Г камал театры артистлары. С чего начинался татарский театр

22 декабря 1906 года в Казани представителями прогрессивной молодежи был сыгран первый публичный спектакль на татарском языке. В этот день были представлены пьесы "Жалкое дитя" и "Беда из-за любви". Эта дата считается днем рождения татарского театра, хотя еще в конце XIX столетия были написаны первые татарские пьесы, которые ставились на сценах школ-медресе и домашних театров.

Основателем первой профессиональной татарской театральной труппы является оренбургский учитель, многогранная личность Ильяс Кудашев-Ашказарский (1884-1942). Позднее в труппу был принят артист, режиссер Габдулла Кариев (1886-1920), ставший ее руководителем и еще при жизни названный "отцом татарского театра". В 1907 году в труппу пришла Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская (1885-1974) – первая в мире женщина-мусульманка, взошедшая на сценические подмостки.

Труппа "Сайяр", т.е. "Передвижник" (так назвал труппу народный поэт Габдулла Тукай в 1908 году), с первых же шагов стала очагом распространения просвещения, культуры, демократических устремлений среди народа.

Начиная с 1911 года “Сайяр” работает в помещении Восточного клуба в городе Казани (ныне – здание Музея Татарского театрального искусства по улице Татарстан,д.8). В 1912 году из труппы “Сайяр” уходит С.Гиззатуллина-Волжская и создает в Уфе труппу «Нур» («Луч»); до революции возникает еще несколько татарских трупп.

В труппу “Сайяр” приходят новые силы: Гульсум Болгарская, Карим Тинчурин, Нагима Таждарова, Ашраф Синяева,. В афише наряду с шедеврами национальной классики (“Банкрот” Галиасгара Камала, “Первые цветы” Карима Тинчурина, “Галиябану” Мирхайдара Файзи, “Зулейха” Гаяза Исхаки и др.) произведения русской и зарубежной классики, Новой драмы. С театром сотрудничают композитор Султан Габяши, художник Сабит Яхшибаев, критик и переводчик Габдрахман Карам.

Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября и татарский театральный техникум

В 1922 году решением Наркомпроса из трупп “Сайяр”, “Нур”, «Ширкат» и фронтовых бригад формируется “Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября”. Правительство Татарской республики приглашает возглавить театр ученика Габдуллы Кариева, драматурга, актера, театрального педагога и режиссера Карима Тинчурина (1887-1938).

В 1923 году в г. Казани открывается театральный техникум, педагогами которого становятся ведущие мастера татарской сцены. В 1926 году труппа пополняется первыми выпускниками техникума (Галия Булатова, Галия Нигматуллина, Галия Кайбицкая, Хаким Салимжанов и др.).

Академический театр имени Галиасгара Камала и сталинские репрессии

В 1926 году общественность республики отмечает двадцатилетний юбилей театра. Многие актеры удостаиваются званий заслуженных артистов республики, героев труда, а сам театр получает статус академического.

В 1930 году театр участвует в Первой Олимпиаде театров народов СССР в Москве. Вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х годов проходят под знаком режиссерских поисков.

В конце 1930-х годов, в период сталинских репрессий, театр несет огромные потери. Погибают в застенках НКВД драматурги Фатых Сайфи-Казанлы, Фатхи Бурнаш, Ахмет-Тажетдин Рахманкулов, Карим Тинчурин, выдающийся актер и режиссер Мухтар Мутин, подвергаются репрессиям режиссер Гали Ильясов, драматург Мирсай Амир; режиссер Гумер Исмагилов, спасаясь от ареста, навсегда покидает Казань. Многие драматурги отходят от писательской деятельностиНа татарской сцене на рубеже 1930-40-х годов начинают преобладать переводные пьесы зарубежной и русской классики.

В 1939 году в честь 60–летия классика и родоначальника татарской драматургии и театра Галиасгара Камала театру присуждается его имя.

Военные и послевоенные годы

С началом войны театр активно обслуживает бойцов казанских госпиталей, актерские бригады выезжают в прифронтовую полосу. Многие актеры уходят на фронт. В годы войны в Казань в эвакуацию прибывает замечательный режиссер, ученик Вс.Мейерхольда В.Бебутов. В Камаловском театре он ставит этапные спектакли по русской и зарубежной классике (“Гроза”, “Собака на сене”, “Король Лир”).

Из спектаклей военного времени, созданных по произведениям татарских драматургов, выделяются “Хужа Насретдин”, “Марьям” Н.Исанбета и “Минникамал” М.Амира и др.

В 1949 году в Казань приезжает группа талантливых выпускников татарской студии ГИТИСа (Шахсенем Асфандиярова, Асия Галеева, Гаухар Камалова, Рафкат Бикчантаев, Празат Исанбет, Дэллюс Ильясов и др.). Вскоре наиболее одаренные актеры этой плеяды П.Исанбет и Р.Бикчантаев обращаются к режиссерской практике.

В 1956 году после ХХ съезда КПСС были реабилитированы славные имена К.Тинчурина и Ф.Бурнаша.

Это обстоятельство помогло театру обрести “второе дыхание” и с честью выйти из кризиса. Актеры старшего поколения с воодушевлением принимаются за восстановление “Голубой шали” в режиссерском рисунке самого К.Тинчурина. С этого года и по сей день эта легендарная пьеса не сходит со сцены театра. В драматургию приходят новые силы: Хай Вахит, Шариф Хусаинов, Аяз Гилязов, Ильдар Юзеев и др.

В 1957 году в Москве проходит Декада татарской литературы и искусства, по результатам которой театр награждается высшей наградой СССР – орденом Ленина, а Халиль Абжалилов первым из татарских актеров получает звание народного артиста СССР.

В 1958 году спектакль “Без ветрил” К.Тинчурина в режиссуре Ш.Сарымсакова становится первым художественным произведением, удостоенным только что учрежденной Государственной премии имени Габдуллы Тукая.

Эпоха Марселя Салимжанова

В 1961 году в театр возвращаются выпускники татарской студии училища имени М.Щепкина, ныне корифеи театра. Начинают писать для сцены их однокурсники, драматурги Туфан Миннуллин (1935-2012) и Рабит Батулла (р.1937).

В 1966 году на должность главного режиссера приходит Марсель Салимжанов (1934-2002). С его именем связана славная пора зрелого театрального искусства Татарстана. С первых постановок становится ясно, что в театр пришел лидер, творец, утверждающий диктатуру режиссуры, умирающей в актерском искусстве. Спектакли 1960-80-х годов: “Миркай и Айсылу”, “Беглецы” Н.Исанбета,

“Американец”, “Угасшие звезды”, “Казанское полотенце” К.Тинчурина, “День рождения Миляуши”, “Старик из деревни Альдермеш” Т.Миннуллина, “Приехала мама” Ш.Хусаинова, “Нашествие” Л.Леонова, “Бесприданница” А.Островского, “Три аршина земли” А.Гилязова и др. прочно входят в золотой фонд многонациональной театральной культуры России.

В 1970-1980-е годы труппа театра пополняется актерами–выпускниками Казанского театрального училища, Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, Высшего театрального училища имени М.С.Щепкина.

В 1975 году народным артистом СССР становится Фуат Халитов, в 1977 – Шаукат Биктемиров, в 1980 – Габдулла Шамуков, в 1984 – Марсель Салимжанов. В 1979 году драматург Туфан Миннуллин, актер Шаукат Биктемиров и режиссер Марсель Салимжанов за спектакль «Старик из деревни Альдермеш» удостоены Государственной премии РСФСР им. К.С.Станиславского. В 1985 году актер Ринат Тазетдинов удостаивается Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии России становится в 1991 году актриса Алсу Гайнуллина. Спектакли “Свои люди – сочтемся”, “Бесприданница”, “Минникамал”, “Три аршина земли”, “Как звезды в небе”, “Здесь родились, здесь возмужали” и другие становятся лауреатами и дипломантами Всесоюзных фестивалей и конкурсов. Вплоть до своей смерти великий реформатор татарской сцены М.Салимжанов продолжает ставить талантливые спектакли, масштабные полотна народной жизниярким примером является его последняя постановка “Баскетболист”.

Смена режиссерских генераций и современный этап

На рубеже 1980-90-х годов в театре происходит смена режиссерских поколений. В 1987 году режиссер Дамир Сиразиев ставит эпохальный спектакль “Плаха”, в котором находят отражение перестроечные думы и чаяния. В 1991 году в театр после учебы в ГИТИСе возвращается Фарид Бикчантаев, постановщик таких этапных спектаклей, как “Ромео и Джульетта”, “Домовой”, “Учитель танцев”, “Рыжий насмешник и его черноволосая красавица”, “Чайка”, “Три сестры”, “Черная бурка” и др.

В 1995 году в Казанской государственной академии культуры и искусств состоялся первый актерский выпуск под руководством М.Салимжанова и Ф.Бикчантаева.

Высокий уровень исполнительского искусства и постановочной культуры спектаклей позволил театру добиться успехов на многих театральных смотрах и фестивалях. В 1996 году театр впервые выступил за рубежом на Международном фестивале молодежных театров в г.Аугсбурге в Германии.

В 2001 году выдающийся режиссер М.Х.Салимжанов стал лауреатом премии “Золотая маска” в номинации “За честь и достоинство”. В 2002 году после смерти Марселя Салимжанова главным режиссером театра стал его ученик, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан и Российской Федерации, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая, профессор Фарид Бикчантаев, с 2011 года возглавляющий Союз театральных деятелей Республики Татарстан.

Театр активно гастролирует по России, ближнему и дальнему Зарубежью и завоевывает большой успех у зрителей Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Литвы, Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии, Турции, Великобритании, Колумбии, Испании, Китая, Венгрии и др.

В 2014 году спектакль «Однажды летним днем» Йона Фоссе в постановке Ф.Бикчантаева номинируется на премию «Золотая маска».

С 1998 года театр проводит Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз», с 2010 года – Международный театрально-образовательный форум «Науруз», с 2009 года –

Всероссийский фестиваль молодой татарской режиссуры «Ремесло».

Учредителем театра является Республика Татарстан. Функции и полномочия учредителя от имени Республики Татарстан осуществляются Министерством культуры Республики Татарстан.

В июне 1923 года одному из основоположников татарской драматургии и татарского театра Галиаскару Камалу (Камалетдинову) присвоено почетное звание «Герой труда», чуть позже его наградили званием народного драматурга ТАССР.

Биография

Родился в семье кустаря в Казани. Детство проводит в родной деревне матери Т?б?н Масра (нынешний Арский район).

Учился в казанском медресе «Госмания», 1889-1897 годах в медресе «Мухаммадия».

В 1901 выпускал газету «Тэраккый» («Прогресс»), организовал издательство «Мэгариф» («Просвещение»). С 1906 года работал в газете «Азад» («Свобода»), затем - «Азад халык» («Свободный народ»), где печатались статьи, пропагандирующие идеи марксизма.

Был издателем и редактором сатирического журнала «Яшен» («Молния», 1908-09), работал в газете «Юлдуз» («Звезда», 1907-17).

Печатался с 1900 года. Важнейшие произведения - драма «Несчастный юноша» (1907, 2-й вариант), комедии «Из-за подарка» (1908), «Любовница» (1911), «Тайны нашего города» (1911), «Банкрот» (1912, рус. пер. 1944) - резко бичевали пороки буржуазного общества. После Октябрьской революции Камал писал сатирические стихи, сотрудничал в газете «Эш» («Труд»), «Кызыл байрак» («Красное знамя»).

Перевёл на татарский язык «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Грозу» А. Н. Островского и «На дне» М. Горького.

Театры Казани известны не только в Республике Татарстан, их знает и любит вся Россия. Они предлагают классический репертуар и современные спектакли, постановки для взрослых и для детей.

Театры города

Театры Казани (список):

  • Театр Оперы и Балета имени Мусы Джалиля.
  • ТЮЗ имени Габдуллы Кариева.
  • БДТ имени В.И. Качалова.
  • "Бум шоу" (арт-студия).
  • Театр имени Г. Камала.
  • "Ильдан-Лик".
  • (Молодёжный).
  • "Изуми".
  • Театр драмы и комедии К. Тинчурина.
  • "Премьера Казань" (театрально-продюсерский центр).
  • "BraVo".
  • "Театр-вентилятор" (лаборатория творчества).
  • "Джива" (шоу света и огня).
  • Молодежный экспериментальный театр.

Театр имени писателя Галиаскара Камала

Театр Галиаскара Камала (Казань) был открыт в 1906 году. Первые спектакли труппы - "Беда из-за любви" и "Жалкое дитя". Сыграны они были на татарском языке. Первую труппу собрал Ильяс Кудашев-Ашказарский - учитель из Оренбурга. В 1907 году в театр была принята Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. Она была первой мусульманкой, ставшей актрисой, а впоследствии создала собственную труппу в Уфе.

В 1908 году театр был назван "Сайяр", что в переводе на русский язык означает "Передвижник". Он был очагом демократизации народа.

В 1911 году театр получил помещение в Восточном клубе. В 1926 г. он удостоен звания "Академический".

В 30-е годы основу репертуара составляли пьесы русских и зарубежных классиков, переведённые на русский язык.

В 1939 г. в названии театра появилось имя Галиаскар Камала. В этот год отмечался юбилей писателя.

Во время войны артисты выезжали на передовую и выступали для защитников Родины.

В 1957 году театру была присуждена самая высокая награда Советского Союза -

В 1960-80-е гг. в репертуар входили спектакли: "Угасшие звезды", "Приехала мама", "Американец", "Нашествие", "Миркай и Айсылу", "Три аршина земли", "Казанское полотенце", "Бесприданница", "Старик из деревни Альдермеш", "День рождения Миляуши", "Беглецы".

В 2001 году М. Салимжанов (главный режиссёр театра) был удостоен премии "Золотая маска" в номинации "За честь и достоинство".

Через год он скончался, и его место занял его ученик Фарид Бикчантаев. Он возглавляет Союз театральных деятелей Татарстана.

Сегодня труппа часто ездит на гастроли в Россию и в зарубежные страны. Он побывал в Колумбии, Китае, Турции, Финляндии, Испании, Германии, Великобритании, Венгрии и т.д. Популярен театр и у зрителей бывших союзных Республик: Литвы, Казахстана, Эстонии, Латвии.

В 2014 году спектакль под названием «Однажды летним днем» по пьесе Йона Фоссе стал номинантом на премию "Золотая маска".

Театр не только принимает участие в фестивалях, он является и организатором подобных мероприятий. Его детища - «Ремесло» и «Науруз». Первый из них проводится среди молодых режиссёров. Второй - среди театров тюркских народов.

Репертуар театра имени Галиаскара Камала

Театр имени Галиаскара Камала (Казань) предлагает следующий репертуар:

  • "Улётные танцы".
  • "Молодые сердца".
  • "Голубая шаль".
  • "В ожидании".
  • "Вне закона".
  • "Банкрот".
  • "Запоздалое лето".
  • "Дон Жуан".
  • "Мулла".
  • "Зятья Гэргэри".
  • "Галиябану".
  • "Запах полыни".
  • "Дачный сезон".
  • "Ричард III".
  • "Игра с монстриком".
  • "Любишь, не любишь".
  • "Поговорим о любви".
  • "Деревенский пёс Акбай".
  • "Коза, овца и другие".
  • "Меня зовут Красный".
  • "Однажды летним днём".
  • "Ходжа Насреддин".
  • "Под музыку ветра".
  • "Здравствуй, мама, это я".
  • "Диляфруз - Ремейк".
  • "Любовь Бессмертная".
  • "Мэхэббэт ФМ".

Труппа театра

В театре служат замечательные актёры.

  • И. Ахметзянов.
  • А. Галеева.
  • Н. Ихсанова.
  • А. Абашева.
  • Г. Минакова.
  • А. Арсланов.
  • А. Гараев.
  • И. Закиров.
  • А. Каюмова.
  • Р. Бариев.
  • Г. Гайфетдинова.
  • З. Зарипова.
  • И. Кашапов.
  • С. Аминова.
  • Н. Дунаев.
  • Г. Исангулова.
  • Р. Вазиев.
  • А. Мудасирова.
  • Р. Ахмаддулин.
  • Х. Зазилов.
  • М. Габдуллин.
  • Х. Искандерова.

И другие.

Биография Галиаскара Камала

Галиаскар Камала (настоящая фамилия Камалетдинов) - татарский писатель, родился в 1878 году. Его отец был кустарём. Образование писатель получил в Казанском медресе.

В 1901 году Галиаскар Камала организовал издательство, которое называлось «Мэгариф», выпускал газету «Прогресс». Также работал в редакциях «Азат халык», «Азат», «Йолдыз». Был редактором и издателем сатирического журнала «Молния».

Галиаскар Камала был не только писателем, он переводил на татарский язык произведения русских классиков. Его именем названы улицы в Набережных Челнах, Елабуге и Казани.

Произведения Г. Камала:

  • «Из-за подарка».
  • «Красное знамя».
  • «Несчастный юноша».
  • «Банкрот».
  • «Тайны нашего города».
  • «Труд».
  • «Любовница».

Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве Галиаскара Камала - известного татарского писателя и общественного деятеля.

Знакомство

Галиаскар Камал по праву считается одним из основоположников татарского театра и драматургии. Он появился на свет в январе 1879 года в Казани. Детские годы мальчика прошли в родной деревне его матери - Масре (Арский район). Когда он немного подрос, мать отдала его в казанский медресе «Госмания», а после - в медресе «Мухаммадия».

Работа

Начиная с 1901 года, Галиаскар Камал занимался издательством газеты «Прогресс». Немного позже, поднабравшись опыта, создал издательский дом «Просвещение». Начиная с 1906 года, печатался в ряде газет («Свободный народ», «Свобода»), где пропагандировались марксистские идеи. Вскоре после этого Галиаскар Камал стал главой сатирического журнала под названием «Молния», печатался в газете «Звезда».

Молодой человек занимался переводами разных произведений русских писателей («Ревизор», «На дне» и «Гроза»). Критики писателя считают, что важнейшими его произведениями являются такие: комедии «Тайна нашего города», «Любовница», «Банкрот» и «Из-за подарка», драма «Несчастный юноша». Комедии Галиаскара в резкой форме высмеивали всё буржуазное общество, его стереотипы и пороки. После окончания Октябрьской революции мужчина всё чаще писал сатирические стихотворения. В это время он сотрудничал с такими газетами, как «Красное знамя» и «Труд».

Театр Галиаскара Камала (Казань): история

Зимой 1906 года творческие молодые люди Казани представили жителям свой спектакль, который был сыгран полностью на татарском языке. Если конкретнее, то были показаны две постановки: «Беда из-за любви» и «Жалкое дитя». 22 декабря 1906 года считается настоящей датой рождения этого театра. Первую труппу основал Ильяс Кудашев-Ашказарский - обычный, но талантливый преподаватель из города Оренбурга. Вскоре членом труппы стал режиссер и артист Габдулла Кариев, который быстро стал её главой. Этого человека называли «отцом татарского театра» ещё в расцвете его карьеры. Новосозданная труппа «Сайяр» быстро становится островком культуры, просвещения и демократических движений. В 1912 году из труппы уходят несколько артистов, которые формируют театральное образование под своим началом. В «Сайяр» вступают новые молодые артисты. Труппа показывала не только классику, но и современные постановки. Большой популярностью пользовался спектакль, написанный Галиаскаром Камалом, под названием «Банкрот».

В 1922 году названную труппу соединяют с ещё двумя другими и создают «Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного октября». Его главой становится актер, режиссер и педагог Карим Тинчурин.

Театр имени Галиаскара Камала: присуждение имени

В 1926 году празднуется 20-летний юбилей. Многих артистов награждают почетными званиями, а театр становится академическим. Во времена сталинских репрессий театр теряет много ценных кадров: некоторые из них покидают страну, спасаясь бегством, а некоторые становятся заключёнными. Многие из тех, кто остался на свободе, решили не возвращаться к своей деятельности. В 1940-х годах на сцене всё ещё показывают переводные зарубежные пьесы и русскую классику. В 1939 году празднуется 60-летие героя нашей статьи. В честь этого театру присуждают имя Галиаскара Камала.

Когда начинается война, многие артисты уходят на фронт. В театр поступают новые свежие силы из студии ГИТИСа. В 1956 году власть реабилитирует многих значительных деятелей татарского народа. В 1957 году в Москве театр Галиаскара Камала награждают высшей из возможных наград - орденом Ленина.

Современное положение

1980-1990 годы известны сменой режиссерских поколений. От этого театр только выигрывает. Благодаря таланту и профессионализму своих артистов, он занимает призовые места на множестве фестивалей. В 1996 году актеры театра впервые выступают за границей (Германия») на Международном фестивале. В начале 2001 года главный режиссёр Марсель Салимжанов становится лауреатом премии «Золотая маска». После его смерти в следующем году на эту должность приходит Фарид Бикчантаев - близкий друг и ученик Марселя.

Начиная с 2000-х годов, труппа активно гастролирует по всей России, собирая огромные залы зрителей. Получив такую славу, театр Галиаскара Камала (Казань) выходит на новый уровень и начинает проводить гастроли в странах дальнего и ближнего зарубежья. В особый восторг от талантливых артистов приходят зрители Испании, Венгрии, Колумбии, Эстонии, Германии, Литвы, Казахстана и Финляндии.

Память

Советский народ любит и помнит своих героев, поэтому чтит их память. В 1978 году появился маркированный художественный конверт с изображением Камала. В честь писателя названы улицы в Елабуге, Набережных Челнах. Дом писателя в Казани признан памятником истории. Поскольку он был построен в 1902 году, то нуждался в серьёзной реставрации, которая была произведена в 2012 году.

Галиаскар Камал был выдающимся человеком, который внёс огромный вклад в развитие татарского искусства. В честь этого деятеля назвали уже известный нам театр, который по сей день радует зрителей не только России, но и зарубежных стран.

Генеральная репетиция

По официальной версии, первый публичный спектакль на татарском языке состоялся в Казани 22 декабря 1906 года в помещении Нового клуба (ныне ул. Горького,3). Актеры-любители представили драму турецкого автора Намика Кемаля «Жалкое дитя», а во втором отделении — комедию «Горе от любви», также переведенную с турецкого языка. (До революции театральные представления были традиционно двухчастными, то есть сначала играли полномасштабный спектакль, а напоследок какую-нибудь одноактную пьеску — водевиль или фарс.)


Но фактически первый татарский спектакль был сыгран на широкую публику 5 мая 1906 года в зале союза приказчиков (ныне ул. Б.Красная, д. 29). Разрешение на это испросил у городских властей статский советник Ибрагим Терегулов, входивший в литературно-художественный кружок «Шимбэ» («Суббота»), который собирался в домах татарской интеллигенции — Ахмеровых, Терегуловых, Саиновых и Габитовых. Обычно — по субботам, отсюда и название кружка. Теперь уже трудно сказать, кому первому из субботян пришла в голову мысль не только устраивать читки вслух новых произведений, но и ставить домашние спектакли. И всем эта идея понравилась.


Первая пьеса на татарском языке была написана, когда понятия «татарский театр» еще не существовало, — в 1887 году. Ее автор — Габдрахман Ильяси. Судя по названию — «Несчастная девушка», — это была мелодрама. Следом появились «Ответ несчастной девушке» Ф.Халиди и первая пьеса Г.Камала «Несчастный юноша». Последний и считается отцом национальной драматургии. Именно пьесы Галиаскара Камала составляли основу репертуара дореволюционных татарских трупп.


Тем не менее первой татарской постановкой домашнего театра субботян стала турецкая пьеса («Жалкое дитя»), правда в переводе Г.Камала. Почему? «Тогда на татарском книжном рынке театральных книг почти не было, — свидетельствует другой знаменитый субботянин, писатель Фатих Амирхан, — а то немногое, что имелось, было переводом с турецкого языка или подражанием ему. Написанные же для театра произведения господина Г.Камала были неудобны для игры в бумажных декорациях частных домов».


Впервые «Жалкое дитя» сыграли зимой 1903 года в доме Гафифы-ханым Габитовой на Первой Горе (ныне ул. Ульяновых, д.31). Зрителями, в основном, были друзья и родственники кружковцев. Когда же весной 1906 года было получено разрешение на проведение благотворительного публичного спектакля, то, по словам того же Ф.Амирхана, «и участниками, и теми, кто старался для того, чтобы он состоялся, в большинстве своем были оставшиеся в Казани «субботяне» и люди, участвовавшие в «домашних постановках» прежних лет».


Зал союза приказчиков, вмещавший около ста человек, был полон. Представление шло до двух часов ночи и вызвало восторженные отзывы. «Спектакль прошел как новинка для Казани весьма блестяще… — отмечала газета «Волжский курьер». — Ввиду успеха спектакля и несомненной пользы его для мусульман в смысле развития, весьма желательно, чтобы он не стал последним и был повторен в непродолжительное время». Это и было сделано 22 декабря 1906 года в помещении Нового клуба. Накануне по городу были расклеены афиши, и публики собралось столько, что яблоку негде упасть. Этот день и стал точкой отсчета театральной истории татар, а все, что тому предшествовало, в том числе спектакль, показанный 5 мая 1906 года, назвали «генеральной репетицией».

К свету!

Впрочем, известно и о более ранних попытках организовать публичные спектакли на татарском языке. Например — в Оренбурге. Еще в 1905 году выпускник Казанской учительской школы Ильяс Кудашев-Ашказарский организовал здесь небольшую, но сильную труппу из актеров-любителей и с энтузиазмом взялся за постановку пьесы А.Островского «В чужом пиру похмелье», которую сам же и перевел на татарский язык. Больше того, действие пьесы он перенес в татарскую среду, а всем персонажам дал татарские имена. Уже был назначен день премьеры — 3 декабря 1905 года, но мусульманское духовенство воспротивилось этому, и спектакль не состоялся. Лишь спустя полгода после первого публичного спектакля в Казани Кудашев-Ашказарский повторит этот опыт в Оренбурге. В спектакле «Свет и тьма» (второе название пьесы А.Островского «Ученье — свет, неученье — тьма») дебютировал один из первых татарских актеров Валиулла Муртазин-Иманский.


В мае 1907 года оренбургская труппа впервые выезжает на гастроли по городам Поволжья. В Нижнем Новгороде в нее вступает первая женщина — Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская (до этого все женские роли играли актеры-мужчины). Волею судьбы там же, на Макарьевской ярмарке, где выступали татарские артисты, окажется в поисках работы молодой человек по имени Габдулла Кариев. С ярмарки он уедет вместе с труппой и всю оставшуюся жизнь (увы, недолгую) посвятит татарскому театру.


«Первая в России труппа мусульманских артистов драмы под руководством И.Б.Кудашева-Ашказарского» вскоре сменит свое длинное и невыразительное название на короткое и звучное -«Сайяр», что означает «странствующая» (по легенде, это название предложил Габдулла Тукай, друживший со многими артистами). И оно окажется пророческим. Несмотря на то, что с осени 1908 года труппа базировалась в Казани, в жизни татарских актеров по-прежнему не было ничего стабильного — ни устроенного быта, ни постоянного заработка… Однако неизменным оставался девиз труппы — » К свету!». После короткой передышки актеры вновь грузили на телегу свой нехитрый домашний скарб, служивший одновременно театральным реквизитом, и колесили по российскому бездорожью — от одной деревни к другой, с ярмарки на ярмарку. Главным богатством труппы «Сайяр» были сами актеры-самородки, которые играли по наитию, руководствуясь каким-то шестым чувством, которое подсказывало им, где кончается правдоподобие, имитация жизни и начинается художественная правда. В репертуаре труппы были пьесы Г.Камала, Ф.Амирхана, Г.Исхаки, русская (Н.Гоголь, А.Островский) и зарубежная классика (Ф.Шиллер, Мольер).


Именно эта плеяда — И.Кудашев-Ашказарский, В.Муртазин-Иманский, С.Гиззатуллина-Волжская и Г.Кариев — стояла у истоков татарского профессионального театра. Каждый из них был яркой и разносторонне одаренной творческой личностью. Кудашев-Ашказарский, кроме того, что был актером и талантливым антрепренером, прекрасно пел, играл на нескольких музыкальных инструментах. Габдулла Кариев в одном лице был художественным руководителем, режиссером и ведущим актером труппы. Все, кто видел его на сцене, отмечали, что он не играл, а «жил» в образе. Внешность Гиззатуллиной-Волжской была под стать тем лирическим героиням, которых она играла, — невысокого роста, хрупкая, с большими выразительными глазами, красивым грудным голосом. Не секрет, что в числе поклонников ее таланта и женской красоты был Габдулла Тукай, посвятивший первой татарской актрисе вдохновенные поэтические строки.


Каждый из них отдавал себя театру целиком, без остатка… Вместе с тем понятно, что у них были непростые характеры и со временем творческое взаимопонимание давалось им все труднее и труднее. Первым ушел Кудашев-Ашказарский. (Впоследствии он организует еще несколько татарских трупп, но, в конце концов разочаровавшись в театре, отдаст предпочтение музыке и уйдет на эстраду.) А спустя несколько лет, в 1912 году, из-за возникших творческих разногласий труппу «Сайяр» покидает Гиззатуллина-Волжская. В Уфе актриса набирает свою труппу, которая начинает выступать под названием «Нур» («Луч») и вскоре приобретает не меньшую известность, чем труппа «Сайяр». Третья овеянная легендарной славой татарская труппа «Ширкат» («Товарищество») была создана В.Муртазиным-Иманским в 1915 году в Оренбурге.


А тем временем в труппу «Сайяр» приходят Карим Тинчурин, Зайни Султанов, Гульсум Болгарская, Нагима Таждарова, Камал I, Камал II, Фатима Ильская… Каждый из них оставил свой яркий след в истории татарского театра.


Весной 1917 года Г.Кариев организует поездку труппы «Сайяр» в Москву, на спектакли Московского Художественного театра. И тогда же состоялась встреча татарских актеров с Константином Сергеевичем Станиславским. О чем они говорили — доподлинно неизвестно. Но явно под впечатлением этой встречи Г.Кариев вскоре ставит на татарской сцене «Мещан» М.Горького и «Вишневый сад» А.Чехова.


К сожалению, сведения о первой чеховской постановке крайне скудны. Спектакль прошел всего один раз, и рецензий на него не появилось (единственное печатное сообщение — анонс предстоящего спектакля в газете «Кояш»). Из воспоминаний актрисы З.Тинчуриной лишь известно, что в центре сценической композиции был образ Лопахина в исполнении Г.Кариева, вокруг которого выстраивался весь ансамбль. Несмотря на то, что пьеса ставилась «в подражание спектаклю Московского Художественного театра», концептуально это расходилось с постановкой МХТ, где главной фигурой была Раневская в исполнении О.Книппер-Чеховой. И все же целостное представление о спектакле составить довольно сложно. Но уже сам факт обращения к самой зрелой пьесе Чехова свидетельствует о высокой творческой планке дореволюционного татарского театра.

Зрителей не выбирают

«Вишневому саду» суждено было стать одной из последних постановок сайяровцев. Летом 1918 года в связи с боевыми действиями в Казани труппа сворачивает свою деятельность, и многие актеры в поисках лучшей доли покидают город.


Лишь весной 1921 года Казань снова становится для них центром притяжения. Здесь создается Первый государственный показательный драматический татарский театр. Его творческое ядро составили актеры труппы «Сайяр» и частично «Нур». К сожалению, Габдулла Кариев до этого дня не дожил, и во главе первого татарского стационарного театра становится его ученик — Карим Тинчурин, начинавший в труппе «Сайяр» актером и здесь же нашедший свое истинное призвание как драматург. И вот теперь, находясь в расцвете творческих сил, он пишет одну за другой свои лучшие пьесы — «Американец», «Угасшие звезды», «Казанское полотенце», «Голубая шаль», «Без ветрил» и другие. С одной стороны, их отличали простота, бесхитростность сюжета, с другой — это действительно была подлинно национальная драматургия, пронизанная фольклорными мотивами и сочным народным юмором, с целой галереей ярких, запоминающихся образов. Успеху этих постановок способствовали также мелодии Салиха Сайдашева, с первых дней заведовавшего в театре музыкальной частью.


Особую любовь татарских зрителей начиная с первой постановки в 1926 году завоевала, пожалуй, самая непритязательная из тинчуринских пьес — «Голубая шаль». Многие пытались разгадать этот феномен. Случалось, театр и поругивали за то, что он идет на поводу у «нетребовательного» зрителя, заигрывает с ним. Но, думается, все несколько сложнее.


Зрителей, как и времена, не выбирают. Если дореволюционный татарский театр был, по сути, театром демократической интеллигенции, причем той ее части, которая была блестяще, часто европейски образованна, то в 1920-е годы в театр пришла совсем другая публика, наделенная, так сказать, природным демократизмом. Этот зритель часто не владел даже обычной грамотой, не говоря уже о театральных азах. А постигались они именно на таких постановках, как «Голубая шаль»… Впрочем, эта музыкальная комедия и поныне остается в репертуаре Татарского академического театра, и не только как образец национальной классики, но и как своеобразный талисман, как чайка на занавесе Московского Художественного театра.


Татарский драматический театр, зародившись в начале XX века на любительских подмостках, на представлениях полубродячих трупп, уже на рубеже 1920-1930-х годов утвердился как яркое, самобытное и многоликое художественное явление. В этот период, кроме Казани, татарские труппы работали в Москве, Ленинграде, Астрахани, Оренбурге, Екатеринбурге, Уральске, Троицке, Челябинске, Кустанае, Павлодаре, Семипалатинске, Петропавловске, Омске, Томске, Орске, Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Хиве, Бишкеке, Алма-Ате, Самаре, Ижевске, Баку и других городах. По сути, каждая татарская диаспора имела свой театр.


Конечно, впереди были новые испытания — войной, сталинскими репрессиями, брежневским застоем, горбачевской перестройкой… На каждом из этих этапов деятели татарского театра тоже заплатили высокую цену за свое право жить служением искусству. Но коль скоро в эти дни мы отмечаем столетие татарского театра, представляется особенно важным прикоснуться именно к его истокам. К тому, что неизбежно подернулось дымкой времени, но не должно стереться из памяти.