Анализ бала в произведении горе от ума. Анализ эпизода Бал по комедии Горе от Ума (Грибоедов А

Комедия Грибоедова "Горе от ума" входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества - эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова "Горе от ума". И сейчас передовая творческая мысль не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.

Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова - самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что "в девках целый век", или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха - за это можно прослыть и сумасшедшим. Первые, с кем встречается Чацкий на балу - это супруги Горичи. Платон Горич - давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал "под каблук" своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка - злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.

И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: "Я от него было и двери на запор; да мастер услужить".

Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй - это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова - Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.

Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.

Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним

И в нем рассудок уцелеет.

Так чем же заканчивается комедия Грибоедова? Так кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов со своим окружением? Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское общество? Они даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни его шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор сами себе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею "лишних" людей. За ним последовали Онегин, Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем их обществе.

Разделы: Литература

Уроки развития речи занимают одно из самых важных мест в системе преподавания литературы в 9-м классе. Подготовка к сочинению-анализу эпизода – наиболее сложный вид работы, так как ученики впервые пишут сочинение данного жанра. Поэтому необходимо, чтобы урок прошел ярко, наглядно, познавательно, целенаправленно.

Цели урока:

  • Обучающие – ученикам необходимо усвоить структуру плана-анализа эпизода и систематизировать материал к сочинению;
  • Развивающие – урок литературы должен способствовать развитию монологической речи учеников, умения высказывать собственную точку зрения, работы с текстом; общению в группе, творческому воображению;
  • Воспитывающие – урок предполагает воспитание эстетического чувства учеников средствами поэтического языка, художественного чтения, музыки, артистической игры.

Оборудование и материалы к уроку:

ХОД УРОКА

Звучит вальс Штрауса. На фоне медленной музыки учитель читает стихи Е. П. Ростопчиной “Искушение”.

Двенадцать бьет, двенадцать бьет!..
О, балов час блестящий, –
Как незаметен твой приход
Среди природы спящей!
Как здесь, в безлюдной тишине,
В светлице безмятежной,
Ты прозвучал протяжно мне,
Беззывно, безнадежно!

И мне представилось: теперь танцуют там,
На дальней родине, навек избранной мною...
Рисуются в толпе наряды наших дам,
Их ткани легкие с отделкой щегольскою;
Ярчей наследственных алмазов там блестят
Глаза бесчетные, весельем разгоревшись;
Опередив весну, до время разгоревшись,
Там свежие цветы свой сыплют аромат...
Красавицы летят, красавицы порхают,
Их вальсы Ланнера и Штрауса увлекают
Неодолимою игривостью своей...
И все шумнее бал и танцы все живей!

Всем женским склонностям покорна я вполне;
Я только женщина, – гордиться тем готова,
Я бал люблю!.. отдайте балы мне!

Под музыку в класс входят несколько пар в бальных костюмах, становятся кругом, одна пара танцует вальс.

Слово учителя.

Сегодня мы приглашены с вами на бал в доме Фамусова, на котором один из гостей скажет:

Ну, бал! Ну, Фамусов!
Умел гостей созвать!

Наша первая с вами задача – понять, почему с такой иронией были произнесены эти слова, что произошло на балу. Анализируя эпизод комедии Грибоедова, вспомним, как такого вида работу выполняли на уроках, соберем материал для сочинения – анализа эпизода, с жанром которого мы впервые с вами будем работать.

Беседа с классом о плане урока. На доске написано слово эпизод .

На какие вопросы нам нужно будет ответить при анализе эпизода?

В результате ответов на доске возникает схема.

Постараемся ответить на вопросы, поставленные вами для анализа эпизода. Каково же место эпизода “Бал в доме Фамусова” в комедии Грибоедова?

Ученики: – Кульминация произведения в развитии конфликта.

Учитель: – Докажите на развитии сюжетной линии, что это кульминация произведения и на развитии основной мысли произведения.

Ученик: – По сюжету комедии и развитии любовной истории Чацкий на балу хочет узнать, кого любит Софья.

Ученик: – Чацкий на балу узнает, что Софья любит Молчалина.

Развитие конфликта между Чацким и фамусовским обществом также достигает своей наивысшей точки: общество отвергает Чацкого.

Запись на выданных листах вывода.

Учитель: – Вспомним, как начинался конфликт Чацкого с фамусовским обществом, по каким вопросам разошлись Чацкий и Фамусов?

Ученик: – Служба, чинопочитание, времяпрепровождение, отношение к иностранщине, к крепостным, к учению.

Проведем словесную дуэль, вспомним цитаты из речей Чацкого и Фамусова по перечисленным темам.

Учитель: – Конфликт завязался. Какое же он будет иметь продолжение?

Звучит музыка. Мы снова в гостиной Фамусова. Инсценирование явлений 5, 6, 7, 8, 10.

Учитель: – Мы посмотрели не весь эпизод бала, а только одну его часть, первую. Как ее озаглавить? Работаем над композицией, делаем записи на листах.

Ученик: – 1) Конфликт Чацкого с гостями бала.

Учитель: – Сколько будет еще частей в эпизоде?

Ученики: – Еще 2 части.

2) Слух о сумасшествии.

3) Приговор.

Учитель: – Проанализируем I часть: Чацкий и гости, это начало бала. Спокойным ли Чацкий приходит на бал? Каково его состояние?

Ученик: – Чацкий взволнован тем, что Софья его не любит, и пытается выяснить, кто его соперник. Раздражен из-за разговора с Фамусовым. И это раздражение усиливается при встрече с гостями.

Учитель: – Понаблюдаем развитие конфликта между Чацким и гостями и отметим художественные приемы комедии, помогающие изобразить данный конфликт. Какие вы знаете приемы смешного?

Ученик:

1) ирония – скрытая насмешка;

2) сатира – высмеивание человеческих пороков;

4) гротеск – сочетание в фантастической форме уродливого и смешного;

5) сарказм – едкая насмешка с обличительным смыслом.

Учитель после ответов открывает доску с записями.

Учитель: – Какие из названных приемов использованы в комедии Грибоедова?

Ученик: – Ирония, сатира, сарказм.

Учитель: – Распределимся на 4 группы и проанализируем, в чем выразился конфликт между Чацким и гостями в первой части. Для этого мы должны заполнить таблицу на листке цитатами и определить, какой художественный прием использует Грибоедов в каждой сцене. (Ученики работают по группам и заполняют следующую таблицу на листе.)

Гости бала. Конфликт. Приемы

Чацкий Горичи
“А кто любезный друг велит тебе быть праздным? В полк эскадрон дадут”. Ирония “Платон Михайлович здоровьем очень слаб”.
“Теперь, брат, я не тот”.

Тугоуховские

Чацкий представлен как жених, но небогатый. Ирония – Богат?
– О, нет.
– Князь, князь, назад.

Хрюмины

“Несчастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам?”. Сатира – На ком жениться мне?
– В чужих краях на ком?..
Там женятся … с искусницами модных лавок.

Хлестова

“Не поздоровится от эдаких похвал”. Сарказм “… мне и сестре Прасковье двоих арапченков на ярмарке достал… дай бог ему здоровья”.

Ученики защищают свои работы перед классом, вместе делаем вывод по I ч.: Чацкий, взволнованный отказом Софьи, искренне возмущается лицемерием, рабским подражанием иностранному, стремлением к богатству и чинам, жестокому крепостничеству. Тем самым конфликт между главным героем и фамусовским обществом обостряется, автор подчеркивает это в умении сатирических приемов.

Звучит музыка бала.

И мы снова в гостиной Фамусова.

Инсценирование явлений 14-21 действия 3.

Вы посмотрели 2 и 3 ч. эпизода бала.

Учитель: – Почему Софья распространяет слух о сумасшествии Чацкого?

Ученик: – Софья мстит Чацкому за злые отзывы о Молчалине.

Учитель: – Почему слух распространяется так быстро? Как это характеризует фамусовское общество?

Ученик: – Для светского общества привычна ситуация распространения слухов.

Учитель: – Какой приговор выносит фамусовское общество Чацкому?

Ученик: – Чацкого объявляют сумасшедшим и объясняют причины сумасшествия: “Ученость - вот причина”.

Учитель: – Мы на уроке посмотрели, послушали проанализировали эпизод “Бал в доме Фамусова”. Воспроизведите план нашей работы на обратной стороне листа в месте – основная часть сочинения.

Ученики работают над составлением плана, в результате на обратной стороне:

I ч. Вступление

II ч. Основная часть

  1. Место эпизода бала в идейном и композиционном содержании комедии
  2. Что предшествует эпизоду? (Начавшийся конфликт между Чацким и Фамусовым)
  3. Композиция эпизода
  4. Гости. Конфликт Чацкого с московским обществом
  5. Сатирические приемы в изображении гостей
  6. Значение слуха о сумасшествии
  7. Смысл приговора

III ч. Заключение

Учитель: – Мы составили план основной части нашего сочинения “Анализ эпизода”, но две части остались еще не заполненными: вступление и заключение. Подумаем, о чем можно написать во вступлении. Ваши версии.

Ученики:

1) Время создания комедии, появление людей нового типа, стремящихся изменить общество.

2) Современность звучания комедии и ее проблем.

3) Вечная проблема отцов и детей.

Учитель: – Класс делится на группы. Каждая группа выбирает тему вступления и разрабатывает ее на листе.

Обсуждение работы учеников.

Учитель: – Какой мыслью мы должны закончить свое сочинение?

Ученик: – Каким Чацкий выходит из этого конфликта: победителем или побежденным?

Учитель: – Как вы ответите на этот вопрос?

Ученик: – Сравнение мнений А.С. Пушкина и И.А. Гончарова о значении образа Чацкого. Высказываем свое мнение.

Учитель: – Мы составили с вами подробный план сочинения “Анализ эпизода “Бал в доме Фамусова”. Выскажитесь, понятна ли вам работа над сочинением такого жанра и что дал вам наш урок.

Звучит музыка. Ученики танцуют вальс.

Эпизод “Бал в доме Фамусова” чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”.
Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, “служит делу, а не лицам”. Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлестова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна.
Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о “герое не ее романа”. Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого “ум с сердцем не в ладу”.
Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!
Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:
И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…
На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.
В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду:
Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжен вселять участье…
Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин.
Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, “прошедший век”, еще силен.

Сочинение по литературе на тему: Анализ эпизода “Бал в доме Фамусова” в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Другие сочинения:

  1. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! А. С. Грибоедов. Горе от ума. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” входит в сокровищницу русской классической литературы. Это Read More ......
  2. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – произ­ведение, роль которого в русской литературе трудно переоценить. В небольшой пьесе, где показан всего один день в доме московского барина Фамусова, дра­матург поднимает многие важнейшие проблемы сво­его времени. Он затрагивает темы крепостного Read More ......
  3. Бал в доме Фамусова играет большую роль для понимания комедии. Первым прибывает Чацкий, ищущий новой встречи с Софьей, и он уже успевает каждому дать “ненужный” совет, послать в чей-нибудь адрес очередную колкость, ненароком оскорбить кого-нибудь. При встрече с Платоном Михайловичем Read More ......
  4. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” произвела много шума в отечественной драматургии. Это – замечательное произведение с острым, афористичным языком. В своей пьесе Грибоедов затронул много вопросов и проблем русского общества 20-х годов 19 века. Главной же проблемой произведения Read More ......
  5. Литературное произведение – “сложный хорошо настроенный музыкальный инструмент”. Драматическое произведение “живет” благодаря репликам, которые складываются в диалоги, в сцены и целые действия. Не убавить, не прибавить в готовое литературное произведение ничего нельзя. Порой сцена или реплика становится ключом, открывающим идею Read More ......
  6. Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. И. А. Гончаров. Оценивая комедию Грибоедова “Горе от ума”, Белинский писал, что она положила “прочное основание новой русской поэзии, Read More ......
  7. Он (Чацкий) вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу “один в поле не воин”.Нет, воин, если он Чацкий… И. А. Гончаров. А. С. Грибоедов-автор бессмертной комедии “Горе от ума”, оказавшей огромное влияние на всю русскую литературу и занявшей в ней особое Read More ......
  8. А. С. Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, столь остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, столь блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Read More ......
Анализ эпизода “Бал в доме Фамусова” в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Комедия «Горе от ума» - это отличное произведение, которое, не смотря на два века своего бытия, остается популярной и поучительной. Грибоедов посвятил свой шедевр таким вечным проблемам, как столкновения интересов разных поколения, роль одного человека в обществе. Сколько ни говори, а эти вопросы всегда будут интересовать публику, ведь именно они являются особенной частью любого человека.

Все герои Грибоедова – это не просто вымышленные персонажи.

Их можно увидеть и среди нас. Разве не сталкивались Вы с тем, что молодежь совершенно не слушает старших и считает себя намного опытнее. Разве не приходилось Вам отстаивать свое мнение в толпе, которая так сильно пытается убить в Вас ту кроху отдельной личности. Вот и главный герой комедии стал примером человека, которого общество просто не смогло понять.

Бал у Фамусова – это очень важный и интересный эпизод. Именно в нем раскрыт вопрос о конфликте между личностью и обществом. В данном случае – это Чацкий и московское общество. Сам эпизод по праву можно назвать конечным итогом всей комедии.

За этот отрывок произведения главный герой умудряется перессориться с большей частью гостей и прославиться, как сумасшедший человек. Что же послужило причиной такого хода событий?

Второй момент, который так сильно задел Чацкого – это попытки Фамусова навязать свою дочь Скалозубу. В его устах было все: и лицемерие, и подобострастие, и чинопочитание. Все эти пороки, которые стали обычным делом для общества, просто не укладывались в голове героя.

Сам бал – это собрание типичных московских горожан. Кто-то приехал сюда, чтобы развеять скуку, кто-то – найти нужное знакомство, ну и, конечно, нельзя забывать про настойчивых родителей, которые активно пытались выдать своих дочерей за порядочных и богатых людей. Такой круг людей очень укоренился, так что редко можно найти среди этой толпы новое лицо. Особенностью таких собраний можно отметить свойственные только им правила, которые на самом деле представляют строгие законы, неисполнение которых может привести к плачевным последствиям. Именно поэтому Чацкий не мог стать частью этого организма. Ведь в нем было то, что не стояло на одном уровне с обществом – правда. Все люди активно обсуждали Чацкого, смеялись над ним. Но никто не пытался высмеять пороков друг друга, ведь за это можно распрощаться со своим «добрым» именем.

Первым на балу Чацкий встретил супругов Горичей. Платон был его давним другом, который после женитьбы стал настоящим «подкаблучником». И хоть наш герой и постоянно делал колкие и смешливые замечания по этому поводу, но все же сочувствовал своему товарищу.

Еще одна вещь, которая сильно цепляла Чацкого, это желание общества посмеяться над людьми, которые не относятся к таким же чистоплотным, как они. Осуждая Загорецкого, они все равно постоянно пускают его в свои дома, чтобы позабавиться.

Репетилов – тоже интересная личность. Он постоянно размышляет о новшествах или секретном собрании в Английском клубе. Казалось бы, что это идеальный вариант друга для Чацкого. Но не все так просто. Герой не так прост и сразу понял, что за всеми словами стоит только пустота.

Московское общество – собрание людей, которые уже плесенью покрылись от своих старческих привычек. Они не только не хотят перемен, но и слышать о них боятся. Для них Чацкий – это злейший враг, который может разрушить столь прочную систему. Именно поэтому слух о безумии Чацкого не вызвал ни у кого удивления. Все приняли его, как должное. Ведь если признать, что этот человек нормальный, то тогда следует вывод, что с ними что-то не так. Так что вывод один: Чацкий – безумец. Но и сам герой не стоит в стороне:

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним

И в нем рассудок уцелеет.

Именно такой приговор и дал Чацкий всему обществу. Но в чем суть финала? Кто вышел победителем? В этом и проблема. Победителя нет. И никогда не будет. Чацкий покинул Москву. В его сердце наплевали, его мысли отвергли. Больше не было надежды, что кто-то его поймет. А что же с обществом? Они так ничего и не поняли. Все подколки, сарказм, ирония пролетели мимо их ушей. В нашем мире такое сплошь и рядом. Если кто-то не может стать частью коллектива, то проще его просто исключить и выгнать.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
А. С. Грибоедов. Горе от ума.
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” входит в сокровищницу русской классической литературы. Это произведение было написано в начале 19 века и затронуло очень важные проблемы того времени.
Чацкий, главный герой комедии, представляет “новое время”. Он противостоит Фамусову и всему “московскому обществу”. Герой открыто выражает свои мысли, всем своим видом показывает презрение к порядкам Фамусова. Поэтому неудивительно, что Александр Андреевич – нежеланный гость в доме Павла Афанасьевича.
Сцена бала – “главное” место пьесы. Именно на балу открываются их истинные лица героев. Именно здесь автор создает обобщенный портрет “московского общества”. Все здесь уважают старуху Хлестову. Чувствуя свою власть, пожилая женщина превращается просто в монстра. Она считает, что может обидеть любого человека, в глаза высказать ему все, что думает.
Вокруг Хлестовой вьется толпа “почитателей”. Первое место среди них занимает Молчалин. Он только и ждет, чтобы погладить собачку Хлестовой или преданно заглянуть ей в глаза.
Бабушка и внучка Хрюмины тоже стараются улыбаться Хлестовой. Но за ее спиной они говорят о старухе всякие гадости.
Многодетные Тугоуховские, мечтающие только об одном: выгодно выдать дочерей замуж… Наталья Дмитриевна Горич, командующая своим беспомощным мужем… Мошенник Загорецкий, которого все терпеть не могут, но принимают в своем доме…
На первый взгляд, портрет “фамусовского общества” смешон. Но на самом деле становится страшно от этих людей, похожих на “мертвецов”. Они носят маски, произносят пустые слова и мыслят чужими взглядами. Гости Фамусова во главе с хозяином дома символизируют моральное и нравственное уродство.
И вот в такой мир попадает другой человек. Он, сам того не желая, начинает разоблачать Фамусова и его окружение.
На балу в доме Фамусова Чацкий увидел, как все гости пресмыкаются перед “французиком из Бордо”. Почему? Только из-за того, что он иностранец. У героя это вызвало волну возмущения:
Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжен вселять участье…
Герой борется за все русское в родной стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились Россией, говорили на русском языке.
Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства и борется за отмену крепостного права.
В сцене бала Чацкий разоблачает и Фамусова, и Молчалина, и Скалозуба. Разоблачает он и Софью. Вернее, героиня сама раскрывает себя, пустив слух о сумасшествии Чацкого. Тем самым героиня окончательно примыкает к “фамусовской Москве”.
Вся старая Москва с удовольствием подхватывает известие о сумасшествии Чацкого. В Александре Андреевиче гости видят серьезную угрозу себе и своей спокойной жизни.
Причину безумия героя “московское общество” видит в его учености. Фамусов уверен, что он первым заметил признаки сумасшествия в Чацком:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Старуха Хлестова поддерживает его:
И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…
Гости плотным кольцом ненависти смыкаются вокруг Чацкого. И герой чувствует это. Мне кажется, уже тогда он решает уехать из Москвы. Бросается в глаза одиночество героя, его непохожесть на всех остальных.
Но Чацкий одинок лишь в Москве. Из комедии мы узнаем, что в России у него есть единомышленники. Поэтому можно сказать, что комедия Грибоедова оптимистична. Мы понимаем, что победа чацких не за горами. Новая жизнь “наступает” на Москву. Это закон, который не может предотвратить ни Фамусов, ни все “московское общество”.

Сочинение по литературе на тему: Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)

Другие сочинения:

  1. Эпизод “Бал в доме Фамусова” чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Read More ......
  2. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – произ­ведение, роль которого в русской литературе трудно переоценить. В небольшой пьесе, где показан всего один день в доме московского барина Фамусова, дра­матург поднимает многие важнейшие проблемы сво­его времени. Он затрагивает темы крепостного Read More ......
  3. Бал в доме Фамусова играет большую роль для понимания комедии. Первым прибывает Чацкий, ищущий новой встречи с Софьей, и он уже успевает каждому дать “ненужный” совет, послать в чей-нибудь адрес очередную колкость, ненароком оскорбить кого-нибудь. При встрече с Платоном Михайловичем Read More ......
  4. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” произвела много шума в отечественной драматургии. Это – замечательное произведение с острым, афористичным языком. В своей пьесе Грибоедов затронул много вопросов и проблем русского общества 20-х годов 19 века. Главной же проблемой произведения Read More ......
  5. Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. И. А. Гончаров. Оценивая комедию Грибоедова “Горе от ума”, Белинский писал, что она положила “прочное основание новой русской поэзии, Read More ......
  6. Литературное произведение – “сложный хорошо настроенный музыкальный инструмент”. Драматическое произведение “живет” благодаря репликам, которые складываются в диалоги, в сцены и целые действия. Не убавить, не прибавить в готовое литературное произведение ничего нельзя. Порой сцена или реплика становится ключом, открывающим идею Read More ......
  7. Сцене бала в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” посвящено почти все третье действие (с 4 по 22 явления). В этой сцене все сюжетные линии комедии достигают своей кульминации, а некоторые из них – и развязки. Начинается она с Read More ......
  8. А. С. Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, столь остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, столь блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Read More ......
Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)