Интеллектуальная игра по русскому языку (5 класс). Интеллектуальная игра по русскому языку "Весёлая грамматика"















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • привить любовь к великому русскому языку,
  • повысить общую языковую культуру.
  • углубить знания учащихся по жанрам фольклора;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Оборудование: компьютер, принтер, экран

В качестве музыкального оформления используется композиция Игоря Крутого

Ход игры

(Слайд 1).

Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. Мы вырастаем, идём учиться в школу. Целое море слов целый океан речи подхватывает нас.

(Слайд 2). По определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю свою жизнь составлению своего знаменитого словаря: “Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь”.

И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык.

Приветствие команд.

Оценивается название команды, эмблема, девиз.

Разминка.

Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

(Вопросы задаются командам по очереди.)

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
  2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
  3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
  4. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
  5. Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
  6. Используйте слово “язык” в разных смысловых сочетаниях. (“Длинный” язык, язык Пушкина, вареный язык.)
Конкурс знатоков ударений.

(Слайд 3).

В словах нужно правильно расставить ударение.

  1. Аге′нт, гу′сеница, то′рты, балу′юсь, комба′йнер, те′фтели.
  2. Ме′льком, мусоропрово′д, вахте′р, щаве′ль, си′лос, кварта′л.

Конкурс знатоков пословиц и поговорок.

Ребята справились с ударением. Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы.

(Слайд 4). “Ведь пословица недаром молвится”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять их в своей речи.

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

  1. Дагестанская: “Торопливым людям не хватает мудрости”.
    (Поспешишь – людей насмешишь.)
  2. Украинская: “И живи до старости, и учись до старости”.
    (Век живи – век учись.)
  3. Киргизская: “Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь”.
    (Тише едешь – дальше будешь.)
  4. Малайская: “Кончил шить – оборвал нить”.
    (Сделал дело – гуляй смело.)
  5. Киргизская: “Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда”.
    (Что посеешь, то и пожнешь.)
  6. Таджикская: “Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда”.
    (Без труда не вытянешь рыбку из труда.)

(Слайд 5).

Следующее задание – подобрать окончания к поговоркам.

  1. Сам пропадай – …(а товарища выручай).
  2. По одежке встречают – …(по уму провожают).
  3. Семь раз отмерь – …(один раз отрежь).
  4. Глаза боятся – …(а руки делают).
  5. С кем поведешься – …(от того наберешься).
  6. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

Конкурс знатоков фразеологии.

Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Ведь именно мифы Древней Греции и подарили нашему языку много ярких и удивительных словосочетаний. Что же означают некоторые из них? (Слайд 6)

  1. Нить Ариадны (способ выйти из затруднительного положения).
  2. Сизифов труд (бесполезный, напрасный труд).
  3. Авгиевы конюшни (очень загрязненное место).
  4. Ахиллесова пята (слабое, уязвимое место).

Конкурс знатоков грамматики.

(Слайд 7).

Грамматика, грамматика – наука очень строгая.
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму и открытку не отправить,
Даже собственную маму с Днем рожденья не поздравить!

Вас ждут грамматические загадки.

  1. Первая цифра стоит в середине,
    Буква с начала и буква с конца.
    А в целом – леса, города и равнины.
    К целому полны любовью сердца.
    (Р-один-а).
  2. Корень извлечь из начинки несложно,
    Приставка в сосуде хранится надежно.
    Суффикс в гудении явно услышишь,
    Вместе – на темы различные пишешь.
    (Со-чин-ени-е).

Игра “Четвертое лишнее”.

(Слайд 8).

А. подлежащее
Б. глагол
В. дополнение
Г. определение

А. существительное
Б. наречие
В. сказуемое
Г. глагол

Викторина.

(Слайд 9) . Кто был создателем первого славянского алфавита?

А. Кирилл и Мефодий
Б. Борис и Глеб
В. Афанасий Никитин
Г.Минин и Пожарский

(Слайд 10). Кто составил “Толковый словарь живого великорусского языка”?

А. Ожегов
Б. Эфрон
В. Даль
Г.Чуковский

(Слайд 11).

– Какое крылатое выражение означает несуществующий в природе продукт, нечто неслыханное, невозможное, предел желаний?

А. птичье молоко
Б. разбитое корыто
В. рог изобилия
Г.журавль в небе

– Как называется искусство красивого письма?

А. пиктография
Б. каллиграфия
В. скоропись
Г. клинопись

Конкурс “Раз! Два! Три!”.

(Слайд 12).

Вставьте пропущенные буквы и угадайте слова

Ответы: фраза, задвижка, стриж, разиня, одуванчик, топорик, рассказ, дворняжка, турист, приказ.

Конкурс “Домашнее задание”.

Заслушаем небольшие рассказы, в которых слова начинаются с одной буквы “П”.

Подведение итогов.

(Слайд 13).

Жюри подводит итоги игры. (Приложение 1)
Награждение.

Заключительное слово учителя.

(Слайд 14).

Мы сегодня вспомнили образные слова и выражения. Но это только капля в море слов. Возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.

Список литературы.

  1. http://www.mista.ru/pogovorki.htm
  2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., 1988.
  3. light.lifeisphoto.ru
  4. Водолазькая С.В. Конкурсы, викторины, олимпиады. – М., 2006.
  5. www.sprinter.ru
  6. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1999.

Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности на занятиях со студентами и школьниками.

Самой бюджетной игровой формой является языковая игра, частью которой являются игры словесные (не актерские) и словесно-ролевые.

Целесообразно выделить еще и лингвистические учебные игры.

В чем отличие?

Словесная игра – это игра со словом. Игра происходит исключительно путем речевого взаимодействия игроков. Словесная игра направлена не только на развитие языкового чутья, но и на развитие внимания и памяти.
Словесно-ролевые игры -- разновидность ролевых игр с полным отсутствием материального компонента: игра происходит исключительно путём речевого взаимодействия игроков, описывающих действия своих персонажей, и мастера, описывающего реалии окружающего мира и реакции мастерских персонажей.
Лингвистическая игра – это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических, грамматических, орфоэпических, синтаксических особенностей речи.

Следовательно, лингвистические игры бывают: орфоэпическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими.

Лингвистическая игра “Скрытые мотивы”

Наверняка, в жизни каждого человека была ситуация, когда он совершал какой-либо поступок и не мог объяснить, почему он поступил так или иначе. Разгадка возможных скрытых мотивов возможна, путем последовательного анализа предыдущих событий.

Что отрабатываем: логику речи.

Правила: Делим группу на пары (иногда, проще объединиться не в пары, а в тройки). В каждой паре один из участников рассказывает ситуацию, которую он не может объяснить. Напарник путем наводящих вопросов пытается выяснить факты, связать их в силлогизмы.

Силлогизм – это «форма умозаключения, умствованье, когда из двух данных посылок или суждений выводится третье, заключение».
Например, все студенты летом сдают экзамены. Я студент, значит летом у меня экзамены.

Во втором раунде собеседники меняются местами. Затем следует рефлексия.

Словесная игра “Один день из жизни”

Суть игры: выбираете с учениками любую профессию. Составляете совместными усилиями рассказ из одних существительных (глаголов, прилагательных) о трудовом дне профессионала.

К примеру, рассказ о дне учителя: звонок-завтрак-урок-вопрос-ответ-пятерка-учительская-директор-скандал-урок-звонок-дом-подготовка-сон.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существи­тельное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда рассказ будет воспри­ниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внима­тельно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

Словесная игра “Новый словарь”

Обычно играем по кругу с учениками, в качестве разминки на любом уроке-занятии.

Суть этой игры в том, чтобы придумать новые значения обыкновенным и всем привычным словам.

Например: ухажер – любитель ухи, изверг –вулкан, жрица – женщина, любящая поесть, и т. д.

Победит тот, кто подберет больше интересных слов. О времени, отводимом на подготовку, договариваются заранее.

Словесная игра “Табу”

Когда мне надо разговорить слушателей/студентов и учеников, или подвести их к теме урока, или повторить ранее изученный материал, я использую словесную игру “ТАБУ”.
Правила простые: студент/ученик получает карточку, на которой написано слово. Его нужно объяснить. А под этим словом, или рядом – еще несколько, которые в объяснении использовать нельзя.
Другие студенты должны это слово отгадать.

Лучше готовить карточки самостоятельно – под конкретную тему (например, сочинение-рассуждение – для учеников, или общенаучная терминология – студенты/курсанты).

Лингвистическая игра “Звукообразы”

Преподаватель зачитывает/выводит на экран слова писателя Е. Замятина:
“Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
Звук [р] – ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

[л] – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

Звук [н] – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:

Звуки [д] и [т] – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.

С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.

С [о]- высокое, голубое, лоно:

С [и] – близкое, низкое, стискивающее”.

Задание: придумать слова на буквы РЛНДТМАОИ. Попросить студентов и учащихся озвучить свои звукообразы.

Словесная игра “Буквы-Пуквы”

Один учащийся загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, – но пользоваться он может при этом только словами на букву одну букву, например, “п” (любыми, кроме однокоренных). То есть слово “дом” придется объяснять, например, так: “построил – проживаю”.

Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: “постройка, помещение, пространство, простей­шее понятие…” И под конец добавить, например, “Периньон” – по ассоциации с шампанским Dom Perignon.

Если отгадывающие близки к победе, то учитель пригодятся комментарии типа “примерно”, “приблизительно”, “почти пра­вильно” – или, в противоположной ситуации: “плохо, подождите!”. Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шеп­чет его на ухо угадавшему – тот становится следующим ведущим.

Словесные и лингвистические игры являются отличным способом повысить эффективность аудиторных занятий. Их можно использовать на различных этапах занятия: в начале – для создания благоприятной атмосферы и повторения материала, который будет в дальнейшем использоваться в речи, в середине или конце занятия – для снятия усталости, в конце занятия, когда остается несколько минут до звонка и нет смысла начинать какое-то более серьезное упражнение.

Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа в п. Усть-Омчуг»

Слайд 2

Разгадайте шарады.

  • 1. Возьмите предлог К, стоящий перед местоимением МНЕ.
  • 2. Прибавьте существительное СОН в дательном падеже единственного числа.
  • 3. Допишите слово так, чтобы оно отвечало на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?

коснуться

  • 1.Приставка у этого слова обозначает приближение.
  • 2.К ней прибавили основу от прилагательного КОСНЫЙ.
  • 3.Затем суффикс, который пишется у прилагательных после шипящих и ц под ударением (камышовый, песцовый).
  • 4. И суффикс с окончанием, как у существительного ВЫПАДЕНИЕ.

прикосновение

Слайд 3

Неграмотная бабушка из деревни прислала родственникам телеграмму:

Здорова. Прибываю в полном благополучии.

Все отправились на вокзал встречать бабушку, но она не приехала. Что случилось?

Прибывать – приходить, приезжать куда-либо;

Пребывать – находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии.

Слайд 4

Найдите разносклоняемые существительные во всех предложениях:

1.Кузнец ушёл, пожар свирепствовал ещё несколько времени.

2.Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кистенёвки.

3.Губернские чиновники трепетали при его имени.

времени, пламени, имени

Слайд 5

Есть пословица «Семеро одного не ждут». А если было бы не семь человек, а девять? Как бы вы сказали?

Девятеро

Слайд 6

Какое числительное во всех падежах имеет окончание –а?

полтора, полтораста

Сколько окончаний у слова семьсот?

Два окончания, оба - нулевые

Слайд 7

Мы говорим: увеличить в полтора раза. ПОЛ – это половина, а что такое ТОРА?

Слово «полтора» образовалось из «полвтора» (половина второй единицы)

Слайд 8

Число 100 изображается тремя цифрами. Название этого числа – сто – тоже состоит из трёх букв.

Найдите другое число, у которого количество цифр равно количеству букв, составляющих название этого числа.

1 000 000 - миллион (в слове семь букв и семь цифр0

Слайд 9

Какие разряды местоимений различаются только значением? Привести примеры.

Вопросительные и относительные.

Который час?

Часы, на которые я посмотрел, показывали полночь.

Слайд 10

Отгадайте несклоняемое имя существительное.

Линейной меры единица

В соединенье с буквой гласной

Вам скажет сразу, что в столице

Любой увидеть может сразу?

Слайд 11

Образовать существительные общего рода от слов:

  • выскочить
  • задираться
  • ломаться
  • не посидеть
  • размазать
  • трудиться
  • выскочка
  • задира
  • ломака
  • непоседа
  • размазня
  • трудяга
  • Слайд 12

    Почему частица НЕ с прилагательным ПРОСТЫЕ написана отдельно?

    Белка песенки поёт

    И орешки всё грызёт.

    А орешки не простые,

    Все скорлупки золотые.

    Имеется скрытое противопоставление.

    Слайд 13

    Установить, в значении каких наклонений выступают глаголы в данных примерах.

    1) И будь не я – корпел бы ты в Твери.

    2)Эй, пошёл, ямщик!

    3) Вы бы чего-нибудь покушали, Пульхерия Ивановна!

    1) Повелительное в значении условного.

    2) Изъявительное в значении повелительного.

    3) Условное в значении повелительного.

    Слайд 14

    В роли каких частей речи выступает в приведённых ниже предложениях числительное ОДИН?

    1) Один рыбак рассказал, что поймал рыбу весом в три пуда.

    2) Все ушли, один я остался.

    3) Все как один.

    4) Один за всех, все за одного.

    5) В одно ухо вошло, в другое вышло.

    1) Одинрыбак – неопределённое местоимение.

    2)Один я остался – частица (только).

    3)Все как один – наречие (дружно)

    4)Одинза всех, все за одного – существительное.

    5) В одно ухо вошло, в другое вышло- прилагательное.

    Слайд 15

    В каких из приведённых ниже предложений выделенные слова являются числительными?

    1)Прошло около четверти часа.

    2)Прошла вторая учебная четверть.

    3)Ровно в четверть восьмого меня разбудили.

    4)Сейчас половина четвёртого.

    5)Отрежь от арбуза половину и дай мне.

    6)Хозяин с семьёй занимал вторую половину избы.

    четверть восьмого, половина четвёртого

    Слайд 16

    Литература

    1.О.Репина. Тесты к школьному учебнику: Русский язык. 6 класс: Справочное пособие.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-480 с.

    Посмотреть все слайды

    Тема: Занимательные игры по русскому языку.

    Цели:

    • обогащать словарный запас и речь учащихся,
    • формировать орфографическую зоркость,
    • развивать внимание, память, мышление,
    • прививать интерес к русскому языку с помощью игры,
    • воспитывать навыки взаимодействия во время игры.

    Ход занятия

    В игре принимают участие 2 класса:

    • 1 команда - 4 «а» класс
    • 2 команда – 4 «в» класс

    В каждой команде выбирается капитан.

    Сегодня мы проводим важное мероприятие в нашем классе. К нам пришли гости, болельщики, ассистенты. Они будут вести подсчёт баллов после каждого конкурса. Прежде чем мы начнём, каждая команда должна доказать способность участвовать в игре.

    Капитан выбирает конверт (внутри задание).

    1. Составь из букв название команды.

    1 конверт:

    Знатоки.

    2 конверт:

    Умники.

    Ведущий:

    Вот начинается игра.
    Теперь, я думаю, пора
    Командам начинать сражаться
    В словесных играх упражняться.

    1 задание: «Игра слов»

    Каждая команда получает задание на листе.

    Измените одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово. Например: сода – сова.

    ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.

    Ответы : ВОСК – (ВОЛК), МОТ – (КОТ), ЛЕС – (ЛЕВ), ГОЛ – (ВОЛ), ЩИТ – (КИТ), ЛИСТ - (ЛИСА), РОЗА – (КОЗА), КОРОНА – (КОРОВА), ГОРКА – (НОРКА).

    Молодцы, все справились. Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

    2 задание: «Составитель»

    Придумайте слова, в которых есть маленькое слово ЕЛЬ (на доске запись ЕЛЬ )

    Ответы : мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, постель, пельмени, газель, мельница.

    Если дети затрудняются, помогите подобрать слова с помощью загадок или наводящих вопросов.

    Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

    3 задание: Конкурс «Кто быстрее?»

    Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?

    (На экране)

    • Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)
    • Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля)
    • Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони)
    • Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
    • Чем кончается лето? (О)
    • Любимое лакомство мышей? (Сыр)
    • Игра в мячик с ракетками. (Теннис)
    • Пчелиная стая называется…(Рой)
    • Страшная, зубастая морская хищница. (Акула)
    • Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты)
    • К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы)
    • Сушёный виноград. (Изюм)
    • Так называют дырку и в дереве, и в зубе (Дупло)
    • Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки)
    • Что такое салочки? (Игра)

    Теперь угадайте 3 слова. Давайте все вместе угадаем.

    ТЕПЛО – может быть и существительным, и наречием;

    СТРАНА – существительное;

    ИДТИ – глагол.

    Листы сдать жюри для проверки. Подсчёт баллов. Музыка.

    4 задание: Игра «Нарисуй пословицу»

    Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословицы. Учитывается, как правильно дети поняли, раскрыли смысл пословицы.

    Командам дается конверт. Капитан вытягивает пословицу.

    1. «Одна голова хорошо, а две лучше».
    2. «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

    Листы сдать жюри. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

    5 задание: Конкурс капитанов «Пословица мы тебя знаем… ».

    Пословица, мы тебя знаем,
    Но не такою ты была
    Не уж то буква озорная
    Вновь чье-то место заняла?

    (Исправь ошибки.)

    1. Два сапога – тара.
    2. Ус хорошо, а два лучше.
    3. Первый клин комом.
    4. Сашу маслом не испортишь.

    (Чей капитан быстрее исправит ошибки.)

    Музыка. Подсчёт баллов.

    6 задание : игра: «Составь пословицу»

    Каждая команда получает карточки со словами. Нужно собрать пословицы.

    (Какая команда быстрее соберёт пословицы.)

    Подсчёт баллов. Музыка.

    7 задание: Игра: « Найди пары»

    Каждая команда получает карточку. В ней записаны слова в два столбика. Команде предлагается к каждому слову первого столбика подобрать слова из второго столбика и записать пары.

    Чья команда первая справиться, поднимает руку.

    Музыка. Подсчёт баллов.

    8 задание: Конкурс «Отгадай слово».

    Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по составу.

    1 команда:

    Корень мой из слова СКАЗКА,
    Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
    Приставка в слове РАСХОД,
    Окончание в слове ДОМ.

    (Ответ - РАССКАЗЧИК)

    2 команда:

    Корень в слове СНЕЖИНКА,
    Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
    Суффикс в слове ЛЕСНИК,
    Окончание в слове СТОЛ.

    (Ответ - ПОДСНЕЖНИК).

    Данные очки заносятся на табло.

    9 задание: «Крылатые выражения»

    Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами. Задание проводится устно по очереди. Капитан вытягивает карточку с выражением

    Музыка. Подсчёт баллов.

    10. Домашнее задание: Игра « Наборщик»

    Из слова АКТИВНОСТЬ нужно было составить около 40 слов (существительные в ед.числе и во мн.числе.)

    Команды по очереди зачитывают слова.

    Лист отдать жюри. Подведение итогов. Награждение.

    Вот и подошло к концу наше занятие. Я рада, что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость и, конечно же, чувство помощи друг – другу. Если некоторые задания оказались для вас трудными, не расстраивайтесь и не падайте духом. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая личность. Давайте будем рассматривать все ваши неправильные ответы как повод для анализа их причин и стимул для дальнейшей работы по совершенствованию ваших творческих способностей.

    Литература

    1. «5000 игр и головоломок».
    2. В.Волина «Праздник букваря».

    Занимательный русский

    Слайдов: 22 Слов: 926 Звуков: 0 Эффектов: 73

    Занимательный русский. Универсальные учебные действия. Мотивационный этап. Знания. Помидор. Страна словарных слов. Весёлые рифмы. Шёл дождь. Запоминалки. Преогромный огурец. Кто это сказал. Картина. Квартира. Картофель. Приёмы запоминания словарных слов. Ботанический сад. Москва. Третий лишний. Деревня. Словарные сказки. - Занимательный русский.pptx

    Игры на русском языке

    Слайдов: 8 Слов: 317 Звуков: 0 Эффектов: 8

    Игра на уроках русского языка и литературы. Ф.Шиллер. Функции игры. Познавательный интерес, активизация деятельности. Развитие ВМ, логического мышления, творческих способностей. Коммуникативная. Социализация, толерантность. Межнациональная коммуникация. Повышение самооценки. Условия использования игр на уроках: Возможности использования игровых технологий: - Игры на русском языке.ppt

    Игра на уроке русского языка

    Слайдов: 14 Слов: 375 Звуков: 0 Эффектов: 55

    Игра «счастливый случай». Приветствие. Найди вторую половину пословицы. Отгадайте загадки. Тёмная лошадка. Разгадайте ребусы. Ребусы. Значения фразеологизмов. Заполните клетки синонимами. Подготовить по два вопроса. Ответить на вопросы. Гонка за лидером. - Игра на уроке русского языка.pptx

    Игра по русскому языку в школе

    Слайдов: 47 Слов: 455 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Причастия. Действительные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Деепричастный оборот. Частица. Деепричастие. Наречие. Наречия изменяются по разрядам. В предложении наречие является обстоятельством. Глагол. Глаголы совершенного вида. Переходные глаголы. Как писать правильно. Кто автор картины. И.Попов. С.Григорьев. Сколько звонких согласных. Назовите произведение. Графика. Устное народное творчество. Определите жанр УНТ. Солнышко, покажись. Отгадай загадку. - Игра по русскому языку в школе.ppt

    «Своя игра» по русскому языку

    Слайдов: 29 Слов: 1025 Звуков: 0 Эффектов: 46

    Своя игра. Команды. Фонетика. Графика. Орфография. Запишите в старой орфографии слова. Вставьте пропущенные буквы. Попробуйте читать звуки. Вода. Слова с одинаковыми приставками. Морфемика. Словообразование. Карманчик. Лексика. Фразеология. Слово «спасибо». Рубль. Подножка. Морфология. Синтаксис. Формы единственного числа. Предложение. Сказуемое. Дополнительные задания. Определим. Согнула жизнь меня в дугу. Синонимы. Существительное женское рода. - «Своя игра» по русскому языку.pptx

    Игра-конкурс по русскому языку

    Слайдов: 35 Слов: 1356 Звуков: 0 Эффектов: 58

    Словарь. Полученные знания. Оценка. Слова-образы. Искры чувства. Обратимся к истокам. Слова. Грона. Конверты. Анабиоз. Конкурс. Названия. Фамилии. Шутка. Ударения. Антонимы. Кто быстрее. Верх. Синонимы. Угнетение. Крылатые слова. Значение. Делирий. Русский язык. Пастораль. Советский языковед. Помощники. Награды. Материал. Заведующая библиотекой. - Игра-конкурс по русскому языку.ppt

    Развивающие игры на русском языке

    Слайдов: 10 Слов: 518 Звуков: 0 Эффектов: 25

    Интеллектуальная игра по русскому языку

    Слайдов: 68 Слов: 539 Звуков: 0 Эффектов: 5

    Слово - речи основа. Вопросы. Возврат. Русский месяцеслов. Русская пословица. Старинные названия зимних месяцев. Месяц июнь. Темные аллеи. Иван Алексеевич Бунин. И. А. Бунин. Литературная страница. Пословицы. Не все коту масленица. Гусь свинье не товарищ. Аппетит приходит во время еды. Назовите авторов русской азбуки. Что значит «ходить фертом». День славянской письменности и культуры. Роман «Война и мир». Октябрь. Травень. Стужень. Июнь. Тема любви. Дворянин. Великий пост. Конный пешему не попутчик. Жажда уходит во время питья. Кирилл и Мефодий. Выражение. - Интеллектуальная игра по русскому языку.ppt

    Урок-игра по русскому языку

    Слайдов: 26 Слов: 1593 Звуков: 0 Эффектов: 239

    Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе. Собери слова. Доскажи словечко. Четвёртый лишний. Волшебные превращения. Расшифруйте имена существительные. Пропажа. Слова в словах. Проверьте Незнайку. Запишите слова. Слово женского рода. Шуточные вопросы. Найди определение. Кто быстрее. Словосочетания. Третье лишнее. Восстанови справедливость. Загадки. Замените словосочетания глаголом. Задания для умников и умниц. Определить время глаголов. Закончи пословицу. Угадайте слово. Табун. Мама пришла с работы. Наилучшие пожелания. - Урок-игра по русскому языку.ppt

    Викторина по русскому языку

    Слайдов: 21 Слов: 435 Звуков: 0 Эффектов: 84

    Викторина по русскому языку. «Кто хочет стать миллионером?». 1-й уровень. 1. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят? 2.Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло? 3.Кто гладок оттого, что поел и на бок? 4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь. 2-й уровень. 1. Какое растение существует? 2. Какие берега обычно бывают у молочных рек? 3. Какой зайка скакал под елочкой? 4. Какой породы овчарок не существует? 3-й уровень. 1. Какая хищная рыба стала героиней русской народной сказки? 2. Какое молоко никто не пил? 3. Кого в сказках называют Топтыгин? - Викторина по русскому языку.ppt

    Викторина для 1 класса

    Слайдов: 31 Слов: 732 Звуков: 0 Эффектов: 15

    Викторина по русскому языку. Составь из букв слова. Игра «Эхо». Назови детёнышей и их родителей. Назови полное имя, например, Наташа - Наталья. По первым буквам составьте слово. Изографы. Отгадайте загадки. Не на прогулку – на охоту, а он в ней, дети, знает толк. Всё время стучит, деревья долбит. Лесом катится клубок. Серый маленький зверюшка, косоглазый длинноушка. Ягоды в сметане для Вани и для Мани. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. Есть немало рогачей в зоопарке и в лесу. Не хожу и не летаю, а попробуй, догони. Этот зверь почти как кот, играть же с ним опасно, в природе он живет. - Викторина для 1 класса.pptx

    Викторина для 5 класса

    Слайдов: 22 Слов: 555 Звуков: 0 Эффектов: 0

    викторина «Синтаксис». Саша приехал в незнакомый город. Составь по картинке любое повествовательное предложение. Какое понятие лишнее? Повествовательное Вопросительное Восклицательное Побудительное. На какие вопросы отвечает подлежащее? Ребята участвуют в викторине. Белые облака высоки. Волк – хищное животное. Выпиши из предложение сказуемые. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Вчера Трудную Задание. Вставь слова в предложения. В каком высказывании допущена ошибка? Снегом покрылись леса и поля. Петя нырнул, но дна не достал. Мальчики и девочки весело пели и танцевали. - Викторина для 5 класса.ppt

    Конкурс по русскому языку

    Слайдов: 72 Слов: 1520 Звуков: 0 Эффектов: 10

    Знай и люби русский язык. Четвёртый лишний. Ударение ставится на последний слог. Ударение падает на первый слог. Какое прилагательное сочетается со словом НИИ. Какое слово женского рода. Как правильно сказать. Какое из перечисленных ниже слов относится к мужскому роду. Логические задачки. Шестиклеточный логикон. Цвет. Слон. Дерево. Оса. Подбери синоним. Дискуссия. Надменность. Консерватизм. Установление определенных связей. Песня – композитор. Горы - высоты. Тепло - жизнедеятельность. Север – юг. Стихотворение - поэзия. Договор дороже денег. На вкус и цвет товарищей нет. - Конкурс по русскому языку.pptx

    КВН по русскому

    Слайдов: 15 Слов: 490 Звуков: 1 Эффектов: 92

    «КВН» по русскому языку. Мой верный друг. Один – много. Букварь. Омонимы. Кроссворды на словарные слова. Подбери пару. Будь внимателен. Блиц-опрос. Закончи пословицу. Загадки. Восстанови справедливость. Из мужского в женский. Расшифруй слова. - КВН по русскому.pptx

    КВН по русскому языку

    Слайдов: 10 Слов: 473 Звуков: 10 Эффектов: 59

    КВН Веселая грамматика. Приветствие команд. Мы веселые ребята, И не любим мы скучать. С удовольствием мы с вами В КВН будем играть. Обращение к жюри Вам и слава, и почет! Все мы любим точный счет! Разминка – кто быстрее ответит. Чем кончается день и ночь? Чем кончается лето и начинается осень? В каком слове 40 гласных? (Сорока). В каком слове 100 согласных? (Стог, стон, стол). В каком глаголе нет слышится 100 раз? (Стонет). Какую ноту кладут в суп? Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Соль). Конкурс эрудитов. Грамматическая арифметика. ров + поза =? Вид транспорта. - КВН по русскому языку.ppt

    Урок-КВН по русскому языку

    Слайдов: 17 Слов: 726 Звуков: 0 Эффектов: 3

    Урок-КВН по русскому языку. Цели урока. Найди ошибкоопасные места. Согласные в слабой позиции. Правило-помощник. Правила надо запоминать. Вернуть убежавшую согласную, найти коварное слово. Правило. Проверочное слово. Допишите недостающие слоги. После шипящих Ж, Ч, Ш, Щ надо писать гласные И, У, А, А не Ы, Ю, Я. Конкурс капитанов «Коварные Ъ и Ь». Конкурс капитанов. Разделительный Ъ пишется после приставки. Орфографическая эстафета. Помощники. - Урок-КВН по русскому языку.pptx

    Урок-путешествие

    Слайдов: 6 Слов: 274 Звуков: 0 Эффектов: 40

    Урок-путешествие по стране терра лигва. Предмет: русский язык. Создать диалоговую среду, инициирующую потребность и мотив включаться в предлагаемую деятельность. Стимулировать познавательную активность учащихся. Учить работать со словарями. Систематизировать знания обучающихся, полученные в 5 классе. Виды деятельности на уроке. - Урок-путешествие.ppt

    Путешествие в страну знаний

    Слайдов: 9 Слов: 167 Звуков: 0 Эффектов: 25

    Путешествие в страну знаний. Как хорошо уметь читать. Станция «почитай-ка». Вкусные слова. Гру бу вы я б ло з ши ки сли ар. Станция «грамматика». Станция «посчитай-ка». Станция «эрудит». Станция «музыкльная». - Путешествие в страну знаний.ppt

    Урок-путешествие по русскому языку

    Слайдов: 39 Слов: 1267 Звуков: 0 Эффектов: 11

    Лингвистическое путешествие. Маршрут путешествия. Застава орфоэпии. Как правильно говорить. Курица. Поставьте ударение. Заглянем в словарь. Город морфологии. Сколько частей речи в русском языке. Заглянем в учебник. Замок орфографии. Вставить буквы. Проверяем по словарю. Посад синтаксиса и пунктуации. Камень упал в глубокую реку. Расставьте знаки препинания. Кроссворд. Бастион фонетики. Сколько гласных букв и звуков в русском языке. 10 гласных букв, 6 звуков. Крепость морфемики. Повторяющееся основное слово или корень обозначают значком ~. Мир. Диалог в магазине. -