Что такое ритм в стихотворении, как его определить?  ритм это что такое ритм: определение — Философия.НЭС.

Средства музыкальной выразительности, или как музыка становится музыкой

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово - это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического - игра актеров.

У музыки свой особенный язык - язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр.

Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной - плавной и отрывистой, весёлой и грустной.

В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм - утро, день, вечер и ночь. Смена времён года - это ритм планеты.

Ритм в переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.

Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и т. д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и.. . И так далее, в зависимости от размера.

Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп - аллегро, престо; умеренный темп - анданте; медленный - адажио.

Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные, определённые размеры, и поэтому они легко узнаваемы на слух: у вальса - три четверти, у быстрого марша - две четверти.

В музыке существуют два контрастных лада - мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная - как печальная и мечтательная.

Метроном - это такой приборчик, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как «громкие часы» . Он помогает музыканту держать определённый ритм длительное время. Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта.

rhythm) Понятие Р. имеет много значений. Вероятно, самое широкое определение, к-рое охватывает все значения этого слова, принадлежит Платону: "Ритм - это порядок в движении". Можно предложить вместо этого: "Ритм - это порядок в последовательности". Структуры временного порядка можно обнаружить в очень разнообразных сферах. Здесь мы будем обсуждать временной порядок в трех из них: космологии, биологии и восприятии. Есть сходства между первыми двумя сферами, но ни одна из них не связана с третьей. Космические ритмы известны нам по событиям, происходящим с течением времени независимо от наших действий, таким как сезонный Р. (смена времен года), лунный Р., влияющий на приливы и отливы, и в особенности суточный Р. (смена дня и ночи), к-рый в значительной степени отражается на нашей повседневной жизни. В растительном и животном мире имеет место многообразие биологических ритмов. Если рассматривать только челов. организм, то почти все наши телесные функции ритмичны. Эти Р. согласуются с функционированием различных систем, периодичность к-рых яв-ся эндогенной, но они могут играть роль синхронизатора, когда один из них оказывается связанным с другим. Безусловно, ночной Р. яв-ся базовым. Тем не менее, люди могут временно нарушать границы ночного Р., если они живут в искусственно созданных условиях, напр., на Крайнем Севере, или выполняют работу астронавтов. В этих случаях циркадный (суточный) Р. отличается от своей естественной продолжительности, будучи несколько длиннее 24 часов. Р. сна-бодрствования, хотя и более гибкий, обычно также подчиняется колебательной системе. Это обнаруживается у лиц, находящихся в "свободно протекающих" ситуациях, без влияния ночного Р. Р. сна-бодрствования регулирует жизнь астронавтов в космосе, где смена света и темноты происходит значительно быстрее. Тем не менее, несмотря на то, что соц. условия (ночная работа) или географическое обстоятельства (перелеты через океан) значительно изменяют Р. сна-бодрствования, можно убедиться, что эти новые Р. со временем начинают служить синхронизаторами Р. температуры тела, к-рый подстраивается к Р. активности. Эти адаптации важны, потому что не только чувство свежести или усталости зависит от Р. температуры тела; он также оказывает влияние на степень алертности и др. уровни активности. Эти Р., т. о., можно определить как эндогенные; их период времени мало подвержен изменению, но их фазы могут смещаться вследствие синхронизации с Р. того же периода времени (напр., влияние Р. активности на температуру). Наконец, есть Р., приобретенные посредством привычки (обусловливания). Так обстоит дело с Р. голода, связанным с нашими пищевыми привычками и отражающимся на нашей степени готовности к деятельности. Существует также еженедельный Р., связанный в частности с выходными днями, к-рый, когда наступает утро понедельника, создает легкие трудности с приспособлением заново к режиму работы, будь то в классе или на заводе. Перцептивные ритмы. Когда говорят о Р., то сразу вспоминают о музыке и поэзии; то есть о повторении через равные интервалы одного или нескольких элементов, организованных в цельные структуры. Это простое описание означает, что, в данных случаях, существует восприятие порядка в последовательности. Восприятие Р. заставляет нас задать два фундаментальных вопроса: а) каковы временные пределы, в к-рых воспринимается последовательность? б) Какова природа структур, которые обнаруживают тенденцию к повторению? Временные пределы воспринимаемого ритма. Основу восприятия Р. составляет способность к схватыванию и осознанию последовательных элементов как единого целого, аналогичная нашей способности охватывать взглядом часть пространства с определенного угла зрения. Эту способность к схватыванию-пониманию (capacity for apprehending) часто называют психическим настоящим (psychic present), поскольку оно соответствует восприятию, в к-ром существуют одновременно следующие один за другим элементы. Такой яв-ся наша способность воспринимать простые выражения, как напр., номер телефона. Это психол. настоящее (the psychological present) имеет границы, к-рые связаны как с длительностью, так и с природой элементов. Так, можно воспринимать последовательность двух идентичных звуков, к-рые следуют с пороговым интервалом от 0,1 с до 1,8 с, как единое целое. За пределами этой длительности звуки становятся элементами, воспринимаемыми как независимые друг от друга. Но сколько элементов можно воспринимать в этом настоящем? Здесь необходимо провести различие между разрозненными элементами и элементами, образующими структуру. Хотя мы способны схватить и осознать только около 5 букв алфавита, предъявленных в беспорядке, мы вполне можем воспринять 12 слогов, образующих стихотворение. В воспринимаемой структуре, независимо от того, повторяется она или нет, мы воспринимаем подгруппы, называемые блоками (chunks). Чем больше секционировано (разделено на части или блоки) воспринимаемое единство, тем дольше может быть психич. настоящее, при условии, что ни один внутренний интервал не превышает 1,8 с. Т. о., регулярное повторение одинаковых ситуаций дает нам восприятие не только единства (как при восприятии фразы), но и Р., как это имеет место в музыке, поэзии и танце. Это приводит нас к рассмотрению быстроты последовательности, или темпа. Темпом называют быстроту, с к-рой элементы структуры следуют один за другим и сами структуры развертываются во времени. Для отчетливого восприятия ритмического единства необходимо, чтобы продолжительность времени между элементами была достаточно короткой. При существенном замедлении чтения стихов или исполнения музыки восприятие ритма подавляется. Ритмические структуры. Рассмотрим простейший пример, в к-ром простой звук, повторяется с интервалами в 0,4 с. Эти звуки воспринимаются как связанные друг с другом. Если слушать внимательно, они воспринимаются как сгруппированные по 2 (реже по 3). При анализе этого восприятия становится заметно, что эти группы кажутся отличающимися друг от друга в одном или двух отношениях - или продолжительностью времени между группами (паузой), или акцентированием одного из двух элементов. Художественные ритмы. Очевидно, что художественные Р., в плане их темпоральности, яв-ся воспринимаемыми Р. Важно выяснить, существует ли связь между тем, что спонтанно создается творческими художниками, и законами Р., выведенными на основе экспериментальных процедур. Временные пределы. Р., создаваемые в поэзии и музыке, имеют периоды длительности, к-рые полностью укладываются в указанные воспринимаемые пределы. Средняя длительность ритмических мер составляет 3,2 с. Для поэтических строк, согласно Уоллину, средняя длительность составляет 2,7 с. Что качается числа элементов подструктур в музыке, композитор редко переходит границы 6 тактов, и слушатель обычно слышит единицы из двух или трех тактов. В поэзии, число слогов редко превышает 12, а каждая строка разделяется при восприятии на две, три или четыре части посредством ударений или пауз. Структура ритмических единиц в полной мере иллюстрируется примерами предшествующих анализов. За отсутствием документальных свидетельств, мы знаем от Аристоксена (IV в. до н. э.), что Р. яв-ся последовательностью длительностей, и что эти длительности не яв-ся произвольными. Существует минимальная неделимая длительность, а также кратные двум и трем величины этой длительности, так что Р. раскладывается на более или менее сложные серии кратких и долгих периодов, т. е. серий длительностей. Это также справедливо для танца, музыки и песнопений - иск-в, к-рые неотделимы друг от друга. Это верно для греческой и латинской поэзии. Сегодня, в зависимости от языка и традиций, поэзия носит скорее силлабический характер, с регулярными последовательностями ударений, а в классической поэзии рифма обеспечивает дополнительные указания. В классической музыке нашего времени композитор распоряжается набором разнообразных длительностей, потому что возможные длительности являются бинарным делением достаточно длинной ноты, называемой полубревис (the semibreve). Она делится на половинные, четвертные, восьмые ноты, и т. д., не считая дальнейших градаций. Композитор, во фрагменте, к-рый яв-ся гомогенным с т. зр. темпа, делает ведущим употребление двух нот, к-рые находятся в двух или трехдольном отношении (восьмая и четвертная, или двойная восьмая-восьмая, иногда двойная восьмая - полувосьмая), и это в пропорции от 70 до 80%. Очевидно, что есть короткие ноты, длинные ноты и тишина. Мы полагаем, что эти неровности (accidents) яв-ся творениями артиста, к-рый пытается избежать детерминизма, требующего предпочтительного использования только двух периодов длительности, кратчайший из которых является наиболее частым. Как можно было бы объяснить это спонтанное преобладание, канонизированное практикой, только лишь двух длительностей в ритмических структурах? Здесь можно вспомнить общий закон, к-рый часто оказывается работающим в области перцепции: понимание упрощения как двухстороннего процесса уподобления элементов, лишь незначительно отличающихся друг от друга, и различения, к-рое имеет тенденцию к подчеркиванию различий, оставшихся после уподобления. Но в случае длительностей, используемых в Р., нужно помнить еще и о передаваемой информ. При использовании шкалы абсолютных воспринимаемых длительностей было установлено, что мы не можем различать число длительностей, превышающее две или, самое большее, три. В этом состоит ограничение на временное восприятие, к-рое накладывалось на художника во все времена. Оно также накладывалось на работу тех, кто создавал алфавит на основе чередующихся длительностей, такой как азбука Морзе, состоящая из системы точек и тире. Ритмы движений. Для изучения законов Р. мы используем не только образы восприятия, но и аспекты движения. Сначала нужно отметить, что воспринимаемые Р., особенно в иск-ве, созданы двигательной или вербальной активностью чел. Фактически, существует гармония между Р. создаваемыми и Р. воспринимаемыми. Эта гармония обнаруживает себя, в особенности, в том факте, что слышимые Р. вызывают вполне реальную моторную индукцию, характеризующуюся периодичностью движений. Этот феномен наблюдается с самого раннего возраста. Ребенок в возрасте 1 года может осторожно покачиваться, слушая ритмичные музыкальные произведения, и даже взрослым приходится сдерживать спонтанные движения при слушании музыки. Эта спонтанность обнаруживается также в нашей трудности выделения такта, к-рый, напр., находится между двумя обычными ударениями, или того, что называют синкопирование. Обычно требуется большая практика, чтобы отбивать два различных ритма разными руками, чтобы создать полиритм. Возвращаясь к спонтанной синхронизации музыки, можно ясно увидеть, что движение сопровождает главную точку ударения, но если структура яв-ся длительной и сложной, синхронные движения создаются вторичными точками ударения. Все это происходит, как если бы индуцированные сопровождающие движения должны оставаться сцепленными, что означает, что разделяющие их интервалы должны быть определено меньше 1,8 с. Моторная индукция и синхронизация придают ритмам качества, отличные от воспринимаемых. Мышечно-звуковая гармония вызывает эмоциональные реакции, характерные для восприятия Р. Кроме того, спонтанная синхронизация делает поправку на социализацию ритмической деятельности, каковая имеет место в танцах, оркестровой музыке и хоровом пении. Эта социализация деятельности всегда яв-ся источником стимуляции. Пространственные ритмы. О пространственных Р. говорят меньше, чем о слуховых. Напр., при описании движения легче говорить о форме или пропорции. Вполне естественно, что существуют последовательности, но они часто развертываются в трехмерном контексте, что усиливает последующие трудности. Когда рассматриваются только линейные последовательности, заметно, что они часто подобны ритмическим структурам с регулярными повторениями идентичных элементов, как засаженная деревьями аллея, или образованы повторением вторичных или даже третичных структур с регулярными промежутками между группировками. Даже в рядах окон, напр., можно обнаружить более сложные структуры с элементами, вариация к-рых имеет повторяющийся характер. См. также Слуховое восприятие, Циркадный ритм, Перцептивная организация П. Фресс

Rating 4.32 (44 Votes)

Что необходимо знать для того, чтобы ясно чувствовать ритм музыки?

Если вы проработали предыдущий материал, то можно вас поздравить: основную часть нотного письма вы уже освоили! Теперь мы начинаем изучать не менее важную тему: ритм и всё, что с ним связано. Итак:

Ритм

Вы уже знаете, что у звука (ноты) есть важное для музыки свойство: длительность. Также в предыдущих уроках мы рассматривали в качестве примеров части мелодий. Буквально 1 - 2 такта, но этого достаточно, чтобы убедиться, что ноты играются последовательно, как написаны: слева направо. Последовательное построение длительностей звуков (нот) называют ритмом (прочитайте по очереди, слева направо длительности мелодии, представленной ниже - это и будет ритмом).

Длительности звуков (нот) могут объединяться в так называемые ритмические группы, ">фигуры . В данном примере красными скобками выделены ритмические группы:

Рисунок 1. Ритмические группы

Прослушивая песню, человек часто отстукивает ритм ногой, ритмично покачивает головой, пританцовывает. Человек может двигаться «в такт» музыке, потому что музыка как бы равномерно пульсирует. Звуки (ноты), на которые выпадает такая пульсация (т.е. тот самый момент, когда человек, к примеру, делает одно движение головой под музыку) - это акцентированные ноты. А само такое выделение звуков называется ">акцентом . Часть такта, которая содержит акцентированные звуки, называется сильной ">долей . Части такта, не имеющие акцентов, называются слабыми долями

Как правило, самый сильный акцент приходится на первую долю такта. Второй по силе - на середину такта. Самая слабая доля выпадает на конец такта. На рисунке мы показали сильные и слабые доли такта при размере 4/4. Давайте рассмотрим их

Рисунок 2. Акцентированные ноты

Обратите внимание: под некоторыми нотами есть знаки, которые мы ещё не изучали. Знаком «» обозначают акцентированную ноту. Знаком «» обозначают сильно акцентированную ноту. Вместе с мелодией простучите её ритм. Вы будете отстукивать акцентированные и сильно акцентированные ноты.

Метр

На рисунке 2 сильные и слабые доли равномерно чередуются. Такое чередование называют метром .

Размер

В одном из первых уроков мы вкратце коснулись понятия размер произведения. Напоминаем: размер - это то, что на рисунках данного урока обозначено, как « 4 / 4 » (справа от скрипичного ключа). Сейчас мы можем дать уже вполне научное определение термину «размер произведения».

Снова вернёмся к рисунку 2. Смотрим на ноты слева направо, начиная с самой первой (нота «ре»). Под ней стоит знак «сильно акцентированная нота». Длительность ноты - четверть. Получается, что это сильная доля длительностью в четверть. Далее идёт слабая доля. Длительность - тоже четверть. Затем сильная доля и слабая доля. Длительность каждой составляет четверть. В итоге у нас в один такт укладывается 4 доли длительностью в четверть каждая. Именно это и записано при ключе: 4/4 (первая, то есть верхняя на нотном стане цифра «4» обозначает количество долей в такте, вторая цифра «4» - длительность каждой доли, поэтому мы читаем размер так: «четыре четверти»).

Такт

Вы уже знаете, что такое такт. Обратите внимание, что такт - это ещё и отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей сильной доли. Теперь вы знаете полное определение такта.

Если музыка начинается со слабой доли, то самый первый такт - неполный. Это затакт. Как правило, последний такт будет неполным ровно настолько, чтобы сумма длительностей первого и последнего тактов составляла ровно такт. Заметим, что затакт может встречаться и в середине произведения. Пример затакта:

Рисунок 3. Затакт

Чтобы было проще услышать затакт, мы добавили к музыкальному сопровождению этого рисунка ещё одну дорожку. На рисунке она не отображена. Первый такт - неполный. Общая длина его - четверть (сумма двух восьмых). Это и есть затакт. А последний такт (половина с точкой) дополняет первый так, что суммарная длительность обоих тактов равняется 4/4 (целой ноте).

Итоги

В этой статье мы дали много материала. Если что-то недопоняли - не расстраивайтесь. В дальнейшем мы будем снова использовать изученные понятия и, при необходимости, комментировать их. Так что разберёмся!

Вы теперь знаете такие понятия, как ритм, сильные и слабые доли, затакт

В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм.

Ритм в переводе с греческого означает "мерность" - это равномерное чередование каких-либо элементов, в нашем случае звуков.

Сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмическим рисунком.

Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.
Мы можем найти ритм не только в музыке, но и в повседневной жизни.
Например, взгляните на орнамент, его элементы повторяются- значит он ритмичен.

Такие орнаменты сложили мои дети, а какие сложите вы?

Орнаменты мы можем видеть на одежде, посуде, в архитектуре (например решетка и ограды парков)
Все в мире имеет ритм. Наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм-сон и бодрствование, или утро, день, вечер и ночь. Смена времен года - это ритм планеты. Мир наполнен разными ритмами, подумайте, какие примеры ритмов вы могли бы еще привести.

Сегодня нас с вами интересует музыкальный ритм.

Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер . С его помощью музыканты понимают с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и.т.д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и... и так далее, в зависимости от размера. Но про музыкальные размеры мы поговорим немного позже, а сейчас давайте вернемся к ритму.

Для тренировки чувства ритма и во время разучивания мелодий, чтобы все время не считать и не отвлекаться от нот, музыканты и певцы часто пользуются метрономом - это такой приборчик, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как "громкие часы". Он помогает музыканту держать определенный ритм длительное время. Четкий ритм придает музыке дополнительную красоту, а если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Особенно точно попадать в ритм, должны музыканты, которые играют вместе одновременно - например, в ансамбле.

Вот такой онлайн метроном я нашла для вас.

На шкале метронома указаны музыкальные размеры. Передвиньте ползунок по стрелочке (вверх или вниз) и заведите метроном (кликните на ручке сбоку). Вы услышите как четко он застучит. Практически так же выглядит и настоящий.

Хотя современные метрономы могут быть не только механическими, но и электронными, существуют карманные метрономы, и детские метрономы в виде какой нибудь зверюшки.

Человеческий шаг тоже достаточно ритмичен. Особенно если вы в это время поете что-то ритмичное, или читаете про себя стих, то шаги при этом будут четкие, ритмичные.

Практическая часть:

1. Заведите метроном с медленной скоростью (произвольно). На каждый удар метронома извлекайте звук из своего инструмента. Если у вас нет инструмента, отстукивайте по столу рукой или встряхивайте коробок со спичками, или придумайте что-нибудь еще (хлопки в ладоши...). Ваша задача, чтобы ваши звуки, удары или встряхивания точно совпадали с ударами метронома. Справились? Отлично! Заведите метроном быстрее, а потом еще быстрее. Тренируйтесь точно попадать в ритм.

2. Найдите и почитайте любые ритмичные детские стихи на ваш вкус. Прохлопайте их. Промаршируйте, простучите....Фантазируйте!

3. Послушайте ритмичную детскую музыку, обращая внимание ребенка на ритм (марш, вальс, полька)

4. Придумайте свой ритмический орнамент, нарисуйте и сфотографируйте его. Поделитесь с нами.

Позже мы с вами будем тренировать свое чувство ритма с помощью разных упражнений.

Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но еще и длительностью, то есть временной протяженностью. Редко встречаются мелодии, составляют которые звуки строго одинаковые по протяженности. Гораздо чаще мы сталкиваемся с сочетанием различных нот: долгих и коротких. Вот это сочетание как раз и называют ритмом.

Что такое ритм в музыке?

Определение понятия РИТМ – очень простое. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Такое объяснение этого термина можно встретить во многих учебниках по теории музыки.

Обратите внимание, что образуют ритм мелодии не только , но еще и – моменты тишины, так как они тоже занимают время.

Почему ритм является основой музыки?

Часто задают такой вопрос: «могла бы музыка существовать без ритма»? Правильный ответ: конечно, нет, не могла бы. Почему? Да потому что музыка существует только во времени, точно также как и кино или театральная постановка. Если остановить время, остановится, пропадет и музыка.

Вам нужно запомнить, что музыка – это искусство временное, а ритм, то есть длинные и короткие ноты, паузы – это как бы события, которые происходят в этом времени.

Как отмеряется музыкальное время?

Но время в музыке – не такое, как в физике. Его не отмерить точными, эталонными секундами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицы музыкального времени даже называются таким словом – ПУЛЬС.

Что такое пульс? Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми, могут быть и медленными, главное – чтобы они были равномерными. Послушайте, например, равномерный пульс на ноте ЛЯ.

В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс. Конечно, в музыкальных произведениях удары пульса вслух не отбиваются, чтобы не портить музыку, но музыканты их всегда чувствуют и слышат внутри себя. Чувство равномерной пульсации – это главное чувство, которое должен выработать у себя музыкант, если он хочет научиться играть ритмично.

Сильные и слабые удары пульса

Удары пульса всегда равномерны, но не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это явление можно сравнить с ударением в словах: есть слоги ударные и есть безударные. И если ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, то получается поэзия. В стихосложении есть даже свои ритмические фигуры – стопы ямба и хорея, дактиля, амфибрахия и анапеста и т.д. Но это тема отдельной статьи, а мы вернемся снова к ритму музыкальному.

Итак, в пульсации чередуются сильные и слабые удары пульса. Их чередование всегда имеет какой-то порядок, закономерность. Например, может быть так: один удар сильный, а за ним – два слабых. Или бывает по-другому: сильный удар, затем слабый, снова сильный, за ним вновь слабый и т.д.

Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется ТАКТОМ. В нотной записи такты отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. Таким образом, получается, что каждый такт содержит в себе одну сильную долю и одну или несколько слабых.

Что такое музыкальный метр?

Для удобства чередующиеся удары пульса пересчитываются. Сильный удар всегда считается как «РАЗ», то есть становится первым начальным, а уже после идут слабые удары – второй, третий (если есть). Такой счет долей в музыке называется МЕТРОМ.

Метр как термин имеет связь со словом «измерять», то есть считать, превращать свойства явлений в числа. Метры бывают разные: простые и сложные. Простые метры – это двухдольный и трехдольный.

ДВУХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит две доли, то есть два удара пульса: сначала сильный, затем слабый. Счет будет как в марше: РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА и т.д. Послушайте пример с таким метром.

ТРЕХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит три удара пульса, один из них – первый – сильный, а два других – слабые (второй и третий). Счет метра напоминает о вальсе: РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ и т.д. Послушайте для сравнения пример и такого метра.

Сложные метры получаются, когда склеиваются, соединяются два или несколько простых метров. Причем соединяться могут как одни и те же (однородные), так и разные метры. То есть можно соединить два двухдольных, но можно и смешать двухдольный метр с трехдольным.

Числовое выражение метра

Числовым выражением метра является МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. Понятие размера относится к музыкальным тактам – именно их он измеряет. Музыкальный размер с помощью двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр (сколько должно быть долей всего), и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмушкой или половинной).

Музыкальный размер обычно пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации, если они, конечно, в пьесе есть. Запись его представляет собой два числа, которые помещаются одно над другим по типу математической дроби.

Подробнее о музыкальном размере мы еще поговорим в следующих выпусках. Давайте повторим важнейшие определения сегодняшнего урока.

Если у вас по ходу чтения материала возникли какие-то вопросы, пожалуйста, задайте их в комментариях. Нам очень важно, чтобы вы понимали все, что мы хотели до вас донести.