«Кто верит в случай, тот не верит в Бога»,– считает Елена Цыплакова. Елена Цыплакова: Я счастлива, что пришла к Богу И вас не коробит, что Зюганов целуется с патриархом

Ей долго сопутствовала удача. И вдруг - тяжелая болезнь, длительное лечение, в результате которого актриса сильно набрала в весе. Кого угодно это сломило бы. Елена выстояла. Ушла в режиссуру. И обрела душевную гармонию…

Небольшая квартира Цыплаковой удивляет своей нестандартной планировкой и немного напоминает сказочный дворец, где можно пройти все комнаты насквозь. Сходство с дворцом усиливается наличием трех балконов - на одном устроен роскошный зимний сад, на другом супруги в хорошую погоду готовят барбекю, на третьем, самом маленьком, кормят голубей. В квартире много натурального дерева, картин, икон, цветов, что придает атмосфере этого дома особую теплоту. Животных, правда, нет - слишком часто приходится супругам уезжать на съемки. Муж Елены Цыплаковой Павел работает вместе с ней в качестве директора и водителя. Последние два года получились очень напряженными: еще не закончив работу над сериалом «Женщина без прошлого», режиссер Цыплакова взялась за «Кармелиту-3», которая принесла ей много новых впечатлений.

Цыганские страсти

- Елена Октябревна, работа в сериале, тем более цыганском, имеет свою специфику?

Конечно, тут свои законы: одновременно работают несколько режиссеров, съемки проходят в двух павильонах. Мы знаем, чем все должно закончиться, но не знаем, как именно это произойдет. С авторами почти не видимся, да они еще и меняются…

Очень интересными для меня были в «Кармелите» натурные съемки - со скачками, метанием ножей, поединками на кнутах. Такого количества трюков мне еще не приходилось снимать.

- А почему вдруг в вашей жизни возникла цыганская тематика?

А цыгане меня интересовали с детства. Но к этой теме Господь меня подводил постепенно: сначала мой друг игумен Сергий познакомил меня с историком и этнографом Надеждой Деметер, цыганкой, посвятившей свою жизнь изучению истории своего народа. Мы с ней с удовольствием стали общаться, а потом выяснилось, что она участвует в сериале «Кармелита» - в качестве консультанта.

Общение с настоящими цыганами - это тоже очень интересно. Я убедилась, что во многом они действительно свободнее нас: могут, например, отказаться сниматься, если им что-то не нравится, или уехать раньше времени. К профессиональным артистам это, конечно, не относится, но в сериале принимают участие не только профессионалы. В то же время цыгане - очень религиозные люди, хотя религиозность их весьма своеобразная.

- В фильме так много всякой ворожбы, гаданий….

В реальной жизни цыган все это не имеет такого большого значения. Авторы сценария чрезмерно увлеклись мистикой. Я верующий человек, и для меня это было ужасно. Был даже момент, когда я чуть не ушла с проекта. Но… я подумала, что, может быть, это и есть промысел Божий, чтобы я по мере своих сил направляла все это в нужное русло, чтобы фильм не походил на трактат по магии. А главное, чтобы было понятно: весь негатив, который рождает человек, неизбежно оборачивается для него серьезными последствиями.

Расплата за грехи

- Говорят, вы работаете шесть дней в неделю по 12 часов. Как это можно выдержать?

Мне помогает молитва. С ее помощью я восстанавливаюсь. Но сейчас мне немного легче: моя студентка, очень талантливая девочка Наталья Галузо, стала работать со мной на картине в качестве сорежиссера, и у меня иногда бывает возможность немного отдохнуть.

- Одна из актрис рассказала мне по секрету, что во время съемок вы ее лечили. Это правда?

Да, у меня это с детства. Я лет с одиннадцати чувствовала руками, у кого где болит, и снимала боль, толком не понимая, что и как я делаю. Но таким образом я очень много на себя «натянула» и перестала этим заниматься. А когда серьезно пришла к вере, стала понимать, что причина любой болезни - грех. Определенные болезни связаны с определенными грехами. Например, заболевания глаз - с нарушением заповеди «не сотвори себе кумира». Желудок, печень, поджелудочная железа реагируют на гнев и раздражение. Болезни легких связаны с грехом осуждения. Щитовидка «не выносит» ругани. Почки связаны с ревностью, страхом, завистью.

И это объяснимо даже с точки зрения материалистической науки. Как известно, тело человека на 80% состоит из воды. А вода способна хранить информацию. От негативных, злых слов нарушается даже процесс ее кристаллизации - вместо красивых снежинок получается полный хаос. Неудивительно, что своими чувствами и высказываниями мы можем как гармонизировать себя, так и разрушать…

Заповеди исцеления

- Читала, что в Африке вы заразились малярией. Что помогло выздороветь?

Врачи долго не могли поставить мне диагноз. Последствия были тяжелые. Меня даже хотели «посадить» на гормоны, но я сказала: «Нет, я буду молиться, чтобы Господь меня исцелил». Я прошла очень серьезный путь покаяния, изменила образ жизни, и все болезни ушли без лекарств. Многие люди не могут принять исцеление без лекарств, потому что им просто не хватает веры. Само слово «исцеление» происходит от слова «целый», «целостный», то есть предполагает соединение духовного и физического. И вера - это не слова, это образ жизни.

- После болезни вы весили 106 кг. Как вам удалось похудеть?

Излишняя полнота может иметь разные физические причины. Но они могут быть и духовного характера. На меня вот была наведена порча. На смерть. Подействовала она не сразу, а тогда, когда я однажды разозлилась на этого человека. Порча вообще действует на нас, только когда мы злимся, раздражаемся, обижаемся, в этот момент мы беззащитны. А надо молиться за своего недоброжелателя, потому что он болен духовно. Если молишься с любовью - это лучшая защита. Помог мне мой друг, целитель Виталий Воскобойников, он намаливал воду, а я ее пила. Но, конечно, молитва была не «о похудении», а об «очищении от всякого негатива». В результате за три месяца я похудела на 25 кг без всяких диет. А сейчас уже у меня минус 33 кг.

- Вы ведь, насколько я знаю, и другим помогаете исцелиться?

Для меня очень важно, что я сумела помочь своей маме. Приехала к ней в больницу, когда ей удалили опухоль в кишечнике, вместе с мужем мы накладывали руки и молились. Виталий Воскобойников тоже молился вместе с нами - на расстоянии. Мы вымолили маму: у нее полностью исчезли метастазы в печени. Лечащий врач очень удивился, когда увидел результаты томограммы: раковых клеток не было! Людям, которые живут только на уровне естественных потребностей, это кажется чудесами. Но Господь говорил: «Верующий в меня сотворит то же, что и я, и больше того».

Когда-то актриса Леночка Цыплакова - милашка Кэтти из "Д"Артаньяна и трех мушкетеров" - раздавала интервью направо и налево. Теперь режиссер Елена Октябревна - вдумчивый художник, создавший серьезные режиссерские работы, такие, как "Камышовый рай", "На тебя уповаю", - не распространяется о личной жизни, почти не общается с прессой. Но в преддверии своего юбилея - 13 ноября ей исполнилось 45 лет - Елена Октябревна согласилась рассказать о себе читателям "Комсомолки".

Успех
...Актриса Елена Цыплакова ворвалась в советский кинематограф ураганом. Молодая, очаровательная, подвижная, умная, с идеальной фигурой и миловидным личиком, она сразу же околдовала зрителей. А ее сексуальная мушка над верхней губой просто сводила мужчин с ума. Первые же ее работы в кино ("Школьный вальс", "Мы из джаза", "Счастливая Женька") стали для начинающей актрисы настоящим триумфом - поклонники заваливали ее мешками восторженных писем.

Казалось, счастье и везение на нее свалились, как манна небесная. А ведь Леночка даже не помышляла о профессии актрисы.

Просто режиссер Динара Асанова, сотрудничавшая с отцом Цыплаковой (он был графиком), обратила внимание на глазастую девчонку с длинной пушистой косой и предложила ей роль в своем фильме "Не болит голова у дятла". После ошеломляющего успеха предложения обрушились на нее ливнем.

Цыплакова, поступив во ВГИК, активно снималась. Тогда же вышла замуж. Избранник ее был ровесником. Молодые прожили от силы год и разбежались... Лене было не до семьи, главное - творчество.
Шесть лет работала в Малом академическом театре. В кино в общей сложности сыграла больше сорока ролей.
И вдруг в зените славы Цыплакова исчезла.

Болезнь
Оказалось, Елена подхватила редкое и очень тяжелое заболевание - африканскую малярию. Врачи не сразу поставили диагноз, Цыплакова выжила чудом. Очевидно, последствием болезни (а также действия антибиотиков) стало то, что актриса сильно набрала в весе. Кого-то это могло бы сломать. А Лена, собрав силы, снялась в 1990 году в фильме Леонида Филатова "Сукины дети", хотя с болью смотрела на себя на экране. А потом ушла в режиссуру. В интервью говорила, что, если бы не то потрясение, возможно, она еще долго бы играла красивых дурочек типа Кэтти из "Трех мушкетеров". А теперь возможности даже расширились...

За первую картину "Камышовый рай" (89-го года выпуска) Елена Октябревна получила приз за режиссуру на фестивале в Сан-Себастьяне "Сталкер", его показывали во Франции, Италии, Америке. Цыплакова рассказывала журналистам, что жизнь ее заполнена до краев: много творческих задумок и на личном фронте все в порядке - "у меня любимый муж (по специальности врач-стоматолог)".

И - снова тишина. В последние годы о Цыплаковой вообще ничего не слышно. Говорили, она не может снимать фильмы из-за отсутствия финансирования. Мы решили разыскать Елену Октябревну и узнать, что происходит в ее жизни. Елена предупредила сразу: "Я буду говорить лишь о том, что важно для меня сейчас!"

Духовный учитель
- В этом году исполняется 30 лет моей работы в кино и семь лет, как я серьезно пришла к Богу, - говорит Елена Октябревна. - Семь лет назад я познакомилась с Софией, моей духовной матерью, наставником, учителем, удивительной женщиной. Она живет в Днепропетровске. Через нее действует Дух Святой. Во все времена были люди, через которых действовал Господь, и сейчас они есть, как это ни удивительно для многих...

А как вы нашли эту Софию?

Случайного ничего не бывает. Я искала. Молилась. Тысячи людей прошли через Центр Софии в Днепропетровске. Мы сейчас строим в Москве такой же центр. Путь к совершенству - это самое главное, к чему должен стремиться каждый человек!

Вы так истово обратились в веру после болезни?

А вы знаете, что заболевания крови чаще всего связаны с тем, что люди нарушают заповеди? Есть испытание от Бога, которое мы должны пройти, чтобы духовно окрепнуть. И болезнь - результат определенных нарушений, которые я делала.

За вами водились грехи?

Конечно! Первопричина болезней - грех. Серафим Саровский говорил: "Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи".

Когда человек раскаивается в грехе, то Господь исцеляет. Я сама исцелилась так. Мои тяжелые болезни ушли по вере - без лекарств, без вмешательства медицины. Хотя мы не отрицаем медицину. Все должно быть в соединении. Дар врачевания - это тоже дар от Бога.

Говорят, вы теперь даже сами исцелять можете?

Не я. Исцеляет Господь. Апостолы говорили: "Креститесь и просите, и будут даны вам дары".

Дары различные. Я благодарю Бога за то, что у меня открылся дар проповедовать. Люди приходят ко мне за духовными советами, многое им объясняю, и мне самой многое свыше объясняется...

Ваш путь к Богу был долгим?

Каждый по-разному приходит к Богу. Было много всего в моей жизни. В школе я увлекалась математикой, химией, рисовала, занималась спортом. Родители старались меня развивать. Я дважды окончила ВГИК - режиссерский и актерский факультеты. Никогда не замыкалась в рамках своей профессии, у меня очень много друзей. Потом начала преподавать. Сейчас веду режиссерский курс. Являюсь деканом факультета кино и телевидения в университете Натальи Нестеровой, исполняющим обязанности первого секретаря Союза кинематографистов России.

Но с тех пор, как в 36 лет я пришла к Софии, начался новый, на мой взгляд, самый главный этап в моей жизни. Еще в 18 лет я "услышала", что настоящая, полноценная жизнь у меня начнется в 36 - 37 лет. И вот она у меня действительно началась! У меня сейчас ощущение, что я стою на том пути, который мне необходим.

Один приятель увидел в моем доме ковер, на котором Спас Нерукотворный, удивительное изображение лица Христа, и спросил: "Как ты здесь живешь, он же все время на тебя смотрит?" А я ему говорю: "А он и так все время смотрит на нас!" И я пытаюсь все, чем занимаюсь, превратить в служение Господу.

И как ваша работа в кино сочетается с верой?

Изменилось прежде всего отношение ко всему. Снимала сериал - 24 серии - "Семейные тайны". Убийства, предательство - это реальность, но как относиться к ней? Актер Коля Добрынин спрашивал: "Как мне играть негодяя?" Я отвечала: "Играй как всенародное покаяние". В финале картины отец собирает всю свою изможденную семью и говорит: "Сколько же нужно пройти человеку, чтобы понять очень простую истину: каждый наш поступок отражается на жизни наших близких". После показа этого сериала мне рассказывали о фактах, когда люди забирали из судов дела по разделу имущества: мол, мы посмотрели кино и решили: а чего мы будем судиться? Так люди вышли из ада, который себе устроили. Я молилась каждый день на съемочной площадке, чтобы человек, глядя на экран, подумал: "Боже мой, и я так делаю, прости меня!" - вот это была моя мечта как режиссера.

Еще был случай на премьере "Камышового рая". После показа вышел мужчина на сцену и сказал: "Мне 42 года. Я прожил свою жизнь, как баран... Я сейчас это понял, и я так больше жить не хочу". Постоял, помолчал и пошел. Я увидела, что в нем чувство внутреннего достоинства пробудилось!

Искусство, даже такое, как сериал, может поддержать внутри человека духовные силы.

Расскажите о вашей семье.

Я сейчас не замужем. Живу очень активной общественной и духовной жизнью, и так много рядом друзей, людей, что не могу сказать о себе "одинокая".

Как будете отмечать день рождения? (Наш разговор проходил накануне юбилея.)

Я всегда к возрасту относилась очень легко. Я всем говорю, сколько мне лет, потому что понимаю, что возрастаю, постигаю те вещи, которые не могла осознать раньше.

Мне никогда не хотелось вернуть годы. Я живу вперед!

Всегда очень любила свои дни рождения, собирала много друзей. И 45-летие отмечу в Доме кино. На праздник приедут София, мама (Зоя Васильевна. - Авт.), будет много друзей.

Как-то пересматривала письма отца, в одном из них есть интересная фраза: "Старайся вводить себя в каждый день осмысленно и ново - жизнь будет интересной". И это действительно так! Я отношусь с уважением к ценности каждого дня!

Истоки таланта Елены Октябревны Цыплаковой пожалуй, нужно искать в ее родителях. Известная актриса и режиссер родилась в Ленинграде (13 ноября 1958) в семье художников-графиков. Ее отец вернулся с фронта инвалидом, тяжело болел открытой формой туберкулеза, из-за чего девочке пришлось два года провести в интернате. Однако, несмотря на это, в семье Цыплаковых царила веселая атмосфера, часто устраивались праздники с розыгрышами и представлениями. Лена занималась плаванием, фигурным катанием, отлично училась в школе и очень любила точные науки. Однажды к ним в дом заглянула выпускница ВГИКа Динара Асанова со своим мужем, художником Николаем Юдиным. Через некоторое время Лену Цыплакову пригласили на пробы первого полнометражного фильма Асановой "Не болит голова у дятла" (1974). Роль главной героини, школьной красавицы Иры Федоровой сделала девочку знаменитой, и на нее посыпались предложения режиссеров.

Елена снялась в фильмах "Иван и Коломбина" и "Шаг навстречу". Участие в съемках нового фильма Динары Асановой "Ключ без права передачи"(1976), получившем множество наград международных кинофестивалей, чуть было не помешало поступлению Лены Цыплаковой в ГИТИС и началу ее первого учебного года. Несмотря на то, что студентам ГИТИСа сниматься в кинофильмах строго запрещалось, Елена постоянно нарушала этот запрет. За время учебы она сыграла яркие роли в таких фильмах, как "Вдовы" (1976), "В зоне особого внимания" (1977), вызвавшем большой общественный резонанс "Школьном вальсе" (1978).



За экранный успех и похвалы критиков Елене пришлось заплатить отчислением со второго курса ГИТИСа. Однако девушка перевелась сразу на третий курс ВГИК (мастерская Л. Кулиджанова), сдала экстерном 14 экзаменов и продолжала успешно сниматься. Ее ждал оглушительный успех в роли Кэтти из "Трех мушкетеров", а как раз перед дипломным спектаклем, где она играла Офелию, режиссер Панкратов-Черный настоял на том, чтобы молодая актриса наголо постриглась для фильма "Взрослый сын" (1979). Надо сказать, что даже в таком виде Елена выглядела просто потрясающе, а для дипломного спектакля ей пришлось надеть парик.

После получения диплома Елена Цыплакова стала работать в труппе Малого театра. На гастролях театра в Риге Елена зарегистрировала брак с Геннадием, молодым актером, но менее через год последовал столь же скоропалительный развод. Роман с Виталием Соломиным завершился ничем – актер не стал разводиться со своей женой.

В 1981 году Елена стала задумываться о том, что ее роли молодых красоток становятся достаточно однообразными, а классический репертуар Малого театра дает мало возможностей для самовыражения. Она стала искать другие направления для творчества, для чего уволилась из театра и поступила на дневное отделение режиссерского факультета ГИТИСа, продолжая сниматься в кино.

В 1983 году Елена Цыплакова блеснула на экране в роли певицы Кати в фильме "Мы из джаза", а вскоре после этого состоялась ее свадьба. Сергей Липец работал врачом-стоматологом и был старше Елены на двадцать лет.

Середина восьмидесятых годов стала очень тяжелым временем для талантливой актрисы. Банальная операция аппендицита обернулась серьезным осложнением, после которого Елена уже не могла стать матерью и начала стремительно полнеть. Еще большим испытанием обернулась поездка на кинофестиваль в африканскую страну, где Цыплакова заболела смертельной формой малярии. Тяжелый курс лечения буквально разрушал организм актрисы, она весила более 112 кг, и даже начала злоупотреблять алкоголем. Сергей всячески опекал жену, помогал ей справляться с болезнью и с пагубным пристрастием, и Елена Цыплакова вернулась к профессиональной деятельности. В 1988 году она дебютировала как режиссер, сняв фильм "Гражданин убегающий". Следующий фильм Елены Цыплаковой, "Камышовый рай" (1989), основанный на реальных фактах о нелегальном трудовом лагере для бомжей, был отмечен на кинофестивале в Сан-Себастьяне как "лучшая режиссерская работа". Столь же жесткой и бескомпромиссной стала ее третья картина "На тебя уповаю" (1992), в которой рассказывалась история покаяния молодой женщины, бросившей своего новорожденного ребенка.

Следующим этапом творчества Елены Цыплаковой стали сериалы. После предназначенного для детей и тепло принятого телезрителями "Полосатого лета" (2004) она принялась за масштабный телепроект "Кармелита" (2009), который высоко оценили зрители многих стран, в первую очередь, цыгане.

Лучшие дня

К сожалению, профессиональный успех Елены сопровождался большими личными проблемами. В 2004 году она развелась со вторым мужем. Резко ухудшилось здоровье – врачи утверждали, что она не сможет ходить. Елена Цыплакова обратилась к религии и сумела добиться исцеления. Она не только встала на ноги, но и вернулась к своей работе, а также вышла замуж еще раз, полюбив всем сердцем скромного Павла Щербакова и его дочь Юлию. В настоящее время Елена Цыплакова ведет активный образ жизни – организует духовные концерты, работает деканом факультета кино и телевидения в Академии Натальи Нестеровой. Изредка знаменитая актриса снимается в кино - ее новыми ролями стали полковник Алдонина в военном фильме "Цель вижу"(2013) и мать Юры в сериале "Красивая жизнь", показ которого запланирован на 2015 год. Последней на сегодняшний день режиссерской работой Елены Цыплаковой является сериал "Пока станица спит" (2013-2014), над которым она работала совместно с Алексеем Моховым и Батой Недич.

23 июня сего года "Русская линия" опубликовала . Статья называлась "Артистка Елена Цыплакова продюсер секты "София" из Днепропетровска". Мы не первый раз публикуем материалы центра "Диалог", никаких подозрений они у нас никогда не вызывали. Чувствовалось, что пишут их люди православные. Не вызвал беспокойства и этот текст. Те факты, которые приводились его авторами, не оставляли никаких сомнений, что в случае днепропетровского духовного центра "София" речь идет именно о секте.

Однако спустя примерно полтора месяца после публикации нам позвонила сподвижница Елены Цыплаковой по центру "София" Гелена Мельникова, которая с жаром начала обличать РЛ за то, что мы "оклеветали честное имя знаменитой артистки и режиссера", "настоящей подвижницы на ниве православного просвещения народа". Честно сказать, по прошествии полутора месяцев мы не сразу вспомнили о публикации про Цыплакову. Когда же, наконец, разобрались о какой публикации идёт речь, то первым делом порекомендовали г-же Мельниковой обратиться в центр "Диалог", со ссылкой на который мы и опубликовали материал. Однако она заявила, что в местной газете заметка опубликована как материал петербургского агентства "Русская линия", а о центре "Диалог" ничего не говорится, и решительно потребовала от нас опровергнуть "злобную клевету".

На следующий день позвонила сама Елена Октябревна Цыплакова. Она, напротив, не обличала, она жаловалась на неправду, на клевету, искала сочувствия. Она подчеркнула, что тратит свои личные сбережения на нужды центра "София", а в статье "Диалога" её, мол, обвиняют в корысти. Желая поразить нас авторитетами, Е.Цыплакова рассказывала о том, какие теплые отношения у нее сложились с Самарским архиепископом Сергием (Полеткиным), с Петербургским митрополитом Владимиром (Котляровым), который при их личной встрече удивлялся ее глубоким познаниям в Священном Писании и даже, якобы, благословил ее на проповедническую деятельность. А с известным протоиереем из Царского Села Геннадием Зверевым у неё, по словам знаменитой актрисы и режиссёра, и вовсе дружеские отношения. Однако, уловив, что ссылка на знакомство с этими авторитетными людьми не произвела на нас должного впечатления, Елена Октябревна вновь вернулась к теме клеветы и несправедливости в свой адрес. Умело используя профессиональные навыки, к концу телефонной беседы она так расположила к себе главного редактора РЛ (человека, имеющего, в общем, немалый жизненный опыт), что он почти был готов смотреть на происходящее её глазами.

Однако мы договорились, что Цыплакова и ее соратники подготовят и пришлют материал, опровергающий "клевету в адрес духовного центра "София" из Днепропетровска".

О ВОЛКАХ И ОВЦАХ...

10 сентября нами, наконец, был получен текст статьи некоей Ольги Дмитриевой. Нас насторожило, что в пространном тексте не было дано ответа ни на один пункт обвинения в сектантстве: ни про "измерения ауры", ни про "предсказание судьбы и снятие порчи", ни про проповедническую практику руководителя центра "тети Софии". А что самое главное некоторые пассажи статьи не оставляли сомнений, что автор этого текста - настоящая сектантка. Впрочем, боголюбивый читатель может сам убедиться в этом. Ниже мы публикуем текст статьи в том виде, в каком он был нам прислан (все выделения в тексте авторские).

Волки в овечьей шкуре?
Псевдоправославные СМИ навешивают ярлыки....
Мнение по поводу материала "Артистка Елена Цыплакова - продюсер секты София"

"И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо, если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь , чтобы вам не оказаться и богопротивниками". (Деян. 5, 38-39).

Бывает тяжело разобраться, где истина, а где ложь. Евангелие дает нам подсказку: "По плодам их узнаете их" (Мф 7:16).

В Днепропетровске уже 13 лет существует Духовный центр православной веры, домашняя церковь, которая проводит большую просветительскую работу среди людей, жаждущих познать истину. Здесь изучают Слово Божье, читают Евангелие и псалмы, обращаются к Творцу с молитвами о помощи. Руководитель центра - София. Многие посещают этот центр не один год. На большие праздники - Рождество, Троицу, Пасху, Покров - сюда приезжают люди из дальнего и ближнего зарубежья. Плоды деятельности Софии - это тысячи людей, которые в корне изменили свою жизнь через покаяние и обращение к Богу. Многие излечились и стали на путь истины, веры, у многих открылись дары творчества. В Евангелии от Иоанна сказано: "не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба" (Ин 3:27).

Сегодня особенно остро ощущается необходимость православного просвещения наших сограждан. Многие, чувствуя недостаток этих знаний, потянулись к христианской литературе, стали прислушиваться к проповедям с экранов ТВ, посещать храмы. Конечно, неподготовленной душе сложно разобраться во всем многообразии течений и направлений христианской литературы. Все говорят о Боге. И каждый - по-своему.

Если вдуматься, и само святое Евангелие составлено подобным образом: от Матфея, от Луки, от Иоанна и т.д. Дух Святой наполнял каждого из них, однако апостолы по-разному освещали одни и те же события (на это влияла индивидуальность каждого из них). Православие же, вероятно, потому и доминирует над всеми другими направлениями в христианстве, поскольку уже самим названием дает каждому право славить Всевышнего.

К сожалению, все мы обитаем в суете земной и сколько у нас людей - столько и мнений. В этой ситуации, пожалуй, основным правилом для каждого православного христианина должно быть библейское правило "не навреди". Всякий, служащий Господу нашему Иисусу Христу прежде всего должен радеть о просвещении заблудших, о пробуждении и покаянии душ.

Какими путями и через кого это свершается - одному Господу известно. Не даром же сказано: "Не судите и не судимы будете". Пути Господни неисповедимы, и Дух Святой пребывает во многих детях Божьих. Правда, в той мере, в какой они этого достойны (скажем, насколько они покаялись и очистились).

В Днепропетровском Духовном центре существует также ансамбль духовного песнопения "София". Уже несколько лет он выступает с благотворительными концертами на Украине и в России вместе с Еленой Цыплаковой, заслуженной артисткой России, кинорежиссером, деканом Режиссерского Факультета Гуманитарного Университета Н.Нестеровой. Ансамбль проводит лекции-концерты в различных местах и для разной публики. Эти выступления везде оказывают одинаковое воздействие: люди начинают видеть свои жизненные проблемы по-новому, с точки зрения православной христианской веры. Этот взгляд на жизнь открывается им в доступной форме современного песнопения и проповеди. "Народная проповедь" - так назвал работу группы один православный священник. Как сказал другой служитель церкви, ансамблю с их проповедью открыты пути туда, куда служителей веры не приглашают. А вот еще один отзыв "...Традиционный концерт надолго останется в памяти тех, кому посчастливилось на нем присутствовать. Ибо всего за два часа люди получили необходимую информацию о духовной жизни, наполнили свои души мелодиями, которые лились со сцены как чистая родниковая вода" (газета "Днепропетровская правда" N3 23.01.04 ст. Рождественские встречи Елены Цыплаковой - глоток родниковой воды для пробуждения общества")

"...Праздничный концерт, состоявшийся в музыкально-драматическом театре им. Шевченко, завершил встречу Е.Цыплаковой. Воистину божественные песнопения участниц ансамбля "София" покорили зал. Хотелось бы добавить, что "Рождественские встречи" - проект не коммерческий, и адресован в первую очередь детям, оставшимся без родительской опеки. Все средства, вырученные за проект, пойдут на приобретение подарков и оказание помощи ребятам из школы-интерната N 7 и приюта "Барвинок" (газета Bicтi Приднiпров"я 15.01.04 ст. "Свет в душе и Бог в сердце").

Статья в газете "Заря" за 17.01.04 "Як зробити серця живими", статья "Всевышнего славя" в газете "Союз кинематографистов РФ СК "Новости" - 26.11.03, статья "Целители в сериалах" в газете "Антенна телесеть" - 10.08.03 и много других выступлений на радио, в журналах и ТВ свидетельствуют о большом интересе к личности Е.Цыплаковой, к песням ансамбля "София" и к деятельности их руководителя Софии.

Работа духовного центра и ансамбля убеждает нас в истинности пророческих предсказаний патриарха Сергия: "Подобно тому, как древнему Израилю посылает Он (Господь) Судей и Пророков, так и в церкви своей в моменты чрезвычайные Он посылает людей исключительной благодатной одаренности , как бы Пророков, сильных духом и верою. Не имея официального(!) назначения (как и сам Господь и Апостолы), эти люди самим делом выдвигаются из общей массы (из народа) и становятся предводителями других. Но это предводительство не имеет официального характера , не является установленной в церкви должностью и не всегда держится служебных рамок. Как и всякое пророчество, оно есть личный (!) подвиг таких людей , дело их личной внутренней духовной предприимчивости и ревности о Боге и Церкви Божией. ("Последние судьбы России и мира". Патриарх Сергий и его духовное наследие. Москва, Патриархия, 1947, стр. 68-69)

Стремление всех праведных людей к справедливости, к уважению прав и свобод каждого человека естественно. И воплощается оно, как правило, в действиях совершенно конкретных, которые дают и добрые плоды.

"...Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии." Это право включает в себя свободу иметь или принимать религию или убеждения по собственному усмотрению и свободно исповедовать свою религию и убеждения, как один-на-один, так и вместе с другими, открыто или частным образом, в исполнении религиозных и ритуальных культов, обрядов и учений. Никто не должен ощущать давление, которое уменьшало бы его свободу иметь или воспринимать религию или убеждения по своему выбору (Ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах). Аналогичное содержание имеет и ст. 9 Европейской конвенции по правам человека и основных свобод. Свобода мысли, совести и религии не случайно отнесена к природным и неотъемлемым правам человека. Это означает, что человек получает эти духовные ценности с момента своего рождения, и никто уже не имеет права запретить ему пользоваться этими свободами.

Тоталитарные структуры, в первую очередь, пытаются установить контроль за тем, о чем думают граждане и во что они верят. Это является покушением на свободу граждан.

Следует отметить, что при исповедании религиозных убеждений могут возникать вопросы, связанные со свободой слова. А уж после многолетнего отсутствия этой свободы нам всем, ой, как необходимо учиться пользоваться этой свободой, не ущемляя ничьих прав. Ведь по логике вещей, свобода слова подразумевает и несение ответственности за сказанное.

Вернемся, однако, к теме нашей статьи.

Итак, в Днепропетровской газете "Мир" вышла небольшая заметка с подписью "Русская линия", где в уничижительной и оскорбительной форме приводились лжефакты о деятельности центра "София". Статья также содержала обращения и советы руководителям Патриархии и православной иерархии.

Пытаясь определить авторов этого порочащего не одно доброе имя материала, удалось узнать, что сама "Русская линия" не имеет к авторству никакого отношения. Она является организатором сбора и распространения материалов, которые поступают на сайт. Автором же материала, порочащего честь и достоинство засл. артистки России Е. Цыплаковой, руководителя духовного центра "София", а также членов ансамбля, оказалась некая то ли общественная организация, то ли какой-то центр под названием "Диалог", который якобы в 2004 году только организовался, и то ли уже зарегистрирован, то ли еще находится в процессе официальной регистрации. Они отказались с нами разговаривать, когда мы пришли к ним по поводу статьи. На данный момент структура имеет И.О. руководителя, который, видимо, как-то знаком с технологиями позиционирования себя в определенной среде. Например, прием N 1 - самый элементарный: необходимо найти "Слона" поименитей, да повесомей и начать.... сами знаете что!

По разумению этой организации, к примеру, нательный крестик участники центра "София" должны носить лишь с позволения (вот только кого?), и тексты песен в обязательном порядке согласовывать (опять же, с кем?), и участвовать в благотворительных турах, только с их, по видимому "Диалога" благословения, и только после проведенного "собеседования", то бишь "диалога" с оной организацией. (Московская и Самарская епархии, мол, недорабатывают в этом плане).

Возникает вполне закономерный в этой ситуации вопрос: почему представители этой организации, живя в одном городе с Софией, не имели возможности (или желания?) встретиться и познакомиться с коллективом? Почему честно и открыто не подписались под материалом, а попытались выдать его за "глас" С-Петербургской "Русской Линии"?

Почему считают себя в праве попирать чужие права, наносить ущерб чести действительно достойных людей, навешивать ярлыки и давать "советы" высшим руководителям нашей Церкви Христовой? И еще очень много "почему", возникающих при чтении материалов этой, на мой взгляд, псевдоправославной и очень "желтой" газетенки. Как выяснилось, редакция газеты "Мир" и организация (или центр?) "Диалог" находится в одном помещении. Так какую же цель преследовали авторы и редакторы этого материала? Вдумчивый читатель ответит на этот вопрос сам. Я же хочу попросить: спаси их души, Господи!

Хочется заметить, что на выступлениях по телевидению, радио и в концертных залах, Елена Цыплакова и ансамбль "София" призывают людей исполнять заповеди Божьи, посещать православные храмы и приобщаться к Таинствам Церкви, а также изменить образ жизни на основе христианского православного мировоззрения. В результате люди обращаются к Богу, к Церкви, идут в православные храмы, чему есть свидетельства. Подобные же статьи перечеркивают все добрые плоды этих выступлений а иногда мешают их организации. И хочется задать вопрос, кому служат авторы подобных статей?
Ольга Дмитриева, г. Днепропетровск

На наши довольно мягкие критические замечания по поводу содержания статьи, высказанные помощникам Е.О.Цыплаковой Гелене Мельниковой и Денису Кузнецову, которые прислали нам этот текст, был получен ответ, что статья лично просмотрена Еленой Октябревной и одобрена ею. Однако следом нами был получен другой текст - более серьезный и основательный - письмо в редакцию "Русской линии". Видно, что авторы этого текста не только умеют писать грамотно и по существу, но и являются, видимо, людьми православными.
Текст этого письма мы также выносим на суд боголюбивого читателя в том виде, в каком он получен нами.

"ОСКОРБЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ И УЩЕРБ БОЖЬЕМУ ДЕЛУ"

Уважаемые сотрудники Православного информационного агентства "Русская линия"! Слава Иисусу Христу!
Обращаются к Вам православные христиане, участники Духовного Центра "София" из г.Днепропетровска.

Мы были по меньшей мере неприятно удивлены, прочитав в малоизвестной местной газете "Мир", позиционирующейся как "газета для всей семьи", заметку под названием "Артистка Елена Цыплакова - продюсер секты "София", напечатанную со ссылкой на "Русскую линию". Вынуждены сообщить Вам, что этот низкопробный пасквиль изобилует извращенными фактами и суждениями, бросает тень на честь и доброе имя Елены Цыплаковой, Софии, участников нашего песенного коллектива и всех членов большого духовного общества, собравшегося под крышей Центра. Мы не только категорически не согласны с тем, что написано в заметке, но и поражены некомпетентностью и нечистоплотностью автора, который, судя по её содержанию, никогда и близко не подходил к нашему Центру, однако не постеснялся его оклеветать, так сказать, "понаслышке".

Как нам стало известно, авторство опуса принадлежит кому-то из членов вновь созданной общественной организации "Диалог" (сотрудничающей с редакцией "Мира"), которая с недавних пор занялась тем, что с комсомольским задором декларирует лозунги о борьбе с сектами. К сожалению, сколько-нибудь конструктивного диалога с одноимённой организацией у нас не получилось - наше предложение пообщаться напрямую не нашло отклика. Примечательно и то, что под своей заметкой диалоговцы подписываться не стали, а, очевидно, для придания веса, выдали её за редакционный материал "Русской линии", куда сами же предварительно и отправили этот продукт своего творчества.

Что же собой представляет Духовный Центр "София" на самом деле?

Существует он уже 14 лет (а не 10, как сказано в заметке) и назван в честь Небесной Покровительницы основательницы Центра - Премудрости Божией Софии. Все эти годы в свободное время (а по воскресеньям - после Божественной Литургии) здесь собираются люди, которые стремятся наполнить свой досуг высоким христианским содержанием, провести его в молитве, в прославлении Господа, в духовном общении. Здесь изучаются Священное Писание и Священное Предание, рождаются стихи и песни во славу Божью. Напрасно "борец с сектами" иронизирует, что "песни "духовные", но не авторские (их они получают "с неба") " - потому как весьма прискорбно, если человек горделиво приписывает себе то, что даётся ему Богом, а также если мелодии и стихи приходят не с неба, а из другого источника, что сегодня можно наблюдать повсеместно. Поэтому участники ансамбля "София" не говорят о себе как об авторах песен, избегают похвал и всю славу отдают Господу.

К слову, Духовный Центр функционирует в частном доме Софии и её большой семьи. По-другому его можно назвать домашней церковью, за создание которых ратует священник-профессор о.Глеб Каледа в книге "Домашняя церковь". Мы пребываем в общении с православными священнослужителями, один из которых - о. Валерий - нас духовно окормляет. Сейчас мы с батюшкой готовим, по благословению Митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, открытие воскресной школы. В доме Софии сформировался церковный хор, который поёт в храме св. Игнатия Богоносца в Днепропетровске, где служит о. Валерий. Лучшие хористы как раз и составляют костяк ансамбля "София".

Что касается ярлыка "тоталитарная секта", должны заметить, что за почти полтора десятка лет существования Центра ни епархиальные церковные власти, ни управления по делам религий областной государственной администрации и горисполкома - никто из тех, кто может считаться экспертом в вопросах религии, не выступал против нашей деятельности и не обвинял нас ни в чём подобном. То же самое можно сказать и о многочисленных священниках и архиереях в России, с которыми и сама София, и Е.Цыплакова, и ансамбль много и тесно сотрудничают во славу Божью. В храмах и на церковных мероприятиях песенный коллектив "София" выступал по приглашениям епископов и священников Русской Православной Церкви. А в Храме Христа Спасителя в Москве ансамбль не просто выступил - ему выпала честь открывать и закрывать концерт, который, к тому же, был назван словами из песни "Софии": "Кто Богу душу посвятил". К Вашему сведению, "обмануть церковных деятелей, выдавая себя за безобидный православный ансамбль " было бы просто невозможно: содержание песен подвергалось тщательной проверке устроителями концерта, которые, пожалуй, как никто другой, разбираются в таких вопросах.

Более того, православные иереи и архиереи неоднократно выражали одобрение и благодарность коллективу. "От всего сердца выражаю искреннюю и тёплую благодарность Вам и замечательному ансамблю "София", которым Вы столь талантливо руководите, за участие в торжествах по случаю проведения в Самаре Всероссийских Дней славянской письменности и культуры ", - пишет, обращаясь к Е.Цыплаковой, Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. А вот цитата из благодарственного письма Заслуженной артистке России Цыплаковой Е.О., Ансамблю современного духовного пения "София" от настоятеля Патриаршего подворья в Николо-Перервинском монастыре (г.Москва) протоиерея Владимира Чувикина: "От лица воспитанников Перервинской духовной школы и прихожан Николо-Перервинской обители благодарим вас за посещение нашей обители и те духовные песнопения, которые прозвучали в вашем исполнении ".

В свете вышесказанного (а это только малая часть того, что можно было бы рассказать) довольно несуразно звучат опубликованные в днепропетровской газете поучения "устроителям фестивалей и миссионерскому отделу Московской Патриархии" как отличать православных от сектантов. Мы искренне сомневаемся в том, что уровень компетентности и духовной зрелости членов общества "Диалог" даёт им право "просвещать" священников, епископов, архиепископов и митрополитов из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Днепропетровска и т.д., которые приветствуют и благословляют деятельность ансамбля "София". Вдвойне удивительно читать "обличения" в газете, которую возглавляет человек, известный своей недавней близостью с эзотериками и оккультистами.

Концерты ансамбля "София" - благотворительные, о чём свидетельствуют в том числе и независимые источники. В материале "София" во славу Премудрости Божией", опубликованном в "Царскосельской газете" 28 мая 2004 года, Заслуженный работник культуры РФ В.Васильев рассказывает: "Только за один день пребывания в Царском Селе ансамбль успел дать три концерта: в Софийском соборе, в Круглом зале Павловского парка и выступил перед курсантами Военно-морского инженерного института. Разумеется, все концерты были благотворительными, так как смысл своей деятельности участники ансамбля видят в служении Богу и людям, хотя, конечно, без добрых жертвователей такая активная концертная деятельность была бы затруднена ". Нужно сказать, что одним из таких жертвователей и выступает Заслуженная артистка России, кинорежиссёр, декан факультета кино и телевидения Университета Натальи Нестеровой, председатель Совета молодых Союза кинематографистов России Елена Октябревна Цыплакова. Значительную часть концертных поездок ансамбля она организовала за заработанные нелёгким трудом собственные средства. А деньги, вырученные от концертов в Днепропетровске, были отданы на нужды интерната для детей-сирот. Кстати, Духовный Центр помогает воспитанникам подобных заведений (и не им одним) постоянно, а не только после концертов. Всё это как-то не очень напоминает "бизнес под религиозно-духовнопевческой маской", который нам попытались инкриминировать.

Суждения, высказанные в "диалоговской" заметке, отличаются однобокостью и тенденциозностью. Так, по мнению автора, ансамбль "София" "бренчит" на гитарах перед Святым Алтарём", в то время, как сама Церковь не имеет ничего против такого способа прославления Господа - как и против пения под гитару Жанны Бичевской, о. Олега Скобли и других исполнителей. Хочется посоветовать критиканам повнимательнее изучать Св. Писание, в частности обратить внимание на Псалом 150, который содержит прямой призыв прославлять Бога игрой на музыкальных инструментах.

Удивляют рассчитанные на дешёвый эффект "термины" типа "псевдоискусствоведческий ансамбль " или "певческая секта ", которые с головой выдают дилетантов, пытающихся рассуждать на темы искусства и религиеведения. Козыряя модными ныне словами "тоталитарная секта", новоявленные "охотники за ведьмами" очевидно, не совсем понимают значение этого выражения, и уж точно имеют более чем смутное представление о самой т.н. "секте". Каждого, кто хоть раз побывал в нашем Центре, рассмешит рассказ о том, что его основательницу называют "тётей". Точно так же - по непониманию или по злому умыслу - искажён смысл того, что было сказано в телепередаче на днепропетровском "34 канале".

Что касается самой Софии, которую "обожествляют" члены Духовного Центра, то это - удивительная и неординарная личность, щедро одарённая Богом. Вступив на нелёгкий путь служения Господу и полностью посвятив себя этому делу, она увлекла за собой тысячи людей, которые живут не только в Днепропетровске, но и по всей Украине, в России, Белоруссии и в других странах. Все они осознанно, через покаяние пришли к Богу, в Православную Церковь. "По плодам их узнаете их", - учил Спаситель, а добрые плоды деятельности Софии налицо.

Исходя из вышесказанного, выражаем надежду на то, что Вы сделаете всё от Вас зависящее для исправления последствий публикации клеветнической заметки на Вашем сайте и в газете "Мир", ибо речь идёт не только об оскорблении конкретных людей, но и об ущербе Божьему делу.
С уважением,
члены Духовного Центра "София":
Владимир Бобечко,
Василий Малыш,
Сергей Руднев,
Гелена Мельникова,
Денис Кузнецов,
Вера Елисеева,
Сергей Судаков,
Марина Судакова,
Екатерина Бойкова

А ЧТО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ

Несомненно, письмо в редакции РЛ - куда более серьезный документ, нежели статья Дмитриевой. Из него мы узнали много новых и важных фактов, к примеру, что центр "София" духовно окормляет православный священник. Однако и в этом письме есть только голословные заявления в "искажении смысла телепередачи", в однобокости и тенденциозности авторов заметки центра "Диалог", а вот про измерение ауры и снятие порчи - ни слова.

Мы решили разобраться во всём сами и договорились о встрече с Е.О.Цыплаковой. С известной артисткой встретился один из авторов настоящей статьи Сергей Григорьев. В результате длительной беседы выяснилось, что сама Елена Октябревна хоть и не слишком часто посещает церковь (1-2 раза в месяц), тем не менее, исповедует себя православной христианкой, как и её наставница, София Ивановна Святодух, руководительница днепропетровского центра "София". Елена Цыплакова рассказала о многогранной деятельности центра, о широких связях его членов с православным духовенством. В частности, по словам Елены Октябревны, в самом центре регулярно проводит богослужения настоятель днепропетровского храма святителя Игнатия Богоносца отец Валерий Гордин.

Мы связались с отцом Валерием по телефону. Батюшка сказал, что никаких богослужений (и само собой литургий, о которых говорила Цыплакова) он в центре "София" не проводит, но время от времени посещает центр, когда его приглашают для проведения занятий с детишками в воскресной школе, действующей при этом центре. Руководительница центра София Святодух хотя и не является прихожанкой его храма, но, тем не менее, пусть не регулярно и не часто, но участвует в таинствах в его храме. Нельзя сказать, что в епархии отрицательно относятся к деятельности центра "София", но, с другой стороны, насколько известно отцу Валерию, никто из его руководителей не обращался к правящему архиерею за благословением на проповедническую деятельность .

В тоже время по существу обвинений "Диалога" в ходе беседы с Еленой Цыплаковой выяснялось, что ауру они действительно измеряют, но без всяких экстрасенсов, пользуясь исключительно специальной "научной" аппаратурой . Для этой цели (определения ауры человека, существование которой, как считает Е.Цыплакова, является научно установленным фактом) в центре используют специальную камеру Аура-6000, изготовленную американской фирмой "Коленц" и привезённую из США в днепропетровский центр некими доброхотами центра "София". В зависимости от характера и духовного состояния испытуемого, которого подключают к датчикам камеры Аура-6000, меняется конфигурация и цвет разноцветных лампочек этого устройства. Причём, как подчеркнула Елена Октябревна, цена этих "исследований" ауры в центре "София" крайне низкая, фактически только покрывающая текущие расходы на содержание и работу камеры. По словам Е.Цыплаковой, в днепропетровском центре определение ауры стоит ~ 200руб., тогда как в Москве за подобные "исследования" просят 900 и более рублей. В-общем, в Днепропетровске ауру измеряют почти благотворительно.

К слову, никакой материальной выгоды Е.Цыплакова от деятельности центра не имеет, скорее наоборот. Руководительница центра С.Святодух также не ставит целью своей деятельности материальную выгоду. Центр располагается в её собственном доме, где она живёт с мужем, который также бескорыстно участвует в деятельности центра: если нет священника, он руководит совместной молитвой участников собраний в центре "София".

По словам Е.Цыплаковой, никакую порчу или сглаз, как злобно клевещут на неё в "Диалоге", София Ивановна не снимает. Она "просто"... отчитывает бесноватых .

Также Елена Октябревна опровергла и утверждение авторов заметки, что "их лидер, "тетя София", на своих собраниях восседает на царском троне согласно иконографии София - Премудрость Божия" . На самом деле, проповедуя, София Ивановна просто "сидит перед собравшимися в кресле на небольшом возвышении ".

Все вышесказанное только подтверждает выводы заметки "Диалога", остаётся только один вопрос: сознательно ли вводят в заблуждение своих адептов София Святодух и Елена Цыплакова, или это у них "получается" от дремучего духовного невежества. Показательно, что, призывая своих слушателей к духовному очищению в Православной Церкви, сами его руководительницы так и не стали полноценными православными христианками, пренебрегая регулярным участием в таинствах Церкви и посещением уставных богослужений в храме. По силам ли им без благодатной помощи Церкви привести кого-нибудь в неё?!

"Врачу! Исцелися сам" (Лк.4,23).

Елена Цыплакова — советская и российская актриса кино и театра, режиссер, продюсер. Наиболее известна по ролям Зоси Кнушевицкой в х/ф “Школьный вальс”, Марии в х/ф “Гостья из будущего”, Агнии в х/ф “Взрослый сын”, Кати Бобровой в х/ф “Мы из джаза”, служанки Миледи в х/ф “Д’Артаньян и три мушкетера”. Заслуженная артистка РФ. Сыграла более 40 ролей, имеет 11 режиссерских работ.

Елена Октябревна Цыплакова родилась 13 ноября 1958 г. в Ленинграде в семье художников Зои Васильевны и Октября Ивановича Цыплаковых. У Елены был старший брат Андрей. Сниматься в кино Елена начала еще в школьные годы.

Она запоминалась зрителям даже по ролям второго плана: роскошные волосы, выразительные глаза и родинка-мушка над губой никого не оставляли равнодушными. Одобрение кинокритиков и восторженные отзывы зрителей получают и ее собственные фильмы. Сейчас актриса — декан факультета кино и телевидения Академии Натальи Нестеровой.

Детство

Первые годы жизни в биографии маленькой Лены были счастливыми. Родители любили друг друга, умели радоваться жизни, всегда шутили и смеялись. Отец будущей актрисы был очень талантливым человеком: он был не только одним из лучших художников-графиков в Ленинграде, но и играл на мандолине и губной гармошке. Квартира Цыплаковых больше напоминала мастерскую. Когда родителям нужно было срочно закончить работу над проектом, коллеги жили у них по нескольку дней.


Фото: Елена Цыплакова в детстве

Октябрь Иванович вернулся с войны больным — с простреленными ногами. Когда Елене было 6 лет, у него начался туберкулез в открытой форме. Чтобы уберечь детей от тяжелого заразного заболевания, Зоя Васильевна отдала их в оздоровительный интернат.

Эти годы актриса до сих пор вспоминает с содроганием. Воспитатели и няньки издевались над детьми, унижали их, могли ударить. Одна из нянек была особенно жестока: если девочки ночью переговаривались, она поднимала их с кроватей, загоняла в туалет и заставляла стоять босыми ногами на холодном полу. Лена унаследовала от отца непокорный мальчишечий характер, поэтому часто отбывала наказание. Однажды Лена тяжело заболела и оказалась в больнице. В интернат девочка больше не возвращалась. Узнав о случившемся, мама забрала ее и Андрея домой насовсем.

Вернувшись домой, подвижная и энергичная Лена стала серьезно заниматься спортом. Она посещала секции плавания, фигурного катания, пятиборья. Кроме того, девочка отлично училась в школе и очень любила физику и математику.

Октябрь Иванович так и не выздоровел. Чтобы дети не заразились туберкулезом, Зое Васильевне приходилось обрабатывать квартиру хлоркой, кипятить посуду. Несмотря на болезнь, отец будущей актрисы продолжал жить полноценной жизнью. Он брался за новые заказы, приглашал в гости друзей и выпивал с ними. В застольях участвовала вся семья.

Отец был самым близким человеком в жизни Елены и главным авторитетом, матери же она долгое время не могла простить годы, проведенные в интернате. В кино девочка оказалась отчасти благодаря отцу.

Переломный момент

Когда Елене было 15, она задумалась о поступлении в вуз. Она мечтала связать свою профессию с точными науками, изучала технические университеты Ленинграда. О карьере актрисы у девушки не было и мыслей, пока однажды в гости к Цыплаковым не зашел художник Николай Юдин с женой Динарой Асановой — талантливым режиссером.

Когда Асанова увидела Лену, то сразу разглядела в ней актерский талант и пригласила на одну из главных ролей в свой фильм “Не болит голова у дятла”. Фильм имел огромный успех, а на юную актрису посыпались предложения от режиссеров. Учась в школе, Цыплакова снялась еще в трех фильмах, а в 1978 г. получила кубинскую кинопремию за свою дебютную роль.

Студенческие годы

Получив аттестат зрелости, Елена уехала в Москву,
чтобы поступить в один из столичных театральных вузов. В ГИТИС ее приняли
сразу: членам приемной комиссии понравилась работа Цыплаковой в кино.

Учась в институте, молодая актриса бралась за все роли, поскольку не хотела
зависеть от родителей. Предложений было много, доходы Елены позволяли ей
снимать квартиру в Москве.

В то время в ГИТИСе существовало правило: студенты не должны были принимать участие в съемках. Преподавателям не нравилось, что Елена систематически нарушала это правило, они высмеивали девушку, говорили, что кинематограф отрицательно влияет на студентов театрального института. Ей перестали давать роли в учебных постановках и поручили раскрывать занавес. Актриса не вынесла такого унижения и отчислилась.

Однако Цыплакову сразу же приняли на третий курс ВГИКа на курс к Татьяне Лиозновой и Льву Кулиджанову. В то время Цыплакова играла на сцене Малого театра, что было запрещено студентам ВГИКа. Но руководство института лояльно отнеслось к талантливой, целеустремленной студентке. Елена получила во ВГИКе два образования: актерское и режиссерское.

Карьерный путь

Закончив институт, актриса продолжила сниматься в фильмах и играть в Малом театре. Ее популярность особенно выросла после роли Кэти, служанки Миледи в х/ф “Д’Артаньян и три мушкетера”. Сама актриса не любила этого персонажа за легкомысленность, но режиссеры, которым понравилась Кэти в исполнении Цыплаковой, стали предлагать актрисе только роли веселых глуповатых милашек.


Фото: Елена Цыплакова в фильме «Д`Артаньян и три мушкетера»

Елена мечтала сыграть главную роль в х/ф “Чародеи”, но режиссеры посчитали, что у актрисы не роковая внешность. Вскоре Динара Асанова сняла девушку еще в одном своем фильме — “Никудышная”. Режиссер видела потенциал Елены с самого начала и давала ей интересные роли, но больше им было не суждено работать вместе: Асанова умерла от сердечного приступа.

В 1985 г. Цыплакова поехала в Африку с киноделегацией, посетила Гану, Бенин, Того. Перед поездкой актриса сделала необходимые прививки от африканских инфекций, но они ей не помогли предотвратить заболевание. Елена заразилась малярией. Болезнь актрисы имела смертельную форму, но врачам чудом удалось ее спасти.

Елене сделали серьезную операцию, после которой она несколько месяцев провела в больнице. Перенесенная болезнь не прошла бесследно, актриса располнела до 112 кг. Лишний вес Елене удалось сбросить только спустя много лет.

Располневшую красавицу перестали приглашать на съемки, и она пошла работать ассистентом режиссера. В 1989 г. Цыплаковой удалось снять короткометражную психологическую драму “Гражданин убегающий”. Работу по достоинству оценил и пригласил Елену в творческое объединение “Старт”. Так началась режиссерская карьера Елены Цыплаковой. Ее фильмы до глубины души поражали как зрителей, так и кинокритиков, и получали престижные награды на кинофестивалях.

Сейчас Цыплакова играет роли второго плана в кино, а ее последние режиссерские работы — сериалы с захватывающим сюжетом.

Личная жизнь

Елена Цыплакова три раза была замужем. Ее первым мужем стал коллега из Малого театра — неизвестный актер Геннадий. Во время гастролей в Риге между Еленой и Геннадием завязался бурный роман, и они расписались в рижском загсе. Через несколько месяцев, когда страсть угасла, супруги развелись.

Фото: Елена Цыплакова с мужем

Следующим избранником Елены стал стоматолог Сергей. Он был старше актрисы на двадцать лет. В 1983 г. Елене сделали неудачную операцию по удалению аппендицита, и она осталась бесплодной на всю жизнь. Сергей поддерживал Елену, не позволял ей впасть в отчаяние. Он же ухаживал за ней, когда она лежала в больнице с африканской малярией. Вместе Елена и Сергей прожили тринадцать лет, а затем у супругов начались идеологические разногласия: Елена стала глубоко верующей, нашла духовную наставницу.

В 2005 году Цыплакова вышла замуж в третий раз. С Павлом Щербаковым она познакомилась случайно: мужчина вызвался помочь ей с заглохшим авто. Несмотря на то, что Павел далек от творческой профессии, он всегда сопровождает супругу.

Несмотря на карьерный спад, сама Елена Цыплакова считает себя счастливым человеком.

Избранная фильмография

  • 1974 - Не болит голова у дятла
  • 1976 - Вдовы
  • 1978 - Школьный вальс
  • 1978 - Д’Артаньян и три мушкетёра
  • 1980 - Адам женится на Еве
  • 1983 - Мы из джаза
  • 1984 - Гостья из будущего
  • 1987 - Гардемарины, вперёд!
  • 1997 - Полицейские и воры
  • 2001 - Семейные тайны
  • 2016 - Чёрная кошка

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .