Палехская лаковая роспись. Палехская роспись

Публикации раздела Традиции

От иконы - к шкатулке

П алех. Название, прославленное на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировалось с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились. До революции писали иконы, а новая власть, к религиозной тематике суровая, заставила взяться за светские мотивы - сказки, предания, былины. Писать миниатюры стали на шкатулках. Предлагаем вспомнить 10 фактов из истории промысла с Натальей Летниковой.

В традициях первых мастеров . «Палех - село-академия народная», - говорил в 1863 году Георгий Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты . В основе палехского стиля - традиции многих иконописных школ. Отличаются палехские иконы особой тонкостью письма, мягкими плавными линиями и сдержанной цветовой гаммой. Одежды и орнамент блестят золотом - символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре - не просто техника письма. В христианской символике именно свет - прообраз божественной благодати.

Палех, Ивановская область. Фотография: russia-open.com

Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня. Палех, Ивановская область. Фотография: sobory.ru

Палех, Ивановская область. Фотография: venividi.ru

Иконописные корни палехской росписи . В окружении лесов да вдали от больших дорог, вдоль живописной речки Палешки. Жили в селе обособленно, торговцы практически не захаживали. Так иконописцы сохраняли из поколения в поколение свои традиции. Лишь в середине XVII века молва о палехских мастерах добралась до Москвы. А уж затем и сами художники оказались в Белокаменной. Палешане приложили свое мастерство в Грановитой палате Московского Кремля , Троице-Сергиевой лавре и в Новодевичьем монастыре .

Новое время, новые образы, новый промысел . После Октябрьской революции художникам пришлось оставить на долгое время библейские образы в поисках других тем. Революция иконопись не жаловала. Тогда появился современный палехский стиль и шкатулки из папье-маше по подобию Федоскинских . Расписывали коробочки и ларчики бывшие иконописцы сюжетами из народных сказок , жанровыми сценками, картинками деревенского быта и пейзажами .

«Артель древней живописи» . Перенесли художники темперную живопись на шкатулки и объединились в артель. В 1924 году по инициативе группы талантливых иконописцев при поддержке искусствоведа и профессора Анатолия Бакушинского была образована «Артель древней живописи». Почетным членом объединения стал Максим Горький , который поддерживал художников. Мастера расписывали ларцы, шкатулки, чайницы, табакерки и пудреницы. Сначала заготовки закупали в Федоскино, но вскоре наладили свое производство.

Михаил Парилов. Николай Чудотворец. Конец ХIХ в. ГМПИ

Николай Корин. Иоанн Предтеча в пустыне. 1806. ГМПИ

Иван Сафонов, Михаил Нефёдов. Иоанн Богослов в молчании. Начало XX в. ГМПИ

Таланты и поклонники . Палехскими иконами восхищались Николай Некрасов , Николай Лесков , Антон Чехов . В 1814 году выказывал особый интерес к работам русских иконописцев Иоганн Гёте . Немецкий поэт даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе, - «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь». В 1930-м большая выставка палехской миниатюры прошла в Государственном Русском музее . Работы палехских мастеров стали статьей экспорта. Расписные шкатулки покупал Внешторг и продавал за валюту.

Династии и секреты промысла . Славилась артель своими династиями . Секреты мастерства - дело семейное. Растили живописцы себе смену сызмальства. Одна из старейших палехских фамилий - Белоусовы. Леонид Иванович Белоусов - художник-иконописец. Начинал работать в артели в 1926 году. Лаковая миниатюра стала делом жизни и для его правнука - Евгения Белоусова. И таких славных фамилий в Палехе немало. Голиковы, Котухины, Сивяковы… История промысла и секреты мастерства когда-то не выпускали за семейный круг. Даже замуж выходили за своих, за палехских, тайны росписи оберегая.

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.narod.ru

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

Мировое признание . Первые же работы палехских иконописцев в новом жанре лаковой миниатюры, выполненные по заказу кустарного музея, получили диплом первой степени на выставке Академии художественных наук . В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы даже попросили прислать мастеров для организации школы. Художники покидать Россию отказались. А уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль.

Краски Палеха не для батальных сцен . Так уж сложилось, что Палех - все больше картинки из сельской жизни и сказочные мотивы . Но это в мирное время. Когда вся страна жила единой мыслью о Победе , Сталинградская битва стала источником вдохновения и для художников: «Народные мстители», «По следам врага», «Атака», «Народная война». Работая в тылу, мастера сохраняли ремесло даже во время войны . Только работали старики и допризывная молодежь. Не закрывалось и художественное училище «села-академии» - как называли Палех.

Палехская миниатюра

История возникновения Палехской росписи

Палех расположен в 65 км. от г. Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами. История Палеха уходит в глубокую древность. В XV в. село входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По духовному завещанию Ивана Грозного 1572 г., Палех был в поместном владении его сына Иоанна.

Есть и легенда - "Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когла на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные монголо-татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разоренное население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса. "была великая Палиха" - отсюда и пошло название Палех.

В Палехе с XVI века мастера создавали дорогие иконы, занимались они также росписью и реставрацией фресок в церквях и храмах русских городов и монастырей. Об этом свидетельствуют исторические памятники в Троице-Сергиевой лавре, Новодевичьем монастыре. Даже в Московском Кремле, в «золотой», как ее иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха - братья Белоусовы.

В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московской иконописи XV–XVI вв. Для палехской иконы характерны мягкие плавные линии и сдержанная красочная гамма.

Крестовоздвиженская церковь с шатровой колокольней.

Крестовоздвиженский храм строился довольно долго: с 1762 по 1774 год. На западном фасаде храма сохранилась надпись, благодаря которой известно и имя мастера, под руководством которого возводилось здание. Этим мастером был Егор Дубов.

Вершина палехского иконописания – «Акафист Спасителю» середины XVIII в. Рисунок иконы отличается изяществом и утончённостью. Все пропорции удлинённых форм. Колорит иконы тёплый, золотисто-коричневый с использованием тёмной зелени и киновари. Одежды Христа и Богоматери расписаны золотом. Один из характерных признаков палехского иконописания – сложная многоклеймовая композиция. Икона «Николай Чудотворец в житии и чудесах» второй половины XVIII в. – яркий образец такой композиции. В центре иконной доски – в среднике – располагается образ святого. Средник окружает 38 клейм – миниатюр, повествующих о деяниях Николая Чудотворца.

До начала XIX в. Палех, в отличие от промышленно развитых Мстёры и Холуя, продолжал сохранять очень простые формы иконного производства, замкнутого кругом семьи. Палешанин продолжал заниматься сельским хозяйством (чего не было в Мстёре и Холуе) и писал иконы в свободное от полевых работ время. Иконы в Палехе писались долго и тщательно по старинным образцам, поэтому были очень дорогими.

В конце XIX в. известный палехский художник Д.А. Салабанов открывает иконописную мастерскую в Нижнем Новгороде. В эту мастерскую в ученики к иконописцем был отдан своим дедом Алёша Пешков (Максим Горький). Свою жизнь в иконописной мастерской М. Горький описал в повести «В людях»:
«В мастерской было жарко и душно, работает около двадцати человек «богомазов» из Палеха, Холуя, Мстёры, все сидят в ситцевых рубахах с расстегнутыми воротами, в тиковых подштанниках, босые или в опорках. Над головами мастеров простерта сизая пелена сожженной махорки, стоит густой запах олифы, лака, тухлых яиц. Медленно как смола, течёт заунывная владимирская песня…» .

Алёша Пешков читает в иконописной мастерской поэму Лермонтова «Демон». Художник Б.А. Дехтерев.

Максим Горький

После революции 1917 года промысел оказался ненужным, и художники Палеха стали искать применение своему искусству. Случилось так, что в конце 1922 года художник Иван Голиков поехал в Москву и увидел там в Кустарном музее (сейчас Музей народного искусства) работы старых лукутинских мастеров : шкатулки из папье-маше расписанные по черному фону масляными красками. Голиков решил попробовать. Свою первую работу "Адам в раю" выполненную золотом, сделал на донышке фотографической ванночки из папье-маше и отнёс её в Кустарный музей. Руководство музея заинтересовалось этой работой, и тут же выдали ему полуфабрикаты для дальнейшей работы. Приехав в Палех Голиков вместе со своим родственником А.А. Глазуновым организовали мастерскую, в которой стали работать палехские мастера. На Всероссийской сельскохозяйственной выставке в 1923 году художники получили диплом 1-й степени. А в 1924 году в Палехе открыли "Артель древней живописи".

"Адам в раю". Палех, художник Иван Голиков

М.Горький очень ценил искусство Палеха, называл его «одним из чудес, созданных революцией», многое сделал для его популяризации у себя на Родине и за границей, помогал материально, организовал в Артели библиотеку, в которую собрал лучшие произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя, Крылова... - персонажи из которых легли в основу Палехской миниатюры.

Делегация палехских художников беседует с М.Горьким

Палехское художественное училище им. М.Горького

Палехская роспись отличается от стиля росписи других русских народных школ тем, что художники изображают не орнаменты или отдельные фигуры, а прорисовывают цельные композиции - настоящие миниатюрные картины, изображающие тот или иной сюжет. Искусство Палеха – это поэзия в рисунке, моменты русских песен и сказок, запечатленные рукой художника на поверхности предметов. Сюжеты мастера живописной миниатюры брали из повседневного быта, русских народных сказаний, песен и былин, а также классических произведений литературы, например из сказок Пушкина и басен Крылова.

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о царе Салтане

Золлотой петушок

Руслан и Людмила

Иван-церевич и серий волк

Конек-горбунок

Бова-королевич

Лукоморье

Бой Пересвета с Челубеем

Слово о полку Игореве

Добрыня Никитыч

Три богатыря

Пушкин

Лермонтов

Ломоносов

Со временем шкатулки, броши и другие предметы, используемые для росписи, стали украшать изображения, связанные с развитием технического прогресса Советского времени. На черном лаковом покрытии появились рисунки первого трактора, косилок, комбайнов, засеянные пшеницей поля и быта колхозных деревень, а также изображения новостроек, праздников, приуроченных к тем или иным памятным годовщинам, передающим пульс того времени. В композициях некоторых мастеров Палеха советской эпохи присутствуют картины индустриализации, запечатленные в стиле символизма. Нередко художники для передачи образов облекают достижения советского народа в сказочную форму. Тема электрификации решается через образ Жар-Птицы, а недостатки людей обретают форму плохих фольклорных персонажей в виде Лешего и Бабы-Яги, над которыми устраивают справедливый суд юные пионеры. В период Великой Отечественной войны многие из художников обращаются к военной тематике, превращая суровую действительность времен великих сражений в возвышенную романтичность жертвенности и подвига ради родной страны и воспевая русский народ, отстаивающий свою свободу в битве с иноземными захватчиками. Но и в этих работах прослеживается влияние фресковой живописи и лучшие традиции палехского стиля.

Юрий Гагарин

Циолковский

Советский космос

Советский период не только дал начало палехской лаковой миниатюре, но и способствовал развитию этого промысла. Был организован Государственный музей палехского искусства. В 1960-80 гг. богатый опыт палехских мастеров начал использоваться при создании эскизов декораций к театральным постановкам, иллюстрациям к книжным изданиям сочинений Пушкина, Крылова, Горького и других русских и советских писателей. В палехском стиле выпускались наборы открыток и почтовых марок с персонажами русских сказок, былин и басен.

Советские открытки. Палех

Календарики. Палех

Советские почтовые марки. Палех

Карты. Палех

Отличительные особенности Палехской росписи

У каждого миниатюриста есть свои излюбленные темы, но в целом сложился общий, всегда узнаваемый, стиль палехской миниатюры. Условность цвета, форм архитектуры, утонченные, вытянутые пропорции фигур, четко выделяющиеся на черном фоне, обильная их проработка золотой графикой - характерные черты миниатюры Палеха.

Главное отличие Палехской, Мстёрской и Холуйской миниатюр от Федоскинской - это применение желтковой темперы , которую они традиционно использовали для написания икон. Яичную эмульсию применяли как связующее вещество еще в Древнем Египте, Греции, Риме, Византии, откуда уже ее переняли иконописцы Древней Руси. Темперой пишут плавями, т.е. жидкими слоями, как в акварели, но ею можно работать и методом штрихов, пунктиров, как в пастели и пастозными мазками, как в масляной живописи. Палехские художники, использующие в росписи протоки незаписанного лакового фона, нередко заменяют грунт белильной заливкой силуэта изображения, переведенного на черную прочищенную под живопись поверхность изделия. Перевод рисунка на вещь в Палехе, Мстёре и Холуе производится иначе, чем в Федоскине. Обратную сторону рисунка протирают порошком краски и, положив рисунок на поверхность, обводят тупой иглой, воткнутой в деревянную ручку-черенок. Краски растворяют в желтковой эмульсии (желтке, разведенном водой с добавлением нескольких капель уксуса).

Первой стадией письма является роскрышь : намечаются основные формы изображения. Затем следует прописка , т.е. уточнение основных цветовых тонов и конкретизация форм. Следующий этап - плави : сочные мазки жидкими лессировочными красками, объединяющими роспись в некое колористическое целое. Завершают живопись бликовкой (или насечкой), в Палехе ее выполняют твореным золотом.

Миниатюрную палехскую роспись обрамляют золотым орнаментом. Золотая краска (твореное золото) приготовляется из листиков сусального золота, растертом на гуммиарабике пальцем. Затем орнамент полируется косточкой.

Золотой цвет - это не только часть цветовой гаммы рисунка и отличительная особенность работ палехских живописцев. Тонкие линии золота и серебра служат для выявления света и теней, выявляют форму фигур и отдельных элементов композиции. Кроме этого, золото символизирует свет, которое в христианском мировосприятии означает нечто Божественное, вечное.

Работа художника-миниатюриста требует филигранной точности, выверенности каждой линии, аккуратности. Частенько палехским мастерам приходится применять при написании своих миниатюрных шедевров лупу или увеличительное стекло. По окончании работы живопись покрывают шестью слоями светлого лака, после чего изделие шлифуют и полируют.

Гармоническое единство художественной формы и глубокого национального содержания, традиционность и народность отличают произведения художников Палеха.

"Село Палех", художник И.М.Баканов, 1934 г.

"Страда", художник И.М.Баканов, 1933 г.

Технология изготовления Палехской миниатюры

Палехские лаковые миниатюры пишутся на - шкатулках, пластинах, брошах, - изготовленных из папье-маше. Процесс создания заготовки состоит из следующих операций:

1. Раскрой картона - из листов древесного картона вырезаются формы нужного размера в виде пластин или лент. Пластины картона смазываются мучным клейстером (из пшеничной муки) и наклеиваются одна на другую на столе или горизонтально положенной доске. Число слоёв зависит от требуемой толщины изделия и колеблется от 3 до 30. Боковые стороны шкатулок, коробок, футляров и т.д. изготавливаются путём навёртывания полос картона на круглые или прямоугольные болванки (до 12 слоёв).

Подготовка болванок из папье-маше

2. Затем заготовки прессуют , сушат полторы недели, вымачивают в чане с подогретым льняным маслом, снова сушат и прессуют. Затем из получившихся болванок изготавливают декоративные изделия (портсигары, шкатулки, медальоны, броши и т.д.). Затем изделия обтачивают на шкуровальном круге, и, наконец, доводят наждачной щёткой.

3. Грунтовка и шпатлёвка , которые изготавливаются вручную с применением традиционных приспособлений. Их готовят из красной глины, масла и сажи как следует перетерая компоненты между собой. После чего наносят несколько слоев грунта на изделие, каждый слой зачищают и шлифуют. Затем на изделие наносится шпатлёвка стальным шпателем и сушится. После высыхания шпатлёвка зачищается пемзой, излишки которой смахиваются гусиным пером. Внешняя сторона палехских изделий покрывается чёрным лаком (ранее использовался масляный лак с сажей). Внутреннюю сторону портсигаров и шкатулок принято покрывать красным лаком.

Грунтовка и шпатлёвка

4. Подготовка красок.

Работа палехского художника начинается с приготовления краски . Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии. Для этого отделённый от белка желток снова кладут в яичную скорлупу и добавляют туда воды с примесью уксуса. Затем эмульсию размешивают специальным венчиком.

Полученная яичная эмульсия добавляется в сухой пигмент и тщательно растирается указательным пальцем. Степень готовности определяют «на глаз». Хорошо приготовленные краски очень пластичны. Краску заготавливают в небольших количествах, так как хранится она не долго.

Художнику нужны краски разные по консистенции, поэтому их постоянно приходится разбавлять на фарфоровом блюдце, палитре. На нем же смешивают краски основных цветов и составляют нужные тона.

Приготовление яичной эмульсии - дело кропотливое и требует большой сноровки и опыта. Нужно суметь тщательно отделить желток от белка, потому что даже мельчайшая капля белка помешает художнику проводить тонкие линии. Для разведения желтка в Мстере используют воду, а в Палехе - столовый уксус или хлебный квас. Краски, растворенные на квасе, ложатся мягче и сохраняются дольше, но сейчас им пользуются редко. Для жирных летних и тощих зимних яиц количество растворителя будет разным. Яичная эмульсия не должна быть слишком жирной или слишком жидкой: жирная краска будет ложиться грубо и быстро растрескается, а жидкая - краски будут блеклые и будет плохо поддаваться нужной живописной технике.

Для работы над миниатюрой разным художникам требуется разное количество беличьих кистей . Все кисти палехских мастеров – ручной работы. Купленной в магазине кистью, даже самой качественной, писать миниатюру нельзя, слишком «не послушная» нет достаточной тонкости и упругости, во время письма кончик такой кисти может раздваиваться.

Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой (на матовую поверхность краска ложится лучше, чем на глянцевую).

Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.

Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки.

Подготовка красок

5. Золочение.

Миниатюристы обычно применяют листовое сусальное золото. Каждый листок имеет размер 9х9 см, на одну порцию идет от 2 до 10 листов. Листы эти настолько тонки, что взлетают при малейшем дуновении воздуха. Их берут лампемзелем - специальным инструментом, изготовленным из кончика беличьего хвоста. В фарфоровом блюдце золото смешивают со связующим веществом, гуммиарабиком, и растворяют в воде, получая жидкую массу. «Творение» золота, как и краски, требует большого умения и терпения. В растворенное золото добавляют чистую воду, размешивают, процеживают, отстаивают, сливают лишнюю воду и просушивают в духовке, под лампой или на солнце. Ни одна пылинка или соринка не должна в него попасть, иначе им будет трудно писать. Готовое к работе золото блестит мягким чарующим блеском, словно приглашая поскорее взять кисть.

Иногда используется серебро или алюминиевая пудра. При работе с серебром нужно быть внимательным, так как оно при просушке желтеет от высокой температуры. Алюминиевая пудра является более грубым материалом и требует более тщательного растирания.

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать . Для этого применяется зуб волка - он имеет особенно гладкую поверхность.

6. После росписи золотом изделия покрывают масляным лаком . Эту операцию выполняют путем нанесения нескольких слоев лака, каждый из которых тщательно просушивается при определенной температуре длительное время. После каждого слоя обязательно выравнивают поверхность сначала стеклом, потом пемзой.

Шлифовка

Полировка

7. Последним этапом является полировка . Когда слоев лака достаточно и поверхность уже ровная - шкатулку полируют на «бархатке» - специальном вращающемся круге, обтянутом бархатом, окончательная «доводка» до блеска наводится руками, женскими конечно, так как руки должны быть мягкими, без огрубевших участков, которые могут поцарапать поверхность.

Палех - Чудо, рожденное революцией!

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII - начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.

Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву.

, CC BY-SA 3.0

Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина.

Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.

«Снегурочка» авт. Полунина

5 декабря 1924 года семеро палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н. Буторин, Н. М. Зиновьев. В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.


«Посёлок Палех». Шкатулка, 1934 год. И. М. Баканов Alex Bakharev , Public Domain

Союз художников Палеха возник в 1932 году. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом.

Как отличить от подделок

Каждое изделие выполненные вручную мастером, никогда не повторяются, и несомненно отражают творческую индивидуальность автора.

Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества.

vector-images.com , Public Domain

Палехские миниатюры подписываются по единому образцу. На крышке предмета ставится порядковый номер полуфабриката, указание места (Палех), фамилия и инициалы автора.

С 1934 года на дне кузовка шкатулки ставилась подпись «Made in USSR», которая в 1992 году сменилась на «Made in Russia». Все подписи выполняются творёным золотом.

В конце 80-х годов появился товарный знак на работах Художников Палеха - жар-птица. К каждой работе прилагается сертификат, свидетельствующий о подлинности произведения.

Более десяти лет основным призводственным объединением по изготолению миниатюр является ».

Наличие фирменного знака этого предприятия свидетельствует о подлинной Палехской лаковой живописи.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Кратко о технологии

Работа палехского художника начинается с приготовления краски. Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии.

Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой. Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.
Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники тоже изготавливают сами).

Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску).


Марка «Снегурочка» Mariluna , CC BY-SA 3.0

Закончив работу красками, художник берётся за золото. Листовое сусальное золото (одна порция — 10 листов 12×7 см) тщательно дробится и растирается пальцами. Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой.

После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается.

Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом.

Фотогалерея














Полезная информация

П́алехская миниат́юра

Родоначальники стиля

Родоначальниками палехского стиля являются И. И. Голиков и Александр Александрович Глазунов, в московской мастерской которого Иваном Голиковым была написана первая работа в так называемом палехском стиле.

Первое признание

Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.

Обучение палехской миниатюре

В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище имени А. М. Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до 4 лет.

Особенности Палехского письма

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок преимущественно на черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов - красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом. Золото в палехской миниатюре это не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировосприятия. Оно связано с символом света. В христианской символике свет становится прообразом Божественной благодати.

Современные художники

В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков,А. М.Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и другие.

Применение лупы

Труд художника-миниатюриста требует не только творческого вдохновения, но и огромной точности и тщательности, поэтому палехским живописцам нередко приходится прибегать к помощи лупы.

Зуб волка

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка - он имеет особенно гладкую поверхность. Даже с приходом новых технологий и материалов, ничто не смогло заменить этот экзотический инструмент.

Ручная доводка

Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.

Поселок городского типа Палех, центр Палехского района Ивановской области, мог бы быть обычным поселком, которых в России огромное количество. Однако особый характер Палеху придает народный промысел, известный не только по всей стране, но и далеко за ее пределами - палехская роспись (палехская миниатюра).

Когда промысел рождается поневоле

Палехской росписью называют, прежде всего, миниатюрную лаковую роспись на папье-маше, наносимую темперной краской (то есть краской, изготавливаемой из красителей естественного происхождения). И глядя на расписанные в этой манере шкатулки, броши, панно, пепельницы и другие декоративнее предметы повседневного быта, невозможно удержаться от соблазна считать этот промысел весьма древним, имеющим свои истоки в седой глубине веков. Отчасти это действительно так, но лишь отчасти. Если подходить к истории палехской росписи формально, то окажется, что этому промыслу нет еще и ста лет - ведь впервые изделия с палехской миниатюрой были представлены общественности лишь в 1923 году. Однако если копнуть поглубже, то окажется, что палехская миниатюра является прямым продолжением традиций оригинальной палехской школы иконописи, и вот тут-то речь нужно вести о нескольких столетиях.

Как известно, при всей строгости иконографии в русской православной традиции, в Средние века и в Новое время формировались различные школы иконописи. Следуя канонам в главном, каждая школа привносила какие-то свои особенности, выражающиеся или в цветовой гамме, или в отдельных деталях изображения людей, деталей одежды или пейзажей на иконах, и тому подобное. О том, что в селении Палех пишут иконы, источники сообщают еще в начале XVII века. Однако особый палехский стиль иконописи, отличающийся филигранной тонкостью письма и обильным использованием золотой краски для изображения одеяний святых, окончательно оформился ко второй половине XVIII столетия. К началу же прошлого века палехская иконописная школа славилась на всю Россию, здесь существовала обширная мастерская с четким разделением труда по иконописным профессиям. Однако революционные события 1917 года и последовавшие масштабные гонения на церковь и на все сферы религиозной жизни сделали палехскую иконопись невостребованной и опасной для жизни. Иконописцам Палеха пришлось искать новую сферу для применения своих талантов.

Когда история и культура оживают

И выход был найден, насколько простой, настолько же и гениальный. Обладающие соответствующими способностями и опытом иконописцы, имеющие к тому же и производственную базу, переквалифицировались в живописцев. Раз нельзя было изображать картины на религиозную тематику, пришлось писать картины на тематику светскую. Так в начале двадцатых годов и возникла палехская миниатюра. Оказалось, что рисунки в прежней, почти иконописной манере, на темы русских народных сказок, исторических событий, а также портретные изображения, нанесенные на папье-маше, весьма востребованы самыми различными по социальному статусу и материальным возможностям слоями населения. После демонстрации новых художественных изделий на ряде выставок 1923 года в конце следующего, двадцать четвертого, несколько палехских художников объединились в «Артель древней живописи», которая с успехом представила свои произведения уже на Всемирной выставке в Париже 1925 года. В 1932 году палехская роспись была поддержана государством, а «Артель древней живописи» преобразована в Палехское товарищество художников.

Село Палех - старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства, находящийся в 64 километрах от областного центра. Население - 6400 человек, из них 500 художников, живущих в рамках своего сообщества.

Палех до 1947 года был селом, затем в 1947 г. был переименован в поселок. Точная дата возникновения Палеха неизвестна, но сохранившиеся в летописях записи свидетельствуют, что он существовал до XV века.

Палех стоит на холме, среди полей и лесов, разделяемых на две части рекой Палешкой, имеется много родников, прудов.

История Палеха уходит в глубокую древность. Палех - название угро-финского происхождения. Результаты археологических раскопок подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племён. Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо-восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях - Пурех, Палех, Ландех, Лух, Люлех. Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении назва

ния Палех.

"… Глухие леса стояли, населения никакого не было… случился в лесу большой пожар… от "молоньи". Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявили сь ис тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Палёной нарекли, а то - Палихой. И село стали Палехом называть".

Есть и легенда: "Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха" - отсюда и пошло название Палех.

В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии "палехскими письмами". Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания 15-16 вв..

("Не рыдай мене, Мати - 1769 г.)

Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое "фряжское" письмо.

Палехскими иконами восхищались Гете, Чехов, Некрасов, Лесков. По всему миру расходятся шкатулки, ларцы, пудреницы, портсигары, сделанные в этом поселке. Некоторые выставляются в залах музеев или являются предметом гордости коллекционеров.


("Акафист Спасителю" - середина 18 века, "Акафист Богородице", "Преображение" - конец 18-го – начало 19 веков).

Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

Палехская иконопись

Современный Палех - один из признанных центров лаковой миниатюры. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил.

В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву.

Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения, создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приёмов. Он получил название Палехской Миниатюры.


Родоначальниками палехского стиля являются И. И. Голиков и Александр Александрович Глазунов, в московской мастерской которого Иваном Голиковым была написана первая работа в так называемом пал ехском стиле.


Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени. В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже

Особенность палехской миниатюры - это типичные сюжеты, позаимствованные из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов - красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.