Сюткин биография личная жизнь. Валерий миладович сюткин: биография

Валерия Сюткина сложно представить без костюма, галстука и микрофона. Но в начале своей карьеры он выходил на сцену совсем в другом качестве — барабанщика и бас-гитариста. «Я бы так всю жизнь просидел», — говорит Сюткин. Помешала чистая случайность.

Из барабанщиков в солисты

1967 год

Коренной москвич Валера Сюткин родился в семье, где музыкой никто не занимался, хотя его родители познакомились при вполне музыкальных обстоятельствах: папа заметил маму на танцах. Возможно, поэтому они не стали возражать против занятий музыкой своего сына-подростка. Услышав однажды песню The Beatles, 11-летний Валера решил, что хочет играть так же, и стал осваивать гитару. Оценки в школе стали хуже, но это его волновало мало. Вскоре Сюткин уже играл в любительской рок-группе, организованной с ребятами из его двора. Там же освоил барабаны.

На настоящую барабанную установку он самостоятельно накопил к старшим классам. Родители к тому времени развелись и позволяли сыну самому решать, чем он хочет заниматься. У Валеры на это был один ответ — музыкой. Из-за отсутствия музыкального образования он не стал никуда поступать после школы. Устроился помощником повара в ресторане, где в свободное время ему разрешали играть на инструментах. Здесь его и застала повестка в армию. Военный ансамбль «Полет» неожиданно открыл Сюткина-вокалиста: когда основной солист ВИА заболел, Валерий вызвался его подменить, и оказалось, что он неплохо поет.

Планы на будущее определились окончательно. Оставалось их реализовать.

Дважды разведенный и дважды отец


Отслужив, Сюткин вернулся в Москву. Его главной целью было устроиться в музыкальную группу, но сделать это было непросто. На просмотрах и собеседованиях Валера говорил, что закончил заочное отделение музучилища в Кировске. А недостаток связей восполнял природным обаянием и искренней любовью к профессии.

В начале 80-х его приняли в ВИА «Телефон». За три года, что там пел Сюткин, ансамбль из любительского превратился в профессиональный, и даже умудрился выпустить пять альбомов, несмотря на множество бюрократических препятствий. Затем была группа «Зодчие», которая вошла в ТОП-5 ансамблей в СССР. Валерию Сюткину больше не нужно было придумывать истории, чтобы подтвердить свой профессионализм. Школьная мечта стала явью: музыка, концерты, поклонницы… Последних было много, и Валерий быстро прослыл настоящим сердцеедом. В 80-е он успел дважды жениться и дважды стать отцом.

Имен своих первых жен певец не называет — из уважения к ним. Первый брак продлился всего два года, в нем у Сюткина родилась дочь Елена. Во второй раз он отправился в ЗАГС с девушкой, которую отбил у друга. Вторая жена родила ему сына Максима, но надолго в жизни музыканта тоже не задержалась. «Мой первый опыт, скажем так, сожительства с женщинами определялся одним: тем социальным строем и теми условиями, в которых мы все жили. Нынешние молодые даже представить себе не могут, что в конце 1970-х — начале 1980-х годов невозможно было провести время наедине с приличной девушкой, не сделав ей предложения», — объясняет Сюткин свою ветреность тех лет. Свою настоящую любовь он встретил в 33 года. Но сначала было «Браво».

Пять ярких лет

Валерий Сюткин и группа «Браво» во время выступления, 1993 год.

К концу 80-х Сюткин ушел из «Зодчих», организовал свою группу (трио «Фэн-о-Мэн») и успел поработать в труппе Михаила Боярского. А в 1990-м основатель «Браво» Евгений Хавтан предложил ему занять место Жанны Агузаровой.

Работа с «Браво» полностью изменила его жизнь. Сюткин сменил прическу и сценический образ: на смену длинным «рок-н-ролльным» патлам пришла аккуратная укладка «стиляг», на сцену он теперь выходил в неизменном костюме и галстуке. Никогда раньше его творчество не пользовалось такой бешеной популярностью — песни «Вася», «Я то, что надо», «Московский бит» звучали на всех радиостанциях, кассеты «Браво» раскупались мгновенно.

Хит «Вася» придумали вместе, всем коллективом. «Родился сюжет: «Красивый герой идет по Москве, все вокруг падают штабелями — и звучит вопрос: кто этот стиляга? «Каждый ответит, каждый ответит… Конечно, Эдик». А все стиляги звали себя как-то вычурно… И тут наш басист Сережа Лапин говорит: «Вася!» Хавтан в ужасе: «Только не Вася!» А я зацепился за имя: «Стоп, именно Вася. Раз возникло отторжение, значит, публике запомнится». Так родился хит», — рассказал музыкант в одном из интервью. С приходом Сюткина у «Браво» открылось второе дыхание, а он стал настоящей звездой. Но главным итогом работы в группе стало знакомство с женщиной, которую он полюбит «на молекулярном уровне».

Счастье


С супругой Виолой

19-летняя Виола пришла работать в «Браво"костюмером и сразу заявила музыкантам, что не собирается устраивать здесь свою личную жизнь. Сюткин был женат вторым браком, но семейная жизнь его занимала мало: дома проводил меньше времени, чем в турах. Сугубо профессиональные отношения с новенькой продолжались до тех пор, пока в закулисье одного из концертов он не украл ее поцелуй. Начался роман, который прервала именно Виола. Понимая, что Валерий женат, она решила, что отношения нужно прекратить. Они попробовали жить отдельно, но это было выше его сил. Сюткин подал на развод.

Это оказалось самым верным решением в его жизни. С Виолой он обрел дом, в который хотелось возвращаться после гастролей, воспитал дочь, при рождении которой присутствовал лично. «Вообще-то быть счастливым просто, надо лишь принять такое решение: «Я буду счастлив» — и все сразу получится», — говорит Сюткин. Уйдя из «Браво» в 1995-м, он полностью взял на себя ответственность за свою музыкальную карьеру. Группа «Сюткин бэнд» продолжает успешно выступать и собирает полные залы. «Жизнь коротка. Прощайте быстро, целуйтесь медленно», — главный совет Валерия Сюткина его поклонникам.

Фото: PersonaStars, Д. Коробейников/Риа Новости, Instagram

— Допускаю, что молодежь, услышав фамилию Сюткин, спросит: «А кто это?» И это меня ничуть не задевает. Моя пуб­лика — 40-50-летние люди, и их много. К тому же мне уже не хочется той осады поклонников, которая была во время моей работы в «Браво».


В эту суперпопулярную команду я попал случайно. В 1990 году играл в трио «Фен-о-мен», мы много гастролировали, в основном разогревая публику на выступлениях Боярского. Это был период безудержного веселья и легкости бытия… В один из свободных летних вечеров я направился на концерт «Машины Времени». Сажусь на первый ряд, рядом — Хавтан: «Валерка, привет, что делаешь? Может, в «Браво» попоешь?» Я обалдел, в то время у них солистом был Женя Осин, и мне он нравился, в команде смотрелся органично. Хавтан говорит: «Мы с ним расстались три месяца назад. Давай попробуем?» И я, хотя больше тяготел к року, согласился. Группа «Браво» была очень популярным коллективом.

Через пару дней приехал на репетиционную базу, прихватив с собой широкополую черную шляпу — для образа. Вхожу в зал, музыканты уже в сборе. Женя Хавтан с ходу наигрывает мотив — пам-пам-пам-пам и заявляет: «Нам нужна песня про стиляг». А я писал тексты для групп «Фен-о-мен», «Зодчие» и «Телефон», но поэтом себя не считал. Предлагаю: «Жень, давай сценарий сначала набросаем? Про что вообще хотим сказать?»

Тут же родился сюжет: «Красивый герой идет по Москве, все вокруг падают штабелями — и звучит вопрос: кто этот стиляга? «Каждый ответит, каждый ответит… Конечно, Эдик». А все стиляги звали себя как-то вычурно. Нам же хотелось добавить немного иронии. «Может, Петя или Гриша?»


И тут наш басист Сережа Лапин говорит: «Вася!» Хавтан в ужасе: «Только не Вася!» А я зацепился за имя: «Стоп, именно Вася. Раз возникло отторжение, значит, публике запомнится». Так родился хит. На той же самой репетиции мы написали «Девчонку 16 лет». Я предложил не мудрствовать, а просто перевести с английского песню Чака Берри «Sweet Little Sixteen». А то, что моих познаний в языке не хватило для точного перевода, даже к лучшему, потому что текст вышел художественно осмысленным. С этими двумя песнями и «Желтыми ботинками», в которой пришлось переписать текст с женского (ее же пела Жанна Агузарова) на мужской, я предложил Хавтану поехать на гастроли, чтобы сразу понять, правильный ли выбрали путь. Он в ужасе: с тремя песнями гастроли?! Но согласился — была не была…

И вот 25 августа 1990 года мы дали концерт в крошечном театре города Сумы, где собралось человек сто. И… порвали его как Тузик грелку. Успех был ошеломительным. Женя сказал: «Что-то в этом есть…»

Чтобы досконально понять выбранный нами стиль музыки, я купил себе­ огромную коробку пластинок рок-н-ролла 1950-60-х годов и за месяц все их изучил.

— Вы сразу запомнились зрителям не только лирическим тембром голоса, но и стильным внешним видом. Как рождался образ стиляги?


— По ходу пьесы… Мы с Женей как на работу ходили на барахолку Тишинского рынка. А когда ездили на гастроли по маленьким городкам, не гнушались комиссионками. Продавцы радовались, когда мы, основательно покопавшись в завалах, забирали залежалый товар — узкие ботиночки, пальто с подплечиками, короткие и широкие попугайских расцветок галстуки… Хватали все, что находили интересного, неважно, какого размера, надеясь, что кому-нибудь в группе пригодится. Наша публика — это целая армия — ходила не на Сюткина и Хавтана, а на стиль. И концерты воспринимались как возможность в первую очередь показать себя.

— Вы пели в «Браво» в очень неспокойное для страны время. Наверняка на концертах не обходилось без эксцессов?

— У нас в группе был Олег, официально его должность называлась «специалист по общественным связям», а неофициально это был наш телохранитель. Жилистый такой, сухопарый, широкоплечий, внешне на добермана похож. Как-то в Казани на нас наехали двадцать человек местных братков. Так он вышел и один решил вопрос. Его порекомендовал наш продюсер Евгений Фридлянд. Сказал: «Есть толковый парень из Кемерова, хочет у нас работать».

Мы его пригласили на концерт в зал «Россия» — познакомиться и обсудить перспективы сотрудничества. И вот, помню, на песне «Я то, что надо» на сцену залезает такой двухметровый шкаф, садится на стул лицом в зал и закуривает. А потом громко кричит: «Вован, круто выгляжу на фоне стиляг? Сфотографируй меня!» Я продолжаю петь, а что делать… Тут в проходе показался Олег. И далее то, что я увидел, с трудом поддается описанию. Он легко вспрыгнул на сцену, прошел мимо амбала, не поворачиваясь, схватил его за ноздри и поволок за собой. И все — одним движением руки!

За ними из зала выбежали еще пятеро. Когда мы вышли за кулисы, увидели следующую картинку: все шестеро лежат на полу в отключке, а Олег спокойно курит рядом. Он знал толк в ушу, джиу-джитсу и уличной драке. Зарплату, кстати, мы ему не платили. Он обозначил свой интерес так: «Кормите и возите на гастроли. А по субботам буду отдыхать». Ему действительно наша разгульная жизнь была по кайфу. В то время группа «Браво» была большим дружным колхозом, вовсю получающим удовольствие от жизни.


В целом 1990-е прошли гладко. Несколько раз нас кинули на деньги, ну да ладно. Не скажу, что мы как-то уж шиковали. За концерт получали немного. Но поскольку работали «пакетами», то есть давали несколько концертов подряд, то могли заработать рублей по триста, которые потом быстро спускали в Москве. Более серьезные заработки начались с приходом Фридлянда. Мы предложили ему стать нашим компаньоном, поставив четкую цель — совершить прорыв. Вместо того чтобы выступать по деревням, за 500 км от больших городов, взять Москву, Питер, Киев…

Мы с Хавтаном прекрасно дополняли друг друга. Женя — интеллигентнейший тонкий композитор, застенчивый человек, а я — энерджайзер. Из нас двоих получилась гремучая смесь. Фридлянд четко говорил: «Вы можете разругаться в пух и прах, но пока я здесь, будете работать. Ваш тандем — золотая жила».

Женю я ценю и люблю, жаль, что пройти вместе длинный творческий путь нам оказалось не под силу.

Если бы он не приревновал меня к сольному проекту и не включил начальника, мы бы и по сей день могли выступать вместе и сочинять чудесные песни. Но мной нельзя помыкать.

— Жизнь рок-н-ролльщика вряд ли совместима с семейными ценностями? Какой жене понравится, что в каждом городе у ее мужа поклонницы.

— Все зависит от отношений в семье. У нас работал администратором Леша Савельев, общительный веселый парень. В любом городе он в первый же вечер заказывал для нас ужин в лучшем ресторане, приглашал туда финалисток конкурсов красоты, . Мы в то время жили на полную катушку, вкушая все виды веселья. Но это же надоедает, в какой-то момент любой мужчина начинает хотеть настоящих чувств. Меня перемкнуло в 33 года, когда я встретил Виолу. Хорошо, что не раньше, потому что уже успел сделать правильные выводы.

— А те девушки, из вашей бурной молодости, не пытались поехать вслед за вами в Москву?

— Другое было время… Наши поклонницы все верно понимали: молодой мужчина, играющий рок-н-ролл, не может быть примерным семьянином. И уже в первую минуту знакомства все было ясно и понятно: сегодня мы вместе, а про завтра нечего и думать.

Группа «Браво» в 1990-е рвала стадионы. Фото: Из личного архива Валерия Сюткина

— Семью вам удалось построить лишь с третьей попытки, ведь до встречи с Виолой вы уже были женаты, причем дважды.


— Не было попыток, только нынешнюю свою семью я считаю первой и единственной. То, что я сейчас скажу, — это не оправдание, а мое восприятие прошлого. Мой первый опыт, скажем так, сожительства с женщинами определялся одним: тем социальным­ строем и теми условиями, в которых мы все жили. Нынешние молодые даже представить себе не могут, что в конце 1970-х — начале 1980-х годов невозможно было провести время на­едине с приличной девушкой, не сделав ей предложения. Познакомились, прогуляли месяц, и тебя уже ведут знакомиться с родителями… А они с порога смотрят вопрошающе — ну, когда же ты скажешь: «Я люблю вашу дочь и хочу взять ее в жены»? Иначе тебя примут за подонка… В то время так женились многие: лишь бы общество не смотрело косо.

Пока в моей жизни главным был рок-н-ролл, мужское поведение было безобразным. (С улыбкой.) Может быть, таким образом свыше меня готовили к встрече с единственной любовью моей жизни?

Виолу я люблю на молекулярном уровне, на уровне запаха, звука, осязания. Ее врожденная недоступность, иногда прохладная отчужденность, порой категоричность стимулируют мой интерес. А также безупречный стиль, красота и достоинство. Собственно говоря, сначала я влюбился в достоинство, потому что меня, короля российского рок-н-ролла, она взяла и отшила.

— Вы говорили, что Виола пришла в «Браво» костюмером и прямым текстом сообщила всем вам, что не намеревается устраивать здесь свою личную жизнь. Вы сразу поняли, что перед вами — женщина вашей мечты?


— Наша история любви явно зародилась на небесах. Я даже жалею, что первое время рассказывал в прессе про очередность событий. Появилось ощущение заезженной пластинки. Исто­рия-то на самом деле глубже! Поэтому скажу так: не помню, как вообще у нас все началось, наверное, что-то мне подсыпали в пищу. Проснулся — уже живу вот с такой красавицей. (Смеется.)

— Так и напишем.

— Знаете, даже не верится, что с тех пор прошел 21 год, потому что и сегодня Виола юная, красивая, великолепная.

Когда я ставлю себя на ее место, не понимаю: а на хрен ей я был нужен? Ненадежный дамский угодник… Представляю, что подумала ее мама, когда узнала, с кем связалась дочка.

— Учитывая, что на тот момент вы состояли в официальном браке, ваша история любви явно не была легкой?

— Я жил как хотел, мне не задавали вопросов и ничего не требовали… И вряд ли я что-то стал бы менять, не встреться мне Виола. Мужчины ценят налаженный быт и удобство. Но в какой-то момент она сказала: «Стоп, хватит». И мы попробовали пожить отдельно. У меня не получилось, я не смог, она мне была нужна как воздух.


Было безумно страшно рвать налаженную жизнь. Но я сделал это в одну минуту. В то время читал Кортасара «Игру в классики». И меня потрясла одна фраза: «Мы делаем все, чтобы отгородить себя от того, что и называется истинным приключением». Это было прямо в точку применительно к моей ситуации. В тот же день я, как порядочный­ мужчина, ушел из дома в чем был, и мы с Виолой начали жизнь с чистого листа. Долгое время снимали квартиру на Каховской, затем пожили немного с моей мамой, но поняли, что это не вариант, снова снимали и спус­тя несколько лет купили собственную квартиру недалеко от Яузского бульвара, где прошло мое детство.

Похожая история случилась с моим старшим другом. Он, женатый человек, влюбился и пришел ко мне за советом. Увидев, что это не бес в ребро, а настоящие чувства, я так ему сказал: «Приготовься заплатить за свой выбор и хлебнуть по полной программе. От тебя отвернутся друзья, потому что их жены в знак солидарности не станут общаться с твоей новой супругой. Но на нашу с Виолой поддержку рассчитывай, потому что мы знаем по себе — за чувства надо бороться». И вот почти семь лет он безудержно счастлив. У них уже трое детей. А в предыдущем браке детей не было. Мне тоже пришлось пройти через чистилище. К примеру, с моим другом Женей Маргулисом только недавно начали вновь плотно общаться, а его жена Аня стала здороваться с Виолой.

— Что за эти двадцать с лишним лет поняли о семейной жизни?

— То, что надо иметь личное пространство. Например, по тем вопросам, которые касаются исключительно меня, то есть моей мамы или старших детей, я не советуюсь с женой и рекомендую ей со мной эти темы не обсуждать. А в остальном я жене уступаю. Мне кажется, что секрет счастливой семейной жизни очень прост: мужчина должен быть рыцарем.

— Я жил как хотел. Мне не задавали вопросов и ничего не требовали… И вряд ли я что-то стал бы менять, не встреться мне Виола 1993. Фото: Из личного архива Валерия Сюткина

— Иногда таких называют подкаблучниками.

— А любой нормальный мужчина — подкаблучник. Тот, кто может обеспечить своей женщине красивую жизнь, будет счастливым. Женщины — со­здания благодарные. А если к ним относиться как к обслуге, то счастья не видать.

Я, как и , считаю, что только женщины и собаки дают ощущение наполненности жизни. И живу по принципу: «На! Возьмите, сколько вам нужно!» Мне для себя самого ничего не надо.

Я уже потерял многих своих приятелей. Кому-то не повезло, несчастный случай, болезни. Жизнь мимолетна, как комета. И я вывел такую теорию: чтобы мне было хорошо, нужно все отдать близким. Счастье — это «на»!

И вообще я уже пожилой и каждую неделю летаю на самолете, мало ли что… Всеми моими заработками распоряжается жена и теща, которая у меня бухгалтер.

— Многие мужчины опасаются полностью доверять жене: случись что, останутся без кола, без двора.


— Я уже обнулял свою жизнь и ни ра­зу об этом не пожалел. Пока смогу держать в руках гитару, заработаю на кров и пищу. Промурлыкаю свой «Московский бит» тому, кто захочет его послушать. Я с юности уверен, что лишь щедростью завоевываются женские сердца. Речь идет не только о материальных благах. Вы, женщины, любите мужчин за готовность к поступку, к решению.

На вопрос, кто у нас глава семьи, отвечаю, как Вуди Аллен: «Все, абсолютно все в нашей семье делаю я. А жена, она просто принимает решение». При том что мы с Виолой очень разные, когда нашей дочери было три года, она однажды так сказала: «Мама красивая и принципиальная. А папа у нас шутливый».

— Не могу не спросить: а ваши старшие дети не обижены на вас?

— Это у них надо спросить… Для старших я действительно не был отцом в полном смысле слова, но всегда появлялся, когда требовалась моя поддержка. Лене уже 33, она получила диплом юриста, работает специалистом по пиару в иностранной компании. Совсем недавно они с мужем родили дочку. Сразу прислала мне СМС: «Дедуля, поздравляю!» Сыну Максиму 27, он окончил географический факультет МГУ, работает в туризме, головастый парень. Финансово я им помогал до совершеннолетия, ставил, так сказать, на крыло. Теперь они в моей поддержке не нуждаются.

Претензии к тому, что я мало присутствовал в их жизни, принимаются полностью. Как отец я далек от идеала, но все, что должен был сделать, сделал. Не я сказал, но мне нравится фраза: «Я никого и ни в чем не виню, просто так вышло».


Полностью я воспитал лишь одного ребенка — Виолу. Присутствовал при родах, гулял по бульварам с коляской, бегал на молочную кухню, проверял уроки и развивал ее таланты. Хотя, конечно, самое трудное в плане воспитания выпало моей жене. Это я приеду с гастролей и бросаюсь к дочери с объятиями: «Мой барсик, моя птичка, мое солнышко, Виолуся», а ей приходится проявлять строгость. Очень за это ей благодарен.

Осенью нашей дочери исполнится 18. Два года она проучилась в Швейцарии, окончила колледж, этим летом поступила в Американский университет в Париже. Хочет быть сценаристом и театральным режиссером. Но чтобы писать и режиссировать, требуется богатый внутренний мир и опыт. Так что пока, на мой взгляд, ей следует получить общее широкое образование.­ Европа­ в этом смысле хороша, потому что ребенку приходится проявлять самостоятельность — никто не будет по утрам будить и причесывать.


Очень смешно вышло, когда в первый день пребывания в колледже в Швейцарии Виола чуть не попала под отчисление. Вышло это так. На свой день рождения ее пригласил приятель, Тема Шульгин, сын . Йося Пригожин за­ехал за ней, забрал под расписку. И назад привез только в два ночи, к закрытым дверям кампуса… Никто не знал, что студенты должны быть в своих комнатах ровно в 21:00. Поднялась паника, пока Йося пытался решить проблему, директор уже позвонил мне и сказал, что в истории школы это первый подобный случай. Эффектное начало…

— Мне кажется, что секрет счастливой семейной жизни очень прост. Мужчина должен быть рыцарем. С женой Виолеттой и дочерью Виолой. Фото: Александр Кудряков

— Когда девочке было 10 лет, вы выпустили сборник ее рассказов. Вам правда так понравились сочинения ребенка или просто считаете, что его следует подбадривать и мотивировать на успех?

— Как-то Танич спросил пятилетнюю Виолу: «Как называется страна, в которой ты живешь?» — ожидая, что та ответит: «Россия». А она в этот момент рисовала весну — снег такой серый, деревья распускаются… Поднимает голову и говорит:

«Зимний рай» называется наша страна». Она с рождения мыслит нестандартно. Рассказы она начала сочинять в пять лет. Мне нравится такой, процитирую дословно. «Корса — это моя собака. Когда ее принесли, она была маленькая, она считала, что я ее ребенок. Когда на меня однажды напала собака, Корса на нее набросилась. Почему я это пишу? А потому, что сегодня ровно год, как наша Корса умерла. Но вы не расстраивайтесь, мои дорогие, у вас все будет хорошо». Пять лет я собирал все листочки и на ее 10-летие выпустил сборник тиражом 20 экземпляров. Виоле пришлось сочинить предисловие, которое меня убило.

«Когда я начала писать эту книгу, я была очень маленькая, поэтому в ней есть ошибки. На них не надо обращать внимания, потому что фантазии не имеют границ, а поэзия выходит из берегов».

Когда она подарила книги одноклассникам, один мальчик попросил автограф. Она ко мне подбежала: «Пап, как писать автограф?» — «Напиши «От Виолы…» В ее глазах я прочел: приятно что-то сделать самой.

Мне важно, чтобы дети выросли порядочными людьми, умеющими трудиться. Поэтому я и поощряю получение хорошего образования, хотя, положа руку на сердце, считаю, что женщина должна работать тогда, когда она без этого не может. А если может, то пусть лучше занимается своей красотой и созданием в доме уюта.

Сейчас думаю: я же счастливый человек! Всю жизнь занимаюсь любимым делом, пел вместе с Магомаевым, Миансаровой, Хилем и даже сэром Томом Джонсом. Недавно вместе со своей командой «Сюткин Бэнд» нашел другое поле деятельности: мы проводим праздники для хороших талантливых людей. И душа моя ликует, когда пою и вижу в зале танцующих Познера, Жванецкого, Галину Борисовну Волчек… Они мне говорят спасибо — и это высшее наслаждение. Вообще-то быть счастливым просто, надо лишь принять такое решение: «Я буду счастлив» — и все сразу получится.


Я живу с женщиной, которую люблю и с которой хочу прожить до последнего дня вместе, у меня хорошие дети… Но мне уже 56 лет, и я измеряю каждый свой год как одну пятьдесят шестую жизни… И время летит с бешеной скоростью — у-у-у. На мой полтинник один приятель сказал: «Мы с друзьями хотим тебе презентовать пентхауc, не бесплатно, но с большой скидкой». И тут я вспомнил, что мне уже 50, и понял, что не хочу оставшиеся годы тратить на раздачу долгов. И говорю ему: «В 49 лет взялся бы, а сейчас у меня уже нет времени».

Теперь я стал понимать, что все мечты и планы надо соизмерять с возрастом. Я не возьму даже в подарок яхту, самолет и прочее, что меня будет тянуть вниз.

Главный мой тост сегодня такой: «Жизнь коротка, поэтому прощайте быстро. Целуйтесь с любимыми медленно, любите искренне, дружите преданно, веселитесь неудержимо. А остальное жизнь сама посоветует».

Образование: окончил факультет культурологии МГГУ им. Шолохова

Семья: жена — Виолетта; дети — Виола, Максим, Елена; внучка — Василиса

Карьера: работал в группах «Телефон», «Зодчие», «Фен-о-мен». В 1990 году стал солистом группы «Браво». В 1995 году создал группу «Сюткин и Ко», в 2005-м — оркестр «Сюткин Бэнд». Автор шлягеров: «7000 над землей», «Вася», «Я то, что надо», «Дорога в облака», «Как жаль», «Вот и все» и др. Профессор кафедры вокала и худрук эстрадного отделения МГГУ им. Шолохова. Заслуженный артист России

Советская эпоха знает несколько примеров солистов и коллективов, ставших для своего времени народными. Валерий Миладович Сюткин стал одним из таких певцов, кто успешно сочетает сольную карьеру и выступление в составе группы. На протяжении долгих лет он и его команда не только заслужили признание поклонников, но и продолжают радовать их и по сей день.

Рождение звезды

Биография музыканта содержит много интересных фактов. Родившийся 22 марта 1958 года в Москве Валерий Сюткин, кажется, с детства знал, чем будет заниматься по жизни. Он мог пойти по стопам отца, преподавателя Военно-инженерной академии. Но со школьных лет понял, что его главное пристрастие - музыка, несмотря на то что никто из родственников к ней не имел никакого отношения.

Первые занятия в начале 70-х годов привели сразу к нескольким любительским коллективам, в которых Валерий Сюткин участвовал как барабанщик или гитарист. Рок-направление и его такие представители, как Smokie, The Beatles и Deep Purple, обозначили жанровую принадлежность, которой он будет придерживаться на всем протяжении своей творческой деятельности. До отправки в армию он подрабатывал помощником повара в одном из ресторанов, а неся службу на Дальнем Востоке, выступал в ансамбле “Полет”, где также в свое время отметился Алексей Глызин.

Первые серьезные выступления и несерьезная работа

Желание попробовать себя в качестве певца появилось случайно. Пришлось заменять заболевшего солиста, с чем Валерий Сюткин справился превосходно. Первым гастролирующим коллективом стала группа “Телефон”, имеющая в своем репертуаре цикл народных песен и несколько альбомов, включая один концертный, записанный во Владивостоке. В свободное время певец жил дополнительными заработками - сначала был грузчиком на Белорусском вокзале, а после - проводником.

Недолго просуществовав, “Телефон” распался, а ему на смену пришли “Зодчие”, в которых уже работал Юрий Лоза. В 1989 году последовало трио “Фэн-о-мэн”, записавшее единственный альбом “Икра зернистая”. Неудачи преследовали и эту группу, из которой Сюткин прямиком отправился в команду Михаила Боярского, а уже оттуда, по приглашению композитора Евгения Хавтана, попал в “Браво”, заменив Жанну Агузарову.

Пожалуй, это самый известный коллектив, в котором вплоть до 1995 года выступает Сюткин. Валерий на протяжении этого периода присматривается к созданию собственного неповторимого стиля, в котором он станет работать сольно. Одним из первых певец представил публике сленг “стиляг”, беря за образец американскую музыку 50-х годов. Дебютный альбом “Браво” получил название “Стиляги из Москвы”.

Другие увлечения

И снова Сюткин покидает группу. В 1995 году Валерий организовывает новый бэнд “Сюткин и Ко”, где становится его лидером. С коллективом он выступает и сейчас. Композиция “7000 над землей” из первого альбома удостаивается награды как лучший шлягер года.

“Сюткин и Ко” выпускает 8 альбомов, последний, “Целуйтесь медленно”, датируется 2012 годом. В 2008 году за заслуги в области искусства певец получает звание Заслуженного артиста России.

Валерий Сюткин, биография которого знает и другие ипостаси, не ограничивается одной музыкой. Так, он принимает предложение от МГГУ имени М. А. Шолохова и становится профессором кафедры вокала. Кроме того, певец участвовал в юмористической программе “Маски-шоу” и телеигре “Русская рулетка”, был ведущим музыкальных телевизионных проектов “Два рояля” и “С легким жанром!”, как актер выступал в “Старых песнях о главном-2” и “Дне выборов”, в котором предстал в образе солиста ансамбля “Оливер Твист”. В паре с фигуристкой участвовал в шоу “Звезды на льду”, а также был членом жюри конкурса “Музы мира”. В 2014 году он стал послом Зимней Олимпиады в Сочи.

За многолетнюю преданность музыке и неповторимый стиль Валерий Сюткин не остался без наград. В его копилке имеется “Золотой граммофон”, полученный в 2009 и 2012 годах.

Личное счастье

Сюткин был трижды женат. С супругой Виолеттой они вместе более 20 лет. Девушка работала костюмером в коллективе и поначалу отказывала настойчивому музыканту. По признанию певца, он всегда старался красиво ухаживать, чтобы оставить правильное впечатление о себе. От предыдущих браков у Сюткина есть дети Елена и Максим, от брака с Виолой - дочь, которую тоже зовут Виолетта.

Валерий Миладович Сюткин – певец и музыкант, которого нередко называют главным интеллигентом отечественного шоу-бизнеса. Он – бывший солист групп «Браво» и «Сюткин и Ко», а также ряда менее известных проектов: «Телефон», «Зодчие», «Фэн-о-Мэн». В данный момент выступает вместе с джаз-коллективом Light Jazz.

Детство и семья

Валерий Сюткин родился 22 марта 1958 года в центре Москвы, в доме 16/2 Подколокольного переулка.


Уже во взрослом возрасте Валерий, не на шутку увлекающийся историей и генеалогией, установил, что его фамилия имеет уральское происхождение. «В Перми жил такой крестьянин – Никифор Сюткин. Он нашел самый большой слиток золота в этом крае. А другой мой предок был правой рукой Петра Первого на Урале», – рассказывал музыкант.

Отец Валерия – Милад Александрович Сюткин – инженер родом из Перми, преподаватель Военно-инженерной академии им. Куйбышева, специалист по подземному военному строительству. О редком имени отца Валерий рассказывал следующее: «Семейная легенда гласит, что мой папа родился очень симпатичным, так что мама и наградила его таким именем».

Мать будущего музыканта – Бронислава Андреевна Бржезидская – была младшим научным сотрудником в закрытом военном научно-исследовательском институте, где преподавал Милад Сюткин. Предки Брониславы Андреевны – польские евреи, впоследствии обосновавшиеся в городе Балта Одесской области. Но родилась Бронислава уже в Москве.


Познакомились родители Сюткина на занятиях в танцевальном кружке. Когда Валерию исполнилось 13 лет, супруги развелись, что стало для мальчика настоящей трагедией. Следующие годы детства мальчик провел под бабушкиной опекой.

Интерес Валерия Сюткина к музыке проявился в 1969 году. Мальчик увидел по телевизору политическую программу «Семь дней», но ее содержание оставило его равнодушным. А вот от вступительной песни у него пробежали мурашки по коже. Тогда он еще не знал, что это были The Beatles, но твердо решил научиться играть на гитаре, чтобы самому сыграть эту композицию.

Интервью Валерия Сюткина: о первых шагах в музыке

Он быстро овладел основными аккордами, но ребята во дворе убедили его пересесть за ударные, посулив место барабанщика в дворовом коллективе. Собрав ударную установку из подручных материалов – банок из-под чая и шляпных коробок – он научился играть.


В восьмом классе он, нарушив все мыслимые трудовые нормы, заработал свои первые 270 рублей продавцом-консультантом и купил настоящую ударную установку. Набирался опыта он вместе со школьным ансамблем «Возбужденная реальность». Со временем в добавок к барабанам музыкант освоил бас-гитару.

«Телефон»

После окончания школы и недолгого периода работы помощником повара в ресторане «Украина» Сюткин ушел в армию. Служить Валерию выпало в части на Дальнем Востоке, где он попал в военный ансамбль «Полет». В разное время через этот коллектив в процессе службы в армии прошли многие известные впоследствии музыканты, например, Алексей Глызин .


Сначала Сюткин был музыкантом, но как-то раз солист ансамбля заболел, и заменить его предложили Валерию. Оказалось, у барабанщика был великолепный голос, и он стал основным солистом «Полета».

После дембеля Валерий устроился грузчиком при Белорусском вокзале, а чуть позже стал проводником на поезде международного сообщения, где проработал полтора года.

«Телефон» – «Твист-каскад»

Параллельно с основной работой Валерий не прекращал и музыкальную деятельность. На вопросы об образовании, без которого в тех- годы было невозможно пробраться на профессиональную сцену, певец отвечал, что заочно окончил Кировское музыкальное училище. В его дипломе значилась специальность «дирижер-хоровик».

В 1982 году Сюткин познакомился с участниками малоизвестной тогда группы «Телефон», которые пригласили его в коллектив. При его содействии «Телефон» стал профессиональным гастролирующим ансамблем. Совместно с музыкантами ВИА «Телефон» Валерий записал альбом «Ка-Ка», все песни в котором связаны единой сюжетной линией – народными персонажами Сулейманом Сулеймановичем Кадыровым и Львом Абрамовичем Каскадом.


В начале 1985 года ВИА «Телефон» выпустил второй альбом – «Твист-каскад». На обложке релиза впервые упоминалось имя Сюткина. Однако через некоторое время группа распалась.

«Зодчие» и «Фэн-О-Мэн»

После распада «Телефона» Сюткин сгновенно получил приглашение в рок-группу Юрия Давыдова «Зодчие». Позвал его туда неменогим ранее перешедший в ансамбль Юрий Лоза , бывший музыкант ВИА «Интервал». Песни Лозы и Сюткина принесли ранее никому не известной группе всесоюзную популярность – хиты Валерия «Автобус 86», «Спи, малыш», «Время любви» попали в ротацию на радио и ТВ, а газета «Московский комсомолец» включила «Зодчих» в пятерку самых популярных групп Советского Союза.


В 1987 году «Зодчие» испытывали кризис. После турне по УССР группу покинул Юрий Лоза, вследствие чего на «Рок-Панораме-87» группа выступила крайне неудачно. В 1988 году из коллектива ушел клавишник. Работа над новым альбомом «Мусор из избы» шла вяло – он вышел лишь в 1989 году и был встречен прохладно. На фоне всех неурядиц Валерий принял решение закончить сотрудничество с «Зодчими».

После этого группа практически прекратила существование, поставив точку шестым и последним альбомом «Наливай» (1991 год), записанным с вокалом Александра Мартынова.

Расставшись с «Зодчими», Сюткин основал собственный музыкальный проект – трио «Фэн-О-Мэн», просуществовавшее следующие два года и вошедшее в труппу Михаила Боярского .

Дискография «Фэн-О-Мэна» оказалась скудной – единственный альбом «Икра зернистая» вышел в 1989 году. Трио стало обладателем приза зрительских симпатий на международном музыкальном телеконкурсе «Ступень к «Парнасу».

«Браво» и Валерий Сюткин

В августе 1990 года Валерий Сюткин распустил «Фэн-О-Мэн» и перешел в рок-н-ролльный коллектив «Браво» на место Жанны Агузаровой по приглашению руководителя группы, гитариста и композитора Евгения Хавтана.


Первое время работы в коллективе ознаменовалось прениями по поводу прически Сюткина. В то время Валерий обладал необузданной шевелюрой, которая абсолютно не вязалась со «стиляжным» имиджем группы. Споры по поводу прически Сюткина не утихали довольно долго, и, в конце концов, фронтмен вынужден был уступить и привести свои волосы в соответствие со «стандартами рок-н-ролла».

Началась работа над записью альбома «Стиляги из Москвы», который вышел в том же году и получился довольно разношерстным. Надо сказать, что после ухода Агузаровой «Браво» ждало затишье. Неожиданно «выстрелила» песня «Вася», записанная совместно Сюткиным и Хавтаном. Одноименный клип обошелся группе в сущие копейки, но взорвал все музыкальные хит-парады тех лет.

Группа «Браво» – «Вася»

Часть вошедших в новую пластинку песен была записана еще с Жанной – это композиции «Мне грустно и легко», «Король Оранжевое Лето», «Добрый вечер, Москва!», «Скорый поезд», «Звёздный шейк». Для этих песен Сюткин перезаписал вокальные партии, которые были наложены на готовый материал.


Другие же песни были новыми и писались уже Сюткиным и Хавтаном – знаковая «Вася», а также «Держись, пижон» и «Девчонка шестнадцати лет». Кроме того, Валерий предложил коллективу и песню собственного сочинения – «Я – то, что надо», ставшую впоследствии одним из главных хитов коллектива.

«Браво» – «Я то, что надо»

25 августа 1990 года группа успешно дебютировала в новом составе на телепроекте «Утренняя почта».

С приходом Сюткина «Браво» обрело невиданную известность. Имидж группы, построенный полностью на атрибутике субкультуры стиляг, внезапно обеспечил коллективу всенародную популярность. Ключевым символом группы «Браво» того периода стали галстуки – вслед за выходом песни «Стильный оранжевый галстук», ставшей своеобразным гимном российских стиляг.


Пик популярности ансамбля пришелся на 1993-1994 годы. «Браво» с размахом отметило десятилетие грандиозными юбилейными концертами, собрав переполненные стадионы по всему бывшему СССР. При участии Сюткина коллектив выпустил еще два альбома: «Московский бит», «Дорога в облака», а также запись концерта «Live in Moscow». Все пластинки с участием Сюткина получили мультиплатиновый статус (в России для его достижения необходимо продать 150 тысяч копий альбома).

Валерий Сюткин после «Браво»

В 1995 году Валерий Сюткин ушел из «Браво». На решении сказалось и моральное, и физическое истощение музыканта – коллектив давал очень много концертов, поддерживая высокую планку народных любимцев.

Но главной причиной стало разное видение будущего группы. Хавтан осознал, что больше не соотносит себя с так полюбившимся публике лиричным героем-стилягой. Сюткин же хотел двигаться в том же направлении и дальше. Встретив неприятие такой позиции, он создал свою джаз-группу «Сюткин и Ко».

Валерий Сюткин – «7000 над землей»

В том же году шлягер «7000 над землей» из дебютного альбома нового коллектива «То, что надо» был признан лучшим хитом года. Сюткин радовал публику как сольными композициями, так и дуэтами с Андреем Макаревичем , Лаймой Вайкуле , Муслимом Магомаевым .

Муслим Магомаев и Валерий Сюткин – «Лучший город» (2002)

В 2005 году певец сменил музыкальное сопровождение. Отныне коллектив назывался «Сюткин рок-н-ролл бэнд».


В марте 2008 года Валерий Сюткин был признан заслуженным артистом России.

Другие проекты

Сюткин является довольно частым гостем на телевидении. В 2001 году на канале РТР появилась музыкальная телеигра «Два рояля», ведущим которой стал именно Валерий.

В 2006 году Валерий вместе с фигуристкой Ириной Лобачевой принял участие в телешоу «Звезды на льду», снялся в одной из частей популярного новогоднего телемюзикла «Старые песни о главном», а также выступил с камео в фильме «День выборов» авторства Квартета И.


Стоит отметить, что Сюткин принимал участие в культурной программе Олимпийских игр 1988, 2004, 2006, 2008, 2010 и 2012 года.

Личная жизнь Валерия Сюткина

Валерий Сюткин, кумир миллионов российских женщин, был женат трижды. Лишь в третьем браке певец обрел семейное счастье

Второй супругой Сюткина стала девушка его хорошего друга. Ее имя певец также предпочитает не афишировать. Увы, и эти отношения тоже не выдержали проверку временем. Причиной тому – любовь музыканта к противоположному полу. «Я многое позволял себе тогда, чего не хочу позволять сейчас», – рассказывал Сюткин. Даже сын Максим, появившийся на свет в 1987 году, не превратил Валерия в добропорядочного отца семейства. Жена знала о похождениях супруга, но закрывала глаза ради сына и финансового благополучия семьи.

В 1992 году Валерий увлекся 18-летней костюмершей «Браво» по имени Виолетта. И – неожиданно для себя – влюбился по уши. Со временем их отношения из дружеских переросли в интимно-романтические, несмотря на то, что девушка полным ходом готовилась к свадьбе с другим молодым человеком.


В 1994 году Валерий и Виолетта поженились. Два года спустя на свет появилась их обожаемая малышка Виола. «Я приеду с гастролей и бросаюсь к дочери с объятиями: „Мой барсик, моя птичка, мое солнышко, Виолуся“», – как-то раз поделился музыкант трогательными воспоминаниями.


Младшая дочь Сюткина окончила колледж в Швейцарии, а в 2014 поступила в Американский университет в Париже.

В том же 2014 имя певца часто упоминалось в прессе в связи со скандалом. Сюткин предъявил претензии к порталу Lurkmore, где была размещена его фотография в контексте шутки «Бей бабу по…[лицу]». Причем о том, как в Сети распространяется его фотография, Сюткину рассказала его мама. Почему интеллигентный и мирный Сюткин стал поводом для шуток такого характера – неизвестно. Возможно, виноват тут именно его диаметрально противоположный этому призыву характер.

Валерий Сюткин сейчас

С 2015 году Валерий Сюткин выступает вместе с коллективом Light Jazz. В рамках сотрудничества он выпустил альбомы «Москвич 2015» и «Олимпийка». Также музыкант сотрудничает с группой «Ромарио» – их совместные клипы «Москва-река» и «Без варежек» стали настоящими хитами 2016 года.

2017 год: Валерий Сюткин играет в метро

Весной 2017 года музыкант принял участие в социальном проекте «Музыка в метро». Пассажиры московского метрополитена были в шоке, когда увидели Сюткина, выступающего в вестибюле станции «Боровицкая». Он сыграл свой шлягер «42 минуты под землей».

День рождения 22 марта 1958

российский певец, Заслуженный артист России

БИОГРАФИЯ

Валерий Сюткин родился 22 марта 1958 года в Москве на пересечении Яузского и Покровского бульваров, на улице Обуха(ныне ул. Воронцово Поле), в семье преподавателя Военно-инженерной академии имени Куйбышева Милада Александровича Сюткина, родившегося в Перми , и москвички Брониславы Андреевны Бржезидской. Музыкой начал заниматься в начале 1970-х годов, участвуя сразу в нескольких любительских группах в качестве бас-гитариста или барабанщика. Играя в школьных ансамблях, исполнял песни «The Beatles», «Grand Funk Railroad», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Slade», «Smokie». До армии работал учеником повара в ресторане «Украина». Служил в армии на Дальнем Востоке. И в армии был в ансамбле «Полёт», в этом коллективе в разное время выступали многие известные музыканты, среди них Алексей Глызин .

Однажды заменил заболевшего вокалиста, после чего в этой роли и остался. В 1982 году начал работать с группой «Телефон», которая двумя годами позже стала профессиональным гастролирующим филармоническим коллективом. «Телефон» выпустил альбом «Ка-Ка», который представляет из себя цикл песен о народных персонажах Сулеймане Сулеймановиче Кадырове и Льве Абрамовиче Каскаде. Сначала пошёл работать грузчиком на Белорусский вокзал. Потом работал проводником международных сообщений полтора года, возил гитары.

В январе 1985 года «Телефон» выпустил альбом «Твист-каскад», где впервые на обложке альбома было указано имя Сюткина. Потом «Телефон» разогнали, а Сюткин перешёл в «Зодчие», где пел вместе с Юрием Лозой . После ухода из «Зодчих» создал трио «Фэн-о-мэн», с которым записал единственный альбом «Икра зернистая». Два года работал в группеМихаила Боярского , где играли музыканты группы «Фэн-о-мэн». Оттуда ушёл в «Браво», получив предложение от Хавтана .

В августе 1990 года певец переходит в группу «Браво», где он работал до мая 1995 года. Время сотрудничества с «Браво» стало для певца периодом выработки собственного оригинального стиля, в котором он работает и по сей день. В текстах своих песен он использует сленг субкультуры «стиляг», а в музыкальном плане он ориентирован на американскую популярную музыку 50-х годов. В «Браво» Сюткин записал альбомы «Стиляги из Москвы», «Московский бит», и «Дорога в облака».

В 1995 году он ушёл из «Браво» и создал группу «Сюткин и Ко», в которой работает до сих пор. В 1995 году песня «7000 над землёй» из альбома «То, что надо» была признана лучшим шлягером года.

С 2001 по 2002 год был ведущим музыкальной телеигры «Два рояля» на телеканале РТР.

Участвовал в проекте Первого канала «Звёзды на льду» в паре с фигуристкой Ириной Лобачёвой . Снялся во второй части телемюзикла «Старые песни о главном».

В марте 2008 года певцу было присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации» за заслуги в области искусства.

СЕМЬЯ