Думать сердцем: Как и зачем развивать эмоциональный интеллект. Как развить эмоциональный интеллект

Современная культура нацелена на продуктивность. Для многих активных людей это выливается не только в постоянное нервное напряжение, но и стремление рационализировать всё и вся в ущерб своим эмоциям. Но именно комфортное эмоциональное состояние позволяет добиваться больших успехов и помогает двигаться дальше, а рассудочные решения далеко не всегда совпадают с тем, чего нам хочется «в глубине души». На помощь может прийти концепция эмоционального интеллекта, которая поможет лучше понимать себя и свои импульсы. Объясняем, что это такое, и для чего нужно.

МАША ВОРСЛАВ


Чем отличаются чувства и эмоции?

И чувства, и эмоции влияют на наше психологическое состояние, но они существенно различаются . Чувством называется осознаваемый эмоциональный опыт (вспышка гнева, например). Эмоции возникают против воли человека, порождают конкретные чувства и часто бывают слишком сложны для того, чтобы отдавать себе в них отчет. В то же время их можно и нужно анализировать, чтобы уметь отделять себя от своего негативного опыта или настроения и сохранять приятный эмоциональный фон. Правда, чувственная сторона жизни может быть такой запутанной, что на осознание объемной эмоции может потребоваться много времени: иногда распознать влюбленность в лучшего друга за спектром постоянно вспыхивающих позитивных и негативных чувств получается только спустя годы и с помощью терапевта.

Дело осложняется и тем, что единого перечня эмоций до сих пор нет. В 1972 году психолог Пол Экман составил список шести базовых эмоций, в него вошли гнев, отвращение, удивление, счастье, грусть, страх. Позже Экман добавил в него смущение, увлечение, презрение, стыд, гордость, удовлетворение и волнение. Роберт Плутчик предложил другую классификацию эмоций, так называемое колесо . По его мнению, есть 8 главных эмоциональных пространств, которые могут пересекаться и порождать новые эмоции. Например, выцветшие изумление и ужас могут породить трепет, а досада и скука - вылиться в презрение.

Откуда взялась концепция
эмоционального интеллекта?

Понятие эмоционального интеллекта относительно новое, раньше такое словосочетание воспринималось как оксюморон. Серьезно о нем впервые заговорили в 1990 году после одноименной статьи Питера Саловея и Джона Майера для журнала Imagination, Cognition, and Personality. Они определили его как способность узнавать свои и чужие эмоции и чувства, различать их между собой и использовать эту информацию для дальнейших рефлексий и действий. Саловей и Майер отметили, что считают эмоциональный интеллект подсистемой уже известного социального интеллекта, который позволяет «понимать людей и управлять ими».

Дальше дров в костер подбросил - и продолжает подбрасывать - писатель, психолог и родной дядя автора «Мифа о красоте» Наоми Вульф Дэниел Гоулман : именно после его книги-бестселлера об эмоциональном интеллекте узнал широкий круг читателей. Гоулман сумел найти правильную интонацию для разговора с огромной аудиторией и увлечь ее не самой простой темой. Правда, писатель не только разжевал труды предшественников, но и предложил собственную трактовку: по его мнению, эмоциональный интеллект состоит не из четырех сфер, как предлагали Саловей и Майер, а из пяти.


Из чего он состоит?

В классической модели у эмоционального интеллекта четыре составляющих. Самосознание - способность распознавать свои эмоции и чувства; самоконтроль - возможность управлять ими; общественное осознание позволяет понимать эмоциональные процессы, происходящие в обществе; менеджмент отношений, затрагивающий и межличностные, и групповые. Гоулман соглашается с первыми двумя позициями, но по-своему комбинирует и разбивает остальные: помимо самосознания и самоконтроля, в его модели присутствуют внутренняя мотивация, эмпатия и социальные навыки. В целом классификация Гоулмана выглядит упрощенной, зато она крайне практична и не вызывает отторжения даже у тех, кто впервые сталкивается с темой.

Правда ли, что эмоциональный
интеллект важнее IQ?

В последние десятилетия ум оценивали только на основании IQ . Тем, кому «повезло» получить высокий показатель, прогнозировали большое будущее, а людям с низким подбрасывали всё новые способы для прокачивания интеллектуальных способностей. В Microsoft, например, раньше отбирали кандидатов по тому, как быстро они могли решить логические задачи.

О том, что кроме интеллекта есть другие не менее важные составляющие ума (в англоязычной литературе - intelligences), заговорил профессор Гарварда Говард Гарднер. Он утверждает , что ум следует оценивать не по IQ или другому единственному показателю, но по семи. Это склонность к лингвистике, логико-математическому мышлению (то, что в ущерб остальному так ценят в школах) и пониманию собственного тела, музыкальные способности, пространственное мышление и, наконец, способность хорошо ладить с другими людьми и собой. Позже Гарднер добавил к ним «ум натуралиста» (Невилл Долгопупс, привет) и еще допустил, что компетенции в экзистенциальных и моральных вопросах тоже могут быть небесполезными категориями при анализе личности.

Так что вынесенное в заголовок нашумевшей книги Гоулмана утверждение, что эмоциональный интеллект может быть важнее IQ хоть и верно (для некоторых людей в некоторых обстоятельствах), но больше является маркетинговой уловкой: эмоции, в отличие от интеллекта, всё еще свежая тема, на которой можно эффектно спекулировать.


Зачем развивать эмоциональный интеллект?

Наверняка вы не раз слышали о том, как легко кому-то продвигаться по карьерной лестнице. Или как хорошо кому-то удается общаться с собственными детьми. У героев этих ситуаций почти наверняка высоко развит эмоциональный интеллект, который позволяет им не только яснее осознавать свои цели (а значит, быстрее достигать их), но и успешно выстраивать коммуникацию с людьми на разных уровнях - в какой-то момент развития это становится необходимой ступенью в любой области.

Если продуктивность не кажется вам такой уж привлекательной, подумайте о том спокойствии, с каким можно воспринимать не самые похвальные свои и чужие поступки и эмоции, - развитый эмоциональный интеллект это позволяет. Стать бесчувственным чурбаном никому не грозит - наоборот, без ненужных рефлексий освобождается время на то, чтобы наслаждаться приятными проявлениями жизни и свести к минимуму неприятные (и сделать из них все необходимые выводы). Отметим, что самостоятельная работа со своими эмоциями не заменяет врачебной помощи, так что, если вы подозреваете у себя срочные или серьезные психологические проблемы, не стоит решать их самостоятельно.

Как это сделать?

Любопытствующим можно сперва пройти тест на определение эмоционального интеллекта. В конце этого опросника, например, дадут весьма мягкую оценку вашего эмоционального навыка, которую можно взять за отправную точку. Кроме того, тесты подобного рода помогают узнать себя в предлагаемых ситуациях («находясь в группе друзей, всегда ли вы можете понять, что чувствует каждый из них?») и самостоятельно проанализировать свои способности. А вообще, систем оценки много (SASQ , MSCEIT , ECI , например), но для того, чтобы в них вникнуть, требуется либо действительно много свободного времени, либо помощь специалиста.

В любом случае небесполезно будет почитать статьи Майера с Саловеем и работы Гоулмана. Первые два дадут академический взгляд, полезный для общего развития, а к книгам Гоулмана можно обращаться за более насущной информацией. Он дает ее достаточно, чтобы познакомиться с темой, и заставляет читателя выполнять несложные, но показательные упражнения вроде ведения . Если времени на статьи и книги нет, можно воспользоваться проверенными методиками для саморазвития, пример хорошей есть . Важно помнить, что развитие эмоционального интеллекта, как и любая другая перестройка, требует времени и отдачи, так что не стоит переживать, если в течение месяца у вас не наладится личная жизнь или вы не взлетите по карьерной лестнице (но наверняка даже за этот короткий срок будут заметны маленькие изменения в отношениях с людьми и собой).

Так случилось, что EQ часто связывают с умением влиять на людей. На самом деле его роль шире. Развитый эмоциональный интеллект - это полезный «фоновый» навык, который улучшает жизнь почти во всех сферах. Вкладываясь в работу с собственными эмоциями, мы заботимся о своем благополучии и успехе.

Что такое эмоциональный интеллект

Специалисты по продажам шутят: «Обычный интеллект поможет решить задачу. Эмоциональный - поможет убедить других решить ее за тебя». В широком смысле интеллект можно описать как нашу компетентность в чем-то. Если мы хорошо , свободно оперируем абстрактными величинами, думаем формулами и алгоритмами, у нас хорошо развит математический интеллект. Эмоциональный интеллект - тоже компетентность, но в области чувств и их выражения.

В XX веке психолог Ричард Лазарус пришел к выводу , что эмоции участвуют в процессе познания и оценки всего, что с нами происходит.

Сырые данные от органов чувств, которые мы получаем «на входе», мозг перерабатывает в ощущения, а потом оценивает, что они должны значить. Позже Джон Мейер и Питер Сэловей описали эту систему как «эмоциональный интеллект».

Если внутренняя «логистика» у нас организована четко, на выходе мы получаем адекватную картину мира и собственных реакций.

Если нет - мы путаемся в своих чувствах и желаниях, приписываем окружающим выдуманные намерения и ведем себя непоследовательно. Не самая приятная ситуация, верно?

Чем важен высокий EQ

Представьте, что вы работаете в небольшой компании. Число клиентов пока невелико, но дела идут неплохо, и руководство решает расширяться. Открываются новые подразделения, наклевываются сделки с крупными партнерами, а все процессы организованы по-старому. Начинаются проблемы.

То же происходит и с человеком, когда он пытается брать на себя больше ответственности, но не работает с эмоциями. Постоянное общение выматывает, стрессы и незакрытые вопросы не дают спать по ночам, дома и на работе постоянно вспыхивают конфликты.

Поток задач стал более интенсивным, связанные с ними переживания усилились, но обрабатываются они по-старому.

«Человек, у которого высокий эмоциональный интеллект, умеет регулировать свое состояние - отпускать эмоции, которые забирают энергию, и удерживать те, которые энергию дают, - объясняет Елена Мечетина, психолог, коуч и основатель центра по развитию эмоционального интеллекта у детей „Д-А“. - Это не значит, что он избегает конфликтов и напряженных ситуаций. Но он быстро возвращается в состояние равновесия и не поддается на провокации».

«Проявлять эмоциональный интеллект - значит ориентироваться не на причину, а на цель, - добавляет бизнес-тренер Елена Сидоренко. - Эмоциональный интеллект направлен в будущее - как, кстати, и интеллект рациональный. Хотите сделать так, чтобы недоверие или неприязнь к вам сменились на любопытство? Значит, вы должны делать не то, что вам подсказывают эмоции, а то, что приведет к желаемому результату».

Можно ли развить EQ?

В определенном смысле уровень интеллекта - это данность, определенная с рождения. На эту данность наслаиваются воспитание, жизненный и профессиональный опыт, однобокие знания о мире. Можно ли изменить эмоциональную «прошивку», которая диктует нам те или иные реакции, в сознательном возрасте?

Здесь важна вера в то, что мы можем измениться. Психолог Кэрол Дуэк и ее последователи утверждают , что на наши результаты влияет изначальная установка - на стабильность или рост. Если мы верим, что можем измениться (и в любом случае ощутимо меняемся под действием нового опыта), значит, мы на самом деле меняемся.

«Стиль эмоций, как и стиль мышления, - это во многом вопрос привычки, - говорит Елена Мечетина. - Главная прелесть нашего организма в том, что он может адаптироваться к нагрузкам, которые мы ему даем. Не удается сесть на шпагат сейчас - удастся через полгода тренировок. То же и с эмоциональными реакциями. В изменения трудно поверить, потому что мы не привыкли целенаправленно работать с собой».

Упражнения для развития EQ

1. Пересматривайте свои убеждения

Вспомним Лазаруса и его коллег: чувства формируются уже после того, как мы оценили событие. Это может происходить молниеносно, потому что есть привычка думать и чувствовать определенным образом. А она формируется убеждениями.

Неправильно понятые, не соотнесенные с реальностью или устаревшие убеждения могут стать эмоциональной ловушкой.

«Была у меня клиентка - врач, которая долго нарабатывала себе базу контактов, - вспоминает Елена Мечетина. - Ее профессионализм тоже долго развивался. Проблема была в том, что пациенты звонили ей постоянно, даже ночью, и она не могла отказать: „Я же дала клятву Гиппократа!“ Но разве в ней сказано, что врач должен помогать пациентам ценой своей личной жизни? Это убеждение поначалу помогало ей, но затем - в новых условиях - стало тормозом и источником страданий».

Важной частью работы с эмоциональным интеллектом может быть психотерапия, где специалист учит нас осознавать наши убеждения, понимать причины их появления и актуальность для нашей жизни. И - если нужно - пересматривать эти убеждения и отказываться от них.

2. Ведите эмоциональный дневник

Исследования психолога Джеймса Пеннебейкера показали: тот, кто освоил привычку регулярно записывать свои чувства, быстрее и легче находит решение сложного вопроса.

Вот один из вариантов, как можно это делать. Шаг 1. Установите таймер на 20–30 минут. Шаг 2. Опишите, что чувствуете в данный момент или что переживали в течение последней недели (месяца, года).

Пишите все, что приходит в голову, не обращая внимания на стиль, ошибки и другие несовершенства. Оставьте запись или удалите ее - это не так важно.

Сам процесс письма приучит вас систематизировать эмоциональное мышление, «расклеивать» слепившиеся в комок чувства и точнее находить их причины.

3. Практикуйтесь в выражении эмоций

Кто виртуознее всех владеет своими эмоциями? Театральные актеры! Конечно, это заявление не бесспорно, но подумайте: демонстрировать глубокий спектр переживаний для этих людей - работа. Мастерство актера во много связано с умением впускать в себя определенную эмоцию и выпускать ее, не проникаясь ей.

Елена Мечетина советует всем, кто хочет развить свой эмоциональный интеллект, прочесть книгу Константина Станиславского «Работа актера над собой» . Писатель или журналист владеет словом как инструментом, и точно так же актер владеет эмоцией. А развитый эмоциональный интеллект как раз и предполагает умение владеть эмоцией, а не отдаваться ей.

4. Расширяйте свой эмоциональный словарь

Сьюзен Дэвид, психолог Гарвардской медицинской школы и автор книги «Эмоциональная гибкость» , советует не только прислушиваться к себе, но и расширять эмоциональный словарь: изучать нюансы эмоций, называть их и находить для каждой спектр применения.

Язык обладает удивительной магией - он задает эмоции определенный сценарий развития, и она подчиняется ему.

Когда вы подобрали подходящее название для чувства, постарайтесь отыскать еще хотя бы два слова для описания его оттенка. То, что переживается как грусть, может быть разочарованием, подавленностью, опустошенностью или сожалением. Разматывая эти ниточки, вплетенные в общую ткань, вы дойдете до причин и оснований ваших реакций.

5. Помните о цели

По словам Елены Сидоренко, умение управлять своими чувствами связано с таким качеством, как самоотречение. Если мы готовы сдаться на милость порыва злости или раздражения, значит, мы позволяем этим эмоциям управлять нами. Мы идем на поводу у тех, кто вызывал эти эмоции, не думая о своих интересах.

Находясь внутри ситуации, развивайте в себе внутреннего наблюдателя, который сопоставляет интуитивные реакции с целями. Например, если кто-то втягивает вас в конфликт, задумайтесь: «Какие цели у этого человека? А какие цели у меня? Какой эмоциональный отклик будет больше соответствовать моим целям?» Это сложное упражнение, поскольку требует хорошей практики осознанности и умения быстро переключаться. Но со временем можно освоить и его.

Эмоциональный интеллект – это развитие таких навыков, как понимание и собственных чувств, так и эмоций окружающих людей. Благодаря этому мы можем эффективно управлять реакцией на чувства других людей и, таким образом, продуктивнее делать свою работу. Главная задача в развитии эмоционального интеллекта – не подавлять или игнорировать трудные эмоции или чувства, но разумно контролировать их.

Именно эмоциональный интеллект отличает успешных лидеров от всех остальных. более продуктивны в найме новых сотрудников, лучше мотивируют коллег, эффективны в сфере услуг. Но эмоциональный интеллект важен на любом этапе вашей карьеры, особенно если вы хотите достичь высокого уровня ответственности за вашу работу. А в других аспектах жизни ЭИ позволяет быть более счастливой, здоровой и укрепить отношения. Так как же улучшить эмоциональный интеллект и заставить его работать на вас?

1. Развивайте эмоциональное самосознание

Эмоции могут заставить человека вести себя необычно и часто непродуктивно, а самосознание улучшит вашу способность понимать и интерпретировать собственные эмоции, настроения и внутренние мотивы. Эта практика поможет и распознавать эмоциональные состояния других людей и понимать, что стоит за их словами и действиями. Говоря кратко, если вы не понимаете собственную мотивацию и поведение, то и других не поймете.

Что для этого делать:

  • Проговаривайте каждый день три фразы, которые начинаются словами «Я чувствую себя…», — благодаря этой технике вы постепено сможете научиться точно определять свои эмоции и повысить самосознание.
  • Каждый день уделяйте время испытанной эмоции – формулируйте, что вы чувствуете и почему.
  • Напоминайте себе, что эмоции переменчивы и недолговечны, поэтому не могут быть основой для общения и принятия решений.
  • Размышляйте о том, как негативные эмоции – разочарование, отторжение, гнев или ревность – влияют на ваших коллег и клиентов.
  • Определите ваши страхи и желания. Это поможет лучше понять, что вас беспокоит и движет вами.
  • Проверьте, как вы реагируете на стресс. Расстраиваетесь ли вы каждый раз, когда что-то идет не так, как вы запланировали?

2. Эмоциональный самоконтроль

Важно развить способность контролировать импульсивные реакции и эмоции, которые негативно влияют на ваш потенциал и лидерство. Это следующий шаг после развития самосознания. Кратко говоря, самоконтроль – это способность стать «выше» жалких объяснений, ревности, срывов и не позволять эмоциям контролировать вас. Благодаря самоконтролю вы будете думать, прежде чем действовать, и создадите репутацию надежного члена в любой команде.

Техники самоконтроля:

  • Не позволяйте себе присоединяться к той или иной стороне во время офисных драм и конфликтов.
  • Если ситуация эмоционально трудная и заряженная, отступите на время, не принимайте решение сразу. Проанализируйте ваши эмоции.
  • Примите факт, что жизнь изменчива, и фрустрация и разочарования являются частью любой работы. И профессиональная реакция на них – это «мозговые штурмы» и разработка стратегий, а не жалобы и отстранение от работы.
  • Не присоединяйтесь к игре «найди виноватого», не показывайте пальцем на всех и все, что вас окружает. Кроме себя: изучите и примите свои ошибки.
  • Оставайтесь сконцентрированной на себе и тех вещах, которые вы можете контролировать, а не на том, что вне вашей власти.
  • Найдите способы, как реагировать на эмоции, которые бы не включали спонтанные реакции или некорректные выражения.

3. Развивайте способность выказывать сочувствие

Сочувствие – естественный путь в развитии эмоционального самосознания. Оно позволяет отойти от вашего личного опыта и увидеть и понять проблему с точки зрения другого человека. Развивая эмпатию, вы показываете ваше умение относиться к людям с уважением, добротой, достоинством и профессионализмом. Сочувствующие люди хороши в распознавании чувств других, даже если они неочевидны.

Как развить эмпатию:

  • Живите по золотому правилу – относиться к другим так, как вы хотите, чтобы относились к вам.
  • Свою точку зрения поддерживать легко, руководствуясь этим чувством, поставьте себя на место другого человека и посмотрите на ситуацию с его позиции.
  • Развивайте умение слушать и размышлять над тем, что сказал ваш собеседник.
  • Хотя бы раз в день спрашивайте, как человек себя чувствует, например, по шкале от 0 до 10. Так вы побудите окружающих выражать свои эмоции и лучше их понимать.
  • Признавайте тревоги и чувства других людей – дайте им понять, что вы видите их источник и осознаете ценность их точки зрения.

4. Работайте над вашей мотивацией

Мотивация – это страсть и энтузиазм в вашей работе и карьере, которые нельзя объяснить деньгами или статусом, это то, что помогает реализовывать свои внутренние цели и делать это с завидной настойчивостью.

Как улучшить мотивацию:

  • В любой сложной ситуации и даже при провале пытайтесь найти хотя бы одну хорошую вещь.
  • Фиксируйте момент, когда вы думаете и говорите в негативном ключе. Прекратите это делать, сделайте паузу и еще раз «прокрутите» в уме все ваши мысли и слова. Измените их на позитивные, даже если поначалу вам придется притвориться.
  • Легко забыть, что вы действительно любите в своей работе. Найдите время, чтобы вспомнить и сформулировать это, а также главную причину, почему вы хотите реализоваться именно в том, что делаете.
  • Помните, что люди притягиваются к позитивным, энергичным и вдохновляющим людям. Если вы повысите мотивацию, то получите больше внимания от коллег, топ-менеджеров и клиентов.
  • Поставьте себе вдохновляющие и в то же время достижимые цели. Сделайте список, что нужно сделать, чтобы их достичь. Награждайте себя, когда вы достигаете ключевых целей.

5. Улучшите навыки общения

Важный аспект эмоционального интеллекта – умение хорошо взаимодействовать с другими людьми, но это не значит, что интроверты или стеснительные люди обладают низким ЭИ. Навыки общения могут принимать разные формы, ведь это не только умение быть дружелюбным, но и умение слушать, убеждать, вербальные и невербальные навыки коммуникации. Руководители с высоким эмоциональным интеллектом часто очень хороши в общении, разрешении конфликтов и разделении своего видения с командой – они показывают пример поведения и ценностей, которым могут следовать другие.

Как улучшить навыки общения:

  • Изучайте конфликты и их решения, это поможет в трудных ситуациях с коллегами, клиентами или поставщиками.
  • Учитесь хвалить других, так вы вдохновите команду и сделаете ее лояльной.
  • Старайтесь понять человека, с которым разговариваете. У вас не может быть только одного подхода, который бы срабатывал со всеми на работе.

Что такое эмоциональный интеллект? Как работать над его развитием и зачем это делать?

От величины эмоционального интеллекта, в специализированной литературе обозначаемого сокращенно EQ, зависит, насколько человек разбирается в эмоциях, осознает их, может воссоздавать, управлять ими, а значит, и применять их для решения поставленных задач. Человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом может существенно снизить воздействие отрицательных эмоций на свою жизнь. Развитие эмоционального интеллекта способствует распознаванию негативных воздействий извне, спокойному осмыслению ситуации и нормальной, взвешенной реакции на нее. Человек, развитый эмоционально, отпускает отрицательные эмоции, не переживает их вновь и вновь, тем самым разрушая свою психику в частности и жизнь в целом.

Работа над развитием эмоционального интеллекта делает человека взрослее, увереннее в себе, избавляет его от комплексов и душевных метаний, позволяет принимать участие в нормальной жизни, взаимодействовать с другими людьми и понимать их побуждения, то есть видеть собеседников насквозь. Такие способности позволяют с легкостью заводить новые знакомства, а значит, использовать людей для достижения поставленных целей.

Вы, сами того не подозревая, используете эмоциональный интеллект каждый день, ведь невозможно полностью отключить эмоции, быть совершенно бесстрастным (о влиянии эмоций на деятельность человека мы уже говорили в одной из наших статей). Держать чувства под контролем – сложная задача, справиться с которой смогут только сильные личности. Но это и к лучшему. Ведь эмоции помогают правильно оценить ситуацию и найти верное решение для любой проблемы. Хорошо развитый эмоциональный интеллект является тем фактором, который помогает достигать успеха.

Более детально понять какие преимущества дает развитие эмоционального интеллекта, можно с помощью представленной ниже схемы:

Если вы хотите легко находить общий язык даже с малознакомыми людьми, быть дружелюбным и открытым, а значит, приятным в общении, если вы ставите своей целью достижение максимального успеха в любом деле, то вам просто необходимо работать над развитием собственного EI.

1. Распознавайте эмоции и выявляйте критичные моменты.

Потерять контроль над собственным поведением, взорваться из-за чьих-то слов, утратить спокойствие на пустом месте? Ах, как это знакомо! Каждый человек имеет определенную точку кипения, вызванную ситуацией, приводящей к потере самоконтроля – так называемый эмоциональный триггер. Люди, которые умеют распознавать их, а значит, принимать, могут вовремя остановиться и не поддаться разрушительным эмоциям.

Как научиться такому контролю? Проанализируйте свои эмоции, зафиксируйте их на бумаге, выделите собственные эмоциональные триггеры.

2. Повторяйте раз за разом мысленно те ситуации, которые приводят к эмоциональным срывам.

Постоянное прокручивание в голове той или иной ситуации помогает найти верное решение и не реагировать так бурно, как это могло бы произойти в реальной жизни. Рассматривая случай, который мог бы привести к эмоциональному срыву, придумайте иную линию поведения, отличную от вашей обычной. Такое упражнение позволит правильно принять эмоциональный триггер. А значит, вы получите шанс при наступлении реальной взрывоопасной ситуации действовать по-другому.

3. Нагружайте свой мозг.

Любой человек может контролировать свое сознание и эмоции . Как только чувствуете накатывающую злость, переключайтесь на что-нибудь иное, например, на решение сложных математических задач. Согласитесь, сложно сердиться и нервничать, когда умножаешь в уме трехзначные числа!

Правильно ли вы решите задачу или нет, неважно. Главное, что вы пытались, использовали свой мозг на полную катушку и не дали эмоциям победить вас.

4. Уходите от действительности в воспоминания.

Если в трудную минуту вам сложно сосредоточиться, то применяйте другой прием: абстрагируйтесь от происходящего и погрузитесь в приятные воспоминания. Наверняка в вашей жизни есть что-то, что вызывает улыбку на вашем лице. Это может быть любимая песня или недавно прочитанная книга. Вспомните их, процитируйте про себя любимые строки. Такие мысли помогут избежать эмоционального срыва, так как переключат ваш мозг на другую ситуацию.

Главное не воспринимать этот прием как трусливое бегство от реальности. Это совершается вам на благо.

5. Прежде чем отправить гневное письмо адресату, перечитайте написанное.

Таким образом, вы возьмете хотя бы на несколько минут тайм-аут, еще раз переживете то, что испытывали при написании, сможете переосмыслить бьющие через край эмоции. Вы берете паузу – и это чудесно. У вас есть шанс передумать, все исправить. Если же после прочтения вам все равно хочется отправить письмо, попросите друга или близкого человека прочесть его. Прислушайтесь к совету со стороны и подумайте дважды, стоит ли обижать адресата. Учитесь держать эмоции в узде!

Исследования подтверждают, что все люди мыслят по-разному. Довольно нейтральное послание на самом деле может вызвать агрессию со стороны получателя. Чтобы понять, как отреагирует адресат на ваше письмо, вспомните характер того человека, которому вы пишите. Откорректируйте послание, чтобы не нанести обиды вашему адресату.

6. Уходите от сиюминутного ответа.

Современная жизнь иногда требует от нас молниеносных решений. Но часто можно не форсировать событий и взять минуту на размышление. От вас требуют четкого ответа? Уйдите от необходимости отвечать сразу. Скажите, что вернетесь к этому разговору и берете паузу, чтобы подумать. Это позволит вам понять, что же на самом деле важно, и не дать эмоциям возобладать над разумом.

7. Уважайте собеседника в любой ситуации.

Помните, что, в любой ситуации нужно оставаться воспитанным, образованным человеком, излагать свои мысли ясно и четко, избегая ненормативной лексики. Это будет характеризовать вас как серьезного, солидного человека, с которым приятно иметь дело. У вас в душе могут бушевать эмоции, но показывать их не стоит. Чтобы обуздать их, лучше заранее обдумать свой лексикон и выделить те слова, которые лучше не произносить вслух.

Однажды приняв решение вести себя спокойно и сдержанно в любой ситуации, вы сделаете большой шаг к обузданию своих эмоций и развитию эмоционального интеллекта.

P.S. Вот еще одна статья на тему EQ, опубликованная на нашем сайте: «Что такое эмоциональный интеллект и для чего он нужен »

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Все мы, так или иначе, сталкивались с людьми, которые с полуслова, с первого взгляда хорошо чувствуют и понимают других людей. Предпосылками данного поведения являются свойства темперамента, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости

Все мы, так или иначе, сталкивались с людьми, которые с полуслова, с первого взгляда хорошо чувствуют и понимают других людей. Предпосылками данного поведения являются свойства темперамента, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, хорошее развитие правого полушария и особенности переработки информации. Считается, что эмоциональный интеллект более развит у экстравертов, но в любом случае предпосылки для высокого эмоционального интеллекта закладываются в семье. Этому способствуют хорошие отношения родителей между собой, гармоничное воспитание ребенка, привитие навыков самоконтроля, здравая оценка и недопущение гиперопеки.

Таким образом, для развития эмоционального интеллекта ребенка родители должны избегать крайностей в отношениях с ним. Если родители так погружены в заботу о ребенке, что готовы читать его мысли и невысказанные пожелания и мгновенно исполнять их, у ребенка нет нужды стремиться к установлению эмоционального контакта, и механизмы, позволяющие это сделать, не формируются и не развиваются.

В семье ребенку уже пять лет, а он не говорит. К каким только врачам не водили - все говорят, что все в порядке и должен говорить. Семья в отчаянии сидят за столом и смотрят, как ребенок ест. Съел кашу, берет чай, отпил: «А почему чай без сахара?». Все подскочили: «Ура, заговорил!!! Что же ты раньше молчал?» А ребенок в ответ: «Так раньше все нормально было…»

Если ребенок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается возможности его устанавливать из-за безразличия или враждебности близких, то у него впоследствии могут возникнуть проблемы с выражением эмоций и отношениями с окружающими, так как он привык подстраиваться и защищаться.

Мальчик вырос в семье, где не разговаривали друг с другом. Совместные трапезы протекали фактически в тишине, а затем все расходились по своим делам: папа садился к телевизору, мама хлопотала по хозяйству, а малыш играл предоставленный сам себе. После окончания школы, в которой он оказался таким же одиноким, как и в семье, мальчик поступил в вуз. К концу первого курса он стал притчей во языцех для преподавателей гуманитарных дисциплин - на истории, философии нужно было говорить, дискутировать, а юноша не шел на контакт, не умел этого делать. Ему повезло - преподаватели попались на редкость неравнодушные. Они пытались расшевелить его, как могли, вникнув в ситуацию. Кроме того, он оказался потенциально способным к общению. Усилия не пропали даром, зерна упали на благодатную почву, и к концу института его было просто не узнать: идущий на контакт легко и непринужденно, всегда улыбающийся, юноша разительно отличался от замкнутого и угрюмого мальчика, переступившего порог института за несколько лет до этого.

Как видно из приведенного примера, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Д. Гоулман и другие исследователи данного явления считают, что это доступно любому человеку.

Одним из интересных моментов, связанных с предпосылками эмоционального интеллекта, является андрогинность – наличие у человека психологических черт, свойственных противоположному полу. Люди с хорошо развитой андрогинностью, в отличие от людей с мужскими и женскими характеристиками, обладают большей эмоциональной гибкостью: в зависимости от ситуации они могут быть то податливыми и заботливыми, то свободными и сильными. По мнению исследователей, андрогинность дает сочетание лучших типичных мужских и женских качеств у представителя любого пола.

Одним из способов развития эмоционального интеллекта является актерский тренинг, позволяющий:

Обнаружить и снять мышечные зажимы, сковывающие свободу тела;

Познакомить человека с собственным телом, научить управлять им;

Научиться концентрировать внимание на невербальных средствах общения и освоить их как необходимый инструмент актерской выразительности.

Выполните предлагаемые упражнения и проанализируйте свое самочувствие.

Актерский тренинг для развития эмоционального интеллекта.

1. Одно и то же слово можно произнести с разной интонацией, потренируйте свои интонационные возможности. Выберите слово и произнесите его: громко - тихо; кратко – растянуто; заикаясь – утвердительно; удивленно, восторженно, задумчиво, вызывающе, скорбно, нежно, иронически, злобно, тоном ответственного работника, разочарованно, торжествующе.

2. Прочтите любой текст, например, сказку «Колобок» с максимальной громкостью; с пулеметной скоростью; шепотом; со скоростью улитки; как будто вы страшно замерзли; как будто во рту у вас горячая картошка; как бы его прочел инопланетянин; робот; пятилетняя девочка; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны ему объяснить, как важно людям стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности объясниться нет.

Запишите это на диктофон. Прослушайте, отметьте удивительное для вас и повторите снова.

3. Походите, как ходит - младенец, который только что начал ходить; глубокий старик; львица в клетке и на свободе; артистка балета; горилла; Гамлет, принц датский; он же, больной сильным радикулитом; амеба; солдат прусской армии; Ромео в нетерпеливом ожидании свидания. Варианты можно придумывать различные, главное втянуться в процесс и получить удовольствие от импровизаций.

4. Поиграем с мимикой лица – улыбайтесь: как леди Макбет, как младенец - матери, мать - младенцу, собака – хозяину, кошка на солнце; нахмурьтесь – как ребенок, у которого отобрали игрушку; обиженный человек; король Лир…Мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние человека. Владение мимикой необходимо каждому.

5. Пойте, как поет…

Все эти упражнения позволяют раскрепоститься, побыть разным, испытать себя и найти себя. Это я к тому, что если ваша внутренняя суть - Стрекоза, то, как ни натягивай на себя образ Мухи-Цокотухи, гибрид не получится, а вот качества кое-какие можно и позаимствовать.

Мы неоднократно в предыдущих статьях говорили о необходимости вести дневник в процессе работы над собой. При работе с развитием эмоционального интеллекта он также необходим, чтобы фиксировать происходящие изменения.

Для развития эмоционального интеллекта взрослому человеку необходима обратная связь с окружающими людьми: близкими, руководством и коллегами. Нередко бывает так, что наши представления о самом себе не совпадают с оценками окружающих нас людей. Мы считаем себя умными, образованными, волевыми людьми, добившимися тех или иных успехов, но при этом начальство недооценивает наши способности, раз за разом обходя с повышением, а коллеги смотрят как на пустое место. Ответить на вопрос, почему так происходит и можно ли изменить ситуацию, позволяет управленческая модель «Окно Джохари». Но прежде, чем мы поговорим об этом, выполните следующее упражнение.

Выпишите на лист бумаги ряд характеристик личности: веселый, взрослый, внимательный, мужественный, гордый, дружественный, доверчивый, заботливый, зависимый, задумчивый, застенчивый, здравомыслящий, знающий, идеалистический, изобретательный, интровертный, ищущий, любвеобильный, мечтательный, мудрый, надежный, напористый, напряженный, независимый, нервный, осторожный, остроумный, отважный, отзывчивый, помогающий, понимающий, приспосабливающийся, радостный, расслабленный, рациональный, скромный, слабый, сложный, собранный, сочувственный, спокойный, спонтанный, талантливый, тихий, уверенный, умный, упорный, храбрый, чувствительный, экстравертный, энергичный

Опишите себя прилагательными из списка, а потом предложите проделать то же самое своим друзьям и коллегам.

  1. В левой верхней (Арена) пишем те слова, которые есть и в собственном списке, и в общественном.
  2. В левой нижней (Фасад) - слова, которые есть только в собственном списке.
  3. В правой верхней (Слепое пятно) - слова, которые есть только в общественном списке.
  4. В правой нижней (Неизвестное) - слова, которых нет ни в одном списке.

Много ли определений вошло в «Слепое пятно»? Чем больше, тем больше вам нужно будет работать над развитием своего эмоционального интеллекта.

Рассмотрим каждую из зон:

- «Арена» - это открытая зона, в которой имеется информация о человеке, известная как ему самому, так и окружающим;

- «Фасад» - это скрытая зона, где имеется информация о человеке, известная ему самому, но по тем или иным причинам скрытая от окружающих;

- «Слепое пятно» - здесь собрана информация о человеке, известная другим, но неизвестная ему (мнение окружающих);

- «Неизвестное» - это зона говорит сама за себя, сюда относится информация, которая неизвестна ни человеку, ни его окружению, и проявляется она только в экстремальных случаях.

Для повышения своих эмоциональных контактов с окружающими людьми необходимо максимально увеличивать открытую зону, за счет передвижения информации из скрытой и «слепой» зон. Она переходит в открытую зону в тот момент, когда мы открываемся людям. Например, вы много лет изучаете итальянский язык, о чем никто из коллег не знает. В какой-то момент выясняется, что руководитель получил приглашение на выставку в Италию и спешно вылетел туда, захватив с собой первого попавшегося переводчика, а если бы коллеги знали о вашем владении языком, то, скорее всего, с руководителем полетели бы вы.

Как правило, люди считают, что необходимо скрывать негативную информацию о себе, но человек с высоким эмоциональным интеллектом принимает себя со всеми своими недостатками и не переживает по поводу того, что они известны окружающим, так как понимает: людей без недостатков не бывает, а его достоинства перевешивают негатив.

Информация из «слепой» зоны переходит в открытую в тот момент, когда мы запрашиваем и получаем обратную связь от окружающих людей, или она поступает без запроса, в процессе общения.

Ответьте себе на следующие вопросы:

Как вы определяете реакцию других людей на ваше поведение?

Какова ваша реакция, если в ответ на ваше поведение другой человек повел себя неожиданно или странно?

Насколько вы терпимы к критике?

Откровенно дав ответы на поставленные вопросы, вы сможете определить, над чем вам следует поработать, чтобы использовать обратную связь для самоанализа.

Об обратной связи можно и нужно просить только нейтральных людей, не вовлеченных эмоционально в отношения с вами. Любящие люди постараются смягчить, приукрасить впечатления, а желающие могут вас наказать – ударят по полной, чем могут нанести вам серьезную психологическую травму. Не нужно забывать: обратная связь дает информацию о том, как окружающий мир воспринимает вас, а не то, кем вы на самом деле являетесь. Обратная связь является подарком судьбы. Независимо от того, позитивная она или нет, за нее нужно благодарить, потому что она дает серьезную пищу для размышлений и самосовершенствования. опубликовано