Музыкальное и театральное искусство индии. Народный театр в индии

Еще в ведийский период в. Индии разыгрывались небом театрализованные представления. В начале нашей эры в стране появились первые небольшие театральные помещения. Декораций у них не было, театральный ре еквизит - чрезвычайно беден, их заменяли другие артистические условности: определенная походка, мимика, жестикуляция тощщо.

Большое внимание уделялось музыкальному оформлению спектаклей. Однако в отличие от современных индийских спектаклей, которые, по мнению европейских театралов, перенасыщены пением, в древнеиндийских монологи и д диалоги артисты декламировали или читали нараспев, но не пели. Примечательной особенностью древнеиндийского театра была. Его склонность к мелодраме и патетики, присущих и нынешнего театрального в искусству страны. Трагические сюжеты не допускались на сцену из тех соображений, что трагического хватает и в реальной жизнитті.

Театр был чрезвычайно популярен в. Древней. Индии, особенно среди интеллигенции, однако профессия артиста не принадлежала к престижным, считалась"подлой", сами артисты были шудрами

Древние индийцы говорили:"Тот, кто не знает ни музыки, ни литературы, ни другого искусства, не человек, а скот, хотя он не имеет ни хвоста, ни рогов"Музыка играла в их жизни важную роль. М. Искусством профессиональных музыкантов и танцоров тешили себя раджи. И вельможи, а в индийских мифах не чурались этого развлечения и боги, которым служили небесные музыки и танцовщицці.

О развитии древнеиндийской музыкальной культуры рассказывает трактат. Натьяшастра, составленный, вероятно, в первые века нашей эры. Он свидетельствует, что в то время в стране уже существовала хорошо отработанной на музыкальная система, которая позже легла в основу индийской"классической"музыкантови.

Слух европейца индийская мелодия поражает своей экзотикой. В звукоряде индийской гаммы есть много полутонов и даже чвертьтоны. Индийские мелодии классифицируются по рогами - определенной последовательностью пяти и боль ьше тонов, составляющих основу мелодии. Каждая para имеет свое эмоциональную нагрузку, символизирует радость, веселье, любовь, покой, страх и т.д.. Существуют раги"утренние","дневные","вечерние"и т.п. *. Староинд ийськи мелодии лишены гармонической основы и базируются на ритме ударных инструментов. Важной особенностью древнеиндийской музыки является также то, что музыкант в семье - всегда импровизатор. Он выполняет ключевой ную музыкальную фразу, а потом без конца варьирует ее, причем каждый раз по-новому, так что каждое выполнения одной и той же мелодии неповторимоевторним.

Древние индийцы создали ряд музыкальных инструментов, наиболее распространенным из которых была похожа на древнеегипетскую лиру вина. Музыканты играли также на флейте, других язычковых и ударных инструментах

Развивалось в. Древней. Индии также искусство вокала. Пение чаще всего был вариацией простой мелодии, которая сводилась буквально до единственный музыкальной фразы

Индийское искусство танца протяжении веков мало изменилось. У древних танцах также основную роль играли музыкальный ритм и жесты, причем в танце участвовала практически каждый участок тела танцивны ика или танцовщицы маленький движение мизинца или брови рассказывал посвященному в тайны этого искусства целую историю всего поражает в индийском танце позиция рук танцовщика - мудрая. Самым лишь сложный им кодом положений своих рук и пальцев он передавал широкую гамму эмоций, взволнованно рассказывал о различных событиях из жизни богов, людей, живоарин.

Искусство индийского танца очень сложное. На овладение им требовались годы напряженного труда. Поэтому в. Древней. Индии танцы всегда выполнялись профессионалами социального табу на этот вид развлечений в гл. Либин веков, кажется, не существовало (их цуралося только жречествово).

Живопись,музыка, театр Индии.

Мировая художественная культура,10 класс.


  • В чем своеобразие индийского искусства?

Искусство живописи

Главные правила для художников:

  • соблюдать масштаб и пропорции предметов внешнего мира,
  • достигать выразительности в изображении психологических переживаний и эмоций,
  • передавать красоту и грацию окружающей природы.
  • Главное воспитывать в людях возвышенные чувства и лучшие качества характера.

Росписи в 29 пещерных храмах Аджанты-панорама жизни Индии.


Росписи в пещерных храмах Аджанты

  • Главное место в росписях занимают эпизоды жизни Будды и джайтаки, истории из прежних жизней Будды.
  • Мы видим принцев, торжественные выезды на слонах, приемы послов, прогулки. Здесь же запечатлена и жизнь простых людей: крестьян, нищих, отшельников.
  • Яркая, пестрая, шумная жизнь, среди пышной растительности, в окружении экзотических животных, божеств, небесных танцовщиц и музыкантов преисполнена ликованием и радостью бытия.


Юноша с цветком лотоса.

Ботисатва-высшее божество



Джайтаки -истории из прежних перерождений Будды


Книжная миниатюра Индии

Индийский эпос- «Махабхарата» и «Рамаяна»


Особенности книжной миниатюры:

  • точная передача сюжета
  • многофигурность композиции
  • фон – условно-декоративный пейзаж

Произведения индийских художников-миниатюристов отличаются

  • богатством оттенков,
  • четкостью рисунка,
  • утонченностью художественного

вкуса.


  • «Человек, не знающий ни музыки, ни литературы, ни другого искусства, -это животное,пусть даже без хвоста и рогов.»
  • Классическая музыка берет начало с 1500г.до н.э.
  • Из гимнов «Рогнеды» складывались песни о смене времен года.

  • В основе индийской музыки лежит- рага (страсть, цвет, привязанность)
  • Рага-мелодическая идея с соответствующей интонацией(настроением).
  • Рага (суточный цикл)связана с конкретным временем суток и призвана вызвать состояние или чувство,общее для человека и природы.

  • Главный инструмент- человеческий голос.
  • Вина (музыкальный инструмент) –царица инструментов, напоминает человеческий голос своим звучанием.


Музыка Индии

Металлические тарелки


  • Барабаны
  • Табла




  • Театральное искусство Индии зародилось несколько тысячелетий назад. Бронзовая статуэтка танцующей девушки, найденная при раскопках в городе Мохенджо Даро, датируется III тысячелетием до н. э. Именно ритуальный танец стал тем стержнем, вокруг которого сформировался индийский классический театр.


  • Индийская традиция связывает начало театра с именем легендарного Бхараты, непосредственно вдохновленного богом Брахмой: по просьбе богов Брахма решил создать пятую Веду, доступную для всех сословий; соединив Слово, Лад, Действо и Чувство, взятые, соответственно, из Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы, Брахма сотворил и записал через посредство Бхараты эту "Веду танца и драмы" в "Натьяшастре".

Веды (Бхарат)

эстетика

  • декламация

Высшая цель: достижение расы- то есть эстетического наслаждения


  • Главные задачи : поучать и развлекать.
  • Поводы : религиозные праздники, придворные торжества, рождение, победы и т.д.
  • Сюжеты : народные предания и легенды, героические подвиги, любовь.
  • Труппа : главный актер, певцы, музыканты, танцовщицы.
  • Амплуа : герои и героини, министры и шуты.


  • Актеры, лишившись поддержки государства, становились рассказчиками, акробатами, жонглерами и певцами. Появились кукольные театры: теневой, марионеток, тростевой, тряпичных кукол.


  • Танец со санскритского (древнейший индийский литературный язык) – «танди»,»тандава»- означает « бить», «хлопать» .Отсюда немецкое «тans» , «английское « dance» и русское «танец».

  • Танец был порожден богом Шивой -космическим царем танцев.
  • Связь между богом и людьми осуществлялась посредством танца.
  • При сооружении храма предусматривались помещения для танцев.
  • Среди росписей храмов встречаются изображения апсар - небесных танцовщиц .

Система классического танца (трактат «Натьяшастра»)

  • Правила: специальные виды походок, жестов,поз и мимики.
  • Передача эмоций :счастья, гнева, отвращения,страха,печали,отваги,

сострадания,удивления и умиротворения.

  • Танцевальный язык жестов- мудр :37 положений кистей рук,13-головы,9-шеи,10-тела,36-глаз.



Синкретический характер танца (музыка.поэзия,драматическое искусство.пантонима)

  • Темы: передача состояния природы, эмоций, религиозные и светские.
  • Ритуальные(храмовые ) С ветские .



  • Насколько справедливо утверждение, что театральное искусство Индии представляет собой синтез литературы, музыки, мимики и танца?
  • Каковы особенности развития искусства музыки и танца в Индии?

Музыка.

Классическая индийская музыка (а именно о ней мы и будем говорить) всегда играла существенную роль в жизни общества: вносила успокоение в суету обыденной жизни, придавала поэтичность религиозным обрядам и трудовым процессам. Знание музыки считалось обязательным для благородного человека. Древняя индийская пословица гласит: «Человек, не знающий ни музыки, ни литературы, ни другого искусства, - это только животное, пусть даже без хвоста и рогов».

Музыка Индии, берущая начало от священных книг Вед, была теснейшим образом связана с религиозными вероучениями и воспринималась, как универсальное средство познания Бога (Вспомните, как называется Веда, содержащая в себе песнопения ). Она давала человеку определенный эмоциональный опыт и эстетическое наслаждение.

В основе индийской музыкальной культуры лежат ритм (тала) и мелодия (рага ). Рага – это как бы изначальная общая мелодия, которая передает основной настрой/эмоцию композиции. В принципе, их ограниченное количество. Музыкант не придумывает свою рагу, а берет уже существующую, а конкретно его мастерство заключается в том, что он может импровизировать на тему этой раги. Если рагу поют, то часто пропевают просто ноты. Важно знать, что темы раги связаны с конкретным временем суток или года, т.е. каждую рагу надо слушать в благоприятное для нее время, тогда она произведет правильный эффект. Исполнение раги - большое искусство. Музыкальное произведение никогда не репетируется заранее, его исполнение не подчиняется строгим правилам. Это скорее искусство импровизации.

С древности в индийской философии музыкальному звуку приписывалась сила, способная создавать и поддерживать гармонию в мире. Принято считать, что звук музыкального инструмента совершенен, если он близок к человеческому пению. Главный инструмент индийской музыки - это человеческий голос , ему всегда придавали большое значение. Большинство струнных и духовых инструментов повторяют определенные качества или особенности человеческого голоса.

Основные инструменты в классической индийской музыке – это, в первую очередь, вина , царица музыкальных инструментов (считается, что богиня мудрости и искусства Сарасвати подарила вине поющий человеческий голос); также широко используется ситар , щипковый музыкальный инструмент, таблы , неподражаемые индийские барабаны, тамбура , используется для создания фонового аккомпанемента при исполнении раги, и, как ни странно, скрипка. (ну тут конечно надо это все послушать, видюху посмотреть ).

Танец.

Индийский танец насчитывает более 5000 лет, и всегда был достаточно развитым видом искусства. Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается Шива , его даже называют богом танца (потому что именно в танце он создает весь мир). До прихода на территорию Индии ислама, танец исполнялся в храмах, как молитва, как особое подношение божествам. Его исполняли девушки, которые постоянно жили в храмах. С приходом мусульман индийский танец стал средством развлечения знати.

В Индии существует 2 вида танца: народный и классический . Они отличаются тем, что классический танец следует всем канонам, изложенным в трактате о театре (Натьяшастра).

Классический индийский танец по своей сложности превосходит занятия йогой. Чередование быстрых движений и фаз полного покоя делает танец многоуровневым тренингом для всего тела. В процессе освоения танца развиваются такие качества как, гибкость и выносливость, высокая концентрация внимания и артистизм.

В танце существуют правила позиций ступней. Танцовщиков обучают также и разнообразным прыжкам. Есть правила определяющие язык кистей рук. Специальное положение кистей рук называется - мудра . Существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук, 10 движений руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Есть типы движений для бровей, а также 36 типов взглядов. Каждый танец начинается с движений, приветствующих бога. Всего существует 7 видов классического индийского танца, но мы их перечислять не будем. ВИДЕО

Индийский танец - это больше, чем танец. Он всегда был и есть средством общения людей друг с другом и Богом. Любое движение тела, глаз имеет свое смысловое значение. Язык индийского классического танца гораздо богаче и выразительней, чем обыкновенная речь.

За несколько тысячелетий своего существования, индийский танец ни сколько не утратил своей привлекательности и притягательности и продолжает поражать умы многих людей своим совершенством.

Театр.

Ну и наконец, театр. Характерной особенностью индийского спектакля является как раз единство музыки, пения и танца. Музыканты весьма заметны и активны в театральном представлении. Обычно музыканты играют не по нотам, а импровизируют прямо на сцене. Представление часто открывает танец, выполняя роль некого вступления к действию. Т.е. театр – это объединение всего того, о чем мы говорили до этого.

Но давайте выясним, как появился театр в индийской культуре. Театральное искусство индии восходит к глубокой древности. Миф о происхождении театра излагается в первой главе «Натьяшастры» - подлинной энциклопедии театрального и танцевального искусства.

Согласно легенде, бог войны Индра попросил создателя Брахму придумать развлечение, которое понравилось бы всем людям: монахам и воинам, купцам и крестьянам. Брахма погрузился в состояние глубокой медитации и извлек одновременно из четырех «Вед» декламацию, пение и мелодию. Брахма научил секретам искусства мудреца Бхарату (считается, что именно он автор Натьяшастры) и повелел ему вместе со ста его сыновьями и наследниками беречь и утверждать искусство на земле. Бхарата взялся за разучивание первой пьесы, посвященной победе богов над демонами. Демонам такой сюжет не понравился. Посчитав себя глубоко оскорбленными, они с помощью многочисленных козней стали срывать репетиции актеров. Тогда мудрец Бхарата повелел небесному архитектору спроектировать пространство для театральных представлений, которое можно освятить с помощью ритуалов и таким образом оградить актеров от преследования демонов. Брахма решил проблему и сформулировал главные задачи театрального представления: поучать и развлекать.

Из «Натьяшастры» мы узнаем, что древние театральные труппы имели своего лидера, который был главным актером и руководил группой певцов, танцоров, музыкантов-помощников и драматургов. В труппе явно преобладали мужчины, женщины иногда тоже участвовали в качестве певиц или танцовщиц. Выступающий на сцене актер сочетал искусство пластики, голоса, костюма, грима, экспрессии. Актеры должны были очень много тренироваться, соблюдать особую диету, ежедневно выполнять систему упражнений для укрепления мышц, повышение гибкости и выносливости. Излюбленные сюжеты индийских драматургов – это народные предания и легенды (надо сказать, что индийские драматурги почти никогда не придумывали сюжеты сами, они брали всем известные сюжеты из эпосов или мифов и их перерабатывали), героические подвиги и, конечно, любовь. Как и в других литературных жанрах Индии, театральные законы исключали трагический финал. В напряженных или душераздирающих сценах не было недостатка, но конец обязательно был счастливым. С европейской точки зрения это требование часто приводит к неправдоподобным и натянутым интригам. Заметим, однако, что индийцы древности, отвергая трагедию, предпочитали мелодраму.

На чем основывается индийский театр.

Важно запомнить, что высшей целью театрального представления было достижение расы (в переводе с санскрита означает «вкус») , т.е. того чувства, которое должно возникнуть у зрителя, вследствие искусной игры актеров. В Натьяшастре говорится, что таких рас всего 8: любовная , комическая , трагическая , яростная , героическая , устрашающая , отвращающая и волшебная . Им соответствуют 8 основных эмоций (любовь, комизм, трагизм, ярость, героизм, страх, отвращение, изумление), которые были в арсенале у актеров. Именно на них в основном и была построена их игра. Т.е. раса – это такая чистая эмоция, реакция зрителя на игру актеров. В Натьяшастре это сравнивается с приемом пищи: «Когда разумные люди хотят узнать различные вкусы, они вкушают пищу, приготовленную под разными соусами и испытывают при этом радость и удовольствие. Точно так же и с театром ».

Ученые относят возникновение театрального искусства к середине 1 тыс. до н.э. Самые ранние из дошедших до нас пьес написаны на классическом языке Индии -санскрите. Расцвет классического индийского театра приходится на 1-9вв., когда были созданы знаменитые произведения санскритской драмы. Самый известный индийский драматург – Калидаса (известен во всем мире, его пьесы до сих пор ставят), считается, что его пьесы – это образец санскритской поэзии. Самая известная и популярная среди европейцев пьеса, подлинная вершина индийской литературы – классическая драма «Шакунтала» (приблизительно 5 в.) à В качестве задания можно дать сделать пересказ сюжета Шакунталы.

В период между 10 и 15вв.в связи с утверждением ислама в качестве основной религии театр лишился королевского покровительства и поддержке государства. Чтобы выжить, актеры становились рассказчиками, акробатами, жонглерами и певцами.

В 17в.на юге Индии сложился театр катхакали , представляющий собой пантомимическую танцевальную драму, рассказывающую о любви и ненависти, богах и злых демонах. Представления такого театра обычно разыгрывались под покровом ночи во дворе храма. Из темноты появлялись актеры с ярким гримом на лице. Особенно впечатляющим было мастерство перевоплощения актеров в животных, цветы, птиц и т.д.

ТЕАТР СТРАН АЗИИ. Театры стран Азии не похожи друг на друга. У каждой страны свой язык, своя культура, свои национальные традиции. И тем не менее есть нечто общее, что роднит театральное искусство этих стран.

Культура Индии, Китая и Японии складывалась на протяжении тысячелетий, сохраняя на последующих этапах основные черты предыдущих. Именно поэтому театральное искусство называют традиционным, открывая в нем и в настоящее время черты более раннего времени.

В Индии, Китае, Японии и других странах на заре человечества сложился ряд схожих представлений об окружающем мире и о человеке. Тогда Небо, Земля и Человек воспринимались как единое целое, где законы Космоса диктовали свои условия, которые стремился постичь и которым следовал человек. Следуя этим законам, формировалось и театральное искусство. Объять необъятное, продемонстрировать всеединство, всю полноту мира – задача не из легких. Она требовала особой системы выразительных средств, в основе которой лежал принцип символизации. Символическим был сценический жест, музыкальное сопровождение, сценическое пространство, грим и декор сценического костюма. Всеединство выражалось и особой формой театра – музыкальной драмой, где сочетались слово, пение и танец. Этот синтез формировал стилевой прием гротеска, подчиняющий себе сценическое движение, танец, манеру пения и речи.

Особую роль сыграла система религиозных воззрений, особенно буддизм, который пришел из Индии сначала в Китай, а затем в Японию, обогатив буддийскими сюжетами китайскую и японскую литературу и поэзию, и, конечно, драматургию. Буддизм повлиял на стилистику символического жеста, расширив его смысловую палитру.

Зарождение театрального искусства Индии, Китая и Японии тесно связано с религиозным ритуалом, который оказал влияние на формирование театрального канона. Он обусловил строгие правила сценического искусства и мастерства актера, требующие от исполнителя виртуозного владения всеми видами актерской техники.

Театр индии

Ранним свидетельством зарождения театрального искусства явилась бронзовая статуэтка танцующей девушки, найденная при раскопках в городе Мохенджо-Даро в III тыс. до н.э. Именно ритуальный танец и стал стержнем, вокруг которого сформировался индийский классический театр. Образцом для танцора служил образ танцующего Шивы, в танце которого проявлялась созидательная и разрушительная энергия Вселенной.

В Древней Индии театральные представления – часть праздника, посвященного богам, например, богу-громовержцу Индре. В его честь водружали «знамя», которое символизировало дерево, принесенное из леса. После церемонии его топили в реке, чтобы придать силы земле и воде. В празднестве принимали участие музыканты, фокусники, борцы, канатоходцы, забавники, которых называли «ната ». Позже так именовали профессиональных актеров, упоминание о которых встречается в индийской литературе уже со второй половины I тысячелетия до н.э.

Задолго до новой эры в Индии сложился народный театр, популярный и в настоящее время. Одна из самых распространенных форм такого театра в северной Индии – музыкально-танцевальная драма (лила – в переводе с санскритского «игра»). По представлениям индусов все действия бога – это игра. В основе лил были положены два индийских эпоса Махабхарата и Рамаяна , состоящие из собраний мифов о деяниях могущественных богов, их борьба против злых демонов. Рядом с богом Рамой всегда его помощник – царь обезьян Хануман. Этническое полотно Махабхарата рассказывает о борьбе двух враждующих родов – Пандавов и Кауравов. Борьба длится до тех пор, пока не вмешивается бог Кришна на стороне обиженных, завершая вражду победой справедливости. Исполнители спектаклей выступают в красочных костюмах и масках. Действие происходит без декораций. Рамалилы и Кришналилы популярны в Индии и в современный период.

На юге страны развивалась другая форма мистериального театра, связанная с искусством храмовых сказителей – чакиаров . Они читали стихи на санскрите, а затем объясняли текст на языке местных жителей. Сказитель использовал мимику и жесты. Позже его заменил актер, сопровождая декламацию танцами. Представление получило название кутияттам (санскр. «коллективный танец).

В середине I тысячелетия до н.э. возник классический индийский театр. Его расцвет приходится на 1–9 вв., когда были созданы знаменитые произведения санскритской драмы. Самые известные драматурги – Бхаса, Калидаса, Шудрака. Даты их жизни приблизительны, сведения исследователей иногда расходятся на века. Из тринадцати произведений Бхасы (П или Ш вв.) лучшими считается Явившаяся во сне Васавадата – пьеса о любви царя к своей жене Васавадате.

Авторство знаменитой Глиняной повозки (предположительно 4 в.) приписывается царю Шудраке. Пьеса шла на сценах многих театров мира даже в 20 в. Пьеса рассказывает о любви актрисы-куртизанки к брахману Чарудатте – человеку, принадлежащему к высшей касте и к тому же женатому. Этот сюжет выходил за рамки традиционных. После долгих испытаний влюбленные воссоединялись.

Вершина драматургии Древней Индии – драма Шакунтала Калидасы (в некоторых источниках Сакунтала ). Сюжет пьесы о верности и любви Шакунталы к царю Душьянте пришел из Махабхараты , но был дополнен и расширен Калидасой для большего драматизма развития сюжетной линии. Спектакль сохранился не только в современных театрах Индии, но и обошел сцены театров мира: он был поставлен в Берлине; в 1914 в камерном театре А.Таирова; в 1957 – в Пекине.

Особая форма театра Индии – классический танец, включающий слово и иногда пение. Именно в танце бог Шива создавал мир. В одном из храмов есть знаменитое изображение танцующего Шивы. На колоннах запечатлены 108 его танцующих поз, которые упоминаются в театральном трактате Натьяшастра.

Один из самых древних стилей – бхарат натья дошел до нас благодаря деваси – храмовым танцовщицам, посвятившим свою жизнь божеству. С течением времени танец превратился в средство развлечения феодальной аристократии и название «деваси» стало синонимом куртизанки. Танец представлял собой сочетание нритья (танец-рассказ) иснритта (танец в чистом виде). Затем исполнялась интермедия (паддам ), в которой танцовщица передает жестами содержание песни, исполненной на санскрите. Смысловая полифония интермедии рождалась из повтора певцом одной и той же строки, которой он давал разные трактовки, и из разнообразных толкований этого же текста танцовщицей.

БХАРАТ НАТЬЯ – классический танец Южной Индии

ОДИССИ – классический танец восточной Индии

В 15 в. в Северной Индии складывается классический танцевальный стиль катхак. К тому времени сложилось государство, в котором завоеватели мусульмане ассимилировались, и дав импульс слиянию мусульманского и индуистского искусства катхак явился результатом слияния двух культур. Танец исполнялся в персидских костюмах, но являлся продолжением легенд о любви Вадхи и Кришны. В отличие от бхарат натьям , где движения ног синхронизованы с движением рук и глаз, катхак построен на импровизации. Для него характерны искусные движения ног, многообразие и сложность ритмов. Чтобы испытать искусство танцовщицы, барабанщик время от времени маскирует основной ритм. В свою очередь танцовщица стремится изменить свой ритм, стараясь сбить с ритма барабанщика. Игра ритмов завершается общим согласием танца и ритмического сопровождения, что всегда сопровождается восторгами зрителей.

МАНИПУРИ – классический танец Северо-Восточной Индии

В 17 в. на Юге Индии рождается театр катхакали. Пантомимическая танцевальная драма рассказывает о богах и демонах, их любви и ненависти. Представление дается либо во дворе храма, либо под открытым небом. Его зрители – крестьяне окрестных деревень, которые оставляют свои ежевечерние заботы и дела, едва заслышав звук барабана. Театральное представление дается на черном фоне ночи. Действующие лица в ярком гриме – зеленом, красном и черном – появляются из темноты и исчезают во тьме. Грим и его рисунок имеет символическое значение, хорошо известное зрителю.

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ Южной Индии

Персонажи катхакали подразделяются на семь типов: пачча – благородные герои; катти – заносчивые и высокомерные; краснобородые – злодеи и честолюбцы; белобородые , чаще всего это советники царя обезьян Хануман, – образ благородный и героический;чернобородые – лесные люди и охотники; кари – злые великанши и демоны женского пола; минукку – мудрецы, отшельники, брахманы и женщины.

ПЕРСОНАЖ КАТХАКАЛИ – царь обезьян Хануман

Мастерство катхакали постигают с детства под руководством гуру. Актер учится понимать внутреннюю суть изображаемого, будь то человек, цветок или птица.

Что касается театральной теории, то первым санскритским трактатом о театре явилось сочинение древнего мудреца Бхараты Натьяшастра (Трактат об искусстве актера ). Появление трактата ученые относят к 3–4 вв. До сих пор правила, установленные в этой книге, остаются законом для индийских актеров всех поколений.

Согласно трактату существует четыре основных выразительных средства ангика , мудра ,вачика , ахарья . Ангика – язык условных жестов рук, пальцев, губ, шеи и ног. Предписаны тринадцать движений головы, семь движений для бровей, тридцать шесть – для глаз; шесть – для носа, шесть – щек, семь – для подбородка, тридцать два – для ног. Предусмотрены различные позиции ноги и разнообразные походки – величавая поступь, семенящая или заплетающаяся и т.д. Мудра – жест, имеющий символическое значение. Существует двадцать четыре основных жеста, каждый из которых имеет свыше тридцати различных значений. Вачика – дикция, интонация и темп речи, которые создают определенное настроение. Ахарья – канонизированный цвет и детали костюма, грима. Для богов и небесных дев – оранжевый грим, для солнца и Брахмы – золотой, для Гималаев и Ганга – белый. Демоны и карлики носят рога – оленьи, бараньи или буйволовые. У людей грим зависит от их социального статуса, принадлежности к касте. У представителей высших каст – брахманов и кшатриев – грим красный, у шудр – темно-синий, у царей – нежно-розовый, у отшельников – лиловый.

МУДРА – жест, имеющий символическое значение

Компонент театрального действия, саттвика – это душевные состояния, передаваемые актером (бхава ), и настроение зрителей после увиденного на сцене (раса ). Актер должен вжиться в чувства своего персонажа и уметь передать тончайшие переживания, для чего следует овладеть актерской техникой. Умение проронить слезу, показать, как от холода стягивает кожу лица, как от испуга пробегает дрожь по всему телу, т.е. мастерское владение актерской техникой может вызвать у зрителя определенное настроение. Вся эстетическая концепция индийского сценического искусства основана на учении бхава ираса . Буквально слово «раса» означает вкус или привкус, т.е. настроенность, которая остается у зрителей после спектакля. Раса бывает девяти родов: эротическая, комическая, печальная, гневная, героическая, устрашающая, вызывающая отвращение, изумляющая, успокаивающая. Каждая раса обозначается определенным цветом: по порядку – прозрачно-зеленоватым, белым, пепельно-серым, красным, светло-оранжевым, черным, синим, желтым. Девяти раса соответствуют девять бхава , которая в свою очередь может быть устойчивой или преходящей.

Натьяшастра написана в трудной для чтения архаической форме и на протяжении столетий сопровождалась многими комментариями.

Во второй половине 19 в. в Индии зарождается новая драматургия и новый драматический театр. Первые попытки создания новой драматургии принадлежит бенгальским драматургам Динобондху Митро, Модхущудону Дотто, Рамчарайноу Таркоротну. Их произведения отличались социальной глубиной и антибританской направленностью. Тогда же возникают театральные коллективы и в других провинциях страны. Становление драмы хинди связано с именем Бхаратенду Харишчандры, в творчестве которого сочетались традиции национальной и западно-европейской драматургии.

Идеи национально-освободительной борьбы, требование независимости находят отражение в творчестве С.Говиндаса (Путь служения , К чему страдания и др.). В 1940-х театральная жизнь страны значительно активизировалась. Создается Ассоциация народных театров Индии, деятельность которой оказала заметное влияние на развитие театральной культуры в стране. После установления независимости в 1947 в Индии созданы условия для развития, как традиционных форм театрального искусства, так и для драматического театра. Создана Индийская академия музыки и драмы, которая проводит научную работу в области театрального искусства. В театрах Индии ставят лучшие произведения мировой драматургии, в том числе Шекспира, Ибсена, Мольера, Тургенева, Горького, Чехова.

Индийский театр относится к старейшим театрам мира: его теория и практика были разработаны около II в. до н. э. Он не только самобытен, но и пронес эту самобытность через толщу веков. Мастерство классического индийского театра настолько филигран но, что им практически невозможно овладеть представителям иных стран и народов. В общих чертах индийский театр в историческом и фактическом плане можно подразделить на классическую санскритскую драму, народный театр и театр европейского образца.

Театральное искусство Индии зародилось в 1 2 вв. до н. э. и его создание приписывают мудрецу по имени Бхарата. Согласно легенде, бог войны Индра попросил создателя Брахму придумать развлечение, которое понравилось бы всем людям. Брахма извлёк из четырёх «Вед» декламацию, пение, игру и эстетику и научил этим искусствам Бхарату, повелев ему со ста его сыновьями беречь и утверждать это искусство на земле. Брахма сформулировал главные задачи театра: поучать и развлекать. Самые дошедшие до нас ранние пьесы написаны на классическом языке Индии санскрите и позволяют сделать вывод. Что время драматургия была развитым жаром театрального искусства. Излюбленные сюжеты пьес – народные предания и легенды, героические подвиги королевских мудрецов и любовь.

Согласно трактату существует четыре основных выразительных средства – ангика, мудра, вачика, ахарья. Ангика – язык условных жестов рук, пальцев, губ, шеи и ног. Мудра – жест, имеющий символическое значение. Существует двадцать четыре основных жеста, каждый из которых имеет свыше тридцати различных значений. Вачика – дикция, интонация и темп речи, которые создают определенное настроение. Ахарья – канонизированный цвет и детали костюма, грима. Для богов и небесных дев – оранжевый грим, для солнца и Брахмы – золотой, для Гималаев и Ганга – белый. Демоны и карлики носят рога – оленьи, бараньи или буйволовые. У людей грим зависит от их социального статуса, принадлежности к касте. У представителей высших каст – брахманов и кшатриев – грим красный, у шудр – темно синий, у царей – нежно розовый, у отшельников – лиловый.

Ранним свидетельством зарождения театрального искусства явилась бронзовая статуэтка танцующей девушки, найденная при раскопках в городе Мохенджо Даро в III тыс. до н. э. Именно ритуальный танец и стал стержнем, вокруг которого сформировался индийский классический театр. Образцом для танцора служил образ танцующего Шивы, в танце которого проявлялась созидательная и разрушительная энергия Вселенной. В Древней Индии театральные представления – часть праздника, посвященного богам, например, богу громовержцу Индре. В его честь водружали «знамя» , которое символизировало дерево, принесенное из леса. После церемонии его топили в реке, чтобы придать силы земле и воде.

Компонент театрального действия, саттвика – это душевные состояния, передаваемые актером (бхава), и настроение зрителей после увиденного на сцене (раса). Актер должен вжиться в чувства своего персонажа и уметь передать тончайшие переживания, для чего следует овладеть актерской техникой. Умение проронить слезу, показать, как от холода стягивает кожу лица, как от испуга пробегает дрожь по всему телу, т. е. мастерское владение актерской техникой может вызвать у зрителя определенное настроение. Вся эстетическая концепция индийского сценического искусства основана на учении бхава и раса.

Высшей целью представления было достижение РАСЫ – эстетического наслаждения, возникающего вследствие искусной игры актёра. Семь основных чувств (комизм, патетика, гнев, героика, ужас, ненависть, изумление) должны были воплотить актёры. Характерной особенностью индийского театра является единство музыки. пения и танца. Статуэтка танцующей девушки (Мохенджо Даро IIIтыс. До н. э.).

В индийской культуре существует разделение театра на несколько видов: Народный. Этот вид сценического искусства обладал сюжетной линией, в основе которой лежали эпос и индийская мифология. Актерская профессия в Индии не пользовалась уважением. Это связано с тем, что артист изображал богов в смешном и непристойном облике. Актеров унижали и считали низшими слоями общества. Но, чтобы обрести мастерство в этой профессии, нужно было быть довольно образованным человеком; Придворный. Представления устраивались во дворах знати в развлекательных целях.

На юге страны развивалась другая форма мистериального театра, связанная с искусством храмовых сказителей – чакиаров. Они читали стихи на санскрите, а затем объясняли текст на языке местных жителей. Сказитель использовал мимику и жесты. Позже его заменил актер, сопровождая декламацию танцами. Представление получило название кутияттам (санскр. «коллективный танец) В середине I тысячелетия до н. э. возник классический индийский театр. Его расцвет приходится на 1– 9 вв. , когда были созданы знаменитые произведения санскритской драмы. Самые известные драматурги – Бхаса, Калидаса, Шудрака. Даты их жизни приблизительны, сведения исследователей иногда расходятся на века. Из тринадцати произведений Бхасы (П или Ш вв.) лучшими считается Явившаяся во сне Васавадата – пьеса о любви царя к своей жене Васавадате.

Первым индийским драматургом считают Ашвагхошу (II в. н. э.). Но наибольшего расцвета классическая драма достигла при Калидасе (IV в. н. э.). Кроме Калидасы, вьщеляют имена еще пяти известных драматургов: Шудраку, Харшу, Вишакхадатту, Бхаса и Бхавабхутн. Классическая драма достигла периода наивысшего подъема в IV V вв. н. э. К VIII в. она пришла в упадок. Однако и в наши дни продолжает жить старейший традиционный театр Кералы кудият там, сохраняя при этом свою школу обучения актеров.

Калида са (क ल द स , Kālidāsa IAST, буквально «Слуга богини Кали») - величайший драматург и поэт древней Индии, писавший на санскрите. Созданные Калидасой произведения символизируют расцвет классической индийской культуры. Драма Калидасы «Шакунтала» стала одним из первых произведений восточной литературы, переведённым на европейские языки и познакомившим Европу с литературой Востока. Драмы и другие произведения Калидасы не содержат в себе никаких прямых указаний на время их сочинения. Упоминание о греческих невольницах свидетельствует о сравнительно позднем времени, а формы пракрита в речах некоторых действующих лиц указывают на большое хронологическое расстояние, отделяющее их от языка надписей царя Ашоки, или Пиядаси. Сомнительно, однако, чтобы Калидаса жил в XI веке, так как произведения других писателей этого века явно свидетельствуют о литературном упадке, тогда как драмы Калидасы представляют собой кульминационный пункт индийской поэзии.

Авторство знаменитой Глиняной повозки (предположительно 4 в.) приписывается царю Шудраке. Пьеса шла на сценах многих театров мира даже в 20 в. Пьеса рассказывает о любви актрисы куртизанки к брахману Чарудатте – человеку, принадлежащему к высшей касте и к тому же женатому. Этот сюжет выходил за рамки традиционных. После долгих испытаний влюбленные воссоединялись.

Вершина драматургии Древней Индии – драма Шакунтала Калидасы (в некоторых источниках Сакунтала). Сюжет пьесы о верности и любви Шакунталы к царю Душьянте пришел из Махабхараты, но был дополнен и расширен Калидасой для большего драматизма развития сюжетной линии. Спектакль сохранился не только в современных театрах Индии, но и обошел сцены театров мира: он был поставлен в Берлине; в 1914 в камерном театре А. Таирова; в 1957 – в Пекине.

Особая форма театра Индии – классический танец, включающий слово и иногда пение. Именно в танце бог Шива создавал мир. В одном из храмов есть знаменитое изображение танцующего Шивы. На колоннах запечатлены 108 его танцующих поз, которые упоминаются в театральном трактате Натьяшастра. Один из самых древних стилей – бхарат натья дошел до нас благодаря деваси – храмовым танцовщицам, посвятившим свою жизнь божеству. С течением времени танец превратился в средство развлечения феодальной аристократии и название «деваси» стало синонимом куртизанки. Танец представлял собой сочетание нритья (танец рассказ) и снритта (танец в чистом виде). Затем исполнялась интермедия (паддам), в которой танцовщица передает жестами содержание песни, исполненной на санскрите.

Классическая драма (натака) имела десять канонических раз новидностей: 1) собственно натака с сюжетом из популярных сказаний; 2) прокарана с сюжетом, придуманным или переработанным автором; 3) самвакара с сюжетом из сказаний о богах и демонах; 4) ихмрита с заимствованным или частично сочиненным авто ром сюжетом о герое, который стремится соединиться с возлюб ленной; 5) дима с заимствованным сюжетом о разных мифологических существах; 6) вьяйога одноактная драма с заимствованным сюжетом ко мического содержания; 7) анка одноактная драма с авторским сюжетом патетического или резонерско нравоучительного характера; 8) прахасана одноактная пьеса фарс с сюжетом из повседнев ной жизни; 9) бхана одноактная пьеса с авторским сюжетом героического содержания, разыгрываемая одним актером; 10) витхи одноактная пьеса, отличающаяся от бхана количе ством исполнителей (два три).

В 15 в. в Северной Индии складывается классический танцевальный стиль катхак. К тому времени сложилось государство, в котором завоеватели мусульмане ассимилировались, и дав импульс слиянию мусульманского и индуистского искусства катхак явился результатом слияния двух культур. Танец исполнялся в персидских костюмах, но являлся продолжением легенд о любви Вадхи и Кришны. В 17 в. на Юге Индии рождается театр катхакали. Пантомимическая танцевальная драма рассказывает о богах и демонах, их любви и ненависти. Представление дается либо во дворе храма, либо под открытым небом. Его зрители – крестьяне окрестных деревень, которые оставляют свои ежевечерние заботы и дела, едва заслышав звук барабана. Театральное представление дается на черном фоне ночи.