Музыкальные формы. Единство музыкального произведения

6 класс

Тема: Единство музыкального произведения

Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.

Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.

Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?

Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

Давайте разберёмся в этих названиях.

1. Мелодия

Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

2. Гармония .

Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:

а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;

б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.

3. Ритм

Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.

Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».

Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.

4. Лад

Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.

5. Тембр

Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).

Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.

Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.

Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.

На следующих уроках мы поговорим подробно о каждом компоненте музыкальных произведений, а сегодня послушаем пьесу Г.Свиридова "Тройка" из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель".

Свиридов Георгий Васильевич. 1915 –1998.

Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий методизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.

В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) - первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.

Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен, им используемые, обогатили мелодику.

Какой же образ нам нарисовала музыка?

- «Птица - тройка» лошадей.

Учитель : это поэтический символ чего и почему именно кони?

Это символ России, свободной и независимой, оплот православия. Конек венчал крышу русской избы – символ силы, но доброй, ведь Русь не нападала на врагов, а оборонялась.

Учитель : сколько основных музыкальных тем, характеризующих образы, вы услышали? Опишите первую музыкальную тему и пропойте ее.

Призывная, несущаяся, фанфарная…

Учитель: Опишите вторую музыкальную тему и пропойте ее.

    песенная, протяжная, льется…

Василий Андреевич Жуковский:

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот, в сторонке божий храм

Виден одинокий.

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Единство музыкального произведения

  1. С чем проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении.
  2. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).

Музыкальный материал:

  1. Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание);
  2. П. Чайковский. Интродукция к балету «Спящая красавица» (слушание);
  3. Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Всюду музыка живёт» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения.
  2. Владеть отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности.

«Не бойся слов теория, гармония, полифония и т. п.
Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся».

Р. Шуман

Представьте себе, что вы пришли в театр. Скоро раздвинется тяжёлый занавес и начнётся спектакль. Герои старой сказки ещё не появились на сцене, но музыка уже звучит, и вы захвачены ею.

Оркестр играет интродукцию (интродукция - слово латинского происхождения, означает «введение» - краткое вступление к оперному или балетному спектаклю ) к балету Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица».

О чём эта музыка? ... Внезапно на вас обрушивается мощное и жёсткое звучание огромного оркестра. «Колючие», изломанные мелодические линии, резкое звучание диссонантных (диссонанс - сочетание двух или нескольких звуков, образующих напряжённое, резкое созвучие. Слово «диссонанс» происходит от латинского dissonantia, что значит «нестройное звучание» ) аккордов, грозные кличи духовых инструментов создаёт музыкальный портрет злой феи Карабос.

Но вот лёгкий ветерок пассажа арфы переносит нас в волшебный мир Добра и Красоты: на фоне нежнейшего аккомпанемента появляется прекрасная мелодия. Это тема феи Сирени. Она спокойно парит, освещаемая светлыми красками консонантных (консонанс - благозвучное сочетание двух или более звуков. В переводе с латыни consonantia означает «согласное звучание» ) аккордов. Музыка звучит хрупко, беззащитно. Разве может такая фея противостоять натиску злобной Карабос?

Давайте проследим за тем, как будет развиваться тема феи Сирени. Сначала мелодию исполняют только два инструмента: флейта и английский рожок. Затем её ведут скрипки, и вот наконец из неё рождается новая тема: она звучит у медных духовых инструментов торжественно и победно. В итоге развития лирическая мелодия превратилась в героическую.

Чем же вызвано такое превращение?

Издавна торжественные церемонии встреч, парадов, приветствий открывались праздничными сигналами фанфар. Эти духовые инструменты играли мелодии, использующие звуки мажорных трезвучий. В дальнейшем такие мелодии стали называть фанфарными. Они всегда связаны с выражением радости. А если их к тому же исполняют медные духовые инструменты, то они приобретают героический, торжественный характер. Поэтому, слушая интродукцию, мы верим, что фея Сирени победит Карабос, добро одолеет зло.

Чтобы поведать об этом, слова не нужны. Музыка рассказала сказку своим языком, более сильным и выразительным.

Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от речи?

Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в его словаре не просто звуки, а мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, динамика, темп, штрихи, фразировка...

Всеми этими элементами музыкального языка в их всевозможных сочетаниях пользуются композиторы, создавая музыку.

Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей.

П. Чайковский

Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, в единстве всего, из чего оно состоит. Трудно, порой просто невозможно выделить в его звучании что-то одно - мелодию, ритм или тембры. Каждый композитор в своём творчестве стремится к созданию их единства. Дело ведь не в том, что он изобретает какие-то новые средства выразительности, а в том, что каждый раз он подчиняет их своему замыслу, своим представлениям о мире, о жизни, о людях.

Как неповторимы люди, так неповторимы и их дела. Возьмите любую простую вещь - два разных человека сделают её совершенно по-разному! Тем более это относится к вещам сложным, заключающим в себе не только мастерство, но и душевную энергию - ведь в их создании участвуют воспитание, опыт, вкусы, привычки, образование и многое-многое другое. Поэтому мы не удивляемся тому, что два композитора, живущие в одно время и в одной стране, порой так непохожи друг на друга, как непохожи два разных произведения даже одного композитора или две разные скрипки одного мастера.

Чтобы понять музыкальное произведение, мы обращаемся обычно к двум сторонам - традиции (традиция – то, что унаследовано от предшествующих поколений), в которой оно возникло, и неповторимому «почерку» его автора.

Почему необходимо обращение к традиции?

Потому что всё в мире возникает постепенно, ничто не приходит ниоткуда. Каждая река вытекает из своего истока и впадает в своё море; мастерству предшествует ученичество, зрелости - юность... Новая песня рождается из песенных особенностей своего времени, новый ритм - из ритмических, новый тембр - из тембровых. Любое явление, взятое в отрыве от породивших его корней, выглядит нелепо, как пришелец ниоткуда.

Почему же мы вновь и вновь ищем в искусстве его уникальность (уникальный – единственный в своём роде), неповторимость?

Потому что в каждом значительном произведении, сколь бы сильно ни выражалась в нём традиция, обязательно есть то, чего ещё не было и никогда уже не будет, потому что миг творчества, как и любой миг, неповторим.

Единство старого и нового, образующее каждое музыкальное произведение, вызывает естественный вопрос: в чём оно проявляется? В биографии композитора? В названиях его произведений? Отчасти - да.

И жизнь композитора, и названия его произведений, - всё это помогает нам понять многое в его творчестве.

Но понимать музыку следует учиться у самой музыки, в которой фантазия, вдохновение, понимание мира нашли самое полное своё выражение.

И хотя музыка воздействует целостно, всё же она очень разная: в одних случаях в такой целостности солирует ритм, а в других - мелодия, в одних мы погружаемся в волшебный мир гармонии, в других - в многокрасочное тембровое царство. Это естественно: ведь в каждом произведении общий замысел диктует выбор необходимых средств выразительности.

Было бы странно, если, например, образы сказочного мира вдруг воплотились бы в угловатых, острых ритмах, а не в красочной гармонии и оркестровки. Также было бы странно, если бы испанские танцы зазвучали славянской плавностью линий, и т. д.

К счастью, этого никогда не бывает. Музыкальные сказки по-прежнему, как и всегда, неторопливы и красочны, а испанские танцы быстры и ритмичны.

Каждое настроение, каждое чувство, переживание и характер имеют своих музыкальных «представителей». Что-то выражает себя в мелодии, что-то - в гармонии, а что-то - в особенных динамических средствах.

Вот почему понимание музыки требует обращения к тому, что называется, средствами музыкальной выразительности. Эти средства образуются такими сторонами музыки, как ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембры и динамика. Разумеется, приведённый ряд может быть продолжен. Каждому музыканту известно, насколько важны различные штрихи, входящие в понятие артикуляции, ускорения и замедления темпа, образующие область музыкальной агогики, как необыкновенно выразительна роль педали.

Вслушайтесь в музыкальные произведения и постарайтесь подумать не только над тем, что музыка слагается из различных сторон своего звучания, но и то, чем именно выразительна каждая сторона. И тогда из текучести и разнообразия, всегда лежащих в основе музыкальных произведений, вы сможете выделить особенные черты, появляющиеся то в гармонии, то в тембрах или ритмах и образующие ту неповторимость «лика», которая всегда отличала великие произведения музыкального искусства.

Вопросы и задания:

  1. Что образует единство музыкального произведения?
  2. Что, кроме знания традиции и новаторства, помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?
  3. Послушайте Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера. Можно ли согласиться, что сила воздействия этой музыки связана с единством всех её выразительных средств? Для ответа на этот вопрос постарайтесь охарактеризовать особенности ритма, лада, мелодии, тембров, динамики. (Описание произведения в уроке )

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Вагнер. Вступление к 3 действию из оперы «Лоэнгрин», mp3;
Чайковский. Тема Карабос из балета «Спящая красавица», mp3;
Чайковский. Тема Феи Сирени из балета «Спящая красавица», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

6 класс

Тема: Единство музыкального произведения

Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.

Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.

Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?

Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

Давайте разберёмся в этих названиях.

1. Мелодия

Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

2. Гармония .

Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:

А) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;

б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.

3. Ритм

Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.

Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».

Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.

4. Лад

Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.

5. Тембр

Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).

Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.

Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.

Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.

На следующих уроках мы поговорим подробно о каждом компоненте музыкальных произведений, а сегодня послушаем пьесу Г.Свиридова "Тройка" из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель".

Свиридов Георгий Васильевич. 1915 –1998.

Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий методизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.

В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) - первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.

Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен, им используемые, обогатили мелодику.

Какой же образ нам нарисовала музыка?

- «Птица - тройка» лошадей.

Учитель : это поэтический символ чего и почему именно кони?

Это символ России, свободной и независимой, оплот православия. Конек венчал крышу русской избы – символ силы, но доброй, ведь Русь не нападала на врагов, а оборонялась.

Учитель : сколько основных музыкальных тем, характеризующих образы, вы услышали? Опишите первую музыкальную тему и пропойте ее.

Призывная, несущаяся, фанфарная…

Учитель: Опишите вторую музыкальную тему и пропойте ее.

  • песенная, протяжная, льется…

Василий Андреевич Жуковский:

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот, в сторонке божий храм

Виден одинокий.

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Воздымая гривы…


Тесное и широкое понимание музыкальной формы

Под формой музыкального произведения в тесном значении понимается тип его строения, то есть общий композиционный план: количество распорядок частей целого и характер отношений между ними.

В ходе эволюции музыкального языка возникали различные способы структурной организации музыки. Те из них, которые оказались наиболее устойчивыми и закрепились традицией, и обрели статус типовых композиционных планов. К таковым относятся все формы, начиная от периода.

Прежде чем охарактеризовать широкое понимание музыкальной формы, разберемся, почему оно необходимо. Дело в том, что к одному и тому же композиционному типу могут относиться сочинения, совершенно схожие по стилю, жанру, образному строю и всей системе выразительности средств. Так, в сложной трехчастной форме могут быть написаны траурные марш и юмористическое скерцо, лирический вальс или ноктюрн и бравурный этюд, пьесы или части циклов элегического и гротескного, идиллического и трагического характера.

Следовательно, музыкальная форма в тесном значении не охватывает всех параметров организации произведения. Отсюда и необходимость в широком понимании формы, обнимающем все без исключения задействованные в произведении языковые средства в их индивидуально-неповторимом соотношении: мелодические, ладовые, ритмические, гармонические, тембровые, динамические, фактурные и др. Таким образом, музыкальная форма в широком значении - это целостная организация всех выразительных средств, направленная на воплощение содержания и донесение его до слушателя. Целостная форма всегда уникальна - как уникально и содержание произведения, которое в ней осуществляется.

Два «измерения» музыкальной формы органично взаимосвязаны: форма как тип композиции является одним из важнейших стабилизирующих компонентов целостной формы.

В отечественной науке о музыке непоколебимо утвердилось положение о единстве содержания и формы в музыкальном произведении, во-первых, и о ведущей роли в этом единстве содержания, во-вторых. Однако на деле это бесспорное положение, можно даже сказать, всеобщий закон художественного мышления нередко понимается столь упрощенно-прямолинейно, что утрачивает свой подлинный смысл и низводится до уровня выхолощенной декларации.

Одна из главных тому причин - подход к музыкальному содержанию с внешних по отношению к самой музыке позиций, завышение значимости внемузыкальных факторов (о чем «рассказывает» музыка, что «отражает», что «изображает», «воспроизводит» и т.п.) и недооценка собственно музыкальных. Особенно ярко этот крен сказывается в истолковании музыки, сопряженной со словом, сценическим действием, литературной программой: здесь дело доходит до откровенной подмены музыкального содержания внемузыкальным, до их полного отождествления.

Разумеется, в ауре музыкального содержания всегда присутствует нечто запредельное по отношению к самой музыке - хотя бы уже по той причине, что она есть запечатление личностных отношений. Бесспорно, что музыка может и «рассказывать», и «отражать», и «подражать», и «изображать». Причем, умеет это делать с величайшей достоверностью, словно намеренно (а то и нарочито) высвечивая наружный слой своего содержания, который достаточно легко поддается словесно-образному прочтению, а потому и принимается за главное и единственное содержание. («Первое, что обычно полагают, это - что мысль может быть высказана только словесно - сетовал Асафьев).

В том-то и дело, что даже предельно «зримо» явленное внемузыкальное содержание далеко не равнозначно содержанию музыки. Более того, они могут разительно отличаться друг от друга. Сколько, к примеру, музыкальных шедевров написано на художественно беспомощные тексты! Пример тому, что музыкальное содержание живет в интонации, и только пройдя через горнило интонационной переплавки внемузыкальное содержание перевоплощается в одну из составляющих музыкально-художественного образа. Как идеальное измерение произведения, как его целостное содержание, как высший духовный смысл, музыкально-художественный образ по своей откровенной сути внепонятиен, то есть не поддается словесному пересказу. Да и «зачем желать «перевода» интонационно раскрытых мыслей на слова» - полемически вопрошал Асафьев. Ведь музыкальное мышление есть «мышление музыкой», настаивал ученый.

Абсолютизация вне- (или до-) интонационной стороны музыкальной содержательности с неумолимой логикой приводит к принципиально побочному представлению, «что в музыке - содержание само по себе, или элементы, составляющие музыку, сами по себе. Из них, на основе неизвестных правил и технических руководств, образуются «некие формы» (и, если точнее: в эти некие предустановленные формы вставляются мелодия, гармония, ритм) и в формы вносится содержание».

Уподобление художественной формы некоему вместилищу, которое существует до и независимо от содержания, лишает смысла саму постановку вопроса и о их единстве, и о ведущей роли содержания. Потому что понятая в таком ключе форма может наполняться любым содержанием (как бокал - любым напитком), никак на него не реагируя и не вступая с ним в какие бы то ни было взаимодействия. Определяющая же роль содержания при таком, сугубо «формальном» приятии его формой, может заключаться лишь в свободе выбора той или иной из готовых типовых конструкций.

Очевидная нелепость подобных представлений, намеренно здесь подчеркнутая, не мешает их живучести - пусть и не в столь откровенных продлениях.

Истинное понимание соотношения содержания и формы в музыке должно исходить из ее природы, соответствовать ей. Если музыка - искусство интонации, значит, интонационность должна пронизывать все произведение, и форма как главный его организующий фактор не может быть исключением. В интонационной сущности музыкального содержания и музыкальной формы и коренится их единство. А поскольку интонация является главной носительницей содержания, форма - как явление интонационное - содержательна. Единство содержания и формы в музыке достигается степенью взаиморастворения и взаимоотождествления: форма не просто отвечает содержанию, но им становится.

Творящим фактором этого единства выступает содержание в том высшем, глобальном значении этого понятия, которое именуется смыслом и которое равнозначно понятию художественной идеи, художественной конвенции. Именно художественная концепция определяет все внутримузыкальные процессы, начиная с важнейшего - интонационного отбора.

РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ НА ТЕМУ:

«Единство музыкального произведения»

Цель урока: Создание условий для определения целостности музыкального произведения.

Задачи:

Знать средства музыкальной выразительности, виды ритмов.

Учить аргументировать свою точку зрения по поводу муз-ных произведений.

Формировать вокально-хоровые навыки.

Ход урока

Организационный момент

( самоопределение к деятельности )

Учитель:

Я предлагаю наш сегодняшний урок провести под девизом:

«Ученику- удача, учителю -радость!»

Что является одной из главных форм деятельности на уроках музыки?

Ответы: (слушание музыки, музыкальных произведений)

Мы уже много знаем о классических произведениях, о композиторах, сочинивших эту музыку.

Давайте повторим, а что такое музыкальное произведение?

Ответы: (разные варианты)

Музыкальное произведение - сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.
Музыкальное произведение - это может быть любая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация .

Музыкальное произведение- это единое целое, как и любое художественное произведение.

Актуализация знаний .

Вопрос:

Из чего состоит это целое?

Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?
Ответы:

Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр.

Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу - создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

Учитель-

Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, то есть, в единстве всего, из чего оно состоит.

Трудно, а порой невозможно выделить в его звучании что-то одно- мелодию, ритм или тембры.

Чтобы понять музыкальное ное произведение, мы обращаемся обычно к двум сторонам- традиции , в которой оно возникло, и неповторимому почерку его автора. Нам надо узнать, что кроме знания традиций, новаторства и неповторимости, помогает лучше понять и узнать муз-ное произведение?

Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

(обращается внимание на записанное на доске слово- ЕДИНСТВО)

Единство музыкального произведения

(запись в тетради)

Постановка учебной задачи.

Какая цель сегодняшнего урока?

Ответы учащихся- узнать, в чём единство музыкального произведения.

Что мы должны ещё узнать и вспомнить, чтобы достичь этой цели?

Ответы:

Вспомнить средства муз-ной выразительности, узнать, чем достигается единство содержания и формы музыкального произведения.

Открытие нового знания.

Работа в группах.

Чтобы ответить на все вопросы, мы поработаем в группах.

Вспомним девиз нашего урока.

Удачи вам, ребята!

1 группа - учебник на стр 35,36- ответит на вопрос:

Что образует единство музыкального произведения?

2 группа - учебник на стр 37, 38- ответит на вопрос:

Что, кроме знания традиции и новаторства помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?

3 группа- впишут в текст карточек термины, которые характеризуют главные средства муз-ной выразительности.

(группе предлагаются 5 карточек и отдельно 5 названий муз-ных терминов)

Мелодия -

Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит ………. Греческое слово ………. состоит из двух корней: melos и ode, что означает « пение песни». …….. - это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

Гармония . -

Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». ……….. дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и ……….. нерасторжимая связь. ………….. имеет 2 смысла:
а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;
б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.
3. Ритм

Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ……….

……… в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.……… - тоже греческое слово и переводится как «мерное течение». ……….. обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки.

Благодаря ……… мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д.

………существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому, что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.
4. Лад
……. в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным.

……. - славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие ». В музыке …….. означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук ……… называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.
5. Тембр

……… в переводе с французского означает «окраска звука».

……….. - это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим ………

В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).
Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой …….., по которому мы его узнаём.
4 группа - из множества разных предложенных музыкальных терминов, должны выбрать те, которые относятся к средствам муз-ной выразительности.

(ключевые понятия- ритм, мелодия, гармония, аккомпанемент, динамика, лад, темп, фактура, регистр)

4.Закрепление первичного материала.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, запись в тетради основных терминов урока.-

Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.

Учитель. Молодцы! Я очень довольна вашими ответами! Вы доставили мне радость и удовольствие от полученных вами знаний работы в группах.

Слушание музыки

«Мазурка» Ф. Шопена.

Вальс « Сказки венского леса» И. Штраус.

Вопросы:

Что общего между произведениями? Чем различны? Почему так решили? Назвать средства муз-ной выразительности, с помощью которых композиторы помогли нам лучше узнать свои произведения.

Охарактеризовать особенности ритма, лада, мелодии, тембра, динамики в танцах.

Исполнение «Всюду музыка живёт»

Итог урока.

Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.

Рефлексия

Какие знания вы открыли для себя на уроке?

Какие элементы урока вам понравились?

Предлагаю группам дать оценку своей работы.

9. Домашнее задание .

Учебник - стр. 38. Ответить на 4 вопрос.

Источники