Виды и формы культуры. Культура: формы культуры

Человеческая цивилизация достигла высокой ступени развития. И одним из определяющих признаков этого является многообразие культуры.

Определение термина

И ее виды - это сложное и многогранное понятие, охватывающее все сферы деятельности человека. Пожалуй, нет больше слова, у которого существовало бы такое количество определений. А на самом деле, что мы имеем в виду под понятием «культура»? Формы культуры - что они собой представляют и сколько их существует?

Прежде всего это развитие человеческого общества в совокупности и понимание им прекрасного. Это все материальные и духовные достижения цивилизации. И с этой точки зрения все, что было и будет сделано человеком - это культура. Формы культуры именно поэтому так сложно четко разграничить и определить. Первые орудия труда - это достижение человечества, но и простое женское рукоделие в таком случае - тоже.

Кроме того, культура - это определенный уровень развития цивилизации. Поэтому данный термин используется в истории для обозначения исторических периодов: античная, средневековая, современная культура.

В понятии обычного человека это - искусство, театры и музеи, литература. Людей, вещи и даже общество в целом привыкли оценивать с точки зрения идеального состояния: высокая культура исполнения. Поэтому и определений слова «культура» так много.

Три подхода в определении термина

Антропологический - это признание ценности культуры каждой страны и народа. Это широкий подход, в рамках которого дано самое большое число определений рассматриваемого нами понятия.

Философский - его задача состоит не только в описании культурных явлений, но и в том, чтобы проникнуть в их суть, дать им объяснение.

Социологический - это изучение культуры как одного из главных факторов образования и развития общества.

История возникновения термина

Культура возникла задолго до того, как появился термин, ее обозначающий. Впервые это слово встречается в Древнем Риме, в письменных источниках I-II веков до нашей эры. Это был труд о земледелии. Принадлежал он Марку Порцию который в своем трактате писал не только о способах обработки земли, но и о том, как тщательно нужно выбирать участок для земледелия, чтобы он вызывал приятные эмоции и нравился своему хозяину, иначе не будет хорошей культуры. Здесь это слово звучало на латинском языке в значении «возделывать что-либо».

В дальнейшем этот термин у римлян получил еще несколько значений: воспитание, развитие, поклонение.

В Европе периода XVII-XVIII веков слово «культура» впервые было применено в трудах историка Пуфендорфа. Интересно, что человеком культурным он называл того, кто был воспитан, в противовес необразованным личностям.

Общеупотребительным этот термин сделал немецкий филолог Иоганн Кристоф Аделунг. Им было написано эссе, в котором он дал свое объяснение. Под культурой он понимал деятельность по самовоспитанию отдельного человека и народов.

Нужно отметить, что каждое столетие добавляло в определение слова свою лепту, и процесс этот, скорее всего, еще не закончен.

Две концепции культуры

Как было уже сказано выше, человеческая цивилизация достигла высокой ступени развития. На всем протяжении существования общества происходило непрерывное формирование культуры. Она существует в истории и не может рассматриваться вне исторических рамок. Есть две концепции культуры:

1. Это единый процесс развития, одинаково затрагивающий все страны.

2. Каждая населенная человеком область имеет свой неповторимый путь развития.

Первая концепция предполагает единый путь развития культуры у всех народов. Те же, кто не подпадает под определенные рамки, являются «дикими» и «отсталыми». Такой подход к пониманию культуры существовал до XX века.

Вторая концепция отметает понятие отсталости культуры некоторых народов и говорит об их неповторимости и своеобразном пути развития.

История культуры: периодизация и этапы становления

Традиционно выделяют шесть периодов ее формирования и развития:

1. Первобытная. Формы и разновидности культуры этого времени пребывали еще в зачаточном виде. Только начинают зарождаться правила и нормы, появляется мифология и искусство (наскальные рисунки, скульптуры).

2. Культура Древнего мира, которая включает культуру Античности и Древнего Востока.

3. Культура Средних веков.

4. Культура Ренессанса, или Возрождения. Она по временным рамкам относится к периоду Средневековья, но по своим масштабам и влиянию на следующие поколения выделяется в отдельный период.

5. Культура Нового времени.

6. Современная культура. Начинается в конце XIX века и существует по текущее время.

Науки и методы изучения

Формы и разновидности культуры настолько разнообразны, что их изучением занимается несколько наук. Основные из них - культурология, философия и а также культурные исследования.

Культурология - современная наука, изучающая закономерности развития культуры. Основные методы, применяемы при изучении: исторический и логический. Первый направлен на понимание того, как возникла та или иная культура, какие этапы она прошла в своем развитии и во что в результате превратилась. Второй, логический метод, позволяет сравнить, сопоставить ту или иную культуру с другими.

Основные формы культуры: общая характеристика

Вопрос типологии - один из самых сложных в культурологии. Он до сих пор является предметом споров ученых. Виды и формы культуры слишком разнообразны, чтобы можно было четко разграничить их друг от друга и выделить в определенные типы. Поэтому существует большое количество разных вариантов типологии культуры. Типология позволяет систематизировать рассматриваемые объекты по каким-либо их общим признакам.

Самым простым и понятным является разделение на три формы культуры: материальную, духовную и физическую.

Материальная культура - это все то, что сделано руками человека для удовлетворения своих потребностей. К ней относятся предметы производства и ремесел, различные сооружения, орудия труда. Вещественные объекты материальной культуры называют артефактами.

Этот вид имеет сложную структуру, состоящую из нескольких направлений:

1. Сельское хозяйство. Оно обеспечивает выживание человека.

2. Сооружения и здания.

3. Инструменты, которые обеспечивают физический и умственный труд человека.

4. Транспорт и связь (почта, радио, телефон, компьютерные сети).

5. Технологии.

В XX столетии - как продолжение материальной - стали выделять еще экономическую.

Духовная культура. Ее объектами являются мораль, идеология, религия, искусство, философия, литература, фольклор, воспитание. То есть все то, что является продуктом сферы сознания. Она связана не с вещественными объектами, а с интеллектом, чувствами и эмоциями.

Нужно отметить, что эти два вида не всегда возможно четко разграничить. Например, искусство дизайна или великие памятники архитектуры одинаково относятся как к материальной, так и к духовной культуре.

Формы духовной культуры весьма разнообразны и включают в себя религию, мифологию, искусство, философию.

Религия - это особый вид отношения человека к себе и к миру, вера в существование высших сил, поклонение им. Самые важные понятия в религии - это добро и зло, вера, нравственность.

Мифология - это народные сказания в виде эпосов, сказок и мифов. Они существовали на разных стадиях развития у любого общества и народа.

Искусство - способ познания действительности. Вообще, как и культуры, очень широко и многогранно.

Философия - один из способов познания мира, изучение законов его развития.

Духовная культура имеет свои особенности. Она наиболее чутко реагирует на социальные воздействия, и ее продукты ценны сами по себе, даже без воплощения их в материальную форму.

Физическая культура - это творческий тип деятельности, который выражается в телесной форме и призван удовлетворить первичные потребности человека. В ее состав входят: культура физического развития (все, что связано с укреплением здоровья, вплоть до профессионального спорта), рекреационная (восстановление и поддержание здоровья) и сексуальная.

Кроме того, по типологии культура также делится на традиционную, индустриальную и постиндустриальную.

Формы культуры

Учитывая сложность и многогранность рассматриваемого термина, также принято делить культуру на следующие формы:

1. Мировая культура - совокупность всех лучших достижений человечества за всю историю своего существования.

2. Национальная - синтез материальных и духовных ценностей, норм поведения и верований нации. Как правило, она создается не всем обществом, а его самой образованной частью - писателями, поэтами, учеными, художниками. Следует различать национальную и этническую культуры. Это различные виды, хотя на первый взгляд они очень похожи.

3. Этническая - всегда строго локализована в определенных географических рамках. Она однородна по своей структуре и охватывает обычно сферу бытовой культуры.

4. Доминантная - традиции, обычаи, ценности, которые разделяет лишь часть общества, но она является самой большой или имеет инструменты воздействия на остальную часть.

5. Субкультура - традиции, нормы, правила поведения какой-нибудь отдельной социальной группы. Видов её очень много: хиппи, панки, эмо, представители готики, мажоры, хакеры, байкеры и прочие. Иногда какой-нибудь вид становится противоположностью доминантной культуры.

6. Элитарная (высокая) - создается профессионалами самостоятельно, либо по заказу привилегированных слоев общества. Ее видами, в свою очередь, являются изобразительное искусство, литература, классическая музыка.

7. Массовая форма культуры - ее можно назвать противоположностью элитарной. Создается в больших масштабах для широкого круга населения. Основные ее задачи - развлечение и получение прибыли. Это одна из самых молодых форм культуры, которая обязана своим появлением бурному развитию в XX веке средств массовой коммуникации. Они делятся на следующие виды:

СМИ - телевидение, газеты, радио. Они распространяют информацию, имеют сильное влияние на общество и ориентированы на разные группы людей.

Средства коммуникации - к ним относится интернет, сотовая и телефонная связь.

В последнее время отдельными исследователями предлагается выделить еще один вид массовой культуры - компьютерную. Компьютеры и планшеты практически заменили многим пользователям книги, телевидение и газеты. С их помощью можно мгновенно получить любую информацию. По своему воздействию этот вид культуры догоняет средства массовой информации, а с дальнейшим распространением компьютеров в скором времени может и опередить их.

8. Экранная - один из видов массовой культуры. Получил свое название по способу демонстрации на экране. К ней относятся кинофильмы, компьютерные игры, телесериалы, игровые приставки.

9. Народная форма культуры (фольклор) - в отличие от элитарной, она создается анонимами-непрофессионалами. Ее также можно назвать любительской. Это народное творчество, которое рождается из трудовой и бытовой жизни. Передаваясь из поколения в поколение, народная культура постоянно обогащалась.

Особенности культуры разных стран и эпох

Каждая страна, этническая группа или нация обладают своей особой культурой. Иногда различия могут быть незаметными, но чаще всего они сразу бросаются в глаза. Европеец практически не увидит разницы между культурой таких народов, как инки и майя. Не особо отличается в его глазах искусство Древнего Китая и Японии. Но он легко отличит культуру какой-нибудь европейской страны от азиатской.

В качестве примера можно привести наследие Древнего Китая. Какие особенности оно имеет? Это строгая иерархичность общества, соблюдение ритуалов, отсутствие единой религии.

Функции

Нет нужды доказывать, что культура играет одну из важных ролей в жизни отдельного человека и общества в целом. Она выполняет следующие функции:

1. Познавательная. Культура, обобщая опыт предыдущих поколений, накапливает ценные сведения об окружающем мире, что помогает человеку в его познавательной деятельности. Отдельное общество будет интеллектуальным настолько, насколько глубоко оно изучает и применяет опыт и знания, содержащиеся в генофонде.

2. Нормативная (регулирующая): табу, нормы, правила, мораль призваны регулировать личную и общественную жизнь человека.

3. Образовательная (воспитательная) - именно культура делает человека личностью. Находясь в социуме, мы осваиваем знания, правила и нормы, язык, традиции - как своей социальной общности, так и общемировые. От того, насколько много человек усвоит из культурных знаний, будет зависеть, кем он, в конце концов, станет. Все это достигается длительным процессом воспитания и образования.

4. Адаптивная - помогает человеку приспособиться к окружающей среде.

Отечественная культура

Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие происходило под влиянием национальных культур. Уникальность России заключается в том необыкновенном многообразии традиций, верований, моральных норм, правил, обычаев, эстетических вкусов, которое связано со спецификой культурного наследия разных народов.

Русская культура является доминантной на территории Российской федерации. Что вполне понятно, ведь русские составляют этническое большинство среди других народов страны.

Во всех существующих типологиях нашу культуру всегда рассматривают отдельно. Отечественные и западные культурологи единодушно считают, что русская культура - явление особенное. Ее нельзя отнести ни к одному из известных типов. Она не относится ни к западной, ни к восточной, находясь где-то посередине. Такое пограничное, двойственное положение и привело к формированию внутренней противоречивости русской культуры и национального характера.

Да и формировалась она совсем иначе, нежели на Востоке или Западе. Огромное влияние на ее развитие оказали борьба с набегами кочевников, принятие христианства (в то время как на Западе большую власть приобрел католицизм), монгольское иго, объединение разоренных и ослабленных княжеств в единое русское государство.

При этом русская культура никогда не развивалась как целостное явление. Ей всегда был присущ дуализм. В ней постоянно присутствует два противоположных начала: языческое и христианское, азиатское и европейское. Такая же двойственность присуща и характеру русского человека. С одной стороны, это смирение и сострадание, с другой - жесткость.

Важной особенностью русской культуры было то, что возникла она на многоэтнической основе. Ядро будущего русского народа, восточные славяне, в процессе расселения столкнулись с тюркскими и финно-угорскими племенами, частично ассимилировав их и впитав элементы культуры этих народов.

Этапы развития русской культуры

1. Древний период.

Говоря о развитии культуры России, стоит отметить, что в самом начале большое влияние на нее оказала славянская культура. Славяне, до их разделения на три группы, проживали в Центральной и Восточной Европе. Селились они у рек и ручьев, в безопасном месте, например, в глухом бору. Основными занятиями было земледелие, рыболовство и различные ремесла. Славяне были язычниками и поклонялись богам, духам природы и предков. В найденных на месте раскопок предметах быта, украшениях и оружии прослеживается влияние скифских племен и античной культуры.

2. Культура Киевской Руси.

Начало этого периода связано с принятием христианства на Руси. Материальная культура, существовавшая до этого, мало изменилась. Но огромные изменения произошли в сфере духовности. Благодаря православию, получили толчок к развитию такие виды искусства, как живопись, архитектура, музыка, литература. Культура этого периода имела следующие особенности: сильное влияние религии, культ богатыря - защитника Руси, разобщенность и замкнутость русских княжеств, интеграция в европейское культурное пространство. В это время развиваются ремесла, фольклор, появляются первые былины, возникает единая письменность, открываются первые школы.

3. Культура XIII-XVII веков, которая делится на два периода: культура Московской Руси и Российской империи.

Во времена Московской Руси страна стала сильно отставать от западных государств вследствие монгольского ига. В то время, как в Европе появлялись первые мануфактуры, России пришлось заниматься восстановлением ремесел.

Начало Российской империи (петровская эпоха, или период «русского Просвещения») характеризуется переходом от древнего наследия к культуре Нового времени.

4. Советская культура.

XX век был временем больших потрясений для всего мира, но больше всего глобальные изменения коснулись Российской империи. Революция, смена государственного строя, образование СССР... Культура, формы культуры России были изменены самым сильным образом. Основные особенности этого периода: появление новой, социалистической культуры, многообразие ее форм. В эти годы творили такие замечательные личности, как Маяковский, Блок, Зощенко, Булгаков, Шолохов, Горький.

Что касается культуры современной России, то после тяжелого переходного периода в результате распада СССР она начинает свое постепенное возрождение. Во многом этому способствует государственная политика. Разрабатываются и внедряются в жизнь различные проекты. Например, федеральная программа «Культура России», которая действует с 2012 по 2018 год. Она помогает реализовать многие творческие некоммерческие проекты, предоставляя субсидии ее авторам.

Современная культура России - это множество национальных культур, которые находятся в постоянном взаимодействии. Постепенно она все дальше уходит от традиционной культуры, и ее образ все более ассоциируется с космическим веком и экологическими идеями человечества. Для современного человека становится характерным быть недовольным своим нынешним положением и образом жизни. Он ищет выход в движении «зеленых», становится поклонником натурального питания или активно начинает заниматься йогой. Все это ростки новой, альтернативной культуры, которая приходит на смену той, что существовала в переходный период развития России.

Понятие культуры изначально в Древнем Риме означало земледелие. Марк Порций Катон Старший еще во II веке до н.э. написал трактат о земледелии «De Agri Cultura». Как самостоятельный термин культура стал использоваться в XVII веке и означал «воспитанность» и «образованность». В повседневной жизни культура сохранила и это значение.

Культура - это совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности , включая самовыражение, самопознание, накопление навыков и умений. Проще говоря, культура - это все что создано человеком, то есть не является природой. Культура как вид деятельности всегда имеет результат. В зависимости от того, какой характер имеет этот результат (относится к материальным ценностям или к духовным), культуру различают на материальную и духовную.

Материальная культура.

Материальная культура - это все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества. Основные элементы:

  • предметы (или вещи ) - то, что в первую очередь подразумевается под материальной культурой (лопаты и мобильные телефоны, дороги и здания, продукты питания и одежда);
  • технологии - методы и средства использования предметов для того, чтобы с их помощью создать что-либо еще;
  • техническая культура - набор практических навыков, умений и способностей человека, а также опыт, накопленный на протяжении поколений (пример - рецепт борща, передающийся из поколения в поколение от матери к дочери).

Духовная культура.

Духовная культура - это вид деятельности, связанный с чувствами, эмоциями, а также с интеллектом. Основные элементы:

  • духовные ценности (основной элемент в духовной культуре, так как служит эталоном, идеалом, образцом для подражания);
  • духовная деятельность (искусство , наука , религия);
  • духовные потребности ;
  • духовное потребление (потребление духовных благ).

Виды культуры.

Виды культуры многочисленны и разнообразны. Например, по характеру отношения к религии культура бывает светская или религиозная, по распространению в мире - национальная или мировая, по географическому характеру - восточная, западная, русская, британская, средиземноморская, американская и т.д., по степени урбанизации - городская, сельская, деревенская, а также - традиционная, индустриальная, постмодернистская, специализированная, средневековая, античная, первобытная и т.д.

Все эти виды можно обобщить в трех основных формах культуры.

Формы культуры.

  1. Высокая культура (элитарная). Изящное искусство высокого уровня, создающее культурные каноны. Имеет некоммерческий характер и требует интеллектуальной расшифровки. Пример: классическая музыка и литература.
  2. Массовая культура (поп-культура). Культура, потребляемая массами, с низким уровнем сложности. Имеет коммерческий характер и направлена на развлечение широкой аудитории. Одни считают ее средством для управления массами, другие же считают, что сами массы ее и создали.
  3. Народная культура. Культура некоммерческого характера, авторы которой, как правило, не известны: фольклор, сказки, мифы, песни и т.д.

Следует учитывать, что компоненты всех этих трех форм постоянно проникают друг в друга, взаимодействуют и взаимодополняют. Ансамбль «Золотое кольцо» - пример одновременно и массовой и народной культуры.

С давних времен установилась достаточно тесная связь человека с растительным миром. Есть некоторые виды, которые люди высаживают сами, ухаживают за всходами, затем собирают урожай. Но в природе существуют виды, которые развиваются вне зависимости от деятельности человека. Культурные растения, названия которых будут приведены ниже, имеют особое значение для людей. Что же собой представляют виды, входящие в эту категорию? Об этом, а также о том, какие растения относятся к культурным, далее в статье.

Общая информация

Группы культурных растений, список которых будет приведен ниже, выращиваются человеком для получения кормов для сельскохозяйственных животных, пищевых продуктов, промышленного, лекарственного и прочего сырья и для других целей. В соответствии с восьмым изданием Международного номенклатурного кодекса, сегодня признается три категории, по которым осуществляется разделение рассматриваемых представителей флоры. К ним, в частности, относят вид, группу и грекс (для орхидных). Получены они все из диких сортов. При этом применялась селекция, гибридизация либо методы генной инженерии. При поиске диких сортов для выведения культурных растений и последующего их использования, сформировалось учение о центрах происхождения агрокультур. Так, Вавилов, обобщив имевшиеся знания, выделил 7 главных центров. При этом необходимо сказать, что группы культурных растений, в отличие от диких сортов, не имеют естественных зон распространения (ареалов).

Видоизменение диких сортов

В результате селекции дикорастущие культуры стали давать высокие урожаи в новом климате или на новых почвах - в условиях, необычных для них. В итоге, некоторые сорта так изменились, что сейчас сложно определить их предков. Для повышения урожайности агрокультур человек стал применять удобрения. Вместе с этим, проводилась борьба против вредителей при помощи инсектицидов и фунгицидов.

Культурные растения. Примеры. Классификация

Существуют следующе группы культурных растений:


Описание

Группы культурных растений определяются в соответствии с различными признаками. Достаточно широко используется классификация в соответствии с хозяйственным назначением того или иного сорта. Так, существуют группы лекарственных, медоносных, красильных, прядильных, кормовых, пищевых, технических и прочих культурных растений. В качестве разновидности данной классификации (менее удобной и, в связи с этим, редко используемой) может выступать разделение в соответствии с веществами, присутствующими в них. В этом случае различают, например, алкалоидосодержащие, белкосодержащие, жирномаслиничные и прочие. Также нередко используют и смешанную классификацию: вместе с пищевыми, лекарственными, кормовыми, выделяют также масличные, волокнистые, пряно-ароматические группы культурных растений. Однако наиболее логичной и вполне доработанной системой считается классификация в соответствии с отраслевым принципом.

Разделение в соответствии с отраслями земледелия

Специалисты выделяют группы культурных растений по типу сельскохозяйственной деятельности: плодоводству, овощеводству и полеводству. Соответственно, существуют плодовые, овощные и полевые сорта. Вторые, в свою очередь, разделяют на корнеплодные (редис, морковь, свекла), листовые (салат, шпинат, капуста), плодовые (огурец, томат), стеблевые (спаржа, кольраби), луковичные (чеснок, лук). В качестве особой подгруппы во многих случаях рассматриваются вкусовые (пряно-ароматические) культурные растения (петрушка, укроп). Клубнеплоды представляют собой сорта со съедобными клубнями. Среди основных продуктов питания следует назвать картофель (в Европе), маниоку и ямс (в Африке).

Полевые сорта

Эта группа растений включает в себя (хлебные злаки - рожь, пшеницу, зернобобовые - чечевицу, сою, горох, крупяные сорта - просо, гречиху, корнеплоды (турнепс, свеклу), клубнеплоды (картофель), прядильные (коноплю, лен, хлопчатник), масличные (горчицу, арахис, подсолнечник), (люцерну, клевер). В некоторых случаях к полевым относят и бахчевые арбузы, дыни. Но, как правило, удобнее рассматривать их в качестве отдельных культур либо в составе овощных культурных групп. По мнению специалистов, целесообразно также отдельно выделять лекарственные сорта (валериану, наперстянку и прочие), эфиромасличные (лаванду, кориандр), а также специфичные виды (махорку, табак).

Плодовые сорта

К этой группе относятся агрокультуры, которые дают сочные плоды. Их, в свою очередь, разделяют на косточковые (абрикос, слива, вишня), семечковые (айва, груша, (смородина, земляника, малина, клубника). В эту же группу в ряде случаев включают цитрусовые (апельсин, лимон), орехоплодные (фундук, миндаль, грецкий орех). В плодово-ягодных иногда выделяется подгруппа субтропических сортов. К ним, в частности, относят мушмулу, гранат, инжир. Близкими к плодово-ягодным считаются такие культуры, как шиповник, облепиха и прочие витаминоносные.

Злаки

Во всей группе полевых культур злаковые растения считаются наиболее важными. Среди самых популярных видов следует отметить рис, пшеницу, рожь, овес, кукурузу, просо. Эти культуры по разным данным занимают порядка трех четвертей всей пахотной земли планеты. Пшеницу выращивают практически везде: это основной хлеб для человека, который он потребляет каждый день. Часть урожая, кроме того, используется для откорма скота. Не менее важной культурой считается рис. В азиатских государствах он считается главным продуктом питания. При автоматическом сборе, обмолоте, например, пшеницы в комбайне, получают чистое зерно. Совершенствуя агрегаты, человек приспосабливает их для сбора и других культур, например, сои, кукурузы и прочих.

Виноград едят в свежем виде, а также делают из него сок, вино, изюм

Под понятие «культурные растения» попадают все дикие и сельскохозяйственные растения, которые выращивает человек для получения пищи, промышленного сырья, корма для скота и декоративных целей. Исходя из конечного назначения, все культурные растения классифицируются на 14 групп .

  • зерновые и хлебные злаки (пшеница, рис, кукуруза)
  • зерновые и крупяные культуры (ячмень, овес, рожь, просо, сорго)
  • зерновые и бобовые культуры (фасоль, соя, горох, чечевица, бобы, люпин, нут)
  • крахмалоносные растения (картофель, батат, маниок)
  • сахароносные растения (сахарный тростник, сахарная свекла)
  • масличные растения (маслина, подсолнечник, хлопок, лен, горчица, рапс)
  • волокнистые растения (хлопок, лен, конопля)
  • овощные растения (капуста, лук, чеснок, морковь, свекла, перец, огурец, томат)
  • бахчевые культуры (арбуз, дыня, тыква)
  • плодовые растения (яблоня, виноград, груша, вишня, слива, смородина, малина)
  • плодовые растения субтропиков (апельсин, мандарин, лимон, хурма, инжир)
  • плодовые растения тропиков (банан, ананас, манго, кокосовая пальма, киви)
  • стимулирующие растения (чайный куст, кофе, какао, кола, табак)
  • наркотические растения (мак, конопля, кока)

Помимо этого отдельные группы культурных растений составляют декоративные, домашние и пряные растения. Как таковой пользы от двух первых нет, но они выполняют эстетическую функцию. Пряные растения, обычно, улучшают аппетит.

Исследованием происхождения культурных растений наука занимается примерно два века. В конце XIX века швейцарский ботаник Альфонс Декандоль, сын одного из крупнейших ботаников Огюстена Декандоля, сформулировал идею центров происхождения культурных растений. Он предположил, что культурные растения начали выводиться человеком, жившим в предгорьях, а уж потом по мере освоения паводковых равнинных земель распространились по Земле. В пользу такого предположения говорит то, что условия для создания небольших участков для посева и полива из речушек и ручьев более легкие, чем условия на паводковых равнинных землях. Таким образом, получается, что известные нам древнейшие центры земледельческой культуры в междуречье Тигра и Евфрата и дельте Нила унаследовали и развили более ранние достижения человека и в этом смысле не могут считаться пионерскими.

Через полвека Николай Вавилов осуществил более 50 экспедиций по всему земному шару и доказал существование первичных и вторичных центров происхождения культурных растений. Была собрана их уникальная коллекция, спасенная героическими усилиями сотрудников института растениеводства во время блокады Ленинграда.

Кофе - главный продукт экспорта тропических стран

На всей Земле насчитывается 12 региональных центров происхождения культурных растений, однако все время появляются новые данные, и картину нельзя считать окончательной. Примерно равную обоснованность имеют три концепции происхождения культурных растений. По одной все культурные растения произошли из одного центра. По другой существовало несколько независимых очагов происхождения земледельческих культур. По третьей, диффузной, никаких центров не было вовсе. Некоторые специалисты полагают, что история народов и ландшафтов до того разнообразна, что все три концепции могут быть отчасти верными.

Возраст земледелия оказывается достаточно солидным. Первый интерес людей к пшенице и ячменю появился не менее 20 000 лет назад - таким сроком датируются остатки диких пшеницы и ячменя, найденные археологами на стоянках человека на территории современного Израиля. Самым древним находкам культурных пшеницы и ячменя из Иордании 11 000 лет. По оценкам ученых, процесс одомашнивания этих зерновых культур продолжался не менее тысячи лет. Он был вполне осознанным. Несмотря на различие природных условий и сельскохозяйственных традиций, разными народами созданы посевные растения с совершенно определенными, важными для хозяйствования признаками: неломким колосом, голозерностью, высокой продуктивностью и коротким периодом цветения и созревания. Генетические исследования показывают, что такая скорость выведения полезных сортов оказалась возможной, потому что для существенного изменения свойств растения нередко достаточно одной мутации.

Все социальное наследство можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур.
Размещено на реф.рф
Нематериальная культура всœегда первичная.

В игре в хоккей, к примеру, щитки, шайба, клюшки и форма хоккеистов являются элементами материальной культуры. Нематериальная культура в данном случае содержит в себе правила и элементы стратегии игры, мастерство игроков, а также традиционно принятое поведение игроков, судей и зрителœей. Сравнивая оба этих вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не должна быть создана без нее. В случае если игра в хоккей будет забыта͵ то для наших потомков клюшка будет просто деревянным посошком. Разрушение, причинœенные второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, мосты и города были быстро восстановленные, потому что люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления.

Материальная культура отображает ценности общества, его технологию. Чем технология сложнее, тем в большей мере люди способны превращать мир, удовлетворяя собственные нужды.

Материальные образования человеческих рук социологи именуют культурными артефактами (от лат. artefactum - искусственно созданное). Это такие сделанные человеком предметы, как орудие работы, одежда, хозяйственная начинка или жилье. Для того, что бы рукотворный объект считался артефактом, он должен нести в себе определœенное символическое содержание. Таким, к примеру, имеют археологические раскопки, музейные экспонаты, предметы живописи и архитектуры. Οʜᴎ являются культурным свидетельством беглых эпох, и позволяют новым поколениям людей лучше понять культуру и образ жизни предыдущих поколений.

Многочисленные способы жизни в мире и внутри отдельного общества называются культурным многообразием . Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всœеми членами общества. Эта совокупность принята называть доминирующей культурой. Доминирующая культура - ϶ᴛᴏ комбинация базовых элементов культуры, которые принимаются и разделяются всœеми членами общества.

В то же время в обществе существуютсубкультуры - определœенные культурные комплексы, которые отличают какую-нибудь социальную группу (к примеру, социальную страту), то или другое сообщество (национальное, религиозное, профессиональное, молодежное).

Иммигрантские группы, к примеру, развивают смешанную культуру, которая состоит из культурных комплексов страны, где они живут в это время, и культурных комплексов, принятых на их бывшем местожительстве.

Каждая из групп людей, которые стоят на разных экономических ступенях в процессе распределœения общественного продукта͵ обычно развивает образа поведения, которые отличают данную группу от всœего другого общества, а также свою культуру.

К примеру, молодежь имеет свой специфический стиль поведения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выражается в одежде, определœенном стиле общения, который взрослые не всœегда могут понять, - таким образом, создается молодежная культура.

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Οʜᴎ представляют контркультуру общества. Контркультура – это совокупность символов, ценностей и норм поведения, которые противостоят доминирующей культуре культурные конфликты, что и порождают.

Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры в движении хиппи, популярному в 70-е годы на Западе. Хиппи проповедовали культуру, в которой работа представляется нежелательным, а воздержание - ненужной и ограничивающей волю праведностью, патриотизм - ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ - низостью.

Итак, в случае если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от базовых образцов культуры общества.

Некоторые социологи выделяют такие виды культуры в современном обществе, как элитарная, народная и массовая. Главный критерий такого делœения – принадлежность к тому или другому социальному классу. Обычно под ʼʼкультуройʼʼ подразумевают такие виды искусства, как классическая литература, музыка, танец и живопись.

Мы называем тех, кто регулярно бывает в опере или драматическом театре, культурными, считая, что они способны оценить ʼʼтонкие жизненные материиʼʼ. О других же людях судим не настолько благодушно, считая повсœедневную культуру принадлежащей к низшему сорту.

Элитарная культура нацелена на определœенную подготовленную аудиторию. Ее элементы создаются профессионалами. Элитарная культура содержит в себе изобразительное искусство, так называемую серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Круг ее потребителœей – высокообразованная часть общества.

Народная культура. Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимое от повсœедневного и практического жизни. Она включает мифы, легенды, сказание, эпос, сказки, песни, танце и т.д. Фольклор – еще одно название народного творчества.

Массовая культура (феномен общества XX столетие) создается профессионалами, однако общедоступная и ориентированная широкой аудитории. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Это кино, печать, поп-музыка и мода. Распространяется в основном с помощью электронных носителœей.

Виды культуры - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды культуры" 2017, 2018.