В каком явлении бал доме фамусова. Анализ эпизода Бал по комедии Горе от Ума (Грибоедов А

Разделы: Литература

Уроки развития речи занимают одно из самых важных мест в системе преподавания литературы в 9-м классе. Подготовка к сочинению-анализу эпизода – наиболее сложный вид работы, так как ученики впервые пишут сочинение данного жанра. Поэтому необходимо, чтобы урок прошел ярко, наглядно, познавательно, целенаправленно.

Цели урока:

  • Обучающие – ученикам необходимо усвоить структуру плана-анализа эпизода и систематизировать материал к сочинению;
  • Развивающие – урок литературы должен способствовать развитию монологической речи учеников, умения высказывать собственную точку зрения, работы с текстом; общению в группе, творческому воображению;
  • Воспитывающие – урок предполагает воспитание эстетического чувства учеников средствами поэтического языка, художественного чтения, музыки, артистической игры.

Оборудование и материалы к уроку:

ХОД УРОКА

Звучит вальс Штрауса. На фоне медленной музыки учитель читает стихи Е. П. Ростопчиной “Искушение”.

Двенадцать бьет, двенадцать бьет!..
О, балов час блестящий, –
Как незаметен твой приход
Среди природы спящей!
Как здесь, в безлюдной тишине,
В светлице безмятежной,
Ты прозвучал протяжно мне,
Беззывно, безнадежно!

И мне представилось: теперь танцуют там,
На дальней родине, навек избранной мною...
Рисуются в толпе наряды наших дам,
Их ткани легкие с отделкой щегольскою;
Ярчей наследственных алмазов там блестят
Глаза бесчетные, весельем разгоревшись;
Опередив весну, до время разгоревшись,
Там свежие цветы свой сыплют аромат...
Красавицы летят, красавицы порхают,
Их вальсы Ланнера и Штрауса увлекают
Неодолимою игривостью своей...
И все шумнее бал и танцы все живей!

Всем женским склонностям покорна я вполне;
Я только женщина, – гордиться тем готова,
Я бал люблю!.. отдайте балы мне!

Под музыку в класс входят несколько пар в бальных костюмах, становятся кругом, одна пара танцует вальс.

Слово учителя.

Сегодня мы приглашены с вами на бал в доме Фамусова, на котором один из гостей скажет:

Ну, бал! Ну, Фамусов!
Умел гостей созвать!

Наша первая с вами задача – понять, почему с такой иронией были произнесены эти слова, что произошло на балу. Анализируя эпизод комедии Грибоедова, вспомним, как такого вида работу выполняли на уроках, соберем материал для сочинения – анализа эпизода, с жанром которого мы впервые с вами будем работать.

Беседа с классом о плане урока. На доске написано слово эпизод .

На какие вопросы нам нужно будет ответить при анализе эпизода?

В результате ответов на доске возникает схема.

Постараемся ответить на вопросы, поставленные вами для анализа эпизода. Каково же место эпизода “Бал в доме Фамусова” в комедии Грибоедова?

Ученики: – Кульминация произведения в развитии конфликта.

Учитель: – Докажите на развитии сюжетной линии, что это кульминация произведения и на развитии основной мысли произведения.

Ученик: – По сюжету комедии и развитии любовной истории Чацкий на балу хочет узнать, кого любит Софья.

Ученик: – Чацкий на балу узнает, что Софья любит Молчалина.

Развитие конфликта между Чацким и фамусовским обществом также достигает своей наивысшей точки: общество отвергает Чацкого.

Запись на выданных листах вывода.

Учитель: – Вспомним, как начинался конфликт Чацкого с фамусовским обществом, по каким вопросам разошлись Чацкий и Фамусов?

Ученик: – Служба, чинопочитание, времяпрепровождение, отношение к иностранщине, к крепостным, к учению.

Проведем словесную дуэль, вспомним цитаты из речей Чацкого и Фамусова по перечисленным темам.

Учитель: – Конфликт завязался. Какое же он будет иметь продолжение?

Звучит музыка. Мы снова в гостиной Фамусова. Инсценирование явлений 5, 6, 7, 8, 10.

Учитель: – Мы посмотрели не весь эпизод бала, а только одну его часть, первую. Как ее озаглавить? Работаем над композицией, делаем записи на листах.

Ученик: – 1) Конфликт Чацкого с гостями бала.

Учитель: – Сколько будет еще частей в эпизоде?

Ученики: – Еще 2 части.

2) Слух о сумасшествии.

3) Приговор.

Учитель: – Проанализируем I часть: Чацкий и гости, это начало бала. Спокойным ли Чацкий приходит на бал? Каково его состояние?

Ученик: – Чацкий взволнован тем, что Софья его не любит, и пытается выяснить, кто его соперник. Раздражен из-за разговора с Фамусовым. И это раздражение усиливается при встрече с гостями.

Учитель: – Понаблюдаем развитие конфликта между Чацким и гостями и отметим художественные приемы комедии, помогающие изобразить данный конфликт. Какие вы знаете приемы смешного?

Ученик:

1) ирония – скрытая насмешка;

2) сатира – высмеивание человеческих пороков;

4) гротеск – сочетание в фантастической форме уродливого и смешного;

5) сарказм – едкая насмешка с обличительным смыслом.

Учитель после ответов открывает доску с записями.

Учитель: – Какие из названных приемов использованы в комедии Грибоедова?

Ученик: – Ирония, сатира, сарказм.

Учитель: – Распределимся на 4 группы и проанализируем, в чем выразился конфликт между Чацким и гостями в первой части. Для этого мы должны заполнить таблицу на листке цитатами и определить, какой художественный прием использует Грибоедов в каждой сцене. (Ученики работают по группам и заполняют следующую таблицу на листе.)

Гости бала. Конфликт. Приемы

Чацкий Горичи
“А кто любезный друг велит тебе быть праздным? В полк эскадрон дадут”. Ирония “Платон Михайлович здоровьем очень слаб”.
“Теперь, брат, я не тот”.

Тугоуховские

Чацкий представлен как жених, но небогатый. Ирония – Богат?
– О, нет.
– Князь, князь, назад.

Хрюмины

“Несчастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам?”. Сатира – На ком жениться мне?
– В чужих краях на ком?..
Там женятся … с искусницами модных лавок.

Хлестова

“Не поздоровится от эдаких похвал”. Сарказм “… мне и сестре Прасковье двоих арапченков на ярмарке достал… дай бог ему здоровья”.

Ученики защищают свои работы перед классом, вместе делаем вывод по I ч.: Чацкий, взволнованный отказом Софьи, искренне возмущается лицемерием, рабским подражанием иностранному, стремлением к богатству и чинам, жестокому крепостничеству. Тем самым конфликт между главным героем и фамусовским обществом обостряется, автор подчеркивает это в умении сатирических приемов.

Звучит музыка бала.

И мы снова в гостиной Фамусова.

Инсценирование явлений 14-21 действия 3.

Вы посмотрели 2 и 3 ч. эпизода бала.

Учитель: – Почему Софья распространяет слух о сумасшествии Чацкого?

Ученик: – Софья мстит Чацкому за злые отзывы о Молчалине.

Учитель: – Почему слух распространяется так быстро? Как это характеризует фамусовское общество?

Ученик: – Для светского общества привычна ситуация распространения слухов.

Учитель: – Какой приговор выносит фамусовское общество Чацкому?

Ученик: – Чацкого объявляют сумасшедшим и объясняют причины сумасшествия: “Ученость - вот причина”.

Учитель: – Мы на уроке посмотрели, послушали проанализировали эпизод “Бал в доме Фамусова”. Воспроизведите план нашей работы на обратной стороне листа в месте – основная часть сочинения.

Ученики работают над составлением плана, в результате на обратной стороне:

I ч. Вступление

II ч. Основная часть

  1. Место эпизода бала в идейном и композиционном содержании комедии
  2. Что предшествует эпизоду? (Начавшийся конфликт между Чацким и Фамусовым)
  3. Композиция эпизода
  4. Гости. Конфликт Чацкого с московским обществом
  5. Сатирические приемы в изображении гостей
  6. Значение слуха о сумасшествии
  7. Смысл приговора

III ч. Заключение

Учитель: – Мы составили план основной части нашего сочинения “Анализ эпизода”, но две части остались еще не заполненными: вступление и заключение. Подумаем, о чем можно написать во вступлении. Ваши версии.

Ученики:

1) Время создания комедии, появление людей нового типа, стремящихся изменить общество.

2) Современность звучания комедии и ее проблем.

3) Вечная проблема отцов и детей.

Учитель: – Класс делится на группы. Каждая группа выбирает тему вступления и разрабатывает ее на листе.

Обсуждение работы учеников.

Учитель: – Какой мыслью мы должны закончить свое сочинение?

Ученик: – Каким Чацкий выходит из этого конфликта: победителем или побежденным?

Учитель: – Как вы ответите на этот вопрос?

Ученик: – Сравнение мнений А.С. Пушкина и И.А. Гончарова о значении образа Чацкого. Высказываем свое мнение.

Учитель: – Мы составили с вами подробный план сочинения “Анализ эпизода “Бал в доме Фамусова”. Выскажитесь, понятна ли вам работа над сочинением такого жанра и что дал вам наш урок.

Звучит музыка. Ученики танцуют вальс.

В комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова важное место занимает сцена бала. В этом вы убедитесь, прочитав эту статью. В ней представлен анализ эпизода "Бал в доме Фамусова".

Подготовка сцены бала

В комедии сцена бала подготавливается заранее. Развитие действия с позиции идейного конфликта этой пьесы предвосхищается монологами Фамусова и Чацкого, в которых противопоставляются идейные убеждения и взгляды "века минувшего" и "века нынешнего", выявляется также неприятие обществом мыслей и идей главного героя, который представляет передовую дворянскую молодежь в России 10-20-х годов 19 века.

Проводя анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", следует отметить, что явления и картины, предшествующие этой сцене, имеют большое значение. Стремясь добиться признания у Софьи в начале третьего действия, Чацкий подает ей сам повод для насмешек: "Не правда ли, смешон?" Он отождествляет любовь, которую испытывает к этой героине, с безумием. Реакция девушки на это сравнение и послужила основой для быстро разнесшейся на вечере у Фамусова сплетни.

"Галерея типов", представленная на балу

Как показывает анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", сцена эта является типичной картиной, изображающей царящие в то время нравы. Это "галерея типов" Москвы. Каждая приглашенная к Фамусову семья состоит из повсеместно распространенных представителей тогдашнего общества. Она разыгрывает свою собственную маленькую комедию.

Чета Горичей

Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" по плану можно начать с семьи Горичей, поскольку она приезжает первой. Платон Михайлович, муж, - сослуживец и старый друг Чацкого. Он был в молодые годы живым, подвижным и веселым человеком. Сейчас, по словам Чацкого, этот человек "ленив" и "спокоен", он позабыл товарищей и "шум лагерный". Думается, что до замужества Наталья Дмитриевна также знала главного героя довольно хорошо. Судить об этом можно по ее реакции при встрече с Александром Андреевичем: "Ах! Александр Андреич, вы ли?" Эта женщина - яркий пример женской власти. Она убила в своем муже своими заботами о его здоровье живость, присущую ему в молодости. В результате он превратился в безвольного человека. Жена полностью подчинила супруга постоянными волнениями о его здоровье, замечаниями. В этой паре роль мужа сведена до уровня забавы, игрушки в руках жены. Он сам признается, что скучна.

Чета Тугоуховских

Продолжая анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", переходим к следующим гостям. После Горичей появляется чета Тугоуховских: княгиня и князь вместе с шестью дочерьми, которые представляют, "контингент невест", по словам Гончарова. Поведение этих дам соответствует полностью тому, как Фамусов описывает московских барышень: "вкус", "отменная манера". Они умеют по моде "принарядиться" "дымкой", "бархатцем" и "тафтицей". К разговорам о нарядах сводятся все их диалоги.

Поведение гостей во время бала подтверждает, что в этом обществе определяющими являются деньги и чин. Княгиня Тугоуховская отправила уже было к Чацкому мужа посватать дочерей, однако, узнав, что Александр Андреевич небогат и не служит нигде, начала звать князя обратно.

Прием "говорящих фамилий"

Грибоедов в комедии использует прием "говорящих фамилий", традиционный для классицистических пьес. Князь Тугоуховский служит ярким тому примером. Он считает единственным своим недостатком глухоту. Этот человек плохо слышит сам и вынужден по нескольку раз переспрашивать, приставив слуховую трубку к уху. Как и Платон Михайлович, Тугоуховский находится в подчинении у своей жены. Настолько незначительна его роль в семейной жизни, что он не произносит в течение бала никаких слов, кроме различных междометий типа "У-хм!"

Старуха Хлестова

Старуха Хлестова, что доказывает проведенный нами анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" ("Горе от ума"), является пережитком екатерининского века. Это "Фамусов в юбке", ярая крепостница, которая в обществе держится уверенно, высказывает смело свои суждения, зная, что никто возражать ей не смеет. Эта героиня старается всеми силами защитить "подлейшие черты" "прошедшего житья", выступая против всего нового, что может изменить действующий порядок, в частности, образования.

Загорецкий

Следующий персонаж, без которого была бы неполной представленная на балу галерея типов, - это Загорецкий. Он описывается как "плут" и "отъявленный мошенник". Об этом знают все, однако принимают этого человека всюду, поскольку он "мастер услужить". Загорецкий предлагает учтиво Софье билет на спектакль, соглашается во всем с окружающими, поддакивает всем.

Чем вызывает Чацкий неприязнь гостей?

Чацкий умудряется на балу вызвать раздражение и неприязнь у всех гостей, которые присутствуют у Фамусова, своими резкими высказываниями и едкими замечаниями. Проведя анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", кратко изложенный в этой статье, мы заметили, что этим главный герой приближает развязку общественного конфликта, который состоит в столкновении с "веком минувшим" "века нынешнего". Например, он говорит колкости графине-внучке, которая "целый век" сидит в девках.

Характеристика фамусовского общества

Сплоченность, единство, согласие - важные характеристики описанного в эпизоде бала общества. Единство заключается в том, как оно восприняло речи Чацкого. Фамусовская Москва столь же единодушна была и в распространении сплетни о том, что Александр Андреевич якобы а также в быстроте, с которой она разнеслась благодаря господам N. и П.. Вы можете убедиться в этом, проведя самостоятельно анализ эпизода "Бал в доме Фамусова". Вывод: общество исключительно единодушно.

Всех героев объединяет эта сплетня. Пущенный слух о сумасшествии Александра Андреевича - единственное оружие против его речей. Таким образом московский "свет" выразил отношение к поведению этого героя. Сплетня является средством раскрытия характеров, причем это относится не только к главным, но и к второстепенным персонажам. Например, Платон Михайлович не верит сначала в сумасшествие Чацкого, но вынужден его признать, когда понимает, что так считают все.

Завершая анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" по плану, скажем пару слов о том, чем же закончились все эти события для главного героя. Трагичен для Александра Андреевича финал. Он узнает, что слух был пущен Софьей - девушкой, в которую он влюблен. В финале сцены от Чацкого отвернулись все гости, и герой оказался одинок среди толпы.

Итак, как показывает анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" ("Горе от ума"), данная часть произведения играет в комедии важную роль. Происходит кульминация любовного и общественного конфликта. Приближается также благодаря этому эпизоду развязка. Перед зрителем на балу предстает галерея типов барства Москвы первой четверти 19 века.

Мы провели анализ эпизода "Бал в доме Фамусова". Краткое содержание этой сцены не исчерпывается изложенными событиями. Мы отметили лишь основные, необходимые нам для анализа.

Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».

Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна.

Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу».

Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!

Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:

И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…

На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.

В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду:

Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжён вселять участье…

Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин.

Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.

Прежде чем совершить анализ эпизода “Бал в доме Фамусова” комедии Грибоедова “Горе от ума”, очень уместно было бы кратко рассказать о том, что представляет собой главный персонаж. Чацкий – это молодой дворянин, взгляды на жизнь которго являются непонятыми среди остального общества.

Данный эпизод наиболее напряженный в этой комедии. Ведь именно здесь автор раскрывает все истинные образы героев, они как-будто снимают маски со своих лиц.

Чацкий – это человек, который говорит все прямо в лицо, ничего не скрывая.

в доме Фамусова судят друг друга только по нарядам, богатству, а не по тому, что у них внутри. В данном эпизоде Чацкий узнает, что его возлюбленная Софья теперь полюбила Молчалина. Но Чацкий не верит в эту любовь. Он не верит в то, что Софья могла полюбить такого мерзкого человека как Молчалин.

На этом балу Чацкий раздражает Софью своими резкими выпадами. И она бросает колкую фразу о том, что он сумасшедший. И практически все люди, которые собрались в доме Фамусова верят этому. На его стороне почти не осталось сторонников. Чацкий решает покинуть Москву. Именно он, чьи принципы являются более правильными и истинными, несчастен. А все остальные люди в окружении Фамусова продолжают думать только о своем богатстве, нарядах и женихах.

Правду говоря, произведение написанное Грибоедовым очень сильно затрагивает современное общество. Ведь в данное время происходит все то же самое, что и много лет тому назад.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Бал в доме Фамусова Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” предшествовала восстанию декабристов. Уже в 1820-х годах в обществе накалялась атмосфера, так как идеи...
  2. Эпизод “Бал в доме Фамусова” чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко...
  3. Комедия Грибоедова “Горе от ума” входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века....
  4. Павел Афанасьевич Фамусов – одно из главных действующих лиц комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Фамусов – московский барин, отец Софьи и давний друг...
  5. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. А. С. Грибоедов. Горе от...
  6. Комедия “Горе от ума” – это отличное произведение, которое, не смотря на два века своего бытия, остается популярной и поучительной. Грибоедов посвятил свой шедевр таким...
  7. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” произвела много шума в отечественной драматургии. Это – замечательное произведение с острым, афористичным языком. В своей пьесе Грибоедов...
  8. Гостей Фамусова сближает поразительная косность и по­верхностность взглядов, все они старательно играют затверждён – ную роль “человека света”. У кого-то, как у Платона Михайлови­ча Горича,...

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
А. С. Грибоедов. Горе от ума.
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” входит в сокровищницу русской классической литературы. Это произведение было написано в начале 19 века и затронуло очень важные проблемы того времени.
Чацкий, главный герой комедии, представляет “новое время”. Он противостоит Фамусову и всему “московскому обществу”. Герой открыто выражает свои мысли, всем своим видом показывает презрение к порядкам Фамусова. Поэтому неудивительно, что Александр Андреевич – нежеланный гость в доме Павла Афанасьевича.
Сцена бала – “главное” место пьесы. Именно на балу открываются их истинные лица героев. Именно здесь автор создает обобщенный портрет “московского общества”. Все здесь уважают старуху Хлестову. Чувствуя свою власть, пожилая женщина превращается просто в монстра. Она считает, что может обидеть любого человека, в глаза высказать ему все, что думает.
Вокруг Хлестовой вьется толпа “почитателей”. Первое место среди них занимает Молчалин. Он только и ждет, чтобы погладить собачку Хлестовой или преданно заглянуть ей в глаза.
Бабушка и внучка Хрюмины тоже стараются улыбаться Хлестовой. Но за ее спиной они говорят о старухе всякие гадости.
Многодетные Тугоуховские, мечтающие только об одном: выгодно выдать дочерей замуж… Наталья Дмитриевна Горич, командующая своим беспомощным мужем… Мошенник Загорецкий, которого все терпеть не могут, но принимают в своем доме…
На первый взгляд, портрет “фамусовского общества” смешон. Но на самом деле становится страшно от этих людей, похожих на “мертвецов”. Они носят маски, произносят пустые слова и мыслят чужими взглядами. Гости Фамусова во главе с хозяином дома символизируют моральное и нравственное уродство.
И вот в такой мир попадает другой человек. Он, сам того не желая, начинает разоблачать Фамусова и его окружение.
На балу в доме Фамусова Чацкий увидел, как все гости пресмыкаются перед “французиком из Бордо”. Почему? Только из-за того, что он иностранец. У героя это вызвало волну возмущения:
Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжен вселять участье…
Герой борется за все русское в родной стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились Россией, говорили на русском языке.
Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства и борется за отмену крепостного права.
В сцене бала Чацкий разоблачает и Фамусова, и Молчалина, и Скалозуба. Разоблачает он и Софью. Вернее, героиня сама раскрывает себя, пустив слух о сумасшествии Чацкого. Тем самым героиня окончательно примыкает к “фамусовской Москве”.
Вся старая Москва с удовольствием подхватывает известие о сумасшествии Чацкого. В Александре Андреевиче гости видят серьезную угрозу себе и своей спокойной жизни.
Причину безумия героя “московское общество” видит в его учености. Фамусов уверен, что он первым заметил признаки сумасшествия в Чацком:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Старуха Хлестова поддерживает его:
И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…
Гости плотным кольцом ненависти смыкаются вокруг Чацкого. И герой чувствует это. Мне кажется, уже тогда он решает уехать из Москвы. Бросается в глаза одиночество героя, его непохожесть на всех остальных.
Но Чацкий одинок лишь в Москве. Из комедии мы узнаем, что в России у него есть единомышленники. Поэтому можно сказать, что комедия Грибоедова оптимистична. Мы понимаем, что победа чацких не за горами. Новая жизнь “наступает” на Москву. Это закон, который не может предотвратить ни Фамусов, ни все “московское общество”.

Сочинение по литературе на тему: Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)

Другие сочинения:

  1. Эпизод “Бал в доме Фамусова” чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Read More ......
  2. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – произ­ведение, роль которого в русской литературе трудно переоценить. В небольшой пьесе, где показан всего один день в доме московского барина Фамусова, дра­матург поднимает многие важнейшие проблемы сво­его времени. Он затрагивает темы крепостного Read More ......
  3. Бал в доме Фамусова играет большую роль для понимания комедии. Первым прибывает Чацкий, ищущий новой встречи с Софьей, и он уже успевает каждому дать “ненужный” совет, послать в чей-нибудь адрес очередную колкость, ненароком оскорбить кого-нибудь. При встрече с Платоном Михайловичем Read More ......
  4. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” произвела много шума в отечественной драматургии. Это – замечательное произведение с острым, афористичным языком. В своей пьесе Грибоедов затронул много вопросов и проблем русского общества 20-х годов 19 века. Главной же проблемой произведения Read More ......
  5. Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. И. А. Гончаров. Оценивая комедию Грибоедова “Горе от ума”, Белинский писал, что она положила “прочное основание новой русской поэзии, Read More ......
  6. Литературное произведение – “сложный хорошо настроенный музыкальный инструмент”. Драматическое произведение “живет” благодаря репликам, которые складываются в диалоги, в сцены и целые действия. Не убавить, не прибавить в готовое литературное произведение ничего нельзя. Порой сцена или реплика становится ключом, открывающим идею Read More ......
  7. Сцене бала в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” посвящено почти все третье действие (с 4 по 22 явления). В этой сцене все сюжетные линии комедии достигают своей кульминации, а некоторые из них – и развязки. Начинается она с Read More ......
  8. А. С. Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, столь остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, столь блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Read More ......
Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)