Оружие способное чувствительно ранить какой троп. О тех кого никогда не было

Т.А. Кушевич

Учимся на чужих ошибках.

11­й класс

Из журнала «Русский язык», №2, 2012 (приложение к «1 сентября») http://digital.1september.ru/


ТЕКСТ
(1) Фамилия! (2) Удивительное все-таки это слово... (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века.

(5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. (6) То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, ее носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря – порою ее даже трудно заподозрить.

(8) Человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая. (9) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. (10) Нередко случается, что фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает – недоброжелатели превращают ее в оружие, способное чувствительно ранить. (11) Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг.

(12) Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорчались, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьезные, характерные имена в своих тетрадях... (14) В чем тут секрет? (15) Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, может играть такую большую роль? (16) Действительно, тут скрыта какая-то тайна.

(17) Писатель Н.Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л.Андреева (пока он был молод и еще не успел прославиться), его собственная фамилия. (18) «Оттого и книгу мою издатель не печатает, – всерьез сетовал Андреев, – что имя мое решительно ничего не выражает. (19) Андреев! (20) Что такое “Андреев”? (21) Даже запомнить нельзя...»

(22) По-иному негодовал живший в те же времена литератор Василий Розанов. (23) «Удивительно противна мне моя фамилия, – писал он. – (24) Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: “Немецкая булочная Розанова”. (25) Ну, так и есть: все булочники – Розановы, следовательно, все Розановы – булочники! (26) Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии...»

(27) Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»... (28) Как же было не позавидовать Брюсову: ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут... (29) Но читаешь это – и диву даешься!

(По Л.Успенскому)

СОЧИНЕНИЕ

ПО ТЕКСТУ Л.УСПЕНСКОГО 1
Влияет ли фамилия человека на отношение к нему? Играет ли она важную роль в жизни каждого человека? Над этими интересными вопросами размышляет Л.В. Успенский, писатель и филолог.

Стремление убедить читателя, «заразить» своими мыслями проявляется в построении текста. В самом начале автор обращает наше внимание на то, что фамилия появляется не просто так, а «применительно к каким-то временным обстоятельствам». Успенский подчеркивает, что фамилии привлекают писателей: великие мастера литературы всегда стремятся подобрать такие, которые будут отражать характер и поступки того или иного героя. В конце автор говорит о людях, для которых фамилия сыграла важную роль. Такое построение текста придает выводам и размышлениям Успенского глубину и выразительность.

Писатель считает, что «человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая». Они могут «огорчать и радовать», «нравиться и внушать отвращение», «быть предметом досады и гордости». Часто бывает так, что фамилия определяет отношение к «новому лицу», поэтому должно пройти время, чтобы «человек это впечатление изменил или опроверг».

С мнением Успенского трудно не согласиться. Действительно, фамилия, подобно одежде, может сформировать мнение окружающих. Не зря большинство писателей придумывают «говорящие» фамилии. Фамилия каждого героя несет определенную идейно-стилистическую нагрузку в произведении. Так, у Фамусова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» она соотнесена с латинским словом «молва». Этим автор подчеркивает важные черты героя – он зависим от мнений общества и любит разносить слухи.

Не могу не вспомнить Н.В. Гоголя, который так виртуозно нарекает своих героев «говорящими» фамилиями. Это и Хлестаков, мастер безудержного, «хлесткового» вранья, и ТяпкинЛяпкин, главная черта которого небрежность, и многие другие.

Таким образом, фамилия – это не просто «удивительное слово», которое связано с рождением человека, но и история его семьи, его рода. Зачастую она формирует неправильное мнение о человеке, но каждый способен изменить это первое впечатление и опровергнуть его. Все в наших силах.

(282 слова)
АНАЛИЗ И ОЦЕНИВАНИЕ СОЧИНЕНИЯ

ПО ТЕКСТУ Л.УСПЕНСКОГО
(В СООТВЕТСТВИИ С УТВЕРЖДЕННЫМИ КРИТЕРИЯМИ)
Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы




Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

I. СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ

К1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый в принципе верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы,

Однако, исходя из содержания работы, думается, необходимо внести некоторые уточнения (см. отредактированный текст)


1

К2

Комментарий к сформулированной проблеме

исходного текста


1

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но не совсем полно. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.

Однако есть некоторые недочеты.

1.Анализ структуры исходного текста является лишним, т.к. не соответствует поставленной задаче, не способствует ясному всестороннему освещению выбранной проблемы.

2. В комментарии нужно сказать о происхождении фамилий, отразить отношение к своим фамилиям выдающихся деятелей науки и искусства, т.к. этого требует дальнейший текст сочинения



К3

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет



1

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения

по проблеме


Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, согласившись с его позицией. Приведено 3 аргумента: 2 – из художественной литературы и 1 из личных наблюдений (в последнем предложении текста).

2 аргумента из художественной литературы являются однотипными, поэтому можно было ограничиться примером из какого-либо одного произведения.

Аргумент, связанный с личным опытом учащегося, оформленный как вывод следует расширить, чтобы он стал полновесным аргументом.

Например, таким образом: «…каждый способен изменить это первое впечатление и опровергнуть его». Никому сейчас не придет в голову каламбурить по поводу фамилий известного русского адвоката Ф.Плевако или видного государственного деятеля царской России И.Н. Дурново . «Все в наших силах!»



3

II. РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

В работе нет нарушений абзацного членения текста.

Допущена 1 логическая ошибка: в выводе содержится мысль, отсутствующая в основной части работы, – о том, что фамилия связана с историей рода, семьи человека


1

К6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

2

К10

Соблюдение речевых норм

Допущены 1 речевая ошибка и 1 речевой недочет.

1) Нарушена лексическая сочетаемость:

(…придает выводам и размышлениям Успенского глубину и выразительность).

2) В тексте много раз повторяется слово мнение (см.4 и последний абзац).

Необходимо использовать синонимы, например, точка зрения, представление


2

К11

Соблюдение этических норм

Этические ошибки в работе отсутствуют 1

1

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Допущена 1 фактическая ошибка: Главная черта [характера Ляпкина-Тяпкина] – небрежность . На самом деле в образе Ляпкина-Тяпкина Гоголь высмеивает недобросовестное отношение к своим служебным обязанностям

0

Общее количество баллов за всю письменную работу

(К1–К12)


18

(1) Фамилия! (2) Удивительное все-таки это слово... (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века.
(5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. (6) То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, ее носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря – порою ее даже трудно заподозрить.(8) Человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая. (9) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. (10) Нередко случается, что фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает – недоброжелатели превращают ее в оружие, способное чувствительно ранить. (11) Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг.(12) Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорчались, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьезные, характерные имена в своих тетрадях... (14) В чем тут секрет? (15) Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, может играть такую большую роль? (16) Действительно, тут скрыта какая-то тайна.(17) Писатель Н.Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л.Андреева (пока он был молод и еще не успел прославиться), его собственная фамилия. (18) «Оттого и книгу мою издатель не печатает, – всерьез сетовал Андреев, – что имя мое решительно ничего не выражает. (19) Андреев! (20) Что такое “Андреев”? (21) Даже запомнить нельзя...»(22) По-иному негодовал живший в те же времена литератор Василий Розанов. (23) «Удивительно противна мне моя фамилия, – писал он. – (24) Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: “Немецкая булочная Розанова”. (25) Ну, так и есть: все булочники – Розановы, следовательно, все Розановы – булочники! (26) Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии...»(27) Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»... (28) Как же было не позавидовать Брюсову: ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут... (29) Но читаешь это – и диву даешься!(По Л.Успенскому)

Показать текст целиком

Какую роль играют фамилии в жизни людей? Как она влияет на человека? Именно эту проблему автор Л.В.Успенский поднимает в данном тексте. Эта проблема особенно актуальна в наши дни. Автор размышляет о том, как фамилии влияют на жизни людей, и какую роль они играют. Писатель отмечает, что фамилии могут как огорчать, так и радовать, "быть предметом досады или гордости". Порой фамилия становится источником неприятностей для человека. Автор размышляя над этой проблемой, приводит в пример писателя, которого огорчала своя собственная фамилия. Он утверждал, что его фамилия ничего не выражает. Фамилии по-разному влияют на людей. Одним они кажутся простыми, не значимыми. А другим приносят огорчение или отвращение. Автор приводит в пример писателя Василия Розанова, которому была противна своя фамилия. Она напоминала ему булочную Розанова. И теперь он думал, что "все Розановы-булочники!" Лев Васильевич Успенский считает,что фамилии играют большую роль в жизни людей. Они каким-то образом накладывают отпечаток на судьбы носителей . Я согласна с автором и считаю, что действительно, фамилия играет большую роль в жизни человека. Она может как радовать, приносить гордость

B8 № 1938. «Передавая чувства своего героя, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как _______ (предложения 8, 9, 35-36) и _______ (предложения 17-18). Тропы _______ («червонно-золотых куполов», «разящее воспоминание»),_______ («воспоминание колыхнулось», «река горела») - усиливают образность текста».

Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) литоты
3) сравнительный оборот
4) метафоры
5) гипербола
6) эпитеты
7) парцелляция
8) риторический вопрос
9) восклицательные предложения


(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая - куда, не замечая подъёма. (2)И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3)И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4)3емля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство. (5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6)Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7)Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленнымbслежавшимся щебнем. (8)Да! (9)Да! (10)Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11)Он оглянулся. (12)Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мост и дальше к Кремлю. (13) Но колокольня? (14)Её нет. (15)Или эти груды камня - от колокольни? (16)Яконову стало горячо в глазах. (17)Он зажмурился, тихо сел. (18)На каменные обломки, завалившие паперть. (19)Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20)Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании:

-(21)Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве?

(22)И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращенной алтарём в кривой безымянный переулок. (23)Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24)И тут же рос, в углу ограды, старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной.

- (25)Вот эта церковь,- сказала Агния.

- (26)Но не самое красивое место в Москве.

- (27)А подожди.

(28)Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот.

-(29)Так смотри!

(30)Антон ахнул. (31)Они вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.

- (35)Да! (Зб)Это - Москва! - захваченно произнёс Антон.

- (37)Но она - уходит, Антон,- пропела Агния.- Москва - уходит!..

- (38)Куда она там уходит? (ЗЭ)Фантазия.

- (40)Эту церковь снесут, Антон,- твердила своё Агния.

-(41)Откуда ты знаешь? - рассердился Антон.- (42)Это художественный памятник, его как пить дать оставят.

(43)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой к колоколам заглядывали ветки дуба.

-(44)Снесут! - уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, вжёлтом свете и в жёлтой шали.

(45)Яконов очнулся. (46)Да, ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47)Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48)Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями...
(По А. Солженицыну*)

*Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) - выдающийся русский писатель, публицист, историк, поэт и общественный деятель.

Спрятать текст

Пояснение.
Восклицательное предложение - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 8, 9, 35, 36 являются восклицательными.

Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.

Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.

Метафора - скрытое сравнение, иносказание.

Ответ: 9,7,6,4

Читаешь это и диву даешься. Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»… Как же было не позавидовать Брюсову; ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут… Но…

Вспомнишь эти смешные терзания, и волей-неволей придет на ум жалкий и противный персонаж из «Села Степанчикова» Ф. М. Достоевского, Григорий Видоплясов, лакей и поэт, дуралей и виршеплет.

Лакей Видоплясов писал стихи. Он собирался даже печатать их за счет доброго барина. Все было прекрасно, кроме той фамилии, которою его наградила судьба.

« -…Он - ко мне, - рассказывает его барин, - жалуется, просит, нельзя ли как-нибудь переменить его фамилию, и что он давно уж страдал от неблагозвучия…

Необлагороженная фамилия-с,- ввернул Видоплясов.

Ну, да уж ты молчи, Григорий!» - сердито обрывает лакея барин, но тут же замечает, что коли и впрямь придется Видоплясову издать стихи, «то такая фамилия, пожалуй, и повредит».

«- Представь себе, если на заглавном-то листе будет написано: „Сочинения Видоплясова“… Ну что за фамилия Видоплясов? А все эти критики… Просмеют за одну только фамилию…»

Очень похоже на огорчения Андреева и Розанова: у тех ведь тоже фамилии были «необлагороженные». Но вот что удивительно: критики-то, оказывается, и на самом деле имели обыкновение «просмеивать» людей по таким неожиданным поводам.

Когда мы слышим слово «Гоголь», перед нами возникают тома замечательных книг, шум театральных представлений, бронза памятников… «Гоголь» - какая прекрасная, звучная фамилия! Каждый хотел бы ее носить.

А ведь было время, когда журналы пренебрежительно печатали: «Кто бы ни был автор, гоголь или кулик - все равно…» Тогда слово «гоголь» сохраняло еще свое исконное значение - «дикая утка», нырок, и даже хороший друг писателя Павел Нащокин сделал ему довольно оригинальный комплимент:

«Если вы и птица, Николай Васильевич, то - небесная! »

Трудно себе представить, сколько пошленьких шуточек приходилось в свое время выслушивать самым прославленным нашим людям по поводу их фамилий. «Какие, однако, странные у теперешних писателей фамилии - ехидничал известный пошляк, лебезивший перед властями критик Буренин в начале 900-х годов,-то водку напоминают, то чихание…»

Он имел при этом в виду Максима Горького и А. П. Чехова (Сам Чехов относился к этому «вопросу» иронически. В. Тихонов пожаловался ему на свою, недостойную писателя, фамилию. Антон Павлович насмешливо посоветовал заменить ее более красивой и звучной, скажем - Беневоленский, типично поповской.

Известно, правда, и прямопротивоположное отношение к собственным фамилиям. «Я, - пишет в своей биографии Ч. Чаплин, - выучился в школе писать свою фамилию: „Чаплин“. Это слово меня пленяло; мне казалось - оно и впрямь похоже на меня…»).

Глупо? Конечно, глупо. Но даже и этот пример лишний раз подтверждает: человеческие фамилии - вещь хитрая и тонкая. Видимо, их наличие играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. Случается, фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает - недоброжелатели превращают ее в оружие, способное чувствительно ранить. Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг. Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова; недаром авторы вечно «играли» ими в своих произведениях, радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, печалились, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьезные, характерные имена в своих тетрадях…

Департамент образования

администрации Сургутского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Лянторская средняя общеобразовательная школа №7»

Спецификация заданий для промежуточного контроля по русскому языку

Пояснительная записка

10 класс

Промежуточная тестовая контрольная работа предназначена для обучающихся 10 класса как базового, так и профильного уровня.

Тест составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней. Данный тест построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала по русскому языку.

1.Назначение КИМ

Контрольные измерительные материалы позволяют оценить качество подготовки по русскому языку обучающихся 10 класса с целью установления уровня освоения учащимися учебного материала за 5-9 класс. Тексты заданий предлагаемой модели контрольной работы в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках и учебных пособиях, включенным в Федеральный перечень. Результаты мониторинга используются для определения коррекционных мероприятий по предмету.

2. Документы, определяющие содержание контрольных измерительных материалов

Содержание работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, ООП ОСО МАОУ «Лянторская СОШ№7».

3. Структура КИМ ЕГЭ

КИМ содержит 20 заданий с кратким ответом.

В КИМ предложены разновидности заданий с кратким ответом:

задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;

задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.

4 . Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной контрольной работе (тест) по русскому языку

Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме -Н-/-НН-)

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

речи

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей

речи

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Стили и функционально-смысловые типы речи

Анализ средств выразительности

23балла

Распределение заданий контрольной работы по проверяемым умениям и видам деятельности.

Проверяемые умения и виды деятельности

Уметь правильно определять постановку ударения в слове и формах слов.

Уметь правильно определять л ексическое значение слова.

Уметь правильно определять л ексическое значение слова.

Уметь правильно определять морфологические нормы образования форм слов

Уметь правильно определять синтаксические нормы в предложениях с деепричастным оборотом.

Уметь правильно определять

Уметь правильно определять синтаксические нормы согласования и управления, нормы построения предложений с однородными членами и сложноподчинённых предложений.

Уметь применять правило «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи».

Уметь отличать корни с чередующимися и безударными непроверяемым гласными от корней слов с безударной гласной, проверяемой ударением.

Уметь применять правила при правописании приставок: правописание неизменяемых приставок; правописание приставок на з-(с-); правописание приставок пре-/при-, правописание гласных ы/и на стыке корня и приставки.

Уметь применять правила правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Уметь применять правила правописания суффиксов различных частей речи

(кроме -Н-/-НН-).

Уметь различать на письме слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Уметь различать на письме слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Уметь производить анализ текста, определять смысловую и композиционную целостность текста.

Уметь производить анализ текста, определять функционально-смысловые типы речи.

Уметь правильно определять средства выразительности русской фонетики, словообразования, грамматики, лексики и фразеологии.

5. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся

1.Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.

2. Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.

3. Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов.

4. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных

текстов, справочной литературы, средств массовой информации.

5. Работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте.

6. Система оценивания.

Для оценивания результатов выполнения работ учащимися наряду с традиционной отметкой «2», «3», «4» и «5» применяется и ещё один количественный показатель – общий балл, который формируется путём подсчета общего количества баллов, полученных учащимися за выполнение работы. Каждое задание оценивается в 1 балл, таким образом, за работу обучающийся может набрать максимальное количество баллов – 23. Оценивание работ может дифференцироваться в зависимости от уровня учебных возможностей класса.

Шкала перевода набранных баллов в отметку:

«5» - 23-20 баллов;

«4» - 19-15 баллов;

«3» - 14-10 баллов;

«2» - 9-6 баллов.

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. С учетом конкретных условий учитель может вносить в текстовые работы свои коррективы.

Тест 1

сливОвый бАловать квАртал начАв

запишите предложение правильно.

Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

В последние десятилетия проводится серьёзная работа по развитию и укреплению сотрудничества государств в ГУМАННОЙ сфере.

ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

запишите предложение правильно.

Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было видеть залегающие пласты серо-чёрного ГЛИНЯНОГО сланца.

Давыдов принес из кухни ГЛИНЯНУЮ чашку с холодными щами.

В историческом музее я впервые увидел ГЛИНЯНЫЕ черепки посуды эпохи неолита.

Однажды я увидел возле этой хаты женщину, она растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.

Ответ­­­­­­­­­­_____________________________________

запишите слово (словосочетание) правильно.

пара носков

наиболее уместный

около пятиста фотографий

поезжайте в город

Определяя значение непонятных слов,

    мной овладели сомнения.

    обращайтесь к словарю.

    учитывается контекст.

    некоторые из них оказались многозначными.

Ответ_____________________________________

    В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П.И. Чайковского.

    Среди домов, построенных на этой улице, было несколько многоэтажных.

Ответ_____________________________________

    Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».

    Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.

    Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.

    В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.

Ответ_____________________________________

8. Укажите цифры, на месте которых пишется НН?

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

Золотилось солнце на востоке, за тума(1)ой синью отдалё(2)ых лесов, за белой снежной низме(3)остью, на которую глядел с невысокого берега древний русский город.

Ответ________________________________________________________

    экз_менатор, парад_ксальный, пол_скать (кошку)

    ав_нгард, утр_мбовать, возг_рание

    фил_рмония, рест_врировать, безотл_гательный

    ц_ремония, зам_розить, неприк_сновенность

    п_дписать, с_гласив, поз_вчера

    ра_положиться, бе_деятельный, в_помнить

    пр_образовать, пр_неприятный, пр_следовать

    под_грать, сверх_нтересный, небез_звестный

    беспоко_шься, заброш_нный

    накорм_шь, потревож_нный

    поджар_шь, независ_мый

    сыпл_шь, подмеч_нный

Ответ___________________________________________________________

13. Выпишите слово(а) , в котором(ых) пишется буква Е?

перестра_ваться

магни_вый

зашпакл_вать

незатейл_вый

Ответ___________________________________________________________

Со мной поздоровался (не)знакомый человек.

Всех смутили (не)проверенные слухи.

А.Н. Толстой умер, (не)успев дописать роман «Пётр I».

(Не)лёгкий, но достойный удел ожидает нашего героя.

Ответ___________________________________________________________

15. Определите словосочетание, в котором НЕ со словом пишется слитно? Раскройте скобки и выпишите это слово.

С середины XIX века русские ученые (не)раз организовывали экспедиции на вулканы Камчатки.

(Не)понятное поведение героя объяснено автором в последней главе.

(Не)всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.

Ответ___________________________________________________________

выпишите эти два слова .

(И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.

(В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашел.

Исходя из представления о предопределённости, можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.

Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.

Ответ___________________________________________________________

выпишите эти два слова .

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.

Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.

Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.

На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) вся горечь из них вышла.

Ответ___________________________________________________________

(1)Вилъгелъм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.1814

(2)Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?1825

(3)Какие разные оценки одного человека - одним и тем же, дружеским, пером!

(4)Где истина? (5)В каком году?

(6) …

(7)Однажды в невесёлый час Вильгельм Кюхельбекер напишет мужу старшей сестры, известному учёному и педагогу Григорию Глинке, что в Лицее всё ему немило, что друзей нет и дел нет. (8)Родственник отвечал: «...жалею вместе с тобою о твоих неудачах», советовал крепче приналечь на науки, но винил и самого Кюхлю:

(9)«Ты напрасно надеешься найти друзей между ветрениками твоих лет, не созрев пока сам для чувства дружбы. (10)Вообще старайся воспользоваться золотою порой молодости твоей, занимаясь исключительно науками, в которых благо жизни нашей; не упускай притом из виду будущего своего назначения в обществе и сделай себя достойным его. (11)Не плачь обо всём и во всякое время; плаксивое лицо, точно как и слишком грустное расположение духа, нимало не сочетается с юношеским возрастом. (12)Привыкнув на все вещи смотреть с худой стороны, ты поневоле будешь несчастлив. (13)Верь также мне, что мы во всех почти случаях жизни сами бываем орудием собственного нашего счастия или злоключения».

(14)Да Кюхельбекер и сам в другую минуту назовёт друзей «милыми и прекрасными».

(15)Так и будет впредь: дружба и насмешка, дружба и безжалостная эпиграмма. (16)Кюхля вызовет Пушкина стреляться; от насмешек над своей долговязой, нескладной фигурой придёт в отчаяние; однажды кинется топиться в Царскосельский пруд - его вытащат и будут любить, как и прежде любили, удивляясь сочетанию вдохновения, таланта и страшных несообразностей. (17)Любя, станут снова издеваться, мириться...

(21)Важно ли, в каком веке были молоды и состарились былые одноклассники? (22)Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи? (23)Носят ли джинсы или камзолы, треуголки? (24)Конечно, разница веков нам небезразлична. (25)Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль... (26)Но сколько здесь общего! (27)Разве они, юные прадеды, не любили, как правнуки, не мечтали, не умирали? (28)Разве мы, современники космических ракет и теперь уже цифрового телевидения, не нашли бы, о чём поговорить, о чём спросить тех ребят, а они - нас?

(29)Глядя на себя и своих друзей как бы со стороны, «через другой век», через дела, мысли и документы давно ушедших людей, мы вдруг замечаем то, что вблизи, вплотную, было почти неразличимо...

(По Н.Я. Эйдельману*)

*Натан Яковлевич Эйделъман (1930-1989) -
писатель, историк, литературовед.

18. Какое предложение должно быть на месте пропуска под цифрой 6?

    Нигде...

    Везде...

    Пушкин никогда в этом не признается...

    Свидетельства истинного отношения Пушкина к Кюхельбекеру утрачены...

    В предложениях 7 - 8 представлено повествование.

    В предложениях 11 - 13 представлено рассуждение.

    В предложениях 16-17 перечислены произошедшие события.

    Предложение 9 содержит описание.

Талантливый пушкинист Н.Я. Эйдельман, посвятивший свою научную и литературную деятельность истории декабристского движения, сравнивает дружеские отношения современных молодых людей и лицеистов пушкинского выпуска, используя такой приём, как _____ (предложения 9-13), и синтаксические средства: _____ (например, в предложении 16) и _____ (предложения 21-23, 27-28). _____ («дружба» - «насмешка», «дружба» - «эпиграмма» в предложении 15) подчёркивают своеобразие отношений между лицеистами».

Список терминов:

    риторические вопросы

    контекстные антонимы

    эмоционально-оценочные слова

    разговорные слова

    ряды однородных членов

    метафоры

    вопросно-ответная форма изложения

    сравнительный оборот

    цитирование

Ответы (тест №1)

1. НачАв
2. В последние десятилетия проводится серьёзная работа по развитию и укреплению сотрудничества государств в ГУМАНИТАРНОЙ сфере.

3. Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было видеть залегающие пласты серо-чёрного ГЛИНИСТОГО сланца.

4. 3
5. 2
6. 3
7. 1

8. 1,3,4
9. 1,2,3
10. Экзаменатор, парадоксальный, поласкать (кошку)
11. Преобразовать, пренеприятный, преследовать

12. Поджаришь, независимый

13. Магниевый, зашпаклевать
14. Не успев
15. Непонятное

16. Итак, потому
17. Поэтому, чтобы

18. 2

19. 4

20. 9,5,1,2

Тест 2

(промежуточный контроль 10 класс)

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

сливОвый значИмость вручИт квАртал

Ответ_____________________________________

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово, исправьте ошибку и запишите предложение правильно.

Анастасия Викторовна ДЕЛОВИТОЙ походкой прошла к рабочему столу.
ДЕЛОВИТЫЕ прохожие, озабоченные своими мыслями, не обращали внимания на шумную компанию ребят.

Дежурный с ДЕЛОВИТЫМ видом перечислил те задания, которые предстояло выполнить в течение дня.
Старшеклассники стараются придерживаться в одежде ДЕЛОВИТОГО стиля.

Ответ­­­­­­­­­­_____________________________________

3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово, исправьте ошибку и запишите предложение правильно.

Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.

В необъятном мире русской природы зимние, холодные цвета достойно соперничают с летними, КРАСОЧНЫМИ.

Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий, КРАСОЧНЫЙ.

Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

Ответ­­­­­­­­­­_____________________________________

4. В одном из словосочетаний допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово (словосочетание) правильно.

пара сапог
килограмм помидоров
ехай вперёд
в две тысячи пятом году

Ответ____________________________________

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Укажите номер ответа.

Внимательно прочитав задание,

1) у меня возникли вопросы.
2) приступайте к его выполнению.
3) мне всё стало понятно.
4) нужно выполнить его по образцу.

Ответ_____________________________________

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Укажите номер ответа.

    Благодаря находчивости Алексей вышел из словесного поединка абсолютным победителем.
    2) Футболист, игравший в нападении и который забил два гола, был воспитанником известного тренера.
    3) Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что будет рада всех нас видеть в воскресенье у себя на даче.
    4) Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневаются, что это одно из самых прекрасных зрелищ.

    Ответ_____________________________________

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Укажите номер ответа.

    На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.

    Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.

    Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».

    Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

Ответ_____________________________________

8. Укажите цифры, на месте которых пишется Н?

На праздничном вечере было сказа(1)о немало тёплых слов, адресова(2)ых юбиляру, который растрога(3)о благодарил пришедших его поздравить гостей.

Ответ________________________________________________________

9. Укажите цифры, на месте которых пишется НН?

На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж - широкий, с прекрасно нарисова(3)ым высоким голубым небом.

Ответ________________________________________________________

10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

оз_рять, утр_мбовать, в_негрет
парад_ксальный, экз_менатор, пол_скать (бельё)
ст_ринный, заг_релый, препод_ватель
увл_каться, безотл_гательный, дост_яние

Ответ_________________________________________________________

11. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр_брежный, пр_интересный, пр_свистнуть
раз_граться, меж_нститутский, небез_звестный
и_пользовать, бе_доказательный, ни_вергнуть
по_сказать, пре_начертанный, на_кусить

Ответ___________________________________________________________

12. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

помн_шь, незабыва_мый
раскол_шь, слыш_мый
постро_шь, знач_мый
задерж_шься, несгиба_мый

Ответ___________________________________________________________

13. Выпишите слово(а) , в котором(ых) пишется буква И?

забывч_вый
подпрыг_вающий
рул_вой
раскашл_лся

Ответ___________________________________________________________

14. Определите словосочетание, в котором НЕ со словом пишется раздельно? Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)зачем повышать голос, вас прекрасно слышно.
Кате вдруг стало (не)стерпимо обидно за тех людей, которые не слышат сейчас этой прекрасной музыки.
Не хотелось сейчас думать о (не)выполненном вчера обещании.
Усадьбу окружал (не)частый, но высокий забор.

Ответ___________________________________________________________

15. Определите словосочетание, в котором НЕ со словом пишется раздельно? Раскройте скобки и выпишите это слово.

Наш спутник оказался молчаливым, (не)разговорчивым человеком.

Егор слыл (не)утомимым тружеником.

Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.

Домашним животным (не)чего было опасаться людей.

Ответ___________________________________________________________

16. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте скобки и выпишите эти два слова .

ТАК(ЖЕ), как и её родители, Варя всегда стремилась говорить только правду, (ПО)ЭТОМУ ей нечего было стыдиться.
(В)ТЕЧЕНИЕ всего месяца спортсмены серьёзно готовились к отборочному туру, ЧТО(БЫ) завоевать право представлять свою страну на чемпионате мира. в
(В)ПОСЛЕДСТВИИ туристы с улыбкой вспоминали своё первое восхождение к вершине, которая (ПО)НАЧАЛУ казалась им недосягаемой.
(ИЗ)ЗА сильных дождей ТАК(ЖЕ) нарушилось движение городского транспорта, и многим пришлось добираться до работы пешком.

Ответ___________________________________________________________

17. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте скобки и выпишите эти два слова .

Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.

Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

Ответ___________________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Фамилия! (2) Удивительное всё-таки это слово... (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века.
(5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. (6) То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, её носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря - порою её даже трудно заподозрить.
(8) Человеческие фамилии - вещь хитрая и тонкая. (9) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. (10) Нередко случается, что фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает - недоброжелатели превращают её в оружие, способное чувствительно ранить. (11) Очень
часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг.
(12) Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорчались, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьёзные, характерные имена в своих тетрадях... (14) В чём тут секрет? (15) Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, может играть такую большую роль? (16) Действительно, тут скрыта какая-то тайна.
(17) Писатель Н. Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л. Андреева (пока он был молод и ещё не успел прославиться), его собственная фамилия. (18) «Оттого и книгу мою издатель не печатает, - всерьёз сетовал Андреев, - что имя моё решительно ничего не выражает. (19) Андреев! (20) Что такое «Андреев»? (.21) Даже запомнить нельзя...»
(22) По-иному негодовал живший в те же времена литератор Василий Розанов. (23) «Удивительно противна мне моя фамилия, - писал он. - (24) Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: «Немецкая булочная Розанова». (25) Ну, так и есть: все булочники - Розановы, следовательно, все Розановы - булочники! (26) Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии...»
(27) Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»... (28) Как же было не позавидовать Брюсову: ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут... (29) Но читаешь это - и диву даёшься!

(По Л. Успенскому*) *Лев Васильевич Успенский (1900-1978) - русский писатель, прозаик, филолог. Автор книг «Слово о словах», «Ты и твоё имя».

18. Какое место в тексте должны занимать предложения? Укажите номер ответа.
Почему всё строгое здание «Войны и мира» зашаталось бы, приди в голову Л. Толстому изменить фамилию своих героев Ростовых хотя бы на Перерепенко? И почему Гоголь точно так же не имел ни права, ни возможности уверить нас, будто его старосветские помещики могли быть не Товстогубами, а, скажем, Болконскими или Иртеньевыми?

1) между 1 и 2
2) между 15 и 16
3) между 19 и 20
4) между 26 и 27

19. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? Укажите номер ответа.

1) 4 предложение текста поясняет, конкретизирует то, о чём говорится в 3 предложении.
2) 29 предложение содержит эмоционально-оценочное суждение автора по поводу того, что высказывается в 22-28 предложениях текста.
3) В предложениях 8-11 представлено рассуждение.
4) В предложениях 22-25 представлено описание.

20. Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Вовлекая читателя в разговор, Лев Успенский использует такой приём, как _____ (предложения 14-15). Автор использует такие тропы, как ______ («оружие, способное чувствительно ранить» в предложении 10), ______ (например, «”удачную” фамилию» в предложении 13), усиливающие эмоциональность и образность текста. Такой приём, как ______ (предложения 18-21), помогает передать чувства персонажа.

Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) вопросно-ответная форма изложения
3) сравнительный оборот
4) метафора
5) парцелляция
6) цитирование
7) диалектизм
8) вопросительные предложения
9) эпитеты

Ответы (тест №2)

1. вручИт
2. Старшеклассники стараются придерживаться ДЕЛОВОГО стиля
3. Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСЯЩИМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

4. 3
5. 2
6. 2
7. 3

8. 1
9. 3
10. Парадоксальный, экзаменатор, полоскать (бельё)
11. Подсказать, предначертанный, надкусить
12. Построишь, значимый
13. Забывчивый, подпрыгивающий
14. Не выполненном
15. Не наступающий

16. В последствии, по началу
17. Наедине, сначала

18. 2

19. 4

20. 8,4,9,6