Как умирает базаров. Символическое значение смерти Базарова

Иван Сергеевич Тургенев - один из замечательнейших писателей XIX века. В 1860 году в России вышел в свет роман «Отцы и дети»-одно из лучших произведений Тургенева. Он подвел в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым - спорам между либералами и демократами. Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи Запада. "Отцы" придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы.

Евгений Васильевич Базаров - главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком. Евгений все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь “физиологией”.. Для него не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися.

Базаров - нигилист. Он не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель - “труд на пользу общества”, его главная задача - “жить для великой цели обновления мира”. Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя, считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.

Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и “дышит” своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл..

Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя.
Смерть Базарова - досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного. Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение. И в то же время постоянно помним, что перед нами - обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.

Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Базаров, ничего не может противопоставить смерти: “Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!”. За высказыванием героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.

Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. И тут к герою пришли на помощь силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Именно их Базаров направляет на борьбу со смертью. Отпала надобность скрывать свой «романтизм». Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Базаров становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него - это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.
Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, - свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это.

«Испытание смертью»
По роману "Отцы и дети"

1. Нетипичная ситуация порога.

2. Законы нового времени.

3. Мужество и боязнь.

В романе И. С. Тургенева Испытание смертью занимает не центральное место. Однако и этот эпизод, связанный с образом Базарова, играет немаловажную роль для понимания такой неоднозначной личности, как Евгений Базаров. Когда человек стоит на самом важном пороге своей жизни - смерти, он сталкивается с нетипичной для него ситуацией. И каждый будет себя вести в этом случае по-разному. Поведение человека в данном случае предсказать просто невозможно. Как и не удастся отгадать действия окружающих. Ивану (Сергеевичу Тургеневу удалось приоткрыть эту завесу.

Через Испытание смертью проходит центральный герой романа - Евгений Базаров. Начинается все с заражения при вскрытии трупа умершего от тифа мужика. В отличие от сына большое потрясение новость вызывает у отца. «Василий Иванович вдруг побледнел весь и, ни слова не говоря, бросился в кабинет, откуда тотчас ж вернулся с кусочком адского камня в руке». Отец хочет все сделать по-свое-му, так как считает, что сын халатно отнесся к своей ране. 11оведение Базарова непонятно: то ли он смиряется со своей участью, то ли просто не хочет жить.

Некоторые критики писали о том, что Тургенев специально умертвил Базарова. Эта личность стала провозвестником нового времени. Но окружение оказалось неспособным не только принять, но и понять его. Аркадий Кирсанов сначала поддается влиянию своего товарища, но со временем отдаляется от Евгения. Базаров остается одиноким в своих взглядах на меняющийся мир. Поэтому, наверное, можно согласиться с критиками в том, что исчезновение его из повествования - наиболее приемлемый конец романа.

Базаров - «ласточка» новых идей, но при появлении «холодов» он, подобно этой птице, исчезает. Возможно, поэтому он сам так равнодушно относится к своей ране. «Это <прижечь ранку> бы раньше надо сделать; а теперь, по настоящему, и адский камень не нужен. Если я заразился, так уж теперь поздно».

Евгений достаточно мужественно относится к своей болезни, остается равнодушным ко всем проявлениям своего недуга: головным болям, жару, отсутствию аппетита, ознобу. «Базаров уже не вставал в тот день и всю ночь провел в тяжелой полузабывчивой дрёме». Начинается самый важный этап в приближении смерти. Она забирает у Евгения последние силы. Он смиряется и с этим проявлением заболевания. Утром он даже пытается встать, но у него кружится голова, кровь идет носом - и он снова ложится. Показав стойкое отношение главного героя к неизбежной смертью, какое-то скрытое смирение перед судьбой, писатель обращается к его окружению.

Отец проявляет много излишнего беспокойства. Он как врач понимает, что его сын умирает. Но не смиряется с этим. Арина Власьевна замечает поведение мужа и пытается понять, что происходит. Но этим она только вызывает его раздражение. «Тут он <отец> спохватился и принудил себя улыбнуться ей в ответ; но, к собственному ужасу, вместо улыбки у него откуда-то взялся смех».

Раньше и сын, и отец только ходили вокруг самого обозначения заболевания. Но Базаров также спокойно называет все своими именами. Теперь он прямо говорит о том пороге, к которому его подвела жизнь. «Старина, - начал Базаров сиплым и медленным голосом, - дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь». Возможно, такая холодность к своему заражению происходит у Базарова потому, что он считает это всего лишь неприятной случайностью. Он скорее всего не осознает, что пришел конец. Хотя довольно четко дает наказы отцу, который отмечает, что сын говорит «совершенно как следует».

Красные собаки, что бегают и делают стойку над Евгением во время его бреда, заставляют его начать задуматься над смертью. «Странно!» - говорит он. - Хочу остановить мысль на смерти, и ничего не выходит. Вижу какое-то пятно... и больше ничего». Наступление смерти оказывается новой страницей в жизни главного героя. Он не сталкивался с этим чувством раньше и не знает, как себя вести. Испытания как такового не получается. Ведь если говорить об испытании, то только применительно к проявлениям заболевания, которое Базаров проходит стойко и спокойно. Возможно, что он сам желает смерти, так как понимает, что его жизнь и идеи пока не нужны и слишком кардинальны для этого мира.

Перед смертью Евгений хочет видеть только двух человек - Аркадия и Одинцову. Но потом говорит, что Аркадию Николаевичу ничего говорить не надо, ведь «он теперь в галки попал». Его товарищ теперь далек от него, и поэтому Базаров не хочет видеть его перед смертью. А кроме друга остается только один человек, любимая женщина Евгения, - Анна Сергеевна.

Он пытается вернуть ощущения любви, поэтому хочет в последний раз взглянуть на ту, что заняла место в его сердце.

Однако Одинцова оказывается не такой мужественной. Она решилась поехать к Базарову в ответ на его сообщение. Отец Базарова принимает ее как спасительницу, тем более что она привезла доктора. Когда же наконец Одинцова увидела Базарова, она уже знала, что он не жилец на свете. И первое впечатление - холодный томительный испуг, первые мысли - если бы действительно она любила его. Но Евгений хотя и сам ее пригласил, саркастически отнесся к ее присутствию: «Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих».

И вот здесь проявляется на словах отношение Базарова к смерти. Он считает это старым явлением. Возможно, это ему виднее как человеку не первый год связанному с медициной. «Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство, и фьюить!»

Сарказм так и сохраняется в речи Базарова. Горькая ирония заставляет Одинцову содрогнуться. Он пригласил ее приехать, но говорит не приближаться, так как болезнь заразная. Боясь заразиться, Анна Сергеевна не снимает перчаток, когда подает ему напиться, при этом еще и боязливо дышит. И поцеловала она его только в лоб.

Эти два героя по-разному подходят к такому понятию, как смерть. Кажется, что Базаров знает о ней все и поэтому так спокойно относится и к ее проявлению, и к ее приходу. Одинцова же постоянно чего-то боится, то внешнего вида больного, то заразиться. Она не проходит испытания смертью, возможно, потому, что сама не стоит на этом ключевом пороге. У отца Базарова на протяжении всего заболевания сына остается надежда, что все исправится, хотя как врач он сам знает последствия проявления подобных признаков заболевания. Базаров же сам подтверждает, что смерть наступила внезапно. Он много хотел сделать: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!» А теперь вся задача гиганта - умереть, хотя «никому до этого дела нет...» Испытание смертью Евгений проходит благородно, мужественно, и гигантом он остается до самой последней минуты.

Финал каждого произведения, будь то роман или пьеса, или рассказ, всегда как бы подводит черту, подводит итог всей книге. И то, как оборачивается финал отдельно взятой книги, имеет огромной значение в понимании всего произведения. “Отцы и дети” не являются тому исключением. И. Тургенев не от чистой фантазии “убивает” главного героя, Евгений Васильевича Базарова. Последние главы, описывающие его предсмертные агонии, несут огромный идейный смысл.

На протяжении всего романа Евгений Базаров презентовал себя как нигилиста, человека,

Отрицающего все. Но нигилисты – это еще только зернышко революционного движения, зарождающегося в России. Еще не пришло их время, они предвосхитили свою, революционную эпоху. В этом заключается трагизм и самого произведения и судьбы главного героя.

Умирает Базаров от случайного пореза пальца во время вскрытия трупа человека, умершего от тифа. Базаров сам заражается этой смертельной болезнью, и жить ему осталось считанные дни.

Однако главный герой перед лицом смерти проявляет силу воли и мужество. Даже когда он сообщает о заражении своему отцу, он как бы с небрежностью говорит об этом: “Ну, вот я и попросил

Уездного врача [вскрыть тифозного мужика]; ну, и порезался”.

Базаров чувствует приближение неотвратимого конца: “Если я заразился, так уж теперь поздно”. Но он не струсил, не попытался обмануть себя, он остался верен и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм и стойкость Евгения, но и человечность его поведения. Он становится ближе к нам перед смертью: в нем ярко раскрывается романтик, и он произносит фразу, которую боялся произнести раньше: “Я люблю Вас!”

Несмотря на то, что умирает Базаров случайно, сама смерть его – это закономерный конец романа. И. Тургенев сам определяет своего главного героя как “обреченного на погибель”.

Тому существует две причины: одиночество и внутренний конфликт.

Базаров обречен на одиночество. Ни родители, ни Кирсановы, ни Одинцова не являются близкими, понимающими его людьми. Базаров одинок хотя бы потому, что все отрицает. Но именно это отрицание ставит его в тупик, когда звучит вопрос: “А что дальше?” Но ответа на этот вопрос нет. Поэтому и убеждения самого героя бесперспективны.

Базаров умирает, потому что был загнан в тупик своей теорией. Его возвращение в родительский дом выглядит как бегство от самого себя, от собственной души. С одной стороны, Базаров уверен в своих взглядах. Но с другой стороны, он понимает, что не может совладать со всей сложностью чувств. Поэтому Тургенев приводит к смерти не столько Базарова как личность, сколько его идеи. Он показывает, что нигилизм не имеет будущего.

Перед самым концом в Базарове высвобождается от нигилизма, составляющего его ценностную картину мира почти до самой смерти. Он обретает мужественные черты, поэтому Евгений может смело взглянуть в лицо смерти. Он не дрогнул перед этим последним испытанием, выпавшим на его долю. Не сумевший полностью раскрыть себя при жизни, Базаров показал все, на что он способен, перед лицом смерти. Тяжелая, бессмысленная смерть не озлобляет Базарова, а наоборот, он пытается не показывать своих страданий, он утешает своих родителей, заботится о них пред самой смертью и, наконец, обретает покой.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. На протяжении всего романа “Отцы и дети” автор пытается показать полноформатную фигуру главного героя Евгения Базарова со всех сторон. И...
  2. В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман “Отцы и дети”, который посвятил памяти великого...

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что совершенно противоречит его убеждениям нигилиста. В Базарове Тургеневу мечталась фигура сумрачная.

Симпатии автора к герою проявились даже в сцене смерти. Именно ею Тургенев хотел показать сущность Базарова, его настоящий характер. Проявления чувства любви к Одинцовой не лишает молодого человека главного в его характере: его самоотверженности, смелости, он не трусит, думая о скорой кончине. Базаров умирает, не беспокоясь о смерти, как таковой. Не беспокоясь о людях, которые останутся жить, не беспокоясь о пользе своих дел для них. Какова же роль эпизода смерти? Его роль – показать нестандартность личности Базарова и несостоятельность его нигилизма перед вечным движением жизни и величественным спокойствием смерти.

Главная тема эпизода – бренность бытия, тема любви, тема мужества пред лицом смерти. Тема сыновней любви уважения к родителям тоже присутствует здесь. Тема верности себе, своим принципам, герой сломлен, но не побежден.

Перед смертью Базаров размышляет о том, что такое смерть: «Старая штука смерть, а каждому внове». Здесь проявляется несостоятельность отрицания всего главным героем: сколько ни отрицай смерть, она все равно, сама тебя отрицает. Размышляя о любви, он понимает её несбыточность перед лицом смерти, и романтично прощается с анной Сергеевной.

Особое значение имеет его соборование после смерти. Даже мертвый он остается верен своим взглядам на религию, и не приемлет ее.

Сцена прощания с Одинцовой Анной Сергеевной построена автором по методу контраста – живая женщина – умирающий мужчина, и это подчеркивают эпитеты, используемые Тургеневым. Анна Сергеевна – славная, красивая, великодушная, молодая, свежая, чистая. Базаров – «червяк полураздавленный».

Отрывок производит трагическое впечатление – гибнет молодой влюбленный человек в самом расцвете жизненных сил. И смерть эта неизбежна и от человека независящая. Мастерство автора позволило нам, читателям, как бы присутствовать в комнате, где Базаров навсегда прощался с жизнью. И в этом проявление таланта и писательского мастерства Тургенева. Очень грустно и невыносимо тяжело читать эти строки.

    • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
    • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
    • Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным […]
    • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
    • Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
    • Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
    • По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Павел Петрович Кирсанов […]
    • Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами - явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению. Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
    • Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и […]
    • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
    • Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
    • Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]
  • Испытание смертью. Это последнее испытание Базарову тоже предстоит пройти параллельно своему антагонисту. Несмотря на благополучный исход дуэли, Павел Петрович давно духовно умер. Расставание с Фенечкой разорвало последнюю нить, привязывавшую его к жизни: «Освещенная ярким дневным светом, его красивая исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Уходит из жизни и его противник.

    Удивительно настойчивы в романе упоминания об эпидемии, которая не щадит никого и от которой нет спасения. Мы узнаем, что мать Фенечки, Арина, «умерла от холеры». Сразу по приезде Аркадия и Базарова в имение Кирсановых «наступили лучшие дни в году», «погода стояла прекрасная». «Правда, издали грозилась опять холера, - многозначительно оговаривается автор, - но жители ***…губернии успели привыкнуть к ее посещениям». В этот раз холера «выдернула» двоих крестьян из Марьина. Опасности подвергся сам помещик - «с Павлом Петровичем случился довольно сильный припадок». И вновь известие не изумляет, не пугает, не тревожит Базарова. Единственное, что задевает его как врача - отказ от помощи: «Зачем же он не послал за ним?» Даже когда собственный отец хочет поведать «любопытный эпизод чумы в Бессарабии» - Базаров решительно прерывает старика. Герой ведет себя так, словно для него одного холера не представляет никакой опасности. Меж тем эпидемии всегда считались не только крупнейшей из земных невзгод, но и выражением Божьей воли. Любимая басня любимого тургеневского баснописца Крылова начинается словами: «Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах». Но Базаров убежден, что сам строит свою судьбу.

    «У каждого человека есть своя судьба! - размышлял писатель. - Как облака сперва слагаются из паров земли, восстают из недр ее, потом отделяются, отчуждаются от нее и несут ей, наконец, благодать или гибель, так около каждого из нас самих образуется <…> род стихии, которая потом разрушительно или спасительно воздействует на нас же <…>. Говоря просто: каждый делает свою судьбу и каждого она делает…» Базаров понимал, что создан для «горькой, терпкой, бобыльей» жизни общественного деятеля, быть может, революционера-агитатора. Он принимал это как свое призвание: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними», «Нам других подавай! нам других ломать надо!» Но как быть теперь, когда прежние идеи подверглись справедливому сомнению, а наука не дала ответа на все вопросы? Чему учить, куда звать?

    В «Рудине» проницательный Лежнев заметил, какой кумир всего вернее «действует на молодежь»: «Ей выводы подавай, итоги, хоть неверные, да итоги! <…> Попытайтесь сказать молодежи, что вы не можете дать ей полной истины, потому что сами не владеете ею <…>, молодежь вас и слушать не станет…>. Надобно, чтобы вы сами <…> верили, что обладаете истиной…» А Базаров уже - не верит. Он попробовал было найти истину в разговоре с мужиком, но ничего не получилось. Слишком снисходительно, барски-высокомерно обращается нигилист к народу с просьбой «изложить свои воззрения на жизнь». И мужик подыгрывает барину, представляясь тупым, покорным идиотом. Выходит, не стоит ради такого жизнью жертвовать. Только в разговоре с другом отводит крестьянин душу, обсуждая «шута горохового»: «Известно, барин; разве он что понимает?»

    Остается - работа. Помощь отцу в крохотном именьице из нескольких душ крестьян. Можно представить, каким все это ему должно казаться мелким и ничтожным. Базаров совершает ошибку, тоже мелкую и ничтожную - забывает прижечь порез на пальце. Ранку, полученную от анатомирования разлагающегося трупа мужика. «Демократ до мозга костей», Базаров вторгался в жизнь народа смело и самоуверенно <…>, что и обернулось против самого «врачевателя». Так можно ли сказать, что смерть Базарова случайна?

    «Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг», - заметил Д.И. Писарев. С этим наблюдением нельзя не согласиться. Смерть Евгения Базарова, в своей постели, в окружении родных, не менее величественна и символична, чем гибель Рудина на баррикаде. С полным человеческим самообладанием, по-врачебному кратко, герой констатирует: «…Дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь…» Пришлось убедиться в своей человеческой уязвимости: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» «Все равно: вилять хвостом не стану», - заявляет Базаров. Хотя «никому до этого дела нет», герой не может себе позволить опуститься - пока «он еще не потерял памяти <…>; он еще боролся».

    Близость смерти для него не означает отказ от заветных идей. Таких, как атеистическое неприятие Божьего существования. Когда религиозный Василий Иванович, «опустившись на колени», умоляет сына совершить исповедь и очиститься от грехов, тот внешне беззаботно отвечает: «Спешить еще не к чему…» Он опасается обидеть отца прямым отказом и лишь просит отсрочить обряд: «Ведь и беспамятных причащают… Я подожду». «Когда его соборовали, - рассказывает Тургенев, - когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся и, казалось, при виде священника <…>, кадила, свеч <…> что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице».

    Кажется парадоксом, но смерть во многом освобождает Базарова, побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. Просто и спокойно может он теперь выразить свою любовь к родителям: «Кто там плачет? …Мать? Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?..» Ласково подтрунивая, он просит пораженного горем Василия Ивановича быть и в этих обстоятельствах философом. Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить ее приехать принять его последний вздох. Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства, но при этом не «рассыропиться», а стать духовно сильнее.

    Умирающий Базаров произносит романтические слова, которыми выражает истинные чувства: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» Для героя это выражение только любовных переживаний. Но автор в этих словах видит большее. Стоит напомнить, что подобное сравнение приходит на уста Рудину на пороге гибели: «…Уже все кончено, и масла в лампаде нет, и сама лампада разбита, и вот-вот сейчас докурится фитиль...» У Тургенева трагически оборванная жизнь уподобляется лампаде, как в старинном стихотворении:

    Пылал полуночной лампадой Перед святынею добра.

    Уходящего из жизни Базарова ранит мысль об его бесполезности, ненужности: «Думал: не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!», «Я нужен России… нет, видно не нужен!.. Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» Уподобляя его Рудину, Тургенев вспоминает общего их литературного «предка», такого же самоотверженного скитальца Дон-Кихота. В своей речи «Гамлет и Дон-Кихот» (1860) автор перечисляет «родовые черты» Дон-Кихотов: «Дон-Кихот энтузиаст, служитель идеи, и потому обвеян ее сиянием», «Он весь живет вне себя, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам». Легко заметить, что эти качества составляют основу базаровского характера. По самому крупному, «донкихотовскому» счету его жизнь прожита недаром. Пусть Дон-Кихоты кажутся смешными. Именно такого склада люди, по мысли писателя, двигают человечество вперед: «Если их не станет, пусть закроется навсегда книга истории: в ней нечего будет читать».