Открытое занятие ознакомление с произведениями искусства. Интегрированное занятие «Искусство

конспект занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста

с изобразительным искусством

«Путешествие в страну искусства»

Цели занятия:

Ø Закрепить представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж натюрморт портрет); умение находить один из жанров среди других и обосновывать свой выбор.

Ø Учить детей видеть отличительные и составные особенности пейзажа.

Ø Продолжать учить составлять композицию натюрморта по собственному замыслу.

Ø Расширить знания о портретном жанре, определять внутренний мир изображенного человека, различать чувства, настроение по выражению лица, по мимике.

Ø Учить изменять выражение лица, передвигая детали на фланелеграфе.

Ø Активизировать словарь, учить подбирать синонимы.

Ø Формировать любовь к прекрасному.

Ход занятия: Сегодня к нам должен прийти сказочный герой. Угадайте кто это? "Мальчик в шляпе большой любопытный и смешной, очень любит рисовать, только вот, ребята, что, он не знает ничего " Дети: Незнайка. Входит Незнайка: Здравствуйте, ребята. Хорошо, что вы меня знаете. Наверное, читали обо мне? Помните, однажды я хотел стать художником, но картины, которые я рисовал, никому не понравились? Вот я и пришел в детский сад к вам, чтобы научиться. Ведь я так люблю искусство! Я хочу побывать в сказочной стране искусства. Но туда так просто не попадешь. Нужно показать свои знания, а я ну ничего не умею. Воспитатель : Ребята, а давайте поможем Незнайке. Мы с вами многое знаем. Слушай, Незнайка, внимательно. Что такое живопись Дети: картины, написанные разными красками или другими цветными материалами Воспитатель: Кто пишет картина? Дети : художник Воспитатель: Что помогает художнику, какие помощники есть у него? Дети: краски, карандаши, мелки, гуашь, уголь, пастель. Воспитатель : А какие краски вы знаете? Дети: акварельные , мысленные, гуашь Воспитатель : чем отличаются между собой акварель и гуашь. Дети : акварельные краски разводятся водой, а гуашь не разводятся ничем Воспитатель : а чем разводятся масляные краски? Дети : маслом Воспитатель : Масляными красками пишут картины настоящие художники, и эти картины сохраняются многие, многие годы. А что такое оттенки? Дети : все цвета, похожие на основной цвет, только темнее или светлее. Воспитатель : Назовите оттенки красного Дети: розовый, бордовый, малиновый, алый. Воспитатель: Послушал Незнайка? Что скажешь? Незнайка : Как много вы знаете! Молодцы! Согласны со мной побывать в сказочной стране искусства? Колокольчик, позвони, в мир искусства позови

(играет музыка, дети идут по кругу и подходят к группе картин- пейзажей) Незнайка: Ой, сколько здесь картин! Воспитатель : Давайте посмотрим, какие картины здесь висят. О чем они рассказывают? Верно о природе. Как, одним словом назвать картины о природе? Дети: пейзаж Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, какую ошибку здесь допустили? Верно, среди пейзажей оказалась другая картина. Мы ее снимем. Какие пейзажи вам здесь знакомы? Кто их написал? Смотря на эти картины, мы видим красоту природы. А какое настроение возникает, глядя на эти картины? Дети: настроение грустное, радостное, нежное, веселое Воспитатель : А что хочется делать, глядя на картины? Незнайка : Я тоже хочу рисовать пейзаж. А как правильно рисовать пейзаж? Воспитатель : Да, обычно пейзаж пишут, но можно и изготовить этюд. Мы, Незнайка, сейчас все вместе изготовим такой этюд. Чтобы его составить мы будем использовать схемы. (рассматриваем схемы, какой порядок составления) - время года - делим лист пополам - уголок природы Дети выбирают по схеме и составляют пейзаж на фланелеграфе. Незнайка: Как красиво! Молодцы! Воспитатель : А где надо расположить картину, которую мы сняли? Дети: к натюрморту Незнайка : К «маморту»? А что это? Воспитатель : Не «маморт», а натюрморт. Ребята, давайте расскажем, что такое натюрморт. Подходим к группе картин натюрмортов Дети: Изображение красивых вещей и предметов таких, например - посуда, фрукты, овощи, цветы Незнайка: А вы и композицию умеете создавать? Воспитатель: Мы сейчас покажем тебе разные композиции натюрмортов (на листе цветной бумаги собирают дети натюрморт из вырезанных предметов) Незнайка: Ой, этому долго учиться надо. Так красиво получилось! Физминутка: «Красивый букет» (под музыку кто быстрее соберет красивый букет) Воспитатель : А какой жанр еще остался, нами не рассмотрен? (портрет) А что такое портрет? Дети: изображение человека Воспитатель : По портретам можно многое узнать о человеке? Что? Дети: узнать можно о настроении, о характере, о том, как человек живет Воспитатель : Что можно сказать об этих людях? Незнайка: Мой друг Тюбик тоже рисует портреты, вот он нарисовал сам себя Воспитатель : Дети знают как называется портрет самого автора, написанный им самим (автопортрет) Незнайка : А он и меня нарисовал! Вот! Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему все портреты разные? Да, у Незнайки разное настроение, поэтому и выражение лица менялось. Какой Незнайка изображен на этой картине? Какое у него лицо? (грустное, печальное, спокойное, удивленное) Игра " Мимика" (показать как дети сердятся, грустят, удивляются, веселятся) Воспитатель: Помогите мне грустного Незнайку превратить в веселого. Какие детали надо переменить. (на фланелеграфе разрезной портрет (рот и брови меняются) Незнайка: Ой, какой я веселый Воспитатель: Вот мы с вами побывали в стране искусства. Пора возвращаться в детский сад Незнайка: А я здесь останусь Воспитатель : Колокольчик позвони в детский сад нас верни. Вот мы и в детском саду. Где мы были? Понравилось? Что больше всего понравилось? Что было трудным в этом путешествии? Хотели бы еще раз попутешествовать? Сейчас в группе, если есть желание будем рисовать.

Программное содержание: подвести детей к пониманию того, что во все времена народ славил своих защитников и гордился ими; развивать желание высказываться по поводу увиденного; вызывать интерес к особенностям одежды воинов-богатырей, к присутствию декора (одежда защищала воина и была красивой); находить средства выразительности, помогающие определить характеры героев, их думы; .

Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», материал для аппликации на тему: «Украсим шлемы воинам».

Ход занятия

Беседа с детьми о том, зачем стране нужны воины. Как среди обычных людей можно отличить воина? Каким должен быть каждый воин, чтобы побеждать?

Воспитатель (В.). Защитники нужны были народу во все времена. Только они немного по-другому выглядели. Хотите увидеть воинов, которые были на Руси много лет назад?

Воспитатель вывешивает репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри».

В. Спустились с высоких холмов и остановились средь поля ровного три воина - три богатыря. Посреди, на черном (вороном) коне,- Илья Муромец. Он прикрылся ладонью от солнца, чтобы лучше видеть, и зорким, острым взглядом всматривается вдаль. На белом коне - Добрыня Никитич. Он тоже напряженно смотрит вдаль. Они не просто смотрят, они вдали что-то видят. Даже меч булатный наполовину вытащен из ножен. Как вы думаете, что могли они увидеть? Что могло их так встревожить? (Ответы детей.)

Что вы можете сказать о третьем богатыре? Чем он непохож на других? Глядя в лицо Ильи Муромца, мы можем сказать, что он сильный, спокойный, Добрыня Никитич - смел и горяч, а Алеша Попович - молодой, нежный, он как будто думает о своем. Он не только сражаться может, но и песни петь, и на гуслях играть. Всмотритесь повнимательней, и вы найдете у него гусли.

Дети, а кто из вас знает, как называется одежда воинов, их оружие?

Если дети затрудняются, воспитатель отмечает, что на голове у богатыря шлем, грудь защищает металлическая кольчуга. Оружие - копье, тяжелая палица, щит, меч, лук и стрелы. Необходимо обратить внимание на декоративные украшения, выполненные чеканкой, ковкой, инкрустацией драгоценными камнями. Все это украшает воинов и их коней. Кони тоже под стать богатырям: сильный вороной конь Ильи Муромца, готовый мчаться белый конь и спокойный, даже покорный, золотистый конь Алеши Поповича.

В. В изображении богатырей художник Виктор Васнецов использовал много красного и золотистого цветов. Это не случайно, т. к. красный цвет - цвет победы, радости. Как художнику удалось передать блеск металла? (Он не закрасил кольчугу одним цветом, а оставил светлые блики, и получился блеск металлической кольчуги.)

Как вы думаете, Родина сзади богатырей или впереди? Художник очень хотел, чтобы мы догадались, и небо изобразил бело-розовым.

Что в картине самое незащищенное? Найдите самую молодую елочку. Елочку, которая выросла раньше других. Как вы думаете, о чем в этот момент тревожатся елочки? Что они говорят друг другу? (Прием эмпатии.) Но зря волнуются елочки, что сильные ноги коней примнут их. Еще минута - и помчатся кони с богатырями туда, куда так внимательно всматривались воины: не видать ли врага, не обижают ли кого?

Давайте придумаем историю о том, что ждет богатырей впереди.

После этого воспитатель предлагает детям украсить формы-силуэты шлемов «драгоценными камнями», используя яркую цветную бумагу. Фоном для данной художественной деятельности может служить старинная русская народная песня о русском воине.

Рассматривание репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками»

Программное содержание: развивать навыки образного языка портретной живописи, чувство прекрасного; стимулировать стремление к анализу художественного произведения, к пониманию средств художественной выразительности портрета.

Оборудование: портрет В. А. Серова, репродукции картин «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Портрет Мики Морозова».

Ход занятия

В. Художники-портретисты в своих картинах создают портреты знаменитых людей: полководцев, композиторов, поэтов, артистов и т. д. А вот художник Валентин Серов за очень короткое время написал портрет девочки, и этот портрет стал самым лучшим его произведением, которое восхищает людей и в наши дни. А вы хотите полюбоваться?

Воспитатель показывает репродукцию картины «Девочка с персиками».

В. Что сразу же привлекло ваше внимание? Вы ничего не знаете об этой девочке, но давайте попробуем разгадать, что нам о ней хотел сказать художник? Он хотел, чтобы мы прочувствовали ту радость жизни, какую чувствовал он, когда писал картину. От чего у нас возникает радостное настроение? (От обилия света и тепла, летнего солнечного дня за окном, от спокойного милого лица девочки, ее легкой улыбки, от спелых бархатистых персиков на столе.) Если цвет - средство передачи настроения, то какие оттенки использовал художник, чтобы цветом передать радость?

Про какой цвет мы можем сказать, что он оливково-желтый? Найдите его. Бледно-розовый? Найдите на картине оттенки розового цвета (самые светлые и самые темные). Я скажу вам по секрету, что художник больше всего времени потратил на поиск нужных оттенков, чтобы передать нарядность кофточки девочки. Контрастно выделяется черный бант с красным цветком.

Для чего художнику здесь нужен был голубовато-серый, лилово-серый цвет? (Чтобы передать тень.)

Кто больше найдет следов тени? Где вы видите следы солнца?

Мы догадываемся, что за окном деревья, может быть, это сад. Но мы знаем уже: чтобы нарисовать речку, небо, деревья, художники берут не только зеленую, синюю краску. Что хотел показать художник, используя такие светлые тона за окном? (Залитый солнцем день.)

Вас, наверное, интересует, как оказалась девочка здесь. Ее зовут Вера Мамонтова. Она с родителями на даче. Ей здесь очень нравится. Она смотрит на художника своими темными спокойными глазами. Может быть, она даже немного смущается, потому что на ее щеках художник нарисовал румянец.

Что вы хотите узнать о ней? Что бы вы спросили у нее, если бы оказались в этой комнате? О чем бы вы спросили художника Валентина Серова? (Показать этапы создания портрета: набросок карандашом, первые цветовые пятна, детальная проработка цветом.)

Как бы вы назвали эту картину? (После высказываний детей воспитатель называет авторское название.)

Если интерес у детей не пропал, можно их вниманию представить картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Портрет Мики Морозова».

Показать и здесь настроение картины - чувство умиротворения от солнечного света и тепла дерева, отметить прекрасную передачу характера, внутреннего мира мальчика («Портрет Мики Морозова»).

Рассматривание репродукций картин И. Е. Репина «Стрекоза» и «Осенний букет»

Программное содержание: развивать способность воспринимать портретный жанр; вызывать желание разгадать замысел художника, определить характер, внутреннее содержание изображенного на портрете человека; показать силу такого средства выразительности, как цвет; , чувство радости от умения «читать портрет».

Оборудование: репродукции картин И. Е. Репина «Стрекоза», «Осенний букет», автопортреты И. Е. Репина в молодые годы и в последние годы жизни.

Ход занятия

В. Сейчас вы увидите картину, которую художник И. Е. Репин назвал «Стрекоза». Как вы думаете, что на ней может быть изображено? (Картину можно открывать постепенно, сверху вниз.) Может, художник что-то перепутал с названием? Если нет, то что он хо-тел таким названием сказать?

Жила-была девочка. Звали ее Верочка. Она была дочерью художника И. Е. Репина. Это была быстрая, радостная, легкая девочка, которая радовалась всему: солнечному деньку, теплу, лету красному, веселым забавам. Ох и непоседа была Верочка! Носилась целыми днями, порхала, как стрекоза. Вот и сейчас она вскочила на жердочку, и в следующий момент ее уже там нет, но художнику достаточно одного мгновения, чтобы все это передать. Художники видят больше, чем мы, они знают тайны красок и умеют отразить многое в своих картинах. Давайте попробуем разгадать. Какого цвета в картине больше всего? (Голубой цвет светлый, приглушенный.) А знаете ли вы, как может звучать цвет?

Яркие, теплые цвета звучат весело, радостно, громко. Холодные - свежо, спокойно, бодро; светлые, приглушенные цвета звучат нежно, мягко.

Вот почему так много голубого цвета в картине. Художник этим подчеркнул любовь, нежность к своей дочери.

Мы не видим солнца, но в картине его так много. Найдите его. Шляпка прикрывает лицо от солнышка, но оно пробралось и ласкает девочке щеку. Мы даже можем догадаться, с какой стороны светит солнце.

Мы стоим перед картиной, но нам кажется, что девочка находится высоко, и мы как бы смотрим снизу вверх. Почему нам так кажется? (Художник расположил портрет на фоне неба. Земли почти не видно, видны верхушки травинок. Наша непоседа будто парит в воздухе.)

А что еще говорит нам о том, что Верочка - непоседа? (Складки на колготах (чулочках).

Интересно, какой она станет, когда вырастет? Какой вы ее представляете? (Высказывания детей.)

Прошло много лет, и Вера выросла. А стала она вот такой (вывешивается картина «Осенний букет»). И. Е. Репин написал портрет взрослой Веры.

Можно ли назвать взрослую Веру стрекозой? Почему? Какой она стала? Подберите слова.

Если на картине «Стрекоза» светлый, но холодный голубой цвет согревался солнышком, то в картине «Осенний букет» много теплых тонов. Найдите следы осени. (Наряд Веры дополняет осенний колорит.) На картине звучат тишина, спокойствие и даже грусть. Вера смотрит прямо на нас. Как вы думаете, что она хочет нам сказать? А может, она хочет подарить нам этот чудесный осенний букет?

Когда И. Е. Репин писал портрет маленькой Веры, он был молод (показ автопортрета). Но Репин прожил очень длинную жизнь и написал свой портрет в последние годы жизни. Годы меняют лицо человека, но не изменилась его любовь к искусству. Ничего дороже живописи для него никогда не было.

Если у детей не пропал интерес, можно выставить репродукции других картин Репина и провести дидактические игры «Найди картину на палитре», «Найди картину по схеме», «Найди картину по наброску».

« Ознакомление дошкольников с произведениями изобразительного

искусства».

Цель: Познакомить детей с разнообразным миром

изобразительного искусства. Закреплять знания об искусстве, как виде творческой

деятельности людей.

Задачи: Дать определение таким видам изобразительного искусства, как: живопись, графика, иллюстрации к произведениям художественной литературы, скульптура,

декоративно-прикладное искусство

В доступной форме рассказать про жанры живописи: портрет, картина, натюрморт, пейзаж, привести примеры. Познакомить детей с великими произведениями живописи: И. И. Шишкин «Зима», И. И. Левитан «Большая вода», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», Г. Г. Мясоедов «Страдная пора»

Материалы: наглядное пособие Т. Н. Дороновой «Дошкольникам об искусстве» (для старшего возраста). Картинный материал В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Развитие связной речи.

Воспитатель рассказывает детям:

Сегодня мы познакомимся с произведениями изобразительного искусства. Искусство окружает нас повсюду, даже в этой комнате. Посмотрите на наших матрешек, на сервиз из гжели, на расписанный шелк это искусство. Вон тот расписной поднос - тоже искусство. Роспись на наших столиках для игры - и это искусство. К изобразительному искусству относятся живопись, графика, скульптура, декоративное и прикладное искусство. Только что мы с вами называли предметы декоративно-прикладного искусства. Называется оно изобразительным потому, что художник в произведениях живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства выражает свои мысли и чувства через изображение человека, животных, природы, вещей, узоров - через изображения всего многообразия явлений и предметов реального мира и воспринимается это искусство глазами. Изобразительное искусство возникло в глубочайшей древности. Сохранились многие памятники художественного творчества первобытного человека, например -наскальная живопись.

Живопись создается с помощью красок, наносимых на твердую поверхность (холст, дерево, стена и т. п.). По назначению живопись бывает монументальной, декоративной, театральной и миниатюрной. Монументальную живопись и мозаику мы все видели на станциях метрополитена. Это, правда, очень красиво. Наверное, почти все были в театре и видели во время представлений декорации - это театральная живопись. А маленькие расписные шкатулки - это миниатюрная живопись.

Графика - это изображение (рисунок), выполненное художником на бумаге или картоне с помощью карандаша, пера, угля, кисти, а также рисунок сделанный с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих его в большом количестве экземпляров. Произведения графики - это рисунки и гравюры, книжные иллюстрации и спичечные этикетки, газетные и журнальные карикатуры, плакаты, шрифты для книг, афиш, марки и товарные упаковки. Вот какая разная бывает графика.

Иллюстрация - любое изображение, поясняющее текст. Вы, наверное, не представляете себе ни одну книжку без красивых картинок - иллюстраций.

Скульптура - это объемное изображение чаще человека и животных. Она бывает круглой и отображает объект объемно, ее можно обойти вокруг. На занятиях лепкой мы с вами, конечно же, создаем скульптуру. Рельеф - это объемное изображение, частично выступающее над плоскостью.

. Декоративно-прикладное искусство - это художественно оформленные предметы, с которыми человек встречается в быту постоянно (одежда, мебель, посуда и т. д.). В декоративно-прикладном искусстве отражаются традиции народного искусства.

Теперь я хочу подробнее рассказать вам о живописи и ее жанрах, на которые она делится.

Натюрморт - жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудия труда, книги, посуду, снедь, т.е. все, что создано человеком и природой. Художник выделяет из окружающего мира предмет или группу предметов и раскрывает перед зрителем красоту привычных для людей вещей.

Есть в изобразительном искусстве другой вид натюрморта. В нем предметы говорят не о себе, а о своем хозяине. Как бы дают ему некоторую характеристику. Смотришь на изображения и думаешь, что хозяин этих вещей отошел на минутку и сейчас вернется.

Посмотрите на эти натюрморты. Что вы можете про них сказать? Какое настроение они у вас вызывают? Да. И цветы, и фрукты, и предметы быта - как настоящие. Мы словно ощущаем аромат цветов, представляем вкус сочных плодов, а предметы хочется взять в руки

Портрет - это такое изображение человека, которое не только передает его

внешний облик, но и раскрывает внутренние, психологические качества. Черты характера и внутреннее состояние человека можно увидеть в мимике лица, выражении глаз, манере ходить, одеваться, и т. д. Существует несколько видов портретов:

Интимные (И. Н. Крамской Н. А. Некрасов в период «Последних песен), раскрыты качества человека, известные только узкому кругу людей;

Парадные (В. А. Тропинин, портрет генерала А. И. Горчакова), это портреты видных деятелей, где показаны их заслуги и роль в обществе;

Социальные, рассказывающие о жизни целых классов;

- психологические (О.А.Кипренский, портрет А.С. Пушкина), в них с большой выразительностью выявляется характер человека;

Автопортрет (И. Е. Репин) - художник изображает сам себя.

- Существует еще и детский портрет. Если посмотреть на портрет В. А. Серова «Мика Морозов» можем увидеть удивленные глаза, почувствовать незащищенность, нежность, порыв ребенка.

Жанровая живопись рассказывает о быте и труде разных людей, об их успехах, радостях и невзгодах (Г. Г Мясоедов Страдная пора).

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый, морской. Пейзаж ярче других жанров живописи выражает

различные оттенки и нюансы чувств, эмоции художника, его отношение к окружающей природе. Пейзажные произведения созвучны с музыкой, поэзией. К каждому пейзажу можно подобрать музыкальное произведение. Восприятие картины В. Д. Поленова «Золотая осень» можно мысленно сопровождать строками А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса...

Лирический пейзаж отражает красоту природы, он вызывает определенные переживания - чувства грусти или радости, любви к Родине. Например, картина «Зима» показывает природу в ее наиболее спокойном состоянии. Художник уводит нас в уголок дремучего векового леса, но в эту пору лес спит, он пустынен и тих. И. И. Шишкин мастерски передает это величавое спокойствие: тяжелым белым покрывалом укрыта земля. Нигде не видно следов, лишь одна замерзшая птица одиноко сидит на ветке могучей ели. На огромных мохнатых еловых лапах неподвижно лежит снег. Зимний лес красив и величав, но словно слышится голос: «Тихо! Не потревожьте сон природы!» У таких полотен хочется читать лирические стихи. Картина Г. Г. Мясоедова «Страдная пора» (Косцы) пробуждает желание вспомнить строки С. А. Есенина:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке, Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки Ивы - кроткие монашки...

Романтический пейзаж вызывает у нас чувства яркие, сильные, страстные. Природа, отраженная в таком пейзаже, ассоциируется с чувствами человека. В картине И. И. Левитана «Весна - большая вода» весна - это пробуждение жизни, но вокруг все так спокойно, неподвижно, мирно; кажется, что и душа художника находится в состоянии покоя, созерцания жизни со стороны.

В драматическом пейзаже все изменчиво, напряженно, предвещает бурю, грозу. Такое полотно всегда вызывает ощущение тревоги, смятения, беспокойства. Например, картина И. К. Айвазовского Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями.

А теперь мы вместе посмотрим на картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Художник в своем произведении изобразил раннюю весну. Выстроились в ряд белоствольные березы. На их голых ветвях множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева этого птичьего «поселка», оглушая окрестности

неумолкаемым гомоном. Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких нежно - голубых облаках, и в синеватой полоске леса на горизонте, и в неярком свете солнца. В каждой детали картины проявилась душа страстного почитателя и знатока русской природы. Можно сказать, что он так описал весну, что мы не только слышим грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление и запах весны.

А теперь назовите, в каком жанре написано это произведение? Умея ориентироваться в изобразительном искусстве вы можете посетить настоящую картинную галерею и открыть много интересного!


Конспект занятия по ознакомлению с искусством в старшей группе

Тема: «Март – заря весны» .
Цель.
Создание условий для реализации творческих замыслов детей.
Задачи.
Формировать у детей эмоциональный отклик на живопись, поэзию, музыку и умение выражать впечатления в рисунках.
Развивать художественное видение пейзажной картины, умение соотносить живописный образ с поэтическим и музыкальным.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.

Оборудование. Репродукция картины И. Левитана «Март». Аудиозапись музыки: «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди. Разные изобразительные материалы, альбомные листы, кисти, мольберты.

Ход занятия.

Дети удобно располагаются на подушках перед мольбертом с закрытой картиной.
Воспитатель.
Ребята, назовите, какое сейчас время года? Верно, весна, а точнее – самое ее начало. Весной преобладают нежно-голубой, изумрудный, бирюзовый и другие оттенки зеленого цвета. За один сезон сменяют друг друга быстротечные периоды весны: весна света, весна воды, весна зелени и предлетье. Весной оживает вся природа, все вокруг пробуждается и зеленеет! Любуясь весенним расцветом природы, художники-пейзажисты отражают свои впечатления в своих полотнах. Сейчас мы рассмотрим один из пейзажей о весне (открываю картину). Полюбуйтесь этим шедевром и послушайте небольшую музыкальную пьесу из альбома Петра Ильича Чайковского «Времена года».

Даю время для рассматривания картины и слушания музыки.
— О чем рассказала нам музыка? Что вы слышали?
Ответы детей.

— Какой характер у этой пьесы: грустный или радостный, задорный; звонкий или тихий?
Рассуждения детей.

— Вглядитесь в изображение. Как вы думаете, передает ли музыка настроение, которое создал художник?
Рассуждения детей.

— На картине нарисован первый месяц весны – март. Недавно, мы знакомились с народными приметами о весне, давайте вспомним приметы марта.
1 ребенок. Март – заря весны. Его в старину называли капельником. Ведь в начале весны везде звенит капель, набухает и тает снег, образуются проталины. Поэтому март зовут еще и «протальник». Его поэтическое название – «утро года»!

2 ребенок. В марте с каждым днем становится теплее, но мартовское тепло обманчиво. Частенько разыгрывается к вечеру холод, а днем солнце берет свое, бездонной чистой синевой блещет небо, лужи разливаются по всей земле, а в вышине слышен птичий щебет.

— Чтобы у нас создалось полное представление о начале весны, предлагаю послушать стихотворения.
Дети читают произведения А.Н.Плещеева , А.А. Фета .

— Давайте внимательно рассмотрим пейзаж. Его написал художник Исаак Ильич Левитан и назвал коротко «Март». Что привлекло внимание художника, и он решил запечатлеть это на своем полотне?
Рассуждения детей.

— Точно, изображено начало весны где-то в селе или на даче. На переднем плане нарисована оттаявшая желтовато-коричневая от проталин дорога, ведущая к дому. Кажется, что мы чувствуем, как пахнет влажным талым снегом, идет пар от нагретых солнцем тесаных досок деревянного дома. Около крыльца стоит запряженная в сани лошадка и щурится от солнечного света. Обратите внимание, как интересно построена картина: художник пишет не весь дом, а только часть его – стену и крыльцо, несколько стволов осин на фоне больших зеленых сосен. Вдали темнеет зеленый лес. Осины за крыльцом невольно тянутся к солнцу. Мы видим, что все на картине находится в движении: верхушки сосен, тень от распахнутой двери создает ощущение, что дверь раскачивается, подтаявший снег на крыше крыльца готов с шумом упасть, лошадка медленно переступает с ноги на ногу.

— Назовите и покажите цвета, характеризующие палитру картины.
Дети перечисляют цвета и их оттенки.

— Цветовое настроение картины характеризуется контрастом рыжеватых тонов дороги для саней, проступающих сквозь холодноватые серо-голубые тона снега, сочетанием цветов освещенной солнцем стены дома, сверкающих золотом в лучах солнца осин и берез и искрящегося на снегу голубовато-лилового, а в тени – ярко-синего снежного сугроба.
— Нарисован ли на картине человек?
— Но, несмотря на то, что на полотне нет никого, мы чувствуем, что человек здесь присутствует. Что об этом говорит?
Ответы детей.

— Вы верно подметили все признаки присутствия человека: открытая дверь дома, снятая с окна ставня, лошадь, ждущая своего хозяина.
— Как можно охарактеризовать настроение пейзажа, какой он?
Рассуждения детей.

— Да, по-моему, этот пейзаж радостный, светлый, солнечный! Он полон прозрачного воздуха, слепящего яркого солнца, весеннего света, пробуждения природы. На нем природа оживает, просыпается после продолжительного зимнего сна.
Предлагаю вам пройти за мольберты и нарисовать свою весну.
Напоминаю разные техники исполнения, возможное сочетание изобразительных материалов!
Дети рисуют под пьесу «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Когда работы закончены, побуждаю детей рассмотреть и выделить отличительные признаки каждой работы.

Название: Конспект занятия по ознакомлению с искусством в старшей группе «Март – заря весны»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ ДС № 71 «Почемучка» Старооскольского городского округа
Месторасположение: Белгородская область, город Старый Оскол

Цель конспекта занятия по ИЗО: развитие у детей творческой активности.

Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук;

Стимулировать проявление инициативы, активности, самостоятельности;

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

Предварительная работа с детьми: разучивание игры «Каравай», беседа «Как вести себя в гостях».

Предварительная работа педагога: предварительная работа: подбор и изучение литературы по данной теме, подбор игр, методов и приемов, написание конспекта, подготовка материала.

Материал для конспекта занятия по ИЗО: соленое тесто, приготовленное заранее - основа каравая в виде толстой лепешки; несколько разноцветных свечек и спички (спрятанные у воспитателя); силуэты животных и птиц из цветного картона.

Ребята, я предлагаю вам отправиться в гости к кукле Маше. Вы согласны? Но сначала скажите мне, что нужно обязательно сделать перед тем, как идти в гости? (Умытъся, причесатъся, красиво одеться.) А как нужно вести себя в гостях? (не баловаться, не шуметь, слушаться взрослых.) Ну, вы все знаете! И мы можем отправляться в гости.

Дети с воспитателем входят в группу, украшенную шарами.

Ребята, как вы думаете, почему Маша все вокруг украсила шарами. (Потому что праздник.)

А как вы думаете, какой праздник? (Варианты ответов детей.)

Давайте спросим у самой Маши.

Маша мне тихонько сказала, что у нее День рождения. Поэтому все вокруг так красиво и празднично. Но знаете, дети, настроение у нее вовсе не праздничное. У нее грустное выражение лица. Давайте найдем на наших карточках это грустное выражение. (Дети находят нужную карточку.)

Давайте с вами подумаем, почему у Маши грустное настроение? (Варианты ответов детей.)

У Маши грустное настроение, потому что ей никто не подарил подарка. А мы с вами принесли подарок кукле? (Нет.) А как же мы будем исправлять это положение? (Нужно сделать подарок.) Какой подарок можно сделать Маше? (Варианты детей.)

А мы с вами сделаем праздничный торт. Я уже немножко подготовилась к этому подарку - испекла вот такую лепешку. Вам нравиться такой торт? (Нет.) А почему? (Он белый, не цветной, надо украсить.)

Правильно, чтобы торт стал праздничным, его надо украсить. А чем сверху может быть украшен торт? (Ягодки, печенье, конфетки, цветочки и т. д.)

Вот сейчас каждый из вас подумает какое он украшение слепит и примется за работу. (Дети садятся на места и приступают к лепке. Они сами решают, что будут лепить. Воспитатель только уточняет что и как ребенок будет это делать. Какого цвета пластилин будет использовать.)

По окончанию лепки дети совместно с воспитателем выкладывают Украшения на торт и дарят его кукле.

Проводится игра «Каравай» (2-3 раза)

Затем дети садятся в круг, воспитатель зажигает свечи на торте и дети говорят пожелания Маше. Кукла дарит всем подарки — волшебные фигурки. Дети отгадывают в фигурках животных, птиц.