Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах

В настоящее время современные учебные заведения находятся на этапе модернизации и обновления содержания образования. На сегодняшний день основной стратегической целью образования является создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. На духовное становление человека, на формирование его культуры существенно влияют занятия искусством, которые могут служить механизмом развития культурного потенциала общества, его художественно-творческой элиты. Однако осуществление главной стратегической цели образования через занятия искусством связано с необходимостью решения современных проблем в области культуры, к которым относятся:

  • - недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества;
  • - культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;
  • - усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер;
  • - второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях;
  • - распространение платных форм обучения, на фоне низкого уровня жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных инструментов, современных технических средств и материалов, что становится препятствием на пути получения образования в области искусства части одаренной молодежи;
  • - чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса.

В соответствии с возникшими проблемами модернизации образования, в том числе и художественного, возникла необходимость в новых подходах к преподаванию в общеобразовательных учреждениях. Реализация принципов и задач современной школы предполагает не только изменение взглядов на содержание, формы и методы учебной деятельности школьников, но и радикальное преобразование деятельности учителя. Личность учителя и его профессиональная подготовка занимают центральное место в системе общего и педагогического образования. Актуальность проблемы определяется тем, что без существенных изменений отношения учителя к педагогической деятельности и ее компонентам, к себе и к другим субъектам этой деятельности, качественного обновления системы школьного образования, не произойдет.

Целью данного исследования является определение роли изобразительного искусства в процессе духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника. На наш взгляд роль изобразительного искусства в современном понимании содержания образования следует определять через решение следующих задач:

  • - выявление главной цели преподавания изобразительного искусства в школе;
  • - анализ современных концепций преподавания изобразительного искусства в начальной школе;
  • - определение условий успешного формирования духовного мира младшего школьника и тактики деятельности учителя изобразительного искусства.

Как известно, содержание образования - это социальный опыт, то есть опыт деятельности человечества за всю историю его развития. И.Я. Лернер называет четыре основных элемента содержания образования: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений.

В современной концепции художественного образования эти четыре компонента выступают в неразрывном единстве, но в обратной последовательности их значимости в художественном развитии личности школьника. Таким образом, для младших школьников наиболее актуальным в процессе преподавания изобразительного искусства является опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных и духовных отношений.

Художественное развитие в концепции рассматривается как путь к гуманизации школы. Поэтому главной целью художественного образования детей является воспитание в них эстетического отношения к жизни.

Эстетическое отношение к жизни - это особое качество личности, которое необходимо для ответственного существования человека в мире. Оно выражается в следующих способностях:

  • - непосредственно ощущать себя неотъемлемой частицей бесконечного окружающего мира;
  • - видеть в окружающем мире своё продолжение;
  • - чувствовать сопричастность к другому человеку и к человеческой истории и культуре в целом;
  • - осознавать неутилитарную ценность всего в мире;
  • - осознавать свою ответственность за всё в жизни, начиная со своего ближайшего окружения.

Развитие именно этого качества создает прочную основу для нравственного, экологического, патриотического и других традиционно выделяемых видов воспитания.

Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин. Преподавание искусства должно начинаться с детского сада, непрерывно продолжаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе. На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических особенностях возраста школьников и дифференцированный подход к содержанию художественного образования. Важно различать то, что необходимо всем как фактор становления личности и мировоззрения, а что необходимо будущим профессионалам.

Начальное образование по предмету «Изобразительное искусство» является частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее художественное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие школьников.

В период начального художественного образования в процессе реализации главной цели, то есть воспитания эстетического отношения к жизни, акцент в преподавании делается на развитии:

  • - эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира;
  • - первичных форм художественного воображения;
  • - способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах.

Собственно творческая практика младших школьников должна преобладать над работой по восприятию искусства, которая постепенно и неуклонно расширяется. Общее для всех видов искусства должно преобладать над специфическими особенностями отдельных его видов.

В условиях вариативного обучения важно отметить некоторую общность поставленных задач изучения изобразительного искусства. Изобразительное искусство в начальной школе призвано обеспечить приобщение школьников к миру пластических, формирование художественно-образного мышления, развитие творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства и другие.

Каждая действующая программа показывает, с помощью каких задач можно достигнуть вышеназванной главной цели обучения изобразительному искусству, воспитания эстетического отношении к жизни. Следует отметить, что, несмотря на общности поставленных целей образовательной системы «Искусство» разные авторы не имеют единого мнения в концептуальных обоснованиях своих программ. Поэтому выбор единственной необходимой в данных конкретных условиях программы среди существующих направлений преподавания изобразительного искусства в школе является существенной проблемой для учителя начальной школы.

К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу.

Первую концепцию всеобщей графической грамоты представляет традиционная программа, действующая во многих школах страны. Это направление было основано во время становления Российской Академии художеств (начало XVIII в), когда методы и принципы подготовки профессиональных художников в крайне упрощенном виде были «спущены» в общеобразовательные школы на уроки рисования. То, что было профессионально необходимым и значимым для подготовки художников-профессионалов, искусственно переносилось на общее образование. Современный автор этой концепции - доктор педагогических наук, профессор В.С. Кузин.

Основные задачи программы по изобразительному искусству: овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Эти компоненты содержания изобразительного искусства подразделяются на основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка; аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Вторая концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ», разработана в конце 60-х - начале 70-х гг XX века. заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б.П. Юсовым. Ее основная идея - «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися». Принципиально отличаясь от предыдущих, эта концепция рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства.

Основной задачей программы по изобразительному искусству является создание художественного образа в различных видах и жанpax изобразительного искусства средствами графической грамоты.

Изобразительная грамота наполнилась новым содержанием, идущим от специфики художественно-изобразительного языка, от способов создания художественного образа. Способы создания художественного образа предполагают разнообразные виды учебной деятельности: изображения на плоскости, в объеме (лепка), в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению, на основе фантазии и воображения, а также эстетическое восприятие окружающей действительности и искусства. А специфика художественно-изобразительного языка изучается в процессе решения следующих учебных проблем: форма, пропорции, конструкция; цвет и освещение; пространство и объём; композиционная организация изображения; работа с художественными материалами; развитие художественного восприятия и эстетической отзывчивости.

Эта концепция стала настоящим новаторским открытием. Впервые за много лет искусство в школе стало пониматься как предмет художественно развивающий и художественно воспитывающий. Теория Б.П. Юсова послужила основой для создания последующих концепций.

Третья концепция приобщения к мировой художественной культуре разработана в начале 70-х годов XX века проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б.М. Неменского. Ее главная идея - формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опыт предыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20-30-е гг. (теоретическое наследие Л.П. Блонского, А.В. Бакушинского, С. Шацкого, П.И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.

Основные задачи программы: формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; формирование художественно-творческой активности; овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Общение с искусством через постижение специфики его языка происходит в различных видах художественной деятельности - изобразительной, декоративной, конструктивной.

Четвёртая концепция приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. Основоположником этой концепции является доктор педагогических наук, профессор Т.Я. Шпикалова. Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа. Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в преподавании изобразительного искусства в школе.

Основные задачи программы: формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков; создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.

Каждый из разделов включает в себя следующие виды учебно-творческой деятельности: экспериментирование (упражнения-опыты), учебная практика (упражнения-повторы, учебные задания), творческие работы (композиции, вариации, импровизации), беседы по искусству.

Пятая концепция реализуется в рамках образовательной программы «Школа 2100». Это одна из программ развития общего среднего образования, направленная, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами. Научный руководитель программы - академик РАО Алексей Алексеевич Леонтьев.

  • - во-первых, была бы системой развивающего образования, готовящей школьника нового типа - внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения;
  • - во-вторых, была бы доступна массовой школе, не требовала бы от учителей переучиваться заново;
  • - в-третьих, была бы разработана именно как целостная система - от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы;
  • - в-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования.

По эстетическому циклу в этом направлении работают коллективы под руководством Б.М. Неменского и О.А. Куревиной. Авторами программы по изобразительной деятельности являются О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Она направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениями о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.

Задачами курса являются: расширение художественно-эстетического кругозора; приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства; освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов; создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики; освоение простейших технологий дизайна и оформления; воспитание зрительской культуры.

Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.

Шестая концепция построена Полуяновым Ю.А. в рамках системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Эта система разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы №91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.

Интегрированный курс «Изобразительное искусство и художественный труд» в рамках системы Эльконина-Давыдова прелполагает решение основных образовательных задач в соответствии с возрастом учащихся.

В первый год обучения дети знакомятся с теми видами изобразительной и трудовой деятельности, которые по технологии им доступны. Курс 1 класса является вводным и переходным от дошкольных занятий к занятиям школьным, построенным на принципах системы развивающего обучения. Содержание занятий по видам учебной и творческой работы представлено следующими разделами: линии - пятна - силуэты, общность и различия, мера величины и формы, соединение по замыслу; скульптурная лепка; краски и цвет; декоративная роспись; художественное конструирование; архитектура и монументальная роспись; художественное шитье.

Содержание второго года обучения изобразительному искусству и художественному труду включает пять разделов: гармония сочетания цветов, гармония и выразительность цвета, ритм в жизни и в искусстве, симметрия в жизни и в искусстве, очертания предметов и изображений. Все эти разделы взаимосвязаны между собой и направлены к единой задаче: формированию у детей умения видеть не только отдельные изображения и части изделий, а отношения между ними, что невозможно без развития способности обобщенного восприятия цвета, пространства, формы того, что они изображают.

Главная задача третьего года обучения: создание условий для формирования и успешной реализации учащимися новых творческих интересных замыслов. Такая задаче реализуется через изучение следующих разделов курса: композиционное и конструктивное равновесие, динамичное и статичное равновесие композиции и конструкции, контрасты - аналогии, пропорции изображения и композиции, рисунок пером, очертания - форма - пропорции изображений.

На четвёртом этапе главная задача обучения заключается в такой перестройке уже сложившихся представлений детей, при которой у них включается пространственное воображение об окружающем мире и способах его изображения. Поэтому содержание обучения включает в себя такие разделы как: пространственные планы композиции; объемные изображения; наблюдение и изображение деревьев; искусство акварели; конструирование объемных форм из плоского листового материала; ритм в живописи, графике, скульптуре; конструкция объемных художественных изделий, наш город (село, деревня) в разное время года.

Анализ задач и содержания программы Ю.А. Полуянова показывает, что каждый способ художественного изображения, будучи введен (не пройден, не заучен, а именно введен в изобразительную деятельность детей) на каком-то из этапов обучения, затем постоянно включается во все последующие занятия, разворачиваясь перед учениками все новыми и более богатыми возможностями. Вместе с тем при знакомстве с каждым из этих способов и практических пробах каждого из них у детей должно сложиться новое и очень важное умение смотреть и видеть.

Итак, представленные здесь концепции и программы преподавания изобразительного искусства в школе являются разнообразными и не одинаково предлагают реализовывать главную цель формирования эстетического отношения к жизни. Руководствуясь основными положениями непрерывного художественного образования в общеобразовательной школе, учителю начальных классов, преподающему изобразительное искусство, следует ориентироваться на ту учебную программу по изобразительному искусству, которая реализуется в основном звене общеобразовательной школы.

выводы.

Развитие современной системы общего образования определяется таким концептуальным положением как неотделимость школы и общества. Общество живет и развивается так как оно учится. Однако сегодня все чаще политики, ученые, работники образования, учащиеся и их родители отмечают, что интересы ребенка и потребности общества оказываются за порогом школы. Многие исследователи видят единственный выход из создавшегося положения - кардинальные изменения школьной политики в сторону ее демократизации и гуманизации. В связи с этим ведется работа по перестройке и обновлению всей системы образования, ведутся поиски путей развития школы, вырабатываются концепции, проекты, программы, нетрадиционные формы обучения.

Разнообразие концепций художественного образования является ярким примером современных тенденций развития системы образования и усложняет задачи учителя, преподающего изобразительное искусство в начальной школе при выборе ведущих принципов и методов воспитания и обучения. Тем не менее, любая школьная программа по изобразительному искусству ориентирована на становление духовного мира ребенка, на развитие его эстетического восприятия мира, творческое самовыражение, формирование интереса к жизни через увлечение искусством.

Роль изобразительного искусства в решении общих задач воспитания четко определяет концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

При решении основных задач духовного обогащения младших школьников через приобщение к изобразительному искусству для учителя важно, каким образом будет организован художественно-педагогический процесс, через какое содержание и формы он будет влиять на формирование творческой личности. Основным принципом, определяющим успех педагогической деятельности учителя изобразительного искусства, должно стать бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом.

Первоочередными условиями успешного формирования не только духовного мира ребенка, но и его практических умений и навыков изобразительной деятельности являются:

  • - вариативный подход к постановке и решению художественно-творческих задач,
  • - национально ориентированное обучение изобразительному искусству,
  • - стимулирование самостоятельности младших школьников в выборе художественных материалов и средств выразительности в процессе создания изобразительных образов,
  • - стремление учителя к педагогическому творчеству и совершенствованию учебного процесса и др.

Учителю изобразительного искусства в начальной школе всегда следует помнить о том, что изменяющиеся общественные ценности, все более насыщенные информационные потоки всегда находят свое отражение в изобразительном искусстве. Только истинно духовные произведения искусства становятся бессмертными. Поэтому классические образцы живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства должны составлять основу содержания предметной области «Искусство», так как им время не подвластно. Аналогичные процессы можно проследить и в развитии методики преподавания. В то время как самые современные методики преподавания могут постепенно устаревать, методики, которые начинающий учитель сам проверил на практике, и которые не один раз показали себя успешными, составят основу его педагогической деятельности в будущем.

Литература

художественный изобразительный искусство общеобразовательный

  • 1. Живой мир искусства: (программа полихудожественного развития школьников 1 - 4 классов): Для общеобраз. и спец. школ, лицеев, гимназий и внешкол. дет. учреждений / Науч. рук. Б.П. Юсов. - М.: РАО, 2000. - 40 с. - (Библиотека программ по искусству и эстетическому воспитанию; Вып. 3)
  • 2. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа и тематическое планирование / Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р. - М.: Просвещение, 2008. - 92 с.
  • 3. Комплект интегрированных полихудожественных программ / Науч. рук. Б.П. Юсов. - М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2000. - 148 с.
  • 4. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе / отв. ред. Б.М. Неменский. - М., 1992. - 123 с.
  • 5. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2008. - 336 с.
  • 6. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс. (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2003. - 224 с.
  • 7. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 2 класс. (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 256 с.
  • 8. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 3 класс. (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2005. - 224 с.
  • 9. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 4 класс. (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2007. - 208 с.
  • 10. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. №1403 «О концепции художественного образования в Российской Федераци» - http: //www.gnesin.ru
  • 11. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Науч. рук. Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2009. - 141 с.
  • 12. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 кл. / Науч. рук. В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1994. - 160 с.
  • 13. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I-IV кл. / Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1992. - 78 с.
  • 14. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика: Учебное пособие. - Ижевск, Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 310 с.
  • 15. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
  • 16. Сборник нормативных документов. Начальная школа / сост.
  • 17. А.Г. Аркадьев, Э.Д. Днепров и др. - М.: Дрофа, 2004. - 64 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Изобразительное искусство в начальной школе

1. Цель и задачи изобразительного искусства как учебного предмета в начальных классах

Предмет «Изобразительное искусство» играет значимую роль в системе общего среднего образования. Он призван решать специфические задачи, связанные с передачей фундаментальных ценностей, выработанных человечеством, с целью эмоционально-духовного, эстетически-нравственного развития личности, формированием ее творческого потенциала.

В связи с этим изобразительное творчество учащихся в совокупности с другими формами художественной деятельности является существенным фактором выявления и утверждения индивидуальности школьника, его способностей, ведущих к самоидентификации и выработке собственного взгляда на мир. На этой основе школьники учатся творчески преобразовывать окружающую действительность и мир собственной личности.

В образовательном процессе предмет «Изобразительное искусство» отличается доминированием художественно-творческой деятельности. В процессе занятий изобразительным искусством активно развиваются такие сферы индивидуальности учащегося, как образное мышление, фантазия, воображение, эмоциональная сфера, мыслительная деятельность, интуиция и др.

Исходя из специфики учебного предмета, основной целью образования в области изобразительного искусства является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося как культуры ценностного отношения к миру, развитие его творческого потенциала как фактора творческого освоения и преобразования мира.

Для решения данной цели ставятся следующие задачи:

Постижение учащимися культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового искусства;

Развитие представлений о национальном своеобразии родной культуры;

Духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия художественного наследия;

Формирование понимания искусства как формы художественно-образного осмысления мира;

Развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся;

Создание условий для развития творческого потенциала и художественных способностей учащихся на основе изобразительной деятельности;

Ознакомление с теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств изобразительного искусства;

Формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности.

2.Требования к содержанию и методам преподавания

Основные требования к содержанию и методам преподавания изобразительного искусства в школе основаны на следующих принципах:

Органичном сочетании и единстве учебно-воспитательного процесса: нравственно-духовное, эстетическое и художественное воспитание должно осуществляться в комплексе с систематическим усвоением учащимися художественных знаний и освоением практических навыков художественной деятельности;

Освоении учащимися изобразительных навыков и технических приемов, которые является не самоцелью, а средством или инструментарием для художественного познания и создания художественного образа;

Учете возрастных особенностей учащихся, сочетании индивидуальных и коллективных форм работы;

Формировании представлений об изобразительном искусстве, его видах и жанрах, понятиях и терминах, овладении техниками и материалами, образной системой;

Формировании стержневых представлений об изобразительном искусстве, которое происходит во взаимосвязи со всеми видами художественной деятельности: эстетическим освоением окружающего мира, восприятием искусства, теоретическим знанием, творческо-практической деятельностью;

Применении разнообразия видов работы и художественных материалов;

Взаимосвязи разных видов искусств (полихудожественности) - изобразительного искусства, музыки, литературы, кино и др., с помощью которых создается ассоциативно-образная атмосфера, необходимая для оптимального развития художественного мышления учащихся. С этой целью на уроке определенное время отводится просмотру репродукций, слушанию музыки, литературных произведений, просмотру фрагментов

изобразительный искусство учебный начальный

3. Структура программы и виды занятий

Системообразующим началом программы и ее смысловым стержнем является дифференциация всего учебного материала по трем содержательным компонентам, которые охватывают всю программу с I по 4классы. К ним относятся:

- «Эстетическое восприятие действительности»;

- «Восприятие искусства»;

- «Практическая деятельность».

Эстетическое восприятие действительности как составная часть художественной деятельности имеет в программе относительно самостоятельную систему учебных задач.

Задачей данного содержательного компонента программы является также развитие у школьников зрительной культуры, визуального восприятия, наблюдательности.

Содержательный компонент «Восприятие искусства» способствует освоению предмета на искусствоведческом уровне. Его задачей является формирование ключевых ориентиров восприятия произведений изобразительного искусства, расширение художественного кругозора учащихся, изучение теоретических основ изобразительного искусства, освоение его языка, системы выразительных средств.

В результате освоения содержания данного раздела программы учащиеся получают представление о роли искусства в жизни человека и общества, основах национального и мирового искусства, особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их взаимосвязи.

На уроках изобразительного искусства учащиеся рисуют и лепят с натуры, по памяти, по представлению, конструируют, выполняют работы в различных художественных техника.

Практическая художественно-творческая деятельность включает в себя:

Изображение на плоскости (использование разных художественных материалов и техник (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, тушь; аппликация, коллаж, монотипия);

Лепку из пластилина и работу со скульптурными материалами (глина, солёное тесто);

Декоративно-прикладную деятельность и дизайн (художественное решение плоских и объемных изделий с элементами архитектуры, художественного конструирования, декоративной лепки, традиционного народного искусства).

Изображение на плоскости включает рисование с натуры, по памяти, по представлению после непосредственных наблюдений или по воображению, работу на тему по заданию учителя, а также наброски, прикладную графику, аппликацию, коллаж, монотипию и т.п.

Лепка (скульптура) имеет особое значение в начальной школе, где двигательно-осязательный компонент играет доминирующую роль в развитии изобразительной деятельности детей.

Декоративно-прикладная деятельность включает элементы изображения на плоскости, художественного конструирования и проектирования, работу с природными материалами (листья, цветы, травы и т.п.), что способствует развитию у школьников представлений о связи разных видов художественной деятельности.

Содержание практической деятельности предполагает решение четырех основных групп учебных задач: 1) композиция; 2) цвет и освещение; 3) форма, пропорции, конструкция; 4) пространство и объем. Освоение данных групп учебных задач, лежащих в основе изобразительной грамотности, должно быть подчинено сознательному решению художественного образа в соответствии с возрастными возможностями учащихся.

Главное в работе по композиции в начальных классах - освоение всей поверхности листа бумаги и заполнение его изображением, а в лепке и декоративной работе - создание цельной формы. Учащиеся учатся отбирать для композиции объекты изображения, отвечающие замыслу, и рисовать их крупно.

В работе с цветом в I-IV классах ставится задача видеть цвет многообразно, различать и составлять нужные оттенки. В начальных классах следует отдать предпочтение гуаши перед акварелью, так как гуашь дает большую свободу в работе и позволяет вносить исправления. В работе над формой важно учить чувствовать образный характер формы, стремиться к последовательному образному усложнению при ее отображении. Для выработки навыков анализа формы и последующего ее воплощения в художественном образе большое значение имеют занятия лепкой, декоративно-прикладной деятельностью, конструированием, где учащиеся активно работают с объемной формой.

Обучение передаче пространства на бумаге начинается с I класса, в основном в работе по наблюдению и на заданные темы. Главное внимание в работе с младшими школьниками уделяется формированию у них понятий об изломе плоскостей и границе излома: границе пола и стены, видимой границе земли и неба, а также умению правильно разместить предметы на поверхности пола и земли.

При планировании времени на данный вид работы нужно учитывать, что виды художественной деятельности на уроках могут сочетаться и занимать часть урока: восприятие - с практической работой, лепка - с рисованием.

Методы работы с учащимися по искусству на уроке желательно разнообразить. Это может быть беседа, рассказ, дискуссия, просмотр мультимедийной презентации,. Огромную роль играют уроки, построенные по законам художественной драматургии, формы внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству..

Особое внимание должно быть обращено на художественно одаренных детей, для которых вырабатывается своя система обучения, учитывающая их способности.

Уроки изобразительного искусства должны быть оснащены необходимыми пособиями и средствами наглядности с применением современных технических средств.

Эффективность учебного процесса находится в прямой зависимости от уровня развития у учащихся практических умений и навыков.

Ведущие умения формируются комплексно во всех видах художественной деятельности. Освоение каждого вида требует формирования частных умений и навыков: живописных, графических, пластических, декоративных, конструктивных, восприятия произведений искусства, освоение их языка, выразительных средств и т. п.

Литература:

1Волкова, И.Г. Изобразительное искусство 1 - 5 классы. Примерное календарно-тематическое планирование / И.Г. Волкова, В.Н. Данилов - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2008.

2Данилов, В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда / В.Н. Данилов. - Минск: УИЦ БГПУ, 2004.

3Изобразительное искусство в начальных классах / под. ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. - Минск: Народная асвета, 1992.

4Изобразительное искусство 1-4 классы: учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. - Минск: НМУ НИО, 2008.

5Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007.

6.Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.М. Сокольникова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2002 искусства).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Академическая система художественного образования в XVI-XII веках. Педагогические взгляды П.П. Чистякова. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства.

    шпаргалка , добавлен 29.10.2013

    Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада, в начальной школе, в средних и старших классах. Структура занятий, учебная, развивающая и воспитательная цели, оборудование и наглядные пособия, последовательность изложения учебного материала.

    конспект урока , добавлен 10.09.2010

    Методы художественной педагогики. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на уроках музыки в программах Кабалевского Д.Б. и Критской Е.Д. Разработка конспектов уроков музыкальных занятий в 5 классе по теме "Музыка и изобразительное искусство".

    курсовая работа , добавлен 20.04.2016

    Основные характеристики школьных стандартов нового поколения. Универсальные учебные действия в современной начальной школе. Практическая значимость формирования личностных универсальных учебных действий у школьников средствами изобразительного искусства.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2016

    Развитие творческого воображения при иллюстрировании сюжетов литературных произведений. Значение и специфика преподавания устного народного творчества на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Методика, приемы и техники создания иллюстраций.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2015

    Характеристика дизайна как особой формы проектной деятельности. Содержание и структура профессиональной компетенции будущих дизайнеров. Виды и художественные средства изобразительного искусства. Разработка учебной программы по дисциплине "Рисунок".

    диссертация , добавлен 17.02.2013

    Психолого-педагогические основы развития речи. Целесообразность использования уроков развития речи на материалах изобразительного искусства в начальной школе. Апробация методики по формированию коммуникативной полноценности речи на основе ИЗО занятий.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2011

    Компьютерное обучение в начальных классах. Использование компьютера на уроках рисования. Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов младших школьников на уроках рисования. Программы "Графический редактор для младших школьников".

    дипломная работа , добавлен 03.11.2002

    Понятие творческих способностей. Особенности развития творческих способностей у младших школьников. Использование игровых технологий в работе с детьми младшего школьного возраста. Игровая технология на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2012

    История развития керамических промыслов, особенности работы с глиной и пластилином, народные глиняные игрушки. Значение занятий лепкой на уроках изобразительного искусства, технология выполнения работ из глины. Занятия лепкой в детском саду и школе.


Министерство образования и науки РФ

Курсовая работа

Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе

Введение 3

Глава 1. Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе 4

1.1. Педагогические условия обучения изобразительному искусству в начальной школе 4

1.2. Методика обучения изобразительному искусству в I-IV классах 4

Глава 2. Тематическое планирование и изготовление наглядных пособий к урокам по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» 8

2.1. Основы художественных представлений (программа начальной школы) 10

1-й класс (30–60 ч) 10

2-й класс (34–68 ч) 15

3-й класс (34–68 ч) 21

4-й класс (34–68 ч) 27

2.2. Конструкция школьной программы художественного образования. 34

Заключение 37

Список используемой литературы 38

Введение

Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствует о том, что занятия изобразительным искусством является важным средством развития личности школьника. Изобразительному искусству, особенно близкому младшим школьникам своёй наглядностью, принадлежит одно из ведущих мест в процессе формирования у детей творческих способностей, креативного мышления, приобщения их к красоте родной природы, окружающей действительности, духовным ценностям искусства. Помимо этого, занятия изобразительным искусством помогает детям овладеть целым рядом навыков в области изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности.

Целью написания данной курсовой работы является рассмотреть особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, а именно в I-IV классах.

В работе поставлены следующие задачи :

Изучение методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, рассмотреть её особенности,

Выявить педагогические условия успешного обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству, а так же, составление тематического годового плана и плана урока для учащихся начальной школы

Глава 1. Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе

1.1. Педагогические условия обучения изобразительному искусству в начальной школе

В развитии детского художественного творчества, в том числе и изобразительного, необходимо соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов. Поэтому и рисование не может быть массовым и всеобщим явлением, но и для одарённых детей, и даже для детей которые не собираются впоследствии быть профессионалами-художниками, рисование имеет огромное культивирующее значение; когда, краски и рисунок начинает говорить ребёнку, он овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания.

Одна из проблем в рисовании состоит в том, что для детей начальных классов уже недостаточно одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умения.

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. По этому поводу с самого возникновения школы среди ученых ведутся споры. Мы придерживаемся классификации методов обучения, разработанной И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, Ю.К. Бабанским и М.И. Пахмутовым. Согласно исследованиям этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский. 1

1.2. Методика обучения изобразительному искусству в I - IV классах

Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении детям информации разными способами - зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода - сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа дошкольников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа 2 .

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей детей. Метод обучения, направленный на самостоятельное решение дошкольниками творческих задач, называется исследовательским. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ребенка.

Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Еще раз хочется подчеркнуть, что этот метод целиком строится на самостоятельной работе.

Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для развития детей. Оно организуется с помощью методов: исследовательского, эвристического, проблемного изложения. Исследовательский мы уже рассмотрели.

Другим методом, помогающим творческому развитию, является эвристический метод: дети решают проблемную задачу с помощью воспитателя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу, к сожалению, редко применяемую в обучении. При использовании этого метода также важны слово, текст, практика, средства наглядности и т.д.

В настоящее время широкое распространение получил метод проблемного изложения, воспитатель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Дети следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяют и образ, и практический показ действия.

Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения - методы проблемного обучения. Их реализация в учебном процессе стимулирует дошкольников к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания. 3 Современное обучение обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятиях изобразительного искусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Как показывает опыт практической работы, для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов они определяются по-разному. Мы разработали систему условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества дошкольников, и предлагаем ее рассмотреть. Считаем, что эту группу условий составляют:

    развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

    сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью Дошкольников с педагогически целесообразной помощью им;

    воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

    последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;

    обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;

    целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

    отбор произведений изобразительного искусства для изучения;

    использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;

    активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;

    введение в урок творческих, импровизационных и проблемных задач;

    применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;

    смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);

    сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с детьми;

    введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования;

    систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета "Изобразительное искусство", между этой и другими дошкольными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе. 4

Важным условием развития художественного творчества дошкольников на занятиях изобразительного искусства является использование педагогами технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий. Роль наглядности в обучении была теоретически обоснована еще в XVII в. Я.А. Коменским, позднее идеи ее использования как важнейшего дидактического средства были развиты в трудах многих выдающихся педагогов - И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Значение наглядности в обучении подчеркивали великий Леонардо да Винчи, художники А.П. Сапожников, П.П. Чистяков и др. 5

Успешная реализация принципа наглядности в обучении возможна при активной мыслительной деятельности детей, особенно, когда происходит "движение" мысли от конкретного к абстрактному или, наоборот, от абстрактного к конкретному.

На все этапы занятия, по возможности, следует вводить творческие, импровизированные и проблемные задачи. Одно из главных требований при этом - предоставление детям возможно большей педагогически целесообразной самостоятельности, что не исключает оказания им, по мере необходимости, педагогической помощи. Так, например, в начальных классах, особенно в первом, учитель, предлагая тот или иной сюжет, во многих случаях может обратить внимание дошкольников на главное, что обязательно и в первую очередь нужно изобразить, может показать на листе примерное расположение объектов композиции. Эта помощь естественна и необходима и не приводит к пассивности малышей в изобразительном творчестве. От ограничений в выборе темы и сюжета ребенок постепенно подводится к их самостоятельному выбору.

Глава 2. Тематическое планирование и изготовление наглядных пособий к урокам по программе «Изобразительное искусство и художественный труд»

Вот мир – и в этом мире Я.

Вот мир – и в этом мире МЫ.

У каждого из нас своя стезя.

Но по одним законам мы творим.

Пусть долог путь и труден хлеб творца.

И хочется порой слабинку дать.

Но уберешь ладони от лица.

И снова даришь сердце. И опять. ...

  • Модернизация образования в начальной школе

    Реферат >> Педагогика

    Цель: рассмотрение особенностей процесса обучения в начальной школе в период... методики обучения русскому языку в начальной школе ... изобразительное искусство , чтение -природоведение - изобразительное искусство , русский язык - чтение -изобразительное искусство ...

  • Современные технологии организации и проведения уроков изобразительного искусства

    Реферат >> Педагогика

    ... особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения ... Кузин В. С. Изобразительное искусство в начальной школе . 2-3 класс Часть 2//М., Дрофа, 2000 9.Кузин В. С. Изобразительное искусство в начальной школе .1-2 класс, 1, ...

  • Трактаты Дюрера как методическое пособие по преподаванию изобразительного искусства с точки зрения современности

    Курсовая работа >> Педагогика

    ... изобразительного искусства , но и в области методов обучения рисованию. Методика обучения изобразитель­ному искусству ... Искусство ,1961. 4. Пьянкова Н.И.Изобразительное искусство в современной школе М., 2006 5. Ростовцев Н. Н. История методов обучения ...

  • Педагогические условия обучения изобразительному искусству

    Реферат >> Педагогика

    ... изобразительного искусства для изучения; - использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения , особенно ... 2004. 4. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» . М., Академия, 2003г. ...

  • Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствует о том, что занятия изобразительным искусством является важным средством развития личности школьника. Изобразительному искусству, особенно близкому младшим школьникам своёй наглядностью, принадлежит одно из ведущих мест в процессе формирования у детей творческих способностей, креативного мышления, приобщения их к красоте родной природы, окружающей действительности, духовным ценностям искусства. Помимо этого, занятия изобразительным искусством помогает детям овладеть целым рядом навыков в области изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности.

    Целью написания данной курсовой работы является рассмотреть особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, а именно в I-IV классах.

    В работе поставлены следующие задачи :

    Изучение методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, рассмотреть её особенности,

    Выявить педагогические условия успешного обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству, а так же, составление тематического годового плана и плана урока для учащихся начальной школы

    Глава 1. Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе

    1.1. Педагогические условия обучения изобразительному искусству в начальной школе

    В развитии детского художественного творчества, в том числе и изобразительного, необходимо соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов. Поэтому и рисование не может быть массовым и всеобщим явлением, но и для одарённых детей, и даже для детей которые не собираются впоследствии быть профессионалами-художниками, рисование имеет огромное культивирующее значение; когда, краски и рисунок начинает говорить ребёнку, он овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания.

    Одна из проблем в рисовании состоит в том, что для детей начальных классов уже недостаточно одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умения.

    Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. По этому поводу с самого возникновения школы среди ученых ведутся споры. Мы придерживаемся классификации методов обучения, разработанной И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, Ю.К. Бабанским и М.И. Пахмутовым. Согласно исследованиям этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский.

    1.2. Методика обучения изобразительному искусству в I - IV классах

    Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении детям информации разными способами - зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода - сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею.

    Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа дошкольников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа .

    Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей детей. Метод обучения, направленный на самостоятельное решение дошкольниками творческих задач, называется исследовательским. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ребенка.

    Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Еще раз хочется подчеркнуть, что этот метод целиком строится на самостоятельной работе.

    Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для развития детей. Оно организуется с помощью методов: исследовательского, эвристического, проблемного изложения. Исследовательский мы уже рассмотрели.

    Другим методом, помогающим творческому развитию, является эвристический метод: дети решают проблемную задачу с помощью воспитателя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу, к сожалению, редко применяемую в обучении. При использовании этого метода также важны слово, текст, практика, средства наглядности и т.д.

    В настоящее время широкое распространение получил метод проблемного изложения, воспитатель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Дети следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяют и образ, и практический показ действия.

    Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения - методы проблемного обучения. Их реализация в учебном процессе стимулирует дошкольников к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания. Современное обучение обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятиях изобразительного искусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

    Как показывает опыт практической работы, для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов они определяются по-разному. Мы разработали систему условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества дошкольников, и предлагаем ее рассмотреть. Считаем, что эту группу условий составляют:

    Развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

    Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью Дошкольников с педагогически целесообразной помощью им;

    Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

    Последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;

    Обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;

    Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

    Отбор произведений изобразительного искусства для изучения;

    Использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;

    Активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;

    «Место ИЗО в системе начального образования»

    учитель начальных классов

    Сазонова Наталья Леонидовна

    Младший школьный возраст является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Очень важно развить в ребенке способность углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям.

    Этому способствует предмет «Изобразительное искусство».

    Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное искусство.

    В начальной школе решаются следующие задач:

    Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства;

    Формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;

    Развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека;

    Овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося объекта творческой деятельности и взаимосвязи между различными видами искусства;

    Формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой художественной культуре.

    У младших школьников в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы. Выполняя в полной мере задачи, стоящие между данной образовательной областью, педагоги могут успешно добиваться реализации основной цели начального образования – развитие личности ребенка.

    Любой вид искусства «мыслит» образами, а образ по своей художественной природе – целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Таким образом, образовательная область «Искусство» способствует решению еще одной важной задачи, стоящей перед начальным образованием, - задачи формирования целостного восприятия ребенком окружающего мира. Для ее решения элементы искусства вводятся в преподавание других школьных предметов. Наблюдается тенденция построения образования в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства.

    В начальной школе у младших школьников формируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художественные и музыкальные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры, композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп.

    МЕСТО И РОЛЬ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

      Знания (о природе, обществе, технике, истории, культуре, о способах деятельности и т. д.).

      Способы деятельности (умения, навыки).

      Опыт творческой деятельности (решение творческих задач).

      Опыт эмоционально-ценностных отношений (опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духовных отношений и др.).

    В современной концепции художественного образования эти четыре компонента выступают в неразрывном единстве, но в обратной последовательности их значимости в художественном развитии личности школьника.

    Художественное развитие в концепции рассматривается как путь к гуманизации школы. Поэтому главной целью художественного образования детей является воспитание в них эстетического отношения к жизни.

    Эстетическое отношение к жизни - это особое качество личности, которое необходимо для ответственного существования человека в мире. Оно выражается в следующих способностях:

      непосредственно ощущать себя неотъемлемой частицей бесконечного окружающего мира;

      видеть в окружающем мире своё продолжение;

      чувствовать сопричастность к другому человеку и к человеческой истории и культуре в целом;

      осознавать неутилитарную ценность всего в мире;

      осознавать свою ответственность за всё в жизни, начиная со своего ближайшего окружения.

    Развитие именно этого качества создает прочную основу для нравственного, экологического, патриотического и других традиционно выделяемых видов воспитания.

    Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин.

    Преподавание искусства (предметов эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство, литература, танец, театр и др.) должно начинаться с детского сада, непрерывно продолжаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе.

    В детском саду и у шестилеток в школе художественное развитие должно начинаться с курса нерасчленённого по отдельным видам искусства. В этом возрасте искусства должны стать преобладающим средством познания окружающего мира и всех предметов.

    Урок как форма преподавания отдельных видов искусства возможна во втором классе общеобразовательной школы. Завершаться преподавание искусства должно интегративным курсом, вводящим старшеклассников в мировую художественную культуру как целое.

    На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических особенностях возраста школьников и дифференцированный подход к содержанию художественного образования. Важно различать то, что необходимо всем как фактор становления личности и мировоззрения, а что необходимо будущим профессионалам.

    Таким образом, начальное образования по предмету «Изобразительное искусство» является частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее художественное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие школьников.

    В период начального художественного образования в процессе реализации главной цели, то есть воспитания эстетического отношения к жизни. Акцент в преподавании делается на развитии:

      эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира;

      первичных форм художественного воображения;

      способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах.

    Собственно творческая практика младших школьников должна преобладать над работой по восприятию искусства, которая постепенно и неуклонно расширяется и в среднем звене становиться более значимой. Общее для всех видов искусства на уроках изобразительного искусства в начальной школе должно преобладать над специфическими особенностями отдельных его видов. В среднем звене специфические средства выразительности изобразительного искусства должны стать для школьников более ясными.

    В условиях вариативного обучения по различным программам важно отметить некоторую общность поставленных задач изучения изобразительного искусства. Изобразительное искусство в школе призвано обеспечить приобщение школьников к миру пластических, формирование художественно-образного мышления, развитие творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства и др.

    Таким образом, важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание ребенка. Именно младший школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это - залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе образования уже нельзя будет компенсировать в основной школе.

    Еще одна важная задача образовательной области «Искусство» - гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность.

    Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на младшего школьника значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняя здоровье ребенка.