Что украшало дом известного композитора эдварда грига. Биография грига

Эдвард Григ (1843-1907) - первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием общеевропейской культуры. Благодаря Григу музыкальная школа Норвегии встала вровень с другими национальными школами Европы, хотя ее развитие протекало в очень сложных условиях.

В течение долгого времени (до 1905 года) Норвегия не могла добиться государственной самостоятельности. Политическая зависимость от Дании (XIV-XVIII века) и Швеции (XIX век) тормозила развитие экономики и культуры страны (вплоть до середины XIX века она не только не имела профессионального искусства, но и единого государственного языка).

Жизненный и творческий путь Грига совпал с периодом необычайно яркого расцвета норвежской культуры, связанного с пробуждением национального самосознания. В 60-70е годы XIX века передовые норвежские художники обратились к изучению национального эпоса, народных сказок, музыкального фольклора. В Бергене, на родине Грига, открылся Национальный норвежский театр, работу которого возглавил Генрик Ибсен (виднейший норвежский драматург, автор драмы «Пер Гюнт»). Выдающийся скрипач-импровизатор Уле Булль стал пропагандировать норвежскую народную музыку, исполняя собственные концертные фантазии на фольклорные темы. Автор национального норвежского гимна Нурдрок вместе с Григом создал в Копенгагене музыкальное общество «Евтерпа», целью которого было распространение и пропаганда творчества молодых скандинавских композиторов. В качестве автора многочисленных романсов выдвинулся Хьерульф . И все же именно Григу удалось вывести музыкальную школу Норвегии на мировой уровень. Смысловым центром всего григовского творчества стал образ Норвегии. Его воплощение связано то с героикой норвежского эпоса, то с образами национальной истории и литературы, то с фантастикой скандинавских сказок или картинами суровой северной природы. Самым глубоким и художественно совершенным обобщением эпического образа родины стали 2 оркестровые сюиты «Пер Гюнт», в которых Григ дал свою трактовку ибсеновского сюжета. Оставив за рамками характеристику Пера - искателя приключений, индивидуалиста и бунтаря, - Григ создал лирико-эпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы («Утро»), нарисовал причудливые сказочные образы («В пещере горного короля»). Значение вечных символов обрели лирические образы матери Пера, старой Озе, и его невесты Сольвейг.

Ярко оригинальный стиль Грига сложился под воздействием норвежского фольклора, который имеет очень давнюю историю. Его традиции сформировались в лирико-эпических песнях скальдов, в пастушеских горных мелодиях (локках ), в норвежских танцах и маршах.

Григовские мелодии вобрали наиболее характерные особенности норвежских народных песен, такие, например, как сочетание пентатонных ходов с тритоновыми, или мелодический оборот T - вводный тон - D. Эта интонация, ставшая своеобразным музыкальным символом Норвегии, встречается в музыке Грига очень часто (например, во многих темах , в «Ноктюрне» из «Лирических пьес»). Нередко она «перемещается» на другие ступени лада, как, например, в песне Сольвейг , где этот мелодический ход идет от D (через повышенную IV ступень), а затем от S.

Под воздействием фольклора сложились также характерные особенности гармонии Грига:

  • обилие органных пунктов;
  • частое использование лидийского и дорийского ладов;
  • повышение IV ступени лада и в мажоре, и в миноре - излюбленная григовская альтерация;
  • гибкая ладовая переменность, как своеобразная игра «света и тени» (минорная d в мажоре, мажорная S в миноре и пр.) т. медленной части фп. концерта

В целом, гармонический язык произведений Грига отличается особой красочностью, широким применением аккордов многотерцового строения, что опять же коренится в норвежском фольклоре (многие норвежские мелодии содержат несколько терцовых ходов в одном направлении).

Наиболее непосредственно с норвежским фольклором связаны многочисленные танцы Грига. Они опираются на своеобразную ритмику норвежских халлингов, спрингдансов, гангаров. Гангар - это норвежский крестьянский марш. Халлинг - сольный мужской танец с очень сложными, почти акробатическими движениями. Спрингданс (или спрингар) - задорный «танец вприпрыжку». Григ часто подчеркивает типичные ритмические детали всех этих танцев - сочетание триольного и пунктирного рисунка, неожиданные акценты на слабых долях, всевозможные синкопы.

В творческом наследии Грига представлены почти все музыкальные жанры - фортепианные, вокальные, симфонические (увертюра «Осенью», сюита «Из времен Хольберга» для струнного оркестра) и вокально-симфонические (театральная музыка), камерно-инструментальные (струнный квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепиано, 1 соната для виолончели и фортепиано). И всё же наиболее ярко он проявил себя в области миниатюры - фортепианной и вокальной. Современники называли его гениальным миниатюристом, мастером малых форм.

Где запечатлены его личные жизненные наблюдения, впечатления от окружающего мира, природы, мысли и чувства, думы о Родине. Композитор написал около 150 фортепианных миниатюр. 66 из них включены в цикл из 10 тетрадей «Лирические пьесы», который занял основное место в его фортепианном творчестве (кроме него - «Поэтические картинки», «Юморески», «Из народной жизни», «Альбомные листки», «Вальсы-каприсы»). Григ посвятил фортепиано также 3 крупных произведения: сонату e-moll, балладу в форме вариаций и фортепианный концерт, один из лучших в концертной литературе.

Наряду с фортепианной музыкой, (около 150 песен и романсов, в т.ч. вокальные циклы «Мелодии сердца» на слова Г.Х Андерсена, «По скалам и фьордам», «Норвегия», «Дитя гор»). Показательно, что основу григовских вокальных сочинений составила норвежская поэзия (стихи Бьёрнсона, Паульсена, Ибсена).

Григ проявил себя не только как композитор. Он был также прекрасным исполнителем (выступал как дирижер и пианист, чаще всего в содружестве с певицей Ниной Хагеруп, которая была его женой); музыкальным критиком; общественным деятелем (возглавлял в Христиании филармоническое общество, провел в Бергене первый фестиваль норвежской музыки и пр.)

До последних лет жизни продолжалась просветительская деятельность Грига (руководство концертами бергенского музыкального общества «Гармония», организация в 1898 г. первого фестиваля норвежской музыки). Сосредоточенный композиторский труд сменялся гастрольными поездками (Германия, Австрия, Англия, Франция); они способствовали распространению норвежской музыки в Европе, приносили новые связи, знакомства с крупнейшими современными композиторами - И. Брамсом, К. Сен-Сансом, М. Регером, Ф. Бузони.

В основном это музыка к драматическим спектаклям. Опера «Улаф Трюгвасон» осталась незавершенной.

Введение

1 Творчество Эдварда Грига

2 Особенности музыки Грига

Заключение

Итак, целью этой работы является рассмотрение творчества Эдварда Грига и определение его как основоположника норвежской классики. Для этого необходимо решить следующие вопросы:

1. Творчество Эдварда Грига

2. Особенности музыки Грига

3. Эдвард Григ как основоположника норвежской классики.

1 Творчество Эдварда Грига

Эдвард Хагеруп Григ родился в июне 1843 года. Его предки были шотландцы (по фамилии Грейг - известные русские адмиралы С.К. и А.С. Грейги - так же принадлежали к этому роду). Семья была музыкальной. Мать - хорошая пианистка - сама научила детей музыке.

Берген, где родился Григ, славился своими национальными традициями, особенно в области театра; здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрснон; здесь же родился Уле Булль, именно он первым обратил внимание на одарённого мальчика(Григ сочиняет уже в 12 лет),и советует родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию.

Григ без удовольствия вспоминал потом годы консерваторского обучения - консерватизм своих учителей, их оторванность от жизни. Однако пребывание там дало ему немало: уровень музыкальной жизни был достаточно высок, и за пределами консерватории Григ приобщался к музыке современных композиторов, особенно полюбились ему Шуман и Шопен.

Творческие изыскания Григ горячо поддержал Уле Булль - во время совместных странствий по Норвегии он посвящал своего юного друга в тайны народного искусства. И вскоре уже отчётливо проявились индивидуальные черты стиля Грига. Недаром говорят - хотите приобщиться к фольклору Норвегии - слушайте Грига.

Всё более и более он совершенствовал свой талант в Христиании (теперь Осло). Здесь он пишет огромное количество своих наиболее известных произведений. Именно здесь появляется на свет его знаменитая вторая скрипичная соната - одно из самых его любимых произведений. Но работа Грига и его жизнь в Христиании были полны борьбой за признание в музыке народного колорита Норвежского искусства, он имел немало врагов, противников таких новшеств в музыке. Поэтому особенно запомнилась ему та дружеская мощь, которую оказал ему Лист. К тому времени, приняв сан аббата, Лист жил в Риме и лично не был знаком с Григом. Но, услышав первую скрипичную сонату, пришел в восторг от свежести и необычайной колоритности музыки, и послал восторженное письмо автору. Он сказал ему: "Продолжайте в том же духе…. - и не давайте себя запугать!..." Письмо это сыграло большую роль в биографии Грига: моральная поддержка Листа укрепила национальное начало в музыкальном творчестве Эдварда.

И вскоре Григ покидает Христианию и обосновывается в родном Бергене. Начинается следующий, последний, длительный период его жизни, отмеченный большими творческими удачами, общественным признанием на родине и за рубежом.

Открывает этот период его жизни создание музыки к пьесе Ибсена "Пер Гюнт". Именно эта музыка сделала имя Грига европейски известным. Всю жизнь Григ мечтал создать национальную оперу, в которой бы использовались образы народных исторических преданий и героика саг. В этом ему помогло общение с Бьёрстоном, с его творчеством (кстати, на его тексты было написано немало произведений Грига).

Музыка Грига приобретает большую популярность, проникая на концертную эстраду и в домашний быт. Чувство глубокой симпатии вызывает облик Эдварда Грига, как человека и художника. Отзывчивый и мягкий в обращении с людьми, в своей деятельности он отличался честностью и принципиальностью. Интересы родного народа были для него превыше всего. Именно поэтому Григ выступил в качестве одного из крупнейших реалистических художников своего времени. В признание его художественных заслуг Григ избирается членом ряда академий в Швеции, Голландии и других странах.

Со временем Григ всё более сторониться шумной столичной жизни. В связи с гастрольными турне ему приходиться посещать Берлин, Вену, Париж, Лондон, Прагу, Варшаву, тогда как в Норвегии он живёт уединённо, преимущественно за городом, сначала в Люфтхусе, затем вблизи Бергена в своём имении, названном Трольдхауген, то есть "Холм троллей",и основное время посвящает творчеству.

И всё же он не бросает музыкально - общественной работы. Летом 1898 года он организовывает в Бергене первый норвежский музыкальный фестиваль , куда съезжаются все крупные музыкальные деятели того времени. Выдающийся успех бергенского фестиваля, привлекли к родине Грига всеобщее внимание. Норвегия могла теперь считать себя равноправной участницей музыкальной жизни Европы!

15 июня 1903 года Григ праздновал своё шестидесятилетие. Со всех сторон света он получил около пятисот поздравительных телеграмм (!) Композитор мог гордиться: значит, жизнь его не прошла даром, значит, он своим творчеством приносил людям радость.

2 Особенности музыки Грига

В музыке Грига звучит чарующая красота норвежской природы, то величественной, то скромной. Простота музыкального выражения и в то же время его оригинальность, национальный колорит, самобытность образов подкупают слушателя. “Неудивительно,- писал П. И. Чайковский, что Грига все любят, что он везде популярен!..” Подобно Глинке в России, Григ явился основоположником норвежской музыкальной классики.

Творческий путь Грига совпал с периодом расцвета культуры Норвегии, с ростом ее национального самосознания, с процессом становления национальной композиторской школы. В истории музыкальных культур севера Европы он начался несколько позднее. Григ своим творчеством оказал влияние не только на композиторов скандинавских стран, но и на европейскую музыку в целом.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в городе Бергене, издавна славившемся своими национально-художественными традициями. Здесь создавали свои прекрасные творения крупнейшие норвежские драматурги: Г. Ибсен и Б. Бьернсон, здесь жил знаменитый скрипач Уле Булль, прозванный “Паганини Севера”, который первым увидел у Грига незаурядные музыкальные способности и позднее, во время совместных странствий по Норвегии, познакомил юношу с богатствами народного искусства.

Мать Грига, хорошая пианистка, с детства обучала своих детей музыке. И Эдвард, и его старший брат Джон окончили Лейпцигскую консерваторию. Совершенствуя затем свое композиторское мастерство в музыкальном центре Скандинавии - Копенгагене, Эдвард Григ подружился с молодым композитором-патриотом Рихардом Нурдроком, автором музыки национального гимна Норвегии. Эта дружба окончательно определила идейно-художественные устремления Эдварда, решившего отдать все свои силы разработке норвежской музыки.

По возвращении на родину Григ живет в столице Норвегии - Кристиании (ныне Осло). Он возглавляет филармоническое общество, выступает в качестве пианиста и интенсивно сочиняет. Здесь появились знаменитый фортепианный концерт оп. 16, вторая скрипичная соната оп. 13, вокальные и фортепианные миниатюры.

Как и многие композиторы-романтики, Григ обращался к фортепиано на протяжении всей своей жизни, запечатлевая в фортепианных миниатюрах, подобно дневнику, личные жизненные впечатления. Григ причислял себя к школе Шумана и, подобно Шуману, предстает в фортепианной музыке рассказчиком-новеллистом. Им создано около 150 фортепианных пьес, из них 70 собрано в десяти “Лирических тетрадях”.

Две главные образные сферы господствуют в музыке Грига. Первая продолжает традиции “домашней музыки”. Это - в основном лирические высказывания. Другая сфера образов связана с народной песенностью и танцевальностью, с жанровой характерностью танцевальных импровизаций народных скрипачей. Григ отразил в своей музыке задор стремительного парного прыжкового танца “спрингар”, молодой дух мужского сольного танца “халлинг” (танец “молодечества”), характер торжественного танца-шествия “гангар”, без которого не обходятся деревенские свадьбы.

На основе характерных для этих и других народных танцев ритмо-интонаций Григ создал музыкальные сценки из народной жизни (пьеса “Свадебный день в Троль-хаугене”, оп. 19). Причудливые образы норвежской народной фантастики; гномы, тролли и пр. нашли оригинальное претворение в известных фортепианных пьесах (“Шествие гномов”, “В пещере горного короля”, “Кобольд” и др.). Романтическая национальная образность и особенности норвежской народной мелодики определили своеобразие музыкальной стилистики Грига.

В 1874 году Ибсен, один из талантливейших писателей Норвегии, предлагает Григу написать музыку к постановке своей драмы “Пер Гюнт”. Григ увлекся работой и создал прекрасную музыку, ставшую самостоятельным художественным произведением (подобно “Арлезианке” Бизе или “Сну в летнюю ночь” Мендельсона). Постановка драмы прошла с огромным успехом.

Насыщенное социально-философскими обобщениями произведение Ибсена способствовало созданию глубоко содержательной музыки и музыкальному раскрытию возвышенного лиризма главного в произведении Грига образа преданно-любящей Сольвейг, которая не устает долгие годы ждать своего Пера Гюнта, фантазера и мечтателя, не нашедшего себя в жизни. После скитаний по чужим странам, попусту растративший свой душевные силы, он уже стариком возвращается к Сольвейг.

Ибсен посвятил образу Сольвейг самые поэтичные страницы своей драмы, предусмотрев в создании этого образа и роль музыки. Григ с огромным художественным чутьем передал существо образа Сольвейг душевную чистоту и силу духа. Ее песня соткана из характернейших лирических интонаций народной норвежской песенности. Чудесный наигрыш фортепианного вступления близок задумчивым наигрышам рожка и создает образ одинокой лесной хижины в горах, где терпеливо ждет Пера Сольвейг.

Плавная мелодия песни Сольвейг скромна и вместе с тем величава. Легкий, нежный танцевальный припев передает сохранившийся в душе героини свет юности.

Григ, индивидуальность музыкального стиля которого вообще определяется связью с норвежской народной музыкой, приблизил своей музыкой пьесу Ибсена к народно-поэтическому стилю. Слова композитора о том, что “Пер Гюнт” Ибсена “столь же национален, сколь гениален и глубок”, могут быть отнесены и к его музыке.

Национальное начало ярко проявилось и в его прекрасных сочинениях вокальной лирики. Григ опубликовал сто двадцать пять песен и романсов. У влечение Грига вокальной лирикой связано с расцветом скандинавской поэзии, с творчеством Ибсена, Бьернсона, Андерсена. Он обращается главным образом к поэтам Дании и Норвегии. В вокальной музыке Грига великолепно представлены поэтические картины природы, образы “лесной романтики”. Тематика его песен богата, но при всем тематическом многообразии музыка Грига сохраняет единый настрой: сердечность и непосредственность эмоционального выражения - важное свойство его вокальных сочинений.

В последние годы жизни композитора его музыка приобрела мировую известность. Произведения Грига печатаются крупными издательствами, исполняются на эстраде и в домашнем быту. Григ в признание его художественных заслуг избирается членом Шведской, Французской, Лейденской (в Голландии) академий, доктором Оксфордского университета.

Музыка Грига узнается сразу же. Ее особая выразительность и запоминаемость связаны с ярким песенным богатством Норвегии, до него почти не выявленным. Искренне, с большой душевной теплотой поведал Григ миру о своей сказочной стране. Эта трогательная искренность и задушевность волнует и делает его музыку близкой и понятной всем.

3 Эдвард Григ как основоположника норвежской классики

Во второй половине XIX в. в зарубежном музыкальном искусстве утвердился реализм. Усилилось стремление к демократизации музыкального искусства. Композиторы все чаще смело стали обращаться к бытовым сюжетам и сюжетам из жизни трудового народа.

Лучшие реалистические устремления французской музыки отразил французский композитор Жорж Визе (1838 - 1875). Непродолжительная жизнь Визе (всего 37 лет) была заполнена напряженной творческой работой. К миру музыки он приобщился с детских лет.

Одаренность Визе проявилась в разных областях музыкального творчества. Среди его сочинений - Симфония, 3 оперетты, несколько кантат и увертюр, фортепианные пьесы, романсы, песни. Однако, основное место в его наследии заняла опера. Уже в одном из лер-вых наиболее значительных произведений - опере «Искатели жумчуга» - отчетливо наметились основные черты его оперного стиля: яркий мелодизм, колоритность народных сцен, красочность оркестра.

Самобытное дарование Визе с особой силой предстало в его гениальной опере «Кармен» (по новелле П. Мериме). Опираясь на лучшие достижения оперного искусства, Визе создал в «Кармен» жанр реалистической.музыкальной драмы. Музыка оперы вводит слушателя в мир сильных чувств и страстей, захватывает правдивостью изображения характеров и стремительным развитием действия. Она чутко отражает динамику и всю сложность взаимоотношений главных героев — своенравной цыганки Кармен и Хозе. Высшим достижением в опере явился образ Кармен. Подобной героини опера XIX в. еще не знала. Этот образ создан композитором на основе народно-песенных испанских и цыганских оборотов, зажигательных ритмов, свойственных музыке этих народов. Яркая и психологически верная обрисовка характера Кармен порой достигает подлинно трагического величия. "

В партии Хозе преобладают" романсовыё мелодии, близкие итальянскому оперному стилю. Не менее ярок образ тореадора Эскамильо, обрисованный буквально несколькими штрихами.

Драма героев протекает на фоне разнообразных картин народной жизни. В хоровых сценах оперы Визе отходит от привычной трактовки народа как сплошной массы. Здесь бьет ключом настоящая жизнь,-с "ее красочностью и темпераментом. Мастерски сочетает композитор народные картины.с личной драмой героев.

Огромная популярность оперы объясняется не только гениальной музыкой, но и подлинно новаторским подходом Визе к показу на оперной сцене простых людей, их чувств, переживаний, страстей.

На премьере 3 марта 1875 г. опера провалилась, но уже через 10 месяцев к ней пришел успех. П.И. Чайковский, познакомившись с шедевром Визе в 1876 г., пророчески писал: «Через 10 лет «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». «Кармен» считают вершиной французской реалистической оперы, одним из шедевров мировой оперной классики.

Основоположником норвежской музыкальной классики считают выдающегося композитора, пианиста, дирижера Эдварда Грига (1843 - 1907) . Все его произведения проникнуты национальными норвежскими интонациями; они ярко отражают жизнь родной страны, ее природу и быт. Чарующая красота норвежской природы звучит то величественно, то скромно.

Творческий путь Грига совпал с периодом расцвета культуры Норвегии, с ростом ее национального самосознания, с процессом становления национальной композиторской школы. Григ создал около 150 фортепианных пьес. К фортепиано он обращался на протяжении всей своей жизни.

В 1874 г. один из талантливейших писателей Норвегии Ибсен предложил Григу написать музыку к постановке своей драмы «Пер Гюнт». Григ увлекся "работой и создал прекрасную музыку, ставшую самостоятельным художественным произведением. Музыка к драме «Пер Гюнт» принесла мировое признание Э. Григу. Композитор воплотил в музыке героев народных легенд и сказаний, творчески переосмыслив драматические образы пьесы Генрика Ибсена. Он с огромным художественным чутьем передал существо образа Сольвейг - духовную чистоту. Национальное начало ярко проявилось и в прекрасных сочинениях вокальной лирики Грига.

В последние годы жизни композитора его музыка приобрела мировую известность. Музыка Грига узнается сразу. Ее особая выразительность и запоминаемость связаны с ярким песенным богатством Норвегии. С большой душевной теплотой Григ поведал миру о своей сказочной стране.

Подобно Глинке в России, Григ явился основоположником музыкальной классики Норвегии.

Заключение

Итак, мы рассмотрели творчество норвежского композитора Эдварда Грига и определили его как основоположника норвежской классической музыки. Теперь можно подвести выводы.

Творчество Грига, виднейшего представителя норвежской композиторской школы, впитавшее влияния немецкого романтизма, глубоко национально.

Преимущественно миниатюрист, Григ проявил себя как мастер фортепьянной («Лирические пьесы» и др. циклы) и камерно-вокальной музыки. Ярко индивидуальный стиль Грига, тонкого колориста, во многом близок музыкальному импрессионизму. Трактуя сонатную форму по-новому, как «картинное чередование образов» (Б. В. Асафьев) (струн, квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепьяно, соната для виолончели и фортепьяно, соната для фортепьяно), Григ драматизировал и симфонизировал форму вариаций («Старонорвежский романс с вариациями» для оркестра, «Баллада» для фортепьяно и др.). В ряде произведений воплотились образы народных легенд и сказаний (части из музыки к пьесе Пер Гюнт, фортепьянные пьесы «Шествие гномов», «Кобольд»).

Обрабатывал норвежские народные мелодии. Под воздействием норвежского фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое использование лидийского и дорийского ладов, органных пунктов, народных танцевальных ритмов и др.).

Список литературы

  1. Асафьев Б. Григ. М.: Музыка, 2006.- 88с.
  2. Большая советская энциклопедия (Гл.ред. Прохоров А.М.). - М: Советская энциклопедия, 1977.
  3. Григ Э. Девушке с гор. Цикл песен [ноты].- М.: Музыка, 1960.- 17с.
  4. Григ Э. Заход солнца. Цикл песен [ноты].- М.: Музыка, 1960.- 20с.
  5. Григ Э. Избранные лирические пьесы [ноты].- М.: Сов Композитор, 2007.- 48с.
  6. Григ Э. Концерт (ля-минор) для фортепиано с оркестром.- СПб.: Композитор, 2006.- 51с.
  7. Григ Э. Листок из альбома.- К.: Муз. Украина, 1971.- 48с.
  8. Григ Э. Норвежский танец.- М.: Музгиз, 1963.- 15с.
  9. Григ Э. Пер Гюнт Две сонаты для фортепиано.- СПб.: Композитор, 2007.- 47с.
  10. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. Популярные лекции.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 320с.
  11. Друскин М. История зарубежной музыки: Учебное пособие - М.: Музыка, 2008.- 530с.

Григ был композитором ярко национального типа. Он не столько использовал фольклор, сколько пытался запечатлеть в своем творчестве атмосферу Норвегии, ее пейзажи. Он выработал специфические мелодические и гармонические приемы, которыми, быть может, иногда злоупотреблял.


ГРИГ, ЭДВАРД (Grieg, Edvard Hagerup) (1843–1907), крупнейший норвежский композитор. Родился 15 июня 1843 в Бергене. Его отец, коммерсант и британский консул в Бергене, происходил из шотландского рода Грейг (Greig). В возрасте шести лет Эдвард начал заниматься музыкой с матерью. По совету знаменитого норвежского скрипача У.Булля пятнадцатилетнего Грига отправили учиться в Лейпцигскую консерваторию. Консерваторские занятия не оказали определяющего воздействия на художественную индивидуальность музыканта; гораздо большее значение имело знакомство Грига с молодым норвежским композитором, автором национального гимна Р.Нурдроком (1842–1866), состоявшееся в 1863, после возвращения из Германии. «Покровы спали с моих глаз, – рассказывал Григ впоследствии, – и только благодаря Нурдроку я познакомился с норвежскими народными мелодиями и осознал самого себя». Объединившись, молодые музыканты начали поход против «вялой» скандинавской музыки Н.Гаде, находившегося под влиянием Ф.Мендельсона, и поставили своей целью создание более сильного и самобытного «северного стиля».В 1865 Григ заболел туберкулезом и вынужден был уехать в Италию. Там он восстановил силы, но всю последующую жизнь не отличался крепким здоровьем. В Риме Григ подружился с уже немолодым в ту пору Ф.Листом, который выразил полный восторг по поводу сочиненного норвежцем великолепного фортепианного концерта ля минор (1868). По возвращении на родину Григ некоторое время дирижировал симфоническими концертами в Кристиании (ныне Осло), основал там Норвежскую музыкальную академию (1867). С 1873 он обрел материальную независимость благодаря государственной стипендии и гонорарам за сочинения и смог полностью посвятить себя творчеству. В 1885 он поселился в «Трольхаугене» – прекрасной загородной вилле под Бергеном, которую покидал только во время концертных поездок. Григ выступал во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался большим уважением как за рубежом, так и в родной стране. Кембриджский и Оксфордский университеты присвоили ему звание почетного доктора музыки; он был избран в члены Института Франции и Берлинской академии. В 1898 Григ организовал в Бергене первый Норвежский музыкальный фестиваль, имевший большой успех. Смерть Грига 4 сентября 1907 оплакивала вся Норвегия. Его останки были захоронены в скале недалеко от любимого дома композитора.

Григ был композитором ярко национального типа. Он не столько использовал фольклор, сколько пытался запечатлеть в своем творчестве атмосферу Норвегии, ее пейзажи. Он выработал специфические мелодические и гармонические приемы, которыми, быть может, иногда злоупотреблял. Поэтому особенно удавались Григу малые, преимущественно лирические инструментальные формы, в каких и написано большинство его фортепианных и оркестровых пьес, а также песенный жанр. Десять тетрадей Лирических пьес для фортепиано (Lyriske Stykker, 1867–1901) – вершина творчества композитора. Песни Грига, числом 240, были написаны главным образом для жены композитора Нины Хагеруп, превосходной певицы, иногда выступавшей с мужем в концертах. Они отличаются глубиной выразительности и тонкой передачей поэтического текста. Хотя Григ максимально убедителен в миниатюре, он проявил свой талант также в камерно-инструментальных циклах и создал три скрипичных сонаты (ор. 8, фа мажор, 1865; ор. 13, соль минор, 1867; ор. 45, до минор, 1886–1887), виолончельную сонату ля минор (ор. 36, 1882) и струнный квартет соль минор (ор. 27, 1877–1878).

Среди наиболее известных сочинений Грига – упомянутый выше фортепианный концерт и музыка к драме Ибсена Пер Гюнт (Peer Gynt, 1876). Она первоначально предназначалась для фортепианного дуэта, но позже была оркестрована и собрана в две сюиты, состоящие из небольших характерных пьес (ор. 46 и 55). Такие части, как Смерть Озы, Танец Анитры, В пещере горного короля, Арабский танец и Песня Сольвейг, отличаются исключительной красотой и совершенством художественной формы. Среди сочинений, которые, подобно музыке к Пер Гюнту, существуют в двух версиях – фортепианной (в четыре руки) и красочной оркестровой, можно назвать концертную увертюру Осенью (I Hst, ор. 11, 1865; новая оркестровка – 1887), три оркестровых пьесы из музыки к трагедии Б.Бьёрнсона Сигурд Крестоносец (Sigurd Jorsalfar, ор. 22, 1879; ор. 56, 1872, вторая редакция – 1892), Норвежские танцы (ор.35, 1881) и Симфонические танцы (ор. 64, 1898). Аранжировки наиболее известных мелодий Грига были использованы в появившейся в 1940-е годы популярной оперетте Песнь Норвегии, основанной на истории жизни композитора.

Эдвард Григ (Edvard Grieg, 1843–1907) - норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Учился в Лейпцигской консерватории (1858–62), в т. ч. у И. Мошелеса по классу фортепиано, у К. Рейнеке по композиции, в 1863 продолжил занятия композицией у Н. Гаде в Копенгагене. Там же познакомился с композитором Р. Нурдроком, оказавшим решающее влияние на становление творческой индивидуальности Грига. Совместно с Нурдроком, Э. Хорнеманом и другими участвовал в организации межскандинавского музыкального общества «Евтерпа». С 1866 жил в Кристиании (Осло), где в 70-е гг. сблизился с кругами передовой норвежской интеллигенции. Большое значение имела дружба Грига с поэтом и драматургом Б. Бьёрнсоном, по произведениям которого Григ создал ряд музыкально-сценических сочинений (неоконченная опера «Улаф Трюгвасон», музыка к пьесе «Сигурд Юрсальфар», эскизы к опере «Арнльут Геллине», мелодраме для чтеца и оркестра «Берглиот», множество романсов и песен). В 1871 Григ основал концертное Музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). С 1874 жил преимущественно в Бергене, с 1885 - в Тролльхаугене. В 80–90-е гг. достиг мировой славы как композитор, дирижёр, пианист. В 1888 в Лейпциге состоялось знакомство Грига с П. И. Чайковским. В 1898 в Бергене Григом был учреждён 1-й фестиваль норвежской музыки (проводятся поныне). Выступал как музыкальный критик (автобиографический очерк «Мой первый успех», 1905; статья «Моцарт и его значение для современности», 1906, и др.).

Творчество Грига, виднейшего представителя норвежской композиторской школы, впитавшее влияния немецкого романтизма, глубоко национально. Преимущественно миниатюрист, Григ проявил себя как мастер фортепианной («Лирические пьесы» и другие циклы) и камерно-вокальной музыки. Ярко индивидуальный стиль Грига, тонкого колориста, во многом близок музыкальному импрессионизму. Трактуя сонатную форму по-новому, как «картинное чередование образов» (Б. В. Асафьев) (струнный квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано, соната для фортепиано), Григ драматизировал и симфонизировал форму вариаций («Старонорвежский романс с вариациями» для оркестра, «Баллада» для фортепиано и др.). В ряде произведений воплотились образы народных легенд и сказаний (части из музыки к пьесе «Пер Гюнт», фортепианные пьесы «Шествие гномов», «Кобольд»). Обрабатывал норвежские народные мелодии. Под воздействием норвежского фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое использование лидийского и дорийского ладов, органных пунктов, народных танцевальных ритмов и др.). Творчество Грига составило эпоху в развитии норвежского искусства. Традиции Грига продолжали К. Синдинг, Ю. Хальворсен, Я. Боргстрём, А. Эгген, К. Эллинг, Г. Шельдеруп, Э. Альнес, а также современные норвежские музыканты К. Эгге, Х. Северуд, Э. Твейтт и др. Член Шведской музыкальной академии (1872), член Французской академии изящных искусств (1889), почётный доктор Кембриджского (1893), Оксфордского (1906) университетов.

Григ скончался в родном городе - Бергене 4 сентября 1907 года в Норвегии. Композитор похоронен в одной могиле с женой Ниной Хагеруп.

Григ опубликовал 125 песен и романсов. Посмертно издано ещё около двадцати пьес Грига. В своей лирике он обращался почти исключительно к поэтам Дании и Норвегии и изредка к немецкой поэзии (Г. Гейне, А. Шамиссо, Л. Уланда). Композитор проявлял интерес к скандинавской литературе, и в особенности к литературе родного языка.

Сочинения: Опера Улаф Трюгвасон (не окончена); баллада для баритона, струнного оркестра и 2 валторн В плену гор (слова народные, 1878); для оркестра - симфония (1864), увертюра Осенью (2-я редакция 1887), Старонорвежский романс с вариациями (1900, первоначально для 2 фортепиано, 1891), Симфонические танцы (1898); для струнного оркестра - сюита Из времён Хольберга (1885), транскрипции собственных песен и фортепианных пьес; концерт для фортепиано с оркестром (1868); камерно-инструментальные ансамбли - струнный квартет (1878), Andante con moto для фортепиано, скрипки и виолончели (1878), 3 сонаты для скрипки и фортепиано (1865, 1867, 1887), соната для виолончели и фортепиано (1883); для фортепиано - Поэтические картинки (1863), Юморески (1865), Лирические пьесы (10 тетрадей, 1867–1901), Из народной жизни (1870), Баллада (1875), Листки из альбома (1878), Настроения (1905); для голоса с фортепиано - около 150 романсов и песен, в т. ч. вокальные циклы Мелодии сердца (слова Х. К. Андерсена, 1864), По скалам и фьордам (слова Х. Драхмана, 1886), Норвегия (слова И. Паульсена, 1893), Дитя гор (слова А. Гарборга, 1895); для мужского хора и солистов - Альбом обработок норвежских народных песен (1878), Возвращение на родину (слова Б. Бьёрнсона, 1881); для смешанного хора a cappella - Ave Maris Stella (1898), 4 псалма на темы старинных норвежских церковных песнопений (1906); музыка к спектаклям драматического театра - «Сигурд Юрсальфар» Бьёрнсона (1872), «Пер Гюнт» Г. Ибсена (1876; 2 сюиты для оркестра из музыки к драме, 1888, 1896) и др.

В произведениях искусства сохраняются особенности менталитета, отражается культура народа, представитель которого выступает автором шедевра. Сказанное относится и к музыкальному искусству. На творчество композитора влияют география местности, климат, жизнь и быт людей, фольклорные мелодии, легенды, предания. Увиденное и услышанное пропускается через душу гения, и мир получает новые симфонии, кантаты, пьесы, прочие бессмертные творения.

Отличительные черты есть и у музыки Скандинавии. Композиторы северной Европы, изучив мировое музыкальное наследие, создали уникальный ритмичный такт. Один из наиболее известных скандинавских композиторов - Эдвард Григ. Биография, краткое содержание жизни и творчества гения представлены в этой статье.

Детские годы

Будущий композитор родился 15 июня 1943 года в провинциальном норвежском городке Бергене. Отец мальчика Александр Григ трудился в британском консульстве, а мать Гесина Григ (Хагеруп) играла на фортепиано.

Маленький Эдвард обучался музыке с шести лет. Первым учителем была мама. У ребёнка обнаружились музыкальные способности, но о серьёзных занятиях музыкой речь ещё не шла.

Однажды к Григам приехал друг семьи - известный в то время скрипач и композитор Улле Булль. Услышав музицирование Эдварда, Булль посоветовал родителям отправить парня в Лейпцигскую консерваторию. Музыкант уже тогда понимал, какую известность приобретёт Эдвард Григ: биография (краткое содержание которой представлено в этой статье), а также созданные им произведения спустя годы станут достоянием всего мира.

Студенчество

Годы учёбы приносили не только радость, но и разочарования. Григ брал уроки у выдающихся музыкальных педагогов Эрнста Вентцеля и Игнаца Мошелеса. Музыканты с удовольствием раскрывали секреты своего мастерства ученикам, но и требования к юным дарованиям были высоки.

Как и другие студенты, Григ репетировал с утра до вечера, прерываясь только для того, чтобы поесть. Нагрузки оказались непосильными, и в 1860 году юноша тяжело заболел. Из-за болезни занятия пришлось прервать и вернуться к родным. биография (краткое содержание) которого впоследствии будет изучаться в музыкальных школах, не состоялся бы как композитор, если бы не помощь близких.

Борьба с недугом оказалась нелёгкой, но благодаря тщательному уходу, молодой человек встал на ноги. Родители хотели, чтобы их сын остался дома, но парень вернулся в Лейпциг и продолжил обучение.

По завершении обучения Эдвард получил диплом пианиста и композитора. Вниманию публики и профессорско-преподавательского состава выпускник предложил миниатюры собственного сочинения, получившие высокую оценку и профессионалов, и любителей музыки.

Музыкальное общество

После окончания консерватории Эдвард Григ вернулся на родину. Молодого композитора и пианиста интересовала и он загорелся идеей создания самобытной музыки Скандинавии.

С группой единомышленников Эдвард организует музыкальное общество, члены которого пишут, исполняют и пропагандируют свои произведения. В этот период Григ сочиняет фортепианную сонату, сонату для скрипки и фортепиано, романсы, увертюру «Осенью» и «Юморески».

Талант композитора высоко оценивают современники. Спустя какое-то время Эдвард Григ, биография (краткое содержание) которого включает и личные отношения, становится семейным человеком. Любимая супруга Нина Хагеруп принимает участие в концертах, исполняет романсы мужа.

Биография Эдварда Грига (краткое содержание) была бы неполной без описания просветительской деятельности композитора. Переехав в Осло, Григ приступает к созданию музыкального учебного заведения Норвегии, Музыкального общества. Композитора поддерживают писатели, другие представители интеллигенции. В результате сотрудничества с Б. Бьёрнсоном появились музыкальные драмы по скандинавскому эпосу «Эдды». Также в этот период были написаны фортепианный концерт и лирические пьесы.

Мировая известность

Вскоре Эдвард Григ становится известным за пределами Скандинавии. Большую роль в этом сыграл Ф. Лист. Государство предоставило Григу пожизненную стипендию, что позволило композитору вернуться в родной город и посвятить себя творчеству.

Эдвард много путешествует, изучает быт норвежских крестьян, наслаждается красотами природы. Полученные впечатления отражены в одном из наиболее известных произведений - сюите «Пер Гюнт».

Пик славы Эдварда Грига - 80-е и 90-е годы позапрошлого века. Его приглашают выступать в Данию, Германию, Голландию, Англию и другие страны Европы. В 1889 году Григ становится членом Французской академии изящных искусств, а в 1893 - почётным доктором Кембриджского университета.

На родине композитор занимается общественной деятельностью: организует фестиваль норвежской музыки (проводится и сегодня), интересуется работой концертных и хоровых обществ, пишет очерки и статьи о творчестве коллег, издаёт сборники народных песен и танцев. Таков был Эдвард Григ. Краткая биография композитора известна не только музыкантам, а созданные Григом произведения пополнили фонд классической музыки.

При жизни композитор дружил с П.И. Чайковским, мечтал поехать в Россию, дать концерты в Англии, но творческие планы нарушила болезнь. Композитора не стало 4 сентября 1907 года. Позже на вилле Трольхауген, где прошли последние годы гения, открыли мемориальный дом-музей.