Характерные особенности эпохи. Культура Европы XVII века Культура западной европы 16 века

Лекция №18.

Тема: европейская культура XVI-XVIII веков.

1. Культура Возрождения.

2. Литература Просвещения.

3. Искусство XVII-XVIII веков.


1.

Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса.

Возрождение (на французском языке Ренессанс) - гуманистическое движение в истории европейской культуры в период конца средневековья и начала нового времени. Ренессанс возник в Италии в XIV века, распространился в западных странах (Северное Возрождение) и достиг наибольшего расцвета в середине XVI века. Конец XVI - начало XVII века: упадок - маньеризм.

Феномен Возрождения определялся тем, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. Некоторые культурологи, определяя ее значение, сравнивают с грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. В искусстве произошел переворот, сравнимый с открытием Коперника. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог как высшее мерило всего сущего. Новый взгляд на мир получил название гуманизма.

Антропоцентризм - главная идея мировоззрения эпохи Возрождения. Рождение нового мировоззрения связано с писателем Франческо Петрарки. Схоластике, основанной на формально-терминологическом методе, он противопоставляет научное знание; счастью в «Граде Божьем» - земное человеческое счастье; духовной любви к Богу - возвышенную любовь к земной женщине.

Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества - ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение.

В эпоху Возрождения происходит утверждение идеала гармонической, раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания.

Эпоха Возрождения породила гениев и титанов:


  • Италия - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Вала, Фичино, Николая Кузанского, зодчих Брунеллески и Браманте;

  • Франция - Рабле и Монтеня;

  • Англия - Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира;

  • Испания - Сервантеса;

  • Польша - Коперника;

  • Германия - Беме, Мюнцера, Кеплера.
В произведениях этих авторов присутствует мысль о том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде: в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.

Шедевры эпохи Возрождения:


  • Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря»;

  • Рафаэль «Сикстинская мадонна» и «Спящая Венера», «Мадонна Конестабиле» и «Юдифь»;

  • Тициан «Даная» (музей Эрмитаж).
Эпоха Возрождения характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями (нидерландцы заимствуют некоторые колористические особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от них работу масляными красками на холстах).

Главная черта искусства и культуры Ренессанса - утверждение красоты и таланта человека, торжество мысли и высоких чувств, созидательной активности. В изобразительном искусстве развиваются стили барокко и классицизм, в живописи академизм и караваджизм. Появляются новые жанры - пейзаж, натюрморт, картины быта, охот и праздников.


Леонардо да Винчи Джоконда

Рафаэль Сикстинская мадонна

Архитектура Ренессанса основана на возрождении классической, главным образом римской архитектуры. Основные требования -сбалансированность и ясность пропорций, использование ордерной системы, чуткое отношение к строительному материалу, его фактуре, красоте.

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии.

Период с последнего десятилетия XV века до середины XVI столетия (Высокий Ренессанс) становится «золотым веком» итальянского искусства. От него остается на память потомкам торжественная и величавая архитектура Браманте и Палладио, он дарит миру бессмертные шедевры Рафаэля и Микеланджело. Весь XVI век продолжается и лишь в начале XVII века угасает цветение рожденной под небом Италии культуры возрождения.

Поздний Ренессанс характеризуется бурным развитием и такого синтетического вида искусства, как театр, наиболее яркими представителями которого стали Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина (Испания), Вильям Шекспир (Англия).

Таким образом, культура эпохи Возрождения отражает синтез черт античности и средневекового христианства, мировоззренческой основой секуляризации культуры выступает гуманизм.

Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал.

2.
Люди XVII-XVIII веков называли свое время столетиями разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетов церкви и всесильной традицией, были подвергнуты критике. В XVIII веке стремление к знанию, основанному на разуме, а не на вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, что все должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту людей XVII- XVIII столетия.

В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философской и научной деятельности, в свободе мысли - путь культурного и социального прогресса.

Идеи общественного равенства и личной свободы овладели, прежде всего, третьим сословием, из среды которого и вышла большая часть гуманистов. Среднее сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей либеральных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и научными знаниями, общими идеями, духовными стремлениями. Мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в просветительском движении - антифеодальном по содержанию и революционном: по духу.

Радикальные изменения происходили и на уровне эстетического сознания. Основные творческие принципы XVII века - классицизм и барокко - обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах, повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация искусства побуждала к созданию нового творческого метода.

Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит. С 1717 по 1724 год было напечатано более полутора миллионов томов Вольтера и около миллиона томов Руссо. Вольтер был действительно великим литератором - он умел осмыслить и объяснить просто и общедоступно на прекрасном изящном языке самую серьезную тему, привлекающую внимание современников. Он имел громадное влияние на умы всей просвещенной Европы. Его злого смеха, способного разрушить в прах вековые традиции, страшились более чьих-либо обвинений. Он всячески подчеркивал ценность культуры. Историю общества он изображал как историю развития культуры и образования человека. Эти же идеи Вольтер проповедовал в своих драматических произведениях и философских повестях («Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», «Брут», «Танкред» и др.).

Направление просветительского реализма получило успешное развитие в Англии. Вся группа представлений и мечтаний о лучшем естественном строе получила художественное выражение в знаменитом романе Даниеля Дефо (1660-1731годы) «Робинзон Крузо». Им написано более 200 работ различных жанров: стихов, романов, политических очерков, исторических и этнографических произведений. Книга о Робинзоне это не что иное, как история изолированной личности, предоставленной воспитательной и исправительной работе природы, возвращение к естественному состоянию. Менее известна вторая часть романа, рассказывающая о духовном перерождении на острове, вдали от цивилизации.

Немецкие литераторы, оставаясь на позициях просветительства, искали нереволюционные методы борьбы со злом. Главной силой прогресса они считали эстетическое воспитание, а главным средством - искусство. От идеалов общественной свободы немецкие писатели и поэты перешли к идеалам свободы нравственной и эстетической. Такой переход характерен для творчества немецкого поэта, драматурга и теоретика искусства Просвещения Фридриха Шиллера (1759-1805). В своих ранних пьесах, имевших громадный успех, автор протестовал против деспотизма и сословных предрассудков. «Против тиранов» - эпиграф к его знаменитой драме «Разбойники» - прямо говорит о ее социальной направленности.

Кроме общепринятых в Европе стилей барокко и классицизма, в XVII-XVIII веке появились новые: рококо, сентиментализм, предромантизм. В отличие от предыдущих веков нет единого стиля эпохи, единства художественного языка. Искусство XVIII века стало своего рода энциклопедией разнообразных стилевых форм, которыми широко пользовались художники, архитекторы, музыканты этой эпохи. Во Франции художественная культура была тесно связана с придворной средой. Стиль Рококо зародилось в среде французской аристократии. Слова Людовика XV (1715-1754) «После нас - хоть потоп» можно считать характеристикой настроения, царившего в придворных кругах. Строгий этикет сменился легкомысленной атмосферой, жаждой наслаждения и веселья. Аристократия спешила развлекаться до наступления потопа в атмосфере галантных празднеств, душой которых была мадам Помпадур. Придворная среда отчасти сама формировала стиль рококо с его капризными, прихотливыми формами. Основоположником рококо в живописи можно считать Антуана Ватто(1684-1721) - придворного живописца. Герои Ватто - актрисы в широких шелковых платьях, франты с томными движениями, амуры, резвящиеся в воздухе. Даже названия его произведений говорят сами за себя: «Капризница», «Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное положение» .

Ватто «Затруднительное положение».

Как живописец Ватто был гораздо глубже и сложнее своих многочисленных последователей. Он усердно изучал природу, много писал с натуры. После смерти Ватто его место при дворе занял Франсуа Буше (1704-1770). Очень искусный мастер, он много работал в области декоративной живописи, делал эскизы для гобеленов, для росписи по фарфору. Типичные сюжеты - «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы» . В произведениях Буше манерность и эротизм эпохи рококо выразились с особой силой, в чем его постоянно обвиняли просветители-моралисты.

В эпоху Французской революции в искусстве восторжествовал новый классицизм. Классицизм XVIII века - не развитие классицизма предшествующего столетия - это принципиально новое историко-художественное явление. Общие черты: обращение к античности как к норме и художественному образцу, утверждение превосходства долга над чувством, повышенная отвлеченность стиля, пафос разума, порядка и гармонии. Выразителем классицизма в живописи стал Жак Луи Давид (годы жизни: 1748-1825). Его картина «Клятва Горациев» стала боевым знаменем новых эстетических взглядов. Сюжет из истории Рима (братья Горации дают отцу клятву верности долгу и готовности сражаться с врагами) стал выражением республиканских взглядов в революционной Франции.


И.С.Бах
XVIII век принес много нового в музыкальное творчество. В XVIII веке музыка встала на уровень других искусств, переживавших расцвет еще с эпохи Возрождения. Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Кристоф Глюк, Франц Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт стоят на вершине музыкального искусства в XVIII века. Расцвет музыки как самостоятельного вида искусства в это время объясняется потребностью в поэтическом, эмоциональном выражении духовного мира человека. В творчестве Баха и Генделя еще сохранилась преемственность музыкальных традиций, но они начинали новый этап в истории музыки. Иоганна Себастьяна Баха (годы жизни:1685-1750) считают непревзойденным мастером полифонии. Работая во всех жанрах, он написал около 200 кантат, инструментальных концертов, сочинений для органа, клавира и др. Баху была особенно близка демократическая линия немецкой художественной традиции, связанная с поэзией и музыкой протестантского хорала, с народной мелодией. Через духовный опыт своего народа он ощущал трагическое начало в жизни человека и вместе с тем веру в конечную гармонию. Бах - музыкальный мыслитель, исповедующий то же гуманистическое начало, что и просветители.


Моцарт
Всё новое, что было характерно для прогрессивных направлений в музыке, воплотилось в творчестве австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (годы жизни: 1756-1791). Вместе с Францем Йозефом Гайдном он представлял Венскую классическую школу. Основным жанром Гайдна была симфония, Моцарта - опера. Он изменил традиционные оперные формы, внес психологическую индивидуальность в жанровые типы симфоний. Ему принадлежат около 20 опер: («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»); 50 симфонических концертов, многочисленные сонаты, вариации, мессы, знаменитый «Реквием», хоровые сочинения.

Культура эпохи Возрождения.

Культура эпохи Возрождения (ее еще называют французским термином «Ренессанс») зародилась в Италии примерно в середине XIV в. Ее сторонники стремились возродить античность, что и дало новой культуре ее название. В центре внимания мыслителей Возрождения оказались знания о человеке и обществе. Этот круг наук по-латыни именовался «студиа гуманитатис» (букв. «изучение человеческого»), а тех, кто им занимался, стали называть гуманистами. Гуманизм – основа культуры Возрождения. Гуманисты призывали отказаться от аскетизма и прославляли земную жизнь. Они считали, что человек должен быть свободной и всесторонне развитой личностью, во всем стремящейся к совершенству. Гуманисты ценили в человеке творческое начало, способность достигать величайших вершин и раздвигать границы возможного. Воздействие гуманистических идей ярко проявилось в творчестве многих архитекторов, скульпторов и художников, даже если они не получили гуманитарного образования и формально не принадлежали к кругу гуманистов.

Культура Возрождения зародилась во Флоренции, а затем широко распространилась по всей Италии. Краткий период конца XV – первой трети XVI в. вошел в историю как время ее блестящего и всестороннего расцвета – Высокого Возрождения.

Конечно, и в Италии, где Ренессанс распространился наиболее широко, и даже в период своего расцвета он охватывал далеко не все многообразие культуры этой страны, во многом еще сохранявшей средневековые черты. Тем не менее новая культура все более высоко ценилась в итальянском обществе. К ней приобщались, хотя бы поверхностно, не только горожане, но и придворно-аристократические круги, и часть духовенства. Светские и духовные владыки часто покровительствовали развитию новой культуры. Щедрыми меценатами были правители Флоренции из рода Медичи, герцоги Милана (Сфорца), герцоги Феррары (д"Эсте); не отставали от них и папы римские. Однако меценатство, позволяя деятелям новой культуры осуществить их начинания, ограничивало свободу творчества, заставляло учитывать вкусы заказчиков.

Конец XV – первая треть XVI в. в истории Италии были тяжелым временем. Республиканские ценности переживали кризис, утверждались монархические порядки. В ходе итальянских войн находившаяся в состоянии раздробленности страна оказалась легкой добычей иноземных армий. Но зато в это время творили величайшие в истории мировой культуры гении. Потомки сравнили их с мифологическими титанами, дерзнувшими бросить вызов самим богам.

Эпоха титанов.

Величайшим гением эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи (1452 – 1519). В молодости он учился живописи, но гуманистического образования не получил и своими энциклопедическими познаниями был обязан только самому себе, своей жажде познания и неутомимому трудолюбию. Главным источником знаний о мире и человеке Леонардо считал опыт, понимая его очень широко: это и наблюдения за природными явлениями, и физический эксперимент, и инженерная конструкция. Он наблюдал за течением воды и полетом птиц, изучал строение человеческого глаза, интересовался физикой и анатомией, ботаникой и архитектурой. Знаток анатомии, физики, механики, конструктор и архитектор, скульптор и художник, музыкант и литератор, глубокий мыслитель – Леонардо стал воплощением гуманистического идеала всесторонне развитой личности. Он оставил людям проекты подводной лодки, летательного аппарата, парашюта. Его замыслы обгоняли физические возможности одного человека. Предъявляя к себе высочайшие требования, он многое оставил незаконченным (например, картину «Поклонение волхвов»). А некоторые его шедевры не пощадило время. Так, в сильно поврежденном виде дошло до нас наиболее ценимое современниками творение мастера – фреска «Тайная вечеря».



Один из лучших художников Возрождения, Леонардо достиг высочайшего мастерства в передаче неуловимых переходов от света к тени. Контуры предметов на его картинах смягчены легкой дымкой. Всему миру известен его портрет Моны Лизы («Джоконда»), лицо которой как будто на глазах меняет свое выражение.

Младший современник Леонардо, Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564), за разностороннюю гениальность был прозван «божественным». Архитектор и художник, военный инженер и поэт, сам себя он считал прежде всего скульптором. Главное для Микеланджело – величие и драматизм жизни человека, титаническое напряжение его борьбы. Он часто изображал обнаженное тело, наделяя его красотой и мощью. Свидетельством творческой зрелости мастера стала пятиметровая статуя Давида – воплощение мужественной готовности к борьбе.



Главный их осуществленных Микеланджело замыслов в области скульптуры – ансамбль капеллы Медичи во Флоренции. Статуи, олицетворяющие поступь времени – День, Ночь, Вечер и Утро, - при всей их физической мощи, отмечены печатью душевной усталости и горьких раздумий.

Гениальное творение Микеланджело-художника – роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане с библейскими сценами. На пространстве в 600 кв. м художник, стоя на лесах и запрокинув голову, в одиночку написал сотни человеческих фигур, исполненных невиданной мощи и драматизма. После окончания этой титанической работы он долгое время не мог смотреть прямо перед собой, а читая, должен был поднимать книгу высоко над головой. Спустя много лет мастер вновь вернулся к росписям Сикстинской капеллы, создав грандиозную фреску «Страшный суд».

Не менее масштабным было творчество Микеланджело-архитектора. Именно ему принадлежала ведущая роль в сооружении главного здания католического мира – Собора Св. Петра в Риме. По его проекту созданы западный фасад собора, барабан и самый большой в мире купол.

Рафаэль Санти из Урбино (1483 – 1520), хотя и умер молодым, успел осуществить многие свои начинания. Он быстро нашел собственный путь в искусстве и достиг на нем вершин славы. Как истинный сын Возрождения, Рафаэль был многогранным мастером. Несколько лет он руководил строительством собора Св. Петра, расписал стены во многих залах Ватикана, создал великолепные портреты современников. Но более всего известны его совершенные по красоте образы Мадонны. В творчестве Рафаэля воплотилась гуманистическая мечта о прекрасном душою и телом человеке, пребывающем в полной гармонии с миром. Самое знаменитое творение Рафаэля – «Сикстинская Мадонна».

Замечательная школа живописи сложилась в Венеции. Самый знаменитый венецианский мастер Тициан Вечеллио (ок. 1477 – 1576) был подлинным новатором в живописи. Если флорентийские художники передавали объемность форм, то Тициан впервые показал огромные возможности цвета как средства художественной выразительности. Он прожил долгую творческую жизнь и успел сказать свое слово во всех видах живописи. С равным мастерством он писал и огромные алтарные полотна, и картины на сюжеты античной мифологии («Даная», «Венера Урбинская»), и великолепные портреты – Карла V, папы Павла III и др.

Северное Возрождение.

Северным Возрождением называют культуру Ренессанса в странах, расположенных к северу от Италии: Германии, Нидерландах, Франции, Англии. Конец XV – первая половина XVI вв. – время Ренессанса в Италии – это и эпоха расцвета культуры Северного Возрождения. За Альпами новая культура распространилась не столь широко, как в Италии. Однако и здесь появились свои таланты, создавшие бессмертные шедевры.

Самый значительный мыслитель Северного Возрождения, уроженец Нидерландов Эразм Роттердамский (1469 – 1536) пользовался общеевропейской известностью и получил прозвище «короля гуманистов». Всю свою долгую жизнь он неустанно трудился. Эразм подготовил к печати труды многих отцов церкви и античных классиков, собрал и прокомментировал тысячи античных поговорок; он писал учебники, трактаты, послания, стихи. Его сочинения на латыни считались образцовыми, привлекая читателей богатством интонации и тонкой иронией. В веках остался его сатирический шедевр – «Похвала Глупости».

Эразм был богословом, но совершенно не похожим на ограниченных и нетерпимых католических теологов того времени. Христианским он считал все истинное. Это позволяло ему искать образцы мудрости и добродетели не только у христиан, но и у язычников. Тем самым Античность рассматривалась не как нечто враждебное христианству, а, напротив, как основа развития культуры, совершенствования человека и общества.

В искусстве Северного Возрождения ведущая роль принадлежала живописи. Уже в XV в. замечательного расцвета достигает искусство Нидерландов, а в конце XV – первой половине XVI в. свой золотой век переживает и немецкая живопись. Среди лучших ее мастеров – Лукас Кранах Старший, тесно связавший свое творчество с идеями Реформации и написавший известные портреты Лютера, а также Ханс Гольбейн Младший, ставший придворным живописцем английского короля и достигший удивительного совершенства в искусстве портрета.

Центральное место в немецком искусстве Возрождения занимает Альбрехт Дюрер (1471 – 1528). Разносторонний живописец и величайший мастер гравюры в Европе, он как ученый изучал линейную перспективу и пропорции человеческого тела, стремясь постичь законы красоты. Дюрер бывал в Италии и в совершенстве овладел достижениями итальянского Ренессанса, но пошел собственным путем. В своем творчестве он отразил драматизм мироощущения человека, жившего накануне и в первые годы Реформации и ожидавшего страшных потрясений. Особенно ярко эти настроения проявились в демократичных, предназначенных для широкого зрителя гравюрах. Среди них – «Четыре всадника» из серии «Апокалипсис», символизирующие страшные бедствия людей: войну и мор, неправедный суд и голод. Железные копыта конец топчут грешников: здесь и король, и священник. Блистательный портретист, Дюрер оставил целую галерею образов своих современников: императора Максимилиана I, гуманистов, деловых людей. Замечательны его автопортреты, на которых перед нами предстает прекрасный и уверенный в себе человек эпохи Возрождения.

Познание законов государства и общества.

Гуманистов XVI в. интересовала не только отдельная человеческая личность, но и законы развития государства и общества. Крупнейшим историком и политическим мыслителем был флорентиец Николо Макиавелли (1469 – 1527), ставший известным благодаря своему трактату «Государь». Убежденный республиканец и патриот Флоренции, противник папства и страстный поклонник единой Италии, Макиавелли жил в эпоху, когда республиканские идеалы терпели крах, своекорыстная политика Рима препятствовала объединению страны, а чужеземные армии грабили его родину. В таких условиях спасти и объединить страну мог, по мнению Макиавелли, лишь сильный государь. Ради достижения этой великой цели он может прибегать к жестокости и лжи, ибо так поступают все. Часто считают, что Макиавелли восхвалял в государе эти качества и освободил политику от морали; политическую беспринципность нередко называют «макиавеллизмом». На самом деле Макиавелли лишь показал, что мораль и политика трудно совместимы, что рассуждения о морали часто прикрывают неприглядные цели и то едва ли возможно достичь политического успеха, не нарушая нравственных норм.

Иными вопросами занимался знаменитый английский гуманист Томас Мор (1478 – 1535). Профессиональный юрист, член парламента, позже – канцлер Англии, Мор хорошо знал о самых острых проблемах английского общества. Он убедился, что государство – это «заговор богачей», преследующих лишь собственные интересы и не заботящихся о бедных. О собственном понимании наилучшего общественного устройства Мор рассказал в книге «Утопия» (1516). Это слово, придуманное Мором на основе древнегреческих корней, означает «место, которого нет»; в переносном смысле так называют любую неосуществимую идею. Мор описывает идеальное государство, расположенное на острове где-то у берегов Нового Света. Там нет частной собственности, которую Мор считал главным злом, все равны и никто не угнетает других. Все утопийцы совместно владеют материальными благами и получают необходимое из общих кладовых. Все трудятся, и никто не испытывает нужды. В то же время труд не обременителен, свободное время используется для развлечений, занятий науками и искусствами. На Утопии мирно уживаются разные религии, и никто не стремится утвердить свою веру силой; не поощряется лишь абсолютное неверие. К делам управления допускаются только люди науки, отличающиеся безупречными моральными качествами.

Вслед за Мором об идеальном общественном устройстве заговорили и другие мыслители. Так, в «Новой Атлантиде» Фрэнсиса Бэкона основу счастья жителей идеального острова составили технические изобретения, а не справедливое общественное устройство, как у Мора.

Литература и искусство XVII в.

Трагический гуманизм (Сервантеса иШекспира)

К концу XVI в. стал очевидным разлад между гуманистическими идеалами Возрождения и суровой действительностью. Писатели, художники и мыслители приходили к пониманию того, что человек не властен над собой и своей судьбой, что он сам находится под властью времени и обстоятельств, что он постоянно пребывает в движении и изменении. Многие из них сохраняли верность прежним идеалам красоты, добра и справедливости, однако теперь их мировоззрение все более окрашивалось в трагические тона.

Мигель Сервантес (1547 – 1616) – великий испанский писатель-гуманист прожил бурную и нелегкую жизнь. Выходец из обедневшего дворянского рода, он получил гуманитарное образование; путешествовал, мужественно сражался с турками в морской битве при Лепанто, где потерял руку, а затем был схвачен пиратами и пять лет провел в плену. Вернувшись в Испанию, разоренный Сервантес вынужден был стать чиновником по снабжению флота. По ложному обвинению в растрате ему пришлось сидеть в долговой тюрьме. Все эти разнообразные жизненные впечатления переплавились в его творчестве. Всемирную славу принес Сервантесу роман «Дон Кихот».

В Испании XVI в. были очень популярны рыцарские романы, причем наряду с классическими произведениями жанра имели хождение низкосортные подражания. «Дон Кихот» был задуман как пародия на них и многими читателями воспринимался именно с этой точки зрения, но его содержание неизмеримо глубже.

Герой Сервантеса, бедный идальго, начитавшись рыцарских романов, решил стать странствующим рыцарем. Он уговорил крестьянина Санчо Пансу быть его оруженосцем. Вместе они путешествовали по реальной Испании, совершенно не похожей на мир рыцарских романов. Всюду Дон Кихот пытается восстанавливать справедливость – и постоянно попадает в нелепые ситуации. Однако автор не столько иронизирует над своим героем, сколько сочувствует ему, ведь Дон Кихот, сознавая пропасть между желаемым и действительностью, не изменяет идеалам гуманизма и готов биться за них. В свою очередь, Санчо Панса в разговорах с Дон Кихотом тоже постепенно проникается гуманистическими идеалами добра и справедливости.

Уильям Шекспир (1564 – 1616) .

В Англии в конце XVI – начале XVII в. небывалых высот достигло театральное искусство, которым увлекалась и знать, и простонародье. Среди множества драматургов, прославивших английский театр, выделяется Уильям Шекспир. Почтенный горожанин из провинциального Стратфорда-на-Эйвоне, он неожиданно порвал с прежним укладом жизни и отправился в столицу, где навсегда связал свою жизнь с театром. Шекспир стал актером, а затем драматургом и совладельцем театра «Глобус» - самого популярного среди лондонских театров.

Наследие Шекспира поразительно по силе и разнообразию. Он писал комедии, прославлявшие радости жизни и любви («Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего»), драмы на античные сюжеты, исторические хроники из английского Средневековья (Генрих IV, Ричард III и др.), сонеты. Свидетелем расцвета его гения стала трагедия «Ромео и Джульетта» - гимн любви, противостоящей предрассудкам общества.

Позже Шекспир создал философские трагедии, в которых размышлял о добре и зле, о неспособности человека достичь гармонии с окружающим миром («Гамлет», «Отелло», «Король Лир»). Шекспира воодушевляла вера в человека – хозяина своей судьбы, который благодаря разуму и душевному благородству может противостоять страстям – гневу, ревности, зависти. Трагедию свои героев он видел не в превратностях судьбы или кознях злодеев, а в ошибках и слабостях, позволивших страстям увлечь их на ложный путь.

Для Западной Европы XVII в. – это время становления капитализма, предпосылкой чему были великие географические открытия XV – XVI вв., освоение европейской метрополией практически всех частей света. Победа Английской буржуазной революции середины XVII в., первой революции «европейского масштаба», привела к утверждению капиталистического способа производства в качестве политически господствующего в Англии, Голландии, придав процессу генезиса капитализма необратимый характер. В результате именно этот процесс становится определяющим фактором в истории Европы. В области экономики это проявилось в интенсивном разложении феодальных отношений в деревне, в расцвете мануфактурного производства, создавшем новые способы организации трудового процесса, появлении наемного труда, в складывании европейского и мирового капиталистического рынка. Крупные капиталы часто накапливались путем колониального порабощения новых территорий мира. Новые процессы поставили страны Европы в неравное положение: одни имели колонии, другие – нет, в одних установился буржуазный строй (Англия, Голландия), в других – еще более укрепились феодальные отношения (Испания, Германия).

В политической сфере новая эпоха означала кризис раннего абсолютизма, наступление новой стадии его эволюции, когда политика абсолютной монархии все более жестко смыкалась с узкосословными интересами дворянства, что означало в исторической перспективе вступление его в фазу разложения и упадка. В области духовной жизни XVII в. принес с собой революция научную и мировоззренческую – утверждение рационалистического мировоззрения как выражения теоретического сознания восходящего класса – буржуазии, пришедшего на смену мировидению традиционному, теологическому.

Особенностью научной революции XVII в. является глубокая проработка мировоззренческих и методологических основ науки, классической картины мира. Весьма примечательно, что она началась в математике и механике, объединив в себе два ствола точного знания: аксиоматически-дедуктивное и опытное (экспериментальное). Эксперимент, как орудие и метод познания, принципиально отличает науку Нового времени от античной и средневековой форм теоретического знания. Из затворника-одиночки, каковым был исследователь природы XV века, естествоиспытатель XVII в. становится уже «легальной» фигурой в обществе, из созерцателя и наблюдателя происходящих явлений – испытателем природы, понуждая ее подчиняться своей воле.

По сравнению с предшествующим столетием раздвигается круг научных интересов. В XVI веке особенно большие успехи были достигнуты в области филологии, астрономии, географии, ботаники, медицины. В XVII столетии преобладающим и ведущим направлением в науке становится математика, стремительно развивается экспериментальная физика, возникает экспериментальная химия, наступает новый этап в развитии медицины и физиологии, закладываются основы экспериментальной биологии. Больших успехов достигают некоторые гуманитарные отрасли знаний, в том числе юриспруденция, в частности, международное право.

Трудами ученых-исследователей XVII в. была создана база для технического прогресса.

Галилео Галилей (1564 – 1642) – итальянский ученый, один из основателей точного естествознания, основой познания считал опыт. Он заложил основы современной механики: выдвинул идею относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений. Занимался строительной механикой, построил телескоп с 32-кратным увеличением, отстаивал гелиоцентрическую картину мира.

Йоган Кеплер (1571 – 1630) – немецкий астроном, один из зачинателей астрономии Нового времени. Открыл законы движения планет, составил планетные таблицы, заложил основы теории затмений, изобрел новый телескоп с бинокулярными линзами.

Исаак Ньютон (1643 – 1727) – английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики. Открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, разработал теорию света, сочетавшую корпускулярные и волновые представления. Открыл закон всемирного тяготения и создал основы небесной механики.

Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий математик, физик, философ, языковед. Один из создателей интегрального и дифференциального исчисления, предвосхитил принципы современной математической логики.

Христиан Гюйгенс (1629 – 1695) – нидерландский ученый, изобрел маятниковые часы со спусковым механизмом, установил законы колебания физического маятника. Создал волновую теорию света. Совместно с Р. Гуком установил постоянные точки термометра.

Уильям Гарвей (1576 – 1637) – английский врач, основатель современной физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения.

Марчелло Мальпиги (1628 – 1694) – итальянский биолог и врач, один из основателей микроанатомии, открыл капиллярное кровообращение.

Антони Левенгук (1632 – 1723) – нидерландский натуралист, один из основоположников научной микроскопии. Изготовил линзы со 150 – 300-кратным увеличением, позволившие изучать микробы, кровяные тельца и др.

Развитие точных и естественных наук непосредственно послужило толчком для мощного скачка философской мысли. Философия развивалась в тесной связи с науками. Это обусловило создание всеобъемлющих философских систем Гоббсом, Декартом, Спинозой, Лейбницем, Бэконом, разработку теории познания, где образовались два направления: сенсуализм и рационализм. Накопленное к этому времени знание потребовало ответа на главные вопросы: что такое знание, как из незнания образуется знание, какой путь оно должно пройти, чтобы превратиться в теорию, и в этом направлении поиска образовались две системы ответов. Сенсуалисты отводили главную роль ощущениям, чувственному познанию, хотя не могли в достаточной мере осветить вопрос о том, как из ощущений и чувственных сведений о мире образуется научная теория. Рационалисты полагали, что знания возникают на основе правильного метода рассуждений, при этом абсолютизировалась одна сторона познания и не объяснялась другая.

Существенной чертой, выражающей еще неразвитость, односторонность рационалистического умонастроения и мироощущения эпохи молодого капитализма, был преимущественно рассудочно-прагматический характер самой рациональности. «Здравый смысл» массового сознания, с его ориентацией на предпринимательский успех и деловую инициативу, совершал не только созидательную, но и разрушительную работу в сфере духа, нигилистически отбрасывая моральные и эстетические ценности, если они не «требовались» для достижения непосредственных целей и удовлетворения ближайших интересов.

На эмпирии экономической и политической реальности классовых, национальных и государственных отношений XVI – XVII вв. создавалось одно из самых значительных построений общественной мысли Нового времени: теория естественного права . Суть ее, на первый взгляд, проста: право обусловливается силой, которая определяет суверенитет как личности, так и государства. Положение государства в мировом сообществе подобно положению гражданина в самом государстве: и там, и здесь действует не высокая мораль, не воля Бога, а трезвый и холодный эгоистический расчет; как отдельные индивиды, так и народы во взаимоотношениях друг с другом должны полагаться лишь на здоровое, естественное чувство самосохранения.

При кажущейся своей простоте теория естественного права требовала, однако, радикального пересмотра сложившихся, традиционных философских и религиозных представлений о сущности и природе человека. Она понуждала отказаться от христианского дуализма тела и души, требовала признать человека «частью природы» (Б. Спиноза). Очевиден не только прагматизм, но и цинизм идеологии, не признающей никаких аргументов в политике и праве, кроме аргумента силы. Философская и политическая мысль отражала, концептуализировала реальную обнаженность социальных отношений. Обратной стороной их прогрессирующей рационализации явилось заметное «уплощение» культуры, потеря объемности, многомерности, многоцветия феноменов культурной жизни, что было так характерно для эпохи Ренессанса.

Поляризация классов вела к поляризации в культуре. Дворянская этика, отдаляясь от моральных истоков народной жизни, вырождалась в этикет – сложную, разработанную до деталей систему условных, формальных правил и манер поведения, предназначенных, однако, лишь для общения с лицами своего аристократического круга.

Драматизм действительности, крушение идеала Возрождения привели к новым формам восприятия мира. Оптимистический реализм Возрождения сменяется чувством неустойчивого положения человека, для которого характерен тот или иной конфликт: столкновение прав личности и общественного долга, осознание противоречивости бытия. Личности все труднее отыскать свое место в новых отношениях общества, которому все меньше нужен всесторонний человек Ренессанса и все больше – человек-функция. Эта трагическая коллизия находит выражение в двух направлениях мысли, в двух художественных стилях – барокко и классицизм.

Барокко (от итальянского «странный, причудливый» и португальского «жемчужина неправильной формы»). Представляет собой не только художественный стиль, но и особый образ отношения к миру и с миром. Он сформировался вслед за плеядой разрушительных войн, воплотил в себе чувство падения идеалов гуманизма, а также обостренное осознание социальных, религиозных и экономических кризисов, переживаемых Европой в эту эпоху. Барокко был отмечен печатью трагизма и бессмысленности жизни. Оптимистический идеал Ренессанса сменяется пессимистической оценкой действительности, а восторженное преклонение перед человеком и его возможностями – подчеркиванием его двойственности, непоследовательности, «испорченности»; постоянно осмысливается «несоответствие между видимостью вещей и их сущностью, ощущается разорванность бытия, столкновение между телесным и духовным началом, между привязанностью к чувственной красоте мира и осознанием бренности земного бытия».

Барочные произведения отличались высоким уровнем выразительности, театральным совмещением реального и фантастического. Широко использовались гиперболизм, антитезы, метафоризм, все необычное, нетрадиционное: соблюдалось эстетическое равноправие возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного, трагического и комического; произвольное слияние античной мифологии и христианской символики. Барочный стиль стремился к монументальности, мистическим аллегориям и натуральности изображения. Особое внимание в нем уделялось эмоциональному воздействию. Распространенными темами барокко были физические и нравственные страдания человека, а любимыми персонажами – экзальтированные мученики, погибающие или разочарованные герои. Среди направлений и школ барокко можно выделить маньеризм (Италия), гонгоризм (Испания), прециозную литературу (Франция), метафизическую школу (Англия), силезскую школу (Германия). Видными выразителями барокко в литературе стали П. Кальдерон, Г. Гриммельсхаузен, в скульптуре и живописи – П. Рубенс, Д. Веласкес, Л. Бернини, в архитектуре – Ф. Борромини.

Классицизм. Родиной классицизма (от лат. «образцовый») стала Франция конца XVII века. Классицизм был тесно связан с придворной аристократической культурой периода утверждения французского абсолютизма. Абсолютизм в политике Франции ограничивал личность государственными интересами, заставлял индивидуальное приносить в жертву общественному. Мировоззренческой основой классицизма во Франции стали рационалистическая философия Р. Декарта, драматургия П. Корнеля, Ж. Б. Мольера, поэтика Н. Буало. Свои истоки идеологи классицизма видели в образах и формах античной культуры. Сюжеты, характеры, идеи античности вновь обретали жизнь в произведениях классицизма, но уже с новым историческим содержанием. Наибольшей популярностью пользовались традиции поздней римской античности и философия римских стоиков, сторонников сохранения твердости духа в любой ситуации, подчиненности внеличностным целям. Идеологическая основа классицизма включала в себя идеи патриотизма, государственного служения, возвеличивая человека, предпочитающего собственным интересам общественные. Классицизм характеризовался рационализмом, нормативностью творчества (правило трех единств, иерархия жанров и стилей и др.), стремлением создать завершенные гармонические формы. Для произведений классицизма, ориентированных на реалистическое воссоздание действительности, типичной была избирательность в сюжетах, формах и средствах изображения, подчиненных строгому плану и главной задаче художника – убеждать силой и логикой мысли.

Таким образом, XVII век – это время, которое, с одной стороны, постепенно рационализирует, то есть делает вполне приземленными и социальными идеи эпохи Возрождения, а с другой – готовит почву для социальных и духовных революций эпохи Просвещения.

Она и Елизавету пыталась перетащить в католичество. Все это напрягало жизнь юной принцессы самым решительным образом. Протестантская же общественность страны возлагала надежды как раз на Елизавету, которая фактически была наследницей престола. Страсти порой разгорались просто шекспировского масштаба. Однажды Мария заключила сестру в Тауэр по подозрению в участии в заговоре. Впрочем, та пробыла в узилище недолго, и больше того – именно там встретила другого «заговорщика» – внешне совершенного мачо, но абсолютно бездарного графа Лейстера, с которым и связала свою личную жизнь на долгие годы.
Впрочем, личная жизнь Елизаветы Тюдор остается тайной за семью печатями до сих пор. У историков существует убеждение, что некий физический или психологический барьер всегда существовал между ней и мужчинами. Имея фаворитов и будучи невестой всей Европы (в ее женихах побывали и Филипп Второй, и Генрих Третий, и чуть ли не сам Иван Грозный), Елизавета никогда не допускала «последней близости». Так что легенда о «королеве-девственнице» (при стольких-то поклонниках!) – вовсе не миф! Как-то она сказала, что ни одной, даже самой близкой, душе не откроет тайну. И даже пронырливые враги испанцы не узнали точно ее секрета…
Как и ее отец, рыжая Бесс была до мозга костей прагматиком. Однако говорить о том, что она обладала сверхгениальным умом государственного деятеля – определенное преувеличение. Она умела подбирать слуг и советников, – это да! Ее канцлер лорд Берли и ее глава внешней разведки Уолсингэм были гениями своего дела. Но – не получили от рыжей Бесс ни копейки сверх положенного им жалованья! Все дары неумеренно валились на Лейстера и других фаворитов. Даже то, что Елизавета избрала протестантство, имело под собой не только (а возможно, и не столько) политическую причину, сколько чисто личную: папа, вслед за реальным отцом, объявил ее незаконнорожденной. Елизавете ничего и не оставалось, как после такого плевка порвать с дотошными католиками.
Впрочем, англиканская церковь – наименее протестантская изо всех протестантских церквей. Практически полностью сохранена пышная католическая обрядность (Елизавета любила помпу), только церковь вышла из-под власти римского первосвященника.
Естественно, эта полуреформа не устраивала буржуа, пуритане роптали. Елизавета обрушивала на них гонения, каких не удостаивались от нее и католики.
Елизавета умело балансировала между различными силами. Но ведь еще и «судьба Евгения хранила». Когда в 1588 году буря разметала огромный испанский флот с экспедиционным корпусом, направлявшимся к берегам Британии («Непобедимую Армаду») судьбы королевы и ее королевства висели буквально на волоске: в английской армии было всего несколько тысяч солдат.

На конец Средневековья приходится одна из самых ярких страниц европейской культуры - Возрождение (по-французски -Ренессáнс ). Термин означает как бывозрождение традиций античной культуры, в первую очередь - интереса к человеку.

Родиной Возрождения в кон. 13 в. становится Флоренция в Италии, затем в 14 в. культура Возрождения распространяется по всей Италии, а с 15 в.- и в других странах Европы.

Главными чертами Ренессанса являются:

    возрождение и переосмысление наследия античной культуры;

    вера в могущество и красоту человека, который стоял в центре внимания как античных художников и мыслителей (антропоцентризм) , так и деятелей эпохи Возрождения;

    доминирование гуманизма во всех сферах духовной жизни;

    рост светской образованности и науки.

Деятелями Возрождения были: Данте (последний поэт Средневековья и первый - Возрождения), Петрарка, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и др.

Шедеврами Возрождения стали «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Джоконда» и «Тайная вéчеря» Леонардо да Винчи, «Рождение Венеры» Боттичелли, колоннада площади собора Св. Петра в Риме (арх. Бернини), «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Боккаччо и др.

Гуманистическая культура Возрождения создала базу для реформации католической церкви и развития культуры барокко и классицизма. Без Возрождения не было бы и Просвещения в Европе.

Но эпоха Возрождения озарена кострами инквизиции. Были сожжены Джордано Бруно и многие другие ученые, философы, писатели. Широко распространились суеверия и лженауки: алхимия, астрология, магия.

18. Культура Западной Европы от Реформации до классицизма (16–18 вв.)

Реформация. впервой пол. 16 в. начинаетсяРеформация - широкое религиозно-политическое движение (и эпоха) в Европе с требованием реформ католической церкви и санкционированных ею порядков . Она приводит к расколу католической церкви.

Родиной Реформации была Германия, ее лидером и идеологом - Мартин Лютер . Затем реформационное движение охватило другие страны. Крупными представителями и деятелями реформации были также Ян Гус, Цвингли и Кальвин.

Культура Реформации связана с развитием буржуазных отношений, наступлением светского образования и науки на католицизм. Были созданы условия для развития национальных культур (перевод Библии и проповедь на национальных языках, и др.)

В результате Реформации и раскола католической церкви возник протестантизм и его разновидности: лютеранство, кальвинизм, англиканство, реформатская церковь, баптизм и др.

Барокко (кон. 16 – сер. 18 в.) - это художественно-стилевое направление, которое стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей. характеризуется вычурностью, пышностью, торжественностью и многообразием форм.

В архитектуре - пышные украшения: лепнина, скульптура, яркая окраска стен зданий. В живописи - парадный портрет (Караваджо в Италии; Веласкес, Рибера и Сурбаран - в Испании; Рубенс, Ван Дейк, Снайдерс - мастера фламандского барокко; голландское барокко представлено Рембрандтом).

В музыке эпохи барокко формируется новый жанр - опера (композитор Монтеверди и др.).

к лассицизм (17–18 вв.) отличают обращение к строгой величественности греко-римской античности как к норме и идеальному образцу, идеализация и героизация действительности. Термин восходит к эпохе древнегреческой классики.

Для классицизма в архитектуре характерны строгость линий, симметричность, использование древнегреческих ордеров, лаконичность окраски зданий.

Развивается драматургия . Виднейшие драматурги Франции - Расин, Корнéль, Мольéр.