Михаил егорович гаршин. Гаршин всеволод михайлович, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл

Г аршин Всеволод Михайлович - один из наиболее выдающихся писателей литературного поколения семидесятых годов. Родился 2 февраля 1855 г. в Бахмутском уезде, в старой дворянской семье. Детство его было небогато отрадными впечатлениями; в его восприимчивой душе, на почве наследственности, очень рано стал развиваться безнадежно-мрачный взгляд на жизнь. Немало этому содействовало и необыкновенно раннее умственное развитие. Семи лет он прочел "Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго и, перечитав его 20 лет спустя, не нашел в нем ничего для себя нового. 8 и 9 лет он зачитывался "Современником". В 1864 г. Гаршин поступил в 7 петербургскую гимназию (теперь первое реальное училище) и по окончании в ней курса, в 1874 г., поступил в горный институт. В 1876 г. он совсем уже собрался отправиться добровольцем в Сербию, но его не пустили, потому что он был призывного возраста. 12 апреля 1877 г. Гаршин вместе с товарищем готовился к экзамену по химии, когда принесли манифест о войне. В ту же минуту записки были брошены, Гаршин побежал в институт подавать просьбу об увольнении, а через несколько недель он уже был в Кишиневе вольноопределяющимся Болховского полка. В сражении 11 августа под Аясларом, как гласила официальная реляция, "рядовой из вольноопределяющихся В. Гаршин примером личной храбрости увлек вперед товарищей в атаку, во время чего и ранен в ногу". Рана была неопасная, но в дальнейших военных действиях Гаршин уже участия не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, с полгода пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности, которую, незадолго до того, начал с блестящим успехом. Еще до своей раны он написал военный рассказ "Четыре дня", напечатанный в октябрьской книжке "Отечественных Записок" 1877 г. и сразу обративший на себя всеобщее внимание. Последовавшие за "Четырьмя днями" небольшие рассказы: "Происшествие", "Трус", "Встреча", "Художники" (также в "Отечественных Записка") укрепили известность молодого писателя и сулили ему светлую будущность. Душа его, однако, все более и более омрачалась, и в начале 1880 г. появились серьезные признаки психического расстройства, которому он подвергался еще до окончания гимназического курса. Сперва оно выражалось в таких проявлениях, что трудно было определить, где кончается высокий строй души, и где начинается безумие. Так, тотчас после назначения графа Лорис-Меликова начальником верховной распорядительной комиссии, Гаршин отправился к нему поздно вечером и не без труда добился свидания с ним. Во время разговора, продолжавшегося более часа, Гаршин делал весьма опасные признания и давал весьма смелые советы всех помиловать и простить. Лорис-Меликов отнесся к нему чрезвычайно ласково. С такими же проектами всепрощения Гаршин поехал в Москву к обер-полицеймейстеру Козлову, затем отправился в Тулу и пешком пошел в Ясную Поляну к Льву Толстому , с которым провел целую ночь в восторженных мечтаниях о том, как устроить счастье всего человечества. Но затем душевное его расстройство приняло такие формы, что родным пришлось поместить его в харьковскую психиатрическую клинику. Пробыв в ней некоторое время, Гаршин поехал в херсонскую деревню дяди по матери, оставался там 11/2 года и, совершенно выздоровев, в конце 1882 г. приехал в Петербург. Чтобы иметь определенный нелитературный заработок, он поступил в контору Аноловской бумажной фабрики, а затем получил место в общем съезде русских железных дорог. Тогда же он женился и чувствовал себя вообще хорошо, хотя по временам у него и бывали периоды глубокой, беспричинной тоски. В начале 1887 г. показались угрожающие симптомы; болезнь развилась быстро. 19 марта 1888 г. Гаршин бросился с площадки 4-го этажа в просвет лестницы и 24 марта умер. Выражением глубокой горести, вызванной безвременной кончиной Гаршина, явились два сборника, посвященных его памяти: "Красный Цветок" (Санкт-Петербург, 1889, под редакцией М.Н. Альбова , К.С. Баранцевича и В.С. Лихачева ) и "Памяти В.М. Гаршина" (Санкт-Петербург, 1889, редакцией Я.В. Абрамова , П.О. Морозова и А.Н. Плещеева ), в составлении и иллюстрировании которых приняли участие наши лучшие литературные и художественные силы. В чрезвычайно субъективном творчестве Гаршина с необыкновенной яркостью отразился тот глубокий душевный разлад, который составляет самую характерную черту литературного поколения 70-х годов и отличает его как от прямолинейного поколения 60-х годов, так и от поколения позднейшего, мало заботившегося об идеалах и руководящих принципах жизни. По основному складу своей души Гаршин был натура необыкновенно гуманная; первое же его художественное создание - "Четыре дня" - отразило именно эту сторону его духовного существа. Если он сам пошел на войну, то исключительно потому, что ему казалось постыдным не принять участия в освобождении братьев, изнывавших под турецким игом. Но для него достаточно было первого же знакомства с действительной обстановкой войны, чтобы понять весь ужас истребления человеком человека. К "Четырем дням" примыкает "Трус" - такой же глубоко прочувствованный протест против войны. Что в этом протесте не было ничего общего с шаблонною гуманностью, что это был крик души, а не тенденция в угоду тому лагерю, к которому примкнул Гаршин, можно видеть из самой крупной "военной" вещи Гаршина - "Из записок рядового Иванова" (превосходная сцена смотра). Все, что писал Гаршин, было как бы отрывками из его собственного дневника; он не хотел пожертвовать в угоду чему бы то ни было ни одним чувством, которое свободно возникло в его душе. Искренняя гуманность сказалась и в рассказе Гаршина "Происшествие", где, без всякой сентиментальности, он сумел отыскать человеческую душу на крайней ступени нравственного падения. Рядом с всепроникающим чувством гуманности в творчестве Гаршина, как и в нем самом, жила и глубокая потребность в деятельной борьбе со злом. На этом фоне создался один из наиболее известных его рассказов: "Художники". Сам изящный художник слова и тонкий ценитель искусства, Гаршин в лице художника Рябинина показал, что нравственно-чуткий человек не может спокойно предаваться эстетическому восторгу творчества, когда кругом так много страданий. Всего поэтичнее жажда истребить неправду мира сказалась в удивительно-гармоничной сказке "Красный цветок", сказке полубиографической, потому что и Гаршин, в припадках безумия, мечтал сразу уничтожить все зло, существующее на земле. Но безнадежный меланхолик по всему складу своего духовного и физического существа, Гаршин не верил ни в торжество добра, ни в то, что победа над злом может доставить душевное равновесие, а тем более счастье. Даже в почти юмористической сказке "То, чего не было" рассуждения веселой компании насекомых, собравшихся на лужайке потолковать о целях и стремлениях жизни, кончаются тем, что приходит кучер и сапогом раздавливает всех участников беседы. Рябинин из "Художников", бросивший искусство, "не процвел" и пошедши в народные учителя, и не из-за так называемых "независящих обстоятельств", а потому, что интересы личности, в конце концов, тоже священны. В чарующе-поэтической сказке "Attalea princeps" пальма, достигнув цели стремлений и выбившись на "свободу", с скорбным удивлением спрашивает: "и только-то?" Художественные силы Гаршина, его умение живописать ярко и выразительно, очень значительны. Немного он написал - около десятка небольших рассказов, но они дают ему место в ряду мастеров русской прозы. Лучшие его страницы в одно и то же время полны щемящей поэзии и такого глубокого реализма, что, например, в психиатрии "Красный Цветок" считается клинической картиной, до мельчайших подробностей соответствующей действительности. Написанное Гаршиным собрано в трех небольших "книжках". Рассказы Гаршина, впервые изданные самим Гаршиным в 1882 - 85 годах в 2 томах, после смерти его перешли в собственность литературного фонда и выдержали 12 изданий.

(1855-1888) русский писатель

Еще при жизни, имя Всеволода Михайловича Гаршина среди русской интеллигенции, стало распространенным понятие «человек гаршинского склада». Что же оно в себя включало? Прежде всего то светлое и привлекательное, что видели знавшие писателя современники и что угадывали читатели, воссоздавая образ автора по его рассказам. Красота внутреннего облика сочеталась у него с внешней красотой. Гаршину были чужды и аскетизм, и унылый морализм. В период душевного и физического здоровья он остро чувствовал радость жизни, любил общество, природу, знал радость простого физического труда.

Жажда жизни, умение чувствовать и понимать все прекрасное в ней было одной из причин того обостренного неприятия зла и уродства, которое выражалось у Гаршина в глубокой грусти и в почти физическом страдании. Эта глубокая грусть о несовершенстве мира и людей, умение проникнуться чужой болью, чужим страданием, как своим, была второй чертой «человека гаршинского склада».

Всеволод Гаршин родился в имении своей бабушки по матери, которое называлось Приятная Долина и было расположено в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии, Его ранние годы прошли в маленьком городке Старобельске. Отец Гаршина, Михаил Егорович, был офицером. Человек гуманный, мягкий, он имел репутацию доброго и справедливого командира. Правда, в быту он не лишен был некоторых странностей и не сумел наладить своей семейной жизни. Мать Всеволода Гаршина, Екатерина Степановна, увлеклась воспитателем своих сыновей П. Завадским и оставила мужа, Но он сумел отомстить ей и своему сопернику. По его доносу П. Завадский, участник харьковского революционного кружка, был арестован и сослан. Несколько раз производились обыски и у Екатерины Степановны. Обстановка в доме была очень тяжелой. «Некоторые сцены, - вспоминал впоследствии Гаршин, - оставили во мне неизгладимое воспоминание и, может быть, следы на характере. Преобладающее на моей физиономии печальное выражение, вероятно, получило свое начало в ту эпоху».

Ему шел тогда пятый год. Мать со старшими сыновьями уехала в Петербург, а Всеволод остался в деревне с отцом. Много позже, в рассказе «Ночь», он написал об этом времени несколько автобиографических строк, которых никогда не могла простить ему мать. В них он с любовью обращался к памяти отца, писал о том, что ему хочется перенестись в детство и приласкаться к этому забитому человеку.

Летом 1863 года мать увезла в Петербург и Всеволода. Из уединенной, тихой обстановки мальчик попал в совсем не богатую, но шумную, никогда не пустовавшую петербургскую квартиру: Екатерина Степановна любила людей и умела собрать их вокруг себя. Всеволод Гаршин поступил в гимназию. Мать вскоре уехала в Харьков, оставив его сначала на попечение старших братьев, а потом, после гимназического пансиона, в семье знакомых.

В гимназии Всеволод Гаршин провел десять лет, из них он два года проболел (уже тогда у него начинают проявляться симптомы душевного заболевания) и один раз остался в том же классе еще на один год.

Будучи гимназистом, Всеволод Гаршин начал писать фельетоны, стихотворения, публиковался в гимназических изданиях. В последний год пребывания подростка в гимназии она была преобразована в реальное училище, а окончившие реальное училище, по законам того времени, могли учиться дальше только по инженерной специальности. Гаршин увлекался естественными науками и хотел поступать в Медико-хирургическую академию, но новое постановление лишило его этой возможности. В 1874 году он стал студентом Горного института.

Это было время невиданной до тех пор в России общественной активности студенческой молодежи. Почти все высшие учебные заведения были охвачены революционным брожением, которое жестоко подавлялось. И тем не менее молодые люди активно боролись за свои права и чутко реагировали на все важнейшие общественные и политические проблемы.

Всеволод Михайлович Гаршин был в стороне от этих событий, для него это был период мучительных поисков своего пути в жизни. В ноябре 1874 года, вскоре после волнений в Горном институте, в связи с чем двести студентов были исключены и полтораста сосланы по этапу, Всеволод писал матери: «С одной стороны, власть, хватающая и ссылающая, смотрящая на тебя как на скотину, а не на человека, с другой - общество, занятое своими делами, относящееся с презрением, почти с ненавистью... Куда идти, что делать? Подлые ходят на задних лапах, глупые лезут гурьбой в нечаевцы и т.д. до Сибири, умные молчат и мучаются. Им хуже всех. Страдания извне и изнутри. Скверно, дорогая моя мама, на душе».

Однако творческая работа Гаршина в студенческие годы становится более интенсивной. Он пишет стихи, а в 1876 году впервые в печати появляется его очерк «Подлинная история Энского земского собрания». В нем была нарисована едкая сатирическая картина нравов земских либералов.

В те же годы, Всеволод Гаршин сближается с группой молодых художников. Горячее и заинтересованное отношение к вопросам искусства побудило его написать ряд статей о живописи, в которых он размышлял о сути деятельности художника, о назначении искусства. Одним из сильнейших художественных впечатлений тех лет была выставка картин русского живописца-баталиста Василия Васильевича Верещагина . Гаршин был потрясен изображением военных сцен. А вскоре ему самому пришлось принять участие в том, что вызвало у него такой ужас и отвращение.

В апреле 1877 года Россия объявила войну Турции, и Всеволод Гаршин идет добровольцем в действующую армию. «Я не могу, - пишет он матери, - прятаться за стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули». Его зачислили рядовым в пехотный полк. Здесь, на войне, он глубоко постиг характер простого русского человека, его героизм и самоотверженное служение идеалам братства. На войне Гаршину еще нагляднее открылись социальные противоречия русской действительности.

В сражении под Аясларом, он был ранен в ногу, долго лечился и по выздоровлении вышел в отставку. Так выглядела с внешней стороны короткая военная карьера Гаршина. Но ее внутренний результат был куда значительнее. Война и вызванные ею впечатления, стали одной из главных тем творчества Гаршина. Еще находясь в армии, он начинает писать рассказ «Четыре дня», заканчивает его в Харькове во время выздоровления и посылает в журнал «Отечественные записки». Рассказ имел потрясающий успех и сразу же сделал имя его автора широко известным.

Год спустя Всеволод Гаршин публикует новый рассказ под названием «Очень коротенький роман». Здесь, как и в других произведениях писателя, звучат те же мотивы: боль о человеке, скорбь о безысходности этой боли, бесконечное сострадание. Уже в первых рассказах Гаршина проявилось присущее его творчеству обостренное чувство человечности, раскрылась та особенность его таланта, которая была отмечена Чеховым. В его новелле «Припадок» о студенте Васильеве, прообразом которого послужил Гаршин, мы читаем: «Есть таланты писательские, сценические, художнические, у него же особый талант - человеческий. Он обладает тонким, великолепным чутьем к боли вообще. Как хороший актер отражает в себе чужие движения и голос, так Васильев умеет отражать в своей душе чужую боль. Увидев слезы, он плачет; около больного он сам становится больным и стонет; если он видит насилие, то ему кажется, что насилие совершается над ним...» Это свойство таланта Гаршина и заставило его обратиться к одной из самых острых социальных тем - проституции.

Рассказ «Происшествие», появившийся в печати в 1878 году, был не первым в русской литературе, где отражалась эта проблема. Писатели уже создали определенную традицию в подходе к этой «общественной язве». Всеволод Гаршин в целом остается в русле той же традиции. Однако его героиня - не типичное порождение своей среды, она много выше ее. Судьба этой женщины - трагедия человека незаурядного, который оказался в более чем заурядных обстоятельствах. В сущности, как показывает Гаршин и как думает сама героиня, нет большой разницы между проституцией и многими браками, которые заключаются не по любви.

Всеволод Михайлович Гаршин не дает своим героям возможности исправлять ошибки и быть счастливыми. Он предъявляет к ним самые максимальные требования. К Гаршину применимы слова Г. Успенского о писательском труде: «Хочу терзать и мучить читателя потому, что эта решимость даст мне со временем право говорить о насущнейших и величайших муках, переживаемых этим самым читателем...» Но Гаршин и сам мучился не меньше, о чем говорит его собственное признание: «Писатель страдает за всех, о ком пишет».

Многие свои произведения он публиковал в журнале «Отечественные записки», во главе которых в те годы стоял М.Е. Салтыков-Щедрин . Гаршин не всегда разделял его идеи, но тем не менее ощущал свою духовную близость к этому журналу, на страницах которого правдиво и честно освещались проблемы современной общественной жизни.

Между тем душевное состояние писателя ухудшалось, на него все чаще и чаще находили приступы тоски. Зимой 1880 года он пишет рассказ «Ночь», в котором выражает настроения и чувства многих своих современников.

К началу 80-х годов Всеволод Михайлович Гаршин становится одним из самых популярных русских писателей. Молодое поколение считает его властителем дум. После каждого студенческого вечера, если там присутствовал Гаршин, его неизбежно качали на руках. Когда он появлялся в театре или на публичной лекции, по залу пробегал одобрительный шепот. Портреты писателя можно было обнаружить в альбомах студентов, курсисток и гимназистов старших классов.

Всеволод Гаршин писал трудно и медленно. Но каждый его рассказ оставлял неизгладимый след в сознании читателей. Между тем его личная и творческая жизнь уже находилась на грани жесточайшего кризиса, который объяснялся как внешними, так и внутренними причинами.

Общественная ситуация в стране оставалась тяжелой, продолжались волнения среди молодежи, бастовали рабочие. В 1880 году главным начальником Верховной распорядительной комиссии был назначен граф М. Лорис-Меликов. Через несколько дней после назначения в него стрелял народоволец И. Млодецкий. Граф остался жив, а Млодецкого арестовали и приговорили к смертной казни. Гаршин был потрясен и покушением, и приговором. Он пишет письмо Лорис-Меликову с просьбой «простить» Млодецкого и сам относит его. Гаршин пришел в дом Лорис-Меликова глубокой ночью, его не хотели пускать, потом обыскали, но в конце концов граф все-таки принял его.

Точных данных о содержании их беседы нет. Известно только, что Лорис-Меликов обещал Гаршину пересмотреть дело и не сдержал слова. Млодецкий был повешен, после чего Гаршин окончательно потерял душевное равновесие и покой. Он уехал в Москву, потом помчался в Рыбинск, затем опять вернулся в Москву, побывал в Туле, в Ясной Поляне у Л.Н. Толстого, с которым говорил о переустройстве жизни, о спасении людей от несправедливости и зла, направился в Харьков, но не доехал туда. Близкие, встревоженные исчезновением Гаршина, нашли его в Орловской губернии, где писатель находился уже в полубезумном состоянии. Тяжелое психическое заболевание Гаршина заставило родных поместить его сначала в харьковскую больницу для душевнобольных, а затем в петербургскую частную лечебницу. Состояние больного несколько улучшилось, и он поселился в имении дяди, где начал поправляться.

Жизнь Всеволода Гаршина последних лет небогата внешними событиями. Литературная работа не давала достаточных средств к существованию, и писатель был вынужден служить.

Обаяние его личности было так велико, что он легко находил себе друзей. Одним из них был замечательный русский художник Илья Репин , написавший с Всеволода Гаршина сына Ивана Грозного для своей знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван». Репин говорил, что его всегда поражала печать обреченности на лице Гаршина. И он не ошибался.

Душевная болезнь снова атаковала писателя, он погружается в депрессию, испытывает непреодолимую тоску. 19 марта 1888 года Гаршин бросился в пролет лестницы, а через несколько дней, 24 марта, скончался. Смерть его стала общественным событием, хоронить писателя пришли тысячи людей.

Судьба Всеволода Михайловича Гаршина олицетворяла, казалось, судьбу целого поколения. После его трагической гибели, чтобы почтить память писателя и создать фонд для сооружения ему памятника, было решено выпустить сборник его памяти. На просьбу А.Н. Плещеева написать рассказ в этот сборник Антон Павлович Чехов ответил: «...Таких людей, как покойный Гаршин, я люблю всей душой и считаю своим долгом расписываться в симпатии к ним». Чехов сообщил, что у него есть тема для рассказа, героем которого будет «молодой человек гаршинской закваски, недюжинный, честный и глубоко чуткий».

Среди прозаиков XIX века ярким пятном выделяется творчество выдающегося писателя Всеволода Михайловича Гаршина. Являясь центральной личностью, он на века закрепил за собой понятие «человек гаршинского склада».

Дата рождения известного прозаика – 2 февраля 1855 год. Детские годы будущего автора связаны с Приятной Долиной, где атмосфера была наполнена разговорами на военную тему, так как его отец был человеком этой профессии, а уют обеспечивала мать Всеволода – приятная, образованная женщина.

Однако счастливые дни на пятом году жизни мальчика были омрачены не простыми отношениями родителей. Его психическое здоровье было подорвано тем, что он испытал, наблюдая, как отец пытался отомстить любовнику матери Всеволода. Распад семьи угнетал состояние ребенка с каждым днем. Сложившееся мироощущение отразилось на творчестве будущего писателя.

Вынужденный в связи с изменой матери переезд в Петербург также впоследствии отразился на психике ребенка, выражаясь в нервных расстройствах. В этом городе на протяжении 10 лет Всеволод посещал гимназию № 7. Обучение в Горном институте было прервано началом военных действий, в которых он принял участие. Полученное ранение привело к отставке, после чего молодой человек занялся литературной деятельностью. Тема войны мгновенно нашла отражение в его первом рассказе «Четыре дня». Второе его сочинение «Красный цветок» (1883 г.) относится к новой художественной форме - жанру новеллы.

Пик популярности литературной деятельности Гаршина приходит на 80-е годы. В его произведениях чувствуется искренность, человечность, участие в судьбах окружающих людей, талант. В силу психической нестабильности он был слишком чувствителен к происходящим событиям в обществе, политической жизни страны. Смертная казнь народовольца И. Млодецкого, совершившего попытку убийства графа М. Лорис-Меликова, окончательно нарушили его рассудок. В смятении, не находя выход из несправедливой ситуации, он бесцельно объездил несколько городов. После этого его поместили на принужденное лечение в лечебницу для душевнобольных. Несмотря на улучшение состояния, проживание в имении дяди, состояние вновь ухудшилось. Длительная депрессия привела его к попытке самоубийства. На протяжении нескольких дней врачи пытаются его спасти, но тщетно. В марте 1888 года В. Гаршин умер.

Литературное наследие талантливого писателя не велико. Однако каждое его сочинение является своеобразным шедевром, получившим всемирную известность. Каждый факт из биографии В. М. Гаршина является составляющей его внутреннего мира, наполненного добром и позитивным началом.

Очень кратко

Дата рождения – 2 февраля 1855 года, дата смерти – 5 апреля 1888 года. Всеволод Михайлович – русский критик, прозаик, а также публицист. Родился в семье офицера, его отец являлся участником Крымской войны.

Творчество прозаика имело в большей своей степени особую социальную направленность, а именно затрагивало проблемы, существующие в жизни интеллигенции. Чаще всего Гаршин писал в жанре рассказа или же новеллы. Также в его творчестве можно найти достаточно большое количество военных произведений.

Свое обучение писатель проходил сначала в гимназии, где он уже начал писать, а позже и в Горном институте. Через некоторое время Гаршин начинает посещать филологический факультет знаменитого Петербургского университета. В это время он пишет несколько своих произведений: «Художники», а также «Встреча».

Позже прозаик принимает непосредственное участие в русско-турецкой войне, которая дает ему повод написать такие свои произведения, как «Очень коротенький роман», а также «Четыре дня».

В начале семидесятых годов девятнадцатого столетия писатель начинает страдать от психического расстройства. Позже по этой же причине Гаршин совершает самоубийство. Хоронят знаменитого прозаика в Петербурге.

Биография 3

Всеволод Гаршин – замечательный русский поэт, писатель, и прозаик, написавший множество интереснейших произведений, которые, так или иначе, оказали своё влияние, как на мировоззрение читателей, так и на весь литературный мир в частности. В его произведениях часто можно увидеть события, которые, так или иначе, отразились на жизни самого писателя, так как его жизнь весьма трагична и тяжела.

Родился данный деятель литературы в 1855 году, в довольно известной семье аристократии того времени. Всё его девство его оберегали и заботились о мальчике, как только могли, к чему он после привык, и что стало одним из отягощающих факторов в его психических проблемах. В пять лет мальчика, который до того времени жил спокойной жизнью настигает страшнейшее несчастье. В его семье происходит разногласия, и его мать, влюбившись в другого человека, уходит к нему, что узнает отец Всеволода, и решает обратиться в полицию, и после долгих судебных разбирательств конфликт разрешается, и мать уходит из семьи. По мере взросления мальчик становится всё более закрытым в себе юношей, однако его также начинает интересовать литература. После достижения определенного возраста, отец отправляет его учиться в горный институт, но, к его сожалению, юношу интересует больше литература и стихосложение, чем наука и открытия, и юный Всеволод решает полностью отдать себя данному делу. После окончания учебы, парень начинает писать множество различных произведений, которые впоследствии замечают большие литературные издания, которые обещая парню несметную популярность и богатство, берут его под своё издательство. Таким образом, молодой, тогда ещё не очень состоявшийся Всеволод, пишет большое количество произведений, которые под эгидой издательства набирают хоть и не большую, но популярность.

Также писатель участвовал в Турецкой войне. Когда война только началась, Всеволод первым же делом решает отправиться на фронт добровольцем. Подначиваемый своим энтузиазмом и храбростью, он ведёт за собой отряд, но в первом же бою его ранят в ногу. Ранение не критично для возможной военной карьеры парня, однако он решает больше не возвращаться на фронт из-за страха смерти.

Позже у писателя всплывают его психические заболевания, которым он не придавал особого значения, после чего он отправляется на лечение в психиатрическое лечебное учреждение. После некоторого времени он выпускается из него, однако его психологическое заболевание так и остаётся неизлеченным, и в одном из припадков он кончает с собой.

4 класс. Краткое содержание. 5 класс. Для детей.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Габдулла Тукай

    Габудалла Тукай это советский, татарский народный писатель. Его считают основателем современного татарского языка. Он внес огромный вклад в развитие татарской литературы. За свою короткую жизнь он смог изменить многих писателе, в том числе и русских.

  • Иван Сусанин

    Иван Сусанин – крестьянин, выходец из Костромского уезда. Он является национальным героем России, так как уберег царя, Михаила Федоровича Романова, от поляков, которые приехали убить его.

  • Оливер Кромвель

    Оливер Кромвель – величайший английский революционер и демократ, защитник пуритан, ярый общественно-политический деятель Англии, Шотландии и Ирландии.

  • Борис Николаевич Ельцин

    Борис Ельцин – первый президент Российской Федерации, который руководил страной с 1991 по 1999 гг. Борис Николаевич Ельцин появился на свет 1 февраля 1931 года в селе Бутка

  • Альбрехт Дюрер

    Альбрехт Дюрер являлся одним из известнейших художников немецкого Ренессанса. Он стал самым лучшим художником в стиле ксилографии (изображение на дереве), также разработал методические рекомендации для достижения успехов в изобразительном искусстве.

Русский писатель, поэт,

художественный критик.

Всеволод Михайлович Гаршин

(1855-1888) Всеволод Гаршин - один из самых много обещавших и мало сделавших русских писателей: его проза укладывается в один нетолстый томик. Подобно Эдгару По, Гаршин в рассказах 1870 - 1880годов предвосхитил прозу ХХ века. «Красный цветок», «Attalea princeps», «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883) предвосхищают если не Кафку, то уж точно Леонида Андреева и символистскую прозу.

Фамилия Гаршин, происходит от тюрко — персидского гарша, курша "отважный правитель, герой" .

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1885 в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Отец - офицер участвовал в Крымской войне. Мать, дочь морского офицера принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х. Пятилетним ребенком Всеволод Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на его характер.

Мать влюбилась в воспитателя старших детей Завадского, организатора политического общества, бросила семью. Отец пожаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск по политическому обвинению. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. До 1864 года Всеволод жил с отцом в имении близ Старобельска, затем мама забрала его в Петербург, там он окончил гимназию.

В 1874 Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. В основу первого сатирического очерка «Подлинная история Энского земского собрания» (1876) легли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.

В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877, Всеволод Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для первого рассказа о войне «Четыре дня» (1877), который Гаршин написал в госпитале. После публикации в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» имя Гаршина стало известно всей России.

Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его тепло приняли писатели круга «Отечественных записок» - Салтыков-Щедрин, Успенский. В 1878 Гаршин был произведен в офицеры, по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учебу в Петербургском университете, как вольнослушатель . Война наложила глубокий отпечаток на творчество писателя и его восприимчивую психику. Простые по фабуле и композиции рассказы Гаршина поражали читателей обнаженностью чувств героя. Повествование от первого лица, с использованием дневниковых записей, внимание к болезненным душевным переживаниям создавало эффект абсолютной тождественности автора и героя. В литературной критике тех лет часто встречалась фраза: «Гаршин пишет кровью». Писатель соединял крайности проявления человеческих чувств: героический, жертвенный порыв и осознание мерзости войны («Четыре дня»); чувство долга, попытки уклонения и осознание невозможности этого (Трус, 1879). Беспомощность человека перед стихией зла, подчеркнутая трагическими финалами, стала главной темой не только военных, но и более поздних рассказов Гаршина. Например, рассказ «Происшествие» (1878), в которой писатель показывает лицемерие общества и дикость толпы, осуждающей проститутку.

Всеволод Михайлович Гаршин неоднократно позировал Илье Ефимовичу Репину. Пронзительный и печальный взгляд его больших чёрно-алмазных глаз отражён в полотнах мастера «Не ждали», «Иван Грозный убивает своего сына» и в удивительно проникновенном портрете самого писателя. В одном из писем Репин отметил: "Этой кротости, этой голубиной чистоты в человеке мне еще не приходилось встречать в жизни. Как кристалл, чистая душа!".

Гаршин не находил разрешения своим мучительным душевным поискам. Рассказ «Художники» (1879) проникнут пессимистическими размышлениями о ненужности настоящего искусства. Его герой, талантливый художник Рябинин, бросает живопись и уезжает в деревню учить крестьянских детей.

В рассказе «Attalea princeps» (1880) Гаршин в символической форме выразил свое мироощущение. Свободолюбивая пальма в стремлении вырваться из стеклянной оранжереи пробивает крышу и погибает. Романтически относясь к действительности, Всеволод Михайлович пытался разорвать заколдованный круг, а болезненная психика и сложный характер возвращали писателя в состояние отчаяния и безысходности. В феврале 1880 года революционер-террорист Млодецкий совершил покушение на главу Верховной распорядительной комиссии графа Лорис-Меликова. Гаршин как известный писатель добился у графа аудиенции, чтобы просить о помиловании преступника во имя милосердия и гражданского мира. Он убеждал высокого сановника в том, что казнь террориста удлинит цепочку бесполезных смертей в борьбе правительства и революционеров. После казни Млодецкого маниакально-депрессивный психоз Гаршина обострился и его поместили в психиатрическую лечебницу . После относительного выздоровления Гаршин долгое время не возвращался к творчеству.

В 1882 году вышел его сборник «Рассказы», который вызвал в критике жаркие споры. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений. Народники использовали творчество писателя, чтобы на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести современный интеллигент. В августе-сентябре 1882 по приглашению Тургенева Гаршин жил и работал над рассказом «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883) в Спасском-Лутовинове.

Зимой 1883 Гаршин женился на слушательнице медицинских курсов Н. Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съезда представителей железных дорог.

Нравственный авторитет Всеволода Михайловича Гаршина в обществе был высок. Писатель с обострённой чувствительностью к любой несправедливости умел художественно выразить и осудить социальное зло. В том числе и в форме сказок: «Attalea princeps», «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе» . «Лягушка-путешественница» была его последней сказкой .



Дар поэта - ласкать и карябать,

Роковая на нем печать

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней,

Но коль черти в душе гнездились

Значит ангелы жили в ней!

Сергей Есенин

Почвой для появления образа венчанных розы и жабы , обозначающих мир прекрасного и безобразного, белого и черного, Добра и Зла , Ада и Рая послужила сказка Гаршина "О жабе и розе"

Всеволод Михайлович был в гостях у друга поэта Полонского и слушал музыку в исполнении Рубинштейн а , напротив которого сидел какой-то неприятный человек. Контраст композитора, творившего прекрасную музыку, и неприятного для Гаршина человека был так велик, что у него родился образ противостояния розы и жабы. В 1884 году он написал сказку “О жабе и розе” .

Когда роза расцвела в заброшенном цветнике, поблизости оказалась жаба. Приятный и чарующий аромат розы смутил жабу. Не умея выразить восхищение, и не зная что это такое-восхищение, жаба пыталась говорить как можно нежнее сказал предмету своего беспокойства: “Я тебя слопаю!” И потом, разозлившись на прекрасную розу, такую недоступную и непонятную, жаба дважды пыталась атаковать розовый куст, невзирая на шипы. Израненная, она ползла все выше и выше, пока сестра мальчика не сорвала розу. Жабу отшвырнули пинком ноги. Дальнейшая ее судьба неизвестна.

Розу принесли в дом. Мальчик понюхал её и заснул последним сном. На похоронах роза лежала возле усопшего. “Когда роза начала вянуть, её положили в старую толстую книгу и высушили, а потом через много лет подарили мне. Потому-то я и знаю всю эту историю” - пишет В.М. Гаршин.

В 1888 здоровье Всеволода Михайловича резко ухудшилось. 19 марта 1888, во время очередного приступа душевной болезни, находясь в состоянии тяжелой тоски, Гаршин бросился в лестничный пролет одного из мрачных петербургских домов. 24 марта писателя не стало.

Поэт Алексей Плещеев написал на день похорон Гаршина стихотворение:
Не много тех, кто чистоту души
Умел сберечь средь мутных волн житейских,
Как ты сберег, и в ком не в силах были
Они любви светильник потушить...
Спи мирно, брат наш милый!.. Долго будет
В сердцах людских жить светлый образ твой.
О! если бы могли, хотя на миг,
Твои открыться вежды... в наших взорах
Прочел бы ты, какою беспредельной,
Великой скорбью душу наполняет
Нам мысль, что ты навек от нас ушел!

Красный цветок

Самый знаме-нитый рассказ Гаршина. Не являясь строго авто-био-гра-фи-че-ским, он тем не менее впитал личный опыт писа-теля, стра-дав-шего мани-а-кально-депрес-сивным психозом и пере-нес-шего острую форму болезни в 1880 г.

В губерн-скую психи-ат-ри-че-скую боль-ницу привозят нового паци-ента. Он буен, и врачу не удается снять остроту приступа. Он непре-рывно ходит из угла в угол комнаты, почти не спит и, несмотря на усиленное питание, пропи-санное врачом, неудер-жимо худеет. Он сознает, что он в сума-сшедшем доме. Человек обра-зо-ванный, он в значи-тельной степени сохра-няет свой интел-лект и свой-ства своей души. Его волнует обилие зла в мире. И теперь, в боль-нице, ему кажется, что каким-то образом он стоит в центре гигант-ского пред-при-ятия, направ-лен-ного на уничто-жение зла на земле, и что другие выда-ю-щиеся люди всех времен, собрав-шиеся здесь, призваны ему в этом помочь.

Меж тем насту-пает лето, больные проводят целые дни в саду, возде-лывая грядки овощей и ухаживая за цвет-ником.

Неда-леко от крыльца больной обна-ру-жи-вает три кустика мака необык-но-венно яркого алого цвета. Герою вдруг пред-став-ля-ется, что в этих-то цветках и вопло-ти-лось все мировое зло, что они так красны оттого, что впитали в себя невинно пролитую кровь чело-ве-че-ства, и что его пред-на-зна-чение на земле — уничто-жить цветок и вместе с ним все зло мира...

Он срывает один цветок, быстро прячет на своей груди, и весь вечер умоляет других не подхо-дить к нему.

Цветок, кажется ему, ядовит, и пусть уж лучше этот яд сначала перейдет в его грудь, чем поразит кого-либо другого... Сам же он готов умереть, «как честный боец и как первый боец чело-ве-че-ства, потому что до сих пор никто не осме-ли-вался бороться разом со всем злом мира».

Утром фельдшер застает его чуть живым, так изму-чила героя борьба с ядови-тыми выде-ле-ниями крас-ного цветка...

Через три дня он срывает второй цветок, несмотря на протесты сторожа, и снова прячет на груди, чувствуя при этом, как из цветка «длин-ными, похо-жими на змей ползу-чими пото-ками изви-ва-ется зло».

Эта борьба еще более обес-си-ли-вает боль-ного. Врач, видя крити-че-ское состо-яние паци-ента, тяжесть кото-рого усугуб-ля-ется непре-кра-ща-ю-щейся ходьбой, велит надеть на него смири-тельную рубаху и привя-зать к постели.

Больной сопро-тив-ля-ется — ведь ему надо сорвать последний цветок и уничто-жить зло. Он пыта-ется объяс-нить своим сторожам, какая опас-ность им всем угро-жает, если они не отпу-стят его, — ведь только он один в целом мире может побе-дить коварный цветок — сами они умрут от одного прикос-но-вения к нему. Сторожа сочув-ствуют ему, но не обра-щают внимания на преду-пре-ждения боль-ного. Тогда он решает обма-нуть бдитель-ность своих сторожей. Сделав вид, что успо-ко-ился, он дожи-да-ется ночи и тут прояв-ляет чудеса ловкости и сооб-ра-зи-тель-ности. Он осво-бож-да-ется от смири-тельной рубахи и пут, отча-янным усилием сгибает железный прут оконной решетки, караб-ка-ется по каменной ограде. С оборван-ными ногтями и окро-вав-лен-ными руками он наконец доби-ра-ется до послед-него цветка.

Утром его находят мертвым. Лицо спокойно, светло и испол-нено горде-ли-вого счастья. В окоче-невшей руке красный цветок, который борец со злом и уносит с собой в могилу.

, Санкт-Петербург , Российская империя) - русский писатель , поэт, художественный критик.

Биография

Гаршины - старинный дворянский род обрусевших татар, происходящий, по преданию, от мурзы Горши (или Гарши), выходца из Золотой Орды при Иване III. Детство провёл в военной среде (отец Михаил Егорович Гаршин (1817-1870) был офицером). Мать Гаршина, «типичная шестидесятница», интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языками, оказала огромное влияние на сына. Воспитателем Гаршина был и П. В. Завадский, деятель революционного движения 1860-х. К нему впоследствии уйдет мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина.

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929-1939 .

Отрывок, характеризующий Гаршин, Всеволод Михайлович

В деревне, которую проезжали, были красные огоньки и весело пахло дымом.
– Что за прелесть этот дядюшка! – сказала Наташа, когда они выехали на большую дорогу.
– Да, – сказал Николай. – Тебе не холодно?
– Нет, мне отлично, отлично. Мне так хорошо, – с недоумением даже cказала Наташа. Они долго молчали.
Ночь была темная и сырая. Лошади не видны были; только слышно было, как они шлепали по невидной грязи.
Что делалось в этой детской, восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это всё укладывалось в ней? Но она была очень счастлива. Уже подъезжая к дому, она вдруг запела мотив песни: «Как со вечера пороша», мотив, который она ловила всю дорогу и наконец поймала.
– Поймала? – сказал Николай.
– Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга.
– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.
– Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса.
– Нет, – отвечала Наташа, хотя действительно она вместе с тем думала и про князя Андрея, и про то, как бы ему понравился дядюшка. – А еще я всё повторяю, всю дорогу повторяю: как Анисьюшка хорошо выступала, хорошо… – сказала Наташа. И Николай услыхал ее звонкий, беспричинный, счастливый смех.
– А знаешь, – вдруг сказала она, – я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь.
– Вот вздор, глупости, вранье – сказал Николай и подумал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж, всё бы с ней ездили!»
«Экая прелесть этот Николай!» думала Наташа. – А! еще огонь в гостиной, – сказала она, указывая на окна дома, красиво блестевшие в мокрой, бархатной темноте ночи.

Граф Илья Андреич вышел из предводителей, потому что эта должность была сопряжена с слишком большими расходами. Но дела его всё не поправлялись. Часто Наташа и Николай видели тайные, беспокойные переговоры родителей и слышали толки о продаже богатого, родового Ростовского дома и подмосковной. Без предводительства не нужно было иметь такого большого приема, и отрадненская жизнь велась тише, чем в прежние годы; но огромный дом и флигеля всё таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше человек. Всё это были свои, обжившиеся в доме люди, почти члены семейства или такие, которые, казалось, необходимо должны были жить в доме графа. Таковы были Диммлер – музыкант с женой, Иогель – танцовальный учитель с семейством, старушка барышня Белова, жившая в доме, и еще многие другие: учителя Пети, бывшая гувернантка барышень и просто люди, которым лучше или выгоднее было жить у графа, чем дома. Не было такого большого приезда как прежде, но ход жизни велся тот же, без которого не могли граф с графиней представить себе жизни. Та же была, еще увеличенная Николаем, охота, те же 50 лошадей и 15 кучеров на конюшне, те же дорогие подарки в именины, и торжественные на весь уезд обеды; те же графские висты и бостоны, за которыми он, распуская всем на вид карты, давал себя каждый день на сотни обыгрывать соседям, смотревшим на право составлять партию графа Ильи Андреича, как на самую выгодную аренду.
Граф, как в огромных тенетах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их. Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, каким он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения, и искала средств помочь делу. С ее женской точки зрения представлялось только одно средство – женитьба Николая на богатой невесте. Она чувствовала, что это была последняя надежда, и что если Николай откажется от партии, которую она нашла ему, надо будет навсегда проститься с возможностью поправить дела. Партия эта была Жюли Карагина, дочь прекрасных, добродетельных матери и отца, с детства известная Ростовым, и теперь богатая невеста по случаю смерти последнего из ее братьев.
Графиня писала прямо к Карагиной в Москву, предлагая ей брак ее дочери с своим сыном и получила от нее благоприятный ответ. Карагина отвечала, что она с своей стороны согласна, что всё будет зависеть от склонности ее дочери. Карагина приглашала Николая приехать в Москву.
Несколько раз, со слезами на глазах, графиня говорила сыну, что теперь, когда обе дочери ее пристроены – ее единственное желание состоит в том, чтобы видеть его женатым. Она говорила, что легла бы в гроб спокойной, ежели бы это было. Потом говорила, что у нее есть прекрасная девушка на примете и выпытывала его мнение о женитьбе.
В других разговорах она хвалила Жюли и советовала Николаю съездить в Москву на праздники повеселиться. Николай догадывался к чему клонились разговоры его матери, и в один из таких разговоров вызвал ее на полную откровенность. Она высказала ему, что вся надежда поправления дел основана теперь на его женитьбе на Карагиной.
– Что ж, если бы я любил девушку без состояния, неужели вы потребовали бы, maman, чтобы я пожертвовал чувством и честью для состояния? – спросил он у матери, не понимая жестокости своего вопроса и желая только выказать свое благородство.
– Нет, ты меня не понял, – сказала мать, не зная, как оправдаться. – Ты меня не понял, Николинька. Я желаю твоего счастья, – прибавила она и почувствовала, что она говорит неправду, что она запуталась. – Она заплакала.
– Маменька, не плачьте, а только скажите мне, что вы этого хотите, и вы знаете, что я всю жизнь свою, всё отдам для того, чтобы вы были спокойны, – сказал Николай. Я всем пожертвую для вас, даже своим чувством.
Но графиня не так хотела поставить вопрос: она не хотела жертвы от своего сына, она сама бы хотела жертвовать ему.
– Нет, ты меня не понял, не будем говорить, – сказала она, утирая слезы.
«Да, может быть, я и люблю бедную девушку, говорил сам себе Николай, что ж, мне пожертвовать чувством и честью для состояния? Удивляюсь, как маменька могла мне сказать это. Оттого что Соня бедна, то я и не могу любить ее, думал он, – не могу отвечать на ее верную, преданную любовь. А уж наверное с ней я буду счастливее, чем с какой нибудь куклой Жюли. Пожертвовать своим чувством я всегда могу для блага своих родных, говорил он сам себе, но приказывать своему чувству я не могу. Ежели я люблю Соню, то чувство мое сильнее и выше всего для меня».
Николай не поехал в Москву, графиня не возобновляла с ним разговора о женитьбе и с грустью, а иногда и озлоблением видела признаки всё большего и большего сближения между своим сыном и бесприданной Соней. Она упрекала себя за то, но не могла не ворчать, не придираться к Соне, часто без причины останавливая ее, называя ее «вы», и «моя милая». Более всего добрая графиня за то и сердилась на Соню, что эта бедная, черноглазая племянница была так кротка, так добра, так преданно благодарна своим благодетелям, и так верно, неизменно, с самоотвержением влюблена в Николая, что нельзя было ни в чем упрекнуть ее.
Николай доживал у родных свой срок отпуска. От жениха князя Андрея получено было 4 е письмо, из Рима, в котором он писал, что он уже давно бы был на пути в Россию, ежели бы неожиданно в теплом климате не открылась его рана, что заставляет его отложить свой отъезд до начала будущего года. Наташа была так же влюблена в своего жениха, так же успокоена этой любовью и так же восприимчива ко всем радостям жизни; но в конце четвертого месяца разлуки с ним, на нее начинали находить минуты грусти, против которой она не могла бороться. Ей жалко было самое себя, жалко было, что она так даром, ни для кого, пропадала всё это время, в продолжение которого она чувствовала себя столь способной любить и быть любимой.
В доме Ростовых было невесело.

Пришли святки, и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20 ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого нибудь ознаменования этого времени.
На третий день праздника после обеда все домашние разошлись по своим комнатам. Было самое скучное время дня. Николай, ездивший утром к соседям, заснул в диванной. Старый граф отдыхал в своем кабинете. В гостиной за круглым столом сидела Соня, срисовывая узор. Графиня раскладывала карты. Настасья Ивановна шут с печальным лицом сидел у окна с двумя старушками. Наташа вошла в комнату, подошла к Соне, посмотрела, что она делает, потом подошла к матери и молча остановилась.
– Что ты ходишь, как бесприютная? – сказала ей мать. – Что тебе надо?
– Его мне надо… сейчас, сию минуту мне его надо, – сказала Наташа, блестя глазами и не улыбаясь. – Графиня подняла голову и пристально посмотрела на дочь.
– Не смотрите на меня. Мама, не смотрите, я сейчас заплачу.
– Садись, посиди со мной, – сказала графиня.
– Мама, мне его надо. За что я так пропадаю, мама?… – Голос ее оборвался, слезы брызнули из глаз, и она, чтобы скрыть их, быстро повернулась и вышла из комнаты. Она вышла в диванную, постояла, подумала и пошла в девичью. Там старая горничная ворчала на молодую девушку, запыхавшуюся, с холода прибежавшую с дворни.
– Будет играть то, – говорила старуха. – На всё время есть.
– Пусти ее, Кондратьевна, – сказала Наташа. – Иди, Мавруша, иди.
И отпустив Маврушу, Наташа через залу пошла в переднюю. Старик и два молодые лакея играли в карты. Они прервали игру и встали при входе барышни. «Что бы мне с ними сделать?» подумала Наташа. – Да, Никита, сходи пожалуста… куда бы мне его послать? – Да, сходи на дворню и принеси пожалуста петуха; да, а ты, Миша, принеси овса.
– Немного овса прикажете? – весело и охотно сказал Миша.
– Иди, иди скорее, – подтвердил старик.
– Федор, а ты мелу мне достань.
Проходя мимо буфета, она велела подавать самовар, хотя это было вовсе не время.
Буфетчик Фока был самый сердитый человек из всего дома. Наташа над ним любила пробовать свою власть. Он не поверил ей и пошел спросить, правда ли?
– Уж эта барышня! – сказал Фока, притворно хмурясь на Наташу.
Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно видеть людей, чтобы не послать их куда нибудь. Она как будто пробовала, не рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных. «Что бы мне сделать? Куда бы мне пойти?» думала Наташа, медленно идя по коридору.
– Настасья Ивановна, что от меня родится? – спросила она шута, который в своей куцавейке шел навстречу ей.
– От тебя блохи, стрекозы, кузнецы, – отвечал шут.
– Боже мой, Боже мой, всё одно и то же. Ах, куда бы мне деваться? Что бы мне с собой сделать? – И она быстро, застучав ногами, побежала по лестнице к Фогелю, который с женой жил в верхнем этаже. У Фогеля сидели две гувернантки, на столе стояли тарелки с изюмом, грецкими и миндальными орехами. Гувернантки разговаривали о том, где дешевле жить, в Москве или в Одессе. Наташа присела, послушала их разговор с серьезным задумчивым лицом и встала. – Остров Мадагаскар, – проговорила она. – Ма да гас кар, – повторила она отчетливо каждый слог и не отвечая на вопросы m me Schoss о том, что она говорит, вышла из комнаты. Петя, брат ее, был тоже наверху: он с своим дядькой устраивал фейерверк, который намеревался пустить ночью. – Петя! Петька! – закричала она ему, – вези меня вниз. с – Петя подбежал к ней и подставил спину. Она вскочила на него, обхватив его шею руками и он подпрыгивая побежал с ней. – Нет не надо – остров Мадагаскар, – проговорила она и, соскочив с него, пошла вниз.
Как будто обойдя свое царство, испытав свою власть и убедившись, что все покорны, но что всё таки скучно, Наташа пошла в залу, взяла гитару, села в темный угол за шкапчик и стала в басу перебирать струны, выделывая фразу, которую она запомнила из одной оперы, слышанной в Петербурге вместе с князем Андреем. Для посторонних слушателей у ней на гитаре выходило что то, не имевшее никакого смысла, но в ее воображении из за этих звуков воскресал целый ряд воспоминаний. Она сидела за шкапчиком, устремив глаза на полосу света, падавшую из буфетной двери, слушала себя и вспоминала. Она находилась в состоянии воспоминания.