Древние школы. История школы в мире

Вся история воспитания и обучения ведет свой отсчет с начала развития цивилизации на нашей планете. Практически во всех древних цивилизациях начало обучению и появлению школ дало возникновение письменности. Становление системы образования можно рассмотреть на примере истории школы в древнем Египте. Еще в период Древнего царства при дворце фараона стали появляться Они создавались для обучения строителей, архитекторов, врачей и чиновников, к обучению подходили очень серьезно и, как правило, простые люди туда не попадали.

С дальнейшим развитием государства история возникновения школ получила свое продолжение, появились школы при храмах. Здесь обучали письму, эта профессия в те времена пользовалась большим спросом. Позднее при крупных государственных учреждениях появились школы, где в основном обучали мальчиков в возрасте от 7 до 16 лет. Основные предметы для обучения были грамота, письмо и счет. Для письма ученики использовали тонкую тростниковую палочку и черную краску, а новую строку начинали красной краской. Отсюда происходит название «красная строка». Свою тренировку в письме дети производили на полированных пластинах известняка, так как писать на папирусе было слишком дорого. Пластинки делали разграфленными в линейку или в клетку в зависимости от предмета обучения. История школы до сих пор сохранила тетради в линейку и в клетку.

Если ученик уже в совершенстве овладевал навыками письма, то ему разрешалось писать на небольшом свитке папируса. Для написания специально подбирались тексты, содержание которых помогало дальнейшему обучению будущих специалистов (это были наставления, гимны и религиозные тексты). История развития школы в древнем Египте говорит о том, что в те времена большое внимание уделялось созданию библиотек, в них собирались и хранились древние тексты. При находили тетради с решением разных практических задач, например расчет количества рабочих для строительных работ, определение необходимой площади посевов и другие. Будущим чиновникам в Египте давали задания по заучиванию религиозных текстов, на более высоких усиленно изучались практические науки.

История школы в Египте свидетельствует о том, что кроме основных предметов, ученики занимались плаванием, гимнастическими упражнениями, изучали хорошие манеры. Высшая знать отдавала своих детей в военные школы. Ученики в школах при храмах изучали астрономию и медицину, но особое внимание уделялось религиозному образованию. Подобный путь развития, как показывает история возникновения школ, прошло обучение и в других древних цивилизациях. Есть много фактов, свидетельствующих о занятиях с учениками в Вавилонской цивилизации, в древней Индии и Китае, а также в цивилизации индейцев майя и у ацтеков.

Продолжила свое развитие история школы уже в древнем Риме и Греции. Тогда школа совсем не напоминала современную. К учителю приходил один единственный ученик, и не было никаких школьных зданий. В дальнейшем греческие философы и ораторы стали брать на обучение уже по несколько учеников, чтобы читать им лекции о различных умных вещах. Кстати, слово «школа» переводится с греческого языка, как «досуг». Интересно, не правда ли? Всем известный создал свою небольшую школу, которую назвал академией. Так с течением времени проходила история школы и она, наконец, стала такой, какой мы ее сейчас знаем. В древней Руси слово «школа» стало употребляться, начиная с XIV века, хотя уже в XI веке существовала школа при дворце князя Владимира в Киеве, а в 1030 году основал школу в Новгороде. В систему образования включались античные три основных (грамматика, диалектика и риторика) и вспомогательные (арифметика и геометрия, астрономия и музыка). Сначала преподавание вели византийские, а затем уже отечественные ученые.

Николаева София, Чуев Андрей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 524 Московского района

г. Санкт-Петербурга

«ИСТОРИЯ ШКОЛЫ: ЧЕМУ И КАК УЧИЛИ В РАЗНЫЕ ЭПОХИ»

Групповой информационно-исследовательский проект

Участники проекта:

Николаева София,

Чуев Андрей,

ученики 4 Г класса

Руководитель:

Мажарская Виктория Анатольевна

2012 год

Часть I. Исторический обзор

1. Школа в первобытном обществе

2. Школа в архаичном обществе (Шумер, Древний Египет)

3. Школа в античном обществе (Афины, Спарта, Рим)

4. Школа в средневековом обществе (Европа, Азия)

5. Школа Нового Времени

6. Школа Новейшего Времени (Европа, СССР)

Часть II. Школа сегодня

Часть III. Школа будущего

Заключение

Библиография

Приложения

  1. Вопросник 1. Изменения в школьном образовании в последние полвека
  2. Вопросник 2. Форма обучения в школе будущего.

Введение

Цель проекта:

Читая книгу о приключениях Тома Сойера, мы обратили внимание на то, что его школа, совсем не похожа на современную школу. Потом мы вспомнили о других описаниях школы в книгах – «Письме греческого мальчика», «Неандертальском мальчике» и решили, что было бы интересно посмотреть, как менялась школа от эпохи к эпохе.

Задачи:

Изучить, что собой представляла школа в разные эпохи в разных странах;

Определить основные цели и методы обучения на разных этапах развития школы;

Сравнить содержание обучения в рассматриваемые периоды;

Выявить то, что отличает современную школу, ее сильные и слабые стороны;

Посмотреть, к чему могут привести изменения в школьном образовании в будущем.

Методы исследования:

Изучение научной исторической литературы;

Обзор описаний школы в литературных произведениях разных стран и периодов;

Интервьюирование представителей разных поколений о переменах в школьном образовании в последние пол-века;

Интервьюирование учащихся начальной и средней школы о школе будущего.

Рабочая гипотеза:

Изучение истории школы на протяжении тысячелетий с момента ее появления поможет лучше понять и оценить то, чему учит нас школа сегодня, а также предположить путь ее дальнейшего развития.

Практическая значимость

Собранный материал будет интересен не только нашим одноклассникам, но и всем ученикам. Выступления перед ребятами начальной школы помогут повысить интерес к учёбе. Рекомендации по созданию школы будущего помогут определить пути дальнейшего развития школы.

Часть I. Исторический обзор.

Школа в первобытном обществе

Школы в нашем понимании этого слова у первобытных людей, конечно, не было. А вот учителя были. Ведь родители были заняты – охотой, собиранием ягод и грибов, а детей нужно было научить сложному делу выживания. Учитель – человек, имеющий большой опыт, доверие соплеменников, но уже слишком старый для охоты. Описание такой первобытной школы дается в книгах о приключениях «неандертальского мальчика», где рассказывается о том, как «учитель» водил всех детей племени в учебные походы. Основным методом обучения было подражание примеру учителя и других представителей племени. Учили охотиться; отличать съедобные растения и грибы от несъедобных; разводить и поддерживать огонь и другим «предметам», без которых человек не мог выжить среди своих естественных врагов.

Здорово, и я бы хотел поучиться разжигать костёр, научиться выживать в лесу.

Да, эти знания бы нам пригодились в жизни…

Но всё-таки, это была ещё не школа в нашем понимании этого слова. А вот что я узнал о школе в архаичном обществе

2. Школа в архаичном обществе

2.1. Шумерская школа

Шумер – одно из древнейших государств мира, и в нем уже существовала настоящая школа. Она называлась «дом табличек», в ней готовили писцов. Как видно из этого названия, самым главным показателем образованного человека было умение писать. И это не случайно: писать тогда было гораздо труднее, чем сейчас. Нужно было выучить не 3 десятка букв, а сотни знаков – иероглифов. Писали же не ручкой по бумаге, а высекая или выцарапывая палочкой по вощеной табличке. Особо красивых знаков таким методом не получалось и сложилась система письма, состоящая из «клинышков» (так и называется «клинопись»).

Первые школьные таблички относятся к III тыс. до н. э.

Помимо письма в доме табличек учили счету, иностранным языкам (например, древнеегипетскому).

Задача ученика была простой – выучить, то, что было написано в учебной табличке.

Школа в Древнем Египте

Трудно сказать, когда именно возникли школы в Древнем Египте, но они точно были уже в середине 2го тысячелетия до н.э. (т.е. больше 2.5 тысяч лет до наших дней). Учились там только мальчики, в основном из знатных и богатых семей.

До нас дошли многочисленные «поучения» египтян, в которых говориться о том, что в школе учатся «знатные сыновья». Хотя известно имя одного переводчика - Анхурмеса, происходившего из бедной семьи, но ставшего писцом благодаря своим выдающимся способностям.

Мне его история напоминает историю М.В.Ломоносова

Как и в Шумерской школе, главным было искусство писать иероглифы, и не только. Дело в том, что в Египте было 3 способа писать, и писец должен был владеть ими всеми. Особое внимание обращал учитель на красоту «почерка». Об этом позволяют судить сохранившиеся учебные тексты с поправками учителя.

Ученику было бы легче писать на папирусе, но папирус был слишком ценен, поэтому учились дети на глиняных табличках и их осколках; в лучшем случае им мог достаться обрывок папируса с неисписанной стороной. Даже взрослые писцы могли пользоваться папирусом-«обороткой». Примеры таких обороток хранятся в Эрмитаже.

Папирус готовился из стеблей болотного растения, совсем иначе, чем делается бумага. Но до сих пор слово «папирус» живо в английском слове «paper» и в русском «папье», «папироса».

В школе ученик должен был научиться сначала бегло читать, грамотно и красиво писать, затем он учился составлять различные документы, письма, прошения, судебные протоколы.

Помимо родного языка, в школах обучали математике, географии, вместо литературы читали мифы о богах. Изучались иностранные языки.

Метод обучения был тот же, что и в шумерской школе – переписывать и заучивать учебные тексты. За малейшую провинность ученика наказывали. В одном поучении говорится: «ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют», т.е. удар палкой по спине учил учеников быть внимательными и послушными.

3. Школа в античном обществе

3.1. Афинская школа

Из письма греческого мальчика Феона, дошедшего до нас на древнеегипетском папирусе и прочитанного учеными уже в 20-ом веке мы можем узнать об афинской школе.Историю Феона для детей рассказывает историк-археолог Соломон Лурье.

В Греции же была создана одна из самых прославленных школ в истории – Академия Платона. Она так называется, потому что ее основал философ Платон в саду, названном в честь героя Академа. Но это была школа для взрослых. У входа в нее было написано: «Не геометр да не войдет сюда». В ней готовились будущие философы – так назывались в древности ученые. Одним из выпускников Академии Платона был Аристотель – известнейший ученый древности. Став философом, Аристотель открыл собственную школу – Лицей, в которой тоже обучал ученых-философов, а не детей.

Еще в Греции были гимназии, но то были скорее спортивные школы, название которых передалось нашим гимнастическим залам.

В спартанской школе готовили сильных, смелых и дисциплинированных воинов. Там тоже учились только мальчики. В школе они жили, т.к. сам образ жизни – полный лишений и трудов – был частью обучения. Устройство школы напоминало армию, с командирами разных уровней (агелами, ирэнами) вместо собственно учителей.

Грамоте и другим наукам детей учили только по мере необходимости, чтобы они могли прочесть приказ или написать краткое донесение.

Главной частью школы был гимнасий – площадка для физических упражнений, где ученики проводили большую часть своего времени. Командиры не боялись, что в учебе или драке ученики искалечат друг друга - слабому не место среди воинов-спартанцев.

3.3. Древнеримская школа

Много интересного можно узнать из легенды о Марке Фурии Камилле, римском полководце, и одном учителе. Согласно легенде, Камилл в одном военном походе осадил город Фалерию. Фалерия была хорошо укреплена и не собиралась сдаваться без боя. Осада могла продлиться долго. Жители Фалерии несмотря на осаду продолжали заниматься своими делами: ремесленники изготавливали свои товары, торговцы – продавали их, а учитель – занимался с детьми. В легенде упоминается, что учил он их чтению и письму, арифметике, фехтованию, пению и гимнастике. Но этот учитель решился на предательство, рассчитывая что Камилл ему хорошо заплатит. Под видом учебного похода он ответ детей горожан к осадившему город врагу. Камилл, однако, не только не наградил предателя, но отдал его на суд преданных им горожан, а детей вернул.

Из этой истории можно узнать чему учили в древнеримской школе, а также то, что занятия не обязательно проходили в классе. Учитель же пользовался большим доверием и свободой.

Занятия не в классе? Мне тоже хотелось бы, чтобы наши уроки не всегда проходили в классном помещении.

4. Школа в средневековом обществе

4.1. Средневековая монастырская школа в Европе

Средние Века – середина, промежуток между античностью и более близкой к современности эпохой (точнее, 5-15 века). В то время школы были только при монастырях. Их было не много, поэтому бывало так, что в школу ходили в другой город. Выбор школы зависел от известности монастыря, а также от репутации учителя.

Если в Древнем мире образованный человек был тот, кто умел писать и читать на родном языке, то в Средние Века образование равнялось знанию латинского языка - языка науки и церкви.

Ученики должны были знать латинский язык, на который переведена Библия, и уметь говорить на нем, чему их учила наука риторика. Учили и арифметику, чтобы вычислять даты праздников. Учили геометрию, географию, астрономию. Учили музыке, чтобы воспевать Христа. За провинности учеников сурово наказывали розгами и постами (голодом).

Мы так уже много узнали о древних школах, но посмотрите, везде применялось физическое наказание.

4.2. Самурайская школа в средневековой Японии

В Японии, как и в Греции и Риме обучение начиналось в 7 лет. Учились дети самураев (воинов-аристократов). Учили маленьких самураев езде на лошади, фехтованию на большом и малом самурайских мечах, меткой стрельбе из лука. Школьная программа включала также тяжелые физические упражнения, плавание, борьбу, испытания на выносливость. Самурай также должен быть грамотным - знать иероглифы, уметь слагать стихи, быть знатоком музыки и ценителем красоты в природе и искусстве.

Но самое главное для самурая – благородство и честь. Нет ничего хуже, чем опозорить свой род неверностью или трусостью.

Хотелось бы мне поучиться в школе самурая хоть годик. Я бы непременно научился бы там выдержке и терпению

5. Школа Нового Времени

5.1. Школа Яна Коменского

Долгие века детей и взрослых учили одинаково, по одним и тем же книгам, потому что ребенка считали просто маленьким взрослым.

Но пришло Новое Время (начиная с 16-17 века) и учителя начали понимать, что дети – существа особые и учить их нужно по- особому.

Одним из первых это понял чешский ученый и учитель Ян Коменский. Он написал первый учебник для детей “Мир чувственных вещей в картинках» и придумал, как правильнее устроить школу. Для каждого возраста должна быть отдельная школа:

До 6 лет - материнская школа, т. е. воспитание и обучение малышей мамой.

Дети от 6 до 12 лет обучаются в местной начальной школе, обязательной для всех детей.

Подростки и юноши от 12 до 18 лет, обнаружившие наклонность к научным занятиям, могут продолжить обучение в латинской школе, или гимназии. Такие школы создавались в крупных городах.

Те же молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, что готовились стать учеными, шли в академию.

Образование должно завершаться путешествием.

Коменского приглашали во многие страны (Англия, Швеция, Венгрия), где он помогал в переустройстве школ.

5.2. Воскресная школа

Долгое время образование было исключительно религиозным. Но постепенно церковь и школа стали разделяться. Так, в книге о приключениях Тома Сойера описывается обычная дневная школа и воскресная церковная школа.

Религиозное образование еще не было полностью исключено и в обычной дневной школе, т.к. учебный день начинается с молитвы. Далее же шли привычные нам уроки – грамматики, счета, иностранного языка, правописания.

Все еще в ходу были физические наказания – линейкой по рукам за малый проступок, розгами за более серьезный.

6. Школа Новейшего Времени

6.1. Английская школа-пансион

Такие школы были распространены в Европе в 18-19 веках, были они и в России. В такой школе (Царскосельском лицее) учился А.С. Пушкин. Изначально они создавались отдельно для девочек и отдельно для мальчиков. До сих пор такие школы-пансионы существуют в Англии. Одна из таких школ описывается в книгах Джоан Ролинг о Гарри Поттере.

У школы-пансиона есть много преимуществ, например она:

Готовит детей к самостоятельной жизни вне родительского дома

Способствует установлению крепких дружеских связей

Обучение более эффективно, т.к. ничто и никто не отвлекает от него

А я вот не готова разлучаться с родителями надолго, пансион не для меня

6.2. Советская школа

В СССР была создана одна из лучших в мире образовательных систем. Обучение было бесплатным, всеобщим и всеохватывающим, т.е. независимо от своих склонностей и предпочтений все дети должны были знать основы разных наук. Эти науки – математика, химия, физика, астрономия и др. были введены вместо таких предметов в дореволюционной школе, как латинский, греческий и церковнославянский языки . В советской школе были отменены физические наказания, т.к. каждый гражданин независимо от возраста был достоин уважения.

В советской школе учились наши бабушки и родители. Казалось бы, это было совсем недавно, но опросив их, мы выявили некоторые различия:

Курс школьного обучения был короче – начальная школа -3 года (вместо 4 сейчас), весь курс – 10 лет (вместо 11);

Интенсивность обучения была ниже: в начальной школе количество уроков в день редко превышало 4; в средней – 6;

Набор предметов сейчас расширился – в советской школе не было риторики, петербурговедения;

Выполнение домашних заданий занимало гораздо меньше времени – 1 час в начальной школе.

Т.е., можно заключить, что учеба занимала меньше времени, значит больше его оставалось на досуг. Как советские школьники проводили этот досуг, можно узнать из книги А. Гайдара «Тимур и его команда» - они больше играли, и больше работали - помогали другим по хозяйству, причем совершенно безвозмездно. Позже, во время обучения наших родителей школьники часто ходили в походы и на экскурсии – ездили в другие города, по исторически значимым местам. У современного школьника на это почти нет времени.

Часть 2. Школа сегодня.

  1. Сегодня школа стала более требовательной. Мы живем в эру информации, т.е. доступ к информации облегчился, но и объем нужных знаний сильно вырос. Поэтому учиться приходится больше – больше уроков, больше срок обучения, больше домашних заданий.
  2. Еще одно отличие – нас с первых лет учат самих добывать знания, а не дают их готовыми в учебнике. С одной стороны, это хорошо, т.к. готовит учеников к взрослой жизни, где нет готовых ответов. С другой стороны, при самостоятельном поиске (в основном, в Интернете) есть риск найти неправильные ответы и неправильные ориентиры. Родители не всегда в состоянии помогать выполнять домашние задания, да и нужно ли это? Ведь тогда пропадает весь смысл «самостоятельного» поиска.
  3. В обучение вовлекаются новые технологии. Помимо поиска знаний в Интернете, мы работаем с программой PowerPoint, готовя презентации; рисуем в специальных графических редакторах; общаемся друг с другом и учителями по электронной почте; выполняем Интернет-тесты; делаем упражнения по иностранному языку в специальной тренажерной программе. Существуют тренажеры по арифметике, русскому языку и другим дисциплинам. Изменение средств обучения можно видеть в таблице:

Современные дети

Поколение родителей

Поколение бабушек

Учебники;

Дополнительная литература (библиотечные фонды);

Консультации более опытных товарищей;

Аудиозаписи;

Видеоматериалы;

Интернет сайты;

Плакаты и стенгазеты;

Компьютерная программа для презентаций PowerPoint;

Графические редакторы;

Текстовые редакторы;

Компьютерные тренажеры

Часть 3. Школа будущего.

Мы предположили, что те особенности, что отличают школу сегодняшнего дня, определят и дальнейшее развитие школы, т.е. объем знаний будет продолжать увеличиваться, что потребует освоения новых, средств обучения, помогающих сократить срок обучения.

Опрос учащихся младшей и средней школы показал, что школьникам видится 3 возможных пути развития школы:

А) Интернет-школа, где каждый ученик выполняет свою программу обучения, работая на своем компьютере в специальной образовательной среде;

А как же наши переменки? Как мы будем общаться? Мы перестанем рефлексировать на уроках? А ведь так порой интересно послушать эмоциональную речь одноклассников…

Б) Школа на расстоянии, где учитель и ученик общаются в режиме видео конференции;

Один на один? Иногда это здорово, но не всегда. Иногда мне помогают одноклассники

В) Школа традиционная, но в которой вместо тетрадей и учебников используются электронные носители информации и электронные же средства контроля усвоения знаний.

Последний вариант имел больше всего сторонников, т.к. единственный оставляет возможность для личного общения учеников между собой.

Узнав так много о школе, мы задумались, а в какой школе будут учиться наши дети?

Посоветовавшись с одноклассниками, мы подготовили рекомендации для создания школы будущего.

Это не обыкновенная школа, а целый школьный комплекс, который условно делится на зоны. Например, спортивная зона. Она включает в себя стадион не только для бега и игры в футбол. Здесь можно покататься на лыжах, роликах, коньках. Мы хотим, чтобы зимой был каток и настоящие ледяные горки.

Также в этой зоне есть бассейн. Научиться плавать - очень важно для ребёнка. Это развивает мышцы и укрепляет здоровье.

Есть ещё сухой бассейн с шариками для снятия стресса. В спортивной зоне проходят занятия детским фитнессом, аэробикой и танцами. А ещё в этой зоне есть детские работающие тренажёры.

Живя в огромном мегаполисе, мы хотим быть ближе к природе и поэтому мечтаем о природной зоне.

Нам кажется, что в каждом классе необходим живой уголок. Это позволит детям быть добрее и разовьёт чувство ответственности.

Мы хотим также, чтобы у школы была своя ферма, где дети могли бы ухаживать за козочками, пони, домашними птицами…Обязательно должна быть своя теплица, где дети могли бы не только учиться сажать растения, но и изучать воочию растения других стран.

А для мальчишек будет интересна школа выживания и безопасного поведения в природе. Нас будут учить разжигать костёр, ставить палатки, переправляться через препятствия, водить нас в походы.

Без уроков в школьной жизни, конечно, не обойтись. Каждый человек должен обладать научными знаниями, поэтому в нашем комплексе есть предметная зона. Здесь дети узнают основы этики, математики, языков, природы и истории разных стран.

Какая же школа без зоны отдыха! Здесь есть свой кинозал, где возможен просмотр и учебных и развлекательных фильмов разного времени. Есть даже кафе «Минутка» с молочными и кислородными коктейлями. Работают в нём, кстати, сами ученики. При кафе –зал караоке. Есть комната психологической разгрузки и тихой успокаивающей музыкой и фонтанчиком, настольными интеллектуальными играми. Для более активных предлагается отдохнуть на тренажёрах картадрома (авто и мото).

И, наконец, зона подготовки ко взрослой жизни. Здесь будут классы технического моделирования, класс-лаборатория, где можно будет ставить опыты и проводить эксперименты. В экономическом классе занятия будут вести успешные бизнесмены и рассказывать как лучше жить и работать в будущем. Непременно должен быть класс языков мира с лингофонными аппаратами. А девочкам интересно будет посещать леди-класс.Ведь им предстоит стать мамами и уметь делать всё на свете, при этом оставаясь красивыми женщинами.

Заключение

Проведенный исторический обзор (1) показал, что школа менялась вместе с обществом, которое в разные периоды ставило перед ней разные задачи – простого выживания, затем – грамотности, затем – разного набора наук; (2) научил нас ценить в сегодняшней школе:

Отсутствие физических наказаний

Широкий спектр получаемых знаний

Ценность получаемых знаний в жизни

Использование новых интересных форм обучения, сменивших простую «зубрежку».

А ещё, на наш взгляд, при организации обучения в школе хорошо бы прислушиваться к запросам и пожеланиям самих учеников

На вопрос, что бы вам хотелось изменить в школе, все ответы сводились к пожеланию более гибкой формы обучения, учитывавшей бы возможности и интересы каждого ученика. И все три возможных пути развития школы в будущем решают, прежде всего, эту проблему.

Лурье С. Письмо греческого мальчика; Штаерман Е. М. В афинской школе // Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко.

Школы на территории Древней Руси впервые появились после принятия христианства в 988 году. По указу князя Владимира из семей духовных лиц и старост отдавали на книжное учение Новгорода, созданную Ярославом Мудрым. В ней ученики постигали чтение, письмо, русский язык, счет и христианское вероучение. Кроме этого, на Руси существовали школы высшего типа, предназначенные для будущих церковных и государственных деятелей. В них детей обучали богословию, философии, риторике и грамматике, а также истории, и .

В древние времена образованные люди ценились очень высоко и назывались «книжными мужами».

Образование получило государственное значение при Петре 1, которому для осуществления реформ требовались образованные люди. Молодых людей отправляли учиться морскому и корабельному делу за границу, а для обучения в русских учреждениях нанимали иностранных специалистов. Также при Петре 1 была создана система светской школы, которая была необходима для осуществления преобразований в сфере военной, культурной и хозяйственной отраслей. Сам Петр все чаще задумывался о создании российских школ – именно при нем были открыты общие и специализированные школы, закладывались условия для открытия Академии наук.

Первые школы России

Первая российская школа математических и навигационных наук была учреждена Петром 1 в 1700 году. Она стала первым светским учебным заведением в Москве и Европе. В школе обучались от 200 до 500 учеников, которые находились на полном содержании учреждения. Правила школы были весьма суровы – за прогулы с учеников взимались большие штрафы, а побег карался смертной казнью. Преподавали английские педагоги, которые специализировались на арифметике, геометрии, плоской и сферической тригонометрии, навигации, основах географии и морской астрономии.

Все дисциплины в первой школе России изучались последовательно, а сама учеба приравнивалась к службе.

В 1715 году старшеклассников перевели в Петербург, где была создана Морская , выпустившая не одно поколение известны теоретиков и практиков военно-морского дела, а также руководителей экспедиций, которые прославили Россию. По типу первой школы математических и навигационных наук впоследствии были созданы еще две школы – артиллерийская и инженерная. Они были казенными профессиональными учреждениями высшего уровня, подготавливавшими квалифицированных техников. Также в Москве была основана медицинская школа, которая спустя несколько лет открылась и в Петербурге.

Вопрос о происхождении первых людей до сих пор остается спорным. Религиозные догматы утверждают, что человек был создан Богом. Космологическая теория предполагает влияние инопланетных цивилизаций на развитие жизни на Земле. Существует также мнение о том, что человечество – аномальный элемент прогресса. Научный подход заключается в изучении развития людей как составной части биологической эволюции на планете. Именно многочисленные исследования антропологов, археологов, генетиков и других специалистов позволили определить время появления первых людей.

Инструкция

Центром раннего развития общих предков человека и обезьян – гоминид – была Африка. Здесь 5-6 млн лет назад на континенте жили , обитавшие преимущественно на деревьях. Постепенно приспосабливаясь к другим средам обитания (саванна, реки), предки людей вырабатывали новые навыки и менялись внешне.

Новый виток эволюции связан с увеличением мозга гоминид. Начался этот процесс примерно 2,4 млн лет назад у представителей ветви Homo Habilis – «человек умелый». Им стало под силу изготовить простейшие орудия из и разделывать ими туши пойманных животных.

На смену «человеку умелому» пришел «человек работающий» - Homo ergaster. Около 2 млн лет назад он научился охотиться на крупную дичь. Мясо, преобладающее в рационе гоминид, дало толчок к ускоренному развитию головного мозга и увеличению размеров тела.

Еще через миллион лет первая волна переселения человекоподобных особей за пределы Африки. На другом континенте – в Евразии – появились племена Homo erectus («человека прямостоящего»). Самыми известными и изученными представителями этой ветви являются питекантропы («люди-мартышки») и синантропы («китайские люди»). Эти предки человека умели ходить прямо, с высоко поднятой головой. Их мозг был достаточно развит, чтобы собирать , отламывать палки от деревьев, изготавливать каменные орудия для труда и охоты. Кроме того, «человек прямостоящий» использовал огонь, чтобы согреться и приготовить еду. Именно способность создавать новые вещи, не имеющие аналогов , антропологи считают порогом эволюции. Перешагнув его, животное стало человеком.

От питекантропов 200 тысяч лет назад отделилось племя неандертальцев. Именно их часто называют прямыми предками . Однако ученым не хватает данным для окончательного подтверждения этой гипотезы. Неандертальцы имели объем мозга, соответствующий мозгу людей настоящего времени. Они успешно разводили и поддерживали огонь, готовили горячую пищу. У неандертальцев отмечены первые проявления религиозного сознания: умерших соплеменников они хоронили в , а могилы украшали цветами.

Венец эволюции человекоподобных обезьян – Homo sapiens («человек разумный») – впервые обнаружил себя в Африке около 195 тысяч лет назад, а в Азии – более 90 тысяч лет назад. Позже племена переселились в Австралию (50 тысяч лет назад) и Европу (40 тысяч лет назад). Представители этой ветви были ловкими охотниками и собирателями, хорошо ориентировались на местности, вели простое домашнее хозяйство. «Человек разумный» постепенно вытеснил неандертальцев и стал единственным представителем рода Homo на планете.

Видео по теме

Источники:

  • Антропогенез

Совет 3: Когда в России была создана первая академия наук

В начале XVIII века в России бурно развивалась наука, активно накапливались знания о природе. В научных исследованиях все шире применялся эксперимент и математические методы. Жизнь настоятельно требовала соединения теории с практикой. К этому периоду как раз и относится основание первой в России Академии наук.

Инструкция

Реформаторская деятельность Петра I предполагала глубокое и всесторонне обновление российской державы. Рост промышленности и торговли, формирование транспортной системы требовали широкого развития образования и науки. Царь Петр всеми силами стремился укрепить Россию и направить ее по пути культурного развития, что позволило бы стране занять почетное место в ряду западных держав.

Планы создания в России собственной Академии наук Петр I вынашивал давно, задолго до ее основания. Он считал, что такая академия должна быть самобытным научным учреждением, а не простым слепком с западноевропейских аналогов. Концепция развития будущей академии предполагала формирование не только научного, но и образовательного учреждения, при котором предполагалось иметь гимназию и университет.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ; ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Школы и высшие учебные заведения, как мировые образовательно-воспитатель-ные системы, прошли многовековой путь исторического развития. С одной сторо¬ны, они оказывали значительное влияние на накопление, сохранение и прогресс культуры и общества в целом и, с другой стороны, на себе ощущали многообразие кардинальных перемен, происхо¬дивших в социуме, науке и культуре всех стран и народов.
«История - это свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
Цицерон
Начальный период развития школы, высших учебных заведений и других образовательных институтов восходит к эпохе великих цивилизаций.
Каковы истоки возникновения и развития современ¬ных школ в мировой образовательной практике?
Возникновение школы пришлось на эпоху перехода от общинно-родового строя к социально-дифференцирован¬ному обществу. Несмотря на то, что древние цивилизации, как правило, существо¬вали обособленно друг от друга, они руководствовались принципиально общими основами в сфере образования человека. По данным этнографии, дописьменный (рисунчатый) период завершился примерно к 3-му тысячелетию до н. э. и намети¬лось появление клинописной и иероглифической письменности как способов пе¬редачи информации.
Именно возникновение и развитие письменности выступило важнейшим фак-тором генезиса школы. Поскольку письмо становилось технически более слож-ным способом передачи информации, постольку оно требовало специального обу¬чения.
Вторым фактором, обусловившим появление школ, послужило разделение де¬ятельности человека на умственный и физический труд, а также усложнение характера последнего. Разделение труда повлекло за собой формирование различных специализаций и специальностей, в том числе профессии учителя и воспитателя. Определенный итог общественного развития выразился и в относительной самостоятельности школы от институтов церкви и государства. В первую очередь она утвердилась как школа письма. Ее цель заключалась в том, чтобы обучить умению читать и писать, или грамоте, отдельных представителей общества (аристократии, служителей культа, ремесленников и торговцев).
Семья, церковь и государство были средоточием образования в эпоху древнейших цивилизаций. Поэтому появляются школы разных видов: домашние, церковные, частные и государственные.
Первые учебные заведения, обучавшие грамоте, получили различные названия.
Например, «домами табличек» назывались школы грамоты в древней Месопотамии, а в период расцвета Вавилонского государства они переросли в «дома знаний”
В Древнем Египте школы возникли как семейный институт, а в дальнейшем они стали появляться при храмах, дворцах царей и вельмож.
В Древней Индии появились сначала семейные школы и лесные школы (вокруг гуру-отшельника собирались его верные ученики; обучение проходило на свежем воздухе). В буддийскую эпоху возникли школы вед, обучение в которых носило светский и кастовый характер. В период возрождения индуизма в Индии (II-VI века) при храмах организуются два типа школ - начальная (толь) и yчебное заведение более высокого уровня (аграхар).
В Китае первые школы появились в 3-м тысячелетии до н.э. и назывались «сян» и «сюй».
В Римской империи оформились тривиальные школы, содержание образования которых представлял тривиум - грамматика, риторика, диалектика, и граматические школы - учебные заведения более высокой ступени, где обучали четырем предметам - арифметике, геометрии, астрономии, музыке, или квадривиуму. Тривиум и квадривиум составляли программу семи свободных искусств. В IV веке появились риторические школы, которые главным образом готовили ораторов и юристов для Римской империи.
Уже в начале I века христианская церковь стала организовывать собственные школы катехуменов. Впоследствии на их основе были созданы школы катехизиса, в дальнейшем трансформировавшиеся в кафедральные и епископальные школы.
В эпоху становления трехступенчатой системы образования в Византии появились грамматические школы (церковные и светские, частные и государственные). Грамматические школы содержательно обогащали программу семи свободных искусств.
В исламском мире сложились два уровня образования. Начальный ypoвень образования давали религиозные школы при мечетях, открываемые для детей ремесленников, торговцев, состоятельных крестьян (китаб). Второй уровень образования получали в просветительских кружках при мечетях (фикхах и каламах). Здесь изучали шариат (мусульманское право) и теологию, а также арабскую философию, риторику, логику, математику, астрономию, медицину. Кроме того существовали четыре типа школ начального и повышенного начального образова¬ния: школы Корана, персидские школы, школы персидского языка и Корана, араб¬ские школы для взрослых.
В период средневековья (XIII-XIV век) из системы ученичества в Европе заро¬дились цеховые и гильдейские школы, а также школы счета для детей торговцев и ремесленников, в которых обучение велось на родном языке. В это же время по¬явились городские школы для мальчиков и девочек, где преподавание велось как на родном, так и латинском языках, и обучение имело прикладной характер (кро¬ме латыни изучали арифметику, элементы делопроизводства, географию, техни¬ку, естественные науки). В процессе дифференциации городских школ выделились латинские школы, которые давали образование повышенного типа и служили как бы связующим звеном между начальным и высшим образованием. Например, во Франции такие школы получили название коллегий. С середины XV века колле¬гии организовывались при университетах. С течением времени они переросли в современные коллежи или общеобразовательные учебные учреждения.
Развитие западноевропейской школы в период с XV до первой трети XVII века тесно связано с переходом феодального общества к индустриальному. Данный переход оказал определенное влияние на формирование школ трех основных ти¬пов, соответственно ориентированных на элементарное, общее повышенное и высшее образование.
В католических и протестантских странах росло число городских школ началь¬ного обучения, учреждавшихся властями и религиозными общинами. Например, малые школы во Франции, угловые школы в Германии. Однако римско-католиче¬ская церковь отставала от протестантской в процессе организации элементарного обучения. Поэтому во всех католических приходах открывались воскресные шко¬лы для низших слоев населения и начальные учебные заведения для знати. А так¬же создавались благочестивые школы для бедных.
На протяжении XV-XVII веков место учителя-священника в начальной школе постепенно занимает профессиональный педагог, получивший специальное обра¬зование и подготовку. В связи с этим изменяется социальное положение учителя. Раньше он жил на подношения от общины и прихожан. С конца XVI века труд учителя оплачивался общиной. Одновременно наметились улучшения в органи¬зации образовательного процесса: в классах появляются учебники и школьные доски.
К учебным заведениям повышенного общего образования XV-XVII вв. отно-сили:
городские (латинские) школы, гимназии (в Германии в Страсбурге, Гольдель-берге и других городах);
грамматические и публичные школы (в Англии в Винчестере, Итоне, Лон-доне);
коллежи (во Франции при Сорбонне и Наваррском университете, в Бордо, Вандоме, Меце, Шатийоне, Париже, Тулузе);
школы иеронимитов (религиозная община братьев общей жизни);
дворянские (дворцовые) школы (в Германии и Италии), школы иезуитов (в Вене, Риме, Париже).
В период с XVII по XVIII век в связи с возросшим влиянием светского образования основной формой обучения стала школа классического типа. В первую очередь классическая школа ориентировалась на изучение древних языков и литературы:
в Германии - городская (латинская) школа (в дальнейшем - реальное училище) и гимназия;
в Англии - грамматическая и публичная (пансионаты для детей элиты общества) школа;
во Франции - коллеж и лицей;
в США - грамматическая школа и академия.
В процессе развития школьного образования каждый тип обогащался и совершенствовался в педагогическом плане, а также приобретал национальные черты и особенности.
В XIX веке в Западной Европе и США были заложены законодательные основы школы. Таким образом класс промышленной буржуазии, доминирующий в обществе, стремился упрочить свои позиции в перспективе будущего. В ведущих промышленных странах осуществлялось становление национальной системы школьного образования и расширение участия государства в педагогическом процессе (его управлении, во взаимоотношениях частной и общественной школы, в решении вопроса об отделении школы от церкви). В результате создавались государственные бюро, советы, департаменты, комитеты, министерства образования. Все учебные заведения подлежали государственному контролю. В течение XIX столетия осуществилась дифференциация на школы классического образца и современные. Таким образом, были организованы:

Неоклассическая гимназия, реальное училище и школа смешанного типа в Германии;
муниципальные коллежи и лицеи во Франции;
академии и дополнительные учебные заведения (high school) в CШA.
В результате исторических школьных реформ в XX веке были укреплены основы обязательного бесплатного начального обучения и платного (за исключением США и Франции: в США действует государственная система бесплатного обучания до 16-18 лет, во Франции обучение в средней школе стало частично бесплатным с начала 1940-х годов) государственного среднего образования; сохранилась привилегия состоятельных слоев общества на полноценное и качественное образование; была расширена программа начального обучения; появились промежуточные типы школ, связующие начальное и среднее образование; была расширена программа естественнонаучного среднего образования.
В США в наше время реализуются два принципа организации школ: 8 лет обучения (начальное образование) + 4 года (среднее образование) и 6 лет (начальное) + 3 года (младшая средняя школа) + 3 года (старшая средняя школа, а также частные школы и элитные академии).
В Англии существуют два типа общеобразовательной школы - начальная (с 6 до 11 лет) и средняя (с 11 до 17 лет). Дети до 14 лет обучаются бесплатно.
К средним учебным заведениям относятся: грамматическая и публичная (элит¬ная) школы для подготовки в университеты, современная школа для среднего класса британского общества, центральная школа с уклоном в профессионально-техническую подготовку.
Во Франции сложились две структуры начального образования: бесплатного обучения с 6 до 14 лет, с практическим уклоном, и платного обучения с 6 до 11 лет, с продолжением образования в средней школе. Средние учебные заведения - ли¬цей, коллеж, частная школа (с 7-летним курсом обучения), открывают дорогу в университеты и высшие технические учебные заведения.
В России действуют две системы школ - государственная (бесплатная) и част¬ная школы. К концу XX века сложилась следующая школьная система:
начальное образование, начинающееся с 6 или 7 лет (4 или 3-летнее обуче-ние на выбор родителей);
базовая средняя школа (5-9 классы);
полная средняя школа (10-11 классы).
В качестве основных образовательных систем в России функционируют массо¬вые общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, школы-лаборатории, школы-интернаты (для одаренных детей или детей с отклонениями в развитии).
Существуют следующие критерии оценки результативности школы как социально-образовательного института:
соответствие целей и результатов, степень освоения выпускниками школы образовательного государственного стандарта как базовой нормы;
уровень и качество школьного образования и воспитания; количество меда-листов и отличников;
отсев из школы по причине неуспеваемости, систематического нарушения правил поведения или по состоянию здоровья;
социальный статус школы среди населения и педагогической общественности;
процент выпускников, поступивших в вузы;
количество выпускников, ставших известными людьми в рамках региона или страны.
Каковы истоки возникновения и развитие высших учебных заведений в мире?
В Древней Греции был создан один из первых прообразов высшего учебного заведения. В IV веке до н. э. Платон организовал в роще близ Афин, посвященной Академу, философскую школу, которая получила название Академии.
Академия существовала более тысячи лет и была закрыта в 529 г. Аристотель создал при храме Аполлона Ликейского в Афинах другое учебное заведение - Ликей. В Ликее особое внимание уделялось изучению философии, физики, мате¬матики и другим наукам о природе. В исторической перспективе - это предше¬ственник современного лицея.
В эллинскую эпоху (308-246 до н. э.). Птолемеем был основан Мусеум (от лат. Museum - место, посвященное Музам). В форме лекционных занятий там обуча¬ли основным наукам - математике, астрономии, филологии, естествознанию, ме¬дицине, истории. В Мусеуме преподавали Архимед, Евклид, Эратосфен. Именно Мусеум был самым значительным хранилищем книг и других культурных ценностей. В наши дни современный музей скорее выполняет вторую историческую функцию, несмотря на то, что в последние годы усиливается его образовательно-воспитательное значение.
Другими вариантами высших учебных институтов в Древней Греции были философские школы и эфебии (учебно-воспитательные заведения военно-спортивного профиля).
В 425 году в Константинополе была учреждена высшая школа - Аудиториум (от лат. audire - слушать), которая в IX веке именовалась «Магнавра» (Золотая палата). Школа находилась в полном подчинении императору и исключала любые возможности самоуправления. В качестве основных подструктур выступали кафедры различных наук. В начале обучение проходило на латинском и греческом языках, а с VII-VIII веков - исключительно на греческом языке.
В XV веке в программу обучения была возвращена латынь и включены новые, так называемые иностранные языки. В знаменитой школе, где был собран цвет преподавательской элиты, изучали античное наследие, метафизику, философию, богословие, медицину, музыку, историю, этику, политику, юриспруденцию. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Большинство выпускников высшей школы были энциклопедически образованны и становились общественными и церковными деятелями. Например, Кирилл и Мефодий, создатели славянской письменности, в свое время учились в этой школе. Помимо Магнавры, в Константинополе действовали другие высшие школы: юридическая, медицинская, философская, патриаршия.
Почти одновременно в домах состоятельных и именитых граждан Византии стали складываться кружки-салоны - своеобразные домашние академии, которые объединяли людей вокруг интеллектуалов-меценатов и авторитетных философов. Их называли «школой всяческих добродетелей и эрудиции».
Церковь сыграла особую роль в развитии высшего образования. Например: МОнастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции.
В исламском мире появление Домов мудрости в Багдаде (в 800 году) стало примечательным событием в процессе развития просвещения. В Домах мудрости собирались крупные ученые и их ученики. Они дискутировали, читали и обслуждали литературные произведения, философские и научные сочинения и трактаты, готовили рукописи, читали лекции. В XI-XIII веке в Багдаде появились новые высшие учебные заведения - медресе. Медресе распространились по всему исламскому миру, но самым знаменитым было медресе Низамейи в Багдаде, открытое в 1067 году. В них получали как религиозное, так и светское образование. В начале XVI века на Ближнем Востоке сложилась иерархия медресе:
столичные, открывавшие выпускникам путь к административной карьере;
провинциальные, выпускники которых, как правило, становились чиновниками.
Крупным культурным и образовательным центром исламского мира была мусульманская Испания (912-976 годы). Высшие школы Кордовы, Саламанки, Толедо, Севильи предлагали программы по всем отраслям знания - богословию, праву, математике, астрономии, истории и географии, грамматике и риторике, меди¬цине и философии. Появившиеся на Востоке школы университетского типа (с лек¬ционными залами, богатой библиотекой, научной школой, системой самоуправ¬ления) стали предшественниками средневековых университетов Европы. Образо¬вательная практика исламского мира, в особенности арабская, значительно повлияла на развитие высшего образования в Европе.
Каждое новое высшее учебное заведение обязательно создавало свой устав и обретало статус среди других учебных заведений.
В Индии мусульмане получали высшее образование в медресе и монастырских учебных заведениях (даргаб).
В Китае в период «золотого века» (III-X век) появились учебные заведения университетского типа. В них выпускники получали ученую степень специалиста по пяти классическим трактатам Конфуция: «Книга перемен», «Книга этикета», «Весна и осень», «Книга поэзии», «Книга истории».
В Европе на протяжении XII-XV веков начинают появляться университеты. Однако в каждой стране этот процесс проходил по-разному. Как правило, система церковных школ выступала в качестве истока зарождения большинства универси¬тетов.
В конце XI - начале XII века ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращаются в крупные учебные центры, которые затем стали называться уни¬верситетами. Например, именно так возник Парижский университет (1200 год), который вырос из объединения богословской школы Сорбонны с медицинской и юридической школами. Подобным образом возникли университеты в Неаполе (1224 год), Оксфорде (1206 год), Кембридже (1231 год), Лиссабоне (1290 год).
Основание и права университета подтверждались привилегиями. Привилегии были особыми документами, которые закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право на присуждение ученых степеней, на осво-бождение студентов от военной службы). Сеть университетов в Европе расширя-лась довольно быстро. Если в XIII веке насчитывалось 19 университетов, то к XIV веку их число возросло до 44.
С самого начала церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. И в наше время Ватикан является официальным покровите-лем ряда университетов. Несмотря на данные обстоятельства, по своей организа-ции, программе и методам обучения университеты раннего средневековья уже были альтернативой светского образования церковному. Университеты противо-поставили схоластике деятельную интеллектуальную и духовную жизнь. Именно благодаря им духовный мир Европы стал намного богаче.
История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, дав¬ших новый толчок к развитию культуры, науки и просвещения, - Р. Бэкона, Я. Гуса, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперника, Ф. Петрарки.
Первые университеты были весьма мобильны, поскольку их существенной чер¬той являлся, в известной мере, наднациональный и демократический характер. В случае угрозы эпидемии или войны университет мог перебраться в другой город или даже страну. А международные студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Например, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское, а в Болонском университете - 17.
Во второй половине XIII века в университетах появились факультеты, или колледжи. Факультеты присуждали ученые степени - сначала бакалавра (после 3-7 лет успешной учебы под руководством профессора), а затем - магистра, доктора или лиценциата. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов и совместно выбирали официального главу университета-pектора. Ректор обладал временными полномочиями, как правило, длившимися один год. Фактическая власть в университете принадлежала факультетам и землячествам. Однако такое положение вещей изменилось к концу XV века. Факультеты и землячества утратили былое влияние, и главные должностные лица университета стали назначаться властями.
Самые первые университеты имели всего несколько факультетов, однако их специализация постоянно углублялась. Например, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский - канонического права, Орлеанский - гражданского права, университеты Италии - римского права, университеты Испании - математики и естественных наук.
На протяжении веков, вплоть до конца XX века, сеть высших учебных заведений быстро расширяется, представляя сегодня широкий и разнообразный спектр специализаций.
Идея университета раскрывается в самом названии Universitas, что в переводе с латинского означает совокупность.
Уже в период зарождения университетов в «совокупность» вкладывали разный смысл. В первую очередь акцентировался организационный аспект; по сути, университетом стали называть результат объединения разных типов высших учебных заведений. Например, Парижский университет вырос из объединения богосословской школы Сорбонны с медицинской и юридической школами. Однако основная миссия университета состояла в приобщении молодого человека к совокупности всех видов знаний. С древности университет (Alma Mater) был источником научных знаний, мудрости и просвещения. Его задача заключалась не только в сохранении и передаче существующих знаний, духовных и культурных ценностей, высших образцов человеческой деятельности, но и в развитии интеллекта ради обновления культуры. В процессе истории именно в университетах рождалось новое знание, создавались научные теории и формировались универсальные мировоззренческие позиции для понимания жизни, мира, космоса, человека. Университет стремился дать универсальное образование учащимся, которые впоследствии входили в элиту общества (ученые, государственные и общественные деятели).
Как правило, выделяют еще один аспект «совокупности», относящийся к принципам организации университетского образования. В первую очередь к ним относят те принципы, которые обеспечивают непрерывность научного творчества: преподавание научных основ и методов познания, приобщение студентов к исследовательской деятельности.
Главными принципами университетского образования (С. И. Гессен) считают:

Полноту представленного в университете научного знания;
дух свободы и творчества в процессе преподавания и обучения;
способность университета к самовосполнению путем подготовки преподава¬телей и ученых.
Эти принципы присущи любому университету независимо от исторической эпохи и характера его развития. При этом следует отметить то, что понимание науки, университетского самоуправления и свободы изменялось исторически.
Как понимают полноту представленности научного знания в университете?
Со времен Эразма Роттердамского «университет» символизирует органиче-скую целостность самой науки. Поэтому главная задача университета состоит в том, чтобы пробуждать в юношах идею науки, помогать им привносить эту идею в конкретную область знания. Стать ученым - все равно что обрести «вторую при¬роду» или способность воспринимать мир через оптику науки, учитывать един¬ство и целостность знания, проводить самостоятельные исследования и стремить¬ся к подлинному открытию (Ф. Шлейермахер). Поскольку наука постоянно по¬рождает новые отрасли знания, постольку ни один университет не может достичь полноты научного знания.
Как правило, определенный университет силен в нескольких специализациях.
Под полнотой науки понимают всю совокупность известных в мире отраслей научного знания, ибо только данный момент обеспечивает возможность тесного взаимодействия и сотрудничества (С. И. Гессен). Великая задача университета состоит в том, чтобы поддерживать живое взаимодействие исследователей из всех ветвей знания, ведущее к общей цели (Г. Гельмгольц). Именно в университете полнота развивающейся науки обеспечивает, с одной стороны, широту кругозора будущего специалиста, а с другой стороны, создает основу для развития отдель-ных отраслей знания.
Смысл полноты науки раскрывают через содержательный объем университет¬ского курса, а именно: теоретическое, прикладное и экспериментальное направ¬ления развивающейся науки как основы учебной дисциплины. Однако соотноше¬ние между теорией и практикой в определенном университетском курсе или цик¬ле дисциплин бывает разным, что влияет на уровень образования и специфику подготовки специалистов.
В условиях университета полнота знания проявляется и в том, что в этот тер-мин вкладывают знание основ гуманитарных и естественных наук; знания о при-роде, человеке и обществе; общеобразовательные знания и серьезную теорети-ческую подготовку в рамках конкретной специализации.
Двуединая свобода преподавания и обучения в университете как «естествен-ная стихия университета» зависит от понимания сути полноты знания и критери¬ев научности.
Как в рамках единства исследования и преподавания реализуется идея свобо-ды преподавателя университета? Университетский курс является учебным или научным? Каково соотношение между систематическим учебным курсом, состоя-щим из лекций и семинаров, цель которого заключается в передаче научных зна-ний и в стимулировании к поиску новых, и научным курсом как организацией ис-следования и поиска путей решения научных проблем?
Ответы на эти вопросы дает опыт отдельных университетов. В одних универ-ситетах профессор не «преподает» предмет, а публично высказывает свои научные взгляды. Соответственно, студент не столько учится, сколько занимается научной деятельностью. В результате количество научно-учебных курсов находится в прямой зависимости от разрабатываемых научных направлений. Кроме того, каждый профессор использует свой стиль и метод преподавания ввиду индивидуального характера всякого творчества. Однако интенсивная научная деятельность требует системного знания различных теорий и направлений в развитии на мысли. Поэтому современный университет сохраняет наряду со свободой обучения различные программы научного, предметного и профессионального преподавания, имеющие общекультурное значение.
В процессе развития университета всегда ставилась проблема свободы преподавания. Мировой опыт демонстрирует разные пути ее решения. Одни университеты отдают предпочтение блестящему оратору и лектору, умелому пропагандисту научных достижений, который умеет вызвать у студентов интерес к познанию истины. Другие видят в университете не столько учебное заведение, сколько привилегированную цеховую организацию (И. Г. Фихте) или высшую научную школу, открывающую научные истины и проверяющую результаты новейших открытий. Однако современные университеты готовят своих выпускников не только к научно-исследовательской деятельности, но и к различным профессиональным обязанностям. При этом традиционная - духовная и культурологическая миссия университетов остается неизменной. По мнению С. И. Гессена, «только наука должна определять его (университет) в его внутреннем бытии, а не посторонние науке интересы государства, вероисповедания, секты и партии». Поэтому вcе университеты мира едины в основной идее, заключающейся в их возникновении в качестве научного и интеллектуального центра развития любого общества.
Отличительной особенностью университета является его способность к самовосполнению из круга своих студентов, символизирующая потенциал саморазвития и свободы науки. Таким образом, университет-это автономный по своей сути союз ученых, в буквальном смысле слова «самопродолжающийся союз» (С. И. Гессен). Не случайно университет не терпит над собой даже самой благожелательной власти, так как он есть последняя ступень в иерархии научного образования.
На протяжении длительного процесса развития университетского образования можно выделить исторически изменчивые типы парадигм. Каждая из них оформлялась в зависимости от доминирования в определенную эпоху идеального “образа” универсального знания.
В процессе развития университетского образования «культурно-ценностная» парадигма опирается на освоение универсальных элементов культуры и ценностей прошлых поколений посредством систематического и углубленного изучения трудов великих мыслителей (изначально на латинском и греческом языках). Она ориентирует на разностороннее познание мира. В рамках данной парадигмы выпускники первых университетов получали высшее звание образованного человека - философа или богослова. Стратегия образования, связанная с овладением культурным наследием прошлого, духовными ценностями и достижениями наук, получившими мировое признание, вплоть до нашего времени относится к феномену классического образования.
«Академическая» парадигма характеризуется приоритетом в университет-ском образовании теоретических знаний и развитием фундаментальных наук, ори¬ентацией на подготовку выпускников университета к поиску новых знаний, пониманию и объяснению мира и действий человека с позиций науки, теории, ги-потезы.
В рамках данной парадигмы главной ценностью являются научные знания о природе и животных, земле и космосе, человеке и обществе, жизни и смерти. По типу и качеству освоения научных знаний, как результату фундаментальных и прикладных исследований профессоров университета, стали выделять такие виды университетского образования: биологическое, математическое, филологическое, физическое, химическое. В качестве академической традициии университета при-знается систематическое и углубленное изучение фундаментальных основ науки, предполагающее непосредственное участие студента в процессе научных иссле-дований.
Сущность «профессиональной» парадигмы проявилась в обогащении и рас-ширении содержания университетского образования. Наука перестала быть са-моценной в качестве способа познания и объяснения мира. Она также стала вы-полнять функцию производительной силы, развивающей технику и производство. В результате университет начал концентрировать и расширять не только спектр научных знаний, но и высших образцов социокультурной и профессиональной де¬ятельности человека. С этого времени в университете стали получать высшее ме¬дицинское, юридическое, экономическое, педагогическое, инженерно-техниче-ское и другое высшее профессиональное образование как ответ на социальный заказ государства и общества.
«Технократическая» парадигма университетского образования выходит на первый план в XIX-XX веках как своеобразное мировоззрение, существенными чертами которого являются: примат техники и технологии над научными и куль-турными ценностями, узкопрагматическая направленность высшего образования и развития научного знания.
При определении целей и содержания университетского образования в рамках данной парадигмы доминируют интересы производства, экономики и бизнеса, раз¬вития техники и средств цивилизации. В связи с этим в XX веке гуманитарная и естественнонаучная составляющие университетского образования претерпели существенные изменения.
Альтернативой технократическому и прагматическому вызову стала гумани-стическая ориентация университетского образования.
Личность человека с ее способностями и интересами представляет главную ценность «гуманистической» парадигмы. В условиях университета все студен¬ты должны получить универсальное образование и выбрать сферу профессиональ-ной деятельности не только по признаку социальной значимости, но и по призва-нию, обеспечивающему самореализацию личности.
Модели университетского образования формировались под влиянием доми-нирующей образовательной парадигмы и спектра различных факторов.
Первые две модели отличаются по признакам целевой направленности и спе-цифики доминирующего содержания университетского образования.
Традиционная, или классическая, модель представляет собой систему академического образования как процесса передачи молодому поколению универсальных элементов культуры, знаний и достижений наук, высших образцов и способов человеческой деятельности. Данная модель должна заложить основы для проявления творчества на благо дальнейшего развития общества, государства, науки, техники и культуры. Как правило, она ориентирована на подготовку перспективного, высокообразованного и культурного человека будущего общества. Цели и содержание образования классической модели предполагают оптимальное соответствие прошлого, настоящего и будущего в мире науки, культуры, техники и жизни человека.
Рационалистическая модель университетского образования организационно ориентирована на успешную адаптацию к современному обществу и цивилизации, высокое качество универсальной подготовки, глубокую специализацию в сфере будущей профессиональной деятельности, готовность к творческому освоению и разработке перспективных технологий.
С точки зрения развития университетского образования как социокультурногого феномена, можно выделить еще две модели развития университета по признакам «включенность в социальные структуры» и «способ управления». Соответственно это модели университета как государственно-ведомственной организации и как автономного высшего учебного заведения, независимого от государства других социальных институтов.
В первом случае университетское образование организуется с централизованным определением целей и содержания образования через государственные образовательные стандарты, номенклатуры специальностей и специализаций, учебных планов и дисциплин, нормативов для оценки уровня образованности выпускников и способов контроля управленческими органами.
Вторая модель (автономного университета) предполагает организацию образования в рамках собственной инфраструктуры через разностороннюю кооперацию деятельности университетских подсистем разного типа, уровня и ранга. Автономный университет, подобно первым университетам эпохи средневековья, руководствуется своим Уставом и опирается на собственные ресурсы.
Тип университета как высшего учебного заведения определяет вид или тип современного университетского образования.
В наше время во всем мире и в России появились гуманитарный, технический, педагогический, медицинский университеты, университет технологии и дизайна. В связи с таким многообразием, с одной стороны, возникает тенденция размывания сути университетского образования, а с другой стороны, преобразование всех видов высших учебных заведений в унифицированный для всего мира тип высшей школы - университет. Однако независимо от путей развития университета в будущем слова нашего современника Д. С. Лихачева останутся актуальными: “Университет - будь он для химиков, физиков, математиков, юристов - учит всегда многомерности жизни и творчества, терпимости к непонятному и попытке постигнуть бескрайнее и разнообразное».
Процесс освоения и созидания человеком культурных ценностей возносит университет до вершин достижений человечества. Это обусловлено и тем, что содержание университетского образования непрерывно пополняется из культурно¬го наследия всех стран и народов, из разных отраслей науки, жизни и практики человека. Поэтому высшее образование становится необходимым и важным фак¬тором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры, науки), так и всего общества.
Университеты концентрируют высшие образцы социокультурной, учебно-по¬знавательной и научно-исследовательской деятельности человека определенной эпохи.
В XX веке, наряду с качественными и структурными изменениями университе¬та и университетского образования, изменился тип научности и научно-исследо¬вательской деятельности. Научность, образцом которой являлись традиционно ус¬тоявшиеся дисциплины (философия, математика, физика, биология, медицина), дополняется новыми науками (психологией, генетикой, социологией, биофизикой, информатикой), а также различными формами интеграции (философия образова¬ния, педагогическая психология, физическая химия). Поэтому непрерывно изме¬няется содержание университетского образования; специализации и направления подготовки специалистов; соотношение фундаментальных курсов и прикладных дисциплин; ориентации факультетов, кафедр, научных отраслей.
Причем каждая учебная дисциплина, образовательная технология, сфера об-щения студентов и преподавателей, личность преподавателя как ученого и педа-гога и другие факторы имеют огромное значение в общекультурном, профессио-нальном, интеллектуальном и личностном развитии выпускников университета.
Развитие университетов обусловлено влиянием мировой, национальной и даже региональной культуры, включая этнографию региона и ценностное отношение к образованию и науке.
Как оценивают развитие системы высшего образования в целом и университе¬та как наиболее распространенного в мире типа высшего учебного заведения?
Для оценки развития системы высшего образования в стране используют сле¬дующие параметры степеней соответствия:
образовательной политики в подготовке высококвалифицированных профес¬сионалов и реальной потребности в специалистах на конкретно-историче-ский период развития государства и общества;
целей образования стандартам высшей школы и получаемым результатам;
государственных и других источников финансирования высших учебных за¬ведений;
соотношение в стране государственных, общественных и частных вузов;
качества и уровня высшего образования мировым стандартам;
открытости системы высшего образования при вхождении в мировое образо¬вательное пространство;
ориентиров на мировые стандарты и сохранение сложившихся традиций.
В мировой и отечественной практике при оценке эффективности развития уни¬верситета используются определенные группы критериев и показателей:
уровень развития научных школ и их полнота согласно современной класси¬фикации наук;
степень соответствия общекультурной составляющей университетского образования фундаментальным и специальным исследованиям;
открытость вуза для инноваций и адаптации мирового опыта;
уровень материально-технического, научно-методического обеспечения;
источники и возможности финансирования;
качество обеспечения профессионально-педагогическими кадрами, комплектация преподавательского штата через аспирантуру и докторантуру;
уровень подготовки специалистов;
число студентов на одного преподавателя;
площадь учебного помещения на одного студента;
выбор выпускниками сферы профессиональной и научно-исследовательской деятельности.

История развития начальной, средней и высшей школы не только продолжает традиции конкретной страны, но и входит в мировой опыт. Поэтому говорят как об общих тенденциях развития школы и высшего учебного заведения, так и о национальной системе образования определенной страны.
В процессе истории в различных странах сложились особые типы образовательных систем. Во всем мире, однако, в качестве универсального типа высшего образования принят университет.
Об эффективности школы или вуза судят по общепринятым в мировой практике критериям и показателям.
Соотношение университетского образования, науки и культуры рассматривается в разных аспектах:

В историческом контексте, включающем в себя конкретные социальные институты как сферы развития и воспитания человека;
в рамках культурологической парадигмы высшего образования;
в условиях культурно-исторического типа университета как образовательной системы;
как модели мирового и национального университетского образования:
через анализ учебных планов, дисциплин, образовательных программ в системе университетов;
подготовки квалифицированных специалистов;
описания и прогнозирования образа выпускника университета как культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи;
через раскрытие специфики университетской среды;
обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций в университете;
через инновационные процессы в системе высшего образования.
К критериям оценки эффективности работы вуза относят две группы показателей: одну - для оценки вуза в рамках страны и всей системы высшего образования, другую - для оценки особенностей и динамики развития вуза.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте основные этапы развития школы и школьного образования.
2. Назовите виды школ, существовавшие в мировой практике. Какие из них функцио¬нируют в современной России?
3. Назовите основные тенденции развития школы в XX веке.
4. Чем отличаются современные школьные системы образования наиболее развитых стран?
5. По каким критериям оценивают эффективность работы современной школы?
6. Можно ли оценить по этим критериям школы других исторических периодов разви¬тия общества?
7. Назовите первые в мире высшие учебные заведения.
8. Чем отличается университет от других видов высших учебных заведений?
9. Каковы основные признаки университета?
10. Что важнее для современного выпускника университета научная зрелость или про¬фессионально-практическая готовность выполнять свою социальную роль. Каково соотношение между ними?
11. Может ли университетская политика ориентироваться только на потребности на¬стоящего?

Воскресные чтения в сельской школе, Богданов-Бельский Н.П., 1895 год

Школа - это место, где несколько человек, обычно детей, собираются вместе, чтобы получить определенные знания и умения. Вы можете отметить две отличительные черты школы: это определенное место, где обучается сразу несколько человек.

Греческие и римские школы стали предшественниками всех современных школ и колледжей. Но даже в Греции много веков назад были времена, когда к одному учителю-профессионалу приводили одного ученика. Тогда не было ни школ, ни классов.

Позднее греческие ораторы и философы, к которым приходили ученики и которым приходилось много путешествовать, чтобы дарить людям знания, начали создавать некоторое подобие школ. Великий греческий философ Платон был первым учителем, который организовал обучение в месте, которое он назвал «академией». Срок обучения составлял там 3–4 года.

Рафаэль, Афинская Академия Аристотеля

Древние школы располагались обычно на площадках, где тренировались военные или устраивались парады. Площадки эти назывались гимназиями. Позже Аристотель создал свою школу и назвал ее лицеем. Интересно и другое: в Германии школы стали называть гимназиями, во Франции - лицеями, а шотландское название школы - академия! Все три названия сохранились со времен Платона и Аристотеля.

Ни одна из этих двух школ не была похожа на современное учебное заведение. Скорее, это были места для проведения дискуссий, и только изредка ученикам читали лекции или устраивали занятия.

Примерно в 250 году древние греки поняли, что учеников стоит обучать грамматике, поэтому постепенно появились специальные грамматические школы.

Ученики первой школы в Дагестане

Еще позднее римляне переняли у греков их систему обучения. Римские школы были более похожи на современные. Хотите верьте, хотите нет, но ученики с таким же нежеланием шли в римские школы, как мы порой ходим в современные. Ученикам приходилось рано вставать, заучивать сложные правила, иностранный язык и, кроме того, вести себя подобающим образом. Непослушных и ленивых секли розгами!