Война и мир диалектика души пьера. Диалектика души план-конспект урока на тему

В чём заключается диалектика души в романе "Война и мир"? и получил лучший ответ

Ответ от Максим Ю. Волков[гуру]
Диалектика души героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (князь Андрей)
Л. Н. Толстой является великим художником-реалистом. Из-под его пера вышла новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом романе наряду с историческими событиями, он изображает быт помещичьей России и мир аристократического общества. Здесь показаны представители различных слоев дворянства. Людьми передового, мыслящего дворянства являются Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относится с большой симпатией. Впервые Толстой знакомит нас с Андреем Болконским в copyright 2001-2005 салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы, и описывает его внешность. Писатель много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице князя: у него был "усталый скучный взгляд", часто "гримаса портит его красивое лицо". Андрей Болконский получил хорошее образование и воспитание. Его отец - сподвижник Суворова, символ эпохи XVIII века. Именно отец научил князя Болконского ценить в людях такие человеческие достоинства, как верность чести и долгу. Отправляя сына на войну (имеется в виду война 1805-1807 гг.) , старый князь говорит ему на прощание: "Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет, а коли узнаю, что повел не как сын Болконского, мне стыдно будет".Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, это презрение ему передалось от отца. Людей, которые собираются в салоне А. П. Шерер, он называет "глупым обществом", так как его не удовлетворяет эта праздная, пустая, никчемная жизнь. Не зря он говорит Пьеру Безухову: "Жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне". И еще: "Гостиные, балы, сплетни, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти".Князь Андрей - богато одаренная натура. Он живет в эпоху французской революции и Отечественной войны 1812 года. В такой обстановке князь Андрей ищет смысл жизни. Сначала это мечты о "своем Тулоне", мечты о славе. Но ранение на Аустерлицком поле приводит героя к разочарованию. Вообще история его жизни - это цепь разочарований героя: сначала в славе, затем в общественно-политической деятельности, и, наконец, в любви. Далеко не случайно, что Андрею суждено умереть на героическом взлете русской жизни, а Пьеру пережить его; далеко не случайно, что Наташа Ростова останется для Андрея всего лишь невестой, а для Пьера будет женой. В разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения князь Андрей глубоко осознает народный характер этой войны. Князь Андрей говорит Пьеру о том, что успех сражения "никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции". "А от чего же? " - спрашивает Пьер. И слышит в ответ: "От того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате".Однако стать такими, как они, породниться душою с простыми солдатами Князю Андрею не суждено. В роковую минуту смертельного ранения князь Андрей испытывает последний, страстный и мучительный порыв к жизни земной: "совершенно новым завистливым взглядом" он смотрит на "траву и полынь". И потом, уже на носилках он подумает: "Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю. "Глубоко символично, что под Аустерлицем князю открылось отрешенное от суеты мирской голубое, высокое небо, а под Бородиным - близкая, но не дающаяся ему в руки земля, завистливый взгляд на нее. В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и жизнь борются друг с другом. Эта борьба проявляется в двух формах любви: одна - земная, любовь к Наташе; другая - идеальная любовь ко всем людям. И как только любовь ко всем людям проникает в него, князь Андрей чувствует отрешенность от жизни, освобождение и удаление от нее. Любить всех – значит не жить земной жизнью, значит умереть. Земля, к которой страстно потянулся князь Андрей, так и не далась в его руки, уплыла, оставив в его душе чувство тревожного недоумения, неразгаданной тайны.
Источник:

Ответ от Никита Миронов [гуру]
Гугл, яндекс или накрайняк рамблер тебе в помощь.


Ответ от ГАЛИНА [гуру]
Самое ценное, что есть у человека - это его душа, на которой отражаются все удары судьбы. Духовная сила людей, прошедших через тяжелые испытания, но не сломавшихся, их преобразившийся внутренний мир во все времена интересовал писателей и поэтов. Одной из главных тем романа - эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир" стала диалектика души героев, прошедших через Отечественную войну.
Через заблуждения, ошибки и обман проходит герой романа - Пьер Безухов. Впервые мы втречаемся с Пьером в салоне Анны Павловны.
Этот " толстый молодой человек с стриженой головой, в очках", только что приехавший из - за границы "был в обществе в первый раз". Безухов неуклюж, неповоротлив, но не в этом главная причина непринятия его обществом. Он - "новый человек" в этом мире лицемерия и не умеет скрывать свои истинные чувства под маской приветливости. Убеждения героя идут вразрез с общепринятыми. Но вдруг пренебрежение по отношению к Безухову всего общества сменяется на уважение и любовь. Что же случилось? Дело в том, что Пьер, будучи незаконным сыном графа Безухова, получает после его смерти огромное наследство. Неожиданно этот "неуклюжий молодой человек" становится всеобщим любимцем: "Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым, после недавнего одиночества и беззаботности почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному". Добрый Пьер был уверен, что его окружают искренние люди, что все его действительно любят, всем он нравится: " Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто - нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его". Деньги - это первое и, пожалуй, одно из самых сложных испытаний, которые придется пройти Пьеру. Но сейчас он только вступает на свой жизненный путь. Характер героя еще не сложился, он вырос далеко от семьи, вне традиций отцовского круга. У молодого графа Безухова, по выражению князя Андрея, "золотое сердце", однако его страстная, темпераментная натура не признает никакой дисциплины, поэтому бушующие в нем силы, находят выход в разгуле и кутежах. А в это время князь Василий Курагин, один из тех двуличных членов светского общества, которые, словно мухи на мед, слетелись на весть о наследстве, строит планы женитьбы Пьера на своей дочери Элен. Вскоре все светское общество уверенно, что Безухов собирается предложить ей замужество, хотя Пьер и не помышляет об этом: " … между ним и Элен образовалась какая - то связь, признаваемая другими людьми, и эта мысль…испугала его…". Но постепенно герой сживается с этой мыслью, внушаемой ему всеми, и решает, что, наверное, так это и должно быть: "Они все так ждут этого, так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их". Женитьба Пьера на светской красавице Элен, глупой и безнравственной женщине, духовно совершенно ему чуждой, не приносит счастья. Мало что меняется в его жизни: все те же кутежи, та же праздность. Но герой не разочаровывался в жизни из - за неудавшегося семейного благополучия. Не таков был Пьер…Среди героев романа "Война и мир" мы можем именно Безухова назвать правдоискателем. Пьер - человек интеллектуальный, ищущий ответы на самые главные нравственные, философские, социальные вопросы, вопросы смысла человеческой жизни. Герой добр, самоотвержен, бескорыстен. Он погружен в размышления о судьбах человечества, далек от мирских материальных расчетов. За внешней мягкостью и даже бесхребетностью Пьера скрывается большая духовная сила, независимость мыслей: "… любил спорить и, несмотря на свою распущенность и слабость в жизни, в деле мысли и спора он обладал логической последовательностью…" Л.Н. Толстой наградил Безухова способностью не "заражаться" подлостью, корыстолюбием и другими пороками общества, окружавшего его. Обжегшись на своей доверчивости к людям и наивности, Пьер приобрел чуткость души, прозорливость. Как быстро и безошибочно он разгадывает истинную сущность Бориса Друбецкого. Но почему же с такими душевными ка

Жанр «Войны и мира»

Л.Н. Толстой о жанре: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

Роман-эпопея – масштабное по объему монументальное эпическое произведение, сочетающее в себе черты романа и эпопеи, раскрывающее эпохальные события жизни народов.

Черты романа-эпопеи «Война и мир»

1. Соединение повествования об исторических событиях с изображением судеб отдельных людей в переломную эпоху.

2. Изображение картин русской истории, грандиозных событий (Аустерлицкое и Бородинское сражения, пожар Москвы и др.)

3. Описание разных слоев общества (дворянство, крестьянство, армия)



4. Разнообразие человеческих характеров.

5. Включение событий общественной и политической жизни (масонство, деятельность Сперанского, организация тайных обществ)

6. Большая протяженность во времени (15 лет)

7. Широкий охват пространства (Москва, Петербург, Пруссия, Австрия)

8. Совмещение картин жизни с философскими рассуждениями автора.

Кутузов Наполеон
Кутузов не позирует для истории, он переживает за главную ценность – жизнь солдат, всегда пытается обойтись малыми жертвами. Он «не делал никаких распоряжений» во время боя, он лишь собирал сведения из донесений; «понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Наполеону свойственна «театральность поведения», он играет на публику, на историю. Он позирует для потомков. Кощунственно звучать его слова, произнесенные над умирающим Андреем: «Вот прекрасная смерть» . Войну он представляет в виде игры: «Шахматы поставлены, игра начинается завтра». Наполеон считает, что он творит историю, однако история развивается сама. Л.Н. Толстой пишет о герое: «Наполеон во все время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

«Диалектика души» в романе

Диалектика - философская система, в основе которой лежат представления о постоянном развитии, движении, которое осуществляется в борьбе противоположных начал (добро и зло, жизнь и смерть).

«Диалектика души» (определение Н.Г. Чернышевского) – изображение «самого психологического процесса, его форм, его законов». Толстой детально показывает зарождение и формирование мыслей, чувств героя, перетекание состояний из одного в другое (например, переход от любви к ненависти). Толстой, изображая психологический процесс, делает возможным облечение в слова мыслеобразов – мгновенных ощущений и переживаний человека, которые протекают в глубинах души и не имеют форм говорения. Так, Пьер, в постоянных противоречиях: в поисках истины, идеала, смысла жизни он постоянно меняется, развивается.

Формы выражения «диалектики души»

Примеры «диалектики души»:

1. Переживания князя Андрея накануне Бородинского сражения.

2. Описание полубредового состояния Андрея перед смертью с помощью авторской речи и внутренних монологов героя.

3. Описание столкновения внешнего поведения и внутреннего состояния Николая Ростова, когда юноша проиграл большую сумму денег, вернулся и услышал пение Наташи:

«Боже мой, я бесчестный, я погибший человек. Пулю в лоб – одно, что остается, а не петь <…>»

«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. – И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту…

«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза <…> И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы <…> «Эх, жизнь наша дурацкая, - думал Николай. – Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, - все это вздор… а вот оно – настоящее… Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка! .. Как она этот si возьмет… Взяла? Слава Богу! – И он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял вторую терцию высокой ноты. – Боже мой! как хорошо! <…> как счастливо!».

Платон Каратаев

«Платон Каратаев навсегда остался в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого», «духа простоты и правды».

Каратаев несет в себе гармонию: «В середине бог, и каждая капля стремиться расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез».

Каратаев способен восстановить мир в душе человека. ОН спасает Пьера: дарит ему смысл существования. Как самодостаточная капля, Каратаев бесследно исчезает из людского моря.

«Мысль народная» в романе-эпопее

В «Войне и мире» Толстой любил «мысль народную». Это идея единения народа, проходящая через весь роман.

Все духовно развивающиеся герои проходят этап единения с народом. Солдаты принимают князя Андрея и Пьера. Наташа Ростова помогает раненным, Марья Болконская отказывается остаться в осажденном Наполеоном городе. Все герои чувствуют себя частью народа, переживают патриотические чувства.

Произведения великого русского писателя Льва Толстого насыщены интересными, сложными и порой противоречивыми героями.

Писатель старается не просто определенным моментом показать их, он хочет раскрыть их судьбы и личности полноценно, поэтому именно в контексте его знаменитых произведений говорят о «диалектике души» в литературе.

Ведь диалектика души представляет собой постоянное описание внутреннего мира героев, их развитие и движение.

Толстой создавал интересные образы героев и, показывая их внутреннее восприятие происходящего – обращал внимание читателя на их нравственность и ценности.

Герои близки ему самому, потому что он тоже стремился к нравственным и духовным поискам, он желал совершенствоваться и двигаться вперед.

Самобытный психологизм Толстого

Критики и литераторы отмечают оригинальность писателя в выборе средств изобразительного психологизма.

То, как он желал продемонстрировать характеры героев в движении, было отчасти новаторским решением для русской литературы той эпохи, но даже сейчас его углубленный анализ личностей и влияние событий на их движение вперед или нравственное падение вызывает восхищение.

Таким образом, Толстой не просто показывал героев читателям, он также выражал свое мнение и выражал оценку изображаемого. И эта оценка была нравственной, потому что предпочтительнее всего для Толстого было смотреть на вещи с этой позиции.

Используя внутренний монолог героя, Толстой создавал иллюзию «подслушанных мыслей», например – размышления князя Андрея под небом Аустерлица. Он подробно анализировал поведение и мышление героев, тем самым, предоставляя от автора уже готовую психологическую оценку.

Путем изображения различных и порой неожиданных событий в жизни героев, он раз за разом раскрывал глубины их душ и создавал впечатление того, что читатели вместе с персонажами проходят этот путь развития и переосмысления действительности.

Толстой использовал сны, чтобы преподнести подсознательный ментальный план Пьера, детализированное впечатления персонажей от мира, чтобы показать, на чем конкретно заостряется их психика, и тем самым определить их внутренний психологический процесс мышления – Наташа Ростова на балу.

Истории душ в романах Толстого, духовные искания героев

Зачастую отмечают, что на многочисленных страницах книг Толстого души главных героев проходят через сложные и многогранные процессы перевоплощения. Это относится к понятию «диалектика души», ведь наблюдая за душевным ростом или падением героя, мы осознаем, что послужило этому или воспрепятствовало.

Личности героев меняются и вырастают – через борьбу и страдания, через тяжести и радости, через жизненные взлеты и падения. Идеал человека Толстой видел в подлинности его личности, он старался раскрывать душевную суть и глубину героя через моменты, когда человек меньше всего управляет собой и своим поведением.

Толстой создавал переломные моменты в кажущейся спокойной жизни героев (Наташа, Анна Каренина, Андрей Балконский, Пьер), чтобы избавить их от искусственного, чужого.

Показывая истинное лицо героев, их искренние побуждения и переживания, писатель показывал свое личное отношение к людям и к тому, каким должен быть настоящий человек.

Его герои находились в постоянном, усложненном поиске самих себя и искренней жизни, им приходилось бороться за это право не только с окружающими, но и с собственной противоречивой психикой. Через разрушения, борьбу и потери, Толстой избавлял их от наносного и пустого, таким образом, показывая как протекала история становления их душ.

Война… Что значит для нас это страшное слово? В войне мы пытаемся отстоять свои интересы, свои права на свободу. Люди воюют, чтобы жить в мире! Сколько ненависти, смертей приносит война. Конечно же, при всем этом она не может не оказать влияние на самих людей, на их душевное состояние. Самое ценное, что есть у человека - это его душа, на которой отражаются все удары судьбы. Духовная сила людей, прошедших через тяжелые испытания, но не сломавшихся, их преобразившийся внутренний мир во все времена интересовал писателей и поэтов. Одной из главных тем романа - эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир" стала диалектика души героев, прошедших через Отечественную войну, героев, которые "падали", но вновь "вставали" и продолжали путь.

"Все лучшие минуты его жизни в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девушка, взволнованная красою ночи, и эта ночь, и луна - и все это вдруг вспомнилось ему". Мне кажется, что этот эпизод в романе "Война и мир" раскрывает читателю лучшие минуты в жизни князя Андрея Болконского, героя, который ищет свое достойное место в жизни и готов заново "прожить" все, что с ним когда-то произошло. Князь Андрей стремиться к истине, и, наверное, за это и любит Л. Н. Толстой своего героя.

Князь Андрей идет на войну1805 года, ибо устал от светского пустословия, он ищет настоящее дело. Болконский, как и его кумир Наполеон, очень хочет найти "свой Тулон". Однако мечта и реальная жизнь сильно расходятся. Андрей Болконский, как и Наполеон в битве при Арколе, подхватил знамя на поле Аустерлица и увлек за собой войска. Но знамя это, в мечтах так гордо реявшее над его головой, в действительности оказалось лишь тяжелой палкой, которую трудно и неудобно держать в руках: "Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном". Разве можно мечтать о красивой смерти, когда волочишь за собой древко? По-моему Л. Н. Толстой отрицает само понятие красивой смерти, и описание ранения героя дано в очень резкой форме: "Как бы со всего размаха крепкою палкою кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно…" Война бессмысленна, и стремление уподобиться Наполеону, человеку, который ее затеял, позорно. Перед глазами князя Андрея раскроется высокое чистое небо - символ истины: "Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба". Князь Андрей отрекается от обманного пути, от славы и от символа этой славы - Наполеона. Он обретает другие ценности: счастье просто жить, видеть небо - быть.

Герой попадает в плен, выздоравливает и возвращается в Лысые Горы. Он едет к семье, к той раздражавшей его "маленькой княгине" с "беличьим выражением", от которой он когда-то бежал. Теперь он готов полюбить свою жену, мать своего будущего ребенка. Однако Лиза умирает во время родов. Душа Андрея в смятении: самая страшная тяжесть - неискупленная вина перед умершим. Князь Андрей делает горькое признание Пьеру: "Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол". Под Аустерлицом герой узнал великую истину: бесконечная ценность - это жизнь. Но несчастьем в жизни могут быть не только болезнь или смерть, а еще неспокойная совесть. Перед битвой князь Андрей готов был за минуту славы заплатить любую цену. После смерти жены он понял, что за свой Тулон заплатил ее жизнью. Поняв это, Болконский отрекается от честолюбия. Будет еще и время затворничества в его собственном мире. К активной жизни героя вернет разговор на пароме с Пьером Безуховым о смысле бытия, о назначении человека. После этого разговора состоится встреча с Наташей, глядя на которую, Андрей Болконский почувствует желание жить. Трудной дорогой идет князь к людям. Он ошибается и заблуждается, но, наверное, всегда помнит небо Аустерлица, застывший вопрос на мертвом лице жены и всегда видит перед собой образ Наташи, стремящейся к счастью.

Через заблуждения, ошибки и обман проходит и другой герой романа - Пьер Безухов. Впервые мы втречаемся с Пьером в салоне Анны Павловны.

Этот " толстый молодой человек с стриженой головой, в очках", только что приехавший из - за границы "был в обществе в первый раз". Безухов неуклюж, неповоротлив, но не в этом главная причина непринятия его обществом. Он - "новый человек" в этом мире лицемерия и не умеет скрывать свои истинные чувства под маской приветливости. Убеждения героя идут вразрез с общепринятыми. Но вдруг пренебрежение по отношению к Безухову всего общества сменяется на уважение и любовь. Что же случилось? Дело в том, что Пьер, будучи незаконным сыном графа Безухова, получает после его смерти огромное наследство. Неожиданно этот "неуклюжий молодой человек" становится всеобщим любимцем: "Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым, после недавнего одиночества и беззаботности почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному". Добрый Пьер был уверен, что его окружают искренние люди, что все его действительно любят, всем он нравится: " Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто - нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его". Деньги - это первое и, пожалуй, одно из самых сложных испытаний, которые придется пройти Пьеру. Но сейчас он только вступает на свой жизненный путь. Характер героя еще не сложился, он вырос далеко от семьи, вне традиций отцовского круга. У молодого графа Безухова, по выражению князя Андрея, "золотое сердце", однако его страстная, темпераментная натура не признает никакой дисциплины, поэтому бушующие в нем силы, находят выход в разгуле и кутежах. А в это время князь Василий Курагин, один из тех двуличных членов светского общества, которые, словно мухи на мед, слетелись на весть о наследстве, строит планы женитьбы Пьера на своей дочери Элен. Вскоре все светское общество уверенно, что Безухов собирается предложить ей замужество, хотя Пьер и не помышляет об этом: " … между ним и Элен образовалась какая - то связь, признаваемая другими людьми, и эта мысль…испугала его…". Но постепенно герой сживается с этой мыслью, внушаемой ему всеми, и решает, что, наверное, так это и должно быть: "Они все так ждут этого, так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их". Женитьба Пьера на светской красавице Элен, глупой и безнравственной женщине, духовно совершенно ему чуждой, не приносит счастья. Мало что меняется в его жизни: все те же кутежи, та же праздность. Но герой не разочаровывался в жизни из - за неудавшегося семейного благополучия. Не таков был Пьер…Среди героев романа "Война и мир" мы можем именно Безухова назвать правдоискателем. Пьер - человек интеллектуальный, ищущий ответы на самые главные нравственные, философские, социальные вопросы, вопросы смысла человеческой жизни. Герой добр, самоотвержен, бескорыстен. Он погружен в размышления о судьбах человечества, далек от мирских материальных расчетов. За внешней мягкостью и даже бесхребетностью Пьера скрывается большая духовная сила, независимость мыслей: "… любил спорить и, несмотря на свою распущенность и слабость в жизни, в деле мысли и спора он обладал логической последовательностью…" Л.Н. Толстой наградил Безухова способностью не "заражаться" подлостью, корыстолюбием и другими пороками общества, окружавшего его. Обжегшись на своей доверчивости к людям и наивности, Пьер приобрел чуткость души, прозорливость. Как быстро и безошибочно он разгадывает истинную сущность Бориса Друбецкого. Но почему же с такими душевными качествами Безухов выглядит неуклюже, нелепо? Неумение героя держать себя в обществе могло бы быть смешным, если бы за этим не скрывалась глубокая сосредоточенность. Способность отвлекаться от внешних обстоятельств, уходить в свой собственный мир - одна из его характерных черт. В плену солдаты удивляются "непонятной для них способности сидеть неподвижно и, ничего не делая думать…". Пьер не ученый, не философ, он всего лишь молодой дворянин, которого сама жизнь ставит перед необходимостью решать серьезные нравственные проблемы. Каждая черта его духовного облика подчеркивает искренность стремления служить людям. Именно из таких дворян выходили люди, готовые отдать все за освобождение народа. И не случайно среди них после долгих социально - нравственных исканий оказывается в конце произведения и Пьер Безухов. Эти искания душевных, искренних человеческих отношений сказываются у героя в пренебрежении богатством, жизненными благами. В окружении корыстных Курагиных, Друбецких, Долоховых он вскоре убеждается, что деньги не могут прибавить "спокойствия души". Равнодушие к собственности - очень важная черта в характере Пьера. Богатство - одна из главных привилегий правящего класса. Отказываясь от благополучия, герой тем самым приближается к народу. Лишь причастность к простым людям, к их судьбе в эпоху Отечественной войны, ощущение всеобщего национального бедствия как личного горя, открывает перед Пьером новые перспективы и идеалы. Вскоре Безухов обретает долгожданное счастье. Он находит его рядом с женщиной, которую втайне даже от самого себя любил всю жизнь. Именно теперь, когда Пьер обрел поддержку и понимание любящего человека, он открыл в себе стремление и силы стать декабристом, выступать за освобождение народа. Хочется верить, что он осуществит свои мечты.

Л. Н. Толстой судьбой своих героев утверждает, что "спокойствие - душевная подлость". Я думаю, что всем хорошим людям свойственна неудовлетворенность собой. В душевных поисках героев романа "Война и мир", в их разочарованиях и надеждах отразилась важная сторона жизни начала девятнадцатого века и возможность для нас увидеть и почувствовать важную грань жизни.

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться и ошибаться, начинать и ррррать и вечно бороться. А спокойствие - душевная подлость», - сказал Л. Н. Толстой, и это высказывание можно применить к его лучшим героям, таким, как Андрей Болконский, Пьер Безухое, Наташа Ростова, княжна Марья. Они изображены «ищущими людьми, стремящимися к высокой цели, к самосовершенствованию. Автор романа-эпопеи «Война и мир» признает, что человеку свойственно ошибаться, но главное - это способность понять ложность своих целей и найти силы измениться.

В течение почти всего произведения читатель наблюдает за жизнью главного героя - Андрея Болконского. Так как же изменяется философия князя Андрея и через какие события он проходит по воле автора?

Первый раз читатель встречается с Андреем Болконским в салоне Анны Павловны Шерер. Мы его видим «скучающим», «равнодушно» слушающим гостей хозяйки салона. Автор описывает героя и отмечает, что это был «невысокий» молодой человек, весьма «красивый», с «усталым» взглядом. С людьми, которые ему неприятны своей неестественностью, неискренностью, он разговаривает резко, «с холодной учтивостью», произносит фразы «сухо-неприятно». Но совершенно другим он предстает перед нами в разговоре с Пьером. С ним он искренен и высказывает свои сокровенные мысли, так как относится к Пьеру «ласково и нежно». Именно из этого разговора мы узнаем, что князю Андрею хочется вырваться из того «заколдованного круга» салонов, приемных, гостиных, так как ему нужно реализовать себя, а в светском обществе для него это невозможно. Князь Андрей решает ехать на войну 1805 года, чтобы достичь славы (он хочет «спасти армию»). Он считает, что великие личности, такие, как Наполеон, Александр I, Кутузов, могут решать судьбы миллионов, и верит, что благодаря ему русские войска победят. Он ставит себя над солдатами (над народом), так как чувствует свое превосходство. Лицо его на службе «выражало больше довольства собой», а взгляд стал оживленнее и веселее, нежели в салоне Анны Павловны Шерер. У Болконского появляется возможность проявить себя на войне, и он полностью отдается службе. Свой интерес он видел «в общем ходе военного. дела» и, в отличие от других военных, не стремился получить награды, но принять участие в битве и именно там, подвергаясь опасности под пулями, совершить . Больше всего князь Андрей мечтает о-том, чтобы приняли его план военных действий, то есть чтобы русская армия победила, но обязательно благодаря ему.

Он на самом деле совершает подвиг, останавливая бегущую армию, но его ранят, и он неожиданно видит «высокое», «бесконечное небо» и понимает, что «все пустое». Князь Андрей разочаровывается в Наполеоне, который оказался всего лишь «маленьким», слабым человеком на военной службе, где надеялся найти себя князь Андрей. После раны и плена Андрей возвращается на родину. Он приезжает в имение отца Лысые Горы в тот момент, когда начались роды у его жены. Но она умирает, и на лице ее как будто остается наивный вопрос: «Что вы со мной сделали?» Маленькая княгиня была светской женщиной и искренне верила в единственность таких (светских) отношений. Потому она даже в семейном кругу обращалась к Андрею так, как - будто они находятся в свете. Ее мужа раздражает это, он целует ей руку, как у «посторонней», его удивляет то, что она не видит искусственности такого обращения, но не говорит ей об этом. «Маленькая княгиня» мучается холодностью со стороны князя Андрея, так как искренне любит его и не может понять причину такого обхождения с нею. Болконский ведет себя слишком жестоко, эгоистично. В этом-то его и упрекают маленькая княгиня и автор. Но такое трагическое событие в его жизни сильно влияет на него и оставляет в душе след: Болконский, возможно, впервые чувствует себя виноватым, и это важный этап в перерождении его личности.

Пережив тяжелую утрату, Андрей остается в своем имении Богучарово и погружается в хозяйственные дела: одним из первых осуществляет реформу о вольных хлебопашцах, выписывает ученую бабку, чтобы та помогала при родах, организовывает обучение крестьянских детей грамоте. Этому предшествует разговор с Пьером, в котором он рассказывает о своей новой философии: в жизни существуют только два несчастья - угрызения совести и болезнь, а счастье - «отсутствие» этих бед. Пьер же противопоставляет этим идеям идеи масонские. Этот разговор тоже произвел сильное впечатление на Андрея, и у него зародилась идея об активной деятельности.

Переломным моментом в становлении души Андрея Болконского является поездка в Рязань и ночь в Отрадном, когда он впервые встречается с семьей Ростовых и с Наташей. Он неожиданно открывает для себя то, что жизнь в 31 год не кончена и что все впереди. По дороге обратно он видит дуб, который ранее удивил его своей черствостью и неподчинением силе весны, любви. Раньше Болконский был согласен с этим старым дубом, но после встречи с Наташей, ночи в Отрадном преображается, возрождается душа князя Андрея. Изменяется и дуб, который расцвел и подчинился естественному потоку жизни. Главный герой решает жить не только для себя, но и для других, чтобы «все знали» его.

Так начинается карьера, служба Болконского. Он сошелся со Сперанским и долго работал над «Правами лиц». После второй встречи с Наташей Болконский понимает всю неестественность, а главное, незаинтересованность Сперанского и его кружка в работе над законами. Ему (главному герою) открылись их личные, индивидуалистические цели. А это сразу отталкивает Болконского от государственной службы, так как главное для героя - истинная польза государству. Также герой убеждается в невозможности сверхличности управлять миллионами людей и решать их судьбы. Болконский понимает, что история творится с помощью масс людей, ему открывается понятие «равной истории».

Если в Аустерлицком сражении он чувствовал себя «выше, над всеми», то в Бородинском сражении становится «одним из многих». Болконский говорит о едином чувстве и у солдат, и у Кутузова, и у него самого.

Вторая рана, оказавшаяся смертельной, окончательно открывает ему глаза на жизнь. Он осознает в себе «любовь и сострадание» к врагам, то есть наконец постигает смысл христианской любви. Тогда-то он и осознает всю жестокость разрыва с Наташей, которая перенесла его в «чуждый» для него мир радостей и обогатила его душу. Болконский прощает и начинает любить ее с еще большей силой, но ему не суждено выжить.

В финале произведения Болконский постигает высшее счастье «любви, христианской», индивидуалистическое в его характере исчезает, он осознает истины, казавшиеся ему чуждыми, проникается любовью ко всему человечеству, но, чем сильнее она становится, тем меньше он способен на любовь человеческую к конкретному близкому человеку. Болконский перед смертью почувствовал себя ближе к высшему миру, и потому он хочет расстаться с земным: «проснуться от жизни» и присоединиться к вселенской любви.

Н. Г. Чернышевский назвал изображение исканий героев «диалектикой души», то есть Толстой описывает в своем романе все моменты развития человека, и именно это для него важно. Болконский достиг высшего уровня развития личности. Герой достигает идеальной любви, которой нет места в реальности, поэтому умирает. Умирает так же, как и Базаров. Писарев сказал по поводу смерти героя романа «Отцы и дети», что «героя трудно было дальше пристроить». То же и с Болконским. Он не мог вернуться в земную жизнь, познав великие истины. Поэтому смерть героя неизбежна.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » «ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» ГЕРОЕВ Л. Н. ТОЛСТОГО (Князь Андрей Болконский) . И в закладках появилось готовое сочинение.