"Белая гвардия" М. Булгакова

Пьеса «Дни Турбиных» была написана по заказу московского Художественного театра в 1926 году (после того, как в 1925 году в журнале «Россия» была напечатана часть романа «Белая гвардия»), И роман, и спектакль вызвали настоящую бурю среди рапповской критики. Устраивались литературные суды, проводились диспуты. Зрители, читатели и критики горячо спорили о судьбе русской интеллигенции после революции, о ее связи с народом. Сейчас, когда нам известно многое из того, о чем не могли знать в 20-е годы ни сам Булгаков, ни Алексей Турбин - выразитель идейного смысла пьесы, мы по-другому воспринимаем судьбы ее героев. Ведь многие из тех, кто добровольно пошел служить Советской власти, оказались в 30-е годы в лагерях. Трагически сложилась и судьба самого Булгакова, которого обвиняли в воспевании белогвардейщины - его не печатали, не давали работать и фактически лишили читателей. Да, теперь мы знаем горькую правду истории. Но булгаковская драматургия продолжает жить, не сходя со сценических подмостков. В чем же дело?
Видимо, в волшебном обаянии героев пьесы. Оно - в самой атмосфере турбинского дома, семьи, в которой современники писателя узнавали большую и дружную семью Булгаковых. Автору часто ставили в вину, что у него белые офицеры - хорошие, умные, смелые люди, достойные сочувствия и уважения. Это был круг людей, которых киевский студент Михаил Булгаков хорошо знал, они бывали в доме и вносили в его строй свои неповторимые ноты.
К моменту трагических событий 1918-1919 годов в Киеве семья Турбиных уже не является семьей в традиционном смысле слова. Родителей нет в живых, есть только два брата и замужняя сестра, супруг которой, Таль- берг - инородное тело в турбинском доме. Но настоящая дружная семья обычно держится на каком-то светлом, добром, мудром человеке. И этот человек - Елена, которую не случайно называют «Лена ясная». В ней твердость характера, доброта, отзывчивость, мужество сочетаются с обаянием и женственностью. Елену любят и берегут братья, в нее влюблены все бывающие у Турбиных - и нелепый, смешной кузен Лариосик, и щеголеватый красавец Шервинский, и грубоватый вояка Мышлаевский. И все они видят в «Лене ясной» не только красивую женщину. Она - душа дома, его подлинное тепло.
Старший из братьев, Алексей Турбин, - совесть дома. Он сдержан, скуп на слова и ласку, но его слово - закон не только для всех, кто вхож в турбинский круг. Он - храбрый и честный военный, умеющий в трудную минуту взять на себя ответственность за жизнь и честь подчиненных. Узнав о предательстве гетмана Скоропадского и бегстве его с отступающими немцами, Алексей своей властью распускает юнкеров по домам: «Борьба с Петлюрой закончена. Приказываю всем, в том числе и офицерам, немедленно снять с себя погоны, все знаки отличия и немедленно же бежать и скрыться по домам. Я кончил. Исполнять приказание!» Полковник Турбин выдерживает бурю возмущения и умеет настоять на своем. Он не привык кривить душой, поэтому не подает руки Тальбергу, готовому спасать свою жизнь любой ценой, даже бросив жену на произвол судьбы. Алексей погибает, прикрывая отход юнкеров, как настоящий человек и настоящий командир. Младший брат, Николка, общий любимец, добродушный, веселый, совсем юный. С ним обращаются строго, но уважительно. И в решающую минуту он способен стоять насмерть под пулями вместе со старшим братом. А после гибели брата Николка, несмотря на юность, готов беречь сестру и отвечать за дом.
Особенность каждой семьи в том, что она дает возможность каждому жить своей жизнью: учиться, работать, воевать, влюбляться. Семья обеспечивает прочный тыл: здесь будут рады твоим успехам, примут и поймут в случае поражения. Лучше всего отношение к этому дому выразил Лариосик: «Господа, кремовые шторы... За ними отдыхаешь душой... Забываешь о всех ужасах гражданской войны. А ведь наши израненные души так жаждут покоя...» Понимание и душевное тепло привлекает в семье Турбиных таких разных людей, как смешной, немного высокопарный, но добрый и чистый поэт Лариосик, чем-то похожий на Хлестакова адъютант Шервинский, немногословный, сдержанный капитан Студзинский, прямой и откровенный артиллерист Виктор Мышлаев- ский. Им в этом доме позволено быть собой, но при этом соблюдать неписаный кодекс турбинского бытия (сюда входят честность, порядочность, великодушие, взаимное уважение). Нарушивший эти законы Тальберг изгоняется - предательства здесь не прощают.
Турбины - настоящая семья, которая не отрекается от своих детей в любой ситуации, противостоит угрюмому и жестокому миру. Это обаяние простой и дружной жизни, во многом утраченное из-за тяжестей быта и грозных исторических событий, до сих пор продолжает очаровывать читателей и зрителей булгаковской пьесы.

В основу романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», написанного в 1925 году, легли реальные события трагического времени: гражданская война на Украине. Здесь Многое автобиографично: Город - любимый Киев, адрес - Дом № 13 по Алексеевскому спуску (в действительности Булгаковы жили в доме 13 по Андреевскому спуску, где сейчас музей М.А. Булгакова). Автобиографична и атмосфера семьи Турбиных, большой и дружной, но переживающей тяжелые времена.

Турбины любят свой дом, уютный и теплый. Вся его обстановка словно одухотворена связанными с ней воспоминаниями. Изразцовая печка в столовой - символ тепла домашнего очага - «грела й растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку». У пышущей жаром печи читался «Саардамский плотник», «часы играли тавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях». Вещи представляют ценность не сами по себе, а из-за того, что с ними связано: часы -- память об умершем отце, «лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом», говорят о духовном мире взрослеющих детей, бронзовая лампа под абажуром дает представление о тепле и уюте вечерних сумерек." Страшные испытания коснулись и семьи Турбиных- умерла мать, завещавшая детям, жить дружно. И разрушения времени не могли не отразиться на привычном быте: праздничный сервиз матери пошел на каждый день, скудно угощение к чаю. Изразцовая печь покрыта «историческими записями» и рисунками на злободневные темы: революция, наступление Иетлюры, выражение политических симпатий и антипатий. «Тревожно в Городе, туманно, плохо...» И хотя скатерть «по-прежнему бела и крахмальна», потому что Елена не может иначе, и цветы утверждают «красоту и прочность жизни», чувствуется, что прежний уют хрупок и непрочен, что в любую минуту коварный враг «может разбить снежный прекрасный Город и осколки покоя растоптать каблуками».

Детям трудно без матери, они невольно ощущают возможность краха привычного доброго мира. «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а “Капитанскую дочку” сожгут в печи». Турбины дорожат своим домом, они хранят его традиции, взаимоотношения, сложившиеся в семье. Здесь братья люнбят и опекают сестру, ради нее согласны терпеть ее мужа, которого они сами не до любл ивают, утешают Елену, когда она волнуется из-за мужа. Здесь всегда рады друзьям: как к себе домой приходит к Турбиным обмороженный Мышлаевский после- неудачной обороны на подступах к Городу, и его действительно принимают как желанного гостя. Сюда приходят Шервинский, ухаживающий за Еленой, и Карась, гимназический друг и сослуживец Мышлаевского. Приехавший из Житомира Лариосик поначалу сам не понимает, почему ему так нравится в жилище у Турбиных, но ему здесь так нравится, что он чувствует, как «оживает душой». Внешний мир за кремовыми шторами «грязен, кровав и бессмыслен», и «израненные души ищут покоя вот тленно за такими кремовыми шторами». Такое объяснение Лариосика наглядно доказывает, что все друзья Турбиных ценят в их доме прежде всего теплоту дружеских отношений, обстановку доверия, взаимопомощи, сердечность хозяев. Даже Василиса- квартирный" хозяин, жадный и трусоватый, в минуту опасности приходит к Турбиным за защитой и поддержкой.

Итак, дом Турбиных - это не просто жилище, «моя крепость», о которой мечтает Василиса, ограбленный в собственной квартире. Это не просто уют и тепло домашнего очага - это особая атмосфера любви и взаимопонимания. В жестоком и тревожном мире это островок добра, надежное, защищенное от опасностей место, где можно поверить в то, что все наконец будет хорошо и счастливо.

Роман «Белая гвардия» открывается величественным образом 1918 года: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». Это вступление как бы предупреждает о тех испытаниях, которые ждут Турбиных. Звезды - это не просто образы, это образы-символы. Расшифровав их, можно увидеть, что уже в первых строках романа автор затрагивает наиболее волнующие его темы: любовь и война.

На фоне холодного и бесстрашного образа 1918 года вдруг появляются Турбины, живущие в своем мире, с чувством близости и доверия. Булгаков резко противопоставляет эту семью всему образу 1918 года, который несет в себе ужас, смерть, боль. В Доме Турбиных тепло и уютно, царит атмосфера влюбленности и дружелюбия. Булгаков с необыкновенной точностью описывает тот мир вещей, который окружает Турбиных. Это «бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, капитанской дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры...» Это «знаменитые» кремовые шторы, создающие уют. Все эти вещи являются для Турбиных приметами старой жизни, навсегда утраченной. Подробно описывая обстановку, с детства окружающую Турбиных, Булгаков стремился показать атмосферу быта интеллигенции, складывавшегося десятилетиями. Для Алексея, Николки, Елены и их друзей дом служит надежным и прочным укрытием. Здесь они чувствуют себя под защитой. «А потом... потом в комнате противно, как во всякой комнате, где хаос укладки, и еще хуже, когда абажур сдернут с лампы. Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен». Кремовые шторки крепче каменной стены будут оберегать их от врагов, «...и в квартире у них тепло и уютно, в особенности замечательны кремовые шторы на всех окнах, благодаря чему чувствуешь себя оторванным от внешнего мира... А он, этот мир, этот внешний мир... согласитесь сами, грязен, кровав и бессмыслен». Турбины понимают это, и поэтому всеми силами стараются уберечь объединяющую и сплачивающую их семью.

Турбины для Булгакова - это идеал семьи. В них отразились все лучшие, необходимые для крепкой семьи человеческие качества: доброта, простота, честность, взаимопонимание и, конечно же, любовь. Но герои дороги Булгакову еще и потому, что при любых условиях они готовы защищать не только свой уютный дом, но и родной Город, Россию. Именно поэтому Тальберг и Василиса не могут быть членами этой семьи. Для Турбиных дом - это крепость, которую они оберегают и защищают только все вместе. И не случайно Булгаков обращается к деталям церковной обрядности: отпевание их матери, обращение Алексея к образу Богоматери, молитва Николки, который чудом спасается от гибели. Все в доме Турбиных проникнуто верой и любовью к Богу и к своим близким, и это дает им силы противостоять внешнему миру.

1918 год стал переломным годом в нашей истории - «ни одна семья, ни один человек не смогли избежать страданий и крови». Эта участь не миновала и семью Турбиных. Представители интеллигенции, лучшего слоя в стране, оказались перед сложным выбором: бежать - так поступает Тальберг, оставляющий жену и близких людей, - или перейти на сторону враждебных сил, что сделает Шервинский, предстающий в финале романа перед Еленой в образе двуцветного кошмара и рекомендующийся командиром стрелковой школы товарищем Шервинским. Но Турбины выбирают третий путь - противостояние. Вера и любовь сплачивают семью, делают ее сильнее. Испытания, выпавшие на долю Турбиных, еще больше сближают их.

В такое страшное время они решились принять к себе в семью чужого человека - племянника Тальберга Лариосика. Несмотря на то что странный гость нарушает покой и атмосферу Турбиных (разбитый сервиз, шумная птица), они заботятся о нем, как о члене своей семьи, пытаются согреть его своей любовью. И, спустя некоторое время, Лариосик и сам понимает, что не сможет жить без этой семьи. Открытость и доброта Турбиных притягивают и Мышлаевского, Шервинского и Карася. Как верно замечает Лариосик: «...а наши израненные души ищут покоя вот именно за такими кремовыми шторами...»

Один из главных мотивов романа - любовь. И это автор показывает уже в начале повествования, противопоставляя Венеру Марсу. Именно любовь придает роману неповторимость. Любовь становится главной движущей силой всех событий романа. Ради нее все совершается и все происходит. «Им придется мучаться и умирать», - говорит Булгаков о своих героях. И они действительно мучаются и умирают. Любовь затрагивает почти каждого из них: и Алексея, и Николку, и Елену, и Мышлаевского с Лариосиком. И это светлое чувство помогает им выстоять и победить. Любовь не умирает никогда, иначе умерла бы жизнь. А жизнь будет всегда, она вечна. Чтобы доказать это, Булгаков обращается к Богу в первом сне Алексея, где ему привиделся рай Господний. «Для него Бог - вечные истины: справедливость, милосердие, мир...»

Об отношениях между Алексеем и Юлией, Николкой и Ириной, Еленой и Шервинским Булгаков говорит немного, лишь намекая на возникшие между героями чувства. Но эти намеки говорят больше любых подробностей. От читателей не может укрыться внезапная страсть Алексея к Юлии, нежное чувство Николки к Ирине. Булгаковские герои любят глубоко, естественно и искренно. Но у каждого из них любовь разная.

Непросто складываются отношения Алексея и Юлии. Когда Алексей убегает от петлюровцев и его жизнь находится под угрозой, Юлия спасает его и уводит к себе. Она не только дарит ему жизнь, но и привносит в его жизнь самое прекрасное чувство. Они испытывают душевную близость и понимают друг друга без слов: «“Наклонитесь ко мне”, - сказал он. Голос его стал сух, слаб, высок. Она повернулась к нему, глаза ее испуганно насторожились и углубились в тенях. Турбин закинул правую руку на шею, притянул ее к себе и поцеловал в губы. Ему показалось, что он прикоснулся к чему-то сладкому и холодному. Женщина не удивилась поступку Турбина». Но о том, как складываются отношения героев дальше, автор не говорит ни слова. И мы можем только догадываться, как сложилась их судьба.

По-иному развивается история любви Николки и Ирины. Если об Алексее и Юлии Булгаков хоть немного, но рассказывает, то о Николке и Ирине - практически ничего. Ирина, как и Юлия, входит в жизнь Николки неожиданно. Младший Турбин, побеждаемый чувством долга и уважения к офицеру Най-Турсу, решает сообщить семье Турсов о гибели их родственника. Именно в этой семье находит Николка свою будущую любовь. Трагические обстоятельства сближают Ирину и Николая. Интересно, что в тексте романа описана лишь одна их встреча, и нет ни одного размышления, признания и упоминания о любви. Неизвестно, встретятся ли они еще раз. Только внезапная встреча и разговор братьев немного проясняют ситуацию: «Видно, брат, швырнул нас Потурра с тобой на Мало-Провальную улицу. А! Ну что же, будем ходить. А что из этого выйдет - неизвестно. А?»

Турбины умеют любить и вознаграждены за это любовью Всевышнего. Когда Елена обращается к нему с мольбой спасти брата, любовь побеждает, и смерть отступает от Алексея. Молясь о милосердии перед иконой Божьей Матери, Елена страстно шепчет: «Слишком много горя посылаешь, мать-заступница... Мать-заступница, неужто не сжалишься? Может быть, мы люди и плохие, но за что же так карать-то?» Елена приносит великую жертву самоотречения: «Пусть Сергей не возвращается... Отымаешь - отымай, но этого смертью не карай». И болезнь отступила - Алексей выздоровел. Так побеждает Любовь. Над смертью, ненавистью, страданием торжествует добро. И так хочется верить, что Николка и Ирина, Алексей с Юлией, Елена с Шервинским и все остальные будут счастливы. «Все пройдет, а Любовь останется», потому что она вечна, так же как и вечны звезды над нашими головами.

В своем романе Булгаков показывает нам взаимоотношения совершенно разных людей: это и семейные узы, и любовные узы. Но какие бы это ни были отношения, ими всегда руководят чувства. А точнее одно чувство - любовь. Любовь еще больше сплотила семью Турбиных и их близких друзей. Поднимаясь над действительностью, Михаил Афанасьевич сопоставляет образы звезд с любовью. Звезды, как и любовь, вечны. И в связи с этим заключительные слова обретают совершенно другой смысл: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дело не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обращать свой взгляд на них? Почему?»

Семья и революция
(по роману «Белая гвардия»)

Роман М. А. Булгакова был написан в 1923- 1924 годах, но временные рамки романа - декабрь 1918 - февраль 1919 года, то есть то самое время, когда в столицах (Петрограде и Москве) уже свершилась Революция и мир необратимо стал меняться. Колесо истории, о безжалостности и необратимости движения которого писал Александр Блок, повернулось.

Именно о них - о людях, попавших под колесо истории, унесенных ветром революций и войн,- идет речь в «Белой гвардии».

Главный объект внимания в романе «Белая гвардия » - Семья Турбиных, причем именно семья, как нечто целое и неделимое, как особый мир людей, в котором заключено все самое хорошее и светлое. Семья Рассматривается как явление постоянное: она не может исчезнуть внезапно, вдруг, сама по себе, нет, ее. можно уничтожить только извне, грубой внешней разрушающей силой, каковой в понимании Булгакова являются войны и революции.

И только Семья , скрепленная узами не столько кровного родства, сколько любви, сочувствия и сострадания, способна противостоять разрушающему влиянию времени.

«Белая гвардия » начинается с ретроспективных воспоминаний о смерти и похоронах матери и предшествующих этому семейных событиях (писатель как бы знакомит нас со всеми членами семьи Турбиных, причем в самую трудную для них минуту).

Именно мать была центром, стержнем этой семьи, с ее смертью обрушились на оставшихся Турбиных неисчислимые беды.

По роману Алексею Турбину, старшему,- 28 лет (самому Булгакову в 1918 году было 27). Он вернулся в родной город «после страшного удара, потрясшего горы над Днепром», «постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года». Авторские характеристики довольно отчетливо рисуют портрет одного из главных героев романа, в котором легко просматриваются автобиографические черты, но нельзя полностью отождествлять Алексея Турбина с автором «Белой гвардии», особенно их взгляды.

Алексей Турбин вернулся в родной город, чтобы попытаться устроить заново обыкновенную человеческую жизнь. Он не был профессиональным военным, как и Карась, и Мышлаевский, и многие другие. Но в годы Гражданской войны он, как и сотни тысяч других людей, был поставлен перед выбором: с кем быть? кому и чему служить? Он не мог остаться в стороне, трусливо наблюдая, как гибнет все то, что когда-то было ему дорого, как его друзья идут драться за свои убеждения и свое представление о счастье. И он делает свой выбор: вступает в формирующийся мортирный дивизион, чтобы защищать свой город, свою семью не только от петлюровских банд, но й от большевиков. Этот выбор не был случайным: он был подсказан Алексею Турбину не столько разумом, сколько сердцем.

О дальнейшей судьбе Алексея можно только догадываться (как и о судьбах всех остальных членов се-

Мьи Турбиных), так как замысел Булгакова не был реализован полностью.

Младший брат Алексея Турбина Николка - юнкер; ему всего лишь семнадцать с половиной лет, но он, как и старший брат, выбирает нелегкий и тернистый путь защитника веры и Отечества. Известно, что прототипом Николки стали сразу два человека - младшие братья Булгакова Николай и Иван, которые в 1920 году с волной белой эмиграции оказались за границей.

Николка Турбин - один из тех, кого Гражданская война в первую очередь мобилизовала в свои ряды как обычное, но необходимое «пушечное мясо». Зачастую такие Николки были лишь орудием в чьих-то более опытных и грязных руках и нередко поэтому гибли бессмысленной смертью. Во времена, когда жизнь человека стоила так мало (а иногда и вовсе ничего не стоила!), о судьбе молодого поколения не задумывались.

Поэтический образ «златовласой» Елены является в творчестве Булгакова зримым воплощением традиций русской классики. Она достойное продолжение своей матери, «светлой королевы», хранительница чистого, уютного мира в доме «с кремовыми шторами» на окнах. Капитанская дочка и Наташа Ростова не случайно упоминаются в тексте романа: именно от них принимает булгаковская Елена эстафету добра и милосердия.

Елена вполне самостоятельна в своих убеждениях и поступках, и в то же время она предстает в романе как помощница, утешительница и спасительница своих братьев. Героиня сама выбирает свой путь в жизни, но этот путь совпадает с тем, которым идут ее братья. «Да вы напрасно, господа, меня утешаете, я ничего ровно не боюсь, напротив, одобряю»,- говорит Елена уходящим на защиту города братьям и друзьям.

Этот выбор является осознанным, ведь она выросла и воспитывалась в той же семье, что и остальные Турбины, в той же нравственной атмосфере. Поэтому Елена понимает и внутренне соглашается со взглядом братьев на поступки ее мужа, капитана Тальберга.

Елена признается сама себе, что, может быть, она еще любит, но уже не уважает Тальберга, который бросил не только ее, ее семью, но и осажденный город, то есть свою Родину, нуждающуюся в защите. Героиня внутренне обращается к мужу: «Знаю я, знаю... уважения нет. Знаешь, Сережа, нет у меня к тебе уважения...»

На долю героини выпала горькая участь: разрыв с любимым человеком, потеря близких... Ее судьба - типичная судьба многих женщин той кровавой эпохи, потерявших самое главное в жизни - семью, но продолжавших жить, храня память об ушедших и с неясными надеждами на будущее. Такие люди, как Турбины (а особенно - Елена), обладают магическим даром притягивать к себе людей, причем именно хороших людей, которые, изголодавшись за время войн и революций по человеческому теплу, семейному уюту, просто по состраданию, тянутся душой и телом поближе к семейному очагу Турбиных и там, у очага, среди близких духовно людей, оттаивают, отогреваются, приходят в себя и снова становятся людьми.

В этом и заключается главная ценность семьи, дома - быть островом надежды, островом спасения среди бушующего житейского моря, островом, где тебя всегда ждут, где тебе всегда рады, где тебя просто любят, любят уже за то, что ты есть на этом свете.

И эту высшую ценность семьи прекрасно понимал и осознавал Михаил Булгаков, поэтому Семья являлась, пожалуй, основополагающей силой в жизни самого писателя и превратилась в главного героя романа «Белая гвардия ».

По свидетельству исследователя И. Золотусского, более поздний роман Булгакова «Мастер и Маргарита» наследовал от романа «Белая гвардия» вопрос о свете и покое, тему дома, связь частного лица и истории и связь неба и земли. В «Белой гвардии» писатель показал, что созидание духовного мира личности происходит гармонично, когда его источником оказывается дом детства и юности, «окна» которого как бы «распахнуты» в историю своей семьи и историю своего Отечества. Булгаков был абсолютно согласен с Толстым в том, что именно дом и семья вносят в духовную жизнь человека добро, мир и гармонию.

Дом Турбиных - это символ жизни. Несмотря на понимание безвозвратности прошлого, которое разрушено до основания, Турбины стремятся в дом, к семейному очагу, оставшемуся нерушимым. Алексей Турбин приходит к мысли, что воевать нужно только за семейный очаг, за человеческий покой, который позволяет героям романа существовать вне законов социальной эпохи.

Дом в романе населен дорогими людьми. Стены дома украшают портреты предков, а предметы домашнего уюта - это не просто вещи, они одушевлены и участвуют в жизни всех членов семьи. Это «сказочный», «волшебный», «шоколадный», «поэтичный» дом, жители которого живут интересной жизнью - общаются, мечтают, размышляют, слушают музыку, читают любимые книги.

Дом Турбиных - это часы, играющие гавот, источающая тепло изразцовая печь, мебель красного бархата, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими шоколадом, наконец, знаменитые кремовые шторы... Быт, ставший в наших глазах символом прочности бытия. Поэтизацией быта, домашнего очага во всей его хрупкости и беззащитности булгаковский роман противостоит принципиальной бездомности послеоктябрьской литературы, ее бунту против домашнего очага, ее устремленности к дальним и великим целям, которые якобы только и могут избавить человека от сиротства и отчуждения.

Но дом Турбиных - это не только прочный быт, это и населяющие его люди, это семья, это определенный психологический и культурный склад, который защищает писатель. Уделяя много внимания изображению жизни дома Турбиных, писатель защищает вечные ценности - семью, дом, родину. Читатель постоянно смотрит на все события через восприятие жителей турбинского дома. Этот дом - живое существо. Он живет, дышит, страдает, служит надежным убежищем не только для Турбиных, но и их друзей: Мышлаевскому, Шервинскому, Лариосику. И даже Василиса, не принимающий законов жизни Турбиных, ищет защиты именно в их доме. Елена Турбина, которой «светлая королева» (мать) передала свое душевное тепло, создает особый уютный мир. И когда в огромном Городе тревожно гремят пушки, у Турбиных звучит музыка и ощущается атмосфера душевной близости и влюбленности.

Турбины не замыкаются в своем мире, не утрачивают связи с окружающим миром, находятся в самой гуще событий. И ни в каких ситуациях не утрачивают понятий о чести. Картины семейной жизни, изображенные в романе, пронизаны личными впечатлениями автора, его отношением. Упоминание в "Белой гвардии" имен Толстого и Пушкина, а также их героев, цитатами из М. Лермонтова, Ф. Достоевского, И. Бунина, Д. Мережковского, философа С.Н. Булгакова, появляющиеся на страницах романа образы Саардамского Плотника, тишайшего царя Алексея Михайловича, Александра Первого, звучащая на страницах романа музыка великих композиторов выступают как символы культурного уклада, сформировавшего главное достояние персонажей - их психологический облик: доброжелательность, искренность, цельность, верность, способность любить друг друга и совершать во имя любви чудеса, как это делает Елена, буквально воскрешающая Алексея.

Внутренним стержнем романа является мечта автора о душевном покое, о мирной жизни. Достаточно вспомнить вещий сон («светлый рай») Алексея Турбина, где и белые, и красные равно подлежат высшему милосердию. Алексей Турбин в этом эпизоде передает читателю авторский взгляд на сон: во сне приходит к героям забвение, возникает надежда на искупление. И этой надеждой пронизана последняя глава романа.

В финальных строчках романа писатель обращается к мысли о «вечном Доме»: «Все пройдет, страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» В этих словах содержится призыв писателя помнить о том, что духовный «дом» каждого человека принадлежит вечности, а это значит, что наша жизнь, представляющая собой лишь мгновение, уникальна и самоценна и в жизни каждого человека есть свой сокровенный смысл.

Читайте также.