Каким был распутин. История жизни

Григорий Распутин - поистине одна из самых мистических и загадочных личностей, которая так прочно впечатана в страницы истории Российской империи. До сих пор не утихают споры о его влиянии на царскую семью, да и на ход истории в целом. Одни историки называют великого «старца» шарлатаном и самозванцем, другие верят в его святость и силу, третьи поговаривают о магии и гипнозе…

Что же, попытаемся и мы разобраться кем на самом деле был Гришка Распутин - духовным наставником и другом царя или вражеским «засланным», обрекшим царскую семью на погибель.

Юность Распутина

Жизнь Григория Распутина полна загадок и противоречий. Даже год рождения старца точно не известен, в разных исторических источниках он колеблется от 1864 до 1869 годов.

Григорий Распутин родился в селе Покровское Тобольской губернии, в семье крестьян Ефима и Анны Распутиных. Семья была зажиточная по тем временам, имела много земли и полный двор скота.

Детей в этой семье рождалось много, но немногие доживали до совершеннолетия. Да и Григорий рос болезненным ребенком, не способным к тяжелому труду. Грубоватая внешность и крупные непривлекательные черты лица выдавали в нем крестьянина. Зато уже тогда присутствовала в нем какая-то загадочная сила и магнетизм, которые так манили юных красавиц к его особе.

И глаза у него были необычные, «колдовские и манящие своим гипнотическим взором, словно дьявольские черные глаза»…

Когда пришло время жениться, Григорий выбрал себе невесту из соседнего села по имени Прасковья, женщина пусть и не очень красивая, но зато работящая.

Ведь с Гришки в хозяйстве совсем толку не было. Она родила Распутину троих детей: Димитрия, Матрену и Варвару.

Распутин и царская семья

Всех историков и биографов Распутина до сих пор интересует главный вопрос, - каким образом необразованный грубый мужлан смог сблизиться с царской семьей и даже влиять на политические решения Николая II. Он стал посредником между простым народом и царем. А ещё Григорий Распутин, обычный крестьянин без медицинского образования, был просто чудо-врачом для цесаревича Алексея, который болел редкой генетической болезнью гемофилией. Этого простого человека обожала сама Александра Федоровна, для которой Гриша считался и проповедником, и психологом в одном лице. Он был с ними честен и искренен, любил всю царскую семью и стал настоящим другом и защитником всей династии. Но возникает логический вопрос - как простолюдин смог заполучить доверие Николая II и всей его четы? Как ему удалось приблизиться и внедрится в императорскую резиденцию и душу? С этим мы сами и попробуем разобраться.

Приехав в 1903 году в культурную столицу России город Санкт-Петербург, некий Григорий Распутин начинает распространять о себе слухи как о целителе и провидце, а его таинственная и даже пугающая внешность были этому доказательством. Так как жена царя Александра Федоровна в 1904 году родила сына с врожденной гемофилией, весь двор искал спасителя для страдающего от постоянных приступов цесаревича Алексея. Таким чудо-спасителем и стал простолюдин со сверх возможностями Григорий Распутин.

Болезнь единственного наследника тщательно скрывалась от народа поэтому странную связь обычного и немного странного крестьянина и императора всея Руси никто не понимал и трактовал так, как ему хотелось. Например, недоброжелатели твердили в один голос твердили, что между таинственным Распутиным и императрицей есть любовная связь. Но почему же молчит Николай второй? И на этот вопрос есть ответ. Дело в том, что Григорий владел гипнозом и мог просто успешно им пользоваться. А в придачу царь был немного наивен и слабохарактерен в отличие от своей жены с огненным нравом.

Говорят, что хитрого и остроумного Распутина царская пара использовала как связного между ними и еврейскими банкирами, через которых они вывозили свои капиталы в европейские страны.

Ясно одно, что все члены царской семьи считали Распутина «Божьим человеком» и нисколько не сомневались в нём и его возможностях. Для всех Романовых он был настоящим другом, спасителем и своим человек. А было ли это так на самом деле неизвестно.

Распутин и религия

Американский историк Дуглас Смит (Douglas Smith) прозвал Распутина «сумасшедшим монахом». Хотя автор книги «Распутин: вера, власть и сумерки Романовых» считает, что он был честен в своей вере, служил добру и искренне верил в Иисуса, а не дьявола (как многие склоны думать и подозревать). Только вот русская церковь по какой-то непонятной причине официально не признавала Григория как прихожанина, считая его большим грешником, отрекшимся от христианской веры. Почему? Ведь все мы знаем, что перед богом все едины и вправе вымаливать свои прегрешения перед лицом Бога в лоне церкви? Неужели виной всему связь с царской семьей или непривлекательная, грубая внешность? Но любовь и настоящее обоготворение царской семьи сделали Григория Ефимовича настоящим праведником и в глазах российского народа. Все члены династии Романовых вместе с нательными крестиками носили образ Распутина нарисованный на медальончиках и свято верили в его святость.

После насильственной смерти своего наставника императрица Александра Федоровна объявила Григория настоящим мучеником и даже издала маленькую книжечку под названием «Новый мученик». Она свято считала, что чудотворец и божий человек после таких мук обязан перейти в лик святых, но церковь не дала на это своего согласия. Это отнюдь не помешало людям считать Распутина своим божественным идолом. После вести о трагической смерти старца народ набирал в реке Неве воду считая ее священной. Ведь она была окроплена кровью самого Григория Распутина. Кто же он, старец умеющий творить чудеса? Пророк, видящий будущее или обычный шарлатан, пьяница и бабник? К сожалению, не на все вопросы можно найти ответы…

Святой дьявол или грешный ангел?

На войне как на войне - все средства хороши, а победителя, как говорят, не судят. У Распутина было очень много врагов и один из них иеромонах Илиодор, который в своем грозном памфлете осквернил Григория, создав ему образ хитрого и порочного шарлатана, пьяницы, извращенца и лжеца. В то время верили лозунгам, не искали правду, не докапывались к истине и достоверности. А такая искаженная интерпретация личности друга царской семьи была лишь на руку приверженцам революционной России, желающим расправится с устаревшим царизмом и его представителями. Автор книги Фюлёп-Миллер Рене под названием «Святой дьявол» постарался донести своему читателю, что Григорий Распутин не был абсолютным злом или добром. Он был, как и все - человеком со своими слабостями, желаниями, положительными и отрицательными чертами. А ещё он был полон энергии и позитива. Его имя помнят и знают на протяжении уже более 100 лет. Отчасти такую службу сослужили ему враги и недоброжелатели, а это означает, что его боялись, любили, ненавидели и уважали.

Женщины, вино и бес в ребро

В самом ли деле женщины не могли устоять перед магическим взором Григория Распутина или все романы и оргии ему приписывали враги? Связь старца с женщинами легкого поведения не задокументирована, поэтому это утверждение можно не принимать всерьез. Дочь Григория Матрена писала в своей книге мемуаров: «Вспомню признание отца: «Для меня что к бабе прикоснуться, что к чурбану», то есть она утверждает, что отец не чувствовал к женщинам влечения или страсть. Он любил их душой, понимал и ценил. Распутин умел выслушать и поддержать в трудную минуту, а женщины за эту доброту и понимание платили Григорию своей склонностью и любовью. Психотерапевтом он был отменным, а вот любовником едва ли. Женского внимания у него было предостаточно, только вот недоброжелатели трактовали его не в положительную сторону. Некоторые женщины искали в его разговорах утешения, другие - любви, третьи - исцеления, а многим попросту было любопытно. Хотя Распутин не был девственником, но и Казановой тоже. Обычный человек с обычными и естественными потребностями, только по мнению некоторых для Распутина они были под запретом.

Григорий Распутин и политика

Благодаря большой склонности к его неординарной личности самой императрицы и мягкотелому нраву царя, Распутин «совал свой длинный нос» и в политические дела страны, что очень нравилось царскому двору. Свои рассуждения и политические советы он давал, конечно же, Александре Федоровне, которая впоследствии влияла и на царя. Святой Гришка, считая, что ему все дозволено, влезал даже в самые важные и ответственные дела правительства, например, стратегию российской армии против немецких войск. Распутина нельзя назвать настоящим политиком, а вот отличным манипулятором - это уж точно, ведь ему все сходило с рук.

Причины гибели, зависть или месть за обман

Самого преданного и близкого соратника царской четы ждала нелегкая судьба и еще более трагическая и загадочная смерть. За что ярый бунтовщик и приверженец республиканских лозунгов Феликс Юсупов ненавидел безобидного старца Распутина, что даже решил его ликвидировать вместе со своими подельниками? Версий много, но самые распространенные таковы:

Версия 1: Юсупов был не очень традиционной сексуальной ориентации, хотя и имел красавицу-жену княгиню Ирен. Он обратился к Распутину, чтобы он отвадил его от этой омерзительной привычки. Но у старца ничего не вышло, и Феликс решил отомстить.

Версия 2: Григорий имел большое влияние на царскую семью, а также магически их защищал. Чтобы ослабить защиту царя, Распутина решили убрать первым, как известно, что через год царская семья тоже была убита.

На самом деле это было политическое убийство, которое вошло в историю как самое жестокое и бессмысленное.

Мифы и реальность

Сам убийца Феликс Юсупов рассказывал о том, как заманил свою жертву в Юсуповский дворец на Мойке. Далее вместе с остальными заговорщиками в лице поручика Сухотина, великого князя Дмитрия Павловича, Пуришкевича и доктора Лазоверта совершили это гнусное преступление. Сначала был цианистый калий, провидец очень любил сладкое и не мог отказаться от очередной порции пирожных с вкусным кремом, но яд не подействовал и тогда в ход пошло оружие. Григорий Распутин умер от трех смертельных ран, одна из которых пришлась в голову. Это показало вскрытие, которое проводил профессор Косоротов и именно он развенчал миф, что в реку Неву Григория бросили еще живым, по его мнению это было совершенно невозможно.

Кто же он на самом деле, божий человек или слуга люцифера? Почему-то все видят в этом человеке мистическую и даже потустороннюю личность. Но на мой взгляд, он был простым, обычным человеком, который решил воспользоваться прекрасной возможностью и великолепным умением манипуляции и даже гипноза, чтобы устроить свою жизнь немного лучше и комфортнее. Но разве это преступление? А все слухи и мифы вокруг него это уже дело людской молвы и безудержной фантазии русского народа. Ну, а насчет внешности Распутина, так это на вкус и цвет, ведь все мы очень разные!

Григорий Ефимович Распутин (1864 или 1865, по другим данным, 1872-1916) - крестьянин Тобольской губернии, получивший известность «прорицаниями» и «исцелениями ». Фаворит императора Николая II и его жены Александры Федоровны, прозорливец, народный целитель, авантюрист. Знак зодиака - Водолей .

Григорий Ефимович Распутин родился 21 января (9 января по старому стилю) 1869 года в селе Покровское, ныне Тюменской области, в семье крестьянина Е. Новых.

В конце 19 века примкнул к секте хлыстов. Под маской религиозного фанатика вёл разгульную жизнь; получил прозвище "Распутин", ставшее затем его фамилией . К 1902 году стал известен как сибирский «пророк» и «святой старец». В 1904 - 1905 проник в дома высшей петербургской аристократии, в 1907 - в царский дворец.

Григорий Ефимович сумел внушить Николаю II и Александре Федоровне, что только он своими молитвами сможет спасти больного гемофилией наследника Алексея и обеспечить «божественную » поддержку царствованию Николая II. Распутин пользовался неограниченным влиянием, на Николая II. По советам "чудотворца" назначались и смещались даже самые высшие лица государственные и церковные управления; он проводил выгодные для себя финансовые «комбинации», оказывал за взятки «протекции» и т.п.

Окруженный толпой почитательниц, эротоман, Распутин использовал свою власть и великосветские связи для разнузданного разврата, ставшего широко известным в России . Стремясь спасти царскую власть от дискредитации, монархисты Ф. Ф. Юсупов, В. М. Пуришкевич и великий князь Дмитрий Павлович убили Григория Распутина.

«Распутинщина» явилась ярким проявлением распада и вырождения царского режима, всей правящей верхушки Российской империи. (Российский историк Корнелий Фёдорович Шацилло)

Через несколько минут, не веря своей удаче, Юсупов вернулся еще раз удостовериться в том, что Григория Распутина больше нет.

Распутин «...открыл сначала один глаз , потом другой, и под упорным взглядом его князь Юсупов невольно оцепенел. Очень хотелось бежать, но отказывались служить ноги. Распутин долго смотрел на своего убийцу. Потом четко сказал:

А ведь завтра, Феликс, ты будешь повешен...

Юсупов молчал, завороженный. И вдруг одним резким движением Григорий Ефимович вскочил на ноги. («Он был страшен: пена на губах , руки судорожно бьют по воздуху»). Он часто повторял:

Феликс... Феликс... Феликс... Феликс...

Кинулся на Юсупова и вцепился ему в горло.

Завязалась страшная, драматическая борьба».

«- Пуришкевич, скорее сюда! - взмолился Юсупов.

Феликс, Феликс... повесят! - завывал Распутин.

«Ползя на животе и на коленях, хрипя и рыча, как дикий зверь, Григорий Распутин быстро взбирался по ступеням. Весь подобравшись, он сделал прыжок и очутился возле потайной двери, ведущей во двор...» ...Выходная дверь была закрыта. А ключ от нее лежал в кармане Юсупова.

Распутин толкнул ее, и она... отворилась».

Пикуль В.С. Нечистая сила: Роман в двух книгах. Т.2. - М.: Панорама, 1992, с.309.

«То, что я увидел внизу, могло бы показаться сном, если бы не было ужасной действительностью: Григорий Распутин, которого я полчаса тому назад созерцал при последнем издыхании, переваливаясь с боку на бок, быстро бежал по рыхлому снегу во дворе дворца вдоль железной решетки, выходившей на улицу...» До ушей Пуришкевича долетал истошный вопль убегавшего:

Феликс, Феликс, завтра все расскажу царицке...

Пуришкевич для начала выпалил в небо (просто так, для разрядки напряжения). Он настигал Распутина, попадая ботинками в его же следы на снегу. Заметив погоню, Гришка припустил быстрее. Дистанция - двадцать шагов. Стоп.

Прицел. Бой. Выстрел. Отдача в локте. Мимо.

Что за черт! Не узнаю я сам себя...

Распутин уже был в воротах, выводящих на улицу.

Выстрел - опять мимо. «Или он правда заговорен?»

Пуришкевич больно укусил себя за кисть левой руки, чтобы сосредоточиться. Гром выстрела - точно в спину. Распутин воздел над собой руки и остановился, глядя в небо...

Еще выстрел - точно в голову. Григорий Распутин волчком закружился на снегу, резко мотал головой, словно выбрался из воды после купания. И при этом опускался все ниже и ниже. Наконец тяжко рухнул в снег, но еще продолжал дергать головою. Пуришкевич, подбежав к нему, с размаху треснул Гришку носком ботинка в висок. Распутин скреб мерзлый наст, делая попытки отползти к воротам, и страшно скрежетал зубами . Пуришкевич не ушел от него до тех пор, пока тот не умер».

Пуришкевич и Юсупов спустились в подвал, конда денщики Юсупова втаскивали тело.

«Пуришкевич и солдаты в ужасе отпрянули, увидев, что Распутин начал шевелиться. «Перевернутый лицом вверх, он хрипел, и мне совершенно ясно было видно, как у него закатился зрачок правого, открытого глаза ...» Неожиданно зубы убитого громко ляскнули, как у собаки, готовой кинуться на врага. При этом Распутин начал вставать на карачки. Полновесный удар гирей в висок прикончил его попытку оживления. Придя в бурное неистовство, Юсупов теперь регулярно вздымал над собой и ритмично, как молотобоец, опускал на голову Распутина каучуковую гирю».

«Пуришкевич взбодрил себя рюмкой коньяку, сорвал с окон красные штофные занавеси. С помощью солдат он туго пеленал Гришку для его последней колыбели. Распутина вязали столь плотно, что коленки его задрались к подбородку, потом куль с трупом солдаты стянули веревками...»

Труп Григория Распутина довезли до Большого Петровского моста через Неву и четыре мужчины бросили труп в прорубь. Было менее пяти часов утра.

«Григорий Распутин выжрал с вином и пирожными целых десять центиграммов цианистого калия, отчего у него «запершило» в горле; во время раута его как следует угостили пулями; на десерт неоднократно подали каучуковую грушу, которой можно свалить и быка. Но сердце конокрада продолжало стучать и под водой - в проруби...» Пикуль В.С. Нечистая сила: Роман в двух книгах. Т.2. - М.: Панорама, 1992, с.314.

Григорий Распутин имел огромное влияние на царскую семью. Группа заговорщиков в составе Феликса Юсупова, Владимира Пуришкевича, князя Дмитрия Павловича и капитана британской разведки Рейнера приняли решение убить «царского друга».

В Распутина стреляли, его пытались отравить, но все попытки были безуспешны. Заговорщики все же смогли осуществить свой план: в ночь на 17 декабря 1916 года они связали Распутина и утопили в Малой Невке рядом с Крестовским островом.

Смерть Распутина повлекла за собой роковые последствия для царской семьи. При жизни старца все ошибки Николая II списывали на влияние Распутина. Когда того не стало, народ начал винить царя. Таким образом, гибель Распутина повлияла на наступление февральской революции, отречение от трона и смерть императора.

Версий и подробностей об убийстве существует масса, одна из которых примерно такова: один из убийц, Феликс Юсупов, имел гомосексуальные склонности. Он неоднократно пытался сблизиться с Распутиным, но не удавалось. Распутина угостили отравленным вином с пирогом. Когда Распутин стал терять сознание от начинающего действовать яда, Юсупов сначала изнасиловал его, а затем выстрелил четыре раза из пистолета. Распутин упал на пол, но был жив. Затем Григория Распутина кастрировали. Его отрезанный половой член нашел позже слуга.

Дочь Распутина, Матрёна хранила отцовские гениталии как великую драгоценность до своей смерти в 1977 году. В 2004 году руководитель исследовательского центра простаты Игорь Князькин открыл в Санкт-Петербурге музей эротики им. Распутина, где среди экспонатов музея находится и банка с законсервированным пенисом Распутина.

Подробнее про Григория Распутина в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально - написанное] - произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке - «изящная словесность»). В этом значении литература - явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. :

  • Илиодор (Труфанов С.), Святой черт, М., 1917;
  • Ковыль-Бобыль И., Вся правда о Распутине, П., ;
  • Белецкий С. П., Григорий Распутин. [Из записок], П., 1923;
  • Палеолог М., Распутин. Воспоминания, М., 1923;
  • Владимир Митрофанович Пуришкевич, Убийство Распутина (Из дневника), М., 1923;
  • Семенников В. П., Политика Романовых накануне революции, М. - Л., 1926;
  • Последний временщик последнего царя, «Вопросы истории», 1964, № 10, 12, 1965, № 1, 2;
  • Соловьев М. Е., Как и кем был убит Распутин?, «Вопросы истории», 1965, № 3.
  • Смотрите других

Биография Григория Распутина интересует людей по сей день. Вряд ли найдется русский человек, никогда не слышавший об этой известной личности, оставившей значительный след в последние годы Российской Империи. Множество художественных книг, исследований, диссертаций и просто рефератов были написаны на основе жизни этого человека, обладавшего выдающимися, прямо-таки неординарными данными, физическими и духовными.

В статье:

Детские годы Григория Распутина

Отчество этой легендарной личности - Ефимович, а рожден был Григорий в семье обычного русского крестьянина из села Покровское , что по сию пору находится в бывшей Тобольской губернии. Появился на свет в шестьдесят девятом году девятнадцатого века, в то время, когда уже начинали набирать силу народные движения, а цари ощущали как доселе безропотный народ поднимает голову, протестуя против самодурского произвола.

Распутин Григорий Ефимович

Рожден был ребенком хилым и слабым, но выжил, в отличие от своих сестер и братьев, покидавших этот мир в возрасте менее года. Крестили его наутро после рождения, нарекли Григорием, что значит - бодрствующий. Из-за своего здоровья он не мог предаваться детским играм со своими сверстниками, не принимавшими его на равных. От этого мальчик замкнулся в себе, стал нелюдимым, начал проявлять тягу к уединению и размышлениям наедине с самим собой. Как и многие старцы, святые и прочие чудотворцы, например, именно в возрасте детства из-за своей отверженности он ощутил тягу к религии и нашел успокоение души в ней.

При этом Григорий не забывал о земных занятиях: помогал отцу, пас скотину, косил сено, сажал и убирал урожай, ходил, как и все, на извоз. Но из-за здоровья быстро утомлялся, ослабевал. Поэтому односельчане считали его ущербным и не таким, как они, хотя мальчик и старался быть полезным семье.

В возрасте четырнадцати лет Григория поразила серьезная болезнь, от которой он слег и едва не умер. Домашние уже приготовились хоронить единственного сына, как внезапно состояние подростка улучшилось, а вскоре он и вовсе выздоровел, поразив окружающих. По словам Распутина, его исцелила Матерь Божья, явившись к нему во сне. После болезни он стал еще более религиозен, погрузился в изучение богословских текстов. Школы в селе не имелось, но он имел такую тягу к знаниям, что раздобывал информацию отовсюду. Даже не умея читать, он выучил многие молитвы наизусть, запоминая их на слух.

Сын малограмотного крестьянина, сам отроду не посещавший класса и не читавший азбуки, он имел удивительный дар прозорливости, определивший всю его дальнейшую судьбу. Кто мог предположить, что даже спустя полтора столетия, люди будут помнить, как жил когда-то Григорий Распутин, биография которого станет основой для множества научных трудов и художественных произведений - от мультфильма «Анастасия», где он изображен как демонический злодей, до комиксов, книг и фильмов? Это была поистине неординарная личность.

Распутин Григорий Ефимович - биография взрослых лет

Григорий Распутин и Илиодор

В восемнадцать лет, что по нынешним временам означает вступление во взрослую жизнь, Григорий совершил паломничество по многим монастырям и храмам. Он не принял постриг и монашеский обет, но завел много полезных знакомств со священниками, странниками, представителями белого и черного духовенства всех рангов. В будущем это немало помогло ему.

Спустя годы, уже будучи в зрелом возрасте, Григорий Распутин прибыл в столицу. Это произошло в третьем году двадцатого века, в Санкт-Петербурге, где двери императорского дворца оказались раскрыты для странника с удивительными способностями. Только приехав в город на берегах Невы, Григорий не имел ни гроша за душой. В поисках помощи он пришел к епископу Сергию , который был ректором духовной академии. Тот свел его с нужным человеком - архиепископом Феофаном, духовным наставником всей царской семьи. Тот был немало наслышан о пророческом даре Распутина, поскольку слухи уже распространились по всей огромной стране.

Полковник Дмитрий Ломан, Григорий Распутин и князь Михаил Путятин

С царской семьей Распутин завел знакомство в нелегкие для Российской Империи времена. Революционные движения типа «Народной воли» заимели немалое влияние, охватив все слои населения. Рабочие то и дело устраивали забастовки. От царя требовали жестких решений, волевых деяний, а мягкий характером Николай Второй, ощущая огромное давление, приходил в замешательство. Вероятно, именно потому простой крестьянин из Сибири сумел оказать на царя такое впечатление, что тот беседовал с ним часами. Будучи так называемым «святым старцем», Григорий Распутин имел просто невероятное влияние на всю императорскую семью, но в особенности - на императрицу, Александру Федоровну, которая во всем доверяла новоявленному духовному наставнику.

Многие историки считают, что основным фактором приобретения такого влияния, оказалось вполне успешное лечение наследника престола Алексея Николаевича, горячо любимого единственного сына императрицы. Тот был тяжело болен гемофилией - редким наследственным заболеванием, характеризующимся хронической кровоточивостью и плохой свертываемостью крови. Распутин неизвестным образом успокаивал мальчика. Пророк ослаблял его боль, и казалось, что тот поправлялся, насколько это было возможно при лечении народными средствами.

Так простой крестьянский сын стал доверенным лицом самого императора, его личным советником и человеком с колоссальным влиянием на судьбу всей страны. Распутин Григорий Ефимович, биография которого поражает головокружительностью взлета, был и остается объектом споров. По сей день мнения людей на его счет крайне разнятся. Одни считают, что Григорий был человеком поразительной духовной силы, терпеливым и умным, желавшим России только добра. Другие называют его Гришкой и говорят что это был алчный себялюбец, предававшийся разврату, который, воспользовавшись нерешительностью Николая Второго, только подтолкнул империю к разрушению.

Как бы то ни было, Григорий Ефимович Распутин, биография которого берет начало в глухом селе даже без школы, в зрелые годы жил во дворце императора. Никто не мог быть назначен на пост без предварительного совещания с Распутиным. Обладая поразительной прозорливостью, этот «божий человек» мог раскрыть царю глаза на тайные помыслы придворных, истинную суть человека, посоветовать приблизить кого-то или отговорить награждать. Он участвовал во всех дворцовых делах, всюду имея глаза и уши.

Покушения на Распутина и его смерть

Перед тем как совершить убийство мешающего их планам Распутина, его противники пытались всячески очернить Григория в глазах императора. Распутин был обвинен в колдовстве, пьянстве, разврате, растратах и воровстве. Сплетни и клевета не имели результата: Николай Второй продолжал безоговорочно верить своему советнику.

В итоге возник заговор великих князей, желавших убрать с политической арены мешающего им старца. Действительный статский советник Владимир Пуришевич, князь и, в будущем, главнокомандующий военными силами Российской империи, Николай Николаевич-младший, а также князь Феликс Юсупов всерьез задались целью уничтожить Распутина. Заговор был составлен на высшем уровне, но в итоге гладко все не прошло.

Хиония Гусева

В первый раз они подослали к Григорию стрелка - Хионию Гусеву. Старец получил тяжелую рану и пребывал на грани жизни и смерти. В это время, оставшись без советника, который всячески отговаривал его от участия в войне, Николай Второй объявил всеобщую мобилизацию и объявил о начале войны. Когда Распутин начал выздоравливать, император продолжил с ним советоваться, интересоваться мнением Распутина о своих действиях и доверять провидцу.

Это крайне не устраивало великих князей-заговорщиков. Они твердо вознамерились довести дело до конца. Для этой цели Распутин был приглашен во дворец князя Юсупова, где в еду и питье ему подмешали цианистый калий, смертельный яд, который, однако, не убил старца. Тогда его застрелили - но даже с пулями в спине Распутин продолжал яростно бороться за свою жизнь. Он выбежал на улицу в попытке скрыться от преследующих его убийц. Однако раны быстро ослабили его и погоня была не долгой. Григория повалили на мостовую и принялись жестоко избивать. Затем его, почти забитого, потерявшего много крови, сбросили с Петровского моста в Неву. Даже в ледяной воде старец и пророк Григорий Распутин прожил еще несколько часов, прежде чем смерть все же забрала его.

Этот человек отличался поистине титанической силой духа и тягой к жизни, но волей великих князей он был приговорен. Николай Второй, оставшись без советника и помощника, оказался свергнут всего через два с половиной месяца. Практически тогда, когда закончилась жизнь Распутина, кончилась и история дома Романовых, правившего Россией несколько столетий.

Страшные предсказания Распутина

Чуть раньше мы назвали этого старца провидцем. Так и впрямь считается - что сибирский крестьянин обладал даром прозревать будущее. Предсказания Распутина сделали его известным по всей России и в итоге привели в императорский дворец. Так что же такого он напророчил?

К самым известным пророчествам Григория Распутина можно отнести предвидение катастрофического семнадцатого года, жестокого уничтожения царской семьи, ужасов войны между белыми и красными, охватившей Россию. В своих «Благочестивых размышлениях» Распутин писал, что, обнимая кого-то из царских детей, он чувствовал их мертвецами - и это жуткое прозрение вызывало у него глубочайший ужас. Также он говорил, что если его убьют люди, в которых течет императорская кровь, всему дому русских владык не простоять и двух лет, все они будут убиты за пролитую кровь старца.

Скептически настроенные люди говорят, что распутинские пророчества слишком уж походят на . Возможно, это так. Но и в самих катренах указывается появление на российской земле такой личности как Распутин. Вполне вероятно, что на старца могло повлиять ознакомление с .

Предсказания Распутина - это, пожалуй, одни из самых значимых пророчеств, сделанных в двадцатом веке. Несмотря на то, что многие из них сбылись, есть и те, что не нашли подтверждения. Например, пришествие Антихриста и Апокалипсис в две тысячи тринадцатом. Поэтому мы можем с уверенностью утверждать, что не все видения вещего старца были точны.

Предсказания Распутина о России

Касаемо наших дней Григорий почти не оставил пророчеств. Во всяком случае, столь однозначных как о двадцатом веке, в котором он жил. Предсказания Распутина о России имеют тревожный посыл: множество искушений, вероятная гибель в случае, если страна поддастся Антихристовым искушениям и потеряет свой путь.

В основном пророчества Распутина о будущем России таковы, если сделать сухую выжимку из фактов: если Россия сумеет избежать всех искушений, то займет значимое место в мире. Если нет, то ее ждут лишь погибель, тлен и пепел. Как и прочие державы Европы, если те соблазнятся дарами Антихриста и утратят моральные ценности.

Нет никаких сомнений, что, будучи человеком крайне религиозным, глубоко верующим, Распутин находился под огромным влиянием библейских пророчеств. В его речах очень часто имели место отсылки к христианским мотивам - в частности, к Апокалипсису. Для Распутина упадок моральных ценностей, отвержение православных добродетелей, атеизм, надвигающееся торжество науки являлись предвестниками наступления недобрых для церкви времен. Он был прав: после свержения царской власти большевики долго угнетали церковь, отрицая религию как необходимую составляющую жизни людей.

Советская литература

Григорий Ефимович Распутин

Биография

РАСПУТИН Валентин Григорьевич (р. 15.03.1937), русский писатель и общественный деятель.

Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историке-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лешки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «крестным отцом» начинающего прозаика.

Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Затем последовали повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.

В 1981 вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи - век люби».

Появление в 1985 повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Ленереке»; в 1996 - рассказы «Поминный день»; в 1997 - «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»). Живет и работает в Иркутске.

Коренной сибиряк из с. Усть-Уда на Ангаре, ныне подтопленного водохранилищем Братской ГЭС. Окончил Иркутский университет в 1959. Публиковаться начинал в местной печати с очерков и рассказов, отмеченных несомненным дарованием, но на уровне сибирско-таежной романтики. Крупным успехом Распутина, принесшим ему литературную славу, стала повесть «Деньги для Марии» (1967), в которой выразилась основная идея писателя - торжество добра и справедливости над миром корысти и своеволия. Распутин тогда же был причислен столичными оценщиками к числу писателей «деревенской прозы», хотя даже сюжетно никогда не ограничивался описаниями сельской жизни. Развивали литературный успех Распутина последовавшие затем повести и рассказы («Последний срок», 1970, «Живи и помни», 1974, «Прощание с Матёрой», 1976, и др.). В образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека - доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжательство.

Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа. В повести «Прощание с Матёрой» Распутин показывает, как русский человек относится к разрушению своего национального мира «именем прогресса». По приказу сверху должна исчезнуть с лица земли, быть затоплена одна из многих русских деревень. Крестьян насильственно переселяют в другое место - в «перспективное» село, построенное бездарными, чуждыми русскому народу «специалистами» без любви к людям, которым тут жить". Простая русская женщина Дарья пять лет сопротивляется, защищая свой старый дом и всю деревню от погрома. Для нее Матёра и ее дом - воплощение Родины. Отстаивает Дарья не старую избу, а Родину, где жили ее деды и прадеды, и каждое бревно не только ее, но и пращуров ее. Сердце ее русское болит - «как в огне оно, христовенькое, горит и горит, ноет и ноет». Как точно отмечал критик Ю. Селезнев: «Название острова и села - Матёра - не случайно у Распутина. Матёра конечно же идейно образно связано с такими родовыми понятиями, как мать (мать - Земля, мать - Родина), материк - земля, окруженная со всех сторон океаном (остров Матёра - это как бы «малый материк»). Космополитическое наступление так называемого мирового прогресса, превращение человека в бездушный винтик потребительского мира разрушает духовную цивилизацию, подрубает основы православного мировоззрения, которое так стойко защищает Дарья. Предавая свою малую Родину, человек теряет истоки самого главного в жизни, деградирует как личность, жизнь его становится серой и бесцельной. Событием в идейной жизни общества стала повесть Распутина «Пожар» (1985). Это суровое художественное предостережение о грядущей народной беде: духовном упадке, следом за которым идет упадок социальный. С началом «перестройки» Распутин, до того сторонившийся заседательской суеты, включился в широкую общественно-политическую борьбу. Он был одним из самых деятельных противников вредительского «поворота северных рек» (проект Бергера был отменен в июле 1987). В 1989−91 - депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими патриотическими речами, впервые процитировал слова П. А. Столыпина о «великой России» («Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»). Состоял в руководстве Русского Национального собора и Фронта национального спасения. Потом публично заявил, что «политика - дело грязное».

Григорий Ефимович Распутин (21.01.1869 г.- 30.12.1916 г.), настоящая фамилия Новых. Распутин Г.Е. родился в Тюменской губернии в селе Покровское. Григорий Ефимович был признан целителем, хотя образования у него никакого не было. Прозвище «Распутин», которое в дальнейшем закрепилось за ним как фамилия, Григорий получил за распутный образ жизни в селе.

В 1890 г. он женится на односельчанке Прасковье Федоровне, брак с которой привел к рождению трех детей.

В 1892 г. Распутин впервые совершает паломничество в пермский монастырь на Верхотуре. После Распутин доходит до Атоса - греческого монастыря, а затем добирается до Иерусалима. Когда Григорий вернулся в Покровское, он объявляет себя избранным Богом, обладающим исцеляющим и чудодейственным даром.

В 1900 г. Распутин отправляется в Киев, где он встретился с архимандритом Хрисанфом. Архимандрит направляет его в Петербург в Духовную академию к отцу Феофану, куда он прибывает в 1903 г.

В 1905 г. слух о целителе доходит до императорского двора. А в 1907 г., когда у царевича Алексея, болеющего гемофилией, случается очередной приступ, императрица находит Распутина. Григорий Распутин становится приближенным к семье императора, лечит Алексея и постепенно начинает влиять на политику страны.

В 1915 – 1916 гг., когда за маленький период времени меняются четыре должностных лица премьер-министра, весь двор начинает обсуждать фаворитизм Распутина. Тогда против Распутина стал созревать заговор.

30.12.1916 г. - Юсупов, Дмитрий Романов и Пуришкевич задумывают покушение на Распутина. Пригласив его, они пытаются отравить Григория, добавив в угощение цианистый калий. Но яд на него не подействовал, и тогда Юсупов выстрелом ранит целителя. Убивают Распутина Дмитрий и Владимир, после чего выбрасывают тело в прорубь.

Подняв тело, выясняется, что Распутин еще был жив, когда его сбросили, но в итоге захлебнулся. Похоронили Григория Распутина в Царском Селе возле часовни императорского дворца, но 1917 г. его тело было эксгумировано и сожжено.

Григо́рий Ефи́мович Распу́тин (Но́вый) (9 (22) января 1869 - 16 (29) декабря 1916) - крестьянин села Покровское Тобольской губернии. Приобрёл всемирную известность благодаря своей близости к семье последнего российского императора Николая II. В 1900-е среди определённых кругов петербургского общества имел репутацию «старца», прозорливца и целителя; по мнению некоторых современников, играл значительную роль в принятии кадровых и политических решений императора. В последние годы жизни стал самой одиозной фигурой, подрывающей авторитет царской семьи и монархии.

Биография Григория Распутина

Начало жизни

Родился в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии в семье ямщика Ефима Распутина и Анны Паршуковой. Фамилия «Распутин» достаточно распространена как в этом селе, так и вообще в Сибири.

В молодости Распутин много болел. После паломничества в Верхотурский монастырь обратился к религии. В 1893 году Распутин странствовал по святым местам России, побывал на Афоне в Греции, потом в Иерусалиме. Встречался и завязывал контакты со многими представителями духовенства, монахами, странниками.

В 1890 женился на Прасковье Дубровиной, которая родила ему троих детей: Матрену, Варвару и Димитрия.

В 1900 году отправился в новое странствие в Киев. Сравнительно долго жил на обратном пути в Казани, где познакомился с отцом Михаилом, имевшим отношение к Казанской духовной академии, и приехал в Петербург к ректору духовной академии епископу Сергию (Страгородскому).

В 1903 инспектор Санкт-Петербургской Академии архимандрит Феофан (Быстров) знакомится с Распутиным, представив его также и епископу Гермогену (Долганову).

Петербург с 1904 г.

В 1904 году Распутин, видимо, при содействии архимандрита Феофана, переехал в Петербург, где стяжал у части великосветского общества славу «„старца“, „юродивого“, „божьего человека“», что «закрепляло в глазах Петербургского света позицию „святого“». Именно отец Феофан рассказал о «страннике» дочерям черногорского князя (впоследствии короля) Николая Негоша - Милице и Анастасии. Сестры и поведали императрице о новой религиозной знаменитости. Прошло несколько лет, прежде чем он начал явно выделяться среди толпы "божьих людей".

Дата первой личной встречи с императором хорошо известна − 1 ноября 1905 года Николай II записал в своем дневнике:

1-го ноября. Вторник. Холодный ветреный день. От берега замерзло до конца нашего канала и ровной полосой в обе стороны. Был очень занят все утро. Завтракали: кн. Орлов и Ресин (деж.). Погулял. В 4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим - Григорием из Тобольской губ. Вечером укладывался, много занимался и провел вечер с Аликс.

Есть и другие упоминания Распутина в дневниках Николая II.

В 1912 году знакомый Распутина бывший иеромонах Илиодор начал распространять несколько писем скандального содержания императрицы Александры Федоровны и великих княжен, к Распутину. Копии, отпечатанные на гектографе, ходили по Петербургу. Большинство исследователей считает эти письма подделкой.. Позднее Илиодор по совету Горького написал пасквильную книгу "Святой Чёрт" о Распутине, которая была опубликована в 1917 году.

Распутин и церковь

К началу века назрели и реформы заговорили о созыве даже собора и утверждении патриаршества. Именно в Распутине проявилось расхождение официальной, «синодальной» церковью и неофициальной, связанной с православными обителями, старцами, народным богоискательством и т. п. одной стороны, и синода и Обер-прокурора с другой

Современные жизнеописатели Распутина (O. Платонов) склонны видеть в официальных расследованиях, проводившихся церковной властью в связи с деятельностью Распутина некий более широкий политический смысл ; но следственные документы (дело о хлыстовстве и документы полиции) показывают, что все дела имели предметом своего расследования вполне конкретные деяния Григория Распутина, посягавшие на общественную нравственность и благочестие.

Первое дело о „хлыстовстве“ Распутина 1907 г.

В 1907 году Тобольской консисторией было заведено дело на Распутина по доносу 1903 г., который обвинялся в распространении лжеучения, подобного хлыстовскому, и образовании общества последователей своего лжеучения. Начато дело было 6 сентября] 1907 года, закончено и утверждено Тобольским епископом Антонием (Каржавиным) 7 мая 1908 года. Инициатива расследования исходила от самого Антония, а за его спиной стояли люди из окружения Великого князя Николая Николаевича[источник?]. Первоначальное расследование было проведено священником Никодимом Глуховецким. На основе собранных „фактов“ протоиерей Дмитрий Смирнов, член Тобольской консистории, подготовил рапорт епископу Антонию с приложением отзыва о рассматриваемом деле Дмитрия Михайловича Березкина, инспектора Тобольской духовной семинарии.

Негласный надзор полиции, Иерусалим - 1911 г.

В 1909 году полиция собиралась выслать Распутина из Петербурга, однако Распутин опередил её и сам на некоторое время уехал на родину в село Покровское.

В 1910 году в Петербург к Распутину переехали его дочери, которых он устроил учиться в гимназию. По указанию премьер-министра Столыпина за Распутиным на несколько дней было установлено наружное наблюдение .

В начале 1911 года епископ Феофан предложил Святейшему Синоду официально выразить неудовольствие императрице Александре Федоровне в связи с поведением Распутина , а член Святейшего Синода митрополит Антоний (Вадковский) доложил Николаю II о негативном влиянии Распутина.

16 декабря 1911 у Распутина произошла стычка с епископом Гермогеном и иеромонахом Илиодором. Епископ Гермоген, действовавший в союзе с иеромонахом Илиодором (Труфановым), пригласил Распутина к себе на подворье, на Васильевском острове в присутствии Илиодора „обличал“ его, несколько раз ударив крестом. Между ними завязался спор, а потом и драка.

В 1911 году Распутин добровольно покинул столицу и совершил паломничество в Иерусалим.

По распоряжению министра внутренних дел Макарова от 23 января 1912 года за Распутиным вновь было установлено наружное наблюдение, продолжавшееся до самой его смерти.

В январе 1912 г. Дума заявила о своем отношении к Распутину, а в феврале 1912 г. Николай II приказал В. К. Саблеру возобновить дело Святейшего Синода дело о „хлыстовстве“ Распутина и передать для доклада Родзянко, "и дворцовый комендант Дедюлин и передал ему Дело Тобольской Духовной Консистории, в котором содержалось начало Следственного Производства по поводу обвинения Распутина в принадлежности к хлыстовской секте". 26 февраля 1912 г. на аудиенции Родзянко предложил царю навсегда выгнать крестьянина. Архиепископ Антоний (Храповицкий) открыто писал, что Распутин хлыст и участвует в радениях.

Новый (сменивший Евсевия (Гроздова)) Тобольский епископ Алексий (Молчанов) лично взялся за это дело, изучил материалы, затребовал сведения от причта Покровской церкви, неоднократно беседовал с самим Распутиным. По результатам этого нового расследования было подготовлено и 29 ноября 1912 года утверждено заключение Тобольской духовной консистории, разосланное многим высокопоставленным лицам и некоторым депутатам Государственной думы. В заключении Распутин-Новый назван „христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой“. Никаких официальных обвинений над Распутиным больше не тяготело. Но это вовсе не значило, что все поверили в результаты нового расследования. Противники Распутина полагают, что епископ Алексий „помог“ ему таким образом в корыстных целях: опальный епископ, сосланный в Тобольск с Псковской кафедры вследствие обнаружения в Псковской губернии сектантского иоаннитского монастыря, пробыл на Тобольской кафедре только до октября 1913, то есть всего полтора года, после чего был назначен Экзархом Грузии и возведен в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского со званием члена Святейшего Синода. В этом усматривают влияние Распутина.

Однако исследователи справедливо полагают, что возвышение епископа Алексия в 1913 году состоялось лишь благодаря его преданности царствующему дому, которая особенно видна из его проповеди, произнесенной по случаю манифеста 1905 года. Тем более что период, в который епископ Алексий был назначен Экзархом Грузии, был периодом революционного брожения в Грузии.

Следует также отметить, что противники Распутина часто забывают об ином возвышении: заведший на Распутина первое дело о „хлыстовстве“ епископ Тобольский Антоний (Каржавин) именно за это был перемещен в 1910 году из холодной Сибири на Тверскую кафедру и на Пасху возведен в сан архиепископа. Но они помнять, что этот преревод состоялся именно потому, что первое дело было отправлено в архив Синода.

Оргии

В 1914 году Распутин поселился в квартире на ул. Гороховой, 64 в Петербурге. По Петербургу про эту квартиру довольно быстро стали распространяться различные мрачные слухи, дескать, Распутин превратил ее в притон и использует для проведения своих „оргий“. Одни говорили, что Распутин содержит там постоянный „гарем“, другие - собирает от случая к случаю. Существовал слух, что квартира на Гороховой используется для колдовства и т. п. Временнное правительство, искавшее порочащие факты на сверженного Николая II и его окружение, вело специальное расследование по делу Распутина. По мнению одного из участников этого расследования, В. М. Руднева, командированного по распоряжению Керенского в „Чрезвычайную следственную комиссию по расследованию злоупотреблений бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц“ и бывшего тогда товарищем прокурора Екатеринославского окружного суда:

…богатейший материал для освещения его личности с этой стороны оказался в данных того самого негласного наблюдения за ним, которое велось охранным отделением; при этом выяснилось, что амурные похождения Распутина не выходят из рамок ночных оргий с девицами легкого поведения и шансонетными певицами, а также иногда и с некоторыми из его просительниц.

Дочь Матрена в своей книги „Распутин. Почему?“ написала:

… что при всей пропитан­ности жизнью отец никогда не злоупотреблял своей силой и возможностью влиять на женщин в плотском смысле. Однако надо понимать, что эта часть отноше­ний представляла особый интерес для недоброжелате­лей отца. Замечу, что они получали некоторую реаль­ную пищу для своих россказней.

Из показаний кн. М. М. Андронникова Чрезвычайной следственной комиссии

…Затем он подходил к телефону и вызывал всевозможных дам. Я должен был делать bonnе mine mauvais jeu,- потому что все эти дамы были чрезвычайно сомнительного свойства…

При своей жизни Распутин издал две книги:

* Г. Е. Распутин. Житие опытною странника Май 1907 год.

* Г. Е. Распутин. Мои мысли и размышления Петроград, 1915 год.

Книги являются литературной записью его бесед, так как сохранившиеся записки Распутина свидетельствуют о его малограмотности.

Фотокопия записки Распутина министру внутренних дел Алексею Хвостову, приведенная в книге Рене Фюлоп-Миллера „Святой демон, Распутин и женщины“ изданной в 1927 году Источник записки в книге не указывается, сам Хвостов был убит в ходе Красного террора.

Старшая дочь пишет про отца :

… отец грамоте обучен был, мягко говоря, не вполне. Первые уроки письма и чтения он начал брать в Петербурге.

Всего насчитывают 100 канонических пророчеств Распутина. Самым знаменитым стало предрекание гибели Императорского дома:

Покуда я жив, будет жить и династия.

Некоторые авторы считают, что упоминания Распутина есть в письмах Александры Федоровны к Николаю II. В самих письмах фамилия Распутина не упоминается, но некоторые авторы считают, что Распутин в письмах обозначается словами „Друг“, или "Он" с больших букв, хотя это и не имеет документальных подтверждений. Письма были опубликованы в СССР к 1927 г., и берлинском издательстве "Слово" в 1922. Переписка сохранилась в Государственном Архиве РФ - Новоромановский архив.

Покушение Хионии Гусевой

29 июня 1914 на Распутина в селе Покровском было совершено покушение. Его ударила ножом в живот и тяжело ранила Хиония Гусева, приехавшая из Царицына.. Распутин показал, что подозревает в организации покушения Илиодора, но не смог представить каких-то доказательств этого. 3 июля Распутина перевезли на пароходе в Тюмень для лечения. В тюменской больнице Распутин оставался до 17 августа 1914. Следствие по делу о покушении продлилось около года. Гусеву в июле 1915 объявили душевнобольной и освободили от уголовной ответственности, поместив в психиатрическую лечебницу в Томске. 27 марта 1917 г. по личному указанию А. Ф. Керенского Гусеву освободили.

21 июня 1915 года Распутин приехал в Покровское. Жил там до 25 сентября, когда уехал в Петроград.

Оценки влияния Распутина на царскую семью

В последние годы царствования Николая Второго в петербургском свете ходило множество слухов о Распутине и его влиянии на власть. Говорилось, что он сам абсолютно подчинил себе царя и царицу и правит страной, то ли Александра Федоровна при помощи Распутина захватила власть, то ли страной правит „триумвират“ из Распутина, Анны Вырубовой и царицы.

Помещение в печать сообщений о Распутине могло быть ограничено лишь частично. По закону, статьи о имераторской фамилии, подлежали предварительной цензуре начальником канцелярии министерства двора. Запрещены были любые статьи, в которых имя Распутина упоминалось в сочетании с именами членов царской фамилии, но статьи, где фигурировал только один Распутин запретить было невозможно.

В последние месяцы перед февральской революцией образ Распутина стал важной частью выступлений оппозиционных депутатов в Государственной Думе. 1 ноября 1916 года на заседании Думы П. Н. Милюков выступил с речью, критической по отношению к правительству и "придворной партии", в которой упоминалось и имя Распутина. Приводимые им сведения о Распутине Милюков взял из статей в немецких газетах "Берлинер Тагеблатт" от 16 октября 1916 и "Нейе Фрейе Пресс" от 25 июня, относительно которых сам же Милюков признал, что некоторые из сообщаемых там сведений ошибочны.

19 ноября 1916 В. М. Пуришкевич выступил на заседании Думы с речью, в которой придавалось большое значение Распутину.

Образ Распутина использовала и антинемецкая пропаганда. В марте 1916 года германские цеппелины разбрасывали над русскими окопами карикатуру, изображавшую Вильгельма, опиравшегося на германский народ, и Николая Романова, опиравшегося на половой орган Распутина.

По воспоминаниям А. А. Головина, во время первой мировой войны слухи о том, что императрица является любовницей Распутина, распространялись среди офицеров русской армии сотрудниками оппозиционного Земско-городского союза. После свержения Николая II председатель Земгора князь Львов стал председателем Временного Правительства.

В. И. Ленин писал:

Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха (1907-1914) обнаружила всю суть царской монархии, довела ее до.. последней черты“, раскрыла всю ее гнилость, гнусность, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе ее, все зверство семьи Романовых - этих погромщиков, заливших Россию кровью евреев, рабочих, революционеров…

По воспоминаниям придворных Распутин вообще не был близок к царской семье и редко бывал во дворце. В воспоминаниях фрейлины А. А. Вырубовой, говорится, что Распутин бывал в царском дворце не чаще 2-3 раз в год, а царь принимал его ещё намного реже. Другая Фрейлина С. К. Буксгевден вспоминала, что:

«Я жила в Александровском Дворце с 1913 по 1917 год, причем моя комната была связана коридором с покоями Императорских детей. Я никогда не видела Распутина в течение всего этого времени, хотя я постоянно находилась в компании Великих княжон. Мсье Жильяр, который тоже там жил несколько лет, также никогда его не видел»

Жильяр вспоминает единственную встречу с Распутиным: «Однажды, собираясь выходить, я встретился с ним в передней. Я успел рассмотреть его, пока он снимал шубу. Это был человек высокого роста, с изможденным лицом, с очень острым взглядом серо-синих глаз из-под всклокоченных бровей. У него были длинные волосы и большая мужицкая борода». По воспоминаниям Коковцова сам Николай II говорил ему о Распутине в 1911 году, что:

… лично почти не знает «этого мужичка» и видел его мельком, кажется не более двух-трех раз и притом на очень больших расстояниях времени.

В ближайшее окружение Распутина в то или иное время входили:

* Вырубова, Анна Александровна

* Манасевич-Мануйлов, Иван Фёдорович

* Арон Симанович

* Андронников, Михаил Михайлович

* Дмитрий Рубинштейн

Мнения современников о Распутине

Письмо в.к. Николая Михайловича вдовствующей императрице Марии Федоровне. 24 декабря 1916.Речь идет о спасении престола - не династии, которая еще прочна, но теперешнего государя. Иначе будет слишком поздно…Вся Россия знает, что покойный Распутин и А. Ф. одно и то же. Первый убит, теперь должна исчезнуть и другая.

Письмо в.к. Николая Михайловича вдовствующей императрице Марии Федоровне. 24 декабря 1916.Речь идет о спасении престола - не династии, которая еще прочна, но теперешнего государя. Иначе будет слишком поздно…Вся Россия знает, что покойный Распутин и А. Ф. одно и то же. Первый убит, теперь должна исчезнуть и другая.

Владимир Коковцов c удивлением писал в воспоминанияx:

…как это ни странно, вопрос о Распутине невольно сделался центральным вопросом ближайшего будущего и не сходил со сцены почти за все время моего председательства в Совете министров, доведя меня до отставки с небольшим через два года.

По-моему Распутин типичный сибирский варнак, бродяга, умный и выдрессировавший себя на известный лад простеца и юродивого и играющий свою роль по заученному рецепту. По внешности ему не доставало только арестантского армяка и бубнового туза на спине. По замашкам - это человек способный на все. В свое кривляние он, конечно, не верит, но выработал себе твердо заученные приемы, которыми обманывает как тех, кто искренно верит всему его чудачеству, так и тех, кто надувает самого своим преклонением перед ним, имея на самом деле в виду только достигнуть через него тех выгод, которые не даются иным путем.

Секретарь Распутина Арон Симанович в своей книге пишет:

Каким представляли себе Распутина современники? Как пьяного, грязного мужика, который проник в царскую семью, назначал и увольнял министров, епископов и генералов и целое десятилетие был героем петербургской скандальной хроники. К тому же еще дикие оргии в «Вилле Родэ», похотливые танцы среди аристократических поклонниц, высокопоставленных приспешников и пьяных цыган, а одновременно непонятная власть над царем и его семьей, гипнотическая сила и вера в свое особое назначение. Это было все.

Cледователь по делу об убийстве царской cемьи Соколов Николай Алексеевич в своей книге-судебном расследовании пишет :

Начальник Главного Управления Почт и Телеграфов Похвиснев, занимавший эту должность в 1913-1917 гг., показывает: "По установившемуся порядку все телеграммы, подававшиеся на имя Государя и Государыни, представлялись мне в копиях. Поэтому все телеграммы, которые шли на имя Их Величеств от Распутина, мне в свое время были известны. Их было очень много. Припомнить последовательно содержание их, конечно, нет возможности. По совести могу сказать, что громадное влияние Распутина у Государя и у Государыни содержанием телеграмм устанавливалось с полной очевидностью.

Однако важно знать судьбу следователя Соколова, который не послушал уговоров Генри Форда остаться на всякий случай у него в США и неожиданно умер во Франции в возрасте сорока с небольшим лет в ноябре 1924 года (найден мертвым во дворе своего дома). Обстоятельства публикации его книги туманны. Рукопись книги и материалы следствия попали в руки «благодетеля» следователя, князя Николая Орлова, который уже в 1925 году издал рукопись под заголовком «Убийство Царской Семьи. Из записок судебного следователя Н. А. Соколова.»

Священномученик протоиерей Философ Орнатский, настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге описывает в 1914 г. встречу Иоанна Кронштадского с Распутиным так:

О.Иоанн спросил старца: «Как твоя фамилия?» И когда последний ответил: «Распутин», сказал: «Смотри, по фамилии твоей и будет тебе»

Схиархимандрит Гавриил (Зырянов), старец Седьмиезерной пустыни,очень резко высказывался о Распутине:«Убить его, что паука: сорок грехов простится...».

Убийство и похороны Распутина

Убит заговорщиками (Ф. Ф. Юсупов, В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович и офицер британской разведки Освальд Рейнер) в ночь на 17 декабря 1916 года. Распутина пытались отравить, и застрелить, и даже когда после этого Распутин казался живым, тело утопили в Неве.

Одно несомненно - представители союзной дипломатии и прессы, в частности, Самюэль Хор были информированы и замешаны.

Судебно-медицинскую экспертизу император и императрица поручили известному профессору Военно-Медицинской Академии Д. П. Косоротову. Оригинал протокола вскрытия не сохранился, о причинах смерти можно говорить лишь предположительно.

До февральской революции 1917 года предпринимались попытки канонизировать Распутина.

Распутина отпевал хорошо с ним знакомый епископ Исидор (Колоколов). В своих мемуарах Спиридович вспоминает, что заупокойную обедню (чего не имел права делать) отслужил епископ Исидор.

Говорили после, что митрополит Питирим, к которому обратились об отпевании, отклонил эту просьбу. В те дни была пущена легенда, что при вскрытии и отпевании присутствовала Императрица, что дошло и до Английского посольства. То была типичная очередная сплетня, направленная против Императрицы.

Убитого сначала хотели похоронить на его родине, в селе Покровском, но из-за опасности возможных волнений в связи с отправкой тела через полстраны, предали земле в Александровском парке Царского Села на территории строившегося Анной Вырубовой храма Серафима Саровского.

Следствие по делу об убийстве Распутина длилось два с небольшим месяца, и было спешно прекращено Керенским 4 марта 1917 года. Между смертью Распутина и осквернением его могилы прошло три месяца.

Письмо в.к. Дмитрия Павловича отцу в.к. Павлу Александровичу об отношении к убийству Распутина и революции. Исфаган (Персия) 29 апреля 1917. Наконец последним актом моего пребывания в Петр[ограде] явилось вполне сознательное и продуманное участие в убийстве Распутина - как последняя попытка дать возможность Государю открыто переменить курс, не беря на себя ответственность за удаление этого человека. (Аликс ему это бы не дала сделать.)

Захоронение было найдено, и Керенский приказал Корнилову организовать уничтожение тела. Несколько дней гроб с останками простоял в специальном вагоне. Тело Распутина было сожжено ночью.. Был составлен официальный акт о сожжении трупа Распутина. На месте сожжения начертаны на березе две надписи, одна из которых на немецком языке: „Hier ist der Hund begraben“ („Здесь погребена собака“) и далее „Тут сожжен труп Распутина Григория в ночь с 10 на 11-е марта 1917 года“.

Расследование Временного правительства

После свержения Николая II Временное правительство организовало чрезвычайную следственную комиссию, которая должна была искать преступления царских чиновников и в том числе расследовала деятельность Распутина. Kомисия произвела 88 опросов и допросила 59 лиц, готовила „стенографические отчеты“, главным редактором которых был поэт А. А. Блок, опубликовавший свои наблюдния и записи виде книжки под названием „Последние дни Императорской власти“ . Комиссия не закончила свою работу. Часть протоколов допросов высших чиновников были опубликованы в СССР к 1927 году. Из показаний А. Д. Протопопова чрезвычайной следственной комиссии 21. 03. 1917 г. :

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Вам известно значение Распутина в делах Царского Села при государе? - ПРОТОПОПОВ. Распутин был близким человеком, и как с близким человеком с ним советовались.

Судьба семьи Распутина

Дочь Распутина Матрена после революции эмигрировала во Францию, а впоследствии переехала в США. С остальными членами семьи Распутина советская власть жестоко расправилась. В 1922 году его вдова Прасковья Федоровна, сын Дмитрий и дочь Варвара были лишены избирательных прав как „злостные элементы“. Еще раньше, в 1920-м были „национализированы“ дом и все крестьянское хозяйство Дмитрия Григорьевича. В 1930-е все трое были арестованы органами НКВД, и след их затерялся в спецпоселениях тюменского Севера. В конце 1970-х советская власть свела счеты даже с домом Распутиных, как это случилось и с домом, где была убита царская семья.