достижения поставленных целей; d) я не мог бы проявлять креативность и предлагать новые идеи. 25) В процессе организации работы важно a) обеспечить чистоту и комфортность рабочего места; b) создать условия для проявления работником самостоятельности; c) предусмотреть возможность разнообразия и перемен; d) обеспечить человеку широкие возможности контактов с другими людьми. 26) Скорее всего, я не захотел бы работать там, где a) условия работы некомфортны, т. e. шумно или грязно и т. д.; b) мало возможностей осуществлять контакты с другими людьми; c) работа не является интересной или полезной; d) работа рутинная и задания редко меняются. 27) Работа приносит удовлетворение, вероятно, когда a) люди признают и ценят хорошо выполненную работу; b) существуют широкие возможности для маневра и проявления гибкости; c) можно ставить перед собой сложные и смелые цели; d) существует возможность лучше узнать своих коллег. 28) Мне бы не понравилась работа, которая a) не была бы полезной и не приносила бы чувства удовлетворения; b) не содержала бы в себе стимула к переменам; c) не позволяла бы мне устанавливать дружеские отношения с другими; d) была бы неконкретной и не ставила бы сложных задач. 29) Я бы проявил стремление работать там, где a) работа интересная и полезная; b) люди могут устанавливать длительные дружеские взаимоотношения; c) меня окружали бы интересные люди; d) я мог бы оказывать влияние на принятие решений 30) Я не считаю, что работа должна a) предусматривать, чтобы человек большую часть времени работал в одиночку; b) давать мало шансов на признание личных достижений работника; c) препятствовать установлению взаимоотношений с коллегами; d) состоять в основном из рутинных обязанностей. 31) Хорошо спланированная работа обязательно a) предусматривает достаточный набор льгот и множество надбавок; b) имеет четкие рекомендации по выполнению и должностные обязанности; c) предусматривает возможность ставить цели и достигать их; d) стимулирует и поощряет выдвижение новых идей. 32) Я считал бы, что работа не приносит удовлетворения, если a) не мог бы выполнять сложную перспективную работу; b) было бы мало возможностей для проявления креативности; c) допускалась бы лишь малая доля самостоятельности; d) сама суть работы не представлялась бы полезной или нужной. 33) Наиболее важными характеристиками должности являются a) возможность для творческого подхода и оригинального нестандартного мышления; b) важные обязанности, выполнение которых приносит удовлетворение; c) возможность устанавливать хорошие взаимоотношения с коллегами; d) наличие значимых целей, которых призван достичь работник.

5 Ключ к тесту Завершив работу над тестом, вы получите общий результат по каждому из 12 мотивационных факторов. Большое количество баллов, присужденных какому-либо фактору, свидетельствует о его высокой значимости, малое количество баллов показывает низкий уровень потребности относительно прочих факторов. После описания каждого мотивационного фактора приводятся: мода распределения (наиболее часто встречающееся значение); медиана (среднее значение); диапазон разброса (самое низкое и самое высокое значение). Номер фактора: 1. Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении; желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок. Данная потребность выявляет тенденцию к изменению в процессе трудовой жизни; увеличение трат обусловливает повышение значения этой потребности (например, наличие долгов, возникновение новых семейных обязательств, дополнительные или тяжелые финансовые обязательства). Мода 27, медиана 19, диапазон Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке. Мода 17, медиана 17, диапазон Потребность в четком структурировании работы, наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах своей работы, потребность в снижении неопределенности и установлении правил и директив выполнения работы. (Мерило потребности в руководстве и определенности; потребность, которая может служить индикатором стресса или беспокойства и которая может возрастать или падать, когда человек сталкивается с серьезными изменениями в своей личной жизни или на работе.) Мода 26, медиана 25, диапазон Потребность в социальных контактах: общение с широким кругом людей, легкая степень доверительности, тесных связей с коллегами. (Это показатель стремления работать с другими людьми, который не следует путать с тем, насколько хорошо человек относится к своим коллегам. Этот фактор может иметь очень низкое значение, тем не менее человек может быть достаточно социально адаптированным.) Мода 27, медиана 25, диапазон Потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, малое число коллег по работе, значительная степень близости взаимоотношений, доверительности. (Потребность в более тесных контактах с другими. Как и в случае с фактором 4, низкое его значение не свидетельствует о слабой социальной адаптации и отсутствии социальных навыков.) Мода 18, медиана 19, диапазон Потребность в завоевании признания со стороны других людей, в том, чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи индивидуума. (Этот показатель указывает на симпатии к другим и хорошие социальные взаимоотношения, это потребность личности во внимании со стороны других людей, желание чувствовать собственную значимость.) Мода 35, медиана 36, диапазон Потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их; это показатель потребности следовать поставленным целям и быть самомотивированным. (Показатель стремления намечать и завоевывать сложные, многообещающие рубежи.) Мода 36, медиана 36, диапазон Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими; настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности. (Это показатель конкурентной напористости, поскольку предусматривает обязательное сравнение с другими людьми и оказание на них влияния.) Мода 31, медиана 31, диапазон Потребность в разнообразии, переменах и стимуляции; стремление избегать рутины (скуки). (Указывает тенденцию всегда находиться в состоянии приподнятости, готовности к действиям, любви к переменам и стимуляции.) Мода 34, медиана 35, диапазон Потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей. (Этот показатель свидетельствует о тенденции к проявлению пытливости, любопытства и нетривиального мышления. Но идеи, которые вносит и к которым стремится данный индивидуум, не обязательно будут правильными или приемлемыми.) Мода 32, медиана 33, диапазон 5 81.

6 11. Потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности. (Показатель желания самостоятельности, независимости и самосовершенствования.) Мода 35, медиана 32, диапазон Потребность в ощущении востребованности в интересной общественно-полезной работе. (Это показатель потребности в работе, наполненной смыслом и значением, с элементом общественной полезности.) Мода 41, медиана 43, диапазон

docplayer.ru