Монизм учение. Онтология

Одним из основных вопросов философии, на который мыслители с античности до современности ищут ответы, был вопрос о первопричине мира. Тема бытия охватывает несколько исходных принципов, в том числе и вопрос первопричины, ее/ их характеристики.

Монизм, дуализм и плюрализм в философии

Вопрос о первопричине бытия в философии начинается с изучения специфики мира. Философов интересует, сущесливует ли он в единстве или же комплексная картина. Отсюда вытекает и наша тема – монизм, дуализм и плюрализм в философии.

Что такое монизм в философии?

Монизм – это учение о всеединстве бытия, наличия одного первоначала или первичной субстанции. Единичное бытие в основе монистической картины мира – это центр его изменений. Монистическое учение зародилось в античном мире, качественно происходя из плюралистических концепций о бытии.

Примеры монизма в философии:

  • Первопричина материи – вода (Фалес);
  • Сознание, как первопричина бытия – психологизм;
  • Божественное – пантеизм;
  • Наивный монизм;
  • Материя – материалистический монизм;

Философские течения, рассматривающие первопричину бытия, различаются в зависимости от основы: материя, логос (сознание), божественное и т.д. Рассмотрим отличия на примерах материалистического и идеалистического монизма.

  1. Материалистический монизм. В основе мира – материя. Именно она причина изменений. Представители: Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар, Людвиг Фейербах, предстаивтели марксизма и позитивизма.
  2. Идеалистический монизм. В основе мира – эйдос или идея. Идеалистический монизм основывается на метафизических («за физикой») представлениях. Представители: Платон, Юм, Г. Гегель, В. Соловьев, неотомисты и теисты.

Что такое дуализм в философии?

Дуализм – это учение о проявлении двух начала в мире или факторов его возникновения, борьба между которыми и послужила началу бытия.

Примеры диалектических начал в дуализме:

  • Дух и материя;
  • Добро и зло;
  • Бог и дьявол;
  • Свет и тьма;
  • Инь и ян;

Представители философских школ, которым присуща дуалистическая позиция: Р. Декарт, Б. Спиноза, С. Кьеркегор, экзистенциалисты.

Что такое плюрализм в философии?

Плюрастическая картина мира рассматривает множество субстанционального (сущностного) начала или же вообще исключает существование таких. Рассматривая наличие нескольких независимых начал, которые стали причиной создания бытия, был введен в философию Х. Вольфом в 1712 году. В другом смысле плюрализм используется в качестве обозначения существования противоречивых мировоззрений или подходов.

Ярким представителем плюрализма был Г. Лейбниц . Он рассматривал пространство, как порядок взаимного расположения множества субстанциональных тел, напрочь отвергая учения о пространстве и времени в качестве первооснов бытия, которые бы могли существовать наравне с материей. Индивидуальные (субстанциональные) тела согласно Г. Лейбницу существуют вне друг друга. Время – это лишь порядок сменяющихся явлений или состояний этих индивидуальных тел.

Мировоззрение в философии

В зависимости от основы философских взглядов (монизм, дуализм или плюрализм), лежащих в основе, формируется картина мира человека, характеризующая его представления и относя мыслителя к определенной философской школе или течению.

(Пока оценок нету)

МОНИЗМ (от греч. μόνος – один, единственный) – философская позиция, признающая единство мира, т.е., во-первых, субстратное сходство всех входящих в него объектов, во-вторых, их взаимосвязь и, в-третьих, саморазвитие образуемого ими целого. В традиции, идущей от гегелевского идеализма, дефинитивными признаками монизма считаются только взаимосвязь и саморазвитие явлений; сходство признается их несущественной характеристикой. Монизм противостоит плюрализму и его разновидности – дуализму .

Различают мировоззренческий и конкретно-научный монизм. Задача первого – найти общую основу всех явлений, включая человеческое сознание, задача второго – найти ее только для конкретного класса явлений – математических, физических, химических, социальных и т.д. По характеру решения основного вопроса философии – вопроса об отношении мышления к бытию – различаются три разновидности мировоззренческого монизма: субъективный идеализм, материализм и объективный идеализм. Последовательный субъективный идеалист (солипсист) истолковывает мир как содержание собственного сознания и именно в этом усматривает его единство. Материалист признает объективный мир, все явления которого трактует как формы существования материи или ее свойства. Свойством материи объявляется и человеческое сознание – единственный вид сознания, признаваемый материализмом. Объективный идеалист, признавая и собственное сознание, и мир, существующий вне его, постулирует еще одну сущность – мировой дух, творящий и мир, и человека, и его сознание.

Монизм стремится свести все многообразие мира к единой первооснове. Это стремление возникает в ходе размышления над закономерностью, обнаруживающейся при движении от целого к частям, частям этих частей и т.д.: множество открывающихся при этом объектов растет, а их разнообразие уменьшается. Так, клеток больше, чем живых организмов, но видов клеток меньше; атомов больше, чем молекул, но их разнообразие еще меньше и т.д. Методом предельного перехода заключают, что итогом этого уменьшения разнообразия при движении в глубь предмета будет абсолютно однородный первосубстрат. Поиск такой первоосновы был одной из главных задач философии с момента ее возникновения. Так, Фалес утверждал, что все состоит из воды, Гераклит – из огня, Демокрит – из атомов и т.д. Последнюю известную попытку конкретно указать первооснову мира предпринял в конце 19 в. Э.Геккель, предложивший на ее роль эфир: «Вначале в бесконечном пространстве нет ничего, кроме упругого, подвижного эфира, и среди него бесконечного числа однородных, раздельных частиц – первоначальных атомов, которые, может быть, сами по происхождению своему суть точки сплотившейся, колеблющейся субстанции – эфира. Возможно, что эти первоначальные атомы массы, группируясь в определенном числе, образуют наши элементарные атомы химии» (Геккель Э. Монизм как связь между религией и наукой. Лейпциг – СПб., 1907, с. 19). Далее, комбинацией атомов и их все более сложных ансамблей Геккель пытается объяснить все явления мира вплоть до человеческого сознания. В 20 в. от попыток конкретно назвать первосубстрат мира отказались. Напр., диалектический материализм определяет материю чисто феноменологически – через отношение к сознанию.

Формы монизма различаются не только по решению основного вопроса философии, но и по тому, как понимается искомая первооснова мира – континуально или дискретно. Континуальный монизм описывает мир в терминах субстрата и формы, дискретный – элементов и структуры. Представители первого – Гераклит, Аристотель, Гегель и др., представители второго – Демокрит и Лейбниц и др.

Нахождение первосубстрата или первоэлементов мира – не самоцель для мониста. Дойдя до искомого «первосходства», он получает возможность для движения в обратном направлении, от частей к целому. Знание сходства позволяет понять связь – сначала между первоэлементами, а затем между их все более сложными ансамблями. Движение от первоэлементов к целому осуществляется двумя способами – синхроническим и диахроническим. Геккель утверждает, что к эфиру мы придем, разлагая целое на части и двигаясь от настоящего к прошлому. Следовательно, начав с этой первоосновы и двигаясь в обратном направлении, мы, с одной стороны, воспроизведем историю мира, а с другой – его современную структуру. Монизм представляет собой не только мировоззрение, но и метод исследования. Напр., теория чисел выводит все многообразие своих объектов из натурального числа, геометрия – из точки и т.д. Успех монистического подхода в рамках отдельной науки пытались использовать при разработке мировоззренческого монизма. Так возникали учения, считавшие основой мира число (Пифагор), механическое движение (механицизм), физические процессы (физикализм) и т.д. Возникающие при этом трудности вели к отрицанию монизма плюрализмом.

- (от греч. mónos - один, единственный) способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы («субстанции») всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Большая советская энциклопедия

  • МОНИЗМ - МОНИЗМ (от греч. monos - один, единственный) - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Противоположность монизма - дуализм (признающий два независимых начала) и плюрализм (исходящий из множественности начал). Большой энциклопедический словарь
  • МОНИЗМ - МОНИЗМ (от греч. monos - один, единственный) - англ. monism; нем. Monismus. Философский принцип и способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единого начала (либо материи, либо духа) всего существующего. см. ДУАЛИЗМ, ПЛЮРАЛИЗМ. Социологический словарь
  • монизм - монизм м. Философское учение, признающее основой всего существующего лишь одно начало: либо материю - материалистический монизм, либо дух - идеалистический монизм. || противоп. дуализм Толковый словарь Ефремовой
  • монизм - МОН’ИЗМ, монизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. monos - один) (филос.). Философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит одно начало (·в·противоп. дуализму и плюрализму). Материалистический монизм. Идеалистический монизм. Толковый словарь Ушакова
  • монизм - МОНИЗМ, а, м. Философское направление, признающее, в противоп. дуализму, основой мира одно начало (материю или дух). | прил. монистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • МОНИЗМ - МОНИЗМ (греч. monos - один) - 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы... Новейший философский словарь
  • монизм - Монизм, монизмы, монизма, монизмов, монизму, монизмам, монизм, монизмы, монизмом, монизмами, монизме, монизмах Грамматический словарь Зализняка
  • монизм - МОНИЗМ -а; м. [от греч. monos - один, единый] Философское учение, признающее в качестве первоосновы многообразия явлений мира одно начало - либо материю, либо дух (ср. дуализм, плюрализм). Материалистический, идеалистический м. ◁ Монистический, -ая, -ое. М-ая философия. М. взгляд на мир. Толковый словарь Кузнецова
  • монизм - орф. монизм, -а (филос.) Орфографический словарь Лопатина
  • монизм - -а, м. Философское учение, исходящее из признания в качестве первоосновы всего многообразия явлений мира одного начала - либо материи, либо духа (идеи); противоп. дуализм. Материалистический монизм. Идеалистический монизм. [От греч. μόνος - один] Малый академический словарь
  • Монизм - Способ рассмотрения разнообразия явлений мира в свете единой основы (материалистической или идеалистической) всего мира. Противоположность монизма - дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал Краткий религиозный словарь
  • монизм - Монизма, мн. нет, м. [от греч. monos – один] (филос.). Философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит одно начало (в противоположность дуализму и плюрализму). Материалистический монизм. Идеалистический монизм. Большой словарь иностранных слов
  • Монизм - (от греческого μονος - единый) - обозначает собой философское направление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле М. противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципа бытия, так и плюрализму... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Лекция № 41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в

    Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как монизм, дуализм, плюрализм.

    Монизм – учение о всеединстве действительности, в основе которой – одно начало, одна субстанция (Божественная – пантеизм; сознание – психологизм, феноменализм; материя – материализм; наивный монизм: первовещество – вода (Фалес)). Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина – материя) или идеалистическим (единая основа – дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара , французских материалистов XVIII в., Л. Фейербаха ; марксизма, позитивизма.

    Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г. В. Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), В. Соловьева , современного неотомизма, теизма.

    Дуализм – мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. Это могут быть различные начала: Бог и мир; дух и материя; добро и зло; белое и черное; Бог и дьявол; свет и тьма; инь и ян; Мужское и Женское и т. д. Дуализм присущ многим философам и философским школам: Р. Декарта, Б. Спинозы, С. Кьеркегора , современных экзистенциалистов. Его можно обнаружить у Платона, Г. В. Ф. Гегеля, в марксизме («Труд» и «Капитал») и у многих других философов.

    Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

    Учение Р. Декарта о двух не зависимых друг от друга субстанциях – протяженной и мыслящей. Картезианство делит мир на два рода субстанций – духовную и материальную.

    Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами – мышлением и протяженностью, прочие – производны от них. Впечатление, воображение, желание – модусы мышления, а фигура, положение – модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

    Плюрализм – философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен Х. Вольфом (1712 г.).

    Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и т. п. Философская точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница . Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний.

    Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

    Монизм Монизм (от греческого monoV – единый) – обозначает собой философское направление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле М. противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципа бытия, так и плурализму, допускающему бесконечное

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

    Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

    Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания Вопрос о предмете и функциях философии связан с выявлением отношения философии к частным наукам в историческом аспекте. Он предполагает определенную оценку концепции «распочкования» предмета философии

    Из книги Политика автора Джойс Питер

    Лекция № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии Ценности отражают значимость тех или иных объективных явлений в жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и

    Из книги Философия и история философии автора Ритерман Татьяна Петровна

    Лекция № 34. Этапы истории философии Возникновение, развитие и смену философских фактов изучает история философии. Разрозненные теологические комментарии к сочинениям Г. Гегеля (1770–1831) впервые были систематизированы в курс лекций по истории философии («Лекции по

    Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

    Лекция № 51. Человек в «философии жизни» XIX – начало XX в. – появление ряда новых философских течений.«Философия жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон): дух – субстанция культуры – может быть понят не рационально, а посредством внутреннего

    Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

    Лекция № 61. Понятие культуры в философии Существует множество определений понятия культуры. Первоначально термин «культура» обозначал обработку и уход за землей. Наиболее философским является определение культуры как системы исторически развивающихся

    Из книги автора

    ПЛЮРАЛИЗМ Теорией плюрализма предполагается, что власть не сконцентрирована в каком - то единственном центре, а широко рассеяна в обществе. Плюрализм является ключевой характеристикой либерально-демократических политических систем, в которых возможно открытое

    Из книги автора

    Предмет философии. Место и роль философии в культуре Предмет философииВопрос «Что такое философия?» до сих пор остается открытым. В истории общественной мысли под философией подразумевалось: научное знание, называемое протознанием, противостоящее мифологии в

    Из книги автора

    Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство и

    Из книги автора

    Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир. В процессе осознания космоса как чего-то

    Из книги автора

    Предмет философии. Место и роль философии в культуре Предмет философииВпервые термин «философия» в качестве названия особой сферы знания употребил Платон.Впоследствии историко-философское развитие понятия привело к изменению представления о нем. Изменилось также

    Из книги автора

    МОНИЗМ (греч. monos - один) - 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы; семантически противостоит дуализму и плюрализму; 2)

    Из книги автора

    ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis - множественный) - философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии,

    Монизм (от греч. «монос» - один) в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой (первопричиной) видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает дух (идею, чувства). Материалистическим монизмом является философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Фейербаха; марксизм, позитивизм. Идеалистический монизм наиболее последовательно выражен в философии Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьева, современного неотомизма, теизма. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм - учение о всеединстве. Наивный монизм, - пер во вещество вода (Фалес). Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм).

    Дуализм (от лат. «duo» - два) - это мировоззрение, которое видит в мире

    проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. Он занимает важное место в философии Декарта, Спинозы, Кьеркегора, современных экзистенциалистов... Его можно обнаружить у Платона, Гегеля, в марксизме (Труд и Капитал) и у многих

    других философов.

    МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis - вещественный), одно из двух главных филос. направлений, крое ре-шает осн. вопрос философии в пользу первичности ма-терии, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материй в противополож-ность идеализму, принимающему за исходное, первич-ное сознание, дух, идею, мышление. Признание первичности материи означает, что она никем не сот-ворена, а существует вечно, что пространство, время и движение - объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности.

    ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea – идея) в широком смысле слова всякое мировоззрение или образ жизни, определяемые подлинными идеалами и их практическими следствиями, особенно в виде неэгоистических, самоотверженных поступков (практический идеал); В метафизическом смысле идеализм – это воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа, причем склоняющееся больше или на сторону идеи – объективный идеализм (Платон, Шеллинг, Гегель), или на сторону разума – субъективный идеализм (Декарт, Мальбранш, Фихте). В теоретико-познавательном смысле идеализм – это точка зрения, рассматривающая вещи как комплексы представлений, признающая бытие лишь как осознанное бытие (сознание)



    Разновидности идеализма:

    1. Объективный идеализм. Признает независимость некого идеального начала (идеи, бога, духа) не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель).

    2. Субъективный идеализм (епископ Дж. Беркли) утверждает зависимость внешнего мира от сознания человека. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому реальностью является лишь собственное сознание и комплексы воспринимаемых ощущений.

    8. Философская антропология – философское учение о человеке (философия человека) издревле (начиная с древневосточной и античной философии) занимала умы мыслителей. Это обусловлено тем, что человек есть чудо мироздания. Именно в нем совмещаются два противоположных начала: «душа» и «тело», дух и материя. Именно он, не только познает мир как сущее, стремясь понять его внутреннюю логику, но и пытается понять смысл собственного существования.

    Философская антропология – наука о сущности и сущностной структуре человека, его основных отношениях к:

    · природе;

    · обществу;

    · самому себе;

    · о его происхождении;

    · социальных и метафизических основаниях существования;

    · о законах своего бытия.

    Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микрокосм. Человеческое (духовное) и природное то и дело отождествлялось. Но начиная с Сократа, человек понимается как комбинация души и тела.

    Человек имеет:

    · тело (дом для души);

    · душу (состоит из разума и нравственности).

    Задача человека всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины.



    Демокрит – представитель материалистического монизма в учении о человеке, в противовес Сократу, утверждал , что человек – часть природы и, как вся природа, состоит из атомов. Душа также состоит из атомов. Вместе со смертью тела наступает смерть души.

    Платон , ученик Сократа, стоял на позиции антропологического дуализма души и тела:

    - душа – есть субстанция, которая делает человека человеком;

    - тело - враждебная душе материя;

    - душа тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна;

    - тело смертно; в этом единстве и борьбе души и тела состоит вечный трагизм человеческого существования, т. к.

    а) телесность ставит человека в животный мир, а

    б) душа возвышает его над миром.

    Аристотель (384-322 гг. до н. э.) настаивает на единстве души и тела. Одновременно он:

    1) отмечает социальную природу человека , отличающую его от животного. Человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое;

    2) подчеркивает разумность человека «человек и есть в первую очередь ум». Таким образом, социальность и разумность – две основные характеристики человека. (человек, по Аристотелю, - это общественное животное, наделенное разумом);

    3) подходит вплотную к формированию положения о деятельностной сущности человека;

    4) в плане соотношения общества и личности примыкает к методологическому коллективизму и выступает за экономический индивидуализм.

    Августин Блаженный в учении о человеке многое берет от Платона .

    1. Человек-это противоположность души и тела , которые являются независимыми. Человек - разумная душа, которая пользуется земным телом.

    2. Человек-свободная личность, связанная с Богом. Свобода её состоит в выборе между добром и злом . Зло коренится в человеческой природе, а Бог-творец гармонии, добра, благодати, любви.

    3. Личность несет ответственность за свои поступки . Любой человек-личность (даже ребенок впервые понимается как личность)

    Фома Аквинский использует философию Аристотеля для обоснования своего учения о человеке.

    1. Человек –это промежуточное существо между животными и ангелами.

    2. Душа и тело едины, Душа является «двигателем» тела , определяющим сущность человека.

    3. Человек есть личностное единство души и тела.

    9. Средневеко́вая филосо́фия , филосо́фия Средневеко́вья - исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов.

    Основными чертами средневековой религиозной философии являются ее теоцентризм и догматичность. Теоцентризм предполагает, что Бог является главной целью философских исследований. Бог трактуется как причина всего сущего и высшая реальность. На смену необходимости обосновывать свою точку зрения в античной философии приходит догматизм. Эта установка предполагает формирование догматов – утверждений, которые не требуют доказательства и являются предметом веры.

    В философии средневековья выделяют два основных этапа: патристика (2 – 8 вв.) и схоластика (11 – 14 вв.)В средние века человек рассматривается прежде всего как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога». В социальном плане в средние века человек провозглашается пассивным участником божественного порядка и является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу.

    10 . ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

    10.Эпохой Возрождения называют поздний период феодального общества (XIV-XVI вв.), когда в его недрах получает все более заметное развитие буржуазный уклад.

    Новый социально-экономический уклад и гуманистическая культура обусловили усиление материалистической тенденции, выразившейся, прежде всего в появлении пантеистических учений Пантеизм (от греч pan - все и theos - бог) отождествлял природу и бога и был переходом от религиозной философии к материализму

    Один из крупнейших философов-пантеистов Николай Кузанский (1401-1464) утверждал, что природа бесконечна, а земля не является центром мира. Человеческое познание, с его точки зрения, достигается на основе чувственного опыта (включая эксперимент), а не вследствие схоластических рассуждений.

    Глубокое материалистическое содержание имела пантеистическая философия Джордано Бруно (1548-1600), основывающаяся на учении Коперника. Бруно решительно выступил против принципа подчинения разума вере, считал неприемлемой идею “двойственности истины”, т.е. признание сосуществования религиозной и научной “истин”. Он считал, что право на существование имеет только научная истина, опирающаяся на научный опыт. Согласно Бруно, материальная Вселенная едина и бесконечна Солнечная система - это один из бесконечного множества миров Философ пошел дальше Коперника, считавшего Вселенную конечной. Бруно рассматривал Вселенную как единую материальную субстанцию, обладающую одушевленностью. При этом субстанция объединяет в себе причину и начало вещей, является активной, включает в себя форму.

    11. субъективный идеализм и агностицизм. Философия XVII века в Западном мирерассматривается в основном как начало философии Нового времени, и отступление от средневекового подхода, в особенности от схоластического.

    Период ранней философии начала XVII века часто называют Эпохой рационализма (Age of Rationalism) и рассматривают как наследницу философии эпохи Возрождения предшественницу философии эпохи Просвещения.

    (Девид юм)Агностицизм – идеалистическое учение, утверждающее, что мир непознаваем, что человеческий разум ограничен. Коренная противоположность материализму.

    Агностик – скептик, сомневающийся в возможности познать “вещи в себе”.

    Спиноза издаёт трактат: Основы философии Декарта, доказанные «геометрическим способом». По ряду философских вопросов, мнение Спинозы отличалось от мнения Декарта: В то время «…в ходе философских дискуссий были опробованы почти все возможные варианты ответов на вопросы: существуют ли субстанции, сколько их и каковы они? Рене Декарт, знакомство с трудами которого подвигло Спинозу на занятия философией, обосновывал существование двух сотворенных Богом самостоятельно существующих и не взаимодействующих субстанций: мыслящей и протяжённой (телесной). Однако такой дуализм (признание двух самостоятельных субстанций) породил затруднения, с которыми Декарт и его последователи картезианцы, по сути, так и не справились. Первое из них связано с доказательством существования и познаваемости материальной субстанции и внешнего мира. Второе - так называемая «психофизическая проблема». Декарт, как известно, стремился вывести содержание своей философии из такого принципа (первоначала), которое не могло бы быть подвергнуто сомнению и потому претендовало бы на абсолютную истину. В качестве такового он сформулировал положение: «Я мыслю - следовательно, существую». Факт мышления есть свидетельство существования мыслящего субъекта, ибо, полагал Декарт, невозможно, чтобы тот, кто мыслит, не существовал в тот момент, когда он мыслит. Этот «субъективный принцип» философии определил доминирующую тенденцию всей европейской философий Нового времени.

    12. Философия XVIII века - это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластике и слепому следованию церковным догмам. XVIII век часто отождествляют с эпохой Просвещения. Развитие философии в этот период получает новые обороты. Хотя понятие Просвещение охватывает несколько больший временной период, основное развитие этого движения приходится именно на XVIII век.

    Сущностными чертами французского материализма являются следующие: 1. Механицизм. Это связано с тем, что наиболее развитой наукой в это время становится механика и поэтому вес многообразие форм движения сводится к механическому движению - перемещению тел в пространстве. Отсюда, Ж. Ламетри понимает человека как машину, сердце которого уподобляется мотору, а нервная система - приводным ремням. 2. Метафизика, антидиалектика. Развитие понимается как чисто количественные или чисто качественные изменения. Источник развития переносится вне материального объекта и может выступать как Бог, Суперсубъект и т. д. 3. Непоследовательность. По выражению Ф. Энгельса этот материализм был материализмом наверху и идеализмом внизу. Наверху - в понимании природы, внизу - в понимании об­щества. Если они считали, что природа является первичной и облада­ет собственным движением, то в обществе миром правит мнение, зна­ние, разум. И всё социальное развитие определяется разумностью пра­вителя- Если во главе общества стоит просвещённый монарх, то такое общество будет процветать, если нет, то такое государство погибнет. 4. Понимание субъекта как человека, созерцательно, пассивно воспри­нимающего мир, что с точки зрения К. Маркса и Ф. Энгельса было большим минусом, а с точки зрения философии конца XX века - боль­шим плюсом. 5. Атеизм, отрицание Бога как творца Вселенной и чело­века. Философы Просвещения последовательны в критике религии. Так, П. Гольбах в «Карманном богословии», критикуя церковное уче­ние, католицизм и другие религиозные направления, пишет, что из-за религии произошло много трагедий, драм. 6. Детерминизм в понима­нии проблем общества и человека. Таковы существенные черты французского материализма, ока­завшие заметное влияние на развитие всей последующей философии. Основными представителями этой философии выступают Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах и другие,

    13. Философия Канта критического периода связана с тремя большими работами. Речь идет о «Критике чистого разума», «Критике практического разума», а также «Критике способности суждения. Он заявил, что вся наша вселенная возникла из огромного первоначального облака, которое состояло из разреженных частиц. Он утверждал, что природа имеет свою историю во времени, и что у нее есть свое начало, а также свой конец. При всем этом природа постоянно развивается и меняется. Меняется все живое, а значит, и сам человек. Человек по Канту – это естественный результат эволюции.

    14 . Вершиной немецкой классической философии была филосо­фия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831). Гегель со­здал свою теорию диалектики на основе объективного идеализма. Его основные труды - «Логика», «Философия природы», «Фило­софия духа», «"Феноменология духа», «Наука логики», «Филосо­фия права», «Философия истории», «История философии», «Эс­тетика». Он исходил из того, что в основе мира лежит духовное начало, абсолютная идея, отождествленная им, по сути, с Богом.

    В то же время Гегель внес огромный вклад в разработку уче­ния о диалектике. Он выдвинул идею всестороннего развития, сформулировал основные законы диалектики, подверг глубокому анализу ряд важных диалектических категорий.

    Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изложение всеобщих форм диалектического развития. Главный методологи­ческий принцип гегелевской диалектики - объективность рас­смотрения любого предмета и процесса. Все суждения об объекте, считал Гегель, должны основываться исключительно на самоопре­делении предмета, на его собственном движении: диалектика есть не внешнее искусство, не субъективная игра, а «собственная истин­ная природа определений рассудка, вещей и конечного вообще».

    На долю познающего субъекта остается только осмысливание диалектического движения, имманентного перехода одного опре­деления в другое. «Диалектика есть, следовательно, движущая ду­ша всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки им­манентную связь и необходимость, в котором вообще заключается подлинное, а не внешнее возвышение над конечным», - подчер­кивал Гегель. Неприемлемость для материалиста позиции Гегеля в этом вопросе была в том, что Гегель стоял на точке зрения иде­алистического тождества бытия и мышления. Субъективное поня­тие отражало не диалектику реально существующих вещей, но имело своим предметом лишь самое себя - объективную мысль, объективное понятие. Поэтому познание заключалось у Гегеля только в самопостиженнн абсолютной идеи, абсолютного духа.

    Абсолютная идея отчуждает от себя или творит природу. При­рода без духовного начала лишена внутренней силы. Это царство «окаменевшей мысли», но в ней «дух резвится». От природы идея вновь возвращается к духу, но это уже собственно человеческое сознание. Оно проходит свои «ступени»: дух субъективный (со­знание свободы), дух объективный (сознание необходимости), аб­солютный дух (сознание истины).

    15. Философия Людвига Фейербаха Главное направление философии Фейербаха - критика не­мецкого классического идеализма и обоснование материализма.

    Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глу­боко последовательного материализма, основными чертами ко­торого были:

    Полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от мно­говекового религиозного влияния;

    Попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

    Материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

    Большой интерес к социально-политическим вопросам;

    Убеждение в познаваемости окружающего мира. Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой

    2. Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:

    Отвергает идею тождества бытия и мышления;

    Не признает наличия абсолютной идеи - самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;

    Логически доказывает невозможность отчуждения (превра­щения) абсолютной идеи в материальный мир - окружаю­щий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея - лишь догадка разума, выдумка Гегеля;

    Не признает единства философии и религии;

    Отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

    Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, под­верженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответ­ствующей новейшим достижениям науки.

    17. Научная философия - диалектический и исторический материализм -была подготовлена также развитием частных наук.

    Два этапа развития естествознания. Первый (со второй половины XV в. до конца XVIII в.) связан со сбором и первичной систематизацией фактического материала. Второй этап в развитии естествознания начинается с тем движением, которое вызвала гипотеза Канта - Лапласа. Он характеризуется тенденцией к глубокой систематизации и обобщению и может быть назван, в отличие от первого, собирательного , этапа, систематизирующим . В XIX в. дух систематизации особенно явно выразился в трех великих естественнонаучных открытиях: закона сохранения и превращения энергии, клеточного строения живого, эволюционной теории .

    Открытие в 1842-1845 гг. Робертом Майером (и независимо от него Гровом и Джоулем) закона сохранения и превращения энергии свидетельствовало о том, что в неорганической природе происходят процессы превращения форм движения, при которых энергия, как мера физического движения, не исчезает и не возникает заново, а лишь переходит из одной формы в другую. Открытие этого абсолютного, по оценке Энгельса, закона природы свидетельствовало о диалектическом характере природы и ее несотворимости и неразрушимости, т.е. материальности.

    В 30-е гг. XIX в. М.Я. Шлейден и Т. Шванн создали клеточную теорию строения животных и растений. Если прежде биология рассматривала растительный и животный миры как два изолированных царства живого, то открытие клетки говорило о едином плане строения живой природы, ее диалектическом единстве.

    Эволюционная теория Ч. Дарвина, исходные положения которой были опубликованы в конце 30 - начале 40-х гг., а зрелый вариант в труде «Происхождение видов» (1859), основывалась на понятиях наследственности , изменчивости и естественного отбора . Теория Дарвина впервые научно доказала, что живая природа находится в процессе развития от простых форм живого к сложным, включая человека. Теория Дарвина,-писал Маркс,- «дает естественноисторическую основу нашим взглядам» 1 .

    Три великих естественнонаучных открытия послужили выражением диалектизирующегося характера естествознания середины XIX в., который сделал возможным появление научного материализма, включившего в себя диалектику.

    18. Маркси́зм - философское учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

    Взгляды Маркса складывались под влиянием материалистической философии Фейербаха и идеалистической логики Гегеля.

    В марксизме вопрос об отношении мышления к бытию решается однозначно с материалистических позиций. Иными словами, бытие и материя первичны, а сознание и мышление – это лишь функция особым образом организованной материи, находящейся на высшей ступени своего развития. Философия марксизма отрицает существование высшей божественной сущности. К материалистическому пониманию природы и общества Маркс добавил диалектический метод Гегеля, очистив его от идеалистической шелухи. Постепенно вырисовывались контуры нового направления в философии, получившего название диалектического материализма.

    Диалектический материализм - философское учение, утверждающее (гносеологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития:

    Закон единства и борьбы противоположностей

    Закон перехода количественных изменений в качественные

    Закон отрицания отрицания

    Его мировоззренческая функция состоит в теоретическом обосновании и синтезе на основе достижений современной науки единой картины мира, в обосновании научного материалистического мировоззрения, дающего ответ на вопрос о месте человека в мире, его сущности, цели и смысле жизни, перспективах развития человечества и взаимоотношениях его с природной средой.

    Другая его функция - методологическая. На основе целостного миропонимания диалектический материализм разрабатывает и обосновывает систему норм, стандартов и правил познавательной и предметно-практической деятельности в современных условиях в целях наиболее эффективного и адекватного познания мира.

    Диалектический материализм играет важную методологическую и мировоззренческую роль в интеграции современных научных знаний в условиях научно-технической революции и информатизации общества.

    Составной частью марксистской философии выступает исторический материализм, изучающий наиболее общие законы развития человеческого общества. Главное отличие философии марксизма от всех предыдущих учений заключается в распространении материализма на понимание истории общественного развития, в выяснении роли человеческой практики в познании, тесном единстве и взаимовлиянии материализма и диалектики.

    Диалектика – определенный взгляд на мир, в соответствии с которым мир представляется вечно изменяющимся, вечно движущимся.