Портреты рафаэля. Школьная энциклопедия Фреска «Пoжaр в Борго»

Новость из мира искусства

Рафаэль Санти. Фрагмент работы "Мадонна Грандука", 1504, Палаццо Питти, Флоренция

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представит в сентябре первую в России выставку нескольких шедевров Рафаэля Санти. Выставка откроется 13 сентября и продлится до 11 декабря 2016 года. Одиннадцать произведений одного из величайших мастеров итальянского Возрождения - восемь картин и три графических листа, из итальянских музейных собраний, в том числе из галереи Уффицы, будут показаны в Москве.
Организаторы, несмотря на небольшое количество произведений на выставке, постарались подобрать их таким образом, чтобы максимально полно отразить разные периоды творчества Рафаэля.

В паре с наброском покажут "Мадонну с младенцем (Мадонну Грандука)" из галереи Уффици, написанную вскоре после переезда Рафаэля во Флоренцию и относящуюся к раннему периоду его творчества. Считается, что в этой картине особенно явственно прочитываются связи с манерой Леонардо да Винчи, а известно о ней стало в конце XVIII века, когда директор галереи Уффици Томмазо Пуччини сообщил правителю Тосканы, великому герцогу Фердинанду III Лотарингскому, о возможности приобрести работу Рафаэля. Тот был настолько впечатлен картиной, что разместил ее в своей спальне, так она стала "Мадонной великого герцога".


Рафаэль Санти. Мадонна Грандука,1504

Галерею портретов откроет небольшой "Автопортрет" Рафаэля, который он написал в возрасте 23 лет, а продолжат парадные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены Строцци, портрет Элизабетты Гонзага (все из галереи Уффици) и женский портрет, известный как "Немая" из Национальной галереи Марке (Урбино).


Рафаэль Санти. Автопортрет, 1504−1506


Рафаэль Санти. Портрет Аньоло Дони, 1506


Рафаэль Санти. Портрет Маддалены Дони, 1506


Рафаэль Санти. Портрет Элизабетты Гонзага, 1505


Рафаэль Санти. Женский портрет (Немая), 1507

В ГМИИ представят и две алтарные работы художника - картину "Святая Цецилия", которая была выполнена для церкви Сан-Джованни-ин-Монте в Болонье (ныне находится в Национальной пинакотеке, Болонья) и "Голову ангела" - одну из трех сохранившихся деталей алтаря "Коронация святого Николая", заказанного Андреа Барончи для своей домашней капеллы церкви Сан-Агостиньо в Читта-де-Кастелло. Она датируется 1501 годом и является самой ранней работой Рафаэля на московской выставке, в то время как "Святая Цецилия", напротив, - самой поздней.


Рафаэль Санти. Экстаз Святой Цецилии, 1517


Рафаэль Санти. Святая Мария Магдалена, фрагмент алтаря "Экстаз Святой Цецилии"

"Ангела" привезут из Художественной галереи Тозио Мартиненго в Брешии.


Рафаэль Санти. Ангел,1501

В 2020 году во всем мире будет широко отмечаться 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти. Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина станет первой в череде знаменательных событий, приуроченных к этой дате. Подготовка выставки Рафаэля проходит под патронажем посольства Италии в РФ и лично посла Чезаре Марии Рагальини.
"Вряд ли что-то подобное этой выставке мы сможем повторить в ближайшие пять лет, некоторые из картин никогда не покидали пределы Италии. Мне кажется, что по научному уровню выставка будет крупнейший и важнейшей выставкой Рафаэля во всем мире. Она станет важным этапом в нашей культурной дипломатии в России", - сказал посол Италии в РФ Чезаре Мария Рагальини.

Ранее лишь немногие работы художника экспонировались в ГМИИ им. А. С. Пушкина в рамках различных выставок. В 1989 году в ГМИИ выставлялась "Донна Велата" Рафаэля Санти из собрания Галереи Палатина (Палаццо Питти, Флоренция). В 2004 году это полотно вновь привозили в Москву в рамках выставки "Италия - Россия".


Рафаэль Санти. Донна Велата (Женщина под покрывалом, портрет Форнарины),1516

В 2011 году Пушкинский показывал "Даму с единорогом" из галереи Боргезе в Риме.


Рафаэль Санти. Дама с единорогом, 1504

В России хранятся две ранние картины Рафаэля, обе - в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.


Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле. 1502-04


Рафаэль Санти. Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом), 1506

По материалам ТАСС и сайта ГМИИ им. Пушкина


Рафаэль.Елизавета Гонзага герцогиня Урбинская. 1504. Галерея Уффици, Флоренция

Елизавета Гонзага (1471 – 1526), дочь Федерико I Гонзага.В феврале 1488 года Елизавета вышла замуж за герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро. С 1502 года, когда Чезаре Борджиа захватил владения Гвидобальдо, она жила с супругом в Мантуе, затем вернулась в Урбино (1503). Муж Елизаветы Гонзага герцог Урбинский Гвидобальдо да Монтефельтро известен не только как полководец и политик, но и как меценат. Во время его правления в Урбино был основан университет, существующий до сих пор. Гвидобальдо оказывал покровительство молодому Рафаэлю - уроженцу города Урбино. B 1506 году Рафаэль написал небольшое полотно «Святой Георгий убивает дракона» по заказу Гвидобальдо."Этот человек совмещал в себе таланты полководца и ученого, и во всей Италии не было государя, более любимого своими подданными. Получивший прекрасное образование, покровитель наук и искусств, он собрал редкостную библиотеку и уделял ей все время, свободное от государственных дел.- Р. Сабатини, «Жизнь Чезаре

Супруги увлекались искусством. При их дворе жило много образованнейших людей того времени. Так например писатель Кастильоне Бальдассарре (1478-1529) книгу " О придворном" написал на основе бесед с Елизаветой, во время его жизни при ее дворе. Елизавета Гонзага занималась воспитанием юного Рафаэля, после того, как его мать умерла.

Об осиротевшем мальчике заботились дядя, брат покойной матери и оказавшая огромное влияние на впечатлительного ребенка урбинская герцогиня Елизавета Гонзага. Это была замечательная, добрая и сердечная женщина, редкая даже для своего просвещенного времени интеллектуалка, поэтесса, дипломатический наставник и советник своего мужа. При дворе создался круг людей образованнейших и значительных – писателей, художников, архитекторов, ученых. То, что подросток бывал постоянно в этой среде, явилось для него своего рода университетом, а умница, говорившая практически на всех европейских языках, Елизавета оказалась лучшей воспитательницей.

Наверно, именно отсюда превосходные манеры Рафаэля, его знание истории и литературы, его поэтический дар, так блестяще реализованный в живописи. Интересно, почему Рафаэль, чуткий и дружественный, так и не написал портрет своей благодетельницы, скорее приемной матери. Урбинскую герцогиню писали многие, льстя ей, – она не была красавицей. Рафаэль любил герцогиню искренне. Поэтому на протяжении всей своей, увы, короткой, но невероятно насыщенной творческой жизни он наделял некоторые свои персонажи то ее легкой улыбкой, то добрым, всегда ласковым взглядом, то особенным высоким лбом.

Хвалебный портрет Елизаветы Гонзага содержится в книге диалогов «О придворном» Бальдассаре Кастильоне. К моменту выхода в свет книги её уже не было в живых.

"..Душа каждого из нас наполнялась необыкновенным счастьем всякий раз, когда мы собирались в присутствии синьоры Герцогини... Ибо целомудрие и достоинство, присущие всем действиям, словам и жестам синьоры Герцогини, её шуткам и смеху, заставляли даже тех, кто прежде никогда её не видел, признать в ней великую государыню"

Официальное самоназвание группы было «Союз святого Луки» - в честь небесного покровителя гильдии художников. Прозвище «назарейцы» художники получили, когда жили и работали в заброшенном римском монастыре Сант-Исидоро. Согласно одной из версий, произошло оно от alla nazarena - традиционного названия прически с длинными волосами, известной по автопортретам Дюрера: подобную прическу носили многие художники-назарейцы , которые декларировали возвращение к истокам - к искусству Раннего Возрождения. Назарейцы - живописцы немецкого и австрийского происхождения, недовольные положением дел в художественном мейнстриме того времени, - сделали своей штаб-квартирой заброшенный римский монастырь Сант-Исидоро. Их ориентирами были Дюрер, ранний Рафаэль, Перуджино и другие художники Треченто Треченто - принятое в истории культуры наименование периода Раннего Возрождения (XIV век). Основные представители в живописи - Джотто и сиенская школа; в литературе - Данте, Петрарка и Боккаччо. и Кватроченто Кватроченто - принятое в истории культуры наименование периода Раннего Возрождения (XV век). Основные представители в живописи - Пьеро делла Франческа, Боттичелли, Донателло, Фра Анджелико. . Арка, обрамляющая «Женский портрет», - отсылка не столько к конкретным образцам старинной живописи, сколько к самой типологии средневекового и ренессансного , в котором многие панели имели подобное полукруглое завершение. Помимо всего прочего, так задается и ключевая для назарейцев религиозная тема: именно они воскресили в XIX веке искусство большой религиозной фрески. Важные для назарейцев мотивы набожности и благочестия почти неминуемо проникают и в их светские работы (в отличие от прерафаэлитов, они не только вдохновлялись старыми мастерами, но и подражали их образу жизни). Джотто ди Бондоне. Полиптих Барончелли. 1334 год

Basilica di Santa Croce / Wikimedia Commons

«Я есмь виноградная лоза, а вы ветви», - говорил Христос, обращаясь к ученикам. Символизм винограда обыгрывался в многочисленных картинах и алтарных образах эпохи Возрождения, например в « » (она же «Мадонна в винограднике») Лукаса Кранаха Старшего. Наряду с Дюрером и Гольбейном, Кранах упоминался среди тех художников, которые произвели наибольшее впечатление на старших назарейцев - Фридриха Овербека и Франца Пфорра, когда те посетили в Вене Императорскую картинную галерею во дворце Бельведер. Пфорр писал о присущей этим художникам «благородной простоте и законченности образов», перефразируя знаменитое определение древнегреческого искусства классициста Винкельмана Иоганн Иоахим Винкельман (1717–1768) - немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и археологии. - «благородная простота и спокойное величие». Виноград встречаем и на работы Овербека - в ряду прочих символов и атрибутов, через которые в лучших традициях немецкого и фламандского искусства эпохи Возрождения раскрывается образ портретируемого (хрестоматийный пример - работы ван Эйка, на котором буквально «нет слова в простоте», то есть, другими словами, не существует случайных, не отягощенных символическим смыслом предметов). Через посредничество старших товарищей, в особенности Овербека (Пфорр рано умер), влияние так называемого Северного Возрождения испытал и Филипп Фейт. Кроме того, искусство Дюрера, Кранаха и нидерландцев всячески пропагандировал отчим Фейта - философ Фридрих Шлегель.

Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем
(Мадонна в винограднике). 1520 год

ГМИИ им. А. С. Пушкина

Фридрих Овербек. Портрет художника
Франца Пфорра. 1810 год

Nationalgalerie der Staatlichen Museen zu Berlin,
Preußischer Kulturbesitz / Jörg P. Anders

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434 год

National Gallery, London

Пейзажный фон в живописи ввел еще , выдающийся мастер периода Треченто Треченто - принятое в истории культуры наименование периода Раннего Возрождения (XIV век). Основные представители в живописи - Джотто и сиенская школа, в литературе - Данте, Петрарка и Боккаччо. . С тех пор пейзажный фон стал общим местом ренессансных портретов и многофигурных композиций на религиозные или мифологические темы. Их герои, таким образом, обитали не в безвоздушном пространстве, а в реальном мире, зачастую легко узнаваемом зрителями и заказчиками картин: художники Возрождения не стеснялись помещать действие библейских сцен в пространство типичного среднеитальянского пейзажа. Задник «Женского портрета» Фейта - дань именно этой традиции.

Джотто ди Бондоне. Святой Франциск перед султаном (Испытание огнем). Фреска церкви Сан-Франческо в Ассизи. 1296–1304 годы

Wikimedia Commons

Символический смысл изображения лилии, неизменного атрибута Девы Марии, в искусстве эпохи Возрождения раскрывался следующим образом: стебель - ум Богоматери; белый цвет - чистота и невинность; поникшие цветки - скромность. Вместе с монохромным черным платьем, ассоциирующимся с образами святых и мучениц в ренессансной живописи, ваза с лилиями придает «Женскому портрету» Фейта дополнительный смысловой пласт: изображенная на полотне девушка оказывается уподоблена Богородице, а сам портрет - алтарной картине. Кстати, в этом нет ни малейшего кощунства, в том числе и по меркам эпохи Возрождения: состоятельные заказчики произведений , и нередко просили увековечивать себя на портретах среди святых, демонстрируя тем самым свое благочестие и/или религиозный пыл.


Джованни Беллини. Мадонна и Младенец со святыми
и донатором. 1507 год

© San Francesco della Vigna / Cameraphoto Arte Venezia /
Bridgeman Images / Fotodom

Пьеро делла Франческа. Алтарь Монтефельтро.
Около 1472 года

Pinacoteca di Brera / Wikimedia Commons

Якопо Беллини. Мадонна с Младенцем
и донатором Лионелло д’Эсте. Около 1440 года

Musée du Louvre / Wikimedia Commons

Сложно сказать наверняка, что это за книга: мы видим лишь переплет с застежкой. В сущности, она вполне может быть, например, бульварным романом первой трети XIX века: назарейцы свободно комбинировали заимствования из ренессансного искусства с приметами их собственной эпохи (к последним в «Женском портрете», очевидно, относится скатерть, покрывающая стол). Однако общая иконография картины настолько явно отсылает к религиозной живописи XIV–XV веков, что и книга автоматически воспринимается как псалтырь или молитвенник, вроде тех, которые обнаруживаются в руках святых на многих полотнах Раннего Возрождения - от до .

Симоне Мартини. Святое семейство. 1342 год

Walker Art Gallery / Google Art Project


Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем. 1509 год

Detroit Institute of Arts / Bridgeman Images / Fotodom

В словаре Брокгауза и Ефрона о Филиппе Фейте сказано: «…правильность старательно обработанного рисунка, преобладающее выражение кротости и умиленности…» Все это характерно и для «Женского портрета», который и в деталях, и в трактовке центрального образа вполне отвечает назарейским идеалам, даром что сам кружок, а точнее, братство, как предпочитали говорить его участники, к 1820-м стал потихоньку распадаться. Героиню картины неслучайно так легко уподобить Деве Марии (см. примечание № 4): пусть моделью портрета, по всей видимости, и послужила вполне реальная девушка, ее образ тем не менее трактован идеализированно, с помощью набора «правильных» черт и атрибутов. Про организатора и одного из идеологов братства назарейцев Фридриха Овербека было известно, что он почти не писал с натуры, предпочитая вместо этого работать затворником в монастырской келье, - на холст в результате проецировался не конкретный человеческий портрет, а скорее некий абстрактный, идеальный образ. И хотя прочие назарейцы не были столь же догматичны - стилистически, в том, что касается цвета, контура, фактуры, образы с полотен Овербека определенно оказали на них заметное влияние.

Дерево, масло. 45 х 31 см. Галерея Боргезе, Рим

Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера. В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок. 1502), приписывался Гольбейну , а затем Перуджино, пока общее мнение искусствоведов не склонилось на сторону Джованни Морелли, считавшего автором картины Рафаэля. Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. Его тип несколько идеализирован благодаря прекрасному моделированию объемов, распущенным волосам и живому выражению лица. Такой подход к портрету сильно отличается от реалистического стиля северных художников, которые стремились передавать с полной достоверностью все детали лица, не исключая и дефектов.

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502

Рафаэль. Портрет Елизаветы Гонзага. Ок. 1503

Дерево, масло. 53 х 37 см. Галерея Уффици, Флоренция

Изысканные портреты Елизаветы Гонзага и (хранящиеся сейчас в галерее Уффици) были написаны Рафаэлем в молодости. Елизавета Гонзага была сестрой Франческо II Гонзаги, маркизой Мантуанской и по мужу герцогиней Урбинской. Ее супругом был Гвидобальдо да Монтефельтро, герцог Урбино. Они вступили в брак в 1489 году.

Рафаэль. Елизавета Гонзага. Ок. 1503

На лбу у Елизаветы украшение в виде скорпиона. Ее причёска сделана в стиле конца XV века, когда она приехала в Урбино в качестве невесты Гвидобальдо. Черное с золотом платье отражает моду того же времени. Кроме того, эти цвета были родовыми в семье Монтефельтро.

Рафаэль. Портрет Пьетро Бембо. Ок. 1504

Дерево, масло. 54 х 39 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт

В ранних каталогах эта картина считалась портретом Рафаэля, написанным Бернардо Луини. Позже она была признана портретом Пьетро Бембо, который Рафаэль создал во время пребывания Пьетро при дворе Урбино. Бембо позже стал кардиналом. Хорошо известен его портрет в старости, написанный Тицианом .

Рафаэль. Портрет Пьетро Бембо. Ок. 1504

Портрет Пьетро Бембо, один из самых ранних у Рафаэля, представляет искусство художника в первые годы XVI века, в переходный период от его ранних работ в стиле умбрийской школы к флорентийскому периоду. Юноша в красной одежде и шапочке представлен на фоне ландшафта нежной, холмистой сельской местности Умбрии. Волосы Пьетро, свисающие длинными прядями, как было модно в то время, окаймляют миловидное лицо. Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. Из-за его сходства с ранним флорентийским автопортретом Рафаэля, эту картину долго считали еще одним его автопортретом, хотя некоторые ученые были убеждены, что это – портрет какого-то молодого кардинала. Недавние исследования, однако, отождествили эту картину с той, что однажды видел венецианец Маркантонио Микиель в падуанском кабинете Пьетро Бембо. Она изображала Бембо в молодости и была написана молодым Рафаэлем, когда он встречался с Бембо при урбинском дворе в 1506.

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1504

Дерево, масло. 51 х 37 см. Галерея Уффици, Флоренция

Как личность изображённого человека, так и авторство этой картины до сих пор являются предметом споров. Авторство Рафаэля поддерживается большинством современных ученых. В числе тех, с кого мог быть написан этот портрет, упоминаются итальянский живописец Перуджино (учитель Рафаэля) и немецкий церковный реформатор, основоположник протестантизма Мартин Лютер .

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1504

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502-1504

Доска, масло. 47 х 37 см. Музей Лихтенштейнов, Вена

Эта картина обнаруживает некоторое сходство с портретом Франческо делле Опере, выполненном Перуджино. Ранее Перуджино и признавался её автором. Однако сейчас многие склонны считать эту картину работой Рафаэля, подчёркивая её стилистическое сходство с другими портретами кисти Рафаэля данного периода, таких как портрет Аньоло Дони.

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502

Рафаэль. Юноша с яблоком. 1505

Дерево, масло. 47 х 35 см. Галерея Уффици, Флоренция

Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия . Определение его авторства создавало трудности: хотя этот портрет прекрасно нарисован, ему не хватает физиономических характеристик, типичных для персонажей Рафаэля. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Кроме того, в компактных формах этого хорошо продуманного портрета хорошо видна композиционная гармония – главное отличительное свойство искусства Рафаэля.

Рафаэль. Юноша с яблоком. 1505

Считалось, что на этом портрете изображён Франческо Мария делла Ровере, и это мнение, видимо, справедливо: портрет попал во Флоренцию с наследием делла Ровере в 1631, при браке Виттории делла Ровере с будущим великим князем Фердинандом II.

Рафаэль. Портрет женщины (Донна Гравида). 1505-1506

Масло, деревянная панель. 66 х 52 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция

Рафаэль. Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро. Ок. 1507

Тот факт, что на этой картине изображён именно Гвидобальдо, подтверждён убедительным сравнением с его же портретом в иллюстрированной рукописи из герцогской библиотеки в Урбино.

Дама с фероньеркой-скорпионом

Удивительное открытие - наконец-то я нашла информацию о загадочной даме с фероньеркой в виде скорпиона!!!

Вообще я собирала информацию о книгах в форме сердца - готовлю развернутый пост к дню Святого Валентина, но вдруг, совершенно неожиданно, нашла то, что искала уже давно, приставая с вопросами ко всем, кто имеет хоть малейшее отношение к истории и искусству. :))) Видимо, это настолько лежало на поверхности, что даже в голову не могло придти знающим людям, что именно я хочу узнать, о чем, собственно, спрашиваю! :)))


(Если я правильно поняла, это копия ее украшения - черный скоприон держит в лапах зеленый драгоценный камень (изумруд?) в золотой оправе. Я не сильна в таких вопросах и не знаю точно, что это может означать!)

Итак, признаюсь в своем невежестве - та самая загадочная дама на портрете работы Рафаэля, предположительно увлекающаяся оккультными науками и потому носившая фероньерку с подвеской в форме скорпиона, дама, чей тяжелый взгляд так поразил меня, когда я бродила по галерее Уфицци - это Елизавета Гонзага!
Одно радует - я все-таки правильно запомнила, что это Рафаэль. Пусть и не сразу нашла эту картину. :)))))))))

Ничего подобного я не видела - обычно фероньерки все-таки были в виде одного крупного драгоценного камня или розетки из камней.



В пользу версии о магических знаках говорит один факт, который я вычитала у Германа Вейса - в период Ренессанса было модно украшать одежду какой-либо отделкой с буквенными узорами. Привожу цитату из его книги "Высокое Возрождение. Итальянский Ренессанс": "Иногда широкие и длинные рукава в подражание бургундско-французской моде отделывались с наружнойстороны дорогой вышивкой из золота или жемчуга, воспроизводившей какое-нибудь произвольно выбранное изречение". Но буквы ли это или какие-то еще символы? Цитирую еще один источник (книга "Придворный" Бальтасара Кастильоне), который описывает одно из ее ее платьев - "черное бархатное платье украшенное вышивкой в виде символов". Быть может, именно это платье изображено на картине? Однако есть несостыковка - описанное платье было надето в 1506 году, на четвертый день свадебных торжеств в честь бракосочетания Лукреции Борджиа, которую Елизавета сопровождала, а время создания портрета - 1504 год. Кроме того, Вейс описывает буквы как присущие моде 14-15 веков, а портрет создан в начале 16 века. Хотя, возможно, такая вышивка могла и не выходить из моды.

Рассмотрела еще прекрасные золотые лилии(?), с дополнительным украшением в виде красных и черных камней - м.б., все-таки это флорентийская лилия? Хотя сомнительно... Может ли все это косвенно указывать на то, что все ее украшения имеют оккультный смысл? Еще обратила внимание на цепи - какой-то медальон за корсажем?

Решилась все-таки попробовать расследовать эту загадочную историю и предположить, что это могло означать.

Предположим, что этот скорпион означал ее приверженность к оккультизму, тогда вот, цитирую: "Скорпиона всегда считали неизменным атрибутом колдунов и ведьм". в христианстве носит отрицательный характер - "В Библии скорпион, подобно змее, является символом демонических сил. В Откровении Иоанна Богослова он назван одним из животных, обитающих в преисподней. В средневековом искусстве скорпион часто выступал как символ Иуды, т.е. символ предательства, зависти и ненависти." Вот тебе и раз! Могла ли эта женщина так открыто бросить вызов - мол, я ведьма и мне все равно, что вы об этом думаете? Или же это было предостережение ее врагам?

(Не поручусь, что это фотография именно оригинала ее портрета, но возможно - мне репродукции показались слишком темными, мне запомнилось, что она светлее - и волосы, и глаза ).

Кроме того, есть еще такой факт - скорпион символизировал Африку, цитирую: "В Африке считалось, что скорпион сам выделяет средства против своего яда, поэтому его символика как отрицательная, так и положительная: он был символом врачевания с одной стороны, и символом убийства с другой. В средние века скорпион считался эмблемой Африки, как части земли." Однако, какое отношение итальянская аристократка могла иметь к Африке? Читала сочинения римских историков, что-то нашла там особое?

Однако на Востоке и в Египте скорпион не считался полностью плохим - скорпионы охраняли Исиду, например... или вот, опять цитирую: "Скорпион - символ зла, саморазрушения, смерти, наказания, возмездия, мстительности, предательства, но также глубокого понимания мира. Иногда скорпион служит талисманом и амулетом - Парацельс советовал носить его людям, страдающим заболеваниями половой системы." (Я читала, что у ее мужа были проблемы, но не у нее же...) Еще где-то мельком прочитала, что его носили так же и как защиту от злых сил. Подробнее:

Муж, Гвидобальдо да Монтефельтро, герцог Урбинский, был тяжело болен подагрой с самой юности, что "отравила ему семейные радости", однако Елизавета, наверное, любила мужа-ровесника и не стала разводится - Гвидобальдо, при своей физической немощи, был человеком умным и образовынным, меценатом, покровителем художников и писателей, основателем университета. Его двор был одним из самых блестящих и утонченных в тот золотой век Ренессанса! Почему бы Елизавете не предпочесть любовь духовную - к человеку, судя по портрету, утонченному, властителю интереснейшего общества образованных людей - ведь она сама была очень образованной? Она ведь так и не вышла замуж второй раз, хотя была еще молода - 36 лет - и брачные предложения были?


Что еще интересно - скорпион считался так же символом Логики, т.е. возможно, тут есть намек на "Семь сводобных искусств" - тем более, именно этой женщине была посвящена книга "Придворный", которая была построена как ее ответы на некоторые вопросы.

Так же символизировал Землю и царскую власть. Цитирую из "Придворного":"...Душа каждого из нас наполнялась необыкновенным счастьем всякий раз, когда мы собирались в присутствии синьоры Герцогини... Ибо целомудрие и достоинство, присущие всем действиям, словам и жестам синьоры Герцогини, её шуткам и смеху, заставляли даже тех, кто прежде никогда её не видел, признать в ней великую государыню." (Пер. О.Ф. Кудрявцева ) Вариантов очень, очень много, и мне сложно выбрать, что именно этот знак мог означать - возможно, что все вместе. :)

Еще раз ее портрет, другой цвет...

Постараюсь так же рассмотреть астрологическую версию, которую мы обсуждали с - все-таки я не профессиональный астролог и практически все, что учила, забыла. :) Скорпион не мог быть ее солнечным знаком, т.к. она родилась 9 февраля. Если Скорпион стоит на асценденте, то это влияет на внешность - вот одно из описаний: "Губы маленькие и толстые. хорошо выражен нос, а переносица - высокая и костистая или с горбинкой. у вас пронзительный, жгучий взгляд. это особенно заметно, когда скорпион на асценденте. лицо по большей части квадратной формы, глаза широко расставлены, нижняя челюсть тоже квадратная и тяжелая. уши небольшого размера и прижаты к голове. рот крупный, с полными чувственными тубами, а их уголки бывают опущены." - подходит? Не уверена. К сожалению, я потеряла лекцию. в которой описывался именно этот асцендент, а на память не помню - все-таки прошло уже 6 лет с момента моего выпуска из астрологической школы и того момента, когда я перестала заниматься астрологией.