Cочинение «Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор»). Методическая разработка по литературе "А.И

План:
1. Концлагерь - это тоталитарное государство в миниатюре.
2. «Люди и здесь живут»- основной принцип жизни Ивана Денисовича.
3. Только трудом достигается свобода духа, свобода личности.
4. Сохранение достоинства и человечности в любых условиях, в любое время- все это главное для человека.
5. Человеческая душа- это то, что нельзя лишить свободы, нельзя взять в плен или уничтожить,- это смысл рассказа.

Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича» был задуман в лагере в 1950-51 годы, а написан в 1959году. Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего вместе с автором в советско-германскую войну. Весь свой личный опыт жизни в условиях лагеря, все свои впечатления автор изложил в своем рассказе. Главный герой произведения- простой русский человек, ничем не примечательный. Таких, как Шухов, в лагере было очень и очень много. Перед нами предстают люди, которых судьба привела в концлагерь, люди невиновные, не сделавшие ничего предосудительного. Среди них: Гончик, носивший молоко в лес, баптисты, страдающие за свою веру, эстонцы, пленные. Все они живут, работают в лагере, пытаются поддерживать собственное существование. На территории лагеря есть все: а баня, и санчасть, и столовая. Все это напоминает небольшой городок. Но не обходится дело и без надзирателей, которых здесь огромное множество, он везде, они следят, чтобы все правила исполнялись, а иначе непокорного ждет карцер.
И вот восемь лет уже Иван Денисович мыкается по лагерям, терпит, страдает, мучается, но при этом сохраняет внутреннее достоинство. Шухов не изменяет мужицким привычкам и «себя не роняет», не унижается из-за сигареты, из-за пайки и уж тем более не вылизывает миски не доносит на товарищей для улучшения собственной участи.
Совестливость, нежелание жить за чужой счет, причинять кому-то неудобства заставляет его запретить жене собирать ему в лагерь посылки, оправдывать жадного Цезаря и «на чужое добро брюхо не распяливать». Еще он никогда не симулирует болезнь, а заболев в серьез, ведет себя в санчасти виновато: «Во что… Николай Семеныч…я вроде это… болен…» Солженицын пишет, что говорит он при этом «совестливо, как будто зарясь на что чужое». И пока сидел он в это чистой санчасти и целых пять минут ничего не делала, очень удивлялся этому: «было дивно Шухову сидеть в такой чистой комнате, в тишине такой…»
Работа, по Шухову, и есть спасение от болезни, от одиночества, от страданий. Именно за работой русский человек забывается, работа дает удовлетворение и положительные эмоции, которых так мало у зэков.
Поэтому так ярко народный характер персонажа вырисовывается в сценах работы. Иван Денисович и каменщик, и плотник, и печник, и резчик тополя. «Кто два дела знает, тот еще и десять подхватит»,- говорит Солженицын. Даже в подневолье его охватывает азарт работы, переданный автором так, что ощущения Ивана Денисовича оказываются неотделимыми от собственно авторских. Мы понимаем, что А.И. Солженицын неплохой каменщик. Все свои умения он передает своему персонажу. И человеческое достоинство, равенство, свобода духа, по Солженицыну, устанавливается в труде, именно в процессе работы зэки шутят, даже смеются. Все можно отнять у человека, но удовлетворения от сделанной хорошо работы отнять нельзя.
Во фразе, где Шухов говорит, что «уж сам не знает, хотел он воли или нет», есть весьма существенный для писателя смысл. Тюрьма, по Солженицыну, огромное зло, насилие, но страдания способствуют нравственному очищению. Всем своим поведением в лагере герои А.И. Солженицына подтверждают основную идею этого произведения. А именно, что душу нельзя взять в плен, нельзя лишить ее свободы. Формальное освобождение Ивана Денисовича ничем не изменит его мировоззрения, его систему ценностей, его взгляд на многие вещи, его сущность.
Концлагерь, тоталитарная система не смогли поработить сильных духом людей, которых очень было много в нашей многострадальной стране, которые выстояли сами и не дали сгинуть стране.

Цели урока:

  1. Познакомить обучающихся со страницами романа А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ".
  2. 2.Развивать навыки анализа текста, подготовки развернутого ответа на вопрос.

Задачи урока:

  1. Формирование у обучающихся представления о масштабах массовых репрессий в СССР.
  2. Развитие информационной культуры обучающихся и объективного отношения к историческому прошлому страны.
  3. Привлечение внимания учащихся к проблеме памяти.
  4. Воспитание чувства гражданственности и ответственности за судьбу страны.
  5. Формирование самосознания обучающихся на основе исторических ценностей.

Тип урока: урок-семинар (2 урока по 40 минут).

Форма работы: групповая.

Оборудование:

  1. Роман А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ".
  2. Портрет писателя.
  3. Мультимедийная презентация .
  4. Физическая карта.
  5. Свеча.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

На доске портрет А.И.Солженицына, эпиграф к уроку.

(Слайд №1)

II. Введение в тему

На фоне музыки (полонез Огинского "Прощание с Родиной") в исполнении учащегося звучит стихотворение А.Андреевского "От Москвы и до самых окраин". (Мелькают слайды № 2,3,4).

Какая проблема поднята в данном стихотворении?

Какие поэты и писатели XX века затрагивали эту проблему в своих произведениях?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

III. Слово учителя

Да, сегодня на уроке речь пойдёт о тоталитаризме, о преступлениях правящего режима против своего народа, о массовых репрессиях, о карательных учреждениях, а, главное, о выживании человека, не убившего в себе человеческого начала в "диких" условиях ссылки. А поможет нам в этом разобраться роман А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ".

Целеполагание;

Каковы, на ваш взгляд, цели урока?

(Слайд №5)

IV. Анализ глав романа А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"

1. Звучат слова А.И.Солженицына (Эпиграф к уроку).

Посвящаю
всем, кому не хватило жизни
об этом рассказать.
И да простят они мне,
что я не всё увидел,
не всё вспомни,
не обо всём догадался.

Как вы думаете, к кому обращается А.И.Солженицын?

Что же хотел до нас донести писатель?

(Слайд №6), (Слайд №7.План урока).

2. Работа в группах.

(Каждой группе выданы карточки с заданиями).

(Слайд №8)

Ч.1 гл.2 "История нашей канализации".

  • Что такое тоталитарный режим?
  • Когда начались репрессии?
  • Как создавалась "История нашей канализации"?
  • С какой целью проводились репрессии в нашей стране?

По мнению А.И.Солженицына, репрессии в нашей стране развернулись не в1937 году, а значительно раньше.В романе "Архипелаг ГУЛАГ" он предложил свою периодизацию террора, развернувшегося в нашей стране после революции.

На протяжении 3-х томов один за другим нескончаемой чередой идут рассказы о несправедливых арестах, застеночных зверствах искалеченных судьбах.

(Слайд №9)

ч.6 гл.2 "Мужичья чума", ч.2 гл.4 "С острова на остров", ч.3 гл.2 "Архипелаг возникает из моря", ч.3 гл.7 "Туземный быт".

ГУЛАГ - ВИКИПЕДИЯ "Статистика ГУЛАГа",

  • Какова статистика ГУЛАГа?
  • Каков национальный состав заключённых?
  • Какое впечатление оказала на вас глава "Мужская чума"?

До конца 1980-х годов официальная статистика по ГУЛАГу была засекречена, поэтому оценки были основаны либо на словах бывших заключенных или членов их семей.

Анализируя главы, Солженицын также не даёт общего количества осуждённых, но приводимые цифры ужасают.

(Слайд № 10)

ч.2. гл.1 "Корабли Архипелага".

ч.2 гл.2 "Порты Архипелага"

ч.2 гл.3 "Караваны невольников".

  • Как бы вы расположили Архипелаг на карте?
  • Как и в каких условиях осуществлялись перевозки людей?
  • Где располагались порты Архипелага? (Показать на физической карте).

(Слайд №11 "Карта Архипелага")

"Закройте глаза, читатель. Вы слышите грохот колес? Это идут столыпины. Во всякую минуту суток... Во всякий день года. А вот хлюпает вода - это плывут арестантские баржи. А вот рычат моторы воронков. Всё время кого-то ссаживают, втискивают, пересаживают. А этот гул? - переполненные камеры пересылок. А этот вой? - жалобы обокраденных, изнасилованных, избытых.

В лагере будет - хуже.

Разверните на большом столе просторную карту нашей Родины. Поставьте жирные точки на всех областных городах, на всех железнодорожных пунктах, где кончаются рельсы и начинается река, или поворачивает река и начинается пешая тропа. Что это?

Вся карта усижена заразными мухами. Вот это и получилась у вас величественная карта портов Архипелага. Его порты - пересыльные тюрьмы, его корабли - вагон - заки"

(Ч. 2 гл.2 А.И Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ").

Слово учителя.

Человек - это звучит гордо!
Человек - вот, правда!
Надо уважать человека!
(М.Горький)

Так ли это было в годы сталинских репрессий?

(Слайд №12)

  • Какие пытки применялись к заключенным?
  • ч.1, гл.3 "Следствие".
  • ч.1.гл.11 "К высшей мере".
  • Опишите быт заключенных.
  • ч.3, гл.7 "Туземный быт"
  • Как люди старались выжить?

ч.4, гл.1 "Восхождение"

ч.11, гл.4 "Менять судьбу"

ч.4, гл.6-7 "Убежденный беглец"

ч.4, гл.10 "Когда в зоне пылает земля"

Конечно, подчеркивает писать, в лагере важно было выжить "любой ценой", но всё, же не ценой утраты души или духовного омертвления.

Вот это и был "русский характер": лучше умереть в чистом поле, чем в гнилом закутке.

Слово учителя.

"Много оскалов у Архипелага, много харь. Ни с какой стороны, подъезжая к нему, не заблудишься. Но, может быть, мерзее всего он с той пасти, с которой заглатывает малолеток" (ч.2, гл.14 "Архипелаг ГУЛАГ").

(Слайд №13)

Ч.2 гл.17 "Малолетки".

  • Кто такие малолетки?
  • За что судили детей?
  • Лагерное воспитание.
  • Детский туземный труд.

"Сталинские бессмертные законы о малолетках просуществовали 20 лет

(до Указа от 24.4.54):.

Двадцать жатв они собрали. Двадцать возрастов они свихнули в преступление и разврат",- пишет А.И.Солженицын.

Только в 1930-е годы беспризорных детей было около семи миллионов.

Тогда причина беспризорности была решена просто - помог ГУЛАГ. Эти пять букв стали зловещим символом жизни на грани смерти, символом беззакония, каторжного труда и человеческого бесправия. Жителями странного Архипелага оказались дети. . .

Знать о том, что происходило с детьми, оказавшимися на улице или лишившимися родителей, (чаще всего по вине государства), конечно же, необходимо. Нужно говорить о детских судьбах, исковерканных сталинским режимом.

В наше время изменилось отношение государства к детям, но проблемы остались, хотя предпринимаются попытки как-то их решать.

Президент России признал, что почти пять миллионов бездомных или беспризорных детей - угроза национальной безопасности страны.

Слово учителя.

Одна из самых трагичных и циничных страниц в летописи ГУЛАГа, несомненно, та, что повествует о судьбе женщины за колючей проволокой. Женщина в лагерях - это особая трагедия, особая тема. Не только потому, что лагерь колючка, лесоповал или тачка не сочетаются с представлением о предназначении прекрасного пола.

Но и потому, что женщина - мать. Либо мать детей, оставленных на воле, либо - рожающая в лагере.

6 группа. Ч.2. гл.8 "Женщины ГУЛАГА".

(Слайд №14)

  • Как женщины попадали в лагерь?
  • Лагерный быт женщин.
  • Каторжный труд.
  • " Мамки".

(Слайд № 15)

Я видел женщину на площади суровой:
Пред Соловецким камнем плакала она:
"Не попусти, господь, что это было снова,
Благословенна будь, несчастная страна!"
(Анатолий Александров)

V. Обобщение материала

Слово учителя

Уроки ГУЛАГа, как одной из самых трагических страниц в истории человечества, все ещё требуют своего беспристрастного осмысления и изучения.

Многое из того, что пережили наши соотечественники полвека назад, конечно же, страшно. Но ещё страшнее забыть прошлое, оставить без внимания события тех лет. История повторяется, и кто знает, всё может произойти снова в ещё более жёсткой форме.

"Если бы, ГУЛАГ" был напечатан в Советском Союзе, совершенно открытым тиражом и в неограниченном количестве, - я всегда считал, что Советский Союз бы изменился. Потому что после этой книги: "жизнь" не может продолжаться так же", - так утверждал А.И.Солженицын.

На фоне музыки (полонез Огинского "Прощание с Родиной) в исполнении учащегося звучит стихотворение В.Докунина "Помянем всех невинно убиенных".

(Загорается свеча).

VI. Рефлексия

(Слайд № 16)

  • Что взволновало вас на уроке?
  • Я хочу уйти с урока (с чем?):
  • Мне запомнилось на уроке:
  • Нужно ли это знать потомкам?

VII. Домашнее задание

  • Сочинение-рассуждение " О чём заставили задуматься главы романа А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"?
  • Сочинение-отзыв "Мои размышления о романе".

Литература.

  1. Новая газета "Женское лицо ГУЛАГА". http://www.novagazeta.ru/gulag/44070.htme
  2. "Новая газета". Грищенко В., Калинин В., "Женщины ГУЛАГа".
  3. Овчинникова Л."Дети в Сталинских лагерях".
  4. Рихтер Т.В. "Характеристика произведения А.И..Солженицына "Архипилаг ГУЛАГ".

Многие писатели середины XX столетия не смогли остаться в стороне от событий, происходивших тогда в стране. За время, предшествующее Октябрьской революции и последующие годы становления советской власти было убито или отправлено в ссылки много неугодных власти людей. Сломанные судьбы, осиротевшие дети, постоянные доносы – думающие люди не могли остаться равнодушны. Б. Пастернак, М. Булгаков, Е. Замятин, В. Шаламов, М. Шолохов, А. Солженицын и многие другие писали о том, что происходит и как от этого страдают простые люди.

Не боясь расправы, писатели рисовали мрачные картины тоталитарного режима, который советские власти пытались выдать за социалистический. Широко тиражируемая «власть народа» на деле являлась обезличиванием и превращением людей в общую серую массу. Каждый должен был слепо обожать вождя, но шпионить за родственниками и друзьями. Доносы стали нормой жизни, и никто не проверял их достоверность. Важно было заставить людей жить в атмосфере страха, чтоб те и не помышляли о протестах.

Если в произведениях Булгакова и Пастернака говорилась о том, как страдает интеллигенция, то в произведениях Замятина и Солженицына тяжело приходилось жителям страны победившего социализма. Легко понять, что борцы за «красную» идеологию на что боролись, но то и напоролись.

В романе Замятина «Мы», написанном в жанре антиутопии, жители Единого Государства – люди-роботы, представлены, как «винтики» в огромной системе. Писатель рассказывает о мире без любви и искусств, аллегорично описывая мир Советского Союза. В итоге он приходит к выводу, что совершенного мира нет и быть не может.

Запретных тем коснулся и Солженицын в произведении «Один день Ивана Денисовича». Иван Шухов – главный герой повести – фронтовик, теперь живущий, колхозник, теперь отправлен в трудовой лагерь. Солженицын справедливо рассудил, что для правдивого описания несправедливости репрессий советского государства лучше всего показать жизнь простого человека. Всего один лагерный день – от подъема до отбоя. Шухов сочувствует всем, с кем отбывает наказание и мечтает только об одном – вернуться домой и продолжать работать. Тихие сельские заботы этот человек считает счастьем потому, что в поле он ни от кого не зависит – сам на себя работает и сам себя кормит.

Лагерь становится местом действия еще одной знаменитой книги «Архипелаг ГУЛАГ». В двух томах автор подробно рассказывает сначала о том, как строилось государство советов – пытки, расстрелы, доносы, а затем во втором томе рассказывает о лагерной жизни и судьбах тех, что страдал и погибал в темных камерах.

Немало архивных документов исследовал Александр Солженицын, чтобы писать правду. Ему пригодились также и собственные воспоминания, ведь од больше 10 лет провел в следственных изоляторах и на лагерных нарах из-за того, что в своих письмах посмел критиковать Сталина. Все действующие героиреальные люди. Писатель знал, что история не сохранит их имен, как и сотни других, которые навсегда пропали и похоронены были в братских могилах. Желая увековечить не только тех, с кем был знаком лично, но и всех невинных, попавших в горнило репрессий.

    • Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество? Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание. Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам.) “Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки, та - мышей душила”. Матрёна достаточно […]
    • Если бы не школьная программа - никогда не стала бы я читать "Матрениного двора". Не потому, что скучно, длинно или неактуально. Наверняка актуально и в наши "продвинутые", компьютеризированные дни! Стоит лишь отъехать подальше от мегаполисов и крупных городов, в которые напиханы "блага цивилизации". Современная деревня мало изменилась со времен, Александром Солженицыным описанных. Такая же бедность, убожество и грязь. Те же дрязги, склоки и пьянство. Только на домах прицеплены спутниковые тарелки. Читать про […]
    • Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. К лагерной прозе относятся произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ», «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Верный Руслан» Г. Владимова, «Зона» С. Довлатова и другие. В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицын описал только один день […]
    • В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» Александр Исаевич Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями. Образ главного героя – […]
    • «Матренин двор» как история последней праведницы в стране посттоталитарного режима План: 1) Александр Солженицын: «Жить не по лжи!». 2) Реалистическое изображение жизни советских людей в посттоталитарном обществе а) Россия в послевоенное время. б) Жизнь и смерть в стране после тоталитарного режима. в) Судьба русской женщины в советском государстве. 3) Матрена – последняя из праведников. Александр Исаевич Солженицын был одним из немногих русских писателей, которые писали очень реалистические […]
    • В рассказе «Матренин двор» Солженицын выступает как писатель деревенской прозы. Его всегда волновала трагическая судьба русского крестьянства. В памяти у писателя хранились сотни историй из жизни сельских жителей. В произведении отчетливо звучит мотив поиска праведника, известный в русской литературе. Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» Солженицыну приказали заменить. Рассказ вышел под названием «Матренин двор». Действие в нем происходит в 1956 году во время правления Н. Хрущева. […]
    • Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть бра­тоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской вой­ны как национальной […]
    • Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода […]
    • Александр Блок жил и творил на рубеже веков. Его творчество отражало всю трагичность времени, времени подготовки и осуществления революции. Главной темой его дореволюцион ных стихов была возвышенная, неземная любовь к Прекрасной Даме. Но наступала переломная эпоха в истории страны. Рушился старый, привычный мир. И душа поэта не могла не отозваться на это крушение. Прежде всего этого требовала действительность. Многим тогда казалось, что уже никогда в искусстве не будет востребована чистая лирика. Многих поэтов и […]
    • Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, […]
    • Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества. Мандельштам начал писать стихи в 14 лет, хотя родители не одобряли этого занятия. Он получил блестящее образование, знал иностранные языки, увлекался музыкой и философией. Будущий поэт считал искусство самым главным в жизни, у него сформировались свои понятия о […]
    • Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX […]
    • Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал. Куприну принадлежат замечательные […]
    • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • После Пушкина в России был еще один «радостный» поэт – это Афанасий Афанасьевич Фет. В его поэзии нет мотивов гражданской, вольнолюбивой лирики, он не ставил социальных вопросов. Его творчество – мир красоты и счастья. Стихотворения Фета пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем. В отличие от большинства русских поэтов второй половины XIX века с их протестами и обличениями […]
    • Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон». Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – […]
    • Писатель Исаак Бабель стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник «Конармия» – это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя. Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии […]
    • «Почему период существования тоталитарного государства в 20 веке является самым трагическим?» - на этот вопрос может ответить любой старшеклассник, но лучший ответ можно найти в таких произведениях Солженицына, как «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича». Все они рассказывают о том, как могла измениться жизнь советского человека из-за ложных слухов, неверного шага или стремления к справедливости. Эта идея, объединяющая все творчество Солженицына, просматривается в заголовке его главного […]
    • Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора.Роман разделил читателей на два противоположных лагеря. Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности. Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы: 1. Социально-политическая проблема […]
    • Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
  • “Почему период существования тоталитарного государства в 20 веке является самым трагическим?” – на этот вопрос может ответить любой старшеклассник, но лучший ответ можно найти в таких произведениях Солженицына, как “Архипелаг ГУЛАГ”, “В круге первом”, “Один день Ивана Денисовича”. Все они рассказывают о том, как могла измениться жизнь советского человека из-за ложных слухов, неверного шага или стремления к справедливости. Эта идея, объединяющая все творчество Солженицына, просматривается в заголовке его главного романа.

    ГУЛаг – аббревиатура, которой называли все места заключения. Иными словами, это концлагеря, только не немецкие, а советские, однако в СССР с соотечественниками иногда обращались хуже, чем фашисты… Известно, что писательница, помогавшая Солженицыну в работе над романом “Архипелаг ГУЛаг”, повесилась после жестокого допроса выследивших ее людей. Вот что творилось с простыми тружениками, просветителями!

    Расположение десятков лагерей, если взглянуть на карту, очень напоминает архипелаг, именно поэтому Солженицын выбрал

    такое название для своего главного романа. Чтобы попасть в ГУЛаг, достаточно быть раскулаченным крестьянином, инопартийцем или человеком, побывавшем в плену. Иногда туда попадали совершенно невиновные люди, но главная цель начальника лагерей – морально уничтожить человека, а не доказать вину. Самое страшное, что постоянным жильцом “архипелага” мог стать даже ребенок – ему давали 10 лет заключения. Если изначально без суда и следствия власть расстреливала без следствия “предателей”, то вскоре Сталин решил воспользоваться бесплатной рабочей силой и отправлял в ГУЛаги на 25 лет.

    В романе Солженицын рассказывает о том, что самым первым местом для образования лагеря стал монастырь. Но попасть туда означало, что человеку относительно повезло, ведь самым страшным местом заключения был СЛОН – лагерь особого назначения на севере.

    Через 20 лет после установления тоталитарного режима “архипелаг” приобрел чрезвычайные размеры. Люди, которые оказывались там, были не людьми – а “аборигенами”, а из-за нечеловеческих условий не проходило ни дня без смертности. ГУЛаги продолжали разрастаться по всей стране, заключенных становилось все больше, но на волю не выпускались даже те, кто выстоял все 25 лет мучений.

    Такую трагическую судьбу испытали сотни тысяч человек, которые правдой и верой служили своему государству, но были оклеветаны. Но советский человек выстоял все, и даже несмотря на то, что после смерти Сталина ГУЛаги продолжали существовать, настало время, когда насилие исчезло, и люди стали жить спокойно, не боясь сказать лишнее слово или сделать шаг влево. Мы и есть счастливые жильцы этого времени, и мы должны быть бесконечно обязаны тем, кто выстоял все невзгоды в тоталитарном государстве.


    (Пока оценок нет)

    Другие работы по этой теме:

    1. В своей знаменитой повести “Один день Ивана Денисовича” Александр Исаевич Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так,...
    2. Подготовка к ЕГЭ: Человек в тоталитарном государстве (сочинение) Ни за что на свете нельзя отобрать у человека ни свободу, ни вольнодумие, ни жажду справедливости. За...
    3. Проблема человека и власти, проблема преступления власти против личности становится в Советской России актуальной уже в 20-е гт. XX в. - в годы, когда государство...

    План:
    1. Концлагерь - это тоталитарное государство в миниатюре.
    2. «Люди и здесь живут»- основной принцип жизни Ивана Денисовича.
    3. Только трудом достигается свобода духа, свобода личности.
    4. Сохранение достоинства и человечности в любых условиях, в любое время- все это главное для человека.
    5. Человеческая душа- это то, что нельзя лишить свободы, нельзя взять в плен или уничтожить,- это смысл рассказа.

    Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича» был задуман в лагере в 1950-51 годы, а написан в 1959году. Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего вместе с автором в советско-германскую войну. Весь свой личный опыт жизни в условиях лагеря, все свои впечатления автор изложил в своем рассказе. Главный герой произведения- простой русский человек, ничем не примечательный. Таких, как Шухов, в лагере было очень и очень много. Перед нами предстают люди, которых судьба привела в концлагерь, люди невиновные, не сделавшие ничего предосудительного. Среди них: Гончик, носивший молоко в лес, баптисты, страдающие за свою веру, эстонцы, пленные. Все они живут, работают в лагере, пытаются поддерживать собственное существование. На территории лагеря есть все: а баня, и санчасть, и столовая. Все это напоминает небольшой городок. Но не обходится дело и без надзирателей, которых здесь огромное множество, он везде, они следят, чтобы все правила исполнялись, а иначе непокорного ждет карцер.
    И вот восемь лет уже Иван Денисович мыкается по лагерям, терпит, страдает, мучается, но при этом сохраняет внутреннее достоинство. Шухов не изменяет мужицким привычкам и «себя не роняет», не унижается из-за сигареты, из-за пайки и уж тем более не вылизывает миски не доносит на товарищей для улучшения собственной участи.
    Совестливость, нежелание жить за чужой счет, причинять кому-то неудобства заставляет его запретить жене собирать ему в лагерь посылки, оправдывать жадного Цезаря и «на чужое добро брюхо не распяливать». Еще он никогда не симулирует болезнь, а заболев в серьез, ведет себя в санчасти виновато: «Во что… Николай Семеныч…я вроде это… болен…» Солженицын пишет, что говорит он при этом «совестливо, как будто зарясь на что чужое». И пока сидел он в это чистой санчасти и целых пять минут ничего не делала, очень удивлялся этому: «было дивно Шухову сидеть в такой чистой комнате, в тишине такой…»
    Работа, по Шухову, и есть спасение от болезни, от одиночества, от страданий. Именно за работой русский человек забывается, работа дает удовлетворение и положительные эмоции, которых так мало у зэков.
    Поэтому так ярко народный характер персонажа вырисовывается в сценах работы. Иван Денисович и каменщик, и плотник, и печник, и резчик тополя. «Кто два дела знает, тот еще и десять подхватит»,- говорит Солженицын. Даже в подневолье его охватывает азарт работы, переданный автором так, что ощущения Ивана Денисовича оказываются неотделимыми от собственно авторских. Мы понимаем, что А.И. Солженицын неплохой каменщик. Все свои умения он передает своему персонажу. И человеческое достоинство, равенство, свобода духа, по Солженицыну, устанавливается в труде, именно в процессе работы зэки шутят, даже смеются. Все можно отнять у человека, но удовлетворения от сделанной хорошо работы отнять нельзя.
    Во фразе, где Шухов говорит, что «уж сам не знает, хотел он воли или нет», есть весьма существенный для писателя смысл. Тюрьма, по Солженицыну, огромное зло, насилие, но страдания способствуют нравственному очищению. Всем своим поведением в лагере герои А.И. Солженицына подтверждают основную идею этого произведения. А именно, что душу нельзя взять в плен, нельзя лишить ее свободы. Формальное освобождение Ивана Денисовича ничем не изменит его мировоззрения, его систему ценностей, его взгляд на многие вещи, его сущность.
    Концлагерь, тоталитарная система не смогли поработить сильных духом людей, которых очень было много в нашей многострадальной стране, которые выстояли сами и не дали сгинуть стране.