Как называется усадьба в останкино. Останкинский дворец графа шереметьева

Формирование резиденции Усадьба Останкино относится к XVIII веку. Она является одной из бывших загородных резиденцией графов Шереметевых. 1740 году Петр Борисович Шереметев начал строительство усадьбы Кусково, которую украшал до самой смерти. В это же время развивал он и новое владение - усадьбу Останкино. Петр Шереметев разбил здесь парк и сделал зал для балов и приемов. Но настоящий расцвет останкинской усадьбы пришелся во время владения имением его наследника - Николая Петровича. После возвращения из путешествия по Европе молодой граф увлекся становлением домашнего профессионального театра. Актерам и танцовщикам наняли учителей, из Парижа привезли партитуры и эскизы декораций. Усадьба Кусково была маловата для масштабных постановок, и граф принял решение реконструировать усадьбу Останкино.

Проект расширения поручили выполнить итальянцу Франческо Кампорези. Он объединил в нем театр, боковые павильоны и жилые помещения. Павильоны назвали Итальянским и Египетским.

Реконструированная усадьба построена не из камня, а из дерева. Уже тогда граф задумался о том, что театр ему нужен «мобильный», чтобы в любой момент можно было сделать из театрального помещения «воксал» или танцевальный зал - трансформировать пространство по своему усмотрению. Помогало решить такие вопросы только дерево: оно позволяло легко менять проект в зависимости от поставленной задачи. К примеру, если над партером положить разборный пол - оба зала становились одним большим пространством для танцев.

Граф оказался привередлив: постоянно менял проект, заставляя людей разбирать и собирать все заново. Открылся театр в 1875 году - с премьерой и фейерверком. На сцене была музыкальная драма «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». Неслучаен выбор именно этой драмы - праздновалась победа России над Турцией.

После премьеры стало ясно: нужно достраивать театр, нужны комнаты для репетиций, просторные помещения для гостей. И снова за работу взялись архитекторы - добавили парадные залы, создали две галереи - в Картинной разместили личную коллекцию полотен графа. В апреле 1797 года граф спешно доделывал театр: рассчитывал на императорский прием, но император только осмотрел дворец, а чай пить не стал.

Труппа театра была огромна, сценические имена актеров звучали как названия драгоценных камней - Гранатова, Жемчугова. 170 человек ставили на сцене театра драмы, комедии, оперы и балеты. В 1797 году граф подписывает вольную своей крепостной артистке Полине Жемчуговой и уже в 1801 году тайно венчается с ней.

В этом же году певческая карьера Жемчуговой рухнула. Граф потерял к театру всякий интерес, распустил труппу, разжаловав актеров в горничные, прачки, швейцары. От театра осталось всего лишь 14 человек и оркестр. Граф открыто венчается с Жемчуговой - теперь не таясь ни от кого. Уже в 1803 году бывшая актриса умирает при рождении сына, граф теряет интерес к жизни и в 1809 году умирает.

В 1856 году Александр II провел в Останкино неделю, успев полностью изменить театр: он приказал создать на его месте зимний сад, убрать машинное помещение и постелить полы. К слову - именно после его визита главный усадебный дом стали называть дворцом.

В 1861 году, после крепостной реформы, земли усадьбы стали отдавать под дачи. После революции 1917 года усадьба была национализирована и уже в 1919 году приняла первых посетителей.

Сейчас это удивительное место для осмотра, которое закрывается, если влажность воздуха составляет больше 80%. Это происходит потому, что усадьба сделана из дерева и чувствительна к перепадам погоды. Деревянные конструкции покрыты армированной сеткой, на которую особым образом нанесен слой мраморной крошки. Получившаяся поверхность разрисована узорами удивительной красоты, интерьеры обставлены уникальной мебелью и великолепными светильниками. В настоящее время в усадьбе проводятся реставрационные работы, для посетителей открыты не все помещения, но даже по тем, которые доступны, можно судить о красоте и роскоши помещений.

На территории усадьбы растет старинная кедровая роща. Если приглядеться к зеленой сетке на фасаде одного из зданий, можно увидеть герб Шереметевых.

Удивительным образом деревянное здание дворца графа Шереметева сохранилось до наших дней, но уже c середины прошлого столетия в нём ведутся реставрационные работы. Советские архитекторы старались привести интерьеры в соответствие с оригинальным вариантом конца VIII века, при этом сохраняя так называемые «контрольные окна» более поздних наслоений. В процессе заменялись сгнившие деревянные конструкции, восстанавливались утраченные фрагменты декора, частично положен новый паркет. По некоторым прогнозам, публиковавшимся в СМИ, музей откроется для посетителей в 2017-2018 годах. Но эти сроки не вполне соответствуют реальному положению дел, работы предстоит ещё много.

Николай Петрович Шереметев принадлежал к знатному роду и обладал немалым состоянием, но далеко не все аристократы оставили о себе долгую память в истории. Граф Шереметев состоял директором Московского дворянского банка, служил в сенатских департаментах, однако государственная служба его никогда не привлекала. Свою жизнь и свои устремления он посвятил созданию лучшей в России того времени театральной труппе.

Домашний театр появился у Шереметевых ещё до постройки останкинского ансамбля, спектакли шли в усадьбе Кусково. В репертуар созданной графом Николаем Петровичем крепостной труппы входило около сотни опер, балетов и комедий, причём граф отдавал предпочтение жанру комической оперы на музыку французских, итальянских и русских композиторов, а роли исполняли крепостные артисты. Вернувшись из длительной европейской поездки, Николай Шереметев задумал построить дворец искусств. В 1788 году он получил в наследство от отца останкинские угодья и вскоре приступил к реализации амбициозного замысла. К тому времени в Останкине уже стояла церковь и был разбит сад, получивший название Увеселительный.

Строительство началось по проекту архитектора Франческо Кампорези, но Шереметев не остановился на первоначальном варианте и привлёк свежие творческие силы в лице Джакомо Кваренги и команды русских архитекторов — Старова, Миронова, Дикушина. Для улучшения акустики дворец был задуман деревянным, а не каменным. Собственно театр находился в главном здании, которое соединялось переходами с двумя павильонами — Египетским и Итальянским. Крепостной зодчий Павел Аргунов, учившийся у Баженова и знакомый с петербургской дворцовой архитектурой, стал одним из руководителей проекта и работал над планировкой театрального зала, а крепостной механик Фёдор Пряхин изготовил механизмы для трансформации зрительного зала в бальный и другую сценическую машинерию. Дворовые люди Шереметевых оказались и талантливыми художниками-декораторами.

22 июля 1795 года на новой сцене состоялась премьера лирической драмы «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». Успех был настолько очевиден, что потребовались новые залы для размещения гостей-театралов и для репетиций труппы, состоявшей из 170 человек — актёров, музыкантов, декораторов. Перепланировкой руководил Павел Аргунов. А спустя два года дворцовым интерьерам в срочном порядке добавили пышности — граф Шереметев готовился встретить императора Павла I. Государь со свитой по дворцу прогулялся, но быстро уехал, чем изрядно разочаровал хозяина.

Крепостные театры не были редкостью в конце VIII века, в Москве свои труппы создавали Апраксин, Воронцов, Пашков, Гагарина, Голицын, Дурасов, мода перекинулась на Петербург и другие города. Но, в отличие от многих помещичьих театров, шереметевский был богат не только декорациями и гардеробами (согласно описи имущества — 194 декорации и почти сотня сундуков с одеждой и реквизитом), но талантливыми людьми. Это и режиссёр Василий Вороблевский, композитор Степан Дегтярёв, скрипичный мастер Иван Батов, актёры Петр Петров, Андрей Новиков, Григорий Кахановский, Андрей Чухнов, Иван Кривошеев, певицы Мария Черкасова, Арина Калмыкова, танцовщица Татьяна Шлыкова.

Юная дочь кузнеца Прасковья Ковалёва выступала в шереметевском театре как оперная солистка под псевдонимом Жемчугова. Обладательница прекрасного голоса и актёрского таланта стала фавориткой графа, который подписал ей вольную, а в 1801 году тайно обвенчался. Увы, это уже был закат яркой лав-стори — Николай Шереметев из-за своей болезни и петербургской службы не мог серьёзно заниматься театром, а его супруга потеряла голос и вскоре умерла от чахотки. Шереметев не был филантропом, его театральные звёзды не получили свободу, а вновь стали лакеями и прачками. Впрочем, выполняя волю Прасковьи Жемчуговой, он пожертвовал часть состояния в пользу бедных и начал строительство Странноприимного дома.

В 1809 году граф Николай Петрович Шереметев скончался и усадьба перешла во владении наследников. В XIX веке здесь многое изменилось, в 1812 году во дворце квартировали французские войска, были утрачены театральные декорации и костюмы, позднее снесены обветшавшие постройки, а театр лишился сцены и стал зимним садом. Последние заметные перемены произошли в 1856 году, когда дворец стал временной резиденцией императора Александра II. Кстати, Ротонда восстановлена по состоянию на 1856 год, когда в ней находился кабинет Александра II. После Октябрьской революции дворец был национализирован Советской властью и открылся для посетителей как Музей творчества крепостных.

При этом до недавнего времени не существовало комплексного плана реставрации и уникальная постройка стала приходить в аварийное состояние. Корреспонденты «Русского Блоггера» ознакомились с современным состоянием дворцовых залов и убедились, насколько сложная задача стоит перед реставраторами. Музей закрылся для посетителей несколько лет назад, но выставочная деятельность продолжается на других площадках, так, в Оперном доме в Царицыно экспонируются скульптуры. Значительная часть музейных экспонатов складирована в дворцовых помещениях, где пока не ведутся работы, люстры завёрнуты в целлофан, паркет накрыт войлочными дорожками. Театральный зал и не узнать — его пространство заполнено металлическими конструкциями, на которых предстоит работать мастерам. В большинстве залов работа заморожена в ожидании согласования проектной документации, переданной в ФАУ «Главгосэкспертиза России».

По мере поступления информации будет обновляться официальный сайт Музея-усадьбы Останкино, где созданы разделы о прошедших и предстоящих этапах реставрационных работ: http://ostankino-museum.ru/

Некоторые нюансы происходящего прокомментировал историк искусства Геннадий Викторович Вдовин, работающий в музее-усадьбе Останкино более 30 лет, а с 1993 года занимающий должность директора.

«Русский Блоггер»: Про Останкино ходят зловещие городские легенды…

Всякий памятник живёт мифами и останкинский миф довольно устойчивый. Во время возведения дворца Николай Петрович окружал стройку тайной, огородил двухметровым забором с караулом, с поимкой шпионов. Это делалось, чтобы повторить петропавловский миф, рождение Петербурга в одночасье из ничего, распахивается занавес — и вот волшебная штука. И этот миф продолжает развиваться до сих пор. У Орлова в «Альтисте Данилове» окрестности населены всякой нечистью, у Пелевина, у Лукьяненко. Мы к этому спокойно относимся.

Неужели Шереметев не мог пригласить профессиональных актёров?

Крепостные артисты не были крестьянами от сохи, не пахари, не доярки, а те, кого можно назвать крепостной интеллигенцией. Шереметев создавал профессиональную труппу и на это денег не жалел. Создать такую труппу из московских театральных артистов вряд ли было возможно, это значило вступить в соревнование с государем.

Почему граф Шереметев считал дворец недостроенным?

С одной стороны, в завещательном письме сыну Николай Шереметев пишет как о памятнике на века, хотя и деревянном, на маленьком фундаменте, с другой стороны полагает его недостроенным, о чём свидетельствуют планы расширения дворца на север, которые сохранились в нашем архиве, в собрании архитектурной графики.

Дворец почти без потерь пережил несколько войн…

Жаль, что к сохранившимся механизмам театра не хватает костюмов и декораций, которые сгорели в сарае при французах в 1812 году. А после революции Шереметевы проявили мудрость, они понимали, что власть большевиков надолго и добровольно отдали Кусково и Останкино. Кстати, в окрестностях тоже немало интересного, например, трамвайная линия пришла в Останкино в конце XIX века. А так была деревня с коровами, утками, поросятами…

На какой стадии процесс согласования проекта реставрации?

Экспертиза — это процесс сотворчества, на вопросы экспертов надо отвечать, подчищать хвосты, допридумывать. Мы надеемся, что к концу лета — началу осени этот процесс будет завершён и можно объявлять конкурс на производство работ. Сейчас ведутся первоочередные противоаварийные работы, то, без чего обойтись нельзя, чтобы памятник не рухнул, — некоторые конструктивные усиления, работа с фасадной скульптурой, работа с монументальной живописью, в основном, с плафонами.

Глава Мосгорнаследия Александр Кибовский упоминал о неких экспериментах, которым не место в Останкино…

Останкино — летний, увеселительный, неотапливаемый дворец, но велико желание ввести его в режим круглогодичного использования для счастливых трудящихся. Против этого у нас есть ряд серьёзных аргументов. Памятник двести с лишним лет лет жил именно в таком режиме и последствия перевода в другой режим просчитать никто не может. Если за бортом минус 20, а в здании плюс 20, понятно, что с этим деревянным, картонным, бумажным, папье-машовым домиком Наф-Нафа будет происходить. Просто рассыпется.

Реставрация вернёт дворец в 1795 год?

У нас нет искушения вернуть перестроенные в XIX веке интерьеры к моменту создания дворца. Девяностолетняя матрона не может выглядеть, как восемнадцатилетняя юница. Всё, что происходит с памятником, это его жизнь, и его судьба, и никакие накладные косы и вставные зубы совершенно ни к чему. Надо уметь носить седину и прочие недостатки.

Какие перемены произойдут в Увеселительном парке?

К территории Увеселительного парка решением Правительства Москвы присоединены пять гектаров, на которых планируется восстановить уничтоженные в середине XIX века службы, конный двор, оранжереи. А если использовать пространства под ними — решатся проблемы и с хранилищем, и с реставрационными мастерскими, и площадями для работы с посетителями — лекционным, и выставочным залами. Сейчас помещений катастрофически не хватает. С передачей храма в ведение Московской Патриархии мы лишились гектара земли, на котором планировалось восстановить три флигеля, там прежде были дом управляющего, театральная гардеробная. Этого ресурса мы лишились, пусть это будет на совести тогдашних органов охраны памятников.

В одном из интервью я прочитал о «консервации» облика дворца. Это означает, что музей станет исключительно научным центром, куда не будут пускать экскурсантов?

Речь шла совсем о другом. У нас нет точного представления, как действовала театральная машинерия, поэтому не планируем приводить её в действующее состояние, чтобы всё двигалось-крутилось, но с помощью современных технологий можно показать компьютерную трёхмерную реконструкцию, как, по мнению современных исследователей, это всё происходило. А в музей после его открытия, как и прежде, будут выстраиваться длинные очереди посетителей.

Хватает ли в России квалифицированных специалистов-реставраторов?

Отечественная школа реставрации ещё сохранилась, я не чувствую, что не хватает мастеров. Мы привыкли торопиться, а тут история такая, что девять женщин, даже крепко взявшись за руки, за месяц не родят ребёнка. К примеру, пока не будут укреплены конструкции — не придут паркетчики, пока не сделают работу специалисты по декору — не придут живописцы. Это технологическая цепочка.

Рубрика:

Как добраться до музея-усадьбы Останкино в Москве.
От станции метро «ВДНХ» на любом трамвае до конечной остановки «Останкино».
От станции метро «ВДНХ» или «Алексеевская» на троллейбусе №9, 37 или автобусе № 85 до остановки «Улица Королева».
Музей-усадьба Останкино в Москве при повышенной влажности воздуха (более 80%) не работает! Уточняйте о работе музея-усадьбы в день посещения по телефону.
Останкино – одна из усадеб в Москве семьи Шереметьевых, которые были одни из самых богатых людей России.
Усадьба Останкино в Москве это редчайшая жемчужина русских мастеров 18 века.

Сейчас Останкино это действующий музей-усадьба, где бережно хранится 11 коллекций с редкими экспонатами. Здесь собраны уникальные коллекции фарфора, изделий из стекла, созданные в 17-20 веках, коллекция скульптур, фамильное собрание картин и икон, принадлежащих семье Шереметьевых.


В музее-усадьбе Останкино в Москве сохранилось много подлинных интерьеров, мебели, хрустальных люстр.


Здесь можно увидеть частично сохранившиеся фрагменты бумажных французских обоев, которыми на момент открытия дворца в 1795 году были оклеены все залы.


Также в музее-усадьбе Останкино хранятся фотоотпечатки семейного архива графов Шереметьевых. Здесь регулярно проводятся выставки прославленных художников- акварелистов 19 века.


Часть усадьбы Останкино открыта для бесплатного посещения гостями и жителями Москвы. Любой желающий может прогуляться по аллеям парка и посидеть на берегу пруда. Другая часть усадьбы превращена в музей.


В музее-усадьбе Останкино можно увидеть следующие достопримечательности:
Дворец Шереметьевых, который был построен в конце 18 века.


Парадный двор.




Пейзажный и увеселительный парки.


Московский дворец Шереметьевых в Останкино уникален! Это почти единственное театральное здание 18 века в Москве, где сохранилась сцена, зрительный зал, гримерные комнаты.




Появлением театра в Останкино усадьба обязана графу Николаю Петровичу. Он был страстно увлечен театром и имел отличную труппу из крепостных актеров. Поэтому оставаясь в Москве в летней резиденции Останкино, граф наслаждался театральными представлениями.
Сейчас помещения театра открыты для посещения всеми желающими.

История музея- усадьбы Останкино в Москве.

Первые упоминания об усадьбе Останкино относятся к 1558 году. В то время Останкино принадлежала дьяку Василию Щелкалову – хранителю государственной печати. В конце 16 века в подмосковной деревне Останкино он построил боярский дом, посадил рощу и заложил деревянную церковь. Во время Смутного времени здание церкви было разрушено. В 1601 году Останкино было пожаловано царем Михаилом Федоровичем князю Черкасскому, который восстановил усадьбу и церковь. Позднее в середине 17 века вместо деревянной церкви установили каменную, которая получила название Живоначальной Троицы в Останкино. К началу 18 века усадьба Останкино считается одной из красивейших усадеб Москвы. Графам Шереметьевым усадьба Останкино стала принадлежать после женитьбы Петра Борисовича на княгине Варваре Алексеевне Черкасской в 1743 года. Усадьба вошла в состав приданого невесты.
Граф вместе с молодой женой живет в усадьбе Кусково. Останкино он использует для хозяйственных целей, разбивает парк, перестраивает дом, строит теплицы и оранжереи. После смерти графа усадьбу Останкино наследует его сын Николай Петрович. При нем усадьба Останкино становится его летней резиденцией. Граф обустраивает помещение театра с уникальной для Москвы того времени театральной машинерией.
С 1918 года усадьба Останкино стала государственным музеем Москвы, где можно увидеть подлинные интерьеры 18 века.


В настоящее время в музее-усадьбе Останкино проходят музыкальные фестивали «Шереметьевские сезоны», которые стали популярными у жителей Москвы и Московской области.

Где находится музей-усадьба Останкино в Москве:

Как добраться до музея-усадьбы Останкино в Москве. От станции метро «ВДНХ» на любом трамвае до конечной остановки «Останкино». От станции метро «ВДНХ» или «Алексеевская» на троллейбусе №9, 37 или автобусе № 85 до остановки «Улица Королева». Музей-усадьба Останкино в Москве при повышенной влажности воздуха (более 80%) не работает! Уточняйте о работе музея-усадьбы в день посещения по телефону. Останкино - одна из усадеб в Москве семьи Шереметьевых, которые были одни из самых богатых людей России. Усадьба Останкино в Москве это редчайшая жемчужина русских мастеров 18 века. Сейчас Останкино это действующий музей-усадьба, где бережно хранится 11 коллекций с редкими экспонатами. Здесь собраны уникальные коллекции фарфора, изделий из стекла, созданные в 17-20 веках, коллекция скульптур, фамильное собрание картин и икон, принадлежащих семье Шереметьевых. В музее-усадьбе Останкино в Москве сохранилось много подлинных интерьеров, мебели, хрустальных люстр. Здесь можно увидеть частично сохранившиеся фрагменты бумажных французских обоев, которыми на момент открытия дворца в 1795 году были оклеены все залы. Также в музее-усадьбе Останкино хранятся фотоотпечатки семейного архива графов Шереметьевых. Здесь регулярно проводятся выставки прославленных художников- акварелистов 19 века. Часть усадьбы Останкино открыта для бесплатного посещения гостями и жителями Москвы. Любой желающий может прогуляться по аллеям парка и посидеть на берегу пруда. Другая часть усадьбы превращена в музей. В музее-усадьбе Останкино можно увидеть следующие достопримечательности: Дворец Шереметьевых, который был построен в конце 18 века. Парадный двор. Церковь Живоначальной Троицы в Останкино. Пейзажный и увеселительный парки. Московский дворец Шереметьевых в Останкино уникален! Это почти единственное театральное здание 18 века в Москве, где сохранилась сцена, зрительный зал, гримерные комнаты. Появлением театра в Останкино усадьба обязана графу Николаю Петровичу. Он был страстно увлечен театром и имел отличную труппу из крепостных актеров. Поэтому оставаясь в Москве в летней резиденции Останкино, граф наслаждался театральными представлениями. Сейчас помещения театра открыты для посещения всеми желающими. История музея- усадьбы Останкино в Москве. Первые упоминания об усадьбе Останкино относятся к 1558 году. В то время Останкино принадлежала дьяку Василию Щелкалову – хранителю государственной печати. В конце 16 века в подмосковной деревне Останкино он построил боярский дом, посадил рощу и заложил деревянную церковь. Во время Смутного времени здание церкви было разрушено. В 1601 году Останкино было пожаловано царем Михаилом Федоровичем князю Черкасскому, который восстановил усадьбу и церковь. Позднее в середине 17 века вместо деревянной церкви установили каменную, которая получила название Живоначальной Троицы в Останкино. К началу 18 века усадьба Останкино считается одной из красивейших усадеб Москвы. Графам Шереметьевым усадьба Останкино стала принадлежать после женитьбы Петра Борисовича на княгине Варваре Алексеевне Черкасской в 1743 года. Усадьба вошла в состав приданого невесты. Граф вместе с молодой женой живет в усадьбе Кусково. Останкино он использует для хозяйственных целей, разбивает парк, перестраивает дом, строит теплицы и оранжереи. После смерти графа усадьбу Останкино наследует его сын Николай Петрович. При нем усадьба Останкино становится его летней резиденцией. Граф обустраивает помещение театра с уникальной для Москвы того времени театральной машинерией. С 1918 года усадьба Останкино стала государственным музеем Москвы, где можно увидеть подлинные интерьеры 18 века. В настоящее время в музее-усадьбе Останкино проходят музыкальные фестивали «Шереметьевские сезоны», которые стали популярными у жителей Москвы и…

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы
"Московский музей-усадьба Останкино".

Музей – усадьба «Останкино» для меня не только историческое место, но и родное для нашей семьи. В этом музее когда-то познакомились мои родители, потому что бабушки с детства водили их в Останкинский парк: гуляли по территории, рассматривали экспозиции дворца, прикасались к шахматному полу в одном из залов, ели пончики.
Не удивительно, что когда я родилась и подросла, родители тоже привели меня в музей – усадьбу «Останкино».
В этой усадьбе, мне кажется, я знаю все и, тем не менее, обожаю посещать музей и слушать удивительные истории. Я не устаю ходить по залам музея, рассматривать картины, слушать о театре графа Шереметева.
У нас появились огромные возможности получить дополнительную информацию об этом уникальном музее. Вот уж мне было раздолье. Мне хотелось знать больше и больше.
Я люблю музей – усадьбу Останкино, чувствую себя там очень комфортно. Мне кажется оно одним их самых интересных мест нашего города.
Когда я узнала, что проводится конкурс «Я узнаю Москву», сразу решила участвовать в нем и всем рассказать о любимом месте - музее – усадьбе «Останкино».

Историческая справка.
Дворец.
Усадьба Останкино представляет собой музей, в котором можно окунуться в историю жизни и быта графов Шереметевых.
В 16 веке усадьба принадлежала дьяку Василию Щелкалову, который был у царя хранителем печати. В 1584 году Щелкалов уже имел деревню Останкино с боярскими хоромами, садом, озером и деревянной церковью.
В годы Смуты почти все было уничтожено, сохранилось лишь озеро. Позднее, в 1601 году, владельцем этого имения стал князь А. М. Черкасский, при котором здесь были устроены жилые хоромы, высажены дубовые рощи и была сооружена дошедшая до наших дней прекрасная каменная Троицкая церковь (церковь Живоначальной Троицы). Зодчим храма был крепостной мастер Павел Потехин.
Граф Петр Шереметев получил Останкино в качестве приданного, когда женился на дочери канцлера Российской империи Варваре Алексеевне Черкасской.
При Петре Шереметеве в поместье появились аллеи и сад. В оранжереях по приказу нового хозяина стали высаживать декоративные и сельскохозяйственные культуры.
Но основной этап развития истории усадьбы Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметеве. Именно при графе Шереметеве приобрела свой неповторимый облик усадьба Останкино.
Он был истинным ценителем и знатоком искусств, образованнейшим человеком того периода и страстным театралом. Останкино – усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Интересно был устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал. Сценические размеры позволяли производить постановку опер, в которых осуществлялась быстрая смена декораций и было много массовых эпизодов.
Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г.
В проектных и строительных работах принимали участие знаменитые архитекторы Ф. Кампорези, В. Бренн, И. Старов, а также архитектор И. Аргунов.
Н. П. Шереметев собрал коллекцию картин, скульптур и гравюр, но все свободное время посвящал музыке и театру. Это его увлечение создало все предпосылки для создания в Останкине одного из лучших крепостных театров не только в Москве, но и во всей России. В труппе Останкинского театра, сложившейся в 70-е гг. 18 в., было много талантливых актеров, среди них крепостная актриса, оперная певица Прасковья Ковалева, возлюбленная графа с которой он был тайно обвенчан и для которой был построен дворец, вырыт каскад прудов и разбит парк.
В те времена Останкино – усадьба, в которой собиралось светское общество столицы и которое считалось одной из лучших усадеб в Москве.
После смерти родителей владельцем имения стал шестилетний Дмитрий. И некоторое время дворец оставался в стороне от светской жизни. С первой половины 19 века Останкинский парк становится любимым местом гуляний москвичей всех сословий.
Во время Октябрьской революции Останкино было национализировано, в 1918 г. усадьба была превращена в государственный музей. С 1938 г. усадьбу Шереметевых переименовали в Дворец-музей творчества крепостных. Новое название поместье получило в 1992 г. Оно стало Московским музеем-усадьбой Останкино.
В настоящее время дворец закрыт на реставрацию до декабря 2016года.

Храм Живоначальной Троицы /Троицкая церковь. /

В 1584 году дьяк Василий Щелкалов построил боярский дом, посадил рощу, устроил пруд и заложил деревянную церковь, которая была утрачена.
Став владельцем усадьбы, князь Михаил Яковлевич Черкасский, подал челобитную на имя Патриарха Иоакима. Получив Благословенную грамоту на сооружение, с 1677 года по 1683 год на месте ранее стоявшей деревянной, была построена церковь Живоначальной Троицы, которая считается одной из самых старых зданий, находящихся в этом месте. Зодчим храма предположительно был крепостной мастер Павел Потехин, но есть вероятность, что в строительстве принимал участие Стефан Порецкий.
Храм построен в традиционном стиле и имеет три придела - северный, освященный во имя Тихвинской иконы Божией Матери, южный - во имя святого Александра Свирского, и центральный - во имя Живоначальной Троицы, давший имя храму
Был еще и четвертый престол - св. Николая Чудотворца, который находился в подклете храма и действовал в 1920году.
Стиль, в котором выполнен храм, часто называют «русским узорочьем» благодаря красивому силуэту и обилию архитектурных элементов. Формы декора весьма разнообразны, причем есть просто выдающиеся по красоте элементы. Церковь поражает не только своей сложной композицией, но и разнообразием декоративных форм: стены декорированы поясами-карнизами, арками и кокошниками. Особой гордостью церкви был пышный иконостас в стилистике барокко и который был утрачен.
В 1743 году, когда церковь перешла к графу Шереметеву, он решает провести реставрацию, т.к. это настоятельно требовало здание. При этом была произведена некоторая реконструкция. Были увеличены окна и над колокольней вместо шпилей появились шатры. Реставрацией занимались архитекторы А. К. Серебряков и Н. В. Султанов.
После Октябрьской революции из церкви были изъяты церковные украшения и утварь.
В 1991 году Патриарх Алексий 2 осветил церковь после реставрации.
В настоящее время Храм Животворящей Троицы в Останкине является подворьем Патриарха Московского и всея Руси и открыто для прихожан.

Топонимика.
Что означает название Останкино и его происхождение?
Бытует несколько предположений. По одной версии Останкино происходит от слова останок «родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство».
Во время правления Ивана Грозного деревня Осташково числилось за вольнодумцем Алексеем Сатиным, который был яростный противник политики царя, за что и был казнен, а деревню Осташково Иван Грозный подарил своей жене Анне Котловской. Через некоторое время Грозный передарил это село одному из своих опричников Орту. После него земли стали принадлежать дьяку Щёлканому.
Так и переходила деревня из рук в руки, пока не обрело постоянных хозяев князей Черкасских, у которых Останкино оставалось почти два столетия.
Последним владельцем Останкино был граф Николай Петрович Шереметев.
Имя села Останкино не связано ни с названием храма, ни с одной из вышеназванных фамилий владельцев (Черкасские, Шереметевы), известных и знаменитых в свое время, и по другой версии можно предположить, что очень часто названием села или деревни становилось имя или фамилия первопоселенца, наиболее знаменитого владельца кому они принадлежали; того, кто был в здешних местах первопоселенцем. Вполне возможно, что названием деревни Осташково (ныне – Останкино) стало имя никому теперь не известного первопоселенца по имени Остап (Останка, Останок) или Осташ (Осташка, Осташок). Может быть этот человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть - Осташкова деревня, или Останкина («Чья деревня?» - «Принадлежащая Осташке, Останке»).
В московской топонимии сохраняется память о графе Шереметеве, об архитекторе Аргунове в названии улиц, которые расположены недалеко от Останкино.

Геральдика.

Герб рода князей Черкасских. (См. фото1)

В щите, разделенном на четыре части, посередине находится горностаевый щиток с державой обозначенный. В первой части в красном поле черкас в золотой епанче и в княжеской шапке с пером, скачущий на белом коне с золотой сбруей, имеющий на плече золотое копье. Во второй части в голубом поле между трех шестиугольных звезд серебряных изображены крестообразно две серебряных стрелы, остроконечием вверх поднятые, на которых поставлен щит красного цвета с серебряным на нем полумесяцем. В третьей части в серебряном поле натурального цвета лев, держащий в передних лапах натянутый лук со стрелой. В четвертой части в золотом поле видны два змия, перпендикулярно перевившиеся, натурального цвета. Щит покрыт мантией, принадлежащей княжескому достоинству и шапкой с пером, имеющей вид чалмы, которая наложена на золотую корону. Сия шапка с пером изъявляет знаменитость родоначальника Черкасских князей Инала, который был султаном в Египте.

Герб рода графов Шереметевых. (См. фото2)

Посередине золотого щита в красном поле окруженным лавровым венцом изображена золотая корона, т.е. герб древних владетелей Прусских, и под ней два серебряных креста означенные перпендикулярно. В нижней части на золотом щите вида шапка, служившая в древние времена отличием для бояр, в которых чинах фамилии Шереметьевых многие находились, а внизу шапки копье и меч, положенные крестообразно на серебряном полумесяце, рогами обращенном вверх. Щит покрыт графской короной, на поверхности которой означен турнирный шлем по достоинству увенчанный с изображением на нем кумиропоклонного дуба, по сторонам которого видны две серебряные звезды шестиугольные. Щит держат два льва, имеющие золотые лбы, а во рту лавровую и масличную ветви, из коих у стоящего с правой стороны находится в лапах скипетр, а с левой стороны - держава в память того, что предки фамилии Колычевых были в Пруссии владетелями. Намет на щите золотой, подложен красным. Под щитом надпись: DEUS CONSERVAT OMNIA.
«Бог сохраняет все» - это девиз графов Шереметевых, под которым они творили добро.

Интересные факты.

Усадьба Останкино - уникальный по сохранности памятник русской архитектуры XVIII века.
Граф Н. П. Шереметев собрал уникальную коллекцию картин, скульптур и гравюр, им был построен «дом искусств» - красивейший деревянный театр, с невероятными техническими приспособлениями, ставший бесценным памятником архитектуры.
Частой гостьей в имении была императрица Елизавета Петровна.
В 1797 г. сюда лично приезжал Павел I, в честь которого был дан бал.
В 1801 г. в Останкине побывал император Александр I.
В 1856 году, перед коронацией Александра II, в Останкино была устроена временная резиденция нового императора, который вместе с семьей прожил здесь неделю, готовясь к церемонии. В Останкино Александр II подписал указ об отмене крепостного права и потом еще долго во дворце хранилась та самая чернильница императора.
В останкинском музее находится усадебный архив и библиотека, часть книг в которой принадлежала еще Шереметевым. В архиве сохранилось множество оригинальных чертежей, обмерных рисунков и проектов, по которым создавали здешний дворец и проектировали парк.

Площадь территории.

Экспозиционно-выставочная - 2292м2
Фондохранилище - 880м2
Парковая зона - 9га

Несмотря на всю свою роскошь и великолепие, здание Останкинского дворца построено целиком из дерева. При этом дворец в Останкино совсем не похож на сельские усадьбы, и вполне мог бы занять достоянное место на самых красивых улицах Москвы.

Останкино. Планы первого и второго этажей дворца. Обмер И. Голосова

Лишь большие размеры здания, призванного вместить все то, что требуется для широкого барского быта, напоминают о том, что это сельское имение. Дворец был построен и декорирован в течение одного десятилетия, что придает ему необычайное единство и целостность. Проект его был разработан несколькими замечательными архитекторами, в числе которых были такие звезды как М. Казаков, Д. Кваренги, и Д. Жилярди. В центральной части дворца виден творческий гений М.Ф. Казакова, в боковых крыльях легко узнать манеру Кваренги, Жилярди же были сделаны незначительные дополнения уже после того, как дворец был закончен. В работе над проектом дворца также были привлечены и крепостные зодчие Шереметевых - А. Миронов, Г. Дикушин и А. Аргунов.

Казаков Матвей Фёдорович

Джакомо Антонио Доменико Кваренги

Доменико Жилярди

По своей композиции Останкинский дворец выстроен в виде буквы П («покоем») с парадным двором, что очень традиционно для усадеб того времени. Боковые крылья соединены с центральным зданием одноэтажными галереями, подчеркивающими нарядное великолепие портика на центральной части дома. Возвышающийся над всем этим купол, придает всему зданию необычайную законченность и гармонию. Со стороны садового фасада здание выглядит не менее величественно. Этому способствует десятиколонная лоджия-портик, охватывающая весь второй этаж. Мраморный барельеф, завершающий звучный аккорд колонн, выполнен в греческом стиле. Под жарким солнцем юга мрамор давал бы резкие эффекты, темные тени еще резче выделялись бы на фоне блеска освещенных частей. В пасмурном же русском свете тени барельефа приобретают необычайно нежную гармонию, их легкие перламутрово-серые переливы замечательно сочетаются с сырым московским небом и блеклостью окружающей природы. Несмотря на всю классичность своих форм, Останкинский дворец отличается необыкновенной нарядностью и роскошью. Да и немудрено, ведь он не мог не отражать тот дух обилия и вычурности, который господствовал в архитектуре и искусстве на всем протяжении 18 века. Сам граф дотошно вникал в малейшие детали строительства своего детища. Часто советовался и спорил со своими архитекторами. В результате Останкино не выглядит как творение одного мастера, но зато в нем замечательно отражена эпоха и то понимание красоты, которое объединяло всех мастеров конца 18 века.