Правила шахмат. Фигуры в шахматах

Вам захотелось стать гроссмейстером по шахматам? Честно скажем, для достижения цели вам понадобится знать чуточку больше, чем приведённые ниже факты. Однако шахматы - это одна из самых известных стратегических игр на на нашей планете, их история насчитывает несколько столетий и чрезвычайна интересна сама по себе.

1.

Родиной шахмат считается Индия, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад). Оттуда игра попала в Эраншахр (территория современных Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу и Россию.

Возможно, так выглядели первые шахматные партии

2.

Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман в Испании в 1280 году.

Исключительное право пешки на первый ход

3.

Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре.

Император Суй Вэнь-ди, по-видимому, не одобрял шахматы

4.

Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы. А первый шахматный турнир в США состоялся в Нью-Йорке в 1857 году.

Литографии участников первого шахматного турнира в США

5.

Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут.

Больше двух часов понадобилось бразильскому шахматисту на обдумывание хода (на фото в чёрном жилете)

6.

Первая партия «Космос - Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.

Матч космонавтов с Землей закончился вничью

7.

Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.

Из самой слабой фигуры ферзь стал самой сильной

8.

Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.

Иллюстрация к старейшей из шахматных партий

9.

Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.

Тьюринг интересовался и шахматами

10.

«Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.

Компьютер научился играть в шахматы не хуже человека

11.

Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень».

Самый старый шахматный набор сыграл свою роль в кино о Гарри Поттере

12.

Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы.

Эммануэль Ласкер много лет оставался непобедимым

13.

Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах.

Иллюстрация к одной из первых печатных книг по шахматам

14.

В 1561 году испанский священник Руи Лопес де Сегура написал книгу «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», которая стала первым серьезным изучением этой игры. С именем Руи Лопеса связано создание испанского дебюта, так как наибольшее внимание в своем труде Лопес уделял именно началу игры.

Первый теоретический труд о шахматах составил Руи Лопес де Сегура

15.

Шахматы часто приводятся врачами в пример эффективного средства улучшения памяти. Также эта игра тренирует ум путём решения сложных логических задач, поэтому она рекомендуется для борьбы с болезнью Альцгеймера.

По мнению врачей, шахматы улучшают память и тренируют ум

16.

Название «шахматы» происходит от персидских слов «шах» и «мат», которые часто переводятся как «король умер», хотя более точным эквивалентом было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».

Королю не убежать!

17.

В 1972 году во время матча Фишер-Спасский в Рейкъявике советская делегация подозревала претендента Фишера в использовании различных электронных и химических устройств для того, чтобы вывести чемпиона мира из равновесия. Стул Спасского охранялся круглосуточно, а после игр был отправлен в лабораторию, но ничего необычного в нем найдено не было.

Психологическое давление Роберта Фишера на Бориса Спасского так и не было установлено

18.

Филлипинский мальчик Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в мире. Сейчас ему 9 лет.

Самому юному мастеру ФИДЕ 9 лет

19.

В английском языке слово rooky, обозначающее выдающего шахматиста, происходит от «rook» - ладья. Как правило, ладьи вступают в игру ближе к эндшпилю и вместе с ферзем являются самыми сильными фигурами.

Сильный шахматист подобен ладье

20.

Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.

Изобретательный священник нашёл способ обойти запрет на шахматы

21.

Шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году, до этого времени использовались песочные часы. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения.

Без часов невозможно проведение шахматного турнира

22.

В 1985 году Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет и 210 дней. До сих пор тринадцатый чемпион мира признаётся многими экспертами величайшим шахматистом в истории.

Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира

23.

Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов. После этого матча ФИДЕ ввела правило 50 ходов: если за 100 ходов ни одна фигура не была взята, игроки не имеют права более затягивать игру и объявляется ничья.

Самый долгий матч в истории шахмат закончился ничьей

24.

Однако теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов.

В шахматной партии возможно сделать более пяти тысяч ходов

25.

Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей вселенной. Количество мельчайших частиц материи составляет около 10 в 79 степени, в то время как число неповторяющихся шахматных комбинаций более 10 в 120 степени.

Всевозможные партии в шахматах вряд ли когда-нибудь будут сыграны

Многие учёные не подвергают сомнению то, что шахматы оказывают крайне положительное воздействие на человека: развивают память, тренируют ум и не зря даже считаются спортом, а потому можно не сомневаться, что эта уникальная игра еще долгое время не уйдёт в историю.

Освоение шахмат - это длительный процесс, который может затянуться на несколько лет, но вам не обязательно быть великим шахматистом, чтобы побеждать практически в каждой игре, достаточно лишь понимать механику игры. Научившись распознавать некоторые шаги и читать своего противника, вы сможете эффективно защищать своего короля, атаковать короля противника и выходить победителем почти в каждой игре.


Предполагается, что вы уже знакомы с базовыми правилами игры в шахматы. Если вы только начали знакомство с игрой,

Шаги

Часть 1

Уровень игры: начальный

    Уясните ценность каждой фигуры и защищайте их соответственно. Понятно, что король является наиболее важной фигурой на доске, ведь его потеря ведет к поражению в игре. Несмотря на это, не стоит считать остальные фигуры бесполезным пушечным мясом. Согласно математике и геометрии шахматной доски, некоторые фигуры куда ценнее, чем другие. Помните об этом, когда будете забирать чужие фигуры. К примеру, не стоит подвергать риску ценнейшую ладью лишь за тем, чтобы избавиться от коня противника.

    Поймите цели хорошего дебюта. Дебют - это первые несколько ходов в игре, которые определяют вашу общую стратегию и расстановку фигур на всю партию. Целью начальных ходов является развертывание (отведение от начальных полей) как можно большего количества сильных фигур. Для хорошего начала следует учесть несколько ключевых моментов:

    • Перемещайте пешки к центру доски, чтобы открыть дорогу более сильным фигурам.
    • Ваш дебют также будет зависеть от того, играете ли вы черными или белыми фигурами. Так как белые ходят первыми, вам следует играть агрессивно и не дать инициативе перейти к противнику. Черным же следует организовать оборону, ожидая, пока белые подставятся под удар.
    • Никогда не перемещайте одну фигуру два хода подряд, если только ей не грозит опасность быть сметенной с доски. Чем больше фигур вы сможете передвинуть, тем больше ходов потребуется противнику для противодействия.
    • Учитывая все это, ознакомьтесь со списком дебютов, которые делают гроссмейстеры на турнирах по шахматам.
  1. Заранее продумайте свою стратегию на 4–5 ходов вперед, делая каждый ход частью более изощренной атаки. Для победы в шахматах вы должны постоянно думать на несколько шагов вперед, подготавливая обширные и сложные атаки, чтобы перехитрить своего противника. Ваш первый ход определяет всю последующую игру и ведет к первой атаке или контролю определенных участков доски. Лучший способ научиться планировать наперед - отработать несколько распространенных дебютов:

    Проведите 4-ходовый «Детский мат», чтобы мгновенно выиграть партию. Проблема в том, что данная стратегия сработает лишь единожды, так как опытный игрок раскроет ваш план и уведет короля из-под удара. Несмотря на это, детский мат является отличным способом застать новичка врасплох и быстро одержать победу в игре.

    Контролируйте центр доски, чтобы контролировать игру. Во время партии в шахматы ваша главная задача заключается в контроле над центром доски, особенно это касается четырех полей посередине. Все потому, что оттуда можно совершать атаку в любом направлении, позволяя вам управлять темпом и ходом игры. Конь, к примеру, имеет 8 потенциальных ходов из центра доски, а по краям доски - лишь 1–2. Существует два основных способа добиться контроля над центром:

    • Вы можете закрепиться в центре доски, медленно перемещая туда несколько фигур. Пусть кони и слоны стоят по краям и играют роль поддержки, там они смогут атаковать фигуры противника в случае нападения. Подобное неторопливое развитие событий используется чаще всего.
    • А вот заход с флангов является более современным стилем игры, согласно которому контроль над центром осуществляется по краям доски. Ваши ладьи, ферзь и кони поднимаются по краям доски, тем самым не давая противнику безвозмездно захватить центр.
  2. Развивайте по одной фигуре за раз. Покончив с дебютом, переходим к развертыванию боевых порядков. Вы должны вывести все свои фигуры с начальных полей, перемещая их на более эффективные для них места.

    • Если можете, перемещайте фигуры по очереди. Не ходите одной и той же фигурой два раза подряд, если, конечно, вам не нужно будет уводить ее из-под удара или потрепать силы противника.
    • Перемещать все фигуры тоже необязательно. Продвижение всех пешек не поможет вам победить, так как нарушит ключевую линию обороны, оберегающую вашего короля.
  3. Научитесь рокировке. Рокировка - это особый ход, при котором король «перепрыгивает» через ладью, принимающую роль стены против грядущей атаки и которую оберегают размещенные над ней пешки. Это крайне эффективная тактика защиты, особенно для новичков в шахматах. Вам понадобится сделать следующее:

    Не пренебрегайте разменом фигур. Смело разменивайте фигуры, если в результате вы окажетесь с материальным преимуществом, например, пожертвовав конем ради получения вражеского ферзя. Когда же фигуры более-менее равны, процесс размена становится довольно запутанным. Если вкратце, то не стоит идти на размен, когда:

    Продумайте свою стратегию на 5–6 ходов вперед. Пусть это и сложно, но для регулярной победы в партиях вы должны строить долгосрочные планы. Каждый ход фигур должен преследовать три основных цели. Держа эти моменты в памяти, вы вскоре сможете на ходу просчитывать многоходовки для победы в игре:

    Используйте свое преимущество по максимуму, не неситесь сломя голову в атаку. Ритм игры - вот, что главное в шахматах, так что удерживайте его как можно дольше. Если ваш противник лишь реагирует на ваши действия и постоянно выводит фигуры из-под удара, не имея возможности контратаковать, продолжайте неспешно уменьшать количество его фигур. Помните, что победа в битве не гарантирует вам победу в войне. Не позволяйте оппоненту совершать контратаки в ответ на ваши ходы. Вместо этого перебейте его защитные фигуры, захватите центр доски, после чего выждите момент для нанесения сокрушительной атаки.

    Научитесь проводить связывание. Связывание - это нападение, при котором вражеская фигура загоняется в тупик или берется в заложники, сдерживая оппонента от эффективного ее использования риском ее потерять. Этот пассивный вид ведения боевых действий отлично подходит для управления ходом игры и победе над противником. Для начала проанализируйте варианты перемещения фигуры. Уделите особе внимание фигурам с ограниченным набором ходов. Затем разместите свои фигуры так, чтобы атаковать связанную фигуру, куда бы она ни передвинулась, фактически делая ее бесполезной на какое-то время.

    Объективно оценивайте каждый ход. Вы должны мыслить в масштабах всей доски, анализируя каждый доступный вам ход. Не делайте ход только потому, что пришла ваша очередь, не торопитесь и попробуйте отыскать наилучший ход из всех доступных. Конечно, все зависит от ситуации, но вы можете задать себе парочку вопросов перед каждым ходом, чтобы понять, правильно ли поступаете:

    Избавляйтесь от фигур противника единым фронтом. Вам нужно сохранять контроль над центром, при этом атакуя, как единое целое. Ваши фигуры словно детали оркестра - все они служат уникальной цели, но лучше всего работают вместе. Устраняя фигуры оппонента, вы повысите свои шансы обойти защиту короля, а организовав 2–3 группы поддержки, обеспечите материальное преимущество.

    Защищайте ферзя на всех этапах игры при помощи слона и ладьи. Ферзя не просто так считают сильнейшей фигурой на доске, поэтому не спешите разменивать его на другую фигуру противника, даже на другого ферзя, подобный ход редко является оправданным. Ферзь - ваша наиболее универсальная атакующая фигура, используйте ее по назначению. Постоянно защищайте и поддерживайте своего ферзя, так как большинство игроков готово пожертвовать практически любой фигурой (кроме собственного ферзя), чтобы от него избавиться.

    Не окружайте своих слонов пешками. Слоны атакуют с дальних дистанций, а для контроля над доской, особенно на ранних стадиях игры, крайне важно использовать их обоих. Вы можете изучить множество дебютных ходов, но основная их цель заключается в выведении в открытую своих сильных фигур.

    Часть 3

    Уровень игры: продвинутый
    1. Продумайте ход игры от начала и до конца. Партия в шахматы в основном имеет три этапа, которые тесно связаны между собой. Лучшие шахматисты мира планируют свою игру на 10–12 ходов вперед, одновременно разрабатывая 3–4 стратегии на основе ходов противника. Они знают, что потраченные на раннем этапе ходы и фигуры сильно повлияют на заключительную стадию игры и планируют свои действия соответственно.

      • Дебют: именно здесь задается тон игры. В первые 4–5 ходов происходит ускоренная мобилизация множества фигур и начинается борьба за центр доски. Вы можете пойти в наступление, переведя сражение на сторону противника, либо уйти в оборону, выжидая, пока противник сделает первый шаг.
      • Миттельшпиль: его единственная цель - подготовка к эндшпилю. На данном этапе происходит размен фигурами, захват контроля над центром доски и установка 1–2 линий нападения, которые в любой момент могут прийти в движение. Размен, конечно, может принести пользу, но вы должны понимать, что с каждой потерянной фигурой уменьшаются и ваши шансы на победу.
      • Эндшпиль: этап, когда на доске остается очень мало фигур, а их ценность заметно возрастает. Вам может показаться, что именно в эндшпиле развернется главное противостояние, но на самом деле бо́льшая часть работы уже была проделана. Игрок, который «победил» в миттельшпиле и остался с лучшим материалом без труда завершит игру матом.
    2. Слоны к концу игры куда полезнее коней. Поначалу игры слоны и кони примерно равны по силе. Однако уже к концу игры слоны будут передвигаться по опустевшей доске в разы быстрее, чем все так же медлительные кони. Помните об этом при размене фигур - если в краткосрочной перспективе слон и не является сверхполезным, то уже на последнем этапе партии становится одной из наиценнейших фигур.

    3. Используйте числовое преимущество пешек на пустой доске. Пешки лишь кажутся бесполезными, однако к концу игры они становятся ключевыми фигурами. Они могут оказывать поддержку сильным фигурам, продвигаться по доске, нервируя противника, а также являются идеальным щитом для короля. Однако это преимущество можно упустить, если вы начнете сдваивать их в начале партии (две пешки на одной вертикальной линии). Держите пешки рядом, чтобы они могли прикрывать друг друга. Когда на доске останется очень мало фигур, стремительное наступление для превращения пешки в ферзя может решить исход игры.

      • Поищите в интернете наборы задач или прихватите в библиотеке книжку по шахматным стратегиям, в них обязательно будут примеры задач.
    • Играйте уверенно с настроем на победу.
    • Не переставайте практиковаться и не отдавайте фигуры по глупости.
    • Идите в наступление группами. Если для атаки вам придется отойти от группы, составьте план по перегруппировке сил.
    • В некоторых компьютерных шахматных играх существуют подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Эти подсказки могут вам пригодиться в официальных матчах.
    • Когда будете готовы, примите участие в турнире или сыграйте в шахматном клубе. Это может улучшить ваши навыки и обеспечит официальный шахматный рейтинг.
    • Помните о значении каждой фигуры и планируйте свою игру соответственно. Например, ладья стоит пять очков, тогда как слон только три. Вы можете получить преимущество, если пожертвуете своим слоном для нейтрализации ладьи противника.
    • Прежде чем перемещать фигуру, детально продумайте свой ход.

    Предупреждения

    • Не используйте дешевые трюки вроде четырехходового мата. Если ваш противник знает о них, вы практически обязательно проиграете.
    • Ничего страшного, если вы не выигрываете! Нужна уйма практики, чтобы стать профи!
    • Не спешите забирать «свободные» фигуры. Возможно, ваш оппонент пожертвовал эту фигуру, чтобы обменять ее на более сильную вашу фигуру или провести отвлекающий маневр.
    • Не рискуйте ферзем - это самая ценная фигура на доске!

Вам захотелось стать гроссмейстером по шахматам? Честно скажем, для достижения цели вам понадобится знать чуточку больше, чем приведённые ниже факты. Однако шахматы - это одна из самых известных стратегических игр на на нашей планете, их история насчитывает несколько столетий и чрезвычайна интересна сама по себе.

Родина шахмат - Индия

25. Родиной шахмат считается Индия, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад). Оттуда игра попала в Эраншахр (территория современных Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу и Россию. Возможно, так выглядели первые шахматные партии

24. Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман в Испании в 1280 году. Исключительное право пешки на первый ход

23. Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре. Император Суй Вэнь-ди, по-видимому, не одобрял шахматы

22. Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы. А первый шахматный турнир в США состоялся в Нью-Йорке в 1857 году.
Литографии участников первого шахматного турнира в США

21. Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут.
Больше двух часов понадобилось бразильскому шахматисту на обдумывание хода (на фото в чёрном жилете)

Первая партия «Космос - Земля»

20. Первая партия «Космос - Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.
Матч космонавтов с Землей закончился вничью

19. Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.
Из самой слабой фигуры ферзь стал самой сильной

18. Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.
Иллюстрация к старейшей из шахматных партий

17. Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.
Тьюринг интересовался и шахматами

16. «Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.
Компьютер научился играть в шахматы не хуже человека

Самый старый набор шахмат

15. Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень». Самый старый шахматный набор сыграл свою роль в кино о Гарри Поттере

14. Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы. Эммануэль Ласкер много лет оставался непобедимым

13. Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах. Иллюстрация к одной из первых печатных книг по шахматам

12. В 1561 году испанский священник Руи Лопес де Сегура написал книгу «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», которая стала первым серьезным изучением этой игры. С именем Руи Лопеса связано создание испанского дебюта, так как наибольшее внимание в своем труде Лопес уделял именно началу игры. Первый теоретический труд о шахматах составил Руи Лопес де Сегура

11. Шахматы часто приводятся врачами в пример эффективного средства улучшения памяти. Также эта игра тренирует ум путём решения сложных логических задач, поэтому она рекомендуется для борьбы с болезнью Альцгеймера.
По мнению врачей, шахматы улучшают память и тренируют ум

Откуда произошло название шахматы

10. Название «шахматы» происходит от персидских слов «шах» и «мат», которые часто переводятся как «король умер», хотя более точным эквивалентом было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».
Королю не убежать!

9. В 1972 году во время матча Фишер-Спасский в Рейкъявике советская делегация подозревала претендента Фишера в использовании различных электронных и химических устройств для того, чтобы вывести чемпиона мира из равновесия. Стул Спасского охранялся круглосуточно, а после игр был отправлен в лабораторию, но ничего необычного в нем найдено не было.
Психологическое давление Роберта Фишера на Бориса Спасского так и не было установлено

8. Филлипинский мальчик Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в мире. Сейчас ему 9 лет.
Самому юному мастеру ФИДЕ 9 лет

7. В английском языке слово rooky, обозначающее выдающего шахматиста, происходит от «rook» - ладья. Как правило, ладьи вступают в игру ближе к эндшпилю и вместе с ферзем являются самыми сильными фигурами.
Сильный шахматист подобен ладье

6. Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.
Изобретательный священник нашёл способ обойти запрет на шахматы

Томас Уилсон изобрел шахматные часы

5. Шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году, до этого времени использовались песочные часы. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения.
Без часов невозможно проведение шахматного турнира

4. В 1985 году Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет и 210 дней. До сих пор тринадцатый чемпион мира признаётся многими экспертами величайшим шахматистом в истории.
Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира

3. Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов. После этого матча ФИДЕ ввела правило 50 ходов: если за 100 ходов ни одна фигура не была взята, игроки не имеют права более затягивать игру и объявляется ничья.
Самый долгий матч в истории шахмат закончился ничьей

2. Однако теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов.
В шахматной партии возможно сделать более пяти тысяч ходов

1. Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей вселенной. Количество мельчайших частиц материи составляет около 10 в 79 степени, в то время как число неповторяющихся шахматных комбинаций более 10 в 120 степени.
Всевозможные партии в шахматах вряд ли когда-нибудь будут сыграны

Многие учёные не подвергают сомнению то, что шахматы оказывают крайне положительное воздействие на человека: развивают память, тренируют ум и не зря даже считаются спортом, а потому можно не сомневаться, что эта уникальная игра еще долгое время не уйдёт в историю.

20 июля во всех странах и континентах отмечается Международный день шахмат. Впервые его праздновать стали в 1966 году по инициативе всемирной шахматной федерации. Дата выбрана неслучайно: в этот день в 1924 году в Париже и была основана ФИДЕ. Интерес к шахматам не ослабевает на протяжении столетий так же, как и не прекращаются споры на понимание сути этого занятия. Интересные факты из мира шахмат читайте далее.

Что такое шахматы

Спорт, игра, наука, искусство? Все придерживаются разных мнений. Например, Михаил Ботвинник полагал, что это наука, основа которой логика. Шахматы, по его мнению, - торжество разума. А вот его тезка Михаил Таль своей игрой доказывал, что это великое искусство, способное дарить настоящее эстетическое удовольствие. Манера ведения игры у всех шахматистов своеобразная: одним нравится нападать, другим – выстраивать оборону, третьи – мастера комбинаций. Но в любом случае все известные шахматисты – виртуозы.

Праматерью этой игры считают индийскую чатурангу, возникшую примерно в I-II в. н.э.
В отличие от современных шахмат участвовали четыре игрока (то есть вдвое больше, чем сейчас), фигур тоже соответственно было в два раза больше с каждой стороны, цвет тоже не совпадал. Так, в чатуранге у игроков с одной стороны были красные и желтые фигуры, а у противников – черные и зеленые.
В игре отсутствовал ферзь, были только король, слон, колесница (сейчас это ладья), конь и несколько пешек. Расстановка фигур была совершенно иной. Правила тоже сильно отличались. Чатуранга в те времена считалась азартной и шла до полного поражения. Партия была слишком длительной – 100–200 ходов, которые определялись не поочередно и не путем выигрыша, а жеребьевкой. Бросались кости – действовал слепой случай.
В VII веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж (шатранг). От современных шахмат она отличилась позиционностью ходов, не было рокировки.

В IX в. игра проникла в страны Западной Европы, Скандинавию и на Русь и получила теперешнее название «шахматы». Оно происходит от слияния двух тюркских слов «шах» и «мат», что означает «правитель повержен».
Знаменитые врачи древности Гиппократ и Гален были убеждены, что шахматы оказывают целебное воздействие на организм. А в Средние века церковь запрещала эту игру, считая ее бесовской. Английский поэт конца XII-начала XIII в. советовал при игре в шахматы воздерживаться от насмешек в адрес слабого партнера (кто знает, может быть, он искусно владеет шпагой): «Просто ставь ему мат и ступай своей дорогой».

Полководец или королева?

Ферзь на шахматной доске появился гораздо позже, примерно в VI в., когда игра распространилась в Малой Азии, проникнув в Афганистан, Пакистан, Иран. До сих пор в разговорной среде он называется по-разному. О том, почему это происходит, существует несколько версий. Слово «ферзь» в персидском языке означает советник, полководец, а в английском, например, называется «королевой». Обоими словами пользуются и в русском языке. В разговорном часто можно услышать «королева», может быть, по ассоциации с шахматным королем. Другая версия связана с усилением монархии в Испании при королеве Изабелле Кастильской в конце XV века.

В отличие от современной игры, где ферзь волен ходить на любое число клеток в любом направлении (по диагонали, вертикали и горизонтали), в VI–VII в. эта фигура могла перемещаться только на одну клетку. Сегодняшний ферзь обладает силой ладьи и слона, древняя «королева» в старых русских шахматах ходила и как конь и называлась «ферзь всяческая». Ферзю принадлежит рекорд «съедения» фигур противника: во время одной игры он забрал 11 штук. Сначала он был советником или визирем короля, а в дальнейшем стал самой сильной фигурой в шахматах. Материальная ценность ферзя равна примерно 9 пешкам.

Ладья, или тура

Сильной фигурой в шахматах является и ладья, не уступающая ферзю. Ее оценивают в 5 пешек. Разговорное название «тура» означает крепостная башня. Эта фигура по форме и напоминает ее.
В то время, когда шахматы ассоциировались с военной стратегией, ладья выполняла и роль колесницы, и роль осадной башни, появляясь на поле боя в самый нужный момент и подчас решая исход игры. На Руси эта шахматная фигура выглядела в виде настоящей ладьи под парусами, и только в эпоху Петра Первого ее облик пришлось изменить на общепринятый.
Известно, что в конце XVIII в. только в одной Англии было 26 дворянских семей, родовой герб которых украшала фигура ладьи.
Именно эту фигуру спрятал в карман «гениальный гроссмейстер» Остап Бендер из «Двенадцати стульев».

Некоронованные короли

Виртуозом шахмат второй половины XVIII в. признан французский композитор Филидор: он не только был сильнейшим игроком, но и шахматным теоретиком. Его книга «Анализ шахматной игры» только при жизни автора была издана рекордное количество раз, она популярна и сегодня. В его честь назван шахматный дебют - «Защита Филидора».
В первой половине XIX в. шахматным королем по праву считали француза Луи Лабурдонне, который прославился и как издатель. Его журнал «Паламед» способствовал развитию периодической шахматной литературы в Европе.
В середине XIX в. сильнейшим игроком был англичанин Говард Стаунтон. Он также оставил много трудов по стратегии игры. Он основатель и главный редактор «Хроник шахматной игры». Автор дебютного руководства по шахматам. Именем Стаунтона назван гамбит в голландской защите.
Во второй половине XIX в. сильнейшим считали Пола Морфи, который оставил свое увлечение из-за тяжелого заболевания.
В 1920-х годах в печатных изданиях многих стран можно было увидеть фотографию мальчика в матроске, еле достававшего до стола с шахматными фигурами, когда тот давал сеанс одновременной игры. 8-летний Самуэль Решевский, освоивший шахматы в 4 года, с легкостью выигрывал у маститых игроков.
Однако ему пришлось прервать свое увлечение на период учебы в школе и колледже. Когда Самуэль вернулся в большой спорт, профессионал из него не получился, хотя в 1935 году он выиграл у самого экс-чемпиона мира Капабланки.
Первым русским гроссмейстером первой половины XIX в. был Александр Петров, а в конце этого столетия умы привлекала игра Михаила Чигорина, не только сильнейшего шахматиста, но и известного теоретика, издателя «Шахматного листка» и «Шахматного вестника».

Шахматный автомат и современный компьютер

Первую механическую машину в 1769 г. изобрел венгерский барон Вольфганг Кемпелен.
Она имела вид большого ящика с шахматной доской и игрока, стилизованного под турка. Всепобеждающий шахматист был всего лишь фикцией. На самом деле внутри скрывался сильнейший игрок-оператор, который и передвигал фигуры в нужном направлении. Его не было видно, а иллюзию реальности создавали зеркала. Этот автомат пользовался большой популярностью, с успехом гастролировал по Европе, Англии и России, и везде был аншлаг. Ему в 1808 году проиграл Наполеон и сдался Фридрих II. К сожалению, это чудо техники не дошло до наших дней. В 1836 году шахматный автомат перекочевал в музей Филадельфии, где сгорел в 1854-м.
Кто сильнее человек или компьютер – такой вопрос задавали на заре использования шахматных программ. Безусловно, машина превосходит нас по скорости обработки информации и расчетов, однако проигрывает в оценке позиции с точки зрения шансов. Шахматист это делает интуитивно. Современные программы, например Deep Blue и Deep Fritz, способны поразить даже самых именитых чемпионов. Так, сильнейший игрок, чемпион мира Гарри Каспаров проиграл компьютеру Deep Blue в 1997-м году, а в 2006-м чемпион мира Владимир Крамник был поражен Deep Fritz.
Сегодня шахматные программы, в памяти которых миллионы комбинаций и партий, часто используются игроками для анализа и улучшения игры.

Живые шахматы

Это изобретение не плод фантазии писательницы Джоан Роулинг, автора книг о Гарри Поттере.
Еще во времена испанской инквизиции существовал такой вид казни: два слепых монаха играли в шахматы, где фигурами были приговорённые. Когда один из игроков «съедал» фигуру, соответствующего человека убивали на шахматном поле.

Шахматы вслепую

Шахматы вслепую - это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску.
При этом результаты ему объявляются устно. Если оба игрока действуют вслепую, то им помогает посредник, который перемещает фигуры. Медики не одобряют этот вид шахмат, потому что такая игра негативно сказывается на психике. Одним из рекордсменов шахмат вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш, сыгравший одновременно с 52 противниками и выигравший 32 игры.

Сила и разум

Гарри Каспаров считает, что «шахматы – это муки разума». Нашлись те, кто решил объединить шахматы с физическими испытаниями. Так появился шахбокс. Считается, что идея сочетать силу и разум пришла в голову голландскому художнику Ипе Рубингу.
Бои по шахбоксу официально проводятся с 2003 года. В этой игре чередуются раунды шахмат и бокса. Девиз игры: «Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске».

До 60-х годов XIX века в шахматных турнирах не было ограничения по времени. Игры порой длились 20 часов, обдумывание ходов составляло 2,5 часа. Бывали случаи, когда игроки засыпали и выбивались из сил.
Такие изматывающие игры ничего хорошего не сулили, и в 1852 году на международном турнире для контроля времени стали использовать песочные часы. Превышение 10-минутного лимита на обдумывание хода каралось денежным штрафом. В 1883-м британец Томас Уилсон сконструировал первые механические шахматные часы.

Шахматы и наш мозг

Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память и тренировать логическое мышление. Это увлечение позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать как профилактику болезни Альцгеймера. Высокоинтеллектуальная игра улучшает творческие способности, способствует концентрации внимания и аналитическому складу ума.

Популярные истории и байки про шахматы и шахматистов

* Самое большое количество фигур, которое можно «съесть» на одной и той же клетке – 15. Эту клетку даже прозвали «черной дырой». Оказывается, в шахматы можно играть и без захвата фигур. Известна партия, которая была сыграна без «поедания» фигур на протяжении 94 ходов. Самая длинная зарегистрированная серия последовательных шахов состояла из 74 нападений. Самое высокое зарегистрированное число шахов в одной игре – 114, причем 98 из них принадлежали одному игроку. Самая короткая партия составляет три хода - это официально зарегистрированный рекорд профессионального шахматного турнира.

* Дурацкий мат состоит из двух ходов. Ничья или проигрыш может также произойти и до начала игры: или в случае определенного сценария в турнирной таблице, или из-за того, что игрок не явился на мероприятие.

* Самая длинная партия в шахматы была сыграна в Белграде в 1989 году между И. Николичем и Г. Арсовичем. Она длилась более 20 часов и закончилась ничьей на 269 ходу.

* Шахматам посвящено больше литературы, чем всем остальным играм, вместе взятым.

* Существует 318.979.564.000 различных вариаций первых четырёх ходов шахматной партии.

* В Европе шахматная доска с привычным чередованием тёмных и светлых клеток впервые появилась в 1090 году.

* В 1851 году чемпионом мира по шахматам был A. Андерсен, в то время как чемпионом мира по шашкам был A. Андерсон.

* Нияз Муршед из Бангладеша выиграл первенство страны по шахматам в 12 лет и стал самым молодым чемпионом. В 20 лет он стал первым и единственным гроссмейстером в своей стране.

* Первые карманные шахматы были созданы в 1845 году. Их выпустил Питер Марк Роджет, автор известных на Западе головоломок.

* В 1939 году Уивер Эдамс написал книгу "Белые начинают и выигрывают". На следующем шахматном турнире он проиграл все партии белыми и выиграл все чёрными.

* Все выдающиеся английские шахматисты периода Второй Мировой войны работали дешифровщиками в Британской разведке.

* Более 200.000.000 жителей Китая серьёзно увлечены шахматами. В России и на Украине, вместе взятых, живёт примерно столько же людей.

* Первая шахматная партия, сыгранная по телефону, состоялась между двумя джентльменами в 1878 году в графстве Дербишир, Англия.

* В 1958-59 годах Алекс Бернштейн из Массачусетского Технологического Института написал первую компьютерную программу, которая могла играть в шахматы.

* Первый шахматный турнир прошёл в 1575 году в Мадриде. Хулио Полерио в паре с Джованни Леонардо разбили Руи Лопеса и Альфонсо Серона в серии матчей, устроенной королём Филиппом II.

* Хосе-Рауль Капабланка, чемпион мира с 1921 по 1927 годы, начал играть в шахматы в четыре года и уже в таком юном возрасте он обыгрывал своего отца.

* Дольше всех думал (2 часа 20 минут) Франсиско Р. Торрес Троис, выбирая между двумя возможными ходами в игре против Луиса Сантоса в Виго, Испания 1980 год.

* Картина "Шахматисты", нарисованная в 1490 году, являете первым известным произведением искусства на шахматную тему.

* Самым молодой чемпион мира по шахматам - Майя Чибурданидзе из Грузии, СССР. Ей было семнадцать лет, когда она в 1978 году завоевала этот титул среди женщин.

* Гарри Каспарову было 22 года, когда он стал чемпионом мира по шахматам, победив Анатолия Карпова. Он самый молодой чемпион среди мужчин.

* Первые шахматные автоматы могли только имитировать игру в шахматы. Они назывались, соответственно, "Тюрк" (1769 год), затем "Аджиб" (1868) и "Мефисто" (1878).

* Шашки появились раньше, чем шахматы.

* Юдит Полгар, Венгрия, в 12 лет стала мастером спорта международного класса среди женщин, а тремя годами позже в 1991 завоевала звание международного гроссмейстера.

* В 1914 году шахматы дебютировали на киноэкране в фильме "Звонок желания".

* В 1974 году в Стокгольме прошел первый чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ. Первое место заняла советская программа "Каисса".

* Солисты группы ABBA Бьерн и Бенни вместе с Тимом Райсом (автором текстов рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда") написали мюзикл, посвященный шахматам. В 1986 песня "One night in Bangkok" из мюзикла попала в верхние строчки хит-парадов.

* Однажды Эмануэлю Ласкеру довелось сыграть в алкогольные шахматы с венгерским гроссмейстером Гезой Мароци на приз мецената. Условия игры сводились к следующему: захваченная фигура противника, представляющая емкость со спиртным, должна быть выпита. Вид, крепость и объем жидкости под градусом зависел от силы фигуры. Надо отдать должное смекалке Ласкера, который, пожертвовав на третьем ходу ферзя в виде 200-граммовой бутылки виски, лишил противника способности трезво мыслить и легко обыграл его.

* Русский гроссмейстер Алехин, выиграв матч у самонадеянного Боголюбова, решил проучить его, рассказав такой анекдот:
- Приснилось мне, что я умер и прибыл к вратам рая. Путь мне преградил святой Петр, спросив, кем я был на земле. «Шахматным маэстро», - ответил я. «Таких мы в рай не пускаем», - услышал я. Удрученный, я уж было хотел пойти прочь, как увидел за облаками Боголюбова. «А что делает этот господин здесь? Ведь он тоже играет в шахматы». – «Нет, что вы, это ему только кажется».

* В начале 90-х годов, когда из-за Каспарова произошел раскол в международном шахматном движении, Борис Спасский назвал Гарри «большевиком», охарактеризовав три его «революционные установки»: 1. Кто не с нами – тот против нас. 2. Если враг не сдается – его уничтожают. 3. Не знаем что, но доведем до конца.

* После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций.
Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона. Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10 79 , а число уникальных шахматных партий составляет 10 120 .


Шахматы - очень старая игра. Предположительно, шахматы возникли в Индии в четвертом или пятом веке, но неизвестно, кто их изобрел. Шахматы представляют собой интеллектуальное состязание между двумя игроками. Это очень логическая игра, где удача играет маленькую роль.

В игре в шахматы задействовано две стороны, черные и белые, за каждую из которых выступает один игрок. Шахматная доска состоит из 64 клеток, светлых и темных, чередующихся по цвету. Доска поделена на восемь столбцов и восемь рядов. Столбцы имеют буквенное обозначение (слева направо: a, b, c, d, e, f, g и h), ряды - числовое (сверху вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8). Таким образом, каждая клетка имеет обозначение, исходя из того, в каком столбце и каком ряду она находится. Сначала в записи клетки следует столбец, затем - ряд, например, клетка в левом нижнем углу имеет обозначение a1 (столбец a, ряд 1).

Доска всегда ставится таким образом, чтобы ближняя угловая клетка справа от игрока была светлой. Каждая клетка может быть либо пустой, либо ее может занимать какая-либо фигура. Изначальная позиция шахмат состоит из 16 белых фигур и 16 черных фигур, расположенных показанным ниже образом.

Общие правила шахмат

Игроки ходят по очереди. Белые всегда ходят первыми. Белые выбирают фигуру, которой будут ходить, и ставят ее на другую клетку, исходя из правил передвижения этой фигуры. За раз ходят всегда одной фигурой, исключение из этого правила - рокировка , когда задействуются сразу две фигуры (король и ладья). Клетка, на которую ступает фигура, может быть либо пустой, либо ее может занимать фигура противоположной стороны. В последнем случае, вражеская фигура захватывается . Иначе говорят, что происходит взятие фигуры. Захваченная фигура убирается с доски, и больше не принимает участия в игре. (Взятие не является обязательным действием.)

Более подробно взятие и рокировка рассматриваются в следующих разделах:

Фигуры в шахматах

На нижнем ряду на рисунке сверху, где расположены фигуры белых, находятся (слева направо): ладья (называемая также тура́ или башня ), конь , слон , ферзь (называемой также королевой ), король , еще один слон, еще один конь, и еще одна ладья. Во втором ряду белых фигур расположены восемь пешек . Обратите внимание, что ферзь в начальном положении всегда занимает клетку того же цвета, как и сам ферзь (т.е. ферзь белых ставится на клетку светлого цвета, а ферзь черных - на клетку темного цвета).

Каждая шахматная фигура имеет определенную ценность (как правило, их измеряют в пешках, т.е. каждая фигура заменяет собой определенное количество пешек). Ферзь стоит 9 очков, поэтому он гораздо ценнее, чем пешка, чья стоимость - всего 1 очко.

В таблице ниже перечислены все шахматные фигуры с их изображениями, названиями, символами, и ценностью. Король в шахматах не оценивается, ведь это самая главная фигура, и если ему объявлен мат (см. ниже), игра проиграна. Хотя в некоторых источниках ему присваивают 200 очков.

Каждая фигура в шахматах двигается по-своему. Подробнее все шахматные фигуры описаны в следующих разделах:

Цель игры в шахматах

Цель игры – поставить мат вражескому королю. Мат предваряет шах. Если играть за белых, то королю черных ставится шах в том случае, если белые могут его захватить (другими словами, если он находится под атакой фигуры белых). Чтобы белые не могли захватить черного короля на следующем ходу, черные должны сделать ход, который убирает короля из-под шаха.

Если черные не могут уйти из-под шаха, тогда объявляется, что черному королю поставлен мат, и белые выигрывают игру. Один из способов описать мат: мат – это положение, в котором королю поставлен шах, и игрок не может сделать ни одного хода, чтобы уйти из-под шаха. Еще один вариант развития событий – это когда черным НЕ поставлен шах, но они не могут сделать ни одного хода (в силу угрозы оказаться под шахом и / или в силу недоступности клеток). Такое положение называется пат . Когда происходит пат, игра завершается вничью.

Более подробно варианты окончания шахматной партии описаны в следующих разделах:

Другие правила шахмат

  • Пешка, достигнув последнего поля, может быть повышена до ферзя, ладьи, слона или коня, в тот же ход - этот процесс называется превращением пешки. Результат превращения происходит сразу же. Поэтому, если пешка превращается в ферзя, ферзь, если ситуация позволяет, сразу ставит шах или даже мат вражескому королю.
  • Каждый ход должен совершаться одной рукой.
  • Фигура, за которую игрок уже взялся, должна быть обязательно передвинута, только если ее передвижение не ставит своего короля под шах. Это правило называется «взялся – ходи».
  • Если затронута вражеская фигура, то она должна быть взята, если это возможно. Если это не возможно, то игра продолжается, как будто фигуру и не затрагивали.
  • Игрок может поправить фигуру на доске во время своего хода, сказав при этом «поправляю».
  • Во время рокировки сначала передвигается король, и затем ладья.
  • Когда используются часы, кнопка на них должна нажиматься той же рукой, которая двигала фигуру во время хода.
  • Игра должна проводиться с уважением к оппоненту. Игрок не должен отвлекать или мешать своему оппоненту.
  • Игрок может добровольно сдаться, в случае чего он проигрывает, а его противник выигрывает. Также игрок может предложить ничью - если противник принимает предложение, объявляется ничья, иначе игра продолжается.
  • Правило 50 ходов: если было совершено 50 последовательных ходов, как белыми, так и черными, и при этом не было ни одного взятия, и не было ни одного хода пешкой, можно потребовать ничью.

Существуют также и некоторые другие правила шахмат. Полный список правил смотрите на