Скачать презентацию на тему салтыков щедрин. Презентация на тему "М.Е

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Подготовила

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №28 станицы Тамань

Кущяк О.Г.


Писатель-сатирик, публицист, редактор, литературный критик. Портрет И. Крамского. 1879.

Художник

Н. Крамской (1879): «Мысль и страдание застыли навеки в глазах человека, чьим оружием был смех».

1826-1889


Евграф Васильевич Салтыков

Отец принадлежал к старинному, но небогатому дворянскому роду.

Способный, довольно образованный, но непрактичный, слабохарактерный, несобранный, капризный.


Ольга Михайловна Салтыкова (Забелина). Мать писателя.

  • Дочь состоятельного московского купца.
  • Умная, энергичная, обладала сильным и властным характером, упорством, практической хваткой, крутым нравом.
  • Сумела вывести свою семью в число богатейших помещиков Тверской губернии.

  • Родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда.
  • «Детство и молодые годы были свидетелями caмoгo разгара крепостного права. Оно проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольною массою, но и во все формы общежития, одинаково втягивая все сословия в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленными».

  • В семье царила атмосфера страха, грубость, произвол, дети делились на «любимчиков» и «постылых».
  • Тем не менее в семье заботились, чтобы дети воспитывались «по-дворянски». Они получили хорошее домашнее образование: их учили языкам - французскому и немецкому, рисованию, музыке, хотя домашние учителя и гувернантки выбирались больше по принципу: «числом поболее, ценою подешевле». В дальнейшем при выборе учебных заведений имели значение материальные затраты, будущая карьера, дворянская гордыня, но не личные склонности и желания самих детей. Таков был уклад дома, в котором прошло детство писателя

  • Дворянские институты создавались как закрытые учебные заведения для подготовки юношей в университеты и другие вузы. Обучение в дворянских институтах было платным (800-1200 рублей в год) и продолжалось 6-7 лет в зависимости от начального уровня образования. В первый класс принимали физически и нравственно здоровых мальчиков в возрасте 10-12 лет, которые уже умели читать, писать, считать, рисовать и петь. Учащиеся находились на полном пансионе.

Серьезное внимание уделялось воспитанию аристократизма, хороших манер поведения

  • Дворянские институты создавались путем преобразования гимназий или благородных пансионов при них на деньги местного дворянства и при его контроле. Например, Московский дворянский институт был образован в 1833 г. на базе 1-й московской гимназии. Следует иметь в виду, что дворянские институты находились в «непосредственном заведовании» попечителей учебных округов.

  • В этих учебных заведениях юноши получали классическое среднее образование. Они углубленно изучали священную и церковную историю, логику, российскую грамматику и словесность, латинский, немецкий и французский языки, математику, географию и статистику, историю, физику, естественную историю, чистописание, черчение и рисование. За отдельную плату с учащимися занимались фехтованием, верховой ездой и танцами. Выпускники дворянских институтов при желании зачислялись в университеты без экзаменов.

  • Императорский Царскосельский лице́й (с 1843 года - Александровский лице́й) - высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 годы . В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.

  • 12 лет за отличные успехи переводят в Александровский Царскосельский лицей. Прозвище Салтыкова – «умник» (умничанье не почиталось).
  • В гимназии царил казарменный дух, писать было нельзя, поэтому стихи Михаил прятал в голенище сапога. Стихи появляются в «Библиотеке для чтения», «Современнике». Сильное влияние оказывают статьи В.Г.Белинского, Фурье, Гегеля, Фейербаха, знакомство с Петрашевским.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Фото 1850-х

  • 1844год-зачислен в штат военного ведомства.
  • 1847- публикует рецензии на новые книги в журналах «Современник», «Отечественные записки».
  • 1948, март- повесть «Запутанное дело» опубликована в «Отечественных записках».

  • Первые прозаические произведения - повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848) - были опубликованы в журнале «Отечественные записки». Они примыкают к гоголевскому направлению в литературе, критически воспроизводящему окружающую действительность.
  • «Обе эти вещи, - писал Щедрин в автобиографии,- возбудили внимание существовавшего тогда негласного Комитета, который, так сказать, ревизовал литературу по случаю февральской революции (Февральская peвoлюция во Франции 1848 года. -Авт.»). Это послужило основанием для увольнения со службы и высылки начинающего писателя в Вятку на 8 лет.

1848-1855 Служба в Вятке

  • Вятка первой половины XX века.
  • Эксклюзивные фото Сергея Лобовикова

Служба в Вятке

  • Салтыков писал брату: «... я полагаю, что везде можно быть полезным, если есть хотение и силы позволяют... Положи себе за непременное правило в жизни вести себя как следует честному человеку ». Салтыков действительно стал одним из немногих честных чиновников. Был требователен и настойчив, беспощаден к взяточничеству, достаточно независим. Paccкaзы о неподкупности и честности Салтыкова надолго coхранились в Вятской губернии. Позже он был назначен на должность советника в Вятском губернском правлении, что дало возможность бывать в длительных разъездах.

  • Ссылка закончилась после смерти Николая 1 в 1855 гoду благодаря помощи генерал-лейтенанта П. П. Ланского, приехавшего в Вятку в связи с формированием ополчения, и eгo жены Н. Н. Пушкиной-Ланской, которые ходатайствовали за Салтыкова перед государем. В январе 1856 года писатель возвратился в Петербург.

Хроника жизни

  • 1856-1857 гг. в журнале «Русский вестник» печатаются «Губернские очерки», главным героем которых стал Николай Николаевич Щедрин. В очерках отражены вятские воспоминания, появляется псевдоним «Щедрин». Истоки смирения крестьян, по мнению писателя, – в крепостном праве.
  • В 1862 г. подаёт в отставку и переезжает в Петербург.

1858 март – 1860 гг. – в качестве вице-губернатора Рязани, затем Твери пытается защитить мужика.

1858 год – назначен вице-губернатором в Рязань

1860 год – назначен вице-губернатором в Тверь


Хроника жизни и творчества

  • В 1857-1863 гг. появляются циклы: «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе» В очерках этих годов утверждались особенности стиля Салтыкова-Щедрина: иносказательное повествование; реалистическая фантастика; гипербола; шарж и гротеск; острота оборотов, эпитетов, обобщённых названий.
  • 1864г – сотрудник «Современника», с ноября этого же года в Пензе председатель казённой палаты. 23 мая 1866 г. закрывают «Современник».
  • 14 июня 1868 г. уходит в отставку, с сентября – член редакции «Отечественных записок» (гл. редактор Н.А. Некрасов).

Салтыков-Щедрин с картой города Глупова. Художник А. Долотов. 1869

  • 1869-1870 гг. – появление «Истории одного города». В этот период Салтыковым-Щедриным разработаны способы защиты от цензуры: «эзопов язык»; самоцензура; «аккомодация» (приспособление произведения к требованиям цензуры); тактика «троянского коня».
  • 1863-1874 гг. – цикл очерков «Помпадуры и Помпадурши» («внутренний мир» высокопоставленных бюрократов).

М.Е. Салтыков-Щедрин. Фото 1870-х

  • 1872. Родился сын Константин.
  • 1873. Родилась дочь Елизавета.
  • 1876. Возглавляет "Отечественные записки" в связи с болезнью
  • Н. А. Некрасова.
  • 1878. Утверждается редактором "Отечественных записок".


Произведения:

  • 1880 г. – «Господа Головлёвы» (форма хроники позволила поставить актуальные социальные проблемы и решить их психологически).
  • 1886 г. – «Сказки».
  • 1889 г. – «Пошехонская старина», начало работы над «Забытыми словами» (написана лишь одна страница).

Щедрин в лесу реакции. Художники Д. Брызгалов, Н. Орлов. 1883


«Мое собранье насекомых открыто для моих знакомых». Художник А. Лебедев. 1877

  • 1870-1872 гг. – цикл «Господа Ташкентцы» (о наглых исполнителях реакционных приказов).
  • 70-е годы – «Дневник провинциала в Петербурге», «Экскурсия в область умеренности и аккуратности», «Господа Молчалины».
  • Октябрь 1875 г. в журнале «Отечественные записки» печатается цикл «Благонамеренные речи»

М.Е. Салтыков-Щедрин за рабочим столом. Фото 1888

  • 1889, март. Резко ухудшается здоровье писателя.
  • 1889, 28 апреля (10 мая). Смерть Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
  • 1889, 2 мая (14 мая). Похороны на Волковом кладбище в Петербурге рядом с могилой И. С. Тургенева - по завещанию Салтыкова-Щедрина.






  • Тюнькин К. И. Салтыков-Щедрин. - М.: Мол. гвардия, 1989. - 620 с. - (Жизнь замечат. людей).
  • Писарев, "Цветы невинного юмора (соч. т. IX); Добролюбова, соч. т. II.
  • H. К. Михайловский, «Критические опыты. II. Щедрин» (М., 1890).
  • К. Арсеньев, «Критические этюды по русской литературе» (т. I, СПб., 1888).
краткое содержание других презентаций

«Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина» - Сказка как жанр выбрана писателем не случайно. Книгу сказок Н. Е. Салтыков-Щедрин писал с перерывом. Каким в сказке «Дикий помещик» изображен владелец мужиков. Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Элементы русской народной сказки. Что общего в сказках «Повесть о том…» и «Дикий помещик». Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. Сказка «Дикий помещик». Как решается проблема в сказке.

«Биография Михаила Салтыкова-Щедрина» - Писатель. Детство писателя. Мемориальная доска. Я люблю Россию до боли сердечной. История одного города. Улица. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Последние годы жизни. Михаил Евграфович с женой. Творчество Щедрина. Состав редакции журнала. В ссылке. Открытие памятника М. Е. Салтыкову-Щедрину. Ольга Михайловна. Открыт музей. Начало литературной деятельности.

«Биография М.Е.Салтыкова-Щедрина» - Проблематика. Очерк жизни и творчества. Образование. Дочь писателя. «История одного города». Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Мать писателя Ольга Михайловна. «Вятский плен». Идея Салтыкова-Щедрина. Я люблю Россию до боли сердечной. Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней. Группа сотрудников журнала «Отечественные записки». Обилие впечатлений. Основные темы. Дом, где родился будущий писатель.

«Жизненный путь Салтыкова-Щедрина» - История одного города. Жена писателя. Крепостной человек. Михаил Евграфович. Вольнодумие. Господа Головлёвы. Убежденный социалист. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Маловажность книг. Родился в старой дворянской семье. Юный Салтыков. Литературная деятельность. Московский дворянский институт. Отечественные записки. Творчество Щедрина.

«Игра по сказкам Салтыкова-Щедрина» - Герой сказки. Способ прогулки. Сколько денег получили генералы по возвращению в Петербург. Как генералы вернулись домой. Главный герой сказки о диком помещике. Генералы. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть. Мужик. Сколько человек упрекнули дикого помещика в глупости. Как генералы отыскали на острове мужика. Назовите фамилию «Дикого помещика». Дикий помещик. Назовите имя автора сказок.

«Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина» - Традиции русских сатириков. Администратор. Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина. Названия книг. Время творческих достижений. Журнал «Отечественные записки». Щедрин в лесу реакции. М.Е.Салтыков-Щедрин. Преемственные связи. М.Е. Салтыков-Щедрин. Смерть матери. Детские годы. Белинский. Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным. Этапы биографии и творчества. Тип художественной образности. Русский писатель. Улица.

Cлайд 1

Cлайд 2

Родился в старой дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776-1851). Мать, Ольга Михайловна Салтыкова (в девичестве - Забелина), была дочерью московского купца.

Cлайд 3

Михаил Евграфович не любил вспоминать о своем детстве, а когда это волей-неволей случалось, воспоминания окрашивались неизменной горечью. Под крышей родительского дома ему не суждено были испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Семейная драма осложнилась драмой общественной. Детство и молодые годы Салтыкова совпали с разгулом доживавшего свой век крепостного права.

Cлайд 4

Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая его сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии.

Cлайд 5

Десяти лет от роду он поступил в Московский дворянский институт. А два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей.

Cлайд 6

Юный Салтыков восполнял недостатки лицейского образования по-своему: он с жадностью поглощал статьи Белинского в журнале «Отечественные записки», а по окончании лицея, определившись на службу чиновником Военного ведомства, примкнул к социалистическому кружку М.В. Петрашевского. В.Г. Белинский М.В. Петрашевский

Cлайд 7

Уже в библиографических заметках, несмотря на маловажность книг, по поводу которых они написаны, проглядывает образ мыслей автора - его отвращение к рутине, к прописной морали, к крепостному праву; местами попадаются и блёстки насмешливого юмора. В это время Михаил Евграфович пишет сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).

Cлайд 8

В наказание за вольнодумие в ночь с 21 на 22 апреля 1848 года Салтыков был арестован, а шесть дней спустя в сопровождении жандарма отправлен в далекую и глухую по тем временам Вятку. Арсенальная гауптвахта в Петербурге, где находился под арестом М.Е.Салтыков-Щедрин в апреле 1848 года

Cлайд 9

Убежденный социалист в течение многих лет носил мундир провинциального чиновника губернского правления, на собственном жизненном опыте ощущая драматический разрыв между идеалом и реальностью. Но суровая семилетняя школа провинциальной жизни явилась для Салтыкова-сатирика плодотворной и действенной. Она способствовала преодолению отвлеченного, книжного отношения к жизни, она укрепила и углубила демократические симпатии писателя, его веру в русский народ и его историю. В ноябре 1855 ему разрешено было, наконец, покинуть Вятку.

Cлайд 10

Вслед за возвращением Салтыкова-Щедрина из ссылки возобновилась, с большим блеском, его литературная деятельность. Имя надворного советника Щедрина, которым были подписаны появлявшиеся в «Русском вестнике» с 1856 «Губернские очерки», сразу стало одним из самых любимых и популярных.

Cлайд 11

С января 1868 года «Отечественные записки» изменили состав своих сотрудников и приняли характер, резко отличный от прежнего. Группа сотрудников журнала «Отечественные записки»: Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.З.Елисеев, Г.И.Успенский

Слайд 2

Детство и юность писателя

Родился 15 (27) января 1826 в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец Евграф Васильевич происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать Ольга Михайловна – из семьи богатого московского купца. Детские, отчасти юношеские годы Салтыкова прошли в родовой усадьбе отца Спас-Угол. Спас – Угол. Усадебный дом. Я вырос на лоне крепостного права М.Е. Салтыков – Щедрин.

Слайд 3

Московский дворянский институт. Царскосельский лицей. 1836 –1838 гг. 1838 –1844 гг. Годы учебы Получил отличное домашнее образование. К шести годам легко общается на французском и немецком, пишет по-русски.

Слайд 4

Начало литературной деятельности.

1841 – первое напечатанное стихотворение «Лира», посвященное памяти Г.Р.Державина и А.С.Пушкина. 1844 – после окончания лицея определён чиновником в канцелярию Военного министерства. 1848 – за свои первые повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848) Салтыков высылается в Вятку, где назначается старшим чиновником особых поручений при губернаторе, с 1850 – советником губернаторского правления. Деятельность на государственной службе всегда пытается сочетать с литературной деятельностью.

Слайд 5

Литературная деятельность.

В 1862 году Салтыков оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы полностью отдаться литературному и журналистскому делу. Он печатает романы, повести, сказки.

Слайд 6

Сатирические сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина («Сказки для детей изрядного возраста»)

Сатира – вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности, человека, явлений. Юмор- вид комического, доброжелательный и веселый смех, способ раскрытия характеров героев в смешном виде. В основу понятий сатира и юмор положена природа смешного. Юмор веселит читателя, а сатира заставляет задуматься над высмеиваемыми пороками.

Слайд 7

Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина г. Тверь

  • Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    В своих сказках М. Е. Салтыков-Щедрин выступал против социальной несправедливости и общественного зла в любых его проявлениях.

    Слайд 11

    «Премудрый пискарь»

  • Слайд 12

    «Верный Трезор»

  • Слайд 13

    «Ворон-челобитник»

  • Слайд 14

    «Медведь на воеводстве»

  • Слайд 15

    «Орел-меценат»

  • Слайд 16

  • Слайд 17

    М. Е. Салтыков-Щедрин считает, что первоосновой и источником жизни является простой русский мужик, что создатель всего того, что нас окружает, - народ. Нет народа - государство погибнет. Он поэтизирует ловкость и находчивость мужика, его трудолюбивые руки и чуткость к кормилице-земле. Помещики и генералы на таком фоне выглядят жалкими, никчемными людьми, совершенно не приспособленными к жизни, умеющими лишь отдавать приказы.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Основные темы

    Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

    Слайд 23

    МУЛЬТФИЛЬМ

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».