Михаил Врубель: от иконы до демона, история нового стиля. Шедевры врубеля

Врубель стремительно сформировался как художник. В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком. Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу. Он еще при жизни снискал себе успех, но к этому времени художник был уже безнадежно болен, и почести не были ему нужны. За ним на долгое время укрепилось представление как о человеке странном и неуравновешенном. Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. Он удивлял своих друзей нелепыми, с их точки зрения, выходками: мог в состоянии неуравновешенности записать прекрасную картину, над которой долго и упорно работал до этого, ничего не значащим изображением цирковой наездницы; в порыве гнева он разрывал прекрасные акварельные листы, выбрасывал великолепные наброски. Он ценил не столько результат, сколько сам творческий труд, процесс, момент художественного озарения. Образованный, знавший несколько европейских языков, всегда аккуратно и даже щегольски одетый, вежливый и тактичный, хотя иногда и способный взглянуть на собеседника свысока, Врубель при этом почти всю жизнь бедствовал, иногда оставаясь без денег или с трудом перебиваясь малым вознаграждением, получаемым за уроки рисования. Он болезненно ощущал несправедливость, не искал успеха и не ходил на выставки. Но при этом уязвленное самолюбие заставляло его подчас бросать обидные слова в лицо своим друзьям-художникам, которые прощали своего друга, истолковывая его слова как причуды больного гения. Из своей жизни Врубель сам сотворил легенду. Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь. Круги, расходившиеся от его внутреннего напряжения, достигали не только всех обыденных обстоятельств бытия, но проникали в плоть каждого произведения. Рукой художника водили внутренняя боль и душевная борьба. Движение его руки становилось прямым выражением душевного движения.

В самом характере искусства Врубеля, в системе его художественного мышления можно найти многочисленные проявления романтической концепции художественного творчества. Врубель был едва ли не первым среди деятелей русской художественной культуры, кто начал движение к символизму. В конце XIX века художественная культура России переживала период формирования нового стиля, получившего в России название «модерн». Язык живописи в этом стиле приобрел ярко выраженные черты декоративности‚ твердую линейно-структурную основу и кроме этого подчинил свои открытия не только изображению, но и преображению натуры. В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля.

Вместе с Врубелем в русском искусстве утверждался новый тип художника - художника-универсала. Врубель писал картины и большие панно, расписывал стены храма и делал витражи, создавал иллюстрации и книжные знаки, занимался театральной декорацией и прикладным искусством, скульптурой и архитектурой, даже делал в Талашкине (имении княгини Тенишевой) эскизы гребешков и росписи на балалайках.

Его детство прошло не только в Омске, но и в Астрахани, Петербурге, Саратове, а также в Одессе. Михаил Врубель родился в семье строевого офицера из русских немцев, участника Крымской кампании, ставшего впоследствии военным юристом. Михаил был любимцем всей семьи, милым и тихим мальчиком. Даже в младенчестве он отличался от других детей тем, что практически не просыпался ночью. Мать даже тревожилась за его здоровье, но доктора уверили ее, что с ребенком все в порядке. «Миша спит всю ночь преспокойно», – писала Анна Григорьевна своей сестре в Астрахань. Сестра художника, Анна Александровна, в своих мемуарах приводила цитату из письма матери и комментировала: «Слова эти подчеркивают основную черту брата в раннем детстве – удивительное спокойствие, кротость».

Мать Михаила, Л.Г.Врубель 1850-е годы.

Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года, а когда ему было семь лет, отец женился вторично. Мачеха Елизавета Христиановна была пианисткой с хорошей школой, и маленький Врубель был ее внимательным слушателем. Внутрисемейные отношения, насколько можно судить по сохранившимся свидетельствам, были вполне благополучны. Интонация врубелевских писем, когда дело касалось семейственных и родственных отношений, в своей почтительности была лишена какого бы то ни было притворства, равно как и неискренних преувеличений. Но теплые дружественные отношения Врубель сохранил впоследствии лишь со старшей сестрой Нютой: она была добрым гением художника. Именно из переписки с ней, а также из ее воспоминаний оказалось возможно узнать о ранних проявлениях артистической натуры будущего художника, о тех моментах житейской биографии, которые были существенны для понимания его творческого становления и облика. По воспоминаниям сестры: «Элементы живописи, музыки и театра стали с ранних лет его жизненной стихией».

Предки Врубеля со стороны отца были выходцами из прусской Польши. Из-за своей службы семья Врубеля часто переезжала, и в учебных заведениях разных городов Михаил Врубель неизменно проявлял разнообразные склонности к наукам. «В гимназические годы в Петербурге (Пятая гимназия у Аларчина моста) и в Одессе (Ришельевская) отвлекают брата значительно от любимого искусства; он увлекается в первой естествоведением (причём, между прочим, формует из мела целую систему кристаллов), а во второй - историей, по которой пишет, сверх нормы, большие сочинения на темы из античной жизни и средневековья», - из воспоминаний сестры художника.

С начала января 1864 года по апрель 1867 года семья Врубеля жила в Саратове, где отец Михаила был командиром Саратовского губернского батальона. В эти годы юный Михаил Врубель занимался у известного в Саратове художника, выпускника Академии художеств А.С.Година. Предметы гимназического курса ему преподавал Н.А.Песков, исключённый из Казанского университета «за участие в студенческих беспорядках. В мае 1867 года семья Врубеля вновь переехала в Петербург, а в 1874 году Михаил окончил Ришельевскую классическую гимназию в Одессе.

Отец желал для Михаила надёжного и обеспеченного будущего, успешной карьеры, и поэтому после гимназии 18-летний Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако он был совершенно равнодушен к юридическим наукам. Все его интересы были за университетскими стенами. Михаил Врубель всерьёз увлекался философией Канта, влюблялся в оперных актрис, спорил об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого «чистого искусства», и много рисовал. Он посещал в Академии художеств вечерний класс П.П.Чистякова, учившего Василия Поленова и Валентина Серова, Репина и Сурикова, и Виктора Васнецова. От университетских лет сохранились его иллюстрации к произведениям Тургенева и Толстого, и среди них - знаменитая сцена свидания Карениной с сыном. В 1879 году в возрасте 23 лет Михаил окончил университет с золотой медалью, после чего отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. Недолго он проработал в главном военно-судном управлении.

Осенью 1880 года Михаил был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где занимался опять же в классе Павла Чистякова. Он сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты. Из рассеянного и легкомысленного студента он превратился в фанатика своей работы. «Надо работать и работать», - с незнакомой прежде педантичностью обращался он к сестре. Врубель познакомился и сблизился с Валентином Серовым. Наравне с Серовым Врубель был одним из самых преданных и одним из самых отличаемых учеников Чистякова, который надолго стал его кумиром. Именно от него Михаил унаследовал любовь к натуре, к рисунку, к обнажению формы и к классике.

Петербургская академия художеств. Фото конца XIX века.

Однако Врубелю не удалось окончить Академию, и в 1884 году историк искусств и археолог профессор А.В.Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в качестве художника-монументалиста в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Для мраморного иконостаса храма Врубель написал иконы «Богоматерь c Младенцем», «Христос» «Кирилл» и «Афанасий». Кроме того он создал и настенные росписи. Были выполнены также эскизы для Владимирского собора, однако Врубель так и не приступил к росписи. Работы в Киеве с перерывами продолжались до 1889 года.

В течение пяти лет с 1884-го по 1889 годы Врубель жил в Киеве, изредка выезжая оттуда, в частности в Италию. В Киеве Врубель ярко проявил себя в монументальной и станковой живописи, а также в графике. Уже тогда начала складываться его образная и живописная система, он открыл в себе тягу к символическим категориям, начал проявляться принцип нового стиля.

В академические годы творчество художника разделилось на две линии - одна вела к академическим традиционным образам (например, «Пирующие римляне»), а другая стимулировала самостоятельное творчество: он рисовал акварелью портреты знакомых, писал акварельную композицию в собственной мастерской, которую делил со своими друзьями Серовым и Дервизом. Затем он начал писать картину, которую не закончил («Гамлет и Офелия») и к сюжету которой вернулся через пять лет.

Гамлет и Офелия (1884)

Больших успехов эти опыты ему не принесли. Но в эти годы вырабатывалась художественная позиция Врубеля. Вместе с друзьями он испытал сначала влияние Репина, пользовался его советами. Но творческий темперамент не позволил Врубелю остаться в рамках творческих установок, характерных для старших передвижников. В серьезной, вдумчивой работе акварелью над портретами и композициями Врубель искал то, что называл «любовной беседой с натурой». Эта позиция раскрыла перед художником новый путь.

Реальные плоды этот новый путь начал давать во время работы в Кирилловской церкви в Киеве, где Врубелю надлежало подновить старые фреоновые росписи XII века и местами создать новые композиции. Художник один на один встретился с огромными поверхностями стен и потолков, воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» по маленькому эскизу, действуя как старый мастер. Врубеля волновал в то время византийский стиль; он видел его главную черту в соблюдении плоскости, на которой было нанесено изображение, поэтому придавал особое значение рисунку, ритму складок и общей орнаментации поверхности. Он стремился проникнуть в существо старого стиля, но вместе с тем осовременивал своих героев. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии.

Богоматерь с младенцем. Кирилловская церковь. Киев (1885)

Моисей

Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй. В Киеве заканчивалось строительство большого Владимирского собора, который должен был быть расписан. Для этих росписей приглашались опытные мастера - Виктор Васнецов и художники академического направления братья Сведомские и Нотарбинский. Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами. Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков. Единственное, что из эскизов Врубеля было осуществлено, это проекты его орнаментов, составленные из элементов органического мира цветов, листьев, птиц и женских ликов. Врубелевские орнаменты были чрезвычайно типичны для стиля модерн – они составлялись из гнутых линий, переплетающихся стеблей растений и рассыпанных блесток павлиньих перьев.

Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора. Киев

Врубель с большим вниманием относился к своим орнаментам, но гораздо большие надежды он возлагал на сюжетные композиции. Более всего он работал над двумя сюжетами - «Надгробный плач» и «Воскресение» в 1887 году. Эскиз «Надгробный плач», выполненный черной акварелью, фиксировавший замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, воплощал вечную тему смерти. Трагическое чувство освобождалось от перенапряжения. Фигуры словно парили в безвоздушном пространстве. Их бесплотность была подчеркнута холодным светом, преображающим сцену.

Надгробный плач (вариант)

Интерес к мистическому свету, преображающему реальность, проявился во всем творчестве Врубеля 1880-х годов. В Киеве сложилась вся художественная система Врубеля. В графических автопортретах того времени, в рисунках, запечатлевающих обыденные сцены реальной жизни, свет действовал как средство драматизации художественного образа. Иногда он имел реальный источник, иногда появлялся неведомо откуда, произвольно выхватывая предметы или части фигур.

Портрет старушки Кнорре за вязанием (1883)

Сальери всыпает яд в бокал Моцарта (1884)

Тогда же у Врубеля сложились и другие средства преображения реальности. Он тяготел к орнаментальной структуре своих произведений, что проявлялось как в живописи, так и в графике. Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» в 1886 году. Ради красоты орнаментального начала Врубель прибег к постановочности сцены. Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки. Врубеля привлекла пестрота ковра, яркость платья, сама обстановка антикварной лавки с ее магической притягательностью старинных вещей.

Девочка на фоне персидского ковра (1886)

По-своему складывался орнаментализм в графике. Врубель сразу же начал рисовать своеобразно. В его задачу входило не только изображение предмета или фигуры, но и организация плоскости листа, сведение этих элементов в определенную структуру. Главным достижением этой структуры становилось ритмическое повторение определенных графических элементов - параллельных штрихов, заштрихованных плоскостей, запятых. Орнамент при этом не вступал в противоречие с предметным изображением.

В 1880-е годы Врубелю не так часто приходилось работать над картинами, выполненными масляными красками, то есть в той технике, в которой ему предстояло создать в будущем большинство своих шедевров. Но уже тогда у него зародились замыслы будущих программных живописных произведений, и эти замыслы формировались мучительно и сложно. Он работал над образом Христа, многие годы вынашивал образ Демона, брался за картину о нем, писал и неоднократно ее переделывал. Наконец, в конце десятилетия он вернулся к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона. С такими мыслями он вошел в самое значительное десятилетие своего творчества - в 1890-е годы.

Гамлет и Офелия (1888)

С сентября 1889 года Врубель жил в Москве, поселившись у Коровина. Он работал в мастерской в доме Черненкона на Долгоруковской улице вместе с Серовым и Коровиным. Осенью Врубель познакомился с предпринимателем и известным меценатом Саввой Мамонтовым и с декабря переехал жить в его дом на Садовой-Спасской улице.

Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства. Он создал проект фасада дома Саввы Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве в 1892 году, а для ворот дома Мамонтова в Москве - декоративную скульптуру «Маска льва».

В 1894 году Врубель получил заказ на оформление особняка Саввы Морозова. В оформлении особняков С.Т.Морозова на Спиридоновке и А.В.Морозова в Подсосенском переулке Врубель работал вместе с самым значительным архитектором московского модерна Фёдором Шехтелем.

В 1895 году Врубель стал членом Московского товарищества художников и участвовал в 3-й выставке объединения. Он также участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы Саввы Мамонтова, а в конце декабря 1895 года вместе с труппой уехал на гастроли в Санкт-Петербург. Там в Панаевском театре на Адмиралтейской набережной на репетиции оперного спектакля Э.Гумпердинка «Гензель и Гретель» Михаил познакомился со своей будущей женой певицей Надеждой Забелой. В перерыве между актами Надежда что-то обсуждала с подругой Татьяной Любатович, как вдруг разговор прервал стремительно ворвавшийся за кулисы мужчина, который тут же склонился к рукам Забелы и, целуя их, восторженно прошептал: «Прелестный голос!». Ее внешность поразила Врубеля не меньше голоса. Надежда Забела хоть и не была признанной красавицей, но обладала потрясающим обаянием. «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки» - так говорил о Надежде Забеле Гнесин.

Михаил и Надежда. 1896 год

Врубель сопровождал любимую на гастролях, занимаясь оформлением декораций и придумывая сценические костюмы для Надежды. Перед выходом на сцену Врубель собственноручно одевал Надежду Ивановну. 28 июля 1896 года в Женеве Михаил Врубель и Надежда Забела обвенчались. После этого молодожёны уехали в Люцерн, где Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета А.В.Морозова.

Надежда Ивановна Забела-Врубель. 1896 год.

С февраля по апрель 1898 года Врубель участвовал вместе с женой в гастролях Русской частной оперы Саввы Мамонтова в Санкт-Петербурге. Он сблизился с композитором Николаем Римским-Корсаковым. Тогда же Врубель познакомился с группой художников будущего объединения «Мир искусства». Его пригласили участвовать в выставке «Русские и финляндские художники», которая состоялась в начале года в музее центрального училища технического рисования барона А.Л.Штиглица.

1 сентября 1901 года у Михаила и Надежды родился сын, которого назвали Саввой в честь мецената Саввы Мамонтова, так помогавшего художнику. У мальчика была так называемая «заячья губа», что очень сильно огорчало художника. В это время Врубель начал писать второй вариант картины «Сирень» и картину «Пасхальные годы», которую он сам же уничтожил. Сын Врубеля умер в 1903 году в возрасте 2 лет.

С 1889-го по 1902-й годы врубелевское творчество переживало высший расцвет, пору своей зрелости. Именно в 1890-е годы проявился универсализм художника. Тогда же реализовалась тема Демона, почти всю жизнь сопровождавшая Врубеля.

Первый «Демон» был закончен в 1890 году. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде, и наметив пути вперед. Врубель позиционировал своего героя как выразителя демонического начала и вместе с тем подчеркивал сложность своего Демона – духа, соединяющего в себе мужской и женский облик. Врубелевский демонизм – это демонизм в смягченной форме, вне крайностей индивидуализма, с оттенком того всеобщего страдания за людей, которое красной нитью проходило через всю русскую культуру XIX века. В этой картине Врубель выступал как символист, но содержание его символа невозможно было определить с исчерпывающей точностью. Он чрезвычайно сложен и многогранен. «Демон» давал зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности.

Демон сидящий (1890)

Врубель отказался от непосредственного восприятия натуры и фиксации движения окружающего мира. Он искал нечто постоянное, не подверженное мгновенному изменению. Демон замер в позе ожидания и созерцания. Врубель поместил фигуру в пространстве таким образом, что в картине создавалось равновесие между фигурой и окружением, между передним планом и глубиной. Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагался посередине. Он отделял друг от друга равные части - огромные неземные цветы, занимающие справа всю плоскость картины, и небесное пространство, открывающееся слева. Художник работал широким мазком, превращавшимся в цветовую плоскость, цветовые пятна ложились на поверхность наподобие мозаичных камней. Общий красочный строй соответствовал не реальному состоянию природы, а состоянию человеческой души: серые, лиловые, синие выражали меланхолию и душевное томление.

Голова демона на фоне гор

Демон и ангел с душой Тамары

Демон, смотрящий в долину

Демон, смотрящий на танец Тамары

Свидание Тамары и Демона

Тамара и демон

Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-м и 1892-м годах появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова, и в частности к поэме «Демон». Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу». В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание. В первом рисунке, выполненном акварелью, всеми средствами был подчеркнут стремительный бег коня с мертвым всадником в седле.

Иллюстрация «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890-е)

Иллюстрация «Григорий Печорин на диване» (Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова «Измаил-Бей»

Иллюстрация «Дуэль Печорина с Грушницким» (Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Иллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Журналист, читатель и писатель»

Иллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Русалка» («Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной...»)

«Демон поверженный» в 1902 году - последнее законченное полотно Врубеля - завершало его «демониану». Герой художника погибал. Это была борьба с судьбой, угнетающей личность, и убивающей ее. Герой сопротивлялся до конца. Сам Врубель называл свою картину иконой. В «Демоне поверженном» вполне определенно был выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность. Взор зрителя двигался по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» в 1893 году, в которой мотив великолепного шествия давал повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний. Для «Богатыря» в 1898 году, где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетались в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту в 1896 году, где ритмы были организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений. В «Демоне поверженном» соединялось реальное и фантастическое, реальность преодолевалась деформацией фигуры. Поверженный герой был изогнут и поломан; его тело утопало в фантастических перьях, напоминающих скорее бутафорию, чем живое проявление природы. Рядом с этим условным миром разломанной красоты в картине присутствовали совершенно реальные детали пейзажа - горные вершины писались художником по фотографии.

Венеция (Декоративное панно) (1893)

Богатырь (Декоративное панно) (1898)

Полет Фауста и Мефистофеля (1896)

Гадалка (1895)

В иных случаях натурное начало преобладало, и тогда фантастическое художник выискивал в самом объекте – например, в пророчице, разгадывающей будущее людей в картине «Гадалка» в 1895 году. Но образный строй все равно оставался метафорическим.

Панно «Испания» в 1894 году, казалось бы, приближало зрителей к бытовой ситуации. Но художник не растворял образы в бытовизме. Напротив - он напрягал их. Этому напряжению соответствовала и композиционная логика картины, в которой живописная плоскость боролась со стремительным движением в глубину, выраженным преувеличенным сокращением предметов первого плана.

Испания (1894)

Врубелевские произведения были озарены чем-то необычайным - даже тогда, когда художник не выбирал своим предметом заведомо возвышенные мотивы и ситуации. Картина «К ночи» в 1900 году служила в этом отношении прекрасным примером. Врубель одушевлял природу, наделял волей цветы, сообщая им способность чувствовать, воздействовать на людей своей завораживающей магией.

К ночи (1900)

Цветы были излюбленным объектом художника: он пристально вглядывался в сложную конструкцию цветка, создавая свои карандашные этюды. Цветы часто фигурировали и в картинах мастера. Иногда это были «цветы зла», иногда - образы неподвластной человеку стихии. В картине «Сирень» в 1900 году зритель особенно остро ощущал стихию цветения, рост куста, запах, идущий от цветов, дурманящий и терпкий. Загадочная фигура девушки, словно сросшейся с кустом сирени, усиливала идею слияния одушевленного и неодушевленного, переплетения форм того и другого. Из этих переплетений у Врубеля рождались персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, - полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» в 1900 году, пришедшая на холст из оперы Римского-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» в 1904 году, «Богатырь» с огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно - «Пан» в 1899 году. Превращая античного пана в русского лешего, Врубель изобразил его с цевницей в руке, как бы вырастающего из земли, торчащего, как замшелый пень. Глаза его светились, как звезды, уравновешивая своим сиянием свет, лившийся от месяца, половина серпа которого уже зашла за горизонт.

Пан (1899)

Даже в портрете Врубель подвергал модель разного рода уподоблениям. Портрет жены Надежды Забелы-Врубель в 1898 году, казалось бы, целиком был построен на передаче первого впечатления от натуры. Но, создавая образ женщины, полный обаяния и красоты, живописец и здесь уподоблял ее фигуру и голову какому-то цветку, распускающему свои пышные лепестки навстречу солнечному свету.

Портрет артистки Н.И.Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете Empire, исполненном по замыслу художника (1898)

Часто, создавая портрет, Врубель подходил к модели с уже заранее сложившейся идеей, вкладывал в эту модель собственные черты. Это можно заметить в портретах 1897 года - К.Д.Арцыбушева и С.И.Мамонтова. В характере последнего художник подчеркнул демонизм и страсть. Интересно наблюдать живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи. Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздив ее к плоскости. Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер. Чередование света и тени еще более усилило эту динамику. Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова в 1906 году, нарисованное углем и сангиной. Созданный художником образ ярко выражал представление мастера о поэте как о пророке и носителе истины. В портрете была достигнута необычайная конструктивность рисунка.

Портрет К.Д.Арцыбушева (1897)

Портрет Саввы Мамонтова (1897)

Портрет Т.С.Любатович в роли Кармен (1895)

Царевна Волхова (Н.И.Забела) (1897)

Дама в лиловом. Портрет Н.И.Забелы Врубель (1900-е)

В 1902 году у художника появились признаки душевного расстройства. Это произошло на выставке «Мир искусства», на которой экспонировалась картина Врубеля «Демон поверженный». Художник каждое утро приходил в зал и переписывал детали картины. В начале 1902 года психиатр и невропатолог Владимир Михайлович Бехтерев обнаружил у Михаила Александровича сухотку спинного мозга и предсказал, что следующим этапом будет безумие, а затем – слепота. Все это были стадии развития приобретенного художником еще в молодости и не до конца вылеченного сифилиса. Болезнь была неизлечима. Жена увезла Врубеля на дачу в Рязанскую губернию. С апреля до конца августа он лечился в Москве в клинике Ф.А.Свавей-Могилевича, а с 6 сентября по 18 февраля 1903 года - в клинике В.П.Сербского при Московском университете.

9 июля 1904 году Врубеля доставили в клинику Ф.А.Усольцева в Петровском парке. Он был в столь буйном состоянии, что его с трудом могли удержать четверо санитаров. В клинике он провёл два месяца. Фёдор Арсеньевич так писал о Врубеле в своих воспоминаниях: «Я видел его на крайних ступенях возбуждения и спутанности, болезненного подъёма чувства и мысли, головокружительной быстроты идей, когда телесные средства не поспевали за их несущимся вихрем. И он всё-таки творил. Он покрывал стены своего домика фантастическими и, казалось, нелепыми линиями и красками. Он лепил из глины и всего, что попадало под руку, чудовищно-нелепые фигуры. Но стоило прислушаться к его речам, вникнуть в них, - и нелепость, казалось, исчезала. Были понятны эти обрывки, не поспевавшие за своим неудержимо несущимся, но ярким образом».

С 1903 года Врубель занимался только графикой: в больницах невозможно было писать красками, а краткие промежутки между лечениями также не способствовали этим занятиям. Поздние рисунки относятся к разным жанрам. Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи. Больные и санитары позировали ему, и тогда возникали портреты-зарисовки. Иногда получались целые сцены - играющие в шахматы, беседующие. Часто художник изображал окружающие предметы, и тогда возникали натюрморты: графин, стакан, простыня, платок и так далее. Врубель видел простые предметы как некую одушевленную плоть вещей. При этом он не прибегал к деформации предметного мира, метафора возникала сама собой. При взгляде на смятую простыню или висящее платье, формы которого прослежены с невероятной тщательностью, у зрителей возникали ассоциации, смысл которых выходил далеко за пределы самого предмета.

Кампанулы (1904-1905)

В это же время в графике создавались образы иного характера: Врубель обращался к теме пророка. Начинается это с попытки сделать иллюстрации к «Пророку» А.С.Пушкина еще в 1890-х годах. Позже эта тема приобрела самостоятельность. «Пророк» заменил «Демона».

Одна из вершин творчества Врубеля - его поздние графические автопортреты, выполненные в 1904-м и 1905-м годах. Когда не было моделей, он рисовал себя. В этих рисунках была заключена целая программа. Автопортреты не были лишены известной доли самолюбования. Но если внимательно приглядеться, можно заметить, что в каждом автопортрете содержался немой вопрос или упрек, недоумение перед лицом неразрешимых жизненных проблем, боль, скрытое отчаяние или мужественное смирение. Все эти чувства были скрыты некоей формой отчуждения. Но стоит лишь проникнуть сквозь него в глубину, как перед глазами зрителей раскрывался потрясающий документ трудной судьбы и трагического конца. В поздних рисунках Врубеля рядом с конструктивными элементами выступали некоторые признаки экспрессионизма.

Хождение по водам (Эскиз стенной живописи) (1891)

Венеция. Мост Вздохов (1894)

Принцесса Греза (Декоративное панно) (1896)

Шестикрылый серафим (1904)

Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты. Культ красоты был своего рода религией для многих людей этого поколения и Врубель упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза. Но падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией. Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями. Красота нередко оказывалась эфемерной; падение отрезвляло, но от этой трезвости мастеру хотелось воспарить еще выше. В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу. Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника.

Не стоит думать, что несчастного художника заперли в «желтом доме», били и запугивали, как безумных героев Гоголя или Достоевского. К тому моменту, когда Михаилу Александровичу понадобился постоянный надзор докторов, психиатрическая наука в России как раз переживала взлет, на деньги благотворителей обустраивались лечебницы, больше напоминавшие курорт, где пациенты отдыхали от внешнего мира. «…Великолепный парк с 200-летними липами, пропасть сиреневых кустов, то-то летом весело. Еда и сервировка здесь обильная и вкусная», – писал Михаил Александрович из лечебницы жене. Лечили там теплыми ваннами и молоком, трионалом и хлоралгидратом, приятным общением и искусством. Для больных давали концерты и российские, и заезжие знаменитости. В других письмах Врубеля – жене, сестре, родителям – то были описаны восторги перед голосами «неаполитанцев», то воспоминания о приятнейшем вечернем чае или великолепном обеде с гостями.

Надежда Ивановна тоже пела для пациентов доктора Усольцева. Она часто посещала Михаила Александровича, встречи с ней благотворно влияли на больного, и он с благодарностью писал жене: «Видишь ли, дорогая моя Надюшечка, доктора свидания с тобой считают одним из важных стимулов моего быстрого и радикального поправления: они очень остались довольны тем впечатлением, какое произвело на меня свидание с тобою. Они находят, что я с каждым днем заметно выздоравливаю». Он не сознавал тогда, как трудно она живет, разрываясь между больным мужем и больным сыном. Надежда Ивановна скрывала от Михаила Александровича свою тоску и усталость. Перед ним она всегда старалась казаться бодрой, счастливой, полной творческих сил. Но другу своему, Николаю Петровичу Римскому-Корсакову, она писала в декабре 1902 года: «Вообще неимоверно тяжело жить на свете, и я часто думаю, что у меня скоро не хватит энергии петь и бороться за существование».

Лечение помогло. Михаил Александрович вернулся к нормальной жизни и к творчеству. Но, увы, ненадолго. Весной 1903 года по приглашению мецената фон Мекка чета Врубель с сыном отправились в его поместье в Киевскую губернию. В дороге мальчик заболел крупозным воспалением легких. Его привезли в Киев, созвали консилиум лучших докторов, но болезнь эта считалась почти стопроцентно смертельной. 3 марта Саввочка умер. И рассудок Врубеля не выдержал утраты.

Дальше болезнь развивалась стремительно. Надежда Ивановна металась, меняла врачей и лечебницы, но никто уже не мог помочь ее мужу. Душевное равновесие возвращалось к нему, только когда он рисовал, когда слушал пение Надежды Ивановны или когда сестра Анна, с которой у него всю жизнь сохранялись самые нежные отношения, читала ему вслух. Но бессонные ночи были ужасны, и все чаще приступы безумия настигали художника и в дневное время. Порой он не мог удержать в руках карандаш или сосредоточиться на том, что ему читают. Но любить жену Врубель не переставал даже в худшие свои периоды, даже полностью погрузившись в пучину безумия. В последних письмах к ней, написанных незадолго до того, как Михаил Александрович ослеп, он снова и снова признавался в любви и осыпал ее ласковыми прозвищами и на всех языках, которые знал: «Wonderful (удивительная – англ.)! Голубушка, бесценность моя, idol (кумир – итал.), mia farfalla (моя бабочка – итал.), allodola (соловей – итал.)».

Художник в кабинете. 1899 год.

В 1905 году болезнь обострилась. В марте Врубель перешёл на лечение в клинику Ф.А.Усольцева. При этом продолжал работать над картинами «Азраил» и «Видение пророка Иезекииля», «После концерта» и графическим автопортретом.

В ноябре 1905 года Врубель был удостоен звания академика. Но самому ему было уже все равно, что его, имевшего репутацию первого и главного декадента среди живописцев, произвели в академики. Он не знал о триумфальном успехе в России и Европе того самого «Мира искусства», в первых выставках которого он участвовал; он не был свидетелем событий первой русской революции - все это прошло мимо него. Получилось так, что период его болезни оказался в русской истории, в том числе культурной, чрезвычайно насыщенным событиями. Врубель, продолжая существовать, рано был выключен из культурной среды своего времени и уже при жизни отошел в область легенды. Например, художники «Голубой розы», экспонировавшие на своих выставках произведения Врубеля вместе с картинами Борисова-Мусатова, предъявляли его в качестве своего учителя, того, от кого они исходили в своем творчестве; для литераторов-символистов (Александра Блока, Андрея Белого) Врубель стал художественным прецедентом, аргументом в их эстетическом и творческом самоутверждении. Такое, конечно, бывает не со всяким художником.

В декабре 1905 года у Врубеля резко ухудшилось зрение. Последней картиной, которую он смог написать стал портрет поэта В.Я.Брюсова. В конце февраля 1906 года художник полностью потерял зрение. После этого 6 марта из клиники Усольцева Врубеля перевели в Санкт-Петербург в клинику Конасевича и Оршанского. А в 1906 году Михаила Врубеля перевезли в клинику доктора Бари на Васильевском острове, где он провёл последние годы жизни. В том же году С.П.Дягилев устроил ретроспективу произведений художника на выставках «Мира искусства» в Санкт-Петербурге и русского искусства на Осеннем салоне в Париже, где произведениями Врубеля восхищался Пабло Пикассо.

Доктора рассказывали, что слепой Врубель мог одним росчерком карандаша нарисовать контур скачущей лошади, но стоило карандашу оторваться от бумаги – линия терялась… Едва за ним ослабевал присмотр, как художник принимался изнурять себя многочасовыми ночными стояниями, пока не падал от слабости. Он твердил, будто за такие муки Бог обещал подарить ему новые глаза: из изумруда. Врубель утверждал, будто помнит, как в Средние века был архитектором, строил готические соборы. «Воспоминания» становились все более подробными и затмевали собой память о реальных событиях жизни Михаила Александровича.

Лето 1908 года Врубель провёл на даче под наблюдением доктора Морозова.

Перед крупными праздниками Надежда Ивановна всегда старалась забирать мужа домой. Новый 1910 год они встретили вместе. Казалось, Михаилу Александровичу стало лучше, внешне он даже смирился со своей слепотой. Но на самом деле жизнь сделалась для него совершенно невыносима. В конце января Надежда Ивановна застала мужа стоящим перед раскрытой форточкой: Врубель хотел простудиться и умереть. Она умоляла, он пообещал больше не предпринимать никаких попыток самоубийства… Но в конце февраля слег с воспалением легких. Его вылечили, однако здоровье было окончательно подорвано. Началось стремительное угасание. 1 (14) апреля 1910 года Врубель скончался в клинике доктора Бари.

3 апреля состоялись похороны на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Александр Блок произнёс на похоронах вдохновенную речь, назвав художника «вестником иных миров». Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Надежда Ивановна ненадолго пережила мужа. Она страшно по нему тосковала, винила себя за то, что не уберегла. Пыталась утешаться музыкой, и Римский-Корсаков специально для нее написал партию Февронии в опере «Сказание о невидимом граде Китеже». Современники вспоминали, что на репетициях Забела-Врубель исполняла Февронию восхитительно, но выйти с этой партией в спектакле ей не удалось: Мариинский театр в 1911 году расторгнул контракт с Надеждой Ивановной. Покинув большую сцену, Забела-Врубель ездила по России с концертами, пела преимущественно романсы Римского-Корсакова: «Заклинание», «Я в гроте ждал», «Свеж и душист», «В царство розы и вина». Критики отзывались о них восторженно.

Свой последний концерт она давала в Петербурге, 20 июня 1913 года. А в ночь после концерта Надежда Ивановна скончалась от сердечного приступа. Ей было всего 45 лет. Хотя записи голосов тогда уже были распространенным явлением, Надежда Ивановна сделала только две, обе – в 1909 году, а до наших дней сохранилась одна: «колыбельная» царевны Волховы из оперы «Садко». Но полотна Михаила Александровича Врубеля дают более яркое представление о красоте и волшебстве голоса Надежды Забелы, чем эта потрескивающая, несовершенная запись.

Надежда Забела-Врубель была похоронена рядом со своим супругом. В 1935-1936 годах предполагался перенос могилы Врубеля в музейный некрополь Александро-Невской лавры, однако этот план не был осуществлён. Примерно в 2000 году фотограф Валерий Плотников нашёл заброшенную могилу Михаила Врубеля и стал ухаживать за ней, приведя место захоронения великого русского художника в порядок.

В 2006 году был снят документальный фильм «Космос Михаила Врубеля».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.art-assorty.ru
Материалы сайта www.readtiger.com
Материалы сайта www.vrubel-world.ru
Текст статьи Александры Тырловой
Текст статьи Елены Прокофьевой

"Перед тем, что Врубель Михаил Александрович и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, - я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим...". А.А. Блок. Из речи на похоронах М.А. Врубеля 16 апреля 1910 года.

Трагическая судьба Михаила Александровича Врубеля вот уже многие десятилетия после его кончины бросает особый отсвет на произведения художника, признанного одним из величайших мастеров русского искусства. Его картины, акварели, керамика, декоративное панно, сверкающие чистой краской, как драгоценные камни, притягивают взгляд, заставляют размышлять вновь и вновь о нем. Связь личности Врубеля с эпохой, в которую он жил, оказалась более сложной, чем у многих его современников. Художнику пришлось запечатлеть в символических образах своих произведений противоречия, борения, трагедию и духовные поиски своего времени. Он пропустил их через собственную душу - и душа надорвалась в непосильной тяжести.

Выдающийся живописец с мировым именем родился в городе Омске в 1856 году. Врубелю было три года, когда его матери не стало. В какой-то мере ее заменила Анна Александровна, его старшая сестра, которая стала ему близким другом, сыграла в жизни брата немалую роль, опекала его и была главной поддержкой в последние годы. К ней обращены наиболее доверительные письма М.А. Врубеля.

Семья Врубель жила то в Петербурге, то в провинции - частые переезды были связаны в военной карьерой отца. Рисовать Михаил Врубель начал где-то в возрасте пяти лет и периодически брал уроки рисунка. Уже в ранней юности столкнувшись с провинциальной обывательской средой, равнодушной ко всему, кроме карт и сплетен, Михаил Александрович ищет в искусстве убежища от пошлости. Еще не ощутив себя художником, он уже был "на стороне" светлого творческого мира, где царили великие мастера Ренессанса - Рафаэль , Леонардо да Винчи .

После окончания гимназии он по желанию отца поступил в юридический факультет Петербургского университета, не чувствуя интереса к этой профессии. Тем не менее окончил университет и это стало основой его глубокой образованности, которую отмечали все знавшие его и которая была в общем-то редкой в художнической среде той эпохи. Только в 24 года Михаил Врубель окончательно определил свою жизнь и с осени 1880 года он учится в Академии художеств.

В поисках собственного творческого пути опорой для Врубеля стало классическое искусство. Молодой художник видел свою задачу в выработке собственной манеры и технике письма. В Академии зарождается его интерес к акварели - техники одновременно и тонкой, и мощной, способной решать сложные художественные задачи. Одним из лучших педагогов Академии, профессор П.П. Чистяков, первым осознал необычный, мощный художественный дар своего ученика и угадал его стремление к монументальным формам живописи. В 1884 году по его рекомендации Чистякова Врубель направляется в Киев для принятия участия в реставрации древней Кирилловской церкви с фресками XII века и в создании росписей Владимирского собора. Несколько лет работы в Киеве стали временем художественного становления Врубеля , определили всю его дальнейшую судьбу.

Этот один самых загадочных живописцев относится к такому типу творцов своего времени, которых С.П. Дягилев назвал "жаждущие красоты поколение ". Работы, написанные в 1886 году в Киеве - "", "", - говорят о восхищении художника красотой мира.

Во врубелевских работах во всю мощную силу зазвучал громадный декоративный дар - для него любое изображение человека или предмета на холсте, бумаге было еще и узором, орнаментом форм. Именно поэтому так велико было увлечение Врубеля этюдами драгоценных тканей. Образ яркого ковра, на котором в роскошных узорах и красках появляются работы реального мира, - это основная суть и идея многих его живописных панно и картин. Наряду с тканями воплощение декоративной формы Врубель ищет в цветах: в Киеве им рождены волшебные акварели с изображением ирисов, орхидей, азалий, подчеркнуло живых, как будто продолжающих цвести и распускаться на листе бумаги.

Из созданного в киевский период к особому месту можно отнести иконостас Кирилловской церкви, для написания икон которого Врубель отправился в Венецию. Здесь его вдохновляли древние памятники искусства, фрески и византийские мозаики, картины старых мастеров - и сама насущная жизнь итальянского города: люди, улочки, музыка, люди, каналы. К Италии с этого момента зародила в нем самую большую и вечную любовь. Врубель не уставал вспоминать о ней даже в самом конце своей жизни, сломленной тяжелой болезнью. Иконы Кирилловской церкви, прежде всего "", несут в себе сугубо врубелевское , личностное соединение образов византийской древности с драматическим мышлением эпохи рубежа XIX - XX веков.

Трагические глаза Богоматери (прототипом которой стал портрет реальной женщины - З.Л. Праховой ) как особый знак души будет постоянно возникать в других врубелевских образах. Эти глаза можно увидеть в образе Демона .

Обращение к теме Демона произошло здесь же, в Киеве, под влиянием поэзии Лермонтова и оперы А.Г. Рубинштейна, которая произвела на Врубеля большое впечатление. Образ Демона в творческом мировоззрении художника стал ключевым, вместившим самые разные грани его искусства. Художник утверждал, что "Демона не понимают - путают с чертом и дьяволом, ... а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, идущего примирения обуревавших его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе ". Здесь в словах заключена философская программа многочисленных произведений Врубеля, посвященных образу Демона.

Получив отказ от участия в росписи Владимирского собора, для Врубеля это было первым глубоким и серьезным ударом. Созданные им эскизы - "", "Ангел с кадилом и со свечой " - показались комиссии слишком неканоничными.

Их эмоциональная напряженность, драматизм и сама манера живописи Врубеля были вызывающе ярко индивидуальны. В 1889 году живописец покидает Киев и приезжает жить в Москву. В Москве он встречается со старым другом В.А. Серовым , представлен К.А. Коровину, поселяется у него в мастерской, нуждается, голодает. В своих воспоминаниях многие, в том числе К.А. Коровин , писали о бескорыстии Врубеля, умении довольствоваться малым и равнодушии к деньгам. В этом проявлялось его стремление во что бы то ни стало сохранить свою свободу, свободу художника и человека.

Коровин познакомил Врубеля с С.И. Мамонтовым, ставший его покровителем и другом.

В Москве в доме Мамонтова на Садово - Спасской Врубель жил, трудился над "Демоном (сидящим) " (1890). После киевского "затворничества" художник попадает в довольно бурную московскую художественную жизнь. Он работает на декорациями для театров, над костюмами в Частной опере С.И. Мамонтова. Многократно выезжает в Италию совместно с Мамонтовым, живет и трудится в Абрамцеве. Здесь он интересуется керамикой, ставшая одним из его значительных творческих проявлений. Одной из первых московских работ, отчетливо проявившей отличие искусства Врубеля от привычных художественных норм, были иллюстрированное им юбилейное издание работ М.Ю. Лермонтова (1891). Декоративно изысканные и сложные образы поэмы "Демон " были негативно отвергнуты образованным и эстетически нравственным обществом. По словам Коровина, "все рассердились ".

По-новому осознает Врубель и современный тип декоративной живописи, переходя от ее монументальных религиозных форм к декоративным романтическим панно - "Венеция " (1893), "" (1894), триптихи для загородных домов А.В. и С.Т. Морозовых.

Но и на этом пути он встречает непонимание. Особенно тяжелой для Врубеля была история с созданием по заказу Мамонтова двух больших панно для художественного отдела в Нижнем Новгороде Всероссийской выставки 1896 года. Эскизы врубелевских панно "Микула Селянинович " и "Принцесса Греза " были не только отвергнуты, но и осмеяны в прессе. В ответ на это Мамонтов выстроил для их показа отдельный павильон. Панно, несмотря на этот драматический эпизод, заставили заговорить о Врубеле.

Как и многие люди этой эпохи, Врубель наслаждался яркими эстетическими впечатлениями в музыке. Но он отличался еще и загадочной восприимчивостью к пению и музыке. Его сестра вспоминала, как будучи ребенком он мог стоять часами "прикованным" к роялю, наслаждаясь игрой. Многие темы его работ рождались под впечатлением музыки, с нею связана и женитьба Врубеля.

На одной из оперетт его настолько впечатлил голос артистки Частной оперы Забела Надежды Ивановны, что он влюбился в него, совсем не видя ее саму на затемненной сцене. Впоследствии, в 1896 году, оперная артистка стала женой художника и любимой его моделью. "Другие певицы поют как птицы, а Надя поет как человек ", - говорил Врубель о голосе жены.

Для него она была еще и воплощением музыкальных образов любимого композитора и друга - Н.А. Римского - Корсакова, в операх которого часто была первой исполнительницей женских партий. В роли царевны Волховы в опере "" запечатлена жена художника в акварели 1898 года. Врубель около 90 раз слушал жену в этой опере.

По нескольку раз он мог наслаждаться игрой оркестра, в особенности МОРЕ , и ему это не надоедало, что удивляло его жену. Каждый раз художник находил все новые прелести и видел фантастические тона.

Немало великолепных театральных декораций, графических листов, скульптурных произведений было создано под влиянием музыкальных образов. К их числу относится и серия майоликовых скульптур на темы опер "" и "Снегурочка ". Сказочный облик Весны, Купавы, Леля, Садко, играющего на гуслях, царя Берендея, воплощен в текущих формах керамики, покрытой сверкающими глазурями.

Благодаря Римскому - Корсакову Врубель начинает особенно тонко чувствовать национальную ноту в искусстве. Образы русского фольклора становятся важной поэтической темой его творчества - появляется панно "" (1898), "" (1900).

Символизм - художественное направление начала XX века - получает отражение во многих картинах художника. "", "", "" не являются пейзажами, хотя художник запечатлел изображения природных сюжетов. Образы этих творений - символы таинственной, загадочной, скрытой от людской жизни природы.

Символическим смыслом в живописи Врубеля наделены и женские образы. Будь то смутно различимый облик "феи" сирени, сказочные царевны или портреты жены, поэтическая кисть художника делает их образами вечной, возвышенной, романтической красоты.

Символические картины вели к окончательному Демону - "Демону поверженному " (1902), самому непонятному для зрителя тех лет.

Врубель писал его лихорадочно, многократно переписывая, продолжая работать даже на выставке и в доме нового владельца картины. Он словно хотел донести что-то важное, окончательное, предчувствуя свою судьбу. Ощущение катастрофы, крушения жизни, безмерного страдания и гибели пронизывало зрителей перед этой картиной. Именно с весны 1902 года стали долгими и мрачными годами душевной болезни. На художника сильно подействовал отказ Третьяковской галереи в приобретении "Демона поверженного " (картину приобрел В.В. фон Мекк, и лишь после смерти Врубеля она поступила в галерею). Врубель ощущал "Демона" как итог, как глубоко выстраданное знание и был оскорблен непониманием.

1903 год стал для художника трагическим. Умер его маленький сын Савва, что привело к сильнейшему толчку развития болезни.

Этот трагический момент времени большую часть жизни художник проводит в клиниках. В редкие промежутки он возвращается к работе - пишет портрет, графические натюрморты, одну из красивейших своих шедевров - пастель "Жемчужина

В процессе творения работы над ним художник потерял зрение. Последние годы прошли во тьме. Во время ужасной и печальной болезни Н.И. Забела - Врубель пела ему старые арии и новые, только что подготовленные. По ее словам - "здесь он иногда хоть на миг забывал о своем несчастье ". Ф.А. Усольцев, Врач - психиатр художника, внимательно и заботливо лечивший Врубеля, утверждал в воспоминаниях, который были написаны сразу после кончины художника, что "его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить".

Одним из тяжелейших уроков жизни для Врубеля было столкновение с нравственной и эмоциональной глухотой, с обывательскими взглядами на искусство. Его не понимали. Хуже того - его не хотели понять. "Лучше бороться с произволом, чем со стадной тупостью ", с горечью он писал однажды. Коровин, глубоко переживавший за друга, писал, что "вся жизнь художника, человека со смелой и нежной душой" была окружена "кислой болотиной мелкого, гнусного и подлого смешка".

Бумага, акварель, белила, бронза, карандаш.

    - (1856 1910), рус. художник. В 1880 84 учился в АХ. Особое место в его творчестве занимает поэзия Л., многими своими устремлениями близкая мироощущению художника. Романтич. пафос, могучие мятежные образы (прежде всего трагич. образ Демона),… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1856 1910), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1880 84) у П. П. Чистякова. Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, Врубель в своём творчестве ставил морально философские вопросы о добре и зле, о месте человека в мире;… … Художественная энциклопедия

    Русский живописец. Учился в петербургской АХ (1880‒84) у П. П. Чистякова. Неоднократно бывал в Италии и Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию. Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, В.… … Большая советская энциклопедия

    Врубель, Михаил Александрович один из замечательнейших русских художников (1856 1910), сын офицера русской службы. Вследствие частых перемещений его отца, Врубель с детства испытал много новых впечатлений, живя попеременно в Омске, Астрахани,… … Биографический словарь

    - (1856 1910) российский живописец. Произведения (Демон, 1890, Сирень, 1900) отмечены драматической напряженностью колорита, кристаллической четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико философской обобщенности образов, нередко… … Большой Энциклопедический словарь

    - (05. 03. 1856, Омск 01. 04. 1910, СПб) Учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств в СПб (1867 69), окончил юридический факультет Петербургского университета, в 1880 84 учился в ИАХ. С 1905 академик живописи. Занимался театральными… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1856 1910), российский живописец. Произведения («Демон», 1890; «Сирень», 1900) отмечены драматической напряжённостью колорита, «кристаллической» чёткостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико философской обобщённости образов,… … Энциклопедический словарь

    Врубель, Михаил Александрович - М.А. Врубель. Пан. 1899. Третьяковская галерея. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856 1910), российский живописец. В творчестве Врубеля морально философские вопросы о добре и зле, о месте человека в мире. Произведениям (“Сирень”, “К ночи” оба 1900) … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Михаил Врубель Автопортрет. 1885 Дата рождения: 5 (17) марта 1856 Место рождения: Омск Дата смерти: 1 (… Википедия

    ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович - Михаил Александрович (5(17).03.1856, Омск 1(14).04.1910, С. Петербург), рус. художник символист. Сын военного юриста; окончил с отличием одесскую Ришельевскую гимназию, затем юридический фак т С. Петербургского ун та. в АХ (с 1880) занимался под… … Православная энциклопедия

Книги

  • Врубель Михаил Александрович. Графика, книжная иллюстрация , . О встречах с М. А. Врубелем вспоминают художники, критики, музыканты, поэты. Подле него - жена и муза - Надежда Ивановна, которой посвящали романсы, стихи… Второй альбом рассказывает во…
  • Врубель Михаил Александрович. 1856-1910. Графика. Книжная иллюстрация , Мельничук О. (сост.). О встречах с М. А. Врубелем вспоминают художники, критики, музыканты, поэты. Подле него - жена и муза - Надежда Ивановна, которой посвящали романсы, стихи… Второй альбом рассказывает во…

Январь 14, 2012

Имя Михаила Врубеля окружено легендами, которые начали складываться еще при его жизни. Его образ полностью соответствует романтическим представлениям: художник, одержимый Демоном, живущий только ради творчества, и как расплата за это, — одиночество, безумие и гибель.

Автопортрет

1904; 35,5х29,5 см
бумага, уголь, сангина
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Родился 5 марта 1856 года в Сибири, в Омске, третьим ребенком в семье. Его отец, Александр Михайлович, поляк по происхождению, был военным юристом. Долг его службы требовал частых перемещений: Михаил закончил гимназию в Одессе, побывав в Астрахани, Петербурге и Саратове. Мать художника, Анна Григорьевна, по отцу была дальней родственницей декабриста Басаргина, по матери — датчанка. Она умерла, когда мальчику исполнилось три года.

Через некоторое время отец женился вторично на Елизавете Христиановне Вессель, серьезной пианистке. Благодаря ей любовь и понимание музыки осталось во Врубеле на всю жизнь. В семье была культурная и уютная обстановка; хотя появились свои дети, мачеха заботливо относилась к четырем детям от первого брака мужа. Но теплые дружественные отношения Врубель сохранил на всю жизнь лишь со старшей сестрой Нютой — Анной Александровной Врубель, ставшей педагогом.

Врубель рос слабым и хрупким ребенком, начал ходить только в три года. И впоследствии, в зрелом возрасте, он был небольшого роста, с непропорциональной фигурой, не любил физических упражнений. Художественные способности Врубеля проявились рано: по воспоминаниям сестры, «элементы живописи, музыки и театра стали с ранних лет его жизненной стихией». На долгое время рисование оставалось только увлечением.

Окончив гимназию с золотой медалью, Врубель в 1874 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Летом 1875 года он совершил первую заграничную поездку в Швейцарию, Германию и во Францию с семьей, где служил гувернером.

Михаил Врубель в академии

Талант и призвание наконец взяли свое: после отбытия воинской повинности, осенью 1880 года Врубель поступил в петербургскую Академию художеств. Имея университетское образование, он был начитан, владел иностранными языками (в том числе латинским), неплохо разбирался в философии, увлекался Кантом, хорошо знал литературу, особенно любил Гете.

На третий год пребывания в Академии Врубель поступил в мастерскую Павла Петровича Чистякова, заурядного художника, но прекрасного учителя, в совершенстве владеющего секретами передачи объема и пространства на плоскости. В этот год он подружился с Валентином Серовым и Владимиром фон Дервизом, познакомился с Ильей Репиным, который оказал на него сильное влияние. По совету репина Врубель начал самостоятельную работу, нацеленную на изучение натуры.

Врубель и Серов увлекаются техникой акварели. Втроем с Дервизом они снимают мастерскую, где пишут обнаженную модель. Врубель усердно занимается акварелью, считая, что именно в этой технике рисунок и живопись неразрывны. В академические годы Врубель рисует с натуры по 12-14 часов в день. Эта суровая школа воспитывает твердую руку и поразительную зрительную память.

Киевский период Врубеля

Счастливая случайность прервала пребывание Врубеля в стенах Академии художеств. В 1884 году археолог и историк искусства, профессор Адриан Прахов обратился к Чистякову с просьбой указать ему ученика для выполнения монументальных живописных работ в Кирилловской церкви (XII век) в Киеве. Чистяков порекомендовал Врубеля, тот сделал эскиз — и был приглашен Праховым.

В Киеве Врубель погружается в новую для него стихию религиозной живописи. Недавний ученик Академии всего за один год создает монументальные росписи «Оплакивание» и «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви, пишет, имитируя мозаику, одного из ангелов в барабане Софийского собора.

В 1884 году Врубель был отправлен в Венецию для изучения памятников византийского и ренессансного искусства. В Венеции Врубель пишет четыре иконы (маслом на цинковых досках) для иконостаса Кирилловской церкви; лучшая среди них — «Богоматерь». В этом образе отразилось глубокое и безответное чувство художника к Эмилии Львовне, жене Прахова.

Еще осенью 1884 года, отправляя Врубеля в Венецию, Прахов обещал ему участие в росписях интерьера Владимирского собора. Но когда художник вернулся, дело росписи уже было передано в руки прославленного живописца Виктора Васнецова. Врубель воспринял это как страшное вероломство, был глубоко уязвлен как человек и как художник. Он не смог оставаться в Киеве и уехал в Одессу. В 1887 году Врубель вернулся в Киев и, остыв от обиды и возмущения, исполнил несколько эскизов к отдельным композициям («Надгробный плач», «Воскресение»). Они были отклонены строительным советом собора. Участие художника в росписи Владимирского собора ограничилось написанием орнаментов (в боковых нефах), которые уже тогда приводили в изумление свободой творческой фантазии.

В Киеве Врубель окончательно сформировался как художник, впервые обратился к изображению Демона, но полностью реализовать свои возможности он не смог. Нестабильности его материального положения способствовал и его характер. Спокойный, но легко увлекающийся, Врубель беспечно относился к деньгам, никогда не торговался с заказчиками и покупателями, отдавая свои шедевры за бесценок, часто уничтожал и переписывал завершенные вещи. Итог его неустроенной киевской жизни подвел отец, навестивший сына в 1886 году.

Врубель в Москве

Уезжая летом 1889 года из Киева, Врубель не думал, что покидает его навсегда. Попав в Москву, художник остался в ней практически на всю жизнь. Здесь Врубель оказался среди крупных промышленников-меценатов и молодых, ищущих новых путей живописцев, артистов, литераторов.

Серьезную поддержку Врубель нашел в семье Саввы Мамонтова, крупного промышленника и мецената, владельца Русской частной оперы. Быстрому сближению художника с Мамонтовым и его художественным кружком способствовали Серов и Константин Коровин, работавшие в московском доме «русского Медичи» и его загородном имении Абрамцево.

1890-е годы были счастливейшими в жизни и творчестве художника. В мамонтовском кружке Врубель увлекся идеей возрождения русского искусства и создания нового синтетического стиля, проникнутого «музыкой цельного человека». В Москве он нашел многочисленных заказчиков, для которых создавал картины и панно, скульптуры и майолику, архитектурные проекты и чертежи для мебели, росписи балалаек и рисунки для обоев.

Портрет Н.И.Забелы-Врубель
в стиле ампир

124х75,7 см
холст, масло
Государственная
Третьяковская галерея
Москва

На репетиции оперы Гумпердинка «Гензель и Гретель» в конце 1895 года Врубель познакомился с солисткой Русской частной оперы молодой певицей Надеждой Ивановной Забелой, был покорен ее голосом, талантом, красотой и вскоре сделал ей предложение. Летом 1896 года они обвенчались в Женеве.

Тем же летом в Нижнем Новгороде открылась Всероссийская промышленная выставка, для художественного отдела которой Мамонтов заказал Врубелю два огромных панно. Панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» стали поводом для «всероссийского скандала» в художественной среде, а Врубель был широко ославлен в газетах как декадент. Жюри Академии художеств признало вещи «нехудожественными», и Савва Иванович «в пику Академии» выстроил для них специальный павильон, куда «валом валил народ».

Нижегородский скандал неожиданно принес художнику известность, а наличие на выставке кроме панно портретов, скульптур и театральных эскизов мастера осветило разные грани его таланта. В конце 1896 года, после нижегородского происшествия, и в последующие два года отношения четы Врубелей с Мамонтовым были особенно дружескими. В этот период Врубель стал постоянным декоратором Частной оперы, его жена — солисткой театра, исполнительницей главных партий в операх Николая Римского-Корсакова и романсов композитора. Театр в это время стал вторым домом для художника.

С 1900 года художник начинает экспонировать свои работы — сначала на выставках новаторского петербургского объединения «Мир искусства», потом группы «36-ти художников». Публика и даже художники не принимают его творчества. Со своими московскими коллегами, кроме друзей по кружку Мамонтова — Серова, Коровина, Ильи Остроухова, Василия Поленова — Врубель мало общается и редко посещает выставки.

Тяжелые испытания

В 1901 году Врубель работал над своим заветным Демоном ; Надежда Ивановна ждала ребенка. По воспоминаниям ее сестры, „Михаил Александрович готовился к этому событию очень весело, и ему, и жене казалось, что рождение ребенка не может помешать их элегантной и веселой жизни”. Первого сентября родился сын, которого назвали Саввой. Личико ребенка было изуродовано «заячьей губой», что глубоко поразило Врубеля, увидевшего в этом какой-то недобрый знак.

Художник целиком уходит в работу над «Демоном», душевная тревога и эмоциональное напряжение достигают крайнего предела и провоцируют сильнейший приступ психического расстройства. Художника помещают в клинику. В 1903 году, как только состояние здоровья Врубеля стабилизировалось, он вместе с семьей переезжает в Украину. Именно в Киеве случилась трагедия, которая окончательно подорвала душевное здоровье художника: умер его сын. Потерявший рассудок Врубель вновь попадает в клинику. В краткие моменты просветления мастер создает поистине выдающиеся произведения, отмеченные хрупкой, какой-то неземной красотой...

Признание пришло к Врубелю слишком поздно. Когда он уже был безнадежно болен, его творчество, наконец, было оценено по достоинству. О художнике и его картинах взахлеб писали символистские журналы «Весы» и «Золотое руно», Петербургская академия художеств присвоила ему звание академика. В 1906 году на русской выставке в Париже, организованной Сергеем Дягилевым, работам Врубеля был отведен целый зал.

В том же году художника перевезли в Петербург, в известную лечебницу доктора Бари. Чтобы быть ближе к мужу, Надежда Ивановна поступила на службу в Мариинский театр. Врубель стремительно терял зрение, и это положило конец его художественной карьере. Теперь только музыка могла скрасить жизнь мастера: жена ежедневно приходила в клинику и, не скрывая слез, исполняла фрагменты из его любимых оперных партий...

После пяти мучительных лет душевной болезни и слепоты 1 апреля 1910 года Врубель умер в петербургской клинике доктора Бари. Он убил себя сознательно, открыв в сильный мороз окно: простуда осложнилась воспалением легких, которое перешло в скоротечную чахотку, повлекшую летальный исход. Похороны художника состоялись 3 апреля на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге. Из академической церкви к последнему приюту мастера гроб с его телом несли студенты Академии художеств. Церемонию прощания открыл поэт Александр Блок...

Надежда Ивановна ненадолго пережила мужа: вечером 20 июля 1913 года в концерте она исполнила «с каким-то особенным подъемом три романса Римского-Корсакова», а в полночь скоропостижно скончалась.

Первый русский символист Михаил Врубель обладал особой манерой исполнения своих художественных произведений, так что его картины трудно перепутать с работами других художников. Все знавшие художника и его друзья отмечали особый темперамент и своеобразный характер мастера, который и отобразился в его замечательных работах. Познакомимся поближе с творчеством великого русского художника и представим галерею самых известных картин Михаила Врубеля.

Немного биографии и особенности творчества…

Портрет Врубеля

Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в городе Омск, и уже 10 годам маленький Миша проявил артистические способности, в том числе и к рисованию. Ни его родственники, ни он сам и не думал, что станет художником, но уже первые его эскизы и наброски свидетельствовали о большом творческом потенциале.

Со временем, обучаясь в Академии художеств, у Врубеля появилась особая художественная манера, как говорится, свой почерк. То, что главным персонажем его работ стал демон, породило множество слухов, что художник продал душу дьяволу, а когда житель потустороннего мира открыл мастеру свое истинное лицо, Михаил Врубель ослеп и помешался рассудком.

Художник много путешествовал, поэтому представим моменты озарения мастера и написание картин во времени и пространстве.

Киевский период. 1880-1889

За пять лет жизни в Киеве художник выполнил огромный объем работ, но самое главное - смог прикоснуться и впитать в себя истоки русской живописи.

На хорах Кирилловской церкви, которую Врубель самостоятельно расписал, он изобразил монументальную фреску «Сошествие Святого Духа на апостолов». Мастеру удалось точно соединить первоистоки византийской манеры иконописи с собственными портретными изысканиями.

Для написания фигур апостолов и Богоматери художник использовал реальные прототипы людей, с которыми общался во время жизни в Киеве.

Икона, написанная Врубелем для иконостаса Кирилловской церкви, прославила художника и стала отправной точкой на его творческом пути.

Как отмечают специалисты, икона выполнена по всем канонам христианской иконографии, но Врубель привнес в нее портретную выразительность и необычность.

Поговаривали, что мастер был тайно влюблен в жену своего заказчика, искусствоведа Адриана Прахова, и с иконы на прихожан церкви смотрит именно она — Эмилия, и их младшая дочь.

В творческой копилке художника множество автопортретов, но этот, написанный во время пребывания в Киеве, наиболее точно передает черты характера и устремления мастера.

Графика занимала особое место в творчестве, и автопортрет выполнен именно в такой манере. Целеустремленный, но немного напряженный взгляд, как бы символизирует, что художник еще находится в творческом поиске, еще ищет свою особую манеру передачи реальности на холсте и в скульптуре.

Размытые контуры также свидетельствуют об исканиях молодого художника, но в уверенно нанесенных карандашных линиях уже чувствуется твердая рука мастера.

Вернувшись в Киев после поездки в Италию, Врубель снова с головой погрузился в творчество, и один из киевских предпринимателей заказал ему написать портрет дочери.

Врубель, как всегда, основательно подошел к делу, и выполнил портрет в манере, который специалисты назвали «портрет-фантазия». И здесь противоречивость натуры художника - в руках девочки красивые розы, а рядом острый кинжал.

Летом 2018 года Укрпочта выпустила марку номиналом 5 гривен, на которой изображена эта картина живописца и подпись: «Врубель Михайло Олександрович».

Москва. 1890-1902

Именно в Москве под впечатлением произведения Михаила Лермонтова была написана самая известная картина.

Сидящий в окружении необычных цветов, Демон, скрестив руки, смотрит печально вдаль. Работая над иллюстрированием произведений М. Лермонтова, Врубелю удалось точно передать образ литературного героя. В его Демоне воплотились человеческие черты, внутренние противоречия, сила духа и постоянное сомнение.

Кажется, образ Демона, выполненный на холсте, окончательно подтверждает, что сомневающийся мастер нашел свой особый стиль.

Для любителей подземного мира и путешествий - наш материал .

Врубель жил в русской культуре и находил в ней вдохновение. Картина «Царевна-лебедь» была написана под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Пушкина.

Художник работал над декорациями к постановке, а его первая жена играла царевну. Образ царевны у Врубеля печален и загадочен, и в нем заключен великий символизм, а само произведение — настоящая жемчужина его творческой коллекции.

Картина далека от сценического образа, ведь Врубель воплотил в картине всю двойственность лебединой сущности - стремление к небесам, чему-то светлому, и стремление к темным водам морской пучины.

Это не картина, а иллюстрация к произведению Михаила Лермонтова «Демон». Но по художественному исполнению и передаче образов эта иллюстрация занимает важное место в творчестве художника.

Выполненная черной акварелью, иллюстрация передает весь трагизм свидания Демона с Тамарой, да и в настроении картины уже просматривается начинающаяся болезнь художника.

На всех иллюстрациях Демон в одной неизменной позе, «падший ангел», прочно поселившийся в мире темных сил. А вот Тамара всегда в разных позах, чем художник подчеркнул сомнения в ее выборе - между небесным и земным.

Отойдя от образа демона, Врубель, с присущей ему страстью, начал писать сказочные сюжеты.

Это полотно считают самым известным панно российской столицы, а написал его художник по мотивам драмы Эдмона Ростана. В это время он написал два полотна, которые должны были выставляться на промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Но комиссия не допустила их к просмотру.

Ситуацию хотел спасти Савва Морозов, выставивший «Принцессу Греза» и «Микулу Селяниновича» в собственном павильоне, но публика враждебно приняла картины.

Незаконченная картина Михаила Врубеля стала возвращением живописца к теме Демона после 8-милетнего перерыва.

Само произведение выполнено в темных, мрачных тонах. На демоне коричневая туника, перевязанная поясом. Он воспарил над горами Кавказа и рекой, но большинство деталей не прорисованы, так что не понятен окончательный замысел.

Демон летит, как и сам художник хотел взлететь, но в манере и темных тонах картины видно, что Врубель уже сильно болел. И символизм проявился в ее незаконченности…

В 1901 году у Надежды Забелы и Михаила Врубеля рождается сын, которого назвали Саввой. Физически крепкий и здоровый мальчик имел дефект - у него была заячья губа.

Живописец винил в этом только себя, но, прервав работу над «Демоном поверженным», создал портрет Саввушки. На нас с картины смотрит детское лицо, но искаженное испугом и серьезным взглядом.

Описание картины всегда сопровождается припиской, что рождение сына с «заячьей губой», а больше — его внезапная смерть в 1903 году,- еще больше повергло художника в депрессию.

Последние работы

Идея написать этот сюжет зародилась еще в 1899 году, а жизненные потрясения и прогрессирующая болезнь окончательно утвердили автора в правильности выбора, и в 1902 Врубель закончил свое полотно.

Красивым фоном картины выступает горный пейзаж, залитый светом алого заходящего солнца, а на переднем плане — фигура поверженного демона. Он как бы зажат между верхним и нижним краем картины, и не может вырваться.

Выставленная в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусств» картина произвела настоящую сенсацию, а ранняя публика наблюдала, как автор переписывает свое полотно.

Последняя крупномасштабная работа живописца, созданная на стенах больницы В.П. Сербского, стала вершиной его творчества.

Этот синтез ярких цветов и экспрессии в полной мере раскрыл творческий потенциал и мастерство умельца живописи. Взгляд Серафима источает уверенность и надежду, а меч и лампада в руках ангела - яркие символы борьбы противоположностей.

Это великолепное произведение Врубеля известно и под другими названиями - «Азраил», а также «Ангел с мечом и кадилом».

Появился этот портрет благодаря тому, что уже окончательно потерявшему связь с реальностью Врубелю разрешили рисовать в недолгие минуты просветления.

Художнику по утрам позировал сам русский поэт, а чуть позже в больничную палату приходил художник Валентин Серов, и рисовал вечерами портрет самого Врубеля.

Так и вышло в одно время из-под кисти двух великих русских художников два портрета - поэта Валерия Брюсова и живописца Михаила Врубеля.

Интересные факты жизни Михаила Врубеля…

  • К образу Демона Врубель приступил еще во время росписи Кирилловской церкви. В этом и проявилась противоречивая натура художника. Вырисовывая светлые образы ангелов на иконах, он в мастерской рисует эскизы демонов.
  • Во время работы над произведением художник часто менял первоначальный замысел. Так на картине «Жемчужная раковина» появились образы морских царевен.
  • Скорее печальный факт, но душевные терзания и жизненные трагедии, в конечном счете, привели Врубеля в психиатрическую больницу. Он начинал творческий путь с росписи Кирилловской церкви, стоящей на территории больницы, в больнице и закончил свой жизненный путь.
  • Картина «Демон поверженный» уже весела в галерее, а художник приходил и переписывал своего поверженного демона заново.
  • При жизни его не признавали как художника, над его работами посмеивались. Но однажды его друзья художники сделали большую выставку его картин… Врубеля признали, но было поздно, он уже был к тому времени тяжело болел.
  • Вечером перед смертью Врубель открыл окно и, вдыхая морозный воздух, произнес «Едем а Академию!» На следующий день в Академии художеств началась панихида прощания с художником, а по округе разносился надгробный плач.

Врубель умер в 1910 году, а ученые и искусствоведы до сих пор ведут спор о его месте в отечественном и мировом искусстве. Но ясно одно - Михаил Александрович Врубель, словно комета, пронесся по жизни, оставив свой неповторимый и яркий след на небосклоне российской и мировой культуры.

Окруженный людьми, он всю жизнь оставался одинок, проделав путь от отшельника-алхимика к пророку, своим творчеством намного опередив свое время, предсказав в своих картинах некоторые события своей собственной жизни.