Сценка из фильма операция ы. Сценарий спектакля "новогодняя пленница или новые приключения шурика"

Выход фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»

«Опера́ция „Ы“ и други́е приключе́ния Шу́рика » - комедийный художественный фильм Леонида Гайдая . Фильм имел большой успех, был лидером проката в СССР в 1965 году . Его посмотрели 69,6 миллионов зрителей. В 1965 году на фестивале короткометражных фильмов в Кракове новелле «Наваждение» был присуждён главный приз «Серебряный дракон Вавеля».

Сюжет фильма составлен из трёх новелл: «Напарник», «Наваждение», «Операция „Ы“». Все три новеллы объединены фигурой главного героя - забавного и неунывающего студента Шурика в исполнении Александра Демьяненко , приключения которого получили продолжение в фильме «Кавказская Пленница ». «Операция Ы» также задействует комических антигероев-жуликов Труса, Балбеса и Бывалого из короткометражных фильмов Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс » и «Самогонщики », вместе с которыми образует трилогию.

Процесс создания

  • Запуск в производство: 19 мая 1964
  • Начало съёмок: 27 июля 1964
  • Окончание съёмок: 3 апреля 1965
  • Окончание производства: 23 апреля 1965
  • Мировая кинофестивальная премьера: 16 августа 1965
  • Начало кинопроката в СССР: 16 августа 1965

Подготовка к съёмкам

После успеха своего предыдущего фильма «Деловые люди » Леонид Гайдай решает снять фильм по оригинальному сценарию на современную тему. Из множества вариантов он выбирает сценарий кинокомедии, под названием «Несерьёзные истории» написаный двумя авторами: Яковом Костюковским и Морисом Слободским . Первоначальный вариант состоял из двух новелл, главным героем которых был студент Владик Арьков - интеллигент-очкарик, который попадал в различные комические ситуации и с честью из них выходил. В первой новелле студент перевоспитывал мрачного и невежественного типа, а во второй Владик устраивался репетитором и готовил к поступлению в институт единственного сына родителей - оболтуса Илюшу.

Кадр из новеллы «Наваждение»
- Горчички!
- Угу-м…

Шурик и Лида, учащиеся на паралельных потоках, экзамен сдают успешно. После сдачи Шурик отмечает «пятерку» у автомата с газировкой , выпивая пару стаканов и ещё пару выливая себе на голову. К нему подходит его друг. Тут Шурик замирает как столб: он увидел девушку-ангела , которая, как ему казалось плывёт. Он спрашивает у друга кто это, друг, оказывается, знает её и предлагает познакомить Шурика с Лидой.

Лида и Шурик не узнают друг друга. Шурик так смущён, что перепутал своё имя и первоначально назвался Петей. После знакомства Шурик провожает Лиду до дома. Все препятствия, которые были благополучно преодолены в состоянии «изучения конспекта» при совместном путешествии домой и обратно, в «обычном» состоянии потребовали приложения элементов мышления. У подъезда дома, где она живёт, их ждёт неприятный сюрприз: сложенные вещи переезжающего соседа (Георгий Георгиу) охраняет злая собака . Расхрабрившийся и сообразительный Шурик знает, как провести Лиду домой, он проводит комбинацию с кошкой в лифте , однако борьба со злобным псом стоила ему брюк . Лида вызывается зашить брюки Шурика, так он вновь оказывается у неё дома.

Шурику кажется, что он здесь уже был (слова дежавю в русском языке тогда еще практически не существовало). У Лиды возникает предположение, что Шурик обладает, как она полагает, даром предвидения или телепатии (по её словам, как Вольф Мессинг). Она тут же выдумывает проверку (найти плюшевого мишку). Проверку Шурик не проходит, вместо того, чтобы найти плюшевого мишку , он целует Лиду. Впрочем, Лиду проверка устроила…

В ролях

  • Александр Демьяненко - Шурик
  • Наталья Селезнёва - Лида
  • Владимир Раутбарт - профессор
  • Виктор Павлов - Дуб
  • Валерий Носик - студент-игрок
  • Георгий Георгиу - сосед с перевязанным горлом
  • Наталья Гицерот - жена соседа
  • Зоя Фёдорова - соседка
  • Сергей Жирнов - приятель Шурика
  • Людмила Ковалец - подружка Лиды, заснувшая в трамвае
  • Виктор Зозулин - радиооператор Костя

Цитаты

  • Профессор, конечно, лопух, но аппаратура принёммм, принёммм! Как слышно?
  • - А я не могу! У меня горло.
- Горло. И голова. - И голова. - Без мозгов. - Без мозгов.
  • - А это в связи с чем? У вас сегодня какой-нибудь праздник?
- Экзамен для меня всегда праздник, профессор.

Операция «Ы»

Сюжет

Зима. Зареченский колхозный рынок. Народ торгует тем, что приносит подсобное хозяйство и товарами народных промыслов, а Балбес (Юрий Никулин) и Трус (Георгий Вицин) торгуют там же фарфоровыми кошечками, небольшими настенными ковриками, леденцами . К ним подходит их шеф - Бывалый (Евгений Моргунов) и даёт им указание сворачиваться, для них есть «дело».

У выхода из рынка, в том месте где они поставили свою инвалидную коляску (троица разъезжает на двухместной мотоколяске СМЗ С-3А) их ожидает шофёр фургона (Владимир Комаровский) недовольный тем, что перегорожена дорога. Бывалый с лёгкостью разворачивает мотоколяску в нужную сторону и троица уезжает.

Троица преступников:
- Сворачивайтесь!

В ролях

  • Александр Демьяненко - Шурик
  • Юрий Никулин - Балбес
  • Георгий Вицин - Трус
  • Евгений Моргунов - Бывалый
  • Владимир Владиславский - директор базы Петухов
  • Мария Кравчуновская - бабуля - божий одуванчик
  • Владимир Комаровский - шофер грузовика на рынке
  • Таня Градова - беспокойная девочка Лена
  • Алексей Смирнов - покупатель на рынке

Цитаты

  • Бабуля! Закурить есть?
  • Вы не скажете, сколько сейчас градусов ниже нуля?
  • - Где этот чёртов инвалид?
- Не шуми! Я инвалид!
  • - Граждане новосёлы, внедряйте культурку! Вешайте коврики на сухую штукатурку!
  • - А сторож сильный?
  • - Вы не скажете, как пройти в библиотеку?
  • - Всё уже украдено до нас.
  • - Тренируйся лучше… на кошках.
  • - Вы не скажете, где здесь туалет?
- Нашел время! - Спас-с-сыбо…
  • на мотив колыбельной:
- Я Вам денежку принёс за квартиру за январь. - Вот спасибо, хорошо, положите на комод…
  • - Разбить?
- Разбить. - Пол-литра? - Пол-литра. - Вдребезги? - Ну конечно, вдребезги! - Да я тебя за это!..
  • - Вы должны были в виде прохожего подойти к старухе и привлечь её внимание простым, естественным вопросом. А вы что спросили?
- Как пройти в библиотеку... - В три часа ночи. Идиот!
  • - Налетай, торопись, покупай живопи́сь!
  • - А где бабуля?
- Я за неё.

Съёмочная группа фильма

  • Авторы сценария:
  • Режиссёр: Леонид Гайдай
  • Оператор: Константин Бровин
  • Художник: Артур Бергер
  • Композитор: Александр Зацепин
  • Дирижёр: Владимир Васильев
  • Звукорежиссер: Виктор Бабушкин

Киноляпы

  • Когда происходит драка в автобусе, Федя сбивает у Шурика записную книжку из автобуса на улицу, а Шурик у Феди - его шапку. А на допросе книжка и шапка при героях.
  • Федя съезжает по разобранным Шуриком перилам почти на животе. Но дырки у него почему-то оказываются высоко на ягодицах.
  • Стройка в сцене погони абсолютно безлюдна.
  • Мочалка, которую берёт Федя, чтобы обмотать свои чресла, гораздо меньше той, что в итоге оказывается на нём.
  • Шурик вдавливает в кусок колбасы четыре таблетки снотворного. После поедания боксером колбасы на асфальте их остается пять. Кстати, в этой же сцене у собаки две чёткие тени (от софитов).
  • Когда Дуб сдаёт экзамен, студенты на заднем плане меняются местами, исчезают, появляются и переодеваются.
  • На складе Никулин толкает тележку с мешками в Шурика. Та едет к деревянным воротам, внезапно там появляется автомобильная покрышка, от которой она и амортизирует и сбивает Шурика с ног. Сразу же после этого покрышка исчезает.
  • Когда Вицин спрашивает у Моргунова «Где туалет?», его левая рука, которую он кладет тому на плечо, становится правой.
  • В новелле «Напарник» прораб говорит «А если взять поэтажно весь объём работ, выполненных нашим СМУ за первый квартал, и поставить эти этажи один на другой, то мы получим здание, которое будет в два раза выше, чем всемирно известная

Садись, дочка. - Ничего, ничего, спасибо, сидите. - Гражданин, уступите место, встаньте! - Если я встану, ты у меня ляжешь. Гражданин, эти места специально для детей и инвалидов. - А она что, дети или инвалиды? - Она готовится стать матерью. - А я готовлюсь стать отцом! - Да что Вы ерунду порете! - Вот как раз и инвалид. - А, инвалид. - Что теперь скажете? - Закон есть закон! - Пожалуйста, садитесь. Ах ты зрячий! Сейчас будешь слепой. - Вы это подтверждаете? - Подтверждаем! Подтверждаем. Так... Значит потерпевший... - На стройке работаете? - Подрабатываю. - Что значит "подрабатываю"? - Учусь в политехническом. Студент! На 15 суток! Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет сегодня поработать? На сегодня наряды: песчаный карьер - 2 человека. - Карьер песчаный - 2 человека. - Огласите весь список, пожалуйста. - Песчаный карьер - 2 человека. Уборка улиц - 3 человека. Мясокомбинат... ...на сегодня нарядов не прислал. Есть наряд на строительство жилого дома, цементный завод... А на ликероводочный нет? Прошу. Осторожно. Прежде всего, я хочу познакомить Вас с нашим замечательным коллективом, в который вы временно вливаетесь. - На сколько вливается товарищ? - На полную, 15! - Ага! Полторы декады. - С обедом не опаздывайте! Я уверен, что эти полторы декады пройдут у нас с вами в атмосфере дружбы и полного взаимопонимания. - Ага. Пробка. Подарок из Африки. Да! Прошу сюда. Силой воображения представьте себе какой жилмассив будет здесь создан. Только в нем одном будет установлено 7 40 газовых плит, то есть в 7 40 раз больше, чем было во всем городе до 1913 года. Прошу Вас! Романтика. А если взять поэтажно весь объем работ, выполненный нашим СМУ за 1 квартал и поставить эти этажи один на другой, то получим здание, будет в 2 раза выше, чем всемирно известная Эйфелева башня, или втрое выше, чем знаменитая Нотр Дам де Пари. Что означает - Собор Парижской Богоматери. - Какой, какой матери? Парижской. Богоматери. Прошу. Наше СМУ построило такое количество жилой площади, которое равно одному такому городу, как Чита, 10-ти таким, как Хвалынск или 32-м Крыжополям. Дух захватывает при одной мысли, что... ...чем в Америке. Таким образом, и Вы сможете внести свою посильную лепту в трудовые свершения нашего строительно-монтажного управления. - Какое-какое управление? - Монтажное управление. - Я готов! Шурик! - Да, Пал Степаныч? - Ну, Саня, вот тебе напарник. Наконец-то, Пал Степаныч, спасибо! - Ну, теперь поработаем. - Сработаемся. Ну, я вижу, Вы сработаетесь. Встань, Шурик. Желаю Вам успехов в труде и большого счастья в личной жизни. Благодарю за внимание. Послушай, у вас несчастные случаи на стройке были? - Нет, пока еще ни одного не было. - Будут...пошли... ...господи помилуй! ...господи помилуй! - Что там? - Тсс! Слушайте, где Вы пропадаете? Я Вас по всему корпусу ищу. Работа же стоит. Работа стоит, а срок идет. Ты не забывай, у тебя учет в рублях, а у меня - в сутках. - Ну, Шурик, как напарник? - Перевоспитывается. - Отлично. А почему шепотом? - Спит. - Спит?! В то время, как наши космические корабли бороздят просторы вселенной... ...и недаром все континенты рукоплещут труженикам нашего большого балета... ...учит народная мудрость - терпение и труд все перетрут - раз! Кончил дело - гуляй смело - два! Работа не волк - в лес не... Нет, это не надо... До лампочки! - А компот? - Компот! - Руки... - А? - Мыли? - А... Да, да, да. Так... На песчаный карьер! - Ну-с, приступим... - Приятного аппетита. Что-что? Я говорю: кто не работает - тот ест. Учись студент! Пойми, студент, сейчас к людям надо помягче, а на вопросы смотреть ширше... Вот ты думаешь, это мне дали 15 суток? Это нам дали 15 суток. А для чего? Чтобы ты вел среди меня разъяснительную работу... А я рос над собой. Ладно, давай бухти мне, как космические корабли бороздят... Большой театр... А я посплю. Правильно... И мух отгоняй. - Ты что?! -

На территории бывшего Советского Союза нет, пожалуй, такого
человека, который хотя бы раз не смотрел эти фильмы. Вот взял перечитать сборник сценариев "Операция "Ы", "Кавказская пленница" и
"Бриллиантовая рука".

Некоторые, в том числе и драматурги, считают, что сценарий -
это всего лишь литературный черновик будущей киноленты,
своеобразный эскиз, где присутствуют описание действий и диалоги.

Перевести эту страницу

Translate.Ru PROMT©
Интересно ли будет широкому читателю общаться с такой, казалось
бы, непривычной формой? Ответ на этот вопрос дает Эльдар Рязанов.
"Настоящий сценарий - это тот, который написан хорошим живым
языком, который красочно фиксирует не только поступки героев, но и
рассказывает об их мыслях и чувствах, - убежден он. - Кроме
удовольствия для читателя, авторские ремарки, рассуждения,
отступления всегда помогут постановщику глубже проникнуть в
авторский замысел, обогатить собственную трактовку, более
талантливо интерпретировать литературное произведение".
Сценарии "Операции "Ы", "Кавказской пленницы" и
"Бриллиантовой руки", по мнению Рязанова, отвечают самым высоким
требованиям, предъявляемым к литературе. Они написаны легко, им *
присущи афористичность и емкость диалога, они искрятся юмором.
Юмор в условиях советского "зазеркалья", в которых писались
эти сценарии, был настолько причудливо переплетен с
действительностью, что порой трудно было отличить одно от другого.
Это подтверждают воспоминания Якова Костюковского из беседы с
корреспондентом "Московских новостей" Мариной Подзоровой (интервью
также включено в сборник). Но если перипетии съемок сегодня могут *
вызвать только улыбки, в то время авторам фильмов было не до
смеха.
"...В сценарии у управдома Мордюковой была такая реплика: "Я
не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает
синагогу", - вспоминает драматург. - Когда эпизод был уже готов,
последовал сигнал, а точнее, донос бдительных людей. Реакция была
ужасной. Большой начальник заявил: "Вы поставили еврейский вопрос
и никак его не решили". Переснимать не позволили, чтобы не
транжирить народные деньги. Велели переозвучить, а наши замечания
о том, что не совпадает артикуляция, пресекли: это ваши проблемы.
Замену "синагоге" большой начальник придумал сам. Управдом
Мордюкова в итоге произнесла: "Я не удивлюсь, если завтра
выяснится, что ваш муж тайно посещает любовницу!"
(Кстати, сценарии публикуются без каких бы то ни было
изменений - ни "цензурных", ни действительно творческих,
возникавших в ходе создания фильмов. К примеру, в текст вернулась
та самая изначальная "синагога", папановский "Лёлик" именуется
"Механиком", а мироновский "Геша" - "Графом".)
Или еще эпизод. Знаменитая фраза из "Кавказской пленницы" о
том, что в соседнем районе жених украл члена партии, первоначально
по сценарию принадлежала Фрунзику Мкртчяну. Но реплику запретили,
сказав, что он произносит ее с подтекстом. Тогда на помощь пришел
Юрий Никулин. Его все настолько любили, что часто позволяли то,
чего не разрешали другим. Он "взял" на себя эту фразу - и она
действительно прошла.
По воспоминаниям Якова Костюковского, "разборки" с
начальством действовали на Гайдая убийственно: после них некоторое
время он был практически неработоспособен. "Они привели к тому,
что Леня совершил, на мой взгляд, большую ошибку - решил заняться
экранизациями, надеясь, что в этом жанре проблем будет меньше, чем
при съемке оригинальных сценариев, - рассказывает драматург. -
Увы, с экранизациями он хлебнул ничуть не меньше".
Что же касается зрителя, то он лишился многих удивительных
комедий, которые Гайдай мог бы снять. И тогда с экрана в зал, а
затем и в повседневную жизнь ушли бы новые десятки "крылатых"
фраз, которыми так насыщены и "Операция "Ы", и "Кавказская
пленница", и "Бриллиантовая рука". В книге опубликовано немногим
более сорока фраз (плюс знаменитые тосты из "Кавказской
пленницы"). "Надо, Федя, надо!", "А ты не путай свою шерсть с
государственной!", "Наши люди в булочную на такси не ездят" и,
конечно же, "Жить - хорошо. А хорошо жить - еще лучше", ставшая
заголовком сборника. А сколько не вошло! Никулинская "Спирт?" или
его же "Шашлык. Три порции. Выбросила в пропасть", вицинские "Да
здравствует советский суд - самый гуманный суд в мире!" или "А где
бабуля?", моргуновские "Чего шумишь, я инвалид!" или "Носком левой
ноги вы давите один окурок...", папановские "На это я пойтить не
могу" или "Смотри не перепутай, Кутузоу!"...
Сегодня в отечественном кино - время "Кавказских пленников"
(речь, конечно же, о хорошем кино). Талантливых, умных, озорных,
эксцентрических комедий - нет. Новая книга в чем-то восполняет
этот пробел. И заставляет еще раз задуматься над тем, что жить
хорошо только тогда, когда хорошая жизнь становится нормой.
Леонид Гайдай В главных
ролях Александр Демьяненко
Алексей Смирнов
Наталья Селезнёва
Евгений Моргунов
Георгий Вицин
Юрий Никулин
Оператор Константин Бровин Композитор Александр Зацепин Кинокомпания «Мосфильм ».
Второе творческое объединение
Длительность 90 мин Страна СССР СССР Язык русский Год Предыдущий фильм Самогонщики Следующий фильм Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика IMDb ID 0059550

«Опера́ция „Ы“ и други́е приключе́ния Шу́рика » - советский комедийный художественный фильм , снятый в 1965 году режиссёром Леонидом Гайдаем . Фильм был лидером кинопроката в СССР в 1965 году и имел большой успех: его посмотрели 69,6 миллиона зрителей. В этом же году на фестивале короткометражных фильмов в Кракове новелле «Наваждение» был присуждён главный приз - .

Фильм состоит из трёх самостоятельных новелл: «Напарник», «Наваждение» и «Операция „Ы“». Все они объединены фигурой главного героя - простоватого, но неунывающего и находчивого студента Шурика , приключения которого получили продолжение в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика ». В «Операции „Ы“» также действует троица комических антигероев-жуликов - Трус, Балбес и Бывалый , впервые появившиеся в короткометражных фильмах Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс » и «Самогонщики ».

Сюжет [ | ]

«Напарник» [ | ]

Надо, Федя, надо!

На следующий день Федя с энтузиазмом готов отправиться на любую другую работу, но на него назначен персональный наряд. Узнав, что все 15 суток ему предстоит работать на пару с Шуриком, Федя падает в обморок.

«Наваждение» [ | ]

В политехническом институте идёт экзаменационная сессия . В последние часы перед экзаменом Шурик читает конспект лекций в руках незнакомой студентки, «на автопилоте» следуя за ней повсюду, даже к ней домой. Обратить внимание друг на друга и вообще на что-либо вокруг у молодых людей нет времени.

После экзамена друг Шурика Петя знакомит его с Лидой - той самой студенткой, и между ними тут же возникает симпатия. Оказавшись в гостях у Лиды, Шурик вдруг понимает, что здесь, в чужой квартире, ему знакомо многое - предметы, звуки, запахи и т. д. Лида и Шурик проводят научный эксперимент на предмет обнаружения у Шурика парапсихологических способностей. Этот эксперимент заканчивается поцелуем.

«Операция „Ы“» [ | ]

Проворовавшийся заведующий торговой базой нанимает троицу жуликов - Труса, Балбеса и Бывалого , чтобы те инсценировали кражу со взломом и тем самым спасли его от ревизии . Тщательно организованная и отрепетированная операция срывается из-за непредвиденной случайности: в роковую ночь на охрану социалистической собственности заступает не бабушка - божий одуванчик, а её квартирант, отважный Шурик.

Создатели фильма [ | ]

В главной роли [ | ]

В остальных ролях и эпизодах [ | ]

«Напарник» [ | ]

Актёр Роль
Алексей Смирнов Федя верзила Федя
Эммануил Геллер пассажир с зонтиком, стремившийся попасть в автобус
Рина Зелёная возмущённая пассажирка автобуса
Гусейн Ахундов лысый пассажир автобуса
Валентина Березуцкая пассажирка автобуса
беременная пассажирка автобуса
Михаил Пуговкин Павел Степанович Павел Степанович прораб строительно-монтажного управления № 61
Владимир Басов суровый милиционер
Виктор Уральский повар из милиции
Олег Скворцов арестант, произносящий фразу «Огласите весь список, пожалуйста»

«Наваждение» [ | ]

Актёр Роль
Наталья Селезнёва Лида Лида , студентка Политехнического института
Владимир Раутбарт профессор
Виктор Павлов Дуб Дуб , хитроумный студент
Валерий Носик студент-игрок
Георгий Георгиу хозяин злой собаки (в титрах как «В. Георгиу »)
Наталья Гицерот хозяйка злой собаки
Зоя Фёдорова тётя Зоя тётя Зоя , соседка Лиды
Ира Ира , подружка Лиды
Сергей Жирнов Петя Петя , студент, познакомивший Шурика и Лиду
Виктор Зозулин Костя Костя , товарищ Дуба - радиолюбитель

«Операция „Ы“» [ | ]

Актёр Роль
Георгий Вицин Трус Трус
Юрий Никулин Балбес Балбес
Евгений Моргунов Бывалый Бывалый
Владимир Владиславский С. Д. Петухов С. Д. Петухов директор торговой базы
Мария Кравчуновская Марья Ивановна Марья Ивановна сторож
шофёр грузовика-фургона на рынке (эпизод)
Лена Лена внучка Марьи Ивановны (эпизод)
Алексей Смирнов возмущённый покупатель живописи

Съёмочная группа [ | ]

Процесс создания фильма [ | ]

Подготовка к съёмкам [ | ]

После успеха своего предыдущего фильма «Деловые люди » режиссёр Леонид Гайдай решил снять фильм по оригинальному сценарию на современную тему. Из множества вариантов он выбрал сценарий кинокомедии под названием «Несерьёзные истории», написанный двумя авторами: Яковом Костюковским и Морисом Слободским. Первоначальный вариант состоял из двух новелл, главным героем которых был студент Владик Арьков - интеллигент-очкарик, который попадал в различные комические ситуации и с честью из них выходил. В первой новелле он перевоспитывал мрачного и невежественного типа, а во второй устраивался репетитором и готовил к поступлению в институт оболтуса Илюшу.

Поскольку двух новелл для полнометражного фильма было недостаточно, было принято решение придумать третью. Гайдай решает столкнуть в ней нового героя с прежней троицей - Трусом, Балбесом и Бывалым. После месяца напряжённой работы на свет появилась «Операция „Ы“», в которой Владику предстояло разоблачить расхитителей социалистической собственности.

В итоге художественный совет студии остановился на кандидатуре Валерия Носика, хотя сам Гайдай сомневался. Он вспомнил молодого актёра Александра Демьяненко, с которым снимался ещё в фильме «Ветер» и отправился 11 июля в Ленинград на личные переговоры. Оба остались довольны друг другом. Потом актёр вспоминал:

Я как прочёл сценарий «Операции „Ы“», понял, что фильм обречён на успех. Ничего подобного в нашем кино тогда не было .

Александр Демьяненко

В фильме Валерий Носик всё же снялся - он сыграл эпизодическую роль студента на экзамене , а в роли беспокойной девочки Лены из новеллы «Операция „Ы“» снялась дочь поэта Петра Градова и сестра актёра Андрея Градова , Татьяна. На роль тунеядца Феди Гайдай изначально пригласил Михаила Пуговкина, но после двухнедельного размышления тот предпочёл роль прораба на стройке, сославшись на неподходящие рост и комплекцию .

После фильмов «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» Гайдай прекратил творческое сотрудничество с композитором Никитой Богословским . С фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» началась совместная работа с Александром Зацепиным, тогда ещё малоизвестным композитором. Впоследствии ни один известный фильм Леонида Гайдая не обходился без музыки и песен этого композитора. В 1965 году фирмой «Мелодия» была издана грампластинка , содержащая 5 пьес Александра Зацепина из кинофильма:

  • «После экзаменов»;
  • «Встреча»;
  • «Дикарь»;
  • «Рынок»;
  • «Прогулка на автобусе».

Съёмки фильма [ | ]

  • Фильм снимался в Ленинграде , в Москве (в павильонах киностудии «

В августе 1965 года на экраны страны вышел фильм «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» режиссера Леонида Гайдая.

А всё начиналось так.

В начале 1964 года Гайдай знакомится с двумя сценаристами: Морисом Слободским и . Они предлагают режиссёру сценарий «Несерьезные истории», включающий в себя две киноновеллы про студента-очкарика Владика Арькова. В первой новелле он перевоспитывает некоего Мрачного типа, который с прохладцей относится к своей работе, невежлив с дамами и т. п. Во второй новелле Владик устраивается репетитором и готовит к поступлению в институт единственного сына любвеобильных родителей - оболтуса Илюшу, мечтающего уехать из своей мещанской семьи куда-нибудь подальше. Гайдай присоединяется к созданию сценария.



10 марта 1964 года во 2-м творческом объединении киностудии «Мосфильм» была принята заявка на сценарий «Несерьезные истории» и с его авторами заключили договор.

25 марта был одобрен литературный сценарий и дано «добро» на запуск его в режиссерскую разработку. Правда литературный сценарий уже сильно отличался от первоначальной заявки: имя студента осталось прежним - Владик Арьков, однако сюжет новелл изменился и приобрел ту основу, которая хорошо знакома нам по фильму. В первой новелле - «Напарник» Владик перевоспитывает тунеядца-«пятнадцатисуточника» на стройке, во второй - «Весеннее наваждение» - влюбляется в девушку Лиду.

Сюжет новеллы про любовь студента к однокурснице в период экзаменационной сессии Гайдай «подсмотрел» в польском журнале «Шпильки».

Но двух новелл явно недоставало для полнометражного фильма, и сценаристам было дано задание придумать третью, причем в ней необходимо было свести нового героя - Владика со старыми - троицей Балбес-Трус-Бывалый, которая так полюбилась зрителям и с которой Гайдай не собирался расставаться. После месяца напряженной работы на свет явилась новелла «Операция «Ы»: на этот раз Владику, единственному «сквозному» герою всех трех новелл, предстояло разоблачить расхитителей социалистической собственности.

Самыми сложными оказались поиски главного героя - студента Владика. Гайдай пересмотрел более сотни кандидатов, среди которых были актеры, которые вскоре стали знаменитыми: Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Всеволод Абдулов, Иван Бортник, Валерий Носик, Александр Збруев, Евгений Петросян и даже Андрей Миронов, правда с последним велись только переговоры .



Фотопробы Евгения Петросяна на роль Владика Арькова

В итоге худсовет студии остановился на кандидатуре Валерия Носика, хотя сам Гайдай сомневался.


Фотопробы Валерия Носика на роль Владика Арькова

Не совсем устраивал его и Михаил Пуговкин, которого худсовет рекомендовал на роль Верзилы в первую новеллу. Помог, как всегда, случай.

Еще во время работы над сценарием Гайдай пришел к убеждению, что главного героя он будет списывать... с себя. Вот почему даже внешне Владик Арьков был выписан в сценарии как копия Гайдая: длинный юноша в очках.

Как заметит много позже жена режиссера Нина Гребешкова: «Владик - это сам Леонид Иович. Все его поступки, жесты. Конечно, актер преломил их через себя. Но образ шел от Лени. Он действительно был таким - нескладный, наивный и очень порядочный».

Рекомендованный Гайдаю Валерий Носик под выписанный Гайдаем образ явно не подходил.

И тут кто-то в съемочной группе произнес фамилию молодого актера . Взглянув на его фотографию, Гайдай мгновенно обнаружил внешнее сходство с собой. В итоге 11 июля Гайдай отправляется в Ленинград на личные переговоры с Демьяненко. Оба остались довольны друг другом.

Актер потом вспоминал: «Я как прочел сценарий «Операции „Ы“, понял, что фильм обречен на успех. Ничего подобного в нашем кино тогда не было».



Из Питера Гайдай привез еще одного ленинградского актера, которого хорошо знал по совместной работе в «Деловых людях» - Алексея Смирнова. Его он хотел попробовать на роль Верзилы вместо Пуговкина.


Последнего забраковал художественный руководитель 2-го творческого объединения Иван Пырьев, который, посмотрев пробы, заявил: «Для этой роли такая бандитская физиономия, как у Пуговкина, не годится!» В итоге Пуговкину достанется роль прораба, на которую изначально пробовался Владимир Высоцкий.



Тогда же Гайдай найдет и актрису на главную роль во второй новелле - Наталью Селезневу.



Селезнева пришла на пробы без всякой надежды на успех, перед этим хорошо проведя время на пляже.

Едва она вошла в павильон, Гайдай предложил ей пройти весьма рискованный тест: раздеться перед камерой. Актриса заколебалась. Тогда Гайдай произнес роковую фразу: «Вы мне, конечно, нравитесь, но мне кажется, что фигура у вас не очень-то...» Тут у Селезневой взыграло самолюбие, и она скинула платье, оставшись в одном купальнике. И тут же была утверждена на роль скромной советской студентки.



Худсовет 2-го объединения просмотрел эти пробы и поставил точку - утвердил актеров на главные роли: Шурик - Демьяненко, Верзила - Смирнов, прораб - Пуговкин, Лида - Селезнева.


А бедолага Валерий Носик сыграет эпизодическую роль студента-картежника, сдающего экзамены в новелле «Наваждение».


К началу съёмок Владик неожиданно (по цензурным соображениям) становится Шуриком - Владика забраковала политическая цензура с аргументом, что Владик это Владлен, а Владлен это Владимир Ленин.

Нельзя комического героя называть именем вождя мирового пролетариата.

Первый съемочный день фильма «Операция «Ы» датирован 27 июля. В тот день на территории «Мосфильма» снимали эпизод «во дворе милиции» с участием массовки (она изображала тунеядцев-алкоголиков) и двух актеров: Смирнова (Верзила) и Владимира Басова (милиционер).


В этот эпизод Гайдай вставил случай из собственной биографии - это касается сцены, во время которой арестованных на пятнадцать суток распределяют на трудовые работы. Правда, в его жизни это было связано с войной. В иркутский театр, где он работал во время войны, приехал военком. Всех мужчин построили, и он спросил: «Кто хочет на фронт?» Все сделали шаг вперед. Тогда военком сказал: «Для начала будем брать тех, кто знает немецкий язык». Шаг вперед сделал только один человек - сам Леонид Иович. Гайдай и сам сыграл здесь маленькую роль - во многих изданиях пишут,что это роль алкоголика, который произносит фразу: «Огласите весь список, пожалуйста!». Но на самом деле это непрофессиональный актер Олег Скворцов, а Гайдай сыграл другого, менее заметного задержанного


Леонид Иович Гайдай в роли задержанного в фильме «Операция „ы“» (справа)

30 июля группа перебазировалась на одну из строительных площадок в Свиблово, чтобы начать съемку эпизодов «на стройке». Весь август и сентябрь группа работала в нервном режиме. Подводили киношников то погода, то техника, то плохая пленка. В итоге 3 октября Гайдай вместе с оператором и художником вылетели в Баку, чтобы выбрать места для натурных съемок, так как в Москве погода испортилась окончательно и бесповоротно. Однако и в столице Азербайджана погода оказалась не лучше. Тогда выбор пал на Одессу. Съемки в Одессе начались 21 октября. Но и там группу продолжал преследовать злой рок: назначенная на этот день съемка была отменена из-за внезапной болезни Демьяненко: простой длился до 25 октября. А когда съемки возобновились, то внезапно испортилась погода и объект «у дома Лиды» (Пролетарский бульвар, 22) пришлось снимать в несколько заходов.


В Одессе продолжили снимать и первую новеллу. В районе Новые Черемушки (в Одессе тоже есть такой) снимали, в частности, эпизод, где Шурик угодил в битум. Но и здесь без происшествий не обошлось: из-за чьей-то неосторожности битум внезапно загорелся. Тушили пожар и строители, и киношники. Съемки в Одессе продолжались до 22 ноября.


Затем группа вернулась в Москву - на «Мосфильме» снимали «квартиру Лиды».


12 декабря группа переезжает в Ленинград, где должна была сниматься третья новелла. Однако и там погода не порадовала. 14 декабря к месту предстоящей съемки 10 самосвалов привезли снег, но он весь растаял еще до начала съемок. Было принято решение заменить снег подручными материалами - ватой, нафталином. Когда все было готово, то, чтобы «снег» не разнесло ветром, снимать начали... с конца. С эпизода, когда старушка «божий одуванчик» прибегает на склад и застает там четырех спящих мужиков: Шурика, Труса, Балбеса и Бывалого и мышку, которую принес дрессировщик Князев. Кстати, мышку больше всего ругали на худсовете и хотели вырезать её из картины, но режиссер отстоял серую артистку.


12 января состоялось заседание худсовета 2-го объединения, на котором был просмотрен отснятый материал.

Именно на этом заседании Иван Пырьев предложил поменять название фильма «Смешные истории» на «Операцию „Ы“ и другие приключения Шурика».

Тем временем съемки фильма продолжаются. 21 января в павильоне № 13 «Мосфильма» снимали «логово троицы»: это там Балбес поет песню «Постой, паровоз...», а Трус тренируется сначала на своих напарниках, а потом на фарфоровых кошках

Цензура блатную песню пропускать сначала не хотела, но Гайдай отстоял её, убрав один куплет, который, по словам сценариста Якова Костюковского звучал приблизительно так:

Пусть гадом я буду
Я пилку достану
Решетку я ей перепилю
Пускай луна светит своим коварным светом
Но я из тюряги убегу

Вспоминает Юрий Никулин: «Для эпизода „Бой на рапирах“ пригласили преподавателя фехтования, который учил нас драться на рапирах. После нескольких занятий мы дрались как заправские спортсмены. Показали бой Леониду Гайдаю. Он посмотрел со скучающим видом и сказал: - Деретесь вы хорошо, но все это скучно, а должно быть смешно. У нас же комедия».


Тогда-то Гайдай и придумал эпизод, как Шурик протыкает Балбеса шпагой, у того появляется кровь, которая потом оказывается вином из спрятанной за пазухой бутылки.


А помните, в третьей новелле, в эпизоде погони на складе, Балбес натыкается на скелет? Было снято восемь вариантов этой сцены. Во время одного из дублей Никулин решил похулиганить - взял и сунул палец между открытыми челюстями (что не было предусмотрено сценарием), а те вдруг, сомкнувшись, щелкнули. В фильм попала именно эта случайно снятая импровизация.


25 февраля состоялся худсовет, на котором обсуждалась третья новелла фильма. Приведем отрывок из выступления художественного руководителя 2-го творческого объединения «Мосфильма» Ивана Пырьева: «В комедии главное - четкость и тактичность в поведении. Но иногда этой тактичности исполнения и не хватает. Вот Моргунов. Он не смешон, а часто неприятен. То же самое случается и с Вициным. Его манера поведения была прекрасной в „Псе Барбосе“, здесь же многое кажется фальшивым. Нельзя все время работать на одной и той же краске... В этом отношении прекрасен Никулин. В каждой сцене он оригинален, но и всегда разный...»

На следующем худсовете, после просмотра всей картины Пырьев потребовал «кончать снимать Моргунова и Пуговкина. Они не интересны и надоели...». После чего другая инстанция - сценарно-редакционная коллегия - потребовала от Гайдая вырезать ряд эпизодов, в частности, когда «негр» Верзила гоняется за Шуриком и когда студенты сдают экзамены.

Но Гайдай оставил все как есть. Чуть позже ему это припомнили, когда присваивали категорию фильму. 2 июля комиссия по определению группы отнесла «Операцию «Ы» ко 2-й категории.


8 июля 1965 года генеральный директор «Мосфильма» В. Сурин и художественный руководитель 2-го творческого объединения И. Пырьев пишут письмо председателю Государственного комитета СМ СССР по кинематографии А. Романову, в котором заявляют, что фильм Леонида Гайдая заслуживает самой высокой оценки. Цитата из письма: «В данном случае, как нам кажется, принцип объективности и беспристрастности был нарушен в первую очередь потому, что за пренебрежительной оценкой фильма «Операция „Ы“ кроется пренебрежительное отношение к комедии вообще и эксцентриаде в особенности. Ни многочисленные призывы печати, ни настойчивые пожелания зрителей, просящих, требующих новых и хороших кинокомедий, не могут опровергнуть все еще бытующего убеждения, что комическое в искусстве, комическое в кино есть жанр несерьезный и низкий...». Это письмо возымело-таки действие - фильму дали 1-ю категорию.


Фильм «Операция «Ы» вышел на экраны страны в середине августа 1965 года. Зрители встретили его восторженно. Свидетельством тому и рекордное за всю историю советского кинематографа (на тот момент) число зрителей, посмотревших картину, - 69 миллионов 600 тысяч.